Дидюля: биография, семья музыканта. Валерий Михайлович Дидюля — белорусский гитарист и композитор Композитор дидюля биография

Главная / Бывшие

— это совершенно оригинальный белорусский гитарист чье искреннее творчество неповторимо на всей территории бывшего СССР. Живая инструментальная музыка естественно переплетается с электронными эффектами, создавая собственный эмоциональный мир. Звук, словно живая волна мягко укрепляется в сознании, вызывая у слушателя восхищение и искреннее наслаждение, забыть которое уже вряд ли получится.

Интерес к внутреннему миру создателя музыкальных миров, а также к творческой дороге, которую прошел автор, прежде чем оказался на сцене, побуждает нас рассказать биографию струнного гения.

Подарок мамы

Родился Валерий на западе Белоруссии в городе Гродно. Здесь начинается его биография — получил школьное образование и здесь же впервые он прикоснулся к гитаре, которую ему подарила мама. Начало было положено и пальцы талантливого мальчика с этого времени стали искать способы оживления гитарных аккордов. Учителя Валерия Дидюли не могли сдержать восторга и удивления такой безудержной тяге к гитарному искусству.

Проводя за игрой по 8 часов, мальчик также живо интересовался струнными кумирами современности, стараясь узнать о гитарном мастерстве как можно больше. В подростковом возрасте для Дидюли, настоящим откровением стало открытие гитарных эффектов позволяющих трансформировать звук в совершенно новые музыкальные рисунки. Можно сказать, что с началом экспериментов стал зарождаться оригинальный стиль будущего легендарного гитариста, который своим творчеством тронул сердца миллионов слушателей. Как одержимый он скрещивал гитарный звук с электронным. И вскоре, стали пробиваться первые ростки его фанатичной работы. А всевозможные примочки, звукосниматели, датчики и прочее оборудование стали постоянными спутниками гитарного виртуоза.

Валерий Дидюля никогда не отступал от своего предназначения и первое его профессиональное выступление произошло в составе, популярного в Советской Белоруссии, вокально-инструментального коллектива «Алые Зори». Ансамбль давал концерты, где только было можно! Города, села, колхозы и прочие населенные пункты впервые услышали игру третьего гитариста, правда в составе группы, но при этом полноценного ее участника. Простонародный стиль игры пользовался популярностью среди деревенских слушателей, но пришло время, когда группа стала разваливаться. Причиной стал распад СССР, вместе с которым открылись новые горизонты для любой деятельности. Некоторые музыканты открыли свой бизнес, другие уехали из страны, но Дидюля и здесь не оставил свою любовь к музыке и продолжил работу со своим гитарным творчеством.

В трудные девяностые годы музыканту удалось не только попасть в группу «Белые Росы», которая по профессионализму была на порядок выше чем «Алые Зори», но и получить навыки звукорежиссера, должность которого в группе доверили Дидюле. Исполнение народных песен Польши, Украины и Белоруссии звучало в стиле «фольк» и это добавило к творчеству гитариста свой особый колорит. Позднее в его сольных выступлениях народная музыка неоднократно пронизывает его композиции, которая переплетаясь с гитарным и электронным звуком. Она выносит слушателя в совершенно новый вид музыкального путешествия.

«Белые Росы» на тот момент оказались востребованы не только на территории бывшего союза, но и в Западной Европе. Объездив Польшу, Германию, Италию, Францию, Швейцарию, Испанию и прочие страны, гитарист уловил еще одно звучание, которое гармонично легло в основу его творчества. Это было фламенко! Испанская энергия, заложенная в гитарных ритмах и пассажах, заставила музыканта оставить группу по окончании гастролей и заняться изучением нового для гитарного гения музыкального течения.

Рождение звезды

В 2000 году музыкант обрел наконец полностью сформированный стиль, который резко выделял его из привычных, похожих один на другого гитарных мастеров. Белорусско – польские народные мотивы, переплетаясь с хаус — аранжировкой и горячим испанским фламенко стал наполнять залы людьми и появились первые профессиональные записи. Собрав группу музыкальных единомышленников Валерий Дидюля, стал давать концерты в Украине, Белоруссии, Польше и Испании, вызывая восторг зрителя необычной и заряженной игрой своей гитары.

Конечно, многое в продвижении гитариста сделали его музыкальные опекуны. Минский бизнесмен Игорь Брускин и композитор Олег Елисеенко уговорили Дидюлю переехать в более перспективный Минск, где на голову гитариста посыпались всевозможные конкурсы и концерты. Талант музыканта не вызывал сомнения и он получил приглашение для выступления на крупном международном фестивале «Славянский базар», который дал мощный толчок в карьере гитарного гения.

После фестиваля для Валерия открылись новые горизонты и вскоре Москва, открыла свои двери для творчества Дидюли. Первый студийный альбом был записан в 2000 году, под названием «Фламенко», а затем появился и первый клип исполнителя гитарных композиций. Успех неминуемо навалился на Валерия Дидюлю и от звезд российской эстрады к нему посыпались предложения о сотрудничестве. Среди заказчиков были – Авраам Руссо, Кристина Орбакайте, Дмитрий Маликов и многие другие известные артисты.

В 2002 году вышел новый альбом гитариста «Дорога на Багдад», а за ним родился на свет альбом «Сатиновые берега». На сегодняшний день за спиной у Дидюли уже девять альбомов, каждый из которых неповторим и самобытен. Созданная группа, названная фамилией белорусского гитариста, дает порядка 120 концертов в год по странам СНГ, неизменно вызывая восторг слушателя своими энергичными и сверкающими музыкальными красками, композициями.

Закрепившись на музыкальном Олимпе, гитарист стал также заниматься продюсерской деятельностью, помогая среди прочих и своим соотечественникам. Среди белорусских протеже Дидюли, музыкант Игорь Дедусенко, который выпустил с помощью Валерия свой альбом, а также с детства слепого гитариста, Дениса Асимовича.

Музыка как наука

В конце двухтысячного года Дидюля продолжает экспериментировать над звуком, называя свой поиск «звук в звуке». Описывая этот эксперимент, Валерий Дидюля сравнивает такое звучание с «музыкальным 25 кадром». По его словам звучание от этого эффекта становится объёмным и насыщенным, создавая новый фон композиции.

Сам музыкант уверен, что такая музыка вызывает у слушателя всплеск энергии, которая очень своеобразно воздействует на сознание и отгоняет плохие и тревожные мысли. Некоторые врачи и психологи подтвердили это в своих наблюдениях, называя такую музыку лечебной.

Вскоре ожидается появление автобиографии музыканта и его группы, выраженной в документально — музыкальном фильме «Дорогой шести струн». Фильм снят в волшебных местах горной Абхазии и рассказывает о творчестве и повседневной жизни музыкантов, сопровождаемой философскими и жизненными наблюдениями.

Концерт, вышедший 23 июня 2009 года в Санкт-Петербурге в БКЗ «Октябрьский» приводит к выпуску альбома «LIVE in Saint-Petersburg». Коллекционное издание на CD и DVD дисках запечатлел неповторимый и яркий своей зажигательной энергией, концерт, который по достоинству оценили питерские поклонники Дидюли.

Февраль 2010 года рождает свежий и яркий альбом с названием «Аромат». В записи альбома участвуют особенные духовые инструменты, среди которых и подаренный на гастрольных выступлениях, дудосакс. Краски этого альбома нежны и воздушны, как абрикосовый цвет и погружает слушателя в расслабленную атмосферу.

За границей популярность музыканта также возрастает. В 2010 году вместе с канадским партнером, Дидюля создает «DiDuLa Entertainment Inc», которая призвана популяризовать музыку гитариста в Канаде и США. Концертная компания занимается подготовкой и реализацией всех живых и записанных выступлений струнного виртуоза, а также организацией концертных туров и связями со средствами массовой информации. В сентябре 2010 года для запада специально переиздан один из самых успешных проектов Валерия Дидюли в Российской Федерации — это альбом «CAVE TOWN OF INKERMAN» («Пещерный город Инкерман»).

В ходе взаимодействия с известным режиссером Алексеем Балабановым, Дидюля получает премию в номинации «Лучшая музыка к фильму». На конкурсе «Белый слон-2010» был выставлен фильм Балабанова «Кочегар» в который вошли ранние композиции шестиструнного гения.

Белорусский гитарист не перестает поддерживать гитарную школу своей родины. Так 30 августа 2012 года в мир выходит продюсерская работа Дидюли – альбом Игоря Дидусенко «Молитва»(2012 год), а в ноябре этого же года запущен официальный сайт Дениса Асимовича.

Для самого Дидюли 2012 год также выдался очень плодотворным. В этом году 6 декабря компания «Квадросистем» выпускает серийный альбом, под названием «Орнаментальный», а в самом начале 2013 года выходит еще одна работа гитариста под названием «LIVE in Kremlin» (2013). В 2013 году закончен видеомонтаж концерта «Музыка Солнца», который проходил вживую на Государственном Кремлёвском Дворце 08 декабря 2011 года.

Группа «Дидюля» является одной из самых активных групп инструментальной музыки в России, которые ежегодно дают порядка 120 концертов на территории России, а также ближнего и дальнего зарубежья.

Творчество Дидюли является не только развлекательным действом шоу-бизнеса, но и несет в своей основе восстанавливающую, гармоничную энергию! Она помогает отстраниться от жизненных неурядиц и благодаря этому восстанавливает эмоциональное равновесие. Новое концертное мероприятие Дидюли под названием «Музыка лечит» — это музыкальный душевный лекарь, который ненавязчиво льет лечебный инструментальный бальзам в подсознание слушателя, излечивая болезни, которые, по сути, только отражение негативных мыслей.

Сегодня творческий мир Валерия Дидюли расширяется в совместном творчестве с экс-вокалистом «Rainbow» и «Deep Purple» Джо Линн Тёрнером. Также в планах гитариста взаимодействие с российскими музыкантами и исполнителями, а симфоническая музыка становиться новым этапом экспериментов на пути этого энергичного и талантливого музыканта.

Дидюля, "Путь домой", видео

Популярный белорусский музыкант, композитор и гитарист Дидюля (полное имя Дидюля Валерий Михайлович) родился в городе Гродно двадцать четвёртого января 1969 года (24.01.1969г). Дидюля работает в стиле фолк-музыки, фьюжн и нью-эйдж.

Когда Дилюле исполнилось пять лет, его мама подарила мальчику гитару, определив тем самым его дальнейший творческий путь. С этого момента Дидюля не расставался с любимым музыкальным инструментом, проводил эксперименты с усилителем и звукоснимателем. Мальчик набирался опыта, смотрел, как играют музыканты на концертах и свадьбах. Вскоре Дидюля стал участником ВИА «Алые зори», которым руководил Николай Хитрик. Коллектив выступал в совхозах и ресторанах, гастролировал по городам.

После того, как группа «Алые зори» распалась, Дидюля стал звукорежиссёром в ансамбле из Гродно «Белые росы», который работал в основном в жанре народной музыки. В составе группы Дидюля побывал с гастролями во многих европейских странах. В Испании Дидюля узнал стиль фламенко, который в дальнейшем оказал большое влияние на творчество музыканта. Первый музыкальный альбом Дидюли, вышедший в 2000 году, так и назывался – «Фламенко».

В 2002 году Дидюля создал свою собственную музыкальную группу. Музыканты использовали электронную музыку, экспериментировали с аранжировками в стиле «хаус».
Дидюля создал более ста музыкальных произведений, являясь одновременно исполнителем, композитором и продюсером. Дидюля даёт сто двадцать концертов в год и признан самым гастролирующим музыкальным коллективом России. Вместе с Дидюлей выступают Хайбула Магомедов (клавишные), Александр Леер и Рустем Бари (перкуссия), Дмитрий Ершов (бас-гитара), Рамиль Муликов и Валерий Складанный (духовые).
Как мы уже писали, . Музыканты намерены исполнить песню «Now you"re gone» («Теперь ты ушла»). Музыку написал сам Дидюля, слова солиста знаменитой группы «Deep Purple» Джо Линн Тёрнера.

Валерий Дидюля (р. 24 января 1969, Гродно) - белорусский гитарист и композитор, выступающий сольно, лидер группы «ДиДюЛя». Исполняет фолк-музыку и музыку в жанре фьюжн.

После распада ансамбля Дидюля занялся звукорежиссёрской работой в гродненском ансамбле танца и пляски «Белые Росы», где игралась, пелась и танцевалась разная музыка, в основном польские, белорусские, украинские, цыганские народные танцы. В составе этого коллектива Дидюля впервые побывал с гастролями в Европе - в Испании, Италии, Польше, Швейцарии, Франции, Германии. В Испании он познакомился со стилем фламенко - традиционным испанским музыкально-танцевальным стилем.
Первую гитару Валерий получил в пять лет в подарок от своей матери. С этого момента он начал «экспериментировать со звуком и гитарой»: ставил на гитару звукосниматель, датчик, подключал инструмент к самодельному усилителю. Вместе с друзьями посещал концерты, наблюдал, как играют на свадьбах. Позже был принят в качестве третьего гитариста в вокально-инструментальный ансамбль «Алые Зори» под руководством Николая Хитрика. Концерты проводились в разных городах, колхозах и совхозах, а позже в кооперативном ресторане.

После распада ансамбля Дидюля занялся звукорежиссёрской работой в гродненском ансамбле танца и пляски «Белые Росы», где игралась, пелась и танцевалась разная музыка, в основном польские, белорусские, украинские, цыганские народные танцы. В составе этого коллектива Дидюля впервые побывал с гастролями в Европе - в Испании, Италии, Польше, Швейцарии, Франции, Германии. В Испании он познакомился со стилем фламенко - традиционным испанским музыкально-танцевальным стилем, который и повлиял на его окончательное становление (в творчестве Дидюли отслеживаются некоторые пассажи и ритмы, характерные для фламенко и других испанских направлений, но все же фламенко эту музыку назвать нельзя).

Валерий Дидюля являлся продюсером классического гитариста Дениса Асимовича, потерявшего зрение в раннем возрасте.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Дидюли

Дидюля Валерий Михайлович – белорусский музыкант, композитор, гитарист-виртуоз, лидер группы "Дидюля" (фламенко, нью-эйдж, фолк, рок, этнические мотивы).

Детство и юность

Дидюля родился 24 января 1969 года в городе Гродно. Этот белорусский городок красив своей архитектурой и богат музыкальными традициями. Рядом находятся границы с Польшей и Литвой, следствием чего является большое культурное взаимодействие. В городе проживает масса народностей: поляки, евреи, литовцы, белорусы, русские, украинцы. Город интересный, приятный, о нём остаются только тёплые воспоминания.

Первую гитару Валерию подарила мать, когда ему было пять лет. Интерес к инструменту был необычный, может потому, что на дворе постоянно кто-нибудь бренчал на гитаре, а может быть и потому, что вообще к музыке тянулся. Как и у каждого ребёнка, у Дидюли в детстве были всякие проигрыватели с пластинками, что тоже оказывало достаточно сильное влияние. С первой же гитарой пришли первые ненавязчивые эксперименты со звуком: на гитару ставился датчик, включались самодельные усилители, делались всякие примочки. Для Дидюли начался период гитарных курсов: преподаватель показывал, какие существуют аккорды, как нужно играть, какие манеры и приёмы игры существуют. Это было началом, первыми шагами в освоении гитары.

Тяга к экспериментам с гитарой была неугасаема, ребята посещали концерты, смотрели, как играют на свадьбах, и как вообще всё это происходит – это захватывало и оказывало серьёзнейшее влияние на интересы и идеи. Валерий с друзьями, также увлекавшимися гитарой, показывали друг другу новые достижения, соревновались, что, естественно, подталкивало, заставляло работать и держать себя в напряжении.

Творческий путь

Шли годы, эксперименты продолжались, появилась первая группа. Дидюлю взяли в вокально-инструментальный ансамбль "Алые Зори" в качестве третьего гитариста. В ансамбле было много людей – расширенный состав, была своя духовая секция, клавишные инструменты. Концерты проводились в колхозах и совхозах, а также в городе. Николай Хитрик, бессменный руководитель ансамбля, и работа там дали Валерию большой опыт и важные представления. В процессе работы отфильтровалось несколько человек, после чего выступления были продолжены в местном кооперативном ресторане. Это была потрясающая школа: по шесть часов игры каждый вечер, без выходных, почти без перерывов; игралась разнообразная музыка. Это можно было назвать первой серьёзной школой, где Дидюлей были получены базовые знания и навыки выступления перед публикой. Кроме того, были заработаны первые деньги, чем он очень гордился, ведь зарабатывать деньги, делая любимое дело, – мечта любого.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Но ансамбль развалился, после чего для Валерия Дидюли настал звукорежиссёрский период работы. Он пошёл в ансамбль танца "Белые Росы" – очень серьёзный, авторитетный коллектив г. Гродно, имевший гастрольные опыт и успех. Игралась, пелась и танцевалась разная музыка, в основном это были народные танцы – польские, белорусские, украинские, цыганские. Коллектив был большим и разносторонним, где Дидюля стал звукорежиссёром – работа важная и ответственная, при этом и очень интересная. Хотя за время работы пришлось и многому научиться: как делать звук, как звучат разные инструменты, как вообще публика принимает тот или иной номер. Ведь звукорежиссёр, сидя в концертном зале, как никто ощущает, что происходит на сцене, какова реакция зрителей в зале, какие номера лучше принимаются, какие хуже, как звук влияет на зрителя. Тонкие психологические моменты концерта – вот то чему Дидюле удалось научиться, работая в этом коллективе. Огромный опыт был получен и из общения с музыкантами – они были людьми, прошедшими огонь и воду, с мощным академическим образованием, которые играли народную музыку так, как никто другой. Очень сильное влияние на дальнейшее творчество Дидюли оказала гастрольная деятельность ансамбля, ведь гастроли проходили как на территории его родины, так и за границей.

С этим коллективом Дидюля впервые побывал в Европе – в Испании, Италии, Польше, Швейцарии, Франции, Германии. Разнообразие людей, традиций этих стран производили неизгладимое впечатление. Работая с этим коллективом, Валерий выехал в Испанию, где произошло его знакомство со стилем фламенко, испанской народной традицией. Хоть он до этого и интересовался и изучал их музыку, вникал в неё, но только в Испании она стала ему понятна. Ансамбль провёл там достаточно много времени, там приобретались разные музыкальные инструменты. Также во время пребывания в Испании Дидюля устраивал уличные концерты, что давало большой опыт и закалку.

Работая в ансамбле, Дидюля общался не только с музыкантами, но также с танцорами и хореографами, это ведь был танцевальный ансамбль. Там же начались первые серьёзные композиторские эксперименты. Имея неплохую технологическую базу в ансамбле, Валерий стал записывать более-менее профессионально. Там же стали рождаться его первые записи, первые идеи по поводу концертов. Сначала шло сотрудничество с танцорами, потом произошло знакомство с прекрасным гитаристом Владимиром Захаровым, замечательным танцором и хореографом Дмитрием Куракуловым. Так было создано танцевально-музыкальное трио и отличная концертная программа. Период в "Белых Росах" был временем идей, очень сильно влияла атмосфера коллектива, общение с интересными людьми, гастроли.

Через некоторое время Дидюля узнал, что на белорусском телевидении проводится конкурс, куда приглашаются интересные молодые исполнители разных жанров. Если пройти отборочный тур, откроются большие перспективы. Он решил попробовать, и, собрав с Димой Куракуловым вещи и инструменты, поехал в другой город, где и проводился конкурс. Валерий и Дима прошли отборочный тур, после чего они были приглашены на съёмки. Это было большим воодушевлением, подготовка к съёмкам была очень серьёзной. К своему удивлению, сыграв некоторые привычные ему акустические вещи, Дидюля прошёл и следующий тур и попал на гала-концерт. Это было большой победой и успехом – мечта о большой аудитории сбылась. Там же произошли знакомства с профессиональными режиссёрами, редакторами, они помогали, делились собственным опытом, указывали, к чему следует стремиться и в каком направлении работать. Важную роль в продвижении Дидюли на конкурсе сыграл талантливый белорусский композитор Олег Елисеенков. Его помощь была просто неоценима, его советы – точны и полезны.

Но рамки звукорежиссёра становятся для Дидюли слишком узки – хочется заниматься любимым делом – гитарой, композицией, звуком, аранжировкой, своей авторской музыкой. И по приглашению бизнесмена и пианиста Игоря Брускина он переезжает в Минск. Брускин владеет музыкальным салоном, продающим различные инструменты. Дидюля занимается там консультациями и продажей, работой с различным музыкальным оборудованием, часто ездит в Москву, где, взаимодействуя с звукозаписывающими студиями, концертными залами и другими музыкальными организациями, куда это оборудование поставлялось, получает полезный опыт.

Неожиданно по следам телеконкурса на очень крупном фестивале "Славянский Базар" была организована маленькая программа, куда были приглашены все артисты, участвовавшие в телеконкурсе. Наконец стало возможным более серьёзно заявить о себе – фестиваль транслировался на все страны СНГ, а также в Польшу, Прибалтику и Болгарию. Это даёт Дидюле большой стимул продолжать работу в том направлении, в котором она велась, выстраивает чёткую позицию – занятие инструментальной музыкой, гитарой, гитарной эстетикой, и всё это под небольшим влиянием фольклорной музыки. Также Дидюля старался в какой-то мере примешать к этому электронную музыку. Посещение "Славянского Базара" осталось доброй традицией, даже после того, как Дидюля переехал в Москву. Этот период характерен для Дидюли тесной работой с местными хореографами, созданием необычных и интересных номеров.

Но Москва манит к себе своим разнообразием, большими перспективами. Валерий Дидюля тепло прощается с Игорем Брускиным и переезжает в Москву. Первое время было очень тяжело, ведь столица весьма специфична – тут свои нравы, принципы, традиции. Для приезжего человека это совсем необычный и незнакомый город, другие люди. Но цель, упрямство в её достижении и вера в успех очень помогали превозмогать трудности. Начался арбатский период – выступления на улице, но не уличного оборванного артиста, а профессионального музыканта с хорошей техникой и внешним видом, который играл, прежде всего, себе в удовольствие. Здесь Дидюля познакомился со многими людьми, в том числе и с Сергеем Кулишенко, в то время он занимал высокую коммерческую должность. Хоть Дидюля и не очень легко сближался с незнакомыми людьми, но на фоне возникших затруднений пришлось делать выбор: или позвонить кому-то из тех, с кем он познакомился, или покинуть Москву.

Первым человеком, кому позвонил Валерий Дидюля, стал Сергей Кулишенко. Сергей хотел поучиться игре на гитаре, так у Дидюли появился первый ученик. Также Сергей проявлял интерес к деятельности Дидюли, помог с жильём и инструментами, оплатил первую профессиональную запись на студии замечательного гитариста Мэй Лиана. Качественная домашняя студия звукозаписи определила направление дальнейшей работы Дидюли. Запись у Мэй Лиана прошла отлично – было записано восемь композиций, технически всё было на высшем уровне, хотя художественно – не то. Дидюля очень тепло вспоминал общение с Мэй Лианом, талантливым гитаристом и композитором, хорошим педагогом и уважаемым другом.

Дидюля вместе с Сергеем начали разрабатывать вопрос создания своей домашней звукозаписывающей студии, исследовали рынок музыкальной техники. Был сформирован комплект оборудования, которое было установлено в загородном доме Сергея. Началась серьёзная планомерная работа в области звука, гитары, упражнений, занятий, поиска. Завязалось интересное знакомство с исполнителем популярной музыки Аркадий. Это был интересный самарский музыкант, певец, композитор; начались их совместные с Дидюлей клубные выступления.

Через Аркадия произошло знакомство с Сергеем Мигачёвым – саунд-продюсером, аранжировщиком, человеком, понимающим музыку, знакомым как с современными компьютерными, так и с аналоговыми технологиями. После года усердной совместной работы под руководством и с помощью Сергея Кулишенко был записан дебютный альбом и снят первый видеоклип "Айседора". Но в крупных звукозаписывающих компаниях Дидюлю ждал отказ: они все утверждали, что инструментальная музыка не для России, этот жанр не интересен. Финансовых возможностей для показа большой публике своей музыки не было, что ставило компанию Дидюли в тупик и оптимизма не внушало. На одном из клубных концертов произошло знакомство с , человеком, сейчас достаточно известным, его заинтересовала музыка, выступление. Он предложил Дидюле встретиться в офисе компании "Монолит" и поговорить на предмет сотрудничества. Руководство компании, прослушав материал, после долгих раздумий отказало. Интерес воодушевлял, и Валерий Дидюля стал ориентироваться на выступления в клубах. Выступая и анализируя, что нравится зрителям больше, Дидюля смог подкорректировать свой альбом, добился от своей гитары интересного, необычного звучания. На одном из очередных концертов к Дидюле подошли люди, пригласившие его на переговоры с компанией "Глобал Мьюзик". Компания заинтересовалась проектом и дала согласие на сотрудничество. Был подписан первый контракт Дидюли. Но, к сожалению, дальше дело не пошло: в силу непонятных причин компания не проявляла активности в работе.

Полгода сотрудничества не прошли зря: Валерий Дидюля познакомился с Тимуром Салиховым, директором. Этот человек идеально подходит для своей работы – профессиональная хватка и тонкая дипломатичность. Контракт с "Глобал Мьюзик" был расторгнут. Через некоторое время Дидюле позвонили из "Русской студии", предложили разместить одну из композиций в сборнике. В офисе, где была назначена встреча, Дидюля смог побеседовать с Пригожиным, молодым, хватким специалистом. Он сказал, что создаёт новую компанию, "Нокс Мьюзик", ему интересны новые проекты и он хотел бы сотрудничать. Для ответа долгих раздумий не потребовалось – Дидюля согласился. Были просмотрены материалы, обсуждено направление дальнейшей работы и подписан контракт. Сразу же начались съёмки нового клипа при участии балета "Тодес". Была подготовлена пластинка, дизайн; началась реклама, был выпущен дебютный альбом. Была налажена работа над внедрением непривычного жанра инструментальной музыки. По телевидению начали показывать видеоклипы, также Дидюля принял участие в оригинальной программе "Антропология", там удалось и выступить, и побеседовать, и познакомить телезрителей с пластинкой. После этого начались более серьёзные продажи альбома.

Этот период творчества Дидюли также связан с знакомством с звёздами поистине мировой величины: Пласидо Доминго, . Появляется идея о совместной работе с , ставится цель записать несколько песен, Дидюля выступает в качестве композитора, аранжировщика и продюсера. Работа идёт весьма успешно в тандеме из Сергея Мигачёва, и Дидюли и выливается в масштабный проект. Круг знакомств с артистами расширяется, привлекаются к работе молодые исполнители, люди яркие и интересные. Расширяется гастрольная деятельность, включаются новые города, клубы. Во время этих гастролей приобретаются новые инструменты, а также опыт и идеи, что идёт на пользу творчества.

Рождается альбом "Дорога в Багдад" (2002). Появляются осложнения в отношениях с Пригожиным и его компанией "Нокс Мьюзик". В то же время происходит знакомство с и съёмка Дидюли в его фильме "Дом Дураков". Во время съёмок ДиДюЛя работал с , также принимавшим участие в картине. В фильме Дидюля играл гитариста, проще сказать – играл самого себя.

Вскоре стали появляться пиратские копии дисков – несомненно, один из видов признания артиста. На одном из концертов Дидюли предложил ему вместе выпустить инструментальное произведение. Дидюля согласился, идея произведения родилась довольно быстро, так была создана композиция "Сатиновые берега". В этом же ключе шло сотрудничество и с , родилась совместная композиция.

География выступлений Дидюли расширялась, уровень становился выше. Продолжалось участие в телепрограммах и различных концертах. Наступил период более серьёзной концертной работы, и Дидюяя решил создать свой коллектив, свою группу. Начался набор: приглашён бас-гитарист (Ярослав Оболдин), клавишник (Александр Леонов), перкуссионист (Кирилл Россолимо), звукорежиссёр (Борис Солодовников). Группа репетировала, подготавливалась программа, состоящая частично из новой, частично из старой музыки, дополненной новыми красками. Шел поиск своего стиля, продолжались студийные эксперименты.

В 2004 году в свет вышел альбом "Легенда". Два года спустя появились "Пещерный город Инкерман" и "Цветные сны". В 2007 году Валерий Дидюля выпустил альбом "Музыка неснятого кино", в 2010 году представил "Аромат". В 2012 году в продажу поступил альбом "Орнаментальный", в 2013 – альбом "Однажды сегодня", в 2017 – альбом "Аквамарин".

В 2013 году Валерий Дидюля и белорусский певец Макс Лоренс подали заявку на участие в национальном отборочном туре конкурса "Евровидение" от Белоруссии. Увы, попасть на конкурс Дидюле так и не удалось.

Личная жизнь

Несколько лет Валерий Дидюля был женат на Лейле Хамрабаевой, уроженке Таджикистана. У супругов родился общих сын. Кроме того, Дидюла удочерил дочку возлюбленной от первого мужа.

После развода общение Валерия с детьми сошло на нет и отцовская забота ограничилась лишь выплатой алиментов. Кстати, с этим связана одна неприятная история. Однажды Лейла появилась в студии ток-шоу «Говорим и показываем» и заявила, что Валерий вот уже долгое время не дает ей на детей ни копейки, из-за чего они должны ютиться с крошечной съемной квартирке и перебиваться с воды на хлеб. Дидюля выступил с опровержением и сказал, что никакой задолженности перед бывшей женой у него нет. Слова музыканта документально подтвердил его юрист. Друзья Валерия тоже встали на его защиту и даже отметили, что Дидюля с радостью бы и сам принимал участие в воспитании детей от Лейлы, но та ему не позволяет.

Имя: Валерий Дидюля

Дата рождения: 24.01.1969

Возраст: 50 лет

Место рождения: город Гродно, Беларусь

Деятельность: музыкант

Семейное положение: не женат

Дидюля родился в одном из самых красивых городов Белоруси. Родители, папа - инженер и мама - бухгалтер, творческие наклонности поддерживали с детства. Первая гитара появилась в пять лет. Вообще, родители дали Виталию возможность позаниматься разными увлечениями. Они хотели, чтобы он самостоятельно выбрал себе увлечение по душе. Так и вышло. Когда Дидюля впервые увидел гитару, то, по его словам, почувствовал ее физически. С этого и начался его творческий путь.


Учился он в средней гродненской школе №22. Хорошей успеваемостью не отличался. Зато учителя музыки поражались его трудолюбию. А Дидюля продолжал совершенствовать свое мастерство.

Валерий Михайлович Дидюля

В детстве Валера был активным ребенком. Родители не препятствовали ему развиваться в разнообразных направлениях. Он любил заниматься спортом. Теннис, плавание, велосипед - его излюбленные виды досуга.

Дом Дидюли стоял на окраине города. Невдалеке были лес, река, озера, поля. На выходных он уходил гулять в лесу, лазил по деревьям, купался в озере и речке. Ничто не мешало ему сливаться с природой воедино. Ведь в то время не было интернета, а телевидение не было так развито как сегодня.

Дидюля с детства играет на гитаре

В кругу друзей были ребята, тоже увлекающиеся музыкой. По вечерам они собирались во дворе и пели песни под гитару, хвалились друг перед другом новыми достижениями, соревновались.

Как и в каждой советской семье у Дидюли дома была большая коллекция грампластинок, прослушивание которых тоже оказало влияние на развитие его творчества.

В школьные годы Валерий много занимался с преподавателем на гитарных курсах. Именно учитель показал ему различные приемы игры на семиструнной. Обучение игре стало сознательным на пути к музыке.

Начало творческого пути

Первым музыкальным коллективом, в котором работал юный исполнитель были «Алые Зори». Там он работал третьим гитаристом. Сначала выступали перед колхозниками и горожанами. Затем продолжили работу в кооперативном ресторане. В этот период Дидюля получил бесценный опыт выступлений перед зрителями. Представления продолжались по 6 часов каждый вечер, музыку играли самую разную. Тогда он заработал свои первые деньги и очень гордился этим.

В 17 лет Дидюля был звукорежиссером ансамбля «Белые Росы». С ними гастролировал по всей Европе. Работа была серьезная, ответственная. Это был огромный опыт по изучению психологии зрителя, из общения с музыкантами, которые виртуозно играли народную музыку. Тогда же он и познакомился вживую со столь излюбленным им стилем Фламенко. До гастролей в Испанию гитарист очень интересовался этой народной традицией, но именно в самой стране он вникнул в нее и понял до конца.

В работе музыкант проявляет все свое упорство

Во время работы в ансамбле, Дидюля набрался необходимого опыта и начал записывать свои первые композиции. Появились идеи по поводу проведения собственных концертов.

Первый телеконкурс

Однажды услышав, что на белорусском телевидении проводится конкурс по поиску молодых талантливых исполнителей, Валерий тут же решил принять в нем участие. С собой он позвал Дмитрия Куракулова - танцором и хореографом из «Белых Рос». Они выиграли конкурс. Это был большой успех, так как их пригласили на последующие съемки. К ним Дидюля подготовился со всей серьезностью и снова удача. Он прошел следующий тур и попал на гала-концерт. Сбылись мечты начинающего артиста. Большая аудитория, известные люди, профессиональные редакторы и режиссеры делились с ним опытом давали рекомендации в каком направлении ему двигаться.

На фестивале «Славянский базар» организовали небольшую программку, в которую пригласили всех участвовавших в предыдущем телеконкурсе. Фестиваль транслировался во всех странах СНГ и для Дидюли это стало возможностью заявить о себе по-серьезному. Он выстраивает четкую линию предстоящей работы - он смешивает гитарную музыку с фольклорной и с элементами электронной.

Дидюля успешно гастролировал за рубежом

В 1998 году Дидюля переезжает в Москву - в город больших возможностей. Приживался он там очень тяжело. Московский менталитет был далек от его родного города. Выжить он смог за счет своей целеустремленности.

Приходилось выступать на Арбате, но в качестве профессионального артиста, который играет не ради заработка, а исключительно для своего удовольствия.

Даже не очень высокая коммуникабельность не помешала артисту упрямо идти к цели. Ему приходилось перебарывать себя и звонить малознакомым, но известным и весомым людям.

Первые сотрудничества

Так он сблизился с Сергеем Кулишенко, став его учителем игры на гитаре. А Кулишенко, в свою очередь, очень помог Валерию обустроиться, а также оплатил покупку новых инструментов и оплатил первую профессиональную запись на студии Мэй Лиана. В дальнейшем Дидюля совместно с Сергеем организовали у Кулишенко в загородном доме домашнюю студию звукозаписи. На ней же записали первый альбом и клип «Айседора».

Но признание его творчества было еще далеко впереди. Тогда же талант его не признали и жанр не оценили. Через полгода его музыка заинтересовала Тимура Салихова. Затем компания «Русская студия» предложила разместить в альбоме одну из композиций. В офисе компании Дидюля познакомился с Иосифом Пригожиным, который предложил ему сотрудничество. Началась активная работа. Сразу приступили к съемке клипа совместно с творческим коллективом «Тодес», выпустили дебютный альбом.

Дедюлю пригласили на передачу «Антропология», где он познакомил зрителей с его первой пластинкой.

Гитаристу приходится много работать

После знакомства с Пригожиным карьера Дидюли пошла в гору. Продажи альбома шли на ура. Он знакомится с такими людьми, как Пласидо Доминго, Брайан Адамс, Авраам Руссо. Совместно с Руссо и Сергеем Мигачевым началась работа по записи нескольких песен, и она вылилась в серьезный проект. Расширяется круг общения, привлекаются новые люди, активизируется гастрольная деятельность, приобретается новый опыт, рождаются идеи.

После появления альбома «Дорога в Багдад», осложняются отношения с Пригожиным. Компенсируется это знакомством с Андреем Кончаловским и Дмитрием Маликовым. Дидюля снимается в фильме «Дом дураков». а съемках сближается с Брайаном Адамсом, который также принимал участие. После появления пиратских копий стало ясно, что Дидюля добился признания.

Музыкант много выступает с концертами

С Маликовым они записывают совместную композицию «Сатиновые берега». Началась активная концертная деятельность. Валерий решает создать свою группу. Подготавливает программу, собирает людей.

В 2014 году планировалось выступление Дидюли на Евровидении в дуэте с Максом Лоренсом. Они подготовили потрясающий номер, вызвавший восторги у жюри. Но на конкурс отправили-таки исполнителя Тео. Ни протесты зрителей, ни письмо Лукашенко не помогли им.

Сегодня Дидюля работает над музыкой полезной для людей. Он дает более ста концертов в год. Гастролирует по всему миру.

Личная жизнь

Свою личную жизнь гитарист предпочитает не выставлять на общественное обсуждение.

Известно, что Дидюля был женат на девушке Лейле Хамрабаевой. Он удочерил девочку Лейлы от первого брака. Позже у них родился общий сын. Официально Дидюля считается отцом двоих детей. Развод состоялся более 10 лет назад. Но бывшая супруга до сих пор отстаивает свое право на достойные алименты. По ее словам, Дидюля никогда не отличался щедростью. И сейчас выплачивает сущие копейки в качестве алиментов, которых не хватает на нормальное существование. Лейла живет с детьми на съемной квартире очень бедно. Она утверждает. Что Виталий никогда не принимал участия в воспитании детей.

Недавно ее пригласили на передачу Леонида Закошанского «Говорим и показываем», на которой женщина озвучила все претензии к нерадивому отцу. Семья находиться в настолько тяжелом положении, что сын вышел с плакатом «Папа, заплати алименты». Представляется, что парень сделал это под влиянием матери. В борьбе за 2 млн рублей она готова пойти до конца.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры