Жена александра градского рассказала о необычных способностях сына. Александр борисович градский биография и личная жизнь которого нам так интересны Все жены градского

Главная / Развод

Марина Коташенко – актриса и модель из Украины. Десяток успешных ролей и фотографии на обложках известных журналов принесли ей популярность. Однако статус супруги певца и основоположника русского рока сделало имя Марины Коташенко более известным.

Детство и юность

Марина Коташенко родом из Киева. Родилась 22 ноября 1984 года, по знаку зодиака Скорпион. Окружение отмечало, что в детстве будущая артистка уже являлась обладательницей яркой внешности и индивидуальности. В младших классах средней школы Марина мечтала об актерской карьере.

Модель Марина Коташенко

Не окончив школу, девушка пробовала себя в качестве модели, совмещая уроки и сотрудничество с агентством Startup Project. После вручения аттестата Коташенко переехала в Москву. В столице она не оставила модельный бизнес, продолжая сниматься для популярных журналов. Статная Марина (рост 176 см) с хрупкой фигурой покоряла и столичные модные издания


С 2003 года Марина – студентка ВГИКа, а также актриса театра-студии (самые известные роли Коташенко исполнила в спектаклях «Мужской род – единственное число», «Ключ для двоих», «Девичник», «Бешеные деньги»). Будущая знаменитость воплощала в жизнь мечту об актерской карьере и наряду с этим училась на юридическом факультете в другом учебном заведении. ВГИК Марина Коташенко окончила в 2009 году.

Фильмы

Первые роли (эпизодические) Марина Коташенко исполнила еще в студенческие годы в нескольких сериалах. Одна из самых заметных – в сериале «Игрушки». С 2010 года карьера пошла в гору. Марина появилась в образе Кати в сериале «Любовь и прочие глупости», Светы – в «Невидимках», Лены – в «Преступление будет раскрыто – 2».


В фильмографии Коташенко отмечены роли в сериалах «Карамель», «Как я встретил вашу маму», «Час Волкова – 5», «Любить нельзя забыть», «Два отца и два сына», «Дорога домой», « ».

Одной из успешных и запоминающихся работ актрисы считается роль учительницы Зои Алексеевны в сериале «Два отца и два сына», который выходил на экраны с 2014 по 2017 годы.

Личная жизнь

Личная жизнь украинской актрисы никогда не являлась тайной для прессы. В интервью советский и российский певец, член жюри проекта « » Александр Градский рассказывал подробности судьбоносной встречи с будущей супругой. Знакомство случилось на улице: «ангельски красивая девушка» шла по тротуару, а Александр Борисович не мог проехать мимо, не познакомившись.


Интересно, что в момент встречи молодая актриса и модель не узнала Градского, однако номер телефона записала, а через пару недель позвонила. Общение с Мариной Коташенко на тот момент женатый Александр не скрывал, потому что с супругой Ольгой Градской брак был расторгнут официально почти сразу.

Кстати, официально в браке Александр Борисович состоял три раза. Первую возлюбленную маэстро повел под венец в 17 лет (тогда он был участником коллектива «Скоморохи»). Однако студенческий необдуманный брак с Натальей Смирновой не продлился и полугода. Затем четыре года прожил с . А с Ольгой семья сохранялась 25 лет, в браке появились двое детей: Даниил и Мария.


Новость о новой пассии Александра Градского взбудоражила общественность и представителей СМИ. Разница в возрасте (31 год) не внушала доверия, и о счастливом будущем влюбленных в первое время не шло и разговоров. Однако с 2004 года Градский и Коташенко проживают вместе. 1 сентября 2014 года у пары появился первенец, сын Александр.


В интервью для интернет-версии газеты «Комсомольская правда» Марина рассказала, что маленького наследника растить планирует сама. Предложения о съемках, находясь в отпуске по уходу за ребенком, Коташенко отвергает, чтобы насладится тем, «как Сашуля растет». Вести домашнее хозяйство в доме в поселке Новоглаголево жене Градского помогают домработницы и няня.

На вопрос о планах в дальнейшей карьере Марина Коташенко отвечает, что съемки в сериалах возобновить планирует, а вот модельный бизнес она оставила давно.

Марина Коташенко сейчас

В 2018 году разговоры вокруг личности Марины Коташенко утихли. Молодая мама наслаждается отпуском и посвящает время ребенку.


В интервью от 2017 года возлюбленная Градского делилась успехами маленького сына Саши, который, как и отец, неравнодушен к музыке. В три года мальчик уже напевал песни из детских мультфильмов и даже пытался исполнять репертуар посерьезнее. Марина рассказала, что семья планирует развивать способности Градского-младшего.

Также стало известно, что Александр Борисович Градский задумывался над открытием театра. Должность руководителя, конечно, уготована Марине Коташенко.

В ноябре 2018 года стало известно, что Марина Коташенко . Сын Иван стал вторым ребенком девушки и четвертым для Градского. Музыкант и его супруга не комментируют информацию.

Фильмография

  • 2010 – «Игрушки»
  • 2010 – «Как я встретил вашу маму»
  • 2010 – «Плодитесь и размножайтесь»
  • 2010 – «Любовь и прочие глупости»
  • 2010 – «Под прикрытием»
  • 2010 – «Невидимки»
  • 2010 – «Двойная петля»
  • 2011 – «Карамель»
  • 2012 – «Любить нельзя забыть»
  • 2012 – «Проснемся вместе?»
  • 2013 – «Два отца и два сына»
  • 2014 – «Дорога домой»
  • 2014 – «Практика»

Певец Александр Градский в свои 64 года готовится вновь стать отцом. Его молодая супруга Марина Коташенко ждет ребенка.

Сейчас Марина находится в Нью-Йорке и наблюдается в одной из лучших клиник. Не исключено, что рожать она будет именно там.

По слухам, родить супруга Градского должна уже в сентябре. Для певца это будет третий ребенок. У него уже есть сын Данила и дочь Мария.

Ей 31 год, выпускница юридического факультета Киевского университета и ВГИКа, бывшая известная московская модель. Сегодня это актриса и жена известного человека, певца и композитора.

Что может быть лучше такого семейного статуса, обеспечивающего постоянную рекламу, особый интерес публики?! Внимания много еще и потому, что муж в этом творческом дуэте немного, но старше даже ее родителей?

Обычное уличное знакомство, предопределившее судьбу будущей жены Градского

Совсем не выглядят романтично заигрывания мужчин в таком банальном месте? Но, зная отношение к себе А. Градского, его характер - вулкан амбиций, бешеный темперамент - можно не сомневаться, что вряд ли бы кто-то остался равнодушным.

Что можно сказать и как, чтобы заинтересовать, обратить на себя внимание девушки-красавицы? Только так по-градски весело и нескромно: «Не хотите ли прикоснуться к истории?». Конечно, можно порассуждать на тему «узнала или не узнала Марина знаменитость?», позлорадствовать по поводу дорогой марки машины, на которой к ней подкатил Александр Борисович. Но немногие отказались бы побывать в обществе такого человека хотя бы несколько мгновений.

А там уж очаровать и завоевать сердце, если Градский захотел, уже не проблема. Потому что с ним интересно, он умеет любить и баловать. Но ведь из постоянных красивых встреч и подарков не состоит обычная жизнь. День-два и раскрываются самые неожиданные стороны характера любимого.

Коташенко и Градский вместе с 2003 г. И, наверняка, не просто с ним! А с его детьми? Нужно быть не просто женой, а дипломатом, оставаться самодостаточной и при этом жить не только своими страстями. И это уже не просто «случайная связь», а жизнь семьи, подкрепленная надежными чувствами, доверительными и добрыми отношениями друг к другу. Тогда понятно, почему основной мотив признаний Марины и Александра Борисовича в любви - гордость любимым - звучит во всех их интервью.

Творческий человек М. Коташенко - настоящий Скорпион

Страстный, импульсивный, яркий знак заставляет своих хозяев потрудиться. Александр и его жена как раз и являются представителями таких характеров, для которых неприемлем вариант безделья, пустого самолюбования. Пусть пока у нее не главные роли в сериалах, предназначенных для домашнего просмотра, но они неодинаковые. В этом легко убедиться, посмотрев комедию «Как я встретил вашу маму», ситком «Игрушки» или детектив «Преступление будет раскрыто».

Но все это уже неплохо для начинающей актрисы. В театре-студии Вс. Шиловского у М. Коташенко есть более серьезные и заметные роли. Непростые характеры, разные временные рамки их воплощения позволяют раскрыть новые грани Марины-актрисы. Подтверждение тому:

  • искрометный образ искусительницы, интриганки-блондинки Жасант в комедии «Мужской род, единственное число»;
  • настоящая англичанка Магда в «Ключе для двоих» Д. Чэпмена и Д. Фримена;
  • смешная американка Лисбет в скандальной трагикомедии «Девичнике» Л. Каннингем; Лоры
  • и, наконец, настоящая трогательная русская Лидия Юрьевна в «Бешеных деньгах».

Кому-то кажется, что это простой путь - муж организовал нужные выступления, устраивая карьеру М. Коташенко. Кто-то злорадствует, называя эту парочку «красавица и чудовище», не думая о том, как больно ранят эти злые стрелы исподтишка.

Опровергает пока успешно все слухи сама жена Градского. Она - цельная натура и талантливый человек. Английский язык и вокал, увлечение верховой ездой и плаваньем, роликами и фехтованием… А еще есть целый список новых ролей актрисы. И это все свидетельствует о том, что Марина Коташенко готова к новым победам и достижениям. И они будут!

Александр Градский – знаменитая личность, обладающая разносторонними талантами в области поэзии, музыки и вокала.

Родоначальник рока в России, народный артист РФ и обладатель ряда государственных премий, которые были присуждены за выдающиеся заслуги в области театрального, музыкального и эстрадного искусств.

Детство и юность

Александр Борисович Градский родился 3 ноября 1949 года в городе Копейске Челябинской области. Он был единственным совместным ребенком у своих родителей – инженера-механика Бориса Абрамовича Фрадкина и актрисы Тамары Павловны Градской. Детство будущего артиста прошло за Уралом, но в 1957 году его семья переехала в Москву, где он в 9 лет поступил в музыкальную школу.


Обучение в музыкальной школе юный Градский воспринимал через силу – его изнуряли и угнетали ежедневные занятия, но они не отбили страсть к музыке у юного Саши. Не отличался Александр Борисович достижениями и в общеобразовательной школе. В большей степени в детстве он интересовался гуманитарными науками и литературой, что позволило Градскому уже в 14 лет написать первое стихотворение. В том же возрасте будущий деятель искусств увлекся западной музыкой – его фаворитами были музыканты группы .

В 16 лет Александр Борисович уже твердо определился, что станет певцом и музыкантом. Тогда он взял фамилию матери, под которой и прошли первые выступления артиста в составе польской студенческой группы «Тараканы». Первая песня Александра Градского «Лучший город земли» тогда прозвучала на многих концертах регионального масштаба.


В 1969 году Александр поступил учиться на факультет академического пения в Российскую академию музыки им. Гнесиных. В 1974 году он окончил вуз, в период учебы в котором получил первый опыт сольных выступлений. Позднее Градский посещал Московскую консерваторию, где учился у советского композитора .

Музыка

После окончания ГМПИ музыкальная карьера Александра Градского стремительно начала набирать обороты. Он стал одним из первых музыкантов в стране, которые смело экспериментировали в роке с русскоязычными текстами. Еще в студенческие годы создал группу «Скоморохи», репертуар которой состоял из песен Градского.

Со «Скоморохами» Александр Градский гастролировал по стране, собирая полные залы поклонников. Его популярность в тот период просто зашкаливала – музыкант ежедневно давал по несколько сольных концертов длительностью по 2 часа. В 1971 году группа также приняла участие в престижном Всесоюзном фестивале «Серебряные струны», на котором за 20 минут выступления произвела фурор и получила 6 призов из 8.


В тот же период Александр Градский создает легендарные песни «Как прекрасен этот мир» и «Как молоды мы были», которую музыкант не исполнял ни на одном из своих концертов до 1990 года, несмотря на ожидания зрителей.

Сольные песни Александра Градского стали не единственным его направлением в творчестве – музыкант параллельно работал над созданием музыкального сопровождения к ряду фильмов. «Романс о влюбленных», написанный и исполненный лично Александром Борисовичем в одноименном фильме , стал прорывом в творческой биографии Градского.

Александр Градский - "Романс о влюбленных"

За эту композицию в 1974 году он признан «Звездой года» по версии музыкального журнала Billboard, эксперты которого оценили творческую деятельность Александра Борисовича как «выдающийся вклад в мировую музыку».

По словам музыканта, на тот момент он зарабатывал больше, чем другие известные люди, которых можно было увидеть по телевизору. Свои отношения с другими звездами музыки он в шутку называл «нейтралитетом».

Александр Борисович написал музыкальное сопровождение к почти полусотне художественных фильмов, а также к нескольким десяткам мультфильмов и документальных картин. Также участвовал в некоторых картинах и как актер.


В 1972 году Александр Градский сыграл в «Визите вежливости», в 1979-м исполнил камео в 2-серийной картине «Камертон», а в 1991-м – в фильме «Гений». Еще в 20 картинах музыкант исполнил вокальные партии. Также появился в 5 документальных фильмах и 2 видеоклипах.

Александр Градский проявил себя и в фундаментальном формате сценических постановок. В 1967-1969 годах он участвовал в работе над рок-оперой «Муха-Цокотуха».

Гораздо большую известно обрело его следующее творение, тоже рок-опера – «Стадион» (1973-1985). В основу сюжета этой постановки легли реальные события: военный переворот в Чили в 1973 году. Генерал , пришедший к власти, начал массовые репрессии, которые привели к тысячам смертей. Одной из жертв этого режима был певец Виктор Хара, чья судьба и легла в основу рок-оперы.

Александр Градский - рок-опера "Стадион"

В произведении не названы ни имя героя, ни место действия, но вся канва повествования неоднозначно указывает на чилийские события. Роль Певца исполнил сам Градский. Главных героев представили популярные советские артисты – , и .

В конце 70-х годов Александр Градский выпустил несколько пластинок и занялся преподавательской деятельностью в родном институте им. Гнесиных и в ГИТИСе, где возглавлял кафедру вокала.

С 1985 года Александр Борисович работает над музыкой к первому русскому рок-балету «Человек», поставленному по роману .

Балет Александра Градского "Распутин"

После музыкант работает еще над двумя балетами: «Распутин» и «Еврейская баллада». Как исполнитель Градский выступает в 1988 году в Большом театре с партией Звездочета в постановке оперы «Золотой петушок» под руководством дирижера Евгения Светланова.

В начале 90-х годов, когда у Градского появилась возможность выступать за границей, он решил сократить свою гастрольную деятельность, увлекшись развитием Театра современной музыки. Тем не менее, даже по «сокращенной» концертной программе ему удалось завоевать популярность за рубежом – он участвовал в совместных музыкальных проектах с Джоном Денвером, Дайяной Уорвик, Крисом Кристоферссоном и другими всемирно известными артистами.

Александр Градский - "Как молоды мы были"

За музыкальную деятельность Александр Градский в 1997 году удостоился звания Заслуженного деятеля искусств России, а в 2000-м получил высшее почетное звание Народного артиста России. С этой наградой рок-музыканта поздравил лично президент РФ .

Александр Градский продолжает вести активную музыкальную деятельность до сегодняшнего дня. Под его авторством были выпущены 15 дисков. Среди последних работ нельзя не отметить оперу «Мастер и Маргарита» с уникальным составом участников, над которой Александр Борисович трудился более 13 лет.


Работу над рок-мюзиклом «Мастер и Маргарита» композитор начал еще в 90-е годы. Либретто, написанное Павлом Грушко, несколько лет лежало без дела, еще 7 лет Градский работал над мюзиклом, и к 2009 году постановка была готова – но ни разу так и не была показана со сцены.

«Мастер и Маргарита» существует только в виде записи, где роли исполняют звездные друзья Александра Борисовича, а он сам исполнил 4 партии центральных героев. Другие партии достались таким музыкантам, как Иосиф Кобзон, и другим.

Александр Градский - опера "Мастер и Маргарита"

Как утверждал впоследствии Александр Борисович, у него получается заканчивать произведения в срок только при наличии заказчика, а свои произведения автор готов переделывать годами.

С 2012-го по 2015-й Александр Градский участвовал в шоу « » в роли наставника. Он стал представителем золотого состава жюри, куда также вошли , и . На шоу маэстро работал совместно с дочерью – приглашал Машу в качестве советника, когда предстояло сделать решающий выбор.


Александр Градский на шоу "Голос"

Легенда советской и российской рок-музыки несколько сезонов подряд выводил своих подопечных к победе на главном вокальном проекте страны. Среди них – , и . По некоторым сведениям, именно Александр Борисович считался самым высокооплачиваемым судьей проекта. Репортеры озвучивали цифру $ 7 тыс. в день, тогда как у других наставников сумма была в два раза меньше. Так ли это на самом деле, музыканты не комментировали.

Даниил Градский - "Tears In Heaven"

Кроме того, Александр Борисович запомнился участникам и зрителям еще и тем, что по голосовым данным исполнителей определял их возраст. Ошибся музыкант всего дважды: не узнал сына Даниила в 3-м сезоне «Голоса» и не понял, кто за ширмой, когда песню исполнял Дима Билан в 4-м сезоне.

В 2013 году публицист и тележурналист Евгений Додолев выпустил книгу «Александр Градский. The Голос». По словам автора, он собирал материал для издания 20 лет, туда вошли интервью маэстро и высказывания его близких и родных.

Александр Градский - "Маятник качнётся"

Александр Борисович стал основателем музыкального театра «Градский-Холл». Артистами театрального коллектива становятся лучшие участники команды наставника из проекта «Голос», среди которых , Буша Гоман и другие. Вместе с отцом работает и его старший сын Даниил. Молодой человек занимается пиаром, продвижением официального сайта театра.

Личная жизнь

Личная жизнь Александра Градского довольна яркая. Основатель российского рока был трижды женат. Первый брак состоялся в ранней молодости музыканта. Его избранницей стала Наталья Смирнова, с которой в официальных отношениях мужчина прожил всего 3 месяца.


Сам Градский называет этот брак «молодежным поступком».

В 1976 году Александр Борисович женился во второй раз. Его супругой стала актриса , но и с ней рок-музыканту не удалось найти семейного счастья.


С третьей женой Ольгой Градский прожил в официальном браке 23 года. В этом союзе у музыканта родились двое детей – в 1981 году на свет появился сын Даниил, а в 1986-м супруга подарила мужу дочь Марию. В 2003 году и этот брак перестал существовать.


С 2004 года Александр Градский живет в гражданском браке с украинской моделью , которая моложе музыканта на 30 лет. Он всегда отличался юмором и высокой самооценкой, поэтому с девушкой познакомился прямо на улице, пригласив «прикоснуться к истории». Коташенко не узнала звезду советского и российского рока, но перезвонила через две недели. Уже на первом свидании стало ясно – Александр Борисович обаял молодую особу. С Градским Марина почувствовала себя спокойно и легко.


Молодая жена Градского подарила ему в 2014 году ребенка, которого назвали Александром. Рождение сына Александра Александровича прошло в Нью-Йорке в одной из престижных клиник. С другими детьми жена Градского поддерживает ровные отношения. Дочь Градского Мария, которая сейчас живет в Майами, даже сопровождала Марину при поездке в Америку, где проходили роды малыша. Интересно, что Александр Градский-младший появился на свет в день рождения своего деда, Бориса Фрадкина, 1 сентября.


Саша растет под пристальным вниманием мамы – девушка отказывается от предложений кинорежиссеров ради семьи, несмотря на то, что в середине 2000-х окончила актерский факультет ВГИКа. Мальчику приобрели настоящую гитару, но пока детского размера, и Александр Александрович уже освоил песенный репертуар из любимых мультфильмов и детских передач. В будущем родители планируют отдать юного музыканта в соответствующую студию.

Летом 2016-го Интернет облетели фото Градского с женой на пляже. Злые языки называли пару «красавица и чудовище», и даже сам музыкант признавал, что ему повезло, что Марина выбрала его, а не нашла себе пару помоложе.


Сама Коташенко ни разу не становилась поводом для сплетен и не давала повода сомневаться в ее отношении к мужу. Сейчас Александр Градский живет с семьей в Подмосковье в поселке Новоглаголево, где построил дом площадью 400 кв. м, пишет классическую музыку и преподает вокал. Несмотря на свою популярность и активную жизненную позицию, музыкант считает себя маргиналом и аполитичным человеком.

Градский недолюбливает представителей прессы. За надоедливость он прозвал репортеров «журналюгами». Слово прижилось в лексиконе музыканта и ушло «в народ». У композитора действует персональный сайт , где он знакомит поклонников с новинками своего творчества, но в «Инстаграме» аккаунта у музыканта нет.

Александр Градский сейчас

В сентябре 2017 года после перерыва Александр Градский вернулся в проект «Голос» и вновь привел своего подопечного к победе. Обладателем первого места 6-го сезона телеконкурса стал .


Многие поклонники шоу ожидали увидеть маэстро и в следующем сезоне. Но спустя год имя Александра Борисовича не появилось ни в одном из судейских списков трех запускаемых проектов, в том числе «Голосе 60+» и «Голосе. Дети». Сам музыкант новость не прокомментировал.

В ноябре 2018 года стало известно, что Марина Коташенко . Сын Иван стал вторым ребенком девушки и четвертым для Градского. Музыкант и его супруга не комментируют информацию.

Дискография

  • 1972 – «Как прекрасен этот мир»
  • 1974 – «Роман о влюбленных»
  • 1979 – «Только ты верь мне»
  • 1987 – «Давай начнем»
  • 1989 – «Монте-Кристо»
  • 1994 – «Несвоевременные песни»
  • 1996 – «ЖИВЬЕМ в России»
  • 2003 – «Хрестоматия»
  • 2009 – «Мастер и Маргарита»
  • 2011 – «Неформат»
  • 2014 – «Романсы»

Александр Борисович Градский. Родился 3 ноября 1949 года в Копейске Челябинской области. Советский и российский певец, музыкант, поэт, композитор. Один из основоположников русского рока. Народный артист России (1999).

Мать - Тамара Павловна Градская (1929-1963), актриса, режиссёр, позже литературный сотрудник журнала «Театральная жизнь». Выпускница ГИТИСа (курс Н. Плотникова).

Отец - Борис Абрамович Фрадкин (1926-2013), окончил МАМИ, инженер-механик.

Дедушка по материнской линии - Павел Иванович Градский - был мастером по пошиву кожаных изделий, трагически погиб в 1948 году. Бабушка по материнской линии - Мария Ивановна Градская (урождённая Павлова), домохозяйка.

Бабушка по отцовской линии - Розалия Ильинична Фрадкина (урождённая Чверткина), работала секретарём-машинисткой около 50 лет, умерла в Москве в возрасте 100 лет, в 1996 году. Ее называли «бабушка русского рок-н-ролла» - она всегда поддерживала внука и его коллег, радушно принимала их в своем доме, за что и заслужила среди них это почетное звание.

Дедушка по отцовской линии - Абрам Семенович Фрадкин, был с бабушкой в развод, работал управляющим домом в Харькове, там же и умер в преклонном возрасте.

Дядя - Борис Павлович Градский - брат матери, солист ансамбля Игоря Моисеева, танцор, прекрасно играл на баяне, сочинял пьесы для баяна, умер в 2002 году. Двоюродная сестра - Наталья Градская.

Тётя - Ирина Абрамовна Сидорова (Фрадкина), умерла в 2006 году на 84-м году жизни. Троюродный брат - Иван Егорович Фрадкин.

Сводная сестра - Галина Амбросовская.

В 1957 году семья возвратилась в Москву.

Большое влияние на развитие будущего музыканта оказала его мать, выпускница ГИТИСа Тамара Павловна Градская (Шитикова). До 14 лет носил фамилию отца - Фрадкин. Фамилия Градский была взята сразу после смерти матери в 1963 году в память о ней.

Несколько лет жил у бабушки в деревне Расторгуево Ленинского района Московской области.

В 1965 году Градский стал основателем третьей - после «Братьев» и «Сокола» - советской рок-группы «Славяне» .

В 1966 году основал рок-группу «Скоморохи» , которая принесла ему наибольшую популярность.

Также принимал участие в группах «Лос Панчос», «Скифы», коллективе польских студентов МГУ «Тараканы» . В составе «Тараканов» исполнял песни и твист Арно Бабаджаняна «Лучший город Земли».

В начале 1970-х годов режиссёр начинал свою работу над фильмом «Романс о влюблённых». Композитором «Романса о влюбленных» должен был стать Мурад Кажлаев, но отказался. Тогда Аркадий Петров предложил кандидатуру Градского. Градский в этом фильме не только сочинял музыку, но и исполнял вокальные партии.

Вышедший в 1974 году фильм имел значительный успех и принёс известность создателю музыки к фильму.

Музыкальный журнал «Billboard» в 1974 году объявил Градского «Звездой года» «за выдающийся вклад в мировую музыку».

В том же 1974-м окончил факультет академического пения ГМПИ им. Гнесиных.

С 1987 года - член Союза композиторов.

В 1988 году впервые ему разрешили поехать за границу - в США.

Автор музыки более чем к 40 художественным фильмам, нескольким десяткам документальных и мультипликационных фильмов. Выпустил более 15 долгоиграющих дисков, автор нескольких рок-опер и рок-балетов, множества песен.

В 1988 году исполнил партию Звездочёта в опере Римского-Корсакова «Золотой петушок» в спектакле Большого театра (дирижёр - Евгений Светланов).

Александр Градский - Как молоды мы были

Участвовал в телепрограмме «Белый попугай».

Позиционирует себя как маргинал, к соратникам по цеху требователен, журналистов не привечает. По некоторым данным, именно Градский запустил в СМИ слово «журналюга».

Принял участие в альбоме-трибьюте «Машины времени» «Машинопись», где спел песни «Мой друг (лучше всех играет блюз)» и «Снег».

В 2009-м году Александр Градский выпустил рок-мюзикл «Мастер и Маргарита». На сцене мюзикл поставлен не был, существует в виде единственной аудиозаписи 2009 года, выполненной со звёздным составом: в записи принимали участие известнейшие российские артисты и друзья Градского Иосиф Кобзон, Любовь Казарновская, Владимир Зельдин, Алексей Петренко, Валерий Золотухин, Александр Розенбаум, Лолита Милявская, Аркадий Арканов и многие другие. Одна из партий составлена из фрагментов фонограмм с голосом Георгия Милляра.

В 2012-2015 годах принимал участие в телепроекте «Голос» на Первом канале в качестве наставника. При этом в первых трёх сезонах программы побеждали участники его команды - Дина Гарипова, Сергей Волчков и Александра Воробьева соответственно. В 2015 году его подопечный - Михаил Озеров - в финале занял второе место. Покинул шоу, как писали СМИ, в виду того, что .

Александр Градский в программе Познер

Рост Александра Градского: 170 сантиметров.

Личная жизнь Александра Градского:

Первая жена - Наталья Михайловна Градская. Сам певец называл свой первый брак «молодёжным поступком».

"Нам было мало лет, и у нас с Наташей были поначалу чудесные отношения, которые постепенно стали исчезать. И мы решили: вот сейчас пойдем, поженимся, и все восстановится. Пошли, поженились, а через три месяца, когда поняли, что ничего не восстанавливается, пожали друг другу руки, поцеловались и разошлись", - вспоминал он о первом браке.

Фильмография Александра Градского:

1972 - Визит вежливости
1974 - Свой среди чужих, чужой среди своих (вокал)
1974 - Романс о влюблённых (вокал)
1975 - Концерт для двух скрипок (вокал)
1975 - Концерт для двух скрипок
1976 - Солнце, снова солнце (вокал)
1976 - Песни под облаками (вокал)
1976 - Моя любовь на третьем курсе (вокал)
1976 - Голубой щенок (мультфильм) - вокал Моряка, Рыбы-пилы
1977 - Легенда о старом маяке (мультфильм) (вокал)
1977 - Принцесса и людоед (мультфильм) (вокал)
1978 - Поговорим, брат... (вокал)
1979 - С любимыми не расставайтесь (вокал)
1979 - Александра Пахмутова - «В песне жизнь моя...» (документальный)
1979 - «Подвиг. Шифр 12080»
1979 - Камертон - камео
1980 - О спорт, ты - мир! (вокал)
1985 - Витражных дел мастер
1986 - Жизнь Клима Самгина (вокал)
1988 - Перевал (мультфильм) (вокал)
1989 - Узник замка Иф (вокал)
1989 - Стереотипы (мультфильм) (вокал)
1989 - Искусство жить в Одессе (вокал)
1989 - «И не кончается строка» (документальный)
1991 - Гений
2000 - Бандитский Петербург. Фильм 1. Барон
2000 - В августе 44-го... (вокал)
2012 - «Живая душа» (документальный)
2014 - «Александр Градский. Обернитесь» (документальный)

Дискография Александра Градского:

1972 - Как прекрасен этот мир
1973 - Поёт Александр Градский
1974 - Романс о влюблённых
1976 - Александр Градский поёт песни из кинофильма «Солнце, снова солнце»
1977 - Александр Градский поёт песни из кинофильма «Моя любовь на третьем курсе»
1978 - Александр Градский и ансамбль «Скоморохи»
1979 - Поёт Александр Градский
1979 - Только ты верь мне
1980 - Русские песни
1980 - Нам не жить друг без друга
1981 - Птица счастья
1984 - Сама жизнь
1985 - Стадион
1986 - Звезда полей
1987 - Сатиры
1987 - Давайте начнём
1987 - Утопия Александра Градского
1987 - Размышления шута
1988 - Флейта и рояль
1988 - Ностальгия
1988 - Человек
1989 - Монте-Кристо
1989 - Концерт-сюита
1990 - Экспедиция
1991 - Metamorfhoses
1994 - Несвоевременные песни
1994 - Фрукты с кладбища
1995 - The fruits from the cemetery
1996 - ЖИВьЁМ в «России»
1996 - Золотое старьё
1996 - Коллекция Александра Градского
1997 - Легенды русского рока
2000 - ЖИВьЁМ в «России» - 2
2003 - Хрестоматия
2003 - Песни для Иры
2004 - ЖИВьЁМ в «России»-2. Юбилейный видеоконцерт
2009 - Мастер и Маргарита
2010 - ЖИВьЁМ в «России». Юбилейный видеоконцерт
2010 - Антиперестроечный блюз
2011 - «Избранное» Александра Градского
2011 - Неформат
2014 - Концерт-2010
2014 - Романсы

Видеоклипы Градского:

1987 - Замыкая круг
2007 - Замыкая круг

Рок-оперы Александра Градского:

1967-1969 - Муха-Цокотуха
1973-1985 - Стадион
1979-2009 - Мастер и Маргарита

Балеты Александра Градского:

1985-1988 год - «Человек»
1987-1990 - «Распутин»
1988-1990 - «Еврейская баллада»

Песни Александра Градского:

«Антиперестроечный блюз» (муз. и сл. А. Градского);
«Ария Каварадосси» (Recondita armonia...) (Д. Пуччини) из оперы «Тоска»;
«Ария Калафа» (Д. Пуччини) из оперы «Турандот»;
«Ария Хозе» (Ж. Бизе) из оперы «Кармен»;
«Баллада о рыбацком посёлке Аю» (Ю. Саульский - Е. Евтушенко) из к/ф «Солнце, снова солнце»;
«Бог Рок-Н-Ролла» («Эпитафия», муз. и сл. А. Градского);
«Будет ласковый дождь» (сл. С. Тисдейл, пер. Л. Жданова);
«Вальс» (От этого) (муз. и сл. А. Градского);
«Возвращение» (сл. Б. Окуджавы) из к/ф «Романс о влюблённых»;
«В полях под снегом и дождём» (сл. Р. Бёрнса, пер. С. Маршака);
«В твоих глазах» (сл. Н. Рубцова) из вокальной сюиты «Звезда полей»;
«Выхожу один я на дорогу» (Е. Шашина - М. Лермонтов) Романс;
«Гори, гори, моя звезда» (П. Булахов - В. Чуевский) Романс;
«Давайте начнём» (муз. и сл. Дж. Денвера) - исп. Александр Градский (на английском языке);
«Двойник» (муз. и сл. А. Градского);
«До конца, до тихого креста» (сл. Н. Рубцова) из вокальной сюиты «Звезда полей»;
«Дорожная» (сл. Н. Рубцова) из вокальной сюиты «Звезда полей»;
«Джоконда» (Д. Тухманов - Т. Сашко);
«Жёлтый дом» (сл. С. Чёрного) из вокальной сюиты «Сатиры»;
«Жил-был я» (Д. Тухманов - С. Кирсанов);
«Звезда полей» (сл. Н. Рубцова) из одноимённой вокальной сюиты;
«Зимнее утро» (сл. Б. Пастернака);
«Зимняя ночь» («Мело, мело...») (сл. Б. Пастернака);
«Как молоды мы были» (А. Пахмутова - Н. Добронравов) из к/ф «Моя любовь на третьем курсе»;
«Колыбельная» (сл. Н. Кончаловской) из к/ф «Романс о влюблённых»;
«К стеклу прильнув лицом...» (сл. П. Элюара);
«Ламентации» (сл. Саши Чёрного) из вокальной сюиты «Сатиры»;
«Ливни на море (блюз)» (муз. T. Waits, сл. А. Градского);
«Любимая, спи» (муз. Э.Колмановского сл. Е. Евтушенко);
«Любовь» (сл. Б. Окуджавы) из к/ф «Романс о влюблённых»;
«Мне с детства снилась высота» (А. Пахмутова - Н. Добронравов) из к/ф «О спорт, - ты мир!»;
«Молитва» (сл. С. Чёрного) из вокальной сюиты «Сатиры»;
«Монолог батона за 28 копеек из муки высшего сорта» (муз. и сл. А. Градского);
«Мы налили красного вина (хит)» (муз. и сл. А. Градского);
«Мы не ждали перемен» (муз. и сл. А. Градского);
«Нам не жить друг без друга» (А. Пахмутова - Н. Добронравов) из к/ф «О спорт, ты - мир!»;
«Наш старый дом» (сл. Р. Бёрнса, пер. С. Маршака);
«Не пой, красавица» (С. Рахманинов - А. Пушкин) Романс;
«Ничей» (Ю. Саульский - Е. Евтушенко) из к/ф «Солнце, снова солнце»;
«Ничто в полюшке» (русская народная);
«Ночная песня пьяницы» (сл. Саши Чёрного) из вокальной сюиты «Сатиры»;
«Ночное» (сл. Н. Рубцова) из вокальной сюиты «Звезда полей»;
«Обстановочка» («Ревет сынок. Побит за двойку с плюсом...») (сл. Саши Чёрного);
«О собаках» (сл. Н. Рубцова) из вокальной сюиты «Звезда полей»;
«Памяти поэта» (о В. С. Высоцком) (муз. и сл. А. Градского);
«Песенка Герцога» (Дж. Верди) из оперы «Риголетто»;
«Песня о дельфинах» (Ю. Саульский - Е. Евтушенко) из к/ф «Солнце, снова солнце»;
«Песня о друге» (муз. и сл. А. Градского);
«Песня о дружбе» (сл. Б. Окуджавы) из к/ф «Романс о влюблённых»;
«Песня о золоте» (муз. и сл. А. Градского) из к/ф «Узник замка Иф»;
«Песня о корабле» или «Дедовская лодка» (Э. Артемьев - Н. Кончаловская) из к/ф «Свой среди чужих, чужой среди своих»;
«Песня о матери» (сл. Н. Кончаловской) из к/ф «Романс о влюблённых»;
«Песня о маятнике» (муз. и сл. А. Градского) из к/ф «В августе 44-го...»;
«Песня о свободе» (муз. и сл. А. Градского) из к/ф «Узник замка Иф»;
«Песня о "сумасшедших"» (муз. и сл. А. Градского) из к/ф «Узник замка Иф»;
«Песня о Монте-Кристо» (муз. и сл. А. Градского) из к/ф «Узник замка Иф»;
«Прощай» (муз. и сл. А. Градского) из к/ф «Узник замка Иф»;
«Песня о птицах» (сл. Н. Глазкова) из к/ф «Романс о влюблённых»;
«Песня о совести» (Ю. Саульский - Е. Евтушенко) из к/ф «Солнце, снова солнце»;
«Песня, похожая на все песни» (муз. и сл. А. Градского);
«Песня шута» (сл. Р. Бёрнса, пер. С. Маршака);
«Подруга угольщика» (сл. Р. Бёрнса, пер. С. Маршака);
«Под сурдинку» («Хочу отдохнуть от сатиры») (сл. Саши Чёрного) из вокальной сюиты «Сатиры»;
«Потомки» (сл. Саши Чёрного) из вокальной сюиты «Сатиры»;
«Santa Lucia» (Дж. Коттро) неаполитанская песня;
«Синий лес» (муз. и сл. А. Градского);
«Скоморохи» (сл. В. Сауткина);
«Сонет» (Е. Крылатов - А. Градский);
«Спортивная» - песня про Олимпиаду в Сочи 2014;
«Театр» (сл. С. Чёрного) из вокальной сюиты «Сатиры»;
«Только раз бывают в жизни встречи» (Б. Фомин - П. Герман) Романс;
«Только ты верь мне»;
«Фото со мной и с тобой (рок-баллада)» (муз. и сл. А. Градского);
«Южная прощальная» (муз. и сл. А. Градского);
«Я - Гойя» (сл. А. Вознесенского);
«Яростный стройотряд» (А. Пахмутова - Н. Добронравов) из к/ф «Моя любовь на третьем курсе»;
«Я умру в крещенские морозы» (сл. Н. Рубцова) из вокальной сюиты «Звезда полей»;
«Замыкая круг» (К. Кельми - М. Пушкина)

Его отец по профессии инженер-механик, мать - актриса драматического театра. В свое время ее приглашали играть во МХАТ, но она вынуждена была уехать вместе с мужем на Урал, куда его распределили после окончания института. В Копейске до сих пор помнят родителей Александра, на стенде Дворца культуры есть упоминание о Тамаре Павловне как о руководителе самодеятельного театра, несколько артистов которого впоследствии сделали профессиональную карьеру

В Москву семья вернулась в 1957 году. Отец Александра, Борис Абрамович Фрадкин, работал на заводе, мать руководила театральными кружками, а затем была литературным сотрудником в журнале "Театральная жизнь". Из-за чрезмерной занятости родителей Александр до школы жил у бабушки Марии Ивановны Градской в Подмосковье, в деревне Расторгуево Бутовского района.

Александр Градский о семье Мама
- Градская Тамара Павловна, окончила ГИТИС, курс Н.Плотникова, актриса, режиссер, затем литсотрудник журнала "Театральная жизнь".

Родители мамы:
Градский Павел Иванович - мастер по пошиву кожаных изделий, трагически погиб в 1948 г.
Градская (урожденная Павлова) Мария Ивановна, домохозяйка. Умерла в 1980 г.
Брат мамы - Градский Борис Павлович, артист ансамбля Игоря Моисеева, танцор, прекрасно играл на баяне, сочинял пьесы для баяна, умер в 2002 г.

Папа
- Фрадкин Борис Абрамович, окончил МАМИ, инженер-механик, работал до 83 лет, умер в 2013 г.

Родители папы:
Фрадкина (урожденная Чверткина) Роза Ильинична, работала секретарем-машинисткой около 50 лет, умерла в Москве в возрасте 100 лет, в 1996 г., "бабушка русского рок-н-ролла", привечала всех моих коллег по профессии, бывавших в нашем доме, за что и заслужила среди них эту характеристику.
Фрадкин Абрам Семенович, был в разводе с бабушкой лет с 50, работал управляющим домом в Харькове, там же и умер в преклонном возрасте.
До смерти мамы я носил носил фамилию папы, фамилия Градский была взята мною сразу после ее смерти в 1963 г. в память о ней.

В Москве семья - папа, мама, бабушка (мать папы) и Саша - несколько лет, вплоть до ранней смерти матери (в 1963 г.), жила в восьмиметровом подвале на углу Фрунзенской набережной, в "компании" еще девяти семей. С 1958 г. по 1965 г. Градский, по настоянию родителей учился в музыкальной школе по классу скрипки (педагог - ученик Е.Ф.Гнесиной В.В.Соколов). О том, насколько хорош был этот преподаватель, говорит следующий факт: когда Соколов по каким-то сугубо бытовым соображениям был вынужден перебраться в менее престижную школу им. Дунаевского, за ним ушел почти весь его "гнесинский" класс. Мальчику очень нравились музыкальные занятия в школе, но необходимость многочасовых домашних упражнений угнетала.

В общеобразовательной школе отношения с предметами сложились как-то сразу. Все математические дисциплины, физика и химия Саше не нравились, зато история и литература сразу стали его стихией. Он читал запоем прозу и поэзию, а в тринадцать лет написал свое первое стихотворение. Рано (по тем временам) познакомился с западной музыкой (Э. Пресли, Б. Хейли, Э. Фитцджеральд, Л. Армстронг, Ф. Синатра), в советской эстраде отдавал предпочтение песням в исполнении М. Бернеса, К. Шульженко, Л. Руслановой, увлекался классическим пением (Карузо, Шаляпин, Джильи, Каллас).

Сашин дядя (брат матери) работал в моисеевском ансамбле (ансамбль народного танца СССР), одном из немногих коллективов, которым разрешали зарубежные гастроли не только в странах социалистического лагеря, но и в крупнейших капиталистических державах. Таким образом, дядя оказался среди тех, кому посчастливилось несколько раз участвовать в многомесячных гастролях по Америке. Когда дядя возвращался из-за границы, он привозил не только заграничные вещи, но и пластинки с диковинной музыкой, которую в Советском Союзе имели возможность слушать только партаппаратчики и дипломатические работники. В дядиной коллекции было целых пять или шесть (по тем временам - редкость!) пластинок: Элвис Пресли 57-го года, Луи Армстронг, альбом саксофониста Стива Гетца, какие-то блюзы. Итак, благодаря великолепным дядиным пластинкам и роскошной "фирменной" стереосистеме, Саша уже в 10 - 12 лет получил возможность слушать самую современную по мировым понятиям музыку. А ведь он был начинающим музыкантом, мог оценить качество звука и голоса... Сам Александр считает, что именно тогда получил первый рок-н-ролльный импульс, упавший на благодатную почву, - он уже был увлечен творчеством отечественных исполнителей, таких, как Марк Бернес, Клавдия Шульженко и Лидия Русланова. И еще один интересный факт: в тринадцатилетнем возрасте юный Градский пошел в студию "звуковых писем" на улице Горького (ныне - Тверская) и записал песню "Тутти-Фрутти" Литл Ричарда. Однако в социалистических условиях счастливый случай Пресли не повторился, и гибкая грампластинка, по словам Александра, "до сих пор где-то валяется".

Все это впоследствии отразилось в сочинительстве и манере пения. Уже во время учебы в школе Градский пробует свои силы в школьных вечерах, поет, аккомпанируя себе на гитаре и фортепиано, играет в театральном кружке...

В конце 1963 года Градский появляется в интерклубе МГУ и поет вместе с группой польских студентов "Тараканы" на нескольких концертах (в репертуаре два блюза и один рок-н-ролл Э. Пресли). Первая песня, которую Александр Градский исполнил в составе “Тараканов”, - твист А. Бабаджаняна “Лучший город земли”, причем во время выступления в зале отключились микрофоны и финал песни был исполнен без них под "бешенный" прием студентов.

1964 г. - время переезда в более-менее приличную квартиру и... The Beatles!...

Именно тогда было принято решение стать музыкантом, певцом, гитаристом, композитором, поэтом, короче - Александром Градским...

В 1965 г. А.Градский и Михаил Турков организуют группу под названием СЛАВЯНЕ . Позднее к ним присоединяются Виктор Дегтярев (бас-гитара) и Вячеслав Донцов (ударные). Еще через два месяца Вадим Маслов (электроорган). СЛАВЯНЕ третья, по времени создания, советская рок-группа (после "Братьев" и "Соколов"), ставшая известной и популярной, - просуществовала в этом составе не более года. Репертуар коллектива почти целиком состоял из песен "The Beatles" и "Rolling Stones". Александр Градский решил, что только русский язык должен быть основой будущей его музыки и песен. Отсюда и создание группы СКОМОРОХИ (1966 г.), ориентированной исключительно на песни и композиции собственного сочинения и на русском языке. В 1965 году происходит еще одно значительное событие: Градский пишет одну из известных своих ранних песен "Синий лес ", ставшую впоследствии его визитной карточкой. Одновременно он продолжает работу с Дегтяревым и Донцовым в группе под названием СКИФЫ. Первоначально эта группа имеет в составе Сергея Сапожникова (бас-гитара), Юрия Малкова (ударные) и Сергея Дюжикова (гитара) плюс Градский. Ориентиры - инструментальная (биг-бит) музыка. Через пару месяцев Сапожникова и Малкова меняют на Дегтярева и Донцова, затем, вместо Градского, приходит Юрий Валов (впоследствии член американской группы "Саша и Юра"). Интересно, что после ухода А.Г. из СКИФОВ его отношения с Донцовым и Дегтяревым не прекратились, наоборот, они организовали группу под названием "Лос Панчос" и вплоть до 1968 года играли на танцах в клубах и школах западные хиты.

Первые СКОМОРОХИ (кроме Александра Градского) - это Владимир Полонский (ударные), который впоследствии долгое время играл в ВИА ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА , и Александр Буйнов (фортепьяно), он также попал в ВИА ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА , после чего сделал сольную карьеру. Уникальность этой группы состояла прежде всего в том, что они "ходили по путям, никому до них неведомым". Градский определял "чистоту" идеи, но в остальном все были равны. Исполнялись и песни А. Буйнова ("Аленушка " и "Трава-мурава "), и хиты бас-гитариста Юрия Шахназарова ("Мемуары" и "Бобер"), чуть позднее вошедшего в состав. Сразу после этого А. Буйнов был призван в армию и так и не вернулся в группу...

Вечная нехватка денег для приобретения аппаратуры толкает музыкантов группы на работу в филармониях. Градский принимает предложение тогда начинающего композитора и пианиста Давида Тухманова и выезжает на кратковременные гастроли по стране, играя на гитаре и старательно не показывая вокала, чтобы не "засветиться". Иногда (уже без Тухманова) к нему присоединяются Буйнов и Полонский, иногда они работают в поездках и в «чесах», а А.Г. "покоряет" Москву с ЛОС ПАНЧОС; в 1968 году Градский даже попадает на временную работу в знаменитый ВИА "Электрон", где заменяет Валерия Приказчикова на соло-гитаре и опять же не поет...

ВИА «Сувенир» В 1967 году в Гомеле открылась первая в Беларуси областная филармония. Молодые энергичные артисты начали гастролировать по области и за её пределами и радовать зрителей своим искусством. В первые годы в филармонии работал легендарный вокально-инструментальный ансамбль «Сувенир», главными действующими лицами которого были ныне широко известные певцы Александр Градский и Александр Буйнов, а также барабанщик Владимир Полонский, позже ушедшие в культовый ансамбль советских времён – «Весёлые ребята». В этом коллективе начинал свою певческую карьеру и Анатолий Ярмоленко. В 1971 году «Сувенир» был расформирован. В те годы такой прозападный ансамбль, имевший в своём репертуаре много песен «Битлз», не мог долго существовать. А Ярмоленко создал другой знаменитый белорусский ансамбль «Сябры», который также вначале выступал под флагом гомельской филармонии. Одно время артистами филармонии были известный джазмен Эдди Рознер и виртуозный аккордеонист Валерий Ковтун.



За эти два-три года он проехал почти пол-Союза с самым разным репертуаром и с самыми разными музыкантами и солистами и практически никогда и нигде не пел... Лишь однажды, под рев «обалдевшего» зала, он спел сольный концерт вместо заболевшего филармонического солиста, назвавшись его именем...

Вот такая была идея - заработать в поездках деньги на аппаратуру, затем приехать в Москву, подготовить репертуар и "выдать"русский рок-н-ролл...

1969-й -год поступления А. Градского в ГМПИ им. Гнесиных на факультет сольного пения к педагогу Л.В. Котельниковой. Впоследствии он совершенствует свое мастерство в классе Н.А. Вербовой. Педагог по камерному классу - Г.Б. Орентлихер; в оперном классе с ним работают такие мастера, как С.С. Сахаров, Н.Д. Шпиллер и М.Л. Мельтцер. Градский начинает параллельно сольную карьеру, выступая один, под гитару. К этому времени относятся "Баллада о птицеферме ", «Испания » на стихи Н. Асеева, "Песня о дураках " и маленькая рок-опера "Муха-Цокотуха ".

Начинается знаменательный период, когда Градский, по сути, становится одним из первых экспериментаторов в роке с текстами на русском языке (собственными и известных поэтов). Обращается он и к русскому фольклору.

В 1969г. «СКОМОРОХИ» играют по-прежнему втроем (А.Г. плюс Полонский и Шахназаров), в 1970 г. к ним присоединяется Александр Лерман, интеллектуал, лингвист и профессиональный музыкант, лидер группы «ВЕТРЫ ПЕРЕМЕН» (впоследствии, вместе с Ю.Валовым, работает в США в группе «САША и ЮРА», одновременно преподает лингвистику в американском университете), а вместо В. Полонского, перешедшего в ВИА «ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА», приходит умопомрачительный барабанщик Юрий Фокин (затем уехал в США, одно время служил в Русской православной церкви вприходе под Нью-Йорком). Это звездный групповой состав «СКОМОРОХОВ». Они свободно поют на три-четыре голоса песни собственного сочинения. Москва покорена раз и навсегда. Равных, как говорится, нет. К сожалению, почти никаких записей того периода не сохранилось...

В конце 1971 года А. Лерман и Ю. Шахназаров (впоследствии основатель группы «АРАКС» театра Ленинского комсомола, с именем которого связаны все последующие музыкальные успехи Ленкома, человек, работавший затем руководителем музгруппы А. Пугачевой) за десять дней до начала всесоюзного фестиваля в г. Горьком покидают Градского и Фокина...

Фокин приводит к Градскому пианиста Игоря Саульского, сына известного композитора и джазмена, и в поезде Москва - Горький Градский обучает Игоря игре на бас-гитаре и на Всесоюзном фестивале бит-групп “Серебряные струны” в Горьком, поделив первое место с Челябинским “Ариэлем”, “Скоморохи” завоевали шесть первых призов из восьми. А три из них - “за гитару”, “за вокал” и “за композицию” - получил лично Градский. Все предыдущие семь лет вместились в двадцать минут фантастического шоу на сцене горьковского ДК. После фестиваля к группе, время от времени, присоединяются флейтист, пианист и вокалист Глеб Май, после сделавший авторскую композиторскую карьеру, и великолепный барабанщик из Еревана Армен Чалдранян...

Начинается период первых опытов звукозаписи. Один из членов жюри горьковского конкурса музыковед Аркадий Петров, работающий в то время на радиостанции "Юность", на свой страх и риск, организует студийные записи Градского и «СКОМОРОХОВ» на радио. Александр Градский первым среди советских рок-музыкантов создает цикл композиций на стихи Бернса и Шекспира - своего рода энциклопедию рок-стилей: от блюза до рок-н-ролла (через десять лет записано на пластинку).

Тут становится окончательно ясно: «СКОМОРОХИ» это Александр Градский. О нем и о группе говорят "Голос Америки" и Московское радио, его первые песни звучат на весь Союз.

Начиная с 1972 г. группа становится индивидуальным (наряду с гитарой, вокалом и т.д.) инструментом Градского для утверждения его музыкальных и поэтических идей. Первые записи Градского в студии стали единственными и первыми в своем роде рок-композициями в СССР, записанными студийным многоканальным способом, в которых он выступил как мультиинструменталист, автор всей музыки, некоторых стихов, супервокалист, осуществивший впервые в СССР многократное наложение четырехголосия, а одна композиция ("Только ты верь мне "), впервые после Пола Маккартни, была записана им целиком (партии всех инструментов и голосов)... В том же 1972 г., по предложению Тухманова, он записывает две его песни для LP "Как прекрасен этот мир" ("Джоконда " и "Жил был я "), впервые в Союзе используется при этом 16-канальная аппаратура.

В том же году «СКОМОРОХИ» выезжают на гастроли в Куйбышев и Донецк. При этом в их составе, специально для поездки, появляются А. Буйнов, Ю. Шахназаров, Г. Май, барабанщик Борис Богрычев... На концерте в Куйбышеве был невероятный успех - после концерта группа уехала в гостиницу, но через полчаса за музыкантами прибежал инструктор горкома комсомола и с ужасом сообщил, что публика не расходится, ведет себя агрессивно и требует продолжения... и концерт был продолжен до часу ночи...

В конце 1972 года рядом с Градским впервые на сцене мы видим бас-гитариста Юрия Иванова, который, практически по сей день, входит, по мере надобности, в состав «СКОМОРОХОВ».

В начале 1973 года Градский и Иванов (И. Саульский к тому времени занялся рядом других проектов, играя попеременно с разными музыкантами и группами, равно как и Ю. Фокин) выступают постоянно вместе, меняя барабанщиков и приглашая на разные концерты то Фокина, то Чалдраняна (в настоящее время Игорь Саульский живет в США, сделав фантастическую карьеру профессионального компьютерщика, менеджера-композитора, а впоследствии бизнесмена).

Чехарда с составом, учитывая, что группа (по убеждению А.Г.) должна состоять не более чем из 4-х человек, приводит к поискам, а потом и к приглашению в группу новых участников, как оказалось, постоянных и навсегда истинных друзей Александра Градского, с которыми и были им записаны все основные песни, композиции, музыка к кинофильмам, спектаклям, вокальные сюиты и многое другое... Выдающийся барабанщик, суперджазмен и стилист Владимир Васильков и один из самых сильных саксофонистов и флейтистов Союза Сергей Зенько, вместе с Градским и Ивановым, составили тех «СКОМОРОХОВ», которых мы можем услышать в записи и убедиться в мастерстве всей группы и каждого в отдельности.

В 1973 году выходит первый сольный миньон Александра Градского с композициями “Испания ”, “Скоморохи ”, “Синий лес ”, “Подруга угольщика ”. В том же году, на одной из студийных записей, опять-таки организованной Аркадием Петровым, в аппаратной появляется приглашенный Петровым режиссер будущей кинокартины "Романс о влюбленных " Андрон Михалков-Кончаловский. Он незамедлительно делает Градскому предложение об участии в фильме, сначала в качестве певца, а затем автора песен, части стихов и всей музыки...

Небывалый по тем временам случай: 23-летний композитор (не член Союза композиторов!) получает заказ на музыку к 2-х серийному музыкальному фильму одного из самых известных и талантливых режиссеров страны...

Картина вышла на экраны Союза в 1974 году, в том же году - первый LP Александра Градского с музыкой из "Романса...", за который "Биллбоард" (международный музыкальный супержурнал) присуждает Градскому титул "Звезда года - 1974» за "выдающийся вклад в мировую музыку" (цитата).

В том же году Градский получает диплом об окончании Института им. Гнесиных как "оперный и концертно-камерный певец" (цитата). В том же году становится лауреатом международного конкурса эстрадной песни «Братиславская лира».

Карьера А.Г. разворачивается с головокружительной быстротой. Он получает возможность гастролировать по стране, при этом концерты его проходят в переполненных залах при невероятном ажиотаже публики.

В огромных дворцах спорта он работает по три-четыре сольных двухчасовых концерта в день, потрясая аудиторию трехоктавным диапазоном голоса, совершенно необычным для того времени репертуаром, жестким хард-роковым аккомпанементом (в тех случаях, когда с ним группа «СКОМОРОХИ»), необычайной актерской манерой и т.д. Вся эта работа организована через филармонии, и на творчестве Градского появляется "печать" официального искусства, т.е. рок-музыка может быть официально разрешена. Мало кто помнит, что А.Г. "пробил" эту непреодолимую стену первым, а за ним, в образовавшуюся "брешь", ринулись все остальные рокеры...

В 1974 г. Градский заканчивает работу над циклом песен “Размышления шута ”.

В 1975 году он работает (по следам "Романса...") над несколькими фильмами, не забывая о записях, участвуя даже в проектах других авторов (Г. Гладкова, В. Терлецкого, Э. Колмановского, М. Фрадкина, М. Минкова и др.). В это же время он поступает в Московскую консерваторию в класс композиции Т.Н. Хренникова и... записывает "Как молоды мы были " А. Пахмутовой и Н. Добронравова (результат вы знаете). Кстати, эта песня в исполнении Градского единственная, которая была "раскручена" ТВ и Радио. Все остальные его работы по сей день "зажимаются", несмотря ни на какие изменения в политике и повседневной жизни...

В 1976 году Градский сочиняет и записывает первую часть сюиты "Русские песни", а в 1978 г., по совету А.Петрова, - вторую часть. "Русские песни " первая рок-пластинка в СССР (вышла в свет в 1980 г.) ставшая одной из самых значимых работ в рок-музыке того времени. Стиль альбома определен как "вокально-инструментальная сюита".

Начиная с этого времени, Градский "выдает" одну студийную работу за другой, вокальные сюиты: "Утопия АГ ", "Сатиры ", "Сама жизнь ", "Звезда полей ", "Ностальгия ", "Флейта и Рояль " - на стихи классиков, "Концерт-сюита ", "Размышления шута " (сборник записей 1971-1974 гг., в котором А.Г. доказывает возможность пения на русском языке в разных рок-стилях), "Монте-Кристо ", "Экспедиция " - на свои стихи, опера "Стадион " (либретто А.Г. и Маргариты Пушкиной), балет "Человек" (либретто А.Г.), предназначенные для LP, однако выход их в свет постоянно затягивается по "понятным соображениям"..."Рекорд" здесь принадлежит сюите "Размышления шута" - несмотря на выход сингла в 1978 г., вся работа была опубликована спустя 16(!) лет после записи.

А.Г. продолжает гастрольную деятельность, в его репертуаре активно появляются песни на его стихи, иногда сатирические, иногда просто опасные для существующего режима... Он пишет ряд статей в защиту жанра рок-музыки, активно полемизируя с ретроградами и... наживая себе кучу врагов.

Градский начинает преподавательскую деятельность, несколько лет работы в Училище Гнесиных - он выпускает курс; следующие несколько лет, уже в институте Гнесиных, - еще один курс выпущен. Завершился этот этап его работы двумя годами заведывания кафедрой вокала в качестве профессора РАТИ (ГИТИС). По его словам, дальнейшее преподавание возможно лишь при наличии исключительно собственного класса, скорее всего, придется создавать что-то вроде учебного заведения...

1980 г. - год смерти Высоцкого становится переломным для А.Г. Он полностью переходит в разряд "протестантов", "замешивая " на роковой музыкальной основе трагическую сатиру и драматическую лирику ("Песня о друге ", "Песня о телевидении ", "Монолог батона за 28 копеек из муки высшего сорта ", "Рассказ человека, который не смог поехать в отпуск на Канарские острова " и др.). Поначалу его не "трогают", затем, в 1983-1984 гг. кое-какие "неприятности" случаются, но всегда голос и талант "принимаются во внимание"... Градского "со скрипом" принимают в Союз композиторов лишь в 1987 году, а первая поездка за границу (в США) состоялась только в 1988 г., на конференцию, вместе с группой деятелей искусства, кино и политики. Он блестяще поет на закрытии конференции американцы устраивают ему пятнадцатиминутную овацию...

1987 г. Работа на радиостанции “Юность”. Александр ведет “Хит-парад Градского”. Именно там впервые прозвучали песни “Кино”, “Алисы”, ДДТ, “Облачного края”, Башлачева, “АВИА”, “Зоопарка”, “Секрета”. По определению композитора, его хит-парад был противостоянием “занудному официозу”.

В том же 1988 году уже двадцатипятиминутную овацию он слышит в свой адрес и, естественно, в адрес знаменитого дирижера Евгения Светланова и партнеров по сцене, участников спектакля Большого театра "Золотой Петушок" - одной из самых сложных для исполнения опер Римского-Корсакова. Партию Звездочета, труднейшую партию мирового оперного репертуара, А.Г. "щелкает" как орешек...

К этому времени, благодаря поддержке Валерия Сухорадо, директора "Мелодии", он выпускает в свет практически все свои работы в виде LP, пишет музыку к фильмам "Узник замка Иф " и "Искусство жить в Одессе ", доведя таким образом количество кинокартин со своей музыкой и песнями до тридцати восьми! При этом он постепенно сокращает гастрольную деятельность, полностью переключившись на создание в Москве Театра современной музыки. При поддержке Правительства Москвы он получает здание в центре города, начинает его реконструкцию...

Московское театрально-концертное музыкальное объединение (МТКМО), под его руководством, осуществляет ряд сложнейших проектов, в том числе: организация "безумных" сольных концертов в Москве (25 января 1990 г., 17 марта 1995 г., а также юбилейные концерты 1999, 2004, 2009 гг.) с участием симфонических оркестров и оркестров русских народных инструментов, хоров, рок-групп и своих друзей по "цеху", выпуск в свет "Коллекции АГ ", т.е. тринадцати компакт-дисков с полным собранием сочинений и записей Александра Градского, создание двух музыкальных фильмов "Антиперестроечный блюз " (1991г.), "ЖивЬем в России " (1996 г.) и "ЖивЬем в России - 2 " (1999 г.), вышедших впоследствии на DVD.

Первые поездки за рубеж дают результаты. Градский работает в совместных проектах и концертах с такими "китами" западной музыки, как Лайза Минелли, Шарль Азнавур, Джон Денвер , Крис Кристоферссон, Дайяна Уорвик, Сэмми Дэвис, Грэйтфул Дед, Синди Петерс в США, Германии, Испании, Греции, Швеции. Наконец, в 1990 году, после одного из совместных с Джоном Денвером концертов в Японии, Градский получает контракт с VMI (VICTOR) - ведущей японской фирмой. Выпускает под ее маркой два компакт-диска (Metamorphoses и The Fruits From The Cemetery) и дает несколько концертов в Японии с самым разнообразным репертуаром, начиная с собственных песен на русском языке и кончая западными хитами и японскими классическими романсами... Три его балета ("Человек " ,"Распутин " и "Еврейская баллада") ставит Киевский театр балета (балетмейстер Г. Ковтун), а два последних - Театр балета на льду (худрук И.Бобрин). Все эти спектакли "возятся" по Европе и Америке с громадным успехом. Несмотря ни на что, он не останавливается на достигнутом и с упорством продолжает, в прямом и переносном смысле, "строительство" своего музыкального театра.

Последовало и «официальное признание» - на рубеже третьего тысячилетия Градский становится народным артистом России и лауреатом Государственной премии России, как говорится, по «совокупности» заслуг... Здание музыкального театра Градского реконструируется «со скрипом», но надежды пока еще остаются, как и продолжение гастрольно-концертной деятельности. Последние работы Александра Градского можно с уверенностью назвать событиями в музыкальной жизни. Это «Хрестоматия » - компакт-диск с композицими, напоминающими в стилистическом отношении «Размышления шута», т.е. попытка снова высказаться на русском языке в современных жанрах, и конечно же, опера «Мастер и Маргарита » по М. Булгакову с уникальным составом участников, работа над которой шла больше тридцати лет параллельно с «основной» деятельностью, о которой вы могли прочитать выше... Эта опера А.Г. вышла в свет в роскошном оформлении (в виде старинной книги), в комплекте четыре диска и полное либретто - кстати, в книге "Избранное " оно тоже напечатано - еще ждет своего биографа, так как описать двумя словами впечатление от оперы не представляется возможным...

Что же теперь? А теперь, уже после оперы, - новые, «социально заточенные» песни, романсы и гастроли, концерты, на которых А.Г., в очередной раз выходя в зал, демонстрирует свой блестящий голос, фантастическую музыкальность и артистизм, словом, все то, что мы о нем давно знаем...

Как говорится: дай Бог...


Сергей Терехов
Вопрос - ответ Дети выросли, не мечтаете ли о внуках? Любите ли нянчится с совсем маленькими малышами?
Татьяна Астахова , 22 Июл 2011 02:27 pm

Опыт был
Александр Градский , Авг 09, 2011 11:01 am Что может вас заставить выйти на митинг? Практически ничто. Раньше бывало, ходил. Какая-то потребность была, и казалось, что это чему-то может поспособствовать. Со временем к человеку приходит более полное понимание жизни, и то, что я вижу вокруг себя, никоим образом не может заставить меня пойти на такое мероприятие.
Думаю, что даже ради чего-то хорошего сегодня объединить людей очень сложно. А всякого рода собрания чаще всего спонтанны, и проходят они тогда, когда что-то касается лично кого-то. Политики ходят на митинги, чтобы сделать свои личные дела, простые люди - чтобы каким-то образом отстоять свое достоинство.
С возрастом я начинаю думать, что надо не на митинги ходить, а просто своим существованием и работой утверждать близкую тебе идею или концепцию. По-моему, лучше совершенствоваться в своей профессии. Той угрозы, что якобы может наступить некий режим и работать в профессии станет невыносимо, я сейчас не вижу.
Управлять страной и обществом очень тяжело. А ходить на митинги и указывать, как это делать, - это не мое. Зачем дергаться-то? Сейчас идет суета вокруг пирога. Но так как этот пирог не мой, я и не суечусь. Тем более у меня свой есть.

Александр Градский / певец, композитор, народный артист России
www.golos.org , 02 Май 2007 Александр Градский стал отцом в третий раз 1 сентября, 2014 года гражданская жена певца, Марина Коташенко родила мальчика. 64-летний артист и его 33-летняя спутница решили назвать сына Александром. Роды прошли в Нью-Йорке, и не случайно. Ведь известно, что у Градского двойное гражданство. Малыш появился на свет в одной из клиник города, где Марина наблюдалась всю беременность. Счастливые родители уже придумали новорожденному малышу имя. "Мальчика зовут Александр Александрович Градский. Я его специально так назвал. При таком имени, отчестве и фамилии он вынужден будет заниматься музыкой. А генами я его обеспечил", – цитирует Александра Градского "Московский комсомолец".
Напомним, Александр Градский был женат трижды. Первый брак, как он называет, был студенческим, "пробным". С второй женой, с которой артист прожил два года, была известная актриса Анастасия Вертинская. От третьего брака родилось двое детей - сын Даниил Градский(1981) и дочь Мария (1986).


Евгения Ходос - У меня есть фото – его предоставил Александр Борисович Градский несколько лет назад для книги «The Голос». Расскажите об этом фото: где это и когда?
Леонид Ярмольник - Этой фотографии очень много лет. Женька Болдин (третий муж Аллы Пугачевой – Ред. «МП»), режиссер из Петербурга, это – сам Градский, понятно. А это Андрей Макаревич.

Информация Журнал «ВЗОР» - увлекательное издание, представляющее все разнообразие и многосторонность человеческой жизни: культурное наследие цивилизаций и их научные достижения, истории жизни выдающихся людей, впечатления известных путешественников, суждения дипломатов и общественных деятелей. В журнале «ВЗОР» освещаются: поэзия и проза, изобразительное искусство и архитектура, фотоискусство и дипломатия, история и жизнь театра и кино, парадоксальные научные воззрения и путешествия. А великолепные иллюстрации известных фотографов делают эти материалы живыми и яркими.
Журнал «ВЗОР» одно из немногих периодических изданий аккредитованное и распространяемое в Государственной Думе РФ, Генеральной прокуратуре РФ, Конституционном суде РФ, Министерстве иностранных дел, посольствах зарубежных стран, крупнейших авиакомпаниях, в лучших отелях г.Москвы, г.Санкт-Петербурга и г.Казани, а также среди представителей промышленного и делового бизнеса.
Прекрасно иллюстрированное периодическое издание, с которым сотрудничают самые известные писатели, журналисты, ученые, фотографы и путешественники. Среди них фотографы: Александр Тягны-Рядно, Виктор Ахломов, Катя Галицына, Герман Вестманн (Кельн); журналист и писатель – Татьяна Щербина; ученые с мировым именем – Сергей Аверинцев; английский ученый – Джефри Аш; писатель – Александр Кабаков и многие другие.
Главный редактор журнала – Оксмон Борис Моисеевич.
Заместителем главного редактора является известный писатель Евгений Попов.
Членами редакционного совета журнала являются: Вадим Абдрашитов – кинорежиссер; Василий Аксенов – писатель; Ренэ Герра (Франция) – профессор-славист; Александр Градский – певец, композитор; Борис Мессерер – художник; Татьяна Толстая – писатель.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры