Гастрольное танго. С днем Рождения, дорогие Татьяна и Ольга Арнтгольц

Главная / Чувства

Спектакль "Уроки танго и любви"

Цена билетов: от 900 руб.

Бронирование и доставка билета входят в его цену.
Заказать билет можно Online или по телефонам с сайта.

Спектакль «Уроки танго и любви» - комедия, в основе которой лежит контраст двух судеб - умудренной опытом зрелостью и только делающей первые шаги молодостью. Главная героиня одноименной пьесы Валентины Аслановой, которую на сцене Театра Сатиры блистательно играет Алиса Фрейндлих, - стареющая танцовщица, которая когда-то покорила весь Париж.

Но слава мимолетна. Перед зрителем Мадлен предстает в почтенном возрасте, она ведет размеренную жизнь в одном из предместий Парижа. От былой популярности остались лишь воспоминания и сны. Но в доме Мадлен раздастся телефонный звонок, который кардинально изменит ее жизнь…

Декорации на сцене Театра Сатиры - два смежных пространства, реальность и зазеркалье, которое периодически выступает на центральный план, а затем - уходит в тень. Алиса Фрейндлих в роли Мадлен демонстрирует зрителям прекрасную физическую форму и технически совершенные танцевальные движения.

Уникальная хореография «Уроков танго» воедино слилась с драматургией, что оставляет неизгладимое впечатление. Ведь спектакль - это знакомая многим история о непредсказуемости судьбы, противоречии жизни и надежд. И, конечно же, проникновенный голос Фрейндлих, юмор и танец.

Уроки танго и любви - видео

Хотите быстро и недорого купить билеты в театр Сатиры на спектакль Уроки танго и любви? Продажа билетов на этот спектакль осуществляется у нас на сайте уже сейчас. Мы примем ваш заказ в любое время суток, а наш курьер доставит билеты в любое удобное для вас время и место.

В спектакле театра Сатиры Уроки танго и любви принимают участие:
Народная артистка СССР Алиса Фрейндлих,
Варвара Владимирова,
Танц-театр" Крепостной балет".

О сути танго-театра рассказывают Глория и Эдуардо Аркимбау, Инга Савицкая, Иван Таланин, Михаил Кожаткин, Олеся Григорьева

шоу Malena, 30.03.2018

шоу Piazzoliana, 31.03.2018

В марте 2018 года в Москве состоятся сразу две премьеры российских шоу-спектаклей, связанных с аргентинским танго. И хотя они не похожи на традиционные постановки в туристических районах Буэнос-Айреса, тем не менее, имеют с ними общие исторические корнивед ь танго-театр, несмотря на кажущуюся оторванность от социального танцпола, существовал в культуре аргентинского танго с самого начала ее развития .

Своё мнение о роли театра в культуре аргентинского танго высказали сами участники театральных действ — известные с 1960-х гг. маэстрос и актёры кино и театра Глория и Эдуардо Аркимбау, актриса современного театра в Буэнос-Айресе Инга Савицкая, артист небольших городских шоу Виктор Руа, а также актеры московской театральной труппы (Tango de Oro, Piazzoliana) Михаил Кожаткин и Олеся Григорьева.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА


Первые танго-спектакли появились в 1880-х гг.
Например, спектакль » 1887 г. стал толчком для перехода танго с уличных окраин — в аристократические салоны.
В 1914 году в Москве состоялась премьера комедии «Танго» Александра Вертинского, позже танго вошли в репертуар многих русских певцов и певиц (подробнее — В 1940-60х гг. в Буэнос-Айресе сложилась традиция ресторанных танго-концертов с оркестрами и танцевальными номерами. В 1968 году состоялась премьера эпохальной оперы Maria De Buenos Aires Астора Пьяццолы. В 1983 году — премьера аргентинского спектакля «Танго» в Париже и на Бродвее , ставшего стартом для «новой волны» увлечения танго в Европе. Сегодня поиски сильных танго-образов продолжаются — в 2016 году известность получило Bailá! Vení! Volá! c ведущей темой Ballada Para Un Loco.


Глория и Эдуардо Аркимбау,
маэстрос, танцоры, актеры, участники спектакля Tango Argentino (с 1983 г.)

Фото: журнал Clarín, Буэнос-Айрес

11.02.2018, Буэнос-Айрес, для «TangoМосквы»

Влияют ли танго-спектакли на социальное танго? На наш взгляд, сейчас в театрах Буэнос-Айреса нет танго-спектаклей, которые бы влияли на что-то социальное. Аргентинцы не интересуются танго. Кино? Одна из последних картин, посвященных танго, была снята Пино Соланасом, « В том фильме мы снимались, и нашей целью было, чтобы молодежь Аргентины и всего мира приблизилась к пониманию традиционное танго. Позже Пино снял еще одну картину, но мы в этот момент были на гастролях со спектаклем и результат мы не знаем, но думаем, новый фильм был хорош. Все это вместе работало на поддержку нашего танго.

Актёры спектакля Tango Argentino, Глория и Эдуардо — третья пара справа, 1983, Париж

В Аргентине и во всем мире в 1980-х гг, благодаря режиссерам спектакля « , изменилось восприятие танго. Изменения были огромны, танцоры и зрители со всего света прибывали в нашу страну, чтобы познакомиться с колыбелью аргентинского танго, милонгами, уроками, различными «баррио» — Ла Бокой, Боедо, Палермо и другими. А аргентинцы до сих пор не осознают, что танго – оно наше, они отвлечены музыкой, пришедшей извне и им кажется, что танго – это как народные песни, музыка для стариков.

Или вот, например, сейчас есть . Трудно сказать, хорошо это или нет. Но считаем, что очень важно удержать это соревнование здесь, в Аргентине, и с каждым днем делать его лучше и лучше. Потому что, если это не сделают аргентинцы, то Мундиаль мгновенно организуют в любой другой стране. И мы останемся тут с широко открытыми глазами и ртами, наблюдая, как японцы или к примеру, немцы, организуют Международный танго-чемпионат!!!

Анибаль Тройло, Эдуардо и Глория Аркимбау

Сегодня во всем мире аргентинское танго находится в зените, для него это хорошее время. Об этом нам говорит количество международных фестивалей и танго-мероприятий. Опасность для танго находится здесь, в Аргентине – потому что аргентинцы не умеют заботиться о своей музыке и наше правительство тоже не делает ничего для сохранения национальной музыки. Делается что-то «вокруг да около», но культура страны не поддерживается.

Что думаем о новых оркестрах? На наш вкус, оркестры не делятся на старые или новые. Есть оркестры для танцевания и оркестры для того, чтобы их слушать. У танцевальных оркестров – репертуар ритмичный, призывающий двигаться в ритме их танго (25.02.2018 вышел видеоклип современного оркестра El Cachivache Quinteto с участием маэстрос Аркимбау — прим.ред. )

Оркестры, которые играют, чтобы их слушали, не ждут, что вы будете танцевать, но стараются, чтобы вы захотели их слушать. Проблема проявляется, когда те, кто организует милонги, приглашают оркестры «для прослушивания» и предлагают их людям, которые приходят танцевать. Ни организаторы, ни большинство музыкантов не понимают, что оркестры должны иметь разные репертуары для выступлений на в театрах и Домах танго и для выступлений на милонгах. И не мешать эти две вещи, даже если публика просит.

Инга Савицкая, актриса театра Teatro Porteño (Буэнос-Айрес)

Спектакли танго в Буэнос-Айресе проходят обычно в театрах или в арт- клубах. Отличительная черта у них — сезонность. В большинстве случаев такие спектакли предполагают драматический сюжет, что требует внимания зрителя и его включения в действие. Известные танго-спектакли: «Tanguera», «Arrabal», «Chantecler», «Stravaganza Tango»… Cena tango show (формат спектакля в ресторане во время ужина гостей — прим.ред. ) обычно проходят в специальных местах. Иногда перед шоу проводится танго-класс. Шоу круглогодичные, каждое шоу имеет свою концепцию. Иногда это сюжет или ряд зарисовок из жизни Буэнос-Айреса… Как правило, эти шоу носят развлекательный характер, без серьезной драматической составляющей (хотя бывают исключения). Известные сena tango show: «Tango porteño», «Señor Tango», «Esquina Gardel», «La Ventana», «El Querandi», «Piazzola Tango», «Rojo tango», «Madero Tango», «Los Angelitos» и др.

Шоу Esquina Gardel, Buenos Aires

Помимо этих двух основных видов танго-спектаклей, в Буэнос-Айресе проводятся кастинг и репетиции известных ГАСТРОЛЬНЫХ танго шоу, таких как: «Tango pación», «Forever Tango», «Tango Fire»… Кроме того, реализуются экспериментальные постановки с целью создания гастрольного коллектива. Обычно это делают известные молодые танцоры, которые хотят себя попробовать в роли постановщика. От предыдущего варианта это отличается пока нераскрученностью и недостатком продюсирования. Обычно количество таких шоу ограничено и они имеют цель отснять видеоматериал с целью дальнейшей раскрутки. Лучшие примеры экспериментальных постановок — «Carmen» (сценарист и продюсер -Кристиан Кордоба), «Bailá! Vení! Volá! » (режиссёр — Уго Мастролоренцо, впоследствии это шоу получило мировую известность). С 2005 г. я принимала участие в следующих шоу и постановках: «Tango porteño», «Arrabal» , «Complejo Tango», «Carmen», «Una noche en Buenos Aires», «El Querandi» . В некоторых шоу это был только мой номер, в некоторых — таких как «Carmen» я участвовала и в групповой сценической хореографии.

Шоу El Querandi, Buenos Aires

Кастинги в солидные танго-шоу обычно закрытые. Это означает, что информация распространяется среди друзей-знакомых, а также в фейсбуке, ватсаппе и т.д. И все равно на кастинги приходит много народу, поэтому отбор жёсткий. Кроме танцоров — есть кастинг певцов, и он тоже очень строгий. Например, недавно на кастинг в шоу «El Querandi» пришло 70 вокалистов! В некоторых шоу выступают артисты оригинального жанра, но номер должен быть как-то связан с танго. Обычно таких артистов организаторы находят сами и приглашают лично на кастинг — например, меня Хуан Фаббри (бывший продюсер «Tango porteño» ) в свое время нашёл по видео в интернете.

О качествах артиста. Для танцоров танго это целый комплекс качеств — техника, индивидуальность, контакт в паре, оригинальность хореографии, умение работать в групповых постановках, опыт работы (на кастинг представляют резюме). В некоторых случаях важны физические данные, рост, вес… Обычно в шоу большинство танцоров фактурные, скажем так. Также обычно имеется пара комических, харáктерных персонажей. Есть и возрастные пары. Обычно это известные танцоры — Хуан Копес, Нито и Эльба Гарсия, Хулио Дуплаа. Этих артистов приглашают индивидуально и делают номера и сюжеты специально на них.

Актеры шоу Tango Porteño , 2017

Спектакль, который вы видите на сцене — это только надводная часть айсберга. А есть ещё подводная — и она гораздо больше. Это совместные репетиции, подготовка к спектаклю, скоростное переодевание во время шоу, совместное решение возникающих проблем, конфликтов, преодоление форс-мажорных обстоятельств… Иногда это совместное времяпрепровождение сутками напролет!Особенно — если несколько шоу в день или гастроли. В этой ситуации очень важна атмосфера за кулисами, взаимопонимание и уважение и между всеми членами группы. Если этого нет, то работа не будет приносить удовлетворение. В свое время, когда «Tango porteño» только открылось, Долорес Диамо (тогдашний художественный руководитель) обратилась к актерам, прошедшим кастинг: «Мы Вас выбрали не случайно.Мы долго думали и обсуждали прежде чем сделать предложение каждому из вас. Каждый из вас-прекрасный артист и яркая индивидуальность. А потому-имейте уважение друг к другу!» Уважение к коллегам -вот ключевое, базовое качество качество артиста… И это, кстати,- касается не только спектаклей. Это важно в любом совместном проекте — будь то фестиваль или семинары. К тому же, рано или поздно в силу различных внешних и личных обстоятельств участие артиста в спектакле заканчивается, а человеческие отношения остаются…
«А как же конкуренция? «- спросите Вы. Конечно, конкуренцию никто не отменял. Лично я считаю конкуренцию хорошим делом, не позволяющим расслабиться (в плохом смысле) и стимулирующим прогресс. Вопрос — с кем конкурировать? На мой взгляд имеет смысл конкурировать только с собой.. С собой вчерашним, с собой сегодняшним… И выходя на конкурс, чемпионат, да и очередной раз на сцену — настраиваться на это…
Возвращаюсь к качествам артиста. Повторюсь… Конечно, можно приходить на работу, отрабатывать свой номер (номера) и уходить.. Но будет ли это работой мечты? Долго ли просуществует кураж на сцене и если да, то каких моральных усилий это будет стоить? Считаю, что гораздо приятнее приходить в коллектив, где артисты по-настоящему ПОНИМАЮТ и УВАЖАЮТ друг друга. Причем не только на сцене. Сама атмосфера в таком коллективе будет способствовать профессиональному и личностному росту. Мне в этом плане с коллективами обычно везло. Подводя итог, хочу сказать следующее: можно быть прекрасным танцором, артистом… Но если ты работаешь в коллективе, прежде всего необходимо быть хорошим человеком. И ключевое качество в этом смысле -уважение к коллегам.

***
Танцуют ли артисты театра на обычных милонгах? Конечно танцуют! Ведь практически все они выросли на милонгах. Социальное танго — это база всего. Меня удивляет позиция некоторых товарищей, утверждающих что артисты танго-спектаклей не танцуют настоящее танго. Я считаю, что так утверждают те, кто остановился в своем развитии и не смог подняться на другой уровень!.. Сценическое танго естественно отличается от социального. Это более сложная задача-не теряя основы танго-контакта, соблюдать законы хореографии. Но это абсолютно не означает выхолащивания основы танго , как кто-то пытается утверждать. Более того, большинство танцоров шоу имеют свои группы учеников как социального, так и сценического танго… Возвращаясь к ответу на вопрос — да, танцуют ребята на милонгах… И очень хорошо танцуют. Не каждый день, естественно, так как надо ещё репетировать, поддерживать форму, давать классы, а иногда и учиться новому. Отвечу на часто задаваемый вопрос — как потанцевать с такими замечательным танцорами? Скажу прямо: шансов мало. И дело отнюдь не в звёздной болезни, а в обычной усталости. Танцоры приходят на милонгу после шоу и репетиций расслабиться, увидеть друзей, поболтать, потанцевать со знакомыми, но редко планируют заводить новые знакомства.

Как и раньше, танцоров из шоу зрители часто просят дать уроки танго. В таких случаях танцоры приглашают на групповой класс или частник. Иногда знакомые просят меня договориться о частнике с понравившимся танцором или быть ассистенткой на таком частном уроке. А некоторые танцоры нашего шоу «Tango porteño» ездят преподавать в различные московские школы. Все стороны очень довольны.

Виктор Руа, артист городских танго-шоу, Буэнос-Айрес

Я пришел в танго-шоу как горожанин (учился в Национальной академии Танго) , выбрал для себя это занятие и танцую, когда есть такая возможность. Таких шоу много в Буэнос-Айресе. Выступить можно и с акробатикой, и с трюками, и станцевать спокойно, в традиционном стиле. Отличие сценического танго в том, что пара должна так танцевать и чувствовать, чтобы люди поняли, что происходит «нечто» и им захотелось бы разделить это с актерами. Мне нравится в шоу то, что мы постоянно перезагружаемся. Пробуем новое, смешиваем идеи артистов с идеями режиссера, хореографа, а в конце получаем интересные результаты. Своим танго-ученикам я обычно говорю, что все ограничения — у нас в голове, а этот мир жив новыми идеями.

Сложность быть артистом не в том, чтобы выйти на сцену (мне всегда нравилось играть и это для меня удовольствие). Есть другие проблемы, например, низкая оплата труда. Вход на шоу недорогой, а если снижается уровень туризма — то артисты получают совсем немного. И есть еще одна проблема — невозможность сохранить авторское право. Поэтому мало кто пытается создать что-то оригинальное, многие делают «то, что будет продаваться», копируют глобализированные образы и выдают за оригинальное искусство. Или просто делают что-то яркое на экспорт. Правда, это уже вопрос охраны национального искусства, тут в Аргентине не хватает выстроенной политики.

Иван Таланин, руководитель оркестра Tango En Vivo, Москва


Когда участвуешь в танго-спектакле, все почти как на концерте, но разница - в подготовке. Потому что каждое танго, которое мы исполняем, должно быть чем-то подкреплено. Это симбиоз с танцорами. Мы репетируем и подстраиваемся друг под друга. Все складывается из мелочей. Какие-то паузы, акценты… Не могу сказать, что концерт и спектакль - это кардинально разные вещи, но на сюжет приходится делать скидку!

В некоторых шоу приходилось импровизировать. Поскольку мы всё играем живьем, без минусовок, без подкладок, то, естественно, можем иногда спасти положение. Недавно мы вернулись из тура в Казахстане. В одном городе, к сожалению, что-то пошло не так - кажется, перегорел один из проекторов. И представляете, открывается занавес, должно начаться действие… Мы все ждем какого-то знака, чтобы начать играть. А ничего на сцене не происходит! Мы сидим пять секунд, десять секунд. А потом понимаем, что нужно играть что-то спасающее и делать это экстренно, не договариваясь! Как вы понимаете, на сцене мы обычно не разговариваем, все решаем жестами, полувзглядами. Хотя такие случаи - редкость.

Мы играли и в театрах Буэнос-Айреса, и, конечно, разница есть. У них в принципе сама публика отличается. Люди очень реагируют на музыку, узнают ее, любят. Хотя мы играли не в тех знаменитых аргентинских шоу для туристов (cena-show, ужин в танго-театре - прим.ред. ), у нас был более концертный вариант.

(полностью интервью с Иваном Таланиным читайте )

Михаил Кожаткин, актёр танго-шоу, преподаватель танго, Москва

Танго-шоу - это не только техника. Я участвовал в спектаклях с разными сюжетами. Всегда было так, что, какой бы ни был постановщик, он давал достаточно много свободы для самовыражения и творчества в рамках номера. Что касается меня, я ищу образ сам. Я хочу показать, как чувствую музыку, рассказать историю. Мне интересно подходить к шоу не только как к высококлассному техническому исполнению, что само собой хорошо, но и с капелькой игры, театра. Я предлагаю зрителю то, что сам чувствую и переживаю с музыкой. И мои переживания обрастают костюмом, ролью, мимикой, жестами и становятся представлением.

Первый мой спектакль назывался «Alma del tango» . Это был именно спектакль при участии оркестра, танцоров, рассказщика, был интересный сюжет. Ведущий рассказывал историю танго, как оно зарождалось. И мы своими движениями, своими танцами сопровождали его. «Идет такой-то год, люди едут на заработки в Буэнос-Айрес», - и я выхожу в подтяжках в кепке, майке, задираю зрителей, которые сидят за столами, потом захожу на сцену. В том числе там был и мужской танец, драка. Мне это понравилось, я с тех пор в своих шоу так или иначе люблю приносить какой-то элемент игры. Мне кажется скучным танцевать ганчо ради ганчо. Интересно, когда это становится языком выражения чего-то. Самовыражения или выражения моего лирического героя.

Желания поставить классические пьесы вроде Maria de Buenos Aires пока что не было. Поживем - увидим. Сейчас я просто танцовщик-актер и это очень приятная роль. Мне все время приходится что-то организовывать: своя школа, разные проекты. А тут я просто актер, не думаю об этом всем, и мне это нравится.

Когда наш проект начинался, конкретных планов не было - всё получилось случайно, как порыв энтузиазма. Тут надо еще отметить важным момент, что, хотя у меня нет театрального образования, но я интересовался театром, ходил на разные курсы, в студию театра около года и получил определенное представление о сценических нюансах.

Сейчас у нас есть своя труппа. В одном и том же составе мы дважды делали концерты и готовимся к третьему. Нельзя сказать, что они полностью театральные. Но там есть много театральных элементов. Мне кажется, мы движемся в этом направлении, сотрудничаем с оркестром Tango en Vivo. Организаторы, собравшие нас в команду - Олеся Григорьева и Владислав Коваленко. Они предлагают задумки или дают что-то из хореографии, мы тоже включаемся и разрабатываем свои номера. Коллектив маленький, поэтому все делают сразу всё. То, что вы видели на милонге (шоу на открытии милонги - прим. ред. ) - частично предлагалось Олесей, большую часть - кем-то из ребят, что-то мной. Совместное творчество, мы вместе делаем номера. Когда есть некоторый концепт, мы уже сами дорабатываем детали. Сейчас у нас в составе четверо мужчин и пятеро женщин. Есть основной состав, три пары. Четвертая пара, которая к нам присоединилась… мы классно сработались, ребята, наверное, вольются.

Что я думаю о школьных спектаклях? Я знаю, что некоторые школы такое практикуют. Это классно. Чтобы это переросло в ремесло и перешло на большую сцену нужно серьезно этим заниматься. Нужна ответственность, должно быть желание. Я не говорю про подготовку - это все можно подтянуть или сделать что-то проще. Но должно быть желание по-настоящему работать. А люди приходят чаще в танго больше отдыхать.

В Буэнос-Айресе танго-спектакли существуют очень давно и если ты не можешь сделать свой номер на сцене спектаклем, то это не номер. Гимнастика там мало кого впечатляет в отличие от артистизма. Я могу назвать людей, которые тоже занимаются похожим делом. Например, Влада Захарова. Она давно и интенсивно делает танго спектакли. Но сейчас все больше появляется новых танцоров, и танцевальных шоу на сцене.

Для меня танго - это универсальный язык, язык тела, движения, музыки. Почему на этом языке не поговорить на разные темы? Не обязательно про «высшую математику», скорость движения ног. Можно поговорить и о философии. Танго – это движение. С одной стороны важно выучить движение, с другой, мне кажется, важно помнить, что движение - это не всегда танец. Нужно танцевать то, что тебе интересно, используя ту технику, что у тебя есть. Танго-спектакль дает возможность для такого самовыражения.

Я как-то писал в своей заметке… В танго приходит много одиноких людей. Им хочется познакомиться с противоположным полом или найти компанию. Но как ни парадоксально, часто люди, которые приходят в танго все равно остаются одинокими, потому что они начинают скрываться за техникой. То есть, представьте, что я танцую, но не танцую – я двигаюсь. Передвигаю руки, ноги, держу рамку, но в контакт психологический я с человеком не вхожу. Я чувствую марку, как рука пошла, противоход, диссоциацию, каблук, носок, колено, но я не чувствую переживания. И не могу дотронуться до другого человека своей эмоцией и чувством. Такое случается. Так вот, танго театр для меня, и мои шоу в принципе - это способ пережить историю. Показать, как можно через тело проявить что-то живое, чувственное. В этом я вижу разницу между танцем и движением. Для меня это разные вещи. Просто двигаюсь или я вкладываю, чувствую движение, играю с ним в зависимости от того, какое настроение хочу создать. Это может быть игра, может быть отношение с партнером, может быть с залом.

Будут ли танго спектакли интересны больше для тех, кто уже занимается танго, или для широкой публики? Очень сложный вопрос. Чужая душа – потемки. Не знаю, кого в первую очередь это могло бы заинтересовать. Думаю, это было бы интересно всем.

Олеся Григорьева, хореограф, постановщик шоу, преподаватель танго, Москва

Идея создания танго-шоу возникла с появлением в нашей жизни Хорхе Торреса, хореографа, постановщика шоу Forever Tango на Бродвее , величайшего аргентинского танцора. Мы с ним познакомились в Буэнос Айресе на фестивале Leader’s tango week, который организовывал наш друг и преподаватель Орландо Фариас. В те времена мы практически жили в Буэнос Айресе. Наблюдая за творчеством Хорхе Торреса, затем уже работая с ним в Москве, мы начали формировать и ставить отдельные групповые танцы для будущего шоу, которое в перспективе планировали сделать с постоянным составом. Это было примерно лет шесть назад. Хорхе работал с нами в нашей студии в Москве года три.

Огромное влияние на нас, как на танцоров и постановщиков шоу оказали также необыкновенная и очень талантливая супружеская пара профессиональных аргентинских танцоров Видала Барбоза и Омар Кацерес, которые проехали с различными шоу постановками весь мир и в течение многих лет с перерывами являлись премиум танцорами шоу «Вентана» в Буэнос Айресе.

В России организовать профессиональных танцоров на постоянные репетиции и захватить их общей идеей задача не из легких… и как-то в результате предложения выступить с таким необыкновенным проектом в Кремлевском дворце у нас очень удачно сложилась команда. Я не скажу, что нам было легко. Когда люди достигают профессионализма, у всех есть характеры. Первое шоу с успехом и аншлаговым залом состоялось в июне, а в октябре мы уже развили наш проект, добавили новых новелл, групповых постановок, у нас появилась новая пара, из-за того что распалась одна наша. Но все ребята остались в шоу, и мы продолжаем вместе работать, и я думаю, не за горами уже следующая постановка нашего шоу Золотое танго.

Немножко нашей истории… Шоу не создавалось на ровном месте. Ему предшествовало множество, сотни концертов и выступлений на различных сценах от ММДМ и Гнесинки, шикарных Филармоний, до ночных клубов, удачных и не очень, с великими аргентинскими звездами и со звездами поменьше, в результате чего постепенно рождалась идея… Выступления с аргентинскими танцорами постепенно наводили на мысль, что наши российские танцоры есть и получше, что наша школа хореографии сильнее. В результате этого отбора, тысяч километров танго на милонгах всего мира и появилась наша команда. Мне было необходимо, чтобы в шоу все партнеры могли танцевать и импровизировать друг с другом, чтобы в первую очередь это были не просто профессиональные танцоры танго, но и шикарные милонгерос, так как импровизация в танго очень мощно воздействует на зрителя, а импровизация в эсценарио еще сильнее, и она исключает ошибки.

О сценарии. Съемки в нескольких фильмах Элиура Ижмухаммедова, игра в постановке Василия Бархатова, съемки в различных документальных фильмах и сюжетах, дали нам возможность, пространство и толчок для творчества. Да, в шоу у нас прослеживается постоянно тема любви, вечная для всех поколений, все страсти и битвы, которые из-за нее случаются. Мы затрагиваем исторические сороковые, с их ночными, полулегальными клубами, темы всех поколений, от уличных драк богатых мужей с уличными танцорами до изысканных танцев девушек. Из сороковых с нашим оркестром Tango en Vivo и «Эскуало » Астора Пьяццоллы переносимся в далекое будущее сверхкоммуникаций. И это все танго.

Мы можем сделать шоу еще интереснее, и мы работаем дальше. И я очень благодарна всей творческой группе Кремлевского Дворца за предоставление нам такой возможности реализовать мой проект «Золотое танго». Огромный вклад в постановку групповых сцен шоу внес мой муж и партнер Владислав Коваленко. Впервые проект аргентинского танго представлен на такого уровня площадке, построен без аргентинских звезд. Хотя мы их и очень любим, но это наша маленькая победа, и для меня это очень важно. И я очень люблю всех участников моего проекта, ребят Сашу Манясева, Мишу Кожаткина, Гришу Бабаева, девочек Ксюшу, Машу, Олечку и Александру за их потрясающее мастерство, и за их добрые и открытые миру души, с ними очень многое можно творить!

30.04.2019

20 мая в стенах Театриума на Серпуховке состоится премьера спектакля, постановщиком которого выступил Михаил Рахлин – режиссёр, актер МХТ им. Чехова.

Этой весной мы представим московскому зрителю спектакль «Загадочный уикенд», поставленный по пьесе известного канадского драматурга, опубликовавшего за 26 лет более 40 пьес, которые регулярно ставят в театрах Канады, США, Великобритании, Австралии и Франции. Театральный критик Вальтер Лернинг как-то написал: «Если верно, что смех – это лучшее лекарство, то Норм Фостер – лучший канадский поставщик этого лекарства!»

Спектакль «Загадочный уикенд» - это постановка, где на протяжении двух часов бок о бок идут искренность и ложь, любовь и нетерпимость, юмор и слезы, амбиции и боязнь что-то менять. В какой-то момент может показаться, что автор в двух актах решил высмеять все существующие человеческие пороки.

Действие происходит в загородном коттедже одной семейной пары, к которой на уикенд приезжает другая семейная пара – их давние друзья. Казалось бы, есть все для прекрасных выходных, однако со временем выясняется, что давние друзья - не друзья вовсе, да и когда дружба строится на вранье и лицемерии - нелепых, очень смешных и максимально глупых ситуаций просто не избежать…

Жанр: Комедия

Режиссёр: Михаил Рахлин

В ролях: Алена Бабенко, Роман Мадянов, Анна Банщикова, Вячеслав Разбегаев.

С днем Рождения, дорогие Татьяна и Ольга Арнтгольц!

18.03.2019

Сердечно поздравляем наших прекрасных Татьяну и Ольгу Арнтгольц с их Днем Рождения! Наши самые лучшие пожеланиям им в этот день! Счастья, здоровья и вдохновенных ролей!!

Внимание! ЗАМЕНА! 17.04.19

19.03.2019

17 апреля 2019г., в связи с болезнью Людмилы Артемьевой, спектакль "Близкие люди" заменен на комедию "НЕЗНАКОМКА" (в ролях: Алексей Чадов, Агния Дитковските, Ася Борисова, Владимир Большов)

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры