Саша Чёрный: Солдатские сказки. «Солдатские сказки» Саши Черного Солдатские сказки саши черного аудиокнига

Главная / Чувства

Выдающимся поэтом и писателем юмористического склада, работавшим в 10--30-е гг. XX в., был Саша Черный. Это псевдоним Александра Михайловича Гликберга (1880--1932), который в большую литературу вошел как язвительный сатирик. Еще в 1905 г. было опубликовано стихотворение «Чепуха», которое автор подписал псевдонимом Саша Черный (явная пародия на псевдоним символиста Б. Н. Бугаева «Андрей Белый»).

Первый сборник стихов Саши Черного «Разные мотивы» вышел в 1906 г. За политическую сатиру сборник был арестован, а его автор привлечен к суду. Тысяча девятьсот шестой-тысяча девятьсот седьмой годы Саша Черный провел за границей, в Германии, слушая лекции в Гейдельбергском университете. В 1908 г. вместе с А. Аверченко, Н. Тэффи и другими авторами он начал издавать знаменитый сатирический журнал «Сатирикон».

Став уже известным поэтом-сатириком, Саша Черный пробует свои силы в различных жанрах, приобретает все большую известность как детский писатель. Он предпринимает издание первого коллективного детского сборника «Голубая книжка», в котором появился его первый детский рассказ «Красный камешек». Участвует в альманахе «Жар-птица», редактируемом К.И. Чуковским, выпускает книги стихов «Тук-тук» (1913) и «Живая азбука» (1914).

В 1914г. Саша Черный ушел на фронт вольноопределяющимся. К 1917 г. он оказался под Псковом, а после Февральской революции стал заместителем народного комиссара. Октябрьскую революцию не принял. В 1918--1920 гг. жил в Литве (Вильно, Каунас), откуда начался его путь в эмиграцию.

Творчество Саши Черного в эмиграции почти все посвящено детям. У Саши Черного не было своих детей, а детей он очень любил. Думая о Родине, он тревожился о судьбе русских девочек и мальчиков, теряющих живую связь с Россией, а главной связующей нитью была русская речь, русская литература (см.: очерк «Детский ковчег», стихотворение «Дом в Монморанси»). В этом сказалось все охватное ностальгическое чувство. Разлука с Родиной, с Россией осветила прошлое, невозвратное совершенно по-новому: то, что вызывало горькую усмешку там, дома, вдали от Родины преобразилось, показалось милым - и милее всего детство.

В 1921 г. в Данциге выходит книга «Детский остров», в 1923 г. в Берлине - сборник «Жажда». Больше года прожил Саша Черный в Риме, там появилась его «Кошачья санатория» (1924). Довольно много произведений и в стихах, и в прозе посвящено Парижу и его, маленьким русским обитателям: здесь Черный-эмигрант прожил дольше, чем в других европейских городах.

В 1928-1930 гг. в Париже были напечатаны его «Солдатские сказки», в 1928 г. вышли отдельным изданием «Несерьезные рассказы».

Разнообразное в жанровом отношении творчество Саши Черного имеет две эмоциональные доминанты: лирическую и интересующую нас в данный момент юмористическую, которые поддерживают друг друга. В детских произведениях и следа нет едкой иронии, характерной для «взрослого» сатирического творчества.

Юмористические произведения (рассказы и повести) Саши Черного для детей адресованы прежде всего сердцу и уму ребенка. Таков, например, «Дневник фокса Микки». Написанная в 1927 г., книга невольно пародирует мемуарный жанр, вошедший в моду, но содержит и традиционный для русской и мировой литературы сюжет, когда обычный мир видится глазами необычного существа. Повествование ведется от имени собаки, живущей в иной, нечеловечески взрослой «системе ценностных ориентиров».

Стихи, рассказы, сказки Саши Черного соединяют в себе парадоксальную ситуацию, в которую попадают герои, и не без лирики выписанные портреты персонажей. Так происходит в рассказах «О самом страшном», «Пасхальный визит», «Кавказский пленник». В рассказе «Люся и дедушка Крылов» к девочке на облаке приплывает знаменитый баснописец:

«- Спасибо, дедушка. Очень я рада, что вы пришли. Очень! Слушайте, дедушка, у меня много-премного вопросов. <...> Очень мне ваши басни нравятся! Больше китайской собачки. Но вот только... Можно спросить?

Спрашивай

Например, «Ворона и Лисица» Я была в парижском зоологическом саду, нарочно проверяла. Принесла с собой тартинку с сыром, сунула лисице в клетку, -- а она не ест! Ни за что не хотела есть... Как же так? Чего же она к вороне лезла со своими комплиментами? «Ах, шейка!» «Ах, глазки!» Скажите, пожалуйста!..

Крылов огорченно крякнул и только руками развел. -- Не ест, говоришь, сыру... Ишь ты! Я и не подумал. И у Лафонтена, который басни по-французски писал, тоже - сыр. Что же делать, Люся?»

Юмористически «сталкиваются» басенная традиция иносказания, «практика жизни», детский взгляд на литературу и жизнь, на художественную правду и правду «факта». В таком парадоксе и рождается собственно юмористическое. При этом выражения типа «лезла с комплиментами» выдают противоречивость детской позиции, в которой просто смешивается человеческое и естественное, зооморфное. Детское восприятие юмористики требует динамики и этой самой юмористической линии, так что по законам детской литературы героиня рассказа говорит затем следующее:

«- Очень просто, дедушка. Надо так: «Вороне где-то Бог послал кусочек мяса...» Поняли? Потом «Лисица и виноград»... Я и винограду с собой кисточку принесла в зоологический сад.

Не ест? -- спросил с досадой дедушка.

В рот не берет! Как же у нее «глаза и зубы разгорелись»?

Что же делать-то, по-твоему?

Пусть, дедушка, цыплята сидят на высокой ветке. Лисица внизу прыгает и злится, а они ей нос показывают»

«Поучения» Люси тем комичнее, что она без тени смущения наставляет признанного мэтра в басенном искусстве, а сам мастер смущается или «разыгрывает смущение». Диалог делает картину более зримой, почти осязаемой. В этом диалоге масса показательного. Саша Черный исподволь указывает на видимую условность басенного жанра: это рассказ, имитирующий правдоподобие; сам образ Люси трогательно-комичный. Забавны ее одновременная наивность и несведущность в условностях литературы. Но забавность состоит и в том, что, пожалуй, никто из взрослых, воспринимающих как должное описываемое в баснях, не дал себе труда убедиться в правдоподобии сказанных писателем слов, принимаемых на веру. Дитя Люся дает урок дедушке Крылову. Сам сюжет, использующий «мистическую ситуацию» для «комического наполнения», отражен и в названии - «Люся и дедушка Крылов», где не только снисходительно-юмористическое «старый да малый», но и в некотором смысле эвристическое: «истина» рождается если не в споре, то в парадоксальном, почти нонсенсном, столкновении чистого неведения и любознательности, с одной стороны, и мудрости и некоторой отягощенности этой самой мудростью - с другой.

Не утрачивает своей колоритности и комизма «Дневник фокса Микки», пародирующий расхожий в эмигрантской среде жанр воспоминаний. Мотивировки фантастического, имитация полном правдоподобия «событий», «мыслей» и «слов» фокса не только продолжают известную в русской и мировой детской литературе традицию выдавать в качестве «повествователя» зооморфный образ, но и создают совершенно оригинальный, отличный от чеховского («Каштанка», «Белолобый»), андреевского («Кусака»), купринского («Изумруд», «Ю-ю», «Белый пудель») образ, в котором соединяется детское, «девочкинское» и собственно «щенячье», рождая очень верную веселую составляющую внутренней формы образа детства вообще.Вершинным достижением Саши Черного в прозаических жанрах - сборнике «Солдатские сказки». Произведения, составившие сборник, публиковались с 1928 г. Первое отдельное издание состоялось после смерти автора - в 1933 г. Оговоримся, что эта книга не предназначалась собственно для детского чтения, но при известной адаптации многие тексты этого сборника вполне могут быть предложены детям.

«Солдатские сказки» Саши Черного - случай высвобождения мощного творческого заряда, накапливавшегося много лет. В него вошли годы, в течение которых A.M. Гликберг служил в российской армии рядовым солдатом. Так что солдатский быт, нравы, язык, фольклор он изучил в совершенстве.

Сборник достаточно разнороден в жанровом отношении: здесь присутствуют солдатские байки («Кабы я был царем», «Кому за махоркой идти»), волшебные сказки («Королева - золотые пятки», «Солдат и русалка» и др.), социально-бытовые сказки («Антигной», «С колокольчиком» и др.). Особый интерес представляет имитация народной переделки литературного текста - озорной пересказ солдатом-балагуром поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон», из чего получается сказка «Кавказский черт».

В основу данных литературных сказок положены основные каноны жанровых разновидностей народной сказки при сугубо оригинальных авторских сюжетах (некоторые из них даже включают реалии Первой мировой войны - например, «Бестелесная команда» или «Сумбур-трава»).

Основной носитель фольклорной традиции - главный герой-солдат. Как и в народной сказке, герой Саши Черного обладает смекалкой, веселым и неунывающим характером, он удал, справедлив и бескорыстен. «Солдатские сказки» переполнены искрометным юмором, правда, зачастую по-солдатски солоноватым. Однако писателю, обладающему безупречным вкусом, удается не скатываться к пошлости.

Главное же достоинство «Солдатских сказок», на наш взгляд, в том, что сборник можно рассматривать как сокровищницу сочного, истинно народного русского языка. Пословицы (час в сутки и дятлы веселятся), поговорки (губу на локоть, слюнка по сапогам), прибаутки (дрожки без колес, в оглоблях пес, - вертись, как юла, вкруг овсяного кола) и прочие речевые красоты рассыпаны здесь в изобилии.

Общность персонажей «Солдатских сказок» Саши Чёрного с персонажами быличек (мифологическими, свойственными народным верованиям) заставляет вспомнить о происхождении сказок из мифов как представлений о том, что за всем неживым вокруг стоит живое, что каждая частичка мира населена и подчинена воле и сознанию невидимого при обычном течении жизни существа. Но по мере забвения верований, сказки обогащаются бытовыми и вымышленными мотивами, когда чудесное происходит в крестьянских избах и солдатских казармах. Например, вымысел проявляется в сказке «С колокольчиком» при описаниях незнакомых простому солдату столичных улиц, интерьера кабинета «военного министра», характерной особенностью которого является наличие множества кнопок. Характерен вымысел и при описании внешности и деяний нечистых духов - чудесных существ, утративших в сказках достоверность и несомненность своего облика и существования. В этих и других особенностях народных верований в конце XIX - начале XX века, отмеченных нами в «Солдатских сказках» наблюдается процесс демифологизации времени и места действия, а также самого сказочного героя, что сопровождается его очеловечением (антропоморфизацией), а иногда и идеализацией (является красавцем высокого происхождения). Правда, он утрачивает магические силы, которыми по своей природе должен обладать герой мифологический, часто превращаясь в «низкого» героя, например, в Иванушку-дурачка.

Целью Саши Чёрного при создании «Солдатских сказок» было обращение к дореволюционному быту и культуре русского народа, выраженного в описании крестьянского и солдатского быта времен Первой мировой войны. События сказок развиваются в народной среде, так как только в ней суеверия занимают видное место. Своеобразие «Солдатских сказок» подчёркивается присутствием на их страницах солдата-рассказчика, благодаря которому сказочные описания народной жизни и верований принимают достоверное звучание. И потому ещё одним главным героем «Солдатских сказок» является язык. Как пишет А. Иванов, «в сущности родная речь была тем богатством, которое вывез с собой каждый беженец и единственное, что продолжало связывать с лежащей за тридевять земель отчизной». Недаром писатели русской эмиграции так упорно держались за русское слово - ему посвящены лингвистические эссе А. Куприна, М. Осоргина, Н. Тэффи.

Пример «Солдатских сказок» не единичен в обращении писателя к богатствам устной народной речи, преданиям. Хроника свидетельствует, что Саша Чёрный читал в Париже доклады об апокрифах Н. Лескова и о русских народных песнях по записям Гоголя, в шутку мечтал, чтобы Дед Мороз подарил ему на Новый год старое издание «Толкового словаря» В. Даля. Можно разделить удивление А. Иванова, который пишет, что «никто из собратьев Саши Чёрного по перу... не достиг, пожалуй, такого слияния с народным духом, такого растворения в стихии родной речи, как автор «Солдатских сказок»... Ведь Саша Чёрный всё-таки городской человек». Иванов А.С. «Жил на свете рыцарь бедный» // Черный Саша. Избранная проза. - М.: Книга, 1991.

Но в том-то и своеобразие подлинно русской литературы, что она никогда не теряла связи с народом, его бесценным творчеством, фольклором.

Са́ша Чёрный (настоящее имя Алекса́ндр Миха́йлович Гли́кберг; 1 (13) октября 1880 года в еврейской семье провизора, агента торговой фирмы. В семье было пятеро детей, двоих из которых звали Саша. Блондина называли «белый», а брюнета - «чёрный» - так и появился псевдоним.

Чтобы дать ребёнку возможность поступить в белоцерковскую гимназию, родители крестили его. В гимназии Александр проучился недолго. Мальчик сбежал из дома, стал бедным, нищим, попрошайничал. О его горестной судьбе написали в газете, и житомирский чиновник К. К. Роше, растроганный этой историей, взял мальчика к себе. К. К. Роше, много занимавшийся благотворительностью и любивший поэзию, оказал на Александра большое влияние.

С 1901 по 1902 год Александр Гликберг служил рядовым в учебной команде, затем работал в Новоселенской таможне.

1 июня 1904 года в житомирской газете «Волынский вестник» напечатан его «Дневник резонёра» за подписью «Сам по себе».

В 1905 году переезжает в Санкт-Петербург, где публикует принесшие ему известность сатирические стихи в журналах «Зритель», «Альманах», «Журнал», «Маски», «Леший» и др. Как писал Чуковский: «получив свежий номер журнала, читатель, прежде всего, искал в нём стихи Саши Чёрного».

Первое стихотворение под псевдонимом «Саша Чёрный» - сатира «Чепуха», напечатанное 27 ноября 1905 года, привело к закрытию журнала «Зритель». Поэтический сборник «Разные мотивы» был запрещён цензурой.

В 1906-1908 годах жил в Германии, где продолжил образование в Гейдельбергском университете.

Вернувшись в Петербург в 1908 году, сотрудничает с журналом «Сатирикон», выпускает сборники стихов «Всем нищим духом», «Невольная дань», «Сатиры». Публикуется в журналах «Современный мир», «Аргус», «Солнце России», «Современник», в газетах «Киевская мысль», «Русская молва», «Одесские новости». Становится известным как детский писатель: книги «Тук-Тук», «Живая азбука» и другие.

В годы Первой мировой войны Саша Чёрный служил в 5-й армии рядовым при полевом лазарете и работал как прозаик.

Издал сборник прозы «Несерьёзные рассказы» (1928), повесть «Чудесное лето» (1929), детские книги: «Сон профессора Патрашкина» (1924), «Дневник фокса Микки» (1927), «Кошачья санатория» (1928), «Румяная книжка» (1930), «Белка-мореплавательница» (1932).

В 1929 году приобрёл участок земли на юге Франции, в местечке Ла Фавьер, построил свой дом, куда приезжали и где подолгу гостили русские писатели, художники, музыканты.

Саша Чёрный скончался от сердечного приступа 5 августа 1932 года. Рискуя жизнью, он помогал в тушении пожара на соседней ферме, придя домой, слёг и больше не поднялся.

Похоронен на кладбище Лаванду, департамент Вар.

Александр Гликберг (Саша Черный) был одним из самых крупных писателей-сатириков начала 20 века. Саша Черный и Аркадий Аверченко- два столпа юмористической литературы «серебряного века». Но лично мне Саша Черный нравится больше: его стихотворения и рассказы я не могу читать без улыбки, а строчки из «Обстановочки» часто всплывают в памяти, когда накатывает плохое настроение. У Саши Черного своеобразный «одесский» юмор, в котором смешивается смешное и грустное, который заставляет смеяться и одновременно задумываться. Почему-то у писателей из Одессы именно такой юмор. Сразу видно, что Саша Черный, Исаак Бабель, Илья Ильф и Евгений Петров, Михаил Жванецкий родились и выросли в Одессе. Первый в этом списке Александр Гликберг, который для того, чтобы пошутить над псевдонимом друга Блока и «пылкого поэта-символиста» Бориса Бугаева (Андрей Белый) взял себе творческое имя Саша Черный.
«Солдатские сказки» Саши Черного — особая книга. Она вышла впервые в печати уже после смерти автора в Париже в 1933 году и вызвала в среде русской эмиграции много восторженных отзывов. О «Солдатских сказках» писали все, от придирчивого Александра Куприна до утонченного Владимира Набокова. И это вполне справедливо. Книга «Солдатские сказки» — заметное событие не только русской эмигрантской литературы, но и русской литературы вообще. Что же в этой сравнительно небольшой книге вызвало такой ажиотаж?
Во-первых, язык сказок. Стилизация под солдата-рассказчика полная, в речи много пословиц и поговорок. Иногда непонятно, это реальные пословицы и поговорки или они выдуманы самим Сашей Черным. Большинство, конечно, выдумано, но зато как выдумано. От реальных и не отличить. А какие эти фразочки смешные и весёлые. Хоть в тетрадь выписывай. Вот, например:»Ишь ты… Чтобы тебе ежа против шерсти родить!», «сколько у ерша костей, столько и барских затей», » что-то, мил человек, до того от тебя простой овощью разит, что и разговор вести невозможно, так начадил, что сига закоптить можно»», «настоящий античный герой, известкой бы тебя побелить, да в замороженном виде на постамент в парке поставить» и т. д.
Во-вторых - сюжеты сказок. Это не просто сказки- это «солдатские байки», да такие занятные и интересные, что дух захватывает. В этих сказках солдат не только традиционную «кашу из топора» сварить сможет, но и стадо ослов успокоить, которое своими криками не даёт спать генералисимусу Суворову в Альпах. Тут и волшебная сказка, и случай из жизни, и просто армейский анекдот. Объединяют все истории герои: весельчаки солдаты и их заразительный юмор.
В-третьих- мастерство пародии. В каждой сказке Саша Черный пародирует что-то: то волшебную сказку, то героическую былину, то приключенческий роман. Особенно мне понравилась сказка, в которой пародируется романтическая поэма Лермонтова «Демон». Называется она «Кавказский черт». Бывалый солдат рассказывает сослуживцам содержание «Демона» («Кавказского черта»), превращая трагический сюжет поэмы в серию анекдотов.
И, в четвёртых- в каждой сказке содержится глубокий смысл, каждая история учит быть смекалистым и добрым. Таким как Лукашка из сказки «Мирная война», который предложил враждебным армиям перетягивать канат, чтобы людей на войне не убивать и не калечить. Кто перетянет канат, тот и победит в войне.
Если хотите, чтобы ваши дети хорошо посмеялись и при этом чему-нибудь научились, тогда «Солдатские сказки» Саши Черного – это для вас хороший выбор. Стилизация под народную речь может показаться детям поначалу непривычной, но искромётный юмор быстро поможет привыкнуть к манере рассказа. Ну и, конечно, читайте сказки Саши Черного сами. Хорошее настроение после прочтения будет вам гарантировано.
Книга «Солдатские сказки» вышла в издательстве «Нигма» в роскошном подарочном коллекционном издании. Это издание по-своему уникальное. Так «Солдатские сказки » еще ни разу не издавали. Твердая красочная обложка, качественная дорогая бумага, офсетная печать, есть закладка-ляссе. В конце книги рассказ о «Солдатских сказках» и о Саше Черном знаменитого мультипликатора Юрия Норштейна (автора мультфильма «Ежик в тумане» и др.). Иллюстрации ученицы Юрия Норштейна Екатерины Соколовой. Екатерина Соколова- -одна из лучших современных российских режиссеров-мультипликаторов, лауреат многих премий за анимационные фильмы.
Рисунков в книге много, они почти на каждой странице. Иллюстрации цветные, нарисованные с тем юмором и вкусом, которых и ждешь от весёлой книги. Книга рекомендована для детей старшего школьного возраста, но мне кажется, что и детям среднего школьного возраста (с 13 лет) почесть сказки Саши Черного будет весело и интересно.

Дмитрий Мацюк

Саша Чёрный: Солдатские сказки. Художник: Екатерина Соколова. Издательство Нигма, 2016
|labirint| https://www.labirint.ru/books/547458/?p=7207

1 из 9





Особое место в творчестве Саши Черного занимают «Солдатские сказки», написанные в стиле своеобразного анекдотически-бытового реализма. Достоинства этих небылицне только в сюжете, но и в языке, в непринужденной манере рассказа, воссоздающей бойкую, остроумную народную речь. Королева – Золотые Пятки Антигной Ослиный тормоз Кавказский черт С колокольчиком Кабы я был царем Корнет-лунатик Бестелесная команда Солдат и русалка Армейский спотыкач Муравьиная куча Мирная война Скоропостижный помещик Сумбур-трава Антошина беда"Лебединая прохлада" Безгласное королевство Штабс-капитанская сласть Кому за махоркой идти Правдивая колбаса Катись горошком

Издательство: "АРДИС" (2008)

ISBN: 4607031750773

аудиокнига можно скачать

Могила поэта была утеряна после боевых действий, которые затронули департамент Вар в ходе второй мировой войны.

Детей у поэта не было.

Хроника жизни Саши Черного

  • Составитель: А. С. Иванов.
  • Источник: "Саша Черный. Собрание сочинений в пяти томах. Том 5". Москва, издательство "Эллис Лак", 1996.

Принял крещение. Поступил в гимназию.

Бежал из дома в Петербург, где продолжил учебу во 2-й прогимназии.

Исключен из гимназии за неуспеваемость. Родители отказываются от сына.

8/20 сентября. В петербургской газете «Сын Отечества» напечатана статья начинающего журналиста А. А. Яблоновского о бедственном положении, в котором оказался мальчик, брошенный семьей. Взят на воспитание К. К. Роше - председателем Губернского присутствия по крестьянским делам в Житомире. 2/14 октября принят в 5-й класс 2-й житомирской гимназии.

Во время летних каникул принимает участие в благотворительной экспедиции по оказанию помощи голодающим Белебеевского уезда Уфимской губернии.

Из-за конфликта с директором гимназии исключен из 6-го класса - «без права поступления».

1/14 сентября. Принят на срочную военную службу на правах вольноопределяющихся в 18-й пехотный Вологодский полк (Житомир).

25 октября/7 ноября уволен в запас. Начало трудовой деятельности: на таможне в местечке Новоселицы Бессарабской губернии.

3/16 июня. Дебютирует в качестве фельетониста житомирской газеты "Волынский вестник». После закрытия газеты (19 июля) переезжает в Петербург. Принят письмоводителем на Службу Сборов Варшавской железной дороги.

Вступает в гражданский брак с М. И. Васильевой. Свадебное путешествие в Италию. В сатирическом журнале «Зритель» 27 ноября под стихотворением «Чепуха» впервые появляется подпись «Саша Черный».

Печатается в сатирических журналах и альманахах. Издает сборник стихов «Разные мотивы». В апреле-мае уезжает в Германию, где во время летнего и зимнего семестра посещает в качестве вольнослушателя лекции в Гейдельбергском университете.

Возвращается в Петербург.

Возобновляет сотрудничество в журнале «Зритель». Становится сотрудником журнала «Стрекоза», преобразованного в апреле в «Сатирикон». Лето проводит в курортном местечке Гунгербург (Шмецке) в Эстонии.

Во время летнего отпуска отправляется на лечение в Башкирию (деревня Чебени). Кумысные вирши

В марте увидела свет книга стихов «Сатиры». В апреле уезжает на отдых в деревню Заозерье Псковской губернии. Летом совершает турне по Германии и Италии. Заявляет о себе как прозаик («Люди летом», журнал «Современный мир», № 9).

Новый год встречает в финском пансионе под Выборгом. В апреле прекращает сотрудничество в «Сатириконе». Отправляется в Киев, затем в Крым. Летом отдыхает в деревне Кривцово Орловской губернии, посещает уездный город Волхов. Сотрудничает в газетах «Киевская мысль» и «Одесские новости». В ноябре выходит книга стихов «Сатиры и лирика».

В альманахе «Земля» напечатана проза поэта «Первое знакомство». Работает над переводами Г. Гейне. В августе отдыхает в Италии, на острове Капри, где знакомится и сближается с А. М. Горьким и художником В. Д. Фалилеевым.

В январе посещает деревню Кривцово Орловской губернии. Выходит в свет подготовленный им детский альманах «Голубая книжка» и сборник его собственных стихов для детей «Тук-тук!». Лето проводит на Украине, близ города Ромны.

Выпускает детскую книжку «Живая азбука». В альманахе «Шиповник» напечатана поэма «Ной». Весну и лето проводит на Балтийском побережье (Усть-Нарва). 26 июля/8 августа. В связи с объявлением войны с Германией призван в армию; зачислен в 13-й полевой запасной госпиталь. В составе Варшавского сводного полевого госпиталя №2 отправлен на фронт.

В марте по запросу генерал-лейтенанта К. П. Губера переведен в Санитар ный отдел штаба 5-й Армии. Принимает участие в боевых действиях в районг польских городов Ломжа и Замброво.

Переведен смотрителем госпиталя в Гатчину, а затем помощником смотрителя в 18-й полевой запасной госпиталь в Пскове. Возвращается к литературному творчеству. В конце года появляются его стихи в петроградском журнале «Для детей».

Переведен в Управление военных сообщений в Пскове. После февральской революции избран начальником отдела управления комиссара Северною фронта. В конце весны посещает революционный Петроград.

В конце лета, перед вступлением Красной армии в Псков, вместе с другими беженцами покидает город. Живет на хуторе под Двинском. В последних числах декабря перебирается в Вильно.

Живет в Вильно, летом - на хуторе, где написаны многие страницы будущих книг стихов.

В марте, приняв решение об эмиграции, нелегально перебирается в Ковно - столицу Литвы, где получает визу в Германию. Обосновался в пригороде Берлина - Шарлоттенбурге. В конце года выпускает книгу стихов «Детский остров».

Активно включается в культурно-общественную жизнь «русского Берлина». Возглавляет литературный отдел журнала «Жар-Птица». Занимается составлением и выпуском книг «Детской библиотеки «Слово» (Жуковский, Тургенев и др.).

Переиздает в новой редакции свои книги стихов «Сатиры» и «Сатиры и лирика». Выступает как редактор и составитель альманахов «Грани» (№1), «Цветень» и антологии для детей «Радуга».

В издании автора выходит третья книга стихов «Жажда». Много работает для детей: сказка в стихах «Сон профессора Патрашкина», переводы немецких сказочников Р. Демеля, Ф. Остини, В. Руланда, Л. Гильдебранта. Часть подготовленных и проанонсированных книг не вышла («Библейские сказки», «Вспомни!», «Возвращение Робинзона»). В мае переезжает в Рим. Живет в доме, снимаемом семьей Леонида Андреева. Здесь начат цикл «Из Римской тетради», написана повесть «Кошачья санатория».

В марте перебирается в Париж. Становится постоянным сотрудником журнала «Иллюстрированная Россия». Лето проводит в усадьбе под Парижем (Гресси). Как поэт, публицист и критик публикуется в «Русской газете» .

Создает в «Иллюстрированной России» отдел сатиры и юмора «Бумеранг». Лето проводит в Бретани, на берегу океана.

Принимает участие в благотворительных акциях в пользу русских инвалидов и детей эмигрантов. В августе-сентябре отдыхает в Ла Фавьере, на Лазурном берегу Средиземного моря в колонии русских эмигрантов. Сближается с Иваном Билибиным.

В издании автора выходит книга для детей «Дневник фокса Микки». Ко дню русской культуры подготовил альманах для детей «Молодая Россия». По приглашению русской колонии дважды посещает Брюссель. Лето проводит в Ла Фавьере. С октября становится постоянным сотрудником газеты «Последние новости».

Выходят книги прозы «Кошачья санатория» и «Несерьезные рассказы». Подготавливает ко дню русской культуры альманах для юношества «Русская земля». Совместно с А. А. Яблоновским совершает турне по городам Франции (Лион, Гренобль, Канны, Ницца) с выступлениями перед соотечественниками. Завязывает контакты с редакцией газеты «Заря» (Харбин).

В Белграде увидела свет книга для детей «Серебряная елка», переиздан «Дневник фокса Микки». Летом отдыхает в русском санатории под Ниццей. Приобретает участок земли в Ла Фавьере. Выходит отдельной книгой повесть «Чудесное лето».

В Белграде издана книга рассказов для детей «Румяная книжка». Лето проводит в Ла Фавьере - в собственном доме, построенном на его участке.

Участвует в издании возрожденного в Париже журнала «Сатирикон». Лето проводит в Ла Фавьере. По возвращении в Париж начинает печатать по главам поэму «Кому в эмиграции жить хорошо».

Занимается подготовкой книги стихов для детей «Ручей» и рассказов «Белка-мореплавательница».

В начале лета уезжает в Ла Фавьер, где 5 августа скоропостижно скончался от сердечного приступа. Похоронен на местном кладбище.

В 1933 г. посмертно изданы книги «Солдатские сказки» и «Белка-мореплавательница».

Поэт о себе

Когда поэт, описывая даму,
Начнёт: «Я шла по улице. В бока впился корсет»,
Здесь «я» не понимай, конечно, прямо -
Что, мол, под дамою скрывается поэт.
Я истину тебе по-дружески открою:
Поэт - мужчина. Даже с бородою.

Издания поэта

Экранизации произведений

  • Святочные рассказы, новелла «Рождественское»
  • Про девочку, которая нашла своего мишку
  • Солдатская песня

Примечания

Ссылки

  • Саша Чёрный в библиотеке Максима Мошкова
  • Саша Черный стихи в Антологии русской поэзии
  • http://www.zhurnal.lib.ru/k/kudrjac_e_w/4urrny.shtml Светлый образ Саши Черного

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Саша Черный "Солдатские сказки" написаны в стиле своеобразного анекдотически-бытового реализма, близкого к сказу Н. С. Лескова и М. М. Зощенко и воскрешают тип русского солдата времён 1-й мировой войны… - Альбатрос, (формат: 60x84/16, 192 стр.) 1992
    280 бумажная книга
    Черный Саша Впервые "Солдатские сказки" выходят в подарочном оформлении, с иллюстрациями и отдельным изданием. Саша Чёрный - один из самых ярких поэтов и прозаиков двадцатого века. Его творчество неподражаемо и… - Нигма, (формат: 84x108/16, 272 стр.) 2016
    1439 бумажная книга
    Саша Чёрный Особое место в творчестве Саши Черного занимают «Солдатские сказки», написанные в стиле своеобразного анекдотически-бытового реализма. Достоинства этих небылицне только в сюжете, но и в языке, в… - АРДИС, (формат: 60x84/16, 192 стр.) аудиокнига можно скачать 2008
    189 аудиокнига
    Саша Черный Особое место в творчестве Саши Черного занимают "Солдатские сказки", написанные в стиле своеобразного анекдотически-бытового реализма. Достоинства этих небылиц нетолько в сюжете, но и в языке, в… - Сибирская книга, (формат: 84x108/32, 172 стр.) 1994
    250 бумажная книга
    Черный Саша Саша Чёрный - один из самых ярких поэтов и прозаиков двадцатого века. Его творчество неподражаемо и уникально. В 20-х годах прошлого века поэт эмигрировал за границу. Тоска автора по родине, по… - Нигма, (формат: 84x108/32, 172 стр.) 2016
    1777 бумажная книга
    Саша Черный 2016
    1301 бумажная книга
    Черный Саша Саша Чёрный - один из самых ярких поэтов и прозаиков двадцатого века. Его творчество неподражаемо и уникально. В 20-х годах прошлого века поэт эмигрировал за границу. Тоска автора по родине, по… - НИГМА, (формат: 84x108/16, 272 стр.) Для детей среднего школьного возраста (11-14 лет) 2016
    1194 бумажная книга
    Черный С. Саша Чёрный - один из самых ярких поэтов и прозаиков двадцатого века. Его творчество неподражаемо и уникально. В 20-х годах прошлого века поэт эмигрировал за границу. Тоска автора по родине, по… - НИГМА, (формат: 84x108/16, 272 стр.) - 2016
    997 бумажная книга
    Черный С. Прекрасно оформленное подарочное издание с ляссе. Шелковый переплет. Обложка и корешок книги украшены тиснением"под золото". Трехсторонний обрез, фольга коричневая. Особое место в творчестве Саши… - (формат: Твердая, ткань, 189 стр.) 2008
    1500 бумажная книга
    Черный С. Саша Чёрный - один из самых ярких поэтов и прозаиков двадцатого века. Его творчество неподражаемо и уникально. В 20-х годах прошлого века поэт эмигрировал за границу. Тоска автора по родине, по… - (формат: Твердая бумажная, 272 стр.) 2016
    1645 бумажная книга
    Черный Саша Саша Чёрный - один из самых ярких поэтов и прозаиков двадцатого века. Его творчество неподражаемо и уникально. В 20-х годах прошлого века поэт эмигрировал за границу. Тоска автора по родине, по… - НИГМА, (формат: 84x108/16, 272 стр.) 2016
    773 бумажная книга
    Саша Чёрный Саша Чёрный - один из самых ярких поэтов и прозаиков двадцатого века. Его творчество неподражаемо и уникально. В 20-х годах прошлого века поэт эмигрировал за границу. Тоска автора по родине, по… - НИГМА, (формат: 84x108/16, 272 стр.) 2016
    1290 бумажная книга
    Саша Чёрный Особое место в творчестве Саши Черного занимают «Солдатские сказки», написанные в стиле своеобразного анекдотически-бытового реализма.Достоинства этих небылиц не только в сюжете, но и в языке, в… - АРДИС, (формат: 84x108/16, 272 стр.)
    бумажная книга
    Андерсен Ханс Кристиан, Гримм Якоб и Вильгельм Солдат - один из любимых персонажей народных и авторских сказок. Он олицетворяет отвагу, ловкость и смекалку, и, конечно же, всегда выходит победителем из любых сложных ситуаций. В этой книге собраны… - Стрекоза, (формат: 84x108/16, 272 стр.) Детская художественная литература

    Чёрный, Саша - Александр Михайлович Гликберг (1 (13) октября 1880, Одесса, Российская империя 5 июля 1932, Ле Лаванду, Прованс, Франция), более известный как Саша Чёрный русский поэт Серебряного века, прозаик, получивший широкую известность как автор… … Википедия

    Черный, Саша - Александр Михайлович Гликберг (1 (13) октября 1880, Одесса, Российская империя 5 июля 1932, Ле Лаванду, Прованс, Франция), более известный как Саша Чёрный русский поэт Серебряного века, прозаик, получивший широкую известность как автор… … Википедия

    Черный Саша - Александр Михайлович Гликберг (1 (13) октября 1880, Одесса, Российская империя 5 июля 1932, Ле Лаванду, Прованс, Франция), более известный как Саша Чёрный русский поэт Серебряного века, прозаик, получивший широкую известность как автор… … Википедия

    Чёрный Саша - Александр Михайлович Гликберг (1 (13) октября 1880, Одесса, Российская империя 5 июля 1932, Ле Лаванду, Прованс, Франция), более известный как Саша Чёрный русский поэт Серебряного века, прозаик, получивший широкую известность как автор… … Википедия

    ЧЕРНЫЙ Саша - (наст. имя и фам. Александр Михайлович Гликберг) (1880 1932) русский поэт. Создал ироническую маску интеллигентного обывателя сборники стихов Разные мотивы (1906), Сатиры и лирика (1911); детские стихи. С 1920 в эмиграции. Книга прозы Солдатские… … Большой Энциклопедический словарь

    Чёрный Саша - (псевдоним; настояшие имя и фамилия ‒ Александр Михайлович Гликберг) , русский поэт. Родился в семье провизора. Начал печататься в 1904. С 1905 сотрудничал в петербургских сатирических журналах …

    Чёрный - I Горимир Горимирович (р. 22.1.1923, Каменец Подольский), советский учёный в области механики, член корреспондент АН СССР (1962). Член КПСС с 1954. В 1941 45 в Советской Армии. Окончил Московский университет (1949). В 1949 58 работал в… … Большая советская энциклопедия

    В книгу вошли солдатские сказки известного русского писателя-сатирика Саши Черного. "Солдатские сказки" издавались за рубежом. В Советском Союзе издаются впервые.

    Антигной

    Посылает полковой адъютант к первой роты командиру с вестовым записку. Так и так, столик у меня карточный дорогого дерева на именинах водкой залили. Пришлите Ивана Бородулина глянец навести.

    Ротный приказание через фельдфебеля дал, адъютанту не откажешь. А Бородулину что ж: с лагеря от занятий почему не освободиться; работа легкая – своя, задушевная, да и адъютант не такой жмот, чтобы даром солдатским потом пользоваться.

    Сидит это Бородулин на полу, лаком-сандараком ножки натирает, упарился весь, разогрелся, гимнастерку с себя на паркет бросил, рукава засучил. Солдат был из себя статный да крепкий, хочь патрет пиши: мускулы на плечах и руках под кожей чугунными желваками перекатываются, лицо тонкое, будто и не простой солдат, а чуть-чуть офицерских дрожжей прибавлено. Однако ж, что зря хаять, – родительница у него была старого закала, природная слободская мещанка, – в постный день мимо колбасной лавки не пройдет, не то, чтобы что…

    Перевел дух Бородулин, ладонью пот со лба вытер. Поднял глаза, барыня в дверях стоит, – молодая, значит, вдова, у которой адъютант по сходной цене фатеру сымал. Из себя аккуратная, личико тоже – не отвернешься. Ужли адъютант у корявой жить станет…

    – Упрели, солдатик?

    Скочил он на резвые ноги, – гимнастерка на полу. Только он ее через голову стал напяливать, второпях в ворот руку вместо головы сунул, ан барыня его и притормозила:

    – Нет, нет! Гимнастерку не трожьте! Обсмотрела его по всем швам, будто экзамен произвела, и за портьерку медовым голосом бросила:

    – Чисто Антигной!… Энтот мне как есть подходит.

    И ушла. Только дух за ней сиреневый так дорожкой и завился.

    Принахмурился солдат. На кой ляд он ей подходит? Экое слово при белом свете ляпнула… С жиру они, барыни, перила грызут, да не на такого напала.

    Справил Бородулин работу, снасть свою в узелок связал, через вестового доложился.

    Вышел адъютант самолично. Глаз прищувил: блестит столик, будто его корова мокрым языком облизала.

    – Ловко, – говорит, – насандалил! Молодец, Бородулин!

    – Рад стараться, ваше скородие. Только извольте приказать, чтобы до завтрева окон не отпирали, пока лак не окреп. А то майская пыль налетит, столик затомится… Работа деликатная. Разрешите иттить?

    Наградил его адъютант как следовает, а сам ухмыляется.

    – Нет, братец, постой. Одну работу справил, другая прилипла. Барыне ты оченно понравился, барыня лепить тебя хочет, понял?

    – Никак нет. Сумнительно чтой-то…

    А сам думает: что ж меня лепить-то? Чай уже вылеплен!…

    – Ну, ладно. Не понял, так барыня тебе разъяснение даст.

    И с тем фуражку на лоб и в сени проследовал. Только, стало быть, солдат за гимнастерку – портьерка – взык! – будто ветром ее вбок отнесло. Стоит барыня, пуховую ладонь к косяку прислонила и опять за свое:

    – Нет, нет! Взойдите, как есть, в натуральном виде. Вас как зовут-то, солдатик?

    – Иван Бородулин! – ответ дал, а сам, будто медведь на мельничное колесо, вбок уставился.

    Зовет она его, значит, в свой покой на близкую дистанцию. Адъютант приказал, не упрешься.

    – Вот, – говорит барыня, – обсмотрите. Все крутом, как есть моей работы.

    Мать честная! Как глянул он, аж в глазах забелело; полна горница голых мужиков, кто без ног, кто без головы… А промеж них бабы алебастровые. Которая лежит, которая стоит… Платья-белья и звания не видать, а лица, между прочим, строгие.

    Барыня тут полное пояснение сделала:

    – Вот вы, Бородулин, по красному дереву мастер, а я из глины леплю. Только и разница. Ваша, например, политура, а моя – скульптура… В городе монументы, скажем, понаставлены, те же самые идолы, только в окончательном виде…

    Видит солдат, что барыня не военная, мягкая, – он ей поперек и режет:

    – Как, сударыня, возможно? На монументах ерои в полной парадной форме на конях шашками машут, а энти, без роду-племени, ни к чему. Разве таких голых чертей в город выкатишь?

    Она, ничего, не обижается. В кружевной платочек зубки поскалила и отвечает:

    – Ан вот и ошиблись. В Питере не бывали? То-то и оно! А там в Летнем саду беспорточных энтих сколько угодно. Который бог по морской части, которая богиня бесплодородием заведует. Вы солдат грамотный, следует вам знать.

    "Ишь заливает! – думает солдат. – Чай там в столичном саду мамки княжеских ребят нянчат, начальство гуляет, – как же возможно погань такую меж деревьев ставить?…".

    Достает она из рундучка белую мохнатую простыню, край кумачевой лентой обшит, – подает солдату.

    – Вот вам заместо крымской епанчи. Рубаху нательную сымайте, мне она без надобности.

    Ошалел Бородулин, стоит столбом, рука к вороту не подымается.

    Ан барыня упрямая, солдатского конфуза не принимает:

    – Ну что ж вы, солдатик? Мне ж только до пояса, – подумаешь, одуванчик какой монастырский!… Простыньку на правое плечо накиньте, левое у Антигноя завсегда в натуральном виде.

    Не успел он опомниться, барыня простыню на плече лошадиной бляхой скрепила, посадила его на высокий табурет, винт подвинтила… Вознесся солдат, будто кот на тумбе, – глазами лупает, кипяток к вискам приливает. Дерево прямое, да яблочко кислое…

    Взяла она солдата на прицел из всех углов.

    – В самый раз! Вот только стригут вас, солдат, низко, – мышь зубом не схватит. Антигною беспременно кудерьки полагаются… Мне для полной фантазии завсегда с первого удара модель по всей форме видеть надо. Ну, этой беде пособить нетрудно…

    В рундучок снова нырнула, паричок ангельской масти вынула и на Бородулина его так круглым венчиком и скинула. Сверху обручем медным притиснула, – то ли для прочности, то ли для красоты.

    Глянула она с трех шагов в кулачок:

    – Ох, до чего натурально! Известкой бы вас побелить, да в замороженном виде на постамент поставить – и лепить не надо…

    Посмотрел и Бородулин в зеркало, – что наискось в простенке около козлоногого мужика висело… Будто черт его за губу дернул.

    Ишь срамота… Мамка не мамка, банщик не банщик, – то есть до того барыня солдата расфасонила, что хочь в балаганах показывай. Слава Тебе, Господи, что окно высоко: окромя кошки, никто с улицы не увидит.

    А молодая вдова в раж вошла. Глину вокруг станка вертит, туловище в сыромятном виде на скорую руку обшлепала, заместо головы колобок мятый посадила. Вертит, пыхтит, на Бородулина и не взглянет. Спервоначалу она, вишь, до тонких тонкостей не доходила, абы глину кое-как обломать.

    Потеет солдат. И сплюнуть хочется, и покурить охота смертная, а в зеркале плечо да полгруди, как на лотке, корнем торчат, вверху рыжим барашком пакля расплывается, – так бы из-под себя табурет выдернул да себя по морде и шваркнул… Нипочем нельзя: барыня хочь и не военная, однако обидится, – через адъютанта так ушибет, что и не отдышишься. Упрела, однако ж, и она. Ручки об фартук вытерла, на Бородулина смотрит, усмехается.

    – Сомлели? А вот мы передышку чичас и сделаем. Желательно походить, походите, а то и так в вольной позиции посидите.

    Чего ж ему ходить в балахоне-то энтом с обручем? Запахнул он плечо, слюнку проглотил и спрашивает:

    – А из каких он, Антигной, энтот, будет? В богах бусурманских числился, либо на какой штатской должности?

    – При крымском императоре Андреяне в домашних красавцах состоял.

    Покрутил Бородулин головой. Скажет, тоже… При императоре либо флигель-адъютанты, либо обер-камердинеры полагаются. На кой ему ляд при себе хахаля такого в локонах содержать.

    А барыня к окну подошла, в сад по грудь высунулась, чтобы ветром ее обдуло: тоже работа не легкая, – пуд глины месить, не утку доить.

    Слышит солдат за спиной писк-визг мышиный, портьерка на кольцах трясется. Покосился он взад на оба фланга, чуть с табуретки не сковырнулся: с одного конца барынина горничная, вертеха, в платочек давится, с другого денщик адъютантский циферблат высунул, погоны на нем так и трясутся, а за ним куфарка, – фартуком пасть закрывает… Повернулся к ним Бородулин полным патретом – так враз всех и прорвало, будто по трем сковородкам горохом вдарили… Прыснули, да скорее ходу по стенке, чтобы барыня не застигла.

    Обернулась барыня от окна, Бородулина спрашивает:

    – Вы что же это, солдатик, фырчите?

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры