Новгородские былины (темы, сюжеты, образы). Поэтика былин

Главная / Чувства

В русском эпосе особняком стоит новгородский цикл былин. Основой сюжетов этих сказаний стали не ратные подвиги и политические события государственного масштаба, а случаи из жизни обитателей большого торгового города – Великого Новгорода. Причины понятны: город и образовавшаяся вокруг него вечевая республика всегда занимали отдельное место в жизни, а, значит, и в культуре Руси.

Слагали и рассказывали эти былины скоморохи, которыми особенно славился древний город. Естественно, за щедрую награду они старались угодить вкусам новгородской буржуазии, создавая яркие, увлекательные, а порой и забавные сюжеты из их жизни.

Былины о Садке

Самый известный герой новгородский сказаний – Садко. Вышедший из небогатой среды (то ли гусляр, то ли простой купец, то ли просто добрый молодец) он становится весьма состоятельным. Такой сюжет не мог не привлекать увлечённых идеей обогащения жителей торгового центра.

В сюжетах былин о Садке можно выделить три линии: о его обогащении, о состязании с новгородцами, и о Царе Морском. Иногда всё это могло быть заключено в одно сказание. Но в любом варианте большое внимание уделялось обычным бытовым сценам новгородской реальности, ярко рисовалась купеческая среда. По сути, все легенды о Садке прославляют богатство самого господина Великого Новгорода.

Былина о Ставре

Апогеем расцвета новгородского стремления к получению капиталов становится былина о Ставре. Повествует она о знатном новгородском боярине-капиталисте, занимающемся барышничеством и ростовщичеством. Былинного Ставра заключает в темницу князь Владимир – здесь можно увидеть столкновение и соперничество Киева и Новгорода, а прототипом служит сотский, заточённый Владимиром Мономахом. Но все симпатии сказителя явно на стороне новгородского боярина.

Былины о Василии Буслаеве

Любимцем новгородских жителей был Васька Буслаев – разудалый молодец, герой Новгородского ушкуйничества, лихих грабежей в новгородских колониях, любитель покуражиться и попировать. В отличие от других былинных героев, ходивших по Руси, новгородский Буслаев славится не воинским героизмом, а удалью во внутренних поединках и конфликтах беспокойной республики.

Другие былины

Выражением вкусов новгородских жителей становятся и другие былины – о Хотене Блудовиче, решившем посвататься к дочери спесивой и богатой вдовы, о богатом госте Терентьище и т.д. Они носят сугубо реалистически-жанровый характер, ярко иллюстрируя обыденную жизнь и вкусы новгородской буржуазии.

Роль новгородского цикла былин

Новгород представлял собой богатейший торговый центр, открытый культурным влияниям Запада и Востока. При этом он всегда напоминал некий растревоженный острой борьбой социальных групп улей. Самим своим характером он формировал культ богатства, роскоши и заморских путешествий.

Появившийся в таких обстоятельствах новгородский цикл былин позволяет взглянуть не на сказочные подвиги богатырей, как в , а на обычную жизнь древнего города. Даже стиль изложения и сюжет этих песен напоминают скорее яркие и захватывающие «сплетни», разносимые по шумному городу скоморохами и сказителями. Именно поэтому новгородские былины выделяют среди своих «собратьев», относя скорее к разряду европейских новелл о городской жизни (фабльо).

Былина– фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции.

Принято выделять былины киевского, или «владимирова», новгородского и московского циклов. Помимо них существуют былины, не вписывающиеся ни в какие циклы.

Киевский или «владимиров» цикл.

В этих былинах богатыри собираются вокруг двора князя Владимира. .Киев – центр, который влечет героев, призванных защитить от врагов родину и веру. В.Я.Пропп полагает, что песни киевского цикла – явление не местное, характерное только для киевской области, напротив – былины этого цикла создавались по всей киевской Руси. С течением времени образ Владимира менялся, князь приобретал черты, изначально несвойственные для легендарного правителя, во многих былинах он труслив, подл, зачастую намеренно унижает героев (Алеша Попович и Тугарин, Илья и Идолище, Ссора Ильи с Владимиром).

Новгородский цикл.

Новгород никогда не знал татарского нашествия, а был крупнейшим торговым центром древней Руси. Герои новгородских былин (Садко, Василий Буслаев) также сильно отличаются от других.

Московский цикл.

В этих былинах отразился быт высших слоев московского общества. В былинах о Дюке и Чуриле содержится множество деталей, характерных для эпохи подъема Московского государства: описаны одежда, нравы и поведение горожан.

Архаические былины. К архоичным относятся такие былины, где ярко выражены архаические черты мировоззрения человека. Это былины о Святогоре, Волхе Всеславьевиче, Михаиле Потыке, Дунае.

1. Элементом архаики в былине о Святогоре представляется само имя богатыря, символизирующее явно не характерный для Руси пейзаж. В двух былинах о Святогоре богатырь погибает - не нужен он со своей исполинской силой Руси. Былина о Святогоре - единственная - представлена прозаическим текстом.

2.В былине о Волхе архаично имя богатыря, оно восходит к словуволхв, т. е. кудесник, этим мотивирована способность Волха к превращению; элементы расправы русских воинов с женами и детьми врага - единственный по своей жестокости случай во всем былинном эпосе; факт чудесного рождения Волха от змея говорит о тотемном происхождении богатыря. Р.Якобсон считал, что русский Волх восходит к культу волка.

3.Былина о Михаиле Потыке (Потоке) входит в цикл песен о сватовстве. Ее отличает большой объем. В основе сюжета - женитьба героя на волшебнице (представительнице враждебного мира), связанная с обязательством - в случае смерти одного из супругов другому идти в могилу живым за умершим. Архаичность этого мотива в том, что здесь отражены явления доисторического быта.

4. Былина о Дунае содержит в основании сюжета топонимическую легенду о происхождении двух рек: Дуная и Настасьи.

Киевский цикл былин.

Эти былины оформились и развились в период ранней русской государственности в Киевской Руси.

1)действие происходит в Киеве или около
2) в центре события князь Владимир.
3) основная тема – защита рус. земель от кочевников.
4) исторические занятия и быт характерны для Киевской руси.
5) события и враги русской земли до монгольского периода.

Киев воспет как центр русских земель. Из Мурома, Ростова, Рязани едут богатыри на службу в Киев. Формир-е Киевского цикла былин опред. историческими обстоятельствами в 9-11вв., когда Киев достиг высокого могущ-ва. Они воспели служение богатырей князю и русской земле. Они отразили и более позднее время, борьбу русских с татаро-монгольским игом.

Формируется круг богатырей: Илья Муромец, Алеша Попович и т.д. Впервые эти былины были опубликованы в сборнике « Древние русские ст-я» Даниловым.

Героические – включают в себя былины, возникшие до татаро-монгольского нашествия, и былины, связанные с нашествием.

Одной из важных и характ-х особ-й киевского цикла служат образы трёх богатырей, действия и судьба которых тесно связаны (Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич).

В былинах киевс. цикла отразилась глав.образом деят-ть княжеско-дружинн.класса Киевс. Руси в военное и мирное время. Главные сюжеты: 1) военные подвиги богатырей: а) в походах против врагов, для очищения дорог, за данями, для освобождения русских пленных, б) в борьбе с погаными, осаждающими Киев, с насильниками, засевшими в Киеве и в) на заставе богатырской; 2) сватовство невест для Владимира и богатырей, причем сватовство нередко заканчивается насилием над родиной невест и увозом последних в Киев, с их согласия или против их воли; 3) удальство богатырей при дворе Владимира, проявляющиеся в разного рода состязаниях.

Эпич. Киев – символ единства и государственной самостоятельности русской земли. Здесь, при дворе князя Владимира, происходят события многих былин. Воинскую мощь Руси олицетворяют богатыри. Среди богатырских былин на первое место выдвигаются те, в которых действуют Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Эти основные защитники русской земли – выходцы их трех сословий: крестьянского, княжеского и поповского. Былины стремились представить Русь единой в борьбе с врагами.

Илья – крестьянский сын, родом из села Карачарова возле города Мурома. До тридцати лет он был болен – не владел ни руками, ни ногами. Нищие странники излечили Илью и одарили небывалой силой. Огромная сила Ильи должна принести пользу всей Руси, поэтому он устремился в Киев.
После Ильи Муромца наиболее любим народом Добрыня Никитич. Это богатырь княжеского происхождения, он живет в Киеве. Главное дело его жизни – воинское служение Руси.

Новгородский цикл былин.

Основой сюжетов Новгородского цикла былин стали не ратные подвиги и политические события, а случаи из жизни обитателей большого торгового города- Великого Новгорода. Слагали и рассказывали эти былины скоморохи. Героями этих былин являлись купцы, князья, крестьяне, гусляры.
Эти былины считаются бытовыми, новеллистическими.
Содержание былин:

1) Былины о Садко
2) Былина о Ставре
3) Былины о Василии Буслаеве

Санкт-Петербургский государственный университет

экономики и финансов

Общеэкономический факультет

Кафедра русского языка

Доклад на тему:

«Былины»

Выполнила

Студентка II курса

Группы № 229

Иванова Юлия

Санкт-Петербург

    Вступление.

    Классификация былин.

    История и открытие былин.

    Циклы развития былинного творчества.

    Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.

    Заключение.

    Список литературы.

Вступление.

Конечно же, трудно представить человека, который не знал бы, что такое былины и не прочитал хотя бы одну из них. Однако чаще всего о былинах люди имеют весьма общее представление, а нередко и ошибочное. Мы знакомимся с былинами по книгам, поэтому считаем их литературными произведениями, но это не так. Создателем былин является народ; былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы.

Устное народное творчество возникло в дописьменный период и достигло значительных успехов. Богатство устной языковой культуры запечатлено в: песнях, сказках, загадках, пословицах. Значительное место имеет календарная языковая поэзия, опиравшаяся на языческий культ: заговоры, заклинания, обрядовые песни.

На протяжении многих поколений народ создавал и хранил своеобразную «устную» летопись в виде эпических сказаний о прошлом родной земли. К Xвеку относится возникновение нового эпического жанра – былинного эпоса, явившегося вершиной устного народного творчества.Былины – это устные произведения о прошлом. Говорились былины нараспев, часто в сопровождении гусляров, под звон струн. Свое название былина получила от близкого по смыслу слова “быль”. Это означает, что былина рассказывает о том, что некогда происходило на самом деле. Источником каждой героической песни был какой-то исторический факт. Но это не значит, что в былине всё правда, в былине, как и в народной сказке, много выдумки. Наличие неточностей и выдумок может быть обусловлено тем, что долгое время былины передавались только в устной форме, были записаны от народных сказителей часто неграмотных, воспринявших их по традиции от прежних поколений. Сказители исполняли былины по памяти, как слышали от своих предков.

Зафиксированы былины только на территории России, главным образом на Севере и в Сибири. В южных областях – в Поволжье и на Дону – они оказались в сильно измененном и полуразрушенном виде. А между тем, следует предположить, что основное количество сюжетов было создано в пределах Киевского государства, т. е. в тех местах, какие в них изображаются. Но с другой стороны, на территории Украины былины не обнаружены. Нет в их языке и украинизмов.

В былинах, как правило, отражается не отдельный факт, а многие явления исторической жизни. Былевой эпос обобщает исторический опыт народа, говорит о его героической борьбе за независимость государства, не сосредотачивая внимания на описании одной какой-либо битвы или одного какого-либо события. Например, возьмём былину «Илья Муромец и Калин царь». Документами не подтверждена историчность ни Ильи Муромца, ни татарского царя Калина. Невозможно также установить, какое именно событие запечатлено былиной. В данном произведении обобщён весь опыт борьбы нашего народа с иноземными завоевателями. Илья Муромец – обобщённый образ русского война, также как и Калин-царь – обобщённый образ татарского хана завоевателя.

Классификация былин.

С точки зрения содержания и жанровых особенностей былины могут быть разбиты на ряд видовых групп:

    Большую группу составляют героические илибогатырские былины. Все эти былины посвящены теме защиты Родины, в них повествуется о подвигах героев-богатырей. (Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича, Василия Игнатьева, Михаила Даниловича, Сухмана, Василия Каземировича, Святогора и других.).

    Другую группу составляют былины-новеллы (социально-бытовые) , повествующие обычно о бытовой и общественной жизни народа (былины о Садко, Василии Буслаеве, Дюке Степановиче, Соловье Будимировиче и т.д.).

    Особую группу составляют былины-баллады , в которых явления общественной жизни или исторические события даны в форме драматических происшествий в личной жизни людей («Князь Роман жену терял», «Князь Дмитрий и его невеста Домна», «Василия и Софья» и др.).

    К немногочисленной группе относятся былины волшебно-сказачного содержания («Подсолнечное царство», «Ванька Удовкин и сын», «Нерассказанный сон», «Ждан – царевич», «Купеческая дочь и царь»).

    Ещё одну немногочисленную группу составляют былины, возникшие на основе преданий и исторических песен о событиях XVI - XVII веков («Рахта Рагнозерский», «Бутман и царь Пётр Алексеевич», и другие).

    Шестую группу составляют былины пародийного характера. В этих былинах в парадийно-шуточной форме высмеиваются люди, совершающие далеко не героические дела («Агафонушка», «Старина о льдине», различные небылицы).

Таким образом, былины – это особый вид русских народных эпических песен исторического содержания о защите Древней Руси и о социально-бытовой жизни нашего народа.

История и открытие былин.

Открытие живого бытования былин произошло случайно. Как оказалось, к середине XIXвека устное исполнение былин сохранилось только на севере нашей страны - в Заонежье, в селениях, расположенных по берегу Белого моря, по рекам Пинеге, Мезени и Печоре.

В конце пятидесятых годов XIXвека был сослан в Олонецкую губернию П.Н.Рыбников. Летом 1860 года по служебным делам П.Н.Рыбников совершал поездку по городам и деревням, расположенным вокруг Онежского озера. Однажды он со своими спутниками остановился на пустынном острове Онеги - Шуй-наволоке. Здесь-то ему и посчастливилось услышать былины. Там был домик, куда проезжие укрываются на ночь. Так как в нём было много народа и он был чересчур грязен, П.Н.Рыбников улёгся на мешке около костра на улице. Сквозь дремоту он услышал живой и причудливый напев и увидел, что недалеко от него сидит несколько крестьян, а поёт седатый старик. П.Н.Рыбников уговорил крестьянина повторить пропетое и записал с его слов. Этого старика звали Леонтий Богданович, а былина была о Садке купце. П.Н.Рыбников потом говорил: «Много я впоследствии слыхал редких былин, помню древние превосходные напевы; пели их певцы с отличным голосом и мастерскою дикциею, а по правде скажу, не чувствовал уже никогда того свежего впечатления, которое произвели плохие варианты былин, пропетые разбитым голос старика Леонтия на Шуй-наволоке». П.Н.Рыбникову с помощью корреспондентов удалось записать около двухсот былинных текстов.

Но было бы ошибочно утверждать, что история былин начинается с середины XIXвека, она уходит корнями в глубокую старину. Например, летописное сказание о Кожемяке, повесть о походе на Царьград, «Слово о полку Игореве» и другие произведения ранней русской литературы являются пересказом древних былин.

Во второй половине XIXвека различные собиратели записали былины и в других районах страны: в Западной и Северо-Восточной Сибири, в некоторых районах центральных областей, у казаков Урала, Терека и Дона. Однако такого эпического богатства, как на севере, обнаружить нигде не удалось.

Несмотря на обилие фактического материала (несколько тысяч записанных вариантов былинных сюжетов), наука всё же не может дать определённый ответ на вопрос происхождения и истории былин. Существуют несколько школ:

    Мифологическая школа. Она сформировалась в серединеXIXвека. Ф.И.Буслаев, О.Ф.Миллер и другие считали, что былины как и всё народное творчество сложились во времена далёкой седой старины на общей для всех индоевропейских народов прародине – в древней Индии в доисторический период жизни народов. С их точки зрения, былины представляют собой искажённые остатки древних мифов (отсюда название школы).

    Школа заимствования (сравнительная, компаративистская). Она сформировалась почти одновременно с мифологической. А.Н.Веселовский, В.В.Стасов, М.Е.Халанский, Н.Г.Потанин и другие считали, что русские былины по происхождению не являются исконно русскими, а заимствованы у народов Востока и Запада.

    Историческая школа . Она сформировалась в концеXIXвека. В.Ф.Миллер, М.Н.Сперанский, А.В.Марков, С.К.Шамбинаго и другие считали, что русское народное творчество (главным образом былины) являются отражением истории народа. Но в своих изысканиях они искусственно всякую былину стремились связать с конкретным историческим событием. Также они считали, что былины создавались только в образованной, культурной среде, т.е. в древнерусской аристократии. Но ведь поэтический талант людей не находится в прямой зависимости от их грамотности. По вопросу о том, когда сложились былины, у сторонников исторической школы единства мнений не было. Большинство из них – В.Ф.Миллер, М.Н.Сперанский, А.В.Марков и другие – считали, что былины сложились ещё в Киевской Руси. А другие исследователи – С.К.Шамбинаго, А.В.Позднеев – полагали, что былины сложились не ранееXVI-XVIIвеков.

Связать происхождение былин с каким-либо периодом вряд ли правильно. Однако в большинстве действие обычно происходит в период наивысшего расцвета Киевской Руси. Но есть былины повествующие о жизни последующих и даже предшествующих ему исторических этапов.

Циклы развития былинного творчества.

В.Г.Белинский выделил в русских былинах киевский и новгородский цикл. Он установил, что в русском эпосе существует группа былин, объединенная рядом важных признаков.

Киевский цикл.

Общие особенности былин киевского цикла состоят в следующем: действие происходит в Киеве или около него; в центре стоит князь Владимир Святославович (978-1015); основная тема – защита Русской земли от южных кочевников; исторические обстоятельства и быт, изображенные в былинах, характерны именно для Киевской Руси; события и враги Русской земли в этих былинах – домонгольского периода; Киев воспет как центр русских земель: из Мурома, Ростова, Рязани, Галича едут богатыри на службу в Киев. В IХ-ХI вв. Киев достиг высокого расцвета и могущества; он играл важную роль в борьбе с печенегами и половцами, закрывая им путь в северные русские земли.

По мнению большинства исследователей (Д.С.Лихачёв, В.И.Чичеров и др.) к киевскому периоду может быть отнесено возникновение былин о богатырях, таких как Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Михайло Потык. Для этих былин характерен мифологический принцип типизации образов, так как в образах врагов изображались не реальные люди, а какие-то чудовища (Соловей Разбойник, Змей Горыныч, Идолище Поганый и т.п.).

Главной темой былин киевского цикла была тема борьбы с иноземными захватчиками, идея единства и величия Руси.

Новгородский цикл.

Со второй половины XI века Киевское государство начинает распадаться на ряд феодальных княжеств. В связи с этим начинают формироваться областные былинные циклы. В этих былинах отражались социальные противоречия, так как трудовому народу были чужды распри князей, а в ответ на угнетение народ поднимался на восстания. Так, своеобразный былинный цикл возникает в Новгородском княжестве (былины о Садко, о Василии Буслаеве и др.) и в Галицко-Волынском (былины о Дюке Степановиче, о Чуриле и др.). Смысл былин о Садко, как писал Белинский, - «поэтическая апофеоза Новгорода, как торговой общины». Образ Василия Буслаева принадлежит к числу лучших созданий русского эпоса. В условиях русского средневековья образ свободомыслящего и мужественного человека, верующего только в свою силу не мог не вызвать народных симпатий.

Существуют ещё несколько этапов развития былинного творчества:

    Период феодальной раздробленности (XII - XV века). Общественная жизнь этого времени характеризуется главным образом борьбой народа против татарских поработителей. И естественно, что былины отражали главным образом тему борьбы с иноземными захватчиками, происходило переосмысливание ранее возникших былин, наполнение их новым содержанием: «Илья Муромец и Калин царь», «Илья Муромец и Батыга» (Батый), «Камское побоище», Василий Игнатьев», «Добрыня Никитич и Василий Казимирович» и другие. Но в этих былинах действие приурочивается ко времени Киевской Руси.

    Период укрепления русского централизованного государства (XV - XVI века). В этот период местные былинные циклы объединяются в один общерусский. Москва наряду с Киевом становится символом русской государственности. Так, в былине о бое Ильи Муромца с сыном, который возник ещё в Киевской Руси, великий богатырь стоит уже на защите «Славной матушки каменной Москвы».

    Период позднего феодализма (XVII - XVIII века). Это время укрепления феодальной монархии и укрепления крепостного гнета. Поэтому былевой эпос раскрывает рост классового самосознания народа, имеет место тема ненависти к правящим классам. Проявилось это, прежде всего, в образе князя Владимира. Первоначально он был, по-видимому, положительным, но теперь он стал олицетворением всего отрицательного (гнева, презрения к народу, вероломства, корысти, трусости и т.п.). Былины периода позднего феодализма: «Илья и голи кабацкие», «Илья Муромец на Соколе-корабле», «Добрыня и Маринка» и другие. Также считается, что былины волшебно-сказачного содержания возникли не раньше XVIII века на основе переработки сказочных сюжетов. В этот период закончилось пополнение былинного репертуара новыми сюжетами.

Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.

Самыми известными богатырями являются Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович,

Илья Муромец.

Самым любимым народным богатырём является Илья Муромец. Ему посвящено наибольшее количество былин. Вся «биография» богатыря содержится в былинах: «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Илья Муромец и Идолище», «Бой Ильи Муромца с сыном», «Илья Муромец и Калин царь», «Илья Муромец и голи кабацкие», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Илья Муромец на Соколе-корабле», «Три поездки Ильи Муромца» и другие. Такой образ Ильи Муромца сложился не сразу, а постепенно на протяжении долгой творческой жизни нашего эпоса.

В былинах Илья Муромец оберегает родную землю, изгоняет полчища татарских завоевателей, расправляется с разбойниками, служит народу. Илья Муромец – идеальный образ богатырь. Это богатырь могучей силы, что дает ему уверенность и выдержку. Ему свойственно чувство собственного достоинства, которым он не поступится даже перед князем. Он защитник Русской земли, защитник вдов и сирот. Он ненавидит «бояр кособрюхих», говорит всем правду в лицо. Обиду он забывает, когда речь идет о беде, нависшей над родной землей, призывает других богатырей встать на защиту не князя Владимира.

Идеальная природа богатыря проявляется не только в нравственном чувстве, руководящем его поступками, но и в чертах его внешнего облика: Илья старый и седой, что служит признаком его мудрости и опытности. 1

Многие исследователи эпоса задавались вопросом: кто же был прототипом русского богатыря? Поиски исторических «прототипов» былинного Ильи Муромца не дали каких-либо ощутимых результатов, в летописях и других исторических источниках нет похожего, хотя бы по созвучию, имени. Единственная же параллель с громовержцем Ильёй Пророком была использована мифологами в их трактовках образа Ильи Муромца, как двойного «замещения» в народном сознании языческого бога грома Перуна: Перун – Илья Пророк – Илья Муромец.

И, тем не менее, Илья Муромец – единственный герой русского эпоса, причисленный к лику святых (князь Владимир Святославович тоже был канонизирован, но не как былинный герой). В православных календарях до сего дня 19 декабря отмечается как «память преподобного нашего Ильи Муромца, в двенадцатом веке бывшего». 2 Более того, существует одно из самых неопровержимых доказательств реальности Ильи Муромца – его гробница в знаменитой Антониевой пещере Киево- Печерского монастыря, находящаяся рядом с гробницами первого русского летописца Нестора, первого русского иконописца Алимпия и многих других вполне реальных исторических деятелей Киевской Руси, ее подвижников и великомучеников.

Добрыня Никитич.

Вторым популярным богатырём является Добрыня Никитич. Он сподвижник, верный товарищ, «крестовый брат» Ильи Муромца. Ему посвящено несколько широко распространённых былинных сюжетов: «Добрыня и змей», «Добрыня и Василий Казимирович», «Добрыня Никитич и Алёша Попович», «Женитьба Алёши Поповича на жене Добрыни Никитича», «Добрыня и Маринка». Есть былины о рождении и детстве, его женитьбе на богатырше-полянице, его знакомстве с Ильей Муромцем, конфликте с Алешей Поповичем. Известно имя Добрыниной матери – Амельфа Тимофеевна, отца – Никита Романович; жены – Настасья Микулична; тетушки крестовой - Авдотья Ивановна.

Образ Добрыни Никитича – один из самых обаятельных и глубоких в русском эпосе. Это подлинный герой, всегда готовый к подвигу. Он там, где нужна помощь, смекалка, ум и такт, борьба с ересью и коварством, верность и смелость. Своих успехов он добивается благодаря не только силе, но и другими способностями: игрой в шахматы, стрельбой из лука, игрой на гуслях, умением обходится с людьми («вежество»).

В отличие от Ильи Муромца, Добрыня Никитич имеет вполне реального исторического «прототипа» – это знаменитый дядя князя Владимира Святославовича по матери, посадник новгородский, а затем воевода Киевский Добрыня, рассказы о котором есть и в «Повести временных лет», и в других летописных источниках. Но существует и другая версия, согласно которой былинный Добрыня – собирательный образ, вобравший черты многих древнерусских Добрынь. Исследователь Ю.И.Смирнов отмечает, что летописи связывают, по крайней мере, семь Добрынь:

    в сведениях по Х век упоминается несколько раз Добрыня, дядя Владимира I Святославовича;

    по ХI век – Добрыня Рагуилович, воевода Новгородский;

    по ХII век – новгородский посадник Добрыня, киевский боярин Добрынка и суздальский боярин Добрыня Долгий;

    по ХII - век Добрыня Галичанин и Добрыня Ядрейкович, епископ новгородский.

Выбор достаточно велик – почти четыре столетия, и теоретически нельзя исключить никого из этих «прототипов» или сводить всех Добрынь к первому из них. О каждом из этих исторических Добрынь сохранились летописные известия, а о некоторых – литературные произведения. Ю.И.Смирнов говорит о временах домонгольской Руси, но и позже, в ХV–ХVII веках это имя оставалось в числе самых распространенных древнерусских имен. Надо учитывать, что оно относилось к числу «некалендарных» имен, его не могли дать при крещении. А это значит, что для всех перечисленных выше Добрынь, оно было или вторым – языческим именем, полученным за определенные качества: доброту, красоту, величие.

Алёша Попович.

Третий по значению и популярности богатырь – Алёша Попович. О нём рассказывают былины: «Алёша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня Никитич и Алёша Попович», «Алёша Попович и сестра братьев Збродовичей».

Характерными чертами Алёши являются смелость, решительность и хитрость. Алёша хотя и хвастлив, и беззаботен, а иногда и неблагоразумен, он всё же – богатырь. Он любит свою родину, беспощаден к её врагам и готов во имя её жертвовать своей жизнью.

Заключение.

Былины, созданные русским народом, являются нашим национальным достоянием, нашей гордостью и славой.

Список литературы:

    Аникин В.П. «Русский богатырский эпос»

    Чичеров В.И. «Былины»

    Калугин В.И. «Струны Рокотаху…Очерки о русском фольклоре»

    Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. «Русское устное народное творчество»

    Рыбаков Б. «Русские былины»

    Юдин Ю.И. Героические былины (поэтическое искусство).

1Юдин Ю.И. Героические былины. Поэтическое искусство стр.68

2Калугин В.И. Струны Рокотаху…Очерки о русском фольклоре

Многих интересует вопрос: к какому циклу относится былина «Садко»? Оказывается, народный эпос с этим общим названием относится к старославянскому новгородскому циклу былин, который, по мнению исследователей, возник в XII веке - времени экономического развития города Новгорода, но общего упадка всей Киевской Руси.

В то время Новгород практически не затронуло нашествие татаро-монгольской орды, и он являлся крупнейшим торгово-промысловым центром. К этому времени расцвет Киева уже отошел в прошлое. И с Новгородом начинают связываться эпические сказания о ратных подвигах русских воинов.

Новгородский цикл былин «Садко»

Расцвет промысла и торговли в Новгороде стал для XII века настоящей и живой современностью, поэтому и темы воспевались в основном уже социально-бытовые: организация торговли и жизнь купечества.

Главный герой былины - купец Садко, а не исторический богатырь какой-нибудь. Сама же былина повествуется в трех частях, которые могут встречаться и как вполне самостоятельные произведения. И все же интересно, к какому циклу относится былина «Садко»?

Садко был героем былин новгородского цикла, и надо сказать, что существует 9 самых известных вариантов, которые были записаны в Причем и сюжетная линия у них может быть совершенно разная. Однако вот только полных всего 2: от сказителей Василия Щеголенка и Андрея Сорокина.

Развитие сюжета

В одной части Садко пребывает в подводном царстве, такого рода сюжет встречается и у других народов.

В дальнейшем в былину вошел рассказ о том, как Садко разбогател с помощью золотых рыб, которыми наградил его услышавший необыкновенную игру героя на гуслях, стоявшего на берегу Ильмень-озера. В некоторых былинах о Садко сказатели называют царя не «морским», а «водяным». И данный факт наталкивает на то, что это два разных персонажа.

Ведь в русском фольклоре существует в некотором роде трехступенчатая иерархия водяных духов, одни обитают в небольших ручьях и заводях, другие - в реках и озерах, и есть морской царь - хозяин морей и океанов.

К какому циклу относится былина «Садко»

Самая поздняя часть былины представляет собой очень колоритный рассказ о том, как Садко поспорил о том, что выкупит все новгородские товары у купцов, но этого сделать не смог.

Некоторые исследователи былин утверждают, что у героя Садко был прототип - богатый новгородец Садко Сытинич, который упомянут в одной из летописей как строитель Новгородской церкви в честь Бориса и Глеба в 1167 году. Считается, что основой былины и стал сказ о нем.

В вопросе о том, к какому циклу относится былина «Садко», надо отметить главное, что сюжеты могут звучать в самых разных интерпретациях. Даже в одном старофранцузском романе встречается герой Садок, приключения которого очень схожи с похождениями нашего героя. Это дает основание предполагать, что роман и былина восходят к одному источнику, в котором имя это уже существовало.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока.

  1. Дать понятие о разделении былин на два цикла.
  2. Выяснить причины направления разделения.

Воспитательные:

  1. Расширение кругозора учащихся.
  2. Работа над культурой речи.
  3. Воспитание эстетических чувств у учащихся.

Оборудование: классная доска, карта Руси XI – XII вв. , иллюстрации к былинам.

Метод урока: объяснительно-иллюстративный.

ПЛАН УРОКА.

1. Организация класса (2 мин.)

2. Лекция (30 мин.)

3. Закрепление материала (10 мин.)

4. Домашнее задание (3 мин.)

ХОД УРОКА

1. Организация класса до урока: дать задание прочитать заранее и принести на урок тексты былин.

Организация класса на уроке: объявление темы, объяснение целей и задач данного урока.

2. УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ: “Слово “БЫЛИНА” употреблялось в народной речи в значении быль, былое, а в литературу вошло как название русских эпических песне, в середине XIX века. Сочинять же былины перестали к XII веку; хотя исполнялись они ещё долгие века. В последние столетия былины исполнялись без музыкального сопровождения, в более древние времена былины читались под аккомпанемент гуслей. Исполнителей называли сказителями, среди крестьян они пользовались особым почётом и уважением. ” (сноска № 1)

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ. История донесла до нас несколько имён, знаменитых сказителей. Так известно, что сказителя Т. Г. Рябинина (Кижи), ходившего на рыболовный промысел, старалась заманить к себе каждая артель. П. Н. Рыбников, записавший былины от этого сказителя, восклицал: “И где Рябинин научился такой мастерской дикции: каждый предмет у него выступал в настоящем свете, каждое слово получало своё значение”. В семье Рябининых мастерство сказыввания былин передавалось из поколения в поколение. Известным сказителем был и сын Трофима Григорьевича Иван Трофимович. От последнего искусство исполнения былин перенял его пасынок Иван Герасимович Рябинин – Андреев. В 20 – 40-е годы нашего века был широко известен сын Ивана Герасимовича Пётр Иванович Рябинин-Андреев.

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ: На самом деле быть сказителем мог не каждый человек, а только люди, обладающие хорошей памятью. Так как литература Древней Руси не знала стихотворной речи, запоминать приходилось прозаический текст, хотя и обладающий определённым ритмом. Ударение падало на каждый третий слог. Речь сказителя текла плавно, но в нужных местах (чтобы привлечь внимание) могла стать и прерывистой. Есть в былине и свои приёмы, которые облегчали запоминание текста (напомню вам, что на Руси письменность появилась лишь во второй половине IX века, да и то первоначально знали её лишь немногие избранные). Это повторы, устойчивые выражения, запевы, постоянные эпитеты (мать сыра-земля, красна девица, добрый молодец), общие места.

По содержанию же былины делятся на два цикла: киевский и новгородский. Причём и герои, и сюжеты в них очень разные. Если киевский цикл повествует нам о богатырях – защитниках земли русской, то новгородский рассказывал о купцах, торговле и так называемых мирных подвигах. И если бы не было исторического пояснения, то вряд ли бы мы смогли догадаться о причинах этого разделения.

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ. Да, действительно, история очень ясно освещает эту проблему. Но вначале нужно немного объяснить социально – политическое строение Древней Руси. Целостного государства ещё не существовало, оно находилось на стадии возникновения. А пока каждый город представлял собой своеобразное удельное княжество, имел своего правителя, своё войско. Самыми мощными, развитыми культурными центрами того времени были Киев и Новгород. Отсюда два направления в создании былин. Содержание же былин отражает жизнь этих городов. И если мы внимательно рассмотрим карту Древней Руси конца XI – XII века, увидим, что Новгород находился или был расположен внутри страны и практически со всех сторон защищён русскими городами. А значит, он меньше воевал и больше времени оставалось на развитие мирных ремёсел и торговли. Киев же был расположен на самой границе и был вынужден постоянно отражать набеги внешних врагов: печенегов, монгол, татар и хазар, половцев. Поэтому и герои киевского цикла – богатыри. (см. Приложение № 1,2).

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ: “Вообще слово богатырь вошло в нашу жизнь как мера оценки людей в беспредельном проявлении их возможностей и лучших качеств. Свои богатырские качества герои былин проявляют в воинских подвигах во имя защиты родной земли. Былинный враг, нападающий на Русь, всегда жесток и коварен, он намерен уничтожить народ, его государственность, культуру, святыни. Так, Сокольник, направляясь в Киев, грозит:

Я соборны больши церкви на дым спущу,
Я печатны больши книги во грязи стопчу,
Чудны образы – иконы на поплав воды,
Самого я князя да в котле сварю,
Саму я княгиню да за себя возьму…
Калин - царь.
Разорить он хочет стольный Киев – град,
Чернедь – мужичков он всех повырубит…
Тугарин.
Опоганил он церкви православные,
Истоптал он конем всех малых детей,
Попленил Тугарин всех купцов – гостей. ”

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ: Есть много свидетельств о жестокости врагов, нападавших на Русь. Не жалели ни детей, ни стариков, ни женщин. Выжигались города, нередко вместе с людьми. Сохранилось предание, что, когда на Рязань напали враги, княгиня вместе со своим маленьким сыном бросилась вниз с крепостной стены, чтобы не попал он в плен к

Половцам.

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ: Но на страже Киева, русской земли стоят богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, которые побеждают и Тугарина, и Змея, и Соловья – разбойника. Илья же попутно устраивает еще и дорогу: одной рукой деревья с корнем рвёт, а другой мосты мостит. Это, конечно, гипербола, но всё же стоит вспомнить первоначальные пути сообщения в Древней Руси – только по рекам, - чтобы оценить величие такого дела. Всякое сражение богатыря заканчивается его победой над противником, но длинный ряд былин показывает непрерывность таких сражений и появление все новых и новых богатырей.

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ: “В былинах получил отражение трудный процесс становления и выживания Древне Русского государства, в течение многих веков отбивавшего набеги кочевых восточных народов. В этой борьбе формировалось историческое сознание восточных славян и сознание единства Русской земли.

Былины Киевского цикла знают единственного князя – Владимира. Связь былинного Владимира с киевским князем Владимиром Святославовичем (980 – 1015 – годы правления) вне сомнения. К концу X – началу XI веков Древнерусское Киевское государство достигло расцвета. Под властью Киева находились, за небольшими исключениями, все восточнославянские племена, а также некоторые неславянские по Волге, Оке, Новгородской земле. Киевская Русь выходит в число сильнейших государств Европы. Закреплению имени князя помогла и деятельность Владимира Мономаха (1113 – 1125). Также есть исторический прототип и у былинного Добрыни Никитича – это, живший в конце X – начале XI веков, дядя князя Владимира Святославовича по матери, сподвижник его в военных и политических делах. По крайней мере, две былины “Женитьба Владимира”, “Добрыня и Змей” - связаны с реальными событиями последней четверти X века – женитьбой Киевского князя на полоцкой княжне Рогнеде (980 год) и введением христианства на Руси (988 год). ”

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ: но было бы неверно принимать эпический мир за идеальный. Внутренний мир былин – это всегда мир противостояния добра и зла, светлых и темных сил. Даже те немногие былины, которые заканчиваются гибелью героев, тем не менее, утверждают их нравственную победу. Широкий былинный мир светел и солнечен, пока ему не угрожает опасность. Вообще в былинах нет естественного чередования времен года, смена погоды лишь сопутствует вторжению враждебных сил. Тогда надвигаются черные тучи, туман, гроза. Меркнут солнце и звезды от несметных вражеских полчищ:

От того – то от пару лошадиного,
От того от духу человеческа
А и поблекло красно солнышко,
Помертвел батюшко светел месяц,
Потерялися да звезды частые,
Звёзды частые да зори ясные.

Но всё это в Киевском цикле былин, Новгородцам тоже приходилось отбиваться от нападения чужеземных завоевателей – шведов и немцев, участвовать в общерусских военных кампаниях и междоусобных войнах, однако в небольшом Новгородском цикле былин о боевых делах Новгородских богатырей не рассказывается. Главными героями Новгородского цикла являются: Садко, Василий Буслаев, Ставр Годинович. И последнее, что интересно. Фильмы очень часто показывают нам купцов полными, неповоротливыми людьми, неспособными ни на что, кроме как считать деньги. Что же было на самом деле?

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ: на самом деле купцы не только владели кораблями (вспомним, что на Руси были в основном водные пути). Один из таких путей был так называемый путь “из варяг в греки”. Между Новгородом и Киевом лежали сотни километров трудного пути.

Пока струги плыли по реке Ловать, на судьбу еще нечего было жаловаться, а вот как начиналась земля Смоленская – тут и первые волоки. Катки деревянные на каждом корабле были заготовлены загодя, на них и ставили струги. По ним и катили посуху от воды к воде. Вот тут то и жди нападения со стороны разбойников. И если дрогнет дружина – пропал товар и люди загублены. Потому отваги и воинского искусства купцам славянским было не занимать. Когда в Днепр перебирались, все в той же Смоленской земле, - становилось легче.

И вот наконец стольный град Киев, здесь – то кончалась первая половина пути “из варяг в греки”. Здесь собирались караваны купцов для отправки в Царьград. Но это тема уже другого урока.

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ: прежде, чем мы приступим к разговору о поэтике былины, давайте проверим, что вы успели запомнить.

  1. Что первоначально обозначало слово былина?
  2. К какому времени былины перестали создаваться?
  3. Как назывались исполнители былин?
  4. На сколько и на какие именно циклы делились былины?
  5. Какое содержание имеют былины Киевского цикла?
  6. Какое содержание имеют былины Новгородского цикла?
  7. Каких героев этого цикла вы знаете?
  8. Что общего есть в былинах?

Используемая литература:

  1. Сергей Бойко “В волшебной пушкинской стране”, Москва – Ставрополь 1999 год, стр. 127 – 130.
  2. Библиотека Русского фольклора, том Былины, Москва “Советская Россия” 1988 год, стр. 5 – 24.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры