Биография. Композитор, аранжировщик, певец и дирижёр Варламов Александр Владимирович: биография, творчество и интересные факты Александр варламов композитор краткая биография

Главная / Чувства

Романсы и песни А. Варламова - яркая страница русской вокальной музыки. Композитор замечательного мелодического дарования, он создал произведения большой художественной ценности, завоевавшие редкую популярность. Кому не известны мелодии песен «Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица метет» или романсов «Белеет парус одинокий», «На заре ты ее не буди»? По справедливому замечанию современника, его песни «с чисто русскими мотивами сделались народными». Знаменитый «Красный сарафан» пелся «всеми сословиями - и в гостиной вельможи, и в курной избе мужика», и даже был запечатлен в русском лубке. Музыка Варламова нашла отражение и в художественной литературе: романсы композитора, как характерный элемент быта, введены в произведения многих писателей - Н. Гоголя, И. Тургенева, Н. Некрасова, Н. Лескова, И. Бунина и даже английского автора Дж. Голсуорси (роман «Конец главы»). Но судьба композитора сложилась менее счастливо, чем судьба его песен.

Варламов родился в небогатой семье. Его музыкальная одаренность проявилась рано: он самоучкой научился играть на скрипке - подбирал по слуху народные песни. Красивый, звонкий голос мальчика определил его дальнейшую судьбу: в 9 лет он был принят в петербургскую Придворную певческую капеллу малолетним певчим. В этом прославленном хоровом коллективе Варламов занимался под руководством директора капеллы выдающегося русского композитора Д. Бортнянского. Вскоре Варламов стал солистом хора, выучился игре на фортепиано, виолончели, гитаре.

В 1819 г. молодого музыканта посылают в Голландию учителем певчих в русской посольской церкви в Гааге. Перед юношей открывается мир новых разнообразных впечатлений: он часто посещает оперу, концерты. даже сам выступает публично как певец и гитарист. Тогда же, по собственному признанию, он «нарочито учился теории музыки». По возвращении на родину (1823) Варламов преподает в петербургской Театральной школе, занимается с певчими Преображенского и Семеновского полков, затем снова поступает в Певческую капеллу хористом и учителем. Вскоре в зале Филармонического общества он дает свой первый в России концерт, где дирижирует симфоническими и хоровыми произведениями и выступает в качестве певца. Немалую роль сыграли встречи с М. Глинкой - они способствовали формированию самостоятельных взглядов молодого музыканта на развитие русского искусства.

В 1832 г. Варламов был приглашен помощником капельмейстера Московских императорских театров, затем получил место «композитора музыки». Он быстро вошел в круг московской художественной интеллигенции, в среде которой было много талантливых людей, разносторонне и ярко одаренных: актеры М. Щепкин, П. Мочалов; композиторы А. Гурилев, А. Верстовский; поэт Н. Цыганов; писатели М. Загоскин, Н. Полевой; певец А. Бантышев и др. Их сближало горячее увлечение музыкой, поэзией, народным искусством.

«Музыке нужна душа», - писал Варламов, - «а у русского она есть, доказательство - наши народные песни». В эти годы Варламов сочиняет «Красный сарафан», «Ох, болит, да щемит», «Что это за сердце», «Не шумите, ветры буйные», «Что отуманилась, зоренька ясная» и другие романсы и песни, вошедшие в «Музыкальный альбом на 1833 год» и прославившие имя композитора. Работая в театре, Варламов пишет музыку ко многим драматическим постановкам («Двумужница» и «Рославлев» А. Шаховского - вторая по роману М. Загоскина; «Князь Серебряный» по повести «Наезды» А. Бестужева-Марлинского; «Эсмеральда» по роману «Собор парижской богоматери» В. Гюго, «Гамлет» В. Шекспира). Постановка шекспировской трагедии была выдающимся событием. О переводе Полевого, игре Мочалова в роли Гамлета, о песне безумной Офелии восторженно писал В. Белинский, посетивший этот спектакль 7 раз...

Балет тоже интересовал Варламова. 2 его произведения в этом жанре - «Забавы султана, или Продавец невольников» и «Хитрый мальчик и людоед», написанный совместно с А. Гурьяновым по сказке Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик», - шли на сцене Большого театра. Композитор хотел написать и оперу - его увлек сюжет поэмы А. Мицкевича «Конрад Валленрод», но замысел остался нереализованным.

На протяжении всей жизни не прекращалась исполнительская деятельность Варламова. Он систематически выступал в концертах, чаще всего как певец. Композитор обладал небольшим, но красивым по тембру тенором, пение его отличалось редкой музыкальностью и задушевностью. «Он неподражаемо высказывал... свои романсы», - замечал один из его друзей.

Варламов был широко известен и как вокальный педагог. Его «Школа пения» (1840) - первая в России крупная работа в этой области - и сейчас не утратила своего значения.

Последние 3 года Варламов провел в Петербурге, где надеялся снова поступить учителем в Певческую капеллу. Желание это не осуществилось, жизнь складывалась трудно. Широкая известность музыканта не защитила его от бедности и разочарований. Он умер от туберкулеза в возрасте 47 лет.

Основной, наиболее ценной частью творческого наследия Варламова являются романсы и песни (ок. 200, включая ансамбли). Круг поэтов очень широк: А. Пушкин, М. Лермонтов, В. Жуковский, А. Дельвиг, А. Полежаев, А. Тимофеев, Н. Цыганов. Варламов открывает для русской музыки А. Кольцова, А. Плещеева, А. Фета, М. Михайлова. Как и А. Даргомыжский, он один из первых обращается к Лермонтову; его внимание привлекают также переводы из И. В. Гете, Г. Гейне, П. Беранже.

Варламов - лирик, певец простых человеческих чувств, его искусство отражало думы и чаяния современников, было созвучно духовной атмосфере эпохи 1830-х гг. «Жажда бури» в романсе «Белеет парус одинокий» или состояние трагической обреченности в романсе «Тяжело, не стало силы» - характерные для Варламова образы-настроения. Веяния времени сказались и в романтической устремленности, и в эмоциональной открытости варламовской лирики. Диапазон ее достаточно широк: от светлых, акварельных красок в пейзажном романсе «Я люблю смотреть в ясну ноченьку» до драматической элегии «Тебя уж нет».

Творчество Варламова неразрывно связано с традициями бытовой музыки, с народной песней. Глубоко почвенное, оно тонко отражает ее музыкальные особенности - в языке, в тематике, в образном строе. Многие образы варламовских романсов, а также ряд музыкальных приемов, связанных прежде всего с мелодикой, устремлены в будущее, а умение композитора поднимать бытовую музыку на уровень подлинно профессионального искусства заслуживает внимания и в наши дни.

Варламов А. Е.

Александр Егорович (15(27) XI 1801, Москва - 15(27) X 1848, Петербург) - рус. композитор, певец (тенор), педагог-вокалист и дирижёр. Род. в семье отставного военного, молдаванина по происхождению. С детских лет проявил муз. одарённость, по слуху научился играть на скрипке, виолончели, гитаре, фп. Муз. образование получил в петерб. Придв. певч. капелле (в 1811 зачислен в штат капеллы малолетним певчим). Способности В. привлекли внимание директора капеллы Д. С. Бортнянского, к-рый принял участие в его занятиях. В 1819 В. был назначен учителем певчих рус. придворной церкви в Гааге (Голландия). Здесь началась его деятельность как хорового дирижёра, камерного певца (первые концертные выступления) и гитариста. В 1823 возвратился в Петербург, работал учителем пения в театральной школе, с 1829 - в Придворной капелле. В 1827 познакомился с М. И. Глинкой (В. помогал ему в организации домашних концертов и репетиций). С 1832 поселился в Москве, получил место "композитора музыки" и помощника капельмейстера имп. т-ров. В 1843 вышел в отставку. Сближение В. с моск. артистич. средой (А. Н. Верстовский, М. С. Щепкин, П. С. Мочалов, поэт-актёр Н. Г. Цыганов) способствовало его творч. развитию. В 1833 он выпустил первый сб. романсов и песен, в 1834-35 издавал нотный жури. "Эолова арфа", в к-ром наряду с собственными печатал сочинения Глинки, Верстовского и др. Особый успех имели конц. выступления В. - талантливого певца, исполнителя написанных им романсов и песен. Не обладая большим певч. голосом, он привлекал слушателей тонкой и вдумчивой интерпретацией, мастерством кантилены, выразительностью декламации. Свои исполнительские принципы В. зафиксировал в "Полной школе пения" (изд. 1840), являющейся одним из первых русских методических руководств по вокальной педагогике.

В течение "моск. периода" (1832-44) В. создал большую часть произв. (более 100 романсов и песен). Последние годы жизни (с 1845) провёл в Петербурге. Знаменательной для него была дружба с лит. критиком А. А. Григорьевым, знатоком и ценителем рус. фольклора. В. изучал нар. песню, создал сб. обработок - "Русский певец" (не окончил, вышли 43 песни). Всю жизнь В. провёл в тяжёлых материальных условиях, подорвавших его здоровье (умер от туберкулёза горла).
В историю рус. музыки В. вошёл как мастер романса. Он приблизил этот жанр к его нар. истокам, к песенной культуре широкой демократич. среды. В романсах В. нашли отражение образный строй рус. нар. песни, её интонац. и ладовые особенности. Тонкое знание вок. иск-ва помогло ему создать яркие образцы рус. кантилены, свободно льющиеся мелодии широкого дыхания. Большое влияние на стиль В. оказала манера исполнения певцов-цыган. Талантливый художник, В. претворил в своём творчестве лучшие черты этой старинной традиции: эмоциональную наполненность, страстность, импровизац. свободу мелодич. развития.
В искренней, задушевной лирике В. нашла выражение духовная атмосфера последекабристских лет. В его песнях, то полных скорби, то бурных, стремительных и тревожных, современники ощущали скрытый протест, тоску о прекрасном, страстный порыв к свету и счастью.
В. создал ок. 200 романсов и песен, в основном на стихи рус. поэтов - М. Ю. Лермонтова, А. Н. Плещеева, А. А. Фета и др. Охотно обращался он к творчеству поэтов-песенников: А. В. Кольцова, Н. Г. Цыганова, А. В. Тимофеева, на стихи к-рых В. написал свои лучшие "русские песни" в нар. духе. Среди них преобладают 2 жанра: лирич. протяжная и скорая плясовая. В протяжных песнях с особой полнотой проявились характерные черты дарования В.: мелодич. щедрость, пластичность вок. мелодии. Свободно, естественно претворяются в них приёмы рус. нар. песенности - вариантно-попевочное развитие, постепенное развёртывание широкой мелодии из основной, начальной попевки, обильные внутрислоговые распевы, придающие песне чисто рус. широту и величавую неторопливость движения ("Ах ты время, времячко", "Что ты рано, травушка"). Ко второму типу относятся песни активного ритма: "Вдоль по улице метелица метёт", "Что это за сердце", "Соловьем залётным" и др. В них проявилось влияние цыганской песни-пляски.
В нек-рых песнях В. сказалось воздействие гор. фольклора с типичными для него танц. ритмами. Таковы лирически-задушевные, пронизанные вальсовым ритмом песни-романсы: "На заре ты её не буди", "Тяжело, не стало силы", "Ты не пой, соловей". Влияние гор. бытовой традиции заметно в одной из самых популярных песен В. - "Не шей ты мне, матушка, красный сарафан" (сл. Цыганова). Наряду с "Колокольчиком" Гурилёва и "Соловьем" Алябьева эта песня сделалась общенар. достоянием.
Открытая эмоциональность и полнота чувства, присущие песням В., отразились также в его романсовой лирике. И здесь характерными чертами творчества В. остаются романтич. взволнованность, острый контраст душевных состояний, непосредственность лирич. высказывания. В романсах В. следует принципу широкого обобщения поэтич. текста в ясной, напевной мелодии. Певцом элегич. настроений, раздумья и созерцания он выступает в романсах "Одиночество", "Ангел", "Мне жаль тебя", отчасти близких к элегич. лирике М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского. Более светлая лирич. окраска присуща его "пейзажным" романсам ("Горные вершины", "Я люблю смотреть в ясну ноченьку"). Контрастны им темпераментные романсы на сл. Лермонтова ("Белеет парус одинокий"), Кольцова ("Я любила его", "Ненаглядный ты мой"). Иногда композитор усиливает черты декламац. экспрессии и широко пользуется речитативом, превращая романс в драм. монолог ("Напоминание", "Грусть", "Доктор"). В. обогатил жанр баллады, подчинив его рус. песенному стилю. В балладах "Песня разбойника" и "Оседлаю коня" традиционные романтич. образы приобретают новую трактовку в духе драматизированной рус. песни.
Работая преим. в области вок. жанров, В. писал также музыку к драм. спектаклям (его театр. музыка сохранилась не полностью и мало изучена). В этом жанре он проявил себя одарённым композитором, ярко отразившим романтич. тенденции рус. т-ра 30-40-х гг. 19 в. С большим знанием специфики сцены написана музыка к трагедии "Гамлет" Шекспира (1837, по заказу П. С. Мочалова, исполнителя главной роли). С успехом шли на сцене Большого т-ра балеты В. "Забавы султана" (1834), "Хитрый мальчик и людоед" (1837).
Творчество В., как и его современника А. Л. Гурилёва, долгое время недооценивалось. Критики 19 в., в т.ч. В. В. Стасов, пренебрежительно отзывались о "дилетантских" романсах этих композиторов. Сов. исследователи (в первую очередь Б. В. Асафьев) опровергли эту несправедливую точку зрения, убедительно показали глубокую народность творчества В., его значение в истории музыки. Правдивое, демократическое иск-во В. создало свою традицию в рус. музыке и нашло отклик в творчестве А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова.
Сочинения : балеты - Забавы султана, или Продавец невольников (1834), Хитрый мальчик и людоед (совм. с А. С. Гурьяновым, по сказке Ш. Перро "Мальчик-с-пальчик", 1837); ок. 200 романсов и песен (собр. соч. в 12 тт., изд. А. Гутхейля); обработки рус. нар. песен для голоса с фп., в т.ч. сб. Русский певец (СПБ, 1846, не окончен); вок. ансамбли; хоры, в т.ч. 3 Херувимские (для хора a cappella, 1828); фп. пьесы; музыка к драм. спектаклям - Рославлев (Шаховского по роману Загоскина; совм. с А. Н. Верстовским, 1832, Большой т-р, Москва), Двумужница, или Волжские разбойники (Шаховского, 1833), Муромские леса, или Выбор атамана (А. Ф. Вельтмана, 1834), Ермак (Хомякова, 1835), Гамлет (Шекспира, 1837), Эсмеральда, или Четыре рода любви (по В. Гюго, 1839), Булат-Темир, татарский богатырь, или Донская битва (В. Р. Зотова, 1839), Майко (П. В. Беклемишева, 1841) и др. Литература : Финдейзен H. P., Александр Егорович Варламов, "РМГ", 1898, No 11; Булич С. К., А. Е. Варламов. Несколько новых данных для его биографии, "РМГ", 1901, NoNo 45-47, 49; Сатин X., Александр Егорович Варламов, "СМ", 1948, No 8; Тынянова Е., На заре русского романсового творчества, там же; Асафьев Б. В., Евгений Онегин..., Избр. труды, т. II, М., 1954; его же, Композиторы первой половины XIX века, Избр. труды, т. IV, М., 1955; Глумов A., Музыка в русском драматическом театре, М., 1955; Васина-Гроссман В. A., Русский классический романс XIX века, М., 1956; Листова Н., Александр Варламов, М., 1968. О. Е. Левашёва.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Варламов А. Е." в других словарях:

    Константин Александрович (1848 1915), актер. С 1875 в Александринском театре в Санкт Петербурге. Сын А.Е. Варламова. Популярный комик буфф (дядя Костя), любимый зрителями за непосредственность и обаятельное простодушие. Варламов был наделен и… … Современная энциклопедия

    Александр Егорович (1801 48), композитор, певец; около 200 романсов и песен, основанных на интонациях русского городского и крестьянского фольклора (Вдоль по улице метелица метет, Красный сарафан, На заре ты ее не буди) … Современная энциклопедия

    - (Александр Егорович) весьма талантливый автормногочисленных русских романсов и песен, из которых многие приобреличрезвычайную популярность, благодаря искренности, мелодичности,доступности и нередко русскому народному пошибу. В. родился в 1801… …

    - (Константин Александрович) комик, родился в 1851 г., сынизвестного композитора. Впервые В. появился на сцене в Кронштадте, втруппе А. М. Читау. На петербургской сцене В. дебютировал в 1875 г. Сосмертью Виноградова (1877) роли покойного перешли к… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Варламов фамилия. Известные носители Варламов, Александр Владимирович (1904 1990) композитор, один из основоположников советского джаза. Варламов, Александр Егорович (1801 1848) русский композитор. Варламов, Константин… … Википедия

    Игорь Валерьевич Варламов Игорь Варламов (2006) Дата рождения: 1 июля 1964 Гражданство: СССР, Россия Род деятельности: поэт, прозаик, эссеист Годы т … Википедия

    I Варламов Александр Егорович , русский композитор. С 10 лет пел и обучался в Петербургской придворной певческой капелле. В 1819 23 учитель певчих в русской посольской церкви в Гааге. В… … Большая советская энциклопедия

    1. ВАРЛАМОВ Александр Владимирович (1904 90), джазовый композитор, дирижёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1979). Правнук А. Е. Варламова. Один из первых отечественных композиторов, pa6отавших в области джаза. Эстрадно джазовые композиции… … Русская история

    А. Е. Варламов Александр Егорович Варламов (15 (27) ноября 1801 года, Москва 15 (27) октября 1848 года, Санкт Петербург) русский композитор. Происходил из «волошских», то есть молдавских дворян. Биография Родился в Москве 15 ноября 1801 года.… … Википедия

Книги

  • А. Е. Варламов. Полное собрание музыкальных сочинений , А. Е. Варламов. Москва, 1888 год. Издание А. Гутхейль. Издательский переплет. Сохранность хорошая. Сохранена оригинальная обложка. Слегка пожелтевшие страницы. Небольшие надрывы по краям листов. На обложке…

Варламов Александр - известный композитор, который создал около 200 произведений за свои 47 лет жизни.

Все свои творческие силы он направлял на написание романсов и песен, в которых в полной мере отразилась душа русского человека.

В своих произведениях, основанных на стихотворениях русских классиков, он выражает мятежный дух, который помещен в строчки поэтических стихотворений.

Детство

Родился Александр Егорович в Москве в ноябре15.(27).1801 года. Его отец был мелким чиновником, а своим происхождением он восходил к молдавским дворянам. Уже в юные годы он проявлял интерес к музыкальному искусству. Он мог играть на слух, не зная нотной грамоты, на скрипке и на гитаре.

Когда мальчику исполнилось десять лет, он поступил в придворную капеллу в Санкт-Петербурге. Благодаря своим талантам и способностям, а также красивому пению ему легко удалось попасть туда. Директор капеллы полюбил маленького Александра. Д. С. Бортнянский даже давал молодому Варламову частные уроки, за что во взрослой жизни будущий композитор был ему очень благодарен.

Биография

По окончании придворной капеллы в 1819 году Александр Егорович становится преподавателем пения в православной церкви в Гааге. Это место можно назвать началом его карьеры. Варламов начинает вести деятельность дирижера, певца и гитариста. Спустя четыре года он возвращается в Санкт-Петербург, где находит работу в театре в качестве учителя пения.

В 1829 году ему удается получить работу преподавателя в придворной капелле. В 1832 году он переезжает в Москву. Благодаря своим заслугам он получает место помощника капельмейстера в императорском театре. Александр быстро входит в светскую жизнь, где сближается со многими известными людьми, повлиявшими на его творчество. Среди них биографы выделяют А.Н. Верстакова, М.С. Щепкина, П.С. Мочалова и Н.Г. Цыганова.

В 1833 году все внимание элиты было направлено на композитора, так как именно тогда он выпускает свой первый сборников романсов. На протяжении следующих двух лет он является издателем «Эоловой арфы». В этом периодическом издании публиковались новые музыкальные произведения не только самого Варламова, но и других популярных композиторов современников.

В 1840 году он первый написал и издал педагогическое пособие по пению. В «Полной школе пения» он излагал свои взгляды и методы преподавания. В 1843 году он выходит в отставку и покидает свою должность «композитора музыки» в императорском театре.

Последние три года своей жизни он проживает в Санкт-Петербурге. Из-за сильных материальных лишений, которые преследовали композитора всю жизнь, его здоровье было сильно подорвано. Александр умирает от туберкулеза в 1848 году.

Личная жизнь

У композитора была большая семья, которую он должен был прокормить. От первой жены к 1840 году у него родились четверо детей: Георгий, Николай, Елена и Павел. После смерти супруги он повторно женится в 1842 году на Марии Александровне Сатиной. От этого брака у него родились три ребенка: Дмитрий, Мария, умершая еще маленькой, и знаменитый впоследствии драматический актёр - Константин. Последний ребенок родился через несколько месяцев после смерти Александра Егоровича.

Творчество

Основными жанрами, которые занимали композитора, были лирическая песня и русские романсы. В его музыкальных произведениях можно увидеть отпечаток декабрьских событий, так как многие романсы проникнуты печалью, скорбью, а также стремлением к лучшему будущему и бегство от тревожного настоящего. Что касается вокальных произведений Варламова, то во многих из них отразилось влияние «городского фольклора». В его романсах четко прослеживается танцевальный ритм.

Знаменитые произведения

  • Красный сарафан;
  • Соловушко;
  • Поэт;
  • Горные вершины;
  • Белеет парус одинокий и др.
  • При жизни композитора было опубликовано 43 его песни.
  • Всего музыкантом было создано более 200 произведений.
  • Большое влияние на творчество Варламова оказал цыганский фольклор.
  • Варламов написал песни и романсы на стихи М.Ю.


Варламов, Александр Егорович

Весьма талантливый автор многочисленных русских романсов и песен, из которых многие приобрели чрезвычайную популярность благодаря искренности, мелодичности, доступности и нередко русскому народному пошибу. В. родился в 1801 г., умер в 1851 г. Воспитывался в придворной певческой капелле, под руководством знаменитого Бортнянского. Готовился сначала к карьере певца, но вследствие ослабления голоса ему пришлось отказаться от этой мысли. Получив место псаломщика в Нидерландах, он пробыл некоторое время за границей, где продолжал изучать музыкальное искусство. Вернувшись в Россию, он с 1832 г. был капельмейстером при московских театрах, а с 1835 г. поселился в Петербурге и преподавал пение в разных учебных заведениях. Начало композиторской деятельности В. относится к концу 30-х годов. Первые девять романсов В. были напечатаны в Москве в 1839 году у музыкального издателя Грессера. Из них особенную популярность получили: "Не шей ты мне, матушка, красный сарафан" и "Что отуманилась, зоренька ясная". К этой серии романсов относятся еще: "Пойми меня", "Вот идут полки родные", "Не шумите", "Ох, болит", "Молодая молодка", "Ах ты, молодость". Много романсов было написано В. в сороковых годах; они напечатаны у разных издателей Петербурга и Москвы. Весьма известная "Песнь Офелии", петая В. В. Самойловой в трагедии "Гамлет", издана в 1842 г. у Грессера в Москве; "Испанская серенада" - в 1845 г. у Бернарда, "Разлюби меня" - в том же году у Миллера, "Волшебница" (1844 г., издание магазина "Музыкальное Эхо"), "Белеет парус одинокий" - в 1848 г. у Грессера и пр. Позднее все романсы, счетом 223, изданы Стелловским в Петербурге, в 12 тетрадях. В. пробовал свои силы и в области духовной музыки. Ему принадлежит "Херувимская" на восемь и на четыре голоса (издание Грессера, 1844). Но автор скоро понял, что величественный, требующий строгой выдержки церковный стиль не подходит к характеру его дарования и к его музыкальной технике, не особенно развитой; он вновь перешел к любимым им формам песни и романса. В. заявил о себе, как о педагоге, в своей "Полной школе пения", в трех частях, изданной у Грессера в Москве в 1840 г. Эта школа является у нас первым и для своего времени замечательным вокальным руководством. Теперь это издание Грессера составляет библиографическую редкость. Из трех частей слабее обработана первая, теоретическая часть, представляющая переработку "Nouvelle méthode de chant et de vocalisation" парижского профессора Андраде. Но зато вторая, практическая, сделана совершенно самостоятельно, изобилует многими драгоценными замечаниями, не утратившими своего значения и в настоящее время и изобличающими в авторе большого знатока человеческого голоса. Третья часть заключает в себе десять упражнений для голоса, с аккомпаниментом фортепиано, и две русские песни: "Ах, не одна-то во поле дороженька" и "Не будите меня молоду", переложенный на три голоса. Ни один композитор не выдержал у нас столько изданий, как В. В 1886 году начало выходить в Москве, у Гутхейля, новое полное собрание сочинений В., издаваемое его наследниками.

Н. Соловьев.

{Брокгауз}

Варламов, Александр Егорович

Композитор, род. 15 ноября 1801 в Москве, ум. 15 октября 1848 в СПб. Сын дворянина (молдаванского происхождения), В. 10-ти лет поступил в Придворную певческую капеллу, где дарование его обратило на себя особое внимание Бортнянского; голос его, однако, стал слабеть, в 1819 он вышел из капеллы и отправился в Голландию, где был регентом при церкви русского посольства и служил (псаломщиком?) при дворе В. К. Анны Павловны, принцессы Оранской. В 1823 В. вернулся в Россию и поселился в Москве, где стал давать уроки музыки (он был не только певцом, но также скрипачом и гитаристом). В январе 1829 В. поступил учителем сольного и хорового пения в СПб. придв. певч. капеллу (по 1200 руб. в год); но уже в конце 1831 бросил службу и вскоре снова переехал в Москву, где занял место помощника капельмейстера и "классного композитора" Имп. московских театров (последнее звание умерло с В.), занимаясь в то же время педагогической деятельностью. С 1833 В. пожалована была Государем пенсия в 1000 руб. (ассигн.) в год. Тогда же были изданы первые 9 романсов В., в Москве у Грессера (посвящ. Верстовскому, с которым В. сблизился в Москве). По смерти первой жены В. женился вторично в. 1842, через два года бросил казенную службу в Москве и в 1845 снова переехал в СПб. Старания его снова получить место в капелле. не увенчались успехом и ему пришлось жить исключительно уроками музыки (частными и в учебных заведениях) и своими композициями Песни его и романсы скоро стали очень популярны и оплачивались высшими по тому времени гонорарами (наравне с Глинкой). Возникла даже ни на чем не основанная легенда, будто "Аскольдову могилу" написал В., продавший ее затем Верстовскому. Умер В. внезапно, от разрыва сердца; через несколько недель могила его (на Смоленском кладбище) была размыта наводнением; место ее и теперь неизвестно. Собрание романсов В. (223) было издано еще Стелловским в 12 тетр.; после того большинство их было не раз переиздано. По своему общему характеру и технич. складу они приближаются к алябьевским; впрочем, В. был талантливей своего современника, лучше знал свои силы и оттого лучше применял их. В русских "песнях" В. есть несомненно народные черты, но большей частью черты эти схвачены только поверхностно и нигде не выдержаны до конца. Известнейшие из песен: "Красный сарафан", "Оседлаю коня" (обе послужили темами для "Souvenir de Moscou" Венявского), "Травушка", "Соловушко", "Что отуманилась"; из романсов: "Песнь Офелии", "Мне жаль тебя", "Нет доктор, нет", дуэты: "Пловцы", "Ты не пой" и др. Многие из них и теперь еще охотно распеваются (главным образом в дилетантских кружках). Кроме того, В. написал несколько "херувимских" и первую русскую "Школу пения" (Москва, 1840), первая часть которой (теоретич.) является переделкой парижской школы Андраде, две же остальные (практические) самостоятельны и изобилуют ценными указаниями по искусству пения, во многих отношениях не потерявшими значение и по ныне. Сыновья В.: Георгий, род. 1825, служил в военной службе, автор многих романсов в духе своего отца, и Константин (род. после смерти отца) - даровитый драматический артист СПб. Имп. сцены. См. статью Булича о В. ("Рус. Муз. Газ.", 1901, №№ 45-49).

Варламов, Александр Егорович

(1801-1851) - русский композитор, представитель эпохи т. н. дилетантизма русской музыки. В. по происхождению дворянин. Многочисленные песни и романсы В. (среди них наиболее известны: "Красный сарафан", "Соловьем залетным", "Оседлаю коня", "Травушка", "Соловушко" и др.) представляют собой в большинстве случаев подделку под народную песнь, что находит себе объяснение в том спросе на подслащенную народную песнь, который характеризует музыкальный быт России 1-й половины 19 в. Произведения В., отличающиеся легкостью и доступностью формы, большой мелодичностью я звуковой характерностью, еще при жизни его пользовались большой популярностью; позднее романсы В. продолжали оставаться излюбленным репертуаром в мещанских и купеческих слоях. Недостаточность музыкального образования В. наложила на его творчество печать примитивизма и не позволила стать на уровень тогдашнего западноевропейского музыкального творчества, хотя в некоторых его романсах отразилось влияние Шуберта. В. пользовался большой известностью как педагог. Им составлена школа пения в 3-х частях (Москва, 1840), из которых однако лишь последние две самостоятельны. Собрание романсов В. было издано Стелловским в 12 тетрадях.

Лит.: Булич С., А. Б. Варламов, "Русская музыкальная газета", 1901, №№ 45-49.

Варламов, Александр Егорович

(род. 27.XI.1801 в Москве, ум. 27.X.1848 в Петербурге) - рус. композитор, певец, дирижер, педагог. Муз. образование получил в придворной Певческой капелле ; ученик Д. Бортнянского. В 1819-23 учитель пения при рус. посольской церкви в Гааге; в последующие годы жил в Москве (1823-29, 1832-45) и Петербурге (1829-32, 1845-48). Автор первого в России руководства по вокальной педагогике. Основная область творчества - вокальная лирика (песня, романс), отмеченная близостью к городской бытовой музыке, теплотой, непосредственностью, жанровым разнообразием.

Соч.: балеты "Забавы султана" (1834), "Хитрый мальчик и людоед" ("Мальчик с пальчик", совм. с А. Гурьяновым, 1837); музыка к драм. спект. "Ермак", "Двумужница", "Гамлет" и др.; ок. 200 романсов и песен, в т. ч. "Ах ты время, времечко", "Красный сарафан", "Вдоль по улице метелица метет", "Оседлаю коня", "На заре ты ее не буди", "Песня разбойника" ("Что затуманилась, зоренька ясная"), "Что ты рано, травушка", "Так и рвется душа", "Белеет парус одинокий", "Соловушко", дуэт "Пловцы" и др.; Полная школа пения (1840).

Варламов, Александр Егорович

Известный русский композитор-дилетант. Родился в Москве 15 (27) ноября 1801 года, происходил из молдавских дворян. Еще ребенком он страстно любил музыку и пение, особенно церковное, и рано стал играть на скрипке по слуху (русские песни). В десять лет Варламов поступил певчим в придворную певческую капеллу. В 1819 г. Варламов был назначен регентом придворной русской церкви в Гааге, где жила тогда сестра императора Александра I, Анна Павловна, состоявшая в замужестве с кронпринцем нидерландским. Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, не работал и остался при тех познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих выпускников. В Гааге и Брюсселе тогда была прекрасная французская опера, с артистами которой Варламов познакомился. Быть может, отсюда он и вынес свое искусство пения, давшее ему возможность сделаться впоследствии хорошим учителем вокального искусства.

В 1823 г. Варламов вернулся в Россию. В конце 1828 г. или начале 1829 г. Варламов стал хлопотать о вторичном поступлении в певческую капеллу, причем поднес императору Николаю I две херувимских песни - первые известные нам его сочинения. 24 января 1829 г. он был определен в капеллу в число "больших певчих", причем на него возложена была обязанность обучать малолетних певчих и разучивать с ними сольные партии. В декабре 1831 г. он был уволен со службы в капелле, в 1832 г. занял место помощника капельмейстера императорских московских театров, а в 1834 г. получил звание композитора музыки при тех же театрах. К началу 1833 г. относится появление в печати сборника девяти его романсов (в том числе один дуэт и одно трио) с сопровождением фортепиано, посвященного Верстовскому: "Музыкальный альбом на 1833 г.". Между прочим, в этом сборнике напечатан знаменитый романс "Не шей ты мне, матушка" ("Красный сарафан"), прославивший имя Варламова и сделавшийся известным и на Западе, в качестве "русской национальной песни", а также другой весьма популярный романс "Что отуманилась, зоренька ясная". Достоинства композиторского таланта Варламова: искренность настроения, теплота и задушевность, очевидное мелодическое дарование, стремление к характеристике, выразившееся в довольно разнообразных и местами сложных для того времени аккомпанементах с попытками звуковой живописи, национальный русский колорит, более живой и яркий, чем у современников и предшественников Варламова. Для правильной оценки исторического значения первых романсов Варламова нужно помнить, что в то время у нас имелись лишь романсы братьев Титовых, Алябьева, Верстовского, и только немногим выше стояли первые романсы М.И. Глинки.

Первые романсы Варламова заняли поэтому в тогдашней нашей вокальной литературе видное место и сразу сделались популярными у всех любителей музыки и поклонников национальности в ее более доступной форме.

Варламов сохранил расположение публики и в дальнейшей своей композиторской деятельности. Заслуга Варламова состояла в популяризации национального жанра и в подготовке публики к восприятию в будущем более серьезных произведений нашей национальной художественной музыки. Наряду со своей службой занимался и преподаванием музыки, главным образом - пения, нередко в аристократических домах. Уроки и сочинения его оплачивались хорошо, но, при рассеянном образе жизни композитора (очень любившего карточную игру, за которой он просиживал целые ночи), ему часто приходилось нуждаться в деньгах. Обыкновенно в таких случаях он принимался сочинять (всегда на фортепиано, на котором он играл посредственно, особенно плохо читая с листа) и немедленно же отправлял едва готовую рукопись к издателю для превращения ее в звонкую монету. При таком отношении к делу он не мог подняться выше уровня даровитого дилетанта. В 1845 г. Варламов снова переехал в Петербург, где ему пришлось жить исключительно своим композиторским дарованием, уроками пения и ежегодными концертами. Под влиянием неправильного образа жизни, бессонных ночей за картами, разных огорчений и лишений, здоровье пошатнулось, и 15 октября 1848 года он скоропостижно скончался на карточном вечере его знакомых.

Варламов оставил более 200 романсов и три фортепианных пьесы (марш и два вальса). Известнейшие из этих произведений: романсы Красный сарафан, "Оседлаю коня" (оба послужили темами для скрипичной фантазии Венявского "Souvenir de Moscou"), "Травушка", "Соловушко", "Что отуманилась", "Ангел", "Песнь Офелии", "Мне жаль тебя", "Нет, доктор, нет", дуэты "Пловцы", "Ты не пой" и т. д. Варламову принадлежит также первая русская "Школа пения" (Москва, 1840), первая часть которой (теоретическая) представляет собой переделку парижской школы Андраде, две же остальные (практические) имеют самостоятельный характер и содержат ценные указания по вокальному искусству, не утратившие своего значения и теперь.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Варламов, Александр Егорович" в других словарях:

    Русский композитор. С 10 лет пел и обучался в Петербургской придворной певческой капелле. В 1819‒23 учитель певчих в русской посольской церкви в Гааге. В 1823 возвратился на родину,… … Большая советская энциклопедия

    Варламов, Александр Егорович известный русский композитор дилетант. Родился в Москве 15 ноября 1801 г.; происходил из волошских, то есть молдавских дворян. Еще ребенком он страстно любил музыку и пение, особенно церковное, и рано стал играть на… … Биографический словарь

    - (1801 48), рус. композитор и певец (тенор). Один из видных мастеров рус. вокальной лирики. На стихи Л. создал романсы: «Казачья колыбельная песня» и дуэт «Из Гёте» («Горные вершины») (М., 1842), «Ангел» (М., 1843), «Молитва» («Я, матерь божия...» … Лермонтовская энциклопедия

    - (1801 48) российский композитор, певец. Мастер вокальной лирики. Его музыка основана на интонациях русской народной песни и городского романса. Ок. 200 романсов и песен: Вдоль по улице метелица метет, Красный сарафан, На заре ты ее не буди … Большой Энциклопедический словарь

    Варламов, Александр Егорович - ВАРЛАМОВ Александр Егорович (1801 48), композитор, певец; около 200 романсов и песен, основанных на интонациях русского городского и крестьянского фольклора (“Вдоль по улице метелица метет”, “Красный сарафан”, “На заре ты ее не буди”). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Варламов. Александр Егорович Варламов Дата рождения 15 (27) ноября 1801(1801 11 27) Место рождения Москва Дата смерти … Википедия

В. родился в 1801 г., умер в 1851 г. Воспитывался в придворной певческой капелле, под руководством знаменитого Бортнянского.

Готовился сначала к карьере певца, но вследствие ослабления голоса ему пришлось отказаться от этой мысли. Получив место псаломщика в Нидерландах, он пробыл некоторое время за границей, где продолжал изучать музыкальное искусство.

Вернувшись в Россию, он с 1832 г. был капельмейстером при московских театрах, а с 1835 г. поселился в Петербурге и преподавал пение в разных учебных заведениях.

Начало композиторской деятельности В. относится к концу 30-х годов. Первые девять романсов В. были напечатаны в Москве в 1839 году у музыкального издателя Грессера.

Из них особенную популярность получили: "Не шей ты мне, матушка, красный сарафан" и "Что отуманилась, зоренька ясная". К этой серии романсов относятся еще: "Пойми меня", "Вот идут полки родные", "Не шумите", "Ох, болит", "Молодая молодка", "Ах ты, молодость". Много романсов было написано В. в сороковых годах; они напечатаны у разных издателей Петербурга и Москвы.

Весьма известная "Песнь Офелии", петая В. В. Самойловой в трагедии "Гамлет", издана в 1842 г. у Грессера в Москве; "Испанская серенада" - в 1845 г. у Бернарда, "Разлюби меня" - в том же году у Миллера, "Волшебница" (1844 г., издание магазина "Музыкальное Эхо"), "Белеет парус одинокий" - в 1848 г. у Грессера и пр. Позднее все романсы, счетом 223, изданы Стелловским в Петербурге, в 12 тетрадях.

В. пробовал свои силы и в области духовной музыки.

Ему принадлежит "Херувимская" на восемь и на четыре голоса (издание Грессера, 1844). Но автор скоро понял, что величественный, требующий строгой выдержки церковный стиль не подходит к характеру его дарования и к его музыкальной технике, не особенно развитой; он вновь перешел к любимым им формам песни и романса.

В. заявил о себе, как о педагоге, в своей "Полной школе пения", в трех частях, изданной у Грессера в Москве в 1840 г. Эта школа является у нас первым и для своего времени замечательным вокальным руководством.

Теперь это издание Грессера составляет библиографическую редкость.

Из трех частей слабее обработана первая, теоретическая часть, представляющая переработку "Nouvelle methode de chant et de vocalisation" парижского профессора Андраде.

Но зато вторая, практическая, сделана совершенно самостоятельно, изобилует многими драгоценными замечаниями, не утратившими своего значения и в настоящее время и изобличающими в авторе большого знатока человеческого голоса.

Третья часть заключает в себе десять упражнений для голоса, с аккомпаниментом фортепиано, и две русские песни: "Ах, не одна-то во поле дороженька" и "Не будите меня молоду", переложенный на три голоса.

Ни один композитор не выдержал у нас столько изданий, как В. В 1886 году начало выходить в Москве, у Гутхейля, новое полное собрание сочинений В., издаваемое его наследниками.

Н. Соловьев. {Брокгауз} Варламов, Александр Егорович - композитор, род. 15 ноября 1801 в Москве, ум. 15 октября 1848 в СПб. Сын дворянина (молдаванского происхождения), В. 10-ти лет поступил в Придворную певческую капеллу, где дарование его обратило на себя особое внимание Бортнянского; голос его, однако, стал слабеть, в 1819 он вышел из капеллы и отправился в Голландию, где был регентом при церкви русского посольства и служил (псаломщиком?) при дворе В. К. Анны Павловны, принцессы Оранской.

В 1823 В. вернулся в Россию и поселился в Москве, где стал давать уроки музыки (он был не только певцом, но также скрипачом и гитаристом).

В январе 1829 В. поступил учителем сольного и хорового пения в СПб. придв. певч. капеллу (по 1200 руб. в год); но уже в конце 1831 бросил службу и вскоре снова переехал в Москву, где занял место помощника капельмейстера и "классного композитора" Имп. московских театров (последнее звание умерло с В.), занимаясь в то же время педагогической деятельностью.

С 1833 В. пожалована была Государем пенсия в 1000 руб. (ассигн.) в год. Тогда же были изданы первые 9 романсов В., в Москве у Грессера (посвящ.

Верстовскому, с которым В. сблизился в Москве).

По смерти первой жены В. женился вторично в. 1842, через два года бросил казенную службу в Москве и в 1845 снова переехал в СПб. Старания его снова получить место в капелле. не увенчались успехом и ему пришлось жить исключительно уроками музыки (частными и в учебных заведениях) и своими композициями Песни его и романсы скоро стали очень популярны и оплачивались высшими по тому времени гонорарами (наравне с Глинкой).

Возникла даже ни на чем не основанная легенда, будто "Аскольдову могилу" написал В., продавший ее затем Верстовскому.

Умер В. внезапно, от разрыва сердца; через несколько недель могила его (на Смоленском кладбище) была размыта наводнением; место ее и теперь неизвестно.

Собрание романсов В. (223) было издано еще Стелловским в 12 тетр.; после того большинство их было не раз переиздано.

По своему общему характеру и технич. складу они приближаются к алябьевским; впрочем, В. был талантливей своего современника, лучше знал свои силы и оттого лучше применял их. В русских "песнях" В. есть несомненно народные черты, но большей частью черты эти схвачены только поверхностно и нигде не выдержаны до конца. Известнейшие из песен: "Красный сарафан", "Оседлаю коня" (обе послужили темами для "Souvenir de Moscou" Венявского), "Травушка", "Соловушко", "Что отуманилась"; из романсов: "Песнь Офелии", "Мне жаль тебя", "Нет доктор, нет", дуэты: "Пловцы", "Ты не пой" и др. Многие из них и теперь еще охотно распеваются (главным образом в дилетантских кружках).

Кроме того, В. написал несколько "херувимских" и первую русскую "Школу пения" (Москва, 1840), первая часть которой (теоретич.) является переделкой парижской школы Андраде, две же остальные (практические) самостоятельны и изобилуют ценными указаниями по искусству пения, во многих отношениях не потерявшими значение и по ныне. Сыновья В.: Георгий, род. 1825, служил в военной службе, автор многих романсов в духе своего отца, и Константин (род. после смерти отца) - даровитый драматический артист СПб. Имп. сцены. См. статью Булича о В. ("Рус. Муз. Газ.", 1901, №№ 45-49). (Э.) {Риман} Варламов, Александр Егорович (1801-1851) - русский композитор, представитель эпохи т. н. дилетантизма русской музыки.

В. по происхождению дворянин.

Многочисленные песни и романсы В. (среди них наиболее известны: "Красный сарафан", "Соловьем залетным", "Оседлаю коня", "Травушка", "Соловушко" и др.) представляют собой в большинстве случаев подделку под народную песнь, что находит себе объяснение в том спросе на подслащенную народную песнь, который характеризует музыкальный быт России 1-й половины 19 в. Произведения В., отличающиеся легкостью и доступностью формы, большой мелодичностью я звуковой характерностью, еще при жизни его пользовались большой популярностью; позднее романсы В. продолжали оставаться излюбленным репертуаром в мещанских и купеческих слоях. Недостаточность музыкального образования В. наложила на его творчество печать примитивизма и не позволила стать на уровень тогдашнего западноевропейского музыкального творчества, хотя в некоторых его романсах отразилось влияние Шуберта.

В. пользовался большой известностью как педагог.

Им составлена школа пения в 3-х частях (Москва, 1840), из которых однако лишь последние две самостоятельны.

Собрание романсов В. было издано Стелловским в 12 тетрадях.

Лит.: Булич С., А. Б. Варламов, "Русская музыкальная газета", 1901, №№ 45-49. Варламов, Александр Егорович (род. 27.XI.1801 в Москве, ум. 27.X.1848 в Петербурге) - рус. композитор, певец, дирижер, педагог.

Муз. образование получил в придворной Певческой капелле; ученик Д. Бортнянского.

В 1819-23 учитель пения при рус. посольской церкви в Гааге; в последующие годы жил в Москве (1823-29, 1832-45) и Петербурге (1829-32, 1845-48). Автор первого в России руководства по вокальной педагогике.

Основная область творчества - вокальная лирика (песня, романс), отмеченная близостью к городской бытовой музыке, теплотой, непосредственностью, жанровым разнообразием.

Соч.: балеты "Забавы султана" (1834), "Хитрый мальчик и людоед" ("Мальчик с пальчик", совм. с А. Гурьяновым, 1837); музыка к драм. спект. "Ермак", "Двумужница", "Гамлет" и др.; ок. 200 романсов и песен, в т. ч. "Ах ты время, времечко", "Красный сарафан", "Вдоль по улице метелица метет", "Оседлаю коня", "На заре ты ее не буди", "Песня разбойника" ("Что затуманилась, зоренька ясная"), "Что ты рано, травушка", "Так и рвется душа", "Белеет парус одинокий", "Соловушко", дуэт "Пловцы" и др.; Полная школа пения (1840). Варламов, Александр Егорович - известный русский композитор-дилетант.

Еще ребенком он страстно любил музыку и пение, особенно церковное, и рано стал играть на скрипке по слуху (русские песни). В десять лет Варламов поступил певчим в придворную певческую капеллу.

В 1819 г. Варламов был назначен регентом придворной русской церкви в Гааге, где жила тогда сестра императора Александра I, Анна Павловна, состоявшая в замужестве с кронпринцем нидерландским.

Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, не работал и остался при тех познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих выпускников.

В Гааге и Брюсселе тогда была прекрасная французская опера, с артистами которой Варламов познакомился.

Быть может, отсюда он и вынес свое искусство пения, давшее ему возможность сделаться впоследствии хорошим учителем вокального искусства.

В 1823 г. Варламов вернулся в Россию.

В конце 1828 г. или начале 1829 г. Варламов стал хлопотать о вторичном поступлении в певческую капеллу, причем поднес императору Николаю I две херувимских песни - первые известные нам его сочинения. 24 января 1829 г. он был определен в капеллу в число "больших певчих", причем на него возложена была обязанность обучать малолетних певчих и разучивать с ними сольные партии.

В декабре 1831 г. он был уволен со службы в капелле, в 1832 г. занял место помощника капельмейстера императорских московских театров, а в 1834 г. получил звание композитора музыки при тех же театрах.

К началу 1833 г. относится появление в печати сборника девяти его романсов (в том числе один дуэт и одно трио) с сопровождением фортепиано, посвященного Верстовскому: "Музыкальный альбом на 1833 г.". Между прочим, в этом сборнике напечатан знаменитый романс "Не шей ты мне, матушка" ("Красный сарафан"), прославивший имя Варламова и сделавшийся известным и на Западе, в качестве "русской национальной песни", а также другой весьма популярный романс "Что отуманилась, зоренька ясная". Достоинства композиторского таланта Варламова: искренность настроения, теплота и задушевность, очевидное мелодическое дарование, стремление к характеристике, выразившееся в довольно разнообразных и местами сложных для того времени аккомпанементах с попытками звуковой живописи, национальный русский колорит, более живой и яркий, чем у современников и предшественников Варламова.

Для правильной оценки исторического значения первых романсов Варламова нужно помнить, что в то время у нас имелись лишь романсы братьев Титовых, Алябьева, Верстовского, и только немногим выше стояли первые романсы М.И. Глинки.

Первые романсы Варламова заняли поэтому в тогдашней нашей вокальной литературе видное место и сразу сделались популярными у всех любителей музыки и поклонников национальности в ее более доступной форме. Варламов сохранил расположение публики и в дальнейшей своей композиторской деятельности.

Заслуга Варламова состояла в популяризации национального жанра и в подготовке публики к восприятию в будущем более серьезных произведений нашей национальной художественной музыки.

Наряду со своей службой занимался и преподаванием музыки, главным образом - пения, нередко в аристократических домах. Уроки и сочинения его оплачивались хорошо, но, при рассеянном образе жизни композитора (очень любившего карточную игру, за которой он просиживал целые ночи), ему часто приходилось нуждаться в деньгах.

Обыкновенно в таких случаях он принимался сочинять (всегда на фортепиано, на котором он играл посредственно, особенно плохо читая с листа) и немедленно же отправлял едва готовую рукопись к издателю для превращения ее в звонкую монету.

При таком отношении к делу он не мог подняться выше уровня даровитого дилетанта.

В 1845 г. Варламов снова переехал в Петербург, где ему пришлось жить исключительно своим композиторским дарованием, уроками пения и ежегодными концертами.

Под влиянием неправильного образа жизни, бессонных ночей за картами, разных огорчений и лишений, здоровье пошатнулось, и 15 октября 1848 года он скоропостижно скончался на карточном вечере его знакомых.

Варламов оставил более 200 романсов и три фортепианных пьесы (марш и два вальса).

Известнейшие из этих произведений: романсы Красный сарафан, "Оседлаю коня" (оба послужили темами для скрипичной фантазии Венявского "Souvenir de Moscou"), "Травушка", "Соловушко", "Что отуманилась", "Ангел", "Песнь Офелии", "Мне жаль тебя", "Нет, доктор, нет", дуэты "Пловцы", "Ты не пой" и т. д. Варламову принадлежит также первая русская "Школа пения" (Москва, 1840), первая часть которой (теоретическая) представляет собой переделку парижской школы Андраде, две же остальные (практические) имеют самостоятельный характер и содержат ценные указания по вокальному искусству, не утратившие своего значения и теперь.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры