Южный Судан: нескончаемая война. Народная армия освобождения судана

Главная / Чувства

Правообладатель иллюстрации BBC World Service Image caption Судан утверждает, что лишь ответил на вторжение в спорный район с Юга

Вооруженный конфликт в спорном районе на границе Судана и недавно отделившегося от него Южного Судана продолжает разрастаться.

Ирина Филатова, профессор Высшей школы экономики в Москве и заслуженный профессор Натальского университета в ЮАР, рассказывает о подоплеке спора между двумя африканскими государствами.

Каковы формальные причины обострения ситуации?

Формальные поводы обострения ситуации совершенно очевидны. В марте нынешнего года войска Южного Судана оккупировали территорию, которая является спорной. Военные действия начались уже тогда. С тех пор они, собственно говоря, не прекращались. ООН призвала Южный Судан вывести войска с этой спорной территории, Южный Судан заявил, что последовал этому призыву, однако Судан утверждает, что войска выведены не были и что им было нанесено военное поражение.

В чем подоплека возобновления военных действий?

Таких причин довольно много. Самое главное, что спорный район, о котором идет речь - Южный Кордофан - это район нефтеносный. 80% нефтяных месторождений при разделении страны на две досталось Южному Судану. Это, естественно, нанесло колоссальный ущерб экономике Судана. Договоренности о том, как распределять прибыли при таком разделении природных ресурсов бывшей единой страны, не было.

Переговоры на этот счет пока не завершились, и для определения границы в Южном Кордофане должны были провести референдум, чтобы выяснить, где же хочет оказаться местное население. Но и без выяснения известно, что население здесь в основном проюжносуданское, поэтому Судан не хочет допустить этого референдума, чтобы хотя бы часть этих месторождений осталась на его территории.

Вторая причина конфликта заключается в том, что эти районы населены кочевниками, которые всегда воевали друг с другом. Никаких границ там никогда не было, поэтому можно сказать, что бои там идут каждый месяц, каждый день.

Почему вопрос с демаркацией границ не попытались решить сразу же при создании Южного Судана в июле 2011 года?

Выбор тогда был такой: отложить независимость Южного Судана или отложить вопрос о границе в нескольких спорных районах, чтобы решить его позже при помощи референдума. Но для того, чтобы провести референдум, нужен мир, а мира там пока что не было. Обе стороны нарушают договоренность о создании совместной администрации по наблюдению и контролю за ситуацией на спорных территориях, так что сказать, кто тут конкретно виноват, очень трудно.

Какие группировки противостоят друг другу в этом конфликте?

Начнем с того, что конфликт этот очень многогранный: это и этнический, и политический, и экономический конфликт, в котором замешано очень много интересов, в том числе и иностранных. Приведу в качестве примера одну группировку – "Армию сопротивления Господа", которая действует и в Южном Судане, и в Уганде, и в Демократической Республике Конго, и в Центральноафриканской республике. Вот уже одна из точек конфликта, которая, похоже, к нефти не имеет никакого отношения.

Еще одна сила – это бывшие партизаны на территории южной части Судана. Их обвиняют в том, что они продолжают военные действия, направленные на то, чтобы присоединиться к Южному Судану или остаться независимыми вообще.

Столкновения идут также между мусульманами и анимистами или христианскими группами. Южный Судан – это страна христианско-анимистская, хотя и мусульман здесь достаточно, а Судан – это страна преимущественно исламская. Так что, видите, сколько интересов здесь сталкивается.

Но если говорить о главных сторонах конфликта – Судане и Южном Судане – каковы их силы, каков потенциал в разных областях?

Что касается армии, то армия Судана гораздо сильнее – у нее есть традиции, это государственная армия. А Южный Судан - это молодое государство; кроме того, здешняя экономика была подорвана в результате гражданской войны, которая длилась 21 год. Это были именно те районы, которые подавлялись государственной машиной Судана. Но экономика молодой страны пострадала еще больше, как это ни странно, после провозглашения независимости. Разрушилась система нефтепроводов, прежняя инфраструктура, так что после обретения Южным Суданом независимости объемы продажи нефти упали, причем в обеих странах. Безусловно, с экономической и с военной точек зрения, Южный Судан – это более слабое государство, тут и говорить не приходится. Но у него есть довольно сильные союзники.

Кто поддерживает Хартум и кто поддерживает Джубу?

Здесь все распадается по регионам. Джубу поддерживают в основном государства к югу от Южного Судана. У них есть общие интересы, достаточно тесные отношения. Уганда прямо заявила о том, что если развернутся военные действия, то она предоставит Южному Судану военную помощь. Кения заявила, что будет рассчитывать на возможность примирения враждующих сторон, но симпатии кенийцев тоже на стороне Южного Судана. Что касается Демократической Республики Конго, здесь все более сложно. Но и ДР Конго, и Центральноафриканская Республика участвуют вместе с Южным Суданом и Угандой в охоте за "Армией сопротивления Господа". Ну, а страны на севере поддерживают Судан, естественно.

Мировое общественное мнение до июля прошлого года сводилось в основном к тому, что независимость Южного Судана должна быть провозглашена. А вот теперь уже звучат мнения, что ответственность за этот конфликт должны нести обе стороны. Организация африканского единства, в частности, призывает обе стороны к урегулированию конфликта.

Во что может вылиться нынешнее противостояние?

Подобные конфликты ведь бывали, и совсем рядом - в Демократической Республике Конго тоже были такие буквально внутриконтинентальные войны. Здесь может быть совершенно то же самое. Конфликт очень сложный, границ там никогда не было. У самих этих государств, у правительств нет возможностей и сил контролировать то, что творится на территории их стран. Хартум не контролирует свой юг, а Джуба не контролирует свой север.

Там происходит пограничная война, которую очень трудно остановить, тем более что в нее на разных сторонах могут вмешаться разные государства, соседи, и ничего хорошего из этого, конечно, не выйдет. Уже в более ранних войнах на территории прежнего Судана погибло, по-моему, 2,5 миллиона человек. Не знаю, сколько еще жертв потребует эта новая война.

Статус самого молодого в мире государства закреплён за Южным Суданом. Однако страна уже не раз оказывалась втянута в гражданскую войну.
В настоящий момент в столице раздаются звуки выстрелов. На протяжении недели в Джубе сохраняется напряжённая ситуация.
Население Джубы было вынуждено покинуть дома и отправиться в организованный ООН лагерь беженцев. В СМИ поступают первые сообщения о количестве погибших. Противостояние уже унесло жизнь трёх сотен человек.
За прошедшие после последнего военного конфликта три года участники боевых действий не изменились. По одну сторону баррикады разместились находящиеся под контролем вице-президента формирования, по другую – подчиняющаяся действующему президенту армия.
Столичные жители предполагают, что причиной столкновений стали задержки в выплате зарплат военным. Они надеются на скорое прекращение стрельбы. Иначе Южный Судан вновь погрязнет в гражданской войне. Последнюю удалось завершить лишь в 2015 году.
История Южного Судана начинается 9 июля 2011 года, когда 99 процентов жителей страны высказалось за отделение от Судана. До этого Судан жил в условиях войны между Севером и Югом, которая началась в 1956 году после снятия контроля со сторон Великобритании. Страна была разделена на две части по национальному и религиозному признаку. На севере власть была сосредоточена в руках арабов, которые настаивали на политике исламизации. На юге активное сопротивление оказывало исповедующее христианство чернокожее население, которое отказывалось переходить в чуждую для них веру.
В период с 1955 по 1972 год было убито полмиллиона граждан. В эти годы проходила первая гражданская война. В конечном счёте, Юг получил автономию, и на 10 лет в стране воцарился относительный мир. Вторая война началась в 1983 году. За 22 года боевых действий было убито более 2 миллионов человек. Беженцами стали 4 миллиона человек.
Эта африканская страна потенциально могла получить статус самой богатой на континенте. Однако война поставила её на грань гуманитарной катастрофы. К 2011 году всем стало ясно, что раздел – единственно возможный вариант. Мировая общественность приветствовала это решение и обещала помочь новому государству. Так Южный Судан обрёл независимость и был принят в ООН в качестве полноправного члена.
Все надеялись, что наступает эра мирной жизни. Территория нового государства была сопоставима с Францией. На ней располагаются 75 процентов некогда принадлежавших Судану нефтяных скважин. Также новому государству достались богатые месторождения хрома, цинка, золота, серебра, алмазов.
Несмотря на это менее чем через два года после объявления независимости Южный Судан оказался во власти внутреннего конфликта. Противостояние было вызвано обострившимися отношениями между крупнейшими племенами: динка и нуэр.
Лидер государства – Сальва Киир – из племени динка. Придя к власти, он начал активно внедрять в управленческую и военную верхушку соплеменников. В 2013 году вице-президент – Риека Мачар – был обвинён в организации государственного переворота и отстранён от власти. Он принадлежит к племени нуэр. Военнослужащие разделились. Одни поддержали президента, другие – его оппонента. Вслед за армией разделилась оставшаяся часть страны. Так началась гражданская война.
В мае прошлого года два лидера смогли договориться. Результатом стало соглашение об урегулировании конфликта на межэтнической почве. Несмотря на то, что стороны не раз нарушали договор, в стране наступил мир. Кииру и Мачару удалось сохранить занимаемые должности. В апреле этого года вице-президент вернулся к исполнению своих служебных обязанностей. Во время выступления он дал обещание покончить с войной. В знак примирения в небо была выпущена стая голубей. Однако мир длился недолго. Страна вновь погрузилась в хаос.

Конечно не приятно друзья что я возвращяюсь в свой блог с плохой новостью! Но что поделаешь если того требует ситуацыя и обстановка. Конечно же promplanet не мог пройти мимо конфликта в Судане. Много людей, а в основном детей сейчас на гране умерания од последствий этого варварства двух розделевщыхся сторон. Хочу Вам дорогие посетители предложить сделать денежный взнос для христиан южного и северного Судана. Это можно сделать пройдя по этой ссылке (внимательно читаем инструкцию). Постарайтесь не проходить мимо маленьких детей которые умирают от политического преследования,только потому что они другой веры. Но об этом чуть позже... Давайте же все таки разберемся что такое Судан,где он находится и от куда взялся этот конфликт.

Суда́н и его половинки . Республика Судан ‎‎ (Джумхурийат ас-Судан)) — государство в Северо-Восточной Африке . Граничит с Египтом на севере, Ливией — на северо-западе, Чадом — на западе, — на юго-западе, Южным Суданом — на юге и Эритреей и Эфиопией — на юго-востоке. На северо-востоке омывается водами Красного моря . Столица — город Хартум . Ю́жный Суда́н (англ. South Sudan ), официальное название Республика Южный Судан (англ. Republic of South Sudan ) — государство в Африке со столицей в Джубе . Предполагается перенос столицы из Джубы в город Рамсель . Граничит с Эфиопией на востоке , Кенией , Угандой и Демократической Республикой Конго на юге , Центральноафриканской Республикой на западе и Суданом на севере . Площадь — 619 745 км² . Суверенный статус Южного Судана вступил в силу 9 июля 2011 года , после подписания декларации о провозглашении его независимым государством . Член ООН с 14 июля 2011 года . Выхода к морю не имеет . Смотрим на карту:

И так, население страны Судан. По оценке на июль 2010 население Судана насчитывало 30,89 млн человек (нe включая Южный Судан ). Годовой прирост находится на уровне 2,15 %. Суммарный коэффициент рождаемости — около 4,4 рождений на женщину. Младенческая смертность — 78 на 1000. Средняя продолжительность жизни составляет 51,6 года у мужчин, 53,5 года у женщин. Городское население — 43 %. Уровень грамотности составляет 71 % среди мужчин и 50 % среди женщин (по оценке 2003 года). Большинство населения принадлежит к негроидной расе (нилоты , нубийцы ) — 52 %. Арабы составляют 70 % населения , беджа (кушиты ) — 6 %, прочие 3 %. Наиболее распространённые языки — арабский, нилотские языки, нубийский, беджа. Официальными языками являются арабский и английский. Большинство населения Северного Судана исповедует ислам суннитского толка (95 %), христианство — 1 %, аборигенные культы — 4 %.
Население Южного Судана составляет, по разным данным, от 7,5 до 13 млн человек . По итогам суданской переписи 2008 года население Юга составило 8 260 490 человек , однако власти Южного Судана эти результаты не признают, поскольку центральное бюро статистики в Хартуме отказалось предоставить им исходные данные по региону для собственной обработки и оценки . Большинство населения Южного Судана принадлежит к негроидной расе и исповедует либо христианство , либо традиционные африканские анимистические религии . Основную группу населения составляют представители нилотских народов , наиболее многочисленными из которых являются динка , нуэр , азанде , бари и шиллук .

Конфликт . М ежэтнический конфликт в Судане , вылившийся в вооружённое противостояние между центральным правительством, неформальными про правительственными арабскими вооружёнными отрядами « Джанджавид » и повстанческими группировками местного негроидного населения. Обе стороны в конфликте обвиняли друг друга в серьёзных нарушениях прав человека, включая массовые убийства, грабежи и изнасилования мирных жителей. Тем не менее чаша весов уже вскоре склонилась в пользу лучше вооружённых отрядов «Джанджавид». К весне 2004 года несколько тысяч человек — в основном чернокожих — были убиты, и примерно миллиону пришлось покинуть свои дома, что привело к серьёзнейшему гуманитарному кризису. Кризис принял международные масштабы, когда более ста тысяч беженцев, преследуемые отрядами «Джанджавид», хлынули в соседний Чад, что привело к столкновениям между «Джанджавид» и чадскими пограничниками. Вооружённый конфликт в Дарфуре вызвал массовый поток беженцев. По данным Верховного комиссара ООН по делам беженцев, только в декабре 2003 года в соседний Чад перешло до 30 тыс. человек, а к середине февраля 2004 года в соседнюю страну бежало от 110-до 135 тыс. человек .


Количество жертв конфликта оценивается уже примерно в 400 тыс. человек. Ещё 2 млн остались без крова. Международный Комитет Красного Креста , одна из немногих гуманитарных организаций, работающих за пределами городских поселений и лагерей для перемещенных лиц, оказывает помощь более чем полумиллиону жителей сельских районов и представителям кочевых сообществ. Операция МККК в этой стране остается второй по масштабам гуманитарной операцией МККК в мире. Также этим конфликтом заинтересованы влиятельные люди мира... Одним из них является знаменитый актер Джордж Клуни. Который один из первых независимых мирных деятелей начал призывать общественность для разрешения этой ситуации. Предлагаю Вам посмотреть видео:


Джордж Клуни и его отец Ник оказались арестованными во время демонстрации у посольства Судана в Вашингтоне. Участники акции трижды проигнорировали требования полицейских не пересекать ограждение территории дипмиссии. Впоследствии сотрудники правоохранительных органов надели на нарушителей наручники и отвели в автобус.
Подборка фото:


Другие пожертвования можно проводить (следуем инструкции). А также просим Вас обратить внимание на наш плакатик от "Всемирной продовольственной программы ООН" на правой боковой панели сайта. Желаем Вам всего самого наилучшего:)

Автор идеи Нина Возная

Независимое государство под названием Республика Южный Судан появилось на карте мира совсем недавно. Ему всего лишь чуть более трех лет. Официально суверенитет этой страны был провозглашен 9 июля 2011 года. При этом практически вся новейшая Южного Судана - это история длительной и кровопролитной борьбы за независимость. Хотя боевые действия начались в Южном Судане практически сразу же после провозглашения независимости «большого» Судана - в 1950-е годы, тем не менее, лишь в 2011 году Южному Судану удалось получить независимость - не без помощи Запада, прежде всего США, преследовавшего свои цели в разрушении столь крупного государства, находившегося под арабо-мусульманским контролем, каким был единый Судан со столицей в Хартуме.

В принципе, Северный и Южный Судан - столь разные регионы, что наличие серьезной напряженности в отношениях между ними было исторически обусловлено и без западного влияния. Во многом единый Судан, до провозглашения независимости Южного Судана, напоминал Нигерию - те же проблемы: мусульманский Север и христианско-анимистический Юг, плюс свои нюансы в западных регионах (Дарфур и Кордофан). Однако в Судане конфессиональные различия усугублялись еще и расовыми, и культурными. Север единого Судана населяли арабы и арабизированные народы, относящиеся к европеоидной или переходной эфиопской малой расе. А вот Южный Судан - это негроиды, в основном - нилоты, исповедующие традиционные культы или христианство (в его местном понимании).


«Страна черных»

Еще в XIX веке Южный Судан не знал государственности, по крайней мере, в том понимании, который вкладывает в это понятие современный человек. Это была территория, населенная многочисленными нилотскими племенами, наиболее известны среди которых - динка, нуэр, шиллук. Доминирующую роль в ряде регионов Южного Судана играли племена азанде, говорившие на языках убангийской ветви адамава-убангийской подсемьи гур-убангийской семьи нигеро-кордофанской макросемьи языков. С севера в южносуданские земли периодически вторгались отряды арабских работорговцев, захватывавших «живой товар», пользовавшийся большим спросом на невольничьих рынках, как самого Судана, так и Египта, Малой Азии, Аравийского полуострова. Однако набеги работорговцев не меняли тысячелетний архаичный уклад жизни нилотских племен, поскольку не влекли за собой политических и экономических преобразований в южносуданских землях. Ситуация изменилась, когда египетский правитель Мухаммед Али в 1820-1821 гг., заинтересовавшийся природными богатствами южносуданских земель, решил перейти к колонизационной политике. Однако египтянам не удалось до конца освоить этот регион и интегрировать его в состав Египта.

Повторная колонизация Южного Судана началась в 1870-е годы, однако и она не была успешной. Египетским войскам удалось покорить лишь область Дарфур - в 1874 году, после чего они были вынуждены остановиться, поскольку далее находились тропические болота, существенно затруднявшие их перемещение. Таким образом, собственно Южный Судан оставался практически неконтролируемым. Окончательное освоение этого обширного региона пришлось лишь на период англо-египетского владычества над Суданом в 1898-1955 гг., однако и в этот период оно имело свои нюансы. Так, англичане, совместно с египтянами осуществлявшие управление Суданом, стремились не допустить арабизации и исламизации южносуданских провинций, населенных негроидным населением. Арабо-мусульманское влияние в регионе всячески сводилось к минимуму, в результате чего народам Южного Судана либо удалось сохранить исконные верования и культуру, либо они были христианизированы европейскими проповедниками. Среди определенной части негроидного населения Южного Судана распространялся английский язык, однако основная масса населения говорила на нилотских и адамава-убангийских языках, практически не владея арабским языком, обладавшим фактической монополией на севере Судана.

В феврале 1953 года Египет и Великобритания, в контексте набиравших в мире силу процессов деколонизации, пришли к соглашению о постепенном переходе Судана к самоуправлению, а затем и к провозглашению политического суверенитета. В 1954 году был создан суданский парламент, а 1 января 1956 года Судан получил политическую независимость. Англичане планировали, что Судан станет федеративным государством, в котором в равной степени будут соблюдены права арабского населения северных провинций и негроидного населения Южного Судана. Однако, в суданском движении за независимость ключевую роль играли суданские арабы, которые пообещали британцам реализовать федеративную модель, но в действительности предоставлять реальное политическое равенство Северу и Югу не планировали. Как только Судан получил политическую независимость, хартумское правительство отказалось от планов создания федеративного государства, что вызвало резкий рост сепаратистских настроений в его южных провинциях. Негроидное население юга не собиралось мириться с положением «людей второго сорта» в новопровозглашенном арабском Судане, в особенности по причине насильственной исламизации и арабизации, осуществляемой сторонниками хартумского правительства.

«Жало змеи» и первая гражданская война

Формальным поводом к началу вооруженного восстания народов Южного Судана стали массовые увольнения чиновников и офицеров, происходивших из христианизированных нилотов Юга. 18 августа 1955 года на Юге Судана началась гражданская война. Первоначально южане, несмотря на готовность стоять до последнего, не представляли серьезной опасности для суданских правительственных войск, поскольку лишь менее трети повстанцев имели огнестрельное . Остальные, как и тысячи лет назад, сражались с помощью луков со стрелами и копий. Ситуация стала меняться к началу 1960-х гг., когда сформировалась централизованная организация южносуданского сопротивления, получившая название «Анья Нья» («Жало змеи»). Эта организация заручилась поддержкой со стороны Израиля. Тель-Авив был заинтересован в ослаблении крупного арабо-мусульманского государства, которым был единый Судан, поэтому приступил к помощи вооружением южносуданским сепаратистам. С другой стороны, в поддержке «Анья Нья» были заинтересованы южные соседи Судана - африканские государства, имевшие к Хартуму определенные территориальные претензии или политические счеты. В результате учебные лагеря южносуданских повстанцев появились на территории Уганды и Эфиопии.

Первая гражданская война Южного Судана против хартумского правительства длилась с 1955 по 1970 гг. и привела к гибели по меньшей мере 500 тысяч мирных жителей. Сотни тысяч человек стали беженцами в соседних государствах. Хартумское правительство увеличило свое военное присутствие на юге страны, направив туда контингент войск общей численностью 12 тысяч военнослужащих. Вооружение Хартуму поставлял Советский Союз. Тем не менее, южносуданским повстанцам удавалось держать под контролем многие районы сельской местности в провинциях Южного Судана.

Учитывая, что вооруженным путем преодолеть сопротивление мятежников не удавалось, Хартум вступил в переговоры с руководителем повстанцев Джозефом Лагу, который в 1971 году сформировал Освободительное движение Южного Судана. Лагу настаивал на создании федеративного государства, в котором каждая часть будет обладать собственным правительством и вооруженными силами. Естественно, что арабская элита Северного Судана соглашаться с этими требованиями не собиралась, но в конечном итоге миротворческие усилия императора Эфиопии Хайле Селассие, который выполнял функции посредника в переговорном процессе, привели к тому, что было заключено Аддис-Абебское соглашение. В соответствии с соглашением, три южных провинции получали автономный статус и, более того, создавалась 12-тысячная армия со смешанным офицерским корпусом из северян и южан. Английский язык получал статус регионального в южных провинциях. 27 марта 1972 года соглашение о перемирии было подписано. Хартумское правительство амнистировало повстанцев и создало комиссию для контроля за возвращением беженцев на территорию страны.

Исламизация и начало второй гражданской войны

Однако относительный мир в Южном Судане продлился не столь долго после заключения Аддис-Абебского соглашения. Причин нового обострения ситуации было несколько. Во-первых, в Южном Судане были обнаружены значительные нефтяные месторождения. Естественно, что хартумское правительство не могло упустить шанса заполучить южносуданскую нефть, однако контроль над нефтяными месторождениями требовал укрепления позиций центральной власти на Юге. Не обращать внимания на нефтяные месторождения Южного Судана центральное правительство также не могло, поскольку испытывало серьезную нужду в пополнении своих финансовых ресурсов. Второй момент заключался в усилении политического влияния исламских фундаменталистов на хартумское руководство. Исламские организации имели тесные связи с традиционными монархиями Арабского Востока, кроме того пользовались серьезным влиянием на арабское население страны. Существование христианского и, тем более, «языческого» анклава на территории Южного Судана являлось для исламских радикалов крайне раздражающим фактором. Тем более, что они и так продавливали идею о создании в Судане исламского государства, живущего по законам Шариата.

В период описываемых событий Судан возглавлял президент Джафар Мухаммед Нимейри (1930-2009). Профессиональный военный, 39-летний Нимейри еще в 1969 году сверг тогдашнее суданское правительство Исмаила аль-Азхари и провозгласил себя председателем Революционного совета. Первоначально он ориентировался на Советский Союз и опирался на поддержку суданских коммунистов. Кстати, Суданская компартия была одной из наиболее мощных на Африканском континенте, ее представителей Нимейри ввел в состав хартумского правительства, провозгласив курс на социалистический путь развития и антиимпериалистическое сопротивление. Благодаря сотрудничеству с коммунистами, Нимейри мог рассчитывать на военную помощь со стороны Советского Союза, которой благополучно пользовался, в том числе и в конфликте с Южным Суданом.

Однако, к концу 1970-х годов нараставшее в суданском обществе влияние исламистских сил заставило Нимейри кардинальным образом поменять политические приоритеты. В 1983 году он провозгласил Судан шариатским государством. В состав правительства вошли представители организации «Братья - мусульмане», началось повсеместное строительство мечетей. Шариатские законы были введены на территории всей страны, в том числе и на Юге, где мусульманское население находилось в абсолютном меньшинстве. В ответ на исламизацию Судана в южных провинциях началась активизация местных сепаратистов. Они обвинили хартумское правительство Нимейри в нарушении Аддис-Абебского соглашения. В 1983 году было заявлено о создании Суданскую народную освободительную армию (SPLA). Показательно, что СНОА выступала за единство суданского государства и обвиняла правительство Нимейри в действиях, способных повлечь за собой распад страны по национальному и конфессиональному признакам.

Повстанцы Джона Гаранга

Суданскую народную освободительную армию возглавил полковник суданской армии Джон Гаранг де Мабиор (1945-2005). Выходец из нилотской народности динка, он с 17 лет принимал участие в партизанском движении в Южном Судане. Как один из наиболее способных юношей, был направлен на учебу в Танзанию, а затем в США.

После получения степени бакалавра экономики в США и завершения учебы по сельскохозяйственной экономике в Танзании, Гаранг вернулся на родину и вновь присоединился к партизанскому сопротивлению. Заключение Аддис-Абебского соглашения сподвигло его, как и многих других партизан, на службу в суданских вооруженных силах, куда в соответствии с соглашением интегрировались повстанческие отряды южносуданских народов. Гаранг, как человек образованный и активный, получил капитанские погоны и продолжил службу в вооруженных силах Судана, где за 11 лет дослужился до звания полковника. Последнее время он служил в штабе сухопутных войск, откуда был направлен на Юг Судана. Там его и застало известие о введении в Судане шариатского законодательства. Тогда Гаранг увел целый батальон суданских вооруженных сил, укомплектованный южанами, на территорию соседней Эфиопии, куда вскоре прибыли и другие южане, дезертировавшие из суданской армии.

Подразделения, находившиеся под командованием Джона Гаранга, действовали с территории Эфиопии, но вскоре им удалось поставить под свой контроль значительные районы провинций Южного Судана. В этот раз сопротивление хартумскому правительству было более удачным, поскольку в рядах повстанцев было много профессиональных военных, успевших за годы мира получить военное образование и опыт командования армейскими подразделениями.

Тем временем, в 1985 году в самом Судане произошел очередной военный переворот. Пока президент Нимейри находился с визитом в Соединенных Штатах Америки, генерал-полковник Абдель Рахман Свар аль-Дагаб (род.1934), занимавший пост начальника генерального штаба вооруженных сил, произвел военный переворот и захватил власть в стране. Это произошло 6 апреля 1985 года. Первоочередным решением мятежников была отмена конституции 1983 года, устанавливавшей шариатское законодательство. Правящая партия «Суданский социалистический союз» была распущена, бывший президент Нимейри оказался в изгнании, а сам генерал Свар аль-Дагаб в 1986 году передал власть правительству Садика аль-Махди. Последнее начало переговоры с южносуданскими повстанцами, стремясь заключить мирное соглашение и не допустить дальнейшего кровопролития. В 1988 г. южносуданские повстанцы договорились с хартумским правительством о проекте мирного урегулирования ситуации в стране, включавшего отмену чрезвычайного положения и шариатского законодательства. Однако уже в ноябре 1988 г. премьер-министр аль-Махди отказался от подписания данного плана, что привело к усилению позиций исламских фундаменталистов в хартумском правительстве. Тем не менее, в феврале 1989 г. премьер-министр, испытывавший давление военных кругов, принял план мирного урегулирования. Казалось - ничего далее не останавливает хартумское правительство от выполнения договоренностей и мир на Юге Судана может быть восстановлен.

Однако, вместо умиротворения южных провинций последовало резкое обострение ситуации. Его причиной стал новый военный переворот, произошедший в Судане. 30 июня 1989 года бригадный генерал Омар аль-Башир - профессиональный военный-десантник, командовавший прежде парашютной бригадой в Хартуме - захватил власть в стране, распустил правительство и запретил политические партии. Омар аль-Башир находился на консервативных позициях и симпатизировал исламским фундаменталистам. Во многом, именно он стоял у истоков дальнейшей эскалации конфликта на Юге Судана, приведшей к распаду единого суданского государства.

Результатами деятельности аль-Башира стали установление диктаторского режима в стране, запрещение политических партий и профсоюзных организаций, возвращение к шариатскому законодательству. В марте 1991 г. был обновлен уголовный кодекс страны, в состав которого были включены средневековые меры наказания, такие как насильственные ампутации рук за определенные виды преступлений, побиение камнями и распятие. Вслед за введением нового уголовного кодекса Омар аль-Башир приступил к обновлению судейского корпуса на Юге Судана, заменяя там судей - христиан на судей - мусульман. Фактически это означало, что против немусульманского населения южных провинций будет применяться шариатское законодательство. В северных провинциях страны шариатская полиция приступила к проведению репрессий в отношении выходцев с Юга, не соблюдавших нормы шариатского законодательства.

На территории южных провинций Судана возобновилась активная фаза боевых действий. Повстанцы Суданской народной освободительной армии взяли под контроль часть провинций Бахр-эль-Газаль, Верхний Нил, Голубой Нил, Дарфур и Кордофан. Тем не менее, в июле 1992 года хартумским войскам, лучше вооруженным и подготовленным, удалось в результате стремительного наступления взять под контроль штаб-квартиру южносуданских повстанцев в Торите. Против мирного населения южных провинций начались репрессии, включавшие в себя и угон десятков тысяч женщин и детей в рабство на север страны. По данным международных организаций, до 200 тысяч человек было захвачено в плен и обращено в рабство северосуданскими войсками и неправительственными арабскими формированиями. Таким образом, в конце ХХ века все вернулось к ситуации столетней давности - набегам арабских работорговцев на негритянские селения.

Одновременно хартумское правительство приступило к дезорганизации южносуданского сопротивления путем сеяния внутренней вражды, основанной на межплеменных противоречиях. Как известно, Джон Гаранг, руководивший народной освободительной армией, происходил из народности динка - одной из крупнейших нилотских народностей Южного Судана. Суданские спецслужбы стали сеять национальную рознь в рядах повстанцев, убеждая представителей других национальностей в том, что в случае победы Гаранг установит диктатуру народности динка, которая будет осуществлять геноцид в отношении других этносов региона.

В результате произошла попытка свержения Гаранга, закончившаяся отделением в сентябре 1992 года группировки под руководством Уильяма Бани, а в феврале 1993 года - группировки под руководством Керубино Боли. Казалось, что правительству Хартума вот-вот удастся расправиться с повстанческим движением на юге страны, сея раздор между повстанческими группировками и, одновременно, усиливая репрессии в отношении немусульманского населения южных провинций. Однако все испортила излишняя внешнеполитическая самостоятельность хартумского правительства.

Омар аль-Башир, симпатизирующий исламистам, поддержал во время операции «Буря в пустыне» Саддама Хусейна, что повлекло за собой окончательное ухудшение взаимоотношений Судана с Соединенными Штатами Америки. После этого от Судана как «страны - изгоя» стали отворачиваться и многие страны Африки. Свою поддержку повстанцам выказывали Эфиопия, Эритрея, Уганда и Кения, при этом первые три страны усилили свою военную помощь повстанческим группировкам. В 1995 году произошло объединение оппозиционных политических сил Северного Судана с повстанцами Южного Судана. В так называемый «Национальный демократический альянс» вошли Суданская народная освободительная армия, Демократический союз Судана и ряд других политических организаций.

Все это привело к тому, что в 1997 году хартумское правительство подписало соглашение с частью повстанческих группировок о примирении. Омару аль-Баширу не оставалось иного пути и как признать культурно-политическую автономию Южного Судана. В 1999 году Омар аль-Башир сам пошел на уступки и предложил Джону Гарангу культурную автономию в составе Судана, но лидера повстанцев уже было не остановить. До 2004 г. велись активные боевые действия, хотя одновременно продолжались и переговоры о прекращении огня между противоборствующими группировками. Наконец, 9 января 2005 года в столице Кении Найроби было подписано очередное мирное соглашение. От лица повстанцев его подписал Джон Гаранг, от лица хартумского правительства - вице-президент Судана Али Осман Махаммад Таха. В соответствии с условиями данного соглашения было решено: отменить действие на юге страны шариатского законодательства, прекратить огонь с обоих сторон, демобилизовать значительную часть вооруженных формирований, установить равномерное распределение доходов от эксплуатации нефтяных месторождений в южных провинциях страны. Южному Судану предоставлялась автономия на шесть лет, после чего населению региона предоставлялось право провести референдум, на который был бы вынесен вопрос о независимости Южного Судана как отдельного государства. Командующий Суданской народной освободительной армией Джон Гаранг стал вице-президентом Судана.

Ко времени заключения мирных соглашений, по данным международных организаций, в боевых действиях, во время репрессий и этнических чисток, погибло до двух миллионов человек. Приблизительно четыре миллиона человек покинули Южный Судан, став внутренними и внешними беженцами. Естественно, что страшны были последствия войны и для суданской экономики, социальной инфраструктуры Южного Судана. Однако 30 июля 2005 года Джон Гаранг, возвращавшийся на вертолете со встречи с президентом Уганды Йовери Мусевени, погиб в авиакатастрофе.

Его сменил Салва Киир (род.1951) - заместитель Гаранга по руководству военным крылом Суданской народной освободительной армии, известный более радикальными позициями по вопросу о предоставлении политической независимости Южному Судану. Как известно, Гаранга устраивала и модель сохранения южных провинций в составе единого Судана, при отсутствии вмешательства в их дела со стороны исламистской арабской элиты Хартума. Однако Салва Киир был настроен куда решительнее и настаивал на полной политической независимости Южного Судана. Собственно, после крушения вертолета у него не оставалось иных препятствий. Сменив погибшего Гаранга на посту вице-президента Судана, Салва Киир взял курс на дальнейшее провозглашение политической независимости Южного Судана.

Политическая независимость не принесла мир

8 января 2008 года с территории Южного Судана были выведены северосуданские войска, а 9-15 января 2011 года проведен референдум, на котором 98,8% участвовавших граждан высказались за предоставление политической независимости Южному Судану, которая и была провозглашена 9 июля 2011 года. Салва Киир стал первым президентом суверенной Республики Южный Судан.

Однако провозглашение политической независимости не означает окончательного решения всех конфликтных ситуаций в этом регионе. Во-первых, сохраняются крайне напряженные отношения между Северным Суданом и Южным Суданом. Они вылились в несколько вооруженных столкновений между двумя государствами. Причем первое из них началось еще в мае 2011 года, то есть за месяц до официального провозглашения независимости Южного Судана. Это был конфликт в Южном Кордофане - провинции, которая в настоящее время входит в состав Судана (Северного Судана), но населена в значительной степени представителями африканских народов, родственных жителям Южного Судана и поддерживавших с ними исторические и культурные связи, в том числе и в период длительной борьбы за независимость южносуданского государства.

Наиболее серьезные противоречия с хартумским правительством имели жители Нубийских гор - так называемые «горные нубийцы», или нуба. Миллионный народ нуба говорит на нубийском языке - одной из двух ветвей тама-нубийской семьи языков, традиционно включаемой в состав восточносуданской надсемьи нило-сахарской макросемьи. Несмотря на то, что формально нуба исповедуют ислам, они сохраняют очень сильные пережитки традиционных верований, обусловленные их проживанием в горах и сравнительно поздней исламизацией. Естественно, что на этой почве у них наблюдаются напряженные отношения с исламскими радикалами из арабской среды Северного Судана.

6 июня 2011 года вспыхнули боевые действия, причиной которых формально стала конфликтная ситуация вокруг вывода южносуданских подразделений из города Абьей. В результате боевых действий погибло не менее 704 южносуданских солдат, 140 000 мирных жителей стали беженцами. Многие жилые строения, объекты социальной и экономической инфраструктуры были разрушены. В настоящее время территория, на которой происходил конфликт, остается в составе Северного Судана, что не исключает возможность его дальнейшего повторения.

26 марта 2012 года вспыхнул другой вооруженный конфликт между Суданом и Южным Суданом - из-за пограничного города Хеглиг и окрестных районов, многие из которых богаты природными ресурсами. В конфликте участвовали Суданская народная освободительная армия и вооруженные силы Судана. 10 апреля 2012 года Южный Судан захватил город Хеглиг, в ответ хартумское правительство объявило всеобщую мобилизацию и 22 апреля 2012 г. добилось вывода южносуданских подразделений из Хеглига. Этот конфликт способствовал тому, чтобы в Хартуме официально определили Южный Судан как вражеское государство. В то же время, соседняя Уганда официально и в очередной раз подтвердила, что будет поддерживать Южный Судан.

Между тем, и на территории самого Южного Судана не все спокойно. Учитывая, что данное государство населено представителями целого ряда народностей, которые претендуют на первостепенную роль в стране, либо обижаются, что у власти находятся другие этнические группы, легко предугадать, что Южный Судан практически сразу после провозглашения независимости стал ареной междоусобной борьбы противостоящих этнических вооруженных группировок. Наиболее серьезное противостояние развернулось в 2013-2014 гг. между народностями нуэр и динка - одними из наиболее многочисленных нилотских этнических групп. 16 декабря 2013 г. в стране была предотвращена попытка военного переворота, которую, по данным президента Салва Киира, пытались совершить сторонники бывшего вице-президента Риека Мачара. Риек Мачар (род.1953) - также ветеран партизанского движения, воевал сначала в составе Суданской народной освободительной армии, а затем заключил сепаратные договоренности с хартумским правительством и возглавлял прохартумские Южносуданские силы обороны, а затем - Народные силы обороны Судана / Демократический фронт. Затем Мачар опять стал сторонником Гаранга и занимал пост вице-президента в Южном Судане. Мачар принадлежит к народности нуэр и рассматривается представителями последней как выразитель их интересов, в противовес динка Салва Кииру.

Попытка переворота, предпринятая сторонниками Мачара, положила начало новой кровопролитной гражданской войне в Южном Судане - на этот раз между народностями динка и нуэр. По данным международных организаций, только в период с конца декабря 2013 года по февраль 2014 года 863 тысячи мирных жителей Южного Судана стали беженцами, не менее 3,7 млн. человек остро нуждаются в продовольствии. Все старания международных посредников обеспечить проведение переговорного процесса между противниками оканчиваются неудачно, поскольку всегда находятся неконтролируемые группировки, продолжающие дальнейшую эскалацию насилия.

Уже более 270 человек погибли после возобновления вооружённых столкновений в Южном Судане между силами, поддерживающими президента Салву Киира, и сторонниками вице-президента Риека Мачара. Кровавое противостояние вспыхнуло 8 июля перед встречей двух лидеров, планировавших заключить новое соглашение о перемирии, спустя 5 лет после обретения молодым государством независимости. Соединённые Штаты, при активном содействии которых суверенитет был дарован, накануне вынуждены были отозвать часть персонала из посольства столичного города Джуба.

От арабов к англосаксам

Одна из нефтяных территорий Центральной Африки, Южный Судан был погружён в военные конфликты на протяжении многих лет своей истории. Страна традиционных африканских верований, колонизированная арабами, османской Портой, а затем британцами, пережила насаждение ислама и христианства. Последовавшие во второй половине XX века две гражданские войны представляли собой кровавый коктейль из религиозных конфликтов и межплеменных распрей. По разным оценкам, в результате двух войн погибли от 2,5 до 3 млн человек.

В XXI век Южный Судан вступил с надеждой стать независимым от северного Судана: переговоры между повстанцами и правительством, прошедшие в 2003—2004 годах, формально прекратили 22-летнюю гражданскую войну. 9 января 2005 года при поддержке США и ЕС было подписано Найвашское соглашение, гарантировавшее региону автономию и право на проведение референдума о независимости.

Но мир продлился недолго: арабская и неарабская области с трудом сосуществовали. После очередной вспышки насилия в сентябре 2007 года взять ситуацию под свой контроль решила ООН. Южный Судан посетил Генеральный секретарь всемирной организации Пан Ги Мун, а в зону конфликта были введены миротворческие силы.

  • Reuters

Судан был в фокусе интересов США с 1960-х годов, но в последние два десятилетия Вашингтон обратил на эту страну особое внимание. В июне 2010 года США объявили, что поддержат новое государство в случае положительного исхода референдума.

Поддерживаемый самой мощной западной державой, Южный Судан получил независимость 9 июля 2011 года, но стабильность в регионе так и не была достигнута. С 2013 года начался конфликт между президентом и вице-президентом, очередную вспышку которого мы наблюдаем в последние дни.

Большее из двух зол

Ситуация в регионе неоднозначная, и есть опасения, что она разворачивается по худшему из возможных сценариев, прокомментировал RT доцент Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета Игорь Герасимов. «Американцы, которые стояли у истоков создания Южного Судана, прекрасно это понимают и пытаются уйти, пока ещё не поздно», — пояснил он.

«Американцы, которые стояли у истоков создания Южного Судана, прекрасно это понимают и пытаются уйти, пока еще не поздно».
Доцент Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета Игорь Герасимов

По словам Герасимова, отделение Южного Судана от северного — результат серьёзной геополитической игры, в которой участвуют не только Вашингтон и Брюссель, но также, например, Тель-Авив. Поддержав размежевание, эти политические центры косвенно или напрямую способствовали появлению на карте ещё одного не способного к саморазвитию территориального образования: «Появилось государство без какой-либо традиции государственности, отрезанное теперь от моря, с группировками, получающими финансовую поддержку из-за рубежа и разъезжающими на дорогих машинах, но совершенно не умеющими создавать инфраструктуру, выстраивать институты власти и мирно управлять».

Случившееся в последние годы с Суданом во многом напоминает югославский сценарий: раздробление страны с заключительным преданием её главы публичному бичеванию в международном суде, считает Игорь Герасимов. «В северном Судане, кстати, тоже есть посольство США, но так как правящую там власть они слушать не хотят и заявляют, что президент Омар Хассан аль-Башир должен предстать перед Гаагским трибуналом, то пребывают фактически на осадном положении в своём посольстве», — добавил эксперт.

Разделяй и властвуй

По мнению Николая Щербакова, старшего научного сотрудника Центра африканских исследований РАН, в регионе пересекаются интересы многих мировых держав, причём по самым разным причинам. «Южный Судан — это страна, которая со всех сторон окружена территориями неспокойствия. Там, как мы знаем, расположена постоянная действующая миссия ООН, это контингент миротворцев в 6 тыс. человек. Практически все они — из Индии».

Но ни Индия, ни тем более Израиль не могут сравниться с Соединёнными Штатами в масштабах политического представительства в Африке. В 2008 году были достигнуты новые рубежи в этом процессе — заработало Африканское командование Вооружённых сил США АФРИКОМ.

Официально структура была создана для координации действий американских ВС в кризисных районах континента, таких как Судан. В рамках этого проекта Соединённые Штаты уже построили десяток баз для беспилотников. Подобная инфраструктура создана в Джибути, Нигере, Кении, Эфиопии, Сомали, Буркина-Фасо и на Сейшельских островах. Не стал исключением и Южный Судан. Помимо этого, у вооружённых сил США построены свои собственные топливные хранилища в Камеруне, Кабо-Верде, Танзании, Южной Африке, на Сейшелах, в Кении и некоторых других африканских странах. Наконец, активно развиваются базы ВВС в Джибути, Уганде и Буркина-Фасо.

От дела к словам

Однако эта богатая американская инфраструктура не принесла Африке большего мира и спокойствия. Не добавляют суданцам уверенности в завтрашнем дне и дипломатические заявления международных организаций. «Совет безопасности ООН, конечно, сейчас принимает разного рода резолюции с призывом остановить кровопролитие и сложить оружие, но вопрос в том, кто эти резолюции будет соблюдать на месте, — комментирует RT востоковед, политолог, старший научный сотрудник МГИМО Юрий Зинин. — Повстанцы в Южном Судане вооружены в том числе тяжёлым оружием. Бороться с ними очень непросто, тем более на труднопроходимой территории. Но ситуация уже вышла из-под контроля».

Ситуация выходит из-под контроля — об этом теперь открыто заявляет и постоянный представитель США при ООН Саманта Пауэр. А одно из ведущих американских изданий The Washington Post выходит с заголовком: «Соединённые Штаты приютили Южный Судан 5 лет назад. Теперь он готов уйти».

«Ситуация выходит из-под контроля».
Постоянный представитель США при ООН Саманта Пауэр

Как пишет издание, на протяжении десятилетий американцы придавали большое значение роли своей страны в отношениях Южного Судана с северным, пытаясь сконструировать африканскую историю успеха. Но в итоге, «сконцентрировавшись на идее независимости, возможно, недооценили глубину разобщения», заключает The Washington Post, имея в виду то ли разобщение различных суданских племенных групп, то ли в более глобальном смысле разобщение между суданцами и американцами.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры