Мудрые еврейские поговорки. Пословицы о евреях

Главная / Чувства

Русская народная мудрость издревле передавалась из поколение в поколение через язык

- Сказки, былины, пословицы, поговорки, прибаутки, песни - через них раскрывается душа народа.
- Там и правила поведения, и кодекс чести, и различение добра от зла - всё, что необходимо дать ребёнку,
- чтобы из него мог вырасти настоящий нравственный человек.
- Именно поэтому столь ценен труд Владимира Ивановича Даля, сохранившего для нас этот кладезь народной мудрости.
- К которому мы прибегнем сегодня, чтобы лучше понять, а что же случилось с русским народом на Украине.
- Да и в России, хотя у нас процессы пока не столь остры.

Но сначала выясним - как варьировалось словоупотребление по данной теме на протяжении веков

- приведём графики частоты употребления ряда слов в письменной речи
- частота дана на миллион слов.

1. Проведём калибровку инструмента по слову „язык”

Частота ожидаемо высокая, 500, инструмент исправен.

2. Теперь посмотрим употребление слова „иудей”

Максимальная частота - 35 случаев употребления на миллион слов.
- Отмечаем всплески употребление слова „иудей”:
--- в эпоху петровских реформ и появления первых евреев при дворе (Шафиров и шуты)
--- в эпоху екатерининского раздела Польши, приведшего к попаданию массы евреев в Россию
--- в период восстания декабристов.

3. Теперь посмотрим на употребление слова „еврей”

Слово „еврей” в русском языке реально начало употребляться опять-таки с момента провокации на Сенатской площади,
- но первый значимый пик употребления этого слова отмечаем лишь к концу 19 века.

4. Иное дело с использованием слова „жид”

Обратите внимание на амплитуду
- Здесь она в 2 раза выше, чем в 2-х предыдущих случаях
- Т.е. в старину слово „жид” имело широкое хождение и употреблялось много чаще, нежели слова „еврей” или „иудей”.
- Желающие могут сами убедиться, что слово „жид” раньше употреблялось почти с той же частотой, что и другие обыденные слова
- Чуть реже, например, чем слово „нож”, но чаще, чем слово „осёл”.
- И странным образом, максимум словоупотребления в письменной речи приходится снова на 1825-ый год!

Вплоть до 1-й четверти ХХ века, слово „жид” имело хождение не только в устной, но и в письменной речи

- т.е. уже при советской власти.
- Следовательно, данное слово запретным не считалось, а его употребление не порицалось.

Нам нужно возродить употребление слова „жид”

- Не только потому, что это старинное русское слово. Хотя уже одного этого достаточно.
- Но дело ещё в том, что выкинув его из употребления, мы тем самым
- лишим себя солидного пласта старинного русского культурного наследия.
- Выраженного в сотнях пословиц и поговорках, часть которых мы приводим ниже
- А ведь есть ещё и песни, былины и т.д., где это понятие, „жид”, является одним из смыслообразующих.
- Кстати, слова „жидовин”, „жидовский” и т.п. до сих пор используются в православном богослужении.

Жид в русском языке - это не обязательно иудей

- Жид, это ещё и синоним слова „скряга”
- Образ, конечно, негативный, но ведь и реальная жизнь не состоит лишь из одного позитива, не так ли?
- И в русском языке слово „жид” совершенно не обязательно привязывалось к евреям
- Яркий пример - известная поговорка „Родом дворянин, а делами жидовин”.
- Так что не по происхождению, не по одёжке, не по паспорту, а по делам судить людей надобно.
- И совсем уж непонятно, отчего иудеи примеряют слово „жид” исключительно к себе?
- отчего от нас навязчиво отрывают целый пласт нашей речевой культуры?
- На свете много щедрых иудеев, жертвующих честным ростовщическим трудом заработанные деньги
- на финансирование различных некоммерческих организаций, разных НКО-НГО.
- Значит не все иудеи - скряги.
- Поэтому им не следует обижаться на употребление русскими древнего славянского слова „жид”.

РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ О ЖИДАХ

1. ВЕРОУЧЕНИЕ ЖИДОВ

Под одним Богом с жидом ходим, да не в одного веруем.
Все люди, как люди, один жид в ермолке.
Жид просится в рай, а сам смерти боится.

2. НРАВСТВЕННОСТЬ ЖИДОВ

Для жида душа - дешевле гроша.
Не ведает жид, что такое стыд.
В чем Иван покается, в том Абрам похвалится.
Жид, как бес - никогда не покается.
Жидовский дом, что Содом, а двор, что Гомор!
Глаз жида не знает стыда.

3. ЖИДЫ - СЛУЖИТЕЛИ САТАНЫ

Жидовская синагога - есть жилище демонов (Св. Иоанн Златоуст).
Жиды - видимые бесы (Св. Кирилл Александрийский).
Бесы и жиды - дети сатаны.
У жида и бес в няньках служит.
С жидом знаться - с бесом связаться.
Не надо и беса, коли жид здеся.
Нет беса в доме - прими жида!
Жид в хату. Ангелы из хаты

4. ЖИДЫ - ВРАГИ ХРИСТИАН

Крик жидов Христа распял.
Потому жид и беден, что у него Бога нет.
Бог жида хранит, а жид Его бранит.
От жида и Бог рыдал.
Что Богу угодно, то жиду непригодно.
Бог с милостью, а жид с лихостью.
На жидовскую мудрость есть Христова премудрость.
Отольются в аду христьянские слезы жиду.

5. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА ЖИДАМИ

Жид крещеный, что волк прирученный
Жид крещеный, что вор прощеный.
Жид крещеный, что недруг примиренный.
Жид крещеный, что конь леченый.
Жид и кадилом хлеб добудет.
Жид и ладаном готов надымить, только бы деньгу добыть.
Молебен жидом пет, а пользы все нет.
Жид христианство принимает, коль доход его прельщает.
Чтобы выгоды добиться - жид всегда готов креститься.

6. ЖИДЫ - РАЗВРАТИТЕЛИ ХРИСТИАН

Что Богу грешно, то жиду смешно.
Тогда жида смешишь, когда Бога гневишь.
С жидом поведешься - грехов наберешься.
Жид не силой берет, а искушением.
Жид христианку соблазняет, а в жены брать - закон мешает.
Жидовские дети, как крысы в клети: и добру навредят и детей развратят.
Мужик сделан, что овин, а сбойлив, что жидовин!
Где жид, там и взятка - такова его повадка.
Жид водкой угостит, а потом и опоит.
У жида уже твой грош, ну а ты всё пьешь и пьешь.
У жида твоя копейка, ну а ты еще попейка!
На всякого мирянина - по семи жидовинов.
Жида - не понять, пока шкуру овечью с него не снять.

7. ВНЕШНИЙ ВИД ЖИДОВ

И по роже знать, что Абрамом звать.
Жид не сам себе нос ковал, его жиду Бог давал.
У жида от христианки - все пейсаты обезьянки.
Каков жид, такова и его вонь.
У жида такая рожа, что сама напрашивается.
Затем жиды с рожи на нас не похожи, чтоб мы не ошиблись.

8. ХАРАКТЕР И ПРИВЫЧКИ ЖИДОВ

Жид и мертвый из петли вывернется.
Пятки у жида не зябнут никогда.
У жида, как у гуся, пятки не зябнут.
Жид постится не духом, а брюхом.
Жиды скоромничают, аки собаки.
Жиды едят, как паны, а сорят, как свины.
Пархатому жиду, что шелудивому псу - почесуха кстати.
Каков жид, такова и его жена.
Пустил жида в хату на денек, да за год не выгонишь.
Жид скажет, что бит, а не скажет за что.
Крик стоит, как в жидовской школе.
Чего раззвенелись, как жидовский бубен?
Жид, как свинья: ничего не болит, а все стонет.
Жид, как свинья: ничего не болит, а все визжит.
Хотя жид и не тужит, да все брюзжит.
Жиду и Бог не угодил.

9. СОВМЕСТНАЯ ЖИЗНЬ С ЖИДАМИ

Тяжко жить, где жид набежить.
Рядом с жидом - не житьё, а вытьё.
Жида приютить - волка в хлев пустить.
Хорош был дом, да жид вселился в нём.
С жидом кашу варить - себя отравить.
С жидом упился - слезами похмелился.
С жидом водиться - что в крапиве возиться.
С жидом дожил до того, не осталось ничего.
Как с жидом поживут, так с плота воду пьют.

10. БЕДЫ ОТ ЖИДОВ

Где жиды, жди беды!
Где хата жида, всей деревне беда.
Жидовин шинкарит (торгует спиртным)- ковшом беду варит.
Жид да беда - не разлей вода.
Нету роз без шипов, и нету бед без жидов.
С жидовином пойдешь - на беду набредешь.
Сел с жидом пировать, встал один горевать.
Грех к жиду обратиться, век придётся платиться.
Про жида кабы знал, то б сейчас не стонал.

11. ЖИДОВСКОЕ ВЕРОЛОМСТВО

Жид вслух божится, а про себя отрекается.
Жид, что ворона - мужику не оборона.
Коль набор (в армию) жиду грозит - за границу он скользит.
Любят в плен жиды сдаваться, чтоб врагу потом продаться.
На жида надеяться, как на вешний лед.
Жид, хоть и не зверь, а ему не верь!
Жиду верить - воду ситом мерить.

12. ЖИДЫ - МИРОЕДЫ

Жиды - это городские звери (преп. Макарий Великий).
Русский вор лучше жида судьи.
Жидовское племя - сорное семя.
Не народ гибнет, а жиды губят.
Жид живет - хлеб жуёт, да не жнёт.
Жид жрёт, а русский мрёт.
От жида жди вреда.
Жид и сам тонет, и других топит.
Где жид лисой пройдет, там три года куры не несутся.
У жида лечиться - смерти покориться.
От жидовского зелья и порча живёт.
У Бога выслужишь, а у жида - никогда.
Жид ищет прибыли от нашей гибели.
Не жди от жида прибыли, а жди от него гибели!
Жид не по лесу ходит, а по людям.
У рака мощь в клешне, а у жида в мошне (кошельке).
Силен жид так, как силен его батрак.
Жид за ломоть заставит месяц молоть.
Русская смерть жиду в прибыток.
Ненасытный жид чужой бедою сыт.
Всякий жид бедою нашей сыт.
Не ищи жида - сам придет!
Около жидов богатых все мужики в заплатах.
Ожидать от жида толку - положить зубы на полку!
Жид и без зубов кусает.












Дай жиду потачку, запряжет он тебя в тачку!
Жиды - плуты, наложат лишь путы.

Дай жиду волю, заберет в неволю!


13. ЛЕНОСТЬ И ТУНЕЯДСТВО ЖИДОВ

Жид - суетливый бездельник, только небо коптит.
Жид в работе, что журавль на болоте.
Жида учить, что лес боронить.
В работе заяц, в еде жидовин.
Жид работает, да только брюхом.
Жид, как воробей: где б ни сел, там и клюёт.
Жид хлеб жрёт, а креститься не могёт.
Жид языком машет, а мужик на него пашет.
Чай жидовин устал, на мужике сидя?
Жид бы деньги жрал, кабы мужик ему хлеба не дал.
Жид, что жернов - что под него попало, то и мелет.
Жид, как ржавчина, грызет железо.
Жид разъелся, как вошь в паршах.
Жид не волк - в пустой сарай не лезет.
И жиду удается, как червяку на веку.
Жидовские руки чужие труды любят.

14. ОБЩИЕ ДЕЛА С ЖИДАМИ

Около жида потрешься - бесовского наберешься.
Жидовские дела, что сажа бела.
Что в руки жида попало, то и пропало.
Жид в деле, как пиявка в теле.
Кто за жидом пойдет, тот добра не найдет.
Купил у жида лихо за свои гроши.
Ты у жида в похвале, пока при капитале, а как он обобрал, так тебя же из дому погнал.
Жидовин дает, а дурак берет.
От жидовского добра никому нет добра.

15. ДРУЖБА С ЖИДАМИ

Бог не велит с жидом дружить.
Тот Богу неприятен, кто жиду приятель.
Родом дворянин, а делами жидовин.
Не мешаются жиды с самарянами, зато часто с дворянами.
Свяжись с жидом - сам жидом будешь.
Кто дружбы жидовской минет, тот со свету не сгинет.
Любовь жида - хуже петли.
Жида дружбой не купишь.

16. СЛУЖЕНИЕ И ПОТВОРСТВО ЖИДАМ

Служба жиду - на радость бесу.
Кто служит жиду - принесёт беду.
Жиду поклониться - пополам переломиться.
Послужить жиду - предать своих врагу.
Жидовские прислужники - всем своим недужники.
Жиду потакать - что самому воровать.
Кто у жида покупает, тот своим могилу копает.
Кто жиду попускает зело, тот сам творит зло.

17. СОЛИДАРНОСТЬ ЖИДОВ

Жид за жида - порукой завсегда.
Жид с жидом знаются, друг на друга ссылаются.
Жид жида хвалит, а христианам беды ладит.
Беды, как жиды, вереницами ходят.
Жид, что крыса - силен стаей.
За компанию и жид удавился.

18. ЗЛОБА И МСТИТЕЛЬНОСТЬ ЖИДОВ

Нет рыбы без кости, а жида без злости.
С чем цыган на жида нагрянул, с тем и отпрянул.
Кто жида проведёт, и трех дней не проживёт.

19. ЛЕСТЬ И ЛИЦЕМЕРИЕ ЖИДОВ

Лихва да лесть - жиду в честь.
Коль жиды любезны, доведут до бездны.
Жид лясы точит, да людей морочит.
Коли жид егозит (юлит) - провести норовит.
Жидовская похвала хуже поношения.
Верь своим очам, не жидовским речам.

20. ЛОЖЬ И КОВАРСТВО ЖИДОВ

В том правда, что от жида вся неправда.
В жидах лжи, что в полях ржи.
Мы поля сеем рожью, а жиды все вокруг ложью.
Жид немало сулит, да мало даст.
Язык жидовский всегда врет, будто редьку трет.
У жида два языка - один Богу досаждает, а другой христиан дурачит.
Жид обманом города берет.
Жид обманом сыт.
Слушать жида можно, да верить невозможно.
Тогда жид не соврет, когда бес помрет.
Жид правды боится, как заяц бубна.
Жид правду золотом засыпает, да она всплывает.
Тогда на свете рай будет, когда жид правду скажет.

21. ВОРОВАТОСТЬ ЖИДОВ

Жид языком речист, да на руку нечист.
Знает всякий жидок, что слаще краденый медок.
Жид мнит, что не крадёт, а своё берет.
Жид не горюет, когда у нас ворует.
Жиду, что вору, все в пору.
Пусти жида во двор - не узнаешь кто и вор!
Где село ожидовело, там запор - святое дело.
Коли жид манит, твоего хочет.
Всякий жид в наш карман глядит.

22. АЛЧНОСТЬ ЖИДОВ

Жида, как дырявый мешок, никогда не насыплешь.
Жид глядит лисой, да пахнет волком.
Жид пошлет тебя на лед, ну а сам пойдет на мед.
Когда плачешь от радости, жид плачет от зависти.
На что жид глянет, то враз и завянет.
Жид выманивает грош, мужику оставит вошь.
Меняючи только жид разживается (да и то на три дня).
Жид алтыном воюет, а без алтына горюет.
Чтут жиды жидовского бога Мамона.
По вере жидовской - деньги не пахнут.
Жид и во сне деньги считает.
Жид в гроб уже смотрит, а деньги все копит.
Жид в могилу уж глядит, а над каждой копейкой дрожит.
Жид за копейку удавится, а нам все рай сулит.
Держи копеечку, чтоб к жиду не укатилась!
Всякий жид бескорыстен на вид.
Не тот жид, кто еврей, а тот жид, кто жид.
Как жид обманет - пожидеет в кармане.
Тогда с жидом разбогатеешь, когда на ладони волосы вырастут.
И так бывает, что жида жидом обзывают.
Не златом, как жид, но молитвой будь жив!

23. СКУПОСТЬ ЖИДОВ

На жида, что на яму, не напасешься хламу.
И у сытого жида всегда голодны глаза.
Жид рожей не казист, да мешком харчист.
В доме у жидка и кашка жидка.
У жида бес в подкладке, да сатана в заплатке.
Должен жид, не спорит, да отдаст не скоро.
Лучше с христианином потерять, чем с жидом найти.
С жидом найдешь, да не разделишься.
Жид поделится грушами, когда они на сосне вырастут.
Подарил жид кукиш, чего хочешь, то и купишь.
Жид подаст одному ничего, а другому - меньше того.
Жид помирает - все кругом хватает.
Пожили, как братья, да посчитались, как жиды.
Жид и Богу за чужой счёт угодит.

24. ЛИХОИМСТВО ЖИДОВ

Жид проценты засевает, да лихву пожинает.
Жидовский кредит нам немало вредит.
Дорожку жидам денежка прокладывает.
Не истребить жидву - не извести лихву!
Жид-ростовщик в аду каленые пятаки руками считает.

Слава тебе, Боже, что я жиду не должен!
Жиды - плуты, налагают путы.

25. ЗАКАБАЛЕНИЕ ЖИДАМИ

Где жид проскачет, там мужик плачет.
Мужик и хлеба не ест, а жид и мужика съест.
Саранча урожай пожрет, а жид последнюю рубаху сдерет.
С жидовином поводишься нагишом находишься.
Каковы жиды - догадаешься, когда сам изголодаешься.
На Руси от голоду не мерли, пока жиды не приперли.
Самый лучший еврей - нам злой лиходей.
Попадешь жиду в руки - натерпишься муки.
Кому Бог не Господь, тому господин - жидовин.
Жид разорил - на всю жизнь закабалил.
От жида терпеть - есть кому, а пожаловаться - некому.
Если жид тебе дал, то весь век ему должен будешь.
Лучше своя хата, чем жидовская палата.
Дай жиду потачку, запряжет тебя в тачку!
Кто жиду волю дает, тот сам себя продает.
Дай жиду волю, заберет тебя в неволю!
Штыком шведа, да француза, а жида на шею?

26. ВЛАСТОЛЮБИЕ ЖИДОВ

Жид льстив в бедности, нахален в равности, изверг во власти.
Назови жида братом, он и в отцы лезет.
Дай жиду волю, он захочет боле!
Не дашь жидам волю - не встретишь горькую долю.
Не предашься жиду, нет и власти ему!
Как жид за дудку берется, так плясать неохота.

27. НЕИСПРАВИМОСТЬ ЖИДОВ

Жида нянчить - не унянчить.
Проще козла живого сожрать, чем жида переделать.
Из жида паршивого всю паршу не выколотить.
Кощей (Кош) бессмертный - вечный жид кошерный.
Пиявка насосется и отвалится, а жид - никогда.
Жид кровь сосать престанет, когда дышать устанет.
Нет хороших жидов, как нет хороших крыс.

28. КАК БЕРЕЧЬСЯ ОТ ЖИДОВ

Сказал бы словечко, да жид недалечко!
Богу молись, да жида берегись!
Не страшен жид, пока на свет не родился.
Жид хорош только в могиле.
Мертвый жид никого не укусит.
Бойся жида пуще огня: огонь вода потушит, а жид тебя задушит!
Не жид убил, а страх задавил.

29. КАК ИЗБАВЛЯТЬСЯ ОТ ЖИДОВ

Чтоб не пришла на Русь беда, не разоряйся у жида!
Жидовского добра в дом не бери и с жидом не говори!
Не кланяюсь жиду: свой урожай жду.
Чтоб жида извести - надо дел с ним не вести.
Когда жид на селе показался, то язык привяжи, а собак с цепи спусти!
Жид боится воды крещенской, да дубины деревенской.
От жида одно худо, оттого ему остуда (наказание).
Святым кулаком да по жидовской шее.
Жиду в морду двинешь - на весь мир вой подымешь.
Хочешь жить тогда гони жида!
Жида битьем не выгонишь.
Не бей жида дубьем, а бей его рублем!
Гони жида не молотом, а голодом!
Жиды, что комары, кусают до поры.
Там хорошо, где жидов нету.
Тогда рай настанет, когда жидов не станет.
Чтоб не прогневался Бог, не пускай жида на порог!
Гони жида не в селе, а гони его в себе!
Что Божья воля нам, то горе жидам.
Мудрись не жидовским умом, а Божьим судом!
От жидов ограждение - половина спасения.
_________________________________________________

Евреи древний народ семитского происхождения, живущий во многих странах мира. В конце 19 века евреи, проживавшие за границей, положили начало сионизму — движению за образование еврейского государства в Палестине. На эту территорию стали эмигрировать евреи, что послужило поводом для возникновения напряжённости между ними и палестинскими арабами. С 1948 года существует еврейское государство Израиль. В последующие годы, иммигранты, прибывавшие в страну, привнесли туда свои многочисленные таланты и ремёсла. В Израиле развились новые технологии и методы ведения хозяйства. Общая численность евреев в мире — около 13 миллионов человек, из них около 40 % живут в Израиле. Израиль — часть исторического региона Палестина. В настоящее время под словом «Палестина» подразумевается большая часть территории Израиля, однако древняя Палестина простиралась гораздо дальше на восток. Палестину называют Священной Землёй, где возникла и еврейская, и христианская веры. Традиционной религией евреев является иудаизм.

____________

Д ве руки служат одной голове.

Ум от бороды не зависит.

Горбатый вынужден носить свой горб.

В колодец, из которого пил, не кидай камень.

Низкие двери научат нагибаться.

В колодец ведро — за ним и верёвка.

В споре нужно выслушать обе стороны.

Вылезло шило из мешка.

Глупый верит всякому слову.

В беде нога не хромает.

Голодная собака и камни ест.

Неприятно слышать советы глупца.

Гордость, обедающая с тщеславием, ужинает с бедностью.

Две в одном кошельке издают больше шума, чем сто монет. (древнееврейская)

Самое красивое лицо — лицо друга.

Если сегодня ты не идёшь к стоматологу, то завтра побежишь. (современная)

Жениться и умереть никогда не поздно.

Неприятно видеть прореху на одежде.

И правитель нуждается в советах.

Конец для вора – повешение.

Глупость написана на лице.

Кто взобрался слишком высоко, может только полететь вниз.

Кто даёт — не должен помнить об этом, кто берёт — не должен об этом забывать. (древнееврейская)

Кто честен в перуте, тот честен и в динаре. (древнееврейская)

Если торгуешь мёдом, — ты лизнёшь его.

Лучше перебиваться с хлеба на воду, чем объедаться курицей и прятаться от кредиторов.

Не радуйся падению твоего врага, но и не торопись помочь ему подняться.

Глаза всевидящи, но иногда их стоит прикрывать.

Невозможно двум царям один венец носить. (древнееврейская)

Немало было жеребят, кожа которых пошла на чапраки* для их матери (*чапрак — подстилка под седло) (древнееврейская)

Неспособный выдержать плохое, не доживёт, чтобы увидеть хорошее.

Неспроста пошёл скворец к ворону.

Кто ждёт погожего дня, — тот дождётся.

Ни бранью, ни смехом нельзя изменить мир.

Потрись о горшок — сам чёрным станешь.

Беги за котом — он тебя на крышу заведёт.

Никогда не доверяй человеку, который скрывает от тебя все свои радости.

Обо всех невестах говорят, что они – красавицы, обо всех покойниках – что они были хорошими людьми.

Одну верёвку развяжешь — развяжутся многие. (древнееврейская)

От губ до сердца очень далеко.

Подарок дают человеку с тем, чтобы приблизить его, а милостыню — чтобы от него отвязаться.

У невзрачной птицы красивая песня.

Постереги для меня и я постерегу для тебя.

Пусть виноград молится о благополучии своих плетей.

Сердце зорче глаз.

Стремись только к хорошему: плохое придёт само.

Там, где нет людей, постарайся быть человеком.

Если борода горит, горячо и во рту .

У верующего еврея нет вопросов, а у неверующего нет ответов.

Когда стучат по столу, отзываются ножницы.

Привязанная коза пасётся на месте.

Укради хотя бы и у вора — и войдёшь во вкус воровства. (древнееврейская)

Десять причин убеждают меньше, чем одна.

Человек – не более, чем человек, а иногда и того меньше.

Ягнёнок сказал овце: «Твоя задница видна».

Честный человек спокойно спит ночью, нечестный — терпит бессонницу.

Чужие несчастья легко пережить.

Когда бьют по холодному камню, вылетает горячая искра.

.

На этой странице: мудрые народные еврейские пословицы и поговорки.

.

Странствует по миру, проникая из одной национальной культуры в другую, пересекая государственные границы, моря и океаны. Сегодня трудно установить, когда еврейские пословицы и поговорки «обрусели», «онемечились» или «ополячились», но, несомненно, многовековая мудрость «вечных странников» повлияла на обиходную речь самых разных этносов, располагающихся в обоих полушариях планеты. Не всегда люди, употребляющие крылатые выражения, сами догадываются, на каком языке они прозвучали впервые.

Кто такой шлимазл

Первое, чем подкупают еврейские пословицы, так это самоироничностью. Умение подшутить над собой - признак мудрости, и этот проявляется в народном творчестве наиболее ярко. Героем многих поговорок является некий «шлимазл». Это слово означает, вообще говоря, неудачника, к тому же недалекого и обладающего многими другими личностными пороками. «Шлема» (сокращенное обозначение) бывает жадным, глупым, у него никогда ничего не получается. Если шлимазл торгует снегом - выдается теплая зима, если водой - случается засуха. Он порой хорошо говорит, но лучше бы молчал. Из двух зол шлимазл умудрится выбрать оба. Он не доживает до удачи, потому что не может перенести бед, падает к чьим-то ногам, и ему непременно наступают на голову. Он говорит правду наполовину, и получается ложь. В общем, если некоторые еврейские пословицы смешные, то это оттого, что в них присутствует шлимазл: над ним всегда можно потешаться. Главное - не увлекаться излишне и не стать таковым самому.

О мудрости

Сами по себе изречения, употребляемые к месту, являются своеобразным концентратом мудрости, накопленной за долгие столетия. Неудивительно, что среди них немалую долю составляют те, в которых дается определение разумности и, напротив, глупости. При этом важно, что мудрость отнюдь не всегда отождествляется с Так, одно из изречений гласит, что наличие седых волос свидетельствует о старости, а не об уме. Впрочем, в другом утверждается, что человек пожилой видит хуже, но все же больше. Видимо, сказывается накопленный опыт. Поучителен также призыв не быть чересчур сладким (съедят), но и в горькости также нежелательно перестараться (выплюнут). Представлена и антиалкогольная тематика: «тайна уходит, когда вино входит». Эти прекрасные еврейские пословицы могут показаться слишком простыми, мораль их чересчур очевидна. Но мудрости от этого в них не меньше. Ведь и очевидные правила поведения, к сожалению, соблюдают не все.

О семье

Иногда можно услышать расхожую фразу: «Ушла любовь!» «Так, значит, она и не начиналась!» - объясняет одна из поговорок такое явление. Еврейские пословицы, посвященные лирической теме, разнообразны и по тематике, и по направленности. Их диапазон широк - от романтизма (где любовь, там нет греха, и наоборот) и до сухой практичности (из самой сладкой любви не сваришь компот). Для кого хороши все невесты? Для свахи! Даже старая дева становится молодой женой, после своей свадьбы, конечно. Что может быть святее мамы для правильного еврея? Ее посылает Бог туда, куда сам не успевает. А Адаму крупно повезло: тещи у него не было. Скверная жена бывает хуже дождя, ведь он домой гонит, а она, наоборот, выставить за порог норовит.

О словах

Евреи, как правило, поговорить любят. Молчунов среди них мало, каждому хочется сказать что-нибудь умное. Невзирая на распространенное мнение о поголовной мудрости богом избранного народа, получается это далеко не у всех. Еврейские пословицы предупреждают об опасности излишнего многословия. «Молчи, если нечего сказать!» - вроде бы тоже ничего особенного, и тем не менее если бы все поступали так… «Сначала детей учат говорить, а потом молчать» - отличное обобщение педагогических методов.

У человека один рот и два уха. Это анатомический факт. Значит, слушать нужно вдвое чаще, чем говорить.

И еще: не стоит доверять тому, кто о своих бедах говорит охотно, а радости скрывает. очень тонкое, и каждому такой совет может быть полезен.

О деньгах и вечных ценностях

Еврейские пословицы и поговорки, касающиеся материальных вопросов, столь же разнообразны, как и все остальные.

Стоит переломить еще один устоявшийся стереотип о каком-то особом сребролюбии евреев и особой коммерческой жилке, присутствующей чуть ли не в каждом иудее от рожденья. Но что мы видим? На самом деле бедности уделяется не так много внимания, она не считается ни пороком, ни достоинством, по крайней мере, так думали евреи, сочинившие пословицы.

Да, деньги они любят, а кто нет? Не так хорошо с ними, как плохо без них! И проблема, которую можно разрешить, заплатив, называется не бедой, а расходами. Но дело не в деньгах, а в том, чтобы они были. И для этого нужно не просто их копить, а получать знания, с помощью которых их всегда можно заработать. Легко носить на плечах умную голову, и никто не отнимет ее у тебя, разве что снесут, но тогда уже все равно…

Опять же, куда лучше, когда работа ищет тебя, чем если ситуация противоположная. Есть в бедности и свои хорошие стороны. Человеку небогатому труднее согрешить, его Бог бережет от соблазнов - они, как правило, стоят дорого. И примечательно, что ума всем хватает, это на недостачу денег жалуется большинство людей.

И много ли иль мало их, а жить нужно. Хотя бы из любопытства. Интересно же, а что будет дальше?

Всякое-разное

Еврейские пословицы порой очень трудно поддаются классификации. К примеру, утверждение о том, что отдельно взятая борода выглядит куда хуже безбородого еврея. О чем это? А достаточно вспомнить, что были ведь когда-то погромы…

Или поговорка о том, что за великие дела люди берутся от безделья. И о двух дерущихся за шапку, и третьем, кому она достается. И о том, что смерть от смеха предпочтительнее кончине от ужаса. И о том, что слово «опыт» - синоним человеческих ошибок. А люди издалека все выглядят неплохо.

Ирония еврейских пословиц и поговорок проявляется и в некотором пессимизме, за которым все же угадывается надежда. «Не следует сетовать на отсутствие перемен: можно немного подождать, и станет хуже». И следом: «Лучше хоть какие перемены, пусть и к худшему, чем вовсе никаких».

С Богом шутить не стоит, но евреи умудряются делать и это. Всевышнего люди гневают грехами, а окружающих - благодетелями. Бог ведет себя как отец, а судьба - как злой отчим. И молитва-просьба к нему - помочь поднятья, ведь падать человек умеет и сам.

В общем, пословиц евреи сочинили много. Касаются они всех сторон жизни, поэтому, почитав их, можно обогатиться, по крайней мере, духовно, а там кому как повезет. Однако не стоит верить источникам, печатным или электронным, предлагающим вниманию заголовки вроде «35 еврейских пословиц, самых лучших и наимудрейших». На самом деле их намного больше.

Пословицы о евреях

Вот что говорил и говорит о евреях простой русский народ (почти все пословицы взяты из книги В. Корчагина "Суд над академиком" ):

Черти и жиды - дети Сатаны.

Льстив жид в бедности, нахален в равности, изверг при властности.

Не ищи жида - сам придёт.

Жид не волк - в пустой сарай не заберётся.

Жида, как дырявый мешок, никогда не насыплешь.

Жид крещёный, что вор прощёный.

Чтобы выгоды добиться, жид всегда готов креститься.

Любят в плен жиды сдаваться, чтоб врагу потом продаться.

Жид, как свинья: ничего не болит, а всё стонет.

Жид скажет, что бит, а за что - не скажет.

Жидовские дети хуже, чем крысы в клетке: и добру навредят, и детей развратят.

Жид хоть и не зверь, а ему не верь.

Жиду верить, что воду ситом мерить.

У жида два языка - один богу досаждает, а другой людей дурачит.

Жид обманом сыт.

Жид правды боится, как заяц бубна.

С жидом знаться - с чёртом связаться.

Жид в деле, как пиявка в теле.

Пока при капитале - у жида ты в похвале; как он тебя обобрал, так тебя же из дому погнал.

Кто у жида покупает, тот себе могилу копает.

Жидовского добра в дом не бери и жиду правды не говори.

С жидом найдёшь, да не разделишься.

Жид разорил - на всю жизнь закабалил.

Русский вор лучше еврейского судьи.

Кто служит жиду - не минует беду.

Легче козла живого сожрать, чем жида переделать.

У жида и черт в няньках служит.

Саранча урожай пожрёт, а жид последнюю рубаху сдерет.

Жид водкой угостит, а потом и споит.

Где жид проскачет, там мужик плачет.

Около жидов богатых все мужики в заплатах.

У жида лечиться - смерти покориться.

Жид, что ворона, - мужику не оборона.

Стерегись жида пуще огня: вода огонь потушит, а жид тебя задушит.

Где хата жида, там всей деревне беда.

Чтоб не прогневался бог, не пускай жида на порог.

Жид в хату, ангелы из хаты.

Жид, что крыса - силён стаей.

Нет рыбы без кости, а жида без злости.

Кто жиду волю даёт, тот сам себя продаёт.

Дай жиду потачку, всю жизнь будешь таскать для него тачку.

Любовь жида хуже петли.

Жиду в морду двинешь - на весь свет вой подымешь.

Жид хорош только в могиле.

Хочешь жить - гони жида.

Русские с сошкой, а жиды с ложкой.

Не умеешь шить золотом, так бей жида молотом.

Жид - что уголь: не обожжет, так замарает.

С жидом разговориться, что яду напиться.

Раз солгал - навек жидом стал.

За жидовским языком не поспеть и босиком.

Я жиду по секрету, а он по всему свету.

С жидом дружись, а за топор держись.

Искру туши до пожара, жида души до удара.

Хочешь с жидами покою - готовься к бою.

Жид и в будни пирует, русский и в праздник горюет.

На языке жида мёд, а под языком лёд.

Хвостом жид виляет, а зубы скалит.

Не подпускай вора к ниве, а жидов к России.

Кто жида боится - невелика птица. А вот кто жида порубил, тот страх загубил.

Грозен жид за горами, а грозней за плечами.

Сколько жидов - столько врагов.

На жида и вилы ружье.

Жиды да черти одной шерсти.

Жида любишь - Родину губишь.

Обратите внимание на следующее, уважаемый читатель. Ни одному другому народу не посвящего столько пословиц и поговорок, сколько евреям. Их больше, чем пословиц и поговорок, посвященных другим нациям и народам, вместе взятым. А отношение к евреям? У русских нет ни одной поговорки, где о евреях было бы сказано хорошо . Вообще ни одной. И это за многие века общения с ними.

Какие же черты выделаются в пословицах и поговорках, как наиболее типичные для жидов? Все строго по талмудистике: наглость, лесть, неуемная жадность, лицемерие, взятка, обман, нечистоплотность в обеих смыслах, двуличие, аморальность, бездуховность, жестокость, безпощадность, крысиные повадки, неспособность на искреннюю дружбу и любовь.

Естественно, жидокоммунистическая цензура постаралась все эти пословицы вытравить из народного фольклора (их можно найти только в дореволюционных изданиях). Но у них ничего не вышло. Эти пословицы в ходу и в наше время.

Хотелось бы отметить еще вот что. В дореволюционных изданиях "Толкового словаря русского языка" Владимира Даля дается понятие слова "жид" - самое негативное. А Владимир Даль был великим и честнейшим человеком, не способным ни на какие извращения. По специальности он был врачом. На его руках умер Пушкин. По поводу жидов Владимир Даль так же приводит несколько пословиц и поговорок.

В советских изданиях Владимира Даля нет слов "жид" и "еврей" . Почему? Да потому, что при Владимире Дале было в ходу слово "жид". Народ не знал слова "еврей". Поэтому Владимир Даль его и не выделяет в своем словаре. В советских же изданиях слово "жид" было выкинуто, а слова "еврей" у Владимира Даля нет. В итоге не оказалось ни того, ни другого. Хотя слово "жид" известно более тысячи лет. Например, в русских былинах Хазария зовётся "великим жидовином" .

О еврейской мудрости целые народы складывают легенды. И это не удивительно, ведь именно евреи считаются самыми предприимчивыми и хитрыми людьми, которые могут извлечь выгоду для себя практически из любой ситуации. Как бы кто ни относился к этому народу, но нельзя отрицать, что еврейской мудростью пользуется практически каждый человек на земле. Вы не верите? Тогда задумайтесь, сколько еврейских пословиц и поговорок вы знаете. Наверняка в вашем арсенале найдется хотя бы пара фраз, которые приписываются людям этой национальности. А ведь именно в пословицах хранится и передается мудрость предков. Евреи осведомлены об этом очень хорошо, поэтому практически на любую жизненную ситуацию они могут произнести ту или иную фразу, которая будет отражать суть проблемы. Сегодня наша статья посвящена еврейским пословицам, коих у этого народа за сотни лет набралось предостаточно.

Несколько слов о культурных традициях

"Дети Израиля" относятся к самому удивительному народу на нашей планете. Только вдумайтесь - они около двух тысяч лет не имели даже собственной территории, но это не помешало им сохранить в неизменном виде свой язык, культуру и традиции. Культура еврейского народа до сих пор является яркой и самобытной, к тому же она оказывает влияние на многие другие этносы. Трудно выделить основные традиции этого народа, ведь все они считаются важными и неукоснительно соблюдаются всеми членами семьи. Но мы все-таки постарались выделить те моменты, которые наиболее точно характеризуют детей Израиля:

  • Еврейский лунный календарь. Несмотря на то, что евреи используют принятый всеми григорианский календарь, вся их жизнь подчинена лунному. От него зависят не только крупные религиозные праздники, но даже простейшие домашние дела. К примеру, национальный календарь может регламентировать время приготовления пищи или дату приема гостей.
  • Священный день. Многие туристы, которые побывали в Израиле, знают, что в субботу ни один уважающий себя еврей не станет работать. Этот священный день предназначен для отдыха и общения с Богом, поэтому субботний труд не принесет денег и удовлетворения, скорее наоборот - он сулит серьезные потери.
  • Еврейский Новый год. У израильтян довольно много интересных и необычных праздников, наступление которых регламентирует лунный календарь. Ярче всего отмечается Новый год, который празднуют в период с пятого сентября по пятое октября.

  • Любовь к книгам. Этим отличаются практически все евреи без исключения, они годами собирают свои сокровища и часто перечитывают любимые моменты. Если в вашем окружении есть друг еврей, тогда вы точно знаете, что он ни при каких обстоятельствах не расстанется со своими книгами.
  • Еврейские пословицы. Они являются неотъемлемой частью культурных традиций израильского народа. Трудно сказать, когда именно они возникли, но сегодня их можно применить практически к любой сфере жизни или возникшей ситуации.

Характерно, что с помощью этих мудрых пословиц можно многому научиться и взглянуть на происходящее под иным углом.

Значение пословиц и поговорок

Многие люди недооценивают народную мудрость, которая содержится в пословицах, но только не евреи. Еврейские пословицы передаются из поколения в поколение, а в некоторых семьях существуют даже свои поговорки, являющиеся достоянием целого рода.

Примечательно, но лингвисты считают, что по различным народным поговоркам можно составить представление об основных характерных чертах целого этноса. Это касается и еврейских пословиц. По ним может сложиться мнение, что "дети Израиля" обладают следующими чертами:

  • безмерным уважением к женщинам (особенно почитаемы у евреев матери);
  • умением извлекать финансовую выгоду даже из заведомо провальных проектов;
  • соблюдением традиций;
  • почитанием своего Бога и религиозных праздников;
  • уважением к чужому труду и достатку;
  • способностью использовать других людей для своих целей;
  • талантом к торговле.

Конечно, это далеко не полная характеристика израильского народа, но благодаря еврейским мудрым пословицам любому человеку приоткрываются его главные тайны. В следующих разделах статьи мы представим вашему вниманию подборку афоризмов, касающихся различных ситуаций.

Еврейские пословицы про деньги

Доллары, шекели, рубли - это то, что безгранично уважает еврей любого возраста и социального статуса. И дело вовсе не в том, что многие считают израильский народ безмерно жадным и скупым. Просто в крови евреев заложено большое трудолюбие, каждое жизненное достижение дается им с трудом. Большая часть «детей Израиля» из поколения в поколение занимается делом своих предков и знает, что каждый шекель зарабатывается с огромным трудом. Поэтому и не станет еврей кичиться своим доходом или спускать состояние на ветер, ведь так он отчасти теряет связь с предками и уважение целого рода.

При этом хорошее финансовое состояние никогда не становится самоцелью для «детей Израиля». «С деньгами не так хорошо, как без них плохо» - эта поговорка отлично иллюстрирует предыдущую фразу. Ведь, с одной стороны, финансы и их приумножение является очень серьезным ежедневным беспокойством человека, но и без нужного количества денег жизнь теряет свои краски и превращается в череду серых и бессмысленных будней.

Большинству израильтян отлично знакома фраза:

Благодаря ей становится понятнее, почему для израильского народа характерно любыми способами избегать лишних трат.

Глубокий смысл несет следующая поговорка - «Если бы благотворительность ничего не стоила - все бы были филантропами». Многие считают, что она ярко иллюстрирует жадность евреев. Однако специалисты утверждают, что данная фраза говорит о том, что всякая благотворительность является делом обдуманным и никогда не совершается наобум.

Еврейские пословицы о жизни

«Дети Израиля» не мыслят ни дня своей жизни без Бога. На Него полагаются во всех ситуациях, просят помощи и поддержки. К примеру, так выглядит весьма распространенное выражение:

Или еще одно:

Подобные выражения весьма характерны для израильского народа, который живет с оглядкой на Всевышнего.

Многие отмечают осторожность евреев в общении. На этот счет у них существует своя поговорка - «Издали все люди неплохие». Это можно понимать двояко. С одной стороны, как совет не сближаться с людьми, чтобы не ошибиться в них. А с другой, как простую житейскую мудрость, которая гласит, что нельзя судить о людях по первому впечатлению - всегда нужно стараться заглянуть гораздо глубже в душу, чтобы хорошо понять ту или иную личность.

Достаточно много пословиц еврейского народа касаются стариков. Они находятся в почете, и часто к пожилым людям приходят за советом независимо от ситуации. В Израиле можно услышать, что, старея, человек видит хуже, но больше. Ведь возраст у многих народов ассоциируется с мудростью и опытом, а они неоценимы для молодого поколения.

Однако не стоит целиком и полностью доверяться словам пожилых людей. Эту тему наиболее красноречиво раскрывают выражения, помещенные ниже и выше.

Особое отношение у данной нации к женщинам и матерям. Им посвящено немало интересных выражений, пришедших из глубины веков.

Пословицы о матерях

Если вы знакомы с некоторыми мужчинами еврейской национальности, то имеете представление о том, насколько сильное влияние имеют на них матери. Их слушаются практически беспрекословно во всех жизненных ситуациях, и мало кого удивит, что мать владеет о своем любимом ребенке информацией от А до Я. «Бог не может быть везде одновременно - поэтому он создал матерей» - так говорят «дети Израиля».

Женская тема

Довольно распространены у израильтян присказки и про отношения с женским полом.

Что можно понять из этих выражений? Думаем, выводы сделать несложно - мужчины довольно осторожно подходят к выбору своей спутницы жизни. Ведь, по мнению евреев, неудачный брак становится бедой на всю жизнь, а разводиться у этого народа не принято.

Также стоит учитывать, что ни один представитель мужского пола не пойдет под венец без согласия своей матери. А это уже является некой гарантией удачного выбора.

Сплетни и разговоры

Примечательно, что израильский народ крайне негативно относится к сплетням и пустым разговорам. Главная премудрость, которую дети усваивают с пеленок, выражается в следующих словах - «Бог дал человеку два уха и один рот, чтобы он больше слушал и меньше говорил». Действительно, среди «детей Израиля» принято внимать собеседнику и запоминать сказанную информацию, но выдавать ее окружающим они будут крайне дозированно и очень редко. С этим связана и следующая поговорка - «Вошло вино - вышла тайна». К алкоголю евреи относятся по-разному, но все же среди них практически невозможно отыскать тех, кто злоупотребляет крепкими напитками.

Дети и родители

Эта тема не слишком часто обсуждается в Израиле на людях, но не стоит забывать, что практически вся жизнь евреев крутится вокруг семейных ценностей и проблем. «Кто детей не имеет, хорошо их воспитывает» - так говорят матери и стараются как можно реже делиться со своими подругами историями о своих ненаглядных чадах.

Также в Израиле часто встречается и такое выражение - «Родители учат детей разговаривать, а дети учат их молчать».

Житейская мудрость

Этой теме посвящена масса разных присказок.

Среди самых распространенных мы выбрали несколько.

Примечательно, что к любой ситуации, встретившейся на вашем пути, израильтяне наверняка давно придумали присказку. С ними гораздо проще преодолевать неурядицы и справляться с трудностями.

Заключение

Крылатые выражения «детей Израиля» - это не просто занимательные фразы, а настоящая сокровищница, из которой можно бесконечно черпать знания. Они подойдут людям любого возраста и социального статуса, независимо от места их проживания. И как считают сами евреи, с мудростью предков можно преодолеть любой жизненный кризис. Им сложно не верить, ведь история этого народа говорит сама за себя.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры