Основные мотивы лирики фета. Основные мотивы творчества А

Главная / Чувства

Cлайд 1

Особенности поэзии А.А.Фета Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.

Cлайд 2

Цель Познакомить с особенностями лирики А.А.Фета Проанализировать стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» (1850)

Cлайд 3

Cлайд 4

Особенности поэзии А.А.Фета Поэзия Фета ограничена узким кругом тем. Основные темы его поэзии – природа и любовь. Природа в творч6естве Фета – только лишь объект художественного восторга, эстетического наслаждения, ее образы никак не связаны с человеческими нуждами и трудом. Это отличает поэзию Фета от поэзии, например, Н.А.Некрасова. Явления природы описываются более детально и подробно, чем у других поэтов. В поэзии Фета отсутствую гражданские мотивы и социальные вопросы – он поэт чистого искусства. В русской поэзии трудно найти более мажорного и жизнеутверждающего поэта Главный мотив и идея творчества Фета - красота. Он считал, что назначение поэзии – помочь человеку выйти из мира страданий и печали и погрузиться в мир красоты. Фет утверждал: «Нельзя перед вечной красотой не петь, не славить, на молиться». Поэт стремился запечатлеть не сами движения любовного чувства и природы, а впечатления от этих движений. Его стихи создают настроение, как картины импрессионистов. Его основной художественный прием – психологический параллелизм.

Cлайд 5

Весенний дождь Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет. А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса. Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит.

Cлайд 6

Опять осенний блеск денницы… Опять осенний блеск денницы Дрожит обманчивым огнем. И уговор заводят птицы Умчаться стаей за теплом. И болью сладостно-суровой Так радо сердце вновь заныть. И в ночь краснеет лист кленовый, Что, ночь любя, не в силах жить.

Cлайд 7

"Какая ночь! Как воздух чист..." Какая ночь! Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист, Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив, Как не вздохнет нигде волна, Как тишиною грудь полна! Полночный свет, ты тот же день: Белей лишь блеск, чернее тень, Лишь тоньше запах сочных трав, Лишь ум светлей, мирнее нрав, Да вместо страсти хочет грудь Вот этим воздухом вздохнуть.

Cлайд 8

Импрессионизм в лирике А.Фета Термин «импрессионизм» образован от французского слова impression, что означает впечатление. Воспроизведение не предмета, а впечатления о нем впервые появилось в лирике Фета. Живописцев, работающих в этой манере называют импрессионистами Фет сознательно изображает не предмет, а впечатление, которое он производит. Его не интересуют детали, Неподвижные формы, он передает изменчивость природы или души человека: (Здесь ночь безветренна, это блики от костра вызывают впечатление, будто деревья шатаются. Запечатлены не ели-гиганты, а впечатление поэта Ярким солнцем в лесу пламенеет костер, И, сжимаясь, трещит можжевельник; Точно пьяных гигантов столпившийся хор, Раскрасневшись, шатается ельник… Поэт широко использует олицетворение: Цветы глядят с тоской влюбленной Безгрешно чисты, как весна… Он не столько уподобляет природу человеку, сколько наполняет ее человеческими эмоциями.

Cлайд 9

Импрессионизм в лирике А.Фета Преклонение перед чистой красотой Интерес не к предметам, а к впечатлениям Основные черты импрессионизма в поэзии Фета Частое употребление эпитетов: Волшебный, Нежный, Сладостный, Чудный Нарочитая красивость, даже сусальность Яркий пример импрессионизма в поэзии -стихотворение "Шепот, робкое дыханье..."

Cлайд 10

Шепот, робкое дыханье… Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!..

Cлайд 11

Эдгар Дега Репетиция балета Клод Моне Весенние Деревья у Озера Камиль Писсаро Площпдь Театра Франсез Энри Тулуз-Латрек Автопортрет Поль Сезан Пьеро и Арлекин Сравним стихотворение Фета с работами художников импрессионистов

Cлайд 12

Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. Три строфы о любовном свидании. Без единого глагола, только короткими назывными предложениями передано напряженное лирическое переживание. Это стихотворение сравнивают с картинами импрессиониста Поля Синьяка: написанные легкими мазками, даже точками, они создают самые различные ощущения, связанные с законом оптического восприятия. Соединяя световые лучи, зритель сам синтезирует нужный цвет. Примерно то же происходит при чтении стихотворения Фета. Поль Синьяк Марсельский порт Поль Синьяк Сосна в Сен-Тропе Поль Синьяк. «Сена в Herblay»

Cлайд 13

Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. В первом четверостишии дано описание вечера мелкими мазками-существительными (шепот, дыхание, серебро, колыханье). Соединенные с эпитетами, они передают ощущение от встречи влюбленных. Во втором четверостишии – описание ночи любви. В первой строке эпитет ночной усиливает магию ночи, волшебно изменившую черты возлюбленной. В третьем четверостишии мы видим утро, слезы счастья и расставания. Используется прием психологического параллелизма: картины природы в красках зари соответствуют состоянию души влюбленных: И лобзания, и слезы, И заря, заря… Многоточие не заканчивает ночь любви. В каждой строфе – свои краски и звуки, а все вместе сливается в красоту и магию ночи любви и любовного свидания. Использованы чередующиеся длинные и короткие строчки – это усиливает напевность и музыкальность. Хотя в стихотворении нет ни одного глагола, но присутствует ощущение постоянного беспрерывного движения. 15 Домашнее задание Проанализировать стихотворение «Я пришел к тебе с приветом…» Выучить наизусть одно из стихотворений А.Фета о любви или о природе.

Основные мотивы лирики А.А. Фета.

Урок в 10 классе

Цели урока:

1. Продолжая изучать творчество А Фета, познакомить учащихся с основными мотивами; учить анализу поэтического произведения;

3. Воспитывать чувство прекрасного посредством высокой литературы.

Мы сегодня говорить будем об основных мотивах лирики А.А.Фета. Вспомним, что такое мотив ? В творчестве любых поэтов можно встретить ряд предметов, понятий, явлений, например: свечи, гаданье, красота, вода и т.д., которые встречаются в их произведениях. Мотив – это смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в пределах ряда произведений… Как правило, тематика мотивов представляет собой синтез творчества поэта и его любви. Такую закономерность можно выделить в стихотворениях А.Фета, на которые большое влияние оказали внутренние переживания самого автора, его мировоззрение и отношение к окружающей обстановке. Мы рассмотрим основные мотивы: во-первых, мотив огня, во- вторых, это мотив времен года.

Итак, мотив огня в творчестве Фета – один из главных мотивов в стихотворениях поэта. Под огнем мы подразумеваем луну, закат, зарю, лампу, костер (то есть огонь в прямом смысле) и звезды. Огонь в жизни Фета оставил темный отпечаток: от огня погибла его возлюбленная Мария Лазич – она по неосторожности подожгла свое белое платье горящей спичкой. Быть может, это настолько ранило поэта, что он посвятил большую часть своих стихотворений такой ужасающей стихии, как огонь.

Как на черте полночной дали

Тот огонек,

Под дымкою печали

Я одинок…

В этом стихотворении поэт сравнивает себя с огнем, но не со стихией. Фет – одинокий маленький человек среди всего человечества. 2-я и 4-я строки отличаются от 1-й и 3-й – они короче, что создает какой-то особый ритм стихотворения, когда читаешь, такое ощущение, что спотыкаешься. В этом отрывке преобладают такие звуки, как «о», «л», «и», что означает нежность и печаль, тоску. В то же время, боязнь.

А вот строки из другого стихотворения А. Фета (« Весеннее небо глядится …») рисуют нам похожую картину:

Вдали огонек одинокий

Трепещет под сумраком липок;

Исполнена тайны жестокой

Душа замирающих скрипок…

Здесь «огонек» представлен маленькой частичкой чего-то большого и страшного, но эта частичка не пугает нас, а наоборот, вызывает чувство жалости. Преобладающие звуки стихотворения - «о», «е», «к», что дает нам право судить о легких и печальных, ленивых действиях. А при слове «скрипка» у нас возникает мысль о чем-то грустном и плачущем. Эпитет «замирающая душа» красивый и печальный. Картина одиночества предстает перед нами.

С мотивом огня можно соотнести мотив «зари и заката», которые отождествляют огонь солнца.

На пажатях немых люблю в мороз трескучий

При свете солнечном я снега блеск колючий,

Леса под шапками иль в инее седом,

Да речку звонкую под темно-синим льдом…

-Вспомним стихотворение « Шепот, робкое дыханье …»: из всех ранних стихотворений Фета, это стихотворение самое необычное и нетрадиционное.

-В каком году написано? В какой цикл включено?

В 6-м классе мы работали с этим стихотворением: говорили об образах, о цветовом и звуковом решении, синтаксических конструкциях…

В чем необыкновенность формы этого стихотворения? Как поэту удается передать процесс изменений в природе и душевном состоянии человека? (Первое предложение-1 слово, назывное, нераспространенное; второе- 2 слова, следующее -3 слова, но они неполные; и на фоне их выделяются предложения из5 слов: «серебро и колыханье сонного ручья», «Ряд волшебных изменений милого лица». Заключительная строфа состоит из одного предложения, интонация его нарастает, хотя предложение с однородными членами, но опущены и в нем глаголы. Заключительная строфа выполняет роль эмоционального заключения.

Вспоминайте, вы с этим уже встречались в стихотворении « Чудная картина »:

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

С таким построением стихотворения мы встречаемся и в стихотворении « Это утро, радость эта…»

М.Л.Гаспаров обратил внимание на то, что в «безглагольных» стихотворениях Фета внешне беспорядочно существующие образные ряды строго организованы, благодаря четкому ритму «расширений лирического пространства», это и есть «эмоциональное насыщение».

Посмотрите в тексте: от того, что мы слышали и видели – к действиям, страсти («лобзания и слезы»).

Какова тема стихотворения? (2 мотива: любовь и природа. Образы природы в стихах 2 -6 включены внутрь любовного мотива:

Шепот, робкое дыханье,

- - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Ряд волшебных изменений

Милого лица, любовный мотив организующий)

Какие тропы подчеркивают этот мотив? Метафоры: «трели соловья» -песни любви; «серебро ручья», «ручья сонного» - наступает вечер, затем ночь. Зарождается любовь, волшебные тайные чувства)

На что указывает третья строфа? Каковы образы этой строфы, можно ли считать их символами? (В ней четкое указание на время – заря! Краски неясные сменились на контрастные, яркие: красно-желтые – «пурпур розы», «отблеск янтаря» это апофеоз любви!

Образы этой строфы символичны: 1) образ розы (алой, красной) часто используется для обозначения молодости, красоты; в другом стихотворении Фета мы видим этот символ любви:

Полно спать: тебе две розы

Я принес с рассветом дня.

Сквозь серебряные слезы

Ярче нега их огня.

2) пурпур розы переходит в цвет зари – «и лобзания, и слезы». Чувства человеческие сливаются с природным целым. Это одна из поэтических идей Фета.

В каком стиле написано? (Запись в словарик: « Импрессионизм – импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти: предмет не изображается, а фиксируется обрывками, и не складывается в цельную картину».

Учитель: « Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Прежние звуки с белым обаяньем…», « С какой я негою желаний …» -прекрасные стихи, их Фет создавал в преклонных годах. А стихи все – молодые. В них ощущается свежесть чувства. Фет пишет «о любви по памяти». Поэзия и память – внутренне близкие, родственные понятия. Поэт – тот, кто способен живо помнить и словом оживлять свои воспоминания. Способен силою памяти возрождать к жизни дорогих ему людей, значительные для него события, чувствования.

Дома проанализируйте самостоятельно стихотворение А.Фета « Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» , эти вопросы помогут Вам сделать это:

Кому посвящено это стихотворение? Чем навеяно оно?

Что ощущаете при чтении? Что вы слышите в нем?

Каковы основные темы стихотворения?

Чем достигается музыкальность стихотворения?

Какой замечательный образ воздействует на нас?

Что можно сказать о композиции? Как это отражается на чувствах читателя?

К кому относятся заключительные слова стихотворения?

Какое стихотворение (и чье?) могло вам напомнить своими существенными чертами данное?

Есть один мотив , который можно встретить в ряде произведений многих поэтов, - это тема времен года:

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом

Опять весна душистая

Повеяла крылом…

Времена года можно сопоставить с внутренним миром героя. В данном примере Фет описывает весну, что дает право судить о том, что в данный момент душу поэта ничто не тревожит. Преобладание звуков «е» и «и» подтверждает этот факт, у читателя или слушателя возникает чувство ласки и нежности.

Мотив полета часто встречается в стихотворениях Фета:

Слышишь ли ты, как шумит вверху угловатое стадо?

С криком летят через док к теплым полям журавли,

Желтые листья шумят, в березняке свищет силища.

Ты говоришь, что опять теплой дождемся весны…

Это стихотворение символизирует надежду на лучшие времена. Мотив птицы, пчелы и полета является древним мотивом души. Природа помогает решать загадки, тайны человеческого бытия. Через нее Фет постигает тончайшую психологическую правду о человеке. В этом смысле характерно стихотворение « Учись у них – у дуба, у березы » (чтение наизусть учеником).

Природа - мудрый советчик человека и лучший его наставник. Н.Н. Страхов назвал это стихотворение «алмазом чистейшей воды с бесподобно отшлифованными гранями».

О возвышающей человека правде бытия природы, о возможности через природу понять вечные тайны жизни написано стихотворение «Есть ночи зимней блеск и сила»:

В чем вы видите силу зимней ночи?

В чем заключается «всевластность огней безоблачных небес»?

Как понять, а может представить «всемирный сон»?

Красоте, прекрасному Ф. Фет поклонялся всегда. Красота- одна из ключевых тем «Вечерних огней». Наряду с любовью, которая для Фета была ярчайшим проявлением чувств прекрасного, красота, ее всесилие, вечная власть ее над человеком развивается в стихотворении « Пришла – и тает все вокруг…» А как развивается, вы посмотрите сами, проанализировав это произведение.

Ответы на эти вопросы помогут вам:

Какова интонация стихотворения?

Как вы ощущаете «пространство» стихотворения?

Лирический герой статичен? Как он «движется»?

Чем вас может удивить строение стихотворения?

Как у Фета «очеловеченная « природа встречается с « природностью человека»? Какой троп помогает это понять?

Какова интонационно-синтаксическая организация стихотворения?

Почему Фет, включая это стихотворение в сборник « Вечерние огни », снял название «Весна»?

Завершая урок, хочется вспомнить слова великого русского поэта Ф.И Тютчева, их он писал о фетовских стихотворениях о русской природе:

Иным достался от природы

Инстинкт пророчески-слепой:

Они им чуют, слышат воды

И в темной глубине земной…

Великой матерью любимый,

Стократ завидней твой удел:

Не раз под оболочкой зримой

Ты самое её узрел.

Домашнее задание: письменный анализ стихотворения (по выбору).

1 слайд

Лирика и судьба А. А. Фета (1820-1892) II урок Если хочешь ты душу мою разгадать, то перечти со вниманием эту тетрадь. А. Фет

2 слайд

Основные мотивы лирики Фета. Критики и современники его лирику воспринимали по- разному. «Мир Фета тесен, однообразен,ограничен.» « Мелкость идеи и колоссальная напыщенность формы.» « Поэтическую трапезу г.Фета составляют: вечер весенний, вечер летний, вечер зимний, утро весеннее, утро летнее, затем ножки, душистый локон, плечи…» Для них Фет- «замеча-тельный лирический поэт,способный сказать всякому читателю столько нового, светлого и от-радного». Критики демократ. направления Критики эстетич. направления

3 слайд

Стихотворение « Шёпот, робкое дыханье…» Это самое фетовское стихотворение, вызвавшее непонимание, несогласие. Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!..

4 слайд

О чём стихотворение? Так ли неясно его содержание нам? Салтыков –Щедрин писал: « Содержание его составляет чувство неясное, что даже для собственного определения оно не может остановиться ни на каком отдельном образе, а беспрерывно мчится от образа к другому…»

5 слайд

Наблюдения над стихотворением Каким настроением проникнуто произведение? Какова тема? Какие картины представляются? Какими художественными средствами создаются эти картины?

6 слайд

Размышления над строками стихотворений Я пришёл к тебе с приветом Рассказать, что с той же страстью, Рассказать, что солнце встало, Как вчера, пришёл я снова, Что оно горячим светом Что душа всё так же счастью По листам затрепетало; И тебе служить готова; Рассказать, что лес проснулся, Рассказать, что отовсюду Весь проснулся, веткой каждой, На меня весельем веет, Каждой птицей встрепенулся Что не знаю сам, что буду И весенней полон жаждой; Петь,- но только песня зреет.

7 слайд

Определим тему: о чём стихотворение? «солнце встало» «горячим светом по листам затрепетало» «лес проснулся» «каждой птицей встрепенулся» «с той же страстью» «душа… счастью и тебе служить готова» «весельем веет» «буду петь» О природе О любви Природа, пейзаж- лишь I план стихов, основная же тема-любовь Какое настроение создают образы природы? Развивается ли это настроение в продолжении стихотворения?

8 слайд

Лирическое движение В стихотворении нет сюжета, нет события. Но мы чувствуем, как нарастает чувство радости от жизни, от любви, и мы можем определить этапы этого развития: Радость героя мир, залитый солнцем, проснувшийся лес человеческое сердце, открывшееся счастью и готовое ему служить, зреющая в душе торжественная песня А скрепляют строки повторы

9 слайд

Выводы: Превосходно передает Фет и «благоухающую свежесть чувств», навеянных природой, ее красотой, прелестью. Его стихи проникнуты светлым, радостным настроением, счастьем любви. Поэт необычайно тонко раскрывает разнообразные оттенки человеческих переживаний. Он умеет уловить и облечь в яркие, живые образы даже мимолетные душевные движения, которые трудно обозначить и передать словами.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

В начале 1820 года в Германии, в Дармштадте, лечился 44-летний русский отставной офицер Афанасий Неофитович Шеншин, богатый орловский помещик. В доме местного оберкригскомиссара Карла Беккера он познакомился с его дочерью, 22-летней Шарлоттой, бывшей замужем за мелким чиновником Иоганном Фётом. Осенью того же года она бросила мужа и дочь и бежала с Шеншиным в Россию. Шарлотта была уже беременна, но обвенчалась со своим любовником по православному обряду и взяла себе имя Елизавета Петровна Шеншина. Вскоре в семье родился мальчик, который был записан в метриках как сын Шеншина.

3 слайд

Описание слайда:

В 1838 году А. Фёт (именно так звучит настоящая фамилия поэта) поступил в Московский университет. Здесь он находит сторонников и друзей. В студенческие годы у Фета возникла дружба с Аполлоном Григорьевым, который познакомил Фета с Владимиром Соловьевым, Яковом Полонским и другими литераторами.

4 слайд

Описание слайда:

В это время и происходит "рождение поэта" - 18-летний "Афоня", как звали его друзья, начинает писать стихи, которые помещает в специальную "желтую тетрадь". Первый "студенческий" сборник вышел в 1840 г. под инициалами "А. Ф.", и назывался он "Лирический пантеон». Отзывы Белинского послужили Фету «путевкой» в литературу.После выхода "Лирического пантеона" два крупнейших журнала 40-х г.г. 19 в.: "Москвитянин" и "Отечественные Записки" - стали охотно печатать стихотворения молодого поэта.

5 слайд

Описание слайда:

Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой; Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова; Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь - но только песня зреет.

6 слайд

Описание слайда:

На заре ты ее не буди, На заре она сладко так спит; Утро дышит у ней на груди, Ярко пышет на ямках ланит. И подушка ее горяча, И горяч утомительный сон, И, чернеясь, бегут на плеча Косы лентой с обеих сторон. А вчера у окна ввечеру Долго-долго сидела она И следила по тучам игру, Что, скользя, затевала луна. И чем ярче играла луна, И чем громче свистал соловей, Все бледней становилась она, Сердце билось больней и больней, Оттого-то на юной груди, На ланитах так утро горит. Не буди ж ты ее, не буди... На заре она сладко так спит!

7 слайд

Описание слайда:

В 1845 году, после окончания университета, он покинул Москву и поступил на службу в один из провинциальных полков, расквартированных в Херсонской губернии.

8 слайд

Описание слайда:

Еще во время армейской службы на Украине, гостя у своих друзей Бржеских в Березовке, Фет познакомился в соседнем поместье с одаренной музыкантшей Марией Лазич. Девушка была страстной поклонницей поэзии Фета, а лирик, в свою очередь, восхищался ее красотой и музыкальными способностями. Взаимное восхищение вскоре переросло в глубокое чувство.

9 слайд

Описание слайда:

Ныне первый мы слышали гром, Вот повеяло сразу теплом. И пришло мне на память сейчас, Как вчера ты измучила нас. Целый день, холодна и бледна, Ты сидела безмолвно одна; Вдруг ты встала, ко мне подошла И сказала, что все поняла: Что напрасно жалеть о былом, Что нам тесно и тяжко вдвоем, Что любви затерялась стезя, Что так жить, что дышать так нельзя, Что ты хочешь, - решилась, - и вдруг Разразился весенний недуг, И, забывши о грозных словах, Ты растаяла в жарких слезах.

10 слайд

Описание слайда:

Alter Ego Как лилея глядится в нагорный ручей, Ты стояла над первою песней моей, И была ли при этом победа, и чья,- У ручья ль от цветка, у цветка ль от ручья? Ты душою младенческой все поняла, Что мне высказать тайная сила дала, И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить, Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить. Та трава, что вдали, на могиле твоей, Здесь, на сердце, чем старе оно, тем свежей, И я знаю, взглянувши на звезды порой, Что взирали на них мы как боги с тобой. У любви есть слова, те слова не умрут. Нас с тобой ожидает особенный суд; Он сумеет нас сразу в толпе различить, И мы вместе придем, нас нельзя разлучить!

11 слайд

Описание слайда:

Поэтому фетовская тема любви часто имеет трагический оттенок. Это можно проследить в стихах: «Напрасно, дивная, смешавшися с толпою» 1850. «Что за ночь! Прозрачный воздух скован…» 1854. «Напрасно!» 1852. «Долго снились мне вопли рыданий твоих» 1886. «Когда читала ты мучительные строки» 1887. «Старые письма»1859. «Ты отстрадала, я еще страдаю» 1878

12 слайд

Описание слайда:

К середине XIX века в русской поэзии отчетливо обозначаются и, поляризуясь, развиваются два направления: демократическое и так называемое «чистое искусство». Основным поэтом и идеологом первого направления был Некрасов, второго - Фет.

13 слайд

Описание слайда:

Так как особенностью лирики Фета является ее музыкальность, то стихи Фета уподобляют не только песням, но и произведениям живописи, а именно полотнам художников импрессионистов, за умение автора изображать предметы не в целостности, а в мгновенных, случайных фрагментах. Ярким примером стихотворения, написанного в стиле импрессионизма, является стихотворение "Шепот, робкое дыханье..."(1850)

14 слайд

Описание слайда:

Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!..

15 слайд

Описание слайда:

В 1853 г. в судьбе поэта совершился крутой поворот: ему удалось перейти в гвардию, в лейб-уланский полк, расквартированный под Петербургом. Получив возможность часто бывать в Петербурге, Фет сблизился с новой редакцией «Современника» – Н.Некрасовым, И.Тургеневым, А.Дружининым, В.Боткиным.

16 слайд

Описание слайда:

В 1857 году в Париже он женился на дочери весьма состоятельного московского торговца чаем, на некрасивой, но богатой женщине Марии Петровне Боткиной.

17 слайд

Описание слайда:

В 1858 году поэт вышел в отставку и поселился в Москве. Видимо, приданое Марии Петровны показалось ему недостаточным, и он решил пополнить полученный «сундук с червонцами» гонорарами от своей литературной деятельности. Фет проявлял потрясающую работоспособность, издавая невероятное количество новых произведений, качество которых оставляло желать лучшего.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Основные мотивы творчества А.А Фета Урок литературы в 10 классе Учитель Фролова Н.В.

2 слайд

Описание слайда:

Афана́сий Афана́сьевич Фет (правильно Фёт) первые 14 и последние 19 лет жизни официально носил фамилию Шенши́н; русский поэт-лирик немецкого происхождения Когда Афанасию Шеншину было 14 лет, епархиальное начальство выяснило, что он был рожден до заключения брака, и он был лишен фамилии, русского подданства и дворянства и стал "гессендармштадским подданным Афанасием Фётом". Это событие круто изменило всю жизнь молодого человека. Вместе с фамилией он лишился положения в обществе и права на наследство. Целью его жизни стало получение дворянского звания, поэтому он пошел служить в кирасирский полк, несмотря на то, что закончил словесное отделение философского факультета Московского университета. По тогдашним законам вместе с офицерским чином давалось и дворянское звание, а младший офицерский чин можно было получить уже через полгода службы. Однако именно в это время Николай I издал указ, по которому дворянство полагалось лишь старшим офицерам, и это означало, что Афанасию придется служить 15-20 лет. Лишь в 1873 году Афанасий Фет официально вернул себе фамилию Шеншин, но литературные произведения и переводы продолжал подписывать фамилией Фет.

3 слайд

Описание слайда:

Тема природы О первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечных лучей; Какая девственная нега В душистой чистоте твоей! Как первый луч весенний ярок! Какие в нем нисходят сны! Как ты пленителен, подарок Воспламеняющей весны! Так дева в первый раз вздыхает – О чем - неясно ей самой, - И робкий вздох благоухает Избытком жизни молодой.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Пейзаж передает состояние человеческой души Я был опять в саду твоём, И увела меня аллея Туда, где мы весной вдвоем Бродили, говорить не смея. Как сердце робкое влекло Излить надежду, страх и пени,- А юный лист тогда назло Нам посылал так мало тени. Теперь и тень в саду темна, И трав сильней благоуханье; Зато какая тишина, Какое томное молчанье! Один зарею соловей, Таясь во мраке, робко свищет, И под навесами ветвей Напрасно взор кого-то ищет.

7 слайд

Описание слайда:

Природа как естественный мир истинной красоты Учись у них - у дуба, у берёзы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора. Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы, И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты! Но верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа.

8 слайд

Описание слайда:

Тема любви Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнию твоей. Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна - любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой. И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь. Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры