Анатомия, физиология и гигиена — науки, изучающие строение, функции организма человека и условиях сохранения его здоровья. Какая наука изучает организм

Главная / Чувства

1.Анатомия - (гречес.anatome- «рас­сечение») - наука о строении организма и его органов.

Методы Анатомии :

Вскрытие мертвого тела и изучение его органов.

В древности вскрытие тела человека считалось большим грехом и было запрещено.

Только в период Возрождения ученым разрешили вскрывать тела казненных преступников.

-мето­ды прижизненного исследования: рентген, ультразвуковое исследование (УЗИ), моделирование работы органов (в том числе компьютерное) и другие.

2.Физиология - наука о функциях организма и его органов.

Функция органа - это его работа.

Строение органов и их функции тесно свя­заны между собой . Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на собственную руку. Почему против каждого сустава, пальцев на тыльной сторо­не кисти находятся складки и почему они расправляются при сжимании руки в кулак? Ответить несложно: если бы не было складок, согнуть палец было бы невозможно - кожа натянулась бы и затруднила это движение.

Методы физиологии:

А. Эксперимент - опыт, искусственное воспроизведение /моделирование како­го-нибудь явления при определенных условиях с целью исследования /изучения.

Хронические эксперименты – это длительные экспериментына живых жи­вотных -Например, в желудке и в коже делали отверстия и соединяли эти отверстия трубкой. Благодаря этому в любой момент можно было получить содержимое желудка. Для этого надо было вынуть пробку, кото­рой закрывали трубку, выводящую содержимое желудка наружу. Так удалось изучить не только работу органа, но и его регуляцию.

Изучение работы органов животных (+постановка эксперимента) и перенос /экстраполирования полученных данных на человека т.к. сходные органы животных и человека выполняют похожие функции .Благодаря экспериментальным животным - лягушкам, морским свинкам, собакам и обезь­янам - удалось выяснить, какие функции вы­полняет каждый орган.

Б. Исследование работы любого органа человекаиживотного при помощиприборов : электро­кардиограммапозволяет точно проанализировать биение сердца и при необходимости назначить лечение.

В. Лабораторные методы исследования: анализ крови (общий и биохимический) и других биологиче­ских жидкостей.

Г.Инструментальные методы исследования.

3. Гигие́на (от др.-греч. «здоровье») - область /раздел медицины, изучающаявлияние условий жизни, трудас целью создания оптимальных условия для существования (сохранения здоровья, работоспособности, долголетия) +разрабатывающая профилактики различных заболеваний.

→Гигиена, наряду с санитарией и эпидемиологией, является одним из направлений профилактической медицины .

Основные разделы наукиГигиены:общая гигиена (пропедевтика гигиены), коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, гигиена детей и подростков, радиационная гигиена, военная гигиена и др.

Методы гигиены:

-клинические - выяснение причин массовых заболеваний,

- физиологические - установление приспособитель­ных возможностей организма к неблагоприятным условиям природной и со­циальной среды,

-лабораторные - анализ факторов внешней среды (анализ проб воздуха воды и т. д.).

Факторы воздействующие на организм :

Физические - шум, вибрация, электромагнитное и радиоактивное излучения, климат и т. п.

Химические - химические элементы и их соединения.

На каждый этот фактор врачи-гигиенисты разрабатываютПДК (предельно допустимые концентрации ве­ществ) ,превышение которых в атмосфере, воде, продуктах, почве или вещах может оказаться вредным для здоровья человека , асанитарные врачи следят за соблюдением этих норм (поэтому если – что-то не так у нас в доме или на работе мы тут же сообщаем об этом вСЭС санитарным врачам).

Так, ПДК хлора в водопроводной воде - 0,5 мг/л. Это значит, что вода совершенно безопасна, если содержание хлора и его соединений не превышает 0,5 мг в одном литре.

Гигиенические Рекомендации разрабатываютврачи - гигиенисты: вы­ясняют, нет ли вредных излучений, не опасны ли для здоровья людей воздух, вода, пища, почва; следят за состоянием колодцев и водопровода, за чистотой в парикмахерских, банях и бассейнах, на заводах и фабриках, в школах и инс­титутах; проверяют выгребные ямы и помойки; изучают влияние на людей бытовых насекомых, крыс и мышей, собак и кошек, домашнего скота и диких животных.

Гигиенические Рекомендации внед­ряются через СЭС ( санитарно-эпидемиологические станции) и СЭЦ (санитарно-эпидемиологичес­кие центры) .

Инспектору СЭЦ даны большие права: он может остановить работу любого предприятия, если технология производства и выпускаемая про­дукцияне соответствуют санитарным нормам ; закрыть торговые точки, где не соблюдают гигиенические правила или продают опасный для здоровья товар.

Административные или уголовные наказания несут люди, нарушающие санитарные нормы общежития: захламляющие дворы и подъезды, устраива­ющие шумные вечеринки в ночное времяи т. д.

Санитарные врачи устанавливают источники заболеваний и при необ­ходимости объявляюткарантин - запрещение или ограничение выезда и въезда на территорию, где появилась опасная инфекция.

Карантин может быть введен в детском саду, школе, больнице и в других учреждениях на время проведения необходимой дезинфекции.

Нарушившие карантин могут стать раз­носчиками инфекции и вызвать эпидемию, опасную для многих людей.

Эпидемия - широкое (массовое) распространение какой-нибудь инфекционной (заразной) болезни.

4. Валеология (лат. valeo - «быть здоровым») - теория здоровья складывающаяся из физического, нравственного и духовного здоровью человека.

-это интегральная наука т.е. основана на знаниях естественных, общественных и гуманитарных наук - медицины, гигиены, биологии, сексологии, психологии, социологии, философии, культурологии, педагогики и других.

Точнее Валеология - это наука о: 1.правилах здорового образа жизни,

2.резервах здоровья человека,

3. правилах гигиены,

4.основах экологической грамотности.

Что такое здоровье? в биологическом смысле - это физиологическаяадаптация /приспособление конкретного организма к жизни в каких-то конкретных /определенных условиях и возможность приспосабливаться к меняющемся условиям.

Какие факторы провоцируют негативные сдвиги в состоянииздоровья человека?

1. Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении данной темы.

    Ответ: Какие науки изучают организм человека? Чем организм человека отличается от организма других живых существ? Как работает организм человека, в чем его особенности? Откуда появился первый человек на земле?

2. Прочитайте по учебнику «Введение». Выпишите в левый столбец таблицы черты сходства организма человека с другими организмами, а в правый - черты различия.

3. Подумайте, какие преимущества дает людям цивилизация, какие негативные последствия и издержки она принесла. Запишите свои выводы в таблицу. Сопоставьте их со взглядами авторов статьи «Введение».

4. Прочитайте § 1 учебника. В левый столбец таблицы выпишите названия биологических наук о человеке, в правый - методы, которые применяются в них для исследований.

5. Прочитайте § 2. В таблицу впишите фамилии двух античных мыслителей и двух учёных эпохи Возрождения и укажите их вклад в науку.

    Ответ: Я узнала о науках, которые изучают организм человека, и об учёных, внесших вклад в развитие этих наук. Кроме того, что эти знания мне пригодятся для общего развития, они помогут мне в жизни. Например, зная простейшие правила гигиены можно предохранить себя от многих заболеваний. Знания в области анатомии и физиологии помогут мне лучше понять свой организм, а в области психологии - саму себя и окружающих меня людей.

7. Решите кроссворд № 1

Морфология изучает внешнее строение организмов.
Анатомия изучает внутреннее строение организмов.
Физиология изучает работу организма и его органов.

Гистология изучает ткани.
Цитология (молекулярная биология) изучает строение и работу органоидов клетки.
Биохимия изучает химический состав живых организмов и химические реакции обмена веществ.

Гигиена создает условия, необходимые для сохранения и укрепления здоровья.

Генетика изучает закономерности наследственности и изменчивости.
Селекция занимается выведением новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов.
Палеонтология изучает ископаемые остатки организмов.
Эволюционная теория изучает закономерности возникновения приспособлений организмов к среде обитания

Систематика (классификация, таксономия) изучает многообразие живых организмов и распределяет их по группам на основании эволюционного родства.

Экология изучает взаимодействия живых организмов между собой и с окружающей их средой.

Тесты

1) Ископаемые остатки вымерших организмов изучает наука
А) систематика
Б) экология
В) физиология
Г) палеонтология

2. Влияние условий среды обитания на формирование признаков организма изучает наука
А) систематика
Б) генетика
В) селекция
Г) анатомия

3. Выведением новых высокопродуктивных штаммов микроорганизмов занимается наука
А) анатомия
Б) биохимия
В) цитология
Г) селекция

4. Наука, изучающая роль митохондрий в обмене веществ
А) генетика
Б) селекция
В) органическая химия
Г) молекулярная биология

5. Строение и функции органоидов клетки изучает наука
А) генетика
Б) цитология
В) селекция
Г) биохимия

6. Генетика - наука, изучающая закономерности
А) наследственности и изменчивости организмов
Б) взаимоотношения организмов и среды
В) исторического развития органического мира
Г) индивидуального развития организмов

7. Строение и распространение древних папоротников изучает наука
А) физиология
Б) генетика
В) палеонтология
Г) селекция

8. Строение организма и его органов изучает
А) анатомия
Б) физиология
В) генетика
Г) цитология

9. Закономерности возникновения приспособлений у организмов к среде обитания исследует
А) цитология
Б) эволюционное учение
В) экология
Г) систематика

10) Изучением многообразия организмов, их классификацией занимается наука
А) генетика
Б) систематика
В) физиология
Г) экология

11) Причины изменчивости изучают
А) экологи
Б) палеонтологи
В) генетики
Г) физиологи

12. Улучшением существующих пород животных и сортов растений занимается наука
А) экология
Б) селекция
В) генетика
Г) молекулярная биология

13. Какая наука изучает внутривидовые взаимоотношения организмов?
А) систематика
Б) экология
В) селекция
Г) морфология

Дата ____/_____/_______ Класс___________

Тема : Науки об организме человека. Здоровье человека.

Цель урока :

Развивать образное и логическое мышление обучающихся, навыки индивидуальной и групповой формы работы; формировать умение работать с опорными схемами и учебной литературой; способствовать развитию интереса к изучению естественных наук;

Воспитывать уважение к жизни как высшей ценности; раскрыть идею гармонии человека и природы.

Ход урока

    Орг. момент.

1. Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку. Создание положительного психологического настроя.

2. Пояснение требований к рабочим тетрадей, тетрадей для практических и лабораторных работ, оформление альбомов, рекомендации по учебников и учебных пособий

    Сообщение темы и целей урока.

    Мотивация учебной деятельности

Умный человек не тот,
кто много знает, а тот,
что знает самого себя.

Мы с вами подошли к следующему разделу курса «Биология» - «Биологии человека», изучение которого даст вам представление о том, что наш организм. Организм человека, как и любая биологическая система, подчиняется законам природы. По своему строению и функциям наш организм во многом подобен организма высших животных. Однако трудовая деятельность, речь, мышление, поведение резко отличают человека от животных.

Биологические основы этих различий необходимо знать каждому образованному человеку.

Я считаю, что человек - это самое удивительное творение природы, самое замечательное и самое совершенное. Каждый человек является неповторимой, уникальной, чудесной, странной, фантастической, непредсказуемой. А какие ассоциации вызывает слово «человек» у вас?

    Изучение нового материала

Биология человека - наука о строении, процессы жизнедеятельности, развитие, происхождение, эволюцию и географическое расселение людей.

Науки изучающие биологию человека можно распределить на 2 группы – теоретической и прикладной направленность.

К теоретическим наукам относятся: цитология, гистология, анатомия, антропология, физиология, биохимия, биофизика, эмбриология.

К прикладным наукам: экология, гигиена, медицина, валеология, психология.

Сам.работа с учебником «Определение наук изучающие человека»

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье - это состояние полного физического, психического благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Н.М. Амосов (1987г.) Здоровье органа определяется количеством его, которые можно оценить максимальной производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций.

КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВЬЯ

    Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

    Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.

    Психическое здоровье - состояние психической сферы - основу которого составляет общий душевный комфорт.

    Нравственное здоровье - система ценностей, установок, поведения индивида в обществе

КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЯ

    Для соматического и физического здоровья - я могу.

    Для психического - я хочу.

    Для нравственного - я должен.

ПРИЗНАКИ ЗДОРОВЬЯ

    Иммунная устойчивость к действию повреждающих факторов.

    Показатель роста и развития.

    Функциональное состояние и резервные возможности организма.

    Наличие уровня дефекта развития.

    Уровень морально-волевых установок.

    Обобщение и закрепление знаний

Упражнение «Тесты для друга».

Составить три тестовых задания формата (на выбор одного правильного ответа) и предложить для выполнения соседу по парте.

    Подведение итогов урока

Технология «Незаконченные предложения».

Ученики работают с открытыми предложениями, например:

На сегодняшнем уроке для меня самым важным открытием было...

Урок важен, потому что...

Мне понравилось...

Мне не понравилось...

Со следующего урока я жду....

    Дом. Задание

­­­­­­­­­­­­­___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

О том, какие существуют науки изучающие человека, Вы узнаете из этой статьи.

Какая наука изучает организм?

Организм человека изучают науки физиология, анатомия, морфология, гигиена.

О каждой мы поговорим отдельно.

  • Морфология

Наука изучающая строение организмов это морфология человека. Она специализируется на изучении внешнего строения человеческого тела, его связи с исполняемыми функциями, а также закономерностей изменения его отдельных частей.

Данная наука связана с происхождением и местом человека в системе мира животных. Она состоит из двух разделов. Это соматология и мерология. Соматология занимается изучением закономерностей изменчивости организма в целом, влияния условий жизни и возрастных изменений на него. А мерология изучает изменения развития и роста отдельных частей организма.

  • Анатомия

Анатомия – это наука, которая изучает внутреннее строение человека, его отдельных органов. Выделят несколько подразделений данной науки:

  • Нормальная анатомия. Изучает анатомию здорового человеческого тела.
  • Сравнительная анатомия. Изучает закономерности строения органов, сравнивая их с разными таксонами животных.
  • Топографическая анатомия. Изучает расположение органов.
  • Функциональная анатомия. Изучает связь строения организма с исполняемыми функциями.
  • Пластическая анатомия. Изучает внешнюю форму тела и его пропорции.
  • Патологическая анатомия. Изучает болезненные патологические процессы в организме.
  • Макроскопическая анатомия. Изучает строение тела и его органов.
  • Микроскопическая анатомия. Изучает органы под микроскопом.
Физиология

Физиология – это наука, которая изучает функции организма и его органов. Из общей науки выделилось несколько ее направлений:

  • Нейрофизиология. Изучает нервную систему.
  • Возрастная физиология. Изучает развитие организма на протяжении его индивидуального развития.
  • Сравнительная физиология. Изучает функции организма, сравнивая их с животными.
  • Эволюционная физиология. Изучает процесс изменения функций организма в ходе эволюционного развития.
  • Экологическая физиология. Наблюдает над тем, как экологические факторы влияют на реакции организма.

Также существуют и другие науки изучающие организм человека. К ним относят и гигиену, которая изучает влияние труда и условий жизни на здоровье. Благодаря этому разрабатываются меры по профилактике недугов и по созданию условий для укрепления и сохранения здоровья.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры