Русская матрешка сообщение. Кто придумал матрешку и почему она многоместная

Главная / Развод

Русская матрёшка – один из самых известных символов России. Это игрушка, популярность которой шагнула далеко за пределы самого государства. Родиной русской матрёшки является Сергиев Посад. Именно там впервые была изобретена деревянная барышня, из которой при раскрытии появлялись подобные игрушки разного размера.

В отличие от многих народных промыслов, популярность которых, в силу появления новых техник и материалов, была утрачена, русская матрёшка до сих пор пользуется большой популярностью во всем мире.

История появления промысла

(Токарь Василий Петрович Звездочкин, создатель первой русской матрёшки )

Появление первой русской матрёшки датируется 1898 – 1900 годами. Именно в это время известный токарь, Василий Петрович Звездочкин, занимавшийся изготовлением деревянных игрушек, по просьбе Сергея Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вкладывались такие же раскрывающиеся заготовки, но разного размера. Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела, которыми занимались русские красавицы. Состояла матрёшка из восьми деревянных кукол.

(Классическая матрёшка )

Позже появлялись различные вариации матрёшек, число кукол в которых было разным. Так, вначале XX века состояли изделия из 24 элементов, а известный токарь Никита Булычев создал куклу, состоявшую из 48 деревянных барышень. В массовых масштабах матрёшки стали производиться в артели Мамонтова в Сергиевом Посаде.

Спустя несколько лет после изготовления, русская матрёшка была представлена на выставке в Париже. Игрушка настолько понравилась иностранцам, что заказы на нее мастерам русским поступали не только с просторов Родины, но и из других государств. Не прошло и десятка лет, как появились первые прецеденты изготовления матрёшек-подделок в других странах.

Элементы промысла

Русские матрёшки отличались не только по количеству кукол, которые вкладывались в одно изделие. Различными были изображаемые сюжеты и техники росписи.

(Матрёшечная семья из 8 куколок )

Самыми распространенными были куклы, состоящие из 3, 8 и 12 элементов. Также производили мастера матрёшки из 21, 24, 30 и 42 кукол.

Традиционными сюжетами для изображения на матрёшках были бытовые темы. Чаще всего отражались занятия русских барышень того или иного периода. Девушки изображались в традиционных нарядах с платками на головах. В руках они могли держать серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины с ягодами и т. д. Немногим позже на матрёшках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.

Также вместо барышень могли быть изображены полководцы, политики и прочие видные деятели.

(Старые конца XIX начала XX веков и современные матрёшки XX-XXI веков )

В какой-то период времени меняли даже форму матрёшек, например, появлялись конусообразные куклы, вставляющиеся одна в другую. Подобные формы не снискали популярность у простого народа, и быстро канули в лету.

Традиционные матрёшки также отличались между собой по стилю росписи. На сегодняшний день выделяют:

  • загорский стиль с яркими и насыщенными цветами и множеством мелких, четко прорисованных элементов;
  • мериновскую матрёшку с росписью из крупных цветков;
  • семеновский стиль со строгой симметричной росписью;
  • полховскую с обязательным изображением цветка шиповника;
  • вятскую куклу, изображающую барышню-северянку, скромную и застенчивую.

(Виды матрёшек разных регионов России, а также Украины )

Традиционным материалом для изготовления матрёшек служат породы лиственных деревьев, поскольку они наиболее просты в обработке. Чаще всего мастера используют липу, в качестве красок для росписи берут цветную гуашь, тушь, а также анилиновые краски. Защищает уже готовое изделие воск для обработки дерева либо прозрачный лак на масляной основе.

Техника выполнения

Изготовлением матрёшки традиционно занимается токарь. Именно в его задачи входит подготовка болванок из липы. Для выточки берутся только выдержанные и основательно просушенные образцы деревьев.

(Изготовление матрёшек )

Вначале мастером вытачивается самая маленькая цельная фигурка. После этого он переходит к следующей по размерам фигурке и изготавливает только нижнюю ее часть. После обработки, этот элемент хорошо высушивается, и только затем проводится подгонка верхней части фигурки. По этой схеме заготавливают все составные части матрёшки.

Высушенные детали в обязательном порядке обрабатываются крахмальным клеем. Он наносится в качестве грунтового слоя и служит основой для росписи. После того как грунтовка основательно просохнет, мастера приступают к росписи матрёшек. Для этого используют гусиные перья, кисти, губки и т. д.

(Роспись готовой матрёшки )

Техники росписи используются на сегодняшний день разные, но традиционные изображения весьма просты, так как изначально кукла предназначалась для игры детям. Мастерами рисуется простое лицо. Голова куклы обязательно изображается прикрытой платком, расписывают который в традиционных русских орнаментах. Из одежды чаще всего изображается сарафан, иногда его может дополнять передник. Украшается фигурка цветочными орнаментами.

После высыхания краски наносится финишный слой, который защищает матрёшку от воздействия влаги и сколов.

Рассказ об истории происхождения матрешки для детей

Детям о деревянной кукле - игрушке

Матрешка, как символ русской культуры

Егорова Галина Васильевна.
Должность и место работы: учитель обучения на дому, КГБОУ "Мотыгинская общеобразовательная школа - интернат", п. Мотыгино Красноярского края.
Описание материала: В данном рассказе кратко изложена история происхождения русской деревянной куклы - игрушки. Этот материал может быть полезен и интересен учителям начальных классов, воспитателям старших групп детских садов. Информацию о матрешке можно использовать на тематических классных часах.
Цель: Формирование представления о матрешке через рассказ.
Задачи:
- образовательные: рассказать краткую историю о происхождении русской деревянной игрушки - матрешки;
- развивающая: развивать внимание, память, воображение, любознательность;
- воспитательная: воспитывать интерес к истории старинных игрушек, к русской культуре.
Содержание.
Наверное, в каждом доме можно встретить всеми любимую деревянную матрешку. Это игрушка, которая воплощает доброту, достаток, семейное благополучие.

Первая русская матрёшка была восьмиместной: за девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, потом девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга. Последняя, восьмая, изображала младенца.


Изначально, у этой куклы не было даже названия. А вот когда токарь её сделал, художник расписал ее яркими красками, то и название появилось – Матрёна. Возможно, это связано с тем, что на разных вечерах чай подавала прислуга с таким именем.
Почему же, всеми любимую русскую куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Многие полагают, что это название происходит от женского имени Матрёна, очень популярного в то время в России. Имя Матрёна в переводе с латинского означает «знатная женщина». Глядя на матрешку, действительно возникает образ дородной знатной особы.
Матрёшка завоевала любовь и признание, как символ русского народного искусства.
Существует такое поверье - если внутрь этой деревянной куклы положить записку с желанием, то оно обязательно сбудется. Матрёшка, с самого начала своего происхождения символизирует тепло и уют в доме.
Сама идея создания такой необычной куклы заключает в себе глубокий философский смысл: чтобы найти истину, нужно дойти до сути, открыв, одну за другой, все части деревянной куклы. Другими словами, легких путей не бывает для решения разных проблем. Стоит приложить немало усилий для достижения определенного результата.
Возможно, идея деревянной игрушки, состоящей из нескольких фигурок, вставляющихся одна в другую, была подана мастеру, создавшему матрёшку, содержанием русских сказок. Возьмем сказку о Кощее, с которым борется Иван-царевич. Вспомним сюжет о поисках «кощеевой смерти»: смерть Кощея сокрыта далеко: на море на океане, на острове на Буяне есть зелёный дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо; стоит только раздавить яйцо – и Кощей мгновенно умирает.


В образе русской матрёшки объединилось искусство мастеров и бесконечная любовь к народной культуре. В наши дни можно приобрести всевозможные сувениры на любой вкус.



Но все равно, когда мы слышим «матрёшка», то обязательно в голове возникает образ весёлой русской девушки в ярком народном костюме. Любовь к нашей любимой кукле будет передаваться, я думаю, из поколения в поколение. Ведь история происхождения матрешки – это история нашей культуры.

Матрешка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей, но далеко не каждый знает историю возникновения матрешки.

Появилась матрешка в 1890 году. Ее прообразом стала точеная фигурка буддийского святого Фукурума, которую привезли с острова Хонсю в подмосковную усадьбу Абрамцево. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять.

По образу этой игрушки токарь Василий Звездочкин выточил фигурки, а художник Сергей Малютин расписал их. Он изобразил на фигурках девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца. Распространенным именем в то время было имя Матрена - так и появилась всеми любимая Матрешка.

Появление в России в самом конце прошлого века матрешки не было случайным. Именно в этот период в среде русской художественной интеллигенции начали всерьез заниматься коллекционированием произведений народного искусства, а также пытались творчески осмыслить национальные художественные традиции. Помимо земских учреждений на средства меценатов организовывались частные художественные кружки и мастерские, в которых под руководством профессиональных художников обучались мастера и создавались предметы быта и игрушки в русском стиле. Интерес к матрешке объясняется не только оригинальностью ее формы и декоративностью росписи, но и, вероятно, своеобразной данью моде на все русское, распространившейся в начале XX века благодаря "русским сезонам" С.П. Дягилева в Париже.

Массовому экспорту матрешки способствовали и ежегодные ярмарки в Лейпциге. С 1909 года русская матрешка стала так же постоянной участницей Берлинской выставки и ежегодного базара кустарных изделий, проходившего в начале XX века в Лондоне. Благодаря передвижной выставке, организованной "Русским обществом пароходства и торговли", с русской матрешкой познакомились жители приморских городов Греции, Турции и стран Ближнего Востока.

Роспись матрешек становилась все красочней, разнообразней. Изображали девушек в сарафанах, в платках, с корзинами, узелками, букетами цветов. Появились матрешки, изображающие пастушков со свирелью, и бородатых стариков с большой палкой, жениха с усами и невесту в подвенечном платье. Фантазия художников не ограничивала себя ничем. Матрешки компоновались так, чтобы отвечать основному своему назначению - преподносить сюрприз. Так, внутри матрешки "Невеста и жених" помещались родственники. Матрешки могли быть приурочены к определенным семейным датам. Кроме семейной тематики были матрешки, рассчитанные на определенный уровень эрудиции, образованности.

В начале XX века большое влияние на тематику оказало общее увлечение русской историей, поощряемое Московским губернским земством. В период с 1900 по 1910 год появились серии матрешек, изображаюших древнерусских витязей и бояр, причем и те и другие иногда вытачивались в шлемовидной форме. В честь столетия Отечественной войны в 1912 году были изготовлены "Кутузов" и "Наполеон" с их штабами. Не был обойден вниманием и любимый народный герой Степан Разин с его ближайшими сподвижниками и персидской княжной.

В качестве сюжетов росписи матрешек использовались и литературные произведения русских классиков: "Сказка о царе Салтане", "Сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина, "Конек - Горбунок " П.П. Ершова, басня "Квартет" И.А. Крылова и другие.

100 -летний юбилей Н.В. Гоголя в 1909 году был отмечен появлением серии матрешек, изображавших героев его произведений. Нередко создавались и этнографические образы по эскизам художников - профессионалов и достоверно отражавшие характерные черты и детали традиционной одежды Прибалтики, Крайнего Севера и других регионов.

Сейчас матрешки создают народные мастера разных регионов России. Отличаются они пропорциями токарной формы, росписью, которая ориентирована на демонстрацию особенностей национальной женской одежды, характерным цветом и деталями костюма.

История матрешки началась, когда в девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую Мамонтова "Детское воспитание", его супруга привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Считается, что именно эта игрушка послужила прообразом современной матрешки.

Вообще, Япония – страна множества богов и каждый из них за что-то отвечает: либо за урожай, либо помогает праведникам, либо является покровителем счастья и искусства. В ту разъемную фигурку старца-мудреца были вложены еще четыре фигурки его известных учеников.

Целые комплекты фигурок-божков были популярны тогда в Японии. Фукурума, лысый старичок отвечал за счастье, процветание и мудрость.
Если попытаться проследить дальше, то корни от Японии пойдут в Китай, в Индию, где тоже были популярны разъемные, пустотелые куклы. В Китае издавна существовали резные костяные шары.

Создателями первой матрешки считаются Василий Петрович Звездочкин и Сергей Васильевич Малютин. Звездочкин тогда работал в мастерской Мамонтова «Детское воспитание» и выточил из дерева подобные фигурки, которые вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин, будущий академик живописи, расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя, изображала спеленатого младенца. Раскрашена была гуашью.
Эта первая матрешка сейчас находится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде.

Есть множество версий почему имя для этой игрушки было выбрано Матрена – самая расхожая – что это было самое распространенное имя тогда. Также в его основе лежит латинское слово "mater", что в переводе означает "мать". Это имя ассоциировалось с матерью огромного семейства, с крепким здоровьем и дородной фигурой и отлично подходило новой русской деревянной кукле. Еще говорят, на абрамцевских вечерах проводившихся в усадьбу у Мамонтова, чай подавала прислуга с таким именем.

Вообще-то матрешка как игрушка и явление появилась в России не случайно. Именно в этот период времени в конце XIX-XX в среде русской художественной интеллигенции не только начали всерьез заниматься коллекционированием произведений народного искусства, но и пытались творчески осмыслить богатейший опыт национальных художественных традиций. На средства меценатов создавались художественные мастерские, различные кружки, в моде были разнообразные предметы быта и игрушки в русском стиле, считается, что мода на «все русское» в начале XX века появилась во многом благодаря “русским сезонам” С.П. Дягилева в Париже.
В 1900 -х годах мастерская «Детское воспитание» закрылась, но изготовление матрешек стало продолжаться в Сергиевом Посаде, что в 70 километрах севернее Москвы, в учебно-показательной мастерской.
Сергиев Посад очень старый центр специализирующийся на производстве деревянных игрушек, часто его даже называют «игрушечной столицей», еще в XV веке при Троице-Сергиевом монастыре существовали специальные мастерские, в которой монахи занимались объемной и рельефной резьбой по дереву.
Скорее всего, массовое производство матрешек в Сергиевом Посаде началось после всемирной выставки в Париже 1900 года, после успешного дебюта в Европе новой русской игрушки. Также популярности матрешки способствовали и ежегодные ярмарки в Лейпциге, а с 1909 года ежегодный Берлинский базар кустарных изделий, проходившего в начале XX века в Лондоне. Позднее “Русское общество пароходства и торговли”, создало передвижную выставку и познакомила с русской матрешкой Грецию, Турцию и Ближний Восток.

В 1911 году с Лейпцигской ярмарки даже была привезена японская подделка, которая представляла собой точную копию сергиевской матрешки, отличаясь от нее лишь чертами лица и отсутствием лакового покрытия. В 1904 мастерская Сергиева Посада получила из Парижа официальный заказ на изготовление большой партии матрешек. Интерес к матрешке объясняется не только оригинальностью ее формы и декоративностью росписи, но и, вероятно, своеобразной данью моде. Спрос на матрешек с каждым годом увеличивался. В этом же году товарищество "Русские кустари" открыло в Париже свой постоянный магазин, в котором широко были представлены изделия нижегородских мастеров (производили в г. Семенове и Семеновском уезде Нижегородской губернии) - ложки, мебель, посуда с хохломской окраской, игрушки. В этом году за границей был сделан первый заказ на поставку деревянной куклы-матрешки.

Сейчас существует множествовидов матрешек, самыми популярными считаютсяМайдановские(из Полхова Майдана) иСеменовские матрешки.

С начала 1990 -х годов росписью матрешки начинают заниматься не только в традиционных районах, но и в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, отдельных туристических центрах. За основу чаще всего берутся форма и стиль, свойственные именно сергиевской матрешке, поэтому сейчас на матрешечных базарах встречаются изделия москвичей и петербуржцев, очень напоминающие матрешки Сергиева Посада.
Несмотря на разнообразие сегодняшнего ассортимента, уже можно выявить определенную тенденцию в формировании стиля “матрешка 1990 -х годов”. Для него характерна проработка костюма в подчеркнуто русских традициях с платками и шалями по мотивам знаменитых Павловских.

В настоящее время на лотках можно найти не только матрешки, расписанные в традиционном стиле, но также очень популярны, так называемыеавторские матрешки , выполненные художником-индивидуалом, профессионалом. Цена на такую игрушку зависит и от известности автора, и от качества работы. Сейчас можно найти матрешки которые были сделаны в единственном экземпляре, некоторые даже, могут быть копии известных картин художников, таких как, Васнецов, Кустодиев, Брюллов и т.д.

Виды матрешек:

Сергиевская матрешка - это круглолицая девушка в платке и сарафане с передником, роспись яркая с использованием 3-4 цветов (красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий). Линии лица и одежды обведены черным контуром. После переименования Сергиев Посад в Загорск, в 1930 году, такой тип росписи стал называться загорским.

Сейчас существует множество видов матрешек – семеновская, мериновская, полховская, вятская. Самыми популярными считаютсяМайдановские (из Полхова Майдана) иСеменовские матрешки .

Полховский Майдан - известнейшийцентр по изготовлению и росписи матрешек , расположенный на юго-западе Нижегородской области. Основной элемент полховско-майдановской матрешки - многолепестковый цветок шиповника ("роза"), рядом с которым может быть полураскрытые бутоны на ветках. Роспись наносится по предварительно нанесенному контуру, сделанному тушью. Окраска производится по грунтовке крахмалом, после нее изделия дважды или трижды покрывают прозрачным лаком.

Длясеменовской матрешки характерны яркие цвета, в основном желтый и красный. Платок обычно раскрашен в горошек. Первая матрешечная артель в Семеново была организована в 1929 году, она объединила мастеров-игрушечников Семенова и близлежащих деревень, хотя сам город знаменит в основном, хохломской росписью и изготовление игрушек было побочным ремеслом для семеновских умельцев.

Вятская матрешка - наиболее северная из всех российских матрешек. Вятка издавна славилась изделиями из бересты и лыка – коробами, корзинами, туесами - в которых помимо искусной техники плетения,использовался и тисненый орнамент. Особое своеобразие вятская расписная деревянная кукла получила в 60 -е годы, когда матрешку стали не только расписывать анилиновыми красками, но и инкрустировать соломкой, это стало своеобразным нововведением в оформлении матрешек. Для инкрустации использовали ржаную соломку, которую выращивали на специальных участках и аккуратно срезали серпами вручную.

Матрешки - технология производства

Сначала надо выбрать дерево. Как правило, это липа, береза, осина, лиственница. Дерево должно быть срублено обязательно ранней весной или зимой, чтобы в нем было мало сока. И быть оно должно ровным, без сучков. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два-три года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть.

Первой на свет появляется самая маленькая матрешка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Первые матрешки были шестиместные - восьмиместные, максимум, а в последние годы появились 35 -ти местные, даже 70 -ти местные, матрешки (в Токио демонстрировалась семидесятиместная семеновская матрешка ростом в метр). Верхняя часть второй матрешки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрешки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся.
Когда тело матрешки готово, его шкурят и грунтуют. А затем начинается процесс, который придает каждой матрешке свою индивидуальность – роспись. Сначала карандашом наносится основа рисунка. Порой рисунок выжигают, а потом тонируют акварелью.

Потом намечаются контуры рта, глаз, щек. И уж затем матрешке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы. Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором. Роспись же сергиевских матрешек производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки.

Хорошая матрешка отличается тем, что: все ее фигурки легко входят друг в друга; две части одной матрешки плотно прилегают и не болтаются; рисунок правильный и четкий; ну, и, конечно же, хорошая матрешка должна быть красивой. Первые матрешки покрывали воском, а лаком их стали покрывать тогда, когда они стали детской игрушкой. Лак предохранял краску, не давал им так быстро портиться, обкалываться, сохранял дольше цвет. Самое интересное, что в первых матрешках было выжигание контуров лица и костюма. И даже если краска облезала, то, что сделано выжиганием, оставалось надолго.

Русская матрешка – настоящее чудо света. Настоящее, поскольку была и остается творением человеческих рук. Чудо света – потому что удивительным образом игрушечный символ России перемещается по всему миру, не признавая никаких расстояний, границ, политических режимов.

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.
(Словарь русского языка. С.И.Ожегов)

Считается, что русская матрёшка была выточена по образцу, привезённому из Японии. По некоторым данным, матрёшки появились в России только после Русско-японской войны и возвращения из Японии в Россию военнопленных.

Япония – страна множества богов. Каждый из них за что-то отвечал: либо за урожай, либо помогал праведникам, либо был покровителем счастья искусства. Японские божки разнообразны и многолики: весёлые, разгневанные, мудрствующие … Йоги верили, что человек имеет несколько тел, каждому из которых покровительствовал какой-либо бог. Целые комплекты фигурок-божков были популярны в Японии. И вот в конце XIX столетия кто-то решил поместить несколько фигурок одна в другую. Первой такой забавой стала фигурка буддийского мудреца Фукурумы, добродушного лысого старика, который отвечал за счастье, процветание и мудрость.

Оказывается, метод клонирования хорошо знали в конце XIX века. Посудите сами. Японский папа Фукуруму стал родоначальником... Мамы при этом не было. А клонирование произошло в 1890 году в усадьбе Мамонтова в подмосковном Абрамцеве. Владелица усадьбы привезла из Японии забавного божка. Игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку.

Портрет Саввы Мамонтова

Автопортрет Сергея Малютина

Василий Звездочкин.

Первая русская матрешка - Девочка с петухом

Разъемная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку черного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца - и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.

Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. Звездочкину.

Первую матрешку хранит ныне Музей игрушки в Сергиевом-Посаде. Раскрашенная гуашью, выглядит она не очень-то празднично.
Вот мы все матрешка, да матрешка... Но ведь у этой куклы и названия-то не было. А когда токарь ее сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой - Матрена. Еще говорят, на абрамцевских вечерах чай подавала прислуга с таким именем. Переберите хоть тысячу имен, и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подойдет.

Новая игрушка мгновенно стала популярной. В том же году, как эта кукла появилась на свет, российский консул доносил, что в Германии нюрнбергская фирма “Альберт Герх” и токарь Иоганн Вильде начали подделывать русскую матрешку. Такое же известие пришло из Франции. Но, как показало время, эти игрушки там не привились.

Всемирный триумф матрешки состоялся на выставке в Париже в 1900 году. В 1911 году заказы на игрушку поступили уже от 14 государств мира.

Женщина с узелком (матрешка 10-местная),

Матрешка появилась в Сергиевом Посаде в начале XX века. Потомственный мастер по росписи С.А.Рябышкин вспоминал, как его отец в 1902 году привез из Москвы матрешку и все соседи ходили на нее смотреть, они удивлялись и восхищались необыкновенной куклой. Надо заметить, что в те времена матрешка стоила очень дорого, по сообщению Н.Д.Бартрама стоимость игрушки доходила до 10 рублей за штуку, тогда это были огромные деньги. Впоследствии многие иконописцы занялись росписью матрешек, среди них А.И.Сорокин, Д.Н.Пичугин, А.И.Токарев, а также мастерские Р.С.Бусыгина, братьев В.С. и П.С.Ивановых и другие. Старые матрешки отличались благородством и теплотой колорита, в них использовались живописные эффекты иконописи: роспись "тычком", "контуровка", тщательная прорисовка лица. Заготовки для росписи поставляли в посад из Бабенок Подольского уезда, где впервые была налажена промысловая выточка матрешки. Подольским мастерам в токарном искусстве не было равных.

Бояре
(матрешка 12-местная),

Женщина со сложенными руками
(матрешка 10-местная),
Сергиев Посад, начало XX века

В 1891 году в Сергиевом Посаде по инициативе земства была открыта учебно-показательная мастерская игрушек, руководителем которой был Владимир Иванович Боруцкий, на ее базе в 1913 году организовали кустарно-промышленную артель игрушечников, которая после революции стала называться артелью имени РККА, а затем в 1928 году она была преобразована в фабрику игрушек (ныне фабрика игрушек №1). Там и стали изготавливать матрешек после закрытия в Москве мастерской "Детское воспитание". В 1905 году в Сергиевскую мастерскую В.И.Боруцкий пригласил токаря В.П.Звездочкина, который обучил сотни учеников. В 30-х годах в Загорск (так переименовали Сергиев Посад в 1930 году) приехали подольские токари Ромахины, Кузнецовы, Березины, Белоусовы, Нефедовы, Новизенцевы. Мастера С.Ф.Нефедов, Д.И.Новизенцев, В.Н.Кожевников до сих пор остаются лучшими изготовителями матрешек.

Ревизор
(к столетию Н.В.Гоголя),

Тарас Бульба
(к столетию Н.В.Гоголя),
художник Н.Бартрам, Сергиев Посад, начало XX века

Степан Разин,
мастер Бусыгин,
мастерская Московского губ. земства, Сергиев Посад, начало XX века

Матрешка пользовалась большим спросом не только в России, но и за границей. После Всемирной Выставки в Париже (1900г.) земская мастерская получила на нее заказы, ежегодно игрушка появлялась на ярмарке в Лейпциге, дошло даже до того, что матрешку начали подделывать иностранцы, о чем сообщил в Санкт-Петербург из Германии российский консул в 1908 году (занималась этим нюрнбергская фирма "Альберт Лерх").

Постепенно ассортимент матрешек в Сергиевом Посаде расширился. Кроме матрешек изображавших девушек в сарафанах и платках с корзинками, узелками, серпами, букетами цветов, снопами стали изготавливать девушек в полушубке с шалью на голове и валенками в руках, пастушка со свирелью, старика с окладистой бородой и большой палкой, старообрядку в черном сарафане с четками, жениха и невесту со свечками в руках, внутри помещались родственники.

Кутузов со своим штабом
(матрешка 8-местная)
к столетию Отечественной войны 1812 года, мастер И.Прохоров,
Сергиев Посад, начало XX века

Наполеон
(матрешка 8-местная)
к столетию Отечественной войны 1812 года,

Была выпущена большая серия бояр. В 1909 году к столетию со дня рождения Н.В.Гоголя были сделаны матрешки Тарас Бульба, Городничий, в котором помещалась Анна Андреевна, Хлестаков, судья, почтмейстер и другие персонажи комедии "Ревизор". В 1912 году к 100-летнему юбилею Отечественной войны с французами были выпущены восьмиместные матрешки, изображавшие Кутузова и Наполеона, внутри которых помещались члены их штабов. Мастера изготавливали матрешек на темы сказок и басен: "Репка", "Квартет", "Золотая рыбка", "Конек-Горбунок", "Иван-царевич", "Жар-птица". Пытались также изменить форму матрешек, стали выпускать фигуры в виде древнерусского шлема, а также конусообразные, но эти игрушки не нашли спроса, их производство прекратилось. До настоящего времени выпускаются матрешки традиционной формы. Надо заметить, что матрешками называются не все деревянные фигурки, а лишь те, которые вкладываются друг в друга.

Народы Прибалтики
(матрешки 8- и 12-местные),
мастер Д.Пичугин, Сергиев Посад, начало XX века

Стрелец-неваляшка,
Сергиев Посад, начало XX века

В 1911 году Сергиевская земская учебно-показательная мастерская выпускала двадцать один вид 2-24-местных матрешек. Самыми ходовыми были 3-, 8- и 12-местные. В 1913 году для выставки игрушек в Петербурге была выточена 48-местная матрешка бабенским токарем Н.Булычевым.

В двадцатых годах прошлого века производство матрешек было налажено в Нижегородской губернии (сейчас Горьковская область) в городе Семенове, деревне Меринове, в селе Полхов-Майдан. Мастер А.Ф.Майоров (1885-1937) привез матрешку из Сергиевого Посада, игрушка понравилась, стали делать своих матрешек: расписывали по крахмальному грунту, рисунок пером расцвечивался анилиновыми красками.

Семья
(матрешка 10-местная),
Мастерская Московского губ. земства,
Сергиев Посад, начало XX века

Семеновская матрешка более стройная и вытянутая, вместо сарафана и передника на кукле изображаются цветы. Загорская (Сергиевская - в 1991г. Загорску было возвращено старое название - Сергиев Посад) матрешка расписывалась гуашью, иногда покрывалась лаком.

В 1918 году в Москве был создан Музей игрушки, при котором была открыта мастерская, в которой изготавливали игрушки. В 1931 году Музей игрушки переехал в Загорск.

Богатырь и девушка
(матрешки 6-местные)
в виде древнерусского шлема,
мастер И.Прохоров, Сергиев Посад, начало XX века

Репка
(матрешка 8-местная)
по мотивам одноименной сказки,
мастер Шарпанов, Сергиев Посад, начало XX века

В 1932 году в Загорске был открыт первый в мире научно-экспериментальный институт игрушки, среди многочисленных образцов разных игрушек была выточена 42-местная матрешка к 42 году Советской власти. При содействии института игрушки производство матрешек разошлось по многим областям СССР. В каждом районе матрешка имела свой собственный облик, так кировская матрешка отделывалась соломкой, матрешка из Уфы (предприятие "Агидель") сохраняла башкирский национальный колорит.

Царевна-лебедь
(матрешка конусообразная
с иллюстрациями к сказке А.С.Пушкина "Царь Салтан"),
Сергиев Посад, начало XX века

Конек-горбунок
(матрешка 12-местная по мотивам одноименной сказки П.П.Ершова),
Сергиев Посад, начало XX века

Всем нам знакома матрешка – деревянная раскладная куколка, давно уже ставшая символом русского народного творчества и традиционным сувениром, который принято покупать в России. Но родителям стоит обратить внимание на матрешку и как на уникальную развивающую игрушку, которую непременно стоит приобрести для ребенка. Матрешка проста, как и всё гениальное, но от этого не менее интересна для детей.

Матрешка: описание игрушки

Традиционная матрешка представляет собой деревянную расписную куклу с вложенными в нее куклами меньшего размера. Форма матрешки близка к форме яйца, при этом игрушка имеет плоское донышко для устойчивости. Каждая кукла, кроме самой последней, разбирается на две части – верхнюю и нижнюю. Всего кукол в матрешке обычно не менее трех. Существуют сувенирные варианты из 20, 30 и даже 50 элементов!

Привычная для нас матрешка изображает женщину в красном сарафане и платке. Однако в настоящее время существуют самые разнообразные вариации росписи игрушки: девушки, семьи (дедушка, бабушка, папа, мама, ребенок), герои сказок (Репка, Теремок, Колобок, Курочка Ряба) и т.д. В качестве сувенира популярны матрешки с изображением политических деятелей, а также портретные.

Матрешек делают преимущественно из дерева мягких пород: липы, реже березы и ольхи. Сушат бревна в течение нескольких лет, при хорошей вентиляции. Внимательно следят за качеством сушки древесины – она должна быть не сырой и не сухой. Начинают изготовление с самой маленькой неразборной куклы. Последующие делают из заготовок нужного размера (их разрезают на две части и удаляют лишнюю древесину, чтобы кукла меньшего размера плотно держалась внутри большей). Самая большая кукла имеет специальную подставку для устойчивости.

Каждую фигурку полируют, грунтуют, а затем раскрашивают. Чаще всего используется гуашь, реже – акварель, темпера, масляные краски. Далее матрешек покрывают масляным лаком и сушат.

Размеры игрушки матрешки зависят от количества элементов. Верхняя кукла у маленьких матрешек из 3 элементов имеет размер 8-10 см, у стандартных из 5 элементов – 16-18 см, из 7 элементов – 18-21 см, из 10 элементов – 20-25 см. Огромные матрешки из 50 кукол имеют высоту 65-75 см.

Матрешка – игрушка или сувенир?

До рождения ребенка матрешка обычно ассоциируется у взрослых с традиционным русским сувениром. Да, действительно, это очень красивая и яркая памятная вещь, которая станет украшением любого дома. И все-таки матрешка не является обычным сувениром.

На вопрос, матрешки относятся к игрушкам или представляют собой лишь предмет интерьера, можно однозначно ответить: матрешка – это отличная игрушка для детей! Помимо того, что традиционная матрешка сама по себе привлекательна для ребенка и с ней можно играть, как с куклой, она еще и раскладывается, а значит – можно придумать огромное количество вариантов игры с ней.

Во-первых, матрешка – это игрушка, развивающая первоначальные движения и восприятия . Она развивает зрительное восприятие и осязание, учит восприятию форм и цветов, способствует улучшению координации движений. Простая форма матрешки и экологичность делает ее отличной развивающей игрушкой для самых маленьких детей.

Во-вторых, матрешка относится к игрушкам, способствующим физическому развитию ребенка . Как и другие сборно-разборные игрушки, она тренирует мышцы рук и пальцев, способствует развитию мелкой моторики.

Кроме того, матрешка – это дидактическая игрушка . Данный тип игрушек способствует умственному и сенсорному развитию и обучению детей, расширению общего кругозора. Играя с матрешкой, ребенок решает задачу, которая заключена в самой конструкции игрушки – собрать и разобрать матрешку. В процессе игры развивается внимание и память малыша, растет сообразительность и наблюдательность.

История матрешки – русской народной игрушки для детей

История деревянной игрушки матрешки туманна, поскольку разные источники описывают ее по-разному. Большинство публикаций в СМИ и Интернете рассказывают о том, что первая матрешка была создана в конце XIX века, во время расцвета интереса общества к собственной национальной культуре. В московской мастерской «Детское воспитание», созданной специально для сохранения традиций русской народной игрушки, токарь Василий Звездочкин выточил первую разъемную куклу. Прообразом матрешки, как утверждают источники, является японская фигурка Фукурумы (варианты написания – Фукурими, Фукурама, Фукурокуджу, Фукурокудзю), одного из семи богов удачи, бога мудрости и учености.

Художник Сергей Малютин, пропагандист «русского стиля», считается автором эскиза, «отцом матрешки», кроме того, именно он и раскрасил получившуюся игрушку. Она являла собой круглолицую женщину-крестьянку, одетую в вышитую рубашку и сарафан. На ней был передник и цветастый платок, а в руках она держала черного петуха. Внутри куклы помещалось еще 7 фигурок: три сестренки, одна из которых с серпом, а другая с караваем, братик в расписной рубахе, еще две сестренки и спеленатый младенец – самая маленькая, неразделяемая кукла. В 1900 году матрешка получила признание на Всемирной выставке в Париже, что привело к росту спроса на эту игрушку.

На самом деле, авторство матрешки доподлинно не установлено. С одной стороны, исследователи единогласно приписывают его художнику Малютину. Однако токарь Звездочкин в своих воспоминаниях утверждает, что придумал и создал игрушку именно он. Кроме того, в наследии художника Сергея Малютина действительно отсутствует эскиз матрешки.

Также существует путаница с датой происхождения матрешки. Называют и 1893, и 1896, и 1898 годы. Сам Звездочкин вообще упоминает 1900 год – но в апреле уже состоялась Всемирная выставка, и, возможно, автор допускает неточность в датировке (мемуары были написаны 50 лет спустя). Кстати, Звездочкин говорит о создании трех- и шестиместной матрешек, хотя в Музее игрушки в Сергиевом посаде хранится матрешка из 8 элементов, и именно она считается первой.

Что касается японского происхождения матрешки, то и на этот счет вопрос остается открытым. Действительно, японцы были отличными мастерами токарного дела. Однако идея разъемных игрушек была традиционной в русском народном промысле – вспомните хотя бы о пасхальных яйцах. Всем известна и сказка о железном сундуке, внутри которого сидит заяц, а внутри него утка, в утке яйцо – и вот там-то и находится смерть Кощея… Возможно, именно таков глубинный смысл матрешки: чтобы дойти до истины, необходимо до нее буквально докопаться, сорвав все покровы-крышечки.

Первая русская матрешка не имела имени. Матрешка, по всеобщему мнению исследователей – это сокращенная форма популярного в России имени Матрёна, которое, в свою очередь, имеет латинские корни и переводится как «знатная женщина». Кроме того, имя матрешки перекликается с древнеиндийским словом «матри», что переводится как «мать». Индуистская мифология описывает матри как женские проявления божественных начал, число матри колебалось от 7 до 16. Похоже на нашу матрешку, не правда ли?

Матрешка – развивающая игрушка! Польза любимой матрешки в развитии детей

Матрешка в развитии детей – неоценимое подспорье, несмотря на свою кажущуюся простоту. Чем же полезна матрешка для ребенка?

  • Матрешка знакомит малыша с русским народным творчеством, традиционной русской культурой.
  • Ребенок, играя с матрешкой, развивает мелкую моторику, укрепляет мышцы рук и пальцев, что немаловажно для развития речи.
  • Данную игрушку можно рекомендовать как одну из первых для ребенка: она является не только привлекательной, но и экологичной, а также безопасной благодаря своей округлой форме.
  • Матрешка помогает познакомиться с цветами в игре, развивает тактильное и зрительное восприятие.
  • Необходимость собирания и разбирания игрушки, обусловленная ее конструкцией, тренирует внимание и мышление ребенка.
  • С помощью матрешки легко объяснить малышу понятия «большой-маленький», «больше-меньше», «перед-за-между», познакомить с основами счета.
  • Матрешка – отличная игрушка для ролевых игр. Сама идея матрешки подразумевает игру в семью, где есть матрешка-мама и ее дети разного возраста.

Чтобы матрешка была именно обучающей игрушкой, не делайте ее привычным предметом интерьера, который постоянно находится в поле зрения малыша. Доставайте матрешку только на время занятия, чтобы сохранить интерес ребенка к ней. Кроме того, не забывайте, что положительные эмоции являются залогом успеха развивающих занятий – проводите игры, когда кроха к ним расположен.

Игры с матрешками для детей

Матрешка сама по себе является привлекательной игрушкой для ребенка, но лучше всего родителям не просто дать ее малышу, но и научить простым играм.

Игры с матрешкой для самых маленьких (примерно от 1 года)

  1. Научите ребенка открывать матрешку. Удивитесь и обрадуйтесь вместе с малышом, что внутри большой куклы есть еще одна, поменьше. Неужели внутри нее тоже кто-то есть?
  2. Покажите ребенку, что каждая фигурка собирается из двух конкретных половинок. Если же половинки не подходят, собрать целую куколку не получится.
  3. Скажите крохе: «Маленькая матрешка испугалась и просит большую спрятать ее». Пусть ребенок попробует сам вкладывать элементы игрушки один в другой.
  4. Когда малыша не будет в комнате, расставьте матрешек на видных местах. Предложите вошедшему ребенку разыскать потерявшихся сестричек.

Обучающие игры с матрешкой 2-3 лет

  1. Попросите малыша дать вам самую большую, двух самых маленьких матрешек, матрешку среднего размера. Предложите выстроить куколок по росту – по возрастанию или по убыванию. Можете придумать историю: матрешки пошли в гости, мама впереди, а дочки за ней, от той, что побольше, до самой маленькой. А домой матрешки возвращаются уже в обратном порядке.
  2. Расставьте матрешек по росту, а одну «забудьте». Пусть ребенок догадается, где именно она должна стоять.
  3. Поставьте самую большую и самую маленькую матрешек на некотором расстоянии друг от друга. Попросите ребенка разделить несколько заранее подготовленных вами игрушек большого и маленького размера, отправив маленьких «в гости» к маленькой матрешке, а больших к большой.
  4. Предложите ребенку разместить матрешек в «кроватках» (например, колечках от пирамидки) или домиках (их можно сделать из картонных коробок разного размера). Для этого ему сначала нужно будет распределить матрешек и их кроватки/домики по размеру. Еще один вариант подобной игры – сделать заранее несколько картонных ворот разного размера. Ребенку необходимо найти для каждой матрешки подходящие по высоте ворота.
  5. Если у вас есть два набора матрешек, перемешайте их и попросите малыша рассортировать. А два набора из одинакового количества элементов можно предложить выстроить парами.
  6. Обведите основания матрешек на листе бумаги или картона. Пусть ребенок подберет для каждого «стульчика» свою хозяйку. Или можно представить кружочки как вагоны поезда, лодочки, места в кинотеатре и т.д.
  7. Объясняйте, а потом и сами задавайте вопросы о понятиях «больше-меньше», «выше-ниже», «спереди-сзади», «справа-слева».
  8. С помощью матрешек можно изучать числительные, названия дней недели. Назовите матрешек именами, созвучными нужным понятиям. Надев верхние половинки кукол на пальцы, учите с ребенком названия пальцев руки.
  9. Спрячьте маленькую матрешку в любую из других, побольше. Попросите ребенка на слух определить, где прячется матрешка-малышка.

Игры с матрешкой для детей постарше (с 3-4 лет)

  1. Внутрь матрешек можно складывать бусинки/горошинки или картонные кружки, по возрастанию размера. Если вы хотите помочь ребенку освоить цифры, напишите на донышке каждой матрешки, сколько в ней горошинок. Покажите малышу цифру, а потом вместе посчитайте горошинки.
  2. Матрешка замечательно подходит для ролевых игр. Обычно самая большая матрешка – это мама, а меньшие – ее дочки. Но у кого-то большая матрешка может быть и папой. Обыгрывайте с матрешками ситуации, близкие ребенку (или детям). Общение мамы с ребенком, который не слушается, отношения старших и младших детей, конфликты на детской площадке. Несколько наборов матрешек смогут изобразить несколько семей.
  3. Детям старше 4-5 лет можно предложить раскрасить заготовку матрешки. Чем старше ребенок, тем более самостоятельной и аккуратной будет его работа.

Виды матрешек

Существуют как классические деревянные (с разными видами росписи), так и нестандартные матрешки: мягкие, пластиковые, матрешки-елочные игрушки и другие. На фото ниже представлены разнообразные вариации матрешек:

Деревянные игрушки-матрешки:

(матрешка, хохлома);

(матрешка, гжель);

(дымковская игрушка-матрешка);

(матрешка, филимоновская роспись);

(матрешка, городецкая роспись);

(вятская матрешка);

(семеновская матрешка).

Деревянные матрешки, изображающие героев сказок

Курочка Ряба:

Мягкая игрушка-матрешка

(матрешка, игрушка-антистресс от «Смолтойс»);

(вязаная матрешка, рукодельная).

Матрешка-каталка, пластиковая

Новогодняя матрешка

Как видите, матрешка – это целый мир! Неспроста она полюбилась и «прижилась» в русской культуре… Экологичная, яркая, раскрывающая множество возможностей для игры, матрешка обязательно станет одной из любимых игрушек для вашего ребенка.

Создателем матрешки был художник Сергей Малютин, апологет стиля a la russe в искусстве. Произошло «рождение» главного русского сувенира в начале 1890-х годов в московской игрушечной мастерской «Детское воспитание». Кукла настолько удачно ассимилировалась со старинными крестьянскими игрушками, что всего через несколько десятилетий в сознании людей прочно закрепился миф, будто с матрешками играли еще при царе Горохе.

Автопортрет Сергея Малютина. Источник: wikipedia.org

Более того, прототипом матрешки стала японская традиционная кукла. Диковинную вещицу, внутри которой было еще шесть куколок поменьше, привезла из Японии супруга Саввы Мамонтова Елизавета. Вся эта сложносочиненная игрушка символизировала «семь богов счастья». Малютин, увидев этот заморский сувенир, решил переработать его на отечественный лад.


Японская «матрешка». Источник: wikipedia.org

Первый набор вкладывающихся друг в друга кукол состоял из восьми предметов. Все куклы были расписаны по-разному: среди них встречались как девочки, так и мальчики, а самая маленькая олицетворяла младенца в пеленках. Старшая же «сестрица» держала в руках черного петуха. Этот набор, расписанный Малютиным, сейчас хранится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде.


Первый набор Сергея Малютина. Источник: wikipedia.org


Дно самой большой матрешки из первого набора. Источник: wikipedia.org

В 1900 году матрешка была представлена на Всемирной выставке в Париже. Мода на матрешек после этого охватила не только Россию, но и Европу, где «русский стиль» в ту пору был популярен как в искусстве, так и в интерьере и одежде.

Сергиев Посад стал одним из первых крупных центров матрешечного производства. Другими значимыми производителями стали город Семенов Нижегородской губернии и село Полхов-Майдан. При этом знатоки на глаз могли определить, где изготовлена матрешка: сергиевские куклы казались более сбитыми и приземистыми по сравнению с семеновскими. Вскоре матрешечное производство вышло далеко за пределы России: в Германии, например, начали производить подделки, выдавая их за настоящих русских матрешек.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры