Расизм и расовые теории. Научный расизм, расовой биологии, расовая теория или расология - королевство швеция

Главная / Ссоры

Несмотря на стремительные глобализационные процессы, в современном мире происходят также и процессы обособления государств и наций. Поэтому не удивительно, что все больше поднимает голову расовая теория, которая была

популярна в мире в первой половине ХХ ст. Корни ее можно найти во времена античности. В мировой истории расовая теория меняла содержание, но цели и средства оставались все те же. В статье рассмотрим более подробно и наглядно, в чем ее смысл.

Итак, если описывать в двух словах, расовая теория - это теория, согласно которой одна раса превосходит другую. Неверно считать, что именно германский национал-социализм был родоначальником расовой теории, а уж тем более не был он родоначальником расизма. Подобные идеи впервые появились в обществе еще задолго до того, как были введены понятия "нацизм", "фашизм" и т.д. Еще в 19 в. данная теория начала привлекать к себе все большее внимание. Говоря научным языком, согласно расовой тории именно расовое различие играет решающую роль в культурном, историческом и нравственном развитии народа, оказывает влияние даже на К слову, расовая теория не сводится только к биологическим показателям.

Изучая это направление, легко прийти к выводу о том, что не все расы равны, что есть так называемые "высшие" и "низшие" расы. Удел высших - строить государства, управлять миром и повелевать. Соответственно, удел низших рас - подчиняться высшим. Поэтому можно с уверенностью сказать, что корни любого расизма лежат именно в расовой тории. Грань между этими понятиями настолько тонкая, что их часто отождествляют друг с другом.

Сторонниками этих идей были Ницше и де Гобино. Последнему принадлежит расовая Согласно этой теории, люди разделены на низшие (славяне, евреи, цыгане) расы и высшие (нордическая, арийская). Первые должны слепо подчиняться вторым, а государство нужно только лишь затем, чтобы высшие расы могли повелевать низшими. Именно эту теорию использовали нацисты во время Великой Отечественной войны. Однако, по результатам исследований, между расовой принадлежностью и умственными способностями нет никакой связи. Это же подтвердили и

Расовая теория Гитлера, которую правильнее называть нацистской расовой теорией, основывалась на идее превосходства над остальными народами.

Сначала эти идеи оправдывали дискриминацию, а затем и уничтожение не только "низших" рас, но и душевнобольных, детей-калек, тяжелобольных, гомосексуалистов, инвалидов ради "чистоты арийской расы", расы, которая пришла из Индии и, согласно пропаганде Третьего рейха, была единственной

"высшей" расой. Теория легла в основу разработанной в "расовой гигиены". Признаком "чистой расы" были светлые волосы, специфические и, в особенности, светлый цвет глаз. Угрозой чистоте арийской расы были, наряду с евреями, цыгане. Это составляло определенные сложности для идеологов нацизма, так как цыгане генетически и этнически похожи на индийцев и говорят на языке индоевропейской группы. Выход был найден. Цыгане были объявлены результатом смешения чистой арийской крови и низших рас, а значит, подлежали уничтожению наряду со славянами и евреями.

Содержание статьи

РАС ТЕОРИЯ. Единого определения расы не существует, некоторые ученые вообще считают, что понятие «раса» не имеет научной ценности. Попытки найти основание для объединения людей в расы упираются в расплывчатость критериев. Физические признаки даже в пределах одной расы могут сильно различаться, генетического стандарта пока не обнаружено. Предлагаемая ниже статья американского ученого Стивена Молнара посвящена истории возникновения генетического подхода к проблеме.

Раса

– это группа организмов, которая составляет подразделение вида и существенно отличается по одной или более физическим характеристикам от других расовых групп этого вида. В соответствии с генетической терминологией раса – это крупная популяция индивидуумов, имеющих совокупно значительное число одних и тех же генов, и которая по генетическому набору отличается от других рас этого же вида. Сам набор и компоновка рас зависит от того, какие гены выбраны для сравнения. В настоящее время у Homo sapiens идентифицировано большое количество различных генов, которые пополняются все новыми и новыми, что затрудняет определение особенностей любой расы. Частые миграции, завоевания и заселение новых территорий нашими далекими предками приводили к взаимосмешению различных народов, что постоянно размывало расовые рамки.Несмотря на то, что традиционно человечество подразделяется на три или пять основных рас (они также имеют название «большие расы»), было бы неправильно считать их естественными, устойчивыми и неизменными видами рас. Концепция расы – это не просто одна из таксономических проблем, которая заключается в определении принадлежности группы индивидуумов к определенной классификации. Вопрос относится именно к методам с точки зрения времени и пространства, применяемым при исследовании Homo sapiens .
Скорее всего не существовало бы такого понятия как раса – если бы не свойство нашего разума классифицировать все явления вселенной на категории.

Расовая классификация.

Люди, а их количество более 6 млрд. человек, – разные, и имеют вполне наглядные внешние различия, как форма и размер тела, цвет кожи, тип волос. Все эти внешние признаки антропологи прошлых столетий использовали как критерий при классификации групп населения, объединяя их в разные новые категории, которые и были названы расами. Так как некоторые признаки варьируются и зависят от географического положения, эти первые попытки определить группы рас увенчались некоторым успехом. Народы арктической зоны, такие, как эскимосы (инуиты), значительно отличаются строением тела и цветом кожи от австралийских аборигенов; таким образом, те и другие причислялись к разным расам. Согласно этой классификации европейцы отличаются от африканцев, китайцы от полинезийцев, малазийские народы тихоокеанского региона контрастируют по многим признакам с коренными американцами (индейцами, или американоидами). Ранее существовало мнение, что каждая из этих групп обладает достаточным количеством отличий, и только поэтому их можно отнести к разным группам. В результате увеличилось число основных рас, к которым относились европеоиды (или по западной классификации – кавказоиды), монголоиды, негроиды. Так, полинезийцы, американские индейцы и аборигены Австралии были выделены в отдельные, или вторичные, расы. Несмотря на дальнейшее развитие классификации, многие народы обладали такими комбинациями характерных черт, которые не позволяли включить их в какую-либо расовую категорию. Чем больше ученые имели информации о Homo sapiens , тем больше новых категорий создавалось, и число вторичных рас вскоре перевалило за десяток.

Подобная классификация человека на первичные и вторичные расы широко распространена и сегодня. Она часто применяется в исследованиях по биологии человека. Несмотря на то, что большинство людей точно не соответствует тем расам, которые были сконструированы методами 19 в., мы все еще продолжаем использовать слово «раса» как средство идентификации как в социальных, так и научных целях. И это несмотря на громадное увеличение числа параметров, по которым регистрируется биологическое разнообразие человечества.

Термин «раса» слишком часто применяется в обществе, начиная от политических единиц (британская «раса») и до лингвистических групп (арийская «раса» или семитская «раса»). Подобное обозначение может быть оправданным, если имеется в виду существование общих культурных, лингвистических и политических признаков, хотя сейчас для того, чтобы обозначить какие-либо религиозные, культурные и языковые общности, применяется термин – «этнический». На фоне роста генетических знаний дальнейшее использование термина «раса» для обозначения происхождения или распределения биологических характеристик резко снижает достижение предполагаемой цели.

Термин «раса» для обозначения происхождения или общих биологических характеристик часто является явно недостаточным и не полностью раскрывает заложенный смысл в связи с большим количеством информации по генетике.
Поскольку существует проблема классификации, в настоящее время при дефиниции понятия «расы» применяется термин генная концентрация (или частота гена). В своей работе Генетика человека (Human Genetics ), написанной в 1986, Ф.Фогель и А.Г.Мотульский определили расу как «большую популяцию индивидов, которые имеют значительную долю общих генов и отличаются от других рас общим генофондом». Акцент здесь сделан не только на общности генной частотности, но и на смешивающейся популяции. Еще в 1960 антрополог Стенли Гарн в своей работе Человеческие расы (Human Races ) признал важность изучения человеческого многообразия на популяционном уровне: «В настоящее время общепринято, что раса есть смешивающаяся популяция, в значительной мере, если не полностью, репродуктивно изолированная от других смешивающихся популяций. Мерой расы является, таким образом, репродуктивная изоляция, возникающая обычно, но не исключительно, по причине изоляции географической». Он предложил классификационную систему, которая сочетала в себе признание важности как географического фактора, так и изменения в генной концентрации. Он выделили 9 т.н. географических рас. Каждая из девяти рас включала в себя большое множество локальных рас. Они отличались друг от друга частотой всего нескольких генов.

Количество локальных рас менялось, и от поколения к поколению сами локальные расы видоизменялись, т.к. численность популяции менялась, народы мигрировали и смешивались. Иногда, когда на географических территориях возникали новые границы, то локальные расы оказывались по разные стороны границ, а это приводило к дополнительному дроблению рас на еще более мелкие. Такая разъединенная общность назвалась микрорасой. Микрорасы можно обнаружить в Европе и других регионах мира.

Какие бы трудности не возникали в процессе включения генетических знаний в изучение человеческого вида, уже к 1960-м стало ясно, что характерные черты как простое наглядное восприятие, как размер, форма и цвет, никогда не могут быть полностью адекватными критериями для установления степени родства и общности происхождения. Известны, например, давние попытки приписать происхождение темнокожих меланезийцев западной части Тихого океана к предполагаемым древним африканским корням. Или существуют предположения, что чернокожие низкорослые пигмеоидные народы Юго-Восточной Азии и Филиппин («негритосы») каким-то образом оказались потомками мбути, или пигмеев леса Итури, в Центральной Африке. На самом деле эти четыре группы объединяла лишь темная пигментация кожи. Что касается пигмеоидных народов, то их объединял низкий рост, что и доказывается многочисленными исследованиями признаков, наследуемых по одному-единственному гену. Объединения популяций, вытекающие из их генетического анализа, подменялись старыми антропологическими методами 19 в., в которых сравнивались лишь наглядные признаки, такие как форма, размер и цвет.

Характерные черты простого наследования: генетика человеческого многообразия.

Антропологи все чаще и чаще ставят под вопрос биологическую целесообразность расовой типологии, т.к. генетика как наука развивается. Изучение человеческого многообразия теперь уже не ограничивается простой фиксацией размеров тела, формы головы или лица, а также пигментации кожи. В настоящее время результат действия различных генов фиксируется. Идентификация по наследственным характеристикам, таких, как группы крови, тип гемоглобинов, белков крови и ферментов, получала все более широкое распространение в прошлые десятилетия, и продолжалась до тех пор, пока эти характеристики не были зафиксированы у миллионов людей во всем мире. Эти результаты показали такое разнообразие внутри вида, которое не могли даже предполагать антропологи прошлого века. Получалось, что многие из этих новых вариаций идут вразрез с классическим представлением о рамках расовых классификаций, дискредитируя само понятие «расовых типов».

Группы крови были среди тех первых характеристик простого наследования, которые показывали степень вариаций человеческих популяций. Были проведены исследования основных групп крови по системам АВ0, Rh (резус фактор), MNS, Duffy и Diego. У миллионов людей во всем мире были зафиксированы типы крови в каждой из этих групп. Каждый человек имеет свой тип крови: А, B, 0 или АВ и это является важной медицинской информацией, в случае необходимости переливания крови, например. Хотя в целом тип крови 0 является самым распространенным в мире, но каждый тип крови имеет существенные отличия среди популяции по признаку частотности. Среди большинства коренного населения Америки (индейцев) доминирует тип крови 0, и в некоторых случаях именно он встречается в 100% случаев исследованного населения. Более редкой среди этого населения является тип крови А, и совсем отсутствует тип В. Напротив, большинство населения Азии в любой из популяций имеет наиболее низкую частоту типа крови 0 и наиболее высокую частоту типа крови В. Подобные же различия частот типов крови существуют между африканцами и европейцами.

Комплекс системы резус (Rh) показывает большее разнообразие типов и часто используется для расчета уровня смешения популяций. Самый известный тип – резус отрицательный – довольно часто встречается у европейцев, и наиболее часто – у басков северной Испании. Немного реже, но все равно часто он встречается среди многочисленных африканских популяций, но практически отсутствует у большинства азиатских популяций и коренных американцев (индейцев).

Другая система, которая применяется для генетического сравнения – это система MNS. Типы M и N этой системы встречаются в мире почти с одинаковой частотой, за исключением западного полушария и Австралии. Коренные американцы (индейцы) имеют высокую частоту встречаемости группы М (ок. 75%), а аборигены Австралии имеют практически ту же частоту типа N.

Это многообразие типов различных групп крови является полезным инструментом для генетических и антропологических исследований. В 1950 иммунолог В.С.Бойд сравнил генные частоты этих трех групп крови и разделил человечество на шесть рас, которые практически совпали с традиционной классификацией. Эти классификации были сгруппированы по признаку основных географических регионов Земли, за исключением территории Индии, Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании. В 1963 число рас было увеличено до 13 благодаря данным, которые были собраны на вышеупомянутых территориях. Можно было бы и далее совершенствовать классификацию в свете интерпретации новых исследований по межпопуляционному многообразию. Однако к концу 1960-х годов классификация человеческого многообразия как цель исследования постепенно сходит на нет, и все большее значение придается изучению конкретных популяций и адаптивного значения генетических комбинаций внутри них.

Приблизительно в это же время наследственные типы былых кровяных телец, являясь частью иммунной системы организма, стали центром научных исследований наряду с другими данными по биологическому разнообразию человечества, например, такими как белки сыворотки крови (serum proteins), гаммаглобулины и трансферрины. Популяции в различных частях мира характеризуются большими или меньшими частотами определенных вариантов каждого из этих типов.

Дополнительно были изучены многочисленные ферменты , которые существуют в человеке в альтернативных формах, или полиморфизмы. Так, например, глюкозо-6-фосфат-дегидрогеназа (G6PD) стал предметом тщательного изучения в связи с поиском средств борьбы малярией . Наличие некоторых типов G6PD дают человеку возможность оказывать сопротивление организма к тяжелой малярийной инфекции. Более двухсот форм фермента G6PG были генетически изучены, и эти гены c разным уровнем частотности присутствуют в каждом человеке. Большинство представителей Homo sapiens имеет единственный вариационный тип (Gd B). Поразительное количество других типов с высокой частотностью наблюдается среди народов, проживающих в районах Средиземноморья и Ближнего Востока. Вместе с тем, другие типы G6PD, которые были обнаружены в Юго-Восточной Азии, Южном Китае и др., добавляются новые варианты этого же маркера в растущем списке популяционных исследований разнообразия человечества.

Сравнительные изучения огромных молекул ДНК, которые обеспечивают хранение и передачу генетического кода, сильно расширили наши знания о человеческом многообразии. Местоположение хромосом и точная структура многих генов описаны. Описаны также отдельные большие участки молекул ДНК, функция которых неизвестна, но которые существенно отличаются у разных индивидуумов. Это привело к развитию того, что обычно называют «ДНК-идентификацией». Из молекулы ДНК бóльшего размера в определенном месте вырезаются небольшие сегменты при помощи специальных ферментов. Поскольку эти сегменты отличаются по длине и молекулярному коду, сравнительный анализ может определить отцовство или материнство и помочь в идентификации подозреваемых. Кроме применения в судебном деле, эти маленькие фрагменты ДНК, точнее – полиморфизм длин рестрикционных фрагментов (ПДРФ), – используются для изучения родственных связей популяций и реконструкции их происхождений. Кровь, волосы и образцы тканей брались во многих небольших туземных популяциях по всему миру, чтобы создать банк генов для сохранения данных человеческого разнообразия.

Теперь, когда продукты деятельности гена (группы крови, белки крови и ферменты) и подлинные генетические структуры идентифицированы у многих миллионов людей, мы понимаем, что наше многообразие не может быть разделено на всего несколько первичных и вторичных рас. Генетики особо отмечают то, что среди отдельных людей внутри этих «рас» существует большее генетическое многообразие, чем между самими расами. Такое мнение высказал Ричард К.Левонтин в своей работе Человеческое многообразие (Human Diversity , 1982). Тогда верно и то, что отличия между разновидностями Homo sapiens весьма поверхностны, поскольку большинство классификаций, созданных в прошлом, и до сих пор часто используемых, основаны на сильном акцентировании внешних различий, таких как цвет, форма и размер, при слабом внимании к более важному фактору – генетической структуре, которую мы наследуем при зачатии. Тем не менее, понятие «раса» все еще применяется в социальных, политических, психологических и других целях, игнорируя обширные и растущие с каждым днем знания о человеческом геноме. Продолжается путаница биологической реальности с фольклором и социальным вымыслом. Это можно проследить на многочисленных примерах использования данных переписи и попыток использования этнической идентификации.

Расы и этнические группы: социально-политический взгляд на проблему.

Мы часто и небрежно относим отдельных людей и группы к каким-либо категориям. В результате нам кажется, что придуманные нами этнические и расовые обозначения обоснованы и правильны в биологическом понимании (смысле), т.е. наша категория отождествляется с определенным генетическим типом. Это неправильно, поскольку этнические группы и расы часто определяются совокупностью поведенческих, лингвистических и биологических особенностей. Например, люди, проживающие в странах Латинской Америки и некоторых регионах США символически классифицируются как Hispanics (люди, признающие свое родство с народом, языком и культурой Испании). Хотя в этом случае подразумевается то, что все представители этой общности имеют общее генетическое происхождение, а реально их объединяет язык, на котором они говорят. Их генетические корни могут быть прослежены от европейских, коренных американских (индейских) и африканских предков и др. Популяции в Пуэрто-Рико по своей наследственной структуре отличаются между собой более существенно, чем популяции Гватемалы, Мексики и юго-западной части США. Самая большая латиноамериканская популяция, составляющая Бразилию, не входит в категорию Hispanic из-за своего португальского происхождения с сильной примесью коренных американцев (индейцев) и африканцев. Путаница генетического и социального многообразия становится наиболее очевидной, когда этническое и расовое деление отражается в официальных правительственных документах. Пытаясь объединить данные переписи и статистику естественного движения населения (рождаемости, смертности, браков) правительственные регистраторы полагаются на самоидентификацию отдельных лиц. Вопросы анкеты относительно расы или этнической группы могут содержать или не отражать взаимосвязи опрашиваемых с их генетическим происхождением. Эта практика вводит в употребление вредный и возможно опасный элемент, когда статистика естественного движения населения используется для медицинских исследований.

Предполагалось, что идентификация расовой и этнической группы поможет установить степень риска здоровья любого человека. Это возможно установить путем определения частоты разных заболеваний у популяционных групп, которые больше или меньше были восприимчивыми к одинаковым проблемам здоровья из-за того, что они имели общий геном. Некоторые представители коренного населения Америки (индейцы) имеют высокий процент заболеваний диабетом; афро-американцы более чем остальные группы страдают от кровяного давления. Среди азиатского населения чаще встречается рак желудка, а среди европейцев рак кишечника, и т.д. Для изучения этих и многих других болезней, которые, по мнению специалистов, находятся под влиянием определенных генов, необходимо тщательно определить генетическое происхождение находящихся под наблюдением пациентов. В случае поверхностного, внешнего подхода к расовой и этнической классификации ценность такой информации становится бесполезной и может даже ввести в заблуждение.

Итак, классифицировать на различные расы возможно разными способами путем нахождения большого количества характерных признаков. Результатом таких классификаций стало появление разного количества рас с рамками, которые устанавливались в соответствии с целями исследователя, изучающего многообразие видов. Такие классификации в отношении большинства видов не вызывают особых возражений Однако, что касается людей, то необъективность и разнообразные цели исследователей при определении человеческих рас приводят к путанице и конфликту. Если имеется цель провести различие между человеческими популяциями в биологическом смысле, тогда генетический критерий должен быть избран с акцентом на историю и генеалогию. Когда же в основе лежат социальные или политические цели, то тогда применяются другие стандарты и производится иной отбор характерных черт, но результаты одного метода классификации не должны применяться к другому методу классификации. Невозможно установить точное количество основных рас, как и нельзя говорить о точном количестве последующих подразделений человечества более низкого или более высокого уровня.

Несмотря на то, что ученые до сих пор продолжают использовать различные классификации человеческого многообразия, многие из них признают, что существуют ограничения при попытках систематизации, если использовать только характеристики по внешним признакам, которые применялись в прошлом. Все больше используются генетические методы в популяционных исследованиях, но когда отдельные части генетической составляющей были зафиксированы, то вдруг оказалось, что у людей больше сходств, чем различий. Мы долго шли по неправильному пути, когда приняли за основу классификации поверхностные внешние признаки.

Стивен Молнар

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Расовая теория берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения в силу у прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов.

Наибольшее развитие и распространение расовая теория государства и права получила в конце XIX - первой половине XX в. Она легла в основу фашистской политики и идеологии.

Содержание расовой теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас. Положения о решающем влиянии расовых различий на истории, культуру, государственный и общественный строй. О делении людей на высшую и низшую расы. Из которых первые являются создателями цивилизации и призванная господствовать в обществе и государстве. Вторые не способные ни только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. Их удел - слепое и беспрекословное повиновение. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими.

Один из основателей расовой теории француз Ж. Гобино (1816-1882 гг.) объявлял арийцев “высшей расой”, призванной господствовать над другими расами. В фашисткой Германии была предпринята попытка переписать всемирную историю заново как историю борьбы арийской расы с другими расами. Носительницей духа высшей арийской расы объявлялась Германия. К низшим расам относились семиты, славяне и другие.

На расовой основе создавалась особая система ценности “души расы”, “чистоты крови”, “вождя нации” и т.п. Высшей цели арийца объявлялось сохранение чистоты крови. “Люди гибнут не из-за проигранных войн, - писал Гитлер в “МАЙН КАМПФ”, - а из-за потери сопротивляемости... Все, что не является полноценной расой на земле - плевелы”.

Важным средством решения всех важнейших государственно-правовых и божественных проблем объявлялась война. Для их оправдания использовались положения, высказанные известным немецким философом Ф. Ницше (1844 - 1890гг.) типа: “война для государства такая же необходимость, как раб для общества”, “любите мир как средство к новым войнам”.

Расовая теория повлекла за собой чудовищную практику “узаконенного” уничтожения целых народов, национальных меньшинств, непримиримо относившихся к фашизму национальных слоев.

После печально известной речи У. Черчилля В марте 1946 года в городе Фултоне (США), положившей начало “холодной” войне, в советской прессе тут же последовала весьма примечательная реакция, подчеркивавшая богатый британский опыт использования расовой теории для оправдания колониальных войн. “Гитлер, - отмечалось в прессе, - начал дело развязывания войны с того, что провозгласил расовую теорию, объявив, что только люди, говорящие на немецком языке, представляют полноценную нацию. Г-н Черчилль начинает дело развязывания войны тоже с расовой теории, утверждая, что только нации говорящие на английском языке, являются полноценными нациями, призванными вершить судьбы всего мира. Немецкая расовая теория привела Гитлера и его друзей к тому выводу, что немцы, как единственно полноценная нация, должны господствовать над другими нациями. Английская расовая теория приводит г. Черчилля и его друзей к тому выводу, что нации, говорящие на английском языке, как единственно полноценные, должны господствовать над остальными нациями мира”.

Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология. Но как “научная”, академическая доктрина она имеет хождение в западных странах и в настоящее время.

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Государство явление многогранное. Рассмотренные нами теории по разному объясняют причины происхождения государства. Попытка их обобщение и осмысления в рамках одной универсальной теории вряд ли возможно, хотя такие попытки и предпринимались. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства.

История цивилизации знает десятки, сотни правовых теорий. Глубокие умы человечества в течении веков бились над разгадкой феномена права, раскрытием его сущности. Правовые теории прошлого являлись завоеванием человеческой культуры, стремлением научной мысли проникнуть в самую сердцевину человеческих отношений.

В наиболее общем виде все разнообразие взглядов на разнообразие права и государства может быть сведено к противостояний двух исходных принципиальных позиций. Одна из них заключается в объяснение государства и права как средств силы, средств преодоления общественных противоречий и обеспечения порядка прежде всего путем насилия, путем принуждения. С этой точки зрения государство и право является орудиями и средствами в руках одной части общества для провидения своей воли, для подчинения этой воли других членов общества. Суть государства и права составляет силу принуждения, подавления. Наиболее четко и последовательно эта позиция обоснована теорией насилия. Вторая точка зрения состоит в том, что государство и право обеспечивает порядок в обществе путем снятия противоречия, достижения социальных компромиссов. С этой позиции в деятельности государства, функционирование права выражается общие скоординированные интересы различных групп общества. Суть государства и права составляет общественное согласие, компромисс. Наиболее четко эта позиция обоснована теорией общественного договора.

Отношение к расовой теории происхождения государства в современном мире

Расовая теория происхождения государства критикуется почти всеми исследователями государственно-правовых явлений, так как нет никаких исторических и биологических предпосылок делить расы на высшие и низшие. Кроме того, эта теория отвергает естественные права человека как неотъемлемую составляющая статуса личности в современном обществе.

расовый общественный государство культура

Расовая теория

Эта теория берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения в силу у прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов.

Наибольшее развитие и распространение расовая теория государства и права получила в конце XIX - первой половине XX в. Она легла в основу фашистской политики и идеологии .

Содержание расовой теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас . Положения о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, государственный и общественный строй и о делении людей на высшую и низшую расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать в обществе и государстве. Вторые же не способны ни только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. Их удел - слепое и беспрекословное повиновение. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими.

Один из основателей расовой теории француз Ж. Гобино (1816-1882 гг.) объявлял арийцев "высшей расой", призванной господствовать над другими расами. В фашисткой Германии была предпринята попытка переписать всемирную историю заново как историю борьбы арийской расы с другими расами. Носительницей духа высшей арийской расы объявлялась Германия. К низшим расам относились семиты, славяне и другие.

На расовой основе создавалась особая система ценности "души расы", "чистоты крови", "вождя нации" и т. п. Высшей цели арийца объявлялось сохранение чистоты крови. "Люди гибнут не из-за проигранных войн, - писал Гитлер в "МАЙН КАМПФ", - а из-за потери сопротивляемости... Все, что не является полноценной расой на земле - плевелы".

Важным средством решения всех важнейших государственно-правовых и божественных проблем объявлялись войны. Для их оправдания использовались положения, высказанные известным немецким философом Ф. Ницше (1844 - 1890гг.) типа: "война для государства такая же необходимость, как раб для общества", "любите мир как средство к новым войнам".

Расовая теория повлекла за собой чудовищную практику "узаконенного" уничтожения целых народов, национальных меньшинств, непримиримо относившихся к фашизму национальных слоев.

После печально известной речи У. Черчилля В марте 1946 года в городе Фултоне (США), положившей начало "холодной" войне, в советской прессе тут же последовала весьма примечательная реакция, подчеркивавшая богатый британский опыт использования расовой теории для оправдания колониальных войн. "Гитлер, - отмечалось в прессе, - начал дело развязывания войны с того, что провозгласил расовую теорию, объявив, что только люди, говорящие на немецком языке, представляют полноценную нацию. Г-н Черчилль начинает дело развязывания войны тоже с расовой теории, утверждая, что только нации говорящие на английском языке, являются полноценными нациями, призванными вершить судьбы всего мира. Немецкая расовая теория привела Гитлера и его друзей к тому выводу, что немцы, как единственно полноценная нация, должны господствовать над другими нациями. Английская расовая теория приводит г. Черчилля и его друзей к тому выводу, что нации, говорящие на английском языке, как единственно полноценные, должны господствовать над остальными нациями мира".

Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология. Но как "научная", академическая доктрина она имеет хождение в западных странах и в настоящее время.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Расизм как совокупность воззрений, в основе которых лежат положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру. Причины расовой дискриминации, ее место в современном обществе.

    презентация , добавлен 04.03.2014

    Определение причин дискриминации в отношении афроамериканцев со стороны правоохранительных и судебных органов. Анализ данных статистики и социальных опросов среди граждан Соединенных Штатов Америки по вопросам, связанным с расовой дискриминацией.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2017

    Основные принципы расистской идеологии - совокупности воззрений, в основе которых лежит положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас. Проблемы национального, расового, религиозного неравенства в РФ. Борьба с расовой дискриминацией.

    презентация , добавлен 30.11.2014

    Сравнительный анализ инструментальной, семантической, гендерной, кратической теорий происхождения общества как систем научного знания о генезисе общественных отношений. Понятие социального прогресса, эволюционные и циклические теории развития цивилизации.

    презентация , добавлен 15.04.2017

    Понятие общества с различных точек зрения. Экономическая, социальная, политическая и идеологическая подсистемы общества. Политический строй в стране, формы правления и устройство государства. Теории социального обмена. Теория социального детерминизма.

    эссе , добавлен 23.08.2012

    Значение наследия Э. Гидденса для социологии. Понятие дуальности структуры. Анализ возможности применения основных положений теории структурации как теоретической схемы эмпирических исследований социальных процессов, имеющих место в современном обществе.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2015

    Изменение социальной структуры российского общества в переходном периоде. Исследование ее на современном этапе. Западные социологические теории социальной стратификации. Эмпирический анализ различий в характере социальной дифференциации европейских стран.

    реферат , добавлен 11.12.2012

    Понятие конфликта в социологической теории. Предыстория возникновения теории социальных конфликтов, характеристика ее основных концепций. Теория социального конфликта известного немецкого социолога и идеолога либеральной ориентации Ральфа Дарендорфа.

    контрольная работа , добавлен 18.04.2013

    Символический интеракционизм. Создание основ теории "Я". Теория Чарльза Кули. Теория Дж. Мида. Другие теории символического интеракционизма. Интеракционистское направление, обратившееся к целостному человеческому "Я" и его личностному самоопределению.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2003

    Животный строй психики. Строй психики биоробота, "зомби". Готическая субкультура. Демонический строй психики. Человечный строй психики. Противоестественный строй психики, значение для государства. Как избавиться от зомбирующих стереотипов поведения?

Социальная и политическая философия XIX века была полна попыток определить и утвердить детерминистские методы объяснения человеческой природы и человеческого общества. Маркс и его последователи обращались к экономическим силам и классам. Позитивисты , вдохновленные Контом, все внимание сосредоточивали на законе трех стадий, развитии науки и организации общества в соответствии с научными принципами. Националисты стремились к созданию национальных государств. Были мыслители, которые принимали различные теории эволюционного развития, связанные с дарвинизмом .

Но одна теория человеческих отношений оказала на эпоху и общество большее практическое влияние, чем любая другая – расовая или расистская философия. В XIX веке термин «раса» приобрел новое значение и стал играть новую роль. На физические различия представителей разных рас внимание обращали еще со времен античности. Расовое мышление издавна было свойственно людям в самых разных частях света, не только на Западе.

Однако с конца XVIII и до начала XX века расовая, или расистская, философия сформулировала ряд идей, которые стали основой для интерпретации истории, определения социальных проблем, объяснения культурных различий и разных уровней экономического развития. Только в XIX веке раса стала идеологическим фактором, служащим для защиты институтов рабства, империализма, антисемитизма и национального единства.

Вот основные свойства расовой теории:

1. Человеческие расы различаются между собой так же, как различные виды животных . Это природные типы, характеристики которых передаются через кровь. Важно отметить, что в XIX веке цвет кожи не являлся основополагающим фактором европейского расизма. Ключевым фактором являлась кровь. Границы рас не воспринимались как непреодолимые, поскольку люди, принадлежащие к разным расам, могли давать потомство, однако сторонники расового мышления считали, что эти границы всё же существуют и обычно выступали против межрасового смешения.

2. Расовые философы были уверены, что между физическим типом и духовно-нравственными характеристиками имеется прямая связь, что характеристики рас определяют их социальные, интеллектуальные и культурные свойства . Отсюда, в частности, следует, что расизм – это доктрина коллективной психологии, враждебной идеологии индивидуалистской.

3. Расовые философы утверждали иерархию рас , приписывали разным расам различную ценность .

4. Расовая теория имела и своё практическое воплощение : её сторонники выстраивали собственные социальные и политические теории , стремясь положить их в основу общества.

Расовая философия в Новое время ассоциировалась с научным подходом или культом науки. Культурный авторитет науки позволил расовой философии в XIX-XX веках приобрести аналогичный авторитет.

Расовая философия XIX века представляла собой реакцию на три основные духовные силы того времени: на универсалистский принцип Французской революции , на либерализм и на новый городской индустриальный порядок, который привел к крушению прежних традиционных социальных иерархических структур и границ. Это была реакция на гомогенизацию европейской культуры в Европе и попытка сохранить европейскую гегемонию во всем мире. В Соединенных Штатах основной задачей расовой философии было поддержание института рабства, а затем распространение белой культуры по континенту, сопротивление ассимиляции иммигрантов из Европы и Азии, поддержание системы легализованной сегрегации.

Жозеф Артюр де Гобино - мыслитель, который считается основателем расовой теории Нового времени

В XIX веке в Европе расовая философия пользовалась популярностью в академических кругах. Ее поддерживали разнообразные ученые, работы которых в тот период ассоциировались с широкими идеалами науки. Среди них были антропологи и филологи.

Первым термин «раса» в научном трактате 1749 года использовал французский биолог Бюффон. Изначально он носил описательный характер. Самым значительным и влиятельным автором XVIII века, обсуждавшим расовые вопросы, был Иоганн Фридрих Блюменбах. В 1775 году он опубликовал трактат «О естественном разнообразии человечества». Хотя Блюменбах считал все попытки определить «разновидности человечества» субъективными упражнениями, не основанными на фактах, он предложил, для удобства, разделить род людской на пять разновидностей, или рас. Это он назвал европейцев «кавказцами», поскольку считал, что первые европейцы пришли с Кавказских гор. В первой половине XIX века Блюменбах пользовался неоспоримым авторитетом среди всех антропологов. Он полагал, что все люди произошли от первой пары человеческих существ, следовательно, у них нет врожденных различий, определяющих превосходство одних и неполноценность других рас. Такая позиция получила название моногенеза.

Однако вскоре появились более выраженная расовая доктрина – полигенез. Согласно ей, каждая раса появилась отдельно от других. Теорию полигенеза поддерживали многие философы эпохи Просвещения . Некоторые из них, например, Вольтер , стояли за неё, поскольку она подрывала авторитет Библии. Одним из первых ярких трудом в защиту полигенеза стала книга Эдварда Лонга «История Ямайки» (1774). Лонг писал свой труд как руководство для британской политики на острове. Он утверждал, что европейцы и чернокожие рабы принадлежат к разным видам и даже заявлял, вопреки очевидности, что мулаты – это бесплодные гибриды. Лонг отстаивал различное происхождение рас. В течение 75 лет его книга была основным источником информации и авторитетом для сторонников полигенеза. Влияние этой книги доказывает антропология XIX века. В значительной степени она опиралась на наблюдения тех, кто писал книги о путешествиях. Достаточно взглянуть на сноски в «Происхождении видов» и «Происхождении человека» Чарльза Дарвина, чтобы понять, что даже самые видные научные мыслители того времени целиком полагались тогда на подобную литературу.

В середине XIX века ученые вернулись к доктрине полигенеза, считая различия в пропорциях черепа признаками различия ментальных способностей. В конце 1850-х и начале 1860-х годов профессор из Эдинбурга Роберт Нокс и француз Поль Брока обратились к полигенезу, чтобы заявить, что в борьбе за выживание смешанные расы всегда уступают расам чистым. В 1850 году Нокс опубликовал чрезвычайно популярную книгу «Человеческие расы». Теория полигенеза выдвигала:

1. Аргументы в защиту рабства.

2. Объяснения, которые давали себе европейцы, столкнувшись с людьми, настолько непохожими на них по цвету кожи, обычаям и нравам, что западным нациям было трудно считать их представителями своего человечества.

3. Оправдание колониальной эксплуатации и негуманного отношения к жителям колоний.

Полигенез весьма привлекал европейцев в эпоху колониализма .

Вторая наука, которая внесла значительный вклад в расовую философию, – это филология. В конце XVIII – начале XIX века два британских филолога, сэр Уильям Джонс и Томас Янг, выявили сходство между языками – греческим, санскритом, персидским, кельтским и германским. Янг назвал эту группу индоевропейской языковой семьёй. Он полагал, что эта языковая группа происходит от единой индоевропейской расы, которая сначала завоевала Индию и создала свой язык, а затем распространилась на север и запад, в Европу, повсеместно доказывая свое превосходство над покоренными народами.

Этот взгляд приобрел особую популярность в Германии, особенно среди германских романтиков . В 1859 и 1860 годах Ф. Макс Мюллер, немецкий филолог, перебравшийся в Оксфорд, прочел цикл лекций, в которых предлагал заменить термин «индоевропейский» на «арийский». Затем в Европе начались поиски родины ариев, о чем было написано множество книг. Представление о высшей расе завоевателей, потомки которых все еще живут в современной Европе и рассеивают семена своего превосходства, утвердилось на Западе весьма прочно. Некоторые авторы считали, что потомки ариев принадлежат к определенной национальности, другие считали их особым классом. Ариев обычно ассоциировали с нордическими или тевтонскими народами.

Своей философской формулировкой расовая теория более всего обязана двум людям – Артуру де Гобино и Хьюстону Стюарту Чемберлену .

Хьюстон Стюарт Чемберлен, один из творцов расовой теории

Расовые идеи проникали в европейскую философию, когда одна группа – как правило, правящая – хотела отделить себя от тех, кем она управляла, или объяснить какие-то неудачи в доминирующей культуре присутствием группы, от этой культуры отличной.

Это можно заметит хотя бы по обсуждению ирландского вопроса английскими писателями. Ирландский национализм в XIX веке представлял для Англии серьезную проблему. В этот период английские писатели пытались утверждать, что ирландцы – чуждая, низшая раса по отношению к английским англосаксам. Ирландцы были кельтами. Англичане – англосаксами , потомками арийских завоевателей Британии. Англичане считали, что ирландцы, в силу своего кельтского происхождения, неспособны к независимости и самоуправлению. Такой точки зрения придерживались многие английские историки, в том числе Джон Р. Грин, Эдвард А. Фримен и епископ Стаббс. В этом они следовали примеру таких антропологов, как Роберт Нокс, который в «Человеческих расах» утверждал, что кельты не могут понять смысла, вкладываемого англосаксами в термин «независимость». Он утверждал, что кельты неспособны поддерживать воинскую дисциплину, они ненавидят порядок и склонны к религиозному фанатизму. Привычки кельтов доказывают, что они не способны контролировать себя. В 1866 году Мэтью Арнольд прочел цикл лекций «Об изучении кельтской литературы», в которых утверждал, что саксонская литература полна энергии и честности, а литература кельтов проникнута чувствами и сентиментальностью. И вновь все ценности, ассоциируемые с литературой, истолковывались не в пользу ирландцев. Английская политическая элита искусно использовала подобные аргументы, чтобы отказать Ирландии в самоуправлении и сохранить ее под владычеством Англии.

Самые катастрофические последствия расовая философия имела для европейских евреев . Важно отметить, что до XIX столетия антисемитизм был не расовой теорией, а неким набором культурных и религиозных предубеждений. Но в XIX веке антисемитизм стал постепенно подпитываться расовой теорией, опирающейся на антропологию, филологию и медицину. В конце века антисемитизм невероятно усилился, поскольку его сторонники умело использовали достижения науки.

Идеи, связанные с наукой, расой и антисемитизмом, широко циркулировали в Европе и Америке. Обычно они были связаны с тремя научными сферами: социальным дарвинизмом ,развившимся на основе теории эволюцией, евгеникой и общественным здравоохранением. Все это стало научной основой расовой философии. На рубеже веков в Европе антисемитизм превратился в настоящую науку.

Расизм и расовые теории


Введение

Расовые теории как основа фашизма

Заключение

Список литературы

Введение


Расизм, совокупность антинаучных концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества. Для всех разновидностей расизма характерны ложные человеконенавистнические идеи об исконном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые якобы являются единственными создателями цивилизации, призванными к господству, а вторые, напротив, не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены быть объектами эксплуатации.

Представления о природном неравенстве рас возникли в рабовладельческом обществе, где они служили для обоснования социальных различий между рабовладельцами и рабами. В средние века утверждения о «кровных» различиях между «знатью» и «чернью» призваны были оправдать сословное неравенство. В эпоху первоначального накопления капитала (16-18 вв.), когда европейские государства впервые захватили колонии, расизм служил целям бесчеловечной эксплуатации, а часто и обоснованием истребления индейцев Америки, африканцев, многих народов Южной Азии, Австралии и Океании. В середине 19 в. появились первые обобщающие труды по расизму. Основными направлениями в социологии того периода стали социал-дарвинизм и расовые теории, позже ставшие идеологическим обоснованием фашистской диктатуры. Все эти учения не признают специфических отличий общества от природы, для них человеческое общество - частный случай биологии. Классы для таких теорий - группы людей с естественно обусловленными различиями, вытекающими из борьбы за существование. Вся история - это борьба за выживание, где побеждает сильнейший. В Германии расовые теории играли особую роль. Разжиганием национальной и расовой вражды всегда занимались господствующие классы. Вообще теории о неравных классов группах можно проследить на протяжении почти всей истории человечества, таким образом, оправдывалось, к примеру, рабовладение.

Общей чертой таких концепций является толкование сущности человека преимущественно с позиций биологии. Так, социал-дарвинисты полагают, что главным двигателем общественного развития являются борьба за существование и естественный отбор. Выживают только сильнейшие (иногда при этом употребляется понятие "сверхчеловеки"), погибают, или должны погибать, якобы по Дарвину, все слабые и не приспособленные к среде. Расистские теории сводят сущность человека к их расовым признакам, разделяя все расы на "высшие" и "низшие"; аристократические расы якобы должны господствовать над низшими и управлять ими.


Расово-антропологическая школа


Расово-антропологическая школа (или антропосоциология) - одна из влиятельных школ в социологии и антропологии второй половины 19 - н. 20 вв., основная идея которой - решающее воздействие расового фактора на историческое и культурное развитие народов. Расово-антропологическая школа сформировалась в условиях роста популярности учения Дарвина о борьбе за существование и естественном отборе, господства биологического подхода в социологии, широкого распространения всевозможных антропометрических измерений и попыток биологической классификации рас.

Расово-антропологическая школа ориентировалась на позитивистский идеал научности (построение социального знания по образцу естественных наук), носила на себе отчетливый отпечаток механистичности и биологизма, была тесно связана с социал-дарвинизмом и, при отсутствии необходимой фактической информации, часто прибегала к домыслам и спекуляциям, подменяя научные выводы наукообразными спекулятивными построениями.

Основными представителями данного направления являются:

Ж.-А. де Гобино (1816-82), франц. дипломат и литератор, один из первых систематически изложил идеи о роли расового фактора в истории. Его взгляды (Опыт о неравенстве человеческих рас, 1853-55) оказали большое влияние на развитие понятия раса в 19 в. и легли в основу почти всех последующих теоретических построений антропосоциологии. Гобино важнейшим фактором исторического процесса считал расу. Он различал три чистые расы (белую, желтую и черную) и многочисленные смешанные типы, возникших в результате их исторических контактов. Каждая раса сама по себе неизменна и обладает специфическими культурными способностями. Создаваемые разными расами цивилизации по своей природе некоммуникабельны, т.к. прирожденные расовые дарования у разных рас принципиально различны. Судьба каждой исторической цивилизации определяется ее расовым составом. При чистоте расы образ мысли всех ее представителей остается одинаковым в силу кровной общности, и национальные учреждения соответствуют чаяниям и устремлениям всех. Смешение крови создает дисгармонию в воззрениях общества, ведет к моральному и социальному хаосу; чем более смешанные браки выхолащивают расовый характер цивилизации, тем более она утрачивает жизненную силу и творческий дух, неумолимо увлекаясь к деградации и гибели. В качестве примера цивилизаций, сохранившихся в силу расовой чистоты, Гобино называл Индию и Китай. Расы неравноценны. Белая (арийская) раса обладает большей культурной одаренностью и является единственной, творческой культурной силой в истории, именно она создала все великие цивилизации (индийскую, китайскую, египетскую, семитскую, античную и современную европейскую); европейская история началась с нашествия германцев. Элитой арийской расы Гобино считал германцев, под которыми понимал французскую аристократию. Низшие расы неспособны самостоятельно подняться до вершин цивилизации. Идеи Гобино не получили признания во Франции, но были восприняты в Германии (Р. Вагнер, Х.С. Чемберлен и др.).

Х.С. Чемберлен (1855-1927), политик, философ-германофил английского происхождения, был наиболее известным последователем Гобино в Германии. Чемберлен, не давая определения расы, активно пользовался этим понятием. Различия между расами, с его точки зрения, являются биологическими и интеллектуальными. Высшее положение в расовой иерархии Чемберлена занимает арийская раса, или нордический тип: высокие белокурые долихоцефалы. Наиболее чистыми представителями арийской расы провозглашались германцы. Расцвет всех цивилизаций определялся влиянием германских племен, а упадок - смешением их с другими расами. Чемберлен описал европейскую культуру как результат совместного действия пяти факторов:

) искусства, литературы и философии Древней Греции;

) права, государства и гражданского общества Древнего Рима;

) христианского откровения, возрожденного Реформацией;

) организующего творческого духа германцев;

) чужеродных и разрушительных влияний иудаизма и евреев.

Первейшей задачей германских народов он считал освобождение от порабощающих чужих представлений, а именно от семитических представлений о мире и моисеевой космогонии, предлагал вернуться к исконному арийскому миросозерцанию, основным принципом которого он считал гармоническое слияние с природой. Если Чемберлен в основном оперировал мифологемами, впоследствии нашедшими широкое употребление в идеологии нацизма, то Аммон и Ляпуж попытались доказать неравноценность рас и превосходство белой расы при помощи научных обоснований.

О. Аммон (1842-1916), немецкий антропометр и один из родоначальников антропосоциологии, провел ряд антропометрических измерений в Бадене, Карлсруэ и Фрейберге. На основе этих исследований он пришел к выводам, что среди горожан и высшего класса выше доля долихоцефалов (длинноголовых), а среди крестьян и низших классов преобладают брахицефалы (короткоголовые); долихоцефалы самой природой предназначены занимать господствующее положение в обществе; существует прямая связь между долихоцефалией и уровнем интеллектуальных способностей; каждое общество прогрессирует до тех пор, пока в нем не падает доля долихоцефалов, т.е. наиболее талантливых и одаренных.

Ж. Ляпуж (1854-1936), французский социолог, последователь теории социального дарвинизма <#"justify">Теория о германской, арийской расе навеяна теорией графа Гобино.

Как уже было сказано выше, он являлся основателем антропологического направления в социологии. Расовая, или северная теория была затем дополнена Ваше де Ляпужем. Согласно Ляпужу, носителями культуры являются только представители светловолосых, длинноголовых и голубоглазых арийцев. Этим, якобы, объясняется, что наиболее крупные культурные центры расположены в основном там, где наиболее часто встречается длинноголовое население (закон распределения городов). А в деревнях преобладают люди с короткими головами.

Ляпуж не только связал степень развития культуры с формой черепа, но и утверждал, что классовое деление общества напрямую связано со степенью длины головы. В своем основном законе Ляпуж утверждает, что в странах со смешанным населением наибольшим богатством обладают длинноголовые, а что касается интеллигенции, то их череп, согласно Ляпужу, всегда развит более во всех направлениях, но особенно в ширину. Поэтому интеллектуальная сила связана с шириной головного мозга. Элите Ляпуж приписывал все достоинства человечества, а низшие классы, т.е. чернь, по его мнению …отыскивают новых господ, как только потеряют прежних: это общий инстинкт, присущий природе брахикефалов и собак. Но на этом Ляпуж не остановился. Он даже интеллигенцию поделил на выходцев из среды господствующего класса (полноценных фабрикаторов идей) и интеллигентов-брахикефалов, заимствующих идеи извне.

Но Ляпуж прекрасно осознавал, что рабы рано или поздно могут восстать против господ, и поэтому он восстает против просвещения и роста культуры, заявляя, что образование является соучастником преступления.

Однако в виду несоответствия внешности большинства нацистов (начиная с Гитлера) нордическому расовому типу, идеологи немецкого фашизма всё чаще стали говорить не о длинноголовых высокорослых блондинах, а о «северной расовой душе» или просто «высшей расе», в которую включались также итальянские фашисты и японские милитаристы.

Теоретики расизма стремились установить расовую чистоту народов, у которых в результате экспансии мировой экономики смешанные браки зашли настолько далеко, что расовая чистота не имеет уже никакого смысла.

Заключение


Расовая теория явилась теоретической осью немецкого фашизма. В годы гитлеровской диктатуры в Германии расизм, ставший официальной идеологией фашизма, использовался для оправдания захвата чужих земель, физического уничтожения многих миллионов мирного населения (в первую очередь в СССР и славянских странах), заключения в концлагеря, пыток и казней антифашистов в самой Германии.

Использовались все доступные средства для практического осуществления этой теории в форме преследования евреев.

Подобная же «расистская практика» проводилась японскими милитаристами в Китае и др. азиатских странах, итальянскими фашистами в Эфиопии, Албании, Греции.

Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология. Но как «научная», академическая доктрина она имеет хождение в западных странах и в настоящее время.

Литература

расизм расовая теория

1.Вольтман Л. Политическая антропология: Исследование о влиянии эволюционной теории на учение о политическом развитии народов. СПб., 2000 г.

.Гобино де, Ж.- А. Опыт о неравенстве человеческих рас. - М., 2002 г.

3.Расовая проблема и общество. Сборник переводов с французского.- М., 1957.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры