Чем келья отличается от обычной комнаты. Молитва монаха в келии

Главная / Чувства

Истории

Люди в черном. Как журналист неделю жила в келье мужского монастыря в Юровичах

Ольга Декснис

Вы когда-нибудь задумывались над тем, чтобы все бросить и уйти в монастырь? Кажется, что решиться на это практически невозможно. Дом, работа, друзья, путешествия… Но есть люди, которые однажды взяли и отказались от прежней жизни. Почему? Кто эти люди? Журналист Ольга Декснис прожила неделю в женской келье при мужском монастыре в Юровичах и узнала, что заставило белорусов облачиться в черное.

Рано утром у входа в монастырь меня встречает улыбчивый игумен Авксентий - настоятель храма, главный по монастырю. У него много забот: сейчас получает второе высшее образование, является председателем в Церковном суде, руководит приходом в Калинковичском храме, а также редактирует и обновляет сайт. К тому же, успевает давать поручения в монастыре и держать дисциплину.

Вот ваша келья - так называемая, женская, - отец Авксентий протягивает мне ключ от комнаты с высоким каменным резным потолком.

Деревня Юровичи в Калинковичском районе Гомельской области - кладезь историко-культурных ценностей. Она одна из самых лакомых кусочков на карте белорусского туризма. Каждый школьник знает, что здесь находится стоянка первобытного белорусского человека. Именно об этой холмистой местности Иван Мележ написал в романе «Люди на болоте». Здесь же невероятной красоты и сложной истории Храм иезуитов, датируемый 1710–1746 годами строительства. Сегодня он преобразован в Свято-Рождество-Богородичный мужской монастырь и Свято-Рождество-Богородичный храм. Давно хотела сюда попасть.

Храмовый комплекс в Юровичах. Фото автора, Имена

В комнате, которую мне выдели, - два окна, стол, стул, четыре свободные кровати для женщин-паломниц и трудниц (последние приезжают помочь храму на приусадебном участке, на стройке, на кухне и материально). Быстро располагаюсь на новом месте, бросаю чемодан и спешу за батюшкой.

Гостевая келья, в которой жила журналист Ольга.

Здесь у нас трапезная, - продолжает он экскурсию по монастырю. - Кушать вы будете в девять, в два и в семь вечера. Кстати, завтракать хотите? Вас к столу позовет звон колокола.

На кухне работают двое мужчин-трудников, живут тоже в монастыре. Их рабочий день начинается в 5.30 утра и не с чашечки кофе, а с обработки надоенного вчерашнего молока. Из него делают сыр, творог, сметану. Меню составляет главный бухгалтер, позже его утверждает настоятель. А еда напрямую зависит от пожертвований.

Трудники за трапезой.

В нашем меню никогда нет мяса, - рассказывает Леонид , седовласый повар с длиной тонкой бородой. Увидев мой фотоаппарат, он отворачивается и поясняет: христианство запрещает фотографироваться. - Знаю, что в других монастырях кушать можно мясо тех, «кто не жует жуйки и у кого не раздвоены копыта». Свинины у нас категорически нет. Готовим в частности из молока, сметаны, творога, рыбы и овощей.

Повар Леонид считает, что фотографироваться - это не по-христиански.

Леонид - бывший работник железнодорожной станции. В монастыре живет уже два года. Себя испытывал и в другом монастыре - в Одессе.

Чтобы попасть туда только на ночь, руководители украинского монастыря звонили в Юровичи и брали мою характеристику, - вспоминает Леонид. - А наутро мне задали вопрос: иду в послушники или возвращаюсь на родину? Послушник - это первая ступень, потом идет инок, а потом монах. И я не согласился - был не готов. А трудники им не нужны. У них 130 монахов, которые все успевают делать сами.

В коридоре слышим трижды звон небольшого колокола, мужчина в синем кухонном халате зазывает всех к столу.

Перед трапезой всегда звонит колокол.

Сегодня на завтрак овсянка на парном коровьем молоке, свежая клубника с огорода, чай, батон и сливовое варенье. Перед едой получаем от батюшки Павла благословение. Стоя у стола читаем «Отче Наш». Все садятся, молча едят и слушают полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова - это специально адаптированное чтение для современных людей. Его зачитывает трудник Саша:

Глава 38. «Всякий, поступивший в монастырь и принявший на себя благое иго Христово, должен пребывать в нестяжательности, довольствуясь самонужнейшим и охраняясь от излишества в одежде, в келейных принадлежностях, в деньгах; Имуществом, богатством, сокровищем инока должен быть Господь наши, Иисус Христос; К нему должны быть постоянно устремлены взоры наши».

Саше всего 23 года, за плечами у него наркотики, а «благодаря» им - вторая группа инвалидности. Сегодня Саша горит желанием посвятить себя только Богу. Раз и навсегда. О себе разговаривает неохотно. Молится везде, где только можно: в коридоре, на улице и, конечно, в храме всем святым. Еще и поет. Здесь он на хорошем счету.

Когда заканчивается молитва, отец Павел звонит в маленький колокол и дает благословение на уход. Батюшка видит, что я не справляюсь с четкими временными рамками «строки молитвы - время завтрака», гладит меня по голове и с улыбкой успокаивает: «Кушайте, кушайте!» Позже это станет доброй шуткой.

Постриглась в монашки в 64 года

По документам монастырь мужской, но в нем лишь четыре монаха, среди них больше руководство. По негласной информации, в него неохотно идут новые служители Богу. Связано это с тем, что монастырь и храм уже около 100 лет находится в состоянии хронической стройки-реставрации, а точнее, неопределенности. Попросту - закрыт. Прихода практически нет. Сама видела, как туристы проезжают мимо храма и разворачиваются, увидев заколоченную дверь.

Крестный ход в праздничный день, и только тогда много прихожан в храме.

В храме живут две пожилые монахини: 80-летняя Лаврентия и 85-летняя Макария . Как шутит батюшка Авксентий, «достались нам в наследство» (с 1993 до 2005 года здесь был женский монастырь - прим. автора) и помогают в основном молитвой. А также с пенсии отдают по миллиону на еду.

Новые необычные имена женщины получили при постриге. Желая проникнуть в келью к монахиням, получаю от них длинную ситцевую юбку в цветочек и маленький крестик на ниточке.

Келья матушки Лаврентии больше похожа на рабочий кабинет - везде книги и тетради.

Носи юбку обязательно в храм и в трапезную, - говорит матушка Лаврентия, а я киваю головой и соглашаюсь новому жизненному уставу.

А то твоя одежда совсем не к месту, - улыбается она и смотрит на мои обтягивающие серые джинсы.

Матушка Лаврентия пришла к Богу уже будучи пенсионеркой. Ранее была бухгалтером, дояркой, санитаркой. По законам православной церкви постриг может принять женщина до 40–45 лет. Возрастные рамки не случайны. Они должны принести пользу храму не только молитвой, но и помощью на подворье. Матушка сейчас работает в церковной лавке. Почему решила «уйти», уже и вспомнить не может.

Матушка Лаврентия всегда улыбается и готова дать совет.

Спустя два года после смерти мужа, я приехала посмотреть монастырь в Хойниках, там и осталась, - рассказывает матушка Лаврентия. - Знаете, до этого возраста у меня была потребительская вера: свечку поставить, помянуть кого-то, яйца покрасить, водички набрать.

А как ваши дети отнеслись к тому, что вы решили уйти в монастырь?

Их у меня было трое: две дочки и сын, - рассказывает матушка. - Одна не так давно погибла. Сначала они вроде бы с непониманием отнеслись, недоверием, нежеланием. Со временем привыкли. А сейчас и довольны. Каждый год на Радуницу с благословения настоятеля я приезжаю к ним повидаться. На кладбище хожу, там у меня похоронена мама, муж, дочь. Ко мне дети тоже иногда приезжают, но дорого это все. В прошлом году в гости заезжали сестры, одна из Литвы, вторая - из России. Жили здесь, понравилось им очень.

«Однажды мне приснилась Дева Мария»

85-летняя матушка Макария выходит за дверь и спешит в «Домовую комнату» - небольшой храм в самом монастыре. Я иду за ней, кричу громко (женщина плохо слышит): «Всего пару вопросов можно вам задать?»

У меня по времени сейчас чтение псалтыря! - отвечает она на мой неожиданный ор, разбавленный смачной акустикой высоких потолков.

Матушка Макария в монашество пришла уже будучи пенсионеркой.

Молитве в храме отведено основное время. Все записки, принесенные «за здравие» и «за упокой» и многое другое круглосуточно отчитывается монахами и монашками.

Записки верующих, которые день и ночь отмаливают монахи и монашки.

Расскажите свою историю, как вы пришли в монастырь?

Мне было 70 лет, ни мужа, ни детей, - говорит матушка и намекает, что на разговоры времени совсем нет. - Однажды мне приснилась Дева Мария и сказала: «Иди в келью». Так я по зову и пришла. Сразу в Хойникский монастырь, а потом нас перевели сюда. Всю жизнь я работала поваром. Но всегда нравилось монашество. Сразу поваром работала при храме, а потом ноги не выдержали нагрузку.

В воскресенье можно посмотреть фильм. Чаще всего это фильмы о священнослужителях во всем мире.

На приусадебном участке храмового комплекса кипит работа с утра до вечера. Молодой монах Серафим смотрит, как строители-волонтеры вставляют новые деревянные окна, также пожертвованные неназванным предпринимателем.

Серафим - сын священника, ему всего 27 лет. Постриг принял два года назад. Сейчас учится в православной академии.

Отец Серафим на празднике Троица.

Сюда приехал в отпуск, побыл месяц и понравилось, - рассказывает монах. - Уволился с работы - с электросетей. Родители были в шоке, именно поэтому я долго оттягивал решение. Но понял, что чем дальше, тем больше сомнений.

А чем отличается монах от священника?

Самое главное отличие - это невозможность иметь семью. Посмотрел на своих друзей-одногодок, которые успели и жениться, и развестись, и меня это пункт устроил.

А зачем монаху образование?

Странный вопрос. Но в целом, это нужно для прихожан. Вот приходит к тебе человек с вопросом: какой иконе молиться, как часто и что нужно делать. И ситуации у всех разные: у кого-то сын в тюрьме, у кого-то муж пьет, у кого-то дочь вышла не за того. И нужно дать совет: это важно - быть собеседником.

Позже в разговоре отец Авксентий тоже ответил мне на этот вопрос.

Образование необходимо, чтобы монахи не были распространителями мракобесия и здраво смотрели на жизнь, - пояснил он. - Просто незнание основ веры, в том числе и догматики, порождают зачастую всякие суеверия.

Утром служба, вечером еще и обязательный крестный ход

Каждый новый день в монастыре начинается в семь утра со службы, в пять - вечерняя молитва и крестный ход. Если служба - литургия, то она может затянуться более, чем на два часа.

За каждым монахом и трудником закреплен свой фронт работы: кто-то пилит дрова, кто-то отвечает за коров и курочек. Так, отец Павел - главный по ульям, 36-летний трудник Саша - главный по огороду.

Работают и священники, и трудники.

Я же после завтрака иду пропалывать клубнику, в это время разговариваю с Сашей, который отказывается фотографироваться, но с радостью готов рассказать о себе.

Журналист Ольга взяла послушание - пропалывать огород.

Как вам здесь? - вырываю траву и веду диалог.

У меня заболела мама, последние месяцы вовсе не ходила, пришлось бросить работу в колхозе и за ней присматривать, - вспоминает Саша. - Группу ей не давали, жили только на ее пенсию. Уже, когда она была при смерти, пару месяцев было, когда мы пользовались льготами на лекарства. Через месяц после смерти мамы мой брат повесился. В итоге я впал в сильную депрессию и попал в больницу.

Саша рассказывает, что из-за тяжелых транквилизаторов ему было сложно вернуться к работе: выйдя из больницы, он стал бесчувственным и постоянно хотел спать.

Чтобы в голову не лезли плохие мысли, трудники всегда читают.

Однажды дома у икон я услышал голос - церковное песнопение, - говорит он. - Пение бесконечно повторялось и я уже думал, что схожу с ума. Позвал соседку, говорю ей: «Прислушайтесь, слышите ли вы пение?». По ее совету я стал ходить в храм, прислуживать там, и эти песнопения прекратились. До сих пор не знаю, что это было. Позже попал в другой монастырь, но мне там не понравилось. А здесь я почувствовал себя как дома. И огород, и земля. И на душе легко от того, что я постоянно в храме. Сейчас хочу сделать все, чтобы стать монахом. Много читаю и учусь петь.

Это значит, вы никогда не создадите семью?

В миру - нет, здесь хочу отдать ее Богу.

Трудник Саша не только «огородник», но еще и звонарь.

Пока мы общались, подошел отец Павел - священник в третьем поколении. Его брат священник, и сестра в Риге в женском монастыре - игуменья. С пчелами «разговаривает» с малых лет, приучил отец.

Кстати, если на столе рыба, значит, это дело рук отца Павла - он заядлый рыбак, на Припять ездил. Батюшка отличается особой любовью к жизни. Уже позже заметила, что он может просто обнять пришедшего к нему человека, поговорить с ним, успокоить, поцеловать в голову, как маленького. Особенно смешно, когда он 85-летнюю матушку называет «молодежь». Любит играть с детьми, которые приходят на службу.

Хочешь посмотреть на пчелок? - отец Павел освобождает улей от пуховых подушек и зовет меня. - Не бойся, пока я здесь, они тебя не тронут, я прикрикнул им! Бери в руки, - беру и трясусь, сотни пчел в руке. - Смотри, вот это соты, мы покупаем их, а пчелы уже сами растягивают их и заполняют медом. Вот это матка - она главная. Если она улетит, вся большая ее семья погибнет. В день пчела может откладывать от 500 до 1,5 тысячи яиц, и уже через 19 дней родятся новые пчелы.

Отец Павел с пчелами на ты.

Спустя какое-то время Саша говорит, что пора мыть руки и двигаться к трапезной. Сегодня на обед гороховый суп на овощном бульоне, рис и рыбная котлета.

На обед вместо мяса рыба и гороховый суп.

Трудник Саша снова зачитывает Поучения, во время которой пропал аппетит, хотелось просто исчезнуть.

Пока все едят, трудник Саша читает адаптированное чтение для монашествующих.

Глава 42. «О хранении от знакомства с женским полом».

«Преподобные отцы, наши, святые иноки всех времен тщательно хранили себя от знакомства с женским полом. Вход женскому полу в древние монастыри был воспрещен… Соединение полов в существующем виде его естественно (падшему естеству). Девство выше естественно. Следовательно, желающий сохранить свое тело в девственности должен непременно держать его вдали от того тела, соединение с которым с которым требуется естеством».

После чтения молитвы настоятель уделяет время неформальной беседе.

Я хочу провести небольшой такой тест между нами, - интригует он. - Каждый ответьте мне, пожалуйста, на вопрос, но он немного с подвохом: где бы вы хотели встретить Иисуса в своей жизни - на свободе или в тюрьме?

В «зале» тишина, и я беру первый ответ в свои, что называется, руки.

Я бы хотела встретиться с ним в тюрьме, у меня было бы больше времени для « остановиться-подумать » и на общение с ним, - говорю.

Интересная мысль, - подхватывает мои размышления отец Авксентий. - На самом деле, мы все хотим свободы. Но чаще приходим к Иисусу именно тогда, когда в жизни настигает беда. Увы, именно в самые сложные минуты жизни мы больше всего к нему открыты. Но не нужно бояться испытаний, они и даны нам, чтобы мы смогли о многом задуматься.

«Симона, девочка моя»

Молоко, творог и сметана на столе монастыря - благодаря стараниям Валерия . Сам он родом из Украины, отслужил в советской армии, демобилизовался в Мозырь, женился. В монастыре живет уже четыре года.

Идем с ним на задний двор монастыря. Шлепаю по свежим лепешкам за главнокомандующим по хлеву, где живут три коровы и три маленьких теленка. Валерий заметно меняется, когда видит животных.

Ой, чудо ты мое маленькое, это вот она родила, - мужчина меняет тон и целует животное. - Ой ты моя красавица, как она позирует… Симона, девочка моя, давай вставать.

И корова, будто понимая слова, встает на ноги.

На мой стандартный вопрос «почему», отвечает откровенно:

Потому-что неудачник, не сложилось в мирской жизни, две семьи развалились, - вздыхает Валерий и устанавливает Симоне доильный аппарат. - От первого брака есть взрослый сын, от второго - тоже сын, ему девять лет.

Валерий называет себя неудачником в мирской жизни.

12 лет я работал домоправителем в Москве у состоятельных людей. У них есть загородный дом. Там я зарабатывал около 800 долларов в месяц, тратил не более ста. Питание бесплатное, жилье предоставляется - у меня отдельный домик был. Я приезжал домой на две недели летом и на две недели зимой. Жене переводил деньги…

Ходим по хлеву, рассматриваем потомство.

Что хочу сказать о храме? - садимся на скамейку, где чувствуется сильный запах животных. - Знаете, у нас вообще плохо с рекламой. А рекламы нет, потому что и главный храм закрыт много лет. Хотелось бы, чтобы сюда шли люди. И храм мог бы зарабатывать что-то. Делать свои творческие мастерские. А так, все своими силами - еда с огорода.

Разочарование

У входа в монастырь стоит деревянный дом. Он открыт для тех, кто потерял крышу над головой и готов помочь монастырю «руками».

При монастыре есть дом для тех, у кого нет своей крыши надо головой.

26-летний Слава родом из России. Некогда с мамой бежали от скандалов, которые постоянно были в их семье, в синеокую. Занимается вокалом, поет в соседней деревне в народном хоре. Всегда вежлив. Здесь ответственный работник: от кухни и «сходить в магазин» - до сложных строительных работ. Вячеслав тут оказался единственным, кто открыто захотел поговорить:

Меня привело сюда разочарование, - он опускает глаза, поджимает губы и неловко отвечает. - Разочарование в любви. Наши отношения длились год, и как-то все не складывалось. От этого было очень больно. Вот я и пришел сюда по зову сердца. Живу при храме неделю через неделю. Все нравится. Но нужно еще время, чтобы прийти в себя и начать жить как раньше.

Славу в монастырь привела неразделенная любовь.

Если вы хотите помочь возрождению монастыря, это можно сделать разными способами: деньгами, рабочей силой, стройматериалами, вещами, продуктами.

Монастырь находится по адресу: Гомельская область, Калинковичский район, д. Юровичи, ул. Горная, 9.

Наместник - игумен Авксентий (Абражей Андрей Эдуардович).

Тел.: 8 02345 59292; +375 29 730-11-56 .

Реквизиты

СВЯТО-РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЧНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в д. Юровичи Калинковичского района Туровской епархии. УНН 400440204, Беларусь, 247722 д. Юровичи, Калинковичского района, Гомельской области, ул. Горная 9, р/с 3015660172019 ЦКО № 7 Дирекции ОАО «БЕЛИНВЕСТБАНК» по Гомельской обл. Код банка 151501739.

Карта Сбербанка России 4279 0800 1029 4062 действительна до 10/18 ANDREY ABRAZHEY.

Заявленная тема очень важна для жизни общежительного монастыря. С самого начала я хотел бы уточнить, что намереваюсь опираться на дух и молитвенный опыт старца Эмилиана1 и монахов нашей обители в большей степени, чем на собственный убогий и недостаточный опыт. Сама по себе полнота Церкви уже есть общежитие. Для монахов, отрекшихся от всяких мирских уз и своей прежней жизни, монастырь становится местом, где они открыли для себя Бога; их жизнь переходит в иную реальность, а именно в реальность Царствия и последних дней, где все будет исполнено славы Божией. Их жизнь, избавленная от каких бы то ни было компромиссов с миром, есть непрестанное предстояние перед Престолом Божиим, подобно ангелам. Показательное евангельское изречение, что некоторые из стоящих здесь… не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем (Мф. 16:28), обращено к монахам. Каждый монах внял направленному лично к нему призыву Христа. Либо в результате принудительных действий, либо по жизненным обстоятельствам, либо в процессе последовательного христианского воспитания, но, так или иначе, взгляд Христов останавливался на нем и призывал его к тому, чтобы оставить всё и следовать за Ним. Но совершенное следование за Христом происходит у монахов посредством молитвы, в чем они подражают апостолам. Таким образом, мы постараемся объяснить, как вписана частная молитва в жизнь общежительного монастыря, раскрыв несколько аспектов и того, и другого.

Непрестанное служение Богу

Как ученики последовали за Христом на гору Фавор, так и монах вступает в обитель, и там ему − главным образом, конечно, благодаря служению Богу − открывается свет Господень. Этот свет подобен свету, которым просияло лицо Господа. То же происходит и в других проявлениях общежительной жизни: в трудах, в отношениях между братиями, на трапезе, при приеме гостей, при уходе за немощными и престарелыми, на общих братских беседах и т. д., то есть все это в монастыре уподобляется ризам Господа, ставшим белыми от отразившегося в них Божественного света. В монастыре всё богоносно, всё есть непрестанное служение. Служение Богу находится в центре жизни, службы регламентируют каждый момент, а любая деятельность начинается и завершается в храме, с молитвой и песнопением. Первоначальное призвание от Господа подобно искре, вспыхнувшей в сердце, чтобы дать толчок, избавляющий от прельщений мира сего. Эта искра в высшей степени облегчает испытание и научение суровости подвижнической жизни, но есть опасность, что она угаснет, если не подпитывать ее, так что монах призван воспринять тайну откровения Божия, которая явно и таинственно выражается в церковном богослужении.

Это восприятие происходит двумя способами: посредством подвижнической брани и келейной молитвы. Аскеза имеет целью помочь монаху очиститься от страстей, начало которых – себялюбие, и соделывает его сосудом, приемлющим Божественные энергии; молитва же представляет собой связующее звено, соединяющее монаха с Богом, − посредством молитвы он говорит с Господом и слышит Его ответ.

Молитва как существенная составляющая жизни монаха

Поскольку монастырь есть место непрестанного присутствия Божия, невозможно, чтобы молитва не была центром жизни монаха. «Монашеское жительство немыслимо без молитвы – а поскольку служение совершается непрестанно, – без непрестанной молитвы», − говорил нам старец Эмилиан и добавлял: «Когда монах молится, он становится человеком, показывающим, в первую очередь, что он проживает в Боге. Он живет постольку, поскольку пребывает в молитве… Молитва служит ему предпосылкой его духовного роста»2. Главное, что оправдывает его присутствие в монастыре, это взыскание непрестанного общения с Богом посредством молитвы. Видов молитвы много, но лишь келейная молитва действительно преображает наше существование.

Общежительное и безмолвническое монашество

Некоторые утверждают, что келейная или умная молитва в ходу только у священнобезмолвников и что общежительные монахи заняты лишь богослужением, и этого должно быть им достаточно. Однако не существует двух разных видов монашества. Конечно, есть некоторое различие, но оно обусловлено, главным образом, условиями проживания и организацией времени, свободного от общей молитвы и послушаний.

Цель обеих форм монашеской жизни была и есть одна: стяжание близости с Богом и личный опыт обожения во Христе. История монашества, всегда подразумевавшая два этих параллельных и взаимодополняющих вида, демонстрирует тенденцию к их взаимному сближению. Как мы видим, со времен преподобного Паисия (Величковского) и до наших дней делается попытка внедрить исихастское духовное учение в монастырское общежитие. В этом одна из характерных особенностей нынешнего возрождения и расцвета святогорского монашества. Сегодня молодежь, приходящая на Святую Гору (подозреваю, что то же происходит и в русских монастырях), по большей части стремится жить по нормам общежития, имея при этом возможность жить и индивидуальной духовной жизнью. Давайте посмотрим, как осуществляется келейная безмолвная молитва в условиях общежительного монастыря.

Келья монаха: Вавилонская печь

Когда вечером, после повечерия, монах возвращается в свою келью, он не отделяется от общего тела братства. Келья представляет собой его личное пространство, но при этом она неотъемлемо принадлежит общежитию. Все, что в ней находится, – мебель, иконы, книги, облачение и т. д. – расположено там по благословению. Что бы ни стал делать монах в келье – отдыхать, молиться, размышлять о своей жизни, готовиться к исповеди и Причастию, – все это имеет органическую связь с остальной жизнью монастыря. Конечно, монах отдыхает в келье, но при этом келья не место для отдыха. В действительности она представляет собой арену подвижнической брани и место встречи с Богом. Некоторые древние монашеские тексты сравнивают келью с Вавилонской печью, где монах, подобно трем отрокам, испытуется, очищается и готовится к встрече с Богом. Келья является для монаха заповедным местом, куда не должно проникать ничего из мира, чтобы дать ему бороться с Богом для получения благословения от Него (см. Быт. 32:24−30), и тогда его можно будет называть, как и Иакова, видевшим Бога.

Келейное правило, или «частная литургия»

В келье монах исполняет свое правило, состоящее из определенного старцем числа земных поклонов, молитв по четкам, чтения священных книг и каких-либо других молитв. Существует – и должно существовать – большое разнообразие по части содержания, способа исполнения, времени и длительности келейного правила, в силу того, что люди различны между собой и имеют различную степень телесной выносливости, темперамент и характер. Все это должен принимать во внимание духовник при назначении молитвенного правила для своего послушника. Некоторым образом, келейное правило для личной жизни монаха имеет то же значение, что и богослужебный устав для храма, лишь с той разницей, что правило, во-первых, должно быть монаху по силам, а во-вторых, усложняться по мере его духовного возрастания. Одно дело − правило для новоначального, другое − для монаха, несущего какое-либо тяжелое послушание, иное правило − для немощного, иное −для пожилого. На встрече со старцем монах, разумеется, исповедует ему все свои прегрешения, открывает помыслы, испрашивает совета, но главный разговор будет касаться правила: как идет молитва? есть ли проблемы со сном? устает ли он от поклонов? следует ли заниматься больше? какие подвижнические сочинения следует читать, чтобы сильнее разжигалось сердце и т. д. Регулярный пересмотр келейного правила является существенным показателем духовного возрастания каждого сознательного монаха.

Духовная жизнь как таковая не должна сводиться к келейному правилу. Оно представляет собой просто тот необходимый минимум, который обязан ежедневно и в определенное время исполнять монах, чтобы «памятовать, что он отлучен от Бога и лишается Его Благодати», как нас учил старец Эмилиан. Вопрос постоянства правила имеет существенное значение, что неизменно подчеркивается духовными отцами. Нельзя исполнять правило только тогда, когда у тебя есть на это настрой, а если уж ты пропустил его, об этом следует сообщить своему старцу и исповеднику как об отступлении от своего монашеского долга. Поэтому правило должно быть рассчитано так, чтобы его можно было исполнять ежедневно, с вниманием, смирением и полным осознанием того факта, что не ты предлагаешь Богу нечто, но − предстаешь перед Ним, испрашивая Его милости. Таким образом, правило не вырождается в простую привычку и не становится формальной обязанностью, исполняемой монахом «лишь бы отделаться», и в мыслях о другом. Поскольку именно во время исполнения келейного правила монах прилагает все усилия к борению за встречу с Богом, мы в нашей обители предпочитаем называть его «бдение» или «келейная литургия», не только потому, что оно совершается преимущественно ночью, но главным образом потому, что оно представляет собой ожидание и чаяние Бога, устремленное вверх напряжение всех сил монаха. Минимум, определяемый ему старцем по снисхождению, может стать тем запалом, который разожжет в нем горение божественного рачения, и тогда правило растянется во времени и возрастет в силе, заполняя всю ночь. В братии старца Иосифа Исихаста правило длилось шесть часов и состояло исключительно из умной молитвы, а во многих святогорских общежитиях монаху предоставляется возможность каждую ночь посвящать по крайней мере четыре часа молитве, помимо суточного круга богослужений. «Келейная литургия» представляет собой пространство тáинственного опыта, вход в «облако», покрывшее трех апостолов после явления Света, бездну боговедения, − поэтому и совершается ночью.

Ночь – это время божественных откровений, великих богоявлений в Священном Писании, это час, когда Бог склоняется над людьми. Поэтому-то и пророки, и наш Господь Иисус Христос молились по ночам (см. Мф. 26:36, Лк. 21:37). В эти часы человек, избавившись от рассеяния ума, может воздвигнуть брань против помыслов, вознестись к Богу, говорить с Ним, познать Его, чтобы Он стал из неведомого и абстрактного Бога его собственным Богом. Без ночного молитвенного делания Дух Святой не будет действовать в нас и говорить с нами − как учил старец Эмилиан, помещавший эту часть делания монаха в самый центр его жизни3.

Стало быть, келейное правило настолько важно, что совершение его в церкви непосредственно перед утренним богослужением обесценивает его. Конечно, такой перенос дает гарантию, что монахи исполнят правило, но при этом теряется его личностный характер. В келье монах может растворить свое сердце, преклонять колени, молить, плакать, менять позу для борьбы со сном, а в храме эти возможности становятся недоступны, и правило приобретает литургический и объективный характер, занимая место службы. При этом содержит все те же элементы, но приобретает богослужебную форму.

Предпосылки ночной молитвы

Как богослужение имеет свой устав, так и «литургия в келье» имеет определенные предпосылки, в отсутствие которых ее цель не может быть достигнута. Когда монах входит в свою келью, или, скорее, после того как он, отдохнув несколько часов, проснется посреди ночи, чтобы исполнить свое молитвенное правило, он не должен привносить в келью ничего из мира. Он должен быть свободен от житейских попечений и занятий, связанных с его послушанием, не иметь ни к чему пристрастий и любопытства. Он должен также находиться в состоянии внутреннего мира и единения со всеми своими братиями, не испытывать ни к кому обиды или зависти, ни даже угрызений совести за возможные прегрешения. Этот мир воцаряется в совести прежде всего в результате чистой исповеди и откровения помыслов, а также после краткого исследования самого себя, что может предшествовать исполнению молитвенного правила. Примерно так же наставлял старец Эмилиан: «Надо опустошить себя, постоянно ожидая пришествия Святого Духа. Мы должны пребывать в горнем, чтобы на всякое время Его принять. В посте, в тяготах, в болях, с жаждой уничижения, в отрешении и молчании, дабы сподобиться вместить Святого Духа… Дух обычно сходит в желудки пустые и в очи бдящие»4.

Только с непопечением ни о чем можно стяжать сокрушение сердца, благочестие, смиренное осознание того, что ты исполнен беззакония и тьмы, и сделать всё, чтобы «растрогать Бога» и привлечь Дух, дабы он осенил тебя.

Трезвение и Иисусова молитва

Помимо того, что монах будет исполнять в этот час, следуя данным ему старцем наставлениям, главной его задачей будет опустошение ума от всего, будь оно хорошее или плохое, «чтобы мы взращивали нашу вместимость трезвением, бдением, безмолвием и выкапыванием колодца радости, мира и небесной жизни, которая называется Молитва Иисуса»5. «Вместимость зависит не только от нашего настроя и от того, насколько мы любим Бога, но и нашего труда, усилий и от проливаемого нами пота, а чем больше возрастает наша вместимость, тем больше дает нам Бог»6.

Это опустошение в святоотеческой духовной терминологии именуется «трезвение». Оно состоит во внимании, в бдении, в наблюдении за помыслами, приходящими на ум и стремящимися войти в сердце, чтобы овладеть крепостью души. Трезвение – главное делание монаха, поскольку к нему, по большей части, не относится борьба с телесными искушениями. Это «искусство искусств и наука наук», которую трудно постичь тому, кто еще живет в смятении развлечений ума и мирских пристрастий. Поэтому мы не можем говорить о трезвении и о внутреннем борении, когда нет соответствующего «безмолвия». В ночной тиши монах может следить за своей мыслью и отражать различные помыслы, чтобы предаться только одному призыванию Имени Христова. Трезвение и односложная молитва суть неотъемлемые спутники тáинственной жизни, так что в одном невозможно подвизаться без другого, по причине подвижности ума, который всегда нуждается в каком-либо занятии. По этой причине для отражения нападок различных помыслов, я даю своему уму одно-единственное занятие – призывание Имени Христа в качестве необоримого оружия и средства освящения7. Стало быть, Иисусова молитва, умная молитва, этот царский путь − и есть главное оружие монаха в этой брани, и содержит она в себе сгусток всего опыта, накопленного Церковью. Нет нужды останавливаться здесь подробнее на искусстве Иисусовой молитвы, тщательно описанном в текстах трезвенных отцов и доходчиво объясненном великими русскими богоносными отцами XIX века. Иисусова молитва – самая эффективная форма молитвы, но не единственная, так что было бы неразумно принудительно навязывать ее всем монахам. Некоторым односложная Иисусова молитва может приесться, и стать препятствием для свободного общения с вожделенным Господом, причем не по причине подпадания страстям или незрелости, но просто в силу темперамента и душевного состояния.

Согласно верному ученику преподобного Паисия (Величковского) преподобному Георгию Черникскому, навязывание единого правила Иисусовой молитвы послужило одной из причин скорого распада большого братства Нямецкой обители после кончины преподобного Паисия8. Соответственно, можно рекомендовать односложную Иисусову молитву для ночного правила, но лучше не навязывать ее, так как для братии должно существовать и некоторое разнообразие.

Не стоит забывать также о том, что великие отцы пустынники и великие богословы тáинственной жизни не прибегали к Иисусовой молитве, а, скорее, читали псалмы и Священное Писание.

В углублении своего опыта и в духовном руководстве очень помогает то, о чем говорит авва Кассиан Римлянин в своих беседах из пустыни о различных типах молитвы (моление, молитвословия, прошение и благодарение), о благочинии во время различных молитвословий, о том, кому подходит тот или иной вид молитвы, равно как и о значении молитвы, совершаемой в тиши кельи.

Главное, за чем должен следить бодрствующий монах, вне зависимости от того, занимает ли он свой ум односложной Иисусовой молитвой или другими ее видами, − это чувство предстояния перед Христом, о котором говорится в псалме): предзрех Господа предо мною (Пс. 15:8). Здесь нужно провести разделение между непрестанной молитвой или молитвословием, с одной стороны, и, с другой, − непрестанным памятованием о Боге, что и есть взыскуемый результат. Это непрестанное памятование о Боге достигается не только молитвой, но и всем трезвенным деланием и жизнью в общежитии. Особый акцент следует делать на всемерном «хранении ума», но сами слова, повторяемые непрестанно, очень полезны и воспаряют ум. Молебный вопль древних отцов, например, Боже, в помощь мою вонми, Господи помози ми потщися (Пс. 69:2) был избран не случайно, равно как и более позднее «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя», потому что они выражают все переживания, которые может вместить в себя человеческая природа. Эти слова могут произноситься при любых обстоятельствах, подходя для отражения всякого искушения и для удовлетворения всякой нужды. Их нужно использовать и в трудностях, и во благовремении, чтобы соблюсти неизреченное и предохранить себя от гордыни. Эти слова становятся предвкушением спасения, дыханием Божества, твоим постоянным сладчайшим спутником.

Мы не должны иметь попечение о том, чтобы молитва возымела «результат», или чтобы Господь дал нам дарование как некое воздаяние. Такой настрой изобличает эгоистичную и тщеславную душу. Единственно, что мне необходимо, − это предстоять перед Богом и набраться терпения. Я осознал, что я ничто, ни к чему не гожусь и ни на что не способен, «зде предстою» и говорю: «Боже мой, аще хощеши, возьми мя, аще хощеши, подаждь мне лета жития, я же умираю пред Тобою». «Предстояние» в храме становится откровением Божием, как явно, так и тáинственно. Во время внутренней «келейной литургии» сам монах предстоит невидимому Богу и жаждет увидеть Его воочию.

Было бы прелестью полагать, что своей многолетней каждодневной бранью, молитвенным правилом и молитвами, мы приобретем право узреть Бога таким, каким Его видели многие святые, увидеть Его в свете преображения Его лица. Нет. Наша «задача» − предстоять перед Богом так, чтобы Он нас увидел, уподобиться Ему, насколько это возможно, в стяжании евангельских добродетелей.

Ожидание Святого Духа и составляет цель молитвенного правила и нашего ночного бдения. Критерием успеха служат не столько дарования и благодатные дары, которые мы приобретаем молитвой, но труд и самопожертвование.

Так, по приобретении нами навыка крайней предосторожности, которую мы можем выработать с годами, подвизаясь в трезвении, наша молитва перестает быть молением и прошением, хотя бы и дал нам Бог нечто, но становится простым вслушиванием в шаги приближающегося Бога и колыханий Духа. Естественно, наши книги полны опытом переживания молитвы святыми. Нет недостатка в подобном опыте и среди современных монахов и монахинь. У меня скопилось много их писем, в которых они самолично свидетельствуют о своей собственной жизни в Боге.

Проблемы в молитве

Предстояние в келье бывает затруднено, когда, несмотря на упорные усилия, монах испытывает проблемы, связанные со сном, с телесной или душевной болью, с усталостью, с тоской, с опустошением сердца, с мраком, неверием, смятением помыслов, с унынием, с вражеским нападением и, возможно, даже с затруднением произносить вслух слова Иисусовой молитвы. Тогда темнота в келье становится мрачной, а эти часы − тягостными. В таких случаях старец Эмилиан неоднократно нам говорил: «Монах испытывает наибольшие проблемы в молитве… Но не стоит забывать, что это неслучайно… Это подтверждает, что молитва начинает становиться нашим настоящим переживанием… нашим настоящим занятием. Дай Бог, чтобы вы получали от молитвы истинное наслаждение. Это очень и очень полезно. Но знайте, что в начале (чтобы не сказать долгие годы, и иной раз и навсегда) гораздо полезнее иметь проблемы, и препятствия, и трудности, чем наслаждение. Потому что, когда мы сталкиваемся с препятствиями, подвергается настоящему испытанию наша воля, наша свобода и наша любовь к Богу: имею ли я в глубине своей души любовь; есть ли внутри меня божественная любовь; обращена ли моя воля ко Господу?»9

Так эти трудности могут претвориться в настоящее бескровное мученичество (μαρτύριο) для монаха, который не оставляет свой цели и продолжает в течение многих лет еженощно подвизаться, возможно, ничего не чувствуя и опираясь только на свою веру и на свидетельства (μαρτυρία) святых.

Когда монах достаточно укоренен в церковном предании, его не сотрясают трудности, с которыми он сталкивается во время молитвы, и он скорее черпает радость от своего смиренного борения. Когда же в конце ночи звучит колокол в церковь, он выходит из кельи, чтобы встретить братий как подвизавшийся в добром подвиге и гордый даже своими поражениями.

Возвращение в храм и приношение братству

В час, когда братия снова собираются на молитву, каждый приносит свою ночную брань как некое приношение, которое будет предложено вместе с дарами Божественной Евхаристии на жертвенник. Там, где всё общее, общее и борение, общие и радости и общие дары. Каждый божественный таинственный опыт не принадлежит какому-то одному монаху, но предлагается всему Братству и становится движущей силой преуспеяния и принятия Духа Святаго всеми членами Тела Христова.

Церковное богослужение обогащается ночным опытом братий, которые в общежитии, таким образом, имеют возможность немного приобщиться к опыту подлинных исихастов. В то время как днем в круговороте послушаний испытывается подлинность ночного духовного опыта, поскольку он дает монаху силу претерпеть, Бога ради, трудности, с которыми он может столкнуться днем, выполняя свое послушание.

Вышеизложенные рассуждения показывают нам, что келейная ночная молитва является неотъемлемой и органичной частью жизни общежительного монастыря. В ней осваивается опыт таинства спасения, и радость, которую получает от нее монах, является подтверждением подлинности его обетов перед Богом − ибо Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17:21) − и предвкушением жизни будущего века.

Перевод с греческого: Максим Клименко, Алексей Гришин.

__________________________________

1. Архимандрит Эмилиан (Вафидис) – игумен обители Симонопетра с 1973 по 2000 год, один из самых почитаемых старцев Святой Горы Афон. Ныне пребывает на покое в монастыре Ормилия (Халкидики).

2. Ἀρχιμ. Αἰμιλιανός. Σύναξις στήν Σιμωνόπετρα. 1978.

3. Ἀρχιμ. Αἰμιλιανός. Σχέσις Γέροντος καί ὐποτακτικοῦ στόν τόμο Νηπτική ζωή καί ἀσκητικοί κανόνες, ἐκδ. Ἴνδικτος, Ἀθήνα, 2011, σ. 451.

4.Там же. С. 437.

5. Ἀρχιμ. Αἰμιλιανός. Λόγος περί νήψεως, ἐκδ. Ἴνδικτος, Ἀθήνα, 2007, σ. 407.

7. «Ἀπαιτεῖ ἡμᾶς πάντως ὁ νοῦς, ὅταν αὐτοῦ πάσας τάς διεξόδους τῇ μνήμῃ ἀποφράξωμεν τοῦ Θεοῦ, ἔργον ὀφεῖλον αὐτοῦ πληροφορεῖν τήν ἐντρέχειαν. Δεῖ οὖν αὐτῷ διδόναι τό Κύριε Ἰησοῦ μόνον εἰς ὁλόκληρον πραγματείαν τοῦ σκοποῦ» (Диадох Фотикийский. Сто гностических глав о духовном совершенствовании. 59, SC 5bis, 119).

8. Νεός Συναξαριστής, 3ῃ Δεκεμβρίου, τ. 4, ἐκδ. Ἴνδικτος, Ἀθήνα, 2005, σ. 39 (Новый Синаксарь, 3 декабря. Т. 2. С. 445).

Святки продолжаются. А госдумовские новогодние каникулы закончились. Народ возвращается к жизни, а мы возвращаемся к трудам на Леушинском подворье. Рабочие-труженики вернулись из Великого Новгорода.

Митрополит Варсонофий поставил перед нами задачу в кратчайшие сроки подготовить Леушинское подворье к открытию Леушинского монастыря. Дел много. Не знаешь, за что взяться сначала. Но что самое главное на этом этапе? Монастыря не бывает без монахинь, а монахинь - без монашеских келий. Вот мы и бросили все усилия на ремонт келий.

Сколько келий - и соответственно - насельниц было на Леушинском подворье?
Тут невозможно невозможно обойтись без исторических разысканий. Пришлось порыться в архивах.
В РГИА удалось обнаружить «Список сестер, проживающих при подворье Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря в С.-Петербурге за 1910 год», по которому здесь проживало 2 мантийных монахини, 6 «указных послушниц» и 33 «проживающих на испытании». Всего 41 насельница.
В том же архиве храниться еще один список сестер уже за 1914 г. Подворье уже называется «Петроградским». По этому списку здесь проживало 6 мантийных монахинь, 26 «указных послушниц» и 24 «испытуемых послушниц». Всего 46 насельниц. Этот список ценен тем, что в нем указаны послушания каждой насельницы. Больше половины сестер исполняли послушание певчих. По этому факту видно, какое большое значение придавала церковному пению на подворье настоятельница обители игуменья Таисия.
Оба списка поражают количеством проживавших сестер. Сейчас такими цифрами могут похвастаться только очень больше монастыри: Дивеево, Шамордино, Пюхтицы.
Этот факт меня как удивил, так и озадачил. Удивил тем, что в центре Санкт-Петербурга уже тогда по сути существовал целый монастырь. А озадачило тем, где же они располагались? На подворье не так уж много места. Видимо, сестры жили довольно плотно - по несколько человек в келье.
Сама игумения Таисия писала, что подворье «состояло из каменного 3-х этажного дома, выходящего во двор пристройкою флигеля с правой стороны, в том числе, и Церковь в 3-м этаже, а внизу со входа Часовня, во втором этаже помещаются кельи». В настоящее время на втором этаже имеется шесть келий, три из них выходят окнами на улицу Некрасова (историческое название - Бассейная), а три - внутрь подворского дворика. Четыре кельи были восстановлены раньше. В одной из них мы обустроили и открыли Мемориальную келью-кабинет св.Иоанна Кронштадтского. В двух живут сестры Иоанно-Таисиинского сестричества. Еще одна келья зарезервирована как гостевая. Т.о., на втором этаже храмового корпуса остаются еще две кельи, которые мы сейчас и восстанавливаем. Буквально в эти праздничные дни - в канун праздника св.Иоанна Кронштадтского - закончили их восстановление.

Что мы знаем о монашеской келье? Уже от самого слова «келья» веет чем-то таинственным и загадочным. Жизнь людей, отрекшихся от мира, всегда всегда вызывала интерес общества. Вот и у нас на подворье посетители спрашивают, как живут наши сестры, чем занимаются, смотрят ли телевизор? Многим интересно заглянуть в келью.
Давайте духовно заглянем в жилище монахини, и попытаемся понять, что же такое монашеская келья? В классическом понимании это отдельная жилая комната в монастыре, собственно и греческое слово κελλίον, происходящее от латинского сеllа, означает ни что иное как «комната».
Но келья не просто комната, это целый мир монашеской жизни: мир тишины и покоя, которая на монашеском языке называется исихией. Отцы монашества учат любить свою келью, стремиться в нее, не покидать ее. Преп.Антоний Египетский говорил: "Как рыбы, оставаясь долго на суше, умирают, так и монахи, находясь долго вне кельи или пребывая с мирскими людьми, теряют любовь к безмолвию".
Келья для монаха/монахини - это не «комната отдыха», а прежде всего Дом Молитвы, "лаборатория непрестанной молитвы", место духовных трудов и послушаний: здесь ежедневно вычитываются келейные молитвы, совершается четочное правило Иисусовой молитвы, совершается духовное чтения. В наше время, конечно, не обойтись без «интернет-правила». В своей келье насельницы могут исполнять рукодельные послушания. В общем, келья - средоточие жизни монахини, поэтому авва Моисей и сказал: "Келья твоя всему тебя научит".
Понимание того, что такое келья, будет не полным, если не вспомнить об одном важном моменте. Посетители в келью инокини допускаются лишь по благословению игумении, причем пребывание женщин в кельях мужских монастырей, а мужчин, соответственно, в женских категорически запрещено.

Не скрою, восстанавливать монашеские кельи белому батюшке не просто. Сам никогда в них не жил. Бывал пару раз у знакомых монахов. Первой в памяти встает келья старца Иоанна Крестьянкина в Псково-Печерском монастыре.
Возникает много технических, дизайнерских, да и духовных вопросов. Какой должна быть келья монахини? Какие подобрать обои? Какие выбрать цвета? Какие повесить светильники? Какую поставить мебель? Дизайнера по монашеским кельям в природе еще не существует (хотя, кто его знает?!) Все приходится решать самому, конечно, в совете с сестрами.
В итоге я составил такую характеристику идеальной (леушинской) кельи:
1. Келья должна быть простой и уютной, ведь здесь постоянно будут постоянно жить. Для кого-то она на многие годы, а может и навсегда, станет родным домом.
2. Келья должна быть не броской, скромной, не отвлекающей внимания, помогающей внутренней сосредоточенности, ведь совершается молитва, богообщение.
3. В келье должно присутствовать только самое необходимое, без излишеств, чтобы не обременять жизнь лишними вещами.
4. Считаю, что келья должна быть немного старинной, чтобы в ней быть вне вне времени сего.
5. В то же время келья не должна быть убогой, все таки наш монастырь хотя и леушинской, но при этом находится в центре Санкт-Петербурга. Келья должна быть достойна этого города.
6. Одним словом, келья должна быть такой,чтобы пребывание в ней приносило насельнице духовную пользу, чтобы она стремилась в нее возвращаться.
7. Необходим святой угол, место для земных поклонов.
Кажется, ничего не забыл (может "специалисты" что-нибудь подскажут или дополнят).

Но как известно, построить теорию легче, чем воплощать ее на практике. Я отнесся к этому делу как к художественному творчеству. Подбирал светильники под старину, ручки и дверную фурнитуру. Особая проблема была подобрать обои, которые во многом определяют лицо кельи. Пришлось обойти не один обойный магазин. Как во всяком творчестве были и черновики. В одной келье я полностью заменил уже наклеенные обои на новые. Моей помощницей была замечательная мастерица обойных дел Светлана, которую я нашел через музей Достоевского. Она там клеила обои во время последнего ремонта.

Считаю своей заслугой то, что удалось сохранить исторические двери леушинского монастыря. Был выбор: демонтировать или ремонтировать, сделать новые или сохранить старые. Второй вариант требовал реставрации, которая оказалась значительно дороже изготовления новых дверей. Но все старое леушинское для нас представляет историческую и духовную ценность. Ведь эти двери открывала сама игумения Таисия, ими пользовались леушинские сестры, а двери гостевой кельи отворял Иоанн Кронштадтский. Для этого пришлось двери демонтировал вместе коробкой, доставить на производство, где их практически полностью разбирали, выравнивали, протезировали, сняли несколько слоев краски. Когда их через месяц привезли назад, трудно было узнать. Если не знать, можно принять за новые. Но мы то знаем, что это те самые - наши леушинские. Открываем их с трепетом и памятью о тех, кто здесь подвизался до нас.

Также удалось спасти все окна на втором этаже, выходящие на Бассейную, а это 7 окон. С ними проделали ту же процедуру, что и с дверями. Если буду проходить по Бассейной (Некрасова) мимо Леушинского подворья, посмотрите на красивые на 2-м этаже, знайте, что они подлинные, настоящие, еще те. (Окна во двор сделали новые - стеклопакеты).

У нас не было особого дня открытия новых келий, но ощущение праздника не покидает, когда заглядываешь в них. Они еще пустые, в них нет мебели (это еще один творческий вопрос, который надо решать).
Кельи ждут своих насельниц. Кстати, в связи с этим встает вопрос, сколько насельниц может быть в одной келье? В разных монастырях разный опыт. В современных греческих женских монастырях, в частности в известной обители Ормилия, монахини живут только по одной. Но у нас есть своя леушинская традиция. Игумения Таисия в составленном ею "Уставе Леушинской обители" определила следующее: сестры "по внешнему порядку живут в общих кельях, т.е. не по одной, как пустынники, а по две или по три, по усмотрению настоятельницы (только непременно старшая с младшими для руководства, а не равные по возрасту и преуспеянию)". Поэтому кельи на подворье рассчитаны на двух насельниц. У них все еще впереди...


- (ново греч. kelleion, от лат. cella комната). Жилище монаха. В переносном значении: маленькое, скромное помещение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КЕЛЬЯ комната монаха или монахини. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

См … Словарь синонимов

КЕЛЬЯ, кельи, род. мн. келий, жен. (от греч. kellion с латин). Отдельная комната монаха (церк.). || перен. Комната одинокого человека (шутл.). Вот моя студенческая келья. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

КЕЛЬЯ - Кузмин, крестьянин, св. XV в. А. Ф. I, 16. Келья, холоп в Стародубе. 1539. А. Ф. I, 64 … Биографический словарь

- (греческое kellion, от латинского cella комната), жилое помещение в монастыре для одного или нескольких монахов … Современная энциклопедия

- (греч. kellion от лат. cella комнатка), отдельная жилая комната монаха … Большой Энциклопедический словарь

КЕЛЬЯ, и, род. мн. лий, жен. 1. Отдельная комната монаха, монахини в монастыре. Монашеская к. 2. перен. Уединённое и скромное жилище, комната (устар.). | уменьш. келейка, и, жен. | прил. келейный, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И … Толковый словарь Ожегова

келья - темная (Козлов); тихая (Фруг); тесная (Белый, Гиппиус); убогая (Козлов, Садовников) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913 … Словарь эпитетов

келья - келья, род. мн. келий … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Келья - (греческое kellion, от латинского cella комната), жилое помещение в монастыре для одного или нескольких монахов. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

И; мн. род. лий, дат. льям; ж. Жилище монаха, монахини в монастыре (отдельная комната или отдельное жилище). // чья или какая. Трад. поэт. Небольшая комната одинокого человека. * Моя студенческая келья Вдруг озарилась (Пушкин). ◁ Келейный (см.).… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Медный всадник и другие произведения (аудиокнига MP3) , А. С. Пушкин. Вашему вниманию предлагается аудиокнига "Медный всадник" . Записи 1940-1950-х гг… аудиокнига
  • Монахиня , Дидро Дени. Дени Дидро - выдающийся писатель и мыслитель эпохи Просвещения, издатель знаменитой 171;Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел 187;, автор галантного романа…
  • «Медный всадник» и другие произведения в исполнении мастеров художественного слова , Александр Пушкин. 1. Читает Всеволод Аксёнов Вакхическая песня 2. Читает Василий Качалов «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Руслан и Людмила (начало) Борис Годунов (Ночь. Келья в Чудовом монастыре)…

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры