Таджикская фамилия пример. Таджикам велено избавиться от «неарийских» фамилий и отчеств

Главная / Чувства

История таджикских фамилий.

Таджикский народ, с давних пор населяющий юго-восточную часть Средней Азии, периодически находился под влиянием различных культур. Сложные политические, исторические и экономические процессы оставили свой след и в именной модели таджиков. Завоевание арабами территорий, населенных таджиками, и принятие ислама привели к тому, что таджики вплоть до ХХ века использовали арабскую именную формулу. Они обходились без фамилий, а к личному имени добавляли имя отца. Позднее появились различные прозвища и титулы, названия мест рождения или проживания и псевдонимы. История таджикских фамилий в современном понимании начинается в конце существования Российской империи и продолжается с установлением в Таджикистане советской власти. В советской республике не должно было быть разделений на сословия, поэтому титулы и почетные прозвища были упразднены. Вместо них появились фамилии по русской модели, образованные при помощи окончаний -ов, -ев. К фамилиям женщин прибавлялось окончание -а (Шарипов-Шарипова, Мухаммадиев-Мухаммадиева). Склонение таких таджикских фамилий происходит по правилам склонения русских фамилий.

Одновременно в среде интеллигенции стали распространяться наследственные именования с традиционными таджикскими окончаниями -и, -зода. Значение этих таджикских фамилий связано с понятиеми «сын, отпрыск» (Каххори, Осими, Рахимзода, Турсунзода). Однако в официальных документах они записывались по общепринятому образцу (Каххоров, Осимов, Рахимов, Турсунов). Сейчас в словаре таджикских фамилий традиционные наследственные именования существуют на совершенно законных основаниях.

Возврат к национальным истокам.

Толкование таджикских фамилий самое различное. Например, фамилия Латифи означает «нежный», «изящный», а Мансуров – «победитель», поскольку имя Мансур является калькой латинского имени Виктор (победитель).

В 2007 году президент Таджикистана Эмомали Рахмонов стал инициатором введения национальных таджикских фамилий, официально став Эмомали Рахмоном. Многие жители Таджикистана поддержали его почин. Но многие решили оставить прежние окончания у фамилий, поскольку изменения создавали трудности при выезде в Россию. Однако с апреля 2016 года закон обязывает всех граждан таджикской национальности сменить русские окончания фамилий на таджикские -фар, -и, -зода, -йён. Теперь в списке таджикских фамилий по афавиту можно встретить фамилию не Каримов, а Каримзода или Каримфар.

Топ таджикских фамилий показывает, какие из них получили в данное время широкое распространение и особенно популярны в Таджикистане.

Таджикистан / Общество / В Таджикистане официально запрещено русское написание фамилии и отчества?

Согласно вступившим в силу поправкам в закон «О государственной регистрации актов гражданского состояния» органы ЗАГСа больше не имеют права выдавать документы с русским написанием фамилий и отчеств, сообщает радио « Озоди » . Но это не будет распространяться на лиц других национальностей. Также для лиц таджикской национальности ограничен выбор в имени ребенка, называть своих детей они должны только в соответствии с традициями таджикского народа и только по предложенному властями реестру имен.

Как сообщил 29 апреля в интервью «Озоди» Джалолиддин Рахимов, заместитель руководителя ЗАГС, это решение было принято после принятия поправок в закон «О регистрации актов гражданского состояния». Документ был подписан в марте президентом страны.

«Согласно этому закону фамилии будут формироваться при помощи таджикских окончаний «-зод», «-зода», «-ӣ», «-иён», «-фар». Это коренные таджикские окончания. Например, «Каримзод», или «Каримзода». Но окончание «-зод» не является принудительным, граждане могут выбрать для своей фамилии такие окончания, как «-пур», – добавил он.

Рахимов отметил, что есть еще некоторые жители, которые хотят сохранить в фамилиях своих детей окончания «-ов», «-ова», «-ович», «-овна».

«Когда беседуем с ними, мы объясняем, что цель - таджикизация фамилий, они понимают. Если ситуация не изменится, то через 10 лет наши дети разделятся на две группы, одна будет гордиться своими таджикскими именами, другая – будут носить чужие. Мы должны иметь национальные и патриотические чувства», - сказал он.

Рахимов также утверждает, что менять фамилии и отчества придется и тем, кто решил сменить документы. «Теперь по этому поводу поблажек не будет. Даже те, кто в прошлом имели русские окончания и теперь хотят поменять свои документы в их фамилиях будут добавлены таджикские окончания. Эти изменения не касаются только тех, кто имел в прошлом русские окончания и не намерены менять свои документы. Но если это будет осуществляться по их собственному желанию, - это будет прекрасно», - сказал Рахимов.

Как ранее сообщала «Азия-Плюс», получить документ с русским написанием фамилии и отчества все же можно, если родители принесут подтверждающий документ о наличии второго гражданства, например российского.

Между тем, в самом законе не говорится о полном запрете на русский вариант написание фамилий и отчеств, согласно пункту 3 статьи 20 данного закона гражданину предоставляется выбор.

Ниже приводится статья 20 закона «О государственной регистрации актов гражданского состояния», где прописаны условия получения документов.

Статья 20. Имя лица и порядок записи фамилии, имени и отчества

(в редакции Закона РТ от 15.03.2016г. №1292)

1. Каждое лицо при государственной регистрации рождения имеет право на фамилию, имя, а также отчество, обоснованное историческими ценностями и таджикской национальной культурой. Присвоение имен и их правильное написание в Республике Таджикистан осуществляется согласно культуре, национальным традициям и Реестру таджикских национальных имен, утверждаемому Правительством Республики Таджикистан.

2. В документах, удостоверяющих личность, перечень которых установлен Законом Республики Таджикистан «О документах, удостоверяющих личность», записываются фамилия, имя и отчество лица (если имеется).

3. Фамилия ребенка при государственной регистрации рождения записывается по фамилии отца или матери либо фамилии, образованной от имени отца. При разных, фамилиях родителей, фамилия ребенка, по соглашению родителей, записывается по фамилии отца или по фамилии матери, либо в соответствии с требованиями частей 4, 7 и 8 настоящей статьи.

4. Фамилия лица, согласно таджикским национальным традициям, может образовываться от имени отца или от корня его фамилии с суффиксами, образующими фамилии -и, -зод, -зода, -он, -ён, -йен, -ёр, -ниё, -фар. Фамилия лица также может образовываться от имени отца или от корня фамилии отца или матери без добавления суффиксов, образующих фамилии.

5. Имя ребенка записывается по соглашению родителей согласно требованиям части 1 настоящей статьи. Запрещается присвоение ребенку имени, чуждой таджикской национальной культуре, названия вещей, товаров, животных и птиц, а также оскорбительные имена и словосочетания, унижающие честь и достоинство человека, и разделяющие людей на касты. Добавление к именам лиц псевдонимов «мулло», «халифа», «тура», «ходжа», «худжа», «шайх», «вали», «охун», «амир», «суфи» и тому подобных, которые способствуют раскольничеству среди людей, запрещается.

6. Отчество образовывается с добавлением образующих суффиксов -зод, -зода, -ёр, -нйё, -фар или без добавления указанных суффиксов.

7. Повторное использование одного и того же суффикса при образовании фамилии и отчества, а также использование одного имени без добавления суффикса, как при образовании фамилии, так и при образовании отчества, запрещается.

8. При отсутствии соглашения между родителями, имя ребенка и (или) его фамилия (при разных фамилиях родителей), записываются в книге записей рождений ребенка по решению органов опеки и попечительства.

9. В случае, если мать не состоит в браке с отцом ребенка и отцовство в отношении ребенка не установлено, имя и отчество ребенка записываются в порядке, установленном статьей 19 настоящего Закона.

10. Запись фамилии, имени и отчества в документах, удостоверяющих личность, производится в соответствии с Правилами орфографии таджикского языка.

11. Право национальных меньшинств на имя в Республике Таджикистан гарантируется согласно их национальным традициям. Представители национальных меньшинств, являющиеся гражданами Республики Таджикистан, по своему желанию могут осуществлять присвоение имен своим детям согласно Реестру таджикских национальных имен или своим национальным традициям. Порядок написания фамилии, имени и отчества граждан-представителей национальных меньшинств осуществляется в соответствии с правилами орфографии соответствующего языка. Использование международных правовых актов, связанных с присвоением имен, осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан (в редакции Закона РТ от 15.03.2016г. №1292).

Таджикские имена, как и персидские, до начала XX века были во многом похожи на арабскую именную формулу. Основная часть таджикских имён имеют персидское и арабское происхождение. Также имеется достаточная доля имён, происхождение которых имеют зороастрийские корни. Многие называют своих младенцев именами географических объектов: Дарё - река, Кох - гора, Табриз , Кабул - названия городов и т. д. Также в большинстве случаев таджики называют своих детей именами своих дедов и предков, при этом, при поздравлении семьи с прибавлением, все добавляют фразу «Пусть растёт в соответствии с именем», но данный вид присвоения личного имени становится всё более редким.

Фамилия

Таджики как и все персы в основном не использовали фамилий, а использовали множество различных добавлений к личному имени, указывающих на географию (место рождения, проживания). Кроме того были распространены различные титулы и прозвища:

  • Дарвиш (тадж. Дарвеш ; перс. درويش ‎) - суфистский богословский титул.
  • Джаноб (тадж. Ҷаноб ; перс. جناب ‎) - господин, вежливый титул наподобие «превосходительства».
  • Ходжи (тадж. Ҳоҷи ; перс. حاجى ‎) - совершивший паломничество в Мекку .
  • Хон (тадж. Хон ; перс. خان ‎) - дворянский титул.
  • Машхади (тадж. Машҳади ; перс. مشهدى ‎) - совершивший паломничество в Мешхед или родившийся в Мешхеде.
  • Мирзо (тадж. Мирзо ; перс. ميرزا ‎) - образованный.
  • Мулло (тадж. Мулло ; перс. ملا ‎) - мусульманский богослов.
  • Устоз (тадж. Устоз ; перс. استاد ‎) - учитель, мастер.

Появление официальных фамилий возникла в конце правления Российской Империи и установления советской власти , в том числе на территории Средней Азии населённый таджикским населением, который обязывал таджиков как и другие народы иметь фамилии. После прихода советской власти таджикские фамилии были видоизменены (или присвоены) у большинства людей; заменяли окончания фамилий на «-ов» (Шарипов) и «-ев» (Мухаммадиев). Также в этот период у некоторых людей всё же существовали фамилии окончания которых не имели славянское происхождение. Например: «-зода (заде)» (Махмудзода) , «-и» (Айни).

После обретения независимости Таджикистана и других советских республик, среди таджикского населения этих стран возвращались и стали популярными исконно таджикские и персидские фамилии, путём изменения окончаний. В настоящее время наиболее популярными окончаниями фамилий являются: «-зода (заде)» (Латифзода), «-и» (Мансури). Также распространено изменение фамилий путём сокращения окончаний (например бывшее Эмомали Рахмонов, нынешнее - Эмомали Рахмон) . Кроме данных окончаний, также используются фамилии окончания которых заканчиваются на «-ов» (Шарипов) и «-ев» (Мухаммадиев), которые в советское время были основными окончаниями фамилий.

Наиболее известные таджикские имена

Таджикские имена в основном заимствуют персидские имена ввиду общего языка , культуры и истории этих народов. Кроме персидских имён, существуют заимствования с арабских и тюркских имён. Также популярны имена времён существования Согдианы , Бактрии и других древних исторических государств которые имеют зороастрийское происхождение. Несмотря на почти столетнее правление русских над территорией нынешнего Таджикистана и Средней Азии населённого таджикским населением, русский язык и русские имена не повлияли на появление новых имён русского или славянского происхождения среди местного населения, в том числе таджикского.

Таджикские имена от Шахнама

  • Ораш (имя из Шахнама)
  • Озад (имя из Шахнама)
  • Афшин (имя из Шахнама)
  • Ашкон (имя из Шахнама)
  • Анушервон (имя из Шахнама)
  • Ардашер (имя из Шахнама)
  • Бахром (имя из Шахнама)
  • Бахор (имя из Шахнама)
  • Бахман (имя из Шахнама)
  • Бежан (имя из Шахнама)
  • Бехруз (имя из Шахнама)
  • Бузургмехр (имя из Шахнама)
  • Тур (имя из Шахнама)
  • Тахмина (имя из Шахнама)
  • Парвиз (имя из Шахнама)
  • Пари (имя из Шахнама)
  • Манижа (имя из Шахнама)
  • Навзод (имя из Шахнама)
  • Салм (имя из Шахнама)
  • Сом (имя из Шахнама)
  • Сиёвуш (имя из Шахнама)
  • Сиёмак (имя из Шахнама)
  • Ситора (имя из Шахнама)
  • Зарина (имя из Шахнама)
  • Эрадж (имя из Шахнама)
  • Фаридун (имя из Шахнама)
  • Исфандиёр (имя из Шахнама)
  • Ширин (имя из Шахнама)
  • Каюмарс (имя из Шахнама)
  • Кавус (имя из Шахнама)
  • Рустам (имя из Шахнама)
  • Хусрав (имя из Шахнама)
  • Хуршед (имя из Шахнама)

Махмуд(имя мусульманское).

Литература

  • Гафуров А. Г. «Лев и Кипарис (о восточных именах)», Изд-во Наука, М.,1971
  • Никонов В. А. «Среднеазиатские материалы для словаря личных имен», Ономастика Средней Азии, Изд-во Наука, М.,1978
  • Система личных имен у народов мира, Изд-во Наука, М.,1986

ЗАЧЕМ ПРЕЗИДЕНТ ТАДЖИКИСТАНА СМЕНИЛ ФАМИЛИЮ, УБРАВ ОКОНЧАНИЕ «ОВ»?

Объяснение самого президента Эмомали Рахмона было лаконичным: «Необходимо вернуться к нашим культурным корням». Еще он добавил, что хотел бы, чтобы его называли Эмомали Рахмоном, по имени покойного отца, сообщает Asia-Plus. Смену ФИО президента в Таджикистане восприняли неоднозначно. Кто-то эту новость принял на ура. Особо их порадовало, что эта инициатива исходит с самого верха. А это у нас воспринимается очень серьезно. Есть те, которые считают эту дискуссию неуместной. Мол, в стране экономический застой, а вы тут вспомнили об именах.

Конечно, Таджикистан находится в числе «беднейших стран мира». Но у него есть естественное право на возрождение национальных ценностей. Как право бедняка, у которого в кармане нет и гроша, на честь и достоинство. Вспоминается Де Голль, которого также упрекнули, что он слишком горд, потеряв государство, оккупированное фашистами. Генерал недолго думал - «легко быть гордым, когда есть сила и богатство. А вы попробуйте быть им, когда этого нет!»

Инициативу по возврату к традиционной антропонимики от «первых лиц» ожидали давно. Еще в советское время любой таджик, узбек, казах, кыргыз, азербайджанец мог задаться вопросом: почему армянам и грузинам было дозволено сохранить антропонимику и даже письменность?

Почему именно для мусульманских республик было сделано исключение?

Тогда чисто таджикские фамилии у нас существовали полулегально. Многие поэты, журналисты, ученые, получили известность как, Турсунзода, Осими, Бухоризода, Латифи и т. п. С фамилиями в духе Лермонтова, Гончарова, Шолохова сложно войти в ряды преемников Рудаки, Руми и Беруни.

Однако для упомянутых интеллигентов это были всего лишь псевдонимы. В их документах не обошлись без -ов, и -ев.

На народном обыденном уровне, досоветские традиции также сохранились. К примеру, Мирали Махмадалиев был известен как Мирали Махмадали, Карим Исмоилов как Карим Исмоил и т. д.

Напрашивается вопрос, почему эта инициатива так долго вызревала? Ведь после принятия Закона о языке в 1989 году и со дня провозглашения независимости в 1991 прошел не один год. Почему первые лица, в том числе и нынешний президент, до 20 марта 2007 года воздерживались от этого?

Этому способствовали некоторые условия. Во-первых, они избегали критики своей, еще во многом советской бюрократии, которая в первые годы суверенитета все национальное выдавало как сугубо «исламистское». Во-вторых, руководство не хотело обижать Россию - все-таки окончания -ов,- ев - русские. И отказаться от них понималось как «неуважение» к российскому партнеру. Ведь влияние это не только военные базы, но и культура.

Да и сейчас говорят, что в России, да и в Европе тоже, без восторга воспринимают таджикские фамилии. Особенно те, кто имеет полномочия на проверку документов. Обладатели таких фамилий ассоциируются у них с иранцами, афганцами, или даже с потенциальными террористами.

Переход на таджикскую антропонимику уже идет. Уже который год новорожденные в Таджикистане именуются без -ов и -ев. Хочется надеяться, что при изменении ФИО желающие не столкнутся с бюрократическими преградами, и это не станет для кого-то кормушкой.

И еще. Поддержат ли инициативу президента члены правительства и парламента? Как будут выглядеть после этого таджикские правительство и парламент? Все-таки все мы - сыновья своих отцов.

Также интересна реакция коллег Эмомали Рахмона - Назарбаева, Бакиева, Каримова, Алиева и т. д. Поддержат ли они почин таджикского лидера? Или продолжат традиции, сложившиеся во времена Сталина, Хрущева, Брежнева и Андропова. Будем ждать.

ОПРОС

А вы собираетесь сменить фамилию? Этот вопрос «АП» задала:

Шоди ШАБДОЛОВУ, депутату Маджлиси Намояндагон:

Президент имеет право на такие инициативы. Но она должна реализовываться на добровольной основе. Не надо забывать, что еще во времена Союза мы имели такие имена как Мирзо Турсунзода, Рахим Джалил, Мухаммад Осими и т. п. Тогда все имели возможность выбора. Нынешнее законодательство демократического Таджикистана тоже гарантирует нам такие права. Я не против, чтобы другие переименовали, но лично этого делать не буду. Мне дали такую фамилию, и ее я менять не собираюсь.

Обязательно надо учитывать все аспекты этого вопроса. К примеру, некоторые наши трудовые мигранты работают по специальности в России, других странах. Они имеют документы от вузов. Мы, допустим, меняем свои паспорта, но все документы же невозможно заменить! Получается, они станут фальшивыми? Насколько это правильно?

Ирине КАРИМОВОЙ, заместителю министра образования РТ:

Еще год назад, когда у нас родился внук под именем Ромиш, я предлагал назвать его Ромиши Холик, но отец его не согласился. Что я могла поделать? Но, если будет необходимость, сама я готова стать Ирина Карим. Так как мой отец - таджик, и я уважаю таджикские обычаи.

Мусо ДИНОРШОЕВУ, академику, директору института философии АН РТ:

Я поддерживаю инициативу нашего президента. Конечно, наши фамилии должны быть традиционными. Но это очень сложный процесс. Нам надо быть очень осторожными, чтобы не впасть из одной крайности в другую.

Есть еще один очень важный момент. Фамилии и имена должны даваться правильно, со знанием дела. Например, в советское время имя Абдуджаббор (слуга божий) превратилось в Джаббор, а это неверно. Ведь Джаббор - это одно из имен бога.

Честно говоря, до сих пор я не думал об изменении своей фамилии, но сейчас наверняка это сделаю.

Савфату БУРХОНОВУ, журналисту:

Те, кто хотел избавиться от «-ов» и «-ев», уже давно вернулись к традиционным фамилиям. Лично меня знают как «С. Бурхонов». И думаю, что имею право на свой собственный выбор. Хотя, своих детей в свое время я назвал без «-ова» и без «-ича». Но не думаю, что такого рода поступки говорят о повышении степени самосознания общества. Также я не уверен, что эта инициатива получит массовую поддержку в обществе. У народа свои проблемы.

Подготовил Далер ГУФРОНОВ

Информационное агентство PRESS-UZ.INFO

Наш комментарий:

ТАДЖИКСКИЕ ФАМИЛИИ.

Давайте признаемся честно, таджикские проблемы с самоопределением в вопросах ономастических мало беспокоят россиян. Будь то крестьянин, рабочий, служащий или предприниматель любого масштаба. Возможно, политикам проблема того, как отныне будут записываться фамилии таджиков, более близка. Но, в общем-то, политики у нас беспокоятся нынче слишком о многом. Порою даже о том, о чём беспокоиться не следует.

Досадными в опубликованной статье, пожалуй, можно признать лишь два момента: упоминание «национальных ценностей» и традиционного комплекта - «Сталин, Хрущёв, Брежнев, Андропов», неожиданно возникших на фоне сравнения Эмомали Рахмонова с Шарлем де Голлем и (видимо аналогию следует продолжить) политики Российской империи с фашистским режимом.

Оговоримся, впрочем, что фамилию Шарля де Голля вовсе не за чем было начинать с прописной буквы "Д". Именно таковы «национальные традиции» французов, у которых этот фамильный элемент - всего лишь предлог и не заслуживает быть написанным с большой буквы. Кто знает свои традиции, с уважением относится и к иностранным обычаям.

И это, кстати, уже веская причина для того, чтобы узнать реальную историю происхождения своей фамилии.

А классических фамилий, то есть наследственных имён, передаваемых на протяжении нескольких поколений, у большинства таджиков не было даже на заре советских времён (хотя немалая часть таджикских семейств получила официальные фамилии ещё в период существования Российской империи). В каждом поколении к имени человека просто добавлялось уточнение, кто его отец. Или прозвище, каковыми, кстати, и являются многие именования знаменитых таджиков, под которыми они вошли в историю. Точно такая же традиция ранее существовала и у славян, германцев, арабов, романских народов и других.
НО ЭТО БЫЛИ НЕ ФАМИЛИИ.

И что здесь удивительного? Практически во всём азиатском мире в тот период основная масса населения фамилий ещё не имела. Да и в мировом масштабе фамилия ещё не стала обязательным атрибутом каждого человека. В Исландии, например, фамилий нет и поныне. Поэтому, строго говоря, при полном возвращении к национальным традициям в Таджикистане фамилии следовало бы просто отменить. Но стоит ли это делать?

Значимость фамилии не в том, насколько она древняя. У подавляющего большинства народов мира фамилии - весьма позднее явление. Немцы с датчанами получили их тоже не так давно (процесс образования их фамилий не закончился и в XVIII веке). А, вот грузины и армяне, в основной своей массе ко времени, когда в Российской империи были приняты законы об обязательном наличии фамилии у каждого гражданина, уже имели ОФИЦИАЛЬНЫЕ фамилии, которые к этому времени окончательно сложились как юридическое понятие. Именно по этой причине их фамилии и были признаны законами Российской империи. А не потому, что, как написал уважаемый автор, «для мусульманских республик было сделано исключение». Более того, не все грузины и армяне имели фамилии. Именно по этой причине сегодня есть грузины с фамилиями Плотниковы и Сапожниковы, армяне - Аванесовы и Ивановы. И, кстати, особенно часты такие фамилии у армян, переселившихся в XIX - начале XX века из Османской империи. И опять же только потому, что там фамилии как юридическое понятие ещё не сформировались. Причём, не только у турок, но и у османских подданных других национальностей, например, армян и греков. Этот пробел и восполнялся на их новой Родине по тем правилам, которые существовали в ней в тот самый период.

Любая фамилия - таджикская или английская, татарская или русская, итальянская или якутская - является интереснейшим памятником истории и культуры одной семьи и целого народа, деревни, аула, кишлака и целого государства. Она может рассказать и о старинных традициях, и об обычаях именования, бывших популярными в период, когда фамилия возникла. О сходстве этих обычаев у народов-соседей и о различиях, существовавших у каждой этнографической группы отдельно взятого народа.

Уже поэтому каждая фамилия достойна того, чтобы её происхождение и история были известны потомкам. Потому, что её носили отец и дед, которые, возможно, уже вошли в историю таджикского или другого народа именно под этой фамилией. И, конечно же, важно, чтобы эта история была не сочинена в угоду политическому моменту, но рассказана настоящими специалистами. В Информационно-исследовательском центре «История фамилии» мы придерживаемся этого принципа независимо от того, о какой фамилии идёт речь – таджикской, русской, азербайджанской, украинской, латышской или корейской. В этом легко убедиться.

Мы внимательно следим за ономастическими новостями из различных стран мира.
Все, наиболее значимые, на наш взгляд, события обязательно будут отражены на нашем сайте.

Если вы что-то пропустили, то воспользуйтесь формой поиска по сайту. И наверняка найдёте интересующую вас новость.

таджикские имена мальчиков, таджикские имена девочек
Таджикские имена как и все персидские, до начала XX века, была во многом похожа на арабскую именную формулу.
  • 1 Личное имя
  • 2 Фамилия
  • 3 Наиболее известные таджикские имена
    • 3.1 Персидского происхождения
    • 3.2 Арабского происхождения
    • 3.3 Тюркского происхождения
    • 3.4 Другого происхождения
  • 4 Интересные факты
  • 5 Литература

Личное имя

Таджикские имена как и персидские, до начала XX века, была во многом похожа на арабскую именную формулу. Основная часть таджикских имён имеют персидское и арабское происхождение. Также имеется достаточная доля имён, происхождение которых имеют зороастрийские корни. Многие называют своих младенцев именами географических объектов: Дарё - река, Кох - гора, Табриз, Кабул - названия городов и т. д. Также в большинстве случаев таджики называют своих детей именами своих дедов и предков, при этом, при поздравлении семьи с прибавлением, все добавляют фразу «Пусть растёт в соответствии с именем», но данный вид присвоения личного имени становится всё более редким.

Фамилия

Таджики как и все персы в основном не использовали фамилий, а использовали множество различных добавлений к личному имени, указывающих на географию (место рождения, проживания). Кроме того были распространены различные титулы и прозвища:

  • Дарвиш тадж. Дарвеш; перс. درويش‎ - суфистский богословский титул.
  • Джаноб (тадж. Ҷаноб; перс. جناب‎) - господин, вежливый титул наподобие «превосходительства».
  • Ходжи (тадж. Ҳоҷи; перс. حاجى‎) - совершивший паломничество в Мекку.
  • Хон (тадж. Хон; перс. خان‎) - дворянский титул.
  • Машхади (тадж. Машҳади; перс. مشهدى‎) - совершивший паломничество в Мешхед или родившийся в Мешхеде.
  • Мирзо (тадж. Мирзо; перс. ميرزا‎) - образованный.
  • Мулло (тадж. Мулло; перс. ملا‎) - мусульманский богослов.
  • Устоз (тадж. Устоз; перс. استاد‎) - учитель, мастер.

Появление официальных фамилий возникла в конце правления Российской Империи и установления советской власти, в том числе на территории Средней Азии населённый таджикским населением, который обязывал таджиков как и другие народы иметь фамилии. После прихода советской власти таджикские фамилии были видоизменены (или присвоены) у большинства людей; заменяли окончания фамилий на «-ов» (Шарипов) и «-ев» (Мухаммадиев). Также в этот период у некоторых людей всё же существовали фамилии окончания которых не имели славянское происхождение. Например: «-зода (заде)» (Махмудзода), «-и» (Айни).

После обретения независимости Таджикистана и других советских республик, среди таджикского населения этих стран возвращались и стали популярными исконно таджикские и персидские фамилии, путем изменения окончаний. настоящее время наиболее популярными окончаниями фамилий являются: «-зода (заде)» (Латифзода), «-и» (Мансури). Также распространено изменение фамилий путем сокращения окончаний (например бывшее Эмомали Рахмонов, нынешнее - Эмомали Рахмон). Кроме данных окончаний, также используются фамилии окончания которых заканчиваются на «-ов» (Шарипов) и «-ев» (Мухаммадиев), которые в советское время были основными окончаниями фамилий.

Наиболее известные таджикские имена

Таджикские имена в основном заимствуют персидские имена ввиду общего языка, культуры и истории этих народов. Кроме персидских имён, существуют заимствования с арабских и тюркских имён. Также популярны имена времён существования Согдианы, Бактрии и других древних исторических государств которые имеют зороастрийское происхождение. Несмотря на почти столетнее правление русских над территорией нынешнего Таджикистана и Средней Азии населённого таджикским населением, русский язык и русские имена не повлияли на появление новых имён русского или славянского происхождения среди местного населения, в том числе таджикского.

Персидского происхождения

Арабского происхождения

Тюркского происхождения

Другого происхождения

  • Имя Мансур - это арабская калька древнеримского (латинского) имени Виктор, которое в свою очередь является калькой греческого имени Никита - «победитель»
  • В связи с победой во второй мировой войне, чуть ли не каждый десятый новорожденный мальчик в Таджикистане и Узбекистане получал имя Зафар - «победа»
  • В таджикских семьях новорожденных близнецов мужского пола обычно называют Хасан - Хусан, а женского пола - Фотима - Зухра
  • Женское и мужское имя Замир (а) ошибочно переосмысливают по звуковому сходству с русскими словами «за мир», к которым оно никакого значения не имеет. С арабского слово замир переводится как «затаённая мечта, сокровенная мысль».

Литература

  • Гафуров А. Г. «Лев и Кипарис (о восточных именах)», Изд-во Наука, М.,1971
  • Никонов В. А. «Среднеазиатские материалы для словаря личных имен», Ономастика Средней Азии, Изд-во Наука, М.,1978
  • Система личных имен у народов мира, Изд-во Наука, М.,1986

таджикские женские имена, таджикские имена, таджикские имена девочек, таджикские имена мальчиков, таджикские мужские имена

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры