Самые известные барды России: список, краткая информация. Самые известные барды России: список, краткая информация Бардовские группы

Главная / Чувства

Феномен русской авторской (как ее еще называют, самодеятельной или бардовской) песни пока недостаточно исследован. Кто-то к ней равнодушен, кто-то считает ее далеким прошлым. Но трудно отрицать, что авторская песня с ее тонкими глубокими текстами и мелодичностью была важной составляющей культурной жизни СССР. «Эти песни проникают не в уши, а прямо в душу», - говорил Владимир Высоцкий

Хранители традиций

Есть древнее, красивое своей странностью слово «бард». У племен галлов и кельтов так называли певцов и поэтов. Они хранили ритуалы своих народов, их традиции. И народ им верил, доверял, чтил, любил. В нашей стране движение бардовской песни оформилось в 50-60 годы XX столетия. Когда барды только-только стали появляться, они выглядели совсем обыденно. Это были студенты в мешковатых штанах. Они еще не знали, что их будут называть бардами, а песни, которые они пишут - авторскими или самодеятельными. Для них это были просто песни про то, что их волновало…

Бардовская песня возникла словно сама собой, в разных местах, одним из которых стал биофак МГУ. Здесь в начале 1950-х годов училась замечательная девушка Ляля Розанова. У нее был дар притягивать талантливых людей и вдохновлять их на творчество. Неудивительно, что именно при ней студенческая агитбригада стала центром молодежной жизни. Поначалу биологи пели обычные песни, но однажды один из агитбригадовцев Гена Шангин-Березовский спел песню, которую сочинил сам. Она была посвящена его близкому другу Юрию Юровицкому и так и называлась - «Песня о верном друге». Песня настолько понравилась ребятам, что ее тут же включили в репертуар. А вслед за ней и песни, написанные самой Лялей и еще одним талантливым биофаковцем Дмитрием Сухаревым.

Эти песни обладали какой-то невероятной магией - простенькие мелодии на три аккорда, незамысловатые тексты, но очень необычные для тех времен, ведь в них звучало не «мы», а «я». И в этом «я» каждый узнавал себя и свои тревоги, чувства, метания… Юрий Визбор вспоминал: «…стихами Ляли Розановой мы спасали самоубийц. И себя, чего греха таить…»

Розанова Лилиана в составе агитбригады (в центре, третья справа от гармониста):

«Поющий институт»

Похожая картина была в Московском государственном педагогическом институте имени В.И. Ленина, который в 1950-1960-е годы получил неофициальное название «поющий институт». Именно там была написана первая песня Юрия Визбора «Мадагаскар». Результат так понравился всем, что песенку стал распевать весь факультет, а затем и все московские туристы. Вскоре Визбор сочинил целую серию песен про походы на известные мелодии, а со временем стал и свою музыку придумывать. Известный впоследствии бард Ада Якушева вспоминала, что, когда Визбор оканчивал институт, несколько добровольцев вызвались срочно научиться играть на гитаре. Одной из них была сама Ада.

Бард Ада Якушева:

Юлий Ким с гитарой:

КСП - от и до

Поначалу авторская песня не вызывала у государства особого интереса. Но вот барды стали выпускаться из институтов и университетов, а желание встречаться, творить и делиться своими песнями у них осталось. И они начали объединяться в КСП - клубы самодеятельной песни. Сначала в Москве, а потом и в других городах Союза. В мае 1967 года барды провели «Первую теоретическую конференцию», а осенью того же года прошел первый общемосковский слет КСП. Затем 7 марта 1968 года в новосибирском Академгородке прошел Первый союзный фестиваль авторской песни. Именно на нем состоялся единственный в СССР публичный концерт Александра Галича, на котором он исполнил песню «Памяти Пастернака».

А Юлию Киму и многим другим бардам было запрещено выступать. Государство не могло позволить музыкантам в открытую петь про «подъезды для начальников», «кабинеты с холуями и секретаршами», «топтунов» под окнами, про дачи и «Чайки», «пайки цековские» и «мотоциклетки марочные».

«Магнитиздат»

Однако запрет только подогрел и без того большой интерес к авторской песне, которая стала противопоставлением официальной эстраде. Советскому человеку нельзя было слушать «надежды маленький оркестрик под управлением любви». Он должен был слушать хор Красной армии, песни Кобзона и ходить строем. Но не все этого хотели. «Неофициальные» песни, исполненные под акустическую гитару, воспринимались как откровение. Окуджаву, Высоцкого переписывали с катушки на катушку, благо магнитофоны были уже не редкостью. Называли такое распространение «магнитиздат».

Что интересно, отношение государства и отношение отдельных партбоссов к бардам могло не совпадать. К примеру, генсек Леонид Ильич Брежнев испытывал любовь к песням Высоцкого. Один из летчиков правительственного авиаотряда рассказывал: «Когда мы летели с Дальнего Востока, вдруг в салоне зазвучали песни Высоцкого. Мы к стюардессам: «Вы что, с ума сошли?» А они говорят, что кассету передали из окружения самого Брежнева…»

С 1969 года Высоцкий был знаком и с дочерью Брежнева Галиной, которая не только любила его творчество и бывала в Театре на Таганке на его спектаклях, но и помогала артисту.

«Песни нашего века»

В 1980-х годах КСП не то чтобы разрешили, но стали закрывать глаза на их возрождение. А песни барда Сергея Никитина можно было услышать даже по радио! В 1990-х годах появилось понятие бардовской классики, начала выходить серия альбомов «Песни нашего века», ее можно было просто купить в магазине. Однако такая доступность не снизила интерес к авторской песне.

И сегодня люди берут в руки гитару, чтобы спеть о том, что их волнует. Авторская песня продолжает жить…

Великие барды XX столетия

Александр Галич родился в 1918 году в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). После девятого класса поступил в литературный институт. В ранний период своего творчества Галич написал несколько пьес для театра: «Вас вызывает Таймыр» (в соавторстве с К. Исаевым), «Пути, которые мы выбираем», «Под счастливой звездой», «Походный марш», «За час до рассвета», «Пароход зовут «Орленок», «Много ли человеку надо», а также сценарии фильмов «Верные друзья» (совместно с К. Исаевым), «На семи ветрах», «Дайте жалобную книгу», «Третья молодость», «Бегущая по волнам». С конца 1950-х Галич начинает сочинять песни, исполняя их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. Его песни были политически острыми, что привело к конфликту с властью… Так Галич из рьяного комсомольца превратился в сознательного противника режима и был выдворен за пределы сначала официальной культуры, а потом и страны. Галичу было запрещено давать публичные концерты. Но несмотря на запреты, он был популярен, известен, любим. В 1971 году Галича исключили из Союза писателей СССР, членом которого он был с 1955 года, а в 1972 году - из Союза кинематографистов, в котором состоял с 1958 года. После этого он был лишен возможности заработать себе на хлеб и был доведен до состояния нищеты. В 1974 году Галич был вынужден эмигрировать, а все его ранее изданные произведения в СССР запретили. Галич поселился в Париже, где 15 декабря 1977 года погиб.

Александр Галич:

Булат Окуджава - один из создателей и признанный патриарх жанра, получившего позднее название «авторская песня». В 1942-м девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, радистом. После войны учился на филологическом факультете Тбилисского университета, по окончании которого работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой. В Калуге вышла первая книга Окуджавы. В 1956-м переехал в Москву, работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», заведовал отделом поэзии в «Литературной газете». Свою первую песню «Неистов и упрям…» Окуджава сочинил еще студентом. Магнитофонные записи Окуджавы разлетелись по всей стране. Многие его песни актуальны и сегодня:

Булат Окуджава:

Неистов и упрям,

гори, огонь, гори.

На смену декабрям

приходят январи.

Прожить лета б дотла,

а там пускай ведут

за все твои дела

на самый страшный суд.

Владимир Высоцкий. Родился в 1938-м в Москве. Среди многочисленных бардов Владимир Высоцкий едва ли не самый известный. Первые песни Высоцкий начал писать в начале 1960-х годов. Это были песни в стиле «дворовой романтики». Примерно в это время Владимир Высоцкий пришел в Театр на Таганке. Параллельно с работой в театре снимался в кино. Самая известная роль Высоцкого - Жеглов в телесериале «Место встречи изменить нельзя». Песни свои он писал в основном ночью. Приходил домой после спектакля и садился за работу. Творчество Высоцкого принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский… Фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил все то, о чем писал. Люди, слушавшие его песни «с криминальным уклоном», были уверены, что он сидел. Моряки, альпинисты, шоферы-дальнорейсовики - все считали его своим. Высоцкий так говорил об авторской песне: «Эта песня все время живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем, ни ночью».

Владимир Высоцкий:

Александр Городницкий - один из основоположников авторской песни. До сегодняшнего времени активно работает, пишет стихи и песни.

Александр Городницкий:

Юрий Визбор:

Виктор Берковский - российский ученый и яркий представитель бардовского движения семидесятых. «Под музыку Вивальди», «Гренада» и еще более 200 песен, написанных Берковским, очень популярны в народе.

Современная эстрада насчитывает не так уж много исполнителей, которые могут не только хорошо спеть (что уже редкость) песню, но и написать слова и музыку.

Современная эстрада насчитывает не так уж много исполнителей, которые могут не только хорошо спеть (что уже редкость) песню, но и написать слова и музыку. К сожалению, мастерство современных «звезд» спускается все ниже с лестницы из мрамора , оставляя современным ценителям качественной музыки желать лучшего. То ли дело музыка бардов 20 века! Мы предлагаем вам вспомнить 5 самых известных бардов России, которые уже стали легендой.

Кто не слышал о Владимире Высоцком? Он обладал уникальным поэтическим даром – тексты его песен наполнены острым сарказмом на действительность, но в то же время не теряют оптимизма. Помимо всего прочего, поэт-песенник был невероятно талантливым актером театра и кино. До сих пор загадкой остается причина его смерти, но в сердцах поклонников Высоцкий до сих пор жив.

Булат Окуджава также является одним из ярчайших представителей жанра авторской песни, его авторству принадлежит более 200 композиций, среди которых знаменитые и перепетые на разный лад «Песня беспризорника», «Ваше благородие» и еще много-много других. В честь Окуджавы назван даже один из астероидов Солнечной системы.

Песни Юрия Визбора, по сравнению с наболевшими проблемами двух вышеперечисленных авторов, наоборот, отличаются удивительной мелодичностью и нежностью. Особенно популярными были его песни (например, «Милая моя, солнышко лесное») в 60-70-х годах. А сегодня проводится множество бардовских фестивалей его имени.

Александр Розенбаум живет и здравствует и по сей день, и продолжает радовать своих поклонников великолепными песнями собственного исполнения. Уникальная черта этого автора – его либо обожают, либо просто не воспринимают, но серединных эмоций его талант не вызывает. Интересно, что изначально Розенбаум был врачом скорой помощи, и только в 1980 году он ушел на эстраду.

Олег Митяев более всего известен своей песней «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», которую пели на любом застолье и в любом походе. Он родился в простой семье рабочего, и пошел по стопам отца. Но в начале 80-х музыка в его сердце все же победила обыденность, и

Имя Булата Окуджавы прочно вошло в список самых известных бардов. Именно он стал основоположником этого стиля в СССР. В то время как официальная эстрада пела бодрые и позитивные композиции, Окуджава создавал глубокие произведения о смысле жизни, надеждах и несбывшихся мечтах. Каждая его песня - это тонкий и прочувствованный текст, где музыка служит просто аккомпанементом. Многие песни Окуджавы - «До свидания, », «А мы с тобой, брат, из пехоты», «Ваше благородие, госпожа Удача» - перешли в разряд народных. Также его произведения звучат в популярных советских фильмах 1950-1980-х годов.

Александр Розенбаум - врач и поэт

Несмотря на то, что Розенбаум имеет медицинское образование, с работой врача связаны только его ранние произведения. Его бардовская лирика освещает темы гражданского долга, судьбы России, философские вопросы. Некоторые песни пронизаны цыганскими мотивами. Большой пласт творчества освещает тему послереволюционной России. Особое место в лирике Розенбаума занимает тема войны - Великой Отечественной и Афганской. Розенбаум исполняет свои произведения под , но на концертах часто исполняет соло на двенадцатиструнном инструменте.
В отличие от многих других бардов, Розенбаум был официально признан в СССР.
Высоцкий был успешным актером, поэтом и писателем. Однако большинство людей знает его как исполнителя . Хотя сам Высоцкий не любил, когда его творчество причисляли к бардовскому, многие его мотивы схожи с этим направлением. Так же как и , Высоцкий уделял большое внимание тексту, а не музыке. В его творчестве присутствуют песни о войне, любовная лирика, сатирические куплеты и остросоциальные темы. Интересным явлением стали песни-диалоги, где Высоцкий поет , изображая различных персонажей.
В честь Высоцкого названы более 170 городских объектов.

Юрий Визбор - создатель песни-репортажа

Юрий Визбор, как и Булат Окуджава, стоит у истоков авторской песни. На творчестве Визбора сказался его богатый жизненный опыт - он работал журналистом, играл в театре, занимался альпинизмом и футболом, ходил в . Свое первое песенное произведение Визбор , будучи студентом Московского педагогического института. Позже он стал автором гимна МГПИ. Первые песни Визбора распространялись неофициально, но с 1960-х его творчество становится популярным. Визбор стал основоположником жанра песенного репортажа. Эти произведения печатались в журнале «Кругозор».

Связанная статья

В очередной раз у фестивальной горы появится знаменитая Грушинская гитара, и праздник единения человека, природы и песни примет десятки тысяч участников. Если вы хотите провести несколько дней в гармонии с собой и со всем миром, приезжайте в начале июля на Волгу.

В 2012 году Грушинский фестиваль будет проходить с пятого по восьмое июля. Местом праздника являются Федоровские луга в Самарской области, недалеко от Тольятти и живописного зеленого берега реки Волги. Это уже 39-ый фестиваль. Праздник бардовской песни проходит ежегодно в самые первые выходные июля. Впервые праздновать Грушинский фестиваль начали в 1968 году.

Праздник получил свое название в честь Валерия Грушина, который летом 1967 года на реке Уде в Сибири ценой свой жизни спас тонущих . Его друзья решили ежегодно устраивать фестиваль в память о погибшем, эту идею поддержали многие однокурсники Валерия Грушина и другие любители отдыха на природе и песен . Самый первый сбор прошел в Жигулях в Каменной чаше 29 сентября 1968 года.

Второй Грушинский фестиваль был проведен уже в июле, с тех пор время праздника не изменялась. С каждым годом количество посетителей росло, наибольшую популярность праздник приобрел в конце 1970-х годов (участвовало около 100 тысяч человек) и в конце 1990-х (примерно 210 тысяч посетителей). Проведение бардовских сборов прервалось в 1980-х годах, официальные власти отменили их. Фестиваль снова возродился в 1986 году.

На это праздник являются участники не только из России, но и иностранцы. Этот фестиваль создан для любителей авторской музыки. В течение всего фестиваля работают несколько площадок-сцен, на которых и устраиваются конкурсы. Концерты проводятся не только днем, но и ночью. В темное время суток участники зажигают фестивальные костры, вокруг которых группируются старые и новые знакомые и друзья.

В месте проведения праздника быстро возникает целый город из множества палаток, в которых участники на время фестиваля и будут жить. Каждому посетителю хватит места для своей палатки, с этим у организаторов слета проблем не возникает. Участникам не обязательно брать с собой туристическое снаряжение, все необходимое сдается в аренду или продается. На территории есть выездные магазинчики и кафе. Свежую артезианскую воду привозят каждый день.

На фестивале будут проводиться не только бардовские конкурсы, но и спортивные игры и состязания: волейбол, футбол, спортивное ориентирование и многое другое. Для детей предназначена специальная площадка. Добраться на фестиваль можно на своем автомобиле, для этого организована охраняемая стоянка, и на общественном транспорте.

Источники:

  • Грушинский Фестиваль в 2019

Термин «бард» впервые появился в средневековой Европе. Так называли бродячих певцов, исполняющих и собственные песни, и народные баллады. В середине XX века в СССР бардами стали называть исполнителей авторской песни, т.е. значение этого слова почти не изменилось.

Клубы авторской песни

Во времена «оттепели», т.е. в середине 50-х гг, в СССР появились клубы авторской, или самодеятельной, песни (КСП). Для любителей этого жанра выделялись помещения в Домах культуры, Домах офицеров и прочих очагах культуры. Курировались они управлениями культуры и являлись островами свободомыслия среди моря официальной идеологии. Периодически у клубов возникали неприятности, если они переходили разрешенные рамки. КСП часто балансировали на грани закрытия, но, тем не менее, относительно благополучно существовали до конца перестройки, в качестве клапана для сброса перегретого пара. После перестройки и воцарения рыночной экономики у КСП настали трудные времена, поскольку у местных властей зачастую просто не хватает желания или средств оплачивать аренду помещения для бардов. Тем не менее, во многих населенных пунктах КСП сохранились. Узнать их адреса можно в интернете на городских сайтах или в управлении культуры муниципалитета.

Туристические клубы

Авторская песня неразрывно связана с классическим туризмом: горным, водным, пешим. Все известные советские или занимались туризмом сами, или писали о туристах: о романтике дальних дорог, об опасных речных порогах, об альпинистах и альпинизме… Эти песни поют уже несколько поколений туристов на постсоветском пространстве. Песни под гитару или а капелла у костра на привале – обязательная деталь удавшегося похода. Если в городе нет клуба , барды могут собираться в туристических клубах.

Фестивали бардовской песни

Больше всего бардов собирается на фестивалях авторской песни. Самый известный из них – Грушинский, который проходит ежегодно с 1968 г. в конце июня в г. Тольятти Самарской области. В настоящее время фестиваль поделился на 2. Второй фестиваль проходит в это же время на Мастрюковских озерах Самарской области.

Кроме того, в каждой области России в теплое время года проводятся региональные бардовские фестивали: «Парус надежды» в Воронежской области, «Оскольская лира» в Белгородской, «Автограф августа» в Липецкой, «Робинзонада» в Ленинградской и т.д. Информация о фестивалях в каждом регионе размещается в интернете. На официальных страницах фестивалей указывается время и место их проведения и наиболее удобный маршрут, каким можно туда добраться.

Источники:

  • Фестивали авторской песни

Феномен авторской (как ее еще называют, самодеятельной или бардовской) песни пока недостаточно исследован. Кто-то к ней равнодушен, кто-то считает ее далеким прошлым.
Трудно отрицать, что авторская песня с ее тонкими глубокими текстами и мелодичностью была важной составляющей культурной жизни СССР. «Эти песни проникают не в уши, а прямо в душу», – говорил Владимир Высоцкий
Хранители традиций
Есть древнее, красивое своей странностью слово «бард». У племен галлов и кельтов так называли певцов и поэтов. Они хранили ритуалы своих народов, их традиции. И народ им верил, доверял, чтил, любил. В нашей стране движение бардовской песни оформилось в 50-60 годы XX столетия. Когда барды только-только стали появляться, они выглядели совсем обыденно. Это были студенты в мешковатых штанах. Они еще не знали, что их будут называть бардами, а песни, которые они пишут – авторскими или самодеятельными. Для них это были просто песни про то, что их волновало…
Бардовская песня возникла словно сама собой, в разных местах, одним из которых стал биофак МГУ. Здесь в начале 1950-х годов училась замечательная девушка Ляля Розанова. У нее был дар притягивать талантливых людей и вдохновлять их на творчество. Неудивительно, что именно при ней студенческая агитбригада стала центром молодежной жизни. Поначалу биологи пели обычные песни, но однажды один из агитбригадовцев Гена Шангин-Березовский спел песню, которую сочинил сам. Она была посвящена его близкому другу Юрию Юровицкому и так и называлась – «Песня о верном друге». Песня настолько понравилась ребятам, что ее тут же включили в репертуар. А вслед за ней и песни, написанные самой Лялей и еще одним талантливым биофаковцем Дмитрием Сухаревым.


Авторский коллектив биофака МГУ, псевдоним - Саша Роздуб
(САхаров, ШАнгин, РОЗанова, ДУБровский).
Эти песни обладали какой-то невероятной магией – простенькие мелодии на три аккорда, незамысловатые тексты, но очень необычные для тех времен, ведь в них звучало не «мы», а «я». И в этом «я» каждый узнавал себя и свои тревоги, чувства, метания… Юрий Визбор вспоминал: «…стихами Ляли Розановой мы спасали самоубийц. И себя, чего греха таить…»


Розанова Лилиана в составе агитбригады (в центре, третья справа от гармониста).
«Поющий институт»
Похожая картина была в Московском государственном педагогическом институте имени В.И. Ленина, который в 1950-1960-е годы получил неофициальное название «поющий институт». Именно там была написана первая песня Юрия Визбора «Мадагаскар». Результат так понравился всем, что песенку стал распевать весь факультет, а затем и все московские туристы. Вскоре Визбор сочинил целую серию песен про походы на известные мелодии, а со временем стал и свою музыку придумывать. Известный впоследствии бард Ада Якушева вспоминала, что, когда Визбор оканчивал институт, несколько добровольцев вызвались срочно научиться играть на гитаре. Одной из них была сама Ада.


Бард Ада Якушева.
Третьим столпом авторской песни в МГПИ был Юлий Ким. Он привнес в бардовскую песню свой особенный «цыганский» строй аккомпанирования на гитаре. И свои темы – социальные и ироничные.


Юлий Ким с гитарой.
КСП – от и до
Поначалу авторская песня не вызывала у государства особого интереса. Но вот барды стали выпускаться из институтов и университетов, а желание встречаться, творить и делиться своими песнями у них осталось. И они начали объединяться в КСП – клубы самодеятельной песни. Сначала в Москве, а потом и в других городах Союза. В мае 1967 года барды провели «Первую теоретическую конференцию», а осенью того же года прошел первый общемосковский слет КСП. Затем 7 марта 1968 года в новосибирском Академгородке прошел Первый союзный фестиваль авторской песни. Именно на нем состоялся единственный в СССР публичный концерт Александра Галича, на котором он исполнил песню «Памяти Пастернака».


Галич на Первом фестивале авторской песни. 1968 год. Фотография Владимира Давыдова.
Тут-то советская власть обнаружила, что у бардов есть гражданская позиция, которую они хотят демонстрировать. На КСП начались гонения. Полгода спустя в стране закрыли все бардовские клубы. Вскоре после этого Галич был вынужден эмигрировать.
А Юлию Киму и многим другим бардам было запрещено выступать. Государство не могло позволить музыкантам в открытую петь про «подъезды для начальников», «кабинеты с холуями и секретаршами», «топтунов» под окнами, про дачи и «Чайки», «пайки цековские» и «мотоциклетки марочные».
«Магнитиздат»
Однако запрет только подогрел и без того большой интерес к авторской песне, которая стала противопоставлением официальной эстраде. Советскому человеку нельзя было слушать «надежды маленький оркестрик под управлением любви». Он должен был слушать хор Красной армии, песни Кобзона и ходить строем. Но не все этого хотели. «Неофициальные» песни, исполненные под акустическую гитару, воспринимались как откровение. Окуджаву, Высоцкого переписывали с катушки на катушку, благо магнитофоны были уже не редкостью. Называли такое распространение «магнитиздат».
Что интересно, отношение государства и отношение отдельных партбоссов к бардам могло не совпадать. К примеру, генсек Леонид Ильич Брежнев испытывал любовь к песням Высоцкого. Один из летчиков правительственного авиаотряда рассказывал: «Когда мы летели с Дальнего Востока, вдруг в салоне зазвучали песни Высоцкого. Мы к стюардессам: «Вы что, с ума сошли?» А они говорят, что кассету передали из окружения самого Брежнева…»


С 1969 года Высоцкий был знаком и с дочерью Брежнева Галиной, которая не только любила его творчество и бывала в Театре на Таганке на его спектаклях, но и помогала артисту.
«Песни нашего века»
В 1980-х годах КСП не то чтобы разрешили, но стали закрывать глаза на их возрождение. А песни барда Сергея Никитина можно было услышать даже по радио! В 1990-х годах появилось понятие бардовской классики, начала выходить серия альбомов «Песни нашего века», ее можно было просто купить в магазине. Однако такая доступность не снизила интерес к авторской песне.
И сегодня люди берут в руки гитару, чтобы спеть о том, что их волнует. Авторская песня продолжает жить…
Великие барды XX столетия
Александр Галич родился в 1918 году в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). После девятого класса поступил в литературный институт. В ранний период своего творчества Галич написал несколько пьес для театра: «Вас вызывает Таймыр» (в соавторстве с К. Исаевым), «Пути, которые мы выбираем», «Под счастливой звездой», «Походный марш», «За час до рассвета», «Пароход зовут «Орленок», «Много ли человеку надо», а также сценарии фильмов «Верные друзья» (совместно с К. Исаевым), «На семи ветрах», «Дайте жалобную книгу», «Третья молодость», «Бегущая по волнам». С конца 1950-х Галич начинает сочинять песни, исполняя их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. Его песни были политически острыми, что привело к конфликту с властью… Так Галич из рьяного комсомольца превратился в сознательного противника режима и был выдворен за пределы сначала официальной культуры, а потом и страны. Галичу было запрещено давать публичные концерты. Но несмотря на запреты, он был популярен, известен, любим. В 1971 году Галича исключили из Союза писателей СССР, членом которого он был с 1955 года, а в 1972 году – из Союза кинематографистов, в котором состоял с 1958 года. После этого он был лишен возможности заработать себе на хлеб и был доведен до состояния нищеты. В 1974 году Галич был вынужден эмигрировать, а все его ранее изданные произведения в СССР запретили. Галич поселился в Париже, где 15 декабря 1977 года погиб.


Александр Галич.
Булат Окуджава – один из создателей и признанный патриарх жанра, получившего позднее название «авторская песня». В 1942-м девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, радистом. После войны учился на филологическом факультете Тбилисского университета, по окончании которого работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой. В Калуге вышла первая книга Окуджавы. В 1956-м переехал в Москву, работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», заведовал отделом поэзии в «Литературной газете». Свою первую песню «Неистов и упрям…» Окуджава сочинил еще студентом. Магнитофонные записи Окуджавы разлетелись по всей стране. Многие его песни актуальны и сегодня:


Булат Окуджава.
Неистов и упрям,
гори, огонь, гори.
На смену декабрям
приходят январи.
Прожить лета б дотла,
а там пускай ведут
за все твои дела
на самый страшный суд.
Владимир Высоцкий. Родился в 1938-м в Москве. Среди многочисленных бардов Владимир Высоцкий едва ли не самый известный. Первые песни Высоцкий начал писать в начале 1960-х годов. Это были песни в стиле «дворовой романтики». Примерно в это время Владимир Высоцкий пришел в Театр на Таганке. Параллельно с работой в театре снимался в кино. Самая известная роль Высоцкого – Жеглов в телесериале «Место встречи изменить нельзя». Песни свои он писал в основном ночью. Приходил домой после спектакля и садился за работу. Творчество Высоцкого принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский… Фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил все то, о чем писал. Люди, слушавшие его песни «с криминальным уклоном», были уверены, что он сидел. Моряки, альпинисты, шоферы-дальнорейсовики – все считали его своим. Высоцкий так говорил об авторской песне: «Эта песня все время живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем, ни ночью».


Владимир Высоцкий.
Александр Городницкий – один из основоположников авторской песни. До сегодняшнего времени активно работает, пишет стихи и песни.


Александр Городницкий.
Юрий Визбор – автор и исполнитель многих известных песен. «Милая моя, солнышко лесное», «Когда горит звезда» и другие песни Визбора в России знают почти все.


Юрий Визбор.
Виктор Берковский – российский ученый и яркий представитель бардовского движения семидесятых. «Под музыку Вивальди», «Гренада» и еще более 200 песен, написанных Берковским, очень популярны в народе.


Юрий Кукин – в молодости увлекался альпинизмом, ходил в походы. Поэтому основное направление в творчестве Кукина отдается темам о горах и природе. Песни очень мелодичные и востребованные. Их хорошо петь у костра. Самыми известными хитами автора являются «За туманом» и «Париж».


Юрий Кукин.
Александр Суханов – один из основателей неформального клуба самодеятельной песни. Основная профессия – математик, но известен благодаря своим песням (более 150). Писал на свои стихи и стихи прославленных поэтов-классиков.


Александр Суханов на концерте в Нахабино. 15 марта 1980 года. Фото А.Евсеева.
Вероника Долина. Самый популярный автор среди женщин – исполнителей авторской песни. Вероникой Долиной написано более 500 песен.


Вероника Долина.
Сергей Никитин – советский композитор и бард, лирик. Написал очень много песен к кинофильмам. Его «Александра» из фильма «Москва слезам не верит» получила статус народной песни. Очень много песен исполнял в дуэте с женой Татьяной Никитиной. Сергей Никитин был очень популярен в 70-80 годах минувшего века.


Сергей Никитин.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры