Человек нарисованный леонардо да винчи. Что символизирует «Витрувианский человек» Леонардо Да Винчи

Главная / Чувства

Сознание человека неустанно стремится к идеалу. Высота это непокорима, ведь тайна идеального не разгадана. Одой из сторон идеального в нашем мире занимался Леонардо да Винчи. ставшее темой нашей статьи, тесно связывают с именем этого гения.

Золотое сечение - тайны нашего сознания?

Хоть мы и считаем свои действия полностью осознанными, задумываясь над некоторыми повседневными поступками, можем в этом усомниться.

Так, например, представим обычную скамейку в парке, на которую мы желаем присесть. Куда мы сядем? В центре скамейки или прижмемся к краю? Почти наверняка произойдет третий вариант. Мы сядем так, чтобы соотношение образовавшихся частей скамейки было около 1,62. Так мы будем ощущать себя комфортнее, в мыслях и чувствах будет гармония. Это - тяготение человека к идеальному. Это - достигнутое золотое сечение.

Об во всем, что нас окружает, много рассуждали мудрецы древности. Египтяне, индийцы, китайцы - такие разные давние цивилизации, а представления об идеале сходилось именно к золотому сечению. и философ Пифагор основал школу, посвященную сути золотого сечения. Даже понятия были сопоставлены с идеальной гармонией.

В Средние века на сущность идеального обратил свое внимание гениальный механик, ученый и художник Леонардо да Винчи. Золотое сечение, отображенное им во всемирно известном изображении "витрувианского человека".

Наследуя высшую гармонию

Известные художники много взяли из опыта античных мастеров. Микеланджело и Леонардо да Винчи золотое сечение воплощали в своих полотнах. По мнению творцов, соблюдая нужные пропорции, можно достичь красоты в картине.

То же мы наблюдаем в образцах древней архитектуры. Повсеместно в разных уголках планеты различные цивилизации придерживались одних пропорций.

Появление термина

Появление термина "золотое сечение" приписывается трудам Пифагора (6 век до н. э.). Он же, в свою очередь, перенял учение об идеальных пропорциях у более древних народов - вавилонян, египтян.

Впервые золотое сечение упоминает в своих "Началах" Эвклид. В одной из книг он подает геометрическую схему построения золотого деления. После него идеальными пропорциями фигур занимался Гипискл во 2 веке до н. э. В Европу эти знания пришли в Средние века через арабский перевод Эвклидовых "Начал".

Наваррский переводчик текстов Дж. Кампано написал свои комментарии к переводному тексту "Начал". Видимо, в нем отображались значительные тайны нашей жизни, способные повлиять на нее. Информация о золотом сечении в Европе некоторое время была доступна лишь избранным.

"Витрувианский человек"

Имя и достижения Марка Витрувия сегодня известны немногим, несмотря на все его открытия. Насмешка судьбы в том, что если бы да Винчи не изобразил иллюстрацию к тому, что писал в своих "Десяти книгах" римлянин о пропорциях тела человека, то Витрувия бы могли забыть вовсе. Таким образом гений одного увековечил гений другого.

Представляемое золотое сечение Леонардо да Винчи - пропорции человеческого тела, которое можно вписать в (квадрат и круг, о коих уже шла речь). Изображение - это и есть зашифрованное золотое сечение, по мнению исследователей вопроса. Мы знаем, что даже свои записи да Винчи любил кодировать, так и с ключом к разгадке идеальных пропорций.

Золотое сечение Леонардо да Винчи: что кроется в шифре?

В изображении "витрувианского человека" принято усматривать два тела - две фигуры, одна из которых вписывается в круг, а другая - в квадрат. Толкование такой композиции имеет следующее значение.

Круг - символ божественного, в том числе и божественного происхождения человека. Фигура, находящаяся в круге, не содержит черточек, то есть не измеряется. Поскольку как явление божественное, эта фигура и не может быть измерена. Центр окружности - пупок человека.

По современным представлениям, видеть только две фигуры в "витрувианском человеке" - слишком плоско. На самом деле в изображении можно рассмотреть гораздо больше. И это еще не все тайны, разгадываемые в этой загадке.

Внимание также обращается к ногам фигуры, стоящей в круге (божественное начало). Они стоят на плоскости, выходят за рамки окружности. В этом видится символ того, что человек тяготеет к земному, несмотря на божественную свою составляющую.

По материалам, оставленным Леонардо да Винчи, золотое сечение, кратко говоря, усматривается в человеческом теле. И опять-таки в изображении "витрувианского человека" заключено устремление людей того времени к возвышению. Великий гений узрел и попытался передать другим поколениям глубокий смысл, увиденный им в нашей природе.

Еще одно знаменитое творение, в котором отобразил Леонардо да Винчи золотое сечение, - "Мона Лиза". Ее загадочная улыбка невероятным образом очаровывает миллионы созерцателей.

Истоки появления рисунка "Витрувианский человек"

В очень давние, но незабытые времена, в 1 веке римлянин Витрувий создал свои "Десять книг" - труд, посвященный императору Августу. Но, кроме благодарности за помощь, в книгах содержатся ценнейшие советы в области архитектуры.

Книги Витрувия не стали известными при жизни автора. Зато примечателен факт, что именно он завел речь об эстетике архитектуры, эргономике конструкций. Последнее крайне важно, поскольку в наше время инженеры и архитекторы проектируют свои творения, опираясь на данные человеческого тела, чтобы сделать использование конструкций удобным. Кроме того, Витрувий спроектировал акведук - водоснабжающие системы, значительно улучшившие жизнь в римских городах.

А вот одна из "Десяти книг" Витрувия посвящена человеческому телу. Впервые поднимался вопрос о пропорциях и некоем делении, делающем его близким к идеалу. Гласила эта книга о том, что человек идеально вписывается в квадратную форму. Последняя же - отображение сущности всего земного. Также человека можно вписать и в круг - символ божественного. Таким образом человек приближается к Богу, и такие философствования близки духу той эпохи.

Посмотрите еще раз на то, как изобразил золотое сечение Леонардо да Винчи. Картинки, которые можно найти во многих книгах, дают возможность ознакомиться с шифром и попытаться увидеть разгадку формулы.

Джакомо Андреа и да Винчи: кто истинный создатель?

Знаменитое изображение "витрувианского человека" да Винчи получило грандиозную популярность. Но, как свидетельствуют разные исторические источники, возможно, идея отыскать золотое сечение человеческого тела была вовсе не Леонардо. Здесь важную роль сыграл друг художника - Джакомо Андреа, чья судьба была крайне трагична.

Джакомо также была сделана иллюстрация к книге Витрувия, отображающая линии идеального деления тела человека. Если сравнить ее с творением да Винчи, сходство будет замечено сразу же. Но это еще не все факты.

На найденном изображении исследователи увидели правки: кто-то корректировал его, по всей видимости, доводя до своего субъективного идеала. Кроме того, изображение авторства Джакомо Андреа старше, чем Леонардо да Винчи. Плюс творение последнего создавалось "начисто", без поправок, с легкой руки. Так, словно его делали по памяти.

Однако же так разворачивались события по мнению историков-искусствоведов, коим более интересны разные страсти, что кипели в науке и искусстве того времени. О гениальности художника и ученого Леонардо да Винчи, золотое сечение в представлении которого мы и рассматриваем, спорить не приходится, поэтому неудивительно, что его "Витрувианский человек" нарисован с первого раза.

Золотое сечение в обычных и необычных вещах

В неживой природе формула золотого сечения не просматривается. Зато все живое, созданное природой, неуклонно следует закону красоты. Если оглянуться вокруг, то увидим, что самые привлекательные и радующие нас явления соответствуют пропорции золотого сечения: от лепестков цветка, морской раковины с множеством завитков, уменьшающихся к центру как раз на нужное значение, до красивого человеческого тела, на котором так гениально продемонстрировал золотое сечение Леонардо да Винчи.

Принципы золотого деления наследуют и современные художники, фотографы, скульпторы и дизайнеры. Оно по сей день до конца не понято, но его применение делает любую вещь гораздо привлекательнее. В этом его грандиозная эстетическая составляющая.

Заключение

Тайна золотого сечения - высшей гармонии, дарующей красоту, проста и недосягаема в одночасье. Его воплощенную суть мы видим в повседневной нашей жизни и в простых естественных вещах, на которые привыкли не обращать внимания.

Великие умы, самые ярые искатели тайн бытия, такие как Эйнштейн, разгадывали точное значение золотого деления. Однако далее, чем бесконечное количество цифр после нуля, еще никто не продвинулся... Так какие же выводы делать нам? Как раз те, о которых твердит мудрость веков: ничто не идеально. Но к идеальному нужно стремиться ради создания высшей красоты, раскрытия тайны этого мира и нашего с вами сознания.

"Витрувианский человек " - самая известная картина Леонардо да Винчи после «Джоконды». Каждый, наверняка, видел ее.

Витрувианский человек – именно так называется графическое изображение обнаженного мужчины на знаменитом эскизе Леонардо да Винчи. Его изучают уже на протяжении столетий. Однако ученые уверены, что раскрыты еще не все тайны рисунка.

Да Винчи изучал трактат Витрувия, римского архитектора I века до н.э., «Десять книг об архитектуре» и по содержащимся в нем соображениям Витрувия о пропорциях человеческого тела сделал этот набросок. Рисунок иллюстрирует анатомические соотношения, предложенные Витрувием, но да Винчи добавляет, конечно, и кое-что свое.

В соответствии с сопроводительными записями Леонардо, он был создан для определения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius); к которым Леонардо написал следующие пояснения:

· длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из четырёх пальцев равна ладони

· ступня составляет четыре ладони

· локоть составляет шесть ладоней

· высота человека составляет четыре локтя от кончиков пальцев (и соответственно 24 ладони)

· шаг равняется четырём ладоням

· размах человеческих рук равен его росту

и пр.

Кроме глубокого философского посыла, Витрувианский человек имеет еще и некий символический смысл.

Известно, что да Винчи рассматривал тело человека, как отражение вселенной, т.е. был убежден, что оно функционирует по тем же законам. Сам автор рассматривал Витрувианского человека, как «космографию микрокосма ».

На рисунке изображен человек в двух ипостасях: одна позиция - с разведенными в стороны ногами и руками - вписана в окружность , вторая - с разведенными руками и сведенными ногами - вписана в квадрат.

Круг имеет как защитное, так и божественное значение. Круг - совокупность, совершенство, единство, вечность, символ полноты и законченности, объект, заключающий в себе гармонию, наиболее универсальная из всех геометрических форм.

Квадрат - разновидность эмблематического изображения четырех сторон света. Он является символом постоянства, безопасности, равновесия, божественного участия в сотворении мира, пропорциональности, нравственных устремлений и честных намерений.


Квадрат трактуется как материальная сфера, круг – духовная. Соприкосновение же фигур с телом изображенного человека есть своеобразное пересечение в центре мироздания.

При внимательном рассмотрении рисунка выявляются четыре четко обозначенные позиции человеческого тела идве доминанты композиции. Первой является центр фигуры, расположенной в круге, это «пупок» человека, как символ появления на свет. Второй - центр тела, размещенного в квадрате, приходится на гениталии и служит символом продолжения рода.

Но если присмотреться, то этот рисунок несёт в себе столько смысла, что рассказа о нём хватит на множество статей.

  • Во-первых – комбинация рук и ног в действительности дает не не две позы, и даже не четыре. Их больше, и сосчитать их может каждый, кому это интересно.
  • Во-вторых – измерительные чёрточки поперёк конечностей имеет только фигура в квадрате, привязанная к земле, к материальному (микрокосм). Фигура в круге, говорящая о божественности происхождения человека, чёрточек лишена, то есть, не измерена (и не может быть измерена по определению), макрокосм.
  • В-третьих , фигура в круге плотно «стоит» на нижней линии квадрата, нарушая границы своего существования, окружности. Совсем немного, но нарушая. Леонардо просто обожал вот такие намёки. Маленькие, но «говорящие». Я думаю, в этом случае говорящие о том, что насколько бы не приближен бы был Человек к Богу, он всё равно остаётся стоящим на Земле.

Но к этому рисунку вполне гармонично привязывается то самое «золотое сечение», которым в математике описывается гармония и совершенство нашего мира.

Великий Леонардо обладал Знаниями. Откуда они к нему пришли – вопрос отдельный. Но именно в то время, когда им был нарисован Витрувианский человек, он занимался реставрацией Туринской плащаницы. Оба этих изображения совпадают идеально по всем пропорциям (имеется в виду фигура, стоящая на нижней линии квадрата).

Являясь одной из самых загадочных и неоднозначных фигур своей эпохи, Леонардо да Винчи оставил после себя множество тайн. Их смысл до сих пор тревожит ученые умы всего мира.

Витрувианский человек - именно так называется графическое изображение обнаженного мужчины на знаменитом эскизе Леонардо да Винчи. Его изучают уже на протяжении столетий. Однако ученые уверены, что раскрыты еще не все тайны рисунка.

Леонардо да Винчи: Витрувианский человек (Академическая галерея, Венеция, Италия)

Являясь одной из самых загадочных и неоднозначных фигур своей эпохи, Леонардо да Винчи оставил после себя множество тайн. Их смысл до сих пор тревожит ученые умы всего мира. Одна из таких загадок - Витрувианский человек, карандашный набросок которого бережно хранится веками. И хотя о нем известно немало, но эксперты в области искусства уверены, что большие открытия еще впереди.

Витрувианский человек - это официальное название эскиза Леонардо. Он был сделан им в 1492 году и предназначался для иллюстрирования рукописной книги. Рисунок представляет собой обнаженного мужчину, чье тело вписано в круг и квадрат. Кроме того, изображение имеет двойственность - туловище человека изображено в двух позах, наложенных друг на друга.

Как можно заметить при исследовании рисунка, комбинация расположений рук и ног в действительности даёт две различных позиции. Поза с разведёнными в стороны руками и сведенными вместе ногами оказывается вписанной в квадрат. С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны и руками и ногами вписана в окружность. При более детальных исследованиях оказывается, что центром круга является пуп фигуры, а центром квадрата — половые органы.

Дневник да Винчи, для которого предназначался рисунок, именуют «Канон пропорций». Дело в том, что художник верил в некое число «фи», называя его божественным. Он был уверен в присутствии этого числа во всем создаваемом в живой природе. Однако да Винчи пытался добиться выведенной им «божественной пропорции» в архитектуре. Но это так и осталось одной из невоплощенных идей Леонардо. Зато Витрувианский человек полностью изображен в соответствии с «фи», то есть на рисунке - модель идеального существа.

В соответствии с сопроводительными записями Леонардо, он был создан для определения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius); к которым Леонардо написал следующие пояснения:

  • длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из четырёх пальцев равна ладони
  • ступня составляет четыре ладони
  • локоть составляет шесть ладоней
  • высота человека составляет четыре локтя от кончиков пальцев (и соответственно 24 ладони)
  • шаг равняется четырём ладоням
  • размах человеческих рук равен его росту
  • расстояние от линии волос до подбородка составляет 1/10 его высоты
  • расстояние от макушки до подбородка составляет 1/8 его высоты
  • расстояние от макушки до сосков составляет 1/4 его высоты
  • максимум ширины плеч составляет 1/4 его высоты
  • расстояние от локтя до кончика руки составляет 1/4 его высоты
  • расстояние от локтя до подмышки составляет 1/8 его высоты
  • длина руки составляет 2/5 его высоты
  • расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины его лица
  • расстояние от линии волос до бровей 1/3 длины его лица
  • длина ушей 1/3 длины лица
  • пупок является центром окружности

Повторное открытие математических пропорций человеческого тела в XV веке, сделанное да Винчи и другими учёными, стало одним из великих достижений, предшествующих итальянскому ренессансу.

Впоследствии по этой же методике Корбюзье составил свою шкалу пропорционирования — Модулор, повлиявшую на эстетику архитектуры XX века.

Рисунок появился вследствие изучения итальянским мастером работ Витрувия - выдающего зодчего Древнего Рима. В его трактатах тело человека было отождествлено с архитектурой. Однако отрицая эту идею, да Винчи развивал мысль о соединении в человеке трех стихий - искусства, науки и божественных начал, то есть отображение Вселенной.

Кроме глубокого философского посыла, Витрувианский человек имеет еще и некий символический смысл. Квадрат трактуется как материальная сфера, круг - духовная. Соприкосновение же фигур с телом изображенного человека есть своеобразное пересечение в центре мироздания.

На данный момент эскиз хранится в Венецианском музее. Свободного доступа к реликвии нет - экспонат выставляется крайне редко. Желающие имеют возможность взглянуть на него раз в полгода, так как перемещения и нахождение при прямом свете губительны для рукописи, которой почти 500 лет. Большинство изготовленных по эксизам сооружений да Винчи, сохранились до наших дней. Увидеть старинные проекты и их сегодняшнее воплощение желающие могут в Милане, в музее Науки Леонардо да Винчи, расположенном у метро Сант Амброджио.

Интересные факты:

  • Рисунок сам по себе часто используется как неявный символ внутренней симметрии человеческого тела и, далее, Вселенной в целом.
  • В 2011 году ирландский аэрохудожник Джон Квигли изобразил на льдах Северного ледовитого океана гигантскую копию знаменитого рисунка «Витрувианский человек» для того, чтобы привлечь внимание человечества к проблемам экологического равновесия.
  • В 2012 году были опубликованы сообщения о том, что первым наглядное изображение «витрувианского человека» нарисовал не Леонардо, а его друг Джакомо Андреа да Феррара, детально исследовавший труды Витрувия, — хотя его рисунок и несоизмеримо уступает рисунку Леонардо в отношении художественных достоинств.

Витрувианский человек до сих пор является предметом внимательного изучения. Изображение, созданное гением Леонардо да Винчи, содержит множество загадок и вызывает множество вопросов.

Один из факторов, влияющих на визуальное восприятие человека, – это определённые соотношения между составляющими целого. Но Витрувианский человек – это не только изображение идеальных пропорций человеческого тела. Произведение легендарного Леонардо да Винчи наполнено глубоким философским, символическим, духовным смыслом.

История появления

Карандашный рисунок был сделан итальянским мастером при изучении трудов гражданина Рима, архитектора Марка Витрувия. Точной даты написания этих сочинений никто не знает, но обычно они датируются Первым веком до нашей эры. В одной из книг Витрувия самым подробным образом описываются идеальные пропорции человеческого тела. Однако никаких иллюстраций произведение не содержит.

До Леонардо да Винчи перевести содержание записей в изображения пытались многие иллюстраторы, в том числе друг великого мастера Джакомо Андреа да Феррара. Известны документальные подтверждения того, что друзья обсуждали между собой труды римского архитектора.

Известный всем в современности Витрувианский человек очень похож на рисунок Джакомо. Однако суть произведения Леонардо да Винчи совершенно иная. Это не просто иллюстрация текста. Это одновременно научный труд и произведение искусства.

Соединение духовного и материального

Одна из явных отличий рисунка Леонардо да Винчи от других – положение человека, его место в круге и квадрате. Изображение вмещает не одно, а сразу несколько фигур. Причём при изменении позы смещается и центр рисунка: им является или центр квадрата (для фигуры со сведенными ногами), или центр окружности (для человека с раскинутыми ногами и руками).

Сведенные ноги фигуры находятся на стороне квадрата, которая является касательной к окружности. Исследователи видят в этом двойственность витрувианского человека как божественного, но все же земного, приближенного к материальной действительности, существа.

Ещё одна из деталей рисунка показывает, как художник разграничивает духовное и материальное начала в человеке: измерительные черточки относятся только к фигуре, вписанной в квадрат. Человек, вписанный в круг, как существо божественное и духовное, не имеет отношения к различным мерам измерений, и возможно, по замыслу Леонардо, не может иметь.

Загадки витрувианского человека

Есть версия, что создание рисунка имеет отношение к работе итальянского художника над Плащаницей Иисуса Христа. Именно в это время она находилась у гениального мастера. Он занимался изучением и реставрацией исторической реликвии.

Исследователи полагают, что совершенные пропорции тела Христа вдохновило мастера на их воплощение в рисунке. Витрувианский человек – это изображение божественных пропорций человеческого тела.

Положение мужской фигуры, её нахождение одновременно в середине круга и в середине квадрата говорит о том, что для великого Леонардо человек - это центр Мироздания, образ Бога, воплощенный в реальности.

Витрувианский человек в современности воспринимается в качестве символа природной симметрии человеческого тела и всей Вселенной, материального и духовного, идеального и рационального. Расположение человеческого существа одновременно внутри круга и квадрата приводит зрителя к пониманию неразрывной связи между человеком и Мирозданием, между его внутренним (духовным) и окружающим (материальным) миром.

Создание произведений искусства невозможно без соблюдения строгих соотношений и пропорций. Они не появляются ниоткуда, их создает сама природа. Витрувианский человек Леонардо да Винчи является одной из ярких иллюстраций законов гармонии, которой подчиняется вся Вселенная.

Леонардо да Винчи
Vitruvian Man, Study of proportions, from Vitruvius"s De Architectura
примерно 1490-1492 г.г.
Коричневые чернила, металлический карандаш, перо
34.3 x 24.5 см (13.50 x 9.65)
Академическая галерея, Венеция, Италия
Venice Gallerie dell’Accademie

Витрувианский человек - рисунок, сделаный Леонардо Да Винчи примерно в 1490-92 годах, как иллюстрация для книги, посвященной трудам Марка Витрувия . Рисунок сопровождается пояснительными надписями, в одном из его журналов.. На нем изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведенными в стороны руками, описывающими круг и квадрат.

Рисунок и текст иногда называют каноническими пропорциями.

При исследовании рисунка можно заметить, что комбинация рук и ног в действительности составляет четыре различных позы. Поза с разведенными в стороны руками и не разведенными ногами, вписывается в квадрат ("Квадрат Древних").

С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны руками и ногами, вписывается в круг. И, хотя, при смене поз, кажется, что центр фигуры движется, на самом деле, пуп фигуры, который является настоящим её центром, остается неподвижным.

Впоследствии по этой же методике Корбюзье составил свою шкалу пропорционирования, повлиявшую на эстетику архитектуры XX века.

Текст на рисунке:

"Vetruvio architetto mette nelle sue opera d’architettura che le misure dell’omo…” " Архитектор Витрувий заложил в своей архитектуре измерения человека..."

В сопроводительных записях Леонардо да Винчи указал, что рисунок был создан для изучения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius), который написал следующее про человеческое тело:

Природа распорядилась в строении человеческого тела следующими пропорциями:

Длина четырёх пальцев равна длине ладони,
Четыре ладони равны стопе,
Шесть ладоней составляют один локоть,
Четыре локтя - рост человека.
Четыре локтя равны шагу, а двадцать четыре ладони равны росту человека.
Если вы расставите ноги так, чтобы расстояние между ними равнялось 1/14 человеческого роста, и поднимите руки таким образом, чтобы средние пальцы оказались на уровне макушки, то центральной точкой тела, равноудаленной от всех конечностей, будет ваш пупок.

Пространство между расставленными ногами и полом образует равносторонний треугольник.

Длина вытянутых рук будет равна росту.
Расстояние от корней волос до кончика подбородка равно одной десятой человеческого роста.
Расстояние от верхней части груди до макушки составляет 1/6 роста.
Расстояние же от верхней части груди до корней волос - 1/7.
Расстояние от сосков до макушки составляет ровно четверть роста.
Наибольшая ширина плеч - восьмая часть роста.
Расстояние от локтя до кончиков пальцев - 1/5 роста, от локтя до подмышечной ямки - 1/8.
Длина всей руки - это 1/10 роста.
Начало гениталий находится как раз посредине тела.
Стопа - 1/7 часть роста.
Расстояние от мыска ноги до коленной чашечки равно четверти роста, а расстояние от коленной чашечки до начала гениталий также равно четверти роста.
Расстояние от кончика подбородка до носа и от корней волос до бровей будет одинаково и, подобно длине уха, равно 1/3 лица. Повторное открытие математических пропорций человеческого тела в XV веке, сделанное Леонардо Да Винчи и другими, стало одним из великих достижений, предшествующих итальянскому ренессансу. Рисунок сам по себе часто используется как неявный символ внутренней симметрии человеческого тела, и далее, Вселенной в целом.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры