Поведение в траур у таджиков. Таджикские обычаи и традиции

Главная / Бывшие

Когда речь заходит о путешествиях, мало кто назовет Таджикистан в числе самых популярных туристических маршрутов. И напрасно! Ведь эта древняя, расположенная в самом центре Азии, красивая страна обладает богатейшим историческим и культурным наследием.

О чем же стоит помнить, отправляясь в Таджикистан?

Прежде всего, о том, что Таджикистан – страна традиционных ценностей. Таджики уже многие тысячелетия бережно хранят свои обычаи. Традиции и ритуалы передаются из поколения в поколение, практически, в первозданном виде.

Быт и уклад жизни в этой стране веками складывался под влиянием климата, ландшафта и, разумеется, религии.

Семья – это главное!

Семейные узы для жителей Таджикистана чрезвычайно важны. Именно поэтому многие традиции тесно связаны здесь со свадебными торжествами и рождением детей. Так, например, путешественнику не стоит удивляться тому, что к молодой матери и новорожденному младенцу целых сорок дней не принято впускать посторонних. Такая предосторожность должна уберечь ребенка от сглаза и болезней, чтобы он вырос здоровым и сильным. Зато, когда истекает этот срок, отец ребенка приглашает всех родственников на церемонию имянаречения, во время которой мулла дает младенцу имя и зачитывает суру из Корана.

Не менее торжественно проходит укладывание ребенка в колыбель. Её изготавливают для новорожденного из дорогих пород дерева и украшают узорами.

Младенца укладывает в колыбель одна из пожилых женщин-соседок, а после обряда, родители ребенка одаривают гостей сладостями, чтобы малыш крепко спал по ночам.

Ах, эти свадьбы!

Таджикские свадьбы обычно очень многолюдны. Отпраздновать появление новой семьи зовут и родственников и друзей и соседей.

Как и во многих патриархальных странах, в Таджикистане о женитьбе молодых, традиционно, договариваются родители. Хотя, сегодня старшие, несомненно, учитывают мнение и симпатии своих детей, при выборе жениха или невесты.

Когда семья жениха выбирает желанную невесту, в дом её родителей приходит красноречивый сват, чтобы официально сделать предложение о женитьбе, от имени семьи жениха. И если отец или старший брат невесты соглашаются выдать её замуж, они договариваются о дате свадьбы и свадебном угощении. Кстати, затраты на свадебный пир ложатся на жениха и его родных. В свою очередь, семья невесты собирает для неё приданое, с которым она войдет в дом своего мужа.

Девочки и мальчики

Традиционные гендерные роли в Таджикистане очень сильны. И, хотя образование здесь доступно всем, не зависимо от пола, воспитывают мальчиков и девочек по-разному. Мальчиков готовят к роли защитника и хозяина дома, на котором лежит ответственность за благополучие семьи. А девочки вырастают в заботливых жен и матерей, хранительниц обычаев и домашнего очага.

Что нужно знать туристу

Европейцу, решившему посетить Таджикистан нужно помнить о нескольких небольших моментах:

Не спешите

Неизвестно, виноват ли в этом жаркий климат, или причина кроется в чем-то ином, но пунктуальность в Таджикистане, далеко не так важна. И, договариваясь о встрече с жителем этой страны, будьте готовы простить ему небольшое опоздание.

Чайхана – мужской клуб

Мужчины и женщины

Мужчины отдельно, женщины – отдельно. И это не шутка. В мечети ли, на празднике ли, женщины и мужчины находятся в разных помещениях. И, уж конечно, мужчина и женщина не должны оставаться наедине, если не приходятся друг другу близкими родственниками.

Гостеприимство

Гостеприимство и дружелюбие – основа обычаев Таджикистана. Об этом необходимо помнить. И, именно поэтому, гостю нельзя отказываться, если кто-нибудь зовет его на чашку чая в свой дом. Отказ нанесёт хозяину тяжкое оскорбление.

Почтение к сединам

Для таджика уважение к старшим – самая естественная в мире вещь. К советам старших прислушиваются, их не перебивают. Молодежь не садиться, пока старшие не займут свои места.

Торгуйтесь

Шумный и людный базар, для Таджикистана, такое же важное место, как чайхана. На базар приходят не столько, чтоб сделать покупки, сколько для того чтоб пообщаться и узнать новости. И увлеченный, весёлый торг, для таджикского базара – давняя традиция и, более того, норма этикета.

Комитет по делам религии совместно с Советом улемов и Центром исламоведения Таджикистана определил порядок проведения траурных церемоний и выражения соболезнований.

Иногда государство пытается ввести ограничения на традиции, которые складывались на территории нынешнего Таджикистана веками.

Комитет по делам религии разработал Положение, где подробно описано, как проводить похороны и как соблюдать траур. Брошюру отпечатали в типографии полумиллионным тиражом и на днях выставили на официальном сайте Комитета по делам религии.

Итак, что важно знать?

Похоронные и траурные обряды должны проходить согласно ханафитскому мазхабу, который в Таджикистане является официальным, традициям и обрядам всех местных народов и народностей Таджикистана, нормативно-правовым актам, в том числе действующему законодательству РТ.

Во втором разделе подробно описывается, что включает в себя понятие траурной церемонии. В нем даются инструкции, когда следует совершать погребальную молитву (джаноза) по усопшему, в зависимости от того, в какой отрезок дня скончался человек - до или после каждой из молитв - бомдод (утренний намаз), пешин (полуденный), аср (предвечерний), шом (вечерний) и хуфтан (ночной).

Оплата труда могильщиков производится родными покойного в присутствии уполномоченных лиц на местах.

В третьем разделе говорится о подготовке тела покойного к прощальному обряду (омовение, облачение в саван, выставление тела для прощания и т.п.).

Согласно Правилам, во время траура разрешается для утешения плакать, однако запрещаются громкие причитания, запрещено посыпать голову землей, рвать волосы, царапать лицо, а также заказывать специальную плакальщицу.

2. Брошюру отпечатали в типографии полумиллионным тиражом и на днях выставили на официальном сайте Комитета по делам религии.

Фото Asia-Plus

Оставаться в доме умершего человека на ночь, за исключением детей и близких родственников, нельзя.

Близкие родственники умершего могут держать траур в течение трех дней. Согласно традициям мужчине в трауре разрешается надевать джома (халат) синего цвета, на голову тюбетейку и подпоясываться кушаком. Также он может обходиться без надевания халата и носить пояс поверх рубашки.

Женщинам во время траура разрешается надевать большой синий марлевый платок на голову, широкие платье и штаны синего цвета и подпоясываться платком.

А вот носить во время траура одежду черного цвета запрещается.

В следующих разделах очень подробно излагаются правила омовения и облачения покойного в саван (кафан), подготовки табута (гроба), проведения похоронного обряда. Согласно правилам, джаноза (погребальная молитва) совершается официальными имам-хатибами. Использовать микрофоны во время похоронных обрядов не разрешается.

Жертвоприношение - атрибут поминок

Рассказать об истории поминальных обрядов мы попросили ученых-этнографов Академии наук Таджикистана. Они указывают, что не участвовали в разработке порядка проведения траурных церемоний и выражения соболезнований и их мнением никто не интересовался.

Значительная часть древних обрядов, в том числе и поминальных, связана с доисламскими культами, - говорит ведущий научный сотрудник отдела этнографии Института истории, археологии и этнографии имени Ахмада Дониша АН РТ

Зинатмо Юсуфбекова. - Погребально-поминальные обряды регионов Таджикистана тесно переплетаются с традиционными и исламскими ритуальными нормами.

По словам специалистов, поминальные обычаи каждого из регионов Таджикистана имеют свою специфику. Но всех объединяет культ предков, например жертвенный характер пищи.

С древнейших времен и до сегодняшних дней в регионах Таджикистана сохранился обычай жертвоприношения, приуроченного к определенным датам смерти человека, - говорит старший научный сотрудник Института истории АН, этнограф Мумина Шовалиева. - В одних регионах существует семидневный запрет на приготовление пищи в доме покойного, в других это всего три дня. У таджиков некоторых регионов считалось, что, если человек когда-нибудь зарезал барана с богоугодной целью, на том свете баран подойдет к мосту, ведущему в рай, и перевезет человека на себе.

Плакальщицы, похоронные танцы и еда

1. Миниатюра «Похороны Искандера. “Шахнаме” Фирдоуси» переписана в 1556 г. персидским художником Мухаммедом Мурадом Самарканди (работал в конце XVI – нач. XVII в.)

Этнографы указывают, что согласно погребально-поминальным обрядам практически во всех регионах Таджикистана умирающего никогда не оставляли дома одного. После его смерти выражали скорбь, но ислам запрещает внешние формы ее проявления.

У равнинных таджиков тело перед погребением обмывали профессиональные специалисты - мурдашуй, - говорит Шовалиева. - Но у горных таджиков нет таких специалистов.

Этнографы указывают, что раньше специальность «мурдашуй» передавалась по наследству. Они жили в отдельных махаллях, могли жениться только на своих «коллегах по цеху», им нельзя было смотреть в глаза - идя по улице, при встрече с кем-либо они обязательно прикрывали лицо.

Шовалиева указала, что покойника обмывают специальными тряпичными перчатками, а вот, например, в кишлаке Чоркух (Исфара) это делают с помощью веточек базилика.

После обмывания покойного заворачивали в саван, для мужчин это три полотна ткани, для женщин пять. В разных регионах похоронные носилки также имеют свои отличия, например на Памире в качестве носилок служит обычная деревянная лестница, сделанная из тополя, а в том же Чоркухе нет специальных носилок. Там заготавливают две палки по 2,4 м и двадцать палок длиной 1,1 м, их связывают шпагатом, чтобы получилась лестница. Палки должны быть обязательно из плодовых деревьев. В остальных регионах Таджикистана используют специальные носилки, которые хранятся на кладбище или в мечети. Сопровождать на кладбище умершего могут только мужчины.

По словам Юсуфбековой, во многих регионах Таджикистана сохранилась традиция бурного проявлении горя по умершему женщинами. В знак безграничного горя они расцарапывали себе лицо до крови, рвали на себе волосы, обрезали прядь волос или косу. Исследователи считают, что эта форма проявления горя является довольно древней, еще доисламской.

По словам собеседницы, во многих регионах Таджикистана, в том числе и на Памире, существует традиция приглашения специальных плакальщиц. Плакальщицы обладали хорошим голосом и знали много траурных песен.

Зачастую плакальщицы приходили сами, без приглашения, и вместе с родственниками оплакивали умершего, - говорит специалист Института истории АН Мубина Махмудова. - Например, плакальщицы изображены на находках древнего Пенджикента и средневековых миниатюрах Самарканда. Одна из таких миниатюр - «Похороны Искандера. “Шахнаме” Фирдоуси», которая переписана в 1556 г. персидским художником Мухаммедом Мурадом Самарканди (работал в конце XVI - нач. XVII в.). Эта работа хранится в Институте востоковедения в Ташкенте.

Юсуфбекова отметила, что в некоторых селениях Памира сохранился такой доисламский обряд, как похоронные танцы - поймол (движение ног). Эмоциональное проявление горя и оплакивание являются остатками древних доисламских верований, и мусульманское духовенство всегда высказывалось против этих традиций, призывало не противиться божьей воле. На Памире же до сих пор сохранилась традиция мадохони (траурные песнопения мужчин на третий день)

Практически во всех регионах поминки устраивались на третий, седьмой, сороковой день после похорон и в годовщину смерти, - говорит Шовалиева. - Поминальные мероприятия практически во всех религиях сопровождаются угощениями и приготовлением определенных видов еды. Сейчас в некоторых регионах поминки превратили в пышные трапезы, это даже стало объектом соперничества.

В дни поминок в горных регионах всегда готовят шурпу, отваривают мясо заколотого животного и подают гостям мясной бульон с луком и кусками мяса без овощей. В северных регионах готовят плов. Сладости на стол не ставились. Сейчас даже торты ставят. Обязательным атрибутом являлось приготовление чалпака (жаренные в масле лепешки) и халвои тар (поджаренная мука с добавлением воды и сахара). По обычаям считалось, что на поминках в воздухе обязательно должен витать запах пищи и дымка.

Черный цвет - под запрет?

Этнографы указывают, что в Таджикистане, как и во многих странах мира, каждый регион имеет свою одежду, отличающуюся по типу ткани, расцветке или сочетанию цветов, деталям и стилю пошива. Костюмы всегда отличались в зависимости от социального статуса, делясь на праздничные и повседневные, свадебные и траурные. По их словам, это связано с историческими традициями определенного региона, в том числе сложившимися в результате естественной ассимиляции населения того или иного региона.

В традиционном исламе нет ношения черного в траур, - говорит Махмудова. - Арабы носят исключительно белое.

По словам этнографа, на Памире в траур носят неяркую одежду, она может быть с узорами и цветами, но различных неярких оттенков. В Файзабаде носят белое. В Гарме также надевают белое или новую одежду; главное, чтобы одежда не была яркой. В районах Южного Таджикистана нет определенного типа траурной одежды. Люди носят обычную, повседневную одежду.

В Центральном Таджикистане в XIX - начале XX века молодые женщины носили траурную одежду из черного атласа с синими узорами, - говорит Махмудова. - Шаровары тоже темного цвета. Они заправлялись в ичиги, которые носились с калошами. Поверх надевался халат темной расцветки, на голову накидывался белый платок. Никаких украшений не было и нет, потому что надевать их при трауре не полагается. Кстати, ношение украшений при трауре не положено во всех регионах Таджикистана.

В Северном Таджикистане траурная одежда как мужчин, так и женщин - обязательно черного или темно-синего цвета. Женщины поверх платья темного цвета надевают халат, зачастую черного цвета, и обязательно опоясываются кушаком - фута. Фута - это четыре метра ткани белого цвета. Ранее фута носили мужчины, отправляясь в дальнюю дорогу. Фута использовалась в качестве покрывала в бане, а в случае смерти она могла быть использована в качестве савана. Сейчас фута является атрибутом траурного костюма у женщин Северного Таджикистана. Во время оплакивания усопшего женщины держатся рукой за свой пояс-фута. А близкие мужчины обязательно опираются на специально заготовленные палки с куском белой ткани, и сорок дней эти палки оставляются у ворот дома умершего.

Раньше мужчины в Северном Таджикистане на траурные мероприятия обязательно надевали халаты (банорас) именно синего цвета, но с конца 90-х годов их сменили черные бархатные халаты с ватной подкладкой, - говорит этнограф.

Вместо резюме

По словам этнографа Сафара Саидова, прежде чем разрабатывать какие-то правила, необходимо консультироваться со специалистами-этнографами, потому что отталкиваться нужно не только от религии, но и от многовековых традиций народа.

Но, к слову, о религии…

Проведение поминок в определенный срок во всех религиях всегда сопровождается трапезой. Люди собираются за столом или дастарханом и вспоминают умершего. Пусть это будет без излишеств, но как можно это запретить? Или то же ношение одежды определенного цвета, оплакивание умершего и эмоциональное выражение скорби?

Специалисты недоумевают. А мы посмотрим, как заработают новые нормы, будут ли они, как предполагалось, рекомендациями или все же будут насаждаться.

Выйти замуж и родить минимум двух детей - мечта каждой таджички. Но через что ей нужно пройти, чтобы стать счастливой женой и мамой, знают не все. А ведь свадьба по-таджикски - это не только яркое и незабываемое событие, но и комплекс обрядов, мимо которых пройти просто нельзя.

Никах в Таджикистане

Начнем сразу с никаха (бракосочетание). Без никаха, естественно, никуда. Нет никаха - нет семьи. Обряд венчания обязателен и имеет несколько условий, важнейшее из них - ответ невесты. Вот здесь как раз-таки всегда наступает хаос.

По исламским традициям для совершения никаха достаточно согласия попечителя, но для пущей убедительности в светском Таджикистане спрашивают согласия и у невесты. И в этот очень ответственный момент у таджичек включается упрямство и несговорчивость.

Раз у нее спросят, она молчит, два - молчит, на третий с уговорами подключаются родственники и подруги, которые до боли щиплют руку молчаливой красавице, а она не издает ни звука. Молчание - золото, конечно, но в данном случае это просто знак смущения и еще таджикская традиция: невеста не должна сразу давать согласие и кидаться на шею жениха. Не по-таджикски все это.

И тут начинается самое интересное: чтобы "подсластить" девушку, свидетели со стороны жениха кладут на праздничный дастархан дорогие подарки, а затем и деньги. Иначе не выдавить у красавицы положительного ответа, и затянется процесс уговаривания надолго.

И наконец, в очередной раз, когда мулла уже довольно нервно задает вопрос, согласна ли она стать супругой того самого парня за дастарханом, сидящая с опущенной головой под чадрой красавица под натиском родных вполголоса говорит: "Да".

Со стороны это может показаться наиграно, поскольку "Нет" она вряд ли бы уже сказала: будь она против, дело бы ведь и вовсе не дошло до никаха. Но что бы там ни гласили традиции, истинной таджичке все равно стыдно вот так сразу быстро ответить на такой важный вопрос.

Тукуз и обряд повиновения в Таджикистане

Вот подтвердила она свое желание и должна, по сути, уйти к супругу, но не тут-то было — уйти ей теперь уже не дают соседские детишки, которые перед свадебным кортежем натянули трос и требуют выкуп за красавицу. Да, вот так тяжело забирать к себе таджичку!

В больших городах Таджикистана это уже, конечно, не практикуется, но вот в дальних районах обычай сохранился.

За невесту просят много. Надо ведь, чтобы хватило на всех. Однако особо обнаглевших взрослые все-таки разгоняют. А то сторона жениха может в будущем припомнить ей, как дорого она им обошлась и будут ждать ее не совсем приятные дни…

Но задолго до всей этой "борьбы" с переездом к мужу, будущей жене за пару дней нужно еще и отчитаться перед подругами и соседями. По такому случаю ее родители созывают всех на мини-вечеринку под названием "Тукузбинон".

На этом мероприятии оценивается все, что принесли в подарок невесте родители жениха. В основном все кладется в сундук. Дарят, кстати, много всякого - от нижнего белья и косметики до дорогостоящей посуды и золота. И да, все это показывают гостям.

Делается это, кстати, не ради забавы, а чтобы показать, в какие руки уходит дочь. Если подарки хорошие, значит и бедствовать не будет, заживет в достатке, а если нет, то будет с мужем делить все: и сложные дни, и хорошие.

Далее, когда, наконец, невеста приходит в дом будущего супруга, ее там ждет натянутый в полкомнаты сюзане (вышитый вручную настенный ковер). За ним должно произойти интересное событие. Не то, о чем вы подумали, а просто обряд повиновения.

Девушка из рук старших семьи пробует мед, а потом должна своему суженому позволить наступить ей на ногу. Так она дает понять, что собирается быть послушной невесткой и супругой и что муж - глава семьи. Иногда этот процесс, конечно, превращается в забавную игру, когда невеста убирает ногу. Но так желательно не делать. Это снова будет не по-таджикски.

И только после всего этого она заживает с миром и любовью в новой семье, где любовь к младшим и уважение к старшим основа всех основ.

Свадебный обряд в Таджикистане

Так уж повелось, что традиционная свадьба в Таджикистане — событие, требующее серьезных финансовых затрат. Помимо стандартных трат на свадебное платье, костюм жениха, цветы, аренду автомобиля, банкетного зала и, конечно, организацию богатого праздничного стола, в Таджикистане нужно позаботиться о подарках жениха и невесты.

Так, предполагается, что мужчина обеспечит свою молодую жену жилплощадью — домом или квартирой. А она в свою очередь должна обставить их семейное гнездышко — сделать ремонт, купить мебель. Все это, конечно, требует немалых денег.

Кроме этого, на свадьбу нужно позвать всех друзей и родственников. Число приглашенных может с легкостью перевалить за две сотни человек.

Иногда на свадьбу уходит до 5 тысяч долларов. Для многих в Таджикистане такие траты — непозволительная роскошь. Таджики зачастую не могут позволить себе провести праздник с размахом, но, как говорится, чтобы не ударить в грязь лицом, берут кредиты.

Чтобы остановить негативную практику, президент Таджикистана подписал закон об обрядах. Теперь в введены ограничения на пышные и помпезные свадьбы.

Теперь торжество должно праздноваться в выходные с 8.00 до 22.00 и в будни с 18.00 до 22.00. Продолжительность празднования свадьбы устанавливается до трех часов.

Традиции и современность
Обычаи и традиции Таджикистана

Традиции народов Таджикистана веками складывались из образа жизни. Они проявились в народном таджикском жилище, которое можно разделить на два типа: равнинный, отличавшийся большой архитектурной сложностью, и горный, более простой по конструкции. Равнинный тип был распространен к северу от Гиссарского хребта - в бассейне Зеравшана и в Ферганской долине. Такой дом строили на цоколе, на деревянном каркасе, обычно заложенном сырцовым кирпичом. Иногда стены клали из битой глины или из сырцового кирпича. Кровля была плоская, земляная, с обмазкой из глины. Вдоль фасада строили террасу. Под потолком делали узкие световые проемы, заменявшие окна.

Характерной особенностью жилища был камин или надочажный колпак с дымоходом. В Гиссарскои и Вахшскои долинах жилище имело несколько иную конструкцию. Иногда оно было с двускатной крышей (часто без потолка) или с двускатным навесом над традиционной кровлей. В южных, горных районах Таджикистана жилища имеют вид горного, приспособленного для этого условия, жилья. Такое жилище имело массивный вид, было больших размеров и рассчитано на многолюдные большие, или патриархальные, неразделенные семьи. Стены таких домов складывали из дикого камня, иногда из сырцового кирпича.

Деревянная кровля имела особенность, наиболее ярко выраженную в домах памирских таджиков, - ступенчатый деревянный свод со светодымовым отверстием в центре. Кровля поддерживалась тремя-пятью опорными столбами, расположенными внутри дома. В плане это жилище было однокамерным. Вдоль двух продольных и торцевой (напротив входа) стен располагались нары, обмазанные глиной, с узким проходом между ними.В наши дни даже в отдаленных горных кишлаках жилища старой конструкции, без окон, обычно используют только как хозяйственные помещения.

Современное жилище памирских таджиков сохраняет традиционную конструкцию, только своды кровли и опорные столбы расположены внутри дома. Современное жилище значительно модернизировано: на пол и нары теперь настилают доски и красят их, делают большие окна, вместо очага пользуются разного вида печами, внутренние и наружные стены белят. Что же касается жилищ равнинного типа, то многие их традиционные черты довольно устойчиво сохраняются и в современном сельском доме.

В прошлом большие поселения и города имели сходную планировку. В центре возвышалась цитадель, окруженная глинобитными стенами. Вокруг этой наиболее древней части поселения располагалась более поздняя его часть с узкими улицами, на которые выходили глухие стены усадеб. За стеной с несколькими воротами находились предместья; здесь между усадьбами располагались пашни, огороды и сады.

Современное жилище представляет корпусные блочные или каменные постройки, в которой размещена типовая мебель, но традиционно в домах таджиков много ковров. Жители Таджикистана многие века жили в речных долинах предгорий, в горах, в оазисах. Это подразумевало традиционные занятия населения. В районах Западного Памира таджики выращивали пшеницу, ячмень, рожь, просо, бобовые, огородные и бахчевые культуры. Здесь в долинах выращивали хлопок, занимались разведением садов и виноградников. Традиционно жители Таджикистана занимались скотоводством: разводили овец и коз, крупный рогатый скот, а ваханцы и шугнанцы разводили яков. Транспортными животными для населения этой республики были лошади, яки и ослы. Давним занятием для таджиков было шелководство.

Из традиционных народных ремесел таджики достигли наибольшего совершенства в изготовлении различных шелковых, хлопчатобумажных, шерстяных и суконных тканей. Определенные города славились производством того или иного вида ткани. Ткачеством занимались мужчины. Большим успехом пользовались изделия таджикских мастеров: гончаров, кузнецов, ювелиров, резчиков по дереву, алебастру, а также декоративная вышивка, в которой прослеживаются древние художественные традиции.

Традиционный костюм таджиков в каждом районе имел свои особенности, но обладал и общими чертами. У мужчин он состоял из рубахи туникообразного покроя, широких штанов и распашного халата с поясом-платком, тюбетейки или чалмы и местной обуви: кожаных сапог на мягкой подошве и кожаных с заостренным носом галош (их носили отдельно, а иногда и вместе с мягкими сапожками - ичигами). У горных таджиков была деревянная обувь на трех шипах для хождения по горным тропам.

Общими элементами традиционной одежды у женщин служили рубаха или платье туникообразного покроя, широкие шаровары с напуском у щиколотки, головной платок (в некоторых местностях - тюбетейка и платок), а у горожанок и равнинных таджичек также распашной халат и местная обувь. Этническая традиция и сейчас проявляется в одежде равнинных и горных таджичек. Вышитые платья горных таджичек, особенно в Дарвазе и Кулябе, представляют собой прекрасные образцы народного декоративного искусства. Горные таджики, особенно памирские, и мужчины и женщины, в холодное время года носят вязанные из цветной шерсти высокие (до колен и выше) носки с красивым геометрическим или растительным орнаментом.

В наши дни мужчины надевают главным образом современную, так называемую городскую, приобретаемую в магазинах или сшитую в ателье одежду: костюм или брюки с рубашкой, пуловер, свитер. Модны "водолазки", джинсы. В одежде молодежи преобладает спортивный стиль. Горожане часто носят традиционные тюбетейку и халат в сочетании с современным городским костюмом.

Современный женский национальный костюм сохраняет больше традиционных черт даже в городе. В него входит платье, часто уже не туникообразного покроя, а отрезное, на кокетке. Шьют его чаще всего из шелка, оно широко распространено во всех азиатских республиках. Носят также шаровары (у девушек и молодых женщин - значительно выше щиколотки и более узкие), легкие косынки, платки, тюбетейки. Широко бытуют и элементы городского костюма: жакеты, вязаные шерстяные кофты, обувь фабричного изготовления или сшитая в обувном ателье. В зависимости от сезона носят плащи, пальто.

В прошлом верхней одежды у горных таджичек вообще не было: считалось, что в холодное время года женщине не следует выходить из дома. Памирские таджички при выходе из дома зимой, надевали на себя два-три платья. В кишлаках современные городские женские костюмы, юбки носят редко. В городах их надевают в основном студентки и молодые женщины - служащие, представительницы интеллигенции. Из старинных видов женской одежды исчезла паранджа; сельские жительницы ее не носили и в прошлом, и в городской среде она была изжита уже в 1920-х годах.

В предвоенные годы ее еще изредка надевали старые женщины. Несмотря на то, что многие таджики в городах и поселках носят современную одежду, у жителей кишлаков, особенно горных местностей, сохранился национальный костюм. Красивые тюбетейки, женские головные платки, платья, украшения, мужские вышитые поясные платки, халаты можно встретить и по сей день. Женский костюм состоит из белого или цветного платья-рубахи, сшитого из шелковых или бумажных фабричных тканей, шаровар, доходящих до щиколотки, низ их обшит узорной тесьмой. Часто шаровары шьют из двух видов тканей.

У памирских таджиков традиционный костюм тоже повсеместно заменяется современным. В современной одежде памирцев немало таджикских элементов, однако они заимствуются не из традиционного, а из современного национального костюма таджиков. Такой же характер носят заимствования в области жилища, и, в частности, интерьера. Традиционная пища таджиков зависела не только от состоятельности семей, но и от характера хозяйства: состава и разнообразия возделываемых культур, видов разводимого скота. В горах, где преобладали посевы пшеницы и ячменя, жители занимались скотоводством, основной пищей были хлеб, лепешки, молочные продукты, сливочное масло, а в равнинных местностях в пище населения много овощных блюд и фруктов.

В общественном быту у таджиков сохранялись некоторые общинные обычаи: различные формы коллективной взаимопомощи и производственных артелей (например, женщины коллективно заготовляли молочные продукты на весенних пастбищах), общественные трапезы и увеселения в дни религиозных и народных праздников. Один из таких праздников Науруз - Новый год, приходившийся на день весеннего равноденствия; совпадал во многих местах с праздником дня первой пахоты (проведения ритуальной первой борозды). Праздновался также день уборки урожая, весной были в обычае гулянья - сейли.

Хотя у таджиков преобладали малые семьи, существовало и много, особенно в горных районах, семей неразделенных. Бытовала и полигамия: по мусульманскому закону (шариату) разрешалось иметь четырех жен одновременно, но это было доступно только богачам; человек со средним состоянием имел двух жен, а бедняки обычно одну. И в больших, неразделенных, и в малых моногамных семьях господствовали патриархальные порядки. В семье и в обществе женщина занимала приниженное положение. У горных таджиков бытовал калым, т. е. выкуп за невесту.

В семейных обрядах таджиков сохранились региональные различия. Так, на пример, у таджиков северных районов, согласно древнему свадебному обряду, новобрачную перевозят в дом мужа после захода солнца, при свете факелов и трижды обводят вокруг костра, зажженного перед домом мужа. В Южном Таджикистане с давних пор этот переезд происходит только днем. Лишь вдову или разведенную перевозят ночью.

Преобразование социальных отношений, приобщение таджиков к передовой культуре резко изменили и их семейный быт. В наши дни женщина раскрепощена и занимает равноправное с мужчиной положение на производстве, в общественной жизни ивсемье. Браки заключаются теперь в подавляющем большинстве по взаимной любви. Дети в Таджикистане особый привилегированный класс. В семьях таджиков много детей. Приятно смотреть на черноглазых мальчиков в национальных тюбетейках и девочек в национальных платьицах в современной интерпретации с заплетёнными 30-40 тоненькими косичками.

Не грубить, лишнего себе не позволять и быть преданным до конца - это столпы, на которых держится большинство таджикских семей. Благодаря сохранившимся традициям в Таджикистане до сих пор царит домострой с достаточно жесткими правилами, которые во многом похожи и на традиции в других странах Центральной Азии.

В честь международного дня семьи, который отмечают сегодня, 15 мая, наш партнер «Открытая Азия онлайн» рассказывает о главных правилах поведения в таджикских семьях.

УВАЖЕНИЕ К СТАРШИМ

Это основа основ всех таджикских семей, на которой строится все остальное. Любой поступок или намерение обязательно должны быть согласованы с главой семьи. Выбор профессии, дальняя поездка и особенно создание семьи возможны только после одобрения отца.

Ситуация, в которой 40-летнему сыну не разрешают отправиться на работу за рубеж, и он отказывается от поездки - совершенно стандартная в таджикском обществе. Причем совсем не важно, живет эта семья в городе или кишлаке.

ПОИСКИ НЕВЕСТЫ

Даже самые продвинутые молодые таджики, когда приходит время, обращаются к родителям с просьбой подобрать невесту. Причем на севере Таджикистана напрямую попросить родителей о поиске невесты парни не осмеливаются, и чтобы продемонстрировать свою готовность к свадьбе, подбрасывают в обувь родителям морковку.

Ситуации, когда мужчина находит себе супругу самостоятельно, сейчас, конечно, тоже встречаются, но чаще всего выбор будущей снохи ложится на родителей. И они ищут: спрашивают знакомых, советуются с родственниками. Нередко суженная находится среди ближайших родственников: например, она может оказаться даже двоюродной сестрой жениха. Хотя с этой традицией в Таджикистане пытаются бороться .

Что касается выбора жениха для девушки, то тут все еще сложнее: сватам могут отказать, несмотря ни на что, и послушная дочь обязана согласиться с решением семьи.

ЗАБОТА О РОДИТЕЛЯХ

В Таджикистане практически не бывает примеров, чтобы пожилые мать и отец остались в одиночестве. Родителей тут не бросают, более того, о них заботятся не на расстоянии - дети все время находятся рядом.

Например, по традиции младший сын остается в отчем доме, приводит туда свою жену и присматривает за родителями. Поэтому, когда все дети еще живут вместе, то старшие очень трепетно заботятся о младшем сыне, ведь именно на него впоследствии ляжет ответственность за заботу о родителях. Впрочем, это не значит, что другие дети не будут проявлять заботу.

ВЕРНОСТЬ СЕМЬЕ

Троюродные братья или сестры, и даже четвероюродные - в таджикских семьях не только знают об их существовании, но и стараются поддерживать связи. Родственники - это святое, неважно - дальние они или близкие.

Например, из кишлака в город к родственникам могут приехать несколько человек и обосноваться в их квартире на пару недель, а то и месяцев. И никто не посмеет сказать, мол, пора и честь знать: будут кормить, поить и терпеть - это ведь родственники.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МУЖЧИНЫ

На плечи таджикского мужчины ложится многое, вплоть до походов по продуктовым рынкам. Спросите любого таджика о стоимости продуктов питания, и он вам даст расклад не хуже профессионального статистика. Естественно, чтобы ходить по рынкам, нужно зарабатывать.

Это прямая обязанность таджикского мужчины, и женщины здесь очень редко зарабатывают больше или хотя бы наравне со своими мужьями. А еще чаще не зарабатывают совсем, потому что сидят дома и занимаются хозяйством. Но только теми бытовыми вопросами, которые находится в пределах дома, за все остальное отвечает муж. И как после всего этого не обращаться к нему исключительно на «вы» ?

Конечно, все эти правила далеко не ноу-хау таджиков. Но именно в этой республике им до сих пор подчиняются, как законам, и, возможно, поэтому на тысячу браков в стране приходится в среднем всего один развод.

Фото: Нозим Каландаров, Евгения Кутькова

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры