Леонов космонавт фотографии. Кузбасский космонавт алексей леонов написал главную картину в своей жизни

Главная / Чувства

Коллекция Третьяковской галереи пополнилась двумя космическими картинами: летчик-испытатель, дважды Герой Советского союза, первый человек, вышедший в открытый космос, Алексей Леонов подарил музею две свои работы. Оказалось, он увлекается живописью с детства, и после школы даже выбирал между летным и художественным училищем. Победила тяга к небу, но искусство он не оставил, и рисовал даже во время того самого легендарного полета

Леонов – не только профессиональный космонавт, но и профессиональный художник. В том же 1965 году, когда Алексей Архипович стал первым человеком, переступившим порог корабля в открытый космос, он был принят в Союз Художников. "В Союз меня принимала Катенька Белашова (скульптор – прим. сайт ), Пластов, Ромадин – какие великие были мастера!.. Я принес им свои эскизы, – рассказывает Леонов. – Перед полетом я много думал, какая техника должна быть: краска в космосе не пойдет, пастель – не пойдет, акварель – тоже. Оставался карандаш. Карандаш "Тактика" средней твердости и хорошая бумага. Я уже по рассказам товарищей знал, что увижу: черное небо, голубую Землю. И когда я сделал первые работы, они стали говорить, что горизонт у меня не так изгибается. Мы долго спорили – я-то замерял его! Я точно знал, сколько градусов должна быть дуга! И только потом профессор Лазарев нас рассудил. Он сказал: "Ребята, вы летали на какой высоте? – 300 километров, а он – на высоте 500 километров. А это значит, размеры-то все другие!"

А вокруг Земли на картине – голубой пояс атмосферы. "Пояс ровно четыре градуса! Я знаете как замерял? Я сделал палетку с размером Луны и посчитал, что высота пояса составила четыре ее величины. Цвет я точно определил с помощью аномалоскопа, прибора, который определяет цветовое зрение человека. По науке замерял время, в которое делал зарисовки. Так что цвет Земли – не выдуманный, а такой, как есть на самом деле".

На второй картине художник-космонавт изобразил полярное сияние над северным полюсом. Над горизонтом видны всполохи зеленого пламени, но там, где Луна, вдруг появляется красный свет. "Откуда он – мы до сих пор этого не знаем", – пояснил Алексей Архипович.

"Тогда было запрещено делать зарисовки космического корабля "Восход-2", а я сделал, – продолжил Леонов. – Он немногим отличался от "Востока" – добавили лишь шлюзовую камеру мягкой конструкции и второй двигатель. Но на самом-то деле это был не новый корабль – как был "Восток", так "Востоком" и остался. Абсолютно в деталях все".

Космонавт рассказал и о трудностях, с которыми ему пришлось столкнуться в полете. Он оказался на волоске от гибели и сам до сих пор не помнит, как справился с ситуацией. "Я был прикреплен к кораблю фалом и должен его вытащить из шлюзовой камеры, чтобы выйти в космос, а потом собрать его, чтобы зайти обратно. В правой руке у меня была кинокамера, а второй я должен был его смотать и закрепить на крюки, и я не знаю, как это сделал. Это невозможно! Обратно я пошел не ногами, а головой вперед, и мне надо было в этом шлюзе развернуться, а скафандр раздуло. Я сбросил клапан давления, не спросив разрешения земли, то есть нарушил закон, зато мне стало легче. За сутки я потерял шесть литров воды! Так что если кто хочет похудеть – пожалуйста, туда!" – завершил Леонов свой рассказ, жестом показав на небо.

Работы Леонова есть в собрании Дрезденской галереи, в Хьюстоне. В России картины Леонова хранятся в музеях двух городов: 17 работ в Гагарине и еще 70 – в Кемерове, где художник 15 лет содержит районную школу детского творчества – единственную в России школу для детей с нарушением работы опорно-двигательного аппарата.

После торжественной части Леонов осмотрел выставку и рассказал по случаю о своем знакомстве с Пабло Пикассо. Через русско-французскую художницу Надежду-Ходасевич Леже космонавт договорился об ужине с кубистом. "Он не был великим художником. Розовый период, голубой период, "Герника", а потом он стал делать всю эту ерунду, – сказал Леонов. – Когда мы ужинали, он долго обгладывал кости форели, а я думал – что же он такой жадный? Потом он принес глину, вдавил в нее этот скелет, и через час уже была готова обожженная форма. Пикассо залил ее бронзой и все! Работа готова! А все вокруг восхищаются: "Ах как здорово! Как гениально!" – Стыдно же!"

Церемония прошла в экспозиции выставки "Оттепель", которая работает в здании музея на Крымском валу. Выбор места символичен: один из разделов, который называется "Космос – Атом", рассказывает об освоении неба, в том числе – о вкладе в него Леонова. Здесь можно увидеть документальные кадры, на которых молодой Леонов рисует пейзажи во время подготовки к полету. В Третьяковской галерее отметили, что все юридические формальности передачи произведений в коллекцию были соблюдены, и теперь картины станут ценными экспонатами, поскольку отражают важный момент истории освоения космоса и XX века в целом.

Помимо выставки "Оттепель", церемония передачи картин оказалась приурочена к премьере , рассказывающего о легендарном полете Леонова и Беляева и выходе космонавта в открытый космос. Главные роли в картине исполнили Евгений Миронов и Константин Хабенский.

КОСМОС И ЧЕЛОВЕК

на картинах Алексея Архиповича Леонова,


лётчика-космонавта, дважды Героя СССР.

1. Космический корабль «Восток» - символ космической эры. На нём полетел в космос первый в мире космонавт Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года.
А.Леонов. "Старт Востока"

2. Первый советский искусственный спутник связи «Молния-1», запущенный в 1965 году, напоминает фантастический цветок или космическую станцию из фильмов о далеком будущем. Его гигантские «лепестки» — это солнечные батареи, которые всегда ориентированы на Солнце, а параболические антенны — на Землю. Спутник предназначен для ретрансляции телевизионных программ и дальней телефонной и телеграфной связи.
Кстати, в 1967 году одним из спутников этой серии впервые в мире было получено цветное изображение Земли.
А.Леонов. "Молния-1"

3. А.Леонов. "Молния - космический ретранслятор"

4. Метеорологические спутники кардинально повысили надежность прогнозов погоды, позволили обнаруживать циклоны, тайфуны и ураганы на стадиях их зарождения, измерять направление и скорость их распространения, выбирать оптимальные маршруты для судов рыболовного и торгового флота, а также определять границы ледового покрова в арктических областях по трассе Северного морского пути, получать сведения о районах осадков и многое другое. Спутники способны своевременно предупредить о возникновении и опасном движении цунами. Трудно оценить количество человеческих жизней, спасенных благодаря метеоспутникам.
А.Леонов. "Метеорологическая система - МЕТЕОР"

5. Первым, кто увидел семнадцать дней и ночей за одни сутки, был летчик-космонавт Герман Титов, дублер Юрия Гагарина, в августе 1962 года совершивший суточный полет на корабле «Восток-2». Во время этого полета и увидел Титов "ТЕРМИНАТОР" — границу дня и ночи, беспрестанно меняющихся в космосе на каждом витке полета. Все космонавты описывают это зрелище как незабываемое!
А.Леонов. "Над терминатором"

6. Для космонавта сутки - полтора часа - время оборота корабля-спутника вокруг Земли. За земные сутки встречают космонавты 17 космических зорь.
На картине Леонова " НОЧНОЕ СВЕЧЕНИЕ ОРЕОЛА АТМОСФЕРЫ" корабль пролетает над ночной Землей. Сквозь пелену темных облаков видны красноватые огни городов. А на горизонте, за которым скрывается Солнце, появилась радужная полоса земной атмосферы. И над всем этим - врезанная в черный бархат космического пространства Луна и блестящие звезды.
А.Леонов. "Космическая заря"


7. Алексею Леонову первому из космонавтов удалось заметить в космосе, а затем изобразить момент, когда огненно-красный диск Солнца только что поднялся из-за горизонта. Над солнцем на короткое время появился необычайный по красоте ореол, по форме напоминающий старинный русский кокошник. Первый эскиз этого рисунка космонавт сделал цветными карандашами на странице бортжурнала на космическом корабле «Восход-2».

А.Леонов. "Утро в космосе"

8. А.Леонов. "Космический вечер"

9. Впервые в мире в результате ручной стыковки пилотируемых космических кораблей в 1969 году была собрана и функционировала на орбите спутника Земли советская экспериментальная космическая станция - прообраз будущих больших орбитальных станций.
А.Леонов. "Автоматическая стыковка"

10. А в 1975 году в космосе состыковывались уже советский и американские корабли. Называлась эта первая в истории междунродная космическая программа «СОЮЗ» - «АПОЛЛОН» . Командиром корабля «Союз-19» был сам Алексей Архипович Леонов! В ходе шестисуточного орбитального полета корабля «Союз-19» были впервые экспериментально проведены совместные средства сближения и стыковки; проведены стыковка советского и американского космических кораблей, взаимные переходы космонавтов из корабля в корабль, совместные научно-исследовательские эксперименты. В ходе подготовки к этому полёту Леонов выучил за один год английский язык "с нуля" (в школе он учил немецкий)!

В полете советские и американские космонавты проявили отличное взаимодействие и взаимопонимание, задания выполнялись согласованно и четко, в подлинно дружеской атмосфере.
А.Леонов. "Союз-Аполлон"

11. А.Леонов. "Союз-Аполлон 1"

12. Сегодняшнюю космонавтику невозможно представить без рабочих выходов космонавтов в открытый космос. И первым вышел в открытый космос тоже Алексей Архипович Леонов! Он доказал возможность пребывания и работы человека в условиях невесомости и ваккума.

13. А.Леонов. "Над Черным морем"

14. А.Леонов. "Выход в открытый космос"

15. А.Леонов. "В открытом космосе"

16. А.Леонов. "Человек над планетой"

17. После этого стали возможны даже переходы космонавтов из одного космического корабля в другой через открытый космос!
А.Леонов. "Переход в открытом космосе"


18. Каждый полёт в космос, каждая программа - уникальны. Общее у них одно: последний этап полета - спуск на Землю.

Космический корабль сходит со своей орбиты. Атмосфера становится все более плотной. Со всех сторон корабль охватывают струи плазмы. Температура на поверхности капсулы повышается до 10 тысяч градусов - выше, чем на поверхности Солнца. Плавится и испаряется внешнее покрытие. Гигантская «космическая капля» приближается к Земле... Видно, как сгорают в атмосфере маленькие "метеоры" - отстреленные конструкции корабля.
А.Леонов. "Возвращение"


19. В космонавтике не бывает "бессмысленной траты времени". Каждая секунда, проведённая космонавтом или спутником на орбите даёт огромный вклад в мировую науку. Мы все ежедневно пользуемся в быту миллионами вещей, созданных благодаря космонавтике и невозможных без неё! Даже то, что ты сейчас читаешь эту статью в ИНТЕРНЕТ-журнале ЗАТЕЕВО и болтаешь по мобильному телефону - 100% заслуга космонавтики.

И быть может, уже очень скоро, даже самые фантастические картины Алексея Архиповича Леонова повторятся на любительских фотографиях космических-туристов школьников.
А.Леонов. "Вблизи Луны"

20. А.Леонов. "На Луне"

21. А.Леонов. "Кратерная цепочка"


22. "Мы с классом летали на каникулах к звезде Бета созвездия Лиры!"
А.Леонов "Бета Лиры"


23. "Фууууу! Это же экскурсия для малышей! Вот мы летим в туманность №443 смещения спектров наблюдать!"
А.Леонов. "Планета в туманности IC443 "

24. А.Леонов, А.Соколов. "Начало торможения"

25. А.Леонов. "Космонавты будущего"

26. А.Леонов. "На ближайшей к солнцу планете"

К чему это я и о чем речь? Я люблю читать мемуары, в последние годы, чаще всего, на космическую тему. После некоторого количества прочтенных книг, накапливается достаточно информации, чтобы увидеть одни и те же события глазами разных людей. И тут вдруг обнаруживаются не только интересные дополнительные детали, но и факты из одних мемуаров противоречащие фактам в других мемуарах, и часто официальным публикациям в советских СМИ. Либо факты, которые сильно искажены современными СМИ. Например в известной книге Бориса Чертока «Ракеты и люди», также встречается такой текст, который вызывает вопросы при сравнении с другими мемуарами. Читая недавно книгу американского писателя «Infinity Beckoned: Adventuring Through the Inner Solar System, 1969–1989» я обнаружил ряд «неточностей», которые никак не отражались на качестве книги, и были курьезами с точки зрения русского человека, т.к. оказались ошибками перевода с русского на английский, а одну яркую мне удалось проследить до книги другого американского автора, который сделал ошибочный перевод с русского.

/** Это только кат. Здесь не заканчивается длинное вступление, которое-не-планировалось. Осторожно - много букв. */
Кто ошибся, кто процитировал - не суть важно. Авторы доверяют книгам других авторов, сообщениям СМИ того времени, памяти участников событий и часто не могут проверить достоверность изложенных фактов. Борис Черток включал в свою книгу воспоминания коллег и цитаты из их книг и, например, о «Венерах» скопирован дословный фрагмент текста из книги О.Г. Ивановского «Старт завтра в 9» т.к. сам Черток в этих событиях не участвовал.

Тем не менее воспоминания реальных участников событий, подкрепленные документами, фото- и кино- материалами являются ценными и, часто единственными, воспоминаниями о каких-то «незначительных» в исторических масштабах событиях, но не менее интересных для любителей истории. Здесь я позволю еще одну ремарку - не стоит слепо доверять советским кинохроникам и фотографиям советского времени. Что продемонстрирую на фото из мемуаров:

Никакого отношению к лунному центру управления в Симферополе это фото не имеет - это легко проверить, найдя фото и видео с других ракурсов, что агрегат сзади - приемная барокамера института геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского АН, куда был помещен лунный грунт, доставленный АС “Луна-16” из Моря Изобилия. После чего и было сделано памятное фото.

Тест на знание истории космонавтики

Кто на самом деле на фото? Подпись содержит ошибку. (Фото кликабельно)




Секретность материалов и цензура оставила много курьезов, наверное самым известным из которых является изображение автоматической стыковки «Космос-186» и «Космос-188» , срочно «нарисованное» двумя инженерами за пару часов для публикации в СМИ. А при уточнении значения астрономической единицы 18 и 26 апреля 1961 года, путем радиолокации Венеры , чиновники в СССР решили, что значительно уточненное значение астрономической единицы является государственной тайной и исказили опубликованный результат эксперимента. Над неуклюжей попыткой скрыть значение посмеялись американские астрономы :
we should congratulate our Russian colleagues on the discovery of a new planet. It surely wasn"t Venus!
(Мы должны поздравить наших российских коллег с открытием новой планеты. Это точно была не Венера!)

Закрытость советских космических исследований породило массу мифов на Западе, где эта тема продолжает кормить писателей-историков. Например снимок Анатолия Зака на прошедшем прошлым летом Spacefest VII. Тема его выступления Myths and Misconceptions around the Russian Space Program .

Facebook. Фото Emily Carney
Интерес к мемуарам привел меня к случайному контакту с двумя участниками тех далеких событий, один из которых (если точно, то - она), работал с Королевым, Бабакиным и сообщил мне много интересных деталей, как работали и погибали АМС от первых «Венер» и «Марсов» и до последних Фобосов. А с вторым я общался достаточно долго, не подозревая о его биографии, только периодически удивляясь его осведомленности по малоизвестным фактам из истории советской космонавтики, когда вдруг тема разговоров касалась этого. В конце концов он сказал о своей работе в 70-е-80-е, о которой когда-то давал подписку неразглашении государственной тайны. Произошло это 12 апреля 2016 года, когда, в честь праздника, он показал несколько сохранившихся артефактов и рассказал несколько историй, тема одной из которых в заголовке этой публикации.

Фото можно свободно распространять. Так сказать, чтобы не пропали исторические артефакты отечественной истории. Примерно для этих же целей «цифровой археологии» была из моих статей.
Последующее исследование «что же я у него перефотографировал», привело к забавным находкам с которыми я вас познакомлю. Отправной точкой будет эта цитата:

Схожее фото не получило такой популярности даже в России. Хотя сделано оно было советской автоматической станцией «Зонд-7» 11 августа 1969 года. Фактически это был аппарат на основе космического корабля «Союз» и его полет к Луне входил в программу «лунной гонки». Но гонка была проиграна, поэтому, видимо, и о результатах этой работы не особо распространялись.

Эта цитата о первой фотографии слева (КДПВ) является полуправдой. Поиск Google по фото приводит ряд копий изображения, которые в свое время издавались, как минимум в несколько тысяч копий. Возможно найдет еще. У него хорошо это .)

Источники фото


Бог знает сколько еще вариантов копий могло быть напечатано - карманные календарики, журналы, газеты, но не сохранились для цифровой эпохи и нам неизвестны. Мне удалось узнать еще один случай, где скопирована это фотография. Особенностью этого случая является то, что копия сделана один раз, но её увидели тысячи человек. Это и есть секрет из заголовка статьи, о котором я хотел бы рассказать и показать. Близкий к этому случаю, простой пример, предложенный поиском Google, и демонстрирующий, где могут быть найдены такие фото:

Что-то показалось? А так?

И для полной коллекции:

Мы, не будучи свидетелями событий, беремся судить предков по вторичным материалам, сохранившимся до наших дней. Не жив в той эпохе мы беремся судить, не имея полной картины мира мерами современности, абсолютно не понимая эмоции, причины и действия предков. Обращая внимание на детали, которые они не считали важными и значительными, и совершенно игнорируя важные для них вещи. Поэтому интересно спросить мнение самих участников событий, пока это возможно.

Анонс



Но этот фоторассказ на неопределенный срок пришлось отложить. Т.к. 12 апреля я неожиданно получил бесценный подарок на любимую мной тему. И я переключился на неё, а фото объекта с рассказом опубликую позже, если к тому времени в комментариях ГТ с кем-нибудь не сойдусь в схватке поводу несогласия по некоторым вопросам богословия - что-то карма в последнее время подтаяла. Да и тема для некоторых может оказаться «религиозно-политической».)

И так возвращаемся к теме. Зовут моего рассказчика Сергей Павлович (далее в тексте сокращу до С.П.) и когда-то он обеспечивал передачу репортажей Центрального телевидения из двух Центров дальней космической связи (ЦДКС) (НИП-10 и НИП-16 в СМИ назывались то ЦДКС, то ЦУП, то просто Центр - в зависимости от контекста, и не в коем случае не допускалась информация о их реальном местоположении). Вот пример фрагмент статьи о Луноходе в «Огоньке», где журналист сообщил несекретные сведения о реальном местоположении:

… в Центре дальней космической связи. Хотя простирающаяся до самого горизонта унылая голая степь лишь едва-едва припорошена снегом, и здесь все чаще появляются новогодние елки. Да в общем-то это и не елки, а небольшие сосны.

А о соседнем ЦУП журналисты сообщали примерно так:
Дрогнули и плавно подняли свои чаши громадные восьмиглавые приемные антенны. Тихо стало в просторных залах Центра, так что казалось, будто заговорили сине-зеленые змейки пульсирующих сигналов на многочисленных экранах, которым отдано теперь внимание операторов. Склонились над графиками и колонками цифр создатели станции, сверяя свои расчеты с данными, высвечиваемыми на специальных табло. Только легкомысленное утреннее чириканье птиц примешивалось к редким коротким сообщениям по линии громкой связи и чисто земной нотой врывалось в строгую сосредоточенность помещений Центра, где воцарился сегодня мир далекой Венеры.


Прошедшим летом это здание выглядело так (специально спланировал заехать сюда посмотреть, что там изменилось после событий, годовщину которых отмечали вчера. Внешне - появились новые антенны на территории):


Пульт светится разноцветными огнями-пробегают синие и зеленые импульсы на экранах осциллографов.
- Тик-так, тик-так,-как метроном, щелкает какой-то прибор. Медленно идет время. Ожидание. Озабоченные лица.
Тик-так, тик-так. Долго, долго идет сигнал. Ему ведь предстоит пробежать 78 миллионов километров. 4 минуты 20 секунд уйдет на это… Есть! Есть!
В зале, где сидят журналисты, длинный экран во всю стену. На нем схема входа станции в атмосферу планеты. Внизу, слева, на самом крайнем экране осциллографа пульсирует синий ромб сигнала бортового радиопередатчика. Вверху быстро меняются цифры, отсчитывающие секунды и минуты московского времени. «По уточненным данным, время входа в атмосферу-7 часов 58 минут 44 секунды,-объявляется по линии громкой связи.-Расчетное время пропадания сигнала-8 часов 02 минуты».
Ура! Сигнал есть. Как будто море улыбок разлилось по комнате. Радуются все. Поздравляют друг друга. Сигнал сильный, хороший. Он всего в пять раз слабее того, что давала направленная антенна. Сейчас синий луч осциллографа выписывает сведения, о которых веками мечтали астрономы. Радиосигналы сообщат Земле о давлении, плотности, температуре атмосферы самой загадочной планеты Солнечной системы.


А вот так на самом деле выглядел этот «соседний ЦУП», откуда управлялись советские космические аппараты - (описание со слов С.П.) фрагмент зала с рядом рабочих мест операторов вдоль стены, терминал ЭВМ (вроде бы к «Минск-22») и на стене большое цифровое табло (те самые Nixie-индикаторы, как сейчас говорят) с параметрами космического аппарата. Фото сделано после окончания работ. Потому на фото всё отключено и в кадре только сотрудник телевидения за своим пультом (видны микрофон, видеомонитор). Это единственное известное мне фото «зала Центра».

В 1975 году вошел в строй подмосковный Центр управления полетами. Осенью 1977 года новая станция «Салют-6» (ДОС № 5) уже управлялась из нового ЦУПа. С этой станции в космонавтике начался этап регулярных длительных пилотируемых полетов. Служба управления полетами была реорганизована. Вместо полупартизанского сборища, подобного казачьему войску, в составе нескольких сотен разноплеменных специалистов, выезжавших к Черному морю, была создана профессиональная служба с четкой структурой ответственности, разделением функций по станциям, кораблям и сменам.

Формирование профессиональной службы управления полетами, начатое Трегубом, с большим энтузиазмом завершил Алексей Елисеев. Ему принадлежит заслуга создания четкой структуры и схемы строгой ответственности на этапе подготовки и проведения полета. ГОГУ как временная межведомственная организация постепенно отмирала. Ее функции с 1974 года фактически выполнял руководитель полета - космонавт, представитель ЦКБЭМ, НПО «Энергия». Первым был Алексей Елисеев. В 1986 году на этом посту Елисеева сменил Валерий Рюмин, а с 1988 года по настоящее время руководит службой Владимир Соловьев.

Первое поколение управленцев вспоминало Евпаторийский центр управления, как потерянный рай. Черное море, километры диких песчаных пляжей, степь, покрытая весной алыми маками, дешевые сухое вино, виноград, фрукты, ласкающий морской ветерок - вся эта крымская романтика уходила в прошлое.

Черток Б.Е. Ракеты и люди. Книга IV. Глава 19. Люди в контуре управления

С.П. также вспоминает это время в ЦУП большим количеством местного алкоголя и… женским вниманием (исправлено цензурой), если сократить до двух слов его рассказы о том, чем занимались командированные в свободное от работы время. Командировка же на курорт по сути. Иногда на пару месяцев.

/** Здесь заканчивается вступление, которое не планировалось. Переходим собственно к самому материалу. Спасибо, что Вы с нами. Не переключайтесь! */
Артефакты С.П. - это несколько фотографий, сохранившихся до наших дней. Остальное растерялось т.к. не особо ценилось.

Неделями, работая в ЦУП (в данном случае имеется ввиду Евпатория), часто пересекались с космонавтами и, естественно, брали автографы. Интересно, что «студия Центрального телевидения в ЦУП» откуда шли передачи на Центральное Телевидение в Москву и дальше по всему СССР: интервью с космонавтами, специалистами, последние космические новости и т.п., со слов С.П. представляла собой маленькую комнатушку в одном из зданий. С.П. горд совместной работой с известнейшим советским тележурналистом Юрием Фокиным (кто его теперь помнит? Я о нем впервые услышал от него), считает его гениальным и талантливейшим журналистом. Из интересного о нём запомнилась традиция первым делом после приезда покупать бутылку местного кальвадоса, который он очень обожал и за время командировки постепенно выпивал бутылку сам. О других тележурналистах отзывается нейтрально считая, что в 1980-х класс упал и даже скатился в желтизну (это он о Железнякове , которого он считает случайным в этой тематике, пришедшим в космическую тему только ради быстрой карьеры, а не «любви к искусству»).

Космонавт Алексей Станиславович Елисеев , руководивший в то время полетами орбитальных станций.

Завершение работ отмечалось такими «сувенирами» - «экспресс-отчетами», изготавливаемыми в фотолаборатории (первая мысль - насколько упростилась жизнь с изобретением Photoshop и фотопринтеров):

Экспресс-отчет о работе «Венеры-9».

В интернет нашелся еще один - о «Венере-9» и «Венере-10»

Экспресс-отчет об орбитальной станции «Салют-5» и «Союз-21».

И «Союз-24».

В советском документальном фильме о Московском ЦУП, в 15:36 можно увидеть стену с такими фотоаппликациями.

Позже случайно нашел в мемуарах ранние версии, выполненные несколько более простой техникой.



Однажды найдя сайт, посвященный работам А.Соколова и А.Леонова, scifiart.narod.ru я провел на нем несколько дней. И одним из впечатлений о картинах были виды поверхности Земли, которые художникам неплохо удались. И для себя отметил, что сейчас рисовать намного проще - от Google Earth до online камер на МКС и всё не выходя из дома.

Несколько фото с описанием


А.Леонов парящий над Крымом в тот момент, когда он вышел из шлюза.


А. Соколов ОРБИТАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС НАД ЧЕРНЫМ МОРЕМ
На картине показана картина заката нашего светила над Черным морем с учетом замечаний, высказанных художнику летчиками-космонавтами В. Ляховым и В. Рюминым. Художник изобразил орбитальный комплекс «Союз» - «Салют-6» - «Союз» в момент, когда он закрыл собой заходящее солнце.


В КОСМОСЕ из альбома «Космические дали». А. Леонов, А. Соколов. На картине изображён Алексей Леонов, 18 марта 1965 года вышедший в открытый космос


А.Леонов, А.Соколов. «Над Донбассом». 1984г.



Картина Алексея Леонова «НАД ЧЕРНЫМ МОРЕМ».
18 марта 1965 года. Московское время 11 часов 34 минуты… Радио доносит из космоса голос командира корабля «Восход-2» Павла Беляева:
«Заря! Я - Алмаз! Человек вышел в космическое пространство! Находится в свободном плавании!..»

Свершилось! Впервые в мире человек - советский космонавт Алексей Леонов в открытом космосе, лицом к лицу со Вселенной. Осуществлен важнейший шаг на пути покорения космического пространства. Перед вами необыкновенный, но вполне реальный «автопортрет» космонавта А. Леонова. Он изобразил себя парящим над Землей в тот момент, когда вышел из шлюза космического корабля в открытый космос. Это было над Черным морем.




А. А. Леонов, А. К. Соколов. Люди грядущей планеты. Левая часть триптиха. 1984



Из набора открыток КОСМОС НАРОДНОМУ ХОЗЯЙСТВУ, 1985.
«Над Землей - орбитальный космический комплекс, в составе которого станция „Салют“ второго поколения с двумя пристыкованными к ней кораблями „Союз-Т“. Один из них доставил на борт станции экспедицию посещения, и теперь совместно с членами основного экипажа космонавтам предстоит выполнить обширную программу научных исследований и экспериментов.

Над Аралом:



Леонов же летал только два раза в 1965-м и 1975-м.

Этот каталог прояснил вопрос, как художники работали над картинами, ведь любому художнику нужна „натура“:

К своей теме в искусстве Соколов впервые обратился в 1957 году.

В 1961 году в газете «Правда» появился рисунок А. Леонова с комментарием Ю. Гагарина. В 1965 году произошло знакомство Соколова и Леонова, и вот уже скоро двадцать лет продолжается их творческое содружество.

Каждое из полотен Соколова, даже, казалось бы, на один и тот же сюжет, по-своему неповторимо. Особенно интересны картины, эскизы к которым побывали в космосе и были откорректированы на борту современных орбитальных станций «Салют-6», «Салют-7»: «Над Аральским морем», «Над Черным морем», «Над Мексиканским заливом», «Над Каспием» . Вот, например, что написали космонавты В. Ляхов и В. Рюмин на эскизе к картине «Над Каспием»: «Он (эскиз. - М.В.) достаточно близко соответствует натуре. Этот рисунок больше похож на сумерки при заходе солнца. Должны быть тени от облаков».

На эскизе к картине «Над Флоридой» замечания американских астронавтов: «Выглядит очень реалистично, кроме облаков в нижнем правом углу в виде чересчур прямых линий, которые переданы не совсем верно, а фиолетовый цвет на верхнем крае воздушного ореола слишком фиолетовый и чересчур яркий. Майкл Коллинз». «Очень реалистично! Мы почти можем видеть нашу стартовую площадку. Оуэн Гэрриот». «Сделаны хорошие рисунки! Поверхность Земли не закрыта облаками, более красочна, подобна тому, как видно из самолета. Алан Бин».

Таких эскизов с корректировкой много, и они служат иллюстрацией к тому, как не просто, с какой точно выверенной объективностью создает Соколов свои картины.



(В нижней половине листа приведена фотокопия рукописного комментария с замечаниями к эскизу картины „Украина“(1982) сделанные экипажем „Салют-7“.)

Комментарий в высоком разрешении.


Внимание! Ошибка! Рисунок сделан с высоты менее 200 км.
Очень много красного и светло-жёлтого и мы видим намного больше чем нарисовано. Больше выражены реки и складки местности. На горизонте нет чёткости, а только дымка. Ближе всё чётче.
Владимир Ляхов. Александр Александров. Борт Салют-7.


Живописные произведения Леонова несколько иные, менее абстрагированные В них четко сформулированный конкретный сюжет и не менее ясное его воплощение: «Автоматическая стыковка», «В открытом космосе», «Орбитальная станция «Союз - Аполлон», «Космический радиомост». Эти работы отличают точное знание предмета, достоверность, убедительность. Эскизы к картинам Леонов делал во время своих полетов в космос. Их можно найти на страницах бортовых журналов «Восход-2» и «Союз-19». Интересны графические листы Леонова. Видимо, рисунок более близок космонавту-художнику.

Ближе к концу альбома было вложена цветная фотография. Первоначально она была приклеена к листу картона, но за много лет некоторые края отклеились. Конечно фотография сразу привлекла внимание.

Для публикации я „подтянул“ цвета, иначе плохо видно на этой фото. С.П. прокомментировал: „Снято Зондом. И напечатано в фотолаборатории ЦДКС на фотобумаге Kodak“.

А вот разворот каталога. Фотография хранится здесь не просто так.

Справа графика А.Леонова „В полете Молния-1“, которую найти в интернет в хорошем разрешении не удалось, потому так:

С.П. обратил моё внимание на эту часть графики:

Видно, что „натурой“ для художника стала фотография „Зонда“, ключевые части которой изображены на графике: Малая Азия, Балканы, Черное море с Крымом, Аравийский полуостров и Персидский залив, половина Каспийского моря и полноводное еще Аральское море. Не видно только гигантское пятно, которое расположено в Египте и могло быть озеро Тошка , но на самом деле какой-то дефект печати или хранения фото.

Скан этой фото:

И снимок „из интернет“:

В качестве итога:

Возвращаясь к изображению и цитате в начале этого текста, можно сказать, что на самом деле правдой является то, что фото получило популярность, но часто как часть другого изображения, скрывая свое происхождение от непосвященных . Одновременно было интересно узнать как художники работали над картинами космической тематики.

/** Здесь должна была закончиться публикация, но.... */
На этом я планировал закончить, но история имела продолжение. Увидев моё восхищение, С.П. через несколько дней нашёл и показал еще один артефакт.

Фотография кратера на обратной стороне Луны. На оборотной стороне фотографии есть дарственная надпись, название фото и аппарата, снявшего кратер. Последние я вклеил на изображение. К сожалению фото подверглось воздействию воды, чернила расплылись и точно сказать нельзя было какой аппарат снял кратер. Первая моя мысль по некоторым причинам, что это неизвестный снимок Луны-11. Найти в сети фото не удалось - видимо фото никогда не публиковалось. Но надпись на обратной стороне, после редактирования уровней изображения, явно содержит буквы „Зон“. Более всего похоже это на „Зонд-8 “, фотографировавший Луну в 1970 году. И С.П. утверждал, что это Зонд-8. Хотя в таком состоянии сложно отличить „3“ от „8“. Верю на слово. Тем более теперь происхождение фото недавно мне было подтверждено другим снимком „Зонд-8“ из частной коллекции.

Оборотная сторона фото полностью


Возможно Лаврова Надежда Павловна
С 18.03.1968 г. по 19.06.1989 г. Н.П.Лаврова возглавляла кафедру аэрокосмических съемок МИИГАиК. Участвовала в организации и выполнении работ по космическим съемкам Земли, Луны.
По научным программам МИИГАиК, в которых принимала участие Лаврова И.П., получены первые снимки Земли с окололунной орбиты при полете автоматических станций «Зонд».


Первым делом, стало интересно: что такое „кратер Эйткен“, где находится, почему так называется, и когда назван?

Как оказалось этот кратер Эйткен косвенно хорошо известен в связи с Бассейном Южного полюса - Эйткена . И в English Wikipedia посвящена статья кратеру Aitken . Кратер расположен на обратной стороне Луны (16.8°Ю 173.4°В), на северной стороне гигантского кратера. Назван в честь американского астронома Роберта Эйткена (1864-1951). Кратер имеет диаметр 135 км. Сфотографирован кратер был в 1972 году экипажем Аполлона-17. Название утверждено Международным астрономическим союзом в 1970-м году . Зонд-8, напомню, летал в октябре 1970-го. Кто предложил его так назвать - мне найти не удалось. Может быть эта фотография - первая фотография кратера в истории человечества и сделана, когда он еще был безымянным.

То, что якобы „гонка была проиграна, поэтому, видимо, и о результатах этой работы не особо распространялись“(), не означает, что работа была проще и легче.


(»Когда вы номер 9, Вы стараетесь усерднее" - отсылка к ставшему знаменитым слогану американской компании, занимавшей второе место на рынке в своей нише: «We Try Harder because we"re number two».
//Мы стараемся работать усерднее потому, что мы номер два.
В перефразировке используется как “If you are number two, you just have to try harder”
//Если Вы номер два, то Вы просто стараетесь (работать) усерднее.)

Были достигнуты результаты не менее важные, чем у соперников по космической гонке, и которыми можно восхищаться и 50 лет спустя. Но эта фотография поднимает важный вопрос - а где сейчас эти результаты? На Geektimes есть отличная статья " ". Можно позавидовать такому подходу к своей истории. Во многом это мечта для отечественной истории.

Будут ли опубликованы отечественные фото? Сомневаюсь, по крайней мере в ближайшие годы. С.П. по поводу этого кратера поделился воспоминаниями о разговоре в те времена об этих фото со специалистами - что если на фото были нечто, что нельзя объяснить, то фотографии засекречивались. Серьезно предполагалась возможность, что США может секретно проводить работы на поверхности Луны. Публикация фото позволила бы США узнать, что их объект мог быть уже не таким уж секретным для СССР и принять некие меры.

Рассекречивание того, что уже давно никому не интересно, по прежнему представляет проблему сейчас. Проще уничтожить. Хорошо об этом написано в этой цитате из мемуаров.

Сегодня в доме космонавтов меня остановил офицер по режиму. Меня предупредили, что если я собираюсь писать в газету на любую тему, то предварительно текст надо согласовывать в специальной комиссии Центра.

Оказывается это целая процедура. Вот образец документа, который надо составить и согласовать, чтобы иметь право отправить заметку в газету. Пусть это буде даже несколько строк.
Во первых, надо составить авторскую справку, в которой надо указать, что в моем тексте нет секретных сведений и тому подобной информации. Мою подпись должно удостоверить командование Центра. Это как бы моя гарантия.

Во вторых, надо заполнить и подписать у членов комиссии «Акт экспертизы материалов подготовленных к открытой публикации». Акт утвердить у командира части (начальника Центра).
Правильность каждого пункт акта нужно доказывать каждому члену комиссии и командиру.
Так что я теперь понимаю тех военных, которые не хотят связываться с прессой.
Василий Сергеевич Лесников «Рядом с космонавтами. Американское время. 1970–1979 годы»


Насколько мне известно примерно с 2009 года снова усилился контроль за режимом и ручеек того, что попадало полулегально из архивов, музеев заводов ВПК, в СМИ в 2000-х иссяк. И связываться с официальной процедурой рассекречивания и публикации материалов ни у кого нет желания (фактически это добровольно, работа не финансируется и берется ответственность).


(Фото Луна-16 из частной коллекции. На переднем плане стереоскопическая система формирования панорамного изображения, включавшая в себя две панорамных сканирующих камеры З00х6000 пикселей того же типа, что стояли на ранних посадочных станциях серии Е-6 и луноходах. Расположенные на посадочном аппарате непосредственно под возвратной ракетой на той же стороне, что и система отбора образцов, они были разнесены на 50 см, охватывая поле зрения 30°.)

Со второй половины 2000-х, благодаря широкой поступи интернета, появилось большое количество информации, воспоминаний, исторических фото- и видеоматериалов. Тогда начала находится информация по интересной мне теме Луноходов и, если к концу 2000-х это было всего несколько примечательных публикаций в газетах и ТВ сюжетов, то сейчас доступно большое количество документальных материалов, интервью участников и публикации за разные годы. Но на некоторые детали в публикациях не обращают внимания. Например практически отсутствует подробное техническое описание, как пультов, так и самого лунохода. В общем-то и схема передатчика первого Спутника в сети появилась совсем недавно. Видимо большой секрет.

Интересно что-то у ?

Спасибо! Да, так и есть. В связи со статьей, беседую с представителем руководства РКС: может быть, удастся обнародовать материалы по первым спутникам.

Пока государство не собирается финансировать публикацию исторических документов, заинтересованные люди «готовы и купить». И что-то иногда можно официально купить - очень интересные снимки об истории космонавтики и техники СССР я нахожу в фотобанке Sputnik (VisualRian). Единственное, что подписи могут содержать ошибки, а сами фото отзеркалены.

Эту печаль скрашивают частные инициативы - любители истории, которые своими деньгами и бесплатной работой «добывают», хранят и публикуют исторические материалы. Например собирают деньги на оцифровку советских космических фильмов из киноархивов (есть эти товарищи, например, на rutracker с раздачами). Важную работу за свой счет по сохранению космической истории делают владельцы ресурсов epizodsspace.no-ip.org (http://epizodyspace.ru) и www.kik-sssr.ru . Есть пример и на Geektimes . Большая часть советских космических фотографий, панорамы Венеры вообще оказались в цифровом в виде благодаря личным средствам и большому желанию получить эти фото одного человека. Бывший программист Microsoft из Редмонда в начале 2000-х нашел контакты и оплатил работу по оцифровке советских снимков хранящихся, если не ошибаюсь, в Институте космических исследований. Снимки использовались при написании статей на его сайте . В реальности у него фотографий больше, чем опубликовано, и фото с его «кредитом» и в его обработке можно увидеть в научно-популярных книгах и различных тематических сайтах.


Страница №382 из книги «Infinity Beckoned: Adventuring Through the Inner Solar System, 1969–1989»

К сожалению это не всё оригиналы, а чаще всего репринт - не первая копия и еще и бумажная. Хотя точно где-то есть цифровые оригиналы. К сожалению, кроме бюрократических препятствий здесь могут быть технические.

Узнать почему

Скорее всего хранятся цифровые копии даже не на 8"" дискетах, а на лентах в формате данных для какой-нибудь ЕС. Вопрос «чем прочитать» есть и у НАСА.
Вот такая публикация мне случайно попалась на глаза в старом советском журнале:

Где-то хранятся и более современные цифровые данные. Комета Галлея. Вега-1:





Коснусь любимой темы луноходов и опять начну цитатой из публикации Санкт-Петербург космический :
Было бы круто «воскресить» пульт: поменять монитор, загрузить в него какой-нибудь симулятор марсохода/лунохода, и давать возможность посетителям поуправлять легендарным аппаратом, хоть и виртуальным. Пока же приходится полагаться только на свое воображение.


Поуправлять с помощью этого пульта возможно только направленной антенной лунохода. Посетителям музея это не очевидно т.к. подпись к экспонату утверждает «Фрагмент пульта управления Луноходом-1». И это в музее, где вроде бы как должны знать историю экспонатов поглубже.

Некоторые вещи нигде не описаны, возможно авторы мемуаров или исследований особо не задумывались о некоторых деталях. И единственными кто может об этом рассказать это живые свидетели событий. Если конечно их об этом спросить. О чём я и спросил С.П. т.к. он участвовал в обеспечении прямой трансляции Центрального телевидения из центра управления луноходом. Так это выглядело для телезрителей и читателей советской прессы.

И так это было на самом деле:

К слову направление съемки обусловлено тем, что в фоне ничего секретного в кадр не попадало.

Современный вид лунодрома примерно с того же места и в том же направлении:

Со слов С.П. это одна из первых советских телекамер для наружных съемок. Сама телекамера весила около 60 кг и примерно столько же штатив. Камера соединялась более чем километровым кабелем с их передвижной телестудией (ПТС), с которой направленной антенной сигнал передавался на антенну телецентра и линией релейной связи в Москву. Воспоминания о том как они это тащили на себе по лунодрому у него свежи.

В одном из недавних интервью В.Довгань рассказал, что джойстик назывался «кнюппель», (knüppel) как оказалось слово знакомое военным некоторых специальностей и инженерам ВПК, и перешедшее от них в «гражданский язык» в эпоху появления персональных компьютеров как локальный конкурент слову «джойстик». Также он немного рассказал как он управлял - кнюппель устанавливался в необходимое положение и нажималась кнопка на конце рукоятки, подтверждая отправку команды. А вот об остальных деталях пультов нет информации.

Меня долго интересовали несколько вопросов: ручки на видеомониторе, круглое углубление ниже и левее экрана, устройство на которое на снимке указывает пальцем командир, плоское устройство стоящее на левой части пульта водителя, и еще много других мелочей на фото- и кинокадрах.

Работали телевизионщики с экипажем и в пункте управления луноходом. Благодаря чему С.П. мне объяснил назначение деталей на фотографиях пультов лунохода. Да и к слову телевизионщики работали не только там. С.П. рассказал, что номер в гостинице «Украина» (Симферополь) у водителей лунохода «Славы и Гены» был очень удобно расположен у буфета. Общение надолго не прерывалось)

На левой панели пульта командира всего один прибор, который оказался часами. А стоящий на левой части пульта водителя плоский прибор с толстым кабелем оказался индикатором номера телевизионного кадра.

Остальные точки над i расставила книга водителя лунохода В.Довганя Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам. . В частности оказалось номер телевизионного кадра и время впечатывались на фотоплёнку. Такой себе EXIF и архивация телекадров. Оцифруют ли их когда-нибудь все? Хотелось бы увидеть с привязкой к местности, например, в Google Moon.

Вячеслав Довгань, фактически единственный источник воспоминаний о луноходах. Его интервью, публикации фактически единственное, что можно найти. Его книга обобщает и уточняет много разрозненной информации в единую картину. Опровергает домыслы желтой прессы, описывая как на самом деле происходили события. Хотя пульты и рабочие места Вячеслав Довгань и не описал полностью. Белые пятна в этих вопросах С.П. стёр простыми ответами.

Микрофон и коробочка с прорезями громкоговорителя под телефоном - громкая связь. Довгань пишет, что вначале пытались работать в наушниках - оказалось неудобно.



Две ручки на мониторе - оказывается монитор это отдельное устройство, которое просто лежит на «лафете». В случае поломки его быстро поднимали за две ручки и заменяли запасным. А две ручки т.к. поднимали его два человека - весил монитор около 30 кг, примерно половина массы приходится на питающий трансформатор.



И наконец «ручки на видеомониторе, круглое углубление ниже и левее экрана» - ручки обычные телевизионные настройки изображения. А «круглое углубление» - оказалось еще одним экраном - осцилоскопом, показывающим наличие сигнала. Т.к. картинка на экране видеомонитора обновлялась редко, то осцилоскоп позволял сразу понять, что что-то произошло и следующей картинки не будет.

  • СССР
  • история
  • Добавить метки

    Коллекция Третьяковской галереи пополнилась двумя космическими картинами: летчик-испытатель, дважды Герой Советского союза, первый человек, вышедший в открытый космос, Алексей Леонов подарил музею две свои работы. Оказалось, он увлекается живописью с детства, и после школы даже выбирал между летным и художественным училищем. Победила тяга к небу, но искусство он не оставил, и рисовал даже во время того самого легендарного полета

    Леонов – не только профессиональный космонавт, но и профессиональный художник. В том же 1965 году, когда Алексей Архипович стал первым человеком, переступившим порог корабля в открытый космос, он был принят в Союз Художников. "В Союз меня принимала Катенька Белашова (скульптор – прим. сайт ), Пластов, Ромадин – какие великие были мастера!.. Я принес им свои эскизы, – рассказывает Леонов. – Перед полетом я много думал, какая техника должна быть: краска в космосе не пойдет, пастель – не пойдет, акварель – тоже. Оставался карандаш. Карандаш "Тактика" средней твердости и хорошая бумага. Я уже по рассказам товарищей знал, что увижу: черное небо, голубую Землю. И когда я сделал первые работы, они стали говорить, что горизонт у меня не так изгибается. Мы долго спорили – я-то замерял его! Я точно знал, сколько градусов должна быть дуга! И только потом профессор Лазарев нас рассудил. Он сказал: "Ребята, вы летали на какой высоте? – 300 километров, а он – на высоте 500 километров. А это значит, размеры-то все другие!"

    А вокруг Земли на картине – голубой пояс атмосферы. "Пояс ровно четыре градуса! Я знаете как замерял? Я сделал палетку с размером Луны и посчитал, что высота пояса составила четыре ее величины. Цвет я точно определил с помощью аномалоскопа, прибора, который определяет цветовое зрение человека. По науке замерял время, в которое делал зарисовки. Так что цвет Земли – не выдуманный, а такой, как есть на самом деле".

    На второй картине художник-космонавт изобразил полярное сияние над северным полюсом. Над горизонтом видны всполохи зеленого пламени, но там, где Луна, вдруг появляется красный свет. "Откуда он – мы до сих пор этого не знаем", – пояснил Алексей Архипович.

    "Тогда было запрещено делать зарисовки космического корабля "Восход-2", а я сделал, – продолжил Леонов. – Он немногим отличался от "Востока" – добавили лишь шлюзовую камеру мягкой конструкции и второй двигатель. Но на самом-то деле это был не новый корабль – как был "Восток", так "Востоком" и остался. Абсолютно в деталях все".

    Космонавт рассказал и о трудностях, с которыми ему пришлось столкнуться в полете. Он оказался на волоске от гибели и сам до сих пор не помнит, как справился с ситуацией. "Я был прикреплен к кораблю фалом и должен его вытащить из шлюзовой камеры, чтобы выйти в космос, а потом собрать его, чтобы зайти обратно. В правой руке у меня была кинокамера, а второй я должен был его смотать и закрепить на крюки, и я не знаю, как это сделал. Это невозможно! Обратно я пошел не ногами, а головой вперед, и мне надо было в этом шлюзе развернуться, а скафандр раздуло. Я сбросил клапан давления, не спросив разрешения земли, то есть нарушил закон, зато мне стало легче. За сутки я потерял шесть литров воды! Так что если кто хочет похудеть – пожалуйста, туда!" – завершил Леонов свой рассказ, жестом показав на небо.

    Работы Леонова есть в собрании Дрезденской галереи, в Хьюстоне. В России картины Леонова хранятся в музеях двух городов: 17 работ в Гагарине и еще 70 – в Кемерове, где художник 15 лет содержит районную школу детского творчества – единственную в России школу для детей с нарушением работы опорно-двигательного аппарата.

    После торжественной части Леонов осмотрел выставку и рассказал по случаю о своем знакомстве с Пабло Пикассо. Через русско-французскую художницу Надежду-Ходасевич Леже космонавт договорился об ужине с кубистом. "Он не был великим художником. Розовый период, голубой период, "Герника", а потом он стал делать всю эту ерунду, – сказал Леонов. – Когда мы ужинали, он долго обгладывал кости форели, а я думал – что же он такой жадный? Потом он принес глину, вдавил в нее этот скелет, и через час уже была готова обожженная форма. Пикассо залил ее бронзой и все! Работа готова! А все вокруг восхищаются: "Ах как здорово! Как гениально!" – Стыдно же!"

    Церемония прошла в экспозиции выставки "Оттепель", которая работает в здании музея на Крымском валу. Выбор места символичен: один из разделов, который называется "Космос – Атом", рассказывает об освоении неба, в том числе – о вкладе в него Леонова. Здесь можно увидеть документальные кадры, на которых молодой Леонов рисует пейзажи во время подготовки к полету. В Третьяковской галерее отметили, что все юридические формальности передачи произведений в коллекцию были соблюдены, и теперь картины станут ценными экспонатами, поскольку отражают важный момент истории освоения космоса и XX века в целом.

    Помимо выставки "Оттепель", церемония передачи картин оказалась приурочена к премьере , рассказывающего о легендарном полете Леонова и Беляева и выходе космонавта в открытый космос. Главные роли в картине исполнили Евгений Миронов и Константин Хабенский.

    Никакая совершенная аппаратура не может точно передать увиденное в Космосе. Только человеческий глаз и кисть художника способны донести до людей красоту нашей Земли, открывающуюся с космической высоты...

    Таких людей не бывает много. Их было в ХХ в. всего трое – сделавших первый космический шаг. И двое из них – наши соотечественники: Гагарин, впервые поднявшийся на космическую орбиту, и Леонов, первым оттолкнувшийся от люка в свободный полет, отделенный от враждебного пространства только оболочкой скафандра...

    Среди космонавтов вообще нет заурядных людей. Но не каждому дано донести до окружающих не бесстрастный фотоотчет, а чувства, эмоции, настроение, сопровождающие выход в новую для человека среду. Вряд ли придирчивая комиссия, отбиравшая по гарнизонам пилотов на «принципиально новую технику», первым делом оценивала художественные таланты молодого летчика – ей было куда важнее, что накануне Алексей Леонов блестяще посадил аварийный МИГ-15бис с выключенным двигателем.

    Зато вполне возможно, что их учитывал С. П. Королев, выбирая человека для первого выхода в открытый космос. Задача была и технически нетривиальной, но большие опасения были связаны с психологией: как почувствует себя Человек вне кабины, один на один с Пространством? И главный конструктор решил, что именно художник лучше всего опишет свои впечатления и ощущения.

    «СП» оказался прав. Уже два поколения людей восприняли космос сначала через картины художника А. А. Леонова, а уж потом – через телевизионную «картинку», с каждым годом улучшающуюся, но не способную конкурировать с глазом и рукой художника...

    Хотя впечатления и ощущения Алексея Архиповича в сам момент выхода, а особенно – возвращения на корабль – передавались ненормативной лексикой... Конструкторы первого внекорабельного скафандра ошиблись, и гибкость наддутого комбинезона в вакууме оказалась меньше расчетной. В результате, руки вышли из перчаток, ноги – из ботинок, и двигаться стало совершенно невозможно, а – надо.

    «19-летний Сергей Королев в скафандре Гагарина». 1965 г.
    Рисунок А. Леонова на суперобложке книги «Психологические проблемы
    межпланетного полета»

    И космонавт впервые существенно изменил режим работы своего аппарата, сбросив давление ниже положенного – а нужно было знать, что это уже возможно, т.к. какое-то время Леонов дышал кислородом, и декомпрессия не грозила гибелью. Потом он изменил отработанную последовательность действий, влетев в шлюзовую камеру не ногами, как рассчитывалось, а головой вперед. После чего космонавту пришлось развернуться в узком надувном тоннеле шлюзовой камеры...

    Мы лишь недавно узнали об этом и многих других аспектах полета «Восхода-2». А ведь это было крайне важно: впервые в нашей космонавтике человек гибко реагировал на меняющуюся сиитуацию, т. е. оправдывал свое – дорогое и небезопасное – присутствие в космосе! До того – признаем – космонавты «Востоков» и первого «Восхода» больше смахивали на подопытных кроликов.

    Леонов стал готовиться к полету на орбитальной станции. Именно он должен был возглавить первый экипаж «Салюта», но... за несколько дней до старта врачи обнаружили отклонения в работе сердца бортинженера, В. Кубасова, и на станцию полетели дублеры – Г. Добровольский, В. Волков, В. Пацаев...

    В начале 70-х инструктор, заместитель начальника ЦПК,
    А. А. Леонов был самым подготовленным космонавтом, и уж точно – самым известным за границами нашей страны. Видимо, поэтому именно его назначили командиром советского корабля для совместного советско-американского полета. Задача опять была технически нетривиальна (предстояло как-то «согласовать» не только атмосферы кораблей, но и модели баллистических расчетов). Но главные проблемы опять были не в технике: вместе предстояло работать самым совершенным и секретным машинам противников в «Холодной» войне!

    «Союз» – «Аполлон». 1973.
    Холст, масло. 150х60 см

    Будущая международная
    космическая станция. 1967.
    Картон, гуашь, 50х80 см

    И снова смекалка космонавтов буквально спасла программу. Раз событие политическое, значит его должен видеть весь мир. Сделать это можно только при помощи телевидения, но оно-то и отказало сразу после выхода «Союза» на орбиту. И хотя на Байконуре были готовы второй корабль и три дублирующих экипажа, задействовать их по такой причине – позор и скандал! Задача осложнялась тем, что на борту не было... инструментов, и вскрывать панель, чтобы добраться до токораспределителя (в котором был отказ) пришлось при помощи медицинских ножниц и охотничьего ножа, купленного Леоновым накануне полета! Кстати, американцы посчитали инцидент инсценировкой...

    В космос Алексей Архипович больше не полетел, а до 1991 г. возглавлял отряд космонавтов ЦПК им. Ю. А. Гагарина.

    Картины художника А. А. Леонова уникальны. Так уж сложилось, что художники наши охотно рисуют родную природу, не менее охотно экспериментируют со всякими нетрадиционными стилями, но крайне редко (и зачастую – неумело) изображают природу «вторую» – рукотворную. Может быть, это происходит потому, что эту самую рукотворную природу – технику – надо знать, а большинство художников (как и «гуманитариев» вообще) к такому знанию относятся пренебрежительно?

    А между тем художественные полотна, на которых в ближнем и дальнем космосе действует сложнейшая, порой, существующая еще только в чертежах техника – мощнейшее средство пропаганды, в том числе и за создание этой самой техники! Не случайно при американском NASA постоянно работает группа художников, творчески отражающая шаги американской космической программы, в том числе и те, которые так и остались на бумаге. Думается, часть проблем нашей космонавтики происходит от того, что нашим ответом на работу этой группы стало творчество всего двух человек: Алексея Леонова и Андрея Соколова...

    Космонавт-художник и чуть не единственный молодежный научно-популярный журнал были просто обречены на сотрудничество. Уже в октябрьском номере 1965 г. на цветной вкладке читатели «Техники – молодежи» увидели нарисованную Леоновым космическую зарю, а рядом, на черно-белых страницах – посадку советского космического корабля на Луну, как ее увидел художник (который, видимо, еще не знал, что именно он будет отрабатывать этот маневр на тренажере, переделанном из вертолета...).

    Первый номер следующего, 1966 года приветствовал читателя обложкой художников А. Леонова и А. Соколова, а в майском номере «ТМ» впервые была опубликована ставшая всемирно известной картина космонавта «Над Черным морем».

    Наконец, в октябре 1968 г. Алексей Архипович предстал перед читателями нашего журнала в качестве... командора 6-го парада-конкурса автосамоделок на приз журнала «Техника – молодежи»! Закономерным продолжением сотрудничества журнала и космонавта стала работа А. А. Леонова в составе нашей редколлегии с 1972 по 1989 г.

    И мы рады, что в 2005-м Алексей Архипович Леонов – снова член редколлегии журнала «Техника – молодежи»!

    Алексей Леонов с внуком Даней.
    2003

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры