Жировицкая икона — история, в чем помогает, значение. Икона Жировицкой Божьей Матери: описание и история иконы

Главная / Чувства

20 мая - день празднования Жировицкой иконы Божией Матери. Это одна из самых необыкновенных по истории обретения святынь православных христиан.

Икона явилась в 1470 г. в Литовском княжестве в месте Жировичи Гродненского края (ныне Белоруссия). В лесу, который принадлежал православному знатному литовцу Александру Солтану, пастухи увидели на грушевом дереве икону Богородицы в лучезарном сиянии.

Как только свет стал ослабевать, пастухи взяли икону и отнесли к Александру Солтану. Он запер образ в ларец, но на следущий день икона исчезла и появилась на том же месте в лесу. Солтан посчитал это знамением и на месте явления святыни построил храм.

Через несколько лет храм сгорел. Несмотря на все усилия, никто не смог вытащить икону из огня. Все думали, что чудотворный образ погиб в пламени. Однажды дети, гулявшие у подножия горы, где ранее был сгоревший храм, увидели пребывающую в сиянии Деву. Они испугались и побежали домой рассказать родителям. Взрослые вместе со священником отправились к указанному месту. Подойдя, они увидели там на камне горящую свечу, а рядом с ней - икону Богородицы, не пострадавшую от пожара. Обретенную икону жители Жировиц перенесли в дом священника. Очень быстро на прежнем месте был выстроен новый храм.

В середине XVI в. при этом храме возник монастырь. Монахи ревностно отстаивали Православие от католиков и униатов.

В 1613 г. монастырь захватили униаты. Святой образ в то время пользовался почитанием как со стороны униатов, так и католиков. В 1839 г. монастырь был возвращен православным.

Чудотворный образ вырезан на полудрагоценном камне - яшме, его размер - 43х56 мм. На всех списках Жировицкой иконы по окружности нимбов Богородицы и младенца Иисуса изображен венок из прекрасных цветов.

Икона Божией Матери "Жировицкая"

Начиная со дня явления святыни и до наших дней, благодатная помощь от этого образа Божией Матери никогда не ослабевала. Существует множество письменных и устных свидетельств о сотворенных чудесах.

На месте явления иконы и рядом с ним находятся источники, которые считаются чудотворными, и было немало случаев, когда люди, находившиеся в трудных ситуациях или тяжело болевшие, получали здесь помощь, душевное и телесное исцеление.


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Икона Божией Матери "Жировичская" входит в состав 100 самых значимых православных икон мира. Эта икона - самая маленькая из почитаемых Богородичных икон. Её размер - 5,6 / 4,4 см. Икона представляет собой овальный кусочек яшмы с рельефным изображением Богородицы с Младенцем на руках.

Первоначально икона излучала прекрасный свет и тонкий аромат и лишь впоследствии поблекла и потемнела (до 1638 года она хранилась открыто, без стекла), а от частого прикосновения и целования богомольцев поверхность ее несколько сгладилась. Ясно различимые трещины на образе напоминают о пожаре, в котором она побывала. С самого момента явления иконы возле неё начали происходить чудесные исцеления, свидетельства о которых записаны в летописи Жировичского монастыря.
Как считают исследователи, аналогов Жировичской иконе фактически нет. Существуют только три похожих образка, относящиеся к XIV - началу XVI вв. Святыня почитаема как нерукотворная, ибо была явлена чудесным образом. Во времена унии Жировичская икона почиталась и униатами и католиками.

Главным источником сведений о явлении чудотворной иконы , основании храма и монастыря является написанная в 1622 году жировичским иеромонахом Феодосием (Боровиком) «Гистория, або повесть людей розных, веры годных о образе чудовном Пренасвятейшое Девы Марии жировицком в повете Слонимском...» . Это небольшое произведение занимает пять страниц в рукописном полемическом сборнике «О образах и реликвиях» (редакции «Описания против Лютеров»). Книга, принадлежавшая до начала XIX в. монастырской библиотеке, была вывезена в Россию епископом Павлом (Доброхотовым), бывшим профессором семинарии в Жировичах. Сегодня она хранится в Библиотеке Академии Наук в Санкт-Петербурге. Там же находится рукопись «Образ чудотворны Пресвитой Богородицы в Жировицах», автором которого является жировичский архимандрит Иосафат (Дубенецкий). Рукопись была написана между 1652 и 1654 гг. в Жировичах и основывалась на предании, записанном о.Феодосием. Она разделяется на семь главок, каждая из которых посвящена описанию тех или иных обстоятельств истории явления иконы и основания монастыря. Иосафат Дубенецкий дополнил «санктуарий» иконы рассказом о чудесах, произошедших после 1622 года, свидетельствами очевидцев. В 1653 г. виленские базилиане издали на основе рукописи Дубенецкого книгу о чудесах Пресвятой Богородицы в Жировичах. Обе, хранящиеся в Библиотеке Академии Наук в Санкт-Петербурге, рукописи малоизвестны и целиком никогда не публиковались.

Согласно легенде, икона была чудесным образом явлена в конце XV столетия в лесу неподалеку от местечка Жыровицы на гродненщине. Вопрос о точной дате обретения образа остается нерешенным. Дата «1470 г.», утвердившаяся в литературе еще в прошлом веке, согласно последним изысканиям представляется достаточно сомнительной. Икона была найдена в дремучем лесу на лесной груше, стоявшей под горой над ручьем, местными пастухами, которые отнесли ее своему господину Александру Солтану. Но тот не обратил особого внимания на икону и спрятал ее в ларец. На следующий день икона из ларца таинственным образом исчезла. Вскоре пастухи вновь нашли ее на том же дереве. Солтан понял, что его дом не место для хранения этой иконы, и дал обет построить на этом месте церковь. После сооружения деревянного храма здесь возникло селение, и образовался приход.

Около 1520 г. случился сильный пожар, истребивший и деревянный храм, и почти все строения. Уцелела лишь церковная школа. В огне пожара пропала и чудотворная икона. Предпринятые на пепелище поиски оказались тщетными. Через некоторое время ученики церковной школы, резвясь после уроков, забрались на гору, у подножия которой еще недавно стояла церковь, и увидели в небесном сиянии Божью Матерь, сидящую на огромном камне. В ее руках была та самая иконка. Дети не решились подойти к ней, а поспешили рассказать об увиденном родителям, которые вместе с местным священником отправились к тому месту. Уже издали они увидели на камне горящую свечу, а подойдя ближе, нашли на нем иконку Богоматери, нисколько не пострадавшую от пожара.

На месте второго обретения Жировичской иконы Божией Матери была построена деревянная церковь , освященная в честь Рождества Божией Матери. Сменившая ее каменная церковь была построена в 1672 г. В наши дни она получила название Явленской и является самым старым сохранившимся зданием монастыря. Камень, на котором нашли икону, был освящен в качестве Святого престола церкви.

Иконка нашла на некоторое время приют в доме священника, затем была помещена в отстроенную деревянную церковь. После завершения строительства каменного собора, освященного в честь Успения Богородицы, чудотворная икона была перенесена туда, где хранится и по нынешний день в особом киоте слева от царских врат как величайшая святыня. В зимнее время переносится в Свято-Никольскую церковь.

«Еще же молю Тя, Премилосердная, осени страну нашу кровом Твоея благостыни и избави ю от бедствий стихийных, нашествия иноплеменников и междуусобных нестроений, да вси, живущий в ней, в любви и мире пребывающе, тихое и безмятежное житие проживут и, благ вечных молитвами Твоими унаследивше, взмогут купно с Тобою восхвалити Бога на небеси во веки. Аминь» - это слова из молитвы перед Жировичской иконой Божьей Матери, которая находится в самом почитаемом монастыре Беларуси.

(Использованы материалы сайта http://www.piligrim.by/ )

ЖИРОВИЧИ – ПРАВОСЛАВНАЯ ЖЕМЧУЖИНА БЕЛОЙ РУСИ

Святыни Белой Руси

В любой православной стране есть свои главные символы и святыни, которые определяют саму суть ее православной жизни.


Таким местом для Белоруссии являются, безусловно, Жировичи – небольшой поселок в Гродненской области, в 10 с небольшим километрах от районного центра Слонима. Гродненская область, к слову, традиционно также регион с сильным католическим влиянием. В Белоруссии зарегистрировано 1509 православных религиозных общин и 470 католических, при этом в Гродненской области – 186 православных общин и 170 католических. Сходную картину увидим, если сравним число православных и католических священнослужителей и храмов: в Белоруссии 1564 православных священника и 414 католических ксендза, в Гродненской же области – 209 священников и 188 ксендзов; в Белоруссии действует 1315 православных храмов и 462 католических костела, при этом в Гродненской области – 227 церквей и 226 костелов. Для сравнения: в Минске 15 церквей и 6 костелов. Таким образом, совершенно очевидно и то, что Гродненская область в конфессиональном отношении исключительна, и то, что это важный духовный центр белорусского Православия.

Главная святыня Православия в Жировичах – Успенский монастырь, в котором благоговейно хранится Жировицкая икона Божией Матери, весьма почитаемая верующими не только Белоруссии.

Историю свою Жировичский Успенский монастырь ведет с XV века. Предание рассказывает, как однажды на дикой груше, росшей в лесу, которым владел Александр Солтан – он занимал весьма важный по тем временам пост – был подскарбием (то есть казначеем) Великого княжества Литовского и Русского, – пастухами был найден маленький образок Богоматери. Пастухи отнесли образок своему господину, он же спрятал его в ларец. Через день Александр Солтан решил взглянуть на икону, но ее в ларце не оказалось. Образ вскоре отыскался на прежнем месте – на дикой груше. Пораженный этим, Солтан решил построить там церковь. А вскоре вокруг церкви в поначалу густых и непроходимых лесах начали селиться люди – так возник поселок.

Жировицкая икона Божией Матери – самая маленькая из почитаемых Богородичных икон: это овал размером 5,6 х 4,4 см из яшмы с рельефным изображением Богородицы, держащей на руках Младенца. Образ относится к иконографическому типу «Умиление». С него за пять прошедших веков сделано было немало списков.

Случилось так, что около 1520 года церковь (она была деревянной) сгорела во время пожара. Икону поначалу не могли найти и решили, что она погибла в огне. Однако образ уцелел. Как повествует предание, игравшие на улице ученики церковной школы увидели на месте сгоревшей церкви Богородицу, Которая сидела на большом валуне и держала икону в руках. Дети убежали, чтобы об увиденном рассказать взрослым. Взрослые пошли к валуну и еще издали заметили зажженную на нем свечу и удивительным образом уцелевшую икону. Этот валун стали почитать как святое место, огородили его, а затем на том месте была построена деревянная церковь Рождества Божией Матери. Немного позже, около 1549 года, началось и строительство монастыря. Причем Жировичский монастырь стал своего рода культурным центром: здесь, как, впрочем, и в других обителях, переписывались церковные книги, была своя богатая библиотека, работала школа, в которой обучали детей грамоте. Монастырь в то время был собственностью рода Солтанов. Известно также, что в 1587 году Ярослав Иванович, приходившийся Александру Солтану правнуком, уступил своему же брату Ивану часть Жировичского имения вместе с половиной монастыря и приписанными к нему крестьянами.

В 1596 году в Бресте была заключена уния, большинство православных иерархов (за исключением двух владык) во главе с Киевским митрополитом Михаилом подчинились папе, став, по сути, вероотступниками. Русское население восприняло унию враждебно, считая ее предательством своей веры. Начались брожения казаков, переросшие в открытое восстание Наливайко, чьи «загоны» проникали и глубоко в Белоруссию. Лидер православных Великого княжества Литовского и Русского воевода Константин Острожский так и не решился возглавить православное восстание и даже сдерживал активные действия православных, осуждая Наливайко и его хлопцев; правда, он старался убедить короля Сигизмунда III в ошибочности его курса. Восстание Наливайко потерпело поражение. А после смерти К. Острожского в 1608 году православные и вовсе остались без лидера. Сигизмунд III и его иезуитско-католическое окружение перешли в открытое наступление на Православие, что незамедлительно сказалось и на положении Жировичского монастыря.

По требованию Виленского трибунала обитель в 1609 году приняла унию. Первым игуменом монастыря стал печально известный Иосафат Кунцевич – тот самый, который в 1623 году был убит восставшими витебчанами за чрезвычайные притеснения православных. Так история Жировичского монастыря оказалась связанной с именем одного из самых главных хулителей Православия в Белой Руси.

В 1613 году монастырь и его храмы стал духовно-политическим центром униатского ордена базилиан. Здесь проходили униатские соборы и конгрегации.

А что же знаменитый образ Божией Матери? Он по-прежнему был главной святыней обители, к которой приходили многочисленные паломники. Чтобы уберечь образ, к которому каждый молившийся перед ним прикладывался, от истирания и защитить от воздействия света, его в 1638 году закрыли стеклом.

В 1644 году Жировичский монастырь посетил король Владислав IV. Икона произвела на него столь сильное впечатление, что он даровал Жировичам статус города. А в 1652 году Жировичам, хоть они и не были сколько-нибудь значительным по числу жителей населенным пунктом, было дано магдебургское право.

В 1655 году 20-тысячное войско гетмана Богдана Хмельницкого, боровшегося против польско-литовской экспансии, заняло монастырь. Деревянные постройки были сожжены, а монахи-базилиане, которых казаки считали вероотступниками, разогнаны, а многие и убиты. И на то имелись свои причины: базилиане были в особой милости у королей Речи Посполитой, неоднократно посещавших Жировичи и сам монастырь, что – и это понятно – не могло встретить сочувствия и никоим образом быть одобрено православными казаками, боровшимися за освобождение Малой и Белой Руси от польского владычества.

Но казаки ушли – и в монастырь вновь вернулись униатские монахи. Обитель была восстановлена, и сюда еще не раз приезжали польские короли. А со временем она стала и польским «просветительским» центром: в монастырской типографии стали печатать молитвенники и другую богослужебную литературу на польском языке.

В 1672 году на месте деревянной церкви Рождества Божией Матери возвели каменный храм, который в память о чудесном явлении Жировицкой иконы в наше время называют Явленским. Образ Божией Матери Жировицкой долгое время находился в этом храме, а затем был перенесен во вновь построенный Успенский собор.

Воссоединение Жировичей с Россией состоялось только в 1795 году – после второго раздела Речи Посполитой. Но в силу ряда причин Жировичский монастырь еще несколько десятилетий находился в руках униатов. В 1810 году Успенский собор стал даже кафедральным собором Брестской униатской епархии, а в 1828 году из Новогрудка в монастырь переехало и епархиальное управление.

14 июля 1839 года наконец произошло событие, которого после воссоединения с Россией так долго ожидали православные клирики и прихожане: митрополит Иосиф (Семашко) подписал акт о ликвидации унии и переходе храмов и приходов митрополии к Русской Православной Церкви. Вековое разделение верующих, навязанное польско-литовским владычеством, было ликвидировано. Решение митрополита Иосифа и поддержавшего его духовенства было поистине историческим событием.

Возвращенный в лоно Православия Жировичский монастырь стал центром Литовской епархии. К тому времени обитель имела четыре храма: помимо главного Успенского, здесь были каменные Крестовоздвиженская и Явленская церкви, а также деревянная Георгиевская. Были также трехэтажный келейный корпус (в нем располагалась и духовная семинария), часовня, трапезная и множество иных, в том числе хозяйственных, построек. На всю округу славились сад и рыбные пруды обители.

В монастыре до середины XIX века хранилось и «Жировичское Евангелие» – старинная иллюстрированная славянская рукопись объемом в более чем 400 страниц. Примечательно, что на двух страницах в конце Евангелия – 376-й и 377-й – находится дарственная запись канцлера Великого княжества Литовского и Русского Льва Сапеги – поэтому рукопись называют еще и «Евангелием Сапеги».

Решением Синода в 1845 году кафедра, духовная семинария, а с ними и архив были перенесены из Жирович в Вильно. Туда же попало и «Жировичское Евангелие», которое и сейчас все еще находится в Вильнюсе, в Библиотеке Академии наук Литвы.


В Жировичском же монастыре было открыто духовное училище, взрастившее множество священников, чьим местом служения стала Белорусская земля. Училище это успешно действовало вплоть до 1915 года, но началась Первая мировая война, и в связи с угрозой немецкой оккупации и само училище, и наиболее ценное церковное имущество (в том числе и Жировицкий образ Божией Матери) были вывезены в Россию – подальше от фронта. Впоследствии в монастырь вернулась лишь икона.

В 1921 году, в результате заключенного Рижского мирного договора между Советской Россией и Польшей, Жировичи, как и вся Гродненская область, отошли к Польше. Жировичский монастырь пережил немало потрясений, как и практически все города, села и святыни и храмы Западной Белоруссии. Но прошли польская, а затем немецкая оккупации. И уже после войны архиепископ Василий (Ратмиров), без конца обивавший пороги различных советских и партийных учреждений, все же получил разрешение на открытие в Жировичском монастыре (он продолжал действовать, хотя монахов было очень мало) пастырско-богословских курсов, на основе которых в 1947 году начала свою учебную деятельность Жировичская духовная семинария.

Новые испытания выпали монастырю при Н.С. Хрущеве, который, как известно, грозился, что при нем СССР доживет до того времени, когда КПСС «покажет советским людям последнего попа». Были закрыты женские монастыри в Гродно и Полоцке, и монахиням не оставалось ничего иного, как перебраться в Жировичи. Поначалу казалось, что их пребывание здесь будет недолгим, но монахини жили в Жировичах до самого начала Перестройки, когда отношение к Православию и религии в целом в СССР кардинально изменилось. А в 1963 году Жировичи ожидал новый удар: была закрыта духовная семинария.

Лишь с началом Перестройки, уже после мероприятий, посвященных 1000-летию Крещения Руси, Церковь, обратившаяся к руководству Белорусской ССР с просьбой возродить закрытые монастыри и семинарию, получила разрешение на это. В 1989 году Жировичская духовная семинария была вновь открыта. Тогда же начал оживать и сам монастырь. В 2002 году Жировичи посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он специально приехал в обитель в празднование иконе Божией Матери Жировицкой.

Сейчас монастырь, академия и семинария возрождены и восстановлены. К Успенскому собору примыкает Никольская церковь (сюда зимой переносят Жировицкий образ Божией Матери). Действуют и другие храмы обители. И радостно и отрадно от того, что Жировичский монастырь и его храмы и постройки избежали даже частичного безвозвратного уничтожения.

Стоит отметить, что именно в Жировичах находятся наиболее известные в Белой Руси святые источники. Один из них – под алтарем Успенского собора (по преданию, именно в этом месте протекал ручей, бивший из-под корней дикой груши, на которой была обнаружена икона Богородицы). А есть еще источник в урочище Викня (в 2 километрах от монастыря), источники, освященные во имя Иоанна Крестителя, Владимирской (с купелью) и Казанской икон Божией Матери, а также источник с крещенской водой.

Интересно, что в советский период источник под Успенским собором пытались засыпать грунтом, но вода все равно нашла выход, и источник вновь забил. И последнее мне кажется очень символичным, потому что Жировичи, как и святой источник Успенского собора, пронесли через века свет Православия, возродившись после трудных времен униатского владычества и советского атеизма.

Свято - Успенский Жировичский ставропигиальный мужской монастырь

Икона Божией Матери «Жировицкая»

Жировицкая или Жировичская икона Божией Матери - икона Богородицы, явившаяся в Жировичах (Слонимский район, Гродненская область, Беларусь). Почитается чудотворной в Православной церкви и Католической церкви (включая Белорусскую грекокатолическую церковь). Одна из наиболее почитаемых святынь в Беларуси. На месте явления иконы стоит Жировичский монастырь.


Икона округлой овальной формы, вырезана на яшме, и размером 5,7×4,1×0,8 см. подобна камее или нагрудной иконке. Образ Богоматери с Младенцем в невысоком рельефе на овальной яшмовой пластине с небольшим сужением кверху; оборот иконы гладкий. Оттенки самой яшмы зелёного и тёмно-красного цветов. Смешение этих цветов оптически создаёт впечатление охристого цвета. Икона из яшмы подвергалась реставрации: расколовшаяся на части, была склеена воском. Ранее на иконе была надпись: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую» (не сохранилась). Богоматерь на иконе представлена с Младенцем Христом на правой руке, левую руку держит у груди, Её непокрытая голова сильно склонена вправо и прикасается к голове Сына. Младенец в коротком хитоне, который оставляет открытыми согнутые колени, изображён прильнувшим к Матери, правая рука направлена к Ней, голова запрокинута. Нимбы имеют эллипсовидную форму; на мафории Божией Матери динамичные складки; различимы традиционные для данного вида икон греческие буквы в обозначении Их имён.
Среди белорусских чудотворных икон Жировичская является единственной, выполненной в плоском рельефе на камне. Жировичская икона относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление), отражающему идею о богоматеринском заступничестве. Иконография Умиления сложилась в древнем коптском искусстве Египта.

Явление иконы Божьей Матери «ЖИРОВИЦКАЯ» произошло в 1470 г. в местечке Жировицы Гродненского уезда (ныне – Белоруссия). В лесу, принадлежащем православному литовскому вельможе Александру Солтану, пастухи увидели необыкновенно яркий свет, проникавший в виде пламени сквозь ветви грушевого дерева. Пастухи подошли ближе и увидели на дереве небольшую икону Божией Матери в лучезарном сиянии. Пастухи отнесли её к своему господину. Однако вельможа не придал особого значения рассказу пастухов, но образ взял и запер его в ларец.


Обретение Жировицкой иконы

На следующий день у Александра Солтона собрались гости, и хозяин решил показать им находку, но иконы в ларце не оказалось. Через некоторое время пастухи опять нашли образ Богородицы на том же месте и опять принесли его своему господину. На этот раз Александр отнёсся к иконе с большим благоговением, нежели прежде, и дал обет на месте явления иконы Богородицы соорудить храм. Скоро небольшой деревянный храм был сооружен, и в него перенесли икону Пресвятой Богородицы.

Ок. 1560 г. храм сгорел, несмотря на усилия жителей потушить пожар и спасти икону. Все прихожане думали, что она погибла. Но, однажды, крестьянские дети, возвращаясь из школы, увидали чудное явление: Дева, необыкновенной красоты, в лучезарном сиянии, сидела на камне у сгоревшего храма, а в руках у Нее была икона, которую все уже считали сгоревшей. Дети поспешили вернуться и рассказать о видении родным и знакомым. Все приняли этот рассказ о видении за Божественное откровение и вместе со священником отправились к горе. На камне, возле зажжённой свечи, стояла Жировицкая икона Божией Матери, при чём, нисколько не пострадавшая от огня. На какое-то время икону поставили в доме священника местного прихода, а сам камень огородили. Когда построили новый каменный храм, туда поставили чудотворную икону.

В нач. XVI в., при этом храме возник монастырь. В 1613 г. монастырь перешёл к грекокатоликам и находился в их руках до 1839 г.

С сер. XVI в. Ян Солтан начал строительство каменного храма. Однако строительство неожиданно было остановлено в связи с передачей Жировичей под заклад кобринскому еврею Ицхаку Михалевичу и переходом наследников рода Салтанов в протестантизм. В 1605 хозяином Жировичей стал мстиславский каштелян Иван Мелешко. Он с женой Анной и канцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега стали основателями униатского монастыря. Первым игуменом базилианского мужского Жировичского монастыря стал Иосафат Кунцевич, будущий униатский архиепископ полоцкий. Монастырь вскоре получил широкую известность благодаря чудотворной иконе Богоматери.

Когда в июне 1660 г. войска гетмана литовского Павла Сапеги и Стефана Чарницкого победили под Полонкой, победа была приписана чудотворному покровительству Божией Матери, особо почитаемой в Жировичах.

В XVIII в. слава Жировичской иконы возросла в связи с открытием в Риме копии иконы. В 1718 г. в римской базилианской резиденции начался ремонт, при котором в сакристии обнаружили написанную на стене фреску-копию Жировичской иконы. В 1719 г. фреска была отреставрирована Л. Г. да Кава, учеником римского художника В. Ломберти; выполнена её живописная копия, и послана в Жировичи (исчезла, вероятно, во время первой мировой войны). Получивший от римского образа исцеление Михаил Загорский (подстолий мстиславский), пожертвовал серебряную ризу и венцы.
13 сентября 1730 г. состоялось перенесение фрески в главный алтарь придела во имя Жировицкой иконы Божией Матери - придел во имя мучеников Сергия и Вакха.

В 1726 г., постановлением папского капитула, исследовавшего более 200 чудес Жировицкой иконы, было утверждено решение о её коронации, состоявшейся 8 сентября 1730 г. Накануне праздника коронования в Жировичи пришли три процессии паломников из Вильно, Минска, Мира. В процессии из Мира принимал участие полк янычар, принадлежащий Радзивиллу. На протяжении 8 дней в Жировицком монастыре шли торжественные богослужения, во время проведения которых причастились около 140 тыс. человек. Непосредственно при самой коронации иконы присутствовало 38 тыс. верующих. В ежевечерних богослужениях вместе с униатскими священниками участвовали римско-католические монахи ― бенедиктинцы, францисканцы, кармелиты, доминиканцы. Базилианин Скальский написал прославляющую икону песню на польском языке «Жировичи любви криница».

В черте города Слонима по дороге, ведущей в Жировичи, были построены 6 триумфальных арок. Арки были построены на средства: 1) базилиан и жителей Слонимского повета; 2) митрополита Афанасия Шептицкого; 3) Людвига Потея ― воеводы виленского; 4) Радзивиллов ― Иеронима и Николая); 5)Михаила Вишневецкого ― канцлера и великого гетмана литовского; 6) магнатского рода Сапег.


Жировицкая икона на фронтоне монастыря, с изображением молящихся пастушков

Успенский храм декорировали семью большими овальными живописными композициями с изображением чудес Жировицкой иконы. 2 золотые короны (изготовленные в Риме трудами прокуратора ордена василиан Бенедикта Трулевича и освященные папой Бенедиктом XIII), возложил на икону униатский Киевский митрополит Афанасий Шептицкий, в сослужении епископов Владимирско-Брестского Феофила Годембы-Годебского и Турово-Пинского Георгия Булгака. Расходы, связанные непосредственно с самой коронацией, взяла на себя вдова Кароля I Стнислава Радзивилла Анна Катажина, мать папского посла, доставившего короны для коронации.

Всё это время Жировицкая икона Божией Матери пользовалась почитанием католиков. В 1744 г. к Жировичской иконе приезжал король Речи Посполитой Август III и молился перед нею. В 1784 г. перед нею молился последний король Польши Станислав Август Понятовский.

В 1839 г монастырь был возвращён православным и стал первым местом восстановления православного богослужения в западнорусском крае. Но слава Жировичской иконы не угасла. Свидетельством этого является многочисленная литература и песнопения, прославляющие чудеса Девы мари Жировичской.

Во время Первой мировой войны, в 1915 г., Жировицкую икону Божией Матери, в серебряном окладе и с другими ценностями, перевезли в Москву, в собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, после его закрытия - в Екатерины вмц. мужской монастырь в г. Видное Московской области.

В январе 1922 г., стараниями жировицкого архимандрита Тихона Шарапова, икона вновь была возвращена в Жировичи (по преданию, он вывез ее в банке с вареньем), но уже без оклада. Монахи Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавры выполнили для Жировицкой иконы киот в 1922 г., в котором образ хранился до 2008 г., пока не получил новый киот.
В 1938 г. с Жировицкой иконой совершались многолюдные крестные ходы по городам и деревням Западной Белоруссии. Все собранные на пожертвания средства шли на ремонт Успенской церкви Жировицкого монастыря. Даже несмотря на все гонения со стороны польской, и, особенно, советской властей в 20-70-х гг. XX в., паломничества к чудотворной Жировицкой иконе не прекращались.

Находится Жировичская икона Богоматери в иконостасе с левой полночной стороны Царских врат главного храма монастыря ― собора Успения Богоматери.
Первым известным письменным пересказом легенды о Жировицкой иконе является написанная в 1622 г. жировичским монахом Феодосием на старобелорусском языке «Гистория або повесть людей розных, веры годных о образе чудовном пренасвятейшое девы Марии Жировицком в Повете Слонимском, вовсем згодливая, коротко выписанная и с немалою працою и старанием собранная през много грешного отца Федосия».

В 1622 г. в Вильно издана и книга «История, или рассказы людей, достойных доверия о чудотворной иконе пречистой Девы Марии Жировичской». Книга переиздавалась в Вильно в 1625 г., 1628 г., в Супрасле в 1629 г., 1653 г., 1714 г. В 1639 г. издана «История о чудотворной иконе жировичской Девы Марии». В 1644 г. два дня в Жировичах провел король Речи Посполитой Владислав IV с женой Цецилией Ренатой. В этом же году издана и новая книга о жировичской иконе ― А. Дубовича «Связь земных планет». В 1719 г. в Риме вышла книга ксендза Игнатия Володько «Пресвятая Дева Жировичская», в 1729 г. книга каноника Изидора Нарди «Исторические известия о копии иконы Девы Жировичской». Во второй пол. XVIII в. выходит еще несколько книг об иконе. В настоящее время библиография весьма обширна.

Существует множество письменных и устных свидетельств о сотворенных чудесах и исцелениях. На месте явления иконы, как и рядом с ним, находятся источники, считающиеся чудотворными.


Жировицкая икона Божией Матери

Пред иконой Пресвятой Богородицы Жировицкая молятся при гонениях на Православие, при сомнениях, об избавлении от пожаров, при всякой немощи телесной.

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Жировицкой»

О, Премилосердная Госпоже, Дево Богородице! Киима устнама прикоснуся ко святыни Твоей, или киими словесы исповем щедроты Твоя, людем являемыя: никтоже бо, притекаяй к Тебе, отходит тощ и не услышан. От юности моея взысках помощи и заступления Твоего, и николиже лишен бых милосердия Твоего. Зриши, Госпоже, скорби сердца моего и язвы души моея веси. И ныне, коленопреклоненно предстоя пред пречистым Твоим образом, моления моя приношу Ти. Не лиши мя всесильнаго ходатайства Твоего в день скорби моея, и в день печали моея заступи мя. Тока слез моих не отврати, Владычице, и радости мое сердце исполни. Прибежище и предстательство буди мне, Милостивая, и света Твоего зарями ум мой просвети. И не токмо о себе молю Тя, но и о людех, притекающих к заступлению Твоему. Церковь Сына Твоего во благости соблюди, и огради ю от злокозненных наветов враг, возстающих на ню. Архипастырем нашим посли помощь Твою во апостольстве, и сохрани их здравы, долгоденствующи, право правящи слово истины Господни. Пастырем испроси у Бога Сына твоего ревность и бдение о душах врученнаго им стада словеснаго, и дух разума и благочестия, чистоты и правды божественныя им ниспосли. Испроси такожде, Владычице, у Господа властем предержащим и градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нели-цеприятие, всем же притекающим к Тебе дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве. Еще же молю Тя, Премилосердная, осени страну нашу кровом Твоея благостыни, и избави ю от бедствий стихийных, нашествия иноплеменников и междоусобных нестроений, да вси, живущии в ней, в любве и мире пребывающе, тихое и безмятежное житие поживут, и благ вечных молитвами Твоими унаследивше, возмогут купно с Тобою восхваляти Бога на небеси во веки. Аминь.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Жировицкая»
Тропарь, глас 5




Икона Божией Матери Жировицкая явилась в 1470 году в местечке Жировицы Гродненского края. В лесу, принадлежавшем православному литовскому вельможе Александру Солтону, пастухи увидели необыкновенно яркий свет, проникавший сквозь ветви грушевого дерева, стоявшего над ручьем под горой. Пастухи подошли ближе и увидели на дереве небольшую икону Божией Матери в лучезарном сиянии. Пастухи с благоговением взяли икону и отнесли к Александру Солтону. Александр Солтон не придал особого значения сообщению пастухов, но икону все-таки взял и запер в ларец. На следующий день к Солтону пришли гости, и хозяин захотел показать им находку. К своему удивлению, он не обнаружил иконы в ларце, хотя незадолго до этого видел ее. Через некоторое время пастухи снова обрели икону на том же месте и опять отнесли ее Александру Солтону. На этот раз он отнесся к иконе с большим благоговением и дал обет соорудить на месте явления церковь в честь Пресвятой Богородицы. Около деревянного храма вскоре появилось селение и образовался приход. Около 1520 года храм совершенно сгорел, несмотря на усилия жителей потушить пожар и спасти икону. Все думали, что она погибла. Но однажды крестьянские дети, возвращаясь из школы, увидели чудное видение: Дева необыкновенной красоты в лучезарном сиянии сидела на камне у сгоревшего храма, а в руках у Нее была икона, которую все считали сгоревшей. Дети не осмелились подойти к Ней, но поспешили рассказать о видении родным и знакомым. Все приняли рассказ о видении за Божественное откровение и вместе со священником отправились к горе. На камне у зажженной свечи стояла Жировицкая икона Божией Матери, нисколько не пострадавшая от огня. На время икону поставили в доме священника, а камень был огорожен. Когда построили каменный храм, туда, поставили чудотворную икону. Впоследствии около храма возник мужской монастырь. Его братство возглавило борьбу за Православие против унии и латинства. В 1609 году монастырь был захвачен униатами и находился в их руках до 1839 года. Во все это время Жировицкая икона Божией Матери пользовалась почитанием и униатов, и католиков. В 1839 году монастырь был возвращен православным и стал первым местом восстановления православного Богослужения в западнорусском крае. Во время первой мировой войны Жировицкую икону Божией Матери перевезли в Москву, а в начале 20-х годов она была возвращена в обитель. Ныне она находится в соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы. Икона глубоко почитается за ее благодатную помощь.

Кондак Божией Матери перед Ея иконой, именуемой «Жировицкая»
глас 4
Величия Твоя кто исповесть, / Пресвятая Дево, / Творца всех Христа Бога рождшая? / Едина бо еси Мати и Дева / Преблагословенная и Препрославленная, / упование наше, источник благостыни, / верным прибежище и миру спасение.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и почитаем честную икону Твою, юже от лет древних во обители Жировицкой прославила еси.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Жировицкая»
глас 5
Пред святою Твоею иконою, Владычице, / молящиися исцелений сподобляются, / веры истинныя познание приемлют / и агарянская нашествия отражают / Темже и нам, к Тебе припадающим, / грехов оставления испроси, / помыслами благочестия сердца наша просвети / и к Сыну Твоему молитву вознеси / о спасении душ наших.

Ин тропарь особый Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Жировицкая»
глас 2
Помощи от Тебе требующий не презри, Владычице, / и милосердия бездну отверзи всем, / притекающим к цельбоносней иконе Твоей. / Печали наша житейский утоли, Всещедрая, / и от юдоли сея плачевныя / к радости вечней верныя Твоя престави: / Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, / милости источник, покров и спасение душ наших.

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Жировицкой»
О Премилосердная Госпоже, Дево Богородице! Киима устнама прикоснуся ко святыни Твоей или киими словесы исповем щедроты Твоя, людем являемыя: никтоже бо, притекаяй к Тебе, отходит тощ и не услышан. От юности моея взысках помощи и заступления Твоего и николиже лишен бых милосердия Твоего. Зриши, Госпоже, скорби сердца моего и язвы души моея веси. И ныне, коленопреклоненно предстоя пред пречистым Твоим образом, моления моя приношу Ти: не лиши мя всесильнаго ходатайства Твоего в день скорби моея и в день печали моея заступи мя. Тока слез моих не отвратися, Владычице, и радости мое сердце исполни. Прибежище и предстательство буди мне, Милостивая, и света Твоего зарями ум мой просвети. И не токмо молю Тя о себе, но и о людех, притекающих к заступлению Твоему. Церковь Сына Твоего во благости соблюди и огради ю от злокозненных наветов враг, возстающих на ню. Архипастырем нашим посли помощь Твою во апостольстве и сохрани их здравы, долгоденствующи, право правящи слово истины Господни. Пастырем испроси у Бога, Сына Твоего, ревность и бдение о душах врученнаго им стада словеснаго и дух разума и благочестия, чистоты и правды Божественныя им низпосли. Испроси такожде, Владычице, у Господа властем предержащим и градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, всем же, притекающим к Тебе, дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве. Еще же молю Тя, Премилосердная, осени страну нашу кровом Твоея благостыни и избави ю от бедствий стихийных, нашествия иноплеменников и междоусобных нестроений, да вси, живущии в ней, в любви и мире пребывающе, тихое и безмятежное житие поживут и, благ вечных молитвами Твоими унаследивше, возмогут купно с Тобою восхваляти Бога на Небеси во веки. Аминь.

Акафист Пресвятой Богородице перед ея иконой, именуемой «Жировицкою»

Жировицкая икона Божьей Матери является одной из самых необыкновенных икон по истории обретения в православном христианстве. Начало появления иконы связывают с историей, которая произошла в Литовском княжестве в местечке Жировицы в 1470 году. Крестьяне нашли в лесу икону Богородицы, висящей на грушевом дереве, и отдали хозяину этого леса князю Александру Солтану. Икона была им спрятана в ларец, но на следующий день чудом снова появилась в лесу. Князь увидел в этом знамение и велел на месте явления образа построить храм. Храм просуществовал несколько лет, но сгорел во время пожара. Все жители уже не надеялись на то, что православная икона Жировицкая Божья Матерь цела. И тут случилось чудо. Дети увидели невредимую икону, которая стояла на камне с горящей рядом свечой. В честь обретённой иконы, был отстроен новый храм. Икона выполнена на яшме. На ней изображён образ Богородицы с младенцем Иисусом на руках. По окружности их нимбов изображён венок из чудных цветов. Днём почитания этой необыкновенной иконы считается .

Значение Жировицкой иконы Божьей Матери

В середине XVI века при храме в Жировицах был создан монастырь. Противостояние между братством иноков и униатов закончилось тем, что в 1613 году монастырь был всё же захвачен униатскими монахами, которые владели им до 1839 года. Почитаемая польскими королями, Жировицкая икона Божьей Матери в 1730 году была торжественно коронована. В 1839 году монастырь был возвращён православным. В годы первой Мировой войны иконе пришлось побывать в Москве, а уже в 1920 году она вновь была возвращена в монастырь. В настоящее время икона Жировицкая Божья Матерь находится в соборе Успения Пресвятой Богородицы Минской епархии.

Благодатная помощь православной иконы Жировицкой Божьей Матери

Ещё с древних времён о сотворённых чудесах иконы Жировицкая Божья Матерь существует множество свидетельств. На месте явления иконы существуют источники, которые имеют . Люди, которые находились в трудных жизненных ситуациях, а также, одолеваемые тяжкими болезнями, получали помощь в душевном и телесном исцелении. Жировицкой иконе Божьей Матери молятся при гонениях на православие, от пожаров, при сомнениях и от всякой немощи.

Где купить Жировицкую икону Божьей Матери

Божья Матерь, прославляемая Церковью, стоит во главе всех святых, и поэтому её образ является самым почитаемым среди верующих людей. Не удивительно, что люди хотят купить икону Жировицкой Божьей Матери – защитницу от многих бед. Присутствие икон в нашем доме, независимо в каком художественном стиле они выполнены, вносят в нашу жизнь свет и чистоту. Прекрасной реализацией красоты иконы Жировицкой Божьей Матери, в последнее время, стали работы, вышитые бисером. При помощи самых смелых цветовых решений, данный вид мастерства полностью раскрывает красоту и чистоту образа Богородицы. Вышивки бисером можно купить как в церковной лавке, так и сделать на заказ.

Текст акфиста перед иконой Божьей Матери Жировицкой

Имущи богатство милосердия неизреченное, не отринула еси промышлением избранных Твоих, в скорби велицей сущих. Егда бо храм, идеже бе иконы Твоя пречестная, огню предадеся, Ты, Всеблагая, Утешительнице, сохранши ю от огня неврежденною, паки явила на камени близ храма, огнем сожженнаго. Людие же, узреши таковое чудо, воспеша Ти хвалебную песнь сицевую: Радуйся, Купино неопалимая, неопально во огни пречестный Твой образ сохраншая; Радуйся, скорбныя люди Твоя чудотворныя иконы не лишившая. Радуйся, кровом крылу Твоею христиан покрывающая; Радуйся, предстательством Твоим святыни Твоя охраняющая. Радуйся, на камени пречестный Твой образ паки явившая; Радуйся, вразумлением Твоим на камени веры стопы наша утвердившая. Радуйся, яко стену нерушимую нашего прибежища Тебе стяжахом; Радуйся, яко благомощную Покровитсльницу Тя познахом. Радуйся, Премилосердная Владычице, предстательство наше и всерадостное заступление.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры