Спектакль синее чудовище сатирикон. Синее чудовище

Главная / Чувства

tittus отзывы: 16 оценок: 16 рейтинг: 19

Значит, буффонада...значит, народный театр...Задача ясна.Но почему мне хотелось все время пожалеть актеров, покраснеть за них, спрятаться самому или их куда-нибудь спрятать? Видимо Райкин глубже,чем сам подозревает, проникся духом своих ролей (в которых он сам, между прочим, безукоризнен) и в постановке комической пьесы не может подняться над собственной манерой исполнения. В итоге мы наблюдаем сцену, наполненную актерами, которые изо всех сил пытаются работать под Райкина. Правда, есть здесь и чудовище, сильно напоминающее Джимма Керри с таким милым и родным нам с детства зеленым лицом. И смотреть на то как,сперва, один актер, а затем, и другой старательно пытаются повторить его жесты, пластику, даже типично киношные приемы - настоящее мучение. Джимм вообще в курсе подобных плагиативных выходок? Что у нас рядом с Марьиной рощей Бродвей раскинулся? Да что говорить, как вообще может образ героя Керри служить прототипом мультимедийного демона? Чтобы так его трактовать, надо ничего не понимать ни в самом Маске, ни в безумии выстроенном его создателем Джимом.
В спектакле сделан акцент на цирковую эстетику. Хорошо. Почему бы и нет. Все-таки, в площадном театре без цирковых номеров не обойтись. Но почему актеры так робко взбираются по веревочным лестницам, почему одна из героинь так напряженно неуклюже перемещается в подвешенном обруче, и черт подери (!) с лошадкой-скакалкой-то можно же было бы обращаться несколько более умело? А в некоторых сценах вовсе неясно зачем на "арене" появляется цирковой инвентарь (подвесные качели, к примеру). Видимо, просто по чьей-то прихоти и без всякого оправдания.
Кроме того, в спектакле очень много шуток ниже пояса.Очень хорошо! Они ведь оживят действие, не так ли? Но они почему-то не смешат, а озадачивают. Толи стоят не на своем месте, то ли слишком отдают самодеятельностью, но действие они скорее тормозят. Не знаю, может это конечно игры моих вкусовых ощущений, однако терпеть не могу привнесение в старые пьесы современных жаргонных, просторечных, ругательных слов. На мой взгляд, это отдает дурным вкусом. К слову, я не очень понимаю родителей, приведших в один из холодных зимних вечеров своих отпрысков на "Синее чудовище". Боюсь, у крошек могут возникнуть ряд вопросов по поводу происходящего на сцене.
Но вот, что самое интересное - люди в зале смеялись, аплодировали...многим нравилось. И тогда мне в голову пришла вот какая мысль. Быть может Райкин сделал именно то, что хотел? Воспроизвел в своей постановке Гоцци внутренние законы средневекового народного театра! Где пошлость шуток должна захлестывать, где мечи от неловкости движений актера должны вываливаться у него из рук, где актер выходит работать даже, если у него несмыкание связок, где текст трансформируется в соответствии с реалиями времени...и т.д. Люди в толпе смеются, лапают девок во время представления, едят, пьют, плюют под ноги, переходят от одной импровизированной сцены к другой. И им нравится такой театр, такой театр им нужен! Так может этот срез людей, в современной интерпретации конечно, привыкшей к Comedy club, и смеялся в зале? И на самом-то деле этот спектакль не безвкусный и неумелый,а хитрый и талантливый...А Райкин просто дал определенным людям то, что они хотят. А сам следит за хохочущими зрителями, взгляд его страшен, он прекрасен, и сильно напоминает мышь Брейна, который пытался захватить мир с помощью ламбады.
Только преподносится нам это не как народное искусство, чье место не в здании театра, а на площади перед ним. В этом-то и ошибка. Люди идут на "Синее чудовище" приобщаться к прекрасному, детей своих ведут, забыв о "низком" источнике происхождения этого вида искусства, таким преданным почитателем которого оказался К. Райкин.

Лариса Николаевна Никулина отзывы: 97 оценок: 151 рейтинг: 257

Зал аплодировал стоя. И было чему аплодировать. Ребята работают. Цирковые акробатические этюды, невероятная итальянская музыка и юмор (к сожалению ниже пояса).

O"K отзывы: 4 оценок: 4 рейтинг: 7

Всегда, когда я прихожу в "Сатирикон", для меня спектакль начинается раньше, чем артисты появляются на сцене. Всё-таки это искусство, сделать из просьбы выключить мобильные телефоны шутку, традицию, шоу, и этим самым подготовить почву для спектакля. И именно когда Райкен говорит, что "бывает к нам и глупые люди заходят", я понимают: "Вот сейчас начнется."
Да, о чудо, на сцене появляются прямо настоящие цирковые артисты, правда, ведут они себя странновато: выносят воображаемую доску, ставят ее на воображаемую бочку, ставят на конец доски вполне реальную, хоть и несколько несуразную, женщину и прыгают на другой конец этой доски. Странно, но женщина летит до другого конца сцены в руки другим "циркачам" и ломает шею. Однако, это их не смущает, "show must go on" так сказать, они уносят неудачницу, кланяются и убегают. Не правда ли странное начало для спектакля "Синее Чудовище"? И вот Оно появляется на сцене под музыку "Черного ящика" из "Что? Где? Когда?", безумно похожее на героя фильма "Маска" как внешне, так и поведением. Такой же безумец. Постоянно кричащий, смеющийся и кривляющийся персонаж. Не чудовище конечно, но чудо-юдо точно. И оно хочет разлучить 2-ух влюбленных, китайского принца Таэра и грузинскую красавицу-принцессу, Дардане. Они выезжают на полянку на вполне милых конях (практически на Альфах, если кто-нибудь помнит этот сериал), и Дзелу приступает к своему замыслу: Дардане переодевает в мужчину и отправляет на службу к отцу ее возлюбленного (строго-настрого запретив говорить кому-либо, что она женщина), а Таэру достается роль нового чудовища и его задача- влюбить в себя Дардане заново. Согласитесь, это сложно, учитывая, что она ненавидит Синее Чудовище и не знает, что теперь это ее возлюбленный, а сказать ей это конечно же нельзя. Наверно, вам интересно, что же случилось с тем чудовищем, которое было раньше? Что ж, как ни странно, оно стало обычным анапским туристом в панаме и с пленочным фотиком. Потом мы неожиданно видим китайского царя и его министров (забавного дедулю и очкастого дядьку), они рьяно спорят о ситуации в стране и по жребию решают, что на скормление семиголовой гидре, которая съедает по одной девственнице в день и развращает людей своим дыханием отправится сестра капитана китайской армии и по совместительству служанка Дардане, но вскоре царь уходит в покои к своей жене, и министры начинают активно обсуждать сплетни их государства на весьма странном веницианском диалекте.
Честно говоря, я что-то очень увлеклась сюжетом, дальше рассказывать не буду, ото неинтересно. Мне очень нравится их манера шутить с вполне серьёзным лицом. Это втройне смешнее. Например четыре мужика которые барахтаются в луже и пускают фантанчики изо рта, или гондола, проплывающая на заднем фоне, а в ней сидит мужчина в маске с мандаринами. Очень позитивно. Все два с половиной часая сидела, как маленький ребенок и не знала, что будет дальше, наденет ли главная героиня противогаз для борьбы с гидрой, или появится царица в колготках в сетку и с поясом «sexy», или гидрой окажется железная бандура с телекамерами. Знаю, все это звучит немного диковато, но поверьте, все вместе это великолепно.
И в конце, знаете, по спине побежали мурашки. «Порой мы не видим, кто мы не самом деле, и жизнь становится похожа на цирк или на венициансий карновал».

Митя Золотов отзывы: 8 оценок: 236 рейтинг: 11

Спектакль вызвал у меня отвращение, которого давно не испытывал.
Это не цирковое представление и не драматический спектакль - это уж точно.
Это какой-то ужасный Аншлаг, который наверно иным эстетам может привидеться в кошмарном сне.

Вот, зарегестрировался на афише специально по той причине, что положительных и нейтральных отзывов об этом спектакле слишком много.

Конечно, здесь есть еще какое-то пиротехническое шоу и возможно оно неплохое - но это все во втором акте, а все, кому хоть немного интересен именно театр сначала должны мучительно пережить длинный и никчемный первый акт. Я покинул театр в антракте. Думаю, что пиротехническое шоу можно увидеть значительно лучшее где-то в другом месте,нежели на площадке театра Сатирикон. Я уж не говорю о каких-то цирковых элементах. Выкиньте это из головы. Здесь нет цирка. Игра в шарады где-нибудь на даче - хороший цирк по сравнению с этим.

Даже если говорить о чисто технической составляющей, звук, к примеру, был весьма плох. За исключением первых 5 минут, пожалуй. Начало было положено весьма неплохое. Интригующе-мерзкий звук, свет и кривляющийся под Джима Керри персонаж в синей маске, списанный на афише с Джокера, обещали что-то интересное. Увы, ничего интересного не последовало.

Несмешные потуги выдавить смех юмором ниже пояса и в коротеньких штанишках почти не увенчивались успехом. Какой-то непонятный болезненный эротизм, постоянно присутствоваший в постановке тоже никакого эстетического удовольствия не вызвал, и в общем симпатичные актеры и актрисы временами были просто мерзкими в таких амплуа.

Спектакль поставлен по пьесе Carlo Gozzi: Некое "Синие чудовище" заколдовывает и разлучает двух влюбленных, чтобы воссоединиться вновь им предстоит пройти множество испытаний.
Я думаю что все кто придет на этот спектакль получат большое удовольствие.

Вчера были в "Сатириконе" на этом шедевре. Эстетика этого театра очень близка оказалась, к моему любимому "театру на Таганке", поэтому я все первое действие не плевалась, а пыталась вникнуть. Получилось, как с "хрониками Шекспира", (на той же таганке) нифига не понятно, пока не прочту. А текста именно синего чудовища найти не могу. Поэтому оставим эстетику исполнения, а она была очень своеобразной очень похоже не "Квадратные круги" (ТнТ) тоже цирк, тоже по началу про "говно" (простите). Но это нужно, это неприятно, но так нужно. Самое неприятное, что люди над этим смеются, а по мне так стыдно должно быть. Это прекрасное зеркало в которое можно посмотреть, как мы ведем себя в жизни. А зачастую именно так и ведем.

Теперь об истории. Фабула фантастическая по запутанности, но так все ладно сходится, так все одно к одному. Гоцци любил по извращаться это я заметила.
В общем есть синее чудовище (некогда проклятый дух леса Це Лунг). Он сможет освободиться только тогда, когда через его лес проедут влюбленные чья верность не знает сомнений. И такие влюбленные находятся. Дардане (грузинская принцесса) и Таэр (китайский принц, пропавший много лет назад и возвращающийся со своею любовью на Родину). Вперед они выслали слуг (Смеральдин и *забыла имя, но он Мавр*). Слуги друг друга тоже любят. Синее чудовище сначала разлучает слуг и заставляет их забыть обо всем, они порознь приходят в Город.
Таэра и Дардане чудовище тоже разлучает. Конь Дардане погибает и она первая приходит на поляну к чудовищу. Там оно меняет облик Дардане и заставляет грузинскую княжну выдавать себя за юношу Ахмета. Ахмет должен служить царю Фафуру (отцу Таэра), пока Ахмет (то есть Дардане) не найдет Таэра, но не позднее рассвета через день (то есть всего 2 дня и 2 ночи есть). Потом Чудовище встречает Таэра и передает ему свой мерзкий облик (по повадкам и костюму напоминающий Маску (с Дж. Кэрри)). И будучи уже добрым духом говорит, что Дардане выдает себя за мужчину, но лишь Таэру будет дано узнать ее. Но Таэр не должен выдавать себя, Он должен речами и делами влюбить Дардане в облик синего чудовища. Если хоть один из них выдаст себя, второй умрет. (Уф, вот это интрига. Но узел еще не завязан, все еще впереди).
Город, где правит царь Фафур страдает от ужасной гидры, которая пришла в наказание, за Гуан Линь (жену царя, похотливую рабыню, и просто красивую, но горячую женщину). Царь оставшись без наследника, думал, что Таэр погиб, женился на Гуан линь, та ему изменяла на право и налево, в результате получили мы гидру рядом с городом. А гидра любит очень на завтрак молоденьких девственниц (госспади, нечисти, девственниц жрать по приколу что ли? Мясо что ли нежнее? Не понимала никогда). Так вот. Ко двору пришли Смеральдина, Мавр и Ахмет. Мавра и Ахмета Гуан Линь оставила в качестве слуги и охранника соответственно, а Смеральдина была избрана на завтрак гидре. Кратко, Смеральдина и начальник королевской стражи оказались братом и сестрой. Но капитан сестру так и не спас (скотина малодушная, очень хорошая была вставка про "Совеременные" (пьеса 18 века), "Современные" идеалы героя).
Далее. Гуан Линь, хочет Ахмета. Ахмет 100% натурал, а потому Гуан Линь не хочет, потому что Ахмет это Дардане. Гуан Линь подстраивает все так, чтобы Фафур увидел ее с охранников вдвоем в недвусмысленной позе, после чего умоляет не прогонять Ахмета в лес, потому что тот очень хотел убить синее чудовище. Фафур Ахмета естественно отправляет.
Дардане приходит в лес, чтобы убить синее чудовище. Чудовище дает ей меч, которым его можно убить, подставляет грудь. На, убивай, нет, не хочу. Сердце Дардане дрогнуло едва ли. Они долго разговаривают о том а где же Таэр(чик). Чудовище само себя связывает цепями. Ахмет приводит чудовище в город, все радуются. Чудовище хотят казнить, но оно произносит пламенную речь, после которой все рыдают, а чудовищу просто дают пожизненное в одиночке.
Гуан Линь не отстает от Ахмета. После очередно неудавшейся попытке юри, она тем же самым приемом, что и в первый раз, заставляет царя Фафура отправить Ахмета биться с гидрой.
Ахмет приходит просить помощи у синего чудовища, с которым они неплохо подружились. Чудовище говорит, что рубить головы нельзя, надо бить в тело. Один удар в тело и гидра мертва. Попутно зритель (но не Ахмет) узнает, что гидра и Гуан Линь имеют связь, и если умрет гидра, Гуан Линь тоже умрет.
Конец первого действия.

Весь антракт я мучилась, мне интересно было, как Гоцци все это развяжет, чисто в плане обмена опытом. Еще к слову, пусть не смущает, что их зовут, кого по-итальянски, кого как. Гоцци в этой пьесе собрал все народы и география его мало волновала (это было сказано самим К. Райкиным, во вступлении к спектаклю).

Продолжаем.
Утро, Смеральдани костерит брата, за то, что он не хочет ее спасать. Приходи Ахмет, все ждут гидру. Она кстати прекрасна. Масс-медиа схематично изображенные на нескольких штативах. Ударом оказался удар (простите) по яйцам геймеру, который внутри гидры скрывался. (апплодирую стоя, хотя сама это же гидре поклоняюсь). (Стоит отметить, что в городе все предались разврату и грехам, чтобы ничего их не досталось гидре, ну, это так к сведению) .
В общем Ахмет победил гидру, вернулся победителем в город. Где уже умерла Гуан Линь, сказав, мужу, что это Ахмет ее отравил. (Сцена смерти Гуан Линь это что-то. Перед актрисой преклоняюсь. Мне вообще такой типах персонажа очень близок, так что лично мне, не смотря на все ее подлости ее было жалко. И умирала она божественно красиво!)
Ахмета естественно к синему чудовищу в камеру, ждать казни. Осталась последняя ночь. путем долгих увещеваний Синее чудовище вырывает у Дардане поцелуй любви, но этого не достаточно. Дух, явился синему чудовищу и наказал, что что бы не случилось Дардане не должна себя выдавать. Поэтому на казни синее чудовище раскрывает пол Дардане. Но уже восходит солнце, и Таэр должен умереть. Как всегда в последний момент, Дардане все-таки говорит, что любит синее чудовище. Оно тут же превращается в Таэра, заклятье снято, все счастливы.
Вот история, Вот умели писать же блин! Ах! Одни восторги. К слову, все смотрится очень органично, даже вставки современных реалий (они вплетены в монологи героев). Все вот прямо точно, все очень хорошо. Но из всех составляющих конечно же выдаются сама пьеса, актерская игра (бесподобнейшая, мне даже больше понравилось, чем в театре на Таганке, хотя и там есть с чем сравнить) и материальная база. Сцена настолько была пластична, настолько трансфрмативна. Это что-то. Советую очень!

Театр "Сатирикон" К. Гоцци "Синее чудовище".

Действующие лица и исполнители:
Дзелу, Синее Чудовище - Антон Егоров,
Дардане - ,
Таэр - Алексей Бардуков, Яков Ломкин
Фанфур - , Андрей Оганян
Гулинди - Юлия Мельникова, Екатерина Маликова
Смеральдина - Марина Дровосекова, Елена Березнова,
Панталоне - Артем Осипов, Антон Кузнецов
Тарталья - Игорь Гудев, Сергей Климов
Труффальдино - Георгий Лежава, Александр Кащеев
Бригелла - Александр Гунькин, Иван Игнатенко

Константин Райкин известен своей особенной любовью к произведениям зарубежных драматургов - как современных, так и классиков. В репертуар театра «Сатирикон» время от времени он добавляет новые жемчужины зарубежной коллекции, в их число входит и спектакль «Синее чудовище», поставленный по сказке итальянского писателя . Билеты на постановку открывают перед зрителями новый мир, наполненный чудесами и волшебством. в этом спектакле словно переосмысливает известное высказывание Шекпира «Весь мир - театр, все люди в нем - актеры». Согласно сюжету постановки, весь мир - цирк, а все люди в нем - циркачи, клоуны и акробаты, жонглеры и конферансье, укротители и фокусники. Жизнь - это бесконечное ток-шоу, а каждый человек - его непосредственный участник, действующее лицо. Жизненные темы неисчерпаемы и бесконечны.

Стараниями талантливого художника Аллы Коженковой театральная сцена превратилась в настоящую арену цирка, да и может ли быть иначе? Ведь в афише «Сатирикона» спектакль «Синее чудовище» обозначен именно как «цирк в 2-х действиях». Зрители, купившие билеты на увлекательное зрелище, увидят здесь весь привычный цирковой реквизит - от волшебных ящиков иллюзионистов до воздушных трапеций. Актеры будут танцевать и петь, показывать фокусы и летать под импровизированным куполом, а клоуны, как и полагается - смешить публику. В роли клоунов в этот вечер выступают Артем Осипов, Игорь Гудев, Иван Игнатенко и Георгий Лежава. Они воплощают наиболее известных во всем мире комических персонажей - Бригеллу, Панталоне, Тарталью и Труффальдино. Их задача - не только веселить зрителей, но также периодически объяснять им, что происходит в мире фантасмагорий, какие в нем бушуют страсти? А происходит вот что - Синее чудовище заключено в плен и мечтает из него освободиться. Для выполнения этой задачи Синему чудовищу понадобится влюбленная пара, это Таэр и Дардане. Колдовские чары обращают Таэра в Синее чудовище. Теперь, если Дардане не полюбит его в этом устрашающем облике, он будет обречен на гибель… Настоящее чудовище исчезло навсегда, а влюбленным предстоит заново разглядеть друг друга в безумном красочном карнавале, где персонажи с головокружительной быстротой меняют маски.

Карло Гоцци

Синее Чудовище

Трагикомическая сказка в пяти действиях

Действующие лица

Дзелу – Синее Чудовище

Дардане – принцесса Грузинская, возлюбленная Таэра

Таэр – принц Нанкинский

Фанфур – царь Нанкинский, дряхлый отец Таэра

Гулинди – рабыня, вторая жена Фанфура

Смеральдина – прислужница Дардане

Панталоне, Тарталья – министры Фанфура

Бригелла – капитан гвардии

Труфальдино – слуга Таэра

Заколдованный Рыцарь в старинном вооружении, закованный в латы

Семиглавая Гидра

Палач

Вельможи

Солдаты

Рабы без речей.

Действие происходит в Нанкине и его окрестностях.

Действие первое

Лес. В глубине под горой пещера.

Явление I

Дзелу – Синее Чудовище выходит из пещеры.

Дзелу

О звезды! Звезды! Вам благодаренье!
Настал тот миг, счастливый для меня,
Когда я сброшу этот страшный облик
Ценой чужого горя. В этот лес
Грузинская принцесса Дардане
Должна с возлюбленным своим Таэром,
Наследным принцем Нанкина, прибыть.
Должна была найтись чета влюбленных,
Друг другу верных так, как эти двое:
Такая женщина, чтоб ни о ком
Ни на мгновенье, кроме одного,
Не помышляла; и такой мужчина,
Чтобы к одной лишь женщине на свете
Испытывал волнение любви;
И чтоб она попали в этот лес:
Тогда, и лишь тогда, свершится срок
Моих мучений. И, о чудо! В мире
Подобные любовники нашлись.
И скоро будут здесь – и я свободен.

(За сцену.)

Вперед, вперед, злосчастная чета!
Мне тяжко, что на вас обрушить должен
Я столько бедствий, чтоб самому
Освободиться. Да, но кто ж способен
Любить страдания страданий ради,
Коль на другого может их взвалить?
Немало ужасающих чудовищ
Увидит этот лес, густой и темный.
Настанут времена – и превращенья,
Которые свершаю, могут стать
Прекрасной аллегорией; и люди,
Подобно мне чудовищами будут,
Стремясь вернуть себе прекрасный облик
И превратить других, коль только смогут,
В чудовищ.

(Смотрит за сцену.)

Вот и двое царских слуг:
Они предшествуют чете несчастной,
Чтобы в столицу принести известье
О скором возвращении Таэра.

(Берет фляжку и кубок.)

Питье забвенья! Сделай, чтоб забыли
Они все прошлое… своих господ…
И ко двору чтоб больше не вернулись.

Явление II

Труффальдино, с зонтиком, ухаживает за Смеральдиной, оба одеты по-китайски.

Труффальдино говорит, что надо дать лошадям попастись на траве, они просто падают от усталости. Ведь их господа еще так далеко, и т. д. Они могут отдохнуть в тени этих приятных деревьев, слушая журчанье ручейка и щебетанье птичек, и т. д., а потом отправится в Нанкин, который виден отсюда. Здесь всего каких-нибудь двести шагов. Он поет известную народную песенку:

Что может быть слаще
И что для нас милей,
Гулять в зеленой чаще
С возлюбленной своей.
Ах, ах, я умираю,
Умираю от любви,
Красавицу мою
Я Л и Ю и Б и Л и Ю.

Смеральдина. Он прав, это место способно пробудить любовные настроения и т. д., но он не постоянен и скоро забудет ее для какой-нибудь другой девицы и т. д.

Труффальдино

Я Л и Ю и Б и Л и Ю,
Что значит – я люблю,
Любить я вечно буду
Красавицу мою.
Я Л и Ю и Б и Л и Ю.

Его клятвы. Он будет следовать примеру принца Таэра, его повелителя, на службу которого он поступил, встретившись с ним, к счастью, в Грузии. Принц влюблен в царевну Дардане и никогда не взглянул ни на какую другую женщину – все ему кажутся безобразными и т. д. Он, Труффальдино, видел красавиц, которые были безнадежно влюблены в принца, а тот презирал их, попросту – плевать на них хотел! Ах, его Дардане! Его Дардане! И т. д.

Смеральдина говорит, что если перед ним пример Таэра, его повелителя, то перед ней как в зеркале стоит ее госпожа Дардане. Какая верность! Смеральдина не думает, чтобы она даже во сне когда-либо видела другого такого человека, как принц Таэр, и т. д.

Труффальдино, – по правде говоря, Таэр заслужил ее любовь теми великими подвигами, которые он совершил, чтобы избавить ее от преследований волшебника Бизегеля. Помнит ли Смеральдина о его сражении с огненной обезьяной, а затем о сражении с ослом, который связывал ушами и рубил хвостом, а потом о сражении с птицей, которая извергла ему в лицо кипящее масло? И всех он превозмог, и всех он победил благодаря своей любви! О, великая любовь! Великое постоянство! Великая любовь! И т. д.

Смеральдина отвечает, что это все верно; но разве мало, что Дардане сохранила верность Таэру даже тогда, когда волшебник Бизегель накинул ей на плечи то заколдованное покрывало, которое вселяет в женщин безумие и желание иметь всех мужчин, которых они видят? Какая нужна была верность, чтобы превозмочь чары этого покрывала из любви к одному Таэру, и пр.

Труффальдино, – конечно, это много. А было ли на плечах Смеральдины когда-нибудь это покрывало?

Смеральдина, – никогда, но даже если бы у нее оно и было, она все равно осталась бы верна ему.

Труффальдино шутит по поводу этого заколдованного покрывала. Ему кажется, что теперь все покрывала, которые продают женщинам в модных лавках, обладают такими же волшебными свойствами, что и покрывало Бизегеля, и т. п. Он выражает свои чувства Смеральдине, романтически вздыхает и т. д.

Смеральдина отвечает Труффальдино тем же. Говорит, что ей жарко и хочется пить.

Труффальдино волнуется –…Ах, моя принцесса и т. п. Ищет воду, находит фляжку и кубок Дзелу. Его соображения: какой-нибудь пастух оставил ее здесь; нюхает: хорошо пахнет; аромат кипрского вина и пр. Он горд, что может угостить в этом пустынном месте свою принцессу таким питьем. Подносит ей кубок.

Смеральдина пьет. Показывает жестами, что она все забыла; спрашивает у Труффальдино, кто он такой.

Труффальдино – Я Л и Ю и Б и т. д. Он – ее дорогой Труффальдино, ее страстный любовник, равный своей верностью Таэру, принцу Нанкинскому, и т. д.

Смеральдина прогоняет его; она не знает ни кто такой Труффальдино, ни кто такой Таэр, и пр.

Труффальдино

Ах, ах, я умираю,

Умираю от любви и пр.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры