Биография про леонардо да винчи. Леонардо да Винчи — самое интересное и загадочное из его жизни

Главная / Бывшие

В одном из каменных домов городка Винчи, расположенного в горах Тосканы, (Франция) 15 апреля 1452 года родился, пожалуй, самый многогранный гений Возрождения — Леонардо. Исследователь загадочных явлений, создатель тревожащих воображение улыбок, за которыми кроется непознаваемая глубина, и рук, указующих в неизвестность, в горные выси, он казался современникам волшебником. Он — великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, математик, физик, естествоиспытатель). Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто — «родом из городка Винчи». Полное его имя — Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».

Детство

Загадка Леонардо начинается с его рождения. Он был незаконно рожденным сыном женщины, о которой почти ничего не известно. Мы не знаем ни ее фамилии, ни возраста, ни внешности, не знаем, была ли она умна или глупа, училась ли чему или нет. Биографы называют молодой крестьянкой. Пусть это так и будет. В Винчи существует традиция называть ее хозяйкой таверны. Она знакома нам под именем Катерина.

Об отце Леонардо, Пьеро да Винчи, известно гораздо больше, но тоже недостаточно. Он был нотариусом и происходил из семьи, которая обосновалась в Винчи, по крайней, мере в XIII столетии. Четыре поколения его предков также были нотариусами, достаточно бережлив хитрыми, чтобы стать землевладельцами и войти в число состоятельных горожан, носящих титул «сеньор», который уже по наследству перешел и к отцу Леонардо.

Господин Пьеро, мессэр Пьеро, которому во время рождения сына было около двадцати пяти лет, обладал впечатляющими мужскими достоинствами: он дожил до семидесяти семи лет, имел четырех жен (трех успел похоронить) и был отцом двенадцати детей, причем последний ребенок появился на свет, когда ему было семьдесят пять. По всей видимости, в нотариальной практике он также добился существенных успехов: когда ему было уже за тридцать, он переехал во Флоренцию и основал там свое дело. Его уважали, особенно в среде аристократии.

В эпоху Возрождения на незаконнорожденных детей смотрели терпимо. Такие дети нередко появлялись у прислуги разных рангов, и часто относились так же, как к детям, рожденным в законном браке.
Однако в дом отца он был взят далеко не сразу. Вскоре после рождения он был отправлен вместе с Катериной в деревню Анхиано, расположенную недалеко от Винчи, и оставался там около четырех лет, в течении которых мессэр Пьеро успел жениться на первой из своих жен, шестнадцатилетней девушке, занимавшей на социальной лестнице более высокую ступень, чем мать Леонардо.

Молодая жена оказалась бесплодной. Возможно, по этой причине Леонардо в возрасте приблизительно четырех с половиной лет был взят в городской дом, где сразу же оказался на попечении многочисленной родни: дедушки, бабушки, отца, дяди и приемной матери. В налоговом реестре, относящемся к 1457 году, он назван незаконным сыном Пьеро.

О том, как проходило детство Леонардо в Винчи, нам ничего неизвестно. В более поздние годы он увлекался ботаникой, геологией, наблюдениями за полетом птиц, игрой солнечного света и тени, движением воды. Все это свидетельствует о его любознательности и еще о том, что в молодости он много времени проводил на свежем воздухе, прогуливаясь по окрестностям городка.

Среди более семи тысяч страниц рукописей и рисунков Леонардо, сохранившихся до наших дней, нет ни одной, которая касалась бы его юности. У него вообще чрезвычайно мало заметок, имеющих отношение к собственной жизни.

Юность

Отец, в 1466 году, приняв во внимание высокий полет дарования сына в искусстве, отобрал в один прекрасный день несколько его рисунков, отнес их Андреа Верроккио, который был его большим другом, и настоятельно попросил его сказать, достигнет ли Леонардо, занявшись рисунком, каких-либо успехов. Пораженный теми огромнейшими задатками, которые он увидел в рисунках начинающего Леонардо, Андреа поддержал сера Пьеро в его решении посвятить его этому делу и тут же договорился с ним о том, чтобы Леонардо поступил к нему в мастерскую, что четырнадцатилетний Леонардо сделал более чем охотно и стал упражняться не в одной только области, а во всех тех, куда входит рисунок.

Будучи подмастерьем в мастерской, Леонардо изучал мастерство художника и скульптора и познакомился с широким выбором инструментов для деятельности при поднятии и переноске тяжестей и копании. Позже в своей жизни он будет использовать эти знания как отправную точку для своих многочисленных идей и изобретений. Леонардо занимался всеми видами художественной деятельности, всегда проявляя безграничную любознательность и умение связать искусство с научными познаниями, бывшими результатом пристального наблюдения и неустанного исследования явлений природы.

Великий итальянский художник Леонардо да Винчи в своей жизни, научном и художественном творчестве воплотил гуманистический идеал «всесторонне развитой личности» (homo universale). Круг его интересов был поистине универсален. В него входили живопись, скульптура, архитектура, пиротехника, военная и гражданская инженерия, математические и естественные науки, медицина и музыка.

Художественное наследие Леонардо да Винчи количественно невелико — скульптурные произведения погибли, живопись или плохо сохранилась, или осталась незавершенной, архитектурные проекты так никогда и не были осуществлены. Единственно, что не так пострадало — это записные книжки, отдельные листы c записями и рисунками, часто произвольно объединенные в так называемые кодексы.

Высказывалось мнение, что его увлечения естественными науками и инженерным делом помешали его плодовитости в искусстве. Однако анонимный биограф, его современник, указывает, что Леонардо «имел превосходнейшие замыслы, но создал немного вещей в красках, потому что, как говорят, никогда не был доволен собой». Это подтверждает и биограф Вазари, согласно которому, препятствия лежали в самой душе Леонардо — «величайшей и необыкновеннейшей… она именно побуждала его искать превосходства над совершенством, так что всякое произведение его замедлялось от избытка желаний».

В возрасте 20 лет Леонардо да Винчи сделался членом Флорентийской Гильдии Художников. Как раз в это время он внес свой вклад в работу своего учителя Верроккьо «Крещение Христа». По рассказу Вазари, молодой Леонардо написал голову белокурого ангела на левой стороне картины и часть пейзажа. «Эта голова так изящно-благородна, исполнена такой поэзии, что остальные персонажи картины не смотрятся рядом с ней, кажутся нескладными и тривиальными».

Студенты часто выполняли часть работы своих учителей и Леонардо впоследствии также имел учеников, которые помогали ему в его работе. В картине «Крещение Христа» Леонардо показал талант молодого гения и оригинальность. Он использовал масляные краски, которые явились новшеством в Италии, и с их помощью он превзошел своего учителя в использовании света и краски. Некоторые думают, что талант Леонардо вызывал зависть учителя. Однако, наиболее вероятно, что Верроккьо был рад передать искусство живописи Леонардо. Чтобы уделить больше времени скульптуре и другим проектам, Леонардо продолжал жить со своим учителем, но уже начал работать над своими собственными картинами.

Зрелость творческой личности

В период Ренессанса большинство художественных полотен были написаны на религиозные темы или являлись портретами. Пейзажи можно было видеть только на фонах таких полотен, как «Крещение Христа». Но написания пейзажей в качестве фона для человеческих фигур для Леонардо было недостаточно. Его первый датированный рисунок является деревенским пейзажем «Долина Арно» (1473). Эскиз выполнен в карандаше и полон движений природы: проходящий над холмами свет, шорох листьев и движение воды. С самого начала Леонардо отошел от общепринятых традиций и создал новый стиль со своим взглядом на мир природы.

Один эпизод, подробно описанный Вазари, относится к начальному периоду художественной деятельности Леонардо. Как-то отец принес домой круглый щит, переданный ему приятелем, и попросил сына украсить его каким-нибудь изображением по своему вкусу, чтобы доставить этому приятелю удовольствие. Леонардо нашел щит кривым и шероховатым, тщательно выпрямил и отполировал его, а затем залил гипсом. Затем он натаскал в свою уединенную комнату великое множество хамелеонов, ящериц, сверчков, змей, бабочек, омаров, летучих мышей и других причудливых животных. Вдохновившись зрелищем этих тварей и воспользовавшись обликом каждой в самых фантастических сочетаниях, он создал для украшения щита некое страшное чудище, «которое заставил выползать из темной расщелины скалы, причем из пасти этого чудовища разливался яд, из глаз вылетал огонь, а из ноздрей — дым». Работа над щитом так увлекла Леонардо, что «по великой своей любви к искусству» он даже не замечал жуткого смрада от подыхавших животных.

Когда почтенный нотариус увидел этот щит, он отшатнулся в ужасе, не веря, что перед ним всего лишь создание искусного художника. Но Леонардо успокоил его и назидательно пояснил, что эта вещь «как раз отвечает своему назначению…» Впоследствии леонардовский щит попал к миланскому герцогу, который очень дорого заплатил за него.

Много лет спустя, уже на закате жизни, Леонардо, по словам того же Вазари, нацепил ящерице «крылья, сделанные из кожи, содранной им с других ящериц, налитые ртутью и трепетавшие, когда ящерица двигалась; кроме того, он приделал ей глаза, рога и бороду, приручил ее и держал в коробке; все друзья, которым он ее показывал, от страха пускались наутек».

В 26 лет да Винчи начинает полностью самостоятельную карьеру, а так же приступает к более детальному изучению различных аспектов естествознания и сам становится учителем. В этот период еще до своего отъезда в Милан, Леонардо начинает работу над «Поклонением волхвов», которую так никогда и не завершил. Вполне возможно, что это стало своеобразной местью да Винчи за то, что папа Сикст IV отклонил его кандидатуру при выборе художника для росписи Сикстинской капеллы Ватикана в Риме. Возможно, мода на неоплатонизм властвовавшая в ту эпоху во Флоренции так же сыграла роль в решении да Винчи уехать в достаточно академичный и прагматичный Милан, который больше отвечал его духу.

В Милане Леонардо берется за создание «Мадонны в гроте» для алтаря капеллы. Эта работа ясно показывает, что да Винчи уже владеет определенными знаниями в области биологии и геодезии, поскольку растения и сам грот выписаны с максимальной реалистичностью. Соблюдены все пропорции и законы композиции. Однако, не смотря на такое потрясающее исполнение, эта картина на многие годы стала предметом раздора между автором и заказчиками. Годы этого периода да Винчи посвящает записям своих размышлений, чертежам, более глубоким исследованиям. Вполне возможно, что к его отъезду в Милан причастен некий музыкант, Миглиоротти. Одного лишь письма этого человека, в котором описывались удивительные произведения инженерной мысли «сеньора, который к тому же еще и рисует», хватило, чтобы да Винчи получил приглашение работать под покровительством Людовика Сфорза, вдали от соперников и недоброжелателей. Здесь он получает некоторую свободу для творчества и исследований. А так же занимается организацией спектаклей и торжеств, техническим оснащением сцены придворного театра. Кроме того, Леонардо пишет много портретов для миланского двора.

Именно в этот период да Винчи больше задумывается над военно-техническими проектами, изучает градостроительство и предлагает собственную модель идеального города.

Так же, во время пребывания в одном из монастырей, он получает заказ на эскиз к образу Девы Марии с младенцем Иисусом, св. Анной и Иоанном Крестителем. Работа получилась настолько впечатляющей, что зритель ощущал себя присутствующим при описанном событии, частью картины.

В 1504 г. многие ученики, считающие себя последователями да Винчи, покидают Флоренцию, где он задержался, чтобы привести в порядок свои многочисленные записи и чертежи, и перебираются вместе с учителем в Милан. С 1503 по 1506гг. Леонардо начинает работу над «Джокондой». В качестве модели выбрана Мона Лиза дель Джиокондо, урожденная Лиза-Мария Джерардини. Многочисленные варианты сюжета известной картины до сих пор не оставляют равнодушными деятелей искусств и критиков.

В 1513 г. Леонардо да Винчи перебирается на некоторое время в Рим по приглашению папы Леона Х, а точнее, в Ватикан, где уже работают Рафаэль и Микеланджело. Не забывает мастер и свое увлечение инженерным делом, работая над проблемой осушения болот на территории владений герцога Жульена Медичи. Одним из самых грандиозных архитектурных проектов этого периода становится для да Винчи замок Клу в Амбуазе, куда мастера приглашает работать сам король Франции Франсуа I. Со временем их отношения становятся гораздо ближе, чем просто деловыми. Франсуа часто прислушивается к мнению великого ученого, относится к нему, как к отцу, и тяжело переживает смерть да Винчи в 1519 г. Леонардо умирает весной от тяжелой болезни в возрасте 67 лет, завещав свои рукописи и кисти ученику — Франческо Мельци.

Секреты гения

Он изобрел принцип рассеяния (или сфумато). Предметы на его полотнах не имеют четких границ: все, как в жизни, размыто, проникает одно в другое, а значит, дышит, живет, пробуждает фантазию. Итальянец советовал упражняться в таком рассеянии, разглядывая возникающие от сырости пятна на стенах, пепел, облака или грязь. Он специально окуривал дымом помещение, где работал, чтобы в клубах выискивать образы.

Благодаря эффекту сфумато появилась мерцающая улыбка Джоконды, когда в зависимости от фокусировки взгляда зрителю кажется, что героиня картины то нежно улыбается, то хищно скалится. Второе чудо Моны Лизы в том, что она «живая». На протяжении веков ее улыбка изменяется, уголки губ поднимаются выше. Точно так же Мастер смешивал знания разных наук, поэтому его изобретения со временем находят все больше применений. Из трактата о свете и тени происходят начала наук о проникающей силе, колебательном движении, распространении волн. Все его 120 книг рассеялись (сфумато) по свету и постепенно открываются человечеству.

Да Винчи многое шифровал, чтобы его идеи раскрывались постепенно, по мере того, как человечество до них «дозреет». Изобретатель писал левой рукой и невероятно мелкими буковками, да еще и справа налево. Но и этого мало — он все буквы переворачивал в зеркальном изображении. Он говорил загадками, сыпал метафорическими пророчествами, обожал составлять ребусы. Леонардо не подписывал своих произведений, но на них есть опознавательные знаки. Например, если вглядываться в картины, можно обнаружить символическую взлетающую птицу. Таких знаков, видимо, немало, поэтому те или иные его детища вдруг обнаруживаются через века. Как было с мадонной Бенуа, которую долгое время в качестве домашней иконы возили с собой странствующие актеры.

Леонардо предпочитал метод аналогии всем другим. Приблизительность аналогии — это преимущество перед точностью силлогизма, когда из двух умозаключений неизбежно следует третье. Но одно. Зато чем причудливее аналогия, тем дальше простираются выводы из нее. Взять хоть знаменитую иллюстрацию Мастера, доказывающую пропорциональность человеческого тела. С раскинутыми руками и раздвинутыми ногами фигура человека вписывается в круг. А с сомкнутыми ногами и приподнятыми руками — в квадрат, при этом образуя крест. Такая «мельница» дала толчок ряду разнообразных мыслей. Флорентиец оказался единственным, от кого пошли проекты церквей, когда алтарь помещается посередине (пуп человека), а молящиеся — равномерно вокруг. Этот церковный план в виде октаэдра послужил еще одному изобретению гения — шариковому подшипнику.

Также гений любил использовать правило контрапоста — противопоставления противоположностей. Контрапост создает движение. Делая скульптуру гигантского коня в Корте Веккио, художник расположил ноги скакуна в контрапосте, что создавало иллюзию особого свободного хода. Все, кто видел статую, невольно меняли свою походку на более раскованную.

Леонардо никогда не спешил закончить произведение, ибо неоконченность — обязательное качество жизни. Окончить — значит убить! Медлительность творца была притчей во языцех, он мог сделать два-три мазка и удалиться на много дней из города, например, благоустраивать долины Ломбардии или создавать аппарат для ходьбы по воде. Почти каждое из его значительных произведений — «незавершенка». Многие были испорчены водой, огнем, варварским обращением, но художник их не исправлял. У Мастера был особый состав, с помощью коего он на готовой картине будто специально проделывал «окна незаконченности». Видимо, так он оставлял место, куда бы сама жизнь могла вмешаться, что-то подправить.

Открытия и изобретения Леонардо на протяжении лет 400 оказались практически невостребованными. К сожалению, и дельтаплан, и парашют, и автомобиль, и даже автомобильный тормоз были придуманы заново, без опоры на гениальные догадки великого флорентийца.

Полная галерея творчества Леонардо да Винчи.

Биография и эпизоды жизни Леонардо да Винчи. Когда родился и умер Леонардо да Винчи, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты художника и ученого,изображения и видео.

Годы жизни Леонардо да Винчи:

родился 15 апреля 1452, умер 2 мая 1519

Эпитафия

«Пророк, иль демон, иль кудесник,
Загадку вечную храня,
О, Леонардо, ты - предвестник
Еще неведомого дня».
Из стихотворения Дмитрия Мережковского «Леонардо да Винчи»

Биография

Леонардо да Винчи - одна из наиболее таинственных фигур мировой истории и, определенно, самый выдающийся гений эпохи Возрождения. Ему приписывают изобретение первых прототипов вертолета, парашюта, автомобиля, дельтаплана, акваланга и десятков прочих механизмов, без которых современная цивилизация просто немыслима. Сам да Винчи называл себя скорее ученым и инженером, чем художником, хотя и творческая его деятельность по сей день не перестает поражать воображение искусствоведов и простых ценителей живописи и скульптуры. Кроме того труды да Винчи нашли отражение и в других сферах науки и искусства: в физике, астрономии, анатомии, филологии и прочих. О Леонардо складывались легенды еще при жизни, он укоренился в вехах истории как воистину титаническая фигура, подлинный гений, на века опередивший свое время.

Леонардо родился в небольшом поселке вблизи городка Винчи, название которого, согласно традициям того времени, и легло в основу его фамилии. Его отец был богатым потомственным нотариусом, мать - простой крестьянкой. С детства да Винчи обучался у одного из наиболее влиятельных художников того времени Андреа дель Верроккио, которого сумел превзойти уже в возрасте 20 лет. Так, когда юноша завершил написание «Крещения Христа», Верроккио заявил, что отныне все лица будет писать исключительно Леонардо.


Впоследствии да Винчи служил при дворах известных политиков, аристократов и королей, перемещаясь между Флоренцией, Миланом, Римом. Он занимал посты архитектора, военного инженера, конструктора, был осведомлен в принципах градостроения, писал фундаментальные труды по медицине и прочим наукам. За зрелую жизнь Леонардо да Винчи из-под его кисти вышли десятки шедевров: «Дама с горностаем», Витрувианский человек, «Мадонна Литта», а также несчетное количество гениальных набросков. К сожалению, в память о Леонардо сохранилась лишь мизерная часть его трудов, но даже их достаточно, чтобы оценить недюжинный вклад художника в развитие мирового искусства.

Последние годы да Винчи доживал в королевском замке Кло-Люсе по приглашению Франциска I. Здоровье Леонардо поступательно увядало, и вскоре тот даже утратил способность передвигаться самостоятельно. Впрочем, о загадочной болезни художника ничего неизвестно, а о причинах смерти да Винчи спорят до сих пор. Незадолго до смерти Леонардо да Винчи оставил завещание, и позже скончался в присутствии короля и своих учеников. Тело художника было захоронено в замке Амбуаз, а могила да Винчи была отмечена лаконичной надписью: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства».

Линия жизни

15 апреля 1452 г. Дата рождения Леонардо да Винчи.
1467 г. Поступление на обучение к художнику Андреа дель Верроккио.
1472 г. Поступление в гильдию живописцев Святого Луки.
1476 г. Открытие собственной мастерской.
1502 г. Поступление на службу к Чезаре Борджиа в качестве архитектора.
1506 г. Служба у французского короля Людовика XII.
1512 г. Переезд в Рим под покровительство папы Льва X.
1516 г. Служба у короля Франциска I.
2 мая 1519 г. Дата смерти Леонардо да Винчи.

Памятные места

1. Музей Леонардо в Винчи — городе, близ которого родился гений.
2. Музей да Винчи во Флоренции.
3. Музей да Винчи в Милане.
4. Лувр, где хранятся работы Леонардо да Винчи, в числе которых знаменитая «Мона Лиза».
5. Национальная галерея искусств в Вашингтоне, где представлены работы да Винчи.
6. Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге, где можно увидеть работы да Винчи.
7. Лондонская национальная галерея, где хранятся работы да Винчи.
8. Национальная галерея Шотландии, где хранятся работы да Винчи.
9. Замок Кло-Люсе, где похоронен да Винчи.

Эпизоды жизни

Однажды, когда Леонардо был еще юным, к его отцу пришел соседский крестьянин с просьбой отыскать художника для оформления его самодельного щита. Отец согласился и позволил взяться за дело своему сыну. Молодой да Винчи подошел к делу с невиданной оригинальностью: он изобразил на щите личину Медузы Горгоны, а в качестве подручного материала использовал настоящих змей, кузнечиков и прочих насекомых. Леонардо думал, что украшенный таким образом щит сможет не только хорошо защищать своего владельца, но и устрашать врагов. Закончилось тем, что отец не оценил сыновьего творчества и купил для крестьянина другой щит. Оригинал же впоследствии был продан богатому семейству Медичи во Флоренции.

Интересно, что в истории практически не сохранились сведения о личной жизни Леонардо. Судя по имеющимся фактам, он не состоял в браке и даже не имел романов с женщинами. Единственным спутником жизни да Винчи был один из его учеников по имени Салаи (от итал. «дьяволенок»). Об отношениях Леонардо и Салаи тоже ничего достоверно не известно, кроме того, что связь их длилась более 25 лет. Удивительно, что ни с кем из своего окружения да Винчи не поддерживал столь длительных отношений.

Завет

«Только одиночество дает необходимую свободу».

«Как хорошо прожитый день дает спокойный сон, так с пользой прожитая жизнь дает спокойную смерть».

Жизнь и творчество Леонардо да Винчи

Соболезнования

«Он был не только великим живописцем, но и великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики».
Фридрих Энгельс, философ

«Всем известны имена Рафаэля, Тициана, Беллини, Микеланджело - они лишь некоторые из достойных упоминания. Однако никто не достиг такого мастерства в столь многих различных областях, как Леонардо да Винчи».
Святослав Рерих, художник

«Потеря Леонардо сверх меры опечалила всех, кто его знавал, ибо не было никогда человека, который принес бы столько чести искусству живописи. Это мастер, который поистине с великой пользой для человечества прожил всю свою жизнь».
Ирина Никифорова, библиограф

Выдающийся итальянский художник, ученый, инженер и анатом, один из видных представителей искусства и науки эпохи Возрождения, Леонардо да Винчи родился в 1452 году в селении Анкиано, около города Винчи.

Помимо известных всему миру полотен и скульптур, Леонардо оставил после себя рукописи по многим областям знания. Он занимался математикой, гидромеханикой, геологией и физической географией, метеорологией, химией, астрономией, ботаникой, а также анатомией и физиологией человека и животных.

Несмотря на то, что некоторые шедевры Леонардо, например «Джоконду», знают все, можно привести и малоизвестные факты его жизни и творчества. Например, что матерью Леонардо была простая крестьянка, он получил домашнее образование, виртуозно играл на лире, первым объяснил, почему небо синее, а луна такая яркая, был амбидекстром и страдал дислексией.

1. Леонардо родился в семье богатого нотариуса и землевладельца Пьеро да Винчи, его матерью была простая крестьянка Катерина. Он получил неплохое домашнее образование, однако ему не хватало систематических занятий греческим и латынью.

2. Он виртуозно играл на лире. Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.

4. По одной из теорий, Мона Лиза улыбается от осознания своей тайной для всех беременности.

5. По другой версии, Джоконду развлекали музыканты и клоуны в то время, как она позировала художнику.

6. Есть еще одна теория, согласно которой, «Мона Лиза» - это автопортрет Леонардо.

7. Леонардо, по всей видимости, не оставил ни одного автопортрета, который бы мог ему быть однозначно приписан. Ученые усомнились в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо (традиционно датируется 1512-1515 годами), изображающий его в старости, является таковым. Считают, что, возможно, это всего лишь этюд головы апостола для «Тайной вечери». Сомнения в том, что это автопортрет художника, высказывались с XIX века, последним их высказал недавно один из крупнейших специалистов по Леонардо, профессор Пьетро Марани.

8. Ученые Амстердамского университета и специалисты из США, изучив загадочную улыбку Джоконды при помощи новой компьютерной программы, разгадали ее состав: по их данным, она содержит 83% счастья, 9% пренебрежения, 6% страха и 2% злости.

9. Билл Гейтс за 30 млн долларов в 1994 году приобрел Codex Leicester - собрание работ Леонардо да Винчи. С 2003 года оно демонстрируется в Музее Искусств Сиэтла.

10. Леонардо любил воду: он разработал инструкции по подводным погружениям, изобрел и описал прибор для подводного погружения, дыхательный аппарат для подводного плавания. Все изобретения Леонардо легли в основу современного подводного снаряжения.

11. Леонардо первым объяснил, почему небо синее. В книге „О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой».

12. Наблюдения луны в фазе растущего полумесяца привели Леонардо к одному из важных научных открытий - исследователь установил, что солнечный свет отражается от Земли и возвращается к луне в виде вторичной подсветки.

13. Леонардо был амбидекстром - в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Он страдал дислексией (нарушением способности читать) - этот недуг, называемый «словесной слепотой», связывают с пониженной активностью мозга в определенной зоне левого полушария. Как известно, Леонардо писал зеркальным способом.

14. Недавно Лувр потратил 5,5 млн долларов, чтобы перевесить знаменитый шедевр художника «Джоконду» из общего в специально оборудованный для нее зал. Для «Джоконды» отвели две трети Государственного зала, занимающего общую площадь 840 квадратных метров. Громадное помещение перестроили под галерею, на дальней стене которой теперь висит знаменитое творение Леонардо. Перестройка, которая производилась по проекту перуанского архитектора Лорензо Пикераса, продолжалась около четырех лет.

Решение переселить «Мону Лизу» в отдельный зал было принято администрацией Лувра в связи с тем, что на прежнем месте, в окружении других картин итальянских живописцев, этот шедевр терялся, а публике приходилось стоять в очереди, чтобы увидеть знаменитую картину.

15. В августе 2003 года полотно великого Леонардо да Винчи стоимостью 50 млн долларов «Мадонна с веретеном» было похищено из замка Друмланриг в Шотландии. Шедевр исчез из дома одного из самых богатых землевладельцев Шотландии, герцога Бакклью. ФБР в ноябре прошлого года обнародовало список 10 самых громких преступлений в сфере искусства, в числе которых было и это ограбление.

16. Леонардо оставил проекты подводной лодки, воздушного винта, танка, ткацкого станка, шарикоподшипника и летающих машин.

17. В декабре 2000 года британский парашютист Адриан Николас в Южной Африке спустился с высоты 3 тыс. метров с воздушного шара на парашюте, сделанном по эскизу Леонардо да Винчи. Об этом факте пишет сайт Discover.

18. Леонардо первым из живописцев стал расчленять трупы, чтобы понять расположение и строение мышц.

19. Большой любитель игр со словами, Леонардо оставил в Codex Arundel длинный список синонимов для обозначения мужского пениса.

20. Занимаясь строительством каналов, Леонардо да Винчи сделал наблюдение, которое потом вошло в геологию под его именем в качестве теоретического принципа распознавания времени образования земных слоев. Он пришел к выводу, что Земля намного старше, чем считалось по Библии.

Итальянский живописец, скульптор, архитектор, инженер, техник, ученый, математик, анатом, ботаник, музыкант, философ эпохи Высокого Возрождения Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 в местечке Винчи, недалеко от Флоренции. Отец - сеньор, мессэр Пьеро да Винчи - был богатым нотариусом, так же как и четыре предыдущих поколения его предков. Когда родился Леонардо, ему было около 25 лет. Умер Пьеро да Винчи в 77 лет (в 1504 г.), за свою жизнь имел четырех жен и был отцом десяти сыновей и двух дочерей (последний ребенок родился, когда ему было 75 лет). О матери Леонардо почти ничего не известно: в его биографиях чаще всего упоминается некая „молодая крестьянка” Катерина. В эпоху Возрождения к незаконнорожденным часто относились так же, как к детям, рожденным в законном браке. Леонардо сразу был признан своим отцом, но после рождения был отправлен вместе с матерью в деревню Анхиано.

В 4 года его забрали в семью отца, где он получил начальное образование: чтение, письмо, математика, латынь. Одна из особенностей Леонардо да Винчи - его почерк: Леонардо был левша и писал справа налево, переворачивая буквы так, что текст легче было читать с помощью зеркала, но если письмо было адресовано кому-либо, он писал традиционно. Когда Пьеро было за 30, он переехал во Флоренцию и обосновал там свое дело. Чтобы найти работу для сына, отец привез его во Флоренцию. Будучи незаконно рожденным, Леонардо не мог стать юристом или врачом и отец решил сделать из него художника. В то время художники, считавшиеся ремесленниками и не принадлежавшие к элите, стояли чуть выше портных, но во Флоренции испытывали к живописцам гораздо больше почтения, чем в других городах-государствах.

В 1467-1472 Леонардо обучался у Андреа дель Верроккио - одного из ведущих художников того периода - скульптора, бронзолитейщика, ювелира, устроителя празднеств, одного из представителей Тосканской школы живописи. Талант Леонардо-художника был признан учителем и публикой, когда юному художнику едва исполнилось двадцать лет: Верроккьо получил заказ написать картину „Крещение Христа” (Галерея Уффици, Флоренция), второстепенные фигуры должны были писать ученики художника. Для живописи в то время использовались темперные краски - яичный желток, вода, виноградный уксус и цветной пигмент - и в большинстве случаев картины получались тусклыми. Леонардо рискнул писать фигуру своего ангела и пейзаж недавно открытыми масляными красками. По легенде, увидев работу ученика, Верроккио сказал, что «его превзошли и отныне все лица будет писать только Леонардо».

Он овладевает несколькими техниками рисунка: итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо. В 1472 Леонардо был принят в гильдию живописцев - гильдию Святого Луки, но остался жить в доме Верроккио. Собственную мастерскую во Флоренции он открыл между 1476 и 1478 годами. 8 апреля 1476 Леонардо да Винчи по доносу был обвинен в садомее и арестован вместе с тремя друзьями. В то время во Флоренции садомея была преступлением, а высшей мерой было сожжение у столба. Судя по записям того времени, многие сомневались в виновности Леонардо, ни обвинителя, ни свидетелей так и не нашли. Избежать сурового приговора, вероятно, помогло и то, что среди арестованных был сын одного из вельмож Флоренции: был суд, но провинившихся отпустили после небольшой порки.

В 1482, получив приглашение ко двору правителя Милана Лодовико Сфорца, Леонардо да Винчи неожиданно уехал из Флоренции. Лодовико Сфорца считался самым ненавистным тираном в Италии, но Леонардо решил, что Сфорца будет для него лучшим покровителем, чем Медичи, правившие во Флоренции и невзлюбившие Леонардо. Первоначально герцог взял его в качестве устроителя придворных праздников, для которых Леонардо придумывал не только маски и костюмы, но и механические „чудеса”. Великолепные праздники работали на преумножение славы герцога Лодовико. За жалование меньшее, чем у придворного карлика, в замке герцога Леонардо исполнял обязанности военного инженера, гидротехника, придворного художника, позднее - архитектора и инженера. Одновременно Леонардо „работал на себя”, занимаясь несколькими направлениями науки и техники одновременно, но за большую часть работы ему не платили, так как Сфорца не обращал никакого внимания на его изобретения.

В 1484-1485 годах около 50 тысяч жителей Милана умерло от чумы. Леонардо да Винчи, считавший причиной этого перенаселенность города и грязь, царившую на узких улочках, предложил герцогу построить новый город. По плану Леонардо город должен был состоять из 10 районов по 30 тысяч жителей, в каждом районе должна была быть своя канализация, ширина самых узких улиц должна была равняться средней высоте лошади (через несколько столетий Государственный совет Лондона признал предложенные Леонардо пропорции идеальными и отдал приказ следовать им при разбивке новых улиц). Проект устройства города, как и многие другие технические идеи Леонардо, герцог отверг.

Леонардо да Винчи было поручено основать в Милане академию художеств. Для преподавания он составил трактаты о живописи, свете, тенях, движении, теории и практике, перспективе, движениях человеческого тела, пропорциях человеческого тела. В Милане возникает Ломбардская школа, состоявшая из учеников Леонардо. В 1495 году по просьбе Лодовико Сфорца Леонардо начал рисовать свою „Тайную вечерю” на стене трапезной доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане.

22 июля 1490 Леонардо поселил в своем доме юного Джакомо Капротти (впоследствии он стал звать мальчика Салай - „Демон”). Что бы ни вытворял юноша, Леонардо прощал ему все. Отношения с Салаем были самыми постоянными в жизни Леонардо да Винчи, не имевшего семьи (ни жены, ни детей он не хотел), а после его смерти Салай унаследовал многие картины Леонардо.

После падения Лодовика Сфорца Леонардо да Винчи покинул Милан. В разные годы он жил в Венеции (1499, 1500), во Флоренции (1500-1502, 1503-1506, 1507), Мантуе (1500), Милане (1506, 1507-1513), Риме (1513-1516). В 1516 (1517) принял приглашение Франциска I и уехал в Париж. Леонардо да Винчи не любил долго спать, был вегетарианцем. По некоторым свидетельствам Леонардо да Винчи был прекрасно сложен, обладал огромной физической силой, обладал недурными познаниями в рыцарских искусствах, верховой езде, танцах, фехтовании. В математике его привлекало только то, что можно увидеть, поэтому для него она прежде всего состояла из геометрии и законов пропорции. Леонардо да Винчи пытался определить коэффициенты трения скольжения, изучал сопротивление материалов, занимался гидравликой, моделированием.

К тем областям, которые были интересны Леонардо да Винчи относились акустика, анатомия, астрономия, аэронавтика, ботаника, геология, гидравлика, картография, математика, механика, оптика, конструирование оружия, гражданское и военное строительство, планировка городов. Умер Леонардо да Винчи 2 мая 1519 в замке Клу недалеко от Амбуаза (Турень, Франция).

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (1452 - 1519) – итальянский живописец, скульптор и архитектор, учёный-естествоиспытатель, писатель и музыкант, изобретатель и математик, ботаник и философ, яркий представитель эпохи Возрождения.

Детство

Неподалёку от итальянской Флоренции расположен небольшой городок Винчи, близ него в 1452 году существовало селение Анкиано, где 15 апреля родился гений Леонардо да Винчи.

Его отцу, довольно успешному нотариусу Пьеро, на тот момент было 25 лет. Он состоял в любовной связи с красивой крестьянкой Катериной, в результате чего и появился на свет ребёнок. Но позже отец сочетался законным браком со знатной и богатой девушкой, а Леонардо остался жить с мамой.

Через некоторое время выяснилось, что супружеская пара да Вични не может иметь собственных детей, и тогда Пьеро забрал у Катерины на воспитание их общего сына Леонардо, которому к тому времени уже исполнилось три годика. Малыша разлучили с матерью, и потом всю жизнь он старательно в своих шедеврах пытался воссоздать её образ.

В новой семье мальчик уже с 4-х лет начал получать начальное образование, его учили латыни и чтению, математике и письму.

Юность во Флоренции

Когда Леонардо было 13 лет, умерла его мачеха, отец женился второй раз и переехал во Флоренцию. Здесь он открыл собственное дело, к которому пытался привлечь сына.

В те времена дети, рождённые вне законного брака, наделялись абсолютно такими же правами, как и наследники, появившиеся в официально зарегистрированной семье. Однако Леонардо мало интересовали законы общества, и тогда отец Пьеро принял решение сделать из сына художника.

Его учителем в живописном деле стал представитель Тосканской школы, скульптор и бронзолитейщик, ювелир Андреа дель Верроккио. Леонардо был принят в его мастерскую в качестве подмастерья.

В те годы во Флоренции был сосредоточен весь интеллект Италии, так что, кроме живописи, у да Винчи здесь была возможность учиться черчению, химии, гуманитарным наукам. Тут он познал кое-какие навыки в технике, научился работать с такими материалами, как металл, кожа и гипс, увлёкся моделированием и скульптурой.

В 20-летнем возрасте в Гильдии Святого Луки Леонардо получил квалификацию мастера.

Первые живописные шедевры

В те времена в мастерских живописи практиковалось совместное написание картин, когда учитель выполнял заказы с помощью кого-то из своих учеников.

Так и Верроккио, когда получил очередной заказ, выбрал себе в помощники да Винчи. Нужна была картина «Крещение Христа», учитель поручил Леонардо написание одного из двух ангелов. Но когда мастер-преподаватель сравнил ангела, которого писал он, с творением рук да Винчи, то выбросил свою кисть и больше уже никогда не возвращался к живописи. Он понял, что ученик не просто превзошёл его, а родился настоящий гений.

Леонардо да Винчи владел несколькими техниками живописи:

  • итальянский карандаш;
  • сангина;
  • серебряный карандаш;
  • перо.

В течение последующих пяти лет Леонардо трудился над созданием таких шедевров, как «Мадонна с вазой», «Благовещение», «Мадонна с цветком».

Период жизни в Милане

Весной 1476 года да Винчи и ещё трое его друзей попали под обвинение в садомее и были арестованы. Тогда это считалось жутким преступлением, за которое полагалась высшая мера наказания – сожжение у столба. Виновность художника не была доказана, обвинителей и свидетелей не нашли. А также в число подозреваемых попал сын знатного флорентийского вельможи. Эти два обстоятельства помогли да Винчи избежать наказания, подсудимых выпороли и отпустили.

После этого инцидента к Верроккио молодой человек уже не вернулся, а открыл собственную мастерскую живописи.

В 1482 году правитель Милана Людовико Сфорца пригласил Леонардо да Винчи ко двору в качестве устроителя праздников. Его работа заключалась в создании костюмов, масок и механических «чудес», праздники получались великолепными. Леонардо приходилось одновременно совмещать несколько должностей: инженер и архитектор, придворный художник, гидротехник и военный инженер. При этом жалование у него было меньше, чем у придворного карлика. Но Леонардо не отчаивался, потому что таким образом у него была возможность работать на самого себя, развиваться в науке и технике.

Особенно много внимания в годы жизни и работы в Милане да Винчи уделял анатомии и архитектуре. Он набросал несколько вариантов центрально-купольного храма; раздобыл человеческий череп и сделал открытие – черепные пазухи.

В этот же миланский период, работая при дворе, он сильно увлёкся кулинарией и искусством сервировки столов. Для того чтобы облегчить труд поваров, Леонардо изобрёл некоторые кулинарные приспособления.

Художественные творения гениального да Винчи

Хоть современники и причисляют Леонардо да Винчи к великим художникам, сам себя он считал учёным инженером. Рисовал он достаточно медленно и не так уж много времени посвящал изобразительному искусству, так как слишком сильно увлекался наукой.

Некоторые работы с годами и веками были утрачены либо сильно повреждены, очень много осталось недоработанных картин. Например, большая алтарная композиция «Поклонение волхвов». Поэтому художественное наследие Леонардо не так уж и велико. Но то, что дошло до наших дней, по-настоящему бесценно. Это такие картины, как «Мадонна в гроте», «Джоконда», «Тайная вечеря», «Дама с горностаем».

Чтобы настолько гениально изображать на картинах человеческие тела, Леонардо первым в мире живописи стал изучать строение и расположение мышц, для чего расчленял трупы.

Другие сферы деятельности Леонардо

Но ему принадлежит огромное количество открытий и в других сферах и областях.
В 1485 году в Милане случилась эпидемия чумы. От этой болезни умерло около 50 000 жителей города. Да Винчи обосновал герцогу такой мор тем, что в перенаселённом городе на узких улицах царила грязь, и выступил с предложением строительства нового города. Он предложил план, по которому город, рассчитанный на 30 000 жителей, был разделен на 10 районов, каждый из них – со своей канализацией. Также Леонардо предлагал рассчитывать ширину улиц, исходя из средней высоты лошадей. Герцог отверг его план, как, впрочем, при жизни отвергали многие гениальные творения да Винчи.

Однако пройдёт несколько столетий, и Государственный совет Лондона воспользуется предложенными Леонардо пропорциями, назовёт их идеальными и будет применять при разбивке новых улиц.

Очень талантлив да Винчи был и в музыке. Его рукам принадлежит создание серебряной лиры, которая по форме походила на конскую голову, он также виртуозно на этой лире мог играть.

Леонардо увлекала водная стихия, у него много работ, тем или иным образом связанных с водой. Ему принадлежит изобретение и описание прибора для погружения под воду, а также дыхательного аппарата, который можно применять для подводного плавания. Всё современное подводное снаряжение имеет в своей основе изобретения да Винчи. Он изучал гидравлику, законы жидкости, разрабатывал теорию портов канализации и шлюзов, проверяя свои идеи на практике.

А как сильно был увлечён он разработкой летательного аппарата, и сотворил простейший из них на основе крыльев. Это его идеи – аэроплан с полным управлением и аппарат, у которого будут вертикальные взлёт и посадка. У него не было мотора и не получилось воплотить идеи в жизнь.

В строении человека его интересовало абсолютно всё, очень много он трудился над изучением человеческого глаза.

Несколько интересных фактов

У Леонардо да Винчи было множество учеников и друзей. Что касается его взаимоотношений с женским полом, то достоверной информации по этому поводу нет. Доподлинно известно, что женат он не был.

Леонардо да Винчи очень мало спал и был вегетарианцем. Он вообще не понимал, как может совмещать человек свободу, к которой стремится, с содержанием в клетках зверей и птиц. В своих дневниках он писал:

«Мы все – ходячие кладбища, потому что живём за счёт умерщвления других (животных)».

Прошло уже почти 5 веков, как нет великого гения, а мир до сих пор пытается разгадать улыбку Джоконды. Её изучали специалисты и ученые в Амстердаме и США, даже с помощью компьютерных технологий определили эмоции, которые таит в себе улыбка:

  • счастье (83%);
  • страх (6%);
  • злость (2%);
  • пренебрежение (9%).

Существует версия, что когда Джоконда позировала мастеру, её развлекали шуты и музыканты. А некоторые ученые предположили, что она была беременна и от осознания этой тайны блаженно улыбалась.

Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 года, его окружали ученики. Наследие гениального человека включало в себя не только картины, но и огромную библиотеку, инструменты, около 50 000 набросков. Распорядителем всего этого стал его друг и ученик Франческо Мельци.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры