Мастера пейзажной фотографии. Школьная энциклопедия

Главная / Чувства

Временем расцвета русской живописи является 19 век. В этот период были созданы выдающиеся пейзажные полотна, которые являются шедеврами изобразительного искусства. Образы природы, созданные всемирно признанными русскими художниками обогатили не только русскую, но и мировую культуру.

Картины русских художников пейзажистов

Пожалуй, первой картиной, которая привлекла внимание к русскому пейзажному искусству, стала работа художника Саврасова «Грачи прилетели». Полотно было выставлено на первой выставке Товарищества художников передвижников, которое было образовано во второй половине 19 века. Сюжет картины поражает простотой. Зритель видит яркий весенний день: еще снег не растаял, но уже вернулись перелетные птицы. Этот мотив просто пронизан любовью художника к родной земле и желанием донести «душу» окружающего мира к зрителю. Создается впечатление, что картина написана на одном дыхании, в ней:


  • Чувствуется первое дуновение весеннего ветерка;

  • Видна тихая спокойная жизнь природы.

В том же году, когда саврасов выставил на обсуждение зрителям свое полотно, молодым русским художником Васильевым была написана картина «Оттепель». На картине также изображена просыпающаяся от зимнего сна природа. Река, еще покрыта льдом, но уже представляет собой опасность. Лучик солнца, который пробивается через густую облачность, освещает избу, деревья и отдаленный берег. Этот пейзаж наполнен грустью и лирикой. К сожалению, молодой художник рано ушел из жизни, поэтому многие его задумки, так и не были воплощены.



Картины художников Саврасова и Васильева объединяет желание отобразить одухотворенность русской природы. В их работах имеется некое мистическое начало, которое подталкивает зрителей к размышлениям о важности любви к родной природе.


Выдающимся мастером русской пейзажной живописи является художник с мировым именем Шишкин. Этот мастер оставил огромное наследство. Его картины находятся во многих музеях мира.


Нельзя не назвать и известных русских художников - пейзажистов Айвазовского и Куинджи, которые обогатили мировую культуру своими шедеврами. Морские виды на картинах Айвазовского завораживают и привлекают. А яркие пестрые краски полотен Куинджи заряжают оптимизмом.


Русские художники пейзажисты 19 века открыли свой узнаваемый стиль в изображении природы. Они наполнили картины любовью к окружающему миру и отобразили на полотнах его самобытность.

Традиции русской пейзажной живописи стали складываться в конце XVIII столетия. Огромный вклад в развитие русского пейзажа внесло Товарищество передвижных выставок во главе с И.Н. Крамским . Художники воспевали красоту русской природы, простоту деревенских и городских пейзажей, необъятные просторы России . Многие русские художники на разных этапах своего творчества обращались к пейзажной живописи. Назовем некоторых из них.

Иван Иванович Шишкин

И.И. Шишкин (1832 -1898) поистине воспел красоту русской природы и возвел эту привычную всем красоту на пьедестал почета. Искусство Ивана Шишкина отличается простотой и прозрачностью. Уже первая картина художника - «Полдень. В окрестностях Москвы» - стала настоящим гимном радости. Особенно Шишкин прославлял красоту северного русского пейзажа. Мастера также называли «царем леса». Такие шедевры, как «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Утро в сосновом лесу », «Лесная глушь», «Лесные дали» и другие, проникнуты истинной любовью к русскому лесу. Шишкин считается основоположником национального реалистического пейзажа, это означает, что художник видел природу глазами своего народа.

Василий Дмитриевич Поленов

В.Д. Поленов (1844-1927) вошел в историю мировой живописи как мастер городского и деревенского пейзажа. К шедеврам Поленова относятся такие картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». Пейзажи Поленова отличаются красотой и поэтичностью. К эпическим пейзажам художника можно отнести картины: «Зима. Имоченцы», «Деревня Тургенево», «Старая деревня», «Деревенский пейзаж с мостиком», «Осень в Абрамцеве».

Архип Иванович Куинджи

А.И. Куинджи (1842-1910) начинал свое творчество с социальной тематики, позже обратился к пейзажной живописи.В картинах «Ладожское озеро», «На острове Валаам» художник воспевал красоту северной природы. Одной из самых знаменитых картин Куинджи является «Лунная ночь на Днепре». Художнику удавалось создать на своих полотнах удивительный свет, будто исходящий из самих картин. Это так называемый эффект светоцветового контраста, который помогал мастеру создавать впечатление ясности мира.

Алексей Кондратьевич Саврасов

А.И. Саврасов (1830 - 1897) - русский художник-пейзажист с мировым именем. Саврасов считается основоположником русского лирического пейзажа, именно он передал красоту скромной русской природы. О нем говорили, что этот мастер создал русский пейзаж. Самой известной работой художника является картина «Грачи прилетели». В числе других талантливых работ Саврасова: «Рожь», «Зима», «Оттепель»,«Радуга», «Лосиный остров».

Федор Яковлевич Алексеев

Ф.Я. Алексеев (1755-1824) считается одним из основоположников русского городского пейзажа. Творчество художника было посвящено созданию образа классического Петербурга. Его первый городской пейзаж - картина «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости». Алексеев искусно передавал архитектуру в пейзаже. Другими известными полотнами мастера являются «Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки», «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости», «Вид Казанского собора», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную со стороны Васильевского острова» и другие.

Ниже — подборка картин русских художников-пейзажистов 19 в. Поленов, Репин, Левитан и другие старые мастера. Начнем с Куинджи. Никогда не был его поклонником, но вот эта вещь — великолепна, имхо.

Архип Куинджи, «Крым.Море». 1898 г.

Архип Куинджи был понтийский грек и, что называется, self-made man. Сын нищего сапожника из Мариуполя пытался стать учеником у Айвазовского, но не смог. Армянин греку не помог. Тогда Куинджи поехал в Петербург, где с третьей попытки поступил в Императорскую академию художеств. А в конце жизни — стал в ней же профессором и крупным спонсором. В 1904 г. Куинджи пожертвовал родной Академии 100 000 рублей (при средней зарплате по стране — 300-400 в год).

В отличие от Куинджи Иван Иванович Шишкин был сыном купца из Вятки и ему было проще.Тем более папа-купец увлечениям сына всячески содействовал. Но папа-папой, а нужен еще и талант. Шишкин оказался просто гением пейзажа. Ниже — шикарная его картина «Сосна на песке». Лето!

Иван Шишкин. «Сосна на песке». 1884 г.

Еще сосны от Шишкина.

Иван Шишкин. «Сестрорецкий бор». 1896г.

И дубы тоже.

Иван Шишкин. «Дубовая роща». 1887 г.
Обратите внимание как выписаны тени на стволах деревьев. Это вам не «черный квадрат» 🙂

А это Федор Васильев, «Деревня» (1869 г.). Еще один великий пейзажист 19 в., который умер в 23 (!) года от туберкулеза. На картине ниже, конечно, присутствует вопиющая разруха, неразвитая дорожная сеть, но пейзаж в целом — прекрасен. Избушки с дырявыми крышами, размытая дорога, брошенные как попало бревна совсем не портят вид на природу, залитую летним солнцем.

Федор Васильев. «Деревня». 1869 г.

Илья Репин. «На мосту в Абрамцево». 1879 г .
А это пейзаж в районе дачи тогдашнего олигарха Мамонтова, у которого Репин гостил летом. Там же бывали Поленов, Васнецов, Серов, Коровин. Кто сейчас гостит на виллах самых богатых людей России? … Кстати, обратите внимание, какой наряд на даме. Это она вышла по лесу погулять.

Василий Поленов. «Золотая осень». 1893 г.
Река Ока близ Тарусы, рядом с имением Василия Поленова. О пользе помещичьего землевладения: хорошо все-таки, когда у художника есть свое поместье, где можно погулять на природе.

А вот еще вариант «Золотой осени». Автор — Илья Семенович Остроухов, 1887 г. Остроухов был разносторонний человек, московский купец, художник, коллекционер, друг Третьякова. Был женат на одной из представительниц семьи чайных магнатов Боткиных, тратил большие средства на приобретение живописи, икон, имел свой частный музей.

В 1918 г. этот музей национализировали большевики. Однако сам Остроухов не пострадал, его назначили «пожизненным хранителем» музея и даже оставили в пользование особняк в Трубниковом переулке, где все это располагалось. Теперь это стало называться «Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова». Можно сказать, повезло человеку. В 1929 г. Остроухов умер, музей ликвидировали, эспонаты распределили в другие места, в особняки устроили коммуналку, а позднее — филиал Литературного музея. Илья Остроухов был, что называется, «художником одной картины», но зато какой!

Илья Остроухов. «Золотая осень». 1887 г.

Другой знаментый пейзажист — Михаил Клодт (племянник того самого, который «кони на мосту в Питере»). Картина «Лесная даль в полдень», 1878 г. О пользе империализма и избирательной толерантности: предки семьи Клодтов, немецкие бароны из Прибалтики, воевали против России в Северной войне. Но после неё — их интегрировали в российское общество. Т.е в обмен на верную службу новому Отечеству баронам оставили право и дальше гнобить своих латышских и эстонских батраков. Это конечно создало некоторые проблемы (в 1917 г.) в лице латышских стрелков, зато в России появились Клодт, Алексий II и адмирал Иван Федорович Крузенштерн.

Михаил Клодт. «Лесная даль в полдень». 1878 г.

Еще один лесной пейзаж и опять дама на прогулке. У Репина была в белом, тут — в черном.

Исаак Левитан. «Осенний день.Сокольники». 1879 г.

Картина была написана 19-летним Левитаном после того, как в 1879 г. его, как еврея, выселили из Москвы. Сидя на «101-м километре» и будучи в ностальгическим расположении духа художник нарисовал по памяти парк культуры и отдыха Сокольники. Картина приглянулась Третьякову, и о Левитане впервые узнала широкая публика.

Кстати, в Москву Левитана вскоре вернули. Но в 1892 г. снова выселили, потом через три месяца снова вернули. Последний зигзаг объяснялся тем, что выселением евреев из Москвы в 1892 г. руководил губернатор — великий князь Сергей Александрович, дядя Николая II. Как и многие Романовы князь был крупный коллекционер живописи. Когда выяснилось, что он выселил из Москвы Левитана…. Ну, короче, власти пошли на уступки.

Кстати, с племянником — Николаем II — князь был не в лучших отношениях, считая его мягкотелым, не способным защитить монархию. В 1905 г. князь будет разорван на куски бомбой, брошенной членом Боевой организации эсеров Иваном Каляевым.

Исаак Левитан. «Золотая осень». 1895 г.

А теперь — тот, кто, собственно, научил Левитана рисовать: Алексей Саврасов, мастер зимних пейзажей, педагог, передвижник. Картина так и называется: «Зимний пейзаж» (1880-90 гг). Блестяще переданы краски зимнего неба в Средней полосе. Вечернего неба, скорее всего.

Картина мрачноватая, написана Саврасовым в последний, худший период его жизни. Когда он ушел из семьи, сильно пил, нищенствовал. Художник стал обитателем Хитровки, квартала трущоб, московского дна. Гиляровский вспоминал как однажды он с Николаем Невревым (автор знаменитой обличительной картины «Торг» , где один барин вальяжно продает другому крепостную девку), решили зайти к Саврасову, пригласить в трактир. Увиденное ужаснуло их. «Совсем старик спился… Жаль беднягу. Оденешь его - опять пропьет все…»

Алексей Саврасов. «Зимний пейзаж». 1880-90 гг.

Ну и конечно, где пейзаж — там Крыжицкий. Картина «Пейзаж» (1895 г.). Унылое время года, мерзкая погода, а глаз не оторвать. Мастер великий был. Позднее за одну из таких картин завистники (кстати, будущие «мастера соцреализма») распространят клевету на художника, необоснованно обвинят в плагиате. Константин Крыжицкий, не выдержав травли, повесится в своей петербургской квартире.

Константин Крыжицкий. «Пейзаж». 1895 г.

На страницах нашей онлайн-галереи свои портфолио разместили современные художники-пейзажисты. Их картины маслом, информацию о творческом пути, материалы работы и другие сведения вы сможете найти на персональных страницах авторов. Мы работаем, чтобы живописцам и покупателям произведений искусства было проще найти друг друга. На портале есть работы русских, американских, голландских, итальянских, испанских, польских, немецких и французских авторов. Покупатели онлайн-галереи могут рассчитывать на безопасность финансовых операций с крупными суммами.

Важно: вы можете заказать сразу несколько полотен у разных авторов. Это сэкономит время и позволит получить работы различных жанров и стилей в свою коллекцию.

Обращаем внимание: доставкой полотен занимаются курьерские службы, поэтому администрация сайта не несёт ответственности за возможные недочёты их деятельности. В большинстве случаев картины передаются в доставку без рамы, однако некоторые художники продают полотна, оформленные в багет. Напоминаем, что стоимость доставки зависит от расстояния, которое предстоит преодолеть посылке. Если вы хотите сэкономить средства на услугах курьерской службы, обратите внимание на полотна живописцев из вашего города.

Помимо живописных полотен в галерее представлены и другие произведения искусства: скульптуры, резьба, батик, керамика, ювелирные изделия.

Защита финансовых операций

Вы рассчитываете совершить покупку на крупную сумму или заказать сразу несколько пейзажей у одного художника? При оформлении заказа у живописца доступна опция "безопасная сделка".

Объединяем художников и покупателей

С нашим сайтом сотрудничает более 1500 живописцев, многие из которых принимают заказы от покупателей. Другие авторы готовы предложить авторские полотна или готовые репродукции картин. Среди арт-объектов вы сможете найти пейзаж, скульптуру или керамическое изделие, которое станет ценным дополнением коллекции.

Рассказать друзьям о портале и его возможностях!

Опубликовано: Март 26, 2018

Этот список известных пейзажистов был составлен нашим редактором Нейлом Коллинзом, магистром искусств и бакалавром права. Он представляет его личное мнение о десяти лучших представителях жанрового искусства. Как и любая подобная компиляция, она раскрывает больше личные вкусы компилятора, чем то, какое место занимают художники-пейзажисты. Итак десятка лучших пейзажистов и их пейзажи .

http://www.visual-arts-cork.com/best-landscape-artists.htm

№10 Томас Коул (1801-1848) и Фредерик Эдвин Чёрч (1826-1900)

На десятом месте сразу два американских художника.

Томас Коул: Величайший американский пейзажист начала XIX века и основатель школы реки Гудзон, Томас Коул родился в Англии, где работал учеником гравёра до эмиграции в США в 1818 году, где он быстро добился признания как художник пейзажей, поселившись в деревне Катскилл в долине Гудзона. Будучи поклонником Клода Лоррейна и Тёрнера, он посетил Англию и Италию в 1829-1832 годах, после чего (отчасти благодаря поддержке, которую он получил от Джона Мартина и Тёрнера) он стал меньше сосредотачиваться на изображении природных пейзажей и больше на грандиозных аллегорических и исторических темах. В значительной степени впечатлённый природной красотой американского пейзажа, Коул наполнил большую часть своего пейзажного искусства большим чувством и очевидным романтическим великолепием.

Знаменитые пейзажи Томаса Коула:

- «Вид на Катскилл - Ранняя осень» (1837), холст, масло, музей Митрополит, Нью-Йорк

- «Американское озеро» (1844), холст, масло, Детройтский институт искусств

Фредерик Эдвин Чёрч

- «Ниагарский водопад» (1857), Коркоран, Вашингтон

- «Сердце Анд» (1859), музей Метрополитен, Нью-Йорк

- «Котопахи» (1862), Детройтский институт искусств

№9 Каспар Давид Фридрих (1774-1840)

Вдумчивый, меланхоличный и немного затворник, Каспар Давид Фридрих - величайший художник-пейзажист романтической традиции. Родившись недалеко от Балтийского моря, он поселился в Дрездене, где сосредоточился исключительно на духовных связях и значение пейзажа, вдохновляясь безмолвной тишиной леса, а также светом (восход, закат, лунный свет) и сезонами. Его гениальность заключалась в способности запечатлевать до сих пор неизвестное духовное измерение в природе, что придаёт пейзажу эмоциональность, ни с чем и никогда несравнимую мистичность.

Знаменитые пейзажи Каспара Давида Фридриха:

- «Зимний пейзаж» (1811), холст, масло, Национальная галерея, Лондон

- «Пейзаж в Ризенгебирге» (1830), холст, масло, Музей Пушкина, Москва

- «Мужчина и женщина, смотрящие на Луну» (1830-1835), масло, Национальная галерея, Берлин

№8 Альфред Сислей (1839-1899)

Часто называемый «забытым импрессионистом», англо-француз Альфред Сислей уступал только Моне в его преданности самопроизвольному пленэризму: он был единственным из импрессионистов, посвятившим себя исключительно пейзажной живописи. Его серьёзно недооцененная репутация основана на умении запечатлевать уникальные действия света и времён года на широких пейзажах, морских и речных сценах. Особенно запоминается его изображение рассвета и неясного дня. Ныне он не очень популярен, но по-прежнему считается одним из величайших представителей пейзажной живописи импрессионистов. Мог вполне быть бы переоценённым, поскольку, в отличие от Моне, его работы никогда не страдали от недостатка формы.

Знаменитые пейзажи Альфреда Сислея :

- «Туманное утро» (1874), холст, масло, Музей Орсе

- «Снег в Лувесьенне» (1878), холст, масло, Музей Орсе, Париж

- «Мост Моретт в лучах солнца» (1892), холст, масло, частная коллекция

№7 Альберт Кёйп (1620-1691)

Голландский художник-реалист, Аельберт Куип - один из самых известных голландских художников-пейзажистов. Его великолепнейшие живописные виды, речные сцены и пейзажи со спокойным скотом, показывают величественную безмятежность и мастерскую обращение с ярким светом (раннее утро или вечернее солнце) в итальянском стиле является признаком большого влияния Клодеева. Этот золотой свет часто ловит только стороны и грани растений, облаков или животных за счёт световых эффектов, наложенных методом импасто. Таким образом, Кёйп превратил родной Дордрехт в придуманный мир, отразив его в начале или конце идеального дня, с всеохватывающим ощущением неподвижности и безопасности, и гармонии всего с природой. Популярный в Голландии, он был высоко оценён и коллекционировался в Англии.

Знаменитые пейзажи Альберт Кёйп:

- «Вид Дордрехт с севера» (1650), масло, холст, коллекция Энтони де Ротшильда

- «Речной пейзаж с всадником и крестьянами» (1658), масло, Национальная галерея, Лондон

№6 Жан-Батист Камиль Коро (1796-1875)

Жан-Батист Коро, один из величайших пейзажистов романтического стиля, славится незабываемым живописным изображением природы. Его особо тонкий подход к расстоянию, свету и форме зависел скорее от тона, чем от рисовки и цвета, придавая законченной композиции атмосферу бесконечного романа. Менее стеснённые живописной теорией, работы Корота, тем не менее, находятся среди самых популярных пейзажей мира. Являясь постоянным участником Парижского салона с 1827 года и членом Барбизонской школы во главе с Теодором Руссо (1812-1867), он оказал огромное влияние на других художников пленэристов, таких как Шарль-Франсуа Доубиньи (1817-1878), Камиль Писсарро (1830-1903) и Альфред Сислей (1839-1899). Он также был необычайно щедрым человеком, который потратил большую часть своих денег на нуждающихся художников.

Знаменитые пейзажи Жан-Батиста Коро:

- «Мост в Нарни» (1826), масло, холст, Лувр

- «Вилле-д"Аврей» (прибл.1867), холст, масло, Бруклинский художественный музей, Нью-Йорк

- «Сельский пейзаж» (1875), холст, масло, Музей Тулуз-Лотрека, Альби, Франция

№5 Якоб ван Рёйсдал (1628-1682)

- «Мельница в Вейке около Дуарстеда» (1670), холст, масло, Рейксмузеум

- «Еврейское кладбище в Аудеркерке» (1670), Галерея старых мастеров, Дрезден

№4 Клод Лоррен (1600-1682)

Французский живописец, рисовальщик и гравёр, активный в Риме, который рассматривается многими искусствоведами как величайший художник идиллического пейзажа в истории искусства. Поскольку в чистом (то есть, светский и неклассический) пейзаже, как и в обычном натюрморте или жанровой живописи, наблюдалась (в XVII веке в Риме) нехватка моральной тяжести, Клод Лоррен ввёл классические элементы и мифологические темы в свои композиции, включая богов, героев и святых. Кроме того, его избранная среда, сельская местность вокруг Рима, была богата античными руинами. Эти классические итальянские пастырские пейзажи были также наполнены поэтическим светом, который представляет его уникальный вклад в искусство пейзажной живописи. Клод Лоррейн особенно повлиял на английских художников, как при жизни, так и в течение двух столетий после неё: Джон Констебль назвал его «самым прекрасным пейзажистом, которого когда-либо видел мир».

Знаменитые пейзажи Клода Лоррена:

- «Современный Рим - Кампо Ваччино» (1636), холст, масло, Лувр

- «Пейзаж со свадьбой Исаака и Ребекки» (1648), масло, Национальная галерея

- «Пейзаж с Товием и ангелом» (1663), масло, Эрмитаж, Санкт-Петербург

- «Строительство лодки во Флэтворде» (1815), масло, Музей Виктории и Альберта, Лондон

- «Телега для сена» (1821), масло, холст, Национальная галерея, Лондон

№2 Клод Моне (1840-1926)

Величайший современный пейзажист и гигант французской живописи, Моне был ведущей фигурой невероятно влиятельного импрессионистического движения, чьим принципам спонтанной пленэрной живописи он оставался верным всю оставшуюся жизнь. Близкий друг художников-импрессионистов Ренуара и Писсарро, его стремление к оптической правде, прежде всего в изображении света, представляется серией полотен, изображающих один и тот же объект в различных условиях освещения, и в разное время дня, как например «Стога сена» (1888), «Тополя» (1891), «Руанский собор» (1892) и «Река Темза» (1899 год). Этот метод достиг кульминации в знаменитой серии «Кувшинки» (среди всех самых известных пейзажей), созданных с 1883 года в его саду в Живерни. Его последняя серия монументальных рисунков кувшинок с мерцающими цветами была истолкован несколькими искусствоведами и живописцами как важный предшественник абстрактного искусства, а другими как высший пример поиска Моне спонтанного натурализма.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры