Рафаэль санти биография личная жизнь. Биография Рафаэля Санти – величайшего художника эпохи Возрождения

Главная / Развод

Все картины Рафаэля – яркое отражение его тонкой натуры. С ранних лет он был наделен закаленным трудолюбием и стремлением к духовной и чистой красоте. Поэтому в своих работах неустанно передавал чарующие формы высоких замыслов. Возможно, поэтому под кистью мастера родилось такое огромное количество произведений, которые передают совершенство окружающего мира и его идеалы. Наверное, никто из художников эпохи Возрождения так мастерски и глубоко не оживлял сюжеты своих картин. Вспомнить хотя бы настоящий шедевр искусства того времени «Сикстинскую мадонну ». Незыблемо и желанно перед зрителем возникает образ неповторимого, чудесного видения. Оно будто спускается с синеватой глубины небес и окутывает окружающих своим величественным и благородным золотистым сиянием. Мария спускается торжественно и смело, держа на руках своего младенца. Такие картины Рафаэля – яркое отражение его возвышенных чувств и чистых искренних эмоций. Монументальные формы, четкие силуэты, уравновешенная композиция – в этом весь автор, его стремления к высоким идеалам и совершенству.

На своих полотнах мастер заново влюблялся в женскую красоту, изящное величие и нежное очарование героинь. Не зря он, как минимум, два своих произведения «Три грации » и «Амур и грации » посвятил прекрасным богиням римской мифологии – древнегреческим харитам. Их мягкие формы и насыщенные линии воплотили самое радостное, доброе и светлое начало всей жизни. Рафаэль неустанно черпал от них вдохновение. Целенаправленно он изображал богинь обнаженными, чтобы приблизить каждого зрителя к девственной и нежной природе высокого искусства. Возможно, поэтому в остальных работах художника ярко отображена божественная сила, чувственная красота, неразрывно связанная с идеалами окружающего мира.

Текст: Ksusha Kors

Биография

Эпоха Высокого Возрождения в Италии дала миру великих художников: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана. Каждый из них в своём творчестве воплотил дух и идеалы эпохи. В творчестве Леонардо ярко отразилась познавательная целеустремлённость, в работах – Микеланджело – пафос и драматизм борьбы за великое совершенство, у Тициана – жизнерадостное свободомыслие, Рафаэль воспевает чувства красоты и гармонии.

Рафаэль (точнее Рафаэлло Санти) родился 6 апреля 1483 года (по другим данным 28 марта 1483 года) в семье придворного художника и поэта герцога Урбинского Джованни Санти в городе Урбино. Отец Рафаэля был человеком образованным и именно он привил своему сыну любовь к искусству. И первые уроки живописи Рафаэль получил от своего отца.

Когда Рафаэлю было 8 лет, умерла его мать, а в 11 лет после смерти отца он остался сиротой.

Город Урбино, в котором родился и вырос Рафаэль, в середине ХV – блестящий художественный центр, очаг гуманистической культуры Италии. Юный художник мог знакомиться с замечательными произведениями искусств в церквах и дворцах г. Урбино, а благотворная атмосфера красоты и искусства будила воображение, мечты, воспитывала художественный вкус. Биографы и исследователи творчества Рафаэля предполагают, что следующие 5-6 лет он обучался живописи у посредственных урбинских мастеров Эванджелиста ди Пьяндимелето и Тимотео Вити.

В 1500 году Рафаэль Санти переезжает в Перуджу, чтобы продолжить своё образование в мастерской самого крупного умбрийского живописца Пьетро Перуджино (Ваннуччи). Художественная манера Перуджино созерцательная и лиричная была близка. Первые художественные композиции были исполнены Рафаэлем в 17-19 лет «Три грации », «Сон рыцаря » и знаменитая «Мадонна Конестабиле ». Лирическому таланту Рафаэля тема мадонны особенно близка и не случайно она останется одной из главных в его творчестве.

Мадонны Рафаэля, как правило, изображены на фоне пейзажей, их лица дышат спокойствием и любовью.

В перуджинский период живописец создает первую монументальную композицию для церкви – «Обручение Марии », знаменующую новый этап в его творчестве. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию. Во Флоренции он прожил четыре года, изредка выезжая в Урбино, Перуджу, Болонью. Во Флоренции художник приобщается к художественным идеалам ренессансного искусства, знакомится с произведениями античности. В это же время во Флоренции работали Леонардо да Винчи и Микеланджело, создававшие картоны для батальных сцен в Палаццо Веккью.

Рафаэль изучает античное искусство, делает зарисовки с работ Донателло, с композиций Леонардо и Микеланджело. Он много рисует с натуры, изображает модели обнажёнными, добивается правильной передачи строения тела, его движения, пластики. Одновременно изучает законы монументальной композиции.

Стиль живописи Рафаэля меняется: в нём сильнее находит выражение пластика, формы – более обобщёнными, композиции – более простыми и строгими. В этот период его творчества образ мадонны становится главным. На смену хрупким, мечтательным умбрийским мадоннам пришли образы более земных полнокровных, их внутренний мир стал более сложным и богатым эмоционально.

Композиции, изображающие мадонн с младенцами, принесли Рафаэлю известность и популярность: «Мадонна дель Грандука » (1505), «Мадонна Темпи » (1508), «Орлеанская мадонна », «Мадонна Колонна ». В каждой картине на этот сюжет художник находит новые нюансы, художественные фантазии делают их абсолютно разными, образы обретают большую свободу и движение. Пейзажи, окружающие богоматерь, – это мир безмятежности и идиллии. Этот период живописца, «художника мадонн » – расцвет его лирического дарования.

Флорентийскй период творчества Рафаэля заканчивается монументальным полотном «Положение во гроб » (1507) и знаменует его переход к монументально-героическому обобщённому стилю.

Осенью 1508 года Рафаэль переезжает в Рим. В ту пору по приглашению папы Юлия II в Рим съезжались лучшие архитекторы, скульпторы, живописцы со всей Италии. Вокруг папского двора собирались учёные – гуманисты. Папы, могущественные духовные и светские владыки коллекционировали произведения искусств, покровительствовали науке и искусствам. В Риме Рафаэль становится великим мастером монументальной живописи.

Папа Юлий II поручил Рафаэлю украсить росписями папские покои в Ватиканском дворце, так называемые станцы (комнаты). Над фресками станц Рафаэль работал девять лет – с 1508 по 1517 год . Фрески Рафаэля стали воплощением гуманистической мечты возрождения о духовном и физическом совершенстве человека, его высоком призвании и его творческих возможностях. Темы фресок, образующих единый цикл – это олицетворение и прославление Истины (Vero), Добра, Блага (Bene), Красоты, Прекрасного (Bello).Вместе с тем это как бы три взаимосвязанные сферы деятельности человека – интеллектуальная, нравственная и эстетическая.

Тема фрески «Диспута » («Диспут ») утверждение триумфа высшей истины (истины религиозного откровения), причастия. На противоположной стене – лучшая фреска ватиканских станц, величайшее творение Рафаэля «Афинская школа ». «Афинская школа » символизирует рациональные поиски истины философией и наукой. В «Афинской школе » живописец изобразил собрание античных мыслителей и учёных.

Третья фреска Станцы делла Сеньятура «Парнас » – олицетворение идеи Bello – Красоты, Прекрасного. На этой фреске изображён Аполлон в окружении муз, вдохновенно играющий на виоле, ниже изображены знаменитые и безымянные поэты, драматурги, прозаики, в большинстве античные (Гомер, Сафо, Алкей, Вергилий, Данте, Петрарка…). Аллегорическая сцена, находящаяся напротив «Парнаса », прославляет (Bene) Добро, Благо. Эту идею олицетворяют фигуры Мудрости, Меры и Силы, ритмически объединенные фигурками маленьких гениев. Трое из которых символизируют добродетели – Веру, Надежду, Милосердие.

Монументальной живописью Рафаэль занимался до последних лет жизни. Сохранившиеся рисунки Рафаэля ярко раскрывают своеобразие творческого метода художника, подготовку и воплощение главной задачи произведения. Главная цель – это создание композиции целостной и завершённой.

В годы работы в Риме Рафаэль получает много заказов на исполнение портретов. Портреты, созданные им, просты, строги по композиции, в облике человека выделяется главное, самое значительное, неповторимое: «Портрет кардинала », «Портрет писателя Бальдассаре Кастилионе » (друга Рафаэля)…

И в станковой живописи Рафаэля неизменной темой остаётся сюжет с мадонной: «Мадонна Альба » (1509), «Мадонна в кресле » (1514-1515), алтарные картины – «Мадонна ди Фолиньо » (1511-1512), «Св.Цецилия » (1514).

Величайшее творение станковой живописи Рафаэля «Сикстинская мадонна » (1513-1514). Царственно – величавая заступница человеческая нисходит на землю. Мадонна прижимает к себе маленького Христа, но её объятия многозначны: в них и любовь, и расставание – она отдаёт его людям на страдание и муку. Мадонна движется и неподвижна. Она остаётся в своём возвышенном идеальном мире и идёт в мир земной. Мария вечно несёт сына людям – воплощение, символ высшей человечности, красоты и величия жертвенной материнской любви. Рафаэль создал образ богоматери, понятный каждому.

Последние годы жизни Рафаэля были посвящены разным сферам деятельности. В 1514 году он был назначен руководить строительством собора Святого Петра, Осуществлял надзор за ходом всех строительных и ремонтных работ в Ватикане. Создал архитектурные проекты церкви Сант Элиджио дельи Орефичи (1509), палаццо Пандольфини во Флоренции, виллы Мадама.

В 1515-1516 годах вместе со своими учениками создал картоны к коврам, предназначенным для украшения в праздничные дни Сикстинской капеллы.

Последнее произведение – «Преображение » (1518-1520) – исполнено со значительным участием учеников и было завершено ими уже после смерти мастера.

Живопись Рафаэля отражала стиль, эстетику и мировоззрение эпохи, эпохи Высокого Возрождения. Рафаэль был рождён, чтобы выразить идеалы Возрождения, мечту о прекрасном человеке и прекрасном мире.

Рафаэль умер в возрасте 37 лет, 6 апреля 1520 года . Великий художник похоронен со всеми почестями в Пантеоне. Гордостью Италии и всего человечества Рафаэль остался на века.

Опубликовано: Июль 3, 2014

Рафаэль Санти - биография и знаменитые картины художника, произведения - фрески, росписи, архитектура

(родился в 1483 г. в Урбино, умер в 1520 г. в Риме)

Итальянский живописец, архитектор и график эпохи Возрождения. Его работы, а также его старших современников Леонардо и Микеланджело , определили стиль Высокого Возрождения в центральной Италии.

Десять наиболее известных картин Рафаэля

Рафаэлло Санцио да Урбино , известный как Рафаэль , был одним из трёх великих мастеров искусства Высокого Возрождения вместе с Микеланджело и Леонардо да Винчи. Он был мастером реалистичного изображения эмоций, которые оживили его картины. Рафаэль считается художником с идеальным балансом, а многие его картины - краеугольными камнями искусства эпохи Возрождения . Ниже представлены десять самых известных картин этого великого итальянского художника.

10. «Обручение Девы Марии» (Lo Sposalizio)


Год: 1504

«Обручение Девы Марии», основанное на картине учителя Рафааэля Пьетро Перуджино с таким же сюжетом, изображает церемонию бракосочетания между Марией и Иосифом. Через эту картину, в которой он превосходит своего учителя, можно увидеть развивающий стиль Рафаэля. Храм на заднем плане «нарисован в перспективе с такой очевидной тщательностью, что удивительно видеть сложности проблем, которые он здесь поставил перед собой, чтобы решить».

9. «Святой Георгий и дракон»


Год: 1506

Эта картина, изображающая известную легенду о Святом Георге, убивающем дракона, является, пожалуй, самой известной работой на этот сюжет. Она была одной из самых популярных картин в Императорском Эрмитаже за полтора столетия до того, как нашла свой путь в Национальную галерею искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, где она остается одной из главных достопримечательностей.

8. «Донна Велата»


Год: 1515

Известный портрет Рафаэля «Донна Велата» подчёркивает удивительную способность художника рисовать такие изысканные совершенства, что зрителю кажется, что он смотрит не на картину, а на настоящего человека. Одежда женщины на картине демонстрирует внимание Рафаэля к деталям, что способствует оживлению картины. Сюжетом является любовница Рафаэля Маргарита Лути. О ней мало что известно, и именно благодаря этому картина стала известностной.

7. «Диспута («Спор о Святом Причастии», La Disputa Del Sacramento

Год: 1510

5. «Триумф Галатеи»

Год: 1514

В греческой мифологии прекрасная нереида (морская нимфа) Галатея - дочь Посейдона. Она имела несчастье выйти замуж за завистливого одноглазого великана Полифема, который убил крестьянского пастуха Кисса, узнав, что Галатея влюбилась в него. Вместо событий этой истории, Рафаэль нарисовал сцену апофеоза Галатеи (возвеличивание в божество). «Триумф Галатеи», возможно, не имеет аналогов в способности вызвать дух античности и считается одной из лучших картин эпохи Возрождения.

4. «Прекрасная садовница»


Год: 1507

В своё время источником популярности Рафаэля были не его крупные работы, а многочисленные небольшие картины, которые он написал о Мадонне и Христе. Они по-прежнему пользуются большой популярностью даже сегодня, и самой известной из них является La belle jardinière («Прекрасная садовница»). Картина, которая показывает Мадонну со спокойным лицом в неформальной позе с Христом и молодым Иоанном Крестителем, стала типичным примером работы Рафаэля.

3. «Преображение Господне»


Год: 1520

«Преображение Господне» - последняя картина, созданная Рафаэлем. Она состоит из двух отдельных частей. В верхней половине картины показано Преображение Христа с пророками Ильёй и Моисеем по обе стороны от него. В нижней части апостолы безуспешно пытаются освободить мальчика одержимого демонами. Верхняя часть также изображает преображенного Христа, избавляющего одержимого мальчика от зла. Картина может быть истолкована как изображающая контраст между богом и человеком; верхняя часть чистая и симметричная, а нижняя - тёмная и хаотичная. Для Наполеона Рафаэль был просто самым великим из итальянских художников, а «Преображение Господне» - его величайшей работой, Джорджио Вазари называет её «самой красивой и самой божественной» работой Рафаэля.

2. «Сикстинская Мадонна»


Год: 1512

«Сикстинская Мадонна» изображает Мадонну, держащую младенца Христа и Святого Сикста и Святую Варвару, расположенных по бокам. Также под Марией находятся два крылатых херувима, которые, возможно, являются наиболее известными херувимами, изображенными на какой-либо картине. Такая популярность возникла из-за множества легенд о том, как Рафаэль их рисовал, и использовании их изображения на всём от бумажных салфеток до зонтов. Многие известные критики считают «Сикстинскую Мадонну» одной из лучших картин, она особенно популярна в Германии, где её «назвали «величайшей среди мировых картин» и дали эпитет «божественная».

1. «Афинская школа»

Год: 1511

Шедевр Рафаэля «Афинская школа» является одной из четырех главных фресок на стенах Станцев Рафаэля в Апостольском дворце в Ватикане. Четыре картины олицетворяют Философию, Поэзию, Теологию и Право, где «Афинская школа» представляет Философию. Критики полагают, что любого великого древнегреческого философа можно найти среди двадцать одного, написанного на картине. Однако, кроме Платона и Аристотеля, которые находятся в центре сцены, ни одну личность нельзя с точностью подтвердить. «Афинская школа» считается «идеальным воплощением классического духа Высокого Возрождения» и самой известной картиной Рафаэлло Санцио-да-Урбино.

Его отец, Джованни Санти, был художником при дворе Федерико да Монтефельтро, герцога Урбино, и несомненно обучал Рафаэля основным техникам. Джованни был образованным человеком и хорошо осведомлен о современных художниках того времени. Он предпочитал Мантенью, Леонардо, Синьорелли, Джованни Беллини и Пьетро Перуджино, однако его также впечатлили фламандские художники Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден. Джованни умер, когда сыну было 11 лет. Мать Рафаэля предположительно заботилась о своём малолетнем сыне сама вместо того, чтобы отправлять его няне. Тесные отношения с его родителями упомянутые современниками послужили причиной его мягкого характера. Возможно он и был мягок, но также чрезвычайно талантлив, что было равносильно его стремлениям.

Ранняя карьера в Умбрии

В начале своей карьеры Рафаэль работал в различных местах Умбрии и Тосканы. С 1504 г. до 1508 г. он много работал во Флоренции, и это время, как правило, называют его флорентийским периодом, хотя на постоянное место жительства в этом городе он никогда не оставался.

Хотя по описанию Вазари Рафаэль становится учеником Перуджино до смерти отца, вероятно вымысел. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. В этот период Перуджино был одним из самых почитаемых и влиятельных живописцев, работающих в Италии. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. 1503 г.; Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. 1503 г.; Пинакотека, Ватикан).

Ранние картины содержат много характерных особенностей Перуджино: стройное телосложение фигур, чьё изящество зачастую подчёркнуто балетными позами; кротость мимики; и формальность пейзажного фона, заполненного деревьями с невероятно тонкими стволами. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г.; Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). Обе композиции во многом похожи, но Рафаэль значительно превосходит Перуджино в изяществе и прозрачности.

Рафаэль был явно одаренным, как это видно из обращения Пинтуриккио, в то время одного из ведущих художников в Италии. Рафаэль предоставлял подробные композиционные рисунки, из которых двое сохранились (1502-03 гг., Галерея Уффици, Флоренция; Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк), для фрески в библиотеке Пикколомини в Сиене.

«Распятие Монд» (The Mond Crucifixion) 1502-1503 гг., в картине очень чувствуется манера Перуджино.

«Святой Георгий и дракон» (Saint George and the Dragon), небольшая работа (29 x 21 см) для двора Урбино.

Флорентийский период

Несмотря на свой успех в качестве художника запрестольных образов и небольших картин для двора, таких как «Сон рыцаря» (прибл. 1504 г., Национальная галерея, Лондон) и «Святой Михаил и дракон» (прибл. 1504 г., Лувр, Париж). Рафаэль ясно осознавал необходимость покинуть Умбрию, чтобы расширить свой опыт современной живописи. Он вооружился рекомендательным письмом датированным октябрём 1504 г. от невестки герцога Джованны делла Ровере к Пьеро Содерини, правителю Флоренции, и вероятно вскоре прибыл в город.

К флорентийскому периоду принадлежат многие из его наиболее прославленных изображений Девы Марии и младенца Христа. В этих и в картинах Святого семейства он показал своё развивающееся мастерство композиции и экспрессии. В картинах с Девой Марией и младенцем Христа он экспериментировал с новыми композиционными формами и фигуральными мотивами. В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. 1507 г., Старая Пинакотека, Мюнхен) спиралевидное движение и сложная психологическая взаимосвязь между фигурами (прибл. 1507 г., Старая Пинакотека, Мюнхен) отображают его вновь обретенное господство над современным флорентийским стилем, по крайней мере, в композициях относительной простоты.

«Мадонна с гвоздиками» (The Madonna of the Pinks) написана приблизительно между 1506 и 1507 годами, Национальная галерея, Лондон.

«Мадонна Ансидеи» (The Ansidei Madonna) прибл. 1505 год, Рафаэль начинает уход от манеры Перуджино.

«Мадонна в зелени» (The Madonna of the Meadow) прибл. 1506 год, использует пирамидальную композицию Леонардо для фигур «Святого семейства».

«Святая Екатерина Александрийская» (Saint Catherine of Alexandria), 1507 год, художник заимствовал позу у леонардовской Леды.

В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи, и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. Одна из его заключительных картин флорентийского периода - великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция).

Рафаэль в Риме

В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. Его первым заказом стало оформление Станца делла Сеньятура, комнаты расположенный на верхнем этаже дворца Ватикана и которая почти несомненно использовалась папой в качестве библиотеки. В этой и других комнатах папских апартаментов уже имелись произведения Пьеро делла Франческа, Перуджино и Луки Синьорелли, но папа решил, что этими работами нужно пожертвовать, чтобы разместить фрески молодого художника.

Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». Назначение комнаты отражается в сюжетах фрески на потолке - богословие, поэзия, философия и право, которые соответствуют классификации книг в соответствии с дисциплинами. На фресках Рафаэля показана гениальность нахождения простых изобразительных средств для передачи этих сложных абстрактных понятий. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. Задумчивая фигура философа, выставленная на передний план композиции, является первым свидетельством исследования Рафаэлем недавно представленного потолка Сикстинской капеллы расписанного Микеланджело. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция».

«Положение во гроб» (Deposition of Christ), 1507 год, картина написана на основе римских саркофагов.

Фрески Станца делла Сеньятура были завершены к 1512 году и вскоре он начал работу над Станцей д’Элиодоро, которую закончили в течение двух лет. Темой этой комнаты было божественное вмешательство в защиту Церкви: «Изгнание Элиодора из храма», «Месса в Больсене», «Встречи Льва Великого и Аттилы», и «Освобождение Святого Петра». Эти сюжеты предоставили Рафаэлю более широкие возможности для динамичной композиции и жестов.

Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. Папа Юлий не дожил до их завершения, и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света, и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы.


«Месса в Больсене» (The Mass at Bolsena), 1514 год, Станца д"Элиодоро (Stanza di Eliodoro).

«Освобождение Святого Петра» (Deliverance of Saint Peter), 1514 год, Станца д"Элиодоро (Stanza di Eliodoro).

«Пожар в Борго» (The Fire in the Borgo), 1514 год, Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell"incendio del Borgo), написана художниками из мастерской Рафаэля по его чертежам.

Папа римский Лев X продолжил программу художественного оформления, таким образом, Станца дель Инчендио ди Борго была расписана между 1514 г. и 1517 г.. Давление растущего числа заказов Рафаэля означало, что большую часть работы по росписи сделали помощники из мастерской по его эскизам. В лучших сценах «Пожара в Борго», после чего комнате дали название, пламя - незначительный элемент композиции, однако разрушение запечатлено на переднем плане через различные эмоции спасающейся бегством толпы. Во время подготовки к оформлению самой большой комнаты из анфилады, Сала ди Константино, Рафаэль находился почти при смерти, поэтому росписью фресок, в основном, руководил Джулио Романо, и по крайней мере частично, руководствуясь чертежами мастера.

Другие планы папы включали создание десяти гобеленов со сценами из Деяний Апостолов, чтобы повесить в Сикстинской капелле. Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). Так как гобелен чувствителен к художественным ограничениям, Рафаэль заботился, чтобы выражения и жесты фигур в композициях были смелыми и прямыми. Сами картоны визуально были чем-то вроде разочарования, потому что над ними в основном работали в хорошо организованной и высокопродуктивного мастерской Рафаэля. В неё входили такие молодые талантливые художники как: Джулио Романо, Джованни Франческо Пенни, Перино дель Вага и мастера орнамента, такие как Джованни да Удине, которому Рафаэль поручал роспись под своим руководством, и в некоторых случаях часть эскизов крупных проектов, таких как Лоджия папы Льва X в Апостольском дворце (1518-1519), которая была украшена лепниной в античном стиле, а свод расписан орнаментом и сценами из Ветхого Завета.

На протяжении всего периода пребывания в Ватикане, Рафаэлю удалось поработать над другими заказами. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. Венецианские элементы в живописи, такие как мерцающий пейзаж и превосходная тонкость в красках, возможно, связаны со знакомством в это время Рафаэля с Себастьяно дель Пьомбо. Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. Образы Девы и младенца, кажутся столь же невесомыми, как и облака на которых они стоят, вместе с тем они передают сильное чувство материальности. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. 1514 г., Национальная пинакотека, Болонья), который ввел идеал классической красоты, вдохновивший эмильских художников от Пармиджанино до Рени.

В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). В вашингтонской картине круглая форма побудила на значительные диагональные телодвижения Девы и младенца, в то время как в более поздней картине он сильно замыкает фигуры, добавляя чувство нежной близости.

«Триумф Галатеи» (Galatea), 1512 год, единственная и главная мифологическая работа Рафаэля для виллы Киджи.


Рафаэль много работал для богатого сиенского банкира Агостино Киджи как над светскими заказами, так и над церковными. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина». В 1513-1514 гг. Рафаэль расписал фреску с сивиллами и пророками на входной арке часовни Киджи в Санта-Мария-делла-Паче. Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). Год или два спустя, он также предоставляет чертежи скульптур, архитектуры, и мозаик для пышной часовни Киджи в Санта-Мария-дель-Пополо. В 1518 г. мастерская Рафаэля украсила лоджии на вилле Киджи сценами из жизни Амура и Психеи. Джулио Романо и Джованни Франческо Пенни, которые были ответственны за образную часть плана, настолько точно интерпретировали стиль Рафаэля, что трудно установить, это они или их мастер нарисовали эскизы с образами для лоджии.

Лоджии Рафаэля - великолепны по своей архитектуре и концепции. Архитектура, оформление фресок и лепные работы рельефов вызвали сенсацию, воссоздавая декоративное великолепие античности, которой так восхищались в эпоху Возрождения.

Портреты

В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. Его ранние портреты напоминают Перуджино , в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. Изображённые Рафаэлем утончённые чувство юмора и обходительность фактически вернули именно те качества, которые Кастильоне хотел найти в его идеальном придворном. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция); и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция).

Портрет Елизаветы Гонзага (Portrait of Elisabetta Gonzaga), прибл. 1504 год.

Портрет Папы Юлия II (Portrait of Pope Julius II), прибл. 1512 год.

Портрет Биндо Альтовити (Portrait of Bindo Altoviti), прибл. 1514 год.

Портрет Бальдассаре Кастильоне (Portrait of Balthasar Castiglione), прибл. 1515 год.

На портрете Юлия II папа изображен сидящим в кресле диагонально к плоскости картины, и это пространственной разобщение от зрителя добавляет чувство самопоглощение натурщика. Материальное ощущение контрастной текстуры бархата и шелка в костюме папы придает еще больше достоинства великолепному портрету Льва X с его племянниками. Рафаэль также писал портреты кругу друзей: в дополнение к этому портрету Бальдассаре Кастильоне, портреты Андреа Наваджеро и Агостино Беациано (прибл. 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим), и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). Эти портреты привлекли активное внимание зрителя либо из-за пристального взгляда модели, как и у Кастильоне, либо большей непосредственностью, как и в случае с указывающей протянутой рукой мастера фехтования. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. 1516 г., Палаццо Питти, Флоренция), одного из немногих женских портретов романского периода, неизвестна, но жест ее руки, указывающий на сердце, был уместен для супружеского портрета. «Форнарина» (прибл. 1518 г., Национальная галерея старинного искусства, Рим) – портрет так называемой возлюбленной Рафаэля.

В своём последнем запрестольном образе «Преображение» (1518-1520 гг., Пинакотека, Ватикан), изначально спланированный для собора Нарбонны и законченный Джулио Романо, Рафаэль включил два контрастных сюжета - преображение Христа в ярком свете в верхней части, а ниже в темноте апостолы, которые не могут вылечить одержимого мальчика. Выразительные лица и общий темный тон определены незавершенной картиной Леонардо «Поклонение волхвов» (1481 г., Галерея Уффици, Флоренция).

«Чудесный улов рыб» (The Miraculous Draught of Fishes), 1515 год, один из семи сохранившихся картонов Рафаэля для гобелена.

«Крестный путь» (Il Spasimo) 1517 года, привнесла новую степень экспрессивности в его искусство.

Другие работы и достижения

Рафаэль торопился увидеть ценность гравюры в распространении его работ, и через его сотрудничество с болонским мастером репродуктивной гравюры Маркантонио Раймонди, его репутация и влияние распространилось по всей Европе. Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди - например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» - вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели.

Набросок солдат для картины «Воскресение Иисуса Христа», прибл. 1500 год.

Набросок красным карандашом «Трёх граций» для виллы Фарнезина.

Живопись Рафаэля Санти

Эпоха Возрождения - время высочайшего художественного подъема, когда в Италии работало множество замечательных живописцев, скульпторов, архитекторов.
Творчество Рафаэля Санти принадлежит к числу тех явлений евпропейской культуры, которые не только овеяны мировой славой, но и обрели особое значение - высших ориентиров в духовной жизни человечества. На протяжении пяти веков его искусство воспринимается как один из образцов эстетического совершенства.
Гений Рафаэля раскрылся в живописи, графике, архитектуре. Произведения Рафаэля являют собой самое полное, яркое выражение классической линии, классического начала в искусстве Высокого Возрождения. Рафаэлем был создан “универсальный образ” прекрасного человека, совершенного физически и духовно, воплощено представление о гармонической красоте бытия.

Живопись Рафаэля отражала стиль, эстетику и мировоззрение эпохи, эпохи Высокого Возрождения. Рафаэль был рождён, чтобы выразить идеалы Возрождения, мечту о прекрасном человеке и прекрасном мире.

Рафаэль (точнее, Рафаэлло Санти) родился 6 апреля 1483 года в городе Урбино. Первые уроки живописи он получил у отца, Джованни Санти. Когда Рафаэлю было 11 лет, Джованни Санти умер и мальчик остался сиротой (маль он потерял за 3 года до кончины отца). По-видимому, в течение последующих 5-6 лет он обучался живописи у Эванджелиста ди Пьяндимелето и Тимотео Вити, второстепенных провинциальных мастеров.
Духовная среда, с детства окружавшая Рафаэля, была чрезвычайно благотворной. Отец Рафаэля был придворным художником и поэтом герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро. Мастер скромного дарования, но человек образованный, он привил сыну любовь к искусству.

Первые известные нам произведения Рафаэля исполнены около 1500 - 1502 годов, когда ему было 17-19 лет. Это миниатюрные по размерам композиции “Три грации”, “Сон рыцаря”. 2,3 Эти простодушные, еще ученически робкие вещи отмечены тонкой поэтичностью и искренностью чувства. С первых же шагов творчества дарования Рафаэля раскрывается во всем своеобразии, намечается его собственная художественная тема

В 1502 году появляется первая рафаэлевская мадонна - «Мадонна Солли» 4

Постепенно Рафаэль вырабатывает свой стиль и создаёт первые шедевры - «Обручение Девы Марии Иосифу» (1504), «Коронование Марии» (около 1504) для алтаря Одди.5,6

Помимо крупных алтарных полотен пишет небольшие картины: «Мадонна Конестабиле» (1502-1504), «Святой Георгий, поражающий дракона» (около 1504-1505) и портреты - «Портрет Пьетро Бембо» (1504-1506)7,8,9 . Лирическому таланту Рафаэля тема мадонны особенно близка, и не случайно она станет одной из главных в его искусстве. Композиции, изображающие мадонну с младенцем, принесли Рафаэлю широкую известность и популярность. На смену хрупким, кротким, мечтательным мадоннам умбрийского периода пришли образы более земные, полнокровные, их внутренний мир стал более сложным, богатым по эмоциональным оттенкам. Рафаэль создал новый тип изображения мадонны с младенцем - монументальный, строгий и лиричный одновременно, придал этой теме невиданную значительность.

Флоренция

В конце 1504 года переезжает во Флоренцию. Здесь он знакомится с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео делла Порта и многими другими флорентийскими мастерами. Тщательно изучает технику живописи Леонардо да Винчи, Микеланджело. Сохранился рисунок Рафаэля с утраченной картины Леонардо да Винчи «Леда и лебедь» и рисунок со «Св. Матфеем» Микеланджело. «…те приемы, которые он увидел в работах Леонардо и Микеланджело, заставили его работать ещё упорнее, чтобы извлекать из них невиданную пользу для своего искусства и своей манеры.» 10

«Портрет дамы с единорогом» (1505-1506, Рим, галерея Боргезе) числился в музейном каталоге XVIII века как «Святая Екатерина»;

в самом деле: руки женщины были сложены иначе, плечи покрывал плащ, здесь же были разбитое колесо и пальмовая ветвь - эмблемы мученичества святой. Во время реставрации в 1935 году под рентгеновскими лучами выяснилось, что эти элементы были приписаны другой рукой, и когда верхний слой сняли, картина предстала в первозданном, мирском виде. «Святое Семейство с агнцем» (Мадрид, Прадо), с датой - 1507, - почти доскональное воплощение этюдов Леонардо, и, наконец, «Святое Семейство» (ныне в Старой пинакотеке Монако), выполненное в 1507-1508 годах для Доменико Каниджани, зятя Лоренцо Нази.11,12

Как и единорог и колье на предыдущей картине, украшение на «Портрете Маддалены Дони» (1506, Флоренция) символизирует целомудрие. характерному изображению лиц. В «Портрете дамы с единорогом» (Рим, галерея Боргезе), «Портретах супругов Дони» (Флоренция, галерея Питти), «Беременной» (Флоренция, галерея Питти) и, наконец, «Немой» (Урбино, Национальная галерея Марке) Санцио работает над позами, придает лицам выражение достойное, строгое, спокойное, иногда немного печальное, тщательно выписывает костюмы. 13. 14

Флорентийские мадонны

Во Флоренции Рафаэль создал около 20 Мадонн. Хотя сюжеты стандартны: Мадонна либо держит Младенца на руках, либо он играет рядом с Иоанном Крестителем, все мадонны индивидуальны и отличаются особой материнской прелестью (по-видимому, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе Рафаэля).

Растущая слава Рафаэля приводит к росту заказов на мадонн, он создаёт «Мадонну Грандука» (1505), «Мадонну с гвоздиками» (около 1506), «Мадонну под балдахином» (1506-1508). К лучшим произведениям этого периода относятся «Мадонна Террануова» (1504-1505), «Мадонна с щегленком» (1506), «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем („Прекрасная садовница“)» (1507-1508).15,16

Ватикан

Во второй половине 1508 года Рафаэль переезжает в Рим (там он проведёт всю оставшуюся жизнь) и становится официальным художником папского двора. Ему поручено расписать фресками Станцу делла Сеньятура. Для этой станцы Рафаэль пишет фрески, отражающие четыре вида интеллектуальной деятельности человека: богословие, юриспруденцию, поэзию и философию - «Диспута» (1508-1509), «Мудрость, Умеренность и Сила» (1511), и самые выдающиеся «Парнас» (1509-1510) и «Афинскую школу» (1510-1511).17-20

На «Парнасе» изображён Аполлон с девятью музами в окружении восемнадцати знаменитых древнегреческих, древнеримских и итальянских поэтов. «Так, на стене, обращённой к Бельведеру, там, где Парнас и родник Геликона, он написал на вершине и склонах горы тенистую рощу лавровых деревьев, в зелени которых как бы чувствуется трепетание листьев, колеблемых под нежнейшим дуновением ветерков, в воздухе же - бесконечное множество обнажённых амуров, с прелестнейшим выражением на лицах, срывают лавровые ветви, заплетая их в венки, разбрасываемые ими по всему холму, где все овеяно поистине божественным дыханием - и красота фигур, и благородство самой живописи, глядя на которую всякий, кто внимательнейшим образом её рассматривает, диву даётся, как мог человеческий гений, при всем несовершенстве простой краски, добиться того, чтобы благодаря совершенству рисунка живописное изображение казалось живым.»

«Афинская школа» - блестяще выполненная многофигурная (около 50 персонажей) композиция, на которой представлены древние философы, многим из которых Рафаэль придал черты своих современников, например, Платон написан в образе Леонардо да Винчи, Гераклит в образе Микеланджело, а стоящий у правого края Птолемей очень похож на автора фрески. «На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады… Среди них есть и Диоген со своей миской, возлежащий на ступенях, фигура - очень обдуманная в своей отрешённости и достойная похвалы за красоту и за столь подходящую для неё одежду… Красота же упомянутых выше астрологов и геометров, вычерчивающих циркулем на табличках всякие фигуры и знаки, поистине невыразима.

В станце Элиодоро были созданы «Изгнание Элиодора из храма» (1511-1512), «Месса в Больсене» (1512), «Аттила под стенами Рима» (1513-1514), но самой удачной стала фреска «Освобождение апостола Петра из темницы» (1513-1514)21 . «Не менее искусства и таланта проявлено художником в той сцене, где св. Петр, освобождённый от своих цепей, выходит из тюрьмы в сопровождении ангела … А так как история эта изображена Рафаэлем над окном, вся стена оказывается более тёмной, поскольку свет ослепляет зрителя, смотрящего на фреску. Естественный же свет, падающий из окна, настолько удачно спорит с изображёнными ночными источниками света, что кажется, будто ты в самом деле видишь на фоне ночного мрака и дымящееся пламя факела, и сияние ангела, переданные столь натурально и столь правдиво, что никогда не скажешь, что это просто живопись, - такова убедительность, с какой художник воплотил труднейший замысел. Ведь на доспехах можно различить и собственные, и падающие тени, и отражения, и дымный жар пламени, выделяющиеся на фоне такой глубокой тени, что можно поистине считать Рафаэля учителем всех остальных художников, достигшим в изображении ночи такого сходства, которого живопись дотоле никогда не достигала.»

В 1513-1516 годах Рафаэль по заказу папы занимался изготовлением картонов с сюжетами из Библии для десяти шпалер, которые предназначались для Сикстинской капеллы. Наиболее удачен картон «Чудесный улов» (всего до нашего времени дошло семь картонов).22

Римские мадонны

В Риме Рафаэль написал около десяти Мадонн. Выделяются своей величественностью «Мадонна Альба» (1510), «Мадонна Фолиньо» (1512), «Мадонна с рыбой» (1512-1514), «Мадонна в кресле» (около 1513-1514).

Самым совершенным творением Рафаэля стала знаменитая «Сикстинская мадонна» (1512-1513)23 . Эту картину заказал Папа Римский. «Сикстинская мадонна» поистине симфонична. Переплетение и встреча линий и масс этого холста изумляют своим внутренним ритмом и гармонией. Но самое феноменальное в этом большом полотне - это таинственное умение живописца свести все линии, все формы, все цвета в такое дивное соответствие, что они служат лишь одному, главному желанию художника - заставить нас глядеть, глядеть неустанно в печальные глаза Марии."

В 1515-1516 годах вместе со своими учениками создал картоны к коврам, предназначенным для украшения в праздничные дни Сикстинской капеллы.

Последнее произведение – «Преображение » (1518-1520) – исполнено со значительным участием учеников и было завершено ими уже после смерти мастера.24

Особенности творчества Рафаэля

В деятельности Рафаэля Санти поражает прежде всего неистощимая творческая фантазия художника, подобной которой в таком совершенстве не встречаем ни у кого другого. Указатель отдельных картин и рисунков Рафаэля обнимает 1225 номеров; во всей этой массе его произведений нельзя найти ничего лишнего, всё дышит простотой и ясностью, и здесь, как в зеркале, отражается весь мир в его разнообразии. Даже мадонны его в высшей степени различны: из одной художественной идеи – изображения молодой матери с ребенком – Рафаэль сумел извлечь столько совершенных образов, в которых она может проявиться, Другая отличительная черта творчества Рафаэля – сочетание в чудной гармонии всех духовных дарований. У Рафаэля нет ничего преобладающего, все соединено в необычайном равновесии, в совершенной красоте. Глубина и сила замысла, непринужденная симметрия и законченность композиций, замечательное распределение света и тени, правдивость жизни и характерность, прелесть колорита, понимание нагого тела и драпировки – все гармонично сочетается в его творчестве. Этот многосторонний и гармоничный идеализм художника эпохи Возрождения, восприняв в себя почти все течения, по своей творческой силе не подчинился им, а создал свое оригинальное, облек его в совершенные формы, слив христианское благочестие средних веков и широту взгляда нового человека с реализмом и пластикой греко-римского мира. Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания. Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля.

"Несение креста" является одним из самых трагических произведений Рафаэля. Оно передает не только момент их жизни Христа, описанный в религиозных источниках, а и человеческие эмоции, которые так старательно передавал автор. Ощущение скорби, […]

"Бриджуотерская мадонна" входит в серию картин Рафаэля Санти, посвященных изображениям Мадонны. Кисть легендарного художника старательно вырисовывала образы мадонны, каждый раз стремясь найти, "прощупать" тот самый идеал, таинственный и недостижимый. Стремление к изображению […]

Потолочная фреска, мозаика. Размеры: 120 на 105 см. Датирована 1509-1511 гг. Находится в Станца делла Сеньятура, Апостольский дворец, Ватикан. Указанная станца – переводится с итальянского как комната – это рабочий кабинет Папы […]

Великий итальянский художник Рафаэль Санти рано остался сиротой, однако первый опыт как живописец приобрел в мастерской своего отца, рисовавшего при дворе герцога Урбинского. В дальнейшем в своем творчестве Рафаэль ориентировался в первую […]

Удивительное время эпохи Возрождения подарило истории многих гениальных скульпторов и художников. Примечательно, что талантливые люди того времени обладали именно разносторонним даром – живописным, скульптурным, графическим, а порой, и архитектурным. Гений Рафаэля более […]

В изображении четко можно проследить насколько на Рафаэля повлияло творчество другого художника, Микеланджело. По центру полотна изображена священная группа – четверых евангелистов изображают четыре зверя. В центре не одетый Бог-Отец. Тело его […]

Работа написана в 1502-1503 годах для алтаря Одди. Интересным фактом при создании данного полотна послужило то, что художник не самостоятельно определил основные составляющие изображения. При этом его излюбленная религиозная тематика на ранних […]

Все картины Рафаэля – яркое отражение его тонкой натуры. С ранних лет он был наделен закаленным трудолюбием и стремлением к духовной и чистой красоте. Поэтому в своих работах неустанно передавал чарующие формы высоких замыслов. Возможно, поэтому под кистью мастера родилось такое огромное количество произведений, которые передают совершенство окружающего мира и его идеалы. Наверное, никто из художников эпохи Возрождения так мастерски и глубоко не оживлял сюжеты своих картин. Вспомнить хотя бы настоящий шедевр искусства того времени «Сикстинскую мадонну ». Незыблемо и желанно перед зрителем возникает образ неповторимого, чудесного видения. Оно будто спускается с синеватой глубины небес и окутывает окружающих своим величественным и благородным золотистым сиянием. Мария спускается торжественно и смело, держа на руках своего младенца. Такие картины Рафаэля – яркое отражение его возвышенных чувств и чистых искренних эмоций. Монументальные формы, четкие силуэты, уравновешенная композиция – в этом весь автор, его стремления к высоким идеалам и совершенству.

На своих полотнах мастер заново влюблялся в женскую красоту, изящное величие и нежное очарование героинь. Не зря он, как минимум, два своих произведения «Три грации » и «Амур и грации » посвятил прекрасным богиням римской мифологии – древнегреческим харитам. Их мягкие формы и насыщенные линии воплотили самое радостное, доброе и светлое начало всей жизни. Рафаэль неустанно черпал от них вдохновение. Целенаправленно он изображал богинь обнаженными, чтобы приблизить каждого зрителя к девственной и нежной природе высокого искусства. Возможно, поэтому в остальных работах художника ярко отображена божественная сила, чувственная красота, неразрывно связанная с идеалами окружающего мира.

Текст: Ksusha Kors

Биография

Эпоха Высокого Возрождения в Италии дала миру великих художников: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана. Каждый из них в своём творчестве воплотил дух и идеалы эпохи. В творчестве Леонардо ярко отразилась познавательная целеустремлённость, в работах – Микеланджело – пафос и драматизм борьбы за великое совершенство, у Тициана – жизнерадостное свободомыслие, Рафаэль воспевает чувства красоты и гармонии.

Рафаэль (точнее Рафаэлло Санти) родился 6 апреля 1483 года (по другим данным 28 марта 1483 года) в семье придворного художника и поэта герцога Урбинского Джованни Санти в городе Урбино. Отец Рафаэля был человеком образованным и именно он привил своему сыну любовь к искусству. И первые уроки живописи Рафаэль получил от своего отца.

Когда Рафаэлю было 8 лет, умерла его мать, а в 11 лет после смерти отца он остался сиротой.

Город Урбино, в котором родился и вырос Рафаэль, в середине ХV – блестящий художественный центр, очаг гуманистической культуры Италии. Юный художник мог знакомиться с замечательными произведениями искусств в церквах и дворцах г. Урбино, а благотворная атмосфера красоты и искусства будила воображение, мечты, воспитывала художественный вкус. Биографы и исследователи творчества Рафаэля предполагают, что следующие 5-6 лет он обучался живописи у посредственных урбинских мастеров Эванджелиста ди Пьяндимелето и Тимотео Вити.

В 1500 году Рафаэль Санти переезжает в Перуджу, чтобы продолжить своё образование в мастерской самого крупного умбрийского живописца Пьетро Перуджино (Ваннуччи). Художественная манера Перуджино созерцательная и лиричная была близка. Первые художественные композиции были исполнены Рафаэлем в 17-19 лет «Три грации », «Сон рыцаря » и знаменитая «Мадонна Конестабиле ». Лирическому таланту Рафаэля тема мадонны особенно близка и не случайно она останется одной из главных в его творчестве.

Мадонны Рафаэля, как правило, изображены на фоне пейзажей, их лица дышат спокойствием и любовью.

В перуджинский период живописец создает первую монументальную композицию для церкви – «Обручение Марии », знаменующую новый этап в его творчестве. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию. Во Флоренции он прожил четыре года, изредка выезжая в Урбино, Перуджу, Болонью. Во Флоренции художник приобщается к художественным идеалам ренессансного искусства, знакомится с произведениями античности. В это же время во Флоренции работали Леонардо да Винчи и Микеланджело, создававшие картоны для батальных сцен в Палаццо Веккью.

Рафаэль изучает античное искусство, делает зарисовки с работ Донателло, с композиций Леонардо и Микеланджело. Он много рисует с натуры, изображает модели обнажёнными, добивается правильной передачи строения тела, его движения, пластики. Одновременно изучает законы монументальной композиции.

Стиль живописи Рафаэля меняется: в нём сильнее находит выражение пластика, формы – более обобщёнными, композиции – более простыми и строгими. В этот период его творчества образ мадонны становится главным. На смену хрупким, мечтательным умбрийским мадоннам пришли образы более земных полнокровных, их внутренний мир стал более сложным и богатым эмоционально.

Композиции, изображающие мадонн с младенцами, принесли Рафаэлю известность и популярность: «Мадонна дель Грандука » (1505), «Мадонна Темпи » (1508), «Орлеанская мадонна », «Мадонна Колонна ». В каждой картине на этот сюжет художник находит новые нюансы, художественные фантазии делают их абсолютно разными, образы обретают большую свободу и движение. Пейзажи, окружающие богоматерь, – это мир безмятежности и идиллии. Этот период живописца, «художника мадонн » – расцвет его лирического дарования.

Флорентийскй период творчества Рафаэля заканчивается монументальным полотном «Положение во гроб » (1507) и знаменует его переход к монументально-героическому обобщённому стилю.

Осенью 1508 года Рафаэль переезжает в Рим. В ту пору по приглашению папы Юлия II в Рим съезжались лучшие архитекторы, скульпторы, живописцы со всей Италии. Вокруг папского двора собирались учёные – гуманисты. Папы, могущественные духовные и светские владыки коллекционировали произведения искусств, покровительствовали науке и искусствам. В Риме Рафаэль становится великим мастером монументальной живописи.

Папа Юлий II поручил Рафаэлю украсить росписями папские покои в Ватиканском дворце, так называемые станцы (комнаты). Над фресками станц Рафаэль работал девять лет – с 1508 по 1517 год . Фрески Рафаэля стали воплощением гуманистической мечты возрождения о духовном и физическом совершенстве человека, его высоком призвании и его творческих возможностях. Темы фресок, образующих единый цикл – это олицетворение и прославление Истины (Vero), Добра, Блага (Bene), Красоты, Прекрасного (Bello).Вместе с тем это как бы три взаимосвязанные сферы деятельности человека – интеллектуальная, нравственная и эстетическая.

Тема фрески «Диспута » («Диспут ») утверждение триумфа высшей истины (истины религиозного откровения), причастия. На противоположной стене – лучшая фреска ватиканских станц, величайшее творение Рафаэля «Афинская школа ». «Афинская школа » символизирует рациональные поиски истины философией и наукой. В «Афинской школе » живописец изобразил собрание античных мыслителей и учёных.

Третья фреска Станцы делла Сеньятура «Парнас » – олицетворение идеи Bello – Красоты, Прекрасного. На этой фреске изображён Аполлон в окружении муз, вдохновенно играющий на виоле, ниже изображены знаменитые и безымянные поэты, драматурги, прозаики, в большинстве античные (Гомер, Сафо, Алкей, Вергилий, Данте, Петрарка…). Аллегорическая сцена, находящаяся напротив «Парнаса », прославляет (Bene) Добро, Благо. Эту идею олицетворяют фигуры Мудрости, Меры и Силы, ритмически объединенные фигурками маленьких гениев. Трое из которых символизируют добродетели – Веру, Надежду, Милосердие.

Монументальной живописью Рафаэль занимался до последних лет жизни. Сохранившиеся рисунки Рафаэля ярко раскрывают своеобразие творческого метода художника, подготовку и воплощение главной задачи произведения. Главная цель – это создание композиции целостной и завершённой.

В годы работы в Риме Рафаэль получает много заказов на исполнение портретов. Портреты, созданные им, просты, строги по композиции, в облике человека выделяется главное, самое значительное, неповторимое: «Портрет кардинала », «Портрет писателя Бальдассаре Кастилионе » (друга Рафаэля)…

И в станковой живописи Рафаэля неизменной темой остаётся сюжет с мадонной: «Мадонна Альба » (1509), «Мадонна в кресле » (1514-1515), алтарные картины – «Мадонна ди Фолиньо » (1511-1512), «Св.Цецилия » (1514).

Величайшее творение станковой живописи Рафаэля «Сикстинская мадонна » (1513-1514). Царственно – величавая заступница человеческая нисходит на землю. Мадонна прижимает к себе маленького Христа, но её объятия многозначны: в них и любовь, и расставание – она отдаёт его людям на страдание и муку. Мадонна движется и неподвижна. Она остаётся в своём возвышенном идеальном мире и идёт в мир земной. Мария вечно несёт сына людям – воплощение, символ высшей человечности, красоты и величия жертвенной материнской любви. Рафаэль создал образ богоматери, понятный каждому.

Последние годы жизни Рафаэля были посвящены разным сферам деятельности. В 1514 году он был назначен руководить строительством собора Святого Петра, Осуществлял надзор за ходом всех строительных и ремонтных работ в Ватикане. Создал архитектурные проекты церкви Сант Элиджио дельи Орефичи (1509), палаццо Пандольфини во Флоренции, виллы Мадама.

В 1515-1516 годах вместе со своими учениками создал картоны к коврам, предназначенным для украшения в праздничные дни Сикстинской капеллы.

Последнее произведение – «Преображение » (1518-1520) – исполнено со значительным участием учеников и было завершено ими уже после смерти мастера.

Живопись Рафаэля отражала стиль, эстетику и мировоззрение эпохи, эпохи Высокого Возрождения. Рафаэль был рождён, чтобы выразить идеалы Возрождения, мечту о прекрасном человеке и прекрасном мире.

Рафаэль умер в возрасте 37 лет, 6 апреля 1520 года . Великий художник похоронен со всеми почестями в Пантеоне. Гордостью Италии и всего человечества Рафаэль остался на века.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры