Самые страшные статуи мира. Самые страшные статуи на планете Страшные статуи

Главная / Развод

Для кого-то искусство является способом самовыражения или источником заработка, для других – тем, что вдохновляет и отвлекает от плохих мыслей. Но глядя на эти скульптуры, складывается впечатление, что художники, которые посвятили себя этому виду искусства, хотели, чтобы у проходящих мимо людей кровь застывала в жилах.

Истина
Художник, состояние которого к 2010 году оценивалось в 215 миллионов фунтов, уже успел зарекомендовать себя в мире искусства – Платиновый череп, анатомические скульптуры Пегаса и Единорога. Еще одно творение Дэмиена Херста, бронзовая двадцатиметровая «Истина», произвело фурор в городе Ильфракомб, Великобритания. Он изобразил голую беременную женщину, которая несет меч и при этом стоит на юридических книгах. И да, автор не пожалел девушку - на одной половине ее тела можно изучать анатомию - кости, мышцы и даже плод внутри.

В память о нерождённых
В современном обществе очень часто затрагивается тема абортов. И, конечно же, скульпторы не могли проигнорировать данную тему. Существует множество памятников по всему миру, было даже создано кладбище нерождённых детей. Каждый монумент по-своему трогательный, заставляющий задуматься. Но то, что можно встретить на Филиппинах, вызовет не только слезы, но и страх. Автор изобразил две окровавленные руки на постаменте, которые держат дитя с пуповиной. К сожалению, творец не известен.


Синий Мустанг, или Блюцифер
Как только ни называли эту лошадь: и «Конь сатаны», и «Синий жеребец смерти», и теперь уже «Блюцифер». Если взглянуть на статую, то эти прозвища кажутся очень подходящими, ведь ее горящие глаза говорят сами за себя. Эта ужасающая 10-метровая лошадь установлена в международном аэропорту Денвера, США. Она уже успела заработать себе репутацию. Скульптура в буквальном смысле убила своего творца – при транспортировке на Луиса Джименеза упал кусок, отвалившийся от статуи. После этого случая многие окрестили статую одним из коней Апокалипсиса из Книги откровений и назвали проклятой.


Плащ Совести
Известный чешский художник и скульптор Анна Хроми создала целое Искусство Совести – несколько скульптур в виде пустоты, обрамленной плащом. Эти статуи несут в себе нечто таинственное. Некоторые видят в «Пустом плаще» смерть, другие – совесть. Если долго смотреть на статую, то можно почувствовать немой упрек, кажется, будто кто-то следит за вами. Художница, в свою очередь, пустоту трактует по-другому – это то нематериальное, что оставляет после себя человек. Все обиды, любовь, память, наследие. То, что нельзя потрогать руками, но можно почувствовать сердцем.


Людоед, пожирающий детей
Фонтанная скульптура была построена еще в 1546 году, и никто не знает, кто и почему создал ее. Есть несколько предположений о значении статуи – то ли это фольклорный персонаж по имени Крампус, который имел право наказать непослушных детей на Рождество, то ли просто предупреждение для малышей, напоминание о том, что может случиться с теми, кто не прислушивается к родителям. От теорий статуя не становится дружелюбней – большой людоед, который поедает одного ребенка, при этом держит полный мешок остальной детворы.


Ла Паскуалита
В штате Чиуауа (Мексика) в витрине одного из свадебных магазинов уже на протяжение последних 85 лет живет интересный манекен – Ла Паскуалита. Вокруг нее уже возникла целая легенда, а все потому, что она уж очень реалистично выглядит – настоящие волосы и ресницы, кожа с легким румянцем и даже складки на коже и руках. Многие говорят, что это забальзамированное тело дочери бывшего владельца магазина Паскуала Эспарса. Сотрудники боятся оставаться с ней наедине, посетители магазина говорят, что взгляд девушки «следит» за ними. Верить в это или нет – решайте сами


Скелет Рене де Шалона
Существует множество памятников, созданных для знати в период их жизни или уже после смерти. Один из таких находится в церкви Сент-Этьен Бар-де-Люка. Там похоронен принц Оранский, который погиб в сражении в 1544, когда ему было только 25 лет. На его могиле соорудили памятник – скелет облачён в тряпки, а в руке над головой он держит собственное сердце. Раньше памятник «держал» высушенное сердце умершего принца, но оно пропало во время Французской революции.


Неб-Сану
В отличие от вышеупомянутых скульптур, эта не пугает своим видом – всего лишь 25-сантиметровая египетская фигурка. Она была создана приблизительно 4000 лет назад как подношение богу загробного мира Осирису. Но сотрудники музея стали замечать, что скульптурка меняет свое местоположение. Проверив камеры, увидели, что никто из посетителей или работников не трогал ее, ведь она хранится за стеклом. В ролике статуэтка в течение дня делала полукруг вокруг собственной оси. Сначала физик Брайан Кокс пытался объяснить это «дифференциальным трением» из-за небольших вибраций, которые производят посетители своими шагами. Но если все именно так, тогда почему за все 80 лет хранения в музее статуэтка начала двигаться только сейчас?


Перевозчик Харон
В ирландском парке скульптур «Путь Виктории» есть множество ужасающих творений. Но одно из них заслуживает особого внимания – скелет, который застыл в болоте и уже никогда не сможет добраться до заветного берега. Есть несколько версий того, что именно изображает эта статуя: мученика, который оказался в ловушке, или древнегреческого Харона, который перевозил умерших через подземные реки до врат Аида. Говорят, что он поднимается из глубин для того, чтобы найти и переправить больше душ.


Скульптуры Криса Кукси
От этих скульптур даже волосы на затылке шевелятся. Помните Блюцифера? Это доброжелательная лошадка по сравнению с этими работами. Сам автор говорит, что это его способ разрушения иллюзий, он показывает то, что создает страх в нашей голове. Творения зловещие, дикие, одним словом, жуткие. Множество деталей и непредсказуемость делают эти произведения искусства особенными, неповторимыми. Но после такой выставки можно остаться седым. Людская фантазия и вправду безгранична. Одни создают прекрасные и яркие шедевры, а другие то, от чего мурашки по коже. Несмотря на это, их творчество особенное и запоминается.

Искусство - глобальная отрасль для творческих людей. Для кого-то оно является заработком или способом самовыражения, для других - тем, что отвлекает от плохих мыслей и вдохновляет.

Но глядя на эти статуи, складывается впечатление, что авторы, которые посвятили себя этому виду искусства, видимо, хотели, чтобы у людей, которые увидят их творчество, кровь застывала в жилах.

Иначе, какая же ещё причина может быть для появления столь ужасающих скульптур на улицах? Неужели людям такое нравится, что они выставляют это на всеобщее обозрение, да ещё в таких огромных масштабах!

Истина

Художник, состояние которого к 2010 году оценивалось в 215 миллионов фунтов, уже успел зарекомендовать себя в мире искусства – Платиновый череп, анатомические скульптуры Пегаса и Единорога. Еще одно творение Дэмиена Херста, бронзовая двадцатиметровая «Истина», произвело фурор в городе Ильфракомб, Великобритания. Он изобразил голую беременную женщину, которая несет меч и при этом стоит на юридических книгах. И да, автор не пожалел девушку - на одной половине ее тела можно изучать анатомию - кости, мышцы и даже плод внутри.

В память о не рождённых

В современном обществе очень часто затрагивается тема абортов. И, конечно же, скульпторы не могли проигнорировать данную тему. Существует множество памятников по всему миру, было даже создано кладбище нерождённых детей. Каждый монумент по-своему трогательный, заставляющий задуматься. Но то, что можно встретить на Филиппинах, вызовет не только слезы, но и страх. Автор изобразил две окровавленные руки на постаменте, которые держат дитя с пуповиной. К сожалению, творец не известен.

Синий Мустанг, или Блюцифер

Как только ни называли эту лошадь: и «Конь сатаны», и «Синий жеребец смерти», и теперь уже «Блюцифер». Если взглянуть на статую, то эти прозвища кажутся очень подходящими, ведь ее горящие глаза говорят сами за себя. Эта ужасающая 10-метровая лошадь установлена в международном аэропорту Денвера, США. Она уже успела заработать себе репутацию. Скульптура в буквальном смысле убила своего творца – при транспортировке на Луиса Джименеза упал кусок, отвалившийся от статуи. После этого случая многие окрестили статую одним из коней Апокалипсиса из Книги откровений и назвали проклятой.

Плащ Совести

Известный чешский художник и скульптор Анна Хроми создала целое Искусство Совести – несколько скульптур в виде пустоты, обрамленной плащом. Эти статуи несут в себе нечто таинственное. Некоторые видят в «Пустом плаще» смерть, другие – совесть. Если долго смотреть на статую, то можно почувствовать немой упрек, кажется, будто кто-то следит за вами. Художница, в свою очередь, пустоту трактует по-другому – это то нематериальное, что оставляет после себя человек. Все обиды, любовь, память, наследие. То, что нельзя потрогать руками, но можно почувствовать сердцем.

Людоед, пожирающий детей

Фонтанная скульптура была построена еще в 1546 году, и никто не знает, кто и почему создал ее. Есть несколько предположений о значении статуи – то ли это фольклорный персонаж по имени Крампус, который имел право наказать непослушных детей на Рождество, то ли просто предупреждение для малышей, напоминание о том, что может случиться с теми, кто не прислушивается к родителям. От теорий статуя не становится дружелюбней – большой людоед, который поедает одного ребенка, при этом держит полный мешок остальной детворы.

Ла Паскуалита

В штате Чиуауа (Мексика) в витрине одного из свадебных магазинов уже на протяжение последних 85 лет живет интересный манекен – Ла Паскуалита. Вокруг нее уже возникла целая легенда, а все потому, что она уж очень реалистично выглядит – настоящие волосы и ресницы, кожа с легким румянцем и даже складки на коже и руках. Многие говорят, что это забальзамированное тело дочери бывшего владельца магазина Паскуала Эспарса. Сотрудники боятся оставаться с ней наедине, посетители магазина говорят, что взгляд девушки «следит» за ними. Верить в это или нет – решайте сами.

Скелет Рене де Шалона

Существует множество памятников, созданных для знати в период их жизни или уже после смерти. Один из таких находится в церкви Сент-Этьен Бар-де-Люка. Там похоронен принц Оранский, который погиб в сражении в 1544, когда ему было только 25 лет. На его могиле соорудили памятник – скелет облачён в тряпки, а в руке над головой он держит собственное сердце. Раньше памятник «держал» высушенное сердце умершего принца, но оно пропало во время Французской революции.

Неб-Сану

В отличие от вышеупомянутых скульптур, эта не пугает своим видом – всего лишь 25-сантиметровая египетская фигурка. Она была создана приблизительно 4000 лет назад как подношение богу загробного мира Осирису. Но сотрудники музея стали замечать, что скульптурка меняет свое местоположение. Проверив камеры, увидели, что никто из посетителей или работников не трогал ее, ведь она хранится за стеклом. В ролике статуэтка в течение дня делала полукруг вокруг собственной оси. Сначала физик Брайан Кокс пытался объяснить это «дифференциальным трением» из-за небольших вибраций, которые производят посетители своими шагами. Но если все именно так, тогда почему за все 80 лет хранения в музее статуэтка начала двигаться только сейчас?

Перевозчик Харон

В ирландском парке скульптур «Путь Виктории» есть множество ужасающих творений. Но одно из них заслуживает особого внимания – скелет, который застыл в болоте и уже никогда не сможет добраться до заветного берега. Есть несколько версий того, что именно изображает эта статуя: мученика, который оказался в ловушке, или древнегреческого Харона, который перевозил умерших через подземные реки до врат Аида. Говорят, что он поднимается из глубин для того, чтобы найти и переправить больше душ.

Скульптуры Криса Кукси

От этих скульптур даже волосы на затылке шевелятся. Помните Блюцифера? Это доброжелательная лошадка по сравнению с этими работами. Сам автор говорит, что это его способ разрушения иллюзий, он показывает то, что создает страх в нашей голове. Творения зловещие, дикие, одним словом, жуткие. Множество деталей и непредсказуемость делают эти произведения искусства особенными, неповторимыми. Но после такой выставки можно остаться седым.

Людская фантазия и вправду безгранична. Одни создают прекрасные и яркие шедевры, а другие то, от чего мурашки по коже. Несмотря на это, их творчество особенное и запоминается. Поделитесь со своими друзьями этой статьей, пусть тоже испугаются.

Человечество воздвигает статуи для будущих поколений. Это способ запомнить тех, кто внёс неоценимый вклад в развитие общества, это необходимость увековечить память о каком-либо событии, а иногда и возможность напомнить проходящим мимо людям о том, что жизнь заканчивается одинаково для всех…

Блюцифер

Блюцифер ужасен, и усугубляется всё это его месторасположением - недалеко от аэропорта Денвера. Блюцифер, на самом деле, не настоящее название статуи; это всего лишь одно из немногих нежных прозвищ, что дали ему жители города. Среди других прозвищ есть и такие как «Синий жеребец смерти» и «Конь сатаны».


Оригинальное название статуи - «Синий мустанг», но достаточно взглянуть на статую, чтобы понять, откуда взялись её страшные прозвища. В теории - это вставшая на дыбы, фыркающая, анатомически правильная лошадь. Но глядя в её горящие красные глаза, мы уверены, что это конь сатаны.

Не удивительно, что многие люди, которые живут в Денвере, ненавидят эту статую. Даже создателю она принесла одни несчастья. Скульптор Луис Хименес работал на почти 10-метровой высоте над 4100-килограммовой статуей, когда она убила его. На скульптора упал фрагмент статуи, перебив артерию в ноге.

Как будто этого не достаточно, сторонники теории заговора считают эту лошадь своеобразным символом, подтверждающим их теорию. Они убеждены, что Международный аэропорт Денвера на самом деле является секретной базой, с которой будет дан сигнал к началу перерождения общества.


Когда при строительстве аэропорта был превышен бюджет, а само строительство тянулось на несколько лет дольше, чем планировалось, начали циркулировать слухи, что дополнительное время и деньги нужны были, чтобы построить огромный подземный бункер и военный объект, где будет скрываться правительство и откуда оно сможет возобновить свою деятельность после наступления конца света. Теперь некоторые думают, что конь - довольно очевидное доказательство этого, так как он явно изображает одного из коней Апокалипсиса в Книге Откровений.

Кетцалькоатль в Сан-Хосе

Кетцалькоатль - древний бог ацтеков, который является частично змеёй, частично пернатым, а в целом - огненным драконом. Он находится на вершине ацтекского пантеона богов. Похоже, он также будет символом того, о чём художники могут только мечтать - о вознаграждении, утверждённом в Сан-Хосе, штат Калифорния.

В 1992 году скульптора Роберта Грэма попросили создать статую, которая будет не только центральной художественной достопримечательностью города, но и почтит те испаноязычные семьи, которые называют этот город родным, а также будет напоминать о людях, которые основали его и жили на этой земле. Так был создан Кетцалькоатль.


Мы не знаем, что имело большее значение - амбиции скульптора, или он просто сдался, когда получил от города ошеломляющие $ 500 000. Первоначально он планировал огромную бронзовую статую, но, постепенно, эти планы превратились в нечто другое. В то время как городской Совет по искусству согласился с новым дизайном, никто другой не был посвящён в эти планы. Ранее Грэму уже приходилось сталкиваться с недовольством заказчиков, поэтому до самого открытия скульптура находилась под замком.

После открытия статуи люди начали помещать своих маленьких собак на верхней части статуи, вследствие чего появилось множество достаточно забавных фотографий.

Но когда развлечения надоели, люди осознали, что статуя была неудачной, так как она оскорбляла чувства некоторых групп населения. Многие люди не хотели, чтобы часть их наследия вспомнилась вообще, так как Кетцалькоатль был одним из богов, которые, якобы, учили искусству удаления всё ещё бьющегося сердца из тела жертвы. Другие были уверены, что это просто куча дерьма, возведенная на пьедестал.


Сотни людей выступили в знак протеста против памятника, открыв тем самым худшую страницу городских кошмаров Сан-Хосе. Это была уже вторая попытка по созданию центральной культурной достопримечательности, которая с треском провалились. Первой попыткой было открытие статуи полководца 19-го века, который сначала захватил Сан-Хосе, а затем взял под свой контроль всю территорию до границы с Мексикой.

«Заяц», Нюрнберг, Германия

Скульптура, установленная в старинном немецком городке в 1984-м году — вероятно, один из самых странных памятников знаменитому живописцу и гравёру Альбрехту Дюреру.


Злобное чудовище, «притаившееся» перед домом-музеем художника, отдалённо напоминает милого пушистого зайца с рисунка, выполненного Дюрером в начале XVI-го века. Видимо, чтобы подчеркнуть контраст между зайцем Дюрера и монстром в стиле современного авангардизма, художник поместил рядом со своим зайцем маленькую, но довольно точную копию животного, изображённого великим уроженцем Нюрнберга.

Пражские Безликие Дети

Прага - странное место. В ней есть Жижкова башня, 216-метровое бельмо на глазу, самое высокое здание в стране. Она получила множество наград как лучшее из зданий, но её же называют вторым из самых уродливых зданий в стране.

Вместо того, чтобы просто смириться с эпитетом «уродливое здание», город попытался сделать здание более привлекательным или, по крайней мере, немного больше культурно приемлемым. По-видимому, в Праге это означает, что нужно добавить произведения искусства, которые будут подпитывать ваши кошмары.


В 2000 году в различных местах на стенах башни разместили скульптуры ползущих вверх или вниз 10 гигантских безликих детей. Это была работа одного из самых жутких и наиболее неоднозначных художников города, Дэвида Черны. Большие дети из стекловолокна также вторглись в парк Кампа.


Ползающие в парке Кампа три огромных младенца могли бы быть ещё более страшным зрелищем (если это вообще возможно). Вместо бронзы их сделали из стекловолокна, и теперь посетители могут видеть, что маленькие карапузы не совсем безлики, хотя у них остались странные вихреподобно-деформированные головы, напоминающие тесто для пиццы. Непонятно, то ли лиц нет совсем, то ли они оказались вывернутыми наизнанку? Мы бы предпочли этого не знать.

Богородица и Истина

Считать ли Дэмиена Херста художником - вопрос довольно спорный. Но это не единственное, о чём можно поспорить. Его статуи Богородицы и Истины не оставляют прохожим абсолютно никакого выбора, каждыц проходящий мимо должен увидеть их и ужаснуться.

И Истина и Богородица огромны и беременны. Это можно смело утверждать, потому что с них частично содрали кожу, чтобы показать все внутренности, от мышечных тканей до плода в утробе. Также стоит упомянуть, что они просто огромны. Богородица имеет в высоту 10 метров и весит 13 тонн. В 2014 году она была куплена магнатом недвижимости в Манхэттене, и все соседи тут же включились в войну против него.

Истина, сделанная почти такой же, в стиле «беременная женщина с содранной кожей», но ещё больше. Её рост более 20 метров, она держит в руках меч, занесённый над головой. Увидеть её можно в Северном Девоне. По словам Херста, она поставлена в кредит английскому приморскому городу, но некоторые жители, понятно, от этого не в восторге. В то время, как некоторые называют скульптуру блестящей туристической достопримечательностью, другие думают, что это слишком похоже на жертву Ганнибала Лектера.

Истина была установлена на берегу гавани, и была оплачена в кредит со сроком погашения в 20 лет. Это было сделано вовсе не по доброте сердца художника. У Херста поблизости есть дом, а также ресторан с видом на чудовищную статую. Ресторан регулярно до сих пор является самым популярным местом в городе и соответственно приносит немало денег.

Безголовый памятник

Находясь возле почтового отделения Легазпи-Сити в Филиппинах можно наблюдать довольно пугающее зрелище: памятник в виде стоящей на коленях обезглавленной фигуры. Поза предполагает, что лезвие опустилось на своих жертв секунду назад. По поводу этой статуи больше вопросов, чем ответов.


Одна из нескольких официальных версий истории его создания гласит, что статуя является памятником местным героям войны - биколанцам, погибшим во время Второй мировой. Но биколанцы, конечно, не участвовали в войне. Существует ещё один памятник (гораздо менее жуткий), который установлен в городе Нага в память о мучениках-биколанцах, казнённых за подстрекательство и поддержку филиппинской революции.

Местные жители говорят, что 22 ноября 1945 года рабочие обнаружили обезглавленное тело и похоронили его в песках возле залива Сабанга Албэй. Считалось, что человек был убит недавно, так как его мундир был ещё не затронут тлением. Но его голова пропала без вести. Благотворитель одного из колледжей города хотели сохранить память о человеке, и заказал изготовление статуи, но только после того, как тело было пронесено через весь город во время парада.

Мы не уверены, что всё так и был т.к. не сохранилось никаких документов, которые отслеживают историю обезглавленного тела или создания статуи, хотя довольно много людей утверждает, что они помнят, как это всё происходило. Местные историки не имеют ни малейшего представления, какова его реальная история, и прояснить этот вопрос не может даже Национальный исторический институт страны.

Плащ совести

Скульптура «Плащ совести» одновременно страшна и красива. У неё есть несколько различных версий, которые постоянно появляются по ходу работы художницы Анны Хроми по всей Европе. Фигура в плаще с опущенными вниз глазами и согнутыми плечами впервые появилась на картине, написанной в 1980 году. Тогда она не отображала реальную фигуру. Полупустой холст изображал, как ничего не осталось от старой женщины, кроме потрёпанного плаща.


Тема возникла снова, когда Анна впервые обратилась к скульптуре. На этот раз тема проявилась в виде пустой оболочки, которая должна была символизировать дорогу. Дорогу жизни, путешествие по которой придаёт форму нашей совести. Реакция была невероятной, и художница решила создать версию с пустым плащом. До создания Архи-скульптуры она создала несколько скульптур Пустых плащей относительно нормальных размеров.

Даже мрамор, из которого сделана скульптура, имеет невероятную историю. Он из того же карьера, который поставлял мрамор для работ Микеланджело. Это единственный карьер в мире, который все ещё может производить куски мрамора, достаточно большие для создания странно зловещей скульптуры. Вес этого куска был 200 тонн. Он был настолько большим, что большая часть первоначальной работы была сделана в карьере.

Меньшие версии плаща были установлены в различных местах по всей Европе, от Рима до Монако и Праги.

«Мамаша», Оттава, Канада

К вопросу о пресловутом «взгляде художника» — если при слове «мама» вам сразу представляется паучиха с выводком детёнышей, работы американского скульптора Луизы Буржуа несомненно, придутся вам по вкусу.


С момента первого появления на широкой публике в 1999-м году, на одном из мероприятий в «Tate Museum of Modern Art» — британской галерее современного искусства, «пауки» Буржуа успели расползтись по всему миру.

Одна из самых крупных статуй подобного рода, установленная в канадском городе Оттава, представляет собой бронзового паука высотой более 9 метров и 26 паучьих яиц из мрамора.

Другие «паучьи» скульптуры, размером поменьше, являются частью нескольких передвижных выставок художницы, а это значит, в скором времени одна из «Мамаш» может посетить и ваш город.

Безголовые статуи в Парке Уикхема

Вдоль сельской дороги вблизи Пальмиры, штат Теннесси, размещена жуткая коллекция статуй. Они не всегда были устрашающими и они не должны были быть такими. После смерти их создателя, Еноха Таннера Уикхема, статуи стали жертвой не только погоды, но и вандализма проезжающих по этой дороге. Статуи создавались в течение двух десятилетий, исключительно из любви к искусству, табачным фермером, который, после выхода на пенсию, решил, что может, наконец-то, проявить свою любовь к искусству и скульптуре.


Среди статуй есть и птицы и несколько человек на лошадях и группы людей. Есть скульптуры Текумсеха, Эндрю Джексона, стоящего возле быка Дэниела Буна и просто Сидящий Бык. Но после смерти Уикхема в 1970 году со статуями начали происходить нехорошие вещи, которые заставили их выглядеть как нечто из фильма ужасов.

Ни одна из них не сумела сохранить свою голову, у большинства из них также не хватает конечностей. Они пронизаны пулями, многие были протаранены или сбиты автомобилями, несколько штук разбиты и упали с пьедесталов. Сами пьедесталы, на которых написаны имена и короткие рассказы о значении того или иного персонажа для страны так же испорчены.

В результате появляется не столько чувство страха, сколько грусть. Были предприняты попытки сохранить некоторую часть коллекции, некоторые скульптуры были перемещены и находятся за проволочной оградой. Это довольно трагический итог работы человека, который был скульптором по одной единственной причине - он любил скульптуру; человека, создавшего памятник, посвящённый его собственному погибшему на войне сыну и на открытии которого выступил сенатор штата, напомнивший о жертвах Второй мировой войны.

Двигающаяся статуэтка Неб Сану

Помещённая в стеклянную витрину Манчестерского музея в Англии, древняя египетская статуэтка Неб-Сану выглядит так же, как и любые типичные египетские скульптуры. Она маленькая, всего около 25 сантиметров в высоту. Странности начали происходить, когда статуя вдруг начала двигаться внутри витрины.

На самом деле какое-то время никто не замечал её перемещения. Кураторы обратили внимание, что в течение дня статуэтка повёрнута к зрителям под разными углами. Тогда они поставили камеру слежения, и в результате при покадровом просмотре видео обнаружилось, что Неб Сану действительно перемещается в течение дня.

Статуэтке около 4000 лет, и первоначально предполагалось, что это изображение Осириса. Она находилась в коллекции музея около 80 лет без каких-либо странных происшествий, но движение породило новые теории. Некоторые предположили, что это было на самом деле жилищем духа человека, которого она изображала. В то же время другая теория предполагает, что статуя, которая разворачивается на 180 градусов и не дальше, должна была показать прохожим надпись на спине, которая даёт инструкции по принесению в жертву «хлеба, пива, волов, и птиц».


Фактическое объяснение было гораздо более приземленным и удручающе скучным. Физик Брайан Кокс исследовал эту тайну, и указал, что причина в мельчайших колебаниях, создающих трение между стеклянной полкой и фигуркой, что и заставляет её поворачиваться.

Святой Вацлав на коне

Святой Вацлав был создан тем же художником, который сделал гигантских безликих ползающих младенцев. Небольшое пояснение: Святой Вацлав является святым покровителем страны, а один из памятников ему (более величественный, и менее страшный) находится в верхней части Вацлавской площади в Праге, и там он изображён верхом на совершенно нормальной лошади.


У Дэвида Черны Святой Вацлав сидит не просто на мёртвой лошади, но на лошади, которая ещё и перевёрнута вверх ногами. Она имеет вялое тело, безжизненную голову и высунутый язык. Когда скульптура была установлена на противоположном конце Вацлавской площади, то мёртвая лошадь представляла разительный контраст с гордой фигурой оседлавшего её Святого. Лицо статуи имело поразительное сходство с тогдашним президентом Вацлавом Клаусом, и это не осталось незамеченным.

Изображение святого не просто попахивало кощунством, но в итоге это было истолковано как нечто совершенно революционное. Нормальная статуя святого на другом конце площади уже давно стала центральной точкой и местом сбора для жителей города. Именно там они праздновали свои победы и собирались в периоды кризиса. Надпись на ней была напоминанием о своей силе и призывом к настойчивости. Всё это делает другого Вацлава, с его ужасной мёртвой лошадью, еще более тревожным.

В фольклоре, относительно этого памятника, встречаются очень много чего интересного. Многие говорят, что наподобие британского короля Артура, Вацлав и его рыцари просто спят и ждут, пока стране не понадобится их помощь. В этот момент они снова воскреснут на своих лошадях.

Ван Саен Сук: буддийский ад

Буддийская религия наиболее известна своими идеями о реинкарнации. Получение ещё одного шанса, чтобы прожить свою жизнь иначе - невероятно привлекательная идея. Менее привлекательной является идея, что существует период ожидания, прежде чем вы получите новое тело. Когда человек умирает, его поступки оцениваются и взвешиваются.

Если плохое перевешивает хорошее, то прежде, чем попасть в другое тело, ваша душа идёт прямо в ад, чтобы заплатить за злодеяния. Особенно злая душа может тратить тысячи жизней на ожидания и платит за свои проступки в буддийском аду Нарака. В случае, если вы хотите представить, как на самом деле выглядит Нарака, посетите Ван Саен Сук.


При входе в парк вас приветствуют две статуи (если слово «приветствуют» в данном случае является уместным). Это мужчина и женщина, называемые «прета». Это довольно ужасная на вид пара мучеников, которые ходят по земле с чувством вечного голода и жажды. Как и у многих видов духов и потусторонних существ, есть некоторые разночтения относительно того, существует ли прета отдельно от духа, который платит за мирские грехи.

Как будто всё это ещё не является достаточно сдерживающим фактором от греховной жизни, целая площадь кишит статуями, которые оставляют простор для воображения посетителей выставки, показывая, что ещё произойдет, если они отклоняются от пути света и добра. Мужчины, распиленные пополам или с раздробленными в тисках костями. Есть и другие, которые обречены блуждать с кровоточащими ранами от воткнутого в них оружия. Кого-то бьют головами животные, в то время как птицы питаются их внутренностями.


Всё это очень плохо, но есть сверхособое место, которое зарезервировано для одного конкретного типа грешников: тех, кто подверг физическому насилию своих родителей или монаха. В аду для них есть специальная яма, и им не суждено возродится до рождения нового Будды…

Памятник Рене де Шалону, Бар-ле-Дюк, Франция

Небольшая церковь одного французских городов практически ничем не отличается десятков других католических храмов — кресты, статуи святых, картины — весь набор стандартных туристических достопримечательностей. Однако, есть в церки Бар-ле-Дюк монумент, который удивляет и даже шокирует не сведущих в истории Фрации посетителей — в одной из ниш храма установлен… полуразложившийся труп, сжимающий в торжественно вытянутой вверх руке своё сердце.

Статуя посвящена Рене де Шалону, принцу Оранскому, жившему в XVI-м веке. Согласно легенде, молодой человек чувствовал, что погибнет, когда ему не будет ещё и 30-ти и завещал изобразить на надгробии, как он будет выглядеть через три года после смерти.

Предчувствие не подвело юношу — в одном из походов 25-летний принц получил смертельное огнестрельное ранение и через некоторое время умер, после чего скульптору Лижье Рише оставалось только исполнить волю покойного. Его потрясающе точная с точки зрения анатомии работа вот уже более 400 лет заставляет посетителей церкви чувствовать себя как-то неуютно — в самом деле, подобная скульптура больше подошла бы анатомическому музею, или больнице, но никак не храму Божьему.

link http://www.softmixer.com/2016/01/blog-p ost_27.html

Человечество воздвигает статуи для будущих поколений. Это способ запомнить тех, кто внёс неоценимый вклад в развитие общества, это необходимость увековечить память о каком-либо событии, а иногда и возможность напомнить проходящим мимо людям о том, что жизнь заканчивается одинаково для всех.
1. Блюцифер

Блюцифер ужасен, и это усугубляется ещё и его месторасположением - недалеко от аэропорта Денвера. На самом деле Блюцифер не настоящее название статуи; это всего лишь одно из немногих «нежных» прозвищ, которые дали ему жители города. Среди них - «Синий жеребец смерти» и «Конь сатаны». Оригинальное название статуи - «Синий мустанг», но достаточно посмотреть на статую, чтобы понять, откуда взялись ее прозвища. В теории это вставшая на дыбы фыркающая анатомически правильная лошадь. Но, глядя в ее горящие красные глаза, понимаешь, что это конь сатаны.

Неудивительно, что многие жители Денвера не любят эту статую. Даже своему создателю она принесла одни несчастья. Луис Джименес работал на почти 10-метровой высоте над 4100-килограммовой статуей, когда она убила его. На скульптора упал фрагмент статуи.
Более того, сторонники теории заговора считают эту лошадь своеобразным символом, подтверждающим их теорию. Они убеждены, что международный аэропорт Денвера на самом деле является секретной базой, с которой будет дан сигнал к началу перестройки общества. Когда при строительстве аэропорта выяснилось, что бюджет был превышен, а само строительство затянулось на несколько лет дольше, чем планировалось, появились слухи, что дополнительные время и деньги нужны были для постройки огромного подземного бункера, где будет скрываться правительство и откуда оно сможет вести свою деятельность после наступления конца света. Теперь некоторые думают, что конь - явное доказательство этого, так как он несомненно изображает одного из коней Апокалипсиса из Книги откровений.

2. Кетцалькоатль в Сан-Хосе

Кетцалькоатль - древний бог ацтеков, который был частично змеем, частично птицей, а в целом - огненным драконом. Он - глава ацтекского пантеона богов.

В 1992 году скульптора Роберта Грэма попросили создать статую, которая будет не только главной художественной достопримечательностью города, но и окажет уважение испаноязычным семьям, считающим этот город родным, а также будет напоминать о людях, которые основали его и жили на этой земле. Так был создан Кетцалькоатль.
Мы не знаем, что имело большее значение - амбиции скульптора или $ 500 000, которые он получил от города. Первоначально Грэм планировал огромную бронзовую статую, но затем эти планы трансформировались в нечто другое.
Когда городской совет по искусству утвердил новый дизайн статуи, никто не был посвящен в эти планы. Ранее Грэму уже приходилось сталкиваться с недовольством заказчиков, поэтому до самого открытия скульптура была недоступна для обозрения.
После открытия статуи люди начали ставить своих маленьких собак на верхнюю часть статуи, вследствие чего появилось множество достаточно забавных фотографий.
Но когда эти развлечения надоели, люди поняли, что статуя явно неудачна, так как она оскорбляла чувства некоторых групп населения. Многие не хотели, чтобы часть их культурного и духовного наследия вспоминалась вообще, так как Кетцалькоатль был одним из богов, которые якобы учили искусству удаления еще бьющегося сердца из тела жертвы.
Сотни людей выступили в знак протеста против памятника, открыв тем самым одну из худших страниц в истории Сан-Хосе. Это была уже вторая попытка по созданию главной культурной достопримечательности, которая с треском провалилась. Первой попыткой было открытие статуи полководца 19-го века, который захватил Сан-Хосе и вывел эту территорию из-под контроля Мексики.

3. Пражские безликие младенцы

Прага - странное место. В ней есть телебашня Жижков, 216-метровый кошмар для глаза, самое высокое здание в стране. Оно получило множество наград как наилучшее строение, но также занимает второе место в списке самых уродливых зданий в Чехии.


Вместо того чтобы просто смириться со званием «уродливого здания», город попытался сделать его более привлекательным. Очевидно, в Праге это означает добавить нечто, что заставило бы смотрящих пережить множество ночных кошмаров.


В 2000 году в разных местах башни появились 10 гигантских безликих детей, ползающих по ней вверх и вниз. Это работа одного из самых жутких и самых спорных художников города - Давида Черного. Огромные младенцы из стекловолокна также появились и в парке Кампа.


В парке Кампа размещены еще три ребёнка, и они, возможно, вызывают еще больше ужаса (если это, конечно, возможно). Посетители парка могут видеть, что эти небольшие малыши, сделанные из бронзы вместо стекловолокна, не совсем лишены лиц, хотя у них действительно странные деформированные головы. Исчезли ли их лица или были всосаны внутрь? В действительности, мы бы предпочли не знать об этом.

4. Мать-девственница и Истина

Как и многие другие художники, Дэмьен Херст тоже довольно неоднозначный персонаж. Но это не единственная причина, по которой он спорен. Его статуи Матери-девственницы и Истины не оставляют прохожим абсолютно никакого выбора, кроме как осмотреть их и ужаснуться

Мать-девственница
И Истина, и Мать-девственница огромных размеров и обе беременны. Это можно утверждать потому, что с них частично «сняли кожу», чтобы выставить напоказ всё что есть внутри - от мышечных тканей до нерожденного плода. Высота Матери-девственницы составляет 10 метров и весит 13 тонн. В 2014 году ее приобрел магнат из Манхэттена, занимающийся недвижимостью, соседи которого вскоре начали с ним войну.
А Истина, выполненная почти в таком же стиле «беременной женщины со снятой кожей», еще больше. Она более 20 метров в высоту, держит над головой меч и смотрит на Северный Девон. По словам Херста, она находится в долгосрочной аренде, но понятно, что многие жители английского приморского города испытывают некоторое волнение. Хотя одни называют статую великолепной туристической достопримечательностью, другие думают, что она выглядит слегка в стиле Ганнибала Лектора.
Истина была установлена в порту по программе проката на срок 20 лет. Хотя это было сделано не совсем уж из добросердечия художника - у Херста поблизости находится дом, а также ресторан, выходящий на эту чудовищную статую. С момента установки статуи ресторан постоянно заполнен посетителями.

5. Безголовая статуя


За почтовым отделением города Легаспи на Филиппинах открывается довольно пугающее зрелище: памятник в виде стоящей на коленях безголовой фигуры. Ее поза подразумевает, что лезвие опустилось всего лишь секунду назад. По поводу статуи больше вопросов, чем ответов.

Одна из официальных версий гласит, что статуя - это мемориал героям войны народа бикол, которые погибли во время Второй мировой. Есть другая статуя (менее жуткая), которая расположена в городе Нага и установлена в память мучеников бикола, чьи казни стали толчком для поддержки местными жителями филиппинской революции.
Согласно местным легендам 22 ноября 1945 года рабочие обнаружили обезглавленное тело, похороненное в песке Залива Элбей в Сабанге. Так как его униформа была практически в отличном состоянии, решили, что в песке он находился недолгое время. Но голову так и не нашли. Благотворитель одного из колледжей города хотел сохранить память о человеке и поручил возвести статую, но только после того, как тело пронесли во время парада через весь город.
Насколько это правда, мы не знаем. Не осталось никаких документов, по которым можно было бы проследить историю обезглавленного тела или поручение об установке статуи, хотя довольно многие люди утверждают, что помнят произошедшее. Местные историки понятия не имеют о том, какой была реальная история, не знает этого и Национальный институт истории страны.

6. Плащ совести

Плащ совести - скульптура, наводящая ужас, но в то же время странно красивая. У нее есть разные версии, которые непрерывно появляются по всей Европе в ходе работы художницы Анны Хроми.

Фигура в плаще с опущенными вниз глазами и поникшими плечами впервые появилась на фоне картины, которую она нарисовала в 1980 году. Тогда даже не предполагалось, что это будет изображением реальной фигуры. Фигура была пустой и показывала, что от старой женщины не осталось ничего, кроме лохмотьев плаща.
Эта тема появилась снова, когда Анна впервые обратилась к скульптуре. На сей раз идея воплотилась в форме пустого плаща, который должен был символизировать дорогу, по которой мы все идем в жизни, - дорогу, образ которой придает наша совесть.
Реакция на статую была ошеломляющей, и художница решила создать другие ее версии. Она сотворила небольшое количество скульптур пустого плаща относительно нормальных размеров, прежде чем создала своё главное изваяние.
Даже у мрамора, использованного для создания скульптуры, есть своя история. Его добывали из того же самого карьера, откуда поставляли мрамор для работ Микеланджело. Этот карьер - единственный в мире, где все еще можно получить достаточно большие куски мрамора, и тот, что требовался Хроми для ее таинственной и зловещей скульптуры, весил 200 тонн. Он был таким огромным, что большая часть начального этапа работы проходила в карьере.
Уменьшенные версии Плаща были установлены в разных местах по всей Европе: от Рима до Монако и Праги.

7. Парк безголовых статуй Уикхэма

Этот парк, расположенный вдоль сельской дороги близ Пальмиры, штат Теннесси, представляет собой жуткую коллекцию статуй. Они не всегда были такими пугающими, и никогда даже не предполагалось, что они станут такими

После смерти их создателя Еноха Таннера Уикхэма статуи стали жертвой не только погоды в Теннесси, но и вандализма. Более двух десятков лет табачный фермер старательно создавал свои статуи. Выйдя на пенсию, он таким образом выражал свою любовь к искусству и скульптуре.
Он создал статуи птиц и волов, нескольких мужчин, сидящих верхом, и групп людей. Есть также фигуры Текумсе, Эндрю Джексона и Дэниела Буна, стоящего рядом с быком, а так же статуя Сидящего быка. Но после смерти Уикхэма в 1970 году с его скульптурами начали происходить плохие вещи, что в итоге привело к тому, что они стали похожи на нечто из коллекции фильма ужасов в захолустье Глубокого Юга.
Ни одной из них не удалось сохранить голову, а у большинства еще и отсутствуют конечности. Они пробиты пулями, протаранены или сбиты грузовиками, а некоторые вообще разбиты и сброшены с постаментов. Эти постаменты, на которых когда-то были подписаны названия статуй и короткие стихи о их значимости для страны, также оказались уничтожены.
Результат не только жуткий, он ещё и печален. Были предприняты попытки спасти некоторые из этих произведений искусства, и часть из них переместили в другое место и оградили проволокой для защиты от вандалов. Это довольно трагический итог работы человека, который был скульптором только из-за любви к этому делу.

8. Движущаяся статуя Неб-Сану

Неб-Сану

Эта древнеегипетская статуэтка Неб-Сану находится за стеклом в музее Манчестера в Англии и очень похожа на типичную египетскую статуэтку. Она небольшого размера, всего около 25 см в высоту. Но с ней происходит нечто непонятное: статуэтка стала перемещаться внутри закрытой витрины.
Какое-то время никто не замечал, что её положение в течение дня меняется. Смотрители музея заметили это, по-видимому, совершенно случайно и установили камеру, чтобы проследить за статуэткой. И при просмотре записи в замедленном режиме действительно видно, что она перемещается в течение дня.
Изначально статуэтка, которой около 4000 лет, была подношением Осирису. Она находилась в коллекции музея в течение 80 лет, и никаких странностей за ней не замечалось, но ее передвижение породило множество теорий. Некоторые предположили, что на самом деле статуэтка была обиталищем духа человека, которого она представляла, в то время как другая теория допускала, что статуэтка, разворачивающаяся ровно на 180 градусов, делала это, чтобы продемонстрировать зрителям надпись на своей спине, которая давала инструкции для подношения Осирису «хлеба, пива, быков и птиц».
Реальное объяснение было куда более приземленным и совсем неинтересным. Физик Брайан Кокс разобрался в этой тайне и доказал, что статуэтка вращается без чьей-либо помощи под действием незначительных колебаний, создающих трение между нею и стеклянной полкой.

9. Святой Вацлав на лошади

Святого Вацлава создал тот же самый скульптор, что сотворил и гигантских безликих ползающих детей. Для справки: святой Вацлав - покровитель Чехии, и другая его статуя (намного более величественная и менее ужасная) установлена на Вацлавской площади в Праге. Да и сидит он там на совершенно нормальном коне.


Святой Вацлав Давида Черного восседает не просто на мертвой лошади, но на лошади, подвешенной вверх ногами. У нее вялое тело, безжизненно болтающаяся голова и высунутый язык.
Когда статую установили в противоположном конце Вацлавской площади, мертвая лошадь составила еще более причудливый контраст с гордой фигурой святого, который сидел на ней. Лицо этой статуи Вацлава имело поразительное сходство с тогдашним президентом Вацлавом Клаусом, и это не осталось незамеченным.
Изображение святого не просто кощунственно. Его интерпретировали как нечто абсолютно революционное. Нормальная вертикальная статуя святого в другом конце площади уже долгое время была центральным местом города, где собирались жители. Именно там они праздновали победы и собирались в тяжелые времена. Надпись на памятнике была напоминанием о их силе и призывом к стойкости, что делает статую другого Вацлава с его жуткой мертвой лошадью еще более тревожащей.
В фольклоре также есть интересное замечание о Святом Вацлаве. Считается, что, по аналогии с английским королем Артуром, Вацлав и его витязи просто спят и ждут того часа, когда понадобятся своей стране, и тогда они вновь оседлают своих коней.

10. Ван Саен Сук: буддистский ад


Буддистская традиция более всего известна своей идеей перерождения. Получить еще один шанс преуспеть в жизни - невероятно привлекательная идея. Менее привлекательна мысль о том, что прежде чем получить новое тело, придется подождать некоторое время. Когда человек умирает, его действия оцениваются и взвешиваются. Если плохое перевешивает хорошее, то душа отправляется прямиком в ад, чтобы расплатиться за злые дела, прежде чем ей дадут другое тело. Очень злая душа может провести тысячи жизней в ожидании в буддистском аду, расплачиваясь за совершённые ею злодеяния. Так что если вы когда-либо интересовались, как выглядит Нарака, буддистский ад, посетите Ван Саен Сук.


Две статуи, которые приветствуют вас при входе (если слово «приветствие» тут уместно), - это души умерших мужчины и женщины, «прета». Они выглядят довольно пугающей парой, которые бродят по Земле, испытывая постоянные жажду и голод. Как и в случае со множеством типов духов и потусторонних существ, существуют различные трактования, живет ли прета отдельно от духа, который расплачивается за свои мирские грехи. Некоторые прета могут питаться только рвотой и гноем, у других же в качестве наказания настолько узкое горло, что они постоянно чувствуют удушье и поэтому не могут ни есть, ни пить, ни дышать. Некоторые прета огромных размеров, они постоянно рыдают, горят или перемещаются ветром.


И будто этого недостаточно для устрашения грешников, существует целая площадка со статуями, которые ничего не оставляют на долю воображения и демонстрируют посетителям, что с ними произойдет, если они сойдут с пути добра и света. Некоторые люди распилены пополам или сдавлены тисками, в то время как другие обречены блуждать, истекая кровью из-за оставленного в их телах оружия. Людей грызут хищники, а птицы поедают их внутренности.
Все это достаточно ужасно, но есть ещё специальное место, которое зарезервировано для особого вида грешников: тех, кто применял физическое насилие по отношению к собственным родителям или монахам. В аду для них уготовлена специальная яма, и они не смогут выбраться оттуда до тех пор, пока не родится новый Будда.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры