Библиотека и семья мероприятия в библиотеке. Международный день семьи в библиотеках

Главная / Чувства
Семейное чтение. Зачем?

Чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно и воспитывает у детей потребность читать самостоятельно. Желание возродить традиции семейного чтения возникло в обществе не случайно. Так, если в 1970-е годы детям регулярно читали в 80% российских семей, сегодня только в 7%. Культа книги в семье уже нет и в странах Европы. Для решения этой проблемы в Европе создаются Фонды общественных инициатив «Германия читает вслух», «Польша читает вслух», в России эту роль взяли на себя библиотеки.

Мнение о семейном чтении и чтении вслух высказывает в своей статье «Семейное чтение. Зачем?» Степичева Т.В., преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств: «В вашей семье есть семейное чтение? Да, скажете вы, мы читаем ребенку сказки на ночь, а иногда он просит почитать вслух любимую книжку. Но проходит время, и оказывается, что чтение вслух сродни завязыванию шнурков на ботинках: пока ребенок мал и не справляется сам, вы делаете это за него. Постепенно он овладевает навыками (чтения или завязывания шнурков), вы контролируете его еще какое-то время, а затем облегченно вздыхаете и благополучно отпускаете дитя в «самостоятельное плавание». «Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, не надо бабушку просить: «Прочти, пожалуйста, прочти».

Семейное чтение - это деятельность и, как любая деятельность, требует ответа на вопрос «зачем?». Зачем нам с вами нужно (если нужно), чтобы чадо оторвалось от телевизора и слушало ваше чтение? Зачем нам нужно, чтобы эта книга была непременно озвучена вслух? Зачем нам в век телевидения и компьютерной техники потребовалось воскрешать давно забытую и устаревшую традицию, для которой нет ни времени, ни условий, и которая требует сознательных и немалых усилий?

Есть достаточно рекомендаций, как приохотить ребенка к чтению, как и что читать вслух. Но следует прежде определиться - зачем? Чем привлекательна эта традиция, если за десять лет, которые прошли с момента начала массовой работы библиотек в этом направлении, несмотря на отсутствие явных результатов и единой линии, не пропало желание возрождать семейное чтение?

Один из напрашивающихся ответов - дети стали меньше читать, а это один из способов приохотить ребенка к чтению.

А ведь само по себе чтение вслух - занятие непростое, требующее творческого подхода. И в этом начало разгадки секрета его привлекательности.

Продолжим аналогию с просмотром телепрограмм, ведь именно телевизор вместе с компьютером и Интернетом являются главными соперниками чтения. Что есть в чтении вслух того, что не дает телевизор? В первую очередь - возможность творчества и выбора. Вы сами выбираете книгу для чтения вслух. Да, программу для просмотра тоже, но сравните - мировая художественная литература и программа передач на сегодня - возможности для выбора несопоставимы.

А ведь вы выбираете не только книгу, но и манеру чтения, его темп и тембр голоса, степень драматизации, театральности, кульминационные моменты для остановки. Вместе с автором книги вы творите ее содержание для тех, кто слушает вас, и это действо неповторимо, как театральный спектакль, оно волнует и захватывает вас и ваших слушателей. Это театр одного актера, в котором только от вас зависит, что останется в памяти и в душах ваших зрителей и слушателей, ваших домашних.

Они тоже не пассивные потребители, как в случае с телевидением. Их сочувствие, сопереживание, блеск глаз или затаенное дыхание - источник вашего вдохновения. И возможность поговорить, поспорить, обсудить, поплакать или посмеяться вместе, и возможность увидеть друг друга по-новому - все это дарите вашим домашним вы, а не телевизор, и это слишком существенно, чтобы упустить такую возможность. Вы учитесь видеть и слышать друг друга, а не просто обмениваться информацией.

Почему ваш ребенок, несмотря на обилие видеокассет с мультфильмами, просит вас почитать вслух? Он еще не осознает (ни на сознательном, ни на подсознательном уровне) полезность чтения вслух для развития эмоциональности и образного мышления, для развития речи и совершенствования в родном языке. Просто он хочет, чтобы вы были рядом. Вы, а не телевизор. Это рождает в нем чувство уверенности, защищенности, даже если ребенку гораздо больше пяти, и он прекрасно читает самостоятельно (осмелюсь добавить: даже если это вовсе не ребенок, а ваш взрослый и успешный во всех отношениях супруг). Ведь в этот момент вы принадлежите друг другу, а не телевизору.

Поэтому, безусловно, стоит найти возможность (может быть, на даче, где нет телевизора, и дождь льет, как из ведра) почитать своим домашним что-нибудь любимое. Обязательно любимое.

Полную версию статьи читайте в Интернет, адрес:

http://ipk.admin.tstu.ru/sputnik/index/str/resurs.files/schoollibrary.ioso.ru/index6647.html?news_id=293

Как приучить ребенка к книге.

Уважаемые родители , сам ребенок не возьмет в руки книгу, ему нужна ваша помощь .

Именно родители решают, что, как и сколько они будут читать своим детям-дошкольникам. Станут читать Маршака, Барто, Михалкова, Чарскую и «Маленького лорда Фаунтлероя» - будет так, дадут «Черепашекниндзя»ирисованногоДиснея - будетиначе,просто посадят перед «видиком» и научат менять кассеты - получится что-тоеще.

Родительский опыт показывает, что самый простой и безотказный рецепт: каждый день читать ребенку вслух, даже когда он уже сам владеет грамотой. Причем делать это с удовольствием: ведь мы хотим привить больше, чем умение, больше, чем привычку, - любовь к чтению .

Приучайте ребенка бережноотноситься к книгам!

Вандализм по отношению к книгам в течение первых двух лет жизни ребенка неизбежен, и с этим надо смириться. Сделайте так, чтобы ребенок мог добраться только до своих книжек. Постоянно говорите ребенку, что нельзя брать книги в рот, рвать их, рисовать в них. Старайтесь «спасти» испорченные книжки: заклеить, зашить, стереть нарисованное. Делайте это на глазах у ребенка, сокрушаясь: «Бедная книжечка, порванная, сейчас мы тебя починим». Все это приучит ребенка к бережному отношению к книге

Пусть уже с года (а то и раньше) одним из постоянных подарков ребенку будет книга, соответствующая его возрасту. Старайтесь не форсировать события - усложнение материала должно происходить постепенно:есливы видите,что предложеннаявами книга слишкомтрудна для ребенка или неинтересна ему, отложите ее на время. Но при этом не пропустите момент, когда ребенок начинает «вырастать» из определенного типа книжек.

Предлагайте ребенку только качественную литературу (как по оформлению, так и по содержанию). В ваших силах привить ребенку вкус к хорошим книгам. Не старайтесь заинтересовать его так называемым чтивом: различными детскими комиксами, «ужастиками», любовными историями и детективами, которых сейчас в избытке на книжных прилавках. Постарайтесь, чтобы ребенок как можно позже узнал о существовании и содержании подобных книг. Ими-то ребенок, может быть, и заинтересуется, но Чехова и Толстого читать точно не захочет.

Научите ребенка пользоваться библиотекой, запишитесь вместе с ним в библиотеку, помогайте ему выбирать книги.

Пробудите у ребенка интерес к чтению.

С раннего детства читайте ребенку веселые, интересные сказки и стихи. Желательно, чтобы каждый день у кого-то из родителей находилось свободных полчаса - час для совместного чтения с ребенком и обсуждения с ним прочитанного.

Увлеченный сюжетом читатель как бы попадает в другой мир, он становится не просто наблюдателем происходящего, но и участником, он переживает за героев, рвется узнать, что будет дальше, «живет» в книжке. Родители могут помочь ребенку научиться «вживаться» в книгу. Дляэтого необходимо развивать образное мышление детей, чтобы прочитанным словам соответствовали определенные образы.

Разыгрывайте с маленьким ребенком сценки из прочитанной книги, экспериментируйте с сюжетом. Пусть в вашей игре колобок убежит от лисы, встретится с драконом или лягушкой. Рисуйте вместе с ребенком иллюстрации к прочитанному, придумывайте, как может выглядеть тот или иной герой: во что он одет, какие вещи его окружают.

Ищите в жизни события, аналогичные сюжету прочитанной книги. Например, вы едете на трамвае, как рассеянный с улицы Бассейной или несете бабушке гостинцы, как Красная Шапочка.

С ребенком постарше сравнивайте прочитанные книги со снятыми по ним фильмами и мультфильмами, обсуждайте, что совпадает в телеверсии, а что - нет, что можно добавить в фильм или изменить в нем.

Учите ребенка пользоваться цитатами из прочитанного. Цитируйте подходящие к случаю стихи. В будущем это умение украсит и обогатит речь вашего ребенка.

Благодаря этим приемам содержание книг тесно переплетается с повседневной жизнью ребенка, делая чтение чем-то естественным и необходимым, кроме того, они способствуют развитию воображения и речи ребенка.

Как правило, дети-дошкольники родительскому выбору подчиняются, и модифицировать его не в силах. Иногда, весьма редко, встречаются дети, которые не любят, чтобы им читали. Это дети с гипердинамическим синдромом, которым просто физически трудно концентрировать внимание на читаемом тексте, да и просто усидеть на месте для них трудно. Но и здесь проблема вполне решаемая. Родителям таких детей можно порекомендовать чтение коротких ритмичных стихов или коротких смешных рассказов. Читать таким детям нужно подчеркнуто громко и выразительно. И не следует заставлять ребенка сидеть смирно во время чтения. Пусть он жестикулирует, вскакивает с места, пусть даже представляет в лицах прочитанное. Главное - хотя бы на короткое время, удержать его внимание.

Станьте для ребенка примером.

Прививая ребенку культуру чтения, помните, что самый главный пример для него - вы сами.

Учителя считают, что современные дети почти не видят своих родителей с книгой. Хорошим выходом из положения является совместное чтение.

1.Заведите ритуал вечернего чтения, выберите какую-либо книгуичитайтееепонемногукаждыйвечер.Маленькомуребенку читайте сами, со старшими детьми читайте вслух по ролям (для этих целей подходят пьесы Шварца) или по очереди (например, ребенок читает по абзацу, а вы - по странице). Таким образом можно читать не только детские книги, но и классическую литературу.

2. Если ребенок категорически отказывается читать, попробуйте почитать ему о том, чем он интересуется.

Не давите на ребенка.

Не гонитесь за скоростью чтения, больше внимания уделяйте правильности прочтения слов, интонации и содержанию.

Начинать подготовку домашнего задания лучше с чтения, так как оно помогает ребенку включиться в работу.

Но не перегружайте его ежедневным чтением вслух - по данным психологов, непрерывное чтение вслух должно занимать у первоклассника 8-10 минут, а у второклассника 10-15 минут.

Чтобы чтение не вызывало у ребенка негативных эмоций, никогда не заставляйте его читать вместо игры, прогулки или просмотра телепередачи! Можно наказать ребенка, лишив его вечернего чтения, но не наоборот.

Никогда не отговаривайте ребенка от чтения, если он уже заинтересовался чем-то. Читать что-то лучше, чем ничего. Коллекция ссылок:


Семейное чтение
Проблема чтения в семье рассматривается детской библиотекой как крайне важная, ибо влияние семьи на процесс становления личности ребенка очень велико. Работники библиотек города стараются объединить усилия семьи и учреждений культуры. Они преследуют единую цель: приобщить ребенка к чтению через игру, творческие задания, совместное общение в свободное время.

В 2006 г. в библиотеках, обслуживающих детей, для родителей были организованы:


  • Открытые просмотры

  • Тематические выставки («Сердце отдаю детям» - биб-ка им. Чкалова)

  • Встречи со специалистами по вопросам детства – биб-ка им. Космодемьянской

  • Праздники:
- «Моя мама лучше всех» - биб-ка им. Чуковского

- «Очень трудно мамой быть» - биб-ка им. Маяковского

- «Спасибо тебе, родная» - биб-ка им. Пушкина


  • Консультации библиотекарей

  • «День семейного чтения» - биб-ка им. Тургенева

  • «Памятки для родителей по семейному чтению»

  • Картотеки «Семейная академия» по вопросам детского чтения и подготовке детей к школе – ЦГДБ им. Ленина, биб-ка им. Некрасова
Хорошие результаты показали занятия ДТО «Фа-соль»: увеличилось количество участников и качество спектаклей. Были подготовлены праздники: «Ты одна мне несказанный свет» (Посвященный Дню Матери), «Самые красивые, самые любимые» (ко Дню 8 марта), фольклорные посиделки «Волшебная Матрешка». Останавливаясь на содержании вышеуказанного праздника, хочется отметить, что его целью было не только желание познакомить детей с кукольным символом России – матрешкой, но и сформировать у ребят понятие «народное творчество», привить уважение к мастеровым людям. В ходе праздника использовались стихи С. Маршака «Ванька-встанька», частушки, исполнялся танец матрешек. Родители принимали участие в подготовке мероприятия, в конкурсах и викторинах.

26 ноября в ЦГДБ им. Ленина состоялся праздник «Ты одна мне несказанный свет», посвященный самым любимым людям на земле – мамам.

В зале присутствовали победители творческого конкурса (5 класс «А» МСОШ № 58), написавшие самые теплые, красивые, искренние слова любви своим мамам, юные вокалисты подросткового клуба «Бригантина», лучшие читатели библиотеки.

Дети с удовольствием читали стихи о мамах и для мам, пели песни, показывали сценки, принимали участие в конкурсах «Веселые поварята», «Сказочные мамы», «Слово не воробей…» и т.д.

Родители к немалому удивлению ребят, тоже не остались в долгу и продемонстрировали свои таланты, как артистические, так и вокальные, показав «Сказку о Колобке на новый лад».

Аналогичные результаты дала деятельность досуговых клубов «Дошколенок» (библиотека им. Чкалова) и «Домовенок» (библиотека им. Маяковского).

В помощь родителям в течение года в ЦГДБ им. Ленина были подготовлены различные выставки:


  1. Выставка-предложение «Домашняя школа», предлагающая ответы на вопросы:
- Разумно ли мы любим детей?

Каковы духовные потребности ребенка?

В чем причины «нелюбви» к чтению? и др.

2. Выставка – диалог «Посидим рядком, поговорим ладком» (ко Дню семьи), на которой рядом с картотекой вопросов, заданными родителями находился рекомендательный список литературы с указанием того, где можно найти ответы на заданные вопросы, а так же книги и журналы о воспитании детей.

Для верующих детей и их родителей на младшем абонементе была продолжена работа с литературой на выставке «Дух детства». За этот год она наполнилась сценариями православных праздников, подборкой статей о домашнем воспитании в религиозных семьях, лучшими произведениями русских писателей о детях и праздновании на Руси Рождества и Пасхи.

Главное данного направления деятельности детских библиотек заключается в том, что, когда родители и дети увлечены общими интересами, игрой, творчеством, это позволяет им по-новому взглянуть друг на друга. А хорошая умная книга, в первую очередь, способствует объединению детей и родителей.
Неделя детской книги
Традиционно в дни весенних каникул в библиотеках Ростовской-на-Дону ЦБС, обслуживающих детей прошла Неделя детской книги.

Читатели детских библиотек города приняли участие в:


  • Театрализованных представлениях, посвященных юбилеям писателей и их произведений;

  • Экскурсиях по библиотекам;

  • Литературных праздниках, конкурсах, викторинах;

  • Сказочных калейдоскопах.
Ребята встретились с детскими писателями г. Ростова-на-Дону:

  • Атлановой Н.С. – библиотека им. Чкалова;

  • Майер Н. – библиотека им. Барто;

  • Коркищенко А.А. – библиотека им. Космодемьянской;

  • Лесной И.Н. – библиотека им. Лермонтова.
Мероприятия, посвященные празднованию Недели детской книги, освещались в следующих СМИ:

  • Книжкины именины в Советском районе// Мой Ростов. – 2006. - № 8 (от 9 марта). – С.2. В статье дается справка о празднике, предварительная информация о предстоящем открытии Недели детской книги в Центральной городской детской библиотеке.

  • Неделю книги открывал сам Гарри Поттер// Вечерний Ростов. – 2006. - № 57 (от 23 марта). – С.1. – материал о состоявшемся Открытии праздника в ЦГДБ им. Ленина.

  • Репортаж на радио Дон-ТР – об открытии Недели детской книги – 23 марта 2006г.

  • 23 марта - телерепортаж на 35 канале Дон-ТР о празднике книги, прошедшем в библиотеке им. Чкалова 22 марта.
Всего в библиотеках, обслуживающих детей было проведено более 150 мероприятий, в которых приняли участие – 3825 читателей.

23 марта в Центральной городской детской библиотеке им. Ленина состоялось Открытие Недели детской книги – праздник «Очарованные книгой». В его программу вошли:


  • «Поздравление Волшебницы-книги» - литературный коллаж;

  • «Коллекция доброты» - представление работ участников конкурса по толерантности «Мы разные, но мы дружим!»;

  • Музыкально-поэтическая закладка – стихи детей, музыкальные номера учащихся музыкальной школы № 7;

  • «Доброе сердце дороже красоты» – творческие зарисовки детского творческого объединения «Фа-Соль» - ЦГДБ им. Ленина.
На праздник были приглашены участники городского конкурса «Мы разные, но мы дружим!» и читатели детских библиотек города, дети от 6 до 15 лет.

Победители конкурса в ходе мероприятия были торжественно награждены грамотами, книгами и мягкими игрушками.

16 марта в библиотеке им. Барто прошел праздник «Путешествие по Книжной Вселенной». Специально к празднику была оформлена карта звездного неба, состоящая из нескольких созвездий. В каждом из них были свои звездочки – авторы детской литературы различных жанров. Ребята познакомились с писателями созвездий Фантастики и Приключений, Сказочных героев, Веселых историй. Завершился праздник встречей с писательницей Н. Майер. Читатели послушали стихи, задали автору вопросы о ее творчестве.

26 марта почетным гостем библиотеки им. Чкалова стала донская писательница Н.С. Атланова, давшая интервью ребятам и рассказавшая о своих произведениях.

В заключение праздника "Книжное царство - мудрое государство", состоявшегося в библиотеке им. Лермонтова 24 марта, выступил ростовский баснописец И.Н. Лесной, представивший ребятам свои новые стихи и басни.

13 марта в библиотеке им. Космодемьянской прошла встреча учащихся 7-х классов шк. № 66 с Алексеем Абрамовичем Коркищенко, посвященная юбилею писателя. Он рассказал ребятам о своем жизненном пути, о творчестве, о книгах, которые написал для детей. С присущим ему юмором, жизнерадостностью, искренностью, Алексей Абрамович ответил на все вопросы, интересующие ребят.

В заключение встречи прозвучали поздравления с юбилеем, пожелания счастья и крепкого здоровья с надеждой на новую встречу.

29 марта читатели детской библиотеки им. Пушкина приняли участие в «Выборах в Книжном королевстве». Во время праздника лесная нечисть решила заменить Королеву Книгу на ее посту. Однако Баба-Яга и Кощей, даже с помощью Кикиморы и Лешего продемонстрировали отвратительные знания литературы и не прошли по конкурсу на столь почетный пост. В перерывах между «экзаменами» Кощея и Бабы-Яги дети-участники праздника показали свои музыкальные номера: пели песни, исполняли танцы, играли на музыкальных инструментах. В конце праздника Королева Книга наградила самых читающих ребят.

Таким образом, была достигнута главная цель мероприятия: ребята вспомнили любимые книги, узнали о новинках, получили начальное представление о выборах, поиграли и раскрыли свои творческие способности.

Девизом праздника стали следующие строки: Под небом города Ростова,

Книгу любят и хранят,

Пусть же крепнет с каждым годом

Дружба книги и ребят!
При участии клуба «Простые истины» в библиотеке им. Ульяновой 26 марта состоялся литературно-исторический круиз «Любимые книги ваших родителей». Во время путешествия ребята рассказали о любимых произведениях своих мам и пап, поделились своими литературными пристрастиями.

Весело и познавательно прошло комплексное мероприятие «Внимательный ли ты читатель?» в библиотеке им. Лен. Внучат, получившее высокую оценку у читателей. Ребята узнали историю праздника, вспомнили пословицы и поговорки о книге и чтении; прочитали стихи о значимости книг, пользе чтения, разгадали загадки о героях популярных произведений. Игра «Книжное лото» очень развеселила ребят. Библиотекарь показывала карточки, на которых автор и название книги не соответствовали друг другу. Но дети справились и с собственным смехом, и с игрой.

Немаловажной в детских библиотеках является работа с периодическими изданиями, а именно отбор лучших для детского чтения и восприятия, презентация изданий детям-читателям библиотек.

23 марта в библиотеке им. Барто был организован «День детского журнала», цель которого состояла в том, чтобы познакомить ребят с детской периодикой. Была оформлена выставка «Журнальное море с газетными берегами».

В библиотеке им. Ильича в течение Недели детской книги проводилась игротека по периодическим изданиям «Весело играем вместе мы с журналом», особенно полюбившаяся читателям. «Классный журнал» в рубрике «Правила игры» представил игры, как на свежем воздухе, так и за столом, а детский журнал «Дисней для малышей» пригласил в увлекательное путешествие в мир игр, представленных на его страницах. Не менее увлекательные игры для ребят представил журнал «Мурзилка».

Девиз праздничной Недели в этой библиотеке:

Книга – это сказка!

Книга – это песня!

С каждой новой книгой

Жить нам интересней!»

Знакомство с периодикой в виде обзоров прошло в библиотека им. Гайдара – «Знаний не мало дают нам журналы!», им. Чкалова – «Что приносит почтальон?», им. Лихачева – «Путешествие в страну Журналию».

20 марта исполнилось 90 лет со дня рождения донского писателя Петра Васильевича Лебеденко. В связи с этим во многих библиотеках, обслуживающих детей прошли театрализованные литературные праздники, викторины.

В ЦГДБ им. Ленина состоялся литературный праздник «Здравствуй, сказка Донская!». Ему предшествовала подготовительная работа: за 2-е недели до праздника учащимся 4 кл. шк. № 117 были предложены для чтения «Сказки Тихого Дона». Начался праздник с раздольной казачьей песни. Затем ведущие познакомили читателей с литературными произведениями Петра Васильевича Лебеденко (сказками, легендами), в которых описывались красота донского края, обычаи и обряды казаков.

Особое внимание было сосредоточено на любви казаков к своей земле, к свободе, что подчеркивалось казачьими песнями.

Викторина по «Сказкам Тихого Дона» показала, что дети хорошо знают произведения из этого сборника, а сказка «Доброе сердце дороже красоты» в исполнении детского творческого объединения «Фа-Соль» очаровала всех зрителей своей добротой и простотой.

Закончился праздник веселой казачьей пляской.

В библиотеке им. Ильича Неделя детской книги завершилась костюмированным литературным праздником «Добрые сказки Тихого Дона». Зал был оформлен в казачьем стиле. Для инсценировки была выбрана одна из сказок П.В. Лебеденко «О Чуде – Чудище заморском, девице-красавице и серой волчице», играя которую дети показали, что за донскую землю боролись не только мужчины, но и женщины, одна из которых и стала главной героиней сказки. Актеры выступали в ярких красочных костюмах. При помощи инсценировки дети ближе познакомились со сказками донского автора.

Нужно отметить, что сказки юбиляра полюбились участникам праздника. Это было отражено и в их рисунках, и в полных ответах на вопросы литературных викторин по донским сказкам («Петрусь – мальчонка русский», «Доброе сердце дороже красоты!»).

Дети читали стихи о доброте, вспоминали пословицы и поговорки, слушали фольклорные песни, придававшие празднику неповторимый казачий колорит.

Во всех детских библиотеках города были представлены выставки-обзоры книг-юбиляров, новых поступлений, тематические и жанровые выставки литературы (фантастика и приключения, классика, детский детектив и др.).

Помимо вышесказанного в Неделю детской книги активно работали видеосалоны:


  • «В погоне за удачей» - салон видео-приключений, ЦГДБ им. Ленина;

  • «Мультяшка» - детское объединение при фонотеке библиотеки им. Лихачева;

  • «Твои любимые герои книг – на экране» - видеожурнал, библиотека им. Космодемьянской;

  • Видеосалон – библиотека им. Чкалова;

  • «Литературная киномания» - библиотека им. Ильича;

  • Видеозал – библиотека им. Барто;

  • Неделя русской сказки на экране – БИЦ им. Гагарина.
Работа библиотек, обслуживающих детей в летний период
С целью организации досуга детей и активизации летнего чтения в сочетании с развитием творческих способностей в детских библиотеках города в 2006 году действовали более 20 клубов, кружков, творческих объединений.

Координация деятельности организаций, занятых летним досугом детей осуществлялась с:


  • домами детского творчества;

  • детскими площадками при школах;

  • парками.
В этом году детские библиотеки Ростовской-на-Дону ЦБС работали по программе летнего чтения «33 секрета Донского лета».

В рамках реализации данной программы, в Центральной городской детской библиотеке им. Ленина состоялись мероприятия:


  • «Своя игра» «Литературная кругосветка»;

  • литературный салат «Веселые поварята»;

  • литературно-фольклорная игра «Лото народной мудрости».
Цель «Лото народной мудрости» - объяснить читателям в ходе игры, что пословицы и поговорки являются вершиной народной мудрости, концентрированной крупинкой знаний, огромного жизненного опыта русского народа.

Ставились следующие задачи:


  • Научить ребят понимать смысл пословиц и поговорок.

  • Помочь почувствовать богатство и красоту русского языка.

  • Раскрыть творческие способности, актерское мастерство ребят.
В состязании присутствовал дух соревнования, т.к. две команды стремились дать как можно больше правильных ответов по следующим темам:

  1. «Веселые художники».

  2. «О защитниках Родины».

  3. «Любитель – рыболов».

  4. «Эколото».
Игроки с азартом заполняли карточки и считали заработанные баллы.

Посредством формы игры - лото читатели познакомились с играми своих дедушек и бабушек. Несмотря на разделяющее временное пространство, ребятам было интересно, а «осовремененная» игра прошла весело и познавательно.

Во время «Литературной кругосветки» читатели ближе познакомились с произведениями о путешествиях и приключениях, а также с новыми книгами по данной теме.

Используя книги в ходе игры, дети научились правильно определять главного героя путешествия и страну, в которой происходят события. Познакомились с «морской» терминологией.

Хорошее настроение читателям-путешественникам создавал «старый морской волк» боцман Передряга. Он не только принимал у ребят экзамены по морскому делу, но и старался помешать им в поисках правильных ответов на вопросы ведущего.

Начиная путешествие от причала порта «Летоград» (библиотека), читатели побывали:


  • В порту «Сказочный»;

  • В бухте «Старый морской волк»;

  • В заливе «Нечистой силы»;

  • На «островах потерянных литературных героев».
Завершилось путешествие просмотром мультфильма «Приключения капитана Врунгеля».

Литературный салат «Веселые поварята» проводился в виде игры-состязания между четырьмя командами, каждая из которых принимала активное участие в заданиях-состязаниях:

Задание 1. Изобразить в рисунке пословицы и поговорки, в которых говорится о продуктах.

Задание 2. Из заранее подобранных библиотекарем книг выбрать те, в которых говорится о кухне, пище, ягодах и фруктах. Далее нужно составить меню – угощение, которым угостил бы герой выбранной книги.

Задание 3. Вспомнить сказки, в которых есть упоминание о воде. Кто больше и быстрее.

Задание 4. Собрать загадку: библиотекарь раздает командам конверты, в которых несколько загадок о пище, продуктах разбиты на две части. Команда должна правильно сложить загадку, отгадать ее и задать команде-противнику.

Задание 5. Театр-экспромт: инсценировка сказки «Каша из топора».

Легкая, развлекательная программа игр в летнем оздоровительном лагере была направлена не только на организацию интересного веселого досуга детей, но и помогла вспомнить интересные и любимые сказки, приобщить ребят к чтению литературы в период каникул, показала, как с помощью умных книг сделать это время особенно интересным.

В библиотеке им. Маяковского в рамках программы летнего чтения проводилась работа по привлечению детей к чтению, а также знакомству с творчеством лучших детских писателей, с историей нашей страны и традициями русского народа.

Так в библиотеке организовывались открытые просмотры, книжные выставки, беседы, литературные игры и праздники:


  • Фольклорный час «Троица – зелёные святки», состоящий из беседы «Фольклорные традиции русского народа», викторин «Что за чудо-дерево?», «Волшебный венок» и игры «Белая берёза».

  • Лирическая фольклорная композиция «В Купальскую ночь». Ее началом послужила беседа «Иван Купала, или когда зацветает папоротник», далее проводились конкурсы и викторины «Там чудеса» и «Верования наших предков», а в завершение прозвучала сказка с элементами театрализации «Цветок папоротника».

  • Литературный праздник «Бенефис маленького волшебника» (к 90-летию донского писателя П.Г. Аматуни), в программе которого прошли беседа о жизни и творчестве лётчика-писателя П.Г. Аматуни и обзор его детских и фантастических книг.
Традиционными в детских библиотеках считаются мероприятия, приуроченные к знаменательным календарным датам:

  • 1 июня – Международный день защиты детей;

  • 6 июня – Пушкинский день России;

  • 12 июня – День независимости России;

  • 22 июня – День памяти и скорби и др.
1 июня в парке Плевен и кафе «Незнайка» (парк аттракционов «Солнечный город») силами сотрудников ЦГДБ им. Ленина прошел «Праздник Солнца» - день защиты каникул.

Участники литературных викторин и веселых конкурсов, прошедших под Книжным Деревом в парке Плевен, кроме огромного удовольствия от встречи с любимыми книжками, получили рекомендательные списки и планы чтения по различным темам. С помощью этих планов ребята все лето могли знакомиться с новыми книгами, захватывающими приключениями, посещать летние кружки при библиотеке. Провели праздник юные актеры библиотечного творческого объединения «Фа-Соль» вместе с ведущим, Солнышком и мудрым Учебником.

В парке «Солнечный город» маленькие зрители театрализованного представления «Вход неряхам воспрещен» встретились с куклами Петрушкой и Айболитом, рассказавшими о том, как король Неряха попытался хитростью завоевать Королевство Чистоты. С помощью ребят коварные планы Неряхи были сорваны. Дети доказали, что могут с честью носить звание подданных Королевства Чистоты.

К Пушкинскому дню России в ЦГДБ им. Ленина состоялась игра Поле Чудес «Здесь чудеса, здесь Леший бродит». Ребята крутили «барабан» по принципу телевизионной игры и отвечали на вопросы по сказкам А.С. Пушкина. Игра так увлекла детей и зарекомендовала себя, что после празднования ее неоднократно повторяли.

В библиотеке им. Маяковского состоялся литературный утренник, посвящённый А.С. Пушкину «Что за чудо эти сказки», который включал в себя беседу о творчестве поэта, брейн-ринг «Златая цепь на дубе том», презентацию сказочной периодики, литературные викторины и кроссворд. Дети познакомились с некоторыми фактами из биографии поэта, вспомнили его лучшие произведения, творчески осмыслили нравственный смысл пушкинских сказок.

В библиотеке им. Ильича также была проведена литературная игра «Там на неведомых дорожках». В рамках игры ребята:

Читатели отдела дошкольников и младших школьников, несмотря на возраст, отлично справились с вопросами викторины, посвященной государственным символам нашей страны.

Во время проведения исторической минутки «Российский флаг – мир, согласие, единство» в библиотеке им. Ильича читатели совершили исторический марш по истории флага, прослушали обзор у книжной выставки, поучаствовали в конкурсе рисунков «Мой флаг самый лучший».

Такие мероприятия являются не только познавательными, но и помогают развивать у подрастающего поколения патриотическое сознание, пробуждать в детях чувства любви к Родине, уважения к историческому прошлому своей страны, семьи.

Самым запоминающимся мероприятием в библиотеке им. Пушкина стало путешествие по страницам журнала «Веселые картинки» (к 50-летию со дня основания издания).

Заранее был разработан сценарий, приглашены участники – читатели библиотеки. Путешествие совершали два раза, в стенах библиотеки и на сцене парка им. В. Черевичкина. В программе путешествия были веселые викторины, загадки, шутки, игры. Ребята узнали историю создания журнала, почему его так назвали, о том, кто такие веселые человечки, которые всегда красуются на обложке журнала. Прозвучала ода, посвященная выходу в свет первого номера журнала.
В большой семье советской,

Журналов и газет

Сегодня самый детский

Журнал выходит в свет!

Его читатель тоже

Еще довольно мал,

Но меньше и моложе

Читателя журнал.

Журналу и ребенку-

Счастливого пути!

Пусть будут вперегонку

Расти, расти, расти!

С.Я. Маршак.

В гости к детям пришел главный из компании веселых человечков – Карандаш. Он рассказал о конкурсе, который проводит журнал к своему пятидесятилетию, дал мастер-класс по рисованию, рассказал о своих любимых рубриках в журнале. Затем к ребятам присоединились Дюймовочка и Незнайка.

Ребятам было предложено помочь Незнайке исправить ошибки. Этот человечек любит сочинять стихи, но у него это не всегда получается. Дети с радостью согласились и помогли Незнайке, а также сочинили свои собственные стихотворения. Ведущая поговорила с малышами о лете, провела викторину на эту тему. Понравилась и веселая викторина «Узнай сказочного героя».

В парке прошла веселая подвижная игра-состязание «Воздушный шар». Дети узнали и про другие журналы, которые выпускает издательский дом «ВК», познакомились с молодыми и именитыми авторами, печатающимися в журнале, рассказали свои веселые истории. В заключении участники мероприятия занялись творчеством: одни рисовали, другие сочиняли стихи, кто–то делал поделки, а кто-то просто писал пожелания и поздравления. Все работы были посвящены юбилею любимого журнала. На протяжении всего мероприятия звучал веселый смех, ребята узнали что-то для себя новое, интересно провели время, развивали свои творческие способности.

В библиотеке-филиале № 14 им. Шолохова прошло комплексное мероприятие, посвященное Дню защиты прав инвалидов.

В рамках мероприятия прошел концерт учащихся РОЦОНУ (Ростовского Областного Центра Образования неслышащих учащихся). Выступали эстрадно-цирковая студия "Сурдинка" и ансамбль народных инструментов "Станичники".

В заключение среди учащихся средней школы № 90 и РОЦОНУ был проведен конкурс рисунка "Мир, в котором я живу". Мероприятие прошло интересно и на большом подъеме. Оказалось, что и здоровые дети, и дети с ограниченными возможностями видят мир в одинаково ярких красках: голубое небо, яркое солнце, синее море, счастливые родители. Победителей выбирали сами участники, голосуя аплодисментами за анонимные рисунки. Раскрывшиеся авторы–победители были награждены памятными подарками.

Практика показала, что в работе с пользователями дошкольного возраста и учащимися начальных классов наиболее эффективно использование игровых форм деятельности. Игровая ситуация делает мероприятие насыщенным, разнообразным, более привлекательным для ребенка. Такие формы позволяют моделировать ситуацию, при которой проникновение читателей в содержание художественного произведения особенно успешно.

Наибольшей популярностью у маленьких читателей пользуются фольклорные праздники. Происходит это потому, что в народных обычаях принято встречать весну, лето, да и остальные времена года, весело, красочно, шумно. Здесь уместно шалить, резвиться. Это привлекает детей, дает простор фантазии, помогает библиотекарям непринужденно использовать лучшие народные произведения литературы для приобщения читателей к чтению.

В муниципальных библиотеках города отмечают ставший традиционным Всероссийский день семьи, любви и верности. Об истории необыкновенной любви Петра и Февронии, ставших образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни, об истории самого праздника, ставшего праздником всероссийского масштаба, говорят в библиотеках у организованных книжных выставок, украшенных букетами из ромашек.

Посетители читального зала Центральной городской библиотеки на выставки «Семья – любви великой царство» могут познакомиться также с книгами о роли семьи, о построении семейных отношений, о воспитании детей.

Выставка-акция «Любовью дорожить умейте, посвященная Дню семьи, любви и верности оформлена в читальном зале детской библиотеки им А.С. Пушкина . Все читатели, посетившие в этот праздничный день библиотеку, не только познакомились с произведениями о семье разных авторов, но и получили в подарок ромашки с добрыми пожеланиями.



8 июля
в детской библиотеке-филиале №1 им. А.С. Пушкина провели вечер «Любовью дорожить умейте…» , посвященный Дню семьи, любви и верности. Начался он со вступительного слова ведущей (библиотекаря Таравковой Е.И.), которая попросила присутствующих рассказать, что для них значит слово «семья».

Дети узнали историю праздника, познакомились с его символом – ромашкой, которая с древних времён была знаком любви, прослушали рассказ о покровителях праздника 8 июля – Петре и Февронье.

Продолжился вечер игровой программой.Ребята отгадывали загадки в конкурсе «Семейные загадки» , собирали из разрезанных фрагментов пословицы в игре «Пословица недаром молвится» . Завершилась программа конкурсом «Назови ласковые слова», в котором д ети должны были назвать ласковые слова друг другу.

В конце ведущая предложила участникам нарисовать свою семью.

А в заключение вечера всем присутствующим раздали памятные медали – ромашки с добрыми пожеланиями, буклеты , а также предложили просмотреть мультфильмы («Трое из Простоквашино», «Домовёнок Кузя» ).




В библиотеке-филиале №1
им. М.Е. Салтыкова-Щедрина к этому празднику приурочили книжную выставку «Любовь, похожая на сон», которую оформили в читальном зале. На ней представлена литература, посвященная великому чувству, которое называется – любовь, а также символы праздника: букет из ромашек и медаль «За любовь и верность».
Читателей в течение дня знакомили с любовной лирикой Андрея Дементьева, Бориса Шальнева, Юрия Визбора и др., прозой Ивана Тургенева, Ивана Бунина, Марка Леви, Сесилии Ахерн, а центром внимания стала «Повесть о Петре и Февронии».
Читателей заинтересовала история этого праздника, традиции и обычаи празднования, литература, представленная на выставке, а праздничное настроение создавала музыка из кинофильма «История любви». Символ праздника – медаль с изображением Петра и Февронии была вручена семье Провоторовых, проживших в браке 15 лет.





Выставка книг о Петре и Февронии«День семьи, любви и верности», украшенная букетом из ромашек, как символе этого светлого праздника, была оформлена и в детской библиотеке №3 .

В течение дня библиотекари проводили интересные беседы, связанные с необычайными легендами из жизни святых. На память всем участникам были вручены маленькие книжки с молитвами о семейном благополучии.




Накануне Всероссийского Дня семьи, любви и верности в библиотеке-филиале №5 открылась книжная экспозиция «Семейная круговерть». На ней расположились книги по этике, психологии и семейному воспитанию.

«Что такое любовь?», «Как научиться решать жизненные задачи и обновлять себя?», «Как противостоять несчастьям и горестям?», «Как найти общий язык с подростком?», «Как сохранить брак?» на эти и многие другие непростые вопросы можно найти ответ, познакомившись с книгами, представленными на выставке.

К этой светлой дате — Дню семьи, любви и верности — в фойе библиотеки-филиала № 2 была оформлена книжная выставка «Любви и веры образец». Цель оформления выставки – представить семью как ценность, как оплот традиционной русской культуры, разрушение которого приводит к стремительному нравственному падению общества. Основную часть выставки занимает литература о житие святых Петра и Февронии, об истоках празднования Дня семьи, любви и верности. На выставке представлена информация о памятниках Петру и Февронии в российских городах – Архангельске, Ярославле, Муроме.

Посетителям библиотеки самого разного возраста было интересно узнать о жизни покровителей этого праздника – Петре и Февронии. Библиотекари предоставили также информацию о семейной политике в Липецкой области, рассказали о елецких семьях, которые прожили долгую счастливую совместную жизнь, вырастив много детей.

Каждый читатель, посетивший в этот день библиотеку, получил в честь праздника открытку «ласковку» и ромашку с самыми добрыми пожеланиями, как символ любви и верности.

Все посетившие библиотеку-филиал №7 8 июля смогли ознакомиться с выставкой книг, посвященной дню семьи, любви и верности «Семья на страницах литературных произведений» .

Заведующая библиотекой Дорохова Е.А. рассказывала читателям, что семья всегда занимала особое место в творчестве русских писателей. Вспомним, например, с какой любовью описывал Лев Толстой семейные сцены в своих романах «Война и мир» и «Анна Каренина». А повесть «Детство» — это вообще его личные воспоминания и впечатления. Тему семьи, родительской любви и почитания семейных ценностей можно найти и в произведениях других русских писателей: Пушкина, Гоголя, Тургенева, Гончарова, Достоевского, Куприна, Некрасова. Книги этих писателей и были представлены на выставке в библиотеке.

А для детей на выставке представили произведения советских авторов А.Гайдара, В.Осеевой, Л.Воронковой и книги из серии «Девичьи судьбы» — повести Л.Чарской, А.Анненской, Е.Кондрашовой, В.Новицкой.
Все эти книги, хоть и написаны в разные времена, рассказывают о человеческих качествах, которые востребованы всегда – о доброте и любви к ближнему, о сострадании и бескорыстии, о самоотверженности и человеколюбии.

По материалам, поступившим из библиотек, подготовил:
Г. Шеламова,
методист Центральной городской библиотеки

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры