Сочинение по картине "грачи прилетели" саврасова. "Грачи прилетели", Саврасов

Главная / Чувства

Скоро на нашем сайте ("Тайные страницы русской живописи"): "Весна 1881 года была запоздалой. В феврале пригревало солнышко, а в марте снова грянули холода. Но Василий Иванович Суриков ходил в приподнятом настроении. Штука ли! Кончил картину, которую писал несколько лет... Картину, выстраданную сердцем, продуманную до мелочей... Он даже плохо спал по ночам, вскрикивал во сне, мучаясь видениями казни. Сам он потом говорил: «Я, когда «Стрельцов» писал, ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел. Кровью кругом пахнет. Боялся я ночей. Проснешься и обрадуешься. Посмотришь на картину: Слава Богу, никакого ужаса в ней нет... У меня в картине крови не изображено, и казнь еще не начиналась... Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь». В марте должна была открыться в Петербурге выставка передвижников, и это была первая картина В.Сурикова, которая появилась на ней. Художника В.Сурикова всегда увлекали грандиозные сюжеты, в которых воплощался бы дух эпохи, которые давали бы простор воображению и в то же время предоставляли бы простор для широких художественных обобщений. И еще его всегда интересовали народные судьбы на широких перекрестках истории. " - читать полностью »

"Грачи прилетели" - чудесная картина, такая же поэтичная, и в то же самое время печальная и радостная, истинно весенняя, как вступление к «Снегурочке» Римского! Еще зима. Мрачный, сизый горизонт, далекая снежная равнина, старинная церковь, жалкие домики, голые деревья, зябнущие в холодной сырости, почти мертвые от долгого тяжелого сна... И вот чувствуется, как по этой сырой и холодной, мертвой, бесконечной мгле проносится первое легкое и мягкое дуновение теплоты, жизни. И от ласки этого дуновения растаял пруд, встрепенулись, ожили деревья, а снежный саван быстро исчезает. Целая стая веселых птиц примчалась с этим ветром. Они расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о близости весны..." - читать полностью »

"Основная трудность становления творческой личности Саврасова, как и Клодта и Шишкина, заключалась в том, что процесс его формирования происходил в период, когда пейзажный жанр в демократической русской живописи находился еще в стадии становления. Поэтому передвижники первых поколений должны были, каждый в своей области, выступать как первооткрыватели. Но стать первооткрывателями было не легкой задачей. Поэтому-то свойственное Саврасову поэтическое восприятие родной природы облекается в ранних пейзажах художника в неорганичные для него формы академического романтизма. Это и вносило черты противоречивости в раннее творчество Саврасова..." -

Подготовка к сочинению по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

По материалам учителя: Демидович Светланы Вячеславовны

Саврасов выбирал для своих пейзажей незатейливые места и старался отыскать в самом простом и обык-новенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу...

История создания картины

А. К. Саврасов был одним из основоположников русской пейзажной живописи. В 1850 году он закон-чил училище живописи, ваяния и зодчества, получил звание художника. В 1854 году написал «Пейзаж в окрестностях Ораниенбаума». Полотно было исполне-но с таким мастерством и искренним чувством, что им-ператорская Академия художеств присвоила Саврасову почетное звание академика живописи.

В 1871 году художник создает одну из лучших своих работ «Грачи прилетели». Когда смотришь на кар-тину, кажется, что она написана с натуры. Но это не так, картина явилась результатом долгой работы художника над эскизом.

В 1871 году еще до прихода весны расстался Саврасов с городом. И вот он на Волге, в Костроме. Всегда ему был по душе этот старинный русский город. В центре — высокая каланча да каменные ряды для всякой торговли. А за ними по пригоркам, по оврагам лепится серая от времени, деревянная Кострома. Тихо здесь после Москвы, и так легко, так свободно дышится.

Глубокий снег еще лежал на всех улицах, толстым слоем ровнял овраги, когда художник приехал в город. Разыскав на базаре знакомого мужичка, он поудобнее примостился на санках-розвальнях, подложил под го-лову ящик с красками и холстами, запахнулся в тяже-лую овчинную шубу и поехал в деревню — навстречу весне, природе.

Художник снял комнатку в мезонине большого дере-венского дома. Но первые дни, даже недели, работа ни-как не клеилась. Саврасов подолгу стоял у окошка, смотрел на убогие, занесенные снегом избы, на ветхую каменную церковку, на хмурое небо и узловатые голые березы с черными грачиными гнездами, и ничто не тро-гало в этом пейзаже сердца художника. Он надевал са-поги, долго ходил по побуревшей от навоза дороге, при-сматривался, прислушивался, но весну не чувствовал.

Но весна пришла, как приходит всегда,— неожи-данно, сразу. Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он глянул в окошко и рас-смеялся: за окном голубело небо. Саврасов настежь распахнул створки окна. Резкий холод ворвался в ком-нату, но художник не замечал ничего. Вот оно! Нача-лось!.. Робкий луч солнца проложил по снегам голубые тени, снег стал рыхлым, пористым, словно вата, ма-ленькими зеркальцами заблестели первые лужицы. Но главное — птицы! С ликующим пронзительным кри-ком, стаями и в одиночку, они кружили в прозрачном весеннем воздухе. Унылые черные гнезда ожили: во-круг них хлопотали прилетевшие из-за моря долго-жданные гости.

Схватив палитру, так и не захлопнув окна, худож-ник стал пристраиваться на подоконнике со своей рабо-той.

— Грачи прилетели! Грачи прилетели! — напевал он, набрасывая на холсте деревья, почерневшие избы, маленькую церквушку. Вчера еще все кругом было пе-чальным и хмурым, а теперь... Пришла весна!

Картину «Грачи прилетели» показали на 1-й пере-движной выставке, и она была встречена с восторгом. В ней, простой и внешне безыскусной, с такой пронзительной силой воплоще-но свойственное народу лирическое чувство, что ее чуть ли не сразу восприняли как олицетворение русской природы, деревенской России: пруд и березы, де-ревянные дома, церковь и потемневшие весенние по-ля — все обжито, согрето сердечным теплом. Перед тем как покинуть выставку, многие зрители снова и снова подходили к картине Саврасова. От нее словно веяло пробуждением природы. Павел Третьяков сразу же приобрел полотно художника для своей галереи, и это было свидетельством признания значения его в национальном искусстве.

Крамской объяснил, почему картина оказалась лучше всех других: у других художников тоже есть деревья, вода и даже воздух, но не более, «а душа есть только в «Грачах». А Левитан продолжил: «Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко!»

Рассматривание картины, ее настроение, все детали ближнего, среднего и дальнего планов.

На окраине маленького селения возвышается шатровая колокольня. К светло-голубому с высокими облака-ми небу тянутся еще голые, но уже встрепенувшиеся, забродившие соками ветки берез. На них с шумом и граем опускается стая грачей. Лед на пруду растаял, да и снег потерял чистоту я пышность — в розовато-золотистом отсвете косых лучей солнца он кажется истончившимся, хрупким. На глазах у зрителя проис-ходит величайшее чудо — рождается весна.

Беседа по содержанию картины.

Какое настроение вызывает у вас картина: грустное, печальное или радостное?

(Учащиеся отмечают все оттенки и радостного, и грустного, слегка печального настроения.)

Как мы называем картину, на которой художник изобразил природу? (Это пейзаж.)

Это лирический русский пейзаж. Саврасов был родоначальником именно такого пейзажа.

Давайте попробуем пояснить, что значит лирический пейзаж. Посмотрите на карточку 1 и выберите то значение слова, которое помогает определить, понять выражение «лирический пейзаж».
Лирический — род поэзии;
лирический — поэтический, взволнованный, задушевный;
лирический — мягко-певучий, нежный тембр голоса.

На своей картине Саврасов мастерски передает состояние природы. Это своего рода рассказ о том, что происходит в природе с приходом весны. Образ весенней природы, созданный художником, — это лирическое переживание увиденного, несколько грустное, трогательное, волнующее зрителя. Перечислите все, что вы видите на картине. (Корявые березки, усеянные грачами; талый, посеревший снег; задворки села, скрытые заборами; старая церквушка.)

Можно ли назвать этот пейзаж красивым? (Пейзаж очень простой, скромный, незамысловатый, непритязательный, но очень задушевный, навевающий легкую грусть. Все очень обыденно, но показано с каким-то волнующим чувством.)

Какой образ главный на картине? (Весенняя природа, грачиные гнезда, деревья с грачами, грачи, весна.)

Как художник показывает нам приближение весны? (В полях растаял снег, обнажилась темно-бурая, пропитанная влагой земля. Но нет еще яркого солнца, небесная лазурь затянута свинцово-белыми облаками, хотя край неба уже голубеет.)

Какие краски преобладают на картине? (Желто-голубые, серовато-коричневые, желтовато-бурые, голубые, голубовато-серые.)

Художник строит общий светлый колорит картины на скромных, приглушенных сопоставлениях чуть холодноватых оттенков голубовато-серого неба, воды, снега с серо-коричневыми тонами оттаявшей земли, веток и стволов деревьев, забора. И вот такие переходы придают картине жизненность и правдивость.

Что сразу задерживает взгляд зрителя? (Деревья с густой сеткой ветвей, с многочисленными грачиными гнездами.)

Саврасов стремился прежде всего показать то, что окружает человека в обыденной жизни и что заставляет поверить в реальность изображения.

Саврасов не ищет ни ро-мантических, ни выдающихся по красоте ландшаф-тов — и неприхотливый сельский пейзаж и убогая деревенская хижина видятся ему исполненными поэзии и прелести. И люди, стоя у его полотен, словно заново открывают красоту своей земли: величие замшелых валунов, громоздящихся на берегу зали-ва; изящество тонкой, склонившейся над оврагом осинки; нежность заревого розового неба, отражаю-щегося в воде бесчисленными оттенками. (см. картины)

Он любил писать верхушки деревьев, как бы плы-вущие по небу вместе с облаками, тенистые купы у прозрачной воды, тихие реки, спокойные леса, ровный свет солнца. Внимательно всматривался в слож-ную окраску камней, наполовину покрытых барха-тистым мхом, в многообразие форм древесной лист-вы. Наблюдал, как бледнеет и глохнет зелень в тени, как сверкает и вспыхивает, освещенная прорвавши-мися сквозь облака лучами.

Учитель просит обратить внимание на то, как художник тщательно прописал каждую веточку не толь-ко на дереве, но и на снегу, на земле, с какой любовью показал на ближнем плане грача на снегу с веточкой в клюве. И все это жизненно и правдиво, не оставляет зрителя равнодушным.

Что вы видите на заднем плане? (Деревню, бескрайние дали, просторы, широту русской земли.)

И деревню, и поля художник выписывает не очень подробно. Почему? (Он хочет, чтобы наше внимание ничто не отвлекало от грачей, они ведь самое главное на картине.)

Давайте попробуем определить особенности композиции картины. Действительно, главное в картине — грачи. Они сразу привлекают взор. И ничто не отвлекает нашего внимания от грачей. Стройный силуэт церквушки спрятан за деревьями. Линия горизонта как бы приближена к среднему плану, чтобы на фоне неба четко выделить деревья с грачами. Небо занимает большую часть картины, и корявые деревца уходят высоко вверх. Да и все здесь устремлено кверху. Используя такой композиционный прием, художник как бы дает нам возможность лучше увидеть прилет грачей, их появление в родных местах. Нам кажется, что художник где-то рядом. Где он может быть, откуда он
наблюдает за грачами? (Где-то рядом в левом углу, может быть, на чердаке большого дома или в мезонине у открытого окна.)

Что вы ощущаете, глядя на картину? (Легкий ветерок, запах талой земли, ласковое весеннее солнышко, свежесть весеннего воздуха.)

Какие звуки можно услышать? (Птичьи крики, гомон, шум, взмах крыльев, журчание воды, стекающей в пруд.)

Что, на ваш взгляд, было дорого самому художнику на этой картине? (Грачи. Они обрадовали художника своим прилётом художник ощутил радость от прилёта птиц, вернувшихся ни родину. Здесь изображен не очень броский уголок России, но
для грачей он самый дорогой. Здесь их родина, и выводить свое потомство они будут только здесь.)

Работая над картиной, Саврасов хотел показать не только пробуждение природы, но и любовь и верность этих птиц своей родине. Чувство любви к Родине было присуще и самому художнику. Всё, что писал Саврасов, всегда и непременно бы-ло связано с Россией: не просто жизнь природы — жизнь русской природы; не просто тихие реки — русские неторопливые реки. Огромной, неистреби-мой, до боли с сердце была его любовь к своей стране. К каждому полуразмытому водой оврагу, к каждому обрызганному дождем кусту. В русской природе для него не было и не могло быть ничего некрасивого, незначительного, недостойного худож-нического внимания. Все олицетворяло тишину, чи-стоту, ненавязчивую доброту и душевность. (см. картины)

— Попробуйте описать грачей, какие они? Дети работают с карточками антонимов.

— Карточка № 2

слова из карточки, характеризующие грачей

Мирные — драчливые, радостные — печальные, спокойные — крикливые, шумные — смирные, спокойные — суетливые, счастливые — грустные, беспечные — трудолюбивые.

Карточка № 3

Тает посветлевший снег. Стройные деревца будто наклонились от тяжести грачиных гнезд. Небо по-крыто голубыми облаками. Чистая вода стекает в пруд.

Составление плана сочинения.

Составляем несколько вариан-тов плана. Например,

1-й вариант:

а) Художник и его картина.

б) Пробуждение весны.

в) Грачи— главные герои картины.

г) Изобразительные средства картины.

д) Отношение к картине.

2 вариант

а) История создания картины.

б) Настроение, которое вызывает картина.

в) Что помогает создать это настроение?

г) Мое восприятие картины.

На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. К светло-голубому с высокими облаками небу тянутся еще голые, но уже забродившие соками ветки берез. На них с шумом и граем опускается стая грачей. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. "Грачи прилетели" назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов, и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. Знакомая всем с детства картина представляется сейчас одним из символов русского пейзажа, постоянно любимых народом верной и преданной любовью. В ней, такой простой и внешне безыскусной, было пронзительно воплощено свойственное русскому человеку лирическое чувство, поэтому картину сразу и восприняли как олицетворение русской природы, всей деревенской России. Пруд и березы, деревенские дома и церковка, потемневшие весенние поля - все обжито и согрето сердечным теплом.

Исаак Левитан так отзывался о картине "Грачи прилетели": "Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, тающий снег и на первом плане несколько березок, на которых уселись прилетевшие грачи, - и только... Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу".

Первоначальные этюды к картине "Грачи прилетели" А. Саврасов писал в селе Молвитино, находившемся близ Костромы. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. Церковь была построена в конце XVIII века. Колокольня с кокошниками у основания остроконечного шатра, белый храм с пятью небольшими куполами. Потемневшие от времени избы, крестовые дворы, деревья с мокрыми стволами, свисающие с крыш длинные сосульки... Сколько было таких сел в России! Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин.

А.К. Саврасов приехал в Молвитино в марте 1871 года, здесь он много и плодотворно работал над этюдами с натуры, так что ни одна мелочь не ускользала от его пристального взгляда. Уже в первых этюдах тонкие, трепетные стволы берез потянулись к солнцу, просыпалась от зимней спячки земля. Все оживало с наступлением весны - любимой поры художника.

Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. То ощущение весны, которым он жил последние дни, вдыхая пьянящий мартовский воздух, здесь - у околицы обычного русского села - приобрело" особую силу и очарование. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете.

Сначала А. Саврасов отвергает вариант за вариантом, пока наконец не находит тот характерный пейзажный мотив, который и лег в основу полотна. Правда, история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. А. Соломонов, биограф художника, еще при жизни А. Саврасова, утверждал, что картина была исполнена в один день: "Начав картину рано утром, художник кончил ее к вечеру. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе... пораженный с утра ярким впечатлением весны, вчера словно еще не наступившей, а сегодня уже спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу". Правда, советский художник Игорь Грабарь утверждал, что этот маленький пейзаж был написан А. Саврасовым позже, уже в Москве. Сравнивая два дошедших до нас этюда с самой картиной, он предположил, что последний этюд к картине был сделан художником по памяти: "С натуры нельзя так написать. Береза всегда имеет свой рисунок... По такому этюду не сделаешь картину. Это скорее эскиз по памяти".

Вот такова краткая история написания картины "Грачи прилетели", которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. А известность картины началась немного позже, когда она была выставлена в Петербурге на выставке Товарищества передвижников. Несмотря на то, что полотно А. Саврасова было показано в окружении других пейзажей, оно сразу же привлекло всеобщее внимание. Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы - той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: "Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки".

Вместе с этим полотном в русскую живопись входил сюжет издавна знакомый жителям русских сел и деревень, напоминавший им о близком приходе весны. Одно это уже ставило содержание картины в круг близких А. Саврасову народных тем. И все же при появлении "Грачей" перед современниками неожиданно раскрывалось что-то новое, уже совсем по-иному говорящее о знакомом явлении.

Как будто по-прежнему идет жизнь вокруг, и среди этой жизни - на пустыре, огороженном забором, - совершается великое чудо тихого пробуждения природы от зимнего сна. Удивительный весенний свет, наполнивший всю картину и по-разному осветивший ее, чуть позолотил снежный бугор у забора и самый забор. Лужи растаявшего снега открыли землю, отразили силуэты деревьев, на потемневший снег упали тени от молодых березок, озарилось розовато-золотистым светом плотное облако, а на обозримых далях обнажились проталины.

В таком скромном, но пленяющем взор облике предстала перед А. Саврасовым весна, такой она навеки и запечатлена в его картине - со своей вечной темой обновления жизни. Все казалось таким обыденным, проще простого, и тем не менее волновало зрителя красотой живописи и гармонией светового строя. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой, и с воздухом, и с деревьями, "а душа есть только в "Грачах".

Весна - самое любимое время года Алексея Кондратьевича. Именно поэтому им создано так много весенних пейзажей. Они очень созвучны с произведениями русских композиторов. У известного русского композитора Петра Ильича Чайковского есть замечательное произведение «Времена года». Давайте послушаем фрагмент этого произведения, который называется «Март», посмотрим на прекрасные весенние пейзажи А.К. Саврасова и постараемся проникнуться настроением, с которым эти замечательные люди создавали свои шедевры.

Чтение картины.

Следует записыватьпонравившиеся слова, словосочетания, которые можно будет использовать в сочинении.

Эту картину мы называем пейзажем, так как на ней изображена природа.

В картине преобладают голубые, серо-голубые, желтоватые, серовато-коричневые краски, спокойных, некричащих оттенков.

Картина вызывает ощущение радостной грусти, спокойствия и умиротворения, пробуждает от тишины, вселяет надежду в перемены с прилётом птиц. ?

На картине можно увидеть: грачей, гнезда, церковь, поле, небо, берёзы, старые домики, снег, пруд.

Картина пронизана звуками: криками птиц, граем грачей, шумом березовых крон, журчанием талой воды, стекающей в пруд.

На переднемплане картины изображены березы с грачиными гнездами, грачи.

Эти птицы — первые вестники весны. Они принесли на своих черных крыльях теплый свежий ветер, радостную суету, новые надежды. Грачи вернулись на родину — к своим гнездам. Они расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о близости весны. Онизаняты ремонтом старых гнезд, постройкой новых.

Почувствовать движение весны помогают: грачи, которые летают над гнездами.

Художник тщательно прорисовал ветки берез словно встрепенувшихся, оживших от птичьего шума. Они как будто тянутся к небу, несмотря на тяжесть гнезд.

Алексей Кондратьевич уделил большое значение мелким деталям, прописал не только каждую веточку на дереве, но и те веточки, которые находятся на снегу, на земле. Здесь же мы видим и трудолюбивого грача с веточкой в клюве. Кажется, онвот-вот взлетит и продолжит свой нелегкий труд.

Снег ещё не растаял, он посерел, от березок на него падают робкие мягкие тени

На заднем плане картины, позади берез изображены: деревушка, старая церковь, бескрайние луга и поля.

Передний план получает своё естественное продолжение в дальнем плане, открывающемся за селением справа и слева. Художником прекрасно выражена протяжённость полей: под косыми лучами неяркого солнца на чёрной земле местами выделяются узкие пласты ещё не растаявшего снега. Эти создается впечатление огромного пространства, запечатленного на полотне.

Небо ещё невысокое, блёклое, ссеро-голубыми облаками, светло-голубое вверху и затянутое тёмной полоской на горизонте. Кое-где сквозь рваные просветы низких облаков пробиваются мягкие солнечные лучи.

Картина пропитана чистым воздухом. Картина наполнена свежим весенним воздухом. Это передано с помощью мягкой цветовой гаммы, сдержанных, светлых, прозрачных тонов, четкости изображениявсех деталей картины.

Воздух по-весеннему прозрачен и легок.

Замысел художника. Алексей Саврасов в своём произведении постарался передать …

Алексея Кондратьевича Саврасова. Прежде чем начинать говорить о ней, следует обмолвиться о ее авторе.

Детство и молодость художника

А. К. Саврасов появился на свет в семье человека, занимавшегося торговлей, купца третьей гильдии.

Алеша с самых ранних лет начал интересоваться живописью и рисовать. В подростковом возрасте он зарабатывал деньги тем, что продавал свои картины. Позже он поступил в Московское училище живописи и ваяния, решив стать художником-пейзажистом. Но никто еще тогда не мог представить, что однажды «Грачи прилетели» Саврасова прославят его на весь мир.

Творчество, заказы известных людей

В 1850 году, после выпуска, жизнь Алексея складывалась как нельзя лучше. В работу он вкладывал всю свою душу, часто известные люди заказывали ему картины. А однажды княгиня Мария Николаевна попросила его изобразить живописную местность возле ее дачи, расположенной недалеко от северной столицы. Картины Саврасова многим приходились по душе, благодаря им художник стал знаменитым в определенных кругах, многие к нему относились как к настоящему таланту, мастеру своего дела. Вскоре Алексей женился на хорошей девушке. Вот так жил и творил Саврасов. «Грачи прилетели» - картина, которая вскоре увековечит его имя, пока была только у него в мыслях.

Работа и страсть к путешествиям

Через четыре года Саврасов стал академиком, а в 1857 году удостоился чести преподавать живопись в родном учебном заведении. Он никогда не был строг к студентам и зачастую делился с ними собственным опытом, много рассказывал о природе.

Необходимо заметить, что Коровин и Левитан были учениками Саврасова, они восхищались своим преподавателем и всю жизнь были ему благодарны. В свободное время художник любил путешествовать, он был, например, в Западной Европе. Поездки оставляли глубокий след в его душе. Но больше всего нравилась Саврасову Центральная Россия с ее скромной природой, которую он любил рисовать.

Новая веха в изобразительном искусстве, создание картины «Проселок»

Судьбоносным для Алексея стал 1871 год, именно тогда проводилась экспозиция Товарищества передвижных художественных выставок, в организацию которой он внес посильный вклад. Демонстрировалось, в частности, его полотно «Грачи прилетели», в основу которого был положен простенький и незамысловатый мотив (картина создавалась в селе Молвитино, находящемся в Ярославской губернии). Но Саврасов смог с удивительной любовью и трепетом рассказать о весне, когда природа оправляется от зимних холодов. «Грачи прилетели», а также «Оттепель», написанная Ф. А. Васильевым (продемонстрированная на той же экспозиции), открыв дорогу лирическому стилю в российской живописи, ознаменовали собой новую веху в изобразительном искусстве.

Благодаря великолепному и удивительному полотну Саврасов увековечил свое имя. Через два года художник создал еще одну потрясающую картину под названием «Проселок», однако случилось так, что о ней долго никто ничего не знал: Алексей сразу после окончания работы отдал ее в дар своему приятелю, который никому ее не демонстрировал. Мир увидел ее в 1893 году, и она сразу получила хвалебные отзывы, однако подлинного восхищения она уже вызвать не могла - за это время многое изменилось.

Алкоголизм и увольнение с работы

Если спросить любого человека о том, какая картина Саврасова ему известна, то он назовет, несомненно, «Грачи прилетели». Художник и правда не смог написать больше ничего, что могло бы с ней сравниться, за исключением, пожалуй, «Проселка», который ему, скорее всего, не особенно нравился.

Однако Саврасов продолжал творить, и работа определенно приносила ему удовольствие. Но знакомые отмечали, что он часто бывает печальным и угрюмым: вероятно, он думал о своей странной творческой судьбе. Скорее всего, именно такие горькие размышления послужили причиной алкоголизма, который развился у художника. В 1870 году Саврасова покинула супруга с двумя обожаемыми им детьми. Это было настоящей трагедией для него. Затем в 1882 году его уволили с работы. Родственники пытались помочь ему справиться с зависимостью, но безрезультатно.

«Грачи прилетели»: описание картины

Давайте рассмотрим известное полотно, которое прославило Саврасова. На нем изображена русская весна: в это время воздух уже становится теплым, а небо - ярким и необыкновенно притягательным. Снег чернеет, а потом совсем пропадает. И прилетают грачи. Вскоре они осваиваются и начинают вить гнезда.

Саврасов был высоким и плотным человеком, но в этом теле была заключена детская душа. Лишь ребенок мог настолько ярко чувствовать приближение весны после затяжных морозов и метелей. Именно так ощущал это Саврасов. «Грачи прилетели» - картина, которая удивительно точно передает его мировосприятие.

Внимательно присмотритесь к полотну. Небеса затянуты облаками, линия горизонта темная, и лишь вверху виден ярко-голубой участок. А внизу уже подтаявшие и посеревшие сугробы сияют под яркими лучами, и на снегу можно заметить неровные тени от деревьев.

В водоеме, который уже избавился ото льда, отражаются сине-серые небеса. Видны в нем также еще голые деревья. На тот участок, где в воде заметен можжевеловый куст, Саврасов добавил немного бледно-зеленого цвета. Все потрясающе гармонично. Картина поразительно точно передает ощущение весны, возможно, немного наивное, но искреннее.

На картине «Грачи прилетели» небеса разрезаны ветками берез, еще без листьев. Также на них заметны птичьи гнезда. Грачи летают возле них, занятые какими-то своими хлопотами. Совсем скоро, когда солнце пригреет еще сильнее, вылупятся их птенцы. Необходимо основательно к этому подготовиться. На переднем плане можно заметить двух крупных самок, которые деловито уселись на яйца и согревают их теплом своего тела. Они берегут своих будущих птенцов от весеннего ветра, хоть и теплого, но резкого. Картина написана с чувством и с любовью, и вы наверняка это понимаете, читая описание. «Грачи прилетели» - полотно, которое открывает нам душу художника.

А ведь весной иногда сыплет мелкий снег.

Затянет небо облаками, задует ветер… После этого можно ожидать и снежок. Насторожатся тогда птицы, затихнут, рассядутся на дереве возле гнезд. Не знают они, что весенней непогоды можно не бояться - она длится совсем недолго. Ветер вскоре выглянет солнце, и птицы будут радоваться его появлению. Тогда они начнут громко кричать и разлетятся кто куда. Лишь самки не сдвинутся с места: они будут оберегать свои гнезда, время от времени поворачивая головы то вправо, то влево. Все это можно живо себе представить, глядя на полотно «Грачи прилетели». поэтому включает в себя не только очевидные детали, но и то, что может додумать наблюдатель.

Передний план

Если говорить о композиции, то полотно имеет несколько планов. Обратите внимание на передний: здесь сугробы, по которым разлит свет и рассыпаны серые тени. Тут же находятся деревья. Некоторые из них имеют далеко не идеальный вид, особенно те, которые погнулись под воздействием непогоды и ветра. Но есть также ровные и изящные березки. Но самое главное здесь - птицы. Целая стая кричащих, сидящих и летящих грачей.

Задний план

Продолжим осматривать картину. На заднем плане можно увидеть небеса, которые изображены в характерном для художника стиле. Никто другой не смог бы написать их столь великолепно. Они неподвижны, но наблюдателю кажется, что облака плывут по небу, гонимые ветром. Какие ощущения появляются, когда смотришь на них? Однозначно ответить нельзя. Здесь что-то смешанное: и покой, и тревога одновременно. К этому добавляется ощущение детского счастья и волнения. На среднем плане мы видим серое пятно. Единственная яркая деталь здесь - это красивая колокольня и низенькое строение под сияющим куполом одного из столичных храмов. Нет никаких сомнений в том, что «Грачи прилетели» Саврасова - это настоящий шедевр на все времена.

Саврасов Алексей — художник, что подарил нам замечательные картины, среди которых и наиболее популярная, непревзойденная работа Грачи прилетели.

Алексей Кондратьевич Саврасов, создавая картину Грачи прилетели, совершил настоящую революцию в искусстве, изобразив новое видение мира. Это были не итальянские виды, не руины Рима, не заграничные пейзажи, которые ценились любителями живописи. Это были деревенские мотивы. При этом в 1871 году на выставке данной картины попросту не было конкурентов, ей не было равных. Это был тот случай, когда простой деревенский вид превзошел классику, ведь картина Саврасова Грачи прилетели, по которой мы сегодня пишем сочинение, затмила пейзажи таких знаменитых художников, как Шишкин, Перов, Куинджи. Работа стала популярной и ее все хотели приобрести. Купил ее в свою коллекцию Третьяков.

История картины

Если обратиться к истории создания полотна, то стоит сказать о том, что Саврасов давно хотел изобразить церковь. И вот, когда в 1871 году он пребывал в деревне Молвитино, что недалеко от Костромы, он и заприметил красивую церковь начала 13 века. Чтобы ее изобразить, художник стал искать ту самую точку, где бы она была видна наилучшим образом. Неизвестно, то ли красота русской природы, то ли мартовский воздух вдохновили художника, но из-под его кисти родился настоящий шедевр, по которому задают во 2 и 3 классах. Давайте же и мы по картине Саврасова Грачи прилетели, сделаем описание полотна.

Описание картины

Рассматривая репродукцию Саврасова Грачи прилетели, мы мысленно попадаем в то время, когда природа только начинает пробуждаться. Еще нет явных признаков весны, но она уже хорошо ощущается в воздухе.

На картине автор изображает первые весенние дни. О том, что пришла весна вещают нам грачи, что прилетели в деревню и уже трудятся над своими будущими гнездами. Кто-то вьет гнездо с нуля, а кто-то решил просто отремонтировать старое. Рассматривая этих птиц — вестников весны, мы можем представить, как они галдят, перекрикивая друг друга. Гнезда они создают на верхушках старых берез. На деревьях еще не распустились листья, но почки уже стали набухать, а значит, совсем скоро серые невзрачные деревья преобразятся.

На переднем плане автор полотна изобразил снег. Он уже не мягкий и пушистый, да и не блестит на солнце. Снег на картине тусклый, грязноват, ведь он с каждым днем тает и его становится меньше. Вода же стекает в низовье, где уже собралась огромная лужа, что изображена справа.

За березами виднеется забор, который частично скрывает церковь, часовню и дома. Однако купол все-таки виден, как и видны вдали поля, где еще лежит снег, но скоро эти поля будут вспаханы и засеяны.

Невозможно не заметить на картине красивое голубое небо, на котором плывут сизые облака. Хочется отметить и то солнце, которое не видно, но его свет льется на зрителя. Смотришь на полотно Грачи прилетели, и чувствуешь, солнце уже не просто светит, но и прогревает своим теплом землю.


На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. К светло-голубому с высокими облаками небу тянутся еще голые, но уже забродившие соками ветки берез. На них с шумом и граем опускается стая грачей. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. "Грачи прилетели" назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов, и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. Знакомая всем с детства картина представляется сейчас одним из символов русского пейзажа, постоянно любимых народом верной и преданной любовью. В ней, такой простой и внешне безыскусной, было пронзительно воплощено свойственное русскому человеку лирическое чувство, поэтому картину сразу и восприняли как олицетворение русской природы, всей деревенской России. Пруд и березы, деревенские дома и церковка, потемневшие весенние поля - все обжито и согрето сердечным теплом.

Исаак Левитан так отзывался о картине "Грачи прилетели": "Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, тающий снег и на первом плане несколько березок, на которых уселись прилетевшие грачи, - и только... Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу".

Первоначальные этюды к картине "Грачи прилетели" А. Саврасов писал в селе Молвитино, находившемся близ Костромы. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. Церковь была построена в конце XVIII века. Колокольня с кокошниками у основания остроконечного шатра, белый храм с пятью небольшими куполами. Потемневшие от времени избы, крестовые дворы, деревья с мокрыми стволами, свисающие с крыш длинные сосульки... Сколько было таких сел в России! Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин.

А.К. Саврасов приехал в Молвитино в марте 1871 года, здесь

много и плодотворно работал над этюдами с натуры, так что ни одна мелочь не ускользала от его пристального взгляда. Уже в первых этюдах тонкие, трепетные стволы берез потянулись к солнцу, просыпалась от зимней спячки земля. Все оживало с наступлением весны - любимой поры художника.

Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. То ощущение весны, которым он жил последние дни, вдыхая пьянящий мартовский воздух, здесь - у околицы обычного русского села - приобрело" особую силу и очарование. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете.

Сначала А. Саврасов отвергает вариант за вариантом, пока наконец не находит тот характерный пейзажный мотив, который и лег в основу полотна. Правда, история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. А. Соломонов, биограф художника, еще при жизни А. Саврасова, утверждал, что картина была исполнена в один день: "Начав картину рано утром, художник кончил ее к вечеру. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе... пораженный с утра ярким впечатлением весны, вчера словно еще не наступившей, а сегодня уже спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу". Правда, советский художник Игорь Грабарь утверждал, что этот маленький пейзаж был написан А. Саврасовым позже, уже в Москве. Сравнивая два дошедших до нас этюда с самой картиной, он предположил, что последний этюд к картине был сделан художником по памяти: "С натуры нельзя так написать. Береза всегда имеет свой рисунок... По такому этюду не сделаешь картину. Это скорее эскиз по памяти".

Вот такова краткая история написания картины "Грачи прилетели", которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. А известность картины началась немного позже, когда она была выставлена в Петербурге на выставке Товарищества передвижников. Несмотря на то, что полотно А. Саврасова было показано в окружении других пейзажей, оно сразу же привлекло всеобщее внимание. Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы - той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: "Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки".

Вместе с этим полотном в русскую живопись входил сюжет издавна знакомый жителям русских сел и деревень, напоминавший им о близком приходе весны. Одно это уже ставило содержание картины в круг близких А. Саврасову народных тем. И все же при появлении "Грачей" перед современниками неожиданно раскрывалось что-то новое, уже совсем по-иному говорящее о знакомом явлении.

Как будто по-прежнему идет жизнь вокруг, и среди этой жизни - на пустыре, огороженном забором, - совершается великое чудо тихого пробуждения природы от зимнего сна. Удивительный весенний свет, наполнивший всю картину и по-разному осветивший ее, чуть позолотил снежный бугор у забора и самый забор. Лужи растаявшего снега открыли землю, отразили силуэты деревьев, на потемневший снег упали тени от молодых березок, озарилось розовато-золотистым светом плотное облако, а на обозримых далях обнажились проталины.

В таком скромном, но пленяющем взор облике предстала перед А. Саврасовым весна, такой она навеки и запечатлена в его картине - со своей вечной темой обновления жизни. Все казалось таким обыденным, проще простого, и тем не менее волновало зрителя красотой живописи и гармонией светового строя. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой, и с воздухом, и с деревьями, "а душа есть только в "Грачах".

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры