Билеты в большой театр россии. Главный балет Майи Плисецкой

Главная / Чувства

кармен сюита, кармен-сюита щедрин
Жорж Бизе

Автор либретто

Альберто Алонсо

Источник сюжета

новелла Проспера Мериме

Хореограф

Альберто Алонсо

Оркестровка

Родион Щедрин

Дирижёр-постановщик

Геннадий Рождественский

Сценография

Борис Мессерер

Количество действий Год создания Первая постановка Место первой постановки

Большой театр

Карме́н-сюи́та - одноактный балет хореографа Альберто Алонсо, поставленный на основе оперы «Кармен» Жоржа Бизе (1875), оркестрованной специально для этой постановки композитором Родионом Щедриным (1967, музыкальный материал был существенно перекомпонован, сжат и заново аранжирован для оркестра из струнных и ударных без духовых). Либретто балета по мотивам новеллы Проспера Мериме написал его постановщик, Альберто Алонсо.

Премьера спектакля состоялась 20 апреля 1967 года на сцене Большого театра в Москве (Кармен - Майя Плисецкая). 1 августа того же года премьера балета состоялась в Гаване, в Кубинском национальном балете (Кармен - Алисия Алонсо).

  • 1 Содержание
  • 2 Музыка спектакля
  • 3 История постановки
  • 4 Отзывы критики
  • 5 Экранизации
  • 6 Постановки в других театрах
  • 7 Постановки других хореографов
  • 8 Источники

В центре балета - трагическая судьба цыганки Кармен и полюбившего её солдата Хозе, которого Кармен покидает ради молодого Тореро. Взаимоотношения героев и гибель Кармен от руки Хозе предопределены Роком. Таким образом, история Кармен (в сравнении с литературным первоисточником и оперой Бизе) решена в символическом плане, что усилено единством места действия (площадка корриды).

Музыка спектакля

Майя Плисецкая обратилась к Дмитрию Шостаковичу с просьбой о написании музыки к «Кармен», но композитор отказался, не желая, по его словам, конкурировать с Жоржем Бизе. Затем она обратилась к Араму Хачатуряну, но вновь получила отказ. Ей посоветовали обратиться к её мужу, Родиону Щедрину, также композитору.

Делайте на Бизе! - сказал Алонсо … Сроки поджимали, музыка была нужна «уже вчера». Тогда Щедрин, который в совершенстве владел профессией оркестровки, существенно перекомпоновал музыкальный материал оперы Бизе. Репетиции начались под рояль. Музыка к балету состояла из мелодичных фрагментов оперы «Кармен» и сюиты «Арлезианка» Жоржа Бизе. партитуре Щедрина особый характер давали ударные инструменты, различные барабаны и колокола

Порядок музыкальных номеров в транскрипции Родиона Щедрина:

  • Вступление
  • Танец
  • Первое интермеццо
  • Развод караула
  • Выход Кармен и хабанера
  • Сцена
  • Второе интермеццо
  • Болеро
  • Тореро
  • Тореро и Кармен
  • Адажио
  • Гадание
  • Финал

История постановки

В конце 1966 года в Москву приехал на гастроли кубинский национальный балет (исп. Ballet Nacional de Cuba). Рахиль Мессерер мечтала о новом развитии самобытного таланта дочери Майи Плисецкой, характерное дарование которой могло понравиться Альберто Алонсо. Она договорилась о встрече, и Майя приехала на спектакль. За кулисами Альберто обещал вернуться с готовым либретто, если к сроку придёт официальное приглашение от советского министерства культуры. этот период Майя получила Ленинскую премию совсем не за балеринскую партию персидки в опере «Хованщина». Она убедила Екатерину Фурцеву пригласить Альберто для постановки балета «Кармен», в замыслах которого уже был образ свободолюбивой испанской цыганки, который он примерял на жену своего брата Алисию Алонсо. Екатерина Алексеевна помогла организовать это событие:

«- Одноактный балет на сорок минут в стиле праздника испанского танца, как „Дон Кихот“, верно?. Это может укрепить советско-кубинскую дружбу».

Альберто помнил несколько слов по-русски со своей молодости, когда он танцевал в русском балете Монте-Карло. Он приступил к репетициям своего балета, версии «для советской сцены». Спектакль был приготовлен в рекордно короткие сроки, не поспевали мастерские, костюмы дошили к утру премьерного дня. На генеральную репетицию (она же оркестровая, световая и монтировочная) на основной сцене выделили всего один день. Словом, балет делался в суетной спешке.

Мировая премьера состоялась 20 апреля 1967 года в Большом театре (художник-постановщик Борис Мессерер, дирижёр Г. Н. Рождественский). спектакле участвовали Майя Плисецкая (Кармен), Николай Фадеечев (Хозе), Сергей Радченко (Тореро), Александр Лавренюк (Коррехидор), Наталья Касаткина (Рок). При этом крайне страстный и не чуждый эротизма характер постановки вызвал у советского руководства неприятие, и в СССР балет Алонсо шёл в цензурированном виде. По воспоминаниям Майи Плисецкой:

советская власть пустила в театр Алонсо только потому, что он был «свой», с острова Свободы, но этот «островитянин» как раз взял и поставил спектакль не только о любовных страстях, но и о том, что нет на свете ничего выше свободы. И, конечно, этому балету так здорово досталось не только за эротику и мою «ходьбу» всей стопой, но и за политику, которая явственно в нём проглядывала.

После премьерного спектакля в директорской ложе Фурцевой не оказалось, она покинула театр. Спектакль не был похож на «короткий „Дон Кихот“», как она того ожидала, и был сырым. Второй спектакль должен был пойти в «вечере одноактных балетов» («тройчатке»), 22 апреля, но был отменён:

«- Это большая неудача, товарищи. Спектакль сырой. Сплошная эротика. Музыка оперы изуродована… У меня большие сомнения, можно ли балет доработать».

После доводов о том, что «придётся отменить банкет» и обещаний «сократить все шокирующие Вас эротические поддержки», Фурцева сдалась и разрешила спектакль, который прошёл в Большом 132 раза и около двухсот по всему миру.

Отзывы критики

Все движения Кармен-Плисецкой несли особый смысл, вызов, протест: и насмешливое движение плечом, и отставленное бедро, и резкий поворот головы, и пронизывающий взгляд исподлобья… Невозможно забыть, как Кармен Плисецкой - словно застывший сфинкс - смотрела на танец Тореадора, и вся её статичная поза передавала колоссальное внутреннее напряжение: она завораживала зрителей, приковывала к себе их внимание, невольно (или сознательно?) отвлекая от эффектного соло Тореадора.

Новый Хозе очень молод. Но сам по себе возраст не является категорией художественной. И не допускает скидок на малоопытность. Годунов сыграл возраст в тонких психологических проявлениях. Его Хозе насторожен и недоверчив. От людей ждет беды. От жизни:- подвохов. Раним и самолюбив. Первый выход, первая поза - стоп-кадр, героически выдержанный лицом к лицу с залом. Живой портрет светловолосого и светлоглазого (в соответствии с портретом, созданным Мериме) Хозе. Крупные строгие черты. Взгляд волчонка - исподлобья. Выражение отчужденности. За маской угадываешь истинную человеческую суть - ранимость души, брошенной в Мир и миру враждебной. Портрет созерцаешь с интересом.

И вот он ожил и «заговорил». Синкопированная «речь» воспринята Годуновым точно и органично. Недаром к дебюту его готовил талантливый танцовщик Азарий Плисецкий, прекрасно по собственному опыту знающий и партию, и весь балет. Отсюда - тщательно проработанные, заботливо отшлифованные детали, из которых слагается сценическая жизнь образа..

Экранизации

  • 1968 (1969?) - фильм режиссёра Вадима Дербенёва по постановке Большого театра с участием первых исполнителей (Кармен - Майя Плисецкая, Хозе - Николай Фадеечев, Тореро - Сергей Радченко, Коррехидор - Александр Лавренюк, Рок - Наталья Касаткина).
  • 1978 - фильм-балет режиссёра Феликса Слидовкера (Кармен - Майя Плисецкая, Хозе - Александр Годунов, Тореро - Сергей Радченко, Коррехидор - Виктор Барыкин, Рок - Лойпа Араухо).
  • 1968, 1972 и 1973 - экранизации постановки Кубинского национального балета.

Постановки в других театрах

Постановка балета Альберто Алонсо была перенесена на многие сцены балетных театров СССР и мира балетмейстером-постановщиком А. М. Плисецким:

  • 1973 - театр Хельсинки, Харьковский театр оперы и балета им. Лысенко (премьера - 4 ноября 1973), Одесский театр оперы и балета (совместно с А. М. Плисецким), Казанский театр оперы и балета, Белорусский театр оперы и балета, Театр оперы и балета Украины им. Шевченко
  • 4 апреля 1974 - Башкирский театр оперы и балета (Уфа), Teatro Segura (Лима)
  • 1977 - Театр Колон (Буэнос-Айрес)
  • 13 мая 1978 - Свердловский театр оперы и балета (7 февраля 1980 - возобновление)
  • 1981 - Душанбинский театр оперы и балета
  • 1982 - Театр оперы и балета им. Палиашвили (Тбилиси)

19 апреля 2010 года спектакль вошёл в репертуар Мариинского театра (Кармен - Ирма Ниорадзе, Хозе - Илья Кузнецов, Тореадор - Антон Корсаков). Постановку осуществил педагог-репетитор Большого театра Виктор Барыкин, исполнитель партии Хозе в первой постановке.

2 августа 2011 на новой сцене Большого театра состоялся гала-концерт «Viva Alicia!» в честь балерины Алисии Алонсо, в котором партию Кармен исполнила балерина Светлана Захарова

Постановки других хореографов

В 1974 году хореограф Валентин Елизарьев поставил спектакль на музыку Ж. Бизе в аранжировке Р. Щедрина на основе собственного либретто, написанного на основе цикла стихотворений «Кармен» Александра Блока. Премьера состоялась в Большом театре Белорусской ССР (Минск)

«Слушая эту музыку, я увидел свою Кармен, существенно отличающуюся от Кармен в других спектаклях. Для меня она не только незаурядная женщина, гордая и бескомпромиссная, и не только символ любви. Она - гимн любви, любви чистой, честной, жгучей, требовательной, любви колоссального полета чувств, на которые не способен ни один из встретившихся ей мужчин.

Кармен не кукла, не красивая игрушка, не уличная девка, с которой многие не прочь бы позабавиться. Для неё любовь - суть жизни. Никто не смог оценить, понять её внутренний мир, скрытый за ослепительной красотой.

Страстно полюбил Кармен Хозе. Любовь преобразила грубого, ограниченного солдата, открыла ему духовные радости, но для Кармен его объятия вскоре превращаются в цепи. Упоенный своим чувством, Хозе не пытается понять Кармен. Он начинает любить уже не Кармен, а свое чувство к ней…

Она могла бы полюбить и Тореро, который не равнодушен к её красоте. Но Тореро - утонченно галантный, блистательный и бесстрашный - внутренне ленив, холоден, он не способен бороться за любовь. И естественно, такого, как он, не может любить требовательная и гордая Кармен. А без любви нет счастья в жизни, и Кармен принимает смерть от Хозе, чтобы не вступать на путь компромисса или одиночества вдвоем».

Хореограф-постановщик Валентин Елизарьев

  • См. также Кармен (балет)

Источники

  1. сайт Ballet Nacional de Cuba «CARMEN». Проверено 1 апреля 2011. Архивировано из первоисточника 10 марта 2012.
  2. В. А. Майниеце. Статья «Кармен-сюита» // Балет: энциклопедия. / Гл.ред. Ю. Н. Григорович. - М.: Советская энциклопедия, 1981. - С. 240-241.
  3. «Бизе – Щедрин - Кармен-Сюита. Транскрипции фрагментов оперы „Кармен“.». Проверено 1 апреля 2011. Архивировано из первоисточника 10 марта 2012.
  4. М.М.Плисецкая. «Читая жизнь свою...». - М.: «АСТ», «Астрель», 2010. - 544 с. - ISBN 978-5-17-068256-0.
  5. Умер Альберто Алонсо/ Майя Плисецкая для сайта Большого театра
  6. М.М.Плисецкая. / А.Проскурин. Рисунки В.Шахмейстера. - М.: АО «Издательство Новости» при участии Росно-банка, 1994. - С. 340. - 496 с. - 50 000 экз. - ISBN 5-7020-0903-7.
  7. Е. Николаев. Балеты «Игра в карты» и «Кармен-сюита» в Большом
  8. Е. Луцкая. Портрет в красном
  9. Carmen-in-Lima - «Советская культура» от 14 февраля 1975
  10. Одноактные балеты«Кармен-сюита. Шопениана. Карнавал»(недоступная ссылка - история). Проверено 1 апреля 2011. Архивировано из первоисточника 27 августа 2011. - сайт Мариинского театра
  11. «Кармен-сюита» в Мариинском театре. Проверено 1 апреля 2011. Архивировано из первоисточника 10 марта 2012. - Интернет-телеканал «Искусство ТВ», 2010
  12. А.Фирер «Алисия в стране балета». - "Российская газета", 04.08.2011, 00:08. - В. 169. - № 5545.
  13. Официальный сайт Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь
  14. Краткое содержание балета на сайте Национального академического Большого театра оперы и балета республики Беларусь

кармен сюита, кармен сюита mp3, кармен сюита балет, кармен сюита в израиле, кармен сюита киев, кармен сюита либретто, кармен сюита слушать, кармен-сюита щедрин

Кармен-сюита Информацию О

Жоржа Бизе (годы жизни 1838-1875) «Кармен» по одноименной новелле Проспера Мериме к настоящему моменту снискала себе мировую славу. Популярность музыкального произведения настолько велика, что во многих театрах его исполняют на национальном языке (в том числе в Японии). Краткое содержание оперы «Кармен» Бизе в целом соответствует сюжету новеллы, тем не менее есть и некоторые различия.

Постановка оперы

Современному слушателю может показаться удивительным тот факт, что первая постановка оперы, состоявшаяся 3 марта 1875 года в Париже (театр «Опера-Комик»), оказалась провальной. Скандальный дебют «Кармен», сопровождавшийся обилием обличительных комментариев со стороны французских журналистов, тем не менее имел и свой положительный эффект. Произведение, получившее такой широкий резонанс в прессе, не могло не привлечь к себе внимания света. На сцене одного только театра Комической оперы в сезон премьеры прошло около 50 спектаклей.

Тем не менее через некоторое время опера была снята с показа и вернулась на сцену только в 1883 году. Сам автор оперы «Кармен» не дожил до этого момента - он скоропостижно скончался в возрасте 36 лет, через три месяца после премьеры своего великого произведения.

Структура оперы

Опера Бизе «Кармен» имеет четырехчастную форму, каждый акт которой предваряется отдельным симфоническим антрактом. Все увертюры произведения в своем развитии содержат музыкальный материал, в той или иной степени представляющий данное действие (общая картина событий, трагическое предчувствие и т. д.).

Место действия и специфика героев

Сюжет оперы «Кармен» разворачивается в городе Севилья и его окрестностях (Испания) в нач. 19 века. Специфика героев, выбранная автором оперы, для того времени носила в определенной мере провокационный характер. Образы простых работниц табачной фабрики, ведущих себя достаточно развязно (некоторые из них курят), солдат, полицейских, а также воров и контрабандистов шли вразрез со строгими требованиями светского общества.

Чтобы как-то сгладить впечатление, создаваемое подобным обществом (женщин легкого поведения, непостоянных в своих привязанностях; мужчин, жертвующих честью во имя страсти, и т. д.), автор оперы «Кармен» совместно с авторами либретто вводят в произведение новый персонаж. Это образ Микаэлы - чистой и невинной девушки, которого не было в новелле Проспера Мериме. За счет данной героини, трогательной в своей привязанности к дону Хосе, персонажи приобретают бо́льшую контрастность, а произведение, в свою очередь - бо́льший драматизм. Таким образом, краткое содержание либретто оперы «Кармен» имеет свою специфику.

Действующие лица

Персонаж

Вокальная партия

меццо-сопрано (либо сопрано, контральто)

Дон Хосе (Хозе)

невеста Хосе, крестьянка

Эскамильо

тореадор

Ромендадо

контрабандист

Данкайро

контрабандист

Фраскита

подруга Кармен, цыганка

Мерседес

подруга Кармен, цыганка

Лильяс Пастья

хозяин таверны

без вокала

Проводник, цыгане, контрабандисты, работники фабрики, солдаты, офицеры, пикадоры, тореадоры, мальчишки, молодые люди, народ

Первое действие

Рассмотрим краткое содержание оперы «Кармен». Севилья, городская площадь. Жаркий полдень. Свободные от дежурства солдаты стоят у казармы, рядом с сигарной фабрикой, цинично обсуждая идущих мимо прохожих. К солдатам подходит Микаэла - она ищет дона Хосе. Узнав, что его сейчас нет, смущенная уходит. Начинается смена караула, среди заступивших в караул появляется дон Хосе. Вместе со своим командиром, капитаном Цунига, они обсуждают привлекательность работниц сигарной фабрики. Звонит колокол - на фабрике перерыв. Работницы гурьбой выбегают на улицу. Они курят и ведут себя достаточно развязно.

Выходит Кармен. Она флиртует с юношами и поет свою знаменитую хабанеру («У любви, как у пташки, крылья»). В конце пения девушка бросает цветок в Хосе. Смеясь над его смущением, работницы возвращаются на фабрику.

Снова появляется Микаэла с письмом и гостинцем для Хосе. Звучит их дуэт «Что сказала родня». В это время на фабрике начинается страшный шум. Выясняется, что Кармен полоснула одну из девушек ножом. Хосе получает приказание от командира арестовать Кармен и доставить в казарму. Хосе и Кармен остаются наедине. Звучит сегидилья «Близ бастиона в Севилье», в которой девушка обещает любить Хосе. Молодой капрал совершенно очарован. Однако на пути в казарму Кармен удается оттолкнуть его и сбежать. В результате под стражу заключается уже сам Хосе.

Второе действие

Продолжаем описывать краткое содержание оперы «Кармен». Два месяца спустя. Таверна Лильяса Пастьи, приятеля Кармен - то самое место, где молодая цыганка обещала петь и танцевать для Хосе. Здесь царит безудержное веселье. Среди посетителей в числе наиболее важных - капитан Цунига, командир Хосе. Он пытается добиться расположения Кармен, что ему не очень удается. При этом девушка узнает, что срок содержания Хосе под стражей заканчивается, и это ее радует.

Появляется тореадор Эскамильо, он исполняет знаменитые куплеты «Тост, друзья, ваш я принимаю». Посетители таверны хором присоединяются к его пению. Эскамильо также очарован Кармен, однако та не отвечает взаимностью.

Становится поздно. Появляется Хосе. Обрадованная его приходом, Кармен выпроваживает из таверны оставшихся посетителей - четырех контрабандистов (бандитов Эль Данкайро и Эль Ремендадо, а также девушек - Мерседес и Фраскиту). Молодая цыганка исполняет танец для Хосе, как тому и было обещано до ареста. Однако появление капитана Цунига, также пришедшего на свидание к Кармен, разрушает романтическую атмосферу. Между соперниками вспыхивает ссора, готовая перерасти в кровопролитие. Однако подоспевшие цыгане успевают разоружить капитана. Дону Хосе ничего не остается, кроме как отказаться от военной карьеры. Он вступает в банду контрабандистов, к радости Кармен.

Третье действие

О чем еще повествует краткое содержание оперы «Кармен»? Идиллическая картина природы, в укромном месте среди гор. У контрабандистов короткий привал. Дон Хосе тоскует по дому, по крестьянской жизни, промысел контрабандистов его совсем не прельщает - прельщает только Кармен и страстная любовь к ней. Однако молодая цыганка его больше не любит, дело близится к разрыву. Согласно гаданию Мерседес и Франскиты, Кармен грозит смерть.

Привал окончен, контрабандисты отправляются на дело, остается только Хосе, чтобы присмотреть за оставленным товаром. Неожиданно появляется Микаэла. Она продолжает разыскивать Хосе. Звучит ее ария «Напрасно себя уверяю».

В это время раздается звук выстрела. Испуганная Микаэла прячется. Оказывается, это стрелял Хосе, увидевший Эскамильо. Тореадор, влюбленный в Кармен, разыскивает ее. Между соперниками начинается схватка, которая неминуемо грозит Эскамильо гибелью, однако подоспевшая вовремя Кармен успевает вмешаться и спасти тореадора. Эскамильо уходит, напоследок пригласив всех на свое выступление в Севилье.

В следующий момент Хосе обнаруживает Микаэлу. Девушка передает ему печальную новость - его мать умирает и хочет перед смертью проститься с сыном. Кармен с презрением соглашается с тем, что Хосе лучше уйти. В гневе тот предупреждает ее, что они еще встретятся, и только смерть сможет их разлучить. Грубо оттолкнув Кармен, Хосе уходит. Зловеще звучит музыкальный мотив тореадора.

Четвертое действие

Далее повествует краткое содержание оперы «Кармен» о праздничном гулянье в Севилье. Жители города в нарядной одежде - все в предвкушении представления боя быков. На арене должен выступить Эскамильо. Вскоре появляется и сам тореадор под руку с Кармен. Молодая цыганка также одета с большой роскошью. Звучит дуэт двух влюбленных.

Эскамильо, а за ним и все зрители устремляются в театр. Остается только Кармен, несмотря на то что Мерседес и Франскита успевают предупредить ее о скрывающемся поблизости Хосе. Девушка с вызовом говорит, что не боится его.

Входит Хосе. Он изранен, одежда его превратилась в лохмотья. Хосе умоляет девушку вернуться к нему, но в ответ получает лишь презрительный отказ. Молодой человек продолжает настаивать. Разгневанная Кармен бросает ему подаренное им золотое кольцо. В это время за сценой звучит хор, славящий победу тореадора - счастливого соперника Хосе. Потерявший рассудок Хосе достает кинжал и вонзает его в возлюбленную как раз в тот момент, когда восторженная толпа в театре приветствует Эскамильо - победителя боя быков.

Праздничная толпа высыпает из театра на улицу, где ее взору открывается ужасная картина. Душевно сломленный Хосе со словами: «Я убил ее! О, моя Кармен!..» - падает к ногам своей мертвой возлюбленной.

Таким образом, «Кармен» - опера, краткое содержание которой можно описать практически в двух предложениях. Однако ту гамму человеческих чувств и страстей, которую испытывают герои произведения, никакими словами передать невозможно - только музыкой и театральной игрой, что и удалось мастерски осуществить Жоржу Бизе и актерам оперы.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

города Джанкоя Республики Крым

«Средняя школа №8»

Тема урока:

Подготовила:

учитель музыки

Пекар А. С.

2016 г.

Тема урока: «Балет Р. К. Щедрина «Кармен-сюита»»

Цели: раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р. Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж. Бизе; выяснить вопрос о современности затронутой в музыке темы любви.

Задачи:

Познакомить с творчеством выдающихся композиторов: Ж. Бизе и Р. Щедрина;

Проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития;

Выявлять особенности взаимодействия музыки с различными видами искусств;

Развивать интонационно-образное мышление, музыкальную память, чувство ритма, тембровый слух,вокально-хоровые навыки;

Воспитывать музыкальную культуру учащихся, формировать эстетический вкус на примерах музыки театрального жанра;

Способствовать становлению позитивного отношения к классической музыке.

Музыкальный материал:

1. Опера «Кармен» Ж. Бизе (фрагменты);

2. Балет «Кармен-сюита» Р.Щедрина.

3. Вступление к балету «Кармен-сюита»

4. Марш Тореадора

5. «Выход Кармен и Хабанера»

6. «Этот мир придуман не нами»»

Оборудование: магнитофон, CD- записи, фортепиано, портреты композиторов-классиков, презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Учитель: Ребята, сегодня я вновь приглашаю всех в прекрасный мир музыки.

Мир этот удивительно ярок и многообразен, он содержит в себе различные жанры. Это вокальная и инструментальная музыка, это камерная музыка, звучащая в небольших помещениях, музыка концертных залов-симфонии, концерты, сюиты и т.д. Сегодня же мы обратимся к музыке театрального жанра.

Давайте вспомним, какие произведения относятся к этому жанру?

(Ответы)

1.Сейчас прозвучит музыкальный фрагмент знакомого вам произведения. Послушайте и назовите его.

Звучит отрывок из оперы «Кармен» Ж. Бизе

II. Актуализация знаний.

Учитель: Кто из вас назовёт произведение, отрывок которого сейчас прозвучал?

Опера «Кармен».

Учитель: Да, звучал фрагмент самой популярной в мире оперы «Кармен».

  • Французский композитор Жорж Бизе. (Слайд 1)

Учитель: Какое произведение послужило толчком к созданию оперы?

  • Новелла Проспера Мериме «Кармен».(Слайд 2.)

Учитель: Давайте вспомним сюжет оперы.

Действие происходит в испанском городе Севилье в начале 19века.

I действие. (Слайд 3.)

У табачной фабрики стоят в карауле солдаты, среди них сержант Хозе.

В окружении молодых людей, работниц фабрики появляется цыганка Кармен и начинает говорить о любви.

Солдаты, кавалеры уделяют ей знаки внимания, но она не обращает на них никакого внимания, подходит к Хозе и бросает ему цветок. Звенит фабричный колокол, возвещающий о начале работы.

Работницы и Кармен уходят на фабрику, но через некоторое время между Кармен и работницами происходит серьёзная перепалка. Кармен арестовывают и под конвоем ведут в тюрьму, но та толкнула сержанта Хозе, он упал, а Кармен, воспользовавшись моментом,убежала.

II действие. (Слайд 4.)

Прошло два месяца. В таверне Кармен вместе с подругами развлекает посетителей, среди них и капитан Сюньига. Он сообщает, что Хозе разжалован в солдаты из-за побега Кармен. Появляется тореадор Эскамильо и удивляется красоте Кармен, влюбившись в неё с первого взгляда.

Входит Хозе, но слышатся звуки трубы, призывающей на вечернюю проверку.

Вопреки приказу капитана, Хозе остаётся с Кармен и становится дезертиром, вступая в связь с контрабандистами. Капитана обезоруживают и выпроваживают.

III действие. (Слайд 5.)

Происходит в горах недалеко от границы. Контрабандисты собираются на очередное дело. Хозе не по душе такое занятие.

Между ним и Кармен, которая уже охладела к своему возлюбленному, начались размолвки и скандалы. Контрабандисты оставляют Хозе стеречь товар и уходят.

Вскоре появляется влюблённый в Кармен тореадор Эскамильо. Между ним и Хозе возникает ссора, переходящая в дуэль на кинжалах. Возвращаются контрабандисты и прекращают драку.

IV действие. (Слайд 6.)

Площадь перед цирком в Севилье. Идёт подготовка к бою быков.

Появляется любимчик публики- тореадор Эскамильо. Толпа чуть ли не вносит его в цирк.

Подруги сообщают Кармен, что за ней следит Хозе, но ей всё равно, ведь Кармен любит Эскамильо. Появляется Хозе. При выяснении отношений, он убивает Кармен. Так трагически заканчивается опера.

Учитель: Сегодня мы с вами попытаемся ответить на вопрос: почему образ Кармен уже более нескольких веков привлекает и поэтов, и художников,и композиторов.

Да-да, композиторов, вы не ослышались.

Дело в том, что русский композитор Родион Константинович Щедрин тоже задумал создать образ Кармен на сцене, только не оперной, как у Бизе, а на балетной сцене. Давайте ещё раз вспомним, Что такое опера? (Ответ)

Что такое балет? (Бале́т ballet ,отballo-танцую)-вид сценического искусства ; спектакль, содержание котороговоплощается в музыкально-хореографических образах ).

Вот мы с вами и подошли к теме сегодняшнего урока. (Слайд 7.)

Балет «Кармен-сюита»

Новое прочтение оперы Бизе.

Какие цели, задачи мы поставим сегодня на уроке? Что бы вам хотелось выяснить, взять от этого урока?

Совместное целеполагание.

Ш. Изучение и объяснение нового материала.

Краткая биография и характеристика творчества Р. Щедрина. (учащиеся)

Давайте ещё раз обратим внимание на тему нашего урока «балет Кармен-сюита».А что такое «сюита»?

(Ответ. Сюита-инструментальное произведение, которое состоит из нескольких разных по характеру номеров.) (Слайд 9.)

Так вот, в Кармен-сюите Щедрина 13 номеров и все они созданы с помощью транскрипции.

Вспоминаем, что такое транскрипция?

(Ответ. Транскрипция- от латинского слова transcription- переписывание, переработка, переложение музыкального произведения.)

Композитор перенёс действие на арену цирка. История любви и смерти Кармен, её жизнь воспринимается как своеобразная коррида, ставка которой-жизнь.

Вся драматургия балета выстраивается на развитии трёх основных образов:

Кармен, Хозе и тореадора Эскамильо (Слайд 10), раскрывая сильный, свободолюбивый и непокорный характер девушки цыганки.

В отличие от оперы, в балете нет массовых сцен. Вместо конкретных людей- бесчувственные маски, которые окружают главных героев.

Сейчас мы послушаем увертюру из оперы «Кармен» Ж. Бизе и вступление к балету Р Щедрина «Кармен -сюита» и сравним их. Но прежде-вопрос: что такое увертюра?

(Ответ. Увертюра-вступление к опере, балету, спектаклю,кинофильму.

Слушание: Увертюра к опере «Кармен»Бизе

Что стремился показать Бизе в увертюре?

(Характер героев и сюжет оперы).

Какие темы услышали? Их характер?

Слушание. Вступление к балету «Кармен-сюита»

Повторяет ли Щедрин в своём балете темы из оперы Бизе?

Какая новая тема появляется во вступлении к балету?

Какие инструменты использовал Щедрин? (Колокола)

Почему? (Чтобы напомнить о трагическом финале)

(Слайд11)

Ещё Щедрин использовал музыкальный инструмент под названием виброфон,

чтобы выделить мелодию. (Виброфон- муз. Инструмент, похожий на ксилофон, но различается по-своему строению и звучанию)

Физминутка

Задание: подобрать правильное движение, соответствующее музыке.

(Звучит Марш Тореадора)

Ребята, сейчас я предлагаю вспомнить и напеть темы Кармен из оперы Бизе.

А теперь послушайте музыкальные характеристики Кармен в балете.

Учитель: Какие знакомые темы вы услышали?

Какими средствами музыкальной выразительности рисует Щедрин

образ Кармен?

Что отличает звучание музыки Щедрина от оперных номеров?

В чём проявляется оригинальность звучания оркестра?

Какую главную тему раскрывают оба произведения: и опера, и балет?

(Тема любви)

Продолжением этой темы будет и наше хоровое пение.

  1. Хоровое пение

Рефлексия. А сейчас я хочу узнать с каким настроением вы уходите с урока музыки. Не для кого не секрет, что символом любви является сердце. Сегодня я предлагаю вам выложить сердечка вот такими фишками. Если вам урок понравился, выкладываем контур красными фишками, если чувствуете неудовлетворение-синими.

  1. Итог урока. Обобщение.

1.С каким музыкальным произведениями мы сегодня познакомились?

3.Какое произведение было взято за основу написания балета?

4.Какую историю раскрывают и опера, и балет?(Историю любви и гибели простых людей из народа- солдата Хозе и цыганки Кармен)

5.Какую главную тему раскрывает музыка Бизе и Щедрина? (Любовь)

Родион Щедрин. Биография

Родион Щедрин родился 16 декабря 1932 года в Москве. Oтец Щедринa был музыкантом. В довоенном детстве Родион Щедрин часто слышал, как отец музицировал с двумя братьями: для собственного довольствия они переиграли множество фортепианных трио. Словом, можно сказать, что Щедрин рос в музыкальной среде. Тем не менее особого интереса к музыке не проявлял.

Потом начались трудные годы войны, эвакуация, и вопрос о музыкальных занятиях Щедринa возник только после возвращения в Москву. Щедрин стал учеником Центральной музыкальной школы при Московской консерватории. В 1943 году Щедрин удрал на фронт и, несмотря на трудности, добрался аж до Кронштадта. Такие "акции" наконец переполнили чашу терпения и педагогов, и отца, который решил, что только интернатская дисциплина может привести мальчика в норму: документы Родиона были поданы в нахимовское училище.

Однако в судьбу будущего военного вмешался случай. В конце 1944 года открылось Московское хоровое училище. Набирая штат педагогов, Александр Васильевич Свешников пригласил его отца вести историю и теорию музыки. Щедрин-старший согласился, но попросил Александра Васильевича зачислить сына воспитанником: это был последний шанс обратить того на путь музыки. Приобщение к музыке юного Щедрина пришло через хор. Пение в хоре захватило его, затронуло какие-то глубинные внутренние струны. И первые композиторские опыты были связаны с хором.

По вечерам к учащимся неоднократно приезжали крупнейшие композиторы и исполнители - Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Арам Ильич Хачатурян, Гинзбург, Рихтер, Козловский, Гилельс, Флиер. В 1947 году в училище проводился композиторский конкурс, жюри которого возглавлял Арам Ильич Хачатурян. Щедрин оказался победителем соревнования - это был, пожалуй, его первый успех в композиции.

В 1950 году Щедрин стал студентом Московской консерватории. В консерватории Щедрин занимался сразу на двух факультетах - фортепианном и композиторском.

С самого начала своего творчества Щедрин предпочитает выход на все новые и новые "орбиты". Экспериментатор и "рисковый человек" по натуре, Родион Щедрин начал с самого главного: с постижения художественного мышления своего народа. Он упорно учился мыслить и говорить на родном музыкальном языке, и язык добром отплатил ему за любовь и настойчивость.

Впервые все это проявилось в Фортепианном концерте и в балете "Конек-Горбунок", созданных в середине 1950-х годов, потом появилось множество других музыкальных произведений: балеты:

Конек-Горбунок» (по сказке П. П. Ершова, 1960)

«Кармен-сюита» (транскрипция фрагментов оперы Ж. Бизе "«Кармен» , 1967)

«Анна Каренина» (лирические сцены по роману «Анна Каренина» Л. Н. Толстого, 1972)

Кармен-сюита — одноактный балет хореографа Альберто Алонсо, поставленный на основе оперы «Кармен» Жоржа Бизе, оркестрованной специально для этой постановки композитором Родионом Щедриным. Либретто балета по мотивам новеллы Проспера Мериме написал его постановщик, Альберто Алонсо. В центре балета — трагическая судьба цыганки Кармен и полюбившего её солдата Хозе, которого Кармен покидает ради молодого Тореро. Взаимоотношения героев и гибель Кармен от руки Хозе предопределены Роком. Таким образом, история Кармен (в сравнении с литературным первоисточником и оперой Бизе) решена в символическом плане, что усилено единством места действия.
Ради постановки знаменитой "Кармен" Бизе-Щедрина из Кубы прибыл первый хореограф Плисецкой Альберто Алонсо.

"Плисецкая - это Кармен. Кармен - это Плисецкая". Однако немногие теперь догадываются, что главный балет Плисецкой родился волей случая. "Так карта легла, - вспоминала Майя Михайловна. Хотя об этой роли я мечтала всю жизнь". В далеком 1966 году она и предположить не могла, что найдет хореографа своей мечты среди зимы в "Лужниках" на вечере кубинского балета. После первых же тактов зажигательного фламенко Плисецкая с трудом могла удержаться в кресле и в антракте буквально ворвалась за кулисы. Все, что она могла произнести, завидев хореографа: "Вы поставите для меня "Кармен"?" "Я об этом мечтаю", - расплывшись в улыбке, ответил Альберто Алонсо. Постановка оказалась вызывающе новаторской, а главная героиня - чертовски сексуальной, но запретить спектакль балетмейстера с Острова свободы никто не решался - это значило поссориться с Фиделем Кастро. "Вы предательница балета, - бросила в лицо Плисецкой министр культуры Фурцева. - Ваша Кармен умрет!" "Кармен будет жить, пока жива я", - гордо ответила тогда Плисецкая.



Все движения Кармен-Плисецкой несли особый смысл, вызов, протест: и насмешливое движение плечом, и отставленное бедро, и резкий поворот головы, и пронизывающий взгляд исподлобья… Невозможно забыть, как Кармен Плисецкой — словно застывший сфинкс — смотрела на танец Тореадора, и вся её статичная поза передавала колоссальное внутреннее напряжение: она завораживала зрителей, приковывала к себе их внимание, невольно (или сознательно?) отвлекая от эффектного соло Тореадора.

Почти 40 лет спустя судьба выложила новый пасьянс. Директором балета Большого театра стал ее последний партнер по сцене Алексей Ратманский. И в день возобновления "Кармен" на главной сцене страны 18 ноября 2005 года Майя Плисецкая произнесла: "Я умру. Кармен останется".

Художник Б. Мессерер, дирижер Г. Рождественский.

Сюжет

Городская площадь. Развод караула. Коррехидор (офицер) ставит на караульный пост солдата Хозе. Красивый молодой солдат привлекает внимание цыганки Кармен. Она пытается очаровать его. Ее старания достигают цели, но Хозе остается верен долгу и не покидает пост.

Неожиданно возникает драка между работницами табачной фабрики. Кармен объявляют зачинщицей. Коррехидор приказывает Хозе препроводить Кармен в тюрьму. По дороге влюбленный солдат отпускает Кармен, тем самым совершая преступление перед законом. Чтобы не расставаться с любимой женщиной, Хозе дезертирует.

Появляется великолепный Тореро, любимец публики. Его страстный рассказ о своих подвигах на арене не оставляет равнодушной Кармен. Охваченная новым чувством, Кармен не желает замечать ревности Хозе. И только приход Коррехидора резко меняет ситуацию. Коррехидор требует, чтобы Хозе немедленно вернулся в казарму. Взбешенный Хозе выхватывает нож и прогоняет офицера.

Кармен поражена и восхищена поступком Хозе. Она снова влюблена в него, снова готова дарить ему свою любовь.

Кармен гадает. Появляется Рок - страшное воплощение судьбы Кармен. Рок предвещает неотвратимость трагической развязки.

Арена для боя быков. Тореро демонстрирует свое блестящее мастерство. Ему противостоит существо, в котором образ быка и образ Рока соединены воедино. Кармен с восторгом наблюдает за Тореро.

Появляется Хозе. Он требует и умоляет Кармен вернуть ему любовь. Но для Кармен его слова звучат как принуждение и насилие над ее волей. Она резко отвергает Хозе. Не в силах смириться с потерей возлюбленной, Хозе закалывает ее кинжалом.

Сюжет новеллы Мериме идеально подходит для балета. Не случайно в 1846 году, уже через год после появления новеллы в печати и почти за 30 лет до премьеры оперы Бизе , Мариус Петипа поставил в Мадриде одноактный балет «Кармен и тореадор», имевший огромный успех.

Идея постановки «Кармен-сюиты» в Большом театре принадлежит Майе Плисецкой , мечтавшей о роли Кармен.

«Танцевать Кармен мне хотелось всегда, - говорит балерина. - Мысль о своей Кармен жила во мне постоянно - то тлела где-то в глубине, то повелительно рвалась наружу. С кем бы ни заговаривала о своих мечтах - образ Кармен являлся первым. Начала с либретто. Решила увлечь своей затеей - чем черт не шутит - Шостаковича. Он мягко, но непреклонно отказался. Главный его довод был - „боюсь Бизе" - с полушутливой интонацией. Потом подступалась к Хачатуряну. Но дальше разговоров дело не ушло... И вот новое действующее лицо. В конце 1966 года на гастроли в Москву приехал Кубинский национальный балет. Шел спектакль, поставленный их главным балетмейстером Альберто Алонсо. С первого же движения меня словно ужалила змея. Это язык Кармен. Это ее пластика. Ее мир. В антракте бросаюсь за кулисы. „Альберто, вы хотите поставить,Кармен"? Для меня?" - „Это моя мечта..." Скоро Альберто Алонсо приехал в Москву с уже сочиненным либретто, музыку же обещал написать для меня Щедрин...»

«Меня привлекла мысль Майи Плисецкой, - рассказывал Альберто Алонсо, - хореографическим языком рассказать историю цыганки Кармен. Не переложить на танец гениальную оперу и новеллу Проспера Мериме, нет! - А создать балет на эту страстную, темпераментную музыку, весь решить его сквозь образ Кармен, один из величайших в мировой музыкально-литературной классике».

Свой весомый вклад в успех спектакля внес художник Борис Мессерер. Виктор Березкин пояснял: «Мессерер в „Кармен-сюите" Бизе - Р. Щедрина (Большой театр, 1968) превратил сценическое пространство в своего рода полукруглый дощатый загон, обозначавший и цирковую площадку - место боя быков, и обобщенно-метафорическую арену жизни, на которой разыгрывается трагический спектакль человеческого бытия. В центре дощатого забора - вход на арену, а наверху, полукругом, - стулья с высоченными спинками; на них сидят люди, которые являются и зрителями разворачивающегося на арене представления и судьями. Такая двойственность была принципом сценического решения, последовательно проведенным через весь спектакль. Огромная условная маска быка, которая висела над сценой как своего рода эмблема балета, могла считаться афишей, приглашающей на представление боя быков, и одновременно образом безликости. Двойственность была и в костюмах. Так, например, одну руку тореадора художник делает черной и гладкой, другую - пышной и белой».

О своей работе над партитурой балета рассказал Родион Щедрин : «Слишком прочно связана наша память с музыкальными образами бессмертной оперы. Так пришла мысль о транскрипции. Когда-то этот, почти забытый сегодня, жанр музыкального искусства был одним из самых распространенных. Выбрав жанр, надо было выбрать инструментарий. Надо было решить, какие инструменты симфонического оркестра смогут достаточно убедительно компенсировать отсутствие человеческих голосов, какие из них ярче всего подчеркнут очевидную хореографичность музыки Бизе. В первом случае эту задачу, на мой взгляд, могли решить струнные инструменты, во втором - ударные. Так сложился состав оркестра - струнные и ударные. <...> Опера и балет- виды искусства, бесспорно, братские, но каждый из них требует своей закономерности. Балетный оркестр, мне кажется, должен звучать на несколько градусов „горячее" оперного. Ему надлежит „дорассказать" куда больше, чем оркестру оперному. Да простят мне сравнение, что „жестикуляция" музыки в балете должна быть гораздо резче и заметнее. Я с искренней увлеченностью работал над партитурой балета. Преклоняясь перед гением Бизе, я старался, чтобы преклонение это всегда было не рабским, но творческим. Хотелось использовать все виртуозные возможности выбранного состава».

Взяв за основу сочинение Бизе, Щедрин исходил не из новеллы Мериме, а из оперы, завоевавшей всемирную известность. Он сузил сюжет оперы, исключив показ жизненного фона, и ограничился конфликтами Кармен с Хозе и с обществом, условно названным «обществом масок». Выполняя, казалось бы, почти служебную задачу по просьбе любимой жены, Щедрину удалось создать яркое, насыщенное контрастами сочинение. «Кармен-сюита» исполняется на концертной эстраде не реже, чем на театральных подмостках.

После премьеры в Большом театре о музыке балета разгорелись жаркие споры. Одни горячо восприняли услышанное, наслаждаясь новым оркестровым нарядом хорошо знакомых тем французского композитора. Другие искренне недоумевали, почему Щедрин предпочел привлечь в качестве основы балета музыку всемирно известной оперы Бизе, а не создать для него собственную. Были даже и такие, кто с негодованием протестовал против подобного «эксперимента» с оперой мирового классического наследия.

Образ Кармен принадлежит к числу лучших ролей в репертуаре Майи Плисецкой. Здесь наиболее ярко проявились грани таланта выдающейся артистки, вызывая восторг зрителей и театральных критиков. Балетовед Вадим Гаевский восхищался: «В балете важны отношения Кармен не только с главными персонажами, но и со статистами, зрителями корриды. Ожесточение, которым она окружена, ее самое не пугает и не ожесточает. Кармен Плисецкой играет с толпой, как тореадор с быком: она дерется с бесстрашием, негодует с достоинством, насмешничает с блеском. Не этой толпе лишить эту Кармен веры в себя, страстного интереса к жизни, азартной любви к авантюрам. Кармен у Плисецкой не только цыганка, но и испанка из племени Дон Жуана, и стиль роли - не романс, не надрыв, но тот же, что и у Моцарта, - drama giocosa, веселая драма».

Однако не все были единодушны в оценке балета. Выдающийся хореограф Федор Лопухов, анализируя балетный язык спектакля, в частности, находил, «что подъем ноги, да еще с тыканьем ею в живот Хозе, исполняемый Кармен в постановке „Кармен" А. Алонсо - есть непристойность. <...> И тыканье ногой у Кармен в Хозе трактует не любовную Кармен, что в музыке Бизе, а, увы, гулящую девку, что лично я принять не могу».

В 1978 году был снят фильм-балет по одноименному сочинению Щедрина и спектаклю Большого театра (режиссер Ф. Слидовкер, хореограф А. Алонсо, оператор А. Тафель, художник Н. Виноградская, дирижер Г. Рождественский). В главных партиях: Кармен - Майя Плисецкая, Хозе - Алексанр Годунов, Тореро - Сергей Радченко, Коррехидор - Виктор Барыкин, Рок - Лойпа Араухо. После эмиграции Годунова в 1979 году этот фильм ряд лет был недоступен советским зрителям.

Яркая музыка балета, интересная хореографическая концепция Алонсо, рожденная под влиянием неповторимой личности Плисецкой, пополнили балетный репертуар XX века. В 1970-х годах «Кармен-сюиту» ставили много и часто разные хореографы в различных городах страны. Интересен был наполненный символикой, страстный спектакль Германа Замуэля (1972) с Валентиной Мухановой (Кармен), Василием Островским (Хозе), Никитой Долгушиным (Тореро), выдержавший в ленинградском Малом театре оперы и балета 68 представлений.

Позже Большой театр возвратил в свой репертуар балет, специально поставленный для выдающейся балерины и навсегда связанный с ее именем. 18 ноября 2005 года состоялась премьера возобновления «Кармен» (хореограф-постановщик А. Алонсо, художник-постановщик Б. Мессерер, дирижер-постановщик П. Сорокин, ассистент хореографа-постановщика С. Калеро Алонсо, художник по свету А. Рубцов). Премьера прошла на новой сцене Большого театра в рамках фестиваля в честь Майи Плисецкой.

Специально приехавший для возобновления балета в Москву Алонсо сказал в интервью: «Я принес в Большой стиль, который искал еще на Кубе. Его можно обозначить как соединение классических па с испано-кубинскими танцами. Конечно, хотелось, чтобы получился современный спектакль. Ведь мир все время движется. Но что такое современный танец? Балерина надевает пуанты - и получается классика, потом снимает их и танцует без пуантов - вот вам новое. Мне очень нравится драматический театр, многое в „Кармен" на этом основано. Движения должны разговаривать. Кармен делает взмах ногой в сторону Хосе, и это как окрик „Эй, ты!" ... Проблема Хосе в том, что он жертва. Кармен - цыганка, свободная женщина, воровка. Она всегда делает только то, что ей хочется в данную минуту. Хосе - воин. Он жил в иной системе координат, где понятие „долг" превыше всего. Он должен слушаться приказа, но нарушает все устои, потеряв голову от страсти, идет против законов солдата, лишается службы, становится изгоем, а потом теряет любовь - единственный оставшийся смысл жизни, любовь, ради которой он пожертвовал социальным статусом. У Хосе не остается ничего, кроме бешенства отчаяния. Он не солдат и не любовник. Он никто».

Балет, поставленный в расчете на неповторимую индивидуальность Плисецкой, обрел новый облик и новую жизнь. Журнал «Афиша» отмечал: «Казалось бы, без огненного взгляда Плисецкой, ее вызывающе вздернутого плеча и бьющего наотмашь взлета ноги в батмане „Кармен-сюиты" не существует: кого в наши дни удивишь черным силуэтом бычьей головы на красном заднике и призванной символизировать рок шлангообразной девицей, запаянной в черный комбинезон. Но с появлением в заглавной роли Марии Александровой легенда превратилась в живой спектакль. В балерине нет ничего от Плисецкой. Зато в насмешливом взгляде, расслабленной походке, хищной линии руки и ноге, упруго обвивающей стул, - много от самой Кармен». Вслед за Александровой на роль Кармен решились и другие балерины - Светлана Захарова и даже гастролерша из Мариинского театра Ульяна Лопаткина.

А. Деген, И. Ступников

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры