Азербайджан. Какая вера у азербайджанцев

Главная / Чувства

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Религия в Азербайджане . Согласно действующей Конституции , Азербайджан является светским государством . В Азербайджанской Республике религия отделена от государства и представлена совокупностью различных религиозных течений и конфессий, распространенных среди этнических групп, населяющих страну и проживающих по всей территории Азербайджана. Большая часть населения Азербайджана исповедует шиитский ислам .

Законодательная база

История религии

Зороастризм

Религиозные конфессии

Ислам

Ислам является основной религией в Азербайджане ; по данным исследовательского центра Pew Research от 2009 года около 99,2 % населения страны составляют мусульмане . Абсолютное большинство населения Азербайджана принадлежит к шиитской ветви ислама (джафаритский мазхаб), меньшинство - к суннитской (в основном ханафитский мазхаб). Приблизительно 85% мусульманского населения Азербайджана являются мусульманами-шиитами и 15% мусульман-суннитов .

Иудаизм

В Азербайджане функционируют три еврейские общины:

  • 1 - община горских евреев, проживающих в основном в Губе (посёлок Красная Слобода) и Баку
  • 2 - община евреев-ашкенази (европейские евреи), с основными местами проживания в Баку и Сумгаите
  • 3 - община грузинских евреев, сосредоточенных в основном в Баку.

Еврейская община является одной из самых активных и влиятельных религиозных общин Азербайджана. В частности, в республике созданы и активно функционируют еврейские агентство «Сохнут», комитеты по защите и сохранению еврейских традиций - «Джойнт » и «Ваад-Л-Хетзола», религиозные школы-иешивы, Культурный центр еврейской общины, женское общество «Ева», благотворительное общество «Хесед-Хершон», молодёжные клубы «Алеф», «Килель», видеоклуб «Мишпаха», учреждены газеты «Аз-Из», «Башня» и «Амишав».

В столице Азербайджана, а также в городах Губа и Огуз , функционируют 6 синагог . Синагога, открытая 9 марта 2003 года в Баку, является одной из крупнейших в Европе. В сентябре 2003 года в Баку была открыта первая еврейская школа.

Христианство

По итогам исследования международной благотворительной христианской организации «Open Doors » за 2013 год, Азербайджан занимает 38 место в списке стран, где чаще всего притесняют права христиан .

Православие

В начале IV века Великая Армения официально приняло христианство в качестве государственной религии. Тогда в этом регионе находились две восточные провинции Армении, Арцах и Утик . С именем внука Григория Просветителя Григориса связано основание первых храмов в Арцахе в середине IV столетия.

Согласно преданию уже в начале I тысячелетия христианство начало распространяется в Кавказской Албании, охватывавший тогда только северо-восточную часть современного Азербайджана. В IV веке была организована Церковь Кавказской Албании , когда албанский царь Урнайр был крещен просветителем Великой Армении Григорием. С начала VIII века Церковь Кавказской Албании окончательно вошла в состав Армянской апостольской церкви .

На данный момент в Азербайджанской Республике функционируют 5 православных храмов , 3 из которых (Кафедральный Собор Святых Жен-Мироносиц , Собор Рождества Пресвятой Богородицы и Михайло-Архангельский храм) находятся в столице Баку .

Католицизм

Католичество в Азербайджане стало распространяться в начале XIV века благодаря усилиям многочисленных миссий францисканцев, доминиканцев, кармелитов и др. В мае 1909 года была заложена основа первого католического храма в Баку - Храма Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Католическая община Баку была официально зарегистрирована в Министерстве юстиции Азербайджана 2 апреля 1999 года. В мае 2002 года в жизни Католической Церкви в Азербайджане произошло знаменательное событие - Баку с официальным визитом посетил Папа Римский Иоанн Павел II. В феврале 2007 года было завершено строительство Храма Пресвятой Девы Марии. В январе 2006 года в Баку приступил к работе орден сестёр Милосердия Матери Терезы Калькуттской, при непосредственной опеке которых в бакинском посёлке Зых начал функционировать приют для бездомных .

Протестантизм

В настоящее время в Азербайджане проживают до 20 тыс. протестантов . Союз баптистов Азербайджана объединяет 22 общины с 3 тыс. членов . Различные пятидесятнические церкви насчитывают до 4,4 тыс. прихожан (2010 год) . При этом, самым крупным пятидесятническим объединением является церковь «Слово жизни » (4 общины, 1,8 тыс. верующих) . По собственным данным Церковь адвентистов седьмого дня в 2014 году насчитывала в стране 5 общин и более 500 членов церкви . В стране также имеются лютеране , евангельские христиане , последователи Новоапостольской церкви и др.

См. также

Напишите отзыв о статье "Религия в Азербайджане"

Примечания

  1. . Pew Research Center (October 2009). .
  2. . Administrative Department of the President of the Republic of Azerbaijan - Presidential Library. . Религия. Управление делами Президента Азербайджанской Республики - Президентская библиотека
  3. (нем.)
  4. Православная энциклопедия. Статья:
  5. (англ.) . The Pew Forum on Religion & Public Life (19 December 2011). Проверено 13 мая 2013. .
  6. (англ.) . Baptist World Alliance (2013). Проверено 15 марта 2014.
  7. Jason Mandryk. Azerbaijan // Operation World: The Definitive Prayer Guide to Every Nation. - InterVarsity Press, 2010. - 978 p. - (Operation World Set). - ISBN 0-8308-5724-9 .
  8. Office of Archives, Statistics, and Research. (англ.) . Adventist World Statistics / General Conference of Seventh-day Adventists (2014). Проверено 28 ноября 2015.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Религия в Азербайджане

У Иогеля были самые веселые балы в Москве. Это говорили матушки, глядя на своих adolescentes, [девушек,] выделывающих свои только что выученные па; это говорили и сами adolescentes и adolescents, [девушки и юноши,] танцовавшие до упаду; эти взрослые девицы и молодые люди, приезжавшие на эти балы с мыслию снизойти до них и находя в них самое лучшее веселье. В этот же год на этих балах сделалось два брака. Две хорошенькие княжны Горчаковы нашли женихов и вышли замуж, и тем еще более пустили в славу эти балы. Особенного на этих балах было то, что не было хозяина и хозяйки: был, как пух летающий, по правилам искусства расшаркивающийся, добродушный Иогель, который принимал билетики за уроки от всех своих гостей; было то, что на эти балы еще езжали только те, кто хотел танцовать и веселиться, как хотят этого 13 ти и 14 ти летние девочки, в первый раз надевающие длинные платья. Все, за редкими исключениями, были или казались хорошенькими: так восторженно они все улыбались и так разгорались их глазки. Иногда танцовывали даже pas de chale лучшие ученицы, из которых лучшая была Наташа, отличавшаяся своею грациозностью; но на этом, последнем бале танцовали только экосезы, англезы и только что входящую в моду мазурку. Зала была взята Иогелем в дом Безухова, и бал очень удался, как говорили все. Много было хорошеньких девочек, и Ростовы барышни были из лучших. Они обе были особенно счастливы и веселы. В этот вечер Соня, гордая предложением Долохова, своим отказом и объяснением с Николаем, кружилась еще дома, не давая девушке дочесать свои косы, и теперь насквозь светилась порывистой радостью.
Наташа, не менее гордая тем, что она в первый раз была в длинном платье, на настоящем бале, была еще счастливее. Обе были в белых, кисейных платьях с розовыми лентами.
Наташа сделалась влюблена с самой той минуты, как она вошла на бал. Она не была влюблена ни в кого в особенности, но влюблена была во всех. В того, на кого она смотрела в ту минуту, как она смотрела, в того она и была влюблена.
– Ах, как хорошо! – всё говорила она, подбегая к Соне.
Николай с Денисовым ходили по залам, ласково и покровительственно оглядывая танцующих.
– Как она мила, к"асавица будет, – сказал Денисов.
– Кто?
– Г"афиня Наташа, – отвечал Денисов.
– И как она танцует, какая г"ация! – помолчав немного, опять сказал он.
– Да про кого ты говоришь?
– Про сест"у п"о твою, – сердито крикнул Денисов.
Ростов усмехнулся.
– Mon cher comte; vous etes l"un de mes meilleurs ecoliers, il faut que vous dansiez, – сказал маленький Иогель, подходя к Николаю. – Voyez combien de jolies demoiselles. [Любезный граф, вы один из лучших моих учеников. Вам надо танцовать. Посмотрите, сколько хорошеньких девушек!] – Он с тою же просьбой обратился и к Денисову, тоже своему бывшему ученику.
– Non, mon cher, je fe"ai tapisse"ie, [Нет, мой милый, я посижу у стенки,] – сказал Денисов. – Разве вы не помните, как дурно я пользовался вашими уроками?
– О нет! – поспешно утешая его, сказал Иогель. – Вы только невнимательны были, а вы имели способности, да, вы имели способности.
Заиграли вновь вводившуюся мазурку; Николай не мог отказать Иогелю и пригласил Соню. Денисов подсел к старушкам и облокотившись на саблю, притопывая такт, что то весело рассказывал и смешил старых дам, поглядывая на танцующую молодежь. Иогель в первой паре танцовал с Наташей, своей гордостью и лучшей ученицей. Мягко, нежно перебирая своими ножками в башмачках, Иогель первым полетел по зале с робевшей, но старательно выделывающей па Наташей. Денисов не спускал с нее глаз и пристукивал саблей такт, с таким видом, который ясно говорил, что он сам не танцует только от того, что не хочет, а не от того, что не может. В середине фигуры он подозвал к себе проходившего мимо Ростова.
– Это совсем не то, – сказал он. – Разве это польская мазу"ка? А отлично танцует. – Зная, что Денисов и в Польше даже славился своим мастерством плясать польскую мазурку, Николай подбежал к Наташе:
– Поди, выбери Денисова. Вот танцует! Чудо! – сказал он.
Когда пришел опять черед Наташе, она встала и быстро перебирая своими с бантиками башмачками, робея, одна пробежала через залу к углу, где сидел Денисов. Она видела, что все смотрят на нее и ждут. Николай видел, что Денисов и Наташа улыбаясь спорили, и что Денисов отказывался, но радостно улыбался. Он подбежал.
– Пожалуйста, Василий Дмитрич, – говорила Наташа, – пойдемте, пожалуйста.
– Да, что, увольте, г"афиня, – говорил Денисов.
– Ну, полно, Вася, – сказал Николай.
– Точно кота Ваську угова"ивают, – шутя сказал Денисов.
– Целый вечер вам буду петь, – сказала Наташа.
– Волшебница всё со мной сделает! – сказал Денисов и отстегнул саблю. Он вышел из за стульев, крепко взял за руку свою даму, приподнял голову и отставил ногу, ожидая такта. Только на коне и в мазурке не видно было маленького роста Денисова, и он представлялся тем самым молодцом, каким он сам себя чувствовал. Выждав такт, он с боку, победоносно и шутливо, взглянул на свою даму, неожиданно пристукнул одной ногой и, как мячик, упруго отскочил от пола и полетел вдоль по кругу, увлекая за собой свою даму. Он не слышно летел половину залы на одной ноге, и, казалось, не видел стоявших перед ним стульев и прямо несся на них; но вдруг, прищелкнув шпорами и расставив ноги, останавливался на каблуках, стоял так секунду, с грохотом шпор стучал на одном месте ногами, быстро вертелся и, левой ногой подщелкивая правую, опять летел по кругу. Наташа угадывала то, что он намерен был сделать, и, сама не зная как, следила за ним – отдаваясь ему. То он кружил ее, то на правой, то на левой руке, то падая на колена, обводил ее вокруг себя, и опять вскакивал и пускался вперед с такой стремительностью, как будто он намерен был, не переводя духа, перебежать через все комнаты; то вдруг опять останавливался и делал опять новое и неожиданное колено. Когда он, бойко закружив даму перед ее местом, щелкнул шпорой, кланяясь перед ней, Наташа даже не присела ему. Она с недоуменьем уставила на него глаза, улыбаясь, как будто не узнавая его. – Что ж это такое? – проговорила она.
Несмотря на то, что Иогель не признавал эту мазурку настоящей, все были восхищены мастерством Денисова, беспрестанно стали выбирать его, и старики, улыбаясь, стали разговаривать про Польшу и про доброе старое время. Денисов, раскрасневшись от мазурки и отираясь платком, подсел к Наташе и весь бал не отходил от нее.

Два дня после этого, Ростов не видал Долохова у своих и не заставал его дома; на третий день он получил от него записку. «Так как я в доме у вас бывать более не намерен по известным тебе причинам и еду в армию, то нынче вечером я даю моим приятелям прощальную пирушку – приезжай в английскую гостинницу». Ростов в 10 м часу, из театра, где он был вместе с своими и Денисовым, приехал в назначенный день в английскую гостинницу. Его тотчас же провели в лучшее помещение гостинницы, занятое на эту ночь Долоховым. Человек двадцать толпилось около стола, перед которым между двумя свечами сидел Долохов. На столе лежало золото и ассигнации, и Долохов метал банк. После предложения и отказа Сони, Николай еще не видался с ним и испытывал замешательство при мысли о том, как они свидятся.
Светлый холодный взгляд Долохова встретил Ростова еще у двери, как будто он давно ждал его.
– Давно не видались, – сказал он, – спасибо, что приехал. Вот только домечу, и явится Илюшка с хором.
– Я к тебе заезжал, – сказал Ростов, краснея.
Долохов не отвечал ему. – Можешь поставить, – сказал он.
Ростов вспомнил в эту минуту странный разговор, который он имел раз с Долоховым. – «Играть на счастие могут только дураки», сказал тогда Долохов.
– Или ты боишься со мной играть? – сказал теперь Долохов, как будто угадав мысль Ростова, и улыбнулся. Из за улыбки его Ростов увидал в нем то настроение духа, которое было у него во время обеда в клубе и вообще в те времена, когда, как бы соскучившись ежедневной жизнью, Долохов чувствовал необходимость каким нибудь странным, большей частью жестоким, поступком выходить из нее.
Ростову стало неловко; он искал и не находил в уме своем шутки, которая ответила бы на слова Долохова. Но прежде, чем он успел это сделать, Долохов, глядя прямо в лицо Ростову, медленно и с расстановкой, так, что все могли слышать, сказал ему:
– А помнишь, мы говорили с тобой про игру… дурак, кто на счастье хочет играть; играть надо наверное, а я хочу попробовать.
«Попробовать на счастие, или наверное?» подумал Ростов.
– Да и лучше не играй, – прибавил он, и треснув разорванной колодой, прибавил: – Банк, господа!
Придвинув вперед деньги, Долохов приготовился метать. Ростов сел подле него и сначала не играл. Долохов взглядывал на него.
– Что ж не играешь? – сказал Долохов. И странно, Николай почувствовал необходимость взять карту, поставить на нее незначительный куш и начать игру.
– Со мной денег нет, – сказал Ростов.
– Поверю!
Ростов поставил 5 рублей на карту и проиграл, поставил еще и опять проиграл. Долохов убил, т. е. выиграл десять карт сряду у Ростова.
– Господа, – сказал он, прометав несколько времени, – прошу класть деньги на карты, а то я могу спутаться в счетах.
Один из игроков сказал, что, он надеется, ему можно поверить.
– Поверить можно, но боюсь спутаться; прошу класть деньги на карты, – отвечал Долохов. – Ты не стесняйся, мы с тобой сочтемся, – прибавил он Ростову.
Игра продолжалась: лакей, не переставая, разносил шампанское.
Все карты Ростова бились, и на него было написано до 800 т рублей. Он надписал было над одной картой 800 т рублей, но в то время, как ему подавали шампанское, он раздумал и написал опять обыкновенный куш, двадцать рублей.
– Оставь, – сказал Долохов, хотя он, казалось, и не смотрел на Ростова, – скорее отыграешься. Другим даю, а тебе бью. Или ты меня боишься? – повторил он.
Ростов повиновался, оставил написанные 800 и поставил семерку червей с оторванным уголком, которую он поднял с земли. Он хорошо ее после помнил. Он поставил семерку червей, надписав над ней отломанным мелком 800, круглыми, прямыми цифрами; выпил поданный стакан согревшегося шампанского, улыбнулся на слова Долохова, и с замиранием сердца ожидая семерки, стал смотреть на руки Долохова, державшего колоду. Выигрыш или проигрыш этой семерки червей означал многое для Ростова. В Воскресенье на прошлой неделе граф Илья Андреич дал своему сыну 2 000 рублей, и он, никогда не любивший говорить о денежных затруднениях, сказал ему, что деньги эти были последние до мая, и что потому он просил сына быть на этот раз поэкономнее. Николай сказал, что ему и это слишком много, и что он дает честное слово не брать больше денег до весны. Теперь из этих денег оставалось 1 200 рублей. Стало быть, семерка червей означала не только проигрыш 1 600 рублей, но и необходимость изменения данному слову. Он с замиранием сердца смотрел на руки Долохова и думал: «Ну, скорей, дай мне эту карту, и я беру фуражку, уезжаю домой ужинать с Денисовым, Наташей и Соней, и уж верно никогда в руках моих не будет карты». В эту минуту домашняя жизнь его, шуточки с Петей, разговоры с Соней, дуэты с Наташей, пикет с отцом и даже спокойная постель в Поварском доме, с такою силою, ясностью и прелестью представились ему, как будто всё это было давно прошедшее, потерянное и неоцененное счастье. Он не мог допустить, чтобы глупая случайность, заставив семерку лечь прежде на право, чем на лево, могла бы лишить его всего этого вновь понятого, вновь освещенного счастья и повергнуть его в пучину еще неиспытанного и неопределенного несчастия. Это не могло быть, но он всё таки ожидал с замиранием движения рук Долохова. Ширококостые, красноватые руки эти с волосами, видневшимися из под рубашки, положили колоду карт, и взялись за подаваемый стакан и трубку.

В мусульманском мире Республика Азербайджан считается первым демократическим светским государством, независимость друг от друга таких институтов, и государство. Но это вовсе не , что вопросы вероисповедания здесь менее важны, чем какие-либо другие. Религия в Азербайджане не едина для всех, она представлена совокупностью различных течений и разновидностей конфессий. Все же большая часть населения страны исповедует шиитский ислам. Это направление ислама также получило широкое распространение в Иране, Ираке, Ливане, Бахрейне.

Свобода веры

Азербайджан придерживается свободы вероисповедования и выбора веры, о чем записано в 1 статье 1 главы Закона Азербайджанской Республики. По Конституции Азербайджана, никто не вправе пропагандировать ту или иную религию или унижать права и достоинство исповедующих иную религию, а религиозные институты не должны влиять на образование. Согласно все той же Конституции, гражданин имеет право вовсе не исповедовать какую-либо религию, а также выражать свои убеждения по поводу веры и исповедовать любую религию вместе с другими верующими.

Очень давно на территории Азербайджана был распространен зороастризм. Эта древнейшая религия оставалась доминирующей там как минимум тысячу лет. Существует версия, что названия Азербайджан этим государством связано именно с поклонением зороастризму. И сегодня зороастризм оказывает определенное влияние на религиозную жизнь верующих Азербайджана. Так, празднование одного из главных событий Новруз Байрамы (астрономический новый год) берет свои корни в зороастризме.

Конфессии

Главным религиозным течением в Азербайджане, конечно, является ислам: его придерживаются около 99 % жителей страны, большинство из которых – шииты. Сунниты также есть, но их меньшинство. На территории страны действуют около 1800 мечетей. Наряду с исламом исповедуют в государстве и иудаизм.

Одна из главных религиозных общин в Азербайджанской Республике – еврейская община. В столице Баку и других городах находятся 6 синагог, одна из которых, построенная недавно, является крупнейшей в Европе.

Распространены и 3 : католицизм, и протестантизм. В городе Альбане (ныне Баку), по преданию, принял смерть за Христа апостол Варфоломей. Случилось это около Девичьей башни, куда христиане и сейчас приезжают, чтобы поклониться этому памятному и святому месту.

URL copied to clipboard

Читать еще!

Отправить

Было несколько удивительно видеть, как Ильхам Алиев меняет в апреле свой обычный костюм с галстуком на белые одежды для паломничества в Мекку. Ведь президент богатого энергоресурсами Азербайджана – дитя советской эпохи. Самого Алиева и его гламурную жену и дочерей редко можно увидеть соблюдающими религиозные традиции, тем более посещающими Мекку, чтобы увидеть Каабу, главную святыню ислама.

Визиту правящей семьи в Мекку предшествовало открытие мечети Гейдара в азербайджанской столице Баку в декабре 2014 года, однако эта мечеть остается закрытой для обычных посетителей. Неожиданный интерес президента к религии вызывает целый ряд вопросов.

Означает ли он, что в этой стране, где религия подавлялась на протяжении семидесяти лет, ислам превращается в нечто большее, чем просто символ этнической принадлежности? Или, как во многих других странах, ислам становится еще одним инструментом консолидации власти и привлечения на свою сторону более религиозных слоев общества? Есть также и третья теория: что правительство предпринимает усилия по созданию своей собственной национальной версии ислама.

Апрель 2015: Ильхам Алиев посещает Каабу в Мекке. Фотография: www.president.az.В любом случае религиозные чувства в Азербайджане, несомненно, находятся на подъеме. Мусульмане Азербайджана принадлежат к разным течениям внутри ислама. Примерно 85 процентов – шииты, 15 процентов – сунниты, при этом значительная часть жителей страны просто обозначают себя словом «мусульмане» и соблюдают ограниченный набор религиозных правил. Сложная экономическая ситуация, хроническая коррупция и отсутствие других идеологических альтернатив – всё это заставляет азербайджанцев обращаться к религии как единственному источнику надежду…

Правительство пока не нашло открытого и прозрачного способа отвечать на религиозные чаяния граждан, что побуждает некоторых людей занимать в маргинальные ниши и даже уходить в подполье. Многое зависит от того, какой путь в итоге выберет правительство Алиева.

Нетрадиционная традиция ислама в Азербайджане

Ислам обрел массовую популярность в Азербайджане только после распада Советского Союза. Экономические трудности и гуманитарные проблемы побудили людей искать альтернативные варианты заполнения ощущаемого ими вакуума. Религия дала возможность восстановить связь с исламскими корнями страны, которые осуждались при советской власти.

Эльдар Мамедов уже много лет наблюдает за развитием азербайджанского общества и в настоящее время занимает пост политического советника при Европейском парламенте. Он описывает возросшую роль ислама вскоре после распада СССР как результат проектов по национальному строительству и объясняет это следующий образом: «Национализм был движущей силой беспрецедентной политической мобилизации в конце 1980-х – начале 1990-х годов, но за пределами элит он не затрагивал такие глубинные струны, как религия. Затем национализм был серьезно дискредитирован в 1992 году, когда Народный фронт предпринял неудачную попытку руководства страной, и ислам заполнил образовавшийся вакуум».

Люди ищут смысл, выходящий за рамки культа лидеров, предложенного режимом Алиева, и этот поиск выражается в религии.

В отличие от многих других стран с преимущественно мусульманским населением в Азербайджане восстановление связи с исламскими корнями не имело экстремистских коннотаций. «Люди идеализировали не ислам предков, а ислам как таковой, – добавляет Мамедов, – очищенную версию ислама, свободную от местных обычаев и предрассудков».

В 1992 году правительство, сформированное только что победившим на выборах Народным фронтом, и лидер партии Абульфаз Эльчибей недооценили силу религиозных устремлений и объявили страну светским государством, несмотря на то, что большинство населения составляют мусульмане.

Эльчибей стал первым демократически избранным президентом посткоммунистического Азербайджана и принес с собой светскую националистическую идеологию, заимствованную у Турции, но страна всё еще ощущала идеологический вакуум, образовавшийся после распада Советского Союза.

И хотя вдохновленный турецким примером светский национализм продвигался партией власти, он был далеко не единственной идеологией, которую проповедовали в молодой республике. На Азербайджан большое влияние оказывали его южный сосед Иран и арабские государства, что во многом объясняется религиозным наследием и исторически сложившимися связями.

Учитывая, что правительством страны не были предложены альтернативные нарративы, которые бы конкурировали с глубоко укоренившейся советской идеологией, то возможность представилась идеальная. Единственным мощным нарративом позднее стал «культ личности», внедренный третьим президентом Гейдаром Алиевым и позднее расширенный его сыном и нынешним президентом Ильхамом Алиевым.

Мамедов считает, что режиму Алиева удалось предложить народу лишь свою собственную форму культа – культ лидера, а нефть подпитывала консьюмеризм и культурный элитизм. «Люди ищут смысл, выходящий за рамки всех этих лозунгов о «стабильности, независимости и прогрессе», статуй, парков и музеев имени Гейдара Алиева. [Этот поиск] выражается в религии».

К середине и концу 1990-х годов Азербайджан оказался разделен между различными направлениями ислама. Умеренные шииты столкнулись с радикальными шиитскими группами, которые отказывались признать юрисдикцию государства в религиозных делах. Появились салафитские и радикальные ваххабитские группы, а община, придерживающаяся классических суннитских традиций, оказалась под сильным влиянием Турции.

До 1990-х годов салафизм не был известен в Азербайджане. Ваххабизм, крайне антишиитское направление религиозной мысли и радикальное крыло салафитского ислама, стало популярным в северных регионах страны, особенно среди суннитского лезгинского меньшинства, но также и в столице страны. Более умеренные салафиты часто собирались в мечети Абу Бакр в Баку, чтобы послушать выступления имама Гамета Сулейманова, порицавшего бедность, коррупцию и социальную несправедливость.

Тем не менее, правительство Азербайджана всегда видела угрозу в этом течении ислама. Непропорционально жесткие методы работы государства – полицейские рейды на главную мечеть, принудительное публичное бритье бород и многое другое – заставили последователей этой религиозной группы уйти в подполье. Однако за пределами Баку их дела обстоят лучше. В ходе своей недавней поездки по разным частям Азербайджана профессор теологии и эксперт по исламу Алтай Гоюшов отмечал, что последователи салафизма закрепились и весьма активны в регионах.

В начале 1990-х годов появилось много иранских инициатив. Иран финансировал религиозные школы и направлял миссионеров в южную часть Азербайджана. К концу 1990-х многие иранские муллы были высланы по приказу покойного президента Гейдара Алиева, а деятельность большинства медресе (религиозных школы) была запрещена.

Однако Иран продолжил оказывать влияние на религию в стране через азербайджанских мулл, прошедших обучение в Иране. Эти муллы, такие как Талех Багирзаде или Ильгар Ибрагимоглу, проявляли симпатии к иранскому теократическому режиму.

Теолог Ильгар Ибрагимоглу объединил вокруг себя другого рода мусульманскую группу – проиранских шиитов. Ибрагимоглу совместил исламские ценности с демократической риторикой, что сделало его крайне популярным среди образованной молодежи. Сам Ибрагимоглу прошел обучение в Коме, священном городе шиитов, и изучал права человека в Польше.

Талех Багирзаде, другой харизматичный имам, собирал толпы слушателей своими яростными проповедями, жестко критикуя правительство Азербайджана. После одной такой проповеди в 2013 году Багирзаде оказался в тюрьме, получив двухлетний срок по обвинению в хранении наркотиков. Его недавно освоодили, но уже дважды снова допрашивали. В ходе своего последнего визита в местный полицейский участок пределами Баку, он выяснил, что кто-то предупредил полицию о его присутствии, обвинив в том, что он якобы приехал в город для выступления с антиправительственной проповедью.

На сегодняшний день значительная часть юга страны придерживается иранской версии шиитского ислама. Его основным оплотом является село Нардаран недалеко от Баку. Здесь практически нельзя встретить женщину без хиджаба. Стены покрыты радикальными плакатами и лозунгами на арабском языке, гласящими: «Мусульмане должны стать солдатами ислама и защищать ислам» и «Красная смерть лучше черной жизни. Аллах Акбар!»

Протурецкое суннитское присутствие в Азербайджане проявляется в двух формах: через турецкое Управление по делам религий и компанию «Чаг Огретим», которая связана с проживающим в США священнослужителем по имени Фетхуллах Гюлен. Первая организация финансировала строительство нескольких мечетей (все к настоящему моменту уже закрыты), а вторая финансировала и руководила деятельностью сети школ, одного университета и факультета теологии в Бакинском государственном университете. В общей сложности одиннадцать школ, один университет (Кавказский университет в Баку) и 13 университетских подготовительных центров были созданы компанией «Чаг Огретим» после получения Азербайджаном независимости.

Июль 2015: люди празднуют Курбан-байрам в мечети "Фатима-Захра", г. Баку. (c) Famil Mahmudbeyli / Demotix.Однако ситуация изменилась в 2013 году. Все учебные заведения «Чаг Огретим» за исключением университета были переданы Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) и переименованы в Бакинский международный учебный центр. И хотя представители ГНКАР не комментировали решение взять на себя управление этими школами, обозреватели связали его с ухудшением отношений между тогдашним премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и Гюленом.

После протестов в парке Гези Эрдоган, теперь занимающий пост президента Турции, обвинил движение Гюлена в создании «параллельного государства» с целью свержения правительства Партии справедливости и развития. В ходе встречи с членами своей партии в апреле прошлого года Эрдоган упомянул о списке предполагаемых сторонников Гюлена в Азербайджане и попросил азербайджанские власти внимательно его изучать. В результате проправительственные средства массовой информации раскритиковали некоторых чиновников за связи с новым врагом Эрдогана, который «проник» в азербайджанские государственные институты.

Правительство продолжает осуществлять контроль за радикальными религиозными группами. Управление мусульман Кавказа, правительственная организация по работе с религиозными группами, является близким союзником правящей элиты, и его лидер Шейх Аллахшукюр Пашазаде известен своей поддержкой правительства. Правительству Азербайджана также удалось купить лояльность других шиитских священнослужителей, таких как Ибрагимоглу, причем этот феномен наблюдается с 2009 года.

Алтай Гоюшов говорит, что правительство заключило выгодную для себя сделку: «Это тщательно продуманная политика. С одной стороны, правительство покупает лояльность шиитских священнослужителей, помогая им расширять базу сторонников, а с другой, использует их образ для запугивания местного светского большинства, а также международной аудитории при помощи [растущего беспокойства относительно] исламизации». Гоюшов приходит к выводу, что правительство стремится подавать себя как единственного реального защитника светских ценностей.

«Правительство стремится подавать себя как единственного реального защитника светских ценностей».

В то же время продолжается подавление активного гражданского общества в Азербайджане и светской демократической оппозиции, происходят аресты известных критиков правительства, в последние два года было несколько приговоров против видных журналистов.

Всё это говорит о том, что правительство испытывает страх перед демократической оппозицией. «Для этого правительства демократия – главный враг, и оно задействует любого, кто может помочь в борьбе со светским демократическим гражданским обществом», – говорит Гоюшов. Этим также объясняется официальная и неофициальная правительственная поддержка активных религиозных групп.

Приезд в Баку высокопоставленного иранского священнослужителя Аятоллы Хусейна Нури Хамадани в августе этого года и его встречи с шиитскими религиозными лидерами и их последователями является частью игры и сигналом Западу. Даже американского замминистра не приглашают в Азербайджан, при этом азербайджанские политики находят время для встреч с иранскими священнослужителями.

Сохраняется сопротивление влиянию религии

В Баку в изобилии присутствуют признаки светской жизни. Бурная ночная жизнь столицы славится вечеринками и этим не отличается от других городов мира. Дорогие клубы, бары и рестораны открыты до самого утра, жители страны производят и пьют традиционную тутовую водку и даже едят свинину.

Религию не преподают в школах, а духовная литература находится под строгим контролем. Распространение не получивших официального одобрения религиозных материалов карается крупными штрафами. Все мечети страны, а их около двух тысяч, должны регистрироваться в местных органах власти. 6 октября парламент страны принял новую поправку к закону «О средствах массовой информации». Теперь до публикации любой вид религиозной литературы должен получить одобрение соответствующего органа исполнительной власти. С 2009 года все религиозные группы должны регистрироваться в органах власти, а религиозные деятели должны заново получать разрешительные документы.

Выступления в поддержку ношения женщинами хиджаба в школах и университетах, в которых в 2013 году приняли участие консервативные мусульмане, не принесли результата. Споры вокруг хиджаба происходят постоянно, ящик Пандоры каждый раз снова открывается с началом учебного года в азербайджанских школах. В этом году Управление мусульман получило порядка ста жалоб. И хотя удалось убедить некоторых директоров школ разрешить ученицам носить хиджаб в классе, в большинстве случаев девочкам приходится выбирать между образованием и религией.

Тем не менее, по словам теолога и бывшего политического заключенного Талеха Багирзаде, нельзя даже говорить о формировании исламского правительства в Азербайджане, у этой идеи нет перспектив.

Эльдар Мамедов согласен: «Я думаю, Багирзаде прав в том смысле, что в Азербайджане не созрели условия для формирования того, что можно было бы назвать «исламским правительством». Для работы такого правительства нужны религиозные юристы, хорошо разбирающиеся в вопросах исламского права. Или же нужна возвышающаяся над другими харизматичная и эрудированная личность, способная навязать свои взгляды остальным, как покойный Аятолла Хомейни, основатель Исламской Республики Иран. Я не вижу, чтобы нечто подобное могло в ближайшем будущем появиться в Азербайджане. Кроме того, в Азербайджане довольна сильна светская традиция, а иранская система правления здесь непопулярна, если не считать маргинальные группы».

Алтай Гоюшов также говорит, что «азербайджанцы среди всех мусульманских наций наименее серьезно относятся к религиозным церемониям и посту. Баку по-прежнему остается самым светским местом в мусульманском мире, несмотря на то, что количество практикующих мусульман растет».

Ясно одно: за последние двадцать лет с прихода к власти клана Алиевых Баку выработал эффективные методы, которые позволяют держать под контролем всех игроков: активистов, НКО, СМИ, оппозицию и религиозные группы. За исключением официальных лиц и родственников правящего клана Алиевых, ни одна из этих групп не является автономной и полностью жизнеспособной. Опубликованный в 2010 году отчет Международной кризисной группы описывает политику режима как целенаправленное продвижение безнаказанности, насаждение самоцензуры в обществе и затруднение коллективных действий. Позиция правительства по отношению к религиозным группам часто преувеличивается с целью привлечения поддержки Запада и маскировки недемократических тенденций в стране.

Чем дольше правительство Азербайджана будет избегать приведения в порядок ситуации с демократией и правами человека, тем больше людей будут обращаться к религии, и это не зависит от числа новых мечетей (особенно если они будут оставаться закрытыми для широкой публики) и президентских визитов в Мекку. Гоюшов с данным тезисом согласен и заключает, что «это становится совсем другой проблемой, если вы видите, что люди берут на вооружение радикальные взгляды из-за беззакония, несправедливости, бедности, безудержной коррупции, развалившейся системы образования и экономической политики правящей элиты».

Общая численность населения составляет 93,4 процента мусульман. В 1980 году Ислам стал ведущей религией. С падением советского режима в Азербайджане начался период исламского возрождения. Большинство мусульман Азербайджана составляют приверженцы джафаритской школы (мазхаба) в шиизме.

Около 70% всех мусульман страны – шииты, 30% – сунниты. В Азербайджане имеются также православная и иудейская общины. В духовной истории азербайджанского народа можно выделить, начиная с незапамятных времен, ряд этапов: языческий (следы запечатлены в наскальных изображениях), зороастрийский (образцы устного народного творчества в текстах Авесты, культовые сооружения огнепоклонников, элементы быта, празднества), агвано(албано)-христианский (сохранившиеся и поныне агванские церкви, поэма Давдака На смерть великого государя Джеваншира), мусульманский (с принятием ислама в 7-8 веках).

Среди религиозных праздников Азербайджана особо следует отметить Курбан Байрам (праздник жертвоприношения), Рамазан Байрам (праздник после поста), Новруз Байрам. Новруз – это праздник обновления природы и плодородия. Он отмечается в Азербайджане с древних времён, когда население исповедовало зороастризм.

Религиозные праздники в Азербайджане являются нерабочими днями и длятся по несколько дней. Новруз официально празднуется с 21 по 24 марта.

Смерть и жизнь после смерти

В настоящее время люди все чаще следуют исламской традиции, в связи с отсутствием организованного религиозного образования убеждения людей о загробной жизни не ясны до сих пор.

Существует идея рая и ада, которые являются очевидным концом для людей, которые умирают. Плохие попадают в ад, хорошие - в рай. После смерти, первые и последующие четыре четверга, а также третий, седьмой и сороковой дни и первый год после смерти являются особенными днями по усопшему.

В Азербайджанской Республике осуществляют свою деятельность различные религиозные конфессии, среди которых Ислам занимает главенствующие положение. Более 95 процентов населения Республики исповедуют исламскую религию.

В 48-й статье Конституции Азербайджанской Республики указано, что каждый гражданин обладает правом свободы совести. В пунктах 1 и 3 статьи 18 Конституции Азербайджанской Республики говорится, что в Азербайджанской Республике религия отделена от государства, все вероисповедания равны перед законом, запрещены распространение и агитация религий, унижающих человеческое достоинство и противоречащих принципам человечности.

Закон Азербайджанской Республики «О свободе вероисповедания» обеспечивает право каждого человека определять и выражать своё отношение к религии, а также осуществлять это право. Особенности исторического развития Азербайджана, его географическое положение, этнический состав населения обусловили существование здесь различных религий. В отдельные периоды в стране смогли, в той или иной степени, распространиться идолопоклонничество, зороастризм, иудаизм, христианство, ислам и ряд других религий, которые взаимно влияли друг на друга. В настоящее время на территории Азербайджанской Республики зарегистрировано 510 религиозных общин, 32 из которых являются религиозными не исламскими общинами.

Традиционные конфессии

Ортодоксальная конфессия

В 1991-м году, здание собора Жен Мироносец (построенное в 1907-м году Хаджи Зейналабдином Тагиевым), было передано Русской Православной церкви. В мае 2001-го года Алексий II - Патриарх Всея Руси, находившийся с визитом в Азербайджане, присвоил этому храму статус главного кафедрального собора. В настоящее время в Баку действуют три, в Гяндже и Хачмазе по одной Русской Православной церкви.

Римско - католическая конфессия

В 1999-м году в Азербайджане была зарегистрирована католическая община. В 2000-м году, для выполнения Богослужений данной общине было выделено собственное здание, которое было превращено в церковь. Согласно соглашению между Азербайджанским правительством и Ватиканом, в 2007-м году в Баку было завершено строительство Римской Католической церкви. В мае 2002-го года, глава Римской Католической церкви Иоанн Павел II посетил Баку и провел встречи с официальными лицами государства и с представителями общественности. В апреле 2003-го года Вселенский Патриарх Варфоломей II прибыл с официальным визитом в Азербайджан. В ходе визита Патриарх провел встречи с официальными лицами государства, религиозными деятелями, с руководителями мусульманских, христианских и еврейских религиозных общин, а также был принят Президентом Азербайджанской Республики Гейдаром Алиевым. В 2003-м году государством была зарегистрирована Албано-Удинская религиозная община. Албанская церковь, построенная в селе Киш города Шеки, считающаяся одним из древнейших храмов, как на Кавказе, так и во всем мире, в 2003-м году была полностью восстановлена и открыта для посещения прихожанами. В мае 2006-м года состоялась церемония открытия Албано-Удинской церкви Чотари, построенной на месте старинной албанской церкви Святого Елисея, в селе Нидж Габалинского района.

Протестантское течение

Евангелическо-Лютеранская церковь.

Евангелическо-христианская Баптистская община.

Адвентисты седьмого дня.

Религиозная община Церкви Пятидесятников «Звезда на востоке»

Религиозная община Молоканских духовных христиан.

Албано-Удинская религиозная христианская община.

Евреи

Религиозная община Европейских евреев.

Религиозные общины горских евреев «Ашкенази» - сефарды.

Религиозные общины грузинских евреев.

Евреи поселились в Азербайджане более 2500 лет тому назад и никогда не подвергались религиозной нетерпимости и дискриминации в нашей стране. В настоящее время, 7 религиозных еврейских общин прошли государственную регистрацию. В городе Баку действуют 3 синагоги и по одной в Огузе и Губе. В марте 2003-го года в Баку сдана в эксплуатацию новая еврейская синагога. В сентябре 2003-го года в Баку было открыта первая еврейская средняя общеобразовательная школа, при финансовой поддержке Международного Фонда «Ор Авнер Хабад - Любавич». Также в соответствии с постановлением Кабинета Министров Азербайджанской Республики № 222, от 5-го октября 2006-го года, школа № 1, расположенная в поселке Красный Губинского района, была названа в честь Исаака Абрамовича Ханукова. Высокая степень толерантности, а также отсутствие в стране какой-либо дискриминации по отношению к евреям, было отмечено

делегацией Конференции Президентов главных еврейских организаций Америки, находившейся с официальном визитом в Азербайджане с 9-го по 14-е февраля 2006-го года. В состав делегации входили – заместитель председателя организации М. Хонлайн, Президент Евро-Азиатского еврейского конгресса А. Махкевич и другие лица.

Нетрадиционные религии и секты

Свидетели Иеговы.

Церковь Восхваления Нехемия.

Животворящая благодать.

Международное общество Сознания Кришны

Новоапостольская церковь бахаи.

Община Евангельских христиан.

Существующие в Азербайджане религиозные центры и ведомства, поддерживают деловые связи и контакты с соответствующими центрами в зарубежных странах, активно участвуют в религиозных международных мероприятиях. Так между Управлениями Мусульман Кавказа и Международной Организацией Исламской Конференции, а также между религиозными организациями зарубежных мусульманских и не мусульманских стран, существуют тесные связи.

Епископство Русских православных Церквей, помимо руководства христианскими православными церквами в Прикаспийском регионе, широко сотрудничает с религиозными центрами, как внутри страны, так и за ее пределами.

Еврейские общины Азербайджана поддерживают тесные связи с такими международными организациями, как «Сохнут», «Агудит Израиль», и «Тшува Израиль», а также с Европейскими общинами США, Англии и других стран.

На территории Республики функционируют христианские и еврейские учебные заведения, в частности воскресные школы при православных церквях, Библейские курсы евангелическо-христианских протестантских общин, Библейский институт общины «Животворящая благодать», курсы обучения иврита, иудаизма и еврейской культуры.

Азербайджанская Республика является многонациональным и многоязычным государством, национальная политика которого построена на принципах совместного существования и терпимости друг к другу разных народов, этнических групп и религиозных меньшинств.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры