Дом музей тургенева спасское лутовиново описание. «Бюджетный уикенд»

Главная / Бывшие

«Если у Вас есть атлас, отыщите в нем карту России и проведите пальцем от Москвы по направлению к Черному морю; на Вашем пути - немного севернее Орла - Вы обнаружите город Мценск. Так вот! Моя деревня находится в 10 километрах от этого места с довольно труднопроизносимым, как видите, названием. Это совершенная глушь - тихая, зеленая, печальная».
И. С. Тургенев


ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич

По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу

Русская усадьба - это целый мир, целая эпоха, колыбель русских поэтов, художников, писателей, ученых. Именно русская усадьба вдохновила, вскормила, воодушевила Пушкина, Тургенева, Репина. Все усадьбы были устроены по разному, но есть что-то что их объединяет. Символом любой русской усадьбы стали липовые аллеи, вековые дубы, простор. Дом как правило строился на поляне На примере Тургеневской усадьбы, он был даже не в центре. В центре расположена липовая аллея, именно там и находилось сосредоточение духа, мыслей, помыслов писателя, судя по тому с какой нежностью в своих произведениях затронута была им эта тема. Обязательно было наличие прудов, конюшни, хозблока помимо самого дома, фруктовый сад.


ПЛАН УСАДЬБЫ



1. Церковная сторожка 10. Дуб
2. Церковь 11. Конюшня
3. Богадельня 12. Каретный сарай
4. Дом-музей 13. Колодец
5. Верхний сад 14. Кузнечный пруд
6. Нижний сад 15. Пруд Захара
7. Погреб 16. Плотина

Главный дом и строения усадьбы окружены старинным парком. Он был разбит на рубеже XVIII-XIX веков основателем Спасской усадьбы И. И. Лутовиновым. Описание старинного парка находим в романе Тургенева «Новь»: «То был прадедовский чернозёмный сад, какого не увидишь по сю сторону Москвы. Расположенный по длинному скату полого холма, он состоял из четырёх, ясно обозначенных отделений. Прямо перед домом, шагов на двести, расстилался цветник, с песчаными прямыми дорожками, группами акаций и сиреней и круглыми «клумбами»; налево, минуя конный двор, до самого гумна тянулся фруктовый сад, густо насаженный яблонями, грушами, сливами, смородиной и малиной; прямо напротив дома возвышались большим сплошным четырёхугольником липовые скрещенные аллеи. Направо вид преграждался дорогой, заслонённой двойным рядом серебристых тополей; из-за купы плакучих берёз виднелась крутая крыша оранжереи».


Липовые аллеи стали непременным атрибутом любой русской усадьбы. Стройные, высокие, они стали символом высоких мыслей и помыслов, дорожки между ними узкие, поэтому мысли тянутся кверху в небо, вслед за веточками липы, устремленными в небеса. Нет благороднее дерева чем липа, а потому и русская поэзия, взлелеянная липами, благородна, высока и величественна.

Парк в Спаском-Лутовинове, безусловно, являл собой один из лучших образцов русского усадебного садово-паркового искусства конца XVIIIначала XIX веков. Сад разбивался в английском вкусе, с регулярным парком, яблоневыми садами, оранжереями, фруктовыми полянами, лабиринтами извилистых дорожек-змеек. Со времени основания парка сохранилось около 2000 вековых и двухсотлетних лип, ясеней, елей, дубов, серебристых тополей и деревьев других пород, характерных для средней полосы России.

В центральной части парка четкие перекрестия липовых аллей образуют римскую цифру XIX. Вокруг просторно раскинулся ландшафтный сад. В нём группы деревьев перемежаются светлыми лужайками, окаймленными кустами сирени и жимолости. Лабиринт дорожек ведёт к Большому спасскому пруду и Варнавицкому оврагу.

Каждый уголок парка связан с памятью о Тургеневе. Его любимая скамейка стоит на берегу Большого Спасского пруда; беседка, образованная кольцом лип, описана в романе «Рудин»; аллея, посаженная сами писателем во время ссылки, ведёт к другой такой же беседке в глубине парка. В повести «Пунин и Бабурин» Тургенев вспоминает о первых детских восторгах, которые он испытал здесь, слушая чтение поэмы М. Хераскова «Россиада». Восхищение красотой парка звучит на страницах повестей «Фауст», «Призраки» и многих других произведений писателя.

Вокруг усадебного дома на 40 гектарах разбит великолепный парк, густые липовые аллеи которого уступами спускаются к пруду. Со времени основания парка сохранилось около 2000 вековых и двухсотлетних лип, ясеней, кленов, елей, дубов, вязов, берез, серебристых тополей и деревьев других пород, характерных для средней полосы России.
Парк в усадьбе Тургенева является уникальным памятником русского садово-паркового искусства. Парк в Спасском-Лутовинове сохранил характерные черты старинных дворянских усадеб и по праву считается одним из самых красивых усадебных парков России.

Писатель любил отдыхать в тени благоухающей зелени. Перекрестья липовых аллей, солнечные лужайки, заросшие шелковистой травой, несмолкаемый птичий щебет и зеркальная гладь пруда были для него дороже любого из прославленных парков Европы.

Природа Спасского-Лутовинова не может оставить равнодушным. Она господствует в тургеневских произведениях, заставляя читателя сопереживать героям в печали и радости.

“Не в одних стихах разлита поэзия: она везде. Взгляните на эти деревья, на это небо - отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота, там и жизнь…”

ДОМ-МУЗЕЙ


Дом писателя, сгоревший в 1906 году, восстановлен на прежнем месте и в том виде, каким застал его Иван Сергеевич в свой последний приезд на родину, летом 1881 г. Резные узорчатые веранды, утопающие в зелени плюща, маленькие окошки мезонина и крылечки, анфилада комнат и их внутреннее убранство — весь облик дома помогает проникнуться духом тургеневского времени.



В обстановке дома — мебель, являющая собой лучшие образцы работы русских мастеров 18 — первой половины 19 веков. Некоторые из этих вещей являются редчайшими произведениями прикладного искусства. Светом и теплом наполняют комнаты блики красного дерева и карельской берёзы. Ощущение домашнего уюта дают мерно тикающие в углу столовой старинные английские часы. На своём прежнем месте в малой гостиной встречает посетителей огромный уютный диван «самосон», памятный многим гостям Спасского. В рабочем кабинете — письменный стол, за которым рождались лучшие тургеневские произведения.

Именно в Спасском Тургенев испытывал особенный творческий подъём и вдохновение, он признавался: «пишется хорошо только живя в русской деревне. Там и воздух-то как будто «полон мыслей»!.. Мысли напрашиваются сами» .

ФЛИГЕЛЬ


Так называемый «флигель изгнанника» был построен в 40-е годы 19-го века для управляющих имениями Тургеневых.
Первое упоминание о флигеле содержится в письме В. П. Тургеневой к И. С. Тургеневу от 14 / 26 мая 1843 года. Варвара Петровна пишет сыну: «Дядя (Н. Н. Тургенев — А. М.) располагает жить в Спасском и флигель для себя строит» (Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Ф. 795 [И. С. Тургенева]. Ед. хр. 96. Л. 19—20). После смерти Сергея Николаевича Тургенева в 1834 г. его младший брат, Николай Николаевич Тургенев стал не только опекуном Ивана и Николая Тургеневых, но и управляющим тургеневскими имениями. В феврале 1841 г. Н. Н. Тургенев был избран уездным предводителем дворянства в Черни. Варвара Петровна в письмах к сыну не раз выражала недовольство тем, что хлопоты в качестве уездного предводителя дворянства отвлекают Николая Николаевича от управления имением; 25 сентября 1843 г. она пишет Ивану Сергеевичу: «Дядя возвратился совершенно к здоровью, к жизни < …>, он оставляет свою службу, Чернь, он отделал в Спасском флигель и завтра в него переходит, он прямо в сад в аллею. Он называет это твоими комнатами, бог знает, когда хозяин в них будет. — Но! Когда будешь, не будешь жаловаться, что тени нет! Прекрасно — с балкона в липы, в большие берёзы…».


В приписке к этому посланию Варвары Петровны Н. Н. Тургенев сообщал племяннику: «Я перехожу в новый флигель, устроенный для тебя» (Там же. Л. 54—55). В 1846 г. Н. Н. Тургенев женился на Елизавете Семёновне Белокопытовой и переехал в свою карачевскую деревню Юшково.
Известно, что во время спасской ссылки 1852-1853 гг. И. С. Тургенев жил именно во флигеле (дом писателя тогда занимала семья Николая Николаевича Тютчева, бывшего недолгое время управляющим спасским имением). Поэтому с начала двадцатого века, с лёгкой руки литературоведов, за зданием закрепилось название «флигель изгнанника».

ХРАМ СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ


В документах начала 17 века, в том числе в жалованной грамоте царя Михаила Фёдоровича, главное поместье Лутовиновых во Мценском уезде именуется «жеребей сельца Спасского» или «четверть сельца Спасского». Возможно, первые церковные строения были утрачены в годы польско-литовского нашествия и последующей смуты, о чём косвенно свидетельствует и бытовавшее вплоть до 1780-х годов наименование Спасского сельцом, а не селом, как следовало бы при действующей церкви.
Первые документальные сведения о Спасском храме относятся к 1780-м годам — в Экономических примечаниях к Генеральному межеванию 1778-1796 гг. указано: «Погост церкви Спаса Преображения Господня; три десятины, владения священнослужителей; на суходоле в погосте церковь деревянная».
В «Ведомостях» о церкви Спаса Преображения за 1897 год датой «открытия» церкви назван 1778 год. В фонде церкви Спаса Преображения в Государственном архиве Орловской области хранятся метрические книги и книги о церковном приходе начиная с 1780 года.
И. Ф. Рында в статье «Черты из жизни И. С. Тургенева» писал: «В прошлом столетии в селе была ветхая деревянная церковь, при которой с 1780 года состояли священники и два причетника. Несмотря на то, что в Спасском приходе было 12 богатых помещиков, однако никто из них не позаботился о храме. Только И. И. Лутовинов обратил на него внимание. Видя, что церковь уже разваливается, он в 1808 году построил на свои средства каменную, очень просторную и красивую церковь».
Новая каменная церковь строилась в комплексе с усадьбой, причём храм был перенесён с погоста на господскую землю (погостом в то время называли не кладбище, как позднее, а обособленную церковную территорию, расположенную вне населенных пунктов). Под церковную усадьбу было отведено три с половиной десятины земли. На месте старой деревянной церкви, над родовым склепом, посреди старого кладбища, была выстроена фамильная часовня.

Характеристика церкви Спаса Преображения как архитектурного памятника заслуживает особого внимания. Она выполнена рукой опытного мастера, знакомого с приемами пропорционирования, свободно решившего композицию храма в традиционных для тех лет классических формах. В неизданном томе «Свода памятников истории и культуры по Орловской области» церковь в Спасском-Лутовинове характеризуется как «интересный образец небольшого усадебного храма начала 19 века в стиле зрелого классицизма».
Совсем неслучайно расположена церковь в усадьбе. Русская душа и ее вера в целесообразность всего живого на этой планете неотделимы друг от друга. Не было бы у Тергенева предков которые позаботились бы о том чтобы сохранить эту церковь, то не было бы и Тургенева именно таким каким он был. Любовь к богу и к природе в русском человеке срослись в единое неразделимое целое. Русский видит бога в травинке, в жучке, в росинке. Во всем есть божественный смысл, и русский человек постигает это интуитивно. Больше всего русский человек ценит волю и первозданную красоту, потому как Бог определил меру всему живому, а именно мера - ключ к постижению совершенства и гармонии. Французские правильные сады никогда не вдохновят его так как нежные незабудки в березовой роще, потому как восхищение и благоговение перед матерью-природой одаривают его божественной интуицией. Все открытия, все прекраснейшие поэмы, стихи, проза - все было написано в глухой тиши, вглядываясь, всматриваясь, каждое мгновение восхищаясь совершенством, наполняя радостью и восторгом душу .

Источник текста и фото: http://www.spasskoye-lutovinovo.ru

Фотографии

2.
Село Спасское было названо так из-за находящейся здесь церкви Спаса Преображения. В конце XVI века Иван Грозный пожаловал село Ивану Лутовинову.
Важную же роль в истории усадьбы сыграл Иван Иванович Лутовинов (1753-1813). Он недолго прослужил в Новгородском пехотном полку, дослужился до секунд-майора и поселился в своём поместье. В 1778 году мценские дворяне избрали его уездным судьёй. Так же он был предводителем дворянства Мценского и Чернского уездов. Он владел поместьями в Тульской, Тамбовской и Калужской губерниях и 5000 крепостных крестьян. Он решил создать усадьбу: её центром стал двухэтажный деревянный, обложенный кирпичом дом (с библиотекой, театром и хорами для музыкантов), перед ним были разбиты цветники, рядом стояли каменная галерея, кухня, баня, скотный двор, птичий двор, кузница, столярный флигель и мельница, ряд других хозяйственных построек, больница, флигель для полиции, лаборатория. Усадьба, в которую также входили парк и пруд, была окружена рвом.
В 1813 он умер и был похоронен в часовне над родовым склепом.

3.
После смерти Ивана Лутовинова спасская усадьба согласно решению суда перешла в руки его племянницы Варвары Петровны Лутовиновой. Её отец Пётр Иванович умер за два месяца до её рождения.

4.
В 1816 в Спасском произошла свадьба Варвары и офицера Сергея Николаевича Тургенева, участника Отечественной войны 1812 года, столбового дворянина. В мае 1839 года в усадьбе произошёл большой пожар. Однако новое строительство не было затеяно и к уцелевшей части дома были сделаны пристройки. Театр, большой зал, комнаты для гостей и прочее не были восстановлены. Парк также запустел.

5.
В 1850 году Варвара Петровна умерла, Ивану Тургеневу (1817-1883), уступившему брату Николаю все самые доходные поместья и дом в Москве, досталось родовое гнездо, где он провёл своё детство (до 1828 года) и куда он регулярно приезжал на каникулы и на отдых. С 1852 по личному распоряжению Николая I Тургенев пребывал в Спасском в ссылке под надзором полиции. Он отпустил на волю дворовых. Тургенев оказался в разлуке с Полиной Виардо. С соседями он подружиться не сумел, периодически к нему приезжали Михаил Щепкин, Иван Аксёнов, Афанасий Фет. Здесь же он пишет повесть «Постоялый двор» и роман «Два поколения» (не опубликован). В конце 1853 писателю была «объявлена свобода с разрешением выезжать из столицы». Однако уже осенью следующего года Тургенев возвращается в Спасское, пишет здесь очерк «О соловьях» и принимает у себя Николая Некрасова. В 1855 здесь за семь недель пишется роман «Рудин». В 1856 Спасское посетил Лев Толстой.

6.
Тогда же Тургенев начал работу над «Фаустом». Затем Иван Сергеевич на некоторое время уехал в Европу. По возвращении он пишет в Спасском произведения: «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети». Затем Тургенев вновь по большей части проводит время за границей. Приезжая сюда он открывает школу для крестьянских детей и богадельню для престарелых крестьян. Последний раз он побывал здесь в 1881 году. В 1883 он умер во Франции, в городе Буживаль.

13.
Спасское-Лутовиново и его тенистые липовые аллеи, его окрестности нашли свое отражение на страницах “Записок охотника”, романов, повестей, рассказов Тургенева, которые во всем мире прославили неяркую, но полную неотразимого обаяния красоту природы средней России.

14.
Дом, как и вся Спасская усадьба, имеет давнюю и сложную историю. Он представляет собой лишь одно крыло первоначального главного дома усадьбы, выстроенного двоюродным дедом Тургенева И. И. Лутовиновым в первом десятилетии XIX века. По рассказам современников, дом Лутовинова имел форму отлогой подковы. В середине находилось деревянное двухэтажное здание с колоннами по фасаду, огромными по тем временам пятиаршинными окнами, парадным залом в “два света” и множеством комнат для барина, домочадцев и прислуги. От центрального здания в обе стороны расходились полукругом каменные галереи, каждая из них заканчивалась деревянным флигелем. 1 (13) мая 1839 года большая часть дома сгорела. От пожара уцелело лишь левое, юго-западное крыло дома, т. е. каменная галерея с примыкающим к ней деревянным флигелем. Оставшийся после пожара левый флигель был капитально отремонтирован и стал служить главным домом усадьбы. В 1840-е годы В. П. Тургеневой, матерью писателя, к дому были сделаны две пристройки, в которых размещались “казино” и библиотека.

15.
С 1850 года Спасское-Лутовиново стало принадлежать И. С. Тургеневу. На протяжении многих лет Иван Сергеевич не вносил радикальных перемен в устройство дома. однако при нем назначение комнат и соответственно меблировка в значительной степени изменились. Опустели комнаты для прислуги в мезонине, не стало “собственной барыниной конторы”, за “девичьей” и “казино” сохранились лишь прежние названия, по своему вкусу обставил писатель кабинет, одной из главных комнат дома стала библиотека. В последние годы жизни Тургенев начал уделять устройству Спасского дома все больше внимания, собираясь жить в нем подолгу. С весны 1880 года были начаты не только капитальный ремонт, но и основательная перестройка дома. К библиотеке была сделана еще одна пристройка в четыре комнаты, переделана центральная веранда и устроен балкон на мезонине Все строение было украшено ажурной деревянной резьбой.

16.
После смерти Тургенева наступил период расхищения и гибели многих реликвий Спасского дома. Наследники Тургенева не стали жить в усадьбе писателя. Из дома ими были вывезены мебель и веши. В ночь с 19 на 20 января 1906 года Спасский дом сгорел дотла. Сохранившиеся вещи. библиотека и мебель Спасского дома стали основой музея И. С. Тургенева. открытого 23 ноября 1918 года в Орле в доме писателя.

17.
На основе собранных в музее Тургенева планов, описей, фотографий, свидетельств мемуаристов был разработан проект восстановления главного дома усадьбы и его интерьеров.

18.
Летом 1976 года восстановление дома было закончено. Мебель и вещи Тургенева. хранившиеся в музее в Орле. вернулись в Спасское-Лутовиново. В доме создана мемориальная экспозиция, которая воспроизводит обстановку дома в том виде, в котором она была в 1881 году в последний приезд писателя в Спасское.

Музей И.С. Тургенева Спасское-Лутовиново находится в Мценском районе Орловской области. В нем переплетены история литературы и прекрасная природа среднерусской полосы.

Спасское-Лутовиново, названо в честь предков Тургенева по материнской линии, которые получили эти земли еще во времена Ивана Грозного. В усадьбе знаменитый русский писатель провел детство и часто жил в нем будучи взрослым. Здесь он написал много своих произведений и по его словам, именно это место являлось источником вдохновения и нигде ему не писалось так легко как здесь.

Посетив музей-заповедник Вы можете обогатить свои знания о творчестве писателя, быте того времени и прекрасно отдохнуть в окружении красивого сада. Для жителей Москвы и центральной части России это отличное место для путешествия выходного дня.

Как добраться до музея И.С. Тургенева Спасское-Лутовиново

Музей И.С. Тургенева Спасское-Лутовиново находится на расстоянии от Орла на расстоянии 70 километров, от Тулы в 142 километрах. От Москвы путь составит 312 километров. Оптимальный путь на автотранспорте по трассе Е-105. На момент написания поста на отрезке Москва-Орел находится в отличном состоянии.
Ближайший населенный пункт от имения это город Мценск расположен в 16 километрах.

Мы ехали из Орла и путь до имения составил около часа. Маршрут проложенный Гугл навигатор привел прямо на бесплатную парковку музей. Рядом с парковкой находится кафе, и здание где расположились билетная касса и сувенирный магазин.

Путь от парковки до входа на территорию усадьбы Спасское-Лутовиново

Есть несколько вариантов посещения музея. Можно взять билет, который дает право гулять по территории имения или взять экскурсию с гидом которое включает в себя посещение дома.

Мы взяли билеты на ближайшую и видимо последнюю в тот день экскурсию которая начиналась в 17-00. Стоимость двух билетов составила 500 рублей.
Просто погулять по парку имения можно купив входной билет, который стоит 70 рублей.

Первая часть экскурсии проходит в доме, вторая часть парке. Усадьба была полностью построена заново в советские времена после пожара и долгого времени запустения. Но экспозиция музея на 90 процентов состоит из оригинальных экспонатов принадлежавшим писателю. Их сохранили родственники писателя, а впоследствии они были национализированы большевиками и попали в Орловский музей. Многие вещи Иван Сергеевич упоминал в своих произведениях. Очень понравилась большая библиотека состоящая из множества книг на разных языках, изрядная доля которых посвящена путешествиям, некоторые так и называются а-ля «Книга о странствиях». Судя по всему писатель любил путешествовать и знал в них толк. Много времени он прожил за пределами России.
Экскурсия понравилась, экскурсовод рассказала о писателе и истории из его жизни.

Вторая часть экскурсии проходит в парке и первая остановка около дуба лично посаженным И.С. Тургеневым

Именно этот дуб упоминается в строках из письма Ивана Сергевеча Тургенева своему другу, когда писатель находился во Франции: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я уже вероятно никогда не увижу».

Усадьба Тургеневых находится на большой ухоженной территории. У входных ворот в музей находится открытая для посещения церковь построенная предками писателя. Недалеко от нее стоит господская усадьба вокруг которой разбиты цветущие клумбы и здания хозяйственных построек. Основную площадь имения составляет прекрасный парк со множеством аллей усаженных вековыми деревьями. Несколько аллей пересекаются друг с другом образуя римскую цифру XIX. В противоположном конце парка от главного входа находится большой живописный пруд с причалом и деревянными мостиками с обеих его сторон.

По нему мы решили прогуляться после окончания экскурсии. За время пока мы были в доме погода резко изменилась и встретила дождиком, который превратился в град!

Прогулка проходила в гордом одиночестве, в парке мы не встретили ни одного человека, что не характерно для таких мест. Видимо вторая половина понедельника и неожиданно налетевшая дождевая тучка способствовали приватной атмосфере. Уверен, что в выходные дни и хорошую погоду народу будет намного больше, но парк большой и места хватит на всех.

Волевое решение не отступать к машине и посмотреть парк было вознаграждено прекрасными видами парка и его окрестностей, когда выглянуло солнце и появилась радуга!

На видео ниже можно оценить красоту этого места. Смотреть видио лучше со звуком и в качестве HD.

За пределами территории имения также открываются прекрасные виды украшенные цветущими цветами, а в этот раз появившейся красочной радуги после налетевшего дождя!


В окрестностях усадьбы растет много Люпины -растения из семейства бобовых которое вот так красиво цветет конце мая. Изначально я думал, что это лаванда, поскольку скопления синих цветущих растений напомнили столь любимые фотграфами лавандовые поля Прованса.

Что интересно, до этого я не встречал это растение, хотя часто бывал в соседних областях Московской, Калужской, Брянской. Действительно это растение там не растет или мне просто не повезло его увидеть?

Пруд на территории усадьбы называется Захаров пруд, в честь любимого и верного слуги писателя. В хорошую погоду с мая по октябрь можно покататься на лодке, как самостоятельно, так и в сопровождении лодочника. На фотографии на противоположном берегу виднеется пристань. По территории парка можно прокатиться в конном экипаже.

Мостики через ручьи стекающиеся в пруд.

Поворот к Государственному заповеднику-музею И. С. Тургенева Спасское-Лутовиново с автомагистрали Москва-Симферополь - недалеко от 303-го километра. Ближайшей железнодорожной остановкой является станция Бастыево. Оттуда, особенно с площадки, где установлен бюст писателя, хорошо просматривается прямая дорога к парку.

Реставрированный мемориальный дом-музей

Автор «Записок охотника» - «поэтической обвинительной речи против крепостничества» - представляется теперь и сам одним из тех богатырей великой русской литературы, которые во имя служения угнетенному народу должны были, по словам Герцена, «оставить городскую жизнь, взять охотничье ружье и бить по земле и на лету дичь крепостного права». Исходной точкой своей литературной деятельности Тургенев называл Аннибаловскую клятву бороться и никогда не примиряться с крепостничеством. Такое направление его творческого пути определилось прежде всего под влиянием окружавшей писателя с детства «очень безобразной» среды.
Если от Бастыева пойти к Спасскому пешком, то можно воочию увидеть реальное местечко, сохраняющее доныне свое прежнее название, широко известное по рассказу «Бирюк» из «Записок охотника». Это Кобылий Верх - овраг, поросший лесом. Именно там разыгралась драма, положенная Тургеневым в основу созданных им образов лесника и порубщика. Столь же тесно связана с реальной действительностью и вся эта великая, жизнеутверждающая, глубоко патриотическая книга о России и русских - цикл вечно юных и вечно образцовых рассказов и очерков с их неумирающими типами.
Даже теперь каждому, кто попадает в парк, проходит мимо восстановленной «богадельни», которая была построена писателем для престарелых, или около сторожки, где при Тургеневе стояла открытая им школа для крестьянских детей, так и кажется, что вот выйдет сейчас навстречу Иван Сергеевич - огромного роста, широкоплечий, с румяным лицом чисто русского склада, обрамленным снежно-белыми волосами, точно сказочный герой, великий, красивый, могучий - посмотрит добрыми умными глазами, приветливо улыбнется и скажет, как писал он одному из своих корреспондентов: «Мой домик скромен и мал - это единственный остаток значительно более обширных строений, которые сгорели» (в 1839 году. - В. Г.).

После смерти Тургенева его наследница О. В. Галахова - жена орловского вице-губернатора вывезла из Спасского библиотеку и всю обстановку дома. В 1918 году эти вещи были национализированы и стали основой литературно-мемориального музея в Орле - родном городе Тургенева. Теперь они возвращены на свое прежнее место в Спасское-Лутовиново, где в сентябре 1976 года открыт для посетителей реставрированный мемориальный Дом-музей.
На стене в кирпичной галерее, ставшей теперь вестибюлем для посетителей, названы основные произведения, над которыми Тургенев трудился в разные годы в Спасском, и обозначены окрестные места его странствий с ружьем и собакой, хорошо знакомые читателям из сочинений и писем великого художника-реалиста. Здесь невольно приходят на память простые, как сама природа, и в то же время столь одухотворенные, столь полные чувств и мыслей слова из стихотворения в прозе «Деревня»: «Последний день июня месяца; на тысячу верст кругом Россия - родной край».
Эпическая сила этой по-тургеневски лаконичной лирической строки дает возможность лучше понять, почему многие современники писателя сравнивали его с мифологическим героем, который становился сильнее всякий раз, когда его ноги касались земли. «Вы, - говорил ему один из них, - Антей, сын родной земли». И в самом деле, судьба классика русской и мировой литературы - патриота и гражданина, просветителя, художника-гуманиста - неотделима от действительности, служившей основой его вдохновения и творчества. Слитность незаурядной и сложной личности Тургенева с природой, с той обстановкой и средой, в которых он вырос, жил, напряженно трудился, глубоко определил Л. Н. Толстой, записавший в своем дневнике 31 мая 1856 года после посещения Спасского: «Дом его показал мне его корни и много объяснил». Слово «дом» употреблено здесь не только в прямом, но и в более широком смысле, что видно из письма Толстого к Некрасову, гостившему в усадьбе Тургенева двумя годами ранее: «Его надо показывать в деревне…».

Уголок парка. Вил с веранды Дома-музея.

Здесь «в самом сердце степей, в глуши», как называл Тургенев родную округу, он с детских лет привык чувствовать себя дома, в своей стихии. Из Москвы и Петербурга, из Берлина, Парижа, Лондона, Рима его постоянно тянуло «туда, туда, в раздольные поля», «в деревню, в темный сад». Тут впервые послышалась ему с проселочной дороги «унылая песенка мужика, неровно прерываемая толчками телеги». Именно в Спасском, где Тургенев провел большую часть своего детства, постигал он простонародное отчее слово, глубоко и жадно вдыхал «воздух родных мест». Здесь открылась ему русская правдивая горячая душа - в метких оборотах речи, в проникновенных поговорках и мудрых пословицах, вырвавшихся из самого сердца, в сказках, былинах, песнях, о которых он позднее говорил: «Было время, что я с ума
сходил от народных песен… вот где бьют родники истинной поэзии».
Все это, очевидно, и дало ему повод, а также особое право назвать однажды свое «захолустье», свое «старое», «любимое», «родное гнездо» фольклорным пушкинским словом «Лукоморье», то есть живым обиталищем муз, поэтической колыбелью. Здесь не было никакого преувеличения, потому что большинство его произведений то ли задумано, то ли так или иначе навеяно, то ли даже написано полностью или частично в Спасском.
Осмотр «родительского ковчега», как называл дом Тургенева Я. П. Полонский, начинается со столовой. Тут можно услышать «глагол времен, металла звон»: в углу стоят описанные в повести «Бригадир» и действующие доныне «громадные английские часы в виде башни с надписью: «Strike-silent» («бьют-молчат»). Они указывают, кроме времени, число месяца. О глубоком и пожизненном интересе Тургенева- друга великой певицы Полины Виардо - к музыке напоминает фортепьяно. Другие вещи, которые находятся в столовой, подтверждают слова писателя о том, что это «мебель сбродная, домодельщина». На стене против обеденного стола - портреты няни и кормилицы, соседствующие с изображениями предков Тургенева, отдельные черты которых угадываются в его ранней повести «Три портрета», а также и в более поздних произведениях.

Столовая

Центральное место в малой гостиной занимает огромный диван, упомянутый в романе «Накануне»: «Увар Иванович почивал в мезонине на широком и удобном диване, получившем прозвище «самосон».
Обстановка угольной гостиной, занимающей просторную угловую комнату, сохранилась с большой полнотой и позволяет представить себе Тургенева в его родной стихии за оживленной беседой с приезжавшими к нему в Спасское А. А. Фетом, Д. В. Григоровичем, Н. А. Некрасовым, Л. Н. Толстым, Я. П. Полонским, актрисой М. Г. Савиной и другими замечательными людьми. Картины такого же рода сохранились и в Спасском.
Икона уцелела. По преданию, она принадлежала предку Тургенева со времен Ивана Грозного, то есть была исторической семейной реликвией, как и церковь, и «мавзолей» И. И. Лутовинова - основателя Спасской усадьбы, двоюродного деда писателя по материнской линии.
В том же письме к Флоберу Тургенев с восхищением говорил о главных для него принадлежностях кабинета: «Письменный стол - превосходный - и кресло с двойным сиденьем из тростника!» М. Г. Савина вспоминала, что, когда она в первый раз вошла в этот кабинет, Иван Сергеевич «так просто сказал: «Вот за этим столом я написал «Отцы и дети». Над столом висит портрет В. Г. Белинского - идейного наставника и друга Тургенева. Там же портрет еще одного друга писателя - великого русского актера М. С. Щепкина, навестившего «спасского изгнанника» в 1853 году.
Рядом с кабинетом расположена комната, названная матерью Тургенева «казино». Здесь шахматный столик, за которым Иван Сергеевич проводил немало времени с кем-либо из своих гостей. Тут же большой овальный стол карельской березы, прозванный «геридоном» и памятный писателю с детских лет; за этим столом он вместе с братом трудился над приготовлением уроков.
Так мы снова выходим в парк, чтобы взглянуть на него теперь глазами писателя. Такую возможность дают нам его сочинения и письма, напоминающие в совокупности могучий ствол и разветвленную крону дуба, который как бы символизирует глубокие и неразрывные связи сложной корневой системы тургеневского творчества с русской жизнью, с родной землей. В начале повести «Фауст», а также в первой части романа «Новь» содержится подробное и достоверное описание «прадедовского черноземного сада», расположенного по длинному скату пологого холма.
Щемящая нота прощания не только не заглушает, но, пожалуй, даже усиливает наше чувство благоговейного преклонения перед всеобъемлющей мощью тургеневского таланта, перед вечными и неодолимыми, как сама жизнь, словами, которые вырвались из глубины его души, когда летом 1855 года он работал в одной из древесных беседок Спасского над романом «Рудин»: «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись».
От этой беседки ведет извилистая тропинка к дому и прямая короткая дорога - к дубу. А вокруг, как писал Тургенев Флоберу, мечтавшему побывать в Спасском, чтобы увидеть именно здесь «пядь русской земли», - «двести десятин волнующейся ржи!» Невольно замираешь и теперь «с каким-то ощущением торжественности, бесконечности…».

Кабинет-спальня И.С. Тургенева Казино Любимый дуб И.С. Тургенева
Пруд в Спасском-Лутовинове

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры