Кто такие арии? Культура, язык. Биография ария

Главная / Чувства

Группа «Ария»: биография

История группы «Ария» - это не просто судьба отдельного музыкального коллектива. Это летопись становления целой жанровой культуры, хронология появления других известных рок-групп, творчество которых стало визитной карточкой отечественного жанра хеви-метал.

История создания и состав

Говоря о предыстории, следует вспомнить 1982 год, когда студентами МЭИ Виталием Дубининым и Владимиром Холстининым была создана любительская рок-группа «Волшебные Сумерки». Дубинин солировал и играл на бас-гитаре, потом на роль вокалиста пришел Артур Беркут. Однако коллектив быстро распался.


В 1985 году Холстинин примкнул к ВИА «Поющие сердца», руководимому Виктором Векштейном. За ним в качестве аккомпанирующего состава пришли Алик Грановский и . Ребята играли в ВИА, но мечтали совсем о другой музыке.

Идея создать свой мужской коллектив, играющий в стиле тяжелого рока, воплотили Холстинин и Грановский. Новая группа получила название «Ария». Идея названия принадлежала Владимиру, который оценил его лаконичность и одинаковое написание на кириллице и на латинице.


Датой основания коллектива значится 31 октября 1985 года – день выхода первого студийного альбома «Мания величия». К этому времени состав окончательно стал таким: солист - Валерий Кипелов, ударник - Игорь Молчанов, звукооператор - Александр Львов, бэк-вокалист - Кирилл Покровский, гитаристы – Владимир Холстинин и Андрей Большаков.

В 1986 году группа провела первый концерт, приняла участие в нескольких фестивалях, в том числе «Рок-панораме-86», благодаря последнему выступление ребят впервые попало на ТВ. Однако деятельность коллектива нельзя было назвать полноценной. Ребята играли на разогреве на санкционированных концертах. Жанровый «неформат» не пропускали по идеологическим соображениям.


Директор группы Векштейн проявлял чудеса изобретательности, чтобы утвердить у всесильного худсовета музыкальную концертную программу «Арии». Материал «вуалировали» настоящими ариями из известных опер, «оправдывая» название, прописывали авторами композиций уважаемых поэтов-песенников.

И вот – победа! 12 сентября 1986 года комиссия утвердила сольную программу группы и ее название. Тогда еще никто и не думал, что уже в декабре того же года группа останется без основного состава.


Раскол назревал давно. Холстинин и Большаков не сходились в творческих взглядах. Музыканты были недовольны маленькими заработками и вечной цензурой, предъявляя претензии Векштейну. В итоге Большаков, Грановский, Молчанов и Покровский уходят и образуют «Мастер». Покидает коллектив и Александр Львов по приглашению группы .

К оставшимся в «Арии» Кипелову и Холстинину примкнул Виталий Дубинин, который играл еще в «Волшебных Сумерках», а также гитарист и барабанщик Максим Удалов. Этот состав впоследствии назовут «классическим», а записанный музыкантами третий альбом - «Герой асфальта» (1987) - тоже станет классикой в дискографии группы. Тираж пластинки на виниле составил 1 млн копий. Для «Арии» наступает время подъема.


В 1987-1988 годах «Ария» совершила гастрольную поездку по СССР и впервые выехала в Германию. В октябре 1988 года музыканты, недовольные менеджментом Векштейна, уходят к новому директору Юрию Фишкину. И в 1989 году под его эгидой выходит новый альбом «арийцев» «Игра с огнем».

90-е стали для группы трудным периодом. Концерты, гастроли – все, что вчера еще наполняло жизнь музыкантов, внезапно стало исчезать. Финансовые трудности привели к тому, что в группе опять произошел раскол. В 1994 году «арийцы» вернулись после тура по Германии, не заработав фактически ничего.


Поскандалив с организаторами, музыканты стали искать пути дополнительного заработка. По предложению друзей из группы «Мастер» Валерий Кипелов стал выступать в клубах, чтобы заработать. Это не понравилось другим «арийцам». Они объявили о замене вокалиста. Обиженный Кипелов разорвал отношения с бывшими коллегами. Вслед за ним уходит Сергей Маврин. На его место приходит Сергей Терентьев.


Впрочем, уходит Кипелов ненадолго. С новыми вокалистами у «Арии» не складывалось, а звукозаписывающая компания не желала работать с «арийцами» без Кипелова. Под угрозами санкций Дубинин и Холстинин договариваются с ним о возвращении. Вместе они записали шестой альбом «Ночь короче дня» (1995).

С 1998 года, а именно с выхода альбома «Генератор зла», начинается медийная слава группы «Ария». Клип «Отшельник» попал в ротацию канала Муз-ТВ и надолго занял верхние строчки хит-парада. В 1999 году «Ария» заполняет радиоэфиры, этому способствует успех песни «Беспечный ангел». Такая широкая ротация позволила музыкантам обрести поклонников нового поколения.

Песня «Беспечный ангел» группы «Ария»

2001 год ознаменовался выходом альбома «Химера», многие песни из которого мгновенно стали хитами. В это время один из лидеров Валерий Кипелов, который и раньше увлекался сольными проектами, окончательно решил оторваться от коллектива.

Таким образом, летом 2002 года после прощального тура группы и финального концерта в «Лужниках» Кипелов и поддержавшие его Терентьев и Манякин покинули «Арию», объявив о создании новой группы «Кипелов». Первый же альбом музыкантов ознаменовался балладой «Я свободен» (была написана еще в 1997 году и вошла в совместный альбом Маврина и Кипелова «Смутное время»), которая вывела группу на верхушки рок-чартов.

Песня «Я свободен» группы «Кипелов»

Тем временем «Ария» тоже пожинала плоды успеха. Альбом группы «Крещение огнем», записанный с новым вокалистом Артуром Беркутом, стал лидером рок-чартов. В составе с Беркутом «Ария» провела почти 10 плодотворных лет, в течение которых были реализованы замечательные проекты: участие в метал-опере «Эльфийская рукопись» (2004), концертный тур «Пляска Ада» (2006-2007), концертный тур, посвященный 20-летию альбома «Герой асфальта» (2007-2008), фестиваль «Ария Фест», который впоследствии стал традиционным, и многие другие.

В 2011 году группа объявила об уходе из состава Артура Беркута. Интригу вокруг имени нового вокалиста подогревали слухи о возвращении Кипелова. Но тот сразу отказался: его коллектив был уже известным и готовился отпраздновать десятилетие.

Новым вокалистом «Арии» стал Михаил Житняков из группы «Гран-КуражЪ». С новым солистом «Ария» выпустила в 2012 году альбом «Live in studio», где были перепеты старые хиты группы. После этого коллектив начал активную концертно-гастрольную деятельность в России и за рубежом.

Группа «Ария» в Кремле

В 2016 году в биографии группы – выдающееся событие: «Ария» впервые выступила в Кремле на концерте, посвященном Дню космонавтики. «Арийцы» исполнили хит «Точка невозврата», музыку к которому написал Михаил Житняков.

Музыка

Группа начинала играть в стиле классического хеви-метал. И на ранних этапах ориентирами в творчестве были такие гранды, как Rainbow, и Judas Priest. В первой зарубежной поездке по Германии группу даже назвали русским Iron Maiden.


Часто меняющийся состав, новые веяния, усиливающаяся конкуренция – все это влияло на трансформацию музыкального жанра «Арии». Вскоре ее визитной карточкой становятся традиционно-русские переливы.

Конец 90-х и начало «нулевых» – это время первых лирических рок-баллад («Потерянный рай», «Осколок льда»), благодаря которым группа в разы увеличила круг слушателей.

Песня «Потерянный рай» группы «Кипелов»

В 2001 году коллектив начинает эксперименты с классикой. На рок-фестивале «Нашествие-2001» «Ария» впервые выступила вместе с симфоническим оркестром «Глобалис» Константина Кримца, а в 2002 году провела совместный тур, который назвала «Классическая Ария». В 2015 году в рамках празднования 30-летнего юбилея группы музыканты возродили проект «Классическая Ария», поработав со шведским дирижером Ульфом Ваденбрандтом. А в 2017 рокеры отправились в одноименный тур.

«Ария» сейчас

Сейчас «Ария» работает над новым альбомом, релиз которого намечен на осень 2018 года. В состав группы по-прежнему входят бессменные Владимир Холстинин и Виталий Дубинин (гитара и бас-гитара), а также гитарист Сергей Попов, ударник Максим Удалов и вокалист – Михаил Житняков.


Поклонники следят за творчеством «арийцев» на официальном сайте , а также в «Инстаграме» , где всегда в наличии свежий фотоматериал.

Дискография (студийные альбомы)

  • 1985 – «Мания величия»
  • 1986 – «С кем ты?»
  • 1988 – «Герой асфальта»
  • 1990 – «Игра с огнем»
  • 1991 – «Кровь за кровь»
  • 1995 – «Ночь короче дня»
  • 1998 – «Генератор зла»
  • 2001 – «Химера»
  • 2003 – «Крещение огнем»
  • 2006 – «Армагеддон»
  • 2011 – «Феникс»
  • 2014 – «Через все времена»

Клипы

  • 1987 – «Позади Америка»
  • 1988 – «Улица Роз»
  • 1989 – «Дай жару!»
  • 1991 – «Всё, что было»
  • 1995 – «Возьми моё сердце»
  • 1998 – «Отшельник»
  • 2000 – «Беспечный ангел»
  • 2000 – «Потерянный рай»
  • 2001 – «Штиль»
  • 2002 – «Осколок льда»
  • 2003 – «Колизей»
  • 2004 – «Крещение огнём»
  • 2005 – «Там высоко»
  • 2006 – «Последний закат»
  • 2015 – «Точка невозврата»

Кто такие арии? Этот вопрос будоражит современные умы. Однако его еще хоть как-то могут понять любители истории. Актуальным он стал при власти Адольфа Гитлера в нацисткой Германии. Немецкая теория «чистой расы» - следствие ошибки исследователя Макса Мюллера - до сих пор не дает покоя некоторым людям. Одни относятся к ней крайне негативно, особенно в нашей стране, другие пытаются найти рациональное зерно. Однако сейчас актуален другой вопрос: "Кто такие славяно-арии?" Он очень удивляет профессиональных историков, социологов и политологов. Постараемся все же разобраться, откуда пошел этот термин и кто такие арии.

Понятие «славяне»

Мы постараемся рассуждать объективно, можно сказать, с научной точки зрения, насколько вообще правомерно так говорить. Славяне - это этнос, а не народ. Отличие в том, что под этносом подразумевается совокупность народов, которые имеют общие исторические корни. Еще в начале 1 тысячелетия нашей эры славян уше подразделяли на три ветви: западных (совр. кашубы, лужичане, чехи, словаки и др.), южных (совр. сербы, хорваты, македонцы и др.), восточных (совр. русские, украинцы, белорусы). Конечно, название у многих историков было различным: анты, склавины и т. д. В истории нет достоверных сведений о едином праслявянском народе. О нем рассуждают только лингвисты на основании анализа языкового сходства и различия. Именно по ним определяется примерное отделение одной группы славян от другой, влияние других культур, местности и т. д. Нет ни одного настоящего ученого, который бы использовал термин «славяно-арии» в своем труде. Откуда такой миф? Постараемся разобраться.

Мифы и реальность

Два не связанных друг друга понятия - «славяне» и «арии» - объединил некий Александр Хиневич. Его последователи понесли идею в массы. Несмотря на то что славяне и арии - это такие же несочетаемые понятия, как, например "желтый - холодный", идея понравилась многим. В нашей стране набирает популярность «родоверство», т. е. вера в предков. Под модный тренд переписываются календари, праздники, часовые пояса, фразеологизмы и т. д. Этому есть объяснение: коммунизм, с его отказом от христианства, породил несколько бездуховных поколений, которые отказались принять христианство при его возрождении. И "славяно-арии" пришлись как нельзя кстати. Кроме этого, новая религия, неоязычество, стала «истинной», альтернативной. Фактически она превратилась в протест общественной системе. А это привлекало молодых романтиков во все времена. Добавим сюда отказ от нравственности, обрядов - и мы получим идеальную религию. Главный постулат - "мы верующие, но от нас ничего не требуется" - сделал идею неоязычества привлекательной. На этом фоне внушить идею не просто «родоверства», а славяно-арийства не представляется сложным.

Кто такие арии

Изучение данного понятия началось в XIX веке. В Европу в это время стали попадать искаженные переводы индийских шастр. Серьезные работы по этому вопросу принадлежат Артуру Авалону, который впервые начал исследовать данную тему. Массовая популярность автора привела к росту подражателей, менее талантливых, которые и начали тиражировать "сенсации" в своих работах.

Считать, что арии - единая раса, нация, ошибочно. В индийский шастрах действительно упоминается о неком едином пранароде, который является якобы предком всех былых людей. Эту мысль развил француз Артюр де Гобино, который создал расовую теорию. Он и назвал арийцев единым народом, от которого произошли все остальные. Идея получила не просто популярность, а масштабное развитие при власти Адольфа Гитлера. Он видоизменил заявив о превосходстве германцев над всеми остальными, а немцев включил в число прямых «чистых» потомков, в отличие от других - «грязных, полукровных».

На самом деле такого понятия, как по отношению к единому народу не существовало. Тогда откуда же берутся мифы? Кто такие арии? Не придумали же их искусственно.

В древнейшем своде индийских законов - "Манавадхармашастре", термин «арья» переводится как «благородный». Так именовались представители высших каст - брахманы, кшатрии, вайшьи. Т. е. это три высшие касты пранарода, говоря современным языком - «сливки общества». Помимо ариев, этот народ имел и две других касты - шудры и чандалы.

Арий - друг или враг?

Несмотря на это, допустимость существования единого праиндоевропейского народа не отменяется. Многие европейские и близки между собой. Все они принадлежат к группе индоевропейских. Следовательно, можно допустить, что был все-таки единый народ. Историки считают, что под этим понятием следует считать группу племен Древнего Ирана. Дословно «арий» переводится с как «друг». И в то же время как «враг». Противоположное значение одного и того же слова - распространенная практика древних языков. Т. е. это мог быть как друг, так и враг. Возможно, это был человек из чужого племени. Т. е. ариец - иноплеменник, происходящий из другой родовой общины. Он может быть действительно другом, а затем сделаться врагом. Гипотезу подтверждает наличие в ведическом пантеоне бога Арьямана. Он как раз и отвечает за дружбу и гостеприимство.

Украина - родина арийцев?

Большинство исследователей сегодня склоняются к тому, что арии жили на территории Древнего Ирана. Не нужно привязывать его к современному шиитскому государству на Ближнем Востоке. Его территория относительно невелика. Древний Иран - это огромные территории Иранского плато, Средней Азии, Казахстана, севера Кавказа и Черного моря. Именно поэтому среди украинских историков бытует мнение, что праевропейцы жили именно на территории современной Украины более 5 тыс. лет назад.

Гипотеза о едином пранароде

Существует гипотеза, что единый пранарод (индоевропейцы, арии) разделился на две ветви: иранскую и индоарийскую. Сам термин «иран» означает «земля ариев». В подтверждение этому ученые доказали схожесть и иранской Авесты. Согласно теории, из единого Ирана отделилась группа, возможно, одно из племен, и примерно в 1700-1300 гг. до н. э. ушла в Индию, где и осталась окончательно. Если это действительно так, то теория о происхождении праевропейцев с территории Украины имеет право на существование.

Лингвистическая теория

Лингвисты также поддерживают территорию происхождения ариев из Восточной и Центральной Европы, так как здесь единый язык разветвляется на множество диалектов, что логично при его естественном развитии на одной территории. В Индии же только одна индоевропейская ветвь, что говорит скорее о миграции, а не о происхождении и развитии. К тому же здесь пришельцы столкнулись с группой, говорящей на местных языках, что в дальнейшем отразилось на развитии языка в целом.

Курганная гипотеза

Археологи также склоняются к тому, что арийцы первоначально обитали на территории Причерноморья. Артефакты знаменитой ямской культуры приводятся в качестве доказательств. Считается, что тут изобрели первые колесницы, которые позволили захватить быстро огромные площади. Подобные теории, к сожалению, порождают псевдонаучные измышления на базе научных фактов. Мол, прямые потомки арийцев - русские, немцы, украинцы или кто-либо еще. На этом фоне и появляются различные славяно-арии. Возможно, что общие предки и произошли с территории Причерноморья, однако в дальнейшем расселились и разделились со временем на множество других народов, а впоследствии их потомки вернулись на эти земли. Последователи исключительности и «чистоты» одной нации в сравнении с другими манипулируют этими фактами, привязывая древний единый корень только к одному листочку, а не к целому дереву.

Культурное наследие ариев

Арии оставили после себя множество письменных памятников. Это "Веды", "Авеста", "Махабхарата", "Рамаяна". Из кочевого народа они превратились в оседлых земледельцев. Разводили коров, коней. Были знакомы с орошением, умели ковать медные и золотые изделия. В качестве основного оружия использовали лук и стрелы. Ярко выраженного кастового строя они не имели, как в Индии. Однако верхушка иерархии - жрецы и аристократы - пользовалась огромным влиянием.

Выводы

Подводя итоги, можно сказать, что единой расы арийцев, возможно, никогда и не было. Скорее всего, благодаря некая группа племен, возможно, даже не близких родственно, распространила свое влияние на огромные территории. Отсюда появление единого индоевропейского языка народов, которые никогда не были близки исторически.

Однако однозначного ответа на вопрос о том, кто такие арии, нет. С каждым днем мы все отдаляемся от него, а научные теории сменяются лженаучными утверждениями. Вполне возможно, что арии - народ, который распространил свое влияние. Но не исключено, что это группа неродственных, но похожих в культурном плане племен, расселившихся по разным сторонам от единого центра.

Кто такие Арии? Современная наука уверенно говорит, что это родственные племена, проживавшие сто тыщ мильёнов лет назад на территории Персии и Индии. Ладно, хоть географию она частично признаёт.

На рис.: Арьяварта. Страна ариев, описанная в Ригведе.

Сегодня-то мы уже с уверенностью можем говорить о том, что Персия, как и Индия, была населена людьми, генетически тождественными славянам. А ещё мы знаем, что сами индийцы говорят о том, что давным-давно, к ним с севера пришли белые Боги, и научили их всему, что чему они потом стали учить весь остальной мир. И есть тысячи, неопровержимых доказательств тому, что те белые пришли на Индостан не с небес, а именно с русского севера, с Кольского полуострова, Карелии, Вологды и Архангельска.

Карта 1542г. Себастьяна Мюнстера.

По всему выходит, что речь о наших предках, общих для части нынешних индийцев, и многочисленных мелких племён белых людей, сохранившихся в горах на Кавказе, севере Ирана, Туркмении, Таджикистана, Афганистана и Пакистана.
Вот для наглядности фотографии представителей племён Афганистана, Пакистана, и Нуристана:

Кстати, в И-РА-не, существует племя, которое называет себя хазарами. И это белое племя, с ярко выраженными славянскими чертами, явно имеющее общие с нами культуР(А)ные корни.
Вот почему я не верю в то, что Хазары это евреи. Нет. Современная ДНК-генеалогия, совершенно однозначно определяет евреев, как выходцев с севера Африки, ближайших родственников АР-а-бов. В Евр(е)опу они переселились точно так же, как и сейчас туда переселяются арабы. Никакого отношения к хазарам они не имели и не имеют. Настоящие хазары, это одно из славянских племён, и иудейской веры они никогда не знали.

Вот они, "страшные" хазары:

Ну что теперь скажут наши авторитетные иверологи о принадлежности хазар к евреям? Один народ? Даже ДНК-тест не требуется, чтоб сказать уверенное: - НЕТ.
Да и прочтение слова «хазары» (Khazary), скорее всего, искажено латинской транскрипцией. Правильно будет читать К(х)-АС-Ары, где К – дифтонговый звук, сохранившийся, например, в грузинском языке, и некоторых тюркских диалектах, таких как казахский.
Ну нет ни одного документального свидетельства существования Хазарского каганата в тех пределах, в которые его поместили изТОРики. Да и вообще ни в каких пределах. Скифия есть, Сарматия, Митридатия, Несиотия, всё, что угодно, кроме Хазарии...

Но Хазария вроде бы была! Или "Песнь о Вещем Олеге" нам врёт? Ну... Вообще-то, все эти "древние" эпосы вызывают огромное сомнение в подлинности, а кроме того, хазары могли быть и в то время всего-лишь небольшим племенем. Настолько небольшим, что их не отмечали даже на картах.

Можете сами проверить. На том месте, куда иЗторики поместили Хазарию, всегда было царство Пятигорских Черкесов (Chirkassi Petigorski). По нонешнему - Терское казачество.
Так что, хазары на Руси, были всего-навсего одним из множества племён, скорее всего южно - русских, с Кубани, или Северного Кавказа, но они часть кубанских казаков, черкесов, или аланов.
А помните, как звали самого знаменитого ария, Царя Персии, непобедимого полководца?
Его звали Д’Арий!

Дарий Великий. Кто-то усомнится в том, что он Бог? Он сидя, выше ростом, стоящих людишек... И приборы секретные всякие в кабинете...
Но вот незадача… Однажды непобедимого Дария на голову разгромил Царь Скифии АРиант. Арий+АНТ. Анты = русские, значит, имя славного скифского царя переводится на понятный, как «русский арий». А кто бы спорил!

Всё сходится, это и есть потомки ариев, и память о пришельцах с севера, сохранилась во множестве источников, в том числе и письменных. И отношение предков к ариям было совершенно однозначным. В любом языке, в любой культуре, арий это:
- Свой,
- Свободный,
- Знатный (потомок Богов),
- Свободнорождённый,
- Родственник,
- Благородный,
- Святой,
- Товарищ,
- Благочестивый,
- Мужественный.
- Друг.

Н одного эпитета с отрицательным отношением! Ариев любили все.
У армян по сей день, Ара это Друг, да и самоназвание армян говорит о том, что они тоже арии. Арий+Ман(человек) Ариман = Армян(ин). А у индусов, Арьяман это божество дружбы, гостеприимства и свадеб! О как!

А вот ещё любопытное наблюдение: Буддисты сами себя называют «Арьяпуггала». Это переводится как «арийские люди», но нас в этом трудно убедить с первого раза. «Пугало» то куда деть? И дело, скорее всего, не в том, что кто-то кого-то пытался запугать. Вероятно, этим, или иным однокоренным словом называли все статуи, в том числе и те, что на огороде, для отпугивания мальчишек из банды Мишки Квакина (птицы всё равно не пугаются).

Можно так же вспомнить и про речку АмуДарью, протекающую по территории Тартарии, где правил ТаМЕРлан, который тоже был прямым потомком Богов, и Богами назначен правителем. Только слова «Тартария» он не любил, космополитизм это всё, поэтому сами «тартарцы» называли свою страну ТУРан. И вполне себе подходящее слово, если знать, что священным животным на Руси был именно Тур. Иначе Велес. Эх, жаль только, что до наших дней не сохранились настоящие туры. Последнего, говорят, замочил сам Владимир Мономах в 1627г. в Полянии. При этом, чудом не погиб.

У индусов ещё и Х’аре Кришна есть, который вероятно Арий Крышень, а ещё Х’аре Вишну, возможно - позывной Ария Вышеня, и конечно, Х’аре РА – МА. РА – Бог Солнце, МА – Матерь, как Солнце – Творец всего сущего, отец и мать в едином воплощении. Всё сплошь ведизм, точнее славянское солнце-центрическое мировоззрение, которое ошибочно считают проторелигией, называя язычеством и шаманизмом.

А это не мифологическое сознание, и не суеверия. Это ведание РА. Цельное единое, не разделённое на отрасли и подотрасли, знание об устройстве мира, и законах его гармоничного существования и развития.

Мир, в смысле не отсутствия войны, а мир, как вселенная, это и есть священная гора Меру, о которой индийцам поведали Боги, пришедшие с севера, и которая находилась в центре Земли, в Арктиде – Гиперборее.

Зная одну особенность мировоззрения предков, можно проследить массу замечательных вещей, лежащих на поверхности, которые помогают проникнуть в смысл слов, которые мы употребляем ежедневно, пользуясь как набором звуков. Особенность эта в том, что некое положительное понятие приобретало противоположный смысл при простом прочтении его задом наперёд. А ведь это так логично! Тогда понятны многие слова, с корнем АР.

Если РА, это Солнце, то АР – полная противоположность. Это тьма. И если Ра это добро, то Ар, понятно – зло.
мАРс – Бог войны, а если даже его прочесть в обратном направлении, выходит вообще: - СРАМ. Ну, так оно и есть, правда ведь?

Тогда и АРхАнгелы это тёмная сторона Ангелов? Ведь может такое быть, что слово «ангел» произносилось с придыханием, «х’ангел»! А ведь где то мне встречалось уже, что «Аллах» изначально произносилось как «х’алла’х». Тогда с какой стороны не читай, получается одно и то же. Идеальный Бог, что... Все стороны в одном сосуде...

Можно порассуждать и о значении слова «врата». В РА – та, или вход в Рай. А если наоборот, В АР-та, или ВАТРА. А знаете, что понятие «костёр» имело раньше много различных обозначений? Так вот. Костёр, как пламя, раньше на Руси обозначали словом «ватра». Оно и по сей день используется на Украине и в Белоруссии. Тогда, если не отрицать возможность существования, на первый взгляд невозможного, всё начинает наполняется смыслом.
Это уже не набор бессмысленных звуков, это образы, которые одним своим звучанием дают понятие о сущности предмета, понятия, или события. Врата – путь в рай, а ватра, наоборот - путь в ад. Геенна то огненная, не так ли? Только не стоит наполнять таким уж отрицательным смыслом это слово. Ад придумали христианские проповедники, целью которых, было безоговорочное подчинение масс, с помощью запугивания. Говоря современным языком, с помощью террора.
А на самом деле, противоположность, вовсе не означала что-то страшное. Она предполагала наличие иной точки зрения, говоря современным языком - плюрализма. Только и всего. Никакой преисподней, с грешниками на сковородах, и в кипящей смоле.

Тогда как можно истолковать значение слова «Арьяварта»? (см. картинку в самом начале). Можно прочесть как Ария огненная, т.е. страна ариев, где жарко (ясное дело, после Вологды там сущее пекло). А можно и как Страна – ад (опять-же, фигурально выражаясь) для ариев. Но разве не похожий смысл у европейского названия нашей страны Т-АР-Т-Ария? Тартар... Тар-тара-ры... Кому было выгодно заставить мир содрагаться от ужаса, при звуках Тар-тар-ия?
Уж не тем ли, кто прилагал все усилия, для того, чтоб "демо(но)кратический" мир стонал от одного упоминания об СССР? А разве сейчас, ситуация изменилась? В Прибалтике уже на хуторах копают окопы, в ожидании "русской агрессии"!
А ведь всего - то навсего... ТАРТ. Знаете что такое ТРТ? Нет? А тОрт? Так вот! Слово тОрт, явно не иностранное, Оно вернулось к нам из Евреопы бумерангом. Сначало это было жертвенным пирогом славян, приносимым Богу-Солнцу РА в день весеннего равноденствия (Яров день, он же Масленица) 21-22 март(с)а (название месяца появилось, благодаря Богу войны Марсу/Сраму).

Тарта. Он же торт. Если тарта принадлежит арию, то она чья? Правильный ответ: Тарта ария, т.е. Тартария.

Воистину, ничто не ново под этим Солнцем. Как в средние века Тартарией пугали детей западнее Дуная, так и сейчас Россией пугают, психически неустойчивую часть евре(о/а)нала. Поэтому, историю знать необходимо...
Или жить надоело?

Андрей Голубев

Дополнение:

Материалы и результаты исследований А.Клесова и его соратников –ученых генетиков по определению гаплогруппы - родовой принадлежности, позволили разрушить многие мифы, созданные вокруг истории народов.

МИФ ПЕРВЫЙ - ИСТИННЫЕ АРИЙЦЫ ЭТО ГЕРМАНСКИЕ НАРОДЫ, а славяне недавно из землянок.

Генетические исследования показали, что более 50% -70% населения восточные славяне и это прямые потомки древних арийских племен рода R1a, живших на территории евроазии. У современных немцев только 18% потомки ариев. Кроме того археологам ясно, что славяне арии уже 3500лет назад жили в городах.

МИФ ВТОРОЙ:- СЛАВЯНЕ И ИХ ПРЕДКИ КУЛЬТУРНО-ОТСТАЛЫЙ РОД.

Из шести мировых религий праславяне создали три: зороастризм, индуизм, буддизм и усовершенствовали четвертую – христианство. Заложили ведическую индийскую, трипольскую,этрусскую, хеттскую, критско-микенскую и греческую и цивилизации. Славяно-арии уже более 5тыс лет имели письменность от которой произошли письменность многих стран евроазии, они оставили бесконечное множество ценнейших письменных источников.

МИФ ТРЕТИЙ:- «ТРИПОЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА» - как будто создана неизвестными народами.

Генетики установили, что «Триполье» цивилизация арийского происхождения, прямые потомки «трипольцев» и сейчас живут, и разговаривают на диалектах русского языка.

МИФ ЧЕТВЕРТЫЙ - «МОНГОЛЬСКОЕ ИГО» НА РУСИ ОТПЕЧАТАНО В ГЕНЕТИКЕ СЛАВЯН.

Никаких следов присутствия «монгольских генов» у славян генетики не нашли –до75% мужского населения россии, украины, белоруссии имеют четкое генетическое доказательство происхождения от прапредка рода R1a жившего более 3500 лет назад. Кроме того прямые родственники принадлежащие роду R1a находятся в индии, киргизии, германии, балканах, даже на островах англии и многих других стран в которых проживали в разные времена Славяно-арии, которых сейчас на планете более 500млн.чел.

МИФ ПЯТЫЙ:- ЕВРЕИ ВЕДУТ СВОЙ РОД «ОТ АВРААМА»

Генетическая практика установила, что, те кто считает себя «биологическим евреем», ходит в синагогу, проповедует сионизм, может оказаться по крови восточным славянином -арийцем, тюрком и даже китайцем. Всего из 18 родов –гаплогрупп у нынешних евреев встречаются семь.

А образовалась группа благодаря пересечению интересов трёх людей: Владимира Холстинина, Александра (Алика) Грановского и Виктора Яковлевича Векштейна. Владимир и Алик были хорошими друзьями и коллегами (вместе играли в группе "Альфа"), Виктор Векштейн до АРИИ 15 лет руководил ВИА "Поющие сердца" - весьма успешным ансамблем, через который прошли многие музыканты и вокалисты.

Идея создания группы, играющей бескомпромиссный heavy metal, родилась у Владимира Холстинина давно, ещё во времена его сотрудничества с Сергеем Сарычевым и группой "Альфа".
В "Альфе" Владимир познакомился с Аликом Грановским. Поделившись своими идеями, Владимир нашёл в нём единомышленника, и вскоре ребята приступили к работе над своим первым альбомом. К началу 1985 года большая часть материала была готова, открытым оставался вопрос о студии записи и вокалисте. В это время Алик и Владимир знакомятся с Виктором Векштейном - услышав материал, тот решает стать менеджером будущей группы и предоставляет ребятам свою студию для записи альбома. Вокалиста нашли достаточно быстро - им стал Валерий Кипелов.
Название группе придумал Владимир Холстинин - слово "АРИЯ", кроме краткости и удобства написания, как на русском, так и на английском языках, несло в себе определённый смысл: фанатов и музыкантов группы сразу стали называть "арийцами".
В записи первого альбома приняли участие Александр Львов (барабаны) и Кирилл Покровский (клавишные). Профессионально сыгранный альбом получился настолько непохожим на весь рок, исполнявшийся в то время в СССР, что группу сразу заметили и оценили поклонники серьёзной, тяжелой музыки.
На альбоме все партии были записаны одним гитаристом, но для выступления на концертах группе был необходим второй. Им стал Андрей Большаков. Игорь Молчанов (играл с Владимиром и Аликом в "Альфе") сменил Александра Львова за барабанами.
Первый концерт АРИИ состоялся 5 февраля 1986 года в ДК МАИ. Большинство присутствовавших сошлись во мнении, что группа весьма перспективна, но достаточно было и недоброжелателей. Пессимистические прогнозы не оправдались - вскоре АРИЯ становится лауреатом "Рок-Панорамы-86", а на фестивале "Литуаника-86", проходившем в Вильнюсе, получает приз за профессионализм. И хотя пресса упорно обходит группу молчанием, АРИЯ продолжает стремительно идти вверх, собирая полные залы.

В ноябре 1986 года группа выпускает свой второй альбом "С кем ты?". Ко времени его выхода в группе назрел настоящий раскол, причинами которого стали как недовольство администраторской политикой Виктора Векштейна, так и разногласия музыкантов в вопросе дальнейшего стиля группы. После гастрольного тура в январе 1987 АРИЮ покидают, выразив желание играть другую музыку, Алик Грановский, Андрей Большаков, Игорь Молчанов и Кирилл Покровский.

Вскоре на место бас-гитариста в группу приходит Виталий Дубинин (друг Владимира ещё по институту и коллега по "Волшебным сумеркам"), вторым гитаристом становится Сергей Маврин, а барабанщиком - Максим Удалов. Последние до АРИИ вместе играли в "Черном кофе" и "Металлаккорде".
Первое большое выступление обновлённой АРИИ состоялось в апреле 1987 на концерте, открывающем фестиваль "Мелодии друзей". Этот ежегодный фестиваль проходил по столицам и крупнейшим городам СССР и длился около месяца. Концерты доказали, что АРИЯ, вопреки витавшим слухам, не умерла. После фестиваля АРИЯ отправилась в концертный тур, продолжавшийся вплоть до августа. Во время него, в перерывах между выступлениями, музыканты работали над песнями для нового альбома.
В августе 1987 группа приступила к записи своего третьего альбома, закончив работу в течение месяца. После выхода "Героя асфальта" (изначально альбом должен был называться "На службе силы зла") стало ясно, что смена состава пошла коллективу на пользу. Многие характеризуют альбом как один из лучших дисков группы. Гастрольный тур в поддержку продолжался два года с аншлагами на каждом концерте. Изданный спустя год тиражом более одного миллиона винил разошелся мгновенно, через год найти его на прилавках было практически невозможно.
На песню "Улица Роз" был снят клип, в котором в качестве массовки приняли участие фанаты группы. Режиссёрами клипа стали Дмитрий Маматов и Сергей Комаров, клип появился на экранах в передаче "Музыкальный лифт" и сразу занял первое место в хит-параде.
Зимой АРИЯ отправляется в свое первое зарубежное турне, в Берлин. Дав несколько успешных концертов, группа получает приглашение на фестиваль "Дни стены" летом 1988 года, где выступает перед аудиторией в 120.000 человек.
Всё это время продолжали накаляться отношения с менеджментом, наметился очередной конфликт, музыканты всерьёз задумались об уходе от Виктора Векштейна. Первым не выдержал Максим Удалов. В октябре 1988 года он уходит, а в ноябре на его место принимают Александра Манякина.

В январе 1989 года группа, уже без поддержки Виктора Векштейна, приступает к записи четвёртого альбома - "Игра с огнём". Менеджером АРИИ становится Юрий Фишкин (знакомый Холстинина и Дубинина по группе "Волшебные сумерки").
Альбом выходит в апреле 1989 года. После его выхода и съемок клипа на песню "Дай жару!" (режиссёр Евгений Пахоменков), группа отправилась в длительное турне по России и Германии. АРИЯ приняла участие в берлинском фестивале "Rock Summer" и отыграла весьма успешные концерты в четырёх крупных городах. Весной 1990 года Виталий Дубинин и Сергей Маврин подписывают контракт с группой "Lion Heart" и уезжают в Мюнхен, но уже в августе, найдя возможность разорвать контракт, возвращаются. АРИЯ, отметив свой пятилетний юбилей концертами в ДК ЗИЛ, начинает готовить к записи свой пятый альбом.
"Кровь за кровь" выходит осенью 1991 года на фирме "Синтез рекордс". С "Кровь за кровь" оформлением альбомов группы занимается художник Василий Гаврилов.

В начале 90-х у АРИИ (как и у многих других групп) резко сокращается количество выступлений. Концертный тур "Кровь за кровь", в котором в качестве звукорежиссёра участвовал Максим Удалов, записал в свой багаж всего 9 городов. Музыканты решают пойти по известному пути - созданию собственной студии звукозаписи. Так в середине 1994 года появляется "АРИЯ рекордс".
В том же году АРИЯ заключает пятилетний контракт с фирмой "MOROZ Records", одним из результатов которого становится издание летом 1994 года всех пяти ранних альбомов группы (включая не издававшиеся "Мания величия" и "С кем ты?").
Летом 1994 группа приступает к записи следующего альбома (первые наброски для него появились уже в конце 1992, а записанная в 1993 году новая песня "Ангельская пыль" вышла на сборнике "Russian Metal Ballads Vol.1", выпущенном в начале 1994 года фирмой "MOROZ Records"). В сентябре 1994, записав партии ударных, АРИЯ в четвёртый раз отправляется на двухнедельные гастроли по Германии, дав концерты в семи городах и в легендарном берлинском Hard Rock Cafe. В конце тура возникли серьёзные трения с организаторами, что послужило причиной напряжения отношений внутри самой группы. После возвращения в Москву, Валерий Кипелов ни разу не появился на студии, где полным ходом шла работа над альбомом. Через месяц стало известно, что он выступает с группой "Мастер". "АРИЙцы" занялись поисками нового вокалиста, продолжая записывать инструментальные партии к альбому. В декабре на место Кипелова пробуется Алексей Булгаков (солист группы "Легион"). А в январе 1995 группу покидает Сергей Маврин, заявив, что не верит в успех с новым вокалистом.
В качестве сессионного музыканта на место Маврина в АРИЮ берут Сергея Терентьева, который впоследствии остаётся в группе. Проблему с вокалистом решает Александр Морозов, президент фирмы "MOROZ Records", пригрозив штрафными санкциями за срыв контракта. В результате Валерий Кипелов возвращается в группу и записывает вокальные партии к альбому "Ночь короче дня", увидевшему свет в сентябре 1995 года.
После выхода нового альбома снимается клип на песню "Возьми мое сердце" (режиссер Дмитрий Великанов). В это же время менеджером АРИИ становится Сергей Задора, который, собрав мощную административную группу, организует серию концертов в Москве и других городах. Во время этого тура был записан и выпущен двойной концертный альбом "Сделано в России", неожиданно, но прочно и надолго занявший в хит-парадах высокие места.

В начале 1997 года "MOROZ Records" печатает второй выпуск серии "Легенды Русского Рока" на шести дисках, куда на этот раз была включена и АРИЯ. В сборник вошли лучшие песни группы, бонус-треком альбома стала "Дай Руку Мне", "потерявшаяся" при выпуске винила "Герой Асфальта". Также альбом был снабжен буклетом с первой достаточно подробной историей группы. Все песни для сборника были тщательно ремастированы.

Летом музыканты приступили к работе над очередным, седьмым по счёту альбомом, получившем название "Генератор зла". Альбом увидел свет 2 мая 1998 года.
Вскоре АРИЯ получает спонсорскую поддержку в лице дирекции российского представительства компании Harley Davidson. Именно по их протекции АРИЯ в августе впервые выступает на знаменитом московском байк-шоу. Свой 13-й день рождения АРИЯ отмечает большим концертом в ДК "Горбунова". В этом же году выпускается первое концертное видео группы - "Сделано в России" (запись сделана во время гастролей "Ночь короче дня").
В феврале 1999 стартует концертный тур в поддержку "Генератора", за барабанами - Максим Удалов (Александр Манякин перед туром сломал руку), который отыграл все концерты, кроме завершающего московского.

Специально для Harley-Davidson-Party в конце апреля 1999 группа записала первый "Tribute to Harley-Davidson" - на альбоме помимо новой версии собственно "арийской" песни присутствуют две кавер-версии: "Return of the Warlord" группы "Manowar" ("Пробил час") и "Going to the Run" группы "Golden Earring" ("Беспечный ангел"). Таким образом, АРИЯ добавила в свой арсенал "кавер-творчество".
Вскоре "Беспечный ангел" появляется на "Нашем радио" и неожиданно занимает верхние строчки, а вышедший спустя почти год клип надолго задерживается в эфире MTV. АРИЮ наконец-то замечают, песни группы начинают вызывать интерес у представителей музыкальных СМИ. АРИЯ окончательно возвращается к серьёзным концертным площадкам.
В конце 1999 на "MOROZ Records" выходит сборник лучших песен группы на двух дисках, а в январе 2000 АРИЯ выпускает альбом "2000 и одна ночь", куда помимо известных баллад, записанных заново "живьём" в студии, входят и две новые песни. На одну из них - "Потерянный рай", снимается клип. Кроме того, АРИЯ впервые пробует свои силы в сотрудничестве с симфоническим оркестром. Версия "Потерянного рая", записанная совместно с Президентским оркестром РФ, вскоре появляется на одноименном сингле.
Юбилейный 2000 год (АРИИ исполнилось 15 лет) группа отметила большим концертным туром. Концерты апреля-мая прошли совместно с немецкой группой RAGE, которая выступала в качестве приглашённого гостя. Завершился юбилейный тур грандиозным концертом 30 октября в Москве, в Лужниках; в этом концерте приняли участие практически все музыканты когда-либо игравшие в АРИИ. На сцену Лужников с приветственными словами слушателям поднялись и поэты группы.

Следующий альбом - "Химера" - вышел 12 апреля 2001 года. Оформлением альбома занимался московский художник Лео Хао, сотрудничество с которым продолжается до сих пор.
В это же время группе поступает предложение записать саунд-трек к компьютерной игре "Дальнобойщики-2". Чтобы инструментальные версии песен звучали также хорошо, как их оригиналы, музыкантам пришлось над ними серьёзно потрудиться. В трек-лист вошли 12 композиций, 10 из которых - старые песни группы, а две - с нового, только что вышедшего альбома.
В концертном туре в поддержку альбома "Химера" принял участие в качестве приглашённого гостя Удо Диркшнайдер (группа U.D.O.). Для второго "Tribute to Harley-Davidson" была записана версия песни "Штиль", спетая Удо Диркшнайдером и Валерием Кипеловым дуэтом (альбом в продажу не поступал, был выпущен ограниченным тиражом и рапространялся только на Harley-Davidson-Party).
К этому времени Юрий Соколов, с которым АРИЯ уже неоднократно сотрудничала, официально становится продюсером группы. Он предлагает продолжить начатую "Потерянным раем" симфоническую линию. Пробный шар был брошен на фестивале "Нашествие-2001", где группа исполнила несколько песен совместно с оркестром "Глобалис" (дирижёр Константин Кримец), аранжировкой песен для оркестра занимался Кирилл Уманский. Эксперимент прошёл более чем удачно: выступление АРИИ названо самым ярким событием фестиваля. Вскоре группа выдаёт на суд публики первый серьёзный постановочный концерт, прошедший 1-го декабря 2001 года в Лужниках.

В начале 2002 года Валерий Кипелов сообщает о своём желании уйти из группы, чтобы заняться сольным творчеством.
Несмотря на это в середине мая 2002 года стартует проект "Классическая Ария". Концерты в крупнейших городах России проходят совместно с местными симфоническими коллективами, завершает тур грандиозный (по количеству использованных художественных приёмов и спецэффектов) постановочный концерт в Москве. 1 июня в Зелёном театре парка имени Горького АРИЯ вместе с оркестром "Глобалис" исполнила свои лучшие песни. Последним номером концерта стал премьерный показ нового клипа группы на песню "Осколок льда".
В августе АРИЯ приняла участие в очередном фестивале "Нашествие". Заключительный концертный тур, получивший название "Зелёная миля", завершился большим выступлением в Москве на сцене Дворца Спорта "Лужники" 31 августа. После "Судного дня" группу покинули Валерий Кипелов, Сергей Терентьев и Александр Манякин.
Вслед "кипеловскому" составу 22 ноября "MOROZ Records" выпускает сборник редких песен "Штиль", куда входят не попавшие на номерные альбомы версии известных композиций, кавер-версии с "Tribute to Harley-Davidson" и одна ранее нигде не издававшаяся песня; а в феврале 2003 на фирме "Classic Company" выходит второй концертный альбом "В поисках новой жертвы…" (запись выступления 1-го декабря в Лужниках).

В начале ноября 2002 АРИЯ объявляет свой новый состав: за барабаны садится уже однажды игравший в АРИИ Максим Удалов, новым гитаристом становится Сергей Попов (экс-"Мастер"), вокалистом - Артур Беркут (экс-"Автограф"). Музыканты сразу приступают к работе над новым альбомом.
Вскоре группа представляет вниманию слушателей новую песню "Колизей". Одноимённый сингл выходит из студии записи 5 декабря. Помимо песни "Колизей" на нём представлены две старые композиции, заново записанные обновлённым составом группы: "Обман" и инструментальная версия песни "Антихрист", записанная совместно с симфоническим оркестром "Глобалис".
Первое выступление нового состава АРИИ состоялось 7 декабря в городе Тверь на мероприятии "The Tver Tribute to ARIA", а на следующий день в московском клубе Б-2 прошла презентация сингла. Перед выступлением музыканты и поэты группы дали пресс-конференцию аккредитованным журналистам, рассказав о ближайших творческих планах.
13 декабря АРИЯ приняла участие в фестивале "Пятница 13-е", прошедшем в "Лужниках", впервые представ в новом составе перед широкой публикой. 8 февраля 2003 группа выступила хэдлайнером на фестивале "Чартова Дюжина".
В конце марта АРИЯ приступает к сведению нового альбома. В начале апреля на студии им. Горького проходят съемки клипа на песню "Колизей". В них принимают участие в качестве массовки фанаты группы. В это же время группа начинает готовиться к гастрольному туру в поддержку нового альбома, проведя первые концерты ещё до официального релиза.

20 мая "MOROZ Records" выпускает второй сборник песен АРИИ в серии "Легенды русского рока".

Релиз девятого по счёту АРИЙского альбома - "Крещение огнём" - состоялся 29 мая 2003 года. За день до этого в эфире "Нашего Радио" прошла радиопрезентация альбома, в эфире прозвучали 6 из 9 песен, о создании каждой из которых музыканты сказали несколько слов.

После выхода альбома группа отправилась в концертный тур по городам России и ближнего зарубежья с новой программой "Крещение огнем". Во время тура группа также приняла участие в нескольких фестивалях: - в августе открыла своим выступлением рок-отделение концертной программы фестиваля "Новая волна" в Юрмале; - стала участником фестиваля "Нашествие - версия 2003. Свободный доступ". В этот раз фестиваль состоялся не под открытым небом в Раменском, а в студии "Нашего Радио"; - в сентябре выступила хэдлайнером на молодёжном рок-фестивале во Владимире; - 17 октября приняла участие в московском фестивале "RokFest", где представила специально подготовленную англоязычную программу; помимо АРИИ в фестивале приняли участие такие группы, как Helloween, Paradise Lost, Masterplan, Zodiac Mindwarp, а также молодая московская группа "Химера".

18 ноября во Дворце Спорта "Лужники" прошёл сольный концерт группы АРИЯ - большое постановочное шоу с массой спецэффектов, художественных приёмов и тщательно разработанным сценарием. В качестве основного продюсера и режиссёра шоу выступил Юрий Соколов.
По итогам 2003 года "Звуковая дорожка" газеты "Московский Комсомолец" назвала это выступление "Концертом года".
В итоговой "Чартовой дюжине" на "Нашем Радио" песня "Колизей" также заняла верхнюю строчку хит-парада.

Завершили тур 2003 года два новогодних концерта в SDK МАИ. Новогодним подарком стал новый концертный клип группы на песню "Крещение огнём" - запись выступления в Лужниках. Специально для своих поклонников группа выложила его на своём сайте ещё до появления клипа в эфире канала MTV (намеченный на середину января 2004).
Летом 2004 года на сцене CDK МАИ был представлен анимационный видеоклип на песню "Там Высоко...". В конце декабря на лейбле "Moroz Records" выходит двойной концертный альбом "Живой Огонь", а 24 декабря на сцене CDK МАИ проходит первое новогоднее выступление группы "Ария".

В 2005 году группа записывает новую версию песни "Воля И Разум", в записи которой принимали такие вокалисты рок-групп как Юрий Шевчук, Константин Кинчев, братья Самойлвы и другие. 24 декабря проходит очередное новогоднее выступление группы. На этот раз на сцене был проведён конкурс костюмов, в котором участвовали постоянные посетители сайта www.aria-best.ru .

В самом начале января 2006 года группа выступает с часовой программой на сцене легенрдарного Р-Клуба, а в феврале на сцене CDK МАИ была представлена новая песня "Чужой". Летом выходит новый сингл "Чужой", содержащий в себе одноимённую композицию, фортепианную версию песни "Там Высоко...", а так же новую версию песни "Воля И Разум" с участием приглашённых музыкантов. В сентябре выходит новый альбом группы под названием "Армагеддон". В ноябре на сцене малой спортивной арены Лужников проходит презентация нового альбома группы, а 30 декабря на сцене CDK МАИ проходит, уже ставшее традиционным новогоднее выступление.

В феврале 2007 года группа выступила в клубе "Тень". С организаторами фестиваля "Нашествие" у группы возникли разногласия, в связи с чем группа отказалась учавствовать в данном мероприятии. Зато группа успешно выступила на фестивалях "Эммаус" и "Крылья".

Всё только начинается...

Copyright (c) 2003 - 2019 «Ария-Бест» .
Все права защищены древними магическими заклятиями.
Незаконное копирование карается напастями и неизлечимыми хворями.

В чём разница и что общего между Славянами и Ариями.

Честно сказать, решил написать этот материал только для того, чтобы некоторые из вас просто-напросто уяснили, чем отличаются славяне и арии. Меня несколько раз спрашивали, почему некоторые языческие организации называют себя славяно-ариями? Со славянами вроде бы понятно, тем более что относительно славян уже были написаны несколько статей, к примеру, (Происхождение слова этнонима), и вы всегда можете обратиться к ним, чтобы освежить в своей памяти значение этого термина. А вот кто такие арии? Неужели это те самые арии, которыми управлял знаменитый кровавый диктатор Гитлер? Не совсем.

Арии — народы древнего Ирана и Древней Индии . Родной язык индоиранцев — арийский. Индоевропейское слово «Арии» можно перевести как «благородный» — возвеличивание особого богоизбранного народа. Так, Арий — свой человек, Не-Арий — варвар. Нечто похожее можно найти в одном из предложенных переводов относительно славян: Славянин — тот, кто говорит своим словом, т.е. на родном языке. Кроме того, некоторые историки и исследователи предполагают, что слово «Арий» может переводиться как «Кочевник», «Пахарь», «Проявляющий Гостеприимство», «Друг», «Мужественный». В современной Индии слово ārya означает Благочестивый или Придерживающийся Дхармы. Этот термин широко используется в Ригведе, где используется для обозначения нескольких индийских племён. Также часто, а может даже чаще чем в индуистской литературе, используется в буддизме и здесь переводится, как «Благородный, Святой». В буддизме же есть такие понятия, как Четыре арийские истины, арийский (восьмеричный) путь, арийские люди (сами буддисты) и т.д. Используется в древнеиранской Авесте в качестве этнического самоопределения. В южнорусских и северокавказских степях ариями называли себя аланы (осетины). Ираноязычное население не считало ариями аланов, в ответ аланы считали ариями только себя. Исследования показывают, что Арии были изначально единым народом и являлись предками индийских и ираноязычных народов.

Славяно-Арии — это тоже самое, что Индо-Европейцы. Славяне и Арии — это уже две разделившиеся группы некогда существовавшего славяно-арийского народа. Такими терминами принято называть древнюю группу людей или народ, которые были прародителями славянских и арийских народов или предками индийцев, иранцев, славян, европейцев и других. Таким образом, естественным будет сказать, что никто из нас не может являться ни славяно-арием, ни индо-европейцем, так как эти слова подходят только для обозначения некоего древнего народа, прародителя арийских и славянских народов.

Термин Арии стал широко известен с приходом к власти Гитлера. Хотя он только воспользовался теорией, которую разработал французский писатель Артюр де Гобино. В своих трудах он разделил всё человечество по цвету кожи — чёрные, жёлтые и белые. Ариями он считал белокожее население земли, которое занимает главенствующую роль на планете. Современная наука отвергает эту теорию, как лженаучную и не выдерживающую никакой критики современных учёных, антропологов и т.д., здесь имеет место быть явное лингофричество с терминами, так как Арии — это понятие совершенно иного толка, никак не относящееся к цвету кожи.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры