Шуберт. Вокальное творчество (песни)

Главная / Психология

Идейное содержание искусства Шуберта. Вокальная лирика: ее истоки и связи с национальной поэзией. Ведущее значение песни в творчестве Шуберта

Огромное творческое наследие Шуберта охватывает около тысячи пятисот произведений в различных областях музыки. Среди написанного им до 20-х годов многое и по образам, и по художе­ственным приемам тяготеет к венской классицистской школе. Од­нако уже в ранние годы Шуберт обрел творческую самостоятель­ность, сначала в вокальной лирике, а затем и в других жанрах, и создал новый, романтический стиль.

Романтическое по идейной направленности, по излюбленным образам и колориту, творчество Шуберта правдиво передает душевные состояния человека. Его музыка отличается широко обобщенным, социально значимым характером. Б. В. Асафьев отмечает в Шуберте «редкую способность быть лириком, но не замыкаться в свой личный мир, а ощущать и передавать радости и скорби жизни, как их чувствуют и хотели бы передавать боль­шинство людей».

В искусстве Шуберта отражено мироощущение лучших людей его поколения. При всей тонкости, лирика Шуберта лишена изысканности. В ней нет и нервозности, душевного надлома или сверхчувствительной рефлексии. Драматизм, взволнованность, эмоциональная глубина сочетаются с замечательным душевным равновесием, а многообразие оттенков чувств - с удивительной простотой.

Важнейшей и любимой областью творчества Шуберта была песня. Композитор обратился к жанру, который теснее всего был связан с жизнью, бытом и внутренним миром «маленького чело­века». Песня была плотью от плоти народного музыкально-поэтического творчества. В своих вокальных миниатюрах Шуберт нашел новый лирико-романтический стиль, ответивший на живые художе­ственные запросы многих людей его времени. «То, что совершил Бетховен в области симфонии, обогатив в своей «девятке» идеи-чувствования людских «вершин» и героическое современной ему эстетики, то Шуберт совершил в области песни-романса как лирики «простых естественных помыслов и глубокой человечно­сти» (Асафьев). Шуберт поднял бытовую австро-немецкую песню на уровень большого искусства, придав этому жанру необычайное художественное значение. Именно Шуберт сделал песню-романс равноправной в ряду других важнейших жанров музыкального искусства.

В искусстве Гайдна, Моцарта и Бетховена песня и инструмен­тальная миниатюра играли безусловно второстепенную роль. Ни характерная индивидуальность авторов, ни особенности художе­ственного стиля не проявились у них в этой сфере сколько-нибудь полно. Их искусство, обобщенно-типизированное, рисующее образы объективного мира, с сильными театрально-драматическими тенденциями, тяготело к монументальному, к строгим, разграни­ченным формам, к внутренней логике развития в большом мас­штабе. Симфония, опера и оратория были ведущими жанрами композиторов-классицистов, идеальными «проводниками» их идей» Даже клавирная музыка (при всем бесспорном значении клавирной сонаты для формирования классицистского стиля) у ранних венских классиков имела побочное значение, по сравнению с мону­ментальными симфоническими и вокально-драматическими произ­ведениями. Один Бетховен, для которого соната выполняла роль творческой лаборатории и значительно опережала развитие дру­гих, более крупных инструментальных форм, придал фортепиан­ной литературе то ведущее положение, которое она заняла в XIX столетии. Но и для Бетховена фортепианная музыка - это прежде всего соната. Багатели, рондо, танцы, мелкие вариации и другие миниатюры очень мало характеризуют собой то, что называется «бетховенским стилем».

«Шубертовское» в музыке совершает радикальную перестанов­ку сил по отношению к классицистским жанрам. Ведущими в твор­честве венского романтика становятся песня и фортепианная ми­ниатюра, в частности танец. Они преобладают не только количест­венно. В них раньше всего и в наиболее законченной форме про­явилась индивидуальность автора, новая тема его творчества, его самобытные новаторские приемы выражения.

Больше того, и песня, и фортепианный танец проникают у Шу­берта в область крупных инструментальных произведений (симфо­нию, камерную музыку в сонатной форме), которые формируются у него позднее, под непосредственным воздействием стиля миниа­тюр. В оперной или хоровой сфере композитору так и не удалось преодолеть до конца некоторую интонационную обезличенность и стилистическую пестроту. Как по «Немецким танцам» нельзя полу­чить даже приблизительного представления о творческом облике Бетховена, так по операм и кантатам Шуберта невозможно догадаться о масштабе и историческом значении их автора, гени­ально проявившего себя в песенной миниатюре.

Вокальное творчество Шуберта преемственно связано с авст­рийской и немецкой песней, получившей широкое распространение в демократической среде начиная с XVII столетия. Но Шуберт внес в этот традиционный вид искусства новые черты, которые радикально преобразили песенную культуру прошлого.

Эти новые черты, к которым прежде всего относится и роман­тический склад лирики, и более тонкая разработанность образов, неразрывно связаны с достижениями немецкой литературы вто­рой половины XVIII - начала XIX века. На ее лучших образцах формировался художественный вкус Шуберта и его ровесников. В годы юности композитора еще были живы поэтические традиции Клопштока и Хёльти. Его старшими современниками являлись Шиллер и Гёте. Их творчество, с юных лет восхищавшее музыкан­та, оказало на него огромное воздействие. Он сочинил более семи­десяти песен на тексты Гёте и более пятидесяти песен на тексты Шиллера. Но при жизни Шуберта утверждала себя и романтиче­ская литературная школа. Он завершил свой путь песенного композитора произведениями на стихи Шлегеля, Рельштаба, Гейне. Наконец, его пристальное внимание привлекли переводы произве­дений Шекспира, Петрарки, Вальтера Скотта, получившие широ­кое распространение в Германии и Австрии.

Мир интимный и лирический, образы природы и быта, народ­ные сказания - вот обычное содержание избираемых Шубертом поэтических текстов. Его совсем не привлекали «рациональные», дидактические, религиозные, пасторальные темы, столь характер­ные для песенного творчества предшествующего поколения. Он отвергал стихи, несущие в себе следы «галантных галлицизмов», модных в немецкой и австрийской поэзии середины XVIII столе­тия. Нарочитая пейзанская простота также не находила у него отклика. Характерно, что из поэтов прошлого он испытывал особен­ную симпатию к Клопштоку и Хёльти. Первый провозгласил чувст­вительное начало в немецкой поэзии, второй создавал стихи и баллады, близкие по стилю к народному творчеству.

Композитор, достигший в своем песенном творчестве высочай­шего претворения духа народного искусства, не интересовался фольклорными сборниками. Он оставался равнодушным не толь­ко к собранию народных песен Гердера («Голоса народов в песне») *,

* Только за год до смерти Шуберт использовал один текст из собрания Гердера - балладу «Эдвард».

но и к знаменитому сборнику «Волшебный рог мальчика», вызвавшему восхищение самого Гёте. Шуберта увлекали стихи, от­личающиеся простотой, проникнутые глубоким чувством и при этом обязательно отмеченные авторской индивидуальностью.

Излюбленная тема песен Шуберта - это типичная для роман­тиков «лирическая исповедь» со всем многообразием ее эмоциональных оттенков. Как и большинство близких ему по духу поэ­тов, Шуберта особенно привлекала любовная лирика, в которой можно с наибольшей полнотой раскрыть внутренний мир героя. Тут и невинная простосердечность первой любовной тоски («Маргарита за прялкой» Гёте), и грезы счастливого возлюблен­ного («Серенада» Рельштаба), и легкий юмор («Швейцарская песенка» Гёте), и драматизм (песни на тексты Гейне).

Мотив одиночества, широко воспетый поэтами-романтиками, был очень близок Шуберту и нашел отражение в его вокальной лирике («Зимний путь» Мюллера, «На чужбине» Рельштаба и другие).

Чужим пришел сюда я.
Чужим покинул край -

так начинает Шуберт свой «Зимний путь» - произведение, вопло­щающее трагедию духовного одиночества.

Кто одиноким хочет быть,
Останется один;
Хотят все жить, хотят любить,
Зачем несчастный им? -

говорит он в «Песне арфиста» (текст Гёте).

Народно-жанровые образы, сцены, картины («Полевая розоч­ка» Гёте, «Жалоба девушки» Шиллера, «Утренняя серенада» Шекспира), воспевание искусства («К музыке», «К лютне», «К моему клавиру»), философские темы («Границы человечества», «Ямщику Кроносу») - все эти разнообразные темы раскрываются Шубер­том в неизменно лирическом преломлении.

Восприятие объективного мира и природы неотделимо от на­строения поэтов-романтиков. Ручеек становится послом любви («Посол любви» Рельштаба), роса на цветах отождествляется с любовными слезами («Похвала слезам» Шлегеля), тишина ночной природы - с мечтой об отдыхе («Ночная песнь странника» Гёте), сверкающая на солнце форель, попавшаяся на удочку рыболова, становится символом непрочности счастья («Форель» Шуберта).

В поисках наиболее яркой и правдивой передачи образов современной поэзии сложились новые выразительные средства шубертовских песен. Они определили особенности шубертовского му­зыкального стиля в целом.

Если о Бетховене можно сказать, что он мыслил «сонатно», то Шуберт мыслил «песенно». Соната для Бетховена была не схемой, а выражением живой мысли. Он искал свой симфонический стиль в фортепианных сонатах. Характерные признаки сонаты пронизы­вали у него и несонатные жанры (например: вариации или рондо). Шуберт же почти во всей своей музыке опирался на совокупность образов и выразительных средств, лежащих в основе его вокаль­ной лирики. Ни один из господствующих классицистских жанров с присущим им в большой степени рационалистическим и объектив­ным характером не соответствовал лирическому эмоциональному облику шубертовской музыки в той мере, в какой соответствовала ему песня или фортепианная миниатюра.

В свой зрелый период Шуберт создал выдающиеся произведения в крупных обобщающих жанрах. Но не следует забывать, что именно в миниатюре выработался новый лирический стиль Шубер­та и что миниатюра сопровождала его на всем творческом пути (одновременно с G-dur"ным квартетом, Девятой симфонией и струнным квинтетом Шуберт писал свои «Экспромты» и «Музы­кальные моменты» для фортепиано и песенные миниатюры, вошед­шие в «Зимний путь» и «Лебединую песнь»).

Наконец, в высшей степени знаменательно, что симфонии и крупные камерные произведения Шуберта только тогда достигли художественной неповторимости и новаторского значения, когда композитор обобщил в них образы и художественные приемы, предварительно найденные им в песне.

После сонаты, господствовавшей в искусстве классицизма, шубертовская песенность внесла в европейскую музыку новые образы, свой особый интонационный склад, новые художественно-кон­структивные приемы. Шуберт неоднократно использовал свои пес­ни и в качестве тем для инструментальных произведений. Именно господство у Шуберта художественных приемов лирической пе­сенной миниатюры *

* Миниатюра специально подчеркивается, так как сольная песня кантат­ного типа не отвечала эстетическим исканиям композиторов-романтиков».

совершило тот переворот в музыке XIX столе­тия, в результате которого одновременно созданные произведения Бетховена и Шуберта воспринимаются как относящиеся к двум разным эпохам.

Самые ранние творческие опыты Шуберта еще тесно связаны с драматизированным оперным стилем. Первые песни юного композитора - «Жалоба Агари» (текст Шюкинга), «Похоронная фантазия» (текст Шиллера), «Отцеубийца» (текст Пфеффеля) - давали все основания предполагать, что из него выработался опер­ный композитор. И приподнятая театральная манера, и ариозно-декламационный склад мелодии, и «оркестровый» характер сопро­вождения, и большие масштабы сближали эти ранние сочинения с оперными и кантатными сценами. Однако самобытный стиль шу­бертовской песни сложился только тогда, когда композитор освобо­дился от влияний драматической оперной арии. С песней «Юноша у ручья» (1812) на текст Шиллера Шуберт твердо вступил на путь, который привел его к бессмертной «Маргарите за прялкой». В рамках этого же стиля были созданы все его последующие песни - от «Лесного царя» и «Полевой розочки» до трагических произведений последних лет жизни.

Миниатюрная по масштабам, предельно простая по форме, близ­кая к народному искусству по стилю выражения, шубертовская песня по всем внешним признакам является искусством домашнего музицирования. Несмотря на то что песни Шуберта сейчас повсе­местно звучат на эстраде, оценить их в полной мере можно только в камерном исполнении и в небольшом кругу слушателей. Композитор меньше всего предназначал их для концертного исполнения. Но этому искусству городских демократических кругов Шуберт придал высокое идейное значение, неведомое песне ХVIII столетия. Он поднял бытовой романс до уровня лучшей поэзии своего времени .

Новизна и значимость каждого музыкального образа, богатст­во, глубина и тонкость настроений, удивительная поэтичность - все это бесконечно возвышает песни Шуберта над песенным твор­чеством предшественников.

Шуберту первому удалось воплотить в песенном жанре новые литературные образы, найдя для этого соответствующие музыкаль­ные средства выражения. Процесс претворения поэзии в музыке был у Шуберта неразрывно связан с обновлением интонационно­го строя музыкальной речи. Так родился жанр романса, олицетворяющий высшее и наиболее характерное в вокальной лирике «романтического века».

Глубокая зависимость шубертовских романсов от поэтических произведений, вовсе не означает, что Шуберт ставил перед собой задачу точного воплощения поэтического замысла. Песня Шуберта всегда оказывалась самостоятельным произведением, в котором индивидуальность композитора подчиняла себе индивидуальность автора текста. В соответствии со своим пониманием, своим настро­ением Шуберт акцентировал в музыке различные стороны поэти­ческого образа, нередко усиливая этим художественные достоин­ства текста. Так, например, Майргофер утверждал, что песни Шу­берта на его тексты раскрыли для самого автора эмоциональную глубину его стихов. Несомненно также, что поэтические достоин­ства стихов Мюллера повышаются от их слияния с музыкой Шу­берта. Часто второстепенные поэты (как Майргофер или Шобер) удовлетворяли Шуберта больше, чем гениальные, вроде Шиллера, в поэзии которого отвлеченные мысли превалировали над богат­ством настроений. «Смерть и девушка» Клаудиуса, «Шарманщик» Мюллера, «К музыке» Шобера в трактовке Шуберта не уступают «Лесному царю» Гёте, «Двойнику» Гейне, «Серенаде» Шекспира. Но все-таки лучшие песни написаны им на стихи, отличающиеся бесспорными художественными достоинствами *.

* Шуберт писал песни на стихи следующих поэтов: Гёте (более 70), Шил­лера (более 50), Майрхофера (более 45), Мюллера (45), Шекспира (6), Гейне (6), Рельштаба, Вальтера Скотта, Оссиана, Клопштока, Шлегеля, Маттисона, Козегартена, Кернера, Клаудиуса, Шобера, Салиса, Пфеффеля, Шюкинга, Коллина, Рюккерта, Уланда, Якоби, Крайгера, Зейдля, Пиркера, Хёльти, Платена и других.

И всегда именно поэтический текст своей эмоциональностью и конкретными обра­зами вдохновлял композитора на создание созвучного ему музы­кального произведения.

Используя новые художественные приемы, Шуберт достигал небывалой степени слияния литературного и музыкального образа. Так сложился его новый самобытный стиль. Каждый новаторский прием у Шуберта - новый круг интонаций, смелый гармонический язык, развитое колористическое чувство, «свободная» трактовка формы - был раньше всего найден им в песне. Музыкальные об­разы шубертовского романса совершили переворот во всей систе­ме выразительных средств, господствовавших на рубеже XVIII и XIX столетий.

Нефтеюганское районное муниципальное образовательное бюджетное учреждение
«Салымская общеобразовательная школа №2»

Музыкальный образ
в музыке Франца Шуберта

Авторская разработка урока музыки в 7 классе
учителя высшей квалификационной категории
Удюровой Оксаны Александровны
e-mail:

2014 год
Тема урока:
Музыкальный образ в музыке Франца Шуберта

Урок проведен по программе Д. Б. Кабалевского, используется УМК «Музыка. 7 класс» Т. И. Науменко, В. В. Алеева

Тип урока: урок изучения нового материала
Используемые методы обучения:
словесные
наглядные
практические
проблемно-поисковые
самостоятельной работы
работы с учебником
проектный
устного контроля
тестирования
взаимоконтроля
Используемые приемы обучения:
объяснение
практические задания
проблемная ситуация
анализ и синтез
сравнение и сопоставление
Формы организации познавательной деятельности:
индивидуальные
парно-групповые
коллективные
фронтальные
Средства обучения:
мр3 с записью музыкального произведения
учебник и дидактические материалы к уроку
компьютер и мультимедиапроектор
презентация к уроку
Открытый урок музыки в 7 классе

Тема четверти: Музыкальный образ.
Тема урока: Музыкальный образ в произведении Ф. Шуберта.
Цель урока: формирование эмоционально-осознанного восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.
Задачи:
- образовательные – познакомить с понятием «музыкальная баллада», с биографией Ф. Шуберта, определить музыкальный образ в балладе «Лесной царь»;
- развивающие – развивать коммуникативные способности, умения в самостоятельной работе с информацией, умения анализировать и синтезировать полученную информацию;
- воспитательные - воспитание личностного отношения к музыке, эстетического вкуса.
Музыкальный материал: Ф. Шуберт песня-баллада «Лесной царь», вставленная в презентацию.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, музыкальный инструмент.
Дополнительный материал: презентация к уроку, печатный вариант таблицы для заполнения по вариантам и биографии Ф. Шуберта с вопросами, Т. И. Науменко, В. В. Алеев учебник по музыке 7 класс.
Ход урока.
Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
Слайд 1
- Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня на уроке мы познакомимся с очень известным произведением композитора Франца Шуберта, определим музыкальный образ, который передал в своей песне композитор Шуберт.
II. Повторение пройденного.
- Какие образы существуют в музыке? (Лирические, эпические, драматические).
Слайд 2 (Щелкать по овалам после появления на них руки).
- С какими произведениями Франца Шуберта вы уже знакомы и какой образ в них преобладает? («Аве Мария», «Баркарола», «Форель» - лирический образ).
III. Изучение нового материала.
1). - Каким человеком был Шуберт, если он мог создать такие лирические произведения? Ответить на этот вопрос мы сможем после самостоятельного ознакомления с биографией композитора. Я раздам на каждую парту печатный текст и вопросы, на которые вы ответите.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 или 3.
(Выполнение задания по партам. Каждая пара читает биографию композитора и отвечает на 3-4 вопроса, которые раздаются учителем на отдельных листочках с вариантом биографии).
Слайд 3
2). Вопросы для проверки выполнения работы.
Кто такой Франц Шуберт?
Когда и где родился Шуберт?
Кем были родители Шуберта?
Где Шуберт получил музыкальное образование?
Во сколько лет Шуберта приняли в придворную капеллу?
Во сколько лет Шуберт начал сочинять?
Какие произведения получили наибольшую известность при жизни Шуберта?
Сколько песен написал Ф. Шуберт?
Какую роль в песнях Шуберта играет фортепианное сопровождение?
Какой певец начал пропагандировать творчество Шуберта?
Каким человеком был Шуберт?
Как назывались музыкальные встречи Шуберта с друзьями?
Какого композитора Шуберт боготворил?
Представителем какого музыкального направления был Шуберт?
Когда к Шуберту пришел настоящий успех?
Сколько лет прожил Шуберт?
(Учитель, называя порядковый номер, задает вопросы. Каждый ученик по порядку отвечает на свой вопрос, из ответов выстраивается биография Шуберта. Все ответы появляются на слайде.)
Слайды 4-6 (Щелкать по каждому вопросу после появления на нем руки).
3). Слушание баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта на русском языке.
- Послушайте одно из самых известных произведений Шуберта и ответьте на следующие вопросы:
Слайд 7
- Какие чувства выражает музыка?
- Какой образ передал в своей музыке композитор?
- Кто исполняет это музыкальное произведение?
(Слушание баллады. Ответы детей на поставленные вопросы.)
- Как называется это произведение?
- Что такое баллада?
Слайд 8
- Это сольная повествовательная песня с элементами фантастики. В ней композитор создал живую картину, в которой раскрываются наитончайшие оттенки человеческих чувств.
Слайд 9
- Сколько действующих лиц в балладе?
- Как звучит тема каждого героя?
- Какая интонация преобладает в речи персонажей?
- Что вы услышали в аккомпанементе?
- Обобщим наши выводы, используя текст в учебнике на странице 42. Заполните таблицу, которую вы видите на слайде.
Слайд 10
Вариант
Действующие лица
Речь
Мелодия
Музыкальное сопровождение

II
ЛЕСНОЙ ЦАРЬ

Работать будете по вариантам: 1 вариант характеризует речь, мелодию и сопровождение отца, сына и рассказчика, а 2 вариант – Лесного царя.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
(По вариантам раздается фрагмент таблицы. Дети ее заполняют, используя учебник (стр. 42). Проверка заполнения таблицы по слайду.)
Слайд 10 (Щелкать по каждому квадрату после появления на нем руки).
- Послушайте еще раз балладу, проследите по тексту (текст на стр. 40 в учебнике) и ответьте на следующие вопросы:
- Каким образом Шуберт смог передать трагедию, боль и крик человеческой души?
- Как происходит развитие сюжета в балладе?
- Какую роль в произведении играет фортепиано?
Слайд 11
(Слушание баллады на русском языке с лекцией. Ответы детей на вопросы.)
- Баллада Франца Шуберта «Лесной царь» - образец драматического произведения. Она представляет собой целую сцену с участием различных действующих лиц.

4). История создания баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.
- Баллада написана на стихотворение немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте.
Слайд 12
- Лучший перевод гётевской баллады на русский язык почти два столетия назад сделал Василий Андреевич Жуковский – современник А. С. Пушкина, своеобразный, очень тонкий, глубоко лирический поэт.
- Ф. Шуберта зачаровывала поэзия В. Гёте. Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда ему было всего 18 лет.
Слайд 14
- Вот как описывает рождение этой песни один из друзей Шуберта: « Мы застали Шуберта в совершенно разгоряченном состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошелся с книжкой несколько раз взад и вперед по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге. В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом».
IV. Закрепление.
- В заключение нашего урока предлагаю вам выполнить тест по вариантам. У вас на парте лежат листочки, на которых вы будете записывать ответы на мои вопросы.
Слайд 14 (Щелкать на вопросы по вариантам поочередно).
(Выполнение тестовых заданий по вариантам. Взаимопроверка.)
1 вариант
2 вариант

1. В какой стране родился Ф. Шуберт?
А). Франции
Б). Италии
В). Австрии
2. Сколько песен написал Шуберт?
А). 600
Б). 500
В). 400

3. Кто автор немецкого текста баллады?
А). Шиллер
Б). Гёте
В). Шекспир
4. Сколько характеров в песне-балладе «Лесной царь»?
А). 4
Б). 5
В). 6
5. Речь какого персонажа баллады звучит ласково, вкрадчиво, мягко, завлекательно?
А). Отца
Б). Лесного царя
В). Сына
6. Что в музыкальном сопровождении баллады помогает вам прочувствовать драматический образ?
А). Пунктирный ритм
Б). Ритм марша
В). Ритм бешеной скачки
7. Какие образы повлияли на построение всего музыкального развития?
А). Любовь и ненависть
Б). Жизнь и смерть
В). Война и мир
1. Сколько лет прожил Ф. Шуберт?
А). 27
Б). 31
В). 37
2. Во сколько лет Шуберт написал
«Лесного царя»?
А). 28
Б). 23
В). 18
3. Кто сделал лучший перевод баллады?
А). Пушкин
Б). Лермонтов
В). Жуковский
4. Какой образ в песне-балладе «Лесной царь»?
А). Лирический
Б). Драматический
В). Эпический
5. Как звучит речь автора, отца и сына?
А). Взволнованно
Б). Завлекательно
В). Вкрадчиво

6. Какого персонажа характеризует
плавная, закругленная, певучая мелодия?
А). Сына
Б). Отца
В). Лесного царя

7. Какой характер имеет баллада в целом?
А). Тихий и спокойный
Б). Взволнованный и тревожный
В). Веселый и озорной

1 вариант
2 вариант

1. В
2. А
3. Б
4. А
5. Б
6. В
7. Б
1. Б
2. В.
3. В.
4. Б
5. А
6. В
7. Б

Слайд 15
Ответы для взаимопроверки: 7 – «5» 6 – «4» 5 – «3» 4 – «2»

V. Итог урока.
- С каким произведением Франца Шуберта мы познакомились сегодня на уроке?
- Какой образ в песне-балладе «Лесной царь»?
Слайд 16
- Что в музыке помогло нам прочувствовать созданный композитором драматический образ?
(Оценивание работы учеников. Выставление оценок за работу на уроке.)

VI. Домашнее задание.
- Нарисуйте рисунок, соответствующий характеру баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.
- Спасибо за вашу творческую работу. До свидания.

Его слава раньше всего упрочилась в той области, в которой до него было сделано сравнительно очень мало, а именно в области художественной песни, занимающей в музыке такое же положение, как лирическое стихотворение - в поэзии. Повышенный индивидуальный пафос романтизма, сказавшийся в поэзии раньше, чем в музыке, был необходимой предпосылкой для процветания этого музыкального жанра. Крайне многогранный и гибкий по форме романс, с сопровождением фортепиано, исчерпан Шубертом в самых различных направлениях. Достигая без всякого труда единства музыкальной формы и поэтического содержания, Шуберт изливал в своих романсах бесконечное разнообразие поэтических мотивов, и, вместе с тем, столь верно схватывал музыкальное существо перелагаемых им на музыку стихотворений, что многие из них мы поныне воспринимаем лишь в том истолковании, какое он придал им.

Основным для характеристики Франца Шуберта являются его песни. Ни один из композиторов до него не уделял этой области столько творческого воображения, энергии, как Шуберт. Число им написанных песен доходит до 600. Следует подчеркнуть, что Шуберт называет свои вокальные произведения «песнями». В них он совершенно порывает с традиционными ариями, оперными романсами. Несмотря на то, что при жизни Шуберта его песни были известны лишь небольшому кругу его друзей (Гете даже не счел нужным ответить на присланные ему Шубертом композиции), песни эти быстро вошли в быт, получили массовое распространение. Источники шубертовской мелодики - это народная песня, массовый танец, поднятый им до огромной художественной высоты.

Тексты шубертовских песен охватывают почти всех немецких поэтов с последних десятилетий XVIII века, вплоть до Гейне (1828). Шуберту ближе всего были тексты, передававшие жизненные переживания «простого» человека (странствующего подмастерья - циклы «Прекрасная мельничиха», «Зимнее путешествие»), но писал он музыку и на глубоко философские стихи Гете. Гете он отдает лучшие свои вдохновения («Маргарита у прялки», «Лесной царь», «Границы человечества»). Песни Шуберта, за немногими исключениями, печатались в случайных изданиях. Так, например, его «Путник» напечатан был в «Альманахе для веселого времяпрепровождения».

В песнях Шуберта отражается вся его глубокая душевная жизнь музыканта-романтика, социально обездоленного, бесплодно ищущего выхода из жизненных невзгод, нищеты, не умеющего бороться и отстаивать себя. Но с другой стороны - его музыка вся пронизана здоровьем, страстной любовью к природе (солнцу, звездам). В фортепианном аккомпанементе Шуберт стремится к музыкальной четкости и реализму звукового выражения.
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Урок проведен по программе Д.Б. Кабалевского, используется УМК «Музыка. 7 класс» Т.И. Науменко, В.В. Алеева.

Тип урока: урок изучения нового материала

Используемые методы обучения:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические;
  • проблемно-поисковые;
  • самостоятельной работы;
  • работы с учебником;
  • проектный;
  • устного контроля;
  • тестирования;
  • взаимоконтроля.

Используемые приемы обучения:

  • объяснение;
  • практические задания;
  • проблемная ситуация;
  • анализ и синтез;
  • сравнение и сопоставление.

Формы организации познавательной деятельности:

  • индивидуальные;
  • парно-групповые;
  • коллективные;
  • фронтальные.

Средства обучения:

  • mp3 с записью музыкального произведения;
  • учебник и дидактические материалы к уроку;
  • компьютер и мультимедиапроектор;
  • презентация к уроку.

Тема четверти: Музыкальный образ.

Цель урока: формирование эмоционально-осознанного восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.

Задачи:

  • образовательные – познакомить с понятием «музыкальная баллада», с биографией Ф. Шуберта, определить музыкальный образ в балладе «Лесной царь»;
  • развивающие – развивать коммуникативные способности, умения в самостоятельной работе с информацией, умения анализировать и синтезировать полученную информацию;
  • воспитательные – воспитание личностного отношения к музыке, эстетического вкуса.

Музыкальный материал: Ф. Шуберт песня-баллада «Лесной царь», вставленная в презентацию.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, музыкальный инструмент.

Дополнительный материал: презентация к уроку, печатный вариант таблицы для заполнения по вариантам и биографии Ф. Шуберта с вопросами, Т.И. Науменко, В.В. Алеев учебник по музыке 7 класс.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

Слайд 1

– Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня на уроке мы познакомимся с очень известным произведением композитора Франца Шуберта, определим музыкальный образ, который передал в своей песне композитор Шуберт.

II. Повторение пройденного.

– Какие образы существуют в музыке? (Лирические, эпические, драматические).

Слайд 2 (Щелкать по овалам после появления на них руки).

– С какими произведениями Франца Шуберта вы уже знакомы и какой образ в них преобладает? («Аве Мария», «Баркарола», «Форель» – лирический образ).

III. Изучение нового материала.

1) – Каким человеком был Шуберт, если он мог создать такие лирические произведения? Ответить на этот вопрос мы сможем после самостоятельного ознакомления с биографией композитора. Я раздам на каждую парту печатный текст и вопросы, на которые вы ответите.

(Выполнение задания по партам. Каждая пара читает биографию композитора и отвечает на 3-4 вопроса, которые раздаются учителем на отдельных листочках с вариантом биографии).

Слайд 3

2) Вопросы для проверки выполнения работы.

  1. Кто такой Франц Шуберт?
  2. Когда и где родился Шуберт?
  3. Кем были родители Шуберта?
  4. Где Шуберт получил музыкальное образование?
  5. Во сколько лет Шуберта приняли в придворную капеллу?
  6. Во сколько лет Шуберт начал сочинять?
  7. Какие произведения получили наибольшую известность при жизни Шуберта?
  8. Сколько песен написал Ф. Шуберт?
  9. Какую роль в песнях Шуберта играет фортепианное сопровождение?
  10. Какой певец начал пропагандировать творчество Шуберта?
  11. Каким человеком был Шуберт?
  12. Как назывались музыкальные встречи Шуберта с друзьями?
  13. Какого композитора Шуберт боготворил?
  14. Представителем какого музыкального направления был Шуберт?
  15. Когда к Шуберту пришел настоящий успех?
  16. Сколько лет прожил Шуберт?

(Учитель, называя порядковый номер, задает вопросы. Каждый ученик по порядку отвечает на свой вопрос, из ответов выстраивается биография Шуберта. Все ответы появляются на слайде.)

Слайды 4-6 (Щелкать по каждому вопросу после появления на нем руки).

3) Слушание баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта на русском языке.

– Послушайте одно из самых известных произведений Шуберта и ответьте на следующие вопросы:

Слайд 7

– Какие чувства выражает музыка?

– Какой образ передал в своей музыке композитор?

– Кто исполняет это музыкальное произведение?

(Слушание баллады. Ответы детей на поставленные вопросы.)

– Как называется это произведение?

– Что такое баллада?

Слайд 8

– Это сольная повествовательная песня с элементами фантастики. В ней композитор создал живую картину, в которой раскрываются наитончайшие оттенки человеческих чувств.

Слайд 9

– Сколько действующих лиц в балладе?

– Как звучит тема каждого героя?

– Какая интонация преобладает в речи персонажей?

– Что вы услышали в аккомпанементе?

– Обобщим наши выводы, используя текст в учебнике на странице 42. Заполните таблицу, которую вы видите на слайде.

Слайд 10

– Работать будете по вариантам: 1 вариант характеризует речь, мелодию и сопровождение отца, сына и рассказчика, а 2 вариант – Лесного царя.

(По вариантам раздается фрагмент таблицы. Дети ее заполняют, используя учебник (стр. 42). Проверка заполнения таблицы по слайду.)

Слайд 10 (Щелкать по каждому квадрату после появления на нем руки).

– Послушайте еще раз балладу, проследите по тексту (текст на стр. 40 в учебнике) и ответьте на следующие вопросы:

– Каким образом Шуберт смог передать трагедию, боль и крик человеческой души?

– Как происходит развитие сюжета в балладе?

– Какую роль в произведении играет фортепиано?

Слайд 11

(Слушание баллады на русском языке с лекцией. Ответы детей на вопросы.)

– Баллада Франца Шуберта «Лесной царь» – образец драматического произведения. Она представляет собой целую сцену с участием различных действующих лиц.

4) История создания баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.

– Баллада написана на стихотворение немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте.

Слайд 12

– Лучший перевод гётевской баллады на русский язык почти два столетия назад сделал Василий Андреевич Жуковский – современник А. С. Пушкина, своеобразный, очень тонкий, глубоко лирический поэт.

– Ф. Шуберта зачаровывала поэзия В. Гёте. Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда ему было всего 18 лет.

Слайд 14

– Вот как описывает рождение этой песни один из друзей Шуберта: « Мы застали Шуберта в совершенно разгоряченном состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошелся с книжкой несколько раз взад и вперед по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге. В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом».

IV. Закрепление.

– В заключение нашего урока предлагаю вам выполнить тест по вариантам. У вас на парте лежат листочки, на которых вы будете записывать ответы на мои вопросы.

Слайд 14 (Щелкать на вопросы по вариантам поочередно).

(Выполнение тестовых заданий по вариантам. Взаимопроверка.)

1 вариант 2 вариант
1. В какой стране родился Ф. Шуберт?
А) Франции
Б) Италии
В) Австрии
2. Сколько песен написал Шуберт?
А) 600
Б) 500
В) 400
3. Кто автор немецкого текста баллады?
А) Шиллер
Б) Гёте
В) Шекспир
4. Сколько характеров в песне-балладе «Лесной царь»?
А) 4
Б) 5
В) 6
5. Речь какого персонажа баллады звучит ласково, вкрадчиво, мягко, завлекательно?
А) Отца
Б) Лесного царя
В) Сына
6. Что в музыкальном сопровождении баллады помогает вам прочувствовать драматический образ?
А) Пунктирный ритм
Б) Ритм марша
В) Ритм бешеной скачки
7. Какие образы повлияли на построение всего музыкального развития?
А) Любовь и ненависть
Б) Жизнь и смерть
В) Война и мир
1. Сколько лет прожил Ф. Шуберт?
А) 27
Б) 31
В) 37
2. Во сколько лет Шуберт написал «Лесного царя»?
А) 28
Б) 23
В) 18
3. Кто сделал лучший перевод баллады?
А) Пушкин
Б) Лермонтов
В) Жуковский
4. Какой образ в песне-балладе «Лесной царь»?
А) Лирический
Б) Драматический
В) Эпический
5. Как звучит речь автора, отца и сына?
А) Взволнованно
Б) Завлекательно
В) Вкрадчиво
6. Какого персонажа характеризует плавная, закругленная, певучая мелодия?
А) Сына
Б) Отца
В) Лесного царя
7. Какой характер имеет баллада в целом?
А) Тихий и спокойный
Б) Взволнованный и тревожный
В) Веселый и озорной
1 вариант 2 вариант
1. В
2. А
3. Б
4. А
5. Б
6. В
7. Б
1. Б
2. В.
3. В.
4. Б
5. А
6. В
7. Б

Слайд 15

Ответы для взаимопроверки: 7 – «5», 6 – «4», 5 – «3», 4 – «2».

V. Итог урока.

– С каким произведением Франца Шуберта мы познакомились сегодня на уроке?

– Какой образ в песне-балладе «Лесной царь»?

Слайд 16

– Что в музыке помогло нам прочувствовать созданный композитором драматический образ?

(Оценивание работы учеников. Выставление оценок за работу на уроке.)

VI. Домашнее задание.

– Нарисуйте рисунок, соответствующий характеру баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.

– Спасибо за вашу творческую работу. До свидания.

Франц Шуберт. Песни и танцы

Австрийский композитор Франц Шуберт, современник Моцарта и Бетховена, Шуберт прожил очень мало – всего 31 год. Но зато его наследие огромно. За свою короткую и притом нелёгкую жизнь Шуберт успел создать более тысячи произведений и в них одарил человечество настоящими россыпями музыкальных драгоценностей.

Это прежде всего его песни для голоса с фортепиано, которых он написал более шести сотен, подняв жанр на небывалую художественную высоту. Много шедевров и среди других его произведений - симфоний, фортепианных сонат и пьес, камерных инструментальных ансамблей.

Однако самыми популярными его сочинениями остаются песни и фортепианные пьесы. Никто из юных музыкантов не прошёл мимо вальсов или других его танцев для фортепиано.

Очень жаль, что композитор прожил такую недолгую жизнь. Но и то, как он её прожил, заставляет говорить о настоящем творческом подвиге.

Юный Франц Шуберт ещё в школьные годы начал сочинять музыку, причём он делал это настолько профессионально, что это вызывало у его отца тревогу. Отец Шуберта хорошо знал, как труден был путь музыкантов, даже всемирно признанных, таких, как Моцарт и Бетховен. Отец хотел уберечь своего сына от подобной участи, и его усилия вылились в серьёзную ссору с сыном, в результате чего юный Шуберт был вынужден уйти из дома.

В течении всей жизни композитор не имел своего собственного угла. Он проживал то у одного из своих приятелей, то у другого. Большей частью он жил в столице Австрии – городе Вене. И венцы узнали и полюбили его музыку. Главным образом его песни. Секрет их выразительности заключался в близости к народным – австрийским, венгерским, славянским.

Песни занимали в творчестве Шуберта главное место. Интересно отметить, что в своих произведениях Шуберт выводит нового героя – простого скромного человека, который рассказывает с помощью музыки о своих маленьких жизненных событиях, об эпизодах счастья или страданий. Словом, песни Шуберта повествуют о том, с чем в жизни обычно сталкивается каждый человек.

Часто единственным другом героя Шуберта становится природа. Природе он поверяет свои мысли, надежды и печали. Поэтому в песнях присутствуют образы ручейка, леса, цветов, птиц, ночного простора. Эти художественные образы окружают героя песен, разделяют его странствия, радости и горести.

Одна из песен называется «В путь». Эта песня открывает целый музыкальный цикл Шуберта под названием «Прекрасная мельничиха». Юноша-мельник отправляется в путь на поиски счастья. Это рассказ о первой встрече на пути странника – встрече радостной, созвучной его настроению.

Музыкальное сопровождение песни «В путь» рисует игру воды в ласковом и приветливом ручейке. Водяная мельница с крутящимися колёсами, бегущей водой создаёт образ весёлого движения. Простая бесхитростная мелодия очень хорошо передаёт радостное настроение мельника.

Песня Шуберта «Форель» - одна из самых популярных его произведений. В песне говорится о том, как поэт наблюдает за игрой весёлой серебристой рыбки в горном ручье. Но рыбак, ловящий рыбу, чтобы поймать её, замутил воду в ручье, и бедняжка форель попалась на его удочку. Поэт сострадает бедной рыбке, описывая злорадство рыбака: «Он взял её с улыбкой, я волю дал слезам». Мелодия песни звучит на фоне быстрых скользящих вверх фраз, напоминающих всплески воды.

Вечная материальная необеспеченность и беспрерывные жизненные неудачи тяжело отразились на здоровье Шуберта. Однако никто из его друзей не отмечал, чтобы Шуберт впадал в мрачное настроение. Маленького роста, плотный, коренастый и близорукий, Шуберт превращал встречи с друзьями в настоящие музыкальные праздники, которые даже прозвали «шубертиадами». В такие вечера композитор не отходил от фортепиано, на глазах у публики сочиняя свои замечательные вальсы.

Но вместе с тем композитор был большим тружеником. Он много работал, систематически, изо дня в день. Сам он так и говорил: «Я сочиняю каждое утро. Когда кончаю одну пьесу, я начинаю другую». Были дни, когда он сочинял до десяти песен в день!

Также Шуберт мог к одним и тем же словам написать по нескольку различных мелодий. Так, к одному варианту текста он однажды сочинил семь различных мелодий. Музыкальные мысли посещали его даже во время сна. Тогда он просыпался и стремился скорее их записать. Поэтому он даже спал в очках! А друзья старались помогать ему в покупке нотной бумаги.

Настоящей жемчужиной вокальной лирики является «Серенада» Ф. Шуберта. Песни под названием серенада обычно исполнялись влюблёнными юношами под окнами у возлюбленных. Пелись они в вечернее или ночное время. Исполнители серенад аккомпанировали себе на гитаре или мандолине. Серенада Шуберта полна светлых, мечтательных настроений. Её мелодия льётся плавно и неторопливо, а написана она в мягком ритме вальса. Фортепианное сопровождение серенады напоминает нам звучание гитары.

«Ave, Maria» - одно из самых светлых и лирических вокальных произведений Ф. Шуберта. Неземная красота этой музыки сделала молитву Деве Марии наиболее популярным религиозным сочинением Шуберта. «Ave Maria» - начальные слова католической молитвы, обращённой к Святой Деве Марии, которую у нас называют Богородицей.

Текст для этой песни Шуберт взял из поэмы «Дева озера» английского писателя Вальтера Скотта - автора «Айвенго» и многих других увлекательных романов. В поэме, действие которой происходит в XVI веке, это слова песни, которую поёт юная девушка Эллен. Вместе с отцом, храбрым воином, оклеветанным перед королём Шотландии и изгнанным им, и верным старым бардом она скрывается в глухих дебрях - краю диких скал, мрачных лесов и хрустальных озёр. (В средневековой Шотландии бардами называли странствующих поэтов-певцов.) В своей песне, которой бард аккомпанирует на арфе, Эллен обращается к Деве Марии, прося защиты от жестоких преследователей.

Песня Шуберта пленяет красотой своей плавной мелодии, сочетающей лирическую выразительность, женственность и возвышенность настроения.

Музыкальный момент - это небольшая инструментальная пьеса, в которой могут быть выражены разные переживания человека: лёгкая грусть и грусть-скорбь, взволнованность и тревога. Впервые в музыке это название - музыкальный момент - появилось у Франца Шуберта.

Исключительной популярностью пользуется «Музыкальный момент» фа минор. Он представляет собой один из немногих образцов лирически опоэтизированного чешского народного танца - польки. Лет через десять после возникновения этой очаровательной небольшой пьесы Шуберта полька стала приобретать широкую известность во многих странах Европы, включая Россию, как развесёлый бальный танец с характерной задорной припрыжкой. Под музыку же Шуберта может танцевать, пожалуй, кто-то юный - и грациозный, и застенчивый, лишь робко обнаруживающий свою ласковую, иногда чуть лукавую игривость.

Пьеса звучит то с нежной грустью, то шутливо, то ярко, решительно, игриво, то очень хрупко и легко. В этой музыке много украшений (мелких, лёгких звуков), которые придают ей утончённость и изысканность, делают её очень красивой. Этой пьесой любуешься как драгоценной, тонко и с мастерством сделанной вещью, хочется рассматривать в ней каждый узор и завиток, следить, как она искрится и переливается.

Город Вена, в котором жил композитор, всегда славился вальсами. Такие танцевальные пьесы сочинял и сам Шуберт. Обычно их мелодии возникали у него на вечерах «шубертиадах», на балах или загородных прогулках. Там он импровизировал, сопровождая танцы или просто радуя своей игрой друзей. Жаль, что не все свои музыкальные пьесы он успевал записывать. Но вот один из вальсов – си минор – наверняка знают юные музыканты. Этот вальс несложен, у него есть особенное светлое, мягкое звучание. Но в середине вальс меняет свою тональность с минорной на мажорную, становится более бодрым, решительным. Наверное, сочиняя этот вальс, Шуберт вспоминал что-то радостное из своей жизни, а может быть, мечтал о своём будущем.

Музыка Шуберта сама была похожа на ручеёк, который неоднократно звенел в его песнях. Подобно светлому ручейку, она передавалась от певца к певцу, и простые люди, которые жили в предместьях Вены, полюбили её. Надеемся, что и Вы полюбите музыку Франца Шуберта.

Вопросы и задания:

  1. Сколько песен написано Шубертом?
  2. Кто является «героем» песен Шуберта?
  3. Сделалось ли в шубертовских песнях более тесным единение музыки и поэзии?
  4. Какая роль стала принадлежать фортепианной партии в песнях Шуберта?
  5. Что представляет собой по содержанию жанр серенады? Какой характер имеет вокальная мелодия и какой - фортепианная партия в «Серенаде» Шуберта?
  6. Из какого литературного произведения взяты слова песни Шуберта «Аве Мария»? Каково содержание этой песни и каков её характер?
  7. К каким жанрам в области фортепианной музыки обращался Шуберт?
  8. Какие жанры в этой области он ввёл первым?
  9. Какие черты характерны для произведений Шуберта для фортепиано?
  10. Чем примечателен по своему характеру Вальс си минор?
  11. Какой танцевальный жанр опоэтизировал Шуберт в «Музыкальном моменте» фа минор?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 18 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
« Аве, Мария!» (2 варианта исполнения), mp3;
« В путь» из цикла « Прекрасная мельничиха» , mp3;
Вальс си минор, mp3;
Музыкальный момент № 3 фа минор, mp3;
Серенада (2 варианта исполнения), mp3;
« Форель» , mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры