Передовая методика обучения эдгара дейла. Эдгар Дейл: Как эффективно изучить и запомнить какую-либо тему

Главная / Развод

Эдгар Дейл в 1969 году выявил наиболее эффективные способы обучения.

Эдгар Дейл пришел к выводу, что:

— слушать лекции на тему или читать материалы по предмету – это наименее эффективный способ выучить что-либо;
— обучать других и использовать изучаемый материал в собственной жизни –это наиболее эффективный способ выучить что-либо.

Эдгар Дейл преподавал ученикам один и тот же учебный материал, но разными способами. А потом анализировал их способности вспоминать изученную информацию после окончания обучения.

Хотя в основу конуса действительно положены результаты исследования Дейла, процентные данные вычислялись не Дейлом, а его последователями в результате их собственных исследований.

Даже хотя Конус обучения, получивший широкое распространение, содержит не совсем точные данные, он является руководством для самых эффективных техник обучения, какие только способен воспринять человеческий мозг.

Конус обучения наглядно объясняет, почему фрагменты из фильма запоминаются лучше, чем прочитанная книга на ту же тему. Фильм использует аудио и визуальные аспекты, которые человеческий мозг более склонен запоминать.

Как эффективно изучить и запомнить какую-либо тему:

1. Проводите лекции
Хотя слушание лекций – это один из худших способов усвоения материала, чтение лекций по своей теме (как преподаватель) – один из самых эффективных.

2. Пишите статьи
Если у вас есть блог или веб-страница, вы можете компилировать статьи по своей теме.

3. Создавайте видеопрограммы
Даже если у вас нет собственного блога или веб-страницы, сейчас существует масса видео порталов, например, Youtube, куда вы можете выкладывать свои видеоматериалы для бесплатного просмотра. Это очень эффективный метод, так как вы готовите лекционный материал, который доступен не узкому кругу слушателей лекции, а потенциальной мировой аудитории.

4. Обсуждайте с друзьями
Один из самых простых и доступных вам технических приемов – общение с людьми вашего социального круга. В любой подходящий момент выносите на обсуждение интересующую вас тему и доносите до своих друзей все имеющееся у вас богатство знаний на эту тему. Чем с большим количество людей вы это обсудите, тем выше вероятность того, что вы вспомните этот материал в будущем. К тому же существуют буквально сотни способов проводить подобные дискуссии он-лайн, принимая участие в форумах по интересам, чатах или в социальных сетях.

5. Делайте это сами
Чему бы вы ни учили других, вы должны быть уверены, что делаете это сами.
Помните только, что данные, приведенные в Конусе обучения – это не догма. У каждого может быть свой подход к обучению.

Результаты исследований он представил в виде схемы «Конус обучения»:

Эдгар Дейл (1900г-1985г) – исследователь и преподаватель новых методов обучения с использованием аудио- и визуальных материалов. Своей деятельностью занимался с 1929 по 1970 гг. Жил и работал в США. Являлся преподавателем государственного университета, расположенного в штате Огайо (США). Работал над изучением проблемы усвоения учебных материалов при вербальном преподавании и тестировал «читаемость текстов».

В течение последних десятилетий педагоги и ученые всего мира поднимают вопрос о странной тенденции, которая наблюдается в ходе эволюции и развития нашего общества – с увеличением благосостояния общества снижается образовательный и культурный уровень его членов. Этот вопрос интересовал ученых еще в начале 60-х годов ХХ века. А в 1969 году один из многочисленных исследователей данной проблемы – Эдгар Дейл – изложил свой взгляд на нее. Результат его сложной и кропотливой работы был представлен в виде конуса, который назвали «конусом обучения Эдгара Дейла». В дальнейшем последователи изобретателя данного учения провели обширные статистические исследования на обучающихся в школах и высших учебных заведениях, которые полностью подтвердили правоту идеи Эдгара Дейла.

Исследования показали, что мало иметь желание учиться. Необходимо правильно подобрать способы и методы получения учебной информации от педагога с целью максимального усвоения полученных знаний.

Для проведения исследований было подобрано несколько групп из учащихся различных возрастов. В каждой из них обучение велось только одним из 6 указанных в конусе методов, но материал давался одинаковый. После этого было проведено контрольное тестирование.

Тесты показали следующие результаты:

  • Самым неэффективным методом подачи информации является чтение. Обычный человек через 2 недели после визуального изучения учебного материала помнит только 10% изложенной в нем информации. Несмотря на это, данный метод передачи информации при обучении является самым распространенным во всех учебных заведениях мира.
  • 20% информации человек помнит при изложении материала вслух – при прослушивании аудиокниги, учебной программы или аудиозаписи лекции.
  • На 10% процентов больше учебного материала обучающийся помнит при просмотре таблиц и иллюстраций, то есть при сведении информации в блоки с общими признаками для каждого блока. Это информация, которую мы видим.
  • Когда восприятие материала идет через зрение и слух одновременно – присутствие на лекции или выступлении педагога, наблюдение за каким-либо учебным процессом – просмотр видеофильма, то обучающийся запоминает до 50% информации.
  • До 70% информации запоминается при непосредственном участии в процессе получения информации – дискуссии, докладе, семинаре, обмене мнениями.
  • Наиболее эффективным методом закрепления материала, когда запоминается до 90% полученной информации, считается участие в реальной работе с применением полученных знаний и умений либо ее имитации в условиях, близких к реальным.

Из приведенных цифр видно, что современная система образования, которая мало чем отличается от системы 60-х гг. ХХ века, больше всего применяет самые неэффективные методы представления обучающего материала.

Однако в каждом конкретном случае степень усвоения учебного материала зависит от желания самого обучаемого. А развитие коммуникационных возможностей в обществе с приходом в жизнь каждого человека сети интернет только облегчает этот процесс.

Однако из любого правила бывают исключения и соотношение восприятия материала у отдельно взятого ученика может быть иным, отличным от данных Эдгара Дэйла.

Известно, что многие крупные бизнесмены, члены политических элит, ученые, деятели культуры внимательно изучали результаты этих исследований и признали их правильными. Некоторые крупные предприятия и организации проводят обучение не только руководства, но и рядовых работников организаций по методикам господина Дэйла. Данные методики изучаются в высших учебных заведениях, где обучают будущих педагогов и психологов. Они используются при разработке некоторых учебных программ.

Однако несмотря на это, а также явную необходимость реорганизации системы высшего и среднего образования и повышения ее эффективности, никаких общих мероприятий по внедрению результатов исследований Эдгара Дейла в жизнь не проводится не только в России, но и в других, более развитых странах.

Узнал о том, что конус Дейла есть на сайте, благодаря мелькнувшему названию в разделе Хорошие старые статьи.
На фоне обращения (и аналогичного на ПКФ) эта составляющая педагогики (1-го приоритета ОСУ) выглядит иначе, чем в 2016 г., когда материал был здесь выложен.
В «деле Скрипалей» метод обсуждение действительно работает на ура в интересах конкретной страны (сначала написал «стороны» – вот насколько эффективна провокация; нет у этого события сторон). А так ли всё однозначно в системе образования, к которой относятся исследования Э.Дейла? Вопрос достаточно исследован, приведу выдержки и ссылки.

А на основе «конуса обучения» к концу уже семидесятых годов в Национальной тренинговой лаборатории США была разработана новая графическая версия «влияния методов обучения на степень усвоения материала», получившая название «Пирамида обучения». Выглядит она явно проще конуса обучения.
Более основательный разбор: Все врут, а ты не ври, или Развенчание мифа о запоминании . Он достоин прочтения и репостов, здесь же цитирую больше не то, что касается Пирамиды обучения, приписываемой Дейлу, а то, что увязывает разные методы информационной войны против человечества:
[Э.Дейл] Пришел к выводу, что обучать других и использовать изучаемый материал в собственной жизни - это наиболее эффективный способ выучить что-либо? То есть, следуя этому принципу, лекции и чтение пропускаем и сразу начинаем обучать других? Не хотел бы я попасть к такому учителю.
Ответы на все вопросы удалось найти только в английской части Интернета. И они оказались обескураживающими.
конус - это описательная модель, система классификации, а не предписание о том, как правильно планировать обучение.
с момента первого издания теоретическая модель Дейла стала жить своей собственной жизнью. Слишком велик был соблазн применить ее на практике. Поэтому третью редакцию книги Дейл специально дополнил разделом «Some Possible Misconceptions» («Некоторые возможные заблуждения»), в котором в частности предостерег от попыток считать, что обучение на основе реального опыта является лучшим по сравнению с методами, находящимися на уровне с большей абстракцией.
Мистические цифры родились ранее или одновременно с самим конусом. И какое-то время существовали отдельно, жили своей собственной жизнью. Однако около 1970 года кому-то пришла «замечательная» идея объединить конус и цифры. Сомнительные данные наложили поверх конуса опыта Дейла. Тогда на свет и появилась так называемая пирамида обучения.
[Англоязычная Википедия этого не скрывает : ‘’Цифры произошли с 1967 года, когда сотрудник нефтяной компании Mobil , Д. Г. Трейхлер, опубликовал не научную статью в «Кино и аудио-визуальной коммуникации»’’]
Главное (на мой взгляд) и вывод автора:
В 2002 году возникла вторая волна критики, по всей видимости, связанная с развитием Интернета, когда люди все больше и больше стали делиться ложной информацией.
Если быть честным, то статья совсем не про пирамиду обучения и даже не про конус Дейла. Это маленькая иллюстрация большой проблемы. Показательно, как люди массово верят в информацию сомнительного характера. В информацию, в которой присутствуют эксперты с результатами якобы проведенных ими исследований. Хотя, конечно, слишком сложно устоять перед потоком ложных данных. Особенно, когда они наваливаются на тебя отовсюду: из книг, докладов, статей уважаемых людей или даже ученых.
Надеюсь, что статья заставит хоть на секунду задуматься и чуть более критично взглянуть на окружающий нас мир.
А я всё думал: если это такое открытие, то почему информации о нём нет в вузовских учебниках, ведущих свою историю со времён СССР, да и в современных отечественных не густо? Эдгар Дейл не приводил цифр в своём конусе и предостерегал от того, чтобы одни методы обучения считать лучшими, а другие худшими.

О профессоре ДЕЙЛЕ, его «конусе опыта»и «пирамиде обучения», предложенной его последователями.

Эдгар Дейл (1900-1985) – всемирно известный Пионер в области использования аудио-визуальных материалов в обучении. С 1929 по 1970 г. преподавал в Государственном университете штата Огайо (США). Изучал проблемы усвоения вербального преподавания и тестирования «читаемости текстов».

Дейл в 1969 году, выявляя наиболее эффективные способы обучения, пришёл к выводу, что:

Обучать других и использовать изучаемый материал в собственной жизни – это наиболее ЭФФЕКТИВНЫЙ способ выучить что-либо.

Эдгар Дейл, будучи профессором Государственного университета штата Огайо, преподавал обучаемым один и тот же учебный материал, но разными способами. А после окончания курса выявлял и анализировал способность обучаемых воспроизводить полученную информацию. Результаты эго исследований были оформлены в виде «Dale’s cone of experience» (известном как конусе Дейла ).

Особо отметим, что указанные на схеме проценты вычислялись не Дейлом, а его последователями в ходе их собственных исследований. И не смотря на то, что конус содержит не совсем точные данные, тем не менее, он получил широкое признание, так как является прекрасным руководством для педагогических поисков самых эффективных техник обучения, ориентированных на природные способности восприятия человеческого мозга.

На основе «конуса Дейла» к концу 1970-х годов в Национальной тренинговой лаборатории США была разработана новая графическая версия «влияния методов обучения на степень усвоения материала», получившая название «Пирамида обучения ».

На этой схеме весьма наглядно показано, что классическая лекция (то есть монолог преподавателя, не сопровождаемый слайдами или какими-либо другими иллюстрациями) - наименее эффективный метод обучения, обеспечивающий освоение слушателями всего лишь 5% изложенной информации. Тогда как «активное обучение» (то есть вовлечение участников образовательного процесса в различные виды активной познавательной деятельности) явно позволяет надеяться на более высокие результаты.

Проводите лекции

Хотя слушание лекций – это один из худших способов усвоения материала, чтение лекций по своей теме (когда вы становитесь преподавателем) – один из самых эффективных.

Пишите статьи

Если у вас есть блог или веб-страница, вы можете компилировать статьи по своей теме.

Создавайте видеопрограммы

Даже если у вас нет собственного блога или веб-страницы, сейчас существует масса видео порталов, например, Youtube , куда вы можете выкладывать свои видеоматериалы для бесплатного просмотра. Это очень эффективный метод, так как вы готовите лекционный материал, который доступен не узкому кругу слушателей лекции, а потенциальной мировой аудитории.

Обсуждайте с друзьями

Один из самых простых и доступных вам технических приемов – общение с людьми вашего социального круга. В любой подходящий момент выносите на обсуждение интересующую вас тему и доносите до своих друзей все имеющееся у вас богатство знаний на эту тему. Чем с большим количество людей вы это обсудите, тем выше вероятность того, что вы вспомните этот материал в будущем. К тому же существуют буквально сотни способов проводить подобные дискуссии он-лайн, принимая участие в форумах по интересам, чатах или в социальных сетях.

Умейте делать то, чему учите других

Чему бы вы ни учили других, вы должны быть уверены, что без труда сможете это сделать и сами.

Эдгар Дейл: Как эффективно изучить и запомнить какую-либо тему

Эдгар Дейл в 1969 году выявил наиболее эффективные способы обучения.

Эдгар Дейл пришел к выводу, что :

Слушать лекции на тему или читать материалы по предмету - это наименееэффективный способ выучить что-либо;

Обучать других и использовать изучаемый материал в собственной жизни - это наиболее эффективный способ выучить что-либо.

Эдгар Дейл преподавал ученикам один и тот же учебный материал, но разными способами. А потом анализировал их способности вспоминать изученную информацию после окончания обучения.

Хотя в основу конуса действительно положены результаты исследования Дейла, процентные данные вычислялись не Дейлом, а его последователями в результате их собственных исследований.

Даже хотя Конус обучения, получивший широкое распространение, содержит не совсем точные данные, он является руководством для самых эффективных техник обучения, какие только способен воспринять человеческий мозг.

Конус обучения наглядно объясняет, почему фрагменты из фильма запоминаются лучше, чем прочитанная книга на ту же тему. Фильм использует аудио и визуальные аспекты, которые человеческий мозг более склонен запоминать.

Как эффективно изучить и запомнить какую-либо тему :

1. Проводите лекции

Хотя слушание лекций - это один из худших способов усвоения материала, чтение лекций по своей теме (как преподаватель) - один из самых эффективных.

2. Пишите статьи

Если у вас есть блог или веб-страница, Вы можете компилировать статьи по своей теме.

3. Создавайте видеопрограммы

Даже если у Вас нет собственного блога или веб-страницы, сейчас существует масса видео порталов, куда Вы можете выкладывать свои видеоматериалы для бесплатного просмотра. Это очень эффективный метод, так как Вы готовите лекционный материал, который доступен не узкому кругу слушателей лекции, а потенциальной мировой аудитории.

4. Обсуждайте с друзьями

Один из самых простых и доступных вам технических приемов - общение с людьми Вашего социального круга. В любой подходящий момент выносите на обсуждение интересующую Вас тему и доносите до своих друзей все имеющееся у Вас богатство знаний на эту тему. Чем с большим количество людей Вы это обсудите, тем выше вероятность того, что Вы вспомните этот материал в будущем. К тому же существуют буквально сотни способов проводить подобные дискуссии он-лайн, принимая участие в форумах по интересам, чатах или в социальных сетях.

5. Делайте это сами

Чему бы Вы ни учили других, Вы должны быть уверены, что делаете это сами.

Помните только, что данные, приведенные в Конусе обучения - это не догма. У каждого может быть свой подход к обучению.

Результаты исследований он представил в виде схемы "Конус обучения":

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры