Характеристика, особенности и анализ стихотворения Есенина «Русь советская. Анализ стихотворения Сергея Есенина «Русь советская

Главная / Чувства

Стихотворение Есенина «Русь Советская» было написано в 1924 г., в завершающий этап творчества поэта. В это время было модным писать произведения исключительно с позиций прославления нового строя, его безмерной идеализации. Сам Есенин не стал исключением, многие его произведения этого периода проникнуты подобными мотивами.

Однако, «Русь Советская» выпадает из общего ряда стихотворений этого периода. Есенин признает правильность и необходимость победы советского строя, но делает это мимоходом, как нечто неважное, второстепенное. Главным мотивом произведения является одиночество автора, его ненужность, отсталость при новом режиме.

Поэт описывает возвращение в родное село после долгой отлучки. С удивлением и болью он ощущает, что во время его отсутствия на родине произошли огромные перемены. Есенин побывал во многих местах, сам становился в первые ряды борцов за новую жизнь. Однако, где бы он ни был, он всегда был уверен в том, что всегда сможет вернуться туда, откуда начал свой жизненный путь. И это место представлялось ему тихой неизменной гаванью, где он найдет покой и наберется сил для дальнейшей борьбы.

Новая российская глубинка поражает поэта. Крестьянский быт неузнаваемо изменился. Появились новые герои, новые взаимоотношения, весь прежний уклад жизни стал совершенно другим.Есенин рад этим переменам, но признает, что сам теперь стал не нужен со своими старомодными и непонятными стихами.

Заключительная часть стихотворения является своеобразным манифестом бывшего поэта-бунтаря. Есенин заявляет о том, что останется верен лишь своему творческому дару, который, в отличие от людей, никогда ему не изменял.

Последние строки произведения – одно из сильнейших мест в творчестве национального поэта. Вопреки большинству интернационалистов того времени Есенин твердо говорит, что главным для него остается только одно – «шестая часть земли с названьем кратким – «Русь».

Анализ стихотворения Русь советская по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Еще вчера, на солнце млея Фета

    Афанасий Фет является приверженцем искусства, которое принято считать чистым, его творчество стало ярким доказательством присутствия импрессионизма и на литературном поприще.

  • Анализ стихотворения Поле зыблется цветами Майкова

    Произведение относится по жанровому направлению к пейзажной лирике и в качестве основной темы воспевает период человеческой молодости, в котором возникают смелые мечты и надежды, рожденные восхищением природной красотой.

  • Анализ стихотворения Лермонтова Нет, я не Байрон, я другой…

    Стихотворение было написано поэтом в преддверии 18-летия. В то время в России была популярна поэзия европейского романтизма. В стихотворении автор использует сравнение лирического героя с Байроном

  • Анализ стихотворения В синем небе плывут над полями Никитина

    Образ природы как храма является довольно распространенным в пейзажной лирике. Никитин вообще известен именно как классик пейзажной лирики, довольно много его стихотворений представляют собой зарисовки природы

  • Анализ стихотворения Вор Некрасова

    Некрасов, имеющий большой опыт в журналистике, использовал элементы публицистики в лирических произведениях. Многие его стихотворения – это краткие хроники бытовых сцен на городских улицах, наполненных простым людом, извозчиками, торговцами, нищими.

Сергей Есенин

Русь советская

А. Сахарову

Тот ураган прошел. Нас мало уцелело.
На перекличке дружбы многих нет.
Я вновь вернулся в край осиротелый,
В котором не был восемь лет.

Я никому здесь не знаком,
А те, что помнили, давно забыли.
И там, где был когда-то отчий дом,
Теперь лежит зола да слой дорожной пыли.

А жизнь кипит.
Вокруг меня снуют
И старые и молодые лица.
Но некому мне шляпой поклониться,
Ни в чьих глазах не нахожу приют.

И в голове моей проходят роем думы:
Что родина?
Ужели это сны?
Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый
Бог весть с какой далекой стороны.

И это я!
Я, гражданин села,
Которое лишь тем и будет знаменито,
Что здесь когда-то баба родила
Российского скандального пиита.

Уже ты стал немного отцветать,
Другие юноши поют другие песни.
Они, пожалуй, будут интересней -
Уж не село, а вся земля им мать".

Ах, родина! Какой я стал смешной.
На щеки впалые летит сухой румянец.
Язык сограждан стал мне как чужой,
В своей стране я словно иностранец.

Вот вижу я:
Воскресные сельчане
У волости, как в церковь, собрались.
Корявыми, немытыми речами
Они свою обсуживают "жись".

Уж вечер. Жидкой позолотой
Закат обрызгал серые поля.
И ноги босые, как телки под ворота,
Уткнули по канавам тополя.

Хромой красноармеец с ликом сонным,
В воспоминаниях морщиня лоб,
Рассказывает важно о Буденном,
О том, как красные отбили Перекоп.

"Уж мы его - и этак и раз-этак, -
Буржуя энтого... которого... в Крыму..."
И клены морщатся ушами длинных веток,
И бабы охают в немую полутьму.

С горы идет крестьянский комсомол,
И под гармонику, наяривая рьяно,
Поют агитки Бедного Демьяна,
Веселым криком оглашая дол.

Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Ну что ж!
Прости, родной приют.
Чем сослужил тебе - и тем уж я доволен.
Пускай меня сегодня не поют -
Я пел тогда, когда был край мой болен.

Приемлю все.
Как есть все принимаю.
Готов идти по выбитым следам.
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.

Я не отдам ее в чужие руки,
Ни матери, ни другу, ни жене.
Лишь только мне она свои вверяла звуки
И песни нежные лишь только пела мне.

Цветите, юные! И здоровейте телом!
У вас иная жизнь, у вас другой напев.
А я пойду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев.

Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, -
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким "Русь".

Читает Р.Клейнер

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас - Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное - русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 - 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 - 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 - е годы.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт - философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога...”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом...”, “Закружилась листва золотая...” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 - 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу...”, “Отговорила роща золотая...”, “Мы теперь уходим понемного...” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину - поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

Творчество замечательного русского поэта С.А. Есенина (1895-1925 гг.) пришлось на переходную и вместе с тем очень тяжелую эпоху. Начало XX века было временем активных поисков средств выразительности во всех сферах искусства: в живописи, музыке, театре и литературе. Есенин не остался в стороне от новых веяний, увлекшись имажинизмом - литературным направлением, которое отдавало предпочтение не столько содержанию, сколько созданию образа. Однако очень скоро Сергей Александрович проявил себя как автор самобытной лирики.

Стихи поэта в контексте эпохи

Как талантливый художник, Есенин живо и остро чувствовал тяжелые перемены в стране, что нашло отражение в его произведениях. И если в ранних стихах он прославляет деревенскую Русь, восхищается красотой родной природы, то в поздних сочинениях под влиянием общественно-политических потрясений в государстве звучит горечь по поводу происходящего, и вместе с тем чувствуется попытка осознать и принять по мере сил новую жизнь.

Поэт понимает неизбежность социальных и духовных перемен после прихода к власти большевиков. Он наблюдает, как изменились люди вокруг, как новое поколение громко и властно заявляет о своих правах, как появились новые ценности, как уходит в прошлое его любимая деревенская Русь, с такой теплотой воспетая им в юношеских стихотворениях.

Отношение поэта к новым реалиям можно проследить на примере его маленькой поэмы «Русь советская». Анализ стихотворения Есенина следует начать с краткой характеристики автора новой России. Его отношение к установлению большевистского строя и последовавшей за тем ломки крайне сложно и неоднозначно. Как умный, мыслящий человек он понимает, что приходится мириться с этим переворотом, который большинство людей приняло как должное. Вместе с тем он не одобряет того, что видит: разрушение патриархального уклада, страшную войну, наступление города на село.

Описание деревни и природы

Анализ стихотворения «Русь советская» следует проводить в рамках в целом. Деревенские мотивы, сельские пейзажи - основная тема его лирики. В рассматриваемом произведении автор снова возвращается к своим излюбленным мотивам. Вначале он рисует грустную картину опустевшего села. Он не находит отчего дома, не встречает родных лиц - его взору предстает картина новой, суетливой, кипучей жизни, в которой ему уже нет места.

И герой пытается примириться с этой чужой действительностью. Анализ стихотворения «Русь советская» делает упор на последнее обстоятельство: стремление поэта как-то найти себя в новом мире, что говорит о гибкости его мышления. Однако это дается ему нелегко: горечь звучит почти в каждом четверостишии. Даже природу автор рисует скупыми эпитетами и в довольно унылых тонах. Он уже не восхищается ее красотой, поскольку в свете произошедших перемен не находит в себе сил радоваться окружающему миру.

Характеристика новой жизни

Пожалуй, ни в одном произведении мотив горечи утраты не прозвучал так пронзительно, как в стихотворении «Русь советская». Анализ стихотворения Есенина должен быть дополнен оценкой автором нового образа жизни сельчан. Поэт с грустью наблюдает за рассказом красноармейца о гражданской войне, в то время как слушатели поражаются и восхищаются рассказами о подвигах Буденного.

Поэт видит, что теперь новое поколение увлечено агит-листовками Д. Бедного, а не его стихами, и у него как бы невольно вырывается горестное восклицание о своей ненужности в этом мире. Но тут же звучит мотив примирения: автор признает, что в свое время не зря воспел родной край, которому посвятил свою жизнь.

Мотив творчества

Сочинение «Русь советская»: анализ стихотворения Есенина» должно быть дополнено обзором темы оценки героем своего поэтического наследия. Автор говорит о своей готовности принять произошедшие перемены, однако отстаивает свою творческую свободу. Он заявляет, что никому не отдаст своей лиры и будет продолжать сочинять, исходя из своих собственных принципов, не увлекаясь новой модой и не подчиняясь никаким переменам.

В этом отношении автор близок к Пушкину, и это сходство должен подчеркнуть анализ стихотворения «Русь советская». Есенин вводил образ Александра Сергеевича в свои произведения, но и без прямой отсылки очень часто можно видеть в лирике обоих общие мотивы. Тема независимого творчества является одной из главных в их стихотворениях.

Есенин о Руси

Анализ стихотворения Есенина «Русь советская» кратко должен показать значение данного произведения в цикле стихов поэта о Родине. Автор очень трепетно относился к своей стране. Поэтому, несмотря на все перемены, все же нашел в себе силы для того, чтобы надеяться на лучшее будущее. Он верит в прекращение войн, наступление мира, возвращение радости и покоя в родную деревню.

Герой с новой силой выражает готовность и дальше воспевать Русь, которой и посвящает весь свой талант поэта. Это обязательно должен показывать анализ стихотворения «Русь советская». Есенин по плану изучается в школе в одиннадцатом классе, т. е. тогда, когда учащиеся уже могут осмыслить и понять нелегкий путь этого человека в годы советской власти.

Середина 20-х - время подведения итогов революции, гражданской войны, восстановления народного хозяйства, усиления влияния вводимых порядков. Со свержением царизма жизнь повсюду изменилась, установленное общественно-политическое устройство открыло ранее недоступные возможности гражданам новой страны - Советского Союза. Перемены, захлестнувшие страну, нашли отражение, конечно же, и в поэзии С.А. Есенина: «Русь уходящая», «Анна Снегина», др. Одним из произведений, написанных в этот период, стала «Русь советская» (1924 год).

По жанру это небольшая поэма. Такое заключение можно сделать из того, что в произведении можно выделить эпическую основу и лирическую канву, а также систему образов, в центре которой представлен лирический герой, и 4 смысловые части. Сюжет произведения, его эпическая составляющая, следующий: возвратившись в родную деревню, известный поэт понимает, что он дома чужой.

В первой части (1 - 9 строфы) «гражданин села» чувствует себя потерянным, ненужным, чужим на родине. Ураган революции разметал всех его былых друзей, оставив его одного. Возвратившись в родное село, он задается вопросом:

Что родина?

Вторая часть (10 - 14 строфы) воспринимается как констатация фактов новой жизни. И рассказ красноармейца, и собрание у волости, и агитки Демьяна Бедного - признаки наступившего времени, к которым, несомненно, можно отнести и жителей села: красноармеец, комсомол, воскресные крестьяне. Лирический герой видит это, деревня показана его глазами, но он часть другого мира, поэтому не принимает участия в действии.

В третьей части (15 - 19 строфы) выражается авторское отношение к революции через чувства и мысли лирического героя:

Приемлю все.

Как есть все принимаю.

Отдам всю душу октябрю и маю…

Поэт здесь показан истинным гражданином - цели родины он ставит выше собственных чувств, проявляет смирение перед закономерным явлением - приходом нового времени, сменой поколений: «Чем сослужил… - и тем уже доволен…»

В четвертой части (19 - 21 строфы) подводится итог размышлений героя. Последние восемь строчек стихотворения - квинтэссенция смысла всего произведения. Поэт решает воспевать как старую, былую Русь, так и новую, советскую Россию. Он не следует общественному мнению: написанию злободневных стихотворений-агиток он предпочитает более высокую цель - служение Родине, воспевая ее в поэзии, тем самым проявляет себя как настоящий патриот.

Система образов «Руси советской» построена вокруг центрального - образа лирического героя. Его переживание, чувства, мироощущение близки к авторским. Единят их, однако, не только взгляды на жизнь, но и поэзия, которая «жива одной большой любовью, любовью к родине». Лирический герой предстает перед нами сильной личностью, способным противостоять обстоятельствам, патриотом. Внутренний мир лирического героя - основа лирической канвы произведения, которое очень эмоционально: вереницей проходят одиночество, тоска, сомнения, возмущение, самоирония, спокойствие, гнев, смирение, воодушевление, пафос.

«Русь советская» написана ямбом, богата изобразительно-выразительными средствами. «Неведомый предел», «жидкая позолота», «немая полутьма», «корявые, немытые речи» - это все яркие эпитеты, используемые автором в стихотворении. Не менее образны метафоры: «бревенчатая птица», «уши длинных веток», «пилигрим угрюмый» и др. Также С.А. Есенин обращается и к оксюморону («грустная радость»), и к олицетворению («край мой болен»), и к антитезе (одиночество лирического героя противопоставляется шумного, веселого деревенского вечера). Эмоциональность и душевное напряжение создается посредством риторических вопросов («Что родина?», «Кого позвать мне?»)

и риторических восклицаний («И это я!», «Вот так страна!»). Отдельные фразы в начале «Руси советской», передающие состояние героя, в третьей и четвертой частях трансформируются во внутренний монолог, который заканчивается пафосным, патриотическим восьмистишием, содержащим основную мысль стихотворения. Таким образом, С.А. Есенин вводит в ткань произведения размышления поэта не только для раскрытия образа героя, но и для выражения через его мысли собственной, авторской позиции, принятии изменений, произошедших в нашей стране после революции.

С.А. Есенин с «грустной радостью» встречает советскую Россию. С радостью, потому что новый мир открывает перед человеком совершенно иные возможности, ранее недоступные, неизведанные. С грустью, потому что это означает прощание со старой жизнью, привычной, знакомой, имеющей свои недостатки и преимущества, светлые стороны, которой дороги автору. Но он не стремится ее удержать и смело делает шаг в будущее.

Элегия под названием «Русь советская» была написана Есениным в 1924 году, как и две остальные части триптиха - «Русь бесприютная» и «Русь уходящая». Это стихотворение драматично, однако в его концовке читатель найдет оптимистические ноты. В нем поэт рассказывает о тех событиях, которые происходили на просторах великой страны. Произведение завершается подобно стихотворениям Маяковского. В его краткой концовке нет ни одного образа, свойственного традиционному есенинскому творчеству. В те времена было очень модным воспевать новый политический строй, идеализировать его. И Есенин не стал исключением.

Основные мотивы произведения

Подготавливая анализ стихотворения Есенина «Русь советская», необходимо отметить: это произведение выпадает из общего ряда написанных в этот период стихотворений Есенина. Поэт признает, что новый политический строй необходим, однако при этом делает это как бы мимоходом. Для него данная необходимость не является первостепенной. Основной мотив стихотворения - это одиночество лирического героя, его ненужность в новую эпоху.

Поэтический талант Есенина во многом питался его чувством любви к родному краю. В анализе стихотворения Есенина «Русь советская» можно упомянуть, что произведение отражает неумолимость хода времени, которое Есенин ощущал гораздо острее многих своих современников. В заглавии произведения поэт совместил разные понятия. Его «Голубая Русь» превратилась в «Русь советскую». Заветное слово, которое означает родину поэта, употребляется теперь в горько-ироничном смысле. Таким образом, выразительность заглавия обеспечивается поэтом за счет применения оксюморона: предмету приписываются те свойства, которые несовместимы с ним. Затем следует парадоксальное единство этих признаков с указанным предметом, что и вызывает ощущение иронии, особое понимание данного явления.

Первые строфы: тоскливое настроение

Произведение поэт начинает с приема метафоры «Тот ураган прошел…». Местоимение, употребленное поэтом, дается без дополнительного, конкретизирующего слова. Произведение начинается с описания одиночества лирического героя. Он «осиротел» в родном краю. Особенно выразительным является сравнение мельницы с птицей, оставшейся с одним крылом. Еще больше значимость эпитета «единственный» подчеркнута с помощью обратного порядка слов. Вид мельницы наводит тоску, а образ птицы может ассоциироваться с народным образом птицы-вестника. Это сравнение школьник может упомянуть, проводя анализ стихотворения Есенина «Русь советская». В этой же строфе читатель может найти еще один несовместимый образ - «грустная радость». Эти слова имеют противоположное значение, однако создают смысловое единство. Еще больше нагнетается тоскливое настроение в следующей строфе. Здесь с помощью ключевых слов образуется перекрестная рифма: «не знаком» - «дом», «забыли» - «пыли».

Анализ стихотворения Есенина «Русь советская» показывает, что в первых трех строфах произведения можно отметить ряд слов, в которых присутствуют отделяемые приставки. Они несут значение законченности действия, и благодаря этому еще больше усиливается ощущение безысходности, охватившее лирического героя.

Противопоставление одиночества и «кипящей» жизни

В четвертой строфе покинутости поэта противопоставляется «кипящая» жизнь, которая полна суеты. Слово «сновать» в первую очередь вызывает ассоциации с понятием толпы или же безликой массы людей. Ощущение одиночества усиливается еще больше с помощью отрицательной частицы «ни» и местоимения «некому». Пятая строфа содержит в себе эмоциональное восклицание: «Что родина? Ужели это сны?» В данном случае стилистический вариант слова «неужели» Есенин применяет для передачи эмоционального отношения лирического героя к положению вещей.

Анализ стихотворения С. Есенина «Русь советская» показывает, что следующая строфа начинается с восклицания «И это я!». Здесь два раза появляется местоимение «я». Впервые в этом месте появляется глагол будущего времени. Мир есенинского произведения меняется, теперь начинает понемногу звучать тема славы и памяти. Поэт совмещает просторечное слово «баба» с высоким «пиит». И это еще больше усиливает напряжение, ощущение надлома.

Седьмая и восьмая строфы: голос разума, отрезвляющий лирического героя

Однако седьмая строфа начинается с «но» - этим думы лирического героя как бы обрываются. Школьник может сделать акцент на этом, проводя анализ стихотворения Есенина «Русь советская» по плану. Трезвый разум заставляет его опомниться. Поэт понимает, что «тот вечерний несказанный свет», который горел в его родном доме когда-то, уже потух. Вместо него «новый свет горит». В этой части произведения выстраивается некий синонимический ряд: «советская», «новый», «другой». Снова дает о себе знать голос разума, который напоминает поэту о том, что он стал «немного отцветать». Два раза повторяется эпитет «другие». Это местоимение становится прилагательным с очень емким значением. Словом «другие» Есенин называет тех своих современников, которые сделали выбор в пользу революции, восторженно ее воспевали. Они утратили творческую самобытность, положив ее на алтарь служения новой идеологии. Диктатура заставила поэтов носить притворную маску преданности «великому» делу революции. Но у Есенина маска эта не могла срастись с истинным лицом.

Десятая строфа: утрата соборности

На глазах у поэта погибает прежняя Русь. Раньше простой народ объединялся верой в Бога. Деревенский храм для поэта всегда был частичкой родного дома. Именно поэтому в произведении присутствует печальное сравнение: «У волости, как в церковь, собрались». Поэт создает достаточно сложный образ с помощью приема метонимии. Ведь воскресенье является светлым христианским днем, и в русском народе была жива традиция собираться в воскресенье на церковную службу. Но теперь все поменялось, и целью собрания теперь уже не является божественная литургия.

Своеобразно и лексическое наполнение этой строфы. Здесь можно встретить метафорический эпитет «корявый» в значении «неискусный», «некрасивый». А также «немытый», который является синонимом предыдущего эпитета. Есть также и просторечная форма «жись», помогающая читателю более ярко представить сцену деревенской жизни, в которую врываются события новой и во многом непонятной эпохи.

Одиннадцатая строфа: описания пейзажа

Здесь впервые встречается уже привычная для есенинского творчества лексика: «вечер», «закат», «ноги босые». Ощущение времени теряется - сколько бы лет ни прошло, и какие бы эпохи ни сменяли друг друга, природа останется в своем прежнем спокойствии. Оттого что в природе все гармонично, а людям этот мир недоступен, у лирического героя и появляется ощущение грусти. В этой строфе отдельно стоит отметить оригинальную рифму «позолотой» - «ворота».

«Отставание» лирического героя от эпохи

В двенадцатой строфе ироничный тон создается с помощью сочетания высокого слова «лик» и определения «сонный». Также употребляется поэтом и разговорная форма причастия «морщиня».

Слово «агитка» в словаре Ушакова обозначается с пометой «пренебрежительное». Этому понятию дается следующее определение: «Агиткой называется произведение искусства, в котором преобладает агитационный элемент. Нередко это делается в ущерб художественности». Таким образом, в четырнадцатой строфе имеется два неологизма. Слово «комсомол» также является для Есенина необычным и новым. Об этом также можно упомянуть, проводя анализ стихотворения Сергея Есенина «Русь советская».

Следующая строфа отличается неодобрительным возгласом лирического героя: «Какого ж я рожна…» Здесь же встречается и разговорный глагол «орать». Есенину кажется, что он отстает от нового времени. И горькое восклицание подчеркивает его согласие смириться с текущим положением вещей.

Семнадцатая строфа начинается со слов «Приемлю все…». Поэт подчеркивает, что для него самой большой ценностью является поэтическое творчество. В предпоследней строфе Есенин использует прием антитезы, противопоставляя жизнь и смерть. При этом на одном полюсе оказывается «Я» лирического героя, а на другом - «вы». С помощью союза «а» строфа оказывается разделенной на две части. Впечатление еще больше усиливается с помощью риторических восклицаний девятнадцатой строфы: «Цветите, юные! И здоровейте телом!» Тон становится еще более патетическим.

Главной строфой произведения является заключительная - это необходимо отметить, завершая анализ стихотворения «Русь советская». Здесь обилие шипящих делает звучание строфы похожим на шепот. Ведь речь идет об очень личных для поэта вещах - Родина для Есенина достойна того, чтобы воспевать ее, хотя и любовь к ней у поэта двойственна. Вопреки большинству тех, кто придерживался концепции интернационализма, Есенин утверждает, что для него главной ценностью остается Родина.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры