Авары и болгары. Готы против гуннов: кто оказался сильнее

Главная / Чувства

Историки Прииск и Иордан тюрков порой называли христианами, вероятно, по их символу-кресту, обозначенному на знаменах, а некоторые тюркские племена называли гетами или готами. По описанию Византийского историка Прииска жители Алтая и Хакасии в V в. относились к европеоидному типу, чуть скуластые, рыжевато-белокурые, голубоглазые. Сами гунны в основном были светлыми. Он отметил также рыжую бороду Атиллы. Часть тюркских племен вошла в состав нового обьединения под названием «славян» (болгары, чехи, поляки, словены, анты, поляне, торки и др.). Многие скифские и гунские (тюркские) степняки перемешались с родственными эллинами и этрусками и стали называться греками и итальянцами. Многочисленные археологические раскопки обнаружили в основном древнетюркскую письменность в виде клинописей и рун. Древнетюркские руны были обнаружены на территории Восточной Франции, в бывшем Бургундском королевстве, Румынии и Украине. Руны, зафиксированные на бумаге, приходятся как раз на V век при царствовании Атиллы, хотя древнетюркская письменность в рунах зафиксирована более 2,5 тыс. лет назад.

После распада Гуннской державы образовались новые господствующие тюркские державы: Аварская (их потомки дагестанцы) на территории от Адриатического моря до Днепра, Хазарская от Днепра до Аральского моря и Западных тюркских племен к востоку от Аральского моря. Дети Атиллы, разделив земли, властвовали в Европе свыше 90 лет, возглавляя раздробленные государства. Одоакр около 10 лет возглавлял Римскую империю. Последующие потомки свыше 200 лет создавали улусы, каганаты, королевства и княжества с тюркскими названиями типа: Бургундия, Фракия, Хунгрия, Болгария, Алимания, Чехия, Бельгия и другие. Тюркская культура Степи с ее поселениями, городами, станицами и дорожными станциями во II-V вв. доминировала от Байкала до Альп. Появились объединенные германцы, состоящие из тех же тюркских племен. Они занимали территорию от Рейна до Дона. В число германцев входили: геты (готы), кельты, скифы, сарматы, анты и другие. Ф. Исповедник (VIII-IX в.) не делил и не различал готов, скифов, гуннов, называл их всех тюрками. Агафий считал гуннов и бургундов одним родом, а Прокофий называл бургундов германцами. Очевидно, все они на тот период имели этнически единые корни и говорили на тюркском языке. Древние тюркские племена бесследно не исчезли, они ассимилировались, появились племена-потомки с новыми названиями. По некоторым источникам, язык тюрков был понятен баварцам, австрийцам, саксонцам, англичанам. Он был родным для сербов, хорватов, болгар, украинцев, венгров и чехов…

Известно, что документы бургундов или лангобардов написаны тюркским письмом. Они выставлены в музеях Франции и Италии как экспонаты Средневековья.


Эпоха Великого переселения народов, согласно европейской исторической традиции, началась в конце IV в. - вторжением гуннских орд из Азии в Европу. Но движение народов Евразии у границ мировых цивилизаций - Великой Китайской стены и римского лимеса, пограничных укреплений на Рейне и Дунае, началось гораздо раньше.
Чем дальше в варварскую Европу продвигались римские легионы, тем в большее движение приходила варварская периферия античного мира. Рим установил свои границы на Рейне и Дунае и вел нескончае-" мые войны с кельтами, германцами и даками. Вместе с солдатами на границах Рима поселились ремесленники и торговцы - римская культура стала распространяться среди варварских племен Европы. В Восточной
Европе на рубеже новой эры стали перекрещиваться традиции римской культуры (глиняная и стеклянная посуда, монеты и т. п.), культуры кельтов (их оружие и украшения) и кочевников - сарматов и их потомков алан. Эти традиций достигали и племен, обитавших в лесной полосе - предков балтов и славян, а также германцев.
Готы. Воинственные германцы оказались не менее способными к массовым переселениям, чем кочевники евразийских степей. Они не раз угрожали самому Риму. В III в. н. э. резко изменилась ситуация в Причерноморских степях. Германское племя готов из Повис- ленья прорывается к Дунаю и в Причерноморье. Готы потеснили сарматов-аланов, часть которых отошла в Центральную Европу, часть отступила за Дон, и дошли до Танаиса, разорив город. Готы и союзные с ними германские племена проникли в Крым и уничтожили Скифское царство, овладели боспорскими городами; они стали использовать их как базы для морских походов на Афины, Эфес и другие древние города Греции.
На Дунае готы сражались с римлянами. В Северном Причерноморье возникает Готская держава. В 332 г. готы заключили мирный договор с римским императором Константином, стали союзниками римлян, поставляли им войска, а сами получали денежные субсидии и продовольствие.
Впервые не кочевники, а дружины оседлых земледельцев и скотоводов захватили инициативу в этом регионе, где возникла Готская держава. Она объединила те пространства, от Карпат и Среднего Поднепровья до Нижнего Дона и Причерноморья, где впоследствии развернется активность славянских племен, а еще позднее - история русских и украинцев. У готов существовала своя руническая письменность и своеобразное, хотя и «варварское» искусство, представленное в основном украшениями - пряжками с тератологическими и другими мотивами. В IV в. готы приняли христианство.
Могущество Готской державы прославлял в VI в. историк Иордан, сам гот по происхождению.
Иордан - готский историк VI в., происходил из «варварской» - провинциальной римской среды. Латынь была его родным языком. Иордан служил секретарем (нотарием) у одного из аланских вождей в Восточной Римской империи. Вероятно, в роду Иордана были и готы, и аланы, но он был готским «патриотом» и приписывал готам те деяния, которые в древности совершали скифы. Но Иордану были известны исторические сочинения его предшественников - античных авторов и готские предания, так что написанная им история остается ценным источником знаний об эпохе Великого переселения народов.
Он перечислил народы, подвластные готскому королю Германариху (Эрманариху), правителю третьей четверти IV в.: гольтескифы, тиудос, инаунксы, васи- набронки, меренс, морденс и т. д. Большая часть этих этнонимов (названий народов) не известны ученым - готский историк, писавший через два столетия после гибели Готской державы, мог не понять или исказить перечень подвластных готам племен. Однако те этнонимы, которые исследователям якобы удалось расшифровать, заставляют расширять границы Готской державы едва ли не на всю Восточную Европу. Действительно, под именем тиудос стремятся увидеть чудь, как в русской летописи именуются финские племена Эстонии; под меренс хотят усмотреть древнюю мерю в Верхнем Поволжье, под морденс - мордву и т. д. Но древние этнонимы, даже если они хорошо знакомы современному исследователю, нельзя прямо переносить на историческую реальность. Этнонимы, обозначающие финские народы мари (мерю) и мордву, имеют иранское происхождение и совершенно неясно, какие народы подразумевались под этими обозначениями - этниконами, в древности. Что же касается чуди, то она вообще не упомянута в списке, ибо под тиудос надо понимать не древнее племя, а готское слово «народ».
Наиболее логичное прочтение начала списка народов у Иордана - это «кельтоскифские народы»; далее следует перечисление неизвестных современной историографии племен. Кельтоскифы здесь - обобщающее название варварских народов к востоку от кельтов, жителей Западной и Центральной Европы, где обитали скифы и другие «варвары».
О происхождении гуннов, страшных врагов готов, Иордан писал, будто их породили ведьмы, изгнанные готским королем в пустыню. Представления о чужих и враждебных народах как о варварах и даже демонических существах характерны для древней и средневековой эпох.
Гунны. В эпоху римской гегемонии на Западе в степях Восточной Азии - в Забайкалье и Монголии у северных границ Китая - сформировалось объединение кочевых племен хунну (сюнну); считается, что в это разноплеменное объединение входили предки тюркских и монгольских народов, тунгусов и маньчжур, даже предки енисейского народа кетов. Общность эта не была прочной - к III в. она распалась, и западные племена хунну стали продвигаться далее на запад, вовлекая в свое движение тюркоязычных и ираноязычных кочевников, часть угров и самодий- цев. Все эти племена стали известны в Европе под именем гуннов. В конце IV в. кочевая степь восстановила свою власть в Причерноморье. Гунны вторглись с востока по традиционному маршруту - из-за До- на/Танаиса и прямо через Боспор - в Причерноморье. Опустошения, чинимые ими, превосходили, судя по реакции современников, нашествия прочих варварских орд. Гунны разбили сарматские племена алан, погубили Боспорское царство, разрушив древние города, в 375 г. разгромили Германариха и уничтожили Готскую державу; небольшие общины готов остались лишь в Крыму. Западная Европа, принявшая к тому времени христианство, перед лицом гуннов вспоминала библейские пророчества о диких кочевниках, грядущих с севера, - Гоге и Магоге. Впрочем, в позднеримской и ранневизантийской литературе с Гогом могли ассоциироваться по созвучию и готы: все варвары, включая готов и гуннов, могли именоваться скифами - это традиционное название позже применялось и к славянам.
Европейцы дивились непривычному и устрашающему облику гуннов, среди которых было немало людей монголоидной расы - с раскосыми глазами и выступающими скулами. Римский автор конца IV в. Аммиан Мар- целлин писал в своей «Истории»: «Все они отличаются крепкими и плотными членами, толстыми затылками и вообще столь страшным и чудовищным видом, что можно принять их за двуногих зверей... Кочуя по горам и лесам, они с колыбели приучаются переносить голод, холод и жажду». На своих выносливых, но «безобразных на вид» лошадях «каждый из этого племени ночует и днюет, покупает и продает, ест и пьет». Легкая кавалерия, вооруженная луками, была главной боевой силой гуннов - они расстреливали врага на расстоянии, не вступая в рукопашную.
Подобно прочим варварам, гунны то выступали как союзники Рима, то опустошали земли империи. Восточная Римская империя - Византия (как принято ее именовать в современной науке), обособившаяся от Западной к концу IV в., укрепляла в начале V в. дунайские города и свою столицу Константинополь, но Гуннская держава заставила ее платить дань. Тем не менее ставший единоличным правителем Гуннской державы Аттила в середине V в. захватил дунайские земли - римскую провинцию Панно- ния (нынешняя Венгрия) - и приготовился к походу на Запад. Однако общими силами - римлянами и их союзниками германцами, а также сарматами-алана- ми - под командованием римского полководца Аэ- ция в 451 г. на северо-востоке Франции на Каталаун- ских полях орды гуннов Аттилы и подвластных им готов, гепидов и др. были разгромлены. Гуннская держава еще существовала в степях Восточной и Центральной. Европы, но с Востока уже напирали новые волны тюркских кочевников - аваров, болгар, а затем и хазар. Не все потонуло в этих волнах: устояли древние города Северного Причерноморья - Херсонес, Боспор (как стали называть Пантикапей), Фанагория. Через эти волны «поперек течения» все настойчивее пробивались на юг, к Дунаю, славянские племена.

Гунны - народ, внезапно явившийся из глубин Азии, прокатившийся волной по Европе и оставивший о себе множество легенд. Самым известным гуннским вождём стал Аттила, великий конунг Атли скандинавских саг.
Из Азии в разные времена мигрировало много различных народов, но именно гунны оставили столь яркий след в истории, словно растворившись после загадочной гибели своего самого великого вождя.

Вопросом культуры и происхождения гуннов занимались такие видные учёные, как И.П.Засецкая, Б.В.Лунин, В.А.Кореняко, С.С.Миняев, П.Н.Савицкий, О. Менхен-Хелфен, Т. Хайяши, Т.Барфилд, Н.Н. Крадин, П.Б.Коновалов, Л.Н.Гумилёв.
Что говорят их исследования?

Происхождение из глубин Сибири

В монгольских степях обитал пра-тюркский народ хуннов, теснимый со всех сторон врагами. Власть у хуннов наследовалась по такому же принципу, как впоследствии у русских князей: от брата к брату, и лишь потом к сыновьям. В третьем столетии до нашей эры шаньюем (правителем) стал Тумань. Он мечтал избавиться от своего старшего сына Модэ, чтобы передать престол младшему сыну от любимой наложницы. Для реализации этого плана Тумань отправил Модэ заложником к согдам и напал на них в расчёте, что те убьют его сына и избавят от дальнейших хлопот. Но Модэ оперативно оценил ситуацию, убил свою охрану, украл коня и бежал к своим. Под давлением общественного мнения Тумань выделил старшему сыну 10000 воинов, которых Модэ принялся обучать по новой схеме. Для начала он ввёл в обиход необычные стрелы с прорезью, которые свистели при полёте. Если воины слышали свист стрелы своего принца, они обязаны были немедленно стрелять в ту же цель. И вот Модэ устроил проверку: выстрелил в своего великолепного аргамака. Тем, кто опустил луки, он отрубил головы. Затем он выстрелил в свою молодую жену. Уклонившиеся также были казнены. Следующей целью стал аргамак его отца Туманя, и выстрелили все до единого. После чего Модэ убил самого Туманя, его наложницу, сводного брата, и сам стал шаньюем.
Модэ правил державой хуннов 40 лет и возвысил её над всеми окружающими народами.

Несколько поколений спустя ситуация в степи переменилась. Хунны были разбиты и раздроблены. Часть их бежала на запад и примкнула к зауральским уграм. Двести лет два народа жили бок о бок, а затем последовала волна их совместной экспансии. Именно этот смешанный народ стал впоследствии известен под названием «гунны».

Гунны – возможные родственники германских народов

Гунны и норманны - два этноса, которые пользовались почти аналогичной рунической письменностью. Речь идёт о тех самых рунах, которые, как говорит Старшая Эдда, бог Один принёс из Азии. Азиатские руны на несколько столетий древнее: они найдены на могилах тюркских богатырей, например, Кюль-Тегина. Возможно, эти древние родственные связи послужили причиной того, что на территории Европы союзниками гуннов стал ряд германских народов. Конунг Атли – один из излюбленных романтических персонажей скандинавских саг, например, «Песни о Хлёде», где конунг показан в некотором роде подкаблучником. Действительно, Аттила был в кругу семьи весьма мягким человеком, любящим своих детей и многочисленных жён.

Религия из глубины веков

Религией этого кочевого народа было тенгрианство – поклонение Вечному Голубому Небу. Местом обитания верховного божества считалась гора Хан-Тенгри в Тянь-Шане, также существовало много капищ с идолами, литыми из серебра. В качестве защитного символа гунны носили амулеты из драгоценных металлов с изображением драконов. Среди правящей верхушки гуннов имелся верховный шаман, который испрашивал у божества советы для принятия важных решений. Священными считались стихии: огонь, вода, земля.
Имелся также культ священных деревьев, им в жертву приносились лошади, шкуры которых снимались и распяливались между ветвями, а кровь разливалась вокруг.
Призывая помощь бога войны, хунны применяли очень древний обычай «туом»: расстрел знатного пленника «тысячью стрел». Логично предположить, что и гунны совершали такой же обряд.

Армия, не умеющая штурмовать крепости

Гунны подчинили такие мощные державы той эпохи, как империя остготов и аланский каганат. Решить загадку успехов «варварского народа» пытались ещё современники: римский центурион Аммиан Марцеллин, византийский философ Евнапий, готские хронисты Иордан и Приск Панийский. Все они относились к гуннам враждебно и постарались очернить их перед потомками, красочно описывая их некрасивую внешность и варварские обычаи. Однако как могли варвары справиться с сильнейшими государствами той эпохи?

Авторы объясняли успехи гуннов их специфической воинской тактикой: «Аланов, хоть и равных им в бою… подчинили себе, обессилив частыми стычками». Такую тактику использовали массагеты в войне против Александра Македонского: партизанская война лёгкой конницы против тяжёлой пехоты действительно была успешной. Однако основную воинскую силу аланов составляла не пехота, а мощная, прекрасно обученная тяжёлая конница. Они применяли проверенную сарматскую тактику ближнего боя. У аланов были крепости, которые гунны брать не умели, и оставили непобеждёнными у себя в тылу, хотя инфраструктура каганата была ими разрушена. Многие аланы бежали на запад и поселились на Луаре.

Как гунны победили крымских готов: вброд через море

После подчинения Аланского каганата гунны под предводительством Баламбера вышли на прямое столкновение с остготами короля Германариха. Готы занимали Крым и Северное Причерноморье. Взять полуостров со стороны поймы Дона гунны не могли: они не были способны сражаться в болотистой местности, которую к тому же оборонял воинственный народ герулов. Никаких средств для переправки армии по морю у гуннов не было. Таким образом, готы на территории Крымского полуострова ощущали себя в безопасности. Это их и погубило.

Древние славяне – анты, были насильственно подчинены готам и относились к этой ситуации безо всякого энтузиазма. Как только на политическом горизонте возникли гунны, анты примкнули к ним. Готский летописец Иордан называет антов «вероломными» и считает основной причиной падения готской державы. Возможно, именно анты снабдили гуннов информацией, которая позволила последним захватить Крымский полуостров вброд со стороны Керченского пролива.

Согласно сообщению Иордана, в 371 году гуннские всадники во время охоты на Таманском полуострове преследовали олениху и загнали её на самый мыс. Олениха вошла в море и, осторожно ступая и нащупывая дно, перешла на землю Крыма, указав тем самым брод: по этому пути гуннская армия прошла в тыл своим противникам и захватила Крымский полуостров. Король Германарих, которому на тот момент было более 110 лет, в отчаянии пронзил себя мечом.

Гунны не уничтожили и не изгнали готов, а лишь подчинили своей власти. Преемником Германариха стал Винитарий. У него осталась достаточно мощная армия и структура власти. Он попытался лишить гуннов их важнейшего союзника и атаковал антов, взял в плен и распял короля Божа с сыновьями и 70 старейшинами. Гунны, в свою очередь, напали на Винитария и убили его в бою на реке Эрак (Днепр). Часть уцелевших остготов переместилась во владения римлян, остальные подчинились гуннскому вождю.

Гунны – народ с высоким уровнем дипломатической культуры

Если рассматривать гуннов как полудиких варваров, как это делали Иордан и Аммиан Марцеллин, понять секрет их успехов невозможно. Главная причина – талант их вождей, а также уровень дипломатии, который не уступал ведущим европейским государствам.

Гунны отлично знали всю «кухню» отношений окрестных народов, умели получать необходимую информацию и мастерски действовали не только в бою, но и путём переговоров. Империя короля Германариха держалась исключительно на подчинении грубой силе. Вождь гуннов Баламбер привлёк на свою сторону все народы, обиженные и угнетённые готами, а их было немало.
Другие гуннские вожди придерживались аналогичной схемы и не стремились воевать там, где имелся шанс договориться по-хорошему. Ругила в 430 году налаживал дипломатические контакты с Римской империей и даже помогал войсками для подавления восстания багаудов в Галлии. Рим к этому моменту уже находился в состоянии распада, но многие его граждане примкнули к гуннам, предпочитая их упорядоченную власть произволу собственных чиновников.
В 447 году Аттила со своей армией дошёл до стен Константинополя. Взять мощные укрепления у него шансов не было, но он сумел заключить с императором Феодосием унизительный для того мир с выплатой дани и передачей гуннам части территории.

Причина нового похода на запад: ищите женщину!

Спустя 3 года византийский император Маркиан расторг мирный договор с гуннами, но Аттила счёл более заманчивым поход в Галлию: туда ушла часть аланов, которых Аттила желал победить, кроме того, имелась ещё одна причина.

Принцесса Юста Грата Гонория была сестрой императора Западной Римской империи Валентиниана III, её муж мог бы претендовать на императорскую власть. Чтобы избежать возможной конкуренции, Валентиниан собирался выдать сестру замуж за престарелого и благонадёжного сенатора Геркулана, чего ей совершенно не хотелось. Гонория отправила Аттиле своё кольцо и призыв о вступлении в брак. И в результате гуннская орда прошла весь север Италии, разграбила долину реки По, попутно разгромила королевство бургундов, и добралась до Орлеана, но взять его гунны не смогли. Валентиниан не допустил брака Аттилы с Гонорией, сама принцесса избежала пыток, а может быть и казни, только благодаря заступничеству матери.
Причиной ухода гуннов из Италии востоковед Отто Менхен-Хелфен считает начавшуюся эпидемию чумы.

Смерть вождя и распад державы

Покинув Италию, Аттила решил взять в жёны красавицу Ильдико (Хильду), дочь короля Бургундии, но умер в брачную ночь от носового кровотечения. Иордан повествует, что вождь гуннов умер от невоздержанности и пьянства. Но в произведениях германской мифологии «Старшая Эдда» и других конунг Атли убит своей женой Гудрун, которая отомстила за смерть своих братьев.

В следующем, 454 году держава гуннов прекратила своё существование. Наиболее выдающиеся сыновья Аттилы – Эллак и Денгизих, вскоре погибли в боях. Но гунны и их знаменитый вождь стали частью истории и мифологии многих народов.

Что европейские народы позаимствовали у гуннов

В римской армии военачальник Фабий Аэций ввёл гуннские составные короткие луки с обратным изгибом, хорошо приспособленные для стрельбы с коня.
Предки гуннов – хунны, являются изобретателями стремян: именно от них эта часть сбруи распространилась у остальных народов.
Имена гуннских вождей вошли в моду в Европе и стали привычными: Балтазар, Донат, и конечно Аттила: имя это особо популярно в Венгрии.

2.2. Великое переселение народов (аланский период: 200-800 гг. н. э.)

В первые века новой эры, когда западной границей Сарматии была река Висла, а восточная доходила до Инда и Ганга (по Аммиану Марцеллину), в низовьях Волги и Дона началось зарождение новой государственности.

О том, что здесь сложилось новое политическое объединение, свидетельствует смена этнонима: с I в. н. э. жители Донской области стали носить имя «аланы» вместо старого «сарматы». Впоследствии аланами называли всех сарматов, что ясно показывает ключевую роль в политической жизни Великой Скифии, которую всегда играл Волго-Донской регион.

Относительно аланов нет сомнения, что это были сарматы, создавшие новые государственные образования. В начале н. э. в районе Волги-Дона продолжала существовать та же Прохоровская культура, что и в прежнее сарматское время — археологическая преемственность сохранялась. Источники твердо считают аланов и сарматов, как, впрочем, аланов и скифов, одним и тем же народом.

Так, описывая войны аланов против Римской империи в 68-69 гг. н. э., современник событий Иосиф Флавий писал: «ПЛЕМЯ АЛАНОВ ЕСТЬ ЧАСТЬ СКИФОВ, ЖИВУЩИХ ВОКРУГ ТАНАИСА И МЕОТИДСКОГО ОЗЕРА» 88 . По свидетельству Флавия, одна из алано-сарматских армий в 68 г. н. э. вторглась в римские владения в Мезии (территория современной Болгарии), а другая одновременно ворвалась через Дербент в Закавказье и Иран, причем аланы полностью захватили этот регион. Активные и успешные военные действия аланов-сарматов в Закавказье, свидетельствующие о могуществе их государства, известны по источникам также в 30-е и 130-е гг. н. э.

В этом регионе аланы проводили самостоятельную политику и вступали в спор с такими «сверхдержавами», как Парфия и Рим. С другой стороны, западная группа аланов-сарматов в то же время сдерживала натиск Рима в дунайско-днестровском регионе.

По свидетельству Тацита, в те же 68-69 гг. сарматы-языги, правившие племенами на границе Мезии, предлагали свою конницу одной из соперничающих в Римской империи партий; однако римляне отказались от помощи, опасаясь усиления сарматского влияния 89 . Из этого свидетельства (как и из многих других) следует, что сарматы доминировали в дунайском регионе к северу от римских владений и были достаточно сильны, чтобы сдерживать натиск Рима и вмешиваться в его внутренние дела.

Хорошо известно, что сарматы оказывали содействие восстанию придунайских даков против Римской империи (начало II в. н. э.); по сути, это была война консолидированного Средиземноморья против Великой Скифии-Сарматии, а не только против ее небольшого задунайского региона. Перевес сил сложился в пользу Рима: император Траян завоевал Дакию и воздвиг в честь победы знаменитую колонну, на которой среди врагов Рима были изображены всадники в чешуйчатых доспехах — сарматы.

Однако римлянам удалось продержаться за Дунаем не более полтораста лет. Первые века н. э. были для Сарматии временем стабильного процветания: страна успешно защищала границы, процветала и достигла высокого культурного уровня, особенно заметного в городах Приазовья-Причерноморья. Все изменилось на рубеже II и III столетий, с которого и следует начать отсчет новой — «аланской» эпохи.

Агрессия против Великой Алании: готы и гунны

В 180-е гг. н. э., двигаясь с южнобалтийского Поморья, на территорию Украины вторглисьготы. Они разбили западные группы сарматов и заняли земли на востоке вплоть до реки Дон. Собственно аланское государство отбило удар и сохранило независимость в регионе Нижнего Поволжья, Дона, Кубани и Северного Кавказа.

Вокруг загадочных готов в историографии было немало спекуляций. Поскольку первый историк VI столетия н. э. Иордан утверждал, что готы прибыли на трех кораблях с острова Скандзы , нашли, что они весьма похожи на скандинавов. Еще недавно утверждали, чтоскандинавский народ готов чуть ли не полностью заселял территорию современной Украины.

Но от этого «скандинавского народа в степях Украины» не осталось следов, даже лингвистических. За отсутствием фактов пытались выдать за «германоязычные» названия двух подразделений причерноморских готов, гревтунгов и тервингов…

Но на этот счет сохранилось свидетельство авторитетного источника: византийский император Константин Багрянородный сообщил, что Тервуния на славянском языке означает «сильное место», ибо эта страна обладает множеством укреплений ! 90 (Точнее, «тервинги» — это слав, «дервинки» или «древники». Этимология ясная, тем более что «тервинги» характеризуются как «лесные готы». Наших исследователей всегда смущали суффиксы-окончания типа «-нги», звучащие «по-западному». Фактически русское «-нки, — ники» естественно переходит в «западное» «-нги». Пример тому не только «дервинки»=«тервинги», но и «викинки» (жители виков, висей, весей) = «викинги».

Безусловно, звонкая согласная «г» придает славянским этнонимам и топонимам «заграничную» звучность, столь любимую у нас, но истоки архаичны, народны и просты.

И второе, главное, автор отстаивает теорию абсолютной идентичности скифов — русских. Это правильно. Но не надо забывать, что те же «скандинавы» и «западные русы», от которых автор почему-то открещивается, не признавая их участия в этногенезе русских, есть всё те же русскоязычные скифы-индоевропейцы, которые ушли из Северного Причерноморья на Север и Запад, заселили Северную и Центральную Европу, а затем, не меняя своих этнокультурно-языковых и антропологических признаков, то есть, оставаясь русами-скифами, вернулись в Восточную Европу и замкнули кольцо: северные русы сомкнулись с южными, юго-восточными.

И тот факт, что русы-скифы пришли из Скандинавии, не должен нас смущать — никаких «дойчеязычных», «инглишговорящих» племен и народностей в Скандинавии не было до XIII-XIV вв. н. э., Скандинавия — это исконная земля русов, и сами русы-скандинавы своей родиной всегда считали Великую Скифию. Ещё, и ещё раз! Мы должны преодолеть навязанный нам комплекс германофилии и германомании! Не было в тацитовой «Германии» никаких «германцев» современного «немецкого» типа. Центральную и Северную Европу заселяли русы и вычленявшиеся из их суперэтноса при смешении с реликтовыми автохтонами славяне.

Это чрезвычайно важно понимать, славяне относительно русов-ариев вторичны. Именно поэтому среди языкового массива славян мы видим и ославяненных угро-финнов, и балкано-кавказцев, и кельтов. Готы же, вне всякого сомнения, были одним из могучих родов русов-скифов — крупнейшим выселком на запад и на север из этнокультурно-языкового ядра русов-индоевропейцев.

Юная «немецкая народность», образовавшаяся к XVIII-XIX вв. и обретшая свой язык только к сер. XIX в., в своих империалистических устремлениях сочинила германоцентристскую «историю» и, ничтоже сумняшеся, включила в число своих предков все роды и племена русов и славян, которые вершили судьбы Евразии. «История» эта — плод компиляции и узурпации чужой, Подлинной Истории. Суть махинации романо-германских псевдоисториков давным-давно прояснилась. И нам не стоит тратить время на дискуссии с апологетами дойчецентризма и политтехнологами. Наша задача выявить свои корни, создать ясную картину этногенеза русского народа и отсечь всё лишнее, ненужное и не наше. Чужого нам не надо. Но и своего мы отдавать не должны.

А русы-скандинавы, русы-вандалы, русы-готы — это наше, кровное, родовое, исконное, русское, в не меньшей степени, чем русы-скифы… из которых и исходят вышеперечисленные. Русы — государствообразующий народ. Это они, а, точнее, мы создали все значительные государства Евразии и дали ей княжеские и царские династии — от Рюриковичей до Меровингов (Меровинков) — Примеч. Ю. Д. Петухова. )

Археологические исследования показали, что ни о каких «шведах на Украине» не может быть и речи. В период, когда в причерноморских степях существовало государство готов, здесь действительно сложилась новая культура — Черняховская (III-IV вв. н. э.).

Однако носители этой культуры сохраняли прежний, сарматский, антропологический тип (почти не отличающийся от типа современных жителей Южной России) и обряд погребения; ничего собственно «скандинавского» обнаружить не удалось. Вывод однозначен: основную массу населения, оставившего эту культуру, составляли, как и прежде, сарматы 91 .

Это и неудивительно, если вспомнить, что Иордан рассказывал о «миграции готов» всего на трех кораблях. Маловато для заселения Украины… Но, как оказалось, вполне достаточно для основания новой династии. Очевидно, правящая элита готского государства в самом деле имела скандинавское происхождение, как это следует и из самого названия «готы» (= шведы), и из исторической традиции, выводящей их с «острова Скандзы». (Шведов не было. Шведы как народность появились к XVII в.

Скандинавы были русами, древнескандинавский язык — флективный, славянский. Свевы-свеи были русами. Кстати, даже норманисты признают, что этноним «свей» от славянского «свои». И потому если кто и мог «выйти из Скандзы», то только русы, славяне — потомки тех русов-скифов, что заселили до того Скандинавию, — с учетом, разумеется, бореального этновкрапления русов более древнего происхождения — первых, доклассических выселков из Северного Причерноморья. — Примеч. Ю. Д. Петухова. )

Начало экспансии реальных готов-скандинавов относится к I в. н. э. Именно в это время на южном побережье Балтики, заселенном венедами, возникла новая, Вельбарско-Цецельская культура с элементами, указывающими на скандинавское влияние 92 . Это вполне сопоставимо с рассказом Иордана о том, как готы высадили десант на южнобалтийском Поморье, победили местных венедов и ругов и основали свое государство. (Не надо забывать, что русские Киевской Руси с боем брали Киев, и Иван Грозный с боем брал Новгород… в эпохи раздробленности русы били русов, это были усобные войны.

И когда анты воевали с готами — это была междоусобица, война между разными родами русов. Познавая свою историю, мы не должны её идеализировать. Порою русы дрались с русами, русские с русскими так, что земля дрожала и окрестные дикие предэтносы и этносы слагали сказания о «битвах богов с титанами» и т. д. — Примеч. Ю. Д. Петухова. )

Во II в. н. э. отчетливо прослеживается распространение Вельбарско-Цецельской культуры на юго-восток, которое можно связать с экспансией готов. Конечно, к III в. н. э., когда волна нашествия докатилась до Днепра, собственно «готического» в ней уже оставалось мало. В сущности, элита готского государства в Причерноморье была не столько «готской», сколько «венедской».

Фактически в III-IV вв. н. э. Западная Сарматия попала под власть венедов , то есть вошла в сферу политического влияния славянской (вендской) Германии. Насколько далеко простерлось гото-венедское влияние на восток? Иордан сообщает, что в правление короля Германариха (середина IV в. н. э.) государство готов чрезвычайно усилилось, и под его властью оказались народы «меренс», «морденс», «тиуданс», «роги», «кольды», «васинабронки»… — меря, мордва, чудь, угры, весь. Они занимали огромные земли от Восточной Прибалтики до бассейна Верхней Волги и Камы до Урала 93 .

Если учесть, что готы подчинили всю территорию современной Украины, так что пограничным городом на востоке стал Танаис в низовьях Дона, то их держава в IV столетии заняла большую часть Восточно-Европейской равнины, кроме ее степного юго-востока от Дона до Кавказа и Волги-Урала, оставшегося за русами-аланами. Столь огромные размеры «империи Германариха» принято ставить под сомнение: дескать, не могло быть у «северных варваров» таких больших государств.

Но если бы «варвары» не имели больших и сильных государств, каким бы, интересно, образом им удалось одержать победу над огромной Римской империей? Что-то не видно, чтобы маленькие и слабые государства побеждали большие и сильные, скорее наоборот, и нет оснований сомневаться, что в древности было по-другому… Создание на Восточно-Европейской равнине огромного государства готов имело негативные последствия для Великой Скифии. Аланы не смогли удержать свою империю, и вакуум власти был немедленно заполнен.

События на западе следует сопоставить с катастрофическим ухудшением положения на востоке. Уже в первые века н. э. южносибирский центр Великой Скифии был разгромлен и подчинен «неизвестными» народами. Великая империя Евразии распадалась на части. Только волго-донские аланы, находившиеся в самом ее центре, еще удерживали независимость, пока в 370 г. не произошел окончательный обвал. Конец государства аланов наступил одновременно с концом государства готов. Им на смену пришла империя гуннов, почти восемьдесят лет (с 370 по 450-е гг.) доминировавшая в Восточной Европе от Волги до Дуная, вторгавшаяся во Францию и угрожавшая Риму.

Относительно гуннов существует столько же мифов, как и относительно готов. Наиболее распространенная легенда связывает их происхождение с центральноазиатским монголоидным племенем хунну , разбитым во II в. н. э. другим монголоидным племенем,сяньби ; якобы разгромленные хунну ускакали на север, в Сибирь, там почему-то невероятно усилились и завоевали почти всю Европу 94 .

Поход гуннов на Рим чуть ли не от китайской границы выглядит еще более сказочным. Тем не менее эти сказки повторяются и тиражируются. Кому-то очень хочется представить себе территорию России проходным двором, через который проходили все кому не лень. Да так, кажется, и пишут: якобы низовья Волги-Дона представляли собой в прошлом «коридор», через который на Европу одно за другим обрушивались нашествия варваров!

Пройти этот «коридор» было непросто. И стоило это большой крови. Как же гуннам удалось прорвать оборону и сокрушить государство аланов? Источники ясно указывают: агрессия гуннов обрушилась не с востока, а с севера. У Иордана гунны — местный, причерноморский народ; якобы они являются потомками неких женщин, изгнанных королем готов «за колдовство». Из этого следует, что гунны изначально входили в готское государство.

Известно, что гунны находились в Северном Причерноморье уже в 160—180-е гг. н. э. (их упоминают Дионисий Периегет и Птолемей — в Поднепровье, западнее роксаланов). Это исключает возможность путешествия от китайской границы, потому что на него просто не остается времени… Если гунны оказались на Днепре в середине II в. н. э. , с какой стороны был нанесен удар по аланам-сарматам Волги, Дона и Приазовья, удар, в результате которого пало Боспорское царство (конец IV в. н. э.)? Уж точно не с востока…

Очевидно, гунны изначально были участниками готского движения от берегов Балтики к берегам Черного моря. Этим движением были охвачены многие народы Центральной Европы, и, похоже, гунны были самым западным из них. В самом деле, «гуннами» называлось в древности одно из племен Фрисландии; все имена вождей гуннов — европейские, кельтского типа.

Историко-эпическая традиция Западной Европы всегда считала гуннов «своими», в отличие от славян. Так, памятник германского эпоса, «Сага о Тидреке Бернском», описывает гуннов вполне дружески, Аттила изображен положительным героем и назван выходцем из Фрисландии; в то же время русские в этой саге выступают как основные противники гуннов и «германцев» 95 . Такими же «положительными» гунны выступают и в «Песни о Нибелунгах»…

Реальные факты указывают, что ГУННЫ ПРИШЛИ В ПРИЧЕРНОМОРЬЕ НЕ С ВОСТОКА, А С ЗАПАДА. Но почему тогда все источники отмечают «монголоидный» облик гуннов и называют их орды именами угорских племен? Если вспомнить, что в состав готского государства II-IV вв. н. э. входила почти вся Восточно-Европейская равнина, то это объяснимо.

Очевидно, гуннам (как части готской политической общности) досталось владычество над северной лесной периферией, населенной в основном угро-финнами («меренс», «морденс», «рогами», упомянутыми Иорданом в качестве подчиненных короля Германариха). Именно угро-финны Верхнего Поволжья и Приуралья, организованные гуннами в государство, и составили ту самую «орду», которая обрушилась на алан и причерноморских готов, сокрушив их города.

Гунно-гото-аланские войны следует рассматривать как внутрисистемные, в каком-то смысле «гражданские». Нашествие гуннов в южнорусские степи было мощным давлениемпериферии империи на ее центр , проявляющимся обычно в моменты острого кризиса. Последствия оказались самыми катастрофическими.

Вот что сообщают современники о том, как обошлись гунны со своими противниками: «ПОБЕЖДЕННЫЕ СКИФЫ БЫЛИ ИСТРЕБЛЕНЫ ГУННАМИ И БОЛЬШИНСТВО ИХ ПОГИБЛО. ОДНИХ ЛОВИЛИ И ИЗБИВАЛИ ВМЕСТЕСТЕ С ЖЕНАМИ И ДЕТЬМИ, ПРИЧЕМ НЕ БЫЛО ПРЕДЕЛА ЖЕСТОКОСТИ ПРИ ИХ ИЗБИЕНИИ; ДРУГИЕ, СОБРАВШИСЬ ВМЕСТЕ, ОБРАТИЛИСЬ В БЕГСТВО» 96 .

Археология полностью подтверждает это сообщение. Скифские города Крыма оказались внезапно покинуты жителями, не успевшими взять необходимые вещи. Города были полностью разрушены; некоторые погибли навсегда, другие восстановились только через несколько столетий. Уральским уграм — в самом деле «варварам» — города были не нужны.

В результате 80-летних гото-гуннских войн значительная часть степного населения оказалась «выметена» на запад. Невольной жертвой событий в южнорусских степях оказался Рим, вернее — уже Византия. «Нашествие варваров на Рим» довольно хорошо известно по источникам; правда, не все знают, что аланы фигурируют в них не только под своим собственным именем, но и под названием «готов» (поскольку «простыми готами» были именно они), и под общим наименованием «скифов».

Представители «цивилизованного Средиземноморья» в IV-VI вв. н. э. прекрасно понимали, что так называемые варвары-готы, положившие конец Римской империи, представляют собой, по сути, очень большой, но единый народ. Так, современник событий Прокопий Кесарийский (VI в.) прямо писал, что готы есть не кто иные, как прежние скифы-сарматы, только под новыми именами: «В прежнее время готских племен было много, и много их и теперь, но самыми большими и значительными из них были ГОТЫ, ВАНДАЛЫ, ВИЗИГОТЫ и ГЕПИДЫ.

В ПРЕЖНЕЕ ВРЕМЯ, ПРАВДА, ОНИ НАЗЫВАЛИСЬ САВРОМАТАМИ И МЕЛАНХЛЕНАМИ. Некоторые называли эти племена ГЕТАМИ. Все эти народы, как было сказано, ОТЛИЧАЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА ТОЛЬКО ИМЕНАМИ, НО ВО ВСЕМ ОСТАЛЬНОМ ОНИ СХОДНЫ. ВСЕ ОНИ БЕЛЫ ТЕЛОМ, ИМЕЮТ РУСЫЕ ВОЛОСЫ, РОСЛЫЕ И ХОРОШИ НА ВИД; У НИХ ОДНИ И ТЕ ЖЕ ЗАКОНЫ И ИСПОВЕДУЮТ ОНИ ОДНУ И ТУ ЖЕ ВЕРУ. Все они ариане и ГОВОРЯТ НА ОДНОМ ЯЗЫКЕ, так называемом готском; и, как мне кажется, в древности они были одного племени, но впоследствии стали называться по-разному» 97 .

Многочисленный «готский» народ в описании Прокопия (середина VI в. н. э.) — это, конечно, тот самый многочисленный аланский народ , который был описан незадолго до того Аммианом Марцеллином (конец IV в. н. э.). Очевидно, что готский язык , общий для всех «варваров», обрушившихся на Рим, к современной германской группе не имел отношения 98 . Ведь на этом языке говорил народ, прежде называвшийся скифами и савроматами. Язык готов-савроматов не мог принадлежать и к иранской группе: ведь в Европе, по которой взад и вперед прокатилась волна нашествия, не осталось никаких «иранских» следов. А Прокопий, да и другие авторы, подчеркивали, что готы были весьма многочисленны и оставались таковыми уже в эпоху раннего Средневековья.

Точно так же греко-римляне воспринимали и гуннов. Как писал тот же Прокопий, Аттила вторгся на территорию Римской империи с войском «массагетов и других скифов»… 99 Этнический состав гуннского войска ничем не отличался от состава готского войска; разница была только в государственно-политической организации.

Относительно «гуннского» языка у нас есть более точные сведения, чем относительно «готского». Византийский посол Приск (середина V в. н. э.) записал пару слов, которые употребляли воины Аттилы: «мед», «квас» (это у «гуннов» были такие напитки), «страва» (поминальная трапеза у славян)… Отсюда следует один вывод: готский язык= гуннский язык= славянский язык, готы и гунны = славяне, славяне=скифы=сарматы=аланы…

Почему этот вывод не хотели и не хотят делать историки, придерживающиеся прозападной традиции, достаточно понятно. Не стоит удивляться также, что эта русофобская традиция выдвинула абсурдный тезис: «готские» племена в IV-Vbb. якобы полностью покинули степи Южной России и расселились в Европу (где «растворились в местном населении»…). Якобы никакой преемственности с последующим средневековым периодом не было.

Гото-аланская волна нашествия зашла далеко и достигла Франции, Испании й Северной Африки. Но из этого не следует, что аланы совсем покинули южнорусские степи. На запад отправлялись армии, и далеко не все возвращались домой… Но большая часть народа, как это и всегда бывает, оставалась на родине.

И не только осталась, но сохранила память о прошлом. Московские источники XV-XVI вв. упоминают, как о чем-то само собой разумеющемся, о войнах римского императора Феодосия (380-е гг. н. э.) с русскими. Так, официальный историко-генеалогический справочник московских царей, «Степенная книга» (XVI в.), сообщает: «Еще же древле и царь Феодосий Великий имеяще брань с русскими вой»… Исходившее из официальных же церковных кругов «Поучение митрополита Фотия великому князю Василию Дмитриевичу», написанное в начале XV в., также содержит утверждение, что Феодосий «брань имеаше с русскыми вой преже крещения их»… 100 Нет сомнений, что речь в этих сообщениях идет о нашествии на Балканы гото-аланского войска в конце IV столетия н. э. Это значит, что подлинно национальная русская историография прямо отождествляла готов и аланов с русскими.

***

88 Иосиф Флавий, Иудейские древности, VII, 7, 4 // ВДИ, 1947, № 4, с. 277.
89 Тацит, История, III, 5. Тацит. Сочинения. Л.: Наука, 1969. Т. 2, с. 97.
90 Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1991, с. 490.
91 Седов В. Скифо-сарматские элементы в погребальном обряде Черняховской культуры // ВДиС Восточной Европы, с. 99, 107; Алексеева Т. Славяне и германцы в свете антропологических данных // ВИ, 1974, № 3, с. 65.
92 Щукин М. Б. Блуждающие готы // Знание — сила, 1995, № 8, с. 58-59.
93 Седов В. В. Этногеография Восточной Европы середины I тыс. н. э. по данным археологии и Иордана. М.: Наука, 1978, с. 9—15.
94 Романы о «пассионарных» гуннах см. в сочинениях Л. Н. Гумилева.
95 Кузьмин А. Г. Комментарии. В сб.: Откуда есть пошла Русская земля. М.: Молодая гвардия, 1986, кн. 1, с. 542, 547.
96 См.: Латышев В. В. Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе. Т. 1. СПб., 1893, с. 726.
97 Война с вандалами, кн. 1, II (2-6). См.: Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М.: Наука, 1993, с. 178.
98 Все попытки «разыскать» готские письменные памятники ни к чему не привели. А ведь готы IV-Vbb., христиане, несомненно имели письменность. Дело в том, что искалигерманский язык, но его на территории Римской империи в то время не было…
99 Прокопий Кесарийский. Война с вандалами, кн. 1, IV, 24., с. 187.
100 Клосс Б. Никоновский свод и русские летописи XVI-XVII вв. М.: Наука, 1980, с. 186-187.

Юрий Дмитриевич Петухов ; Нина Ивановна Васильева

В III в до не в земле. Северного. Причерноморья с поволжско-приуральских степей пришли сарматы. Уже в 11-1 вв до не они полностью занимали степи между. Доном и. Днепром, а иногда их поселения достигали нави ить. Южного. Буга и. Дуная. Название"сарматы"происходит от иранского слова -"саоромант", что означает"опоясанный мечом"По легенде, записанной. Геродотом, сарматы происходили от браков скифов с амазонками - бесстрашными женщина-ми-воинами. Сарматские женщины умели ездить верхом не хуже мужчин, владели оружием и вместе с ними ходили в походы. В военном деле сарматы отличались от скифов еще большего ю жестокостью и непреклонностьюфів ще більшою жорстокістю і непохитністю.

. Когда они появляются конными отрядами, никакой другой строй им не может сопротивляться

. Тацит

Основным занятием сарматов было кочевое скотоводство. Они разводили крупный рогатый скот, овец, лошадей. Кроме того, охотились на степных зверей и птиц, ловили рыбу, занимались ремеслами

конце I в н е образовался большой союз племен, возглавляемый сарматским племенем аланов. Конец аланском господству в южноукраинских землях положили в III в германские племена готов, а во второй й половине IV в - гун- гуни.

Готы

В III в свое господство в. Северном. Причерноморье установили германские племена готов, образовав здесь. Готскую государство - гетики. Столицей государства готов было так называемое"Днепрово город", которое находилось п вблизи одного из порогов. Днепра (недалеко от нынешнего с. Башмачка. Запорожской области). Закрепившись в. Северном. Причерноморье, готы начали свою военную экспансию на. Балканы и. Малую. Азию наиболее й мощи и силы политическое объединение готов достигло в середине IV в н е при правлении короля. Германариха (332-375 гг). Под конец правления. Германариха началась неудачная для готов война с племенами а нтив. После смерти готского короля военную спор с антами продолжил его наследник. Винитарий. Именно он в 375 г коварно убил антов князя. Божа с сыновьями и 70 старейшинами. Но уже на следующий года готы были разгромлены кочевыми племенами гуннов, которые поддержали антов в их борьбе против готского государства. После этого сокрушительного поражения гетики как государство быстро упадок. Большая часть населения я перешла в наддунайськи земли, меньше - осталась на территории. Крымского полуостроворії. Кримського півострова.

Гунны

После победы над готами гунны вскоре захватили огромные территории от. Дона до. Дуная. Они разрушили греческие колонии в. Причерноморье, покорили племена готов, аланов, славян. В правление. Аттилы (это ер V в) государство гуннов контролировала огромные пространства от. Рейна до. Волги. И только после поражения в. Каталаунских битве (451 г) гунны наконец были остановлены. Каталаунских поражение подорвала могущество гунс ькои империи. После смерти в 453 г царя. Аттилы его держава распалась, а гунны постепенно рассеялись среди местных народех народів.

. Одеваются они в полотняные рубашки или шкуры, питаются сырым мясом и корнями

. Аммиан. Марцилин

На смену гуннам пришли новые волны тюркских кочевых племен, что, пересекая. Причерноморья, рвались за. Дунай, в богатых европейских стран

Авары и болгары

В VI в в. Северном. Причерноморье появились орды аваров. Они напали на антов, опустошили их земли. Борьба оказалась очень изнурительной, и антский племенной союз распался (602 г)

Еще одну угрозу для славян в это время составляли нападения булгар (болгар). Часть булгар осела на. Каме и. Волге, создав здесь государственное образование (Волжскую. Болгарию), а другая, пройдя через территорию совр ного Украина, осела в восточной части. Балканского полуострова, основав крепкое государство -. Дунайскую. Болгарию. В ее состав вошли земли южных славян, культура которых превышала культуру перемож этиів.

Хазары

Хазары пришли из. Азии и основали большое государство - каганат, которая достигла в VIII в наибольшего могущества. Хазары были воинственным народом, покоривший многие племена: аланов, радимичей, вятичей, полян, с северян форме зависимости покоренных племен была уплата дани. Столицей. Хазарского каганата было м. Итиль на. Нижней. ВолгеВолзі.

Печенеги

конце IX в в южнорусских степях появились новые кочевники - печенеги, основным занятием которых, кроме скотоводства, были грабительские набеги на соседние племена и страны течение 915-1036 гг. Р. Русь воевала с ними 16 раз, не считая мелких стычек 972 г хан. Куря у. Днепровских порогов разбил отряд. Святослава и сделал из княжеского черепа чашу для питтпиття.

В 1036 г жена. Ярослава. Мудрого разгромила под стенами. Киева печенежскую орду и отбросила ее в бескрайние степи

Половцы

Выйдя в IX в с территорий современной. Киргизии и. Казахстана, половцы вытеснили печенегов - сначала из. Приуралья, а в первой половине XI в - и из. Причерноморья. Первый удар половцев на. Русь приходится на 60-е годы XI в. К началу XIII в половцы совершили 46 больших походов на. Руса. Русь.

В разные времена. Русь не только воевала с кочевниками, но и имела с ними мирные отношения и даже торговала. Когда с 60-х гг XI в половцы начали теснить печенегов, то часть из них отошла за. Дунай. С разрешения киевского князя они заняли малозаселенные земли. Поросья и. Южной. Переяславщины. Русичи называли эти тюркские племена по цвету их шапок черными клобукамуками.

Летописи сохранили сведения о полутора десятка русско-половецких брачных союзов. На половчанках, например, были женаты. Олег. Святославич (внук. Ярослава. Мудрого, основатель династии. Ольжича),. Изясла ав. Давидович,. Всеволод. Ольгович,. Юрий. Владимирович (Долгорукий), в. Всеволода и. Святослава. Ольговича половчанках была мать, у. Игоря и. Всеволода. Святославича - и мать, и бабка (отчество).

Кочевые народы оставили заметный след в истории Украины протяжении веков они влияли на развитие украинских земель, на формирование материальной и духовной культуры населения страны. Государственные образования я киммерийцев, скифов, сарматов, готов существовали еще до IV в н н.е.

В таблице подается информация о времени проживания кочевых народов в южнорусских степях и об их государственные образования

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры