В каком стиле поет валерий сюткин. Валерий Сюткин – биография, личная жизнь, жена, дети, песни, фото певца

Главная / Чувства

», «Браво », «Сюткин и Ко»

Награды Аудио, фото, видео на Викискладе

Вале́рий Миладович Сю́ткин (22 марта , Москва) - советский и российский певец и музыкант , автор текстов песен для рок-н-ролл группы «Браво ». Заслуженный артист России (2008) , профессор кафедры вокала и художественный руководитель эстрадного отделения МГГУ имени М. А. Шолохова . Член Авторского Совета РАО.

Биография

В 1976-1978 годах служил в Военно-воздушных силах авиамехаником на Дальнем Востоке . В свободное от работы на аэродроме время играл в ансамбле «Полёт». В этом коллективе в разное время выступали многие известные музыканты. Среди них Алексей Глызин .

В 1980 году начал работать с группой «Телефон », которая, двумя годами позже, стала профессиональным гастролирующим филармоническим коллективом. «Телефон» выпустил альбом «Ка-Ка», который представляет собой цикл песен о придуманных персонажах Сулеймане Сулеймановиче Кадырове и Льве Абрамовиче Каскаде. До прихода на профессиональную сцену Сюткин работал барменом, грузчиком на Белорусском вокзале, потом, там же, проводником пассажирских вагонов западного направления дирекции международных туристских перевозок . «Телефон» просуществовал до 1985 года.

В 1985 году Сюткин выпустил альбом «Твист-каскад», где ему помогали Юрий Лоза (гитара), Александр Белоносов (клавишные), Геннадий Гордеев (барабаны) и саксофонист группы «Браво» Александр Степаненко . В этом же году Сюткин перешёл в «Зодчие », где пел вместе с Юрием Лозой. После ухода из «Зодчих» создал трио «Фэн-о-мэн », с которым записал альбом «Икра зернистая», получил приз зрительских симпатий на Международном конкурсе «Ступень к Парнасу» и работал два года в труппе Михаила Боярского , где пел под аккомпанемент оркестра «Диапазон».

В августе 1990 года, получив предложение от Хавтана , певец переходит в группу «Браво », где работает фронтменом до мая 1995 года. Время сотрудничества с «Браво» стало для певца периодом выработки собственного оригинального стиля, в котором он работает и по сей день. В текстах своих песен он использует сленг субкультуры «стиляг », а в музыкальном плане он ориентирован на американскую популярную музыку 1950-х годов. В «Браво» Сюткин записал альбомы: «Стиляги из Москвы », «Московский бит », «LIVE IN MOSCOW» и «Дорога в облака ». Все альбомы имели мультиплатиновый статус. Песни этого периода до сих пор звучат на радио.

В 1995 году Валерий ушёл из «Браво» и создал группу «Сюткин и Ко», с которой записал альбомы: «То, что надо», «Радио ночных дорог», «Далеко не всё…», «004». В 1995 году песня «7 000 над землёй» из альбома «То, что надо» была признана лучшим шлягером года. Лауреат профессиональной премии «Звезда» (1995), «Овация» - лучший артист (1996). С 2004 года, обновив и расширив состав музыкантов, коллектив называется «СЮТКИН РОК-Н-РОЛЛ БЭНД».

В марте 2008 года певцу было присвоено звание «Заслуженный артист Российской Федерации » за заслуги в области искусства .

В 2014-м году обратился с жалобой в Роскомнадзор на интернет-ресурс Lurkmore , на котором изображение певца уже несколько лет использовалось для картинки-мема «Бей бабу по еб*лу». Роскомнадзор подал иск в Мещанский районный суд Москвы против администрации сайта . В 2015-м году Мещанский суд Москвы удовлетворил иск Роскомнадзора .

В 2015-м году с коллективом барабанщика Андрея Никонова - «Light Jazz» записал альбом «МОСКВИЧ 2015». В альбом вошли песни из золотого фонда 1950-1960-х годов.

Постоянный участник фестиваля «Черешневый лес».

Культурный посол Олимпийских игр в Сочи (2014). Участник культурных программ на Олимпийских играх: Сеул (1988), Афины (2004), Турин (2006), Пекин (2008), Ванкувер (2010), Лондон (2012).

Долгое время является председателем жюри конкурса «Музы мира » («Современное искусство и образование») в номинации «Эстрадно-джазовое исполнительство» .

Семья

Личная жизнь

От первого брака дочь - Елена Сюткина (1980). Окончила юридический факультет. Работает в инофирме. Внучка - Василиса (2014). От второго брака - сын Максим Сюткин (1987), окончил географический факультет МГУ , работает в туристическом бизнесе.

Творчество

Дискография

Группа «Телефон»

  1. - Телефон-1 (не имел широкого распространения)
  2. - Концерт в
  3. - Кадыров-Каскад (Ка-Ка)
  4. - Концерт во Владивостоке
  5. - Твист-Каскад

Группа «Зодчие»

  1. - Рок-панорама-1986
  2. - Концерт в Таллине
  3. - Экология
  4. - Дитя урбанизма
  5. - Пятая Серия

Группа «Фэн-о-мэн»

  1. - Икра зернистая

Группа «Браво»

  1. - «Стиляги из Москвы»
  2. - «Московский бит»
  3. - «Live in Moscow»
  4. - «Дорога в облака»
  5. 1995 - «Песни разных лет»

«Сюткин и КО»

  1. - «То, что надо »
  2. - «Радио ночных дорог»
  3. - «Далеко не всё»
  4. - «Лучшие песни»

«Сюткин рок-н-ролл бэнд»

  1. - «Grand collection»
  2. - «Новое и лучшее»
  3. - «Целуйтесь медленно»

Сюткин & «LIGHT JAZZ»

  1. - «Москвич 2015»
  2. - «Олимпийка»

Видеоклипы

  • 1995 - 7 тысяч над землёй
  • 1995 - Вверх и вниз
  • 1996 - Радио ночных дорог
  • 1996 - 42 минуты
  • 1996 - На краю заката
  • 1996 - Как провожают пароходы (для «Старых песен о главном»)
  • 1997 - Далеко
  • 2000 - 001
  • 2000 - Бумбо-мамбо
  • 2000 - 21 век
  • 2000 - Теплоход прогулочный
  • 2004 - Красавчик
  • 2011 - Москва-Нева (вместе с группой «Ромарио»)

Телевидение

  1. С 2001 по 2002 вёл телевикторину «Пирамида» на телеканале РТР .
  2. С 2002 по 2003 год был ведущим музыкальной телеигры «Два рояля », тоже на телеканале РТР .
  3. В 2004 году был ведущим музыкальной программы «И снова шлягер» на канале «Культура ».
  4. В 2006 году участвовал в проекте Первого канала Звёзды на льду в паре с фигуристкой Ириной Лобачёвой .
  5. Снялся во второй части телемюзикла «Старые песни о главном ».
  6. Два раза (в 1998 году и в 2011 году), Валерий Сюткин и его семья были участниками программы «Пока все дома ».
  7. С 2016 года ведёт музыкально-развлекательную программу «Субботний вечер» на канале «Россия-1 » (вместе с Николаем Басковым , Нонной Гришаевой , Наталией Медведевой и Стасом Дужниковым).

Фильмография

  • 2007 - День выборов - солист ВИА «Оливер Твист»
  • 2014 - «Чемпионы» - сыграл себя в новелле режиссёра Д.Дюжева

вокал

  • Саундтрек к к/ф «Ландыш серебристый » (реж. Т.Кеосаян)
  • Песня для сериала «Дворик »
  • Песня для сериала «Морской патруль »

Награды

Примечания

Литература

  • А. С. Алексеев . Кто есть кто в российской рок-музыке . - М . : АСТ: Астрель: Харвест, 2009. - С. 468-471. - ISBN 978-5-17-048654-0 (АСТ). - ISBN 978-5-271-24160-4 (Астрель). - ISBN 978-985-16-7343-4 (Харвест).

Отрывок, характеризующий Сюткин, Валерий Миладович

Лакей пришел вызвать Бориса к княгине. Княгиня уезжала. Пьер обещался приехать обедать затем, чтобы ближе сойтись с Борисом, крепко жал его руку, ласково глядя ему в глаза через очки… По уходе его Пьер долго еще ходил по комнате, уже не пронзая невидимого врага шпагой, а улыбаясь при воспоминании об этом милом, умном и твердом молодом человеке.
Как это бывает в первой молодости и особенно в одиноком положении, он почувствовал беспричинную нежность к этому молодому человеку и обещал себе непременно подружиться с ним.
Князь Василий провожал княгиню. Княгиня держала платок у глаз, и лицо ее было в слезах.
– Это ужасно! ужасно! – говорила она, – но чего бы мне ни стоило, я исполню свой долг. Я приеду ночевать. Его нельзя так оставить. Каждая минута дорога. Я не понимаю, чего мешкают княжны. Может, Бог поможет мне найти средство его приготовить!… Adieu, mon prince, que le bon Dieu vous soutienne… [Прощайте, князь, да поддержит вас Бог.]
– Adieu, ma bonne, [Прощайте, моя милая,] – отвечал князь Василий, повертываясь от нее.
– Ах, он в ужасном положении, – сказала мать сыну, когда они опять садились в карету. – Он почти никого не узнает.
– Я не понимаю, маменька, какие его отношения к Пьеру? – спросил сын.
– Всё скажет завещание, мой друг; от него и наша судьба зависит…
– Но почему вы думаете, что он оставит что нибудь нам?
– Ах, мой друг! Он так богат, а мы так бедны!
– Ну, это еще недостаточная причина, маменька.
– Ах, Боже мой! Боже мой! Как он плох! – восклицала мать.

Когда Анна Михайловна уехала с сыном к графу Кириллу Владимировичу Безухому, графиня Ростова долго сидела одна, прикладывая платок к глазам. Наконец, она позвонила.
– Что вы, милая, – сказала она сердито девушке, которая заставила себя ждать несколько минут. – Не хотите служить, что ли? Так я вам найду место.
Графиня была расстроена горем и унизительною бедностью своей подруги и поэтому была не в духе, что выражалось у нее всегда наименованием горничной «милая» и «вы».
– Виновата с, – сказала горничная.
– Попросите ко мне графа.
Граф, переваливаясь, подошел к жене с несколько виноватым видом, как и всегда.
– Ну, графинюшка! Какое saute au madere [сотэ на мадере] из рябчиков будет, ma chere! Я попробовал; не даром я за Тараску тысячу рублей дал. Стоит!
Он сел подле жены, облокотив молодецки руки на колена и взъерошивая седые волосы.
– Что прикажете, графинюшка?
– Вот что, мой друг, – что это у тебя запачкано здесь? – сказала она, указывая на жилет. – Это сотэ, верно, – прибавила она улыбаясь. – Вот что, граф: мне денег нужно.
Лицо ее стало печально.
– Ах, графинюшка!…
И граф засуетился, доставая бумажник.
– Мне много надо, граф, мне пятьсот рублей надо.
И она, достав батистовый платок, терла им жилет мужа.
– Сейчас, сейчас. Эй, кто там? – крикнул он таким голосом, каким кричат только люди, уверенные, что те, кого они кличут, стремглав бросятся на их зов. – Послать ко мне Митеньку!
Митенька, тот дворянский сын, воспитанный у графа, который теперь заведывал всеми его делами, тихими шагами вошел в комнату.
– Вот что, мой милый, – сказал граф вошедшему почтительному молодому человеку. – Принеси ты мне… – он задумался. – Да, 700 рублей, да. Да смотри, таких рваных и грязных, как тот раз, не приноси, а хороших, для графини.
– Да, Митенька, пожалуйста, чтоб чистенькие, – сказала графиня, грустно вздыхая.
– Ваше сиятельство, когда прикажете доставить? – сказал Митенька. – Изволите знать, что… Впрочем, не извольте беспокоиться, – прибавил он, заметив, как граф уже начал тяжело и часто дышать, что всегда было признаком начинавшегося гнева. – Я было и запамятовал… Сию минуту прикажете доставить?
– Да, да, то то, принеси. Вот графине отдай.
– Экое золото у меня этот Митенька, – прибавил граф улыбаясь, когда молодой человек вышел. – Нет того, чтобы нельзя. Я же этого терпеть не могу. Всё можно.
– Ах, деньги, граф, деньги, сколько от них горя на свете! – сказала графиня. – А эти деньги мне очень нужны.
– Вы, графинюшка, мотовка известная, – проговорил граф и, поцеловав у жены руку, ушел опять в кабинет.
Когда Анна Михайловна вернулась опять от Безухого, у графини лежали уже деньги, всё новенькими бумажками, под платком на столике, и Анна Михайловна заметила, что графиня чем то растревожена.
– Ну, что, мой друг? – спросила графиня.
– Ах, в каком он ужасном положении! Его узнать нельзя, он так плох, так плох; я минутку побыла и двух слов не сказала…
– Annette, ради Бога, не откажи мне, – сказала вдруг графиня, краснея, что так странно было при ее немолодом, худом и важном лице, доставая из под платка деньги.
Анна Михайловна мгновенно поняла, в чем дело, и уж нагнулась, чтобы в должную минуту ловко обнять графиню.
– Вот Борису от меня, на шитье мундира…
Анна Михайловна уж обнимала ее и плакала. Графиня плакала тоже. Плакали они о том, что они дружны; и о том, что они добры; и о том, что они, подруги молодости, заняты таким низким предметом – деньгами; и о том, что молодость их прошла… Но слезы обеих были приятны…

Графиня Ростова с дочерьми и уже с большим числом гостей сидела в гостиной. Граф провел гостей мужчин в кабинет, предлагая им свою охотницкую коллекцию турецких трубок. Изредка он выходил и спрашивал: не приехала ли? Ждали Марью Дмитриевну Ахросимову, прозванную в обществе le terrible dragon, [страшный дракон,] даму знаменитую не богатством, не почестями, но прямотой ума и откровенною простотой обращения. Марью Дмитриевну знала царская фамилия, знала вся Москва и весь Петербург, и оба города, удивляясь ей, втихомолку посмеивались над ее грубостью, рассказывали про нее анекдоты; тем не менее все без исключения уважали и боялись ее.
В кабинете, полном дыма, шел разговор о войне, которая была объявлена манифестом, о наборе. Манифеста еще никто не читал, но все знали о его появлении. Граф сидел на отоманке между двумя курившими и разговаривавшими соседями. Граф сам не курил и не говорил, а наклоняя голову, то на один бок, то на другой, с видимым удовольствием смотрел на куривших и слушал разговор двух соседей своих, которых он стравил между собой.
Один из говоривших был штатский, с морщинистым, желчным и бритым худым лицом, человек, уже приближавшийся к старости, хотя и одетый, как самый модный молодой человек; он сидел с ногами на отоманке с видом домашнего человека и, сбоку запустив себе далеко в рот янтарь, порывисто втягивал дым и жмурился. Это был старый холостяк Шиншин, двоюродный брат графини, злой язык, как про него говорили в московских гостиных. Он, казалось, снисходил до своего собеседника. Другой, свежий, розовый, гвардейский офицер, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный, держал янтарь у середины рта и розовыми губами слегка вытягивал дымок, выпуская его колечками из красивого рта. Это был тот поручик Берг, офицер Семеновского полка, с которым Борис ехал вместе в полк и которым Наташа дразнила Веру, старшую графиню, называя Берга ее женихом. Граф сидел между ними и внимательно слушал. Самое приятное для графа занятие, за исключением игры в бостон, которую он очень любил, было положение слушающего, особенно когда ему удавалось стравить двух говорливых собеседников.
– Ну, как же, батюшка, mon tres honorable [почтеннейший] Альфонс Карлыч, – говорил Шиншин, посмеиваясь и соединяя (в чем и состояла особенность его речи) самые народные русские выражения с изысканными французскими фразами. – Vous comptez vous faire des rentes sur l"etat, [Вы рассчитываете иметь доход с казны,] с роты доходец получать хотите?
– Нет с, Петр Николаич, я только желаю показать, что в кавалерии выгод гораздо меньше против пехоты. Вот теперь сообразите, Петр Николаич, мое положение…
Берг говорил всегда очень точно, спокойно и учтиво. Разговор его всегда касался только его одного; он всегда спокойно молчал, пока говорили о чем нибудь, не имеющем прямого к нему отношения. И молчать таким образом он мог несколько часов, не испытывая и не производя в других ни малейшего замешательства. Но как скоро разговор касался его лично, он начинал говорить пространно и с видимым удовольствием.
– Сообразите мое положение, Петр Николаич: будь я в кавалерии, я бы получал не более двухсот рублей в треть, даже и в чине поручика; а теперь я получаю двести тридцать, – говорил он с радостною, приятною улыбкой, оглядывая Шиншина и графа, как будто для него было очевидно, что его успех всегда будет составлять главную цель желаний всех остальных людей.
– Кроме того, Петр Николаич, перейдя в гвардию, я на виду, – продолжал Берг, – и вакансии в гвардейской пехоте гораздо чаще. Потом, сами сообразите, как я мог устроиться из двухсот тридцати рублей. А я откладываю и еще отцу посылаю, – продолжал он, пуская колечко.
– La balance у est… [Баланс установлен…] Немец на обухе молотит хлебец, comme dit le рroverbe, [как говорит пословица,] – перекладывая янтарь на другую сторону ртa, сказал Шиншин и подмигнул графу.
Граф расхохотался. Другие гости, видя, что Шиншин ведет разговор, подошли послушать. Берг, не замечая ни насмешки, ни равнодушия, продолжал рассказывать о том, как переводом в гвардию он уже выиграл чин перед своими товарищами по корпусу, как в военное время ротного командира могут убить, и он, оставшись старшим в роте, может очень легко быть ротным, и как в полку все любят его, и как его папенька им доволен. Берг, видимо, наслаждался, рассказывая всё это, и, казалось, не подозревал того, что у других людей могли быть тоже свои интересы. Но всё, что он рассказывал, было так мило степенно, наивность молодого эгоизма его была так очевидна, что он обезоруживал своих слушателей.
– Ну, батюшка, вы и в пехоте, и в кавалерии, везде пойдете в ход; это я вам предрекаю, – сказал Шиншин, трепля его по плечу и спуская ноги с отоманки.
Берг радостно улыбнулся. Граф, а за ним и гости вышли в гостиную.

Было то время перед званым обедом, когда собравшиеся гости не начинают длинного разговора в ожидании призыва к закуске, а вместе с тем считают необходимым шевелиться и не молчать, чтобы показать, что они нисколько не нетерпеливы сесть за стол. Хозяева поглядывают на дверь и изредка переглядываются между собой. Гости по этим взглядам стараются догадаться, кого или чего еще ждут: важного опоздавшего родственника или кушанья, которое еще не поспело.
Пьер приехал перед самым обедом и неловко сидел посредине гостиной на первом попавшемся кресле, загородив всем дорогу. Графиня хотела заставить его говорить, но он наивно смотрел в очки вокруг себя, как бы отыскивая кого то, и односложно отвечал на все вопросы графини. Он был стеснителен и один не замечал этого. Большая часть гостей, знавшая его историю с медведем, любопытно смотрели на этого большого толстого и смирного человека, недоумевая, как мог такой увалень и скромник сделать такую штуку с квартальным.
– Вы недавно приехали? – спрашивала у него графиня.
– Oui, madame, [Да, сударыня,] – отвечал он, оглядываясь.
– Вы не видали моего мужа?
– Non, madame. [Нет, сударыня.] – Он улыбнулся совсем некстати.
– Вы, кажется, недавно были в Париже? Я думаю, очень интересно.
– Очень интересно..
Графиня переглянулась с Анной Михайловной. Анна Михайловна поняла, что ее просят занять этого молодого человека, и, подсев к нему, начала говорить об отце; но так же, как и графине, он отвечал ей только односложными словами. Гости были все заняты между собой. Les Razoumovsky… ca a ete charmant… Vous etes bien bonne… La comtesse Apraksine… [Разумовские… Это было восхитительно… Вы очень добры… Графиня Апраксина…] слышалось со всех сторон. Графиня встала и пошла в залу.
– Марья Дмитриевна? – послышался ее голос из залы.
– Она самая, – послышался в ответ грубый женский голос, и вслед за тем вошла в комнату Марья Дмитриевна.
Все барышни и даже дамы, исключая самых старых, встали. Марья Дмитриевна остановилась в дверях и, с высоты своего тучного тела, высоко держа свою с седыми буклями пятидесятилетнюю голову, оглядела гостей и, как бы засучиваясь, оправила неторопливо широкие рукава своего платья. Марья Дмитриевна всегда говорила по русски.
– Имениннице дорогой с детками, – сказала она своим громким, густым, подавляющим все другие звуки голосом. – Ты что, старый греховодник, – обратилась она к графу, целовавшему ее руку, – чай, скучаешь в Москве? Собак гонять негде? Да что, батюшка, делать, вот как эти пташки подрастут… – Она указывала на девиц. – Хочешь – не хочешь, надо женихов искать.

Однажды заменил заболевшего вокалиста, после чего в этой роли и остался. В 1982 году начал … Читать всё

Валерий Сюткин родился 22 марта 1958 года в Москве. Музыкой начал заниматься в начале 70-х годов, участвуя сразу в нескольких любительских группах в качестве бас-гитариста или барабанщика. Играя в школьных ансамблях, исполнял песни Beatles, Grand Funk Railroad, Deep Purple, Led Zeppelin, Slade, Smokie.

Однажды заменил заболевшего вокалиста, после чего в этой роли и остался. В 1982 году начал работать с группой «Телефон», которая двумя годами позже стала профессиональным гастролирующим филармоническим коллективом. «Телефон» выпустил альбом «Ка-Ка», который представляет из себя цикл песен о народных персонажах Сулеймане Сулеймановиче Кадырове и Льве Абрамовиче Каскаде.

В январе 1985 года он создал группу «Фэн-о-мен», а в том же году вышел его первый сольный альбом «Твист-каскад». С «Фэн-о-мен» Сюткин записал альбом «Икра зернистая».

В августе 1990 года певец переходит в группу «Браво», где он работал до мая 1995 года. Время сотрудничества с «Браво» стало для певца периодом выработки собственного оригинального стиля, в котором он работает и по сей день. В текстах своих песен он использует сленг субкультуры «стиляг», а в музыкальном плане он ориентирован на американскую популярную музыку 50-х годов. В «Браво» Сюткин записал альбомы «Стиляги из Москвы», «Московский бит», и «Дорога в облака».

В 1995 году он ушёл из «Браво» и создал группу «Сюткин и Ко», в которой работает до сих пор.

«У Сюткина есть брат близнец?» — этим вопросом многие зрители начали задаваться после того, когда в эфир вышел один из выпусков популярного комедийного шоу «Comedy club», в котором известный певец принял участие в довольно-таки неординарной миниатюре. Её сюжет заключался вот в чём: «Некий брат-близнец Валерия Сюткина Стас пришёл на передачу «Ищу тебя», чтобы рассказать свою необычную историю. Вместе с тем мужчина стал уверять всех в том, что Валера выдаёт его песни за свои. Благодаря этому певец и стал популярным. Но чуть позже к беседе присоединился и сам виновник обсуждения Валерий. Он спел свой любимый хит, на который его брат давал смешные комментарии. Все громко смеялись».

Как показал результат, Сюткин оказался неплохим актёром. Артист отлично справился с ролью братца-гопника. Идея миниатюры пронеслась на «УРА!». После неё у многих телезрителей и возникли подозрения в том, что у знаменитого певца есть брат-близнец, которого он скрывал все эти годы. Информация распространилась настолько быстро, что слух чуть бы не стал явью. Тем не менее, известный артист не стал опровергать, но и подтверждать этот столь наболевший публике домысел.

Поэтому мы решили более подробно ознакомиться с жизнью Сюткина и узнать, есть ли у певца на самом деле брат-близнец, о котором так активно обсуждают уже на протяжении года. Во многих официальных источниках сказано, что Валерий был одним ребёнком в семье. Посему нет никаких сомнений, что певец такой один во всём мире. Но при этом напрашивается вопрос: так зачем же тогда Сюткин не опроверг эти слухи?! Ну, во-первых, это отличный вариант для поднятия своего рейтинга. Смысл темы очень прост: «Чем больше тебя обсуждают, тем больше ты интересен и популярен!». Пускай артист ещё не утерял свою известность в широких массах, но всё же, такое развитие событий пойдёт ему на пользу. Во-вторых, это интересная идея для комедийного шоу, которая навела вокруг «Comedy club» фурор.

Напомним, Валерий Миладович Сюткин – залуженный артист России. Столь гордое и почтённое звание российский музыкант носит с 2008 года. Родился знаменитый певец 22 марта 1958 года в городе Москва в семье преподавателя Милада Александровича Сюткина и домохозяйки Брониславы Андреевны Бржезидской. Валера с детских лет стал увлекаться музыкой. В юности он участвовал в любительских группах в качестве барабанщика и бас-гитариста. Его музыкальная карьера началась в 1970-е года.

Однако большой популярности артист получил благодаря участию в группе «Браво», в которой он работал на протяжении пяти лет. Сюткин стал главной звездой музыкального коллектива. Он солировал, писал тексты и музыку. Вклад Валерия в деятельность группы был неоценим. Но в 1995-м году певец всё же ушёл из «Браво». После этого он создал группу «Сюткин и Ко», с которой сотрудничает и по сей день.

Довольно длительное время Валерий Сюткин был председателем жюри конкурса «Музы мира». Принимал участие в телепроекте «Звёзды на льду» в паре с очаровательной фигуристкой Ириной Лобачёвой. Вместе с тем был ведущим известной музыкальной телеигры «Два рояля» (2002) на РТР. Снимался в телемюзикле «Старые песни о главном».

Сейчас Валерий Сюткин – заслуженный певец, талантливый автор песен, отличный музыкант, яркий представитель джаза и рок-н-рола, а также профессор при МГГУ им. Шолохова на кафедре вокала. Трижды был женат. От всех браков по одному ребёнку: дочери Елена и Виола, сын Максим. Все дети имеют фамилию отца.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Валерия Сюткина

Сюткин Валерий Миладович – певец, композитор, автор текстов.

Сюткин о себе (интервью прошлых лет)

Я родился в пятницу, 22 марта 1958 года, в г. Москве, в доме на углу Яузского бульвара и Подколокольного переулка, и не жалею об этом.

Музыкой начал заниматься в начале 70-х, участвуя сразу в нескольких любительских группах в качестве бас-гитариста или барабанщика. Вокалистом стал случайно, заменив внезапно заболевшего солиста. Творческой задачей в то время было исполнение песен как можно ближе к оригиналу, которым являлись произведения уважаемых , CCR, Deep Purple, Grand Funk Railroad, и др. С тех пор в графе «Образование» пишу – прослушивание грампластинок и работа над собой на основе услышанного.

Первую свою песню мы написали с моим школьным другом Олегом Драницким. Она называлась «Сегодня буду спать в кино». Песня не вызвала восторженного отклика у родителей, но среди 14-тилетних сверстников имела определенный успех, впрочем, как и все, что делала наша школьная группа «Возбужденная реальность».

Сосредоточив себя на занятиях музыкой, все свои профессии, по которым пришлось трудиться, подбирал по принципу «как можно больше свободного от работы времени». Работал учеником повара, грузчиком, сторожем, проводником вагонов зарубежного сообщения.

Организованная в 1979 г. группа «Телефон» после нескольких лет работы в подполье в 1982 году стала профессиональным коллективом. Выпустив несколько успешных магнитоальбомов, «Телефон» попал под усиленный контроль комиссий и худсоветов Министерства культуры, так как песни советских композиторов мы не исполняли, клавишных инструментов не использовали и в подозрительно компактном для профессиональных коллективов того времени составе из 4-х человек пели самозабвенно собственные песни. Безобразие!

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


После 3-хлетних беспрерывных сражений с чиновниками я запутал следы в группе « », лидер которой Юрий Давыдов умело обходил бюрократические рифы даже несмотря на то, что в группе помимо меня уже скрывался некоторое время скандально известный .

Перемены середины 80-х позволили нам не только легализовать репертуар, но и появиться с криминальными на вчерашний день песнями на радио и TV.

После серии триумфальных гастрольных туров по стадионам и дворцам спорта мы разошлись в трех сольных направлениях: « » (рук. Ю. Давыдов), и трио «Фен-о-Мен», лидером которого был я.

Большое русское поп-трио «Фен-о-Мен», как мы себя называли, имело весомый вклад в зарождающийся отечественный шоу-бизнес. Мое теловычитание было с лихвой компенсировано телосложением моих коллег Сергея Мирова и Евгения Яковлева. Вес каждого из них уходил далеко за стокилограммовый рубеж.

В составе этого трио мы объехали всю страну с оркестром «Диапозон» в составе труппы , поработали по контракту в Голландии и выпустили в свет пластинку «Икра зенистая» на фирме «Мелодия».

Но летом 1990 я получил от Е. Хавтана приглашение стать компаньоном и солистом группы « ». И с 1990 по 1995 состоялась та ударная пятилетка, которая позволила мне по сегодняшний день считать себя артистом небезнадежным. Мы сделали целую плеяду популярных песен, но к середине 1995 стали по разному видеть будущее « ». И с этого момента я взял на себя ответственность ставить собственную фамилию во главе своих новых творческих начинаний.

Не знаю, кому принадлежат слова, которые к себе не отношу, но полностью с ними согласен: «Гений это тот человек, который знает что талантлив, но... продолжает работать!» .

Желаю всем здоровья и удачи!

Дальнейшая музыкальная карьера

После ухода из « » в 1995 году Валерий основал группу «Сюткин и Ко». С этим коллективом он выпустил альбомы «То, что надо», «Радио ночных дорог» и другие. В 1995 песня Сюткина «7000 над землей» стала лучшим шлягером года. Группа «Сюткин и Ко» успешно гастролировала и организовывала яркие концерты, записывала треки и выпускала альбомы. В 2004 году Валерий обновил состав коллектива и переименовал его – с той поры его группа стала называться «Сюткин рок-н-ролл бэнд».

Работа на телевидении

В 2002-2003 годах Валерий Сюткин вел музыкальную телевизионную игру «Два рояля» на канале «Россия». В 2004 году артист был ведущим передачи «И снова шлягер» на канале «Культура».

В 2006 году Сюткин был участников проекта «Звезды на льду». Его партнершей стала известная фигуристка Ирина Лобачева.

В 2016-2017 годах Валерий Миладович был ведущим музыкально-развлекательного шоу «Субботний вечер» на канале «Россия-1».

Кинематограф

В 1997 году Валерий Сюткин принял участие в съемках музыкального фильма «Старые песни о главном – 2».

В 2007 году Валерий сыграл роль солиста вокально-инструментального ансамбля «Оливер Твист» в комедии «День выборов». В 2014 году Сюткин исполнил роль самого себя в новелле «Чемпионы».

Прочее

Валерий Миладович – участник культурных программ на Олимпийских играх 1998, 2004, 2006, 2008, 2010 и 2012 годов. На Олимпиаде в Сочи в 2014 году Сюткин был культурным послом.

В связи с 80-тилетием Московского метрополитена Валерий Сюткин принял участие в проекте «Голоса метро». Он озвучил станции на Замоскворецкой линии.

С 2016 года Валерий Сюткин – член совета «Российского авторского общества». Также артист – председатель жюри на конкурсе «Музы мира» в номинации «Эстрадно-джазовое исполнительство».

Семья

Отец Валерия – Милад Александрович (1929-2010 годы жизни), родился в Перми. Милад был выпускником Военно-инженерной академии имени Куйбышева, там же после окончания обучения остался преподавать. Был специалистом по военным подземным сооружениям. Строил сооружения во Вьетнаме во время Вьетнамской войны. Принимал участие в строительстве Байконура.

Мать Валерий – Бронислава Андреевна, сотрудница Московского научно-исследовательского радиотехнического института. У женщины польско-еврейские корни.

Милад и Бронислава развелись, когда Валере было 13 лет. Валерий много лет не мог простить отца за уход из семьи. Он понял его только тогда, когда сам стал взрослым человеком.

Жены и дети

Имя своей первой законной жены Валерий Сюткин никогда не афишировал. Они познакомились в конце 1970-х годов, быстро поженились и также быстро развелись. Их брак просуществовал всего два года, они успели завести дочь Лену, однако не смогли наладить семейную жизнь. Елена родилась в 1980 году; окончила юридический факультет.

В конце 1980-х годов Валерий женился во второй раз. Свою новую пассию он отбил у одного из друзей. В 1987 году у пары родился сын Максим. Максим получил высшее образование на географическом факультете Московского государственного университета имени

Валерий Сюткин родился 22 марта 1958 года в Москве. Играл в школьных ансамблях, в начале 1970-х годов участвовал в нескольких любительских группах, сначала как бас-гитарист и барабанщик, позже стал вокалистом. С 1980 года - в группе "Телефон", в 1985-1988 годах - в группе "Зодчие".

В 1985 вышел сольный магнитоальбом Валерия Сюткина "Твист-каскад". В 1989 году он создал трио "Фэн-о-мен", а в августе 1990 года пришел в группу "Браво", после ухода из неё солистки Жанны Агузаровой.

Но у твоей Москвы и его Невы
Стало общее что-то, наверное, вы.
Ты светла, он хмур, в споре двух культур
Он опять за поребрик, а ты за бордюр.

Сюткин Валерий Миладович

В этой группе Валерий Сюткин работал почти шесть лет, и благодаря плодотворному сотрудничеству Сюткина и Евгения Хавтана группа приобрела огромную популярность, а песни этого периода до сих пор пользуются любовью слушателей. В "Браво" Сюткин записал альбомы "Стиляги из Москвы", "Московский бит", "Дорога в облака", был также выпущен концертный альбом "10 лет "Браво"". Песня "Семь тысяч над землей" по итогам решения Академии национальной российской премии "Звезда" была признана лучшим шлягером 1995 года.

В мае 1995 года Валерий Сюткин расстался с "Браво" и организовал группу "Сюткин и К°", которая в скором времени выпустила альбом "То, что надо" и "Радио ночных дорог". Ныне он активно занимается сольной карьерой, у него вышло несколько альбомов, в том числе - "Далеко не все", "2000 удовольствий", "004". http://persona.rin.ru/view/f/0/15527/sjutkin-valerij-miladovich

С одной стороны, корни Валерия Сюткина уральские и насчитывают несколько веков: у одного из Демидовых, хозяйничавших на Урале в прошлом веке, правой рукой был начальник Сюткин. Что касается отца будущего солиста «Браво», то он родился в Перми, в 18 лет приехал в Москву и поступил в военную академию. Чуть позже он познакомился с москвичкой по фамилии Бржезинская (ее дед был чистокровным поляком), которая в 1958 году и родила ему сына Валерия.

Валерий Сюткин вспоминает: «С родителями у меня были хорошие отношения. В школе я учился на одни пятерки, чтобы их не расстраивать. А когда начался рок-н-ролл, мои успехи в школе резко поскромнели. Родители правильно это восприняли, не давили на мою свободу. Я благодарен родителям за то, что они не заставляли меня учиться в институтах, которые мне не нравились, не навязывали мне своих взглядов на вещи. Сверх меры не опекали и тому подобное…»

Моя работа строится на репутации, а не на ротации. За свои 50 лет я заработал неплохую репутацию. И она мне позволяет быть востребованным. Под то, что мы играем, сидеть в зале - неправильно. Мы даем художественный вечер «под ключ». Я часто выступаю и в качестве ведущего. Развлекаю людей и делаю это хорошо…

Сюткин Валерий Миладович

Стоит отметить, что, когда Валера учился в старших классах, его отец ушел из семьи. Сын воспринял этот уход как предательство и в течение десяти лет не поддерживал с отцом никаких отношений. И только повзрослев, Валерий понял, что не вправе никого осуждать. Тем более, что сам он сумел найти счастье только в третьем браке.

Профессиональная музыкальная деятельность Валерия Сюткина началась в 1980 году, когда он попал в группу «Телефон». Певец вспоминает: «Я окончил заочное музыкальное училище. Но дело в том, что я заканчивал его не по зову души. Просто раньше не было обязательным условием для работы на профессиональной сцене. И я вначале работал, а потом, когда были комиссии всякие и спрашивали6 «А есть ли у вас образование?», я им давал справку: «А вот оно!» Так что я - дирижер-хоровик… Но у меня еще куча профессий. Я бармен, например, напитки могу разлить. Еще я заканчивал курсы поваров, хотя готовить ненавижу. Курсы тамады, вождения машины, проводников зарубежного сообщения…»

В 1984 году Валерий Сюткин покинул «Телефон» и перешел в набиравшую популярность группу «Зодчие», лидером которой был Юрий Лоза. Группа исполняла много «прикольных» песен и соответственно прикольно вела себя на сцене. В. Сюткин вспоминает:

«В конце каждого гастрольного тура мы устраивали так называемые «зеленые концерты», где все, начиная от техперсонала и заканчивая музыкантами и администраторами, прикалывались на полную катушку. Высшим пилотажем считалось, когда зритель ничего не понимает, хотя в зале на его глазах разыгрывается колоссальный прикол. Например, работаешь на целый стадион, а весь технический персонал носит туда-сюда огромную ржавую трубу. Причем зритель думает, что так и надо, а ты уже петь не можешь и только ржешь. Бывали и садистские методы. Мне как-то техники натерли микрофон чесноком. К нему было невозможно подойти, я сразу начинал чихать и плакать. Что я сделал? Вызвал техника и заставил его протирать этот микрофон влажной, пропитанной бензином тряпочкой. «Или, - говорю, - замени на новый, или сам пой…»

Рок-н-ролл не мертв, он прекрасно себя чувствует. Рок-н-ролл же разный бывает. Тот, про который пел Борис Гребенщиков (как состояние несогласия, протеста) тоже, безусловно, жив. Но для меня рок-н-ролл - это музыка, погружающая в состояние веселья, легкости, естественности. И никакой «пластмассовой» подложки - взял гитару и сыграл. У нас нет ни одного «прибора». Мы выходим и играем на любом звуке, потому что нам не нужно мегаподзвучек, секвенсоров и т.д.. «Вы что, вживую?» - удивляются многие. А как по-другому? Это все равно, что прийти на корт играть в теннис и выставить вместо себя дублера. Это значит, лишить себя этого удовольствия высекать звук. Раздаются голоса: «Запретить «фанеру», наказать фанерщиков! Обязать писать на афишах!» До лампочки, ребята! Песня требует живого исполнения, чтобы ее прямо сейчас, а можно и в другом темпе, а, может быть, вообще, по-другому сыграли. Она требует движения. Пока есть музыканты играющие так, рок-н-ролл жив.

Сюткин Валерий Миладович

Валерий Сюткин о себе:

Я родился в пятницу, 22 марта 1958 года в г.Москве, в доме на углу Яузского бульвара и Подколокольного переулка и не жалею об этом.

Музыкой начал заниматься в начале 70-х, участвуя сразу в нескольких любительских группах в качестве бас-гитариста или барабанщика. Вокалистом стал случайно, заменив внезапно заболевшего солиста. Творческой задачей в то время было исполнение песен как можно ближе к оригиналу, которым являлись произведения уважаемых "Beatles", "C.C.R", "Deep Purple", "Grand Funk Railroad", "Led Zeppelin" и др. С тех пор в графе "Образование" пишу - прослушивание грампластинок и работа над собой на основе услышанного.

Первую свою песню мы написали с моим школьным другом Олегом Драницким. Она называлась: "Сегодня буду спать в кино"

Среди подушек, о, аллах
Лежит жена в одних часах
И мне кивает головой
А я хочу Бриджит Бордо,
Ее и больше никого
Не буду больше спать с женой
Бриджит Бордо, Мэрилин Монро, Софи Лорен, -
Вот это то что надо
И лучше нечего желать,
Чем вместе с ними отдыхать,
Сегодня буду спать в кино...

Песня не вызвала восторженного отклика у родителей, но среди 14-ти летних сверстников имела определенный успех, впрочем как и все, что делала наша школьная группа "Возбужденная реальность".

Сосредоточив себя на занятиях музыкой, все свои профессии, по которым пришлось трудиться, подбирал по принципу "как можно больше свободного от работы времени". Валерий Сюткин работал учеником повара, грузчиком, сторожем, проводником вагонов зарубежного сообщения.

Моя профессия - развлекать людей. А это сегодня большая редкость. Потому что большинство современных артистов хотят блистать на сцене, а не развлекать. А мне просто нравится процесс - у людей было вялое состояние, и вдруг они взбодрились. Что в этой профессии самое главное? Быстро, точно определить - какая песня на какой громкости нужна в этот момент времени, как ее правильно представить, а если она по какой-то причине не удалась, может, ее вообще свернуть, на какую перейти следом и затем выстроить эту цепочку. Поэтому у меня под ногами никогда не лежит листочек с репертуаром. Я знаю первую песню, с которой мы начнем, а дальше резко выстраиваем программу… Единственное, чего мы не играем - современную поп-музыку. Но ее у меня и не просят.

Сюткин Валерий Миладович

Организованная в 1979 г. группа "Телефон" после нескольких лет работы в подполье в 1982 году стала профессиональным коллективом. Выпустив несколько успешных магнитоальбомов "Телефон" попал под усиленный контроль комиссий и худ. советов Министерства культуры.

Так как песни советских композиторов мы не исполняли, клавишных инструментов не использовали, и, в подозрительно компактном для профессиональных коллективов того времени составе из 4-х человек пели самозабвенно собственные песни. Безобразие!

После 3-х летних беспрерывных сражений с чиновниками я запутал следы в группе "Зодчие", лидер которой Юрий Давыдов умело обходил бюрократические рифы даже не смотря на то, что в группе помимо меня уже скрывался некоторое время скандально известный Юрий Лоза.

Перемены середины 80-х позволили нам не только легализовать репертуар, но и появиться с криминальными на вчерашний день песнями на радио и TV.

После серии триумфальных гастрольных туров по стадионам и дворцам спорта. Мы разошлись в трех сольных направлениях: "Зодчие" (рук. Ю. Давыдов), Юрий Лоза и трио "Фен-о-Мен" лидером которого был я.

Большое русское ПОП-ТРИО "Фен-о-мен" как мы себя называли, имело весомый вклад в зарождающийся отечественный шоу-бизнес. Мое теловычитание было с лихвой компенсировано телосложением моих коллег Сергея Мирова и Евгения Яковлева. Вес каждого из них уходил далеко за 100 килограммовый рубеж.

В составе этого трио мы объехали всю страну с оркестром "Диапозон" в составе труппы Михаила Боярского, поработали по контракту в Голландии и выпустили в свет пластинку "Икра зенистая" на фирме "Мелодия".

Но летом 1990 я получил от Е. Хавтана приглашение стать компаньоном и солистом группы "Браво" и с 1990 по 1995 состоялась та ударная пятилетка, которая позволила мне по сегодняшний день считать себя артистом не безнадежным. Мы сделали целую плеяду популярных песен, но к середине 1995 стали по разному видеть будущее "Браво". И с этого момента я взял на себя ответственность ставить собственную фамилию во главе своих новых творческих начинаний.

Не знаю кому принадлежат слова которые к себе не отношу, но полностью с ними согласен: "Гений это тот человек, который знает что талантлив, но... продолжает работать!

В конце 1992 года значительные изменения стали происходить в личной жизни Валерия Сюткина - он внезапно влюбился в 18-летнюю костюмершу группы Виолетту. Девушка попала в группу «Браво» при следующих обстоятельствах. Однажды группа выступала с концертами в Риге. А поскольку в то время музыканты обходились без костюмера, один из участников группы привел за кулисы свою рижскую знакомую. Она тогда благополучно закончила химико-технологический техникум и работала манекенщицей в рижском Доме моделей. Однако, едва ей предложили оставить подиум и перейти работать в «Браво», она тут же согласилась. В течение полугода Сюткин и Виола общались друг с другом как сослуживцы, пока однажды не случилось нечто.

Вспоминает Валерий Сюткин : «Мы возвращались с гастролей. Дело было ранним утром, мы ехали на заднем сиденье такси и, утомленные перелетом, спали, пока нас по очереди развозили по домам. И во сне случился поцелуй! Бывает же такое! Самое интересное, что никакой прелюдии к этому поцелую не было. Да и после него, проснувшись, мы ничего друг другу не сказали, доехали, вышли из машины и разошлись в разные стороны. Как будто ничего и не было. Прошел месяц, и все это время поцелуй не давал нам покоя...»

Стоит отметить, что в то время Валерий Сюткин был женат во второй раз, и в этом браке у него рос сын (от первого брака у него была дочь). Однако семейная жизнь его была далека от идеальной, иначе он не бросался бы с головой во все новые амурные увлечения. Певец как-то признался: «Я был ловеласом. У меня были какие-то девушки, я знакомился здесь, там и еще где-то одновременно. Приходилось обманывать, выкручиваться... Это в принципе нормально, если человек ведет жизнь ловеласа и не скрывает этого. У меня тогда было чувство, что вся интересная жизнь проходит мимо меня, я и старался за ней успеть - шумные компании, девушки тут и там. Было неплохо...»

Когда у Валерия Сюткина начались отношения с Виолеттой, коллеги решили, что это очередной служебный роман их товарища. Тем более многие знали, что у Виолы уже был другой молодой человек, за которого она едва не вышла замуж. Было сшито подвенечное платье, приглашены друзья, заказан ресторан, но Виола внезапно передумала. После этого молодой человек не оставил ухаживаний за Виолой и в душе надеялся, что рано или поздно она станет его женой. Но тут внезапно на горизонте возник солист «Браво».

Валерий Сюткин вспоминает: «После поцелуя произошла пауза... Я пытался себе объяснить: это что, девушка мной интересуется? Хотя она продолжала себя вести так же, как прежде. Тут уже я проявил инициативу, а дальше - все как во французском кино, вспышкой: безумный вечер, переходящий в ночь, когда я понял, что такое любовь в сплаве физиологии, нежности и обаяния, и не мог понять, с кем еще могу быть так близок, как с ней. Она просто вывела меня, взрослого человека, из равновесия. После эпохального поцелуя прошла неделя, и начался роман. В течение четырех месяцев нам удавалось его скрывать...

Затем у нас состоялся очень серьезный разговор, ведь три или четыре раза мы пытались все прекратить, и Виола сказала, что, наверное, все заходит очень далеко и не имеет смысла рушить накатанное. Я разрывался на два фронта, надо было врать, а я не мог, мучился. Не представляю, как люди живут на две семьи или когда у мужчины жена и любовница постоянно. Я понял, что должен сделать выбор. Виола была права - мой моральный облик был далек от совершенства, и она смотрела на меня так, как любая женщина смотрит в этой ситуации на мужчину, который проводит с ней время, а потом идет в семью. Отвратительно! В общем, набравшись храбрости и не доводя до того, пока все обрастет слухами, я все сказал сам. Для семьи это был гром, земля расступилась - отношения дошли до крайне враждебных...»

Несмотря на то, что Валерий Сюткин ушел из дома в чем был, оставил трехкомнатную квартиру и машину, жена так и не простила ему измены. Первое время она даже запрещала ему видеться с ребенком, поэтому Сюткин вынужден был помогать ему материально чуть ли не тайно. По словам Виолы, пару лет им было страшно тяжело... Оказалось, люди совсем невоспитанные и ничего не понимают, не хотят по-хорошему, а жаждут скандалов, желая сделать плохо человеку по полной программе. Раз со мной так поступили, то получи и ты...

12 марта 1993 года Валерий Сюткин с Виолой сняли однокомнатную квартиру и начали жизнь с нуля. Единственной ценной вещью в их тогдашнем хозяйстве был маленький телевизор, который они в течение трех лет таскали за собой по всем снимаемым квартирам. И все же, несмотря на трудности, их семья продолжала существовать.

Валерий Миладович Сюткин - цитаты

Жить по средствам не стыдно, стыдно сорить деньгами.

Кризис - это дело мужчин.

Сильнее света, но светлее тьмы ночь в этот ранний час Как странно это - видеть сны, не закрывая глаз. Как странно слышать в середине сна чуть громче тишины Как ровно дышит в тень окна блюз голубой луны… Гаснут в лучах зари звезды и фонари Тает ночь оставляя мне шепот листьев в открытом окне. А завтра снова будет долгий день, но в этот ранний час Я смутно вижу только тень, не закрывая глаз. Уходит ночь, уже совсем светло, но остаются сны О том, как листья шепчут в окно блюз голубой луны.

Моя профессия - развлекать людей. А это сегодня большая редкость. Потому что большинство современных артистов хотят блистать на сцене, а не развлекать. А мне просто нравится процесс - у людей было вялое состояние, и вдруг они взбодрились. Что в этой профессии самое главное? Быстро, точно определить - какая песня на какой громкости нужна в этот момент времени, как ее правильно представить, а если она по какой-то причине не удалась, может, ее вообще свернуть, на какую перейти следом и затем выстроить эту цепочку. Поэтому у меня под ногами никогда не лежит листочек с репертуаром. Я знаю первую песню, с которой мы начнем, а дальше резко выстраиваем программу… Единственное, чего мы не играем - современную поп-музыку. Но ее у меня и не просят.

Рок-н-ролл не мертв, он прекрасно себя чувствует. Рок-н-ролл же разный бывает. Тот, про который пел Борис Гребенщиков (как состояние несогласия, протеста) тоже, безусловно, жив. Но для меня рок-н-ролл - это музыка, погружающая в состояние веселья, легкости, естественности. И никакой «пластмассовой» подложки - взял гитару и сыграл. У нас нет ни одного «прибора». Мы выходим и играем на любом звуке, потому что нам не нужно мегаподзвучек, секвенсоров и т.д.. «Вы что, вживую?» - удивляются многие. А как по-другому? Это все равно, что прийти на корт играть в теннис и выставить вместо себя дублера. Это значит, лишить себя этого удовольствия высекать звук. Раздаются голоса: «Запретить «фанеру», наказать фанерщиков! Обязать писать на афишах!» До лампочки, ребята! Песня требует живого исполнения, чтобы ее прямо сейчас, а можно и в другом темпе, а, может быть, вообще, по-другому сыграли. Она требует движения. Пока есть музыканты играющие так, рок-н-ролл жив.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры