Джоан роулинг сколько заработала на гарри. Борьба с депрессией, два мужа и миллиардное состояние джоан роулинг

Главная / Бывшие

Одна из самых известных писательниц планеты Джоан Роулинг была вычеркнута из перечня миллиардеров, который составил журнал Forbes. А причиной этому оказалось желание британки помогать людям, тратя миллионы долларов на благотворительность.

Джоан не гонится за деньгами

Британская писательница выросла в небогатой семье, а когда написала свою первую книгу о маленьком волшебнике и его друзьях вообще жила на пособие по безработице. Именно поэтому она жертвует огромные деньги нуждающимся. После того, как Роулинг заработала на романах о Гарри Поттере свой миллиард и попала в список богатейших людей по версии журнала Forbes, сделавших свое состояние исключительно благодаря писательскому таланту, Джоан потратила 160 млн. долларов (16 % общего состояния Роулинг) на благотворительные цели.

Как-то она сказала такие слова в одном из своих интервью:

«Я прекрасно знаю, как живется бедным. Мне никогда не было присуще желание обогатиться, я никогда не гналась за огромными деньгами. Всем богатым людям этой планеты нужно признать, что иметь богатства, когда многие голодают - это неправильно. Мы несем моральную ответственность за то, что получаем гораздо больше, чем нам нужно».
Читайте также
  • Писательница Джоан Роулинг встала на защиту Меган Маркл
  • Diddy возглавил рейтинг самых высокооплачиваемых знаменитостей по версии Forbes

Джоан Роулинг – известный филантроп

В 2000 году писательница основала благотворительную организацию Volant Charitable Trust, борющуюся с социальным неравенством и бедностью. Фонд спонсирует компании, занимающиеся исследованиями в области различных заболеваний связанных с психикой, а также помогает детям из неполных семей. В 2005 году совместно с Эммой Николсон, депутатом Европарламента, Джоан основала еще один благотворительный фонд - Lumos. Эта организация занимается оказанием помощи детям из стран Восточной Европы.

Кроме этого Джоан Роулинг пишет книги, деньги, вырученные от продажи которых, идут в благотворительные компании. Так средства от реализации «Сказок Барда Бидля», «Волшебных существ и мест их обитания» и «Квиддич сквозь века», а это около 30 миллионов долларов, полностью были отданы нуждающимся.

Британская детская писательница, автор серии романов о мальчике-волшебнике Гарри Поттере. Успех серии (1997-2007) у читателей, а также кинофильмов, снятых по ее романам киностудией Warner Bros., принес Роулинг всемирную известность и состояние, которое журнал Forbes в 2007 году оценил в 1 миллиард долларов США. Роулинг является обладательницей множества престижных литературных премий, в 2000 году была награждена орденом Британской Империи.

Джоан Роулинг родилась 31 июля 1965 года в городке Чиппинг Содбери в графстве Глостершир, недалеко от Бристоля , , стала старшей из двух дочерей в семье. Когда будущей писательнице было девять лет, Роулинги переехали в город Чепстоу в графстве Гвент (Уэльс). По окончании тамошней средней школы в 1983 году Роулинг поступила в Эксетерский университет, где изучала французский язык. Это дало ей возможность провести год в Париже .

По окончании университета, получив степень бакалавра искусств, Роулинг переехала в Лондон, где сменила несколько мест работы. Больше всего времени она провела в международной правозащитной организации Amnesty International. В 1990 году будущая писательница переселилась в Манчестер, и тогда же ей впервые пришел в голову замысел детской книги о мальчике-волшебнике. В том же 1990 году от рассеянного склероза умерла мать Роулинг . Спустя несколько месяцев Джоан получила место учителя английского языка в Порту, втором по величине городе Португалии .

В Порту Роулинг познакомилась со своим будущим мужем, тележурналистом Жоржу Арантешом (Jorge Arantes). Они поженились в 1992 году, от этого брака у них родилась дочь Джессика (Jessica) . Довольно скоро Роулинг и Арантеш расстались: муж, по словам писательницы, буквально выставил ее с дочерью из дома . К Рождеству 1994 года Роулинг вернулась в Великобританию. Вместе с дочерью она переехала в Эдинбург, где в то время жила ее младшая сестра Ди . К этому времени значительная часть первого романа – "Гарри Поттер и философский камень" - уже была написана. Стремясь завершить книгу, Роулинг не стала устраиваться на постоянную работу и дописывала роман в кафе, в том числе в популярном Nicolson’s, принадлежавшем ее родственнику .

В 1995 году Роулинг отправила беловой вариант романа двум литературным агентам, причем первый вернул текст практически сразу же, не сочтя его перспективным, а второй – Кристофер Литтл (Christopher Little) – все же взялся пристроить рукопись . Это удалось ему спустя год: "Гарри Поттер" заинтересовал небольшое лондонское издательство Bloomsbury. Его сотрудник Барри Каннингем (Barry Cunningham) в августе 1996 года предложил писательнице скромный аванс (полторы тысячи фунтов стерлингов) , , который Роулинг с готовностью приняла .

Первый тираж "Гарри Поттера и философского камня" вышел в 1997 году и составил всего тысячу экземпляров, из которых половина отправилась в детские библиотеки. Книга не произвела большого впечатления, но ее все же заметили критики. Шотландская организация The Scottish Art Council предоставила Роулинг грант, чтобы та смогла приступить ко второму тому "поттерианы" .

В том же году на профессиональной ярмарке издателей детской литературы в Болонье Барри Каннингему удалось продать права на американское издание "Гарри Поттера" издательству Scholastiс, которое предложило писательнице необычно крупный для дебютантки аванс – 105 тысяч долларов , . Писательнице пришлось, правда, изменить заглавие книги на "Гарри Поттер и камень чародея" (Harry Potter and the Sorcerer’s Stone) . Впоследствии она уже никогда не приспосабливала названия романов для американской аудитории.

Вторая книга о Гарри Поттере "Гарри Поттер и тайная комната" (Harry Potter and the Chamber of Secrets) появилась в 1998 году. В том же году киностудия Warner Bros. купила права на экранизацию двух романов Роулинг. Они вышли на экраны в 2001 и 2002 годах соответственно. Режиссером обоих был Крис Коламбус (Chris Columbus) . Сама Роулинг хотела видеть режиссером картин британца Терри Гиллиама (Terry Gilliam), но выбор остался за студией .

Третий и четвертый романы "Harry Potter and the Prisoner of Azkaban" и "Harry Potter and the Goblet of Fire" (в русском переводе соответственно "Гарри Поттер и узник Азкабана" и "Гарри Поттер и кубок огня") были опубликованы в 1999 и 2000 годах .

Сразу после Рождества 2001 года (26 декабря) Джоан Роулинг повторно вышла замуж. На этот раз ее избранником стал эдинбургский врач-анестезиолог Нил Скотт Мюррей (Neil Scott Murray) . Рождение двух детей (в марте 2003 года у пары появился сын Дэвид Гордон Роулинг Мюррей (David Gordon Rowling Murray), а в январе 2005 – дочь Макензи Джин Роулинг Мюррей, Mackenzie Jean Rowling Murray) замедлило работу над новыми продолжениями "поттерианы". Пятая книга ("Harry Potter and the Order of Phoenix", "Гарри Поттер и орден Феникса") вышла в 2003 году, а шестая ("Harry Potter and the Half-Blood Prince", "Гарри Поттер и принц-полукровка") – в 2005-м .

Седьмой, заключительный роман серии - "Гарри Поттер и Дары Смерти" (Harry Potter and the Deathly Hallows) - появился в продаже в Великобритании и США, а также в нескольких других странах в полночь 21 июля 2007 года по местному времени , . Премьере книги Роулинг предшествовала серия утечек: несколько хакеров и пиратов выложили синопсис, а затем и цифровые фотографии американского издания книги в интернет , , , . Предпринятое издательством Scholastic расследование выявило источники утечки фотографий: ими оказались компании Levy Home Entertainment (LHE) и DeepDiscount.com, вопреки эмбарго доставившие примерно 1200 экземпляров романа американским читателям. Кто-то из покупателей и выложил переснятые страницы "Harry Potter and the Deathly Hallows" в файлообменные сети . Кроме того, за двое суток до выхода романа газета The New York Times опубликовала рецензию на роман, написанную ведущим критиком издания Мичико Какутани. Автор признала, что купила книгу в одном из нью-йоркских магазинов, также нарушившим эмбарго . Роулинг и издательства Bloomsbury и Scholastic обратились к тем, кто уже располагает экземплярами романа, с просьбой "не портить удовольствие другим читателям" .

Роулинг многократно уверяла, что седьмой роман станет последним в серии, но накануне его выхода она не исключила, что напишет продолжение приключений своих героев в будущем . Также ее агент сообщил о том, что писательница планирует издать энциклопедию персонажей и реалий из своих романов .

Экранизации третьего, четвертого, пятого и шестого романов Роулинг появились, соответственно, в 2004, 2006, 2007 и 2009 годах , . Седьмой роман серии был экранизирован в двух частях, которые были сняты в 2010 и 2011 годах соответственно , .

В сентябре 2012 года вышел первый роман Роулинг для взрослых под названием "Свободное место" (The Casual Vacancy) , .

Cуммарный тираж семи романов о Гарри Поттере к 2012 году превысил 450 миллионов экземпляров . В марте 2007 года состояние 41-летней Роулинг оценивалось журналом Forbes в миллиард долларов .

Романы о Гарри Поттере принесли писательнице множество наград, в том числе Nestle Smarties Gold Award (трижды), British Book Awards, Children"s Book Award (дважды), The Booksellers Association/The Bookseller Author of the Year Award (дважды), Scottish Arts Council Children"s Book Award (дважды) , испанскую премию принца Астурийского и датский литературный приз Ганса Христиана Андерсена . В 2000 году Роулинг стала кавалером ордена Британской Империи .

Роулинг много занимается благотворительностью. В частности, она поддерживает фонд родителей-одиночек и фонд по исследованию рассеянного склероза - болезни, от которой умерла ее мать , .

Роулинг называют в числе близких подруг Сары Браун, жены действующего премьер-министра Великобритании Гордона Брауна .

Использованные материалы

Allison Pearson . JK Rowling review: "The Casual Vacancy" breaks Harry Potter"s spell. - The Daily Telegraph , 27.09.2012

Jill Martin Wrenn . Muggle moms await first adult J.K. Rowling book. - CNN , 26.09.2012

Fans queue to see the final Harry Potter film. - BBC News , 15.07.2011

Catherine Shoard . Harry Potter and the Deathly Hallows breaks box office records. - The Guardian , 22.11.2010

Rowling wins new Danish literary award. - CBC News , 19.10.2010

Tim Masters . Review: Harry Potter and the Half-Blood Prince. - BBC News , 08.07.2009

Elizabeth Hand . Harry"s Final Fantasy: Last Time"s the Charm. - The Washington Post , 22.07.2007

Michiko Kakutani . An Epic Showdown as Harry Potter Is Initiated Into Adulthood. - The New York Times , 19.07.2007

Джоан Роулинг– не только знаменитая британская писательница и создатель Гарри Поттера. Она – известный благотворитель, поддерживает многочисленные организации, в том числе собственный фонд Люмос». Четыре года назад Роулинг даже исключили из списка миллиардеров по версии Forbes, она отдала нуждающимся порядка $160 млн, что составляет 16% от суммы состояния писательницы.

В 2005 году Роулинг основала собственный фонд Lumos , цель которого – помощь детям-сиротам.

На вопрос, почему детям-сиротам, Роулинг ответила в интервью The Sunday Times: «Я увидела фотографию мальчика в маленькой кроватке с решеткой и лишилась дара речи. Та картинка меня тронула так сильно, потому что нет никого беззащитнее ребенка, возможно, с особенностями психическими или физическими, который лишился семьи. Я вдруг осознала, насколько это большая проблема, — и тогда все началось».

Впрочем, тема сирот занимала Джоан Роулинг всегда, ведь главный герой ее книг – юный волшебник Гарри Поттер – тоже сирота, он остался без родителей в младенчестве. А Lumos – одно из заклинаний в книге, оно зажигает огонек света на конце палочки.

О работе своего фонда и помощи сиротам Роулинг дала большое интервью известной британской теле- и радиоведущей Лорен Лаверн. Во время интервью шла трансляция в Facebook, и у слушателей была возможность задать свои вопросы писательнице.

«Филантроп» публикует разговор Лорен Лаверн с Джоан Роулинг, в котором Роулинг рассказывает, почему никогда не отвечает на электронную почту, чем отличаются проблемы волшебников и людей и можно ли помочь всем детям-сиротам в мире.

О фонде «Люмос»

Благотворительный фонд Джоан Роулинг Lumos был создан в 2005 году, вначале он назывался Children’s High Level Group, а в 2010 году был переименован в Lumos – это одно из заклинаний в книгах про Гарри Поттера. Фонд поставил перед собой цель добиться, чтобы ни один ребенок не оставался в детском доме: к 2030 году - в Европе, к 2050 году – во всем мире. Фонд продвигает идею «деинституционализации», которая предусматривает возвращение детей из учреждений в семьи и перенаправление средств, предназначенных для создания детских домов, на поддержку общественных центров, помогающих семьям.

Фонд сотрудничает с правительствами различных стран и международными организациями, настаивает на внесении изменений в законодательство, проводит обучение специалистов, консультирует госучреждения.

За 6 лет Lumos подготовил 27 тысяч специалистов. У фонда есть большие программы в Молдавии, в Болгарии, в Чехии, а также в Греции, в Сербии и на Украине. Фонд консультирует государственные учреждения в Японии и в Малайзии. Существует американское отделение Lumos, которое ведет программы в том числе на Гаити, скоро организация начнет работу в Латинской Америке и странах Карибского бассейна.

В этом году фонд начал работать в России, так, программа фонда «КАФ» «Семья для ребенка» создана совместно с Lumos. Это программа подготовки специалистов по устройству детей из учреждений в семьи.

Фонд существует во многом благодаря сборам от продажи книг Дж. К. Роулинг. Кроме того, у фонда есть частные жертвователи и программа сбора массовых пожертвований. Так, фонд продает футболки через интернет.

Джоан Роулинг оплачивает полностью все административные расходы фонда, поэтому все собранные средства идут на поддержку программ Lumos.

— Какой невероятно насыщенный для вас год! Конечно же, в первую очередь это театральная постановка. У вас несколько месяцев идет спектакль «Гарри Поттер и Проклятое дитя», который получил восторженные отзывы зрителей, а опубликованный сценарий пьесы стал бестселлером номер один. 18 ноября на экраны вышел фильм «Фантастические твари и где они обитают» по вашему сценарию, и, конечно же, стоит упомянуть роман «На службе зла»- еще один бестселлер под псевдонимом Роберт Гэлбрейт. Книга в этом году вышла в мягкой обложке. Как же вам удается все это успевать?

— Меня поддерживает моя семья, и еще я не никогда не отвечаю на сообщения электронной почты.

Я поняла, что жизнь становится намного проще, если забываешь о вещах, которые, в общем, обязан делать. Это очень раздражает окружающих, но приоритеты для меня — это писательская жизнь, «Люмос» и мои дети. В этом списке дети обычно идут первыми, в зависимости от того, как они себя ведут.

Прошло уже почти 10 лет после выхода последней книги о Гарри Поттере. Каково это, снова погрузиться в мир волшебства с новым фильмом «Фантастические твари»?

— 2016 год — по-настоящему волшебный, потому что я действительно отстранилась — не до конца, конечно; совсем от Гарри Поттера отстраниться я не могу. Но я не вспоминала о нем целых 6 или 7 лет, и за это время написала «Случайную вакансию» и первую книгу под псевдонимом Гэлбрейт. Я написала еще несколько произведений, которые, скорее всего, рано или поздно выйдут в свет, так что у меня был действительно серьезный перерыв, но глубоко внутри я всегда знала, что «Фантастические твари» будут обязательно. А Гарри Поттер… он сам по себе притягивает, потому что фанаты до сих пор настолько полны энтузиазма, настолько увлечены его историей. Я не думаю, что когда-нибудь оставлю Гарри Поттера навсегда, и, честно говоря, мне этого не хочется.

— Получается, вы можете вернуться к нему в любой момент?

— Множество детей и взрослых сейчас просто в восторге от того, что вы вернулись в мир волшебства, и многие говорят — даже я слышала это от своих друзей, но вам-то, конечно же, об этом говорят постоянно, — что именно книги о Гарри Поттере привили их детям любовь к чтению.

— Я всегда говорю одно и то же — и, поверьте, говорю это совершенно искренне. Для меня такие слова — действительно лучшая оценка моей работы. Люди мне рассказывают: «Сначала я читал книги ребенку, потом он сам их читал, потом мы вместе в полночь стояли в очереди, ну а потом мы уже просто купили каждую в нескольких экземплярах, чтобы не ссориться из-за книг». Конечно, мне на руку каждая проданная копия — но дело не в этом; мне просто безумно приятно это слышать.

Кроме того, для меня лично очень важно еще одно явление, которое я прекрасно понимаю. Я знаю, что книги, пропитанные моими личными переживаниями в моменты, например, боли и утраты, значат очень много для читателей, которые переживают непростые времена. Особенно от молодых людей — да и не только — я очень часто слышу, что мои книги стали для них отдушиной, Хогвартс — надежным пристанищем, а герои — настоящей семьей. Все это очень много значит для меня.

— Вот, собственно говоря, мы и подошли к главной теме сегодняшнего разговора — значимость и важность семьи для человека. Ведь одна из основных, ключевых задач фонда «Люмос»- поддержка семей во всем мире.

— Это ключевой момент. Все исследования за последние 80 лет свидетельствуют о том, что постоянная любовь и забота значимого взрослого — основа нормального развития ребенка, развития психологического, эмоционального и даже физического.

Это совершенно не значит, что вы должны обязательно быть идеальной рекламной семьей, в которой в среднем 2,2 ребенка, — просто вам в буквальном смысле слова нужны личностные, индивидуальные взаимоотношения на основе любви. Обычно их может дать вам собственная семья, иногда — новая другая.

Но мы знаем, что сегодня около 8 миллионов детей в мире находятся в сиротских учреждениях, причем известно, что порядка 80 % из них — не сироты.

Мне кажется, это очень неожиданный факт. На самом деле, многим будет трудно изменить свое восприятие и поверить в то, что большинство детей в детских домах — не сироты.

Это можно понять, ведь они еще называются «сиротскими приютами», что же вы еще должны были думать? Мы уже, кажется, просто исходим из этой культурной предпосылки, хотя логики в этом мало — ведь большинство из присутствующих сегодня в зале выросли в достаточно благополучных странах, и мы знаем, что у нас подобных учреждений больше нет, вот о чем речь. Но исходя из нашей культурной традиции, мы привыкли считать, что приют — это место для ребенка, которому просто некуда больше пойти. К сожалению, эта традиция очень далека от реальности. Сегодня, благодаря многочисленным исследованиям, мы точно знаем, что подобные учреждения — самое неподходящее место для ребенка.

Я видела грудных детей, которые научились не плакать, встречалась с малышами, готовыми идти ко мне на руки, несмотря на то, что они видели меня первый раз в жизни: любой, кто хоть раз имел дело с маленькими детьми, понимает, что они все запрограммированы на любовь, на поиск любви. Когда ребенок плачет, он совсем не обязательно голоден: он плачет, потому что хочет заботы. Такие дети особенно уязвимы, у них серьезные проблемы с формированием привязанности. В нашем фильме есть ссылка на российское исследование, согласно которому, по сравнению со сверстниками, у детей, покидающих сиротские учреждения по достижении 18-летия, в 10 раз выше вероятность вовлечения в проституцию, в 50 раз выше вероятность наличия прошлого опыта криминальной деятельности и в 500 раз выше вероятность суицида. В 500 раз. Это масштабная трагедия, о которой никто не говорит.

Гарри Поттер, герой книг Роулинг, сирота

— Конечно, любому родителю очевидно, что если с ними что-нибудь случится, детский дом должен быть самым последним вариантом. Любой предпочтет, чтобы его детей воспитывали родственники или друзья, или, как вы сказали, чтобы о них заботились индивидуально. Но есть страны, где этого выбора нет? И есть уголки света, где родителям приходится отказываться от детей просто для того, чтобы они не голодали.

— Да, иногда речь идет просто о том, чтобы прокормить семью, и сама по себе система сиротских учреждений дает стимул к распаду семьи. Так что да, это хороший вопрос, мне часто его задают.

Мы сами виноваты в этом, мы поощряем эту систему с самыми-самыми-самыми благими намерениями, мы все в этом зале жертвовали деньги, чтобы помочь детям. Это нормально, это основной инстинкт, мы хотим помочь детям, и это очень похвально и благородно.

На деле, однако, вероятно то, что ваши пожертвования питают саму суть проблемы — вы ведь сами только что упомянули о том, что в списке причин, по которым детей направляют в учреждения, бедность стоит на первом месте.

Единственная возможность прокормить своего ребенка — отдать его в детский дом, только там можно получить помощь специалистов-медиков — именно поэтому во всем мире в детских домах много детей с инвалидностью.

В результате, к сожалению, получается, что даже детские дома, которые создаются с наилучшими намерениями и в которых все организовано на высшем уровне, вредят детям, и это подтверждают многочисленные исследования.

Более того, к сожалению существуют также учреждения для детей, которые в действительности работают как бизнес, ведь если доноры охотно жертвуют деньги на детские дома, их становится все больше. Это происходит не потому, что родители умирают, а потому, что детские дома магнитом притягивают деньги и волонтеров — опять же, с наилучшими намерениями. Oни не просто хотят помогать детям в сиротских приютах, но и привозят с собой в страну иностранную валюту. И, наконец, самый пугающий и шокирующий аспект состоит в том, что такие учреждения — настоящая мекка для растлителей и насильников.

Дети отделены от биологической семьи, никто не следит за тем, что с ними происходит, и я уже говорила об их проблемах с формированием привязанности, — так что ими крайне легко манипулировать.

— Так где же это происходит? И почему детские дома до сих пор существуют несмотря на то, что мы знаем, что ничего хорошего они детям не дают? Или мы снова возвращаемся к тому финансовому циклу, который вы описали?

— Детские дома возникают в местах, пострадавших от стихийных бедствий. В любых странах с высоким уровнем бедности. Это происходит по всему миру: сиротские учреждения есть на всех континентах.

Всегда будут существовать культурные различия. Иногда причина появления детских учреждений одновременно является причиной, по которой их невозможно искоренить. Я говорю о бедности.

В ситуации, когда в учреждениях находятся десятки тысяч детей, не обойтись без средств, чтобы организовать переквалификацию персонала, обучить людей на местах, создать новую, более совершенную систему — на все нужны деньги.

Поэтому, когда «Люмос» просит у людей поддержки, 100% пожертвований идут на реализацию программ, на помощь детям.. Иногда речь идет о детях, которые голодают или очень больны. 100% средств идет на помощь нашей целевой группе, потому что я покрываю операционные расходы фонда. Очень важно, чтобы люди понимали это.

— Недавно в Твиттере вы обратили внимание на проблему работы волонтеров в детских домах за рубежом.

— Да, началось с того, что я написала что-то в поддержку «Люмос». И как это часто бывает, когда я публикую твит, на него отреагировали многие пользователи — это совершенно нормальный процесс — и многие просят меня сделать ретвит в поддержку их благотворительных организаций. И в одном из ответов меня попросили поддержать благотворительную организацию, которой я делаю большое одолжение, называя ее благотворительной, потому что, на самом деле, это «туристическое агентство» для волонтеров.

И меня просто понесло, я не могла остановиться — по-моему, правильно это называется твит-шторм. И в итоге общение было очень жестким.

«Волонтуризм» — термин, который, наверное, знаком большинству присутствующих, но на всякий случай я поясню: он описывает такое явление, когда люди едут волонтерами за границу, однако, в отличие от волонтерства как такового, волонтуризм не приносит никому никакой пользы.

Итак, волонтуристы — как правило, молодые люди, которые, конечно же, руководствуются наилучшими намерениями. Они едут в детские дома, занимаются с детьми, а потом уходят навсегда, тем самым закрепляя нарушения привязанности у бедных детей.

И по словам этого агентства, которое ответило на мой твит, волонтуризм — это прекрасный опыт, который «украшает резюме», и от этого мне стало действительно противно.

Я рада, что в итоге не перешла на личности, хотя мне этого хотелось. Но иначе мне не удалось бы донести полностью свою мысль до читателей. Мне хотелось в общих чертах обрисовать ситуацию для молодых людей, которые думают о том, чтобы стать волонтуристами.

Это агентство, которое работает в Молдове, одной из беднейших стран Европы, написало, что “многие учреждения закрылись” — и это как раз наша, «Люмоса», заслуга — это мы помогаем их закрывать — безопасно, возвращая детей в родные семьи или помещая их на патронажное воспитание. А потом они написали: “но у нас еще есть места, где вы можете работать в качестве волонтеров». То есть буквально они говорят: «все в порядке, в этой стране еще есть дети, которые живут в ужасных условиях, приезжайте поволонтерить». Это довольно сильно меня расстроило, и в результате разразился твит-шторм.

Всем 18-19-летним молодым людям, которые хотят стать волонтерами, я могу дать один совет: идите работать в проект, который помогает детям в сообществе, где они живут; исследуйте ситуацию; убедитесь в том, что вы понимаете, что делаете, в том, что вы действительно помогаете. Иначе может получиться так, что вы, руководствуясь наилучшими намерениями, будете поддерживать систему, которая на деле вредит детям.

— А какие же варианты существуют у детей, кроме как жить на улице или оказаться в детском доме? Такие решения существуют?

— Конечно, решения есть.

Важно отметить, что, приходя в новую страну, наш фонд не спешит никого учить, уверять, что у нас есть верное решение. Напротив, в каждой из стран, где мы работаем, уже есть свои специалисты, которые знают, что лучше делать.

Но у них часто нет средств, нет того влияния, которое имеют, например, некоторые общественные организации. Нам очень повезло, что мы сотрудничаем с ЕС, мы работаем с ООН и ВОЗ и имеем возможность перенаправить ресурсы этих организаций. Мы, конечно, вкладываем и свои собственные средства, однако можем помочь организовать целый пакет поддержки.

Джоан Роулинг

— Так каково же решение?

— Во-первых, у многих есть финансовый интерес в продолжении работы детских домов. Я снова говорю «детских домов» — и снова мне этот термин не нравится.

Пусть это будут учреждения. Нам часто говорят: «У нас бедная страна, и если учреждение закроется, я лишусь заработка».

Мы отвечаем, что в этом случае не обязательно терять работу. Мы даем людям возможность переквалифицироваться и стать социальными или медицинскими работниками. Мы предлагаем создавать центры дневного пребывания детей — по сути детские сады, — чтобы родители могли ходить на работу. Мы не хотим лишать людей средств к существованию, мы хотим показать, как мы вместе сможем эффективно помочь детям.

Вот одно из решений, которые мы предлагаем для учреждений.

Как я уже говорила, иногда у детей очень серьезные проблемы со здоровьем, и мы, конечно же, должны обеспечить им питание, медицинский уход и т.д.

Кроме того, нужны системные изменения, поэтому мы работаем с государственными органами над изменением законодательства таким образом, чтобы после закрытия детские учреждения не открывались снова. Очень важно также развивать систему патронатного воспитания. Да, я уже говорила, что, при условии правильной поддержки, 80 процентов детей могут вернуться из учреждений в родные семьи, поскольку их там с радостью примут. Однако если это невозможно, нужна патронатная семья с хорошей подготовкой.

— Кажется, «Люмос» занимается системно этой проблемой. То есть все началось с заклинания из книги про Гарри Поттера, а теперь мы видим реальные изменения.

— Да, по нашим последним данным, мы уже помогли 17 тысячам детей покинуть учреждения, чем я очень горжусь.

У нас разнообразные программы — патронатные семьи с хорошей подготовкой, небольшие детские дома семейного типа, где дети получают постоянную индивидуальную заботу и внимание, которые так важны им.

Кроме того, благодаря нам 15 тысяч детей не попали в детские учреждения, и круг стран, в которых мы работаем, постоянно расширяется, чем я тоже очень горжусь.

— Это главная цель цель «Люмос»?

— Да. Если выбирать главное из сегодняшней беседы главное, я бы хотела, чтобы вы запомнили одно: детские дома — это решаемая проблема. Мы можем решить ее раз и навсегда.

8 миллионов детей — это непостижимо большая цифра, ее очень трудно полностью осознать. Но им можно помочь, и мы можем это сделать.

Нам, конечно, очень нужны деньги. Но, кроме этого, нам необходимо поменять менталитет: если мы изменим мышление — мы изменим жизни этих детей. Я хочу, чтобы каждый рассуждал так: «Не нужно давать денег этому приюту, нужно изучить проблему и выяснить, кто занимается ее решением, кто может воссоединить семьи. Вот кому я отдам деньги». Если мы будем поступать именно так, это изменит очень многое. Если сегодня кто-нибудь скажет вам: «Знаешь, он хочет поработать волонтером в детском доме» или «Мы строим приют для сирот», вы сможете объяснить им ситуацию. И новое понимание проблемы само по себе поможет разорвать этот круг.

— Джоан, вы занимаетесь благотворительностью, я думаю, около 10 лет, и, наверное, очень гордитесь достигнутым?

— Конечно, потому что я знаю детей, которым удалось вернуться в семьи, и которые теперь хотят помогать нам.

Я знаю одну историю. Мы встретились с одной девочкой, когда мы с ней впервые увиделись, она была очень маленькая: я думала, что ей 12 лет, но на самом деле ей было почти 15 — вот как учреждения влияют даже на физическое развитие детей. Сейчас она прекрасный мотивационный спикер, который рассказывает людям о важности деинституционализации. Да, наша работа прекрасна, и я думаю, примерно в 4 тысячх случаев, когда дети, которым мы помогли, находились в очень плачевном состоянии, мы действительно спасли их от смерти. Это, конечно, тоже большой результат.

— Потрясающе. Наверное, вы получаете большую поддержку от поклонников Гарри Поттера?

— Я никогда не видела таких активных, таких увлеченных фанатов, и я действительно очень горжусь ими.

Они помогают нам собирать средства, распространяют информацию. И да, они потрясающие.

— Ну, раз уж мы заговорили об этих потрясающих людях… Когда мы объявили об этом прямом эфире на Facebook , мы попросили слушателей задать вам любые вопросы о фонде «Люмос» — и, конечно же, нас завалили вопросами.

У меня здесь есть несколько, и первый из них от Ардит Халити, это прекрасный вопрос:

— На сайте «Люмос» сказано, что — как мы уже обсуждали — восемьдесят процентов детей в сиротских приютах, на самом деле, сиротами не являются. Какую работу делает «Люмос», чтобы оставшиеся двадцать процентов настоящих сирот также получили любовь и заботу, которых они заслуживают?

— Да, это отличный вопрос, его мне задают все время: «Некоторые из них все-таки сироты, так что вы собираетесь с ними делать?»

Ответ такой: в отдельных случаях нам необходимы хорошие патронатные семьи, и, естественно, все зависит от конкретных обстоятельств и потребностей ребенка.

Иногда бывают нужны небольшие детские дома семейного типа — вроде тех, которые раньше создавала детская благотворительная организация Barnardo’s. Они максимально приближены к семейным условиям — и это мы тоже делаем.

Усыновление/удочерение ребенка местной семьей — почти всегда самый лучший вариант размещения, но есть и множество других вариантов, в зависимости от страны.

— Хорошо, теперь следующий вопрос, от Джерри Кинга:

— Я думаю, что история Гарри Поттера дает надежду некоторым детям-сиротам, что однажды праздник случится и на их улице. Как вы думаете, каков самый важный жизненный урок для волшебника?

(Смеется) для волшебника… Ну, я уже говорила, что самый важный жизненный урок для волшебника точно такой же, как и для маглов. Потому что, в конечном итоге, мои книги о природе человека. Даже владение магией не может решить всех проблем. Проблемы остаются, просто в другой форме, люди все равно могут быть нетерпимыми и жестокими.

Так что я отвечу, что лучший жизненный урок для волшебника будет таким же, как и для всех нас: «Делай все, что зависит от тебя, в любом месте и с любыми подручными средствами.» Я считаю, что мы все должны пытаться следовать этому совету.

— Ну что ж, я думаю, на этой позитивной ноте можно закончить интервью. Огромное спасибо. Остается только поблагодарить Джо — не только за то потрясающее удовольствие, которое ваши книги подарили детям и взрослым во всем мире, но и за вашу преданность делу, и за создание фонда «Люмос», который меняет жизни детей во всем мире. Огромное спасибо!

Сегодня, 31 июля, английской писательнице Джоан Роулинг, которая подарила миру историю про маленького волшебника Гарри Поттера, исполняется 53 года. В честь этого события «Сова» решила вспомнить малоизвестные факты из творческой и личной жизни этого талантливого человека.

4. Квиддич – это одно из украшений книги про юного волшебника. Оказывается, Роулинг придумала его также в момент душевных переживаний. Она поругалась с парнем, из-за чего сильно переживала – позднее она говорила, что ее состояние можно было сравнить с тем, которое испытывает мужчина, когда смотрит баскетбольный матч. И это помогло ей придумать новую игру – писательница набросала в записную книжку правила новой игры, диаграммы, графики, а также названия мячей: она остановила свой выбор на квоффле, бладжере и снитче.


Арена для Квиддича. Фото: harrypotter.wikia

16 сентября в Москве, на сцене Международного московского Дома Музыки пройдет фестиваль «Кинозвук. Мировые саундтреки» . В этот осенний вечер в исполнении камерного оркестра Collegium Musicum прозвучат саундтреки из популярных кинофильмов, в том числе и из «Гарри Поттера» . Билеты можно купить в кассах Пономиналу или на сайте.

5. Трудно в это поверить, но Джоан Роулинг отказали в печати истории про Гарри Поттера 14 издательств! И лишь 15-я попытка стала успешной – издательство «Блумсбери» приняло решение принять книгу в печать. На тот момент считали, что продать 3000 экземпляров – это уже прыгнуть выше головы. К слову, сегодня по всем миру продано уже около 500 миллионов экземпляров.

Обложка первого английского издания «Гарри Поттер и философский камень». Фото: Лента.ру

6. Многие герои книги про Гарри Поттера взяты с реальных людей. Роулинг неоднократно говорила о том, что профессор Снейп и Гилдерой Локхарт – преувеличенные версии ее знакомых. А вот Гермиона – это проекция на Роулинг: у них даже одно и то же любимое животное – выдра.

Обложка: “Мир24”

Приключения мальчика-волшебника стали вторыми, после Библии, самыми продаваемыми книгами. Серия романов об учебе в Хогвартсе выпущена полумиллиардным тиражом и переведена на 70 языков.

В 2004 г-жа Роулинг была названа самой богатой женщиной Великобритании, а в 2011 стала единственной писательницей, заработавшей литераторством свыше 1 млрд.$.

Хотя в 2012 Forbes исключил романистку из списка миллиардеров из-за широкой филантропической деятельности и высоких налогов, она продолжает оставаться наиболее высокооплачиваемым в мире литератором.

На ноябрь 2018 Forbes насчитывает у нее 54 млн.$, а в списке «Celebrity 100 – 2018» отводит ей №42.

В личном Твиттере романистка скромно указала лишь один вид деятельности – «писательница». Мы дополним ее трудовую характеристику, ведь Роулинг еще продюсер и сценарист.

Биография Джоан Роулинг просится на экран или книжные страницы, настолько напоминает сказку о Золушке. Было время, когда ее спутниками жизни являлись нищета, одиночество и диагноз «депрессия, со склонностями к суициду». Какое же заклинание следует произнести, чтобы трансформировать отчаяние в веру, а бедность – в богатство? Секрет успеха Джоан Роулинг заключается не в наличии волшебной палочки, а в ее целеустремленном характере.

История знакомства родителей будущей писательницы весьма романтична. Оба лондонцы, Питер Джеймс Роулинг и Энн Волант встретились в 1964 в поезде, следующем с вокзала King’s Cross в Шотландию. Молодые люди направлялись в места дислокации Королевского военно-морского флота. Когда в дороге девушка замерзла, Питер галантно предложил ей свое пальто. Их свадьба состоялась около года спустя 14.03.65, молодоженам исполнилось по 20.

Джеймс Роулинг и Энн Волант, родители Джоан Роулинг

Станция Кингс Кросс впоследствии станет у Роулинг ключевой локацией волшебного мира, отправной точкой, открывающей ворота в мир магии. Теперь на вокзале чудесная фотозона, где каждый может попробовать проникнуть на платформу 9 3/4. Немало знаковых сцен романов разворачивается именно в этой локации.

Актеры Джуд Лоу и Эдвард Редмэйн, снявшиеся в приквеллах фильмов о Гарри Поттере – “Фантастических тварях“

Поженившись, Роулинги перебираются в Южный Глостершир в Йет (Yate), городок с населением чуть более 20 тыс. людей. Глава семьи трудился авиационным инженером Rolls Royce в Бристоле, Энн работала научным специалистом.

31.07.1965 на свет появляется Джоан (Joanne Rowling). Домашние называли ее «Джо» (Jo), «Джоан» ее называли лишь когда сердились. Менее 2 лет спустя, 28.06.1967 у пары рождается вторая дочка Диана (Dianne). Вскоре Роулинги переезжают в Уинтерборн (Winterbourne), а когда Джо исполнилось 9, отправляются в Татсхилл (Tutshill) вблизи Чепстоу, юго-восток Уэльса. Вот такая география перемещений юной Джо.

Г-жа Роулинг с удовольствием читала дочкам сказки на ночь.

Среди любимых детских книг Джо – «Мышь с острова Мэн» Пола Гэллико, «Лев, колдунья и платяной шкаф» К. С. Льюиса и «Белая лошадка» Элизабет Гоудж.

Джо не только слушала сказки, но и сама их сочиняла и читала младшей сестренке. Первой стала история о мистере Кролике, которую девочка написала в 6-летнем возрасте, тогда же она решает стать писательницей. В 11 Джо пишет первое произведение посерьезней – роман про 7 проклятых бриллиантов и их владельцев.

На фото – похожие между собой сестры Роулинг.

Джо росла книжным ребенком: «Я была книжным червем, в придачу к очкам и веснушкам». Многих знаменитостей можно назвать завзятыми книгочеями, это и , и .

Повлияла на Джо в подростковом возрасте и автобиография правозащитницы Джессики Митфорд «Отцы и повстанцы» (Hons and Rebels), которую ей подарила тетя. Роулинг признается, что с 14 лет смелая Джессика становится ее героиней.

Учеба в школе: совсем не Хогвартс

Школьные годы подарят Джоан много ярких прототипов будущей истории.

Директор начальной школы в Татшиле St Michael’s Primary School Альфред Данн (Alfred Dunn) вдохновит ее на создание образа мудрого Альбуса Дамблдора. Любознательную Гермиону Грейнджер писательница списала с себя 11-летней. В старших классах Роулинг, как и Гермиона, будет старостой.

Гермиона Грейнджер, чей образ на киноэкранах воплотила актриса Эмма Уотсон

Прототипом летающего авто из 2-й книги о Гарри Поттере станет бирюзовый «Форд» Шона Харриса, ее друга в старших классах. Так что первая летающая машина – вовсе не Tesla Roadster, запущенная в Космос , а выдуманная Джоан Роулинг непослушная легковушка)

Старшая школа Wyedean School and College, которую посещала Джо, в Википедии гордо указывает имя знаменитой ученицы. Здесь же работала научным сотрудником и мать Джо.

Здание школы Wyedean School and College, где училась будущая писательница

У Джоан возникает недопонимание с одной из преподавательниц, которая делила класс на «умников» и «дураков», причем территориально. Джо доставалась последняя парта, место для глупышей. Но были и учителя, которых литераторша вспоминает с удовольствием: те зачитывали всему классу ее сочинения и вдохновляли продолжать писать.

Любимыми предметами Джо были язык и литература, английские, разумеется. Steve Eddy, учитель английского, вспоминает ученицу как «неисключительную, но неплохо владеющую английским языком».

В старших классах Роулинг брала уровень обучения по English, French и German на уровне A-levels (степень квалификации школьного предмета), в итоге достигнув двух As и B – не максимума, но хорошего результата.

Когда девочке было 15, жизнь омрачилась страшным диагнозом, поставленным матери – «рассеянный склероз». На тот момент Энн Роулинг исполнилось 35 лет.

Учеба в университете

В 1982 Роулинг после неудачной попытки стать студенткой Oxford University, успешно поступает на филфак Эксетерского университета (University of Exeter). На своей специальности French and Classics, помимо французского языка, Роулинг изучала древнеримскую и древнегреческую литературу.

В программу курса входил год обучения в Париже, там студентка делила квартиру с итальянцем, русским и испанцем. Резюмируя пребывание в столице Франции, Джо отметила: «Это один из самых любимых городов на земле».

Писательница сознается, что не напрягалась в учебе, предпочитая зачитываться Диккенсом и Толкиным. За просроченные книги из студенческой библиотеки ей пришлось заплатить штраф в 50£.

С дипломом бакалавра на руках, Роулинг покидает Альма-матер в 1986.

Вдохновляющая работа

Свежеиспеченная выпускница переезжает в Лондон. В столице она меняет нескольких работодателей, пока не устраивается в Международную амнистию (Amnesty International), где работает до 1990 двуязычным секретарем. Организация защищала права человека во франкоязычных странах Африки. Сидя в маленьком кабинете, Джоан читала торопливо написанные письма, в которых люди, рискующие своей свободой, информировали о том, как ущемляет права человека тоталитарный режим. Возможность сделать свой вклад для защиты обиженных Джоан называет одним из наиболее вдохновляющих событий.

Поттер. Гарри Поттер: мальчик родился в поезде

Джо впервые влюбляется, решает уволиться и вместе с парнем переехать в Манчестер. Именно в поезде из Манчестера в Лондон, который из-за неполадок остановили на 4 часа, к Джоан приходит образ мальчугана-сироты, в нелепых очках и с магическими способностями, о которых он не догадывается. Юного волшебника Джо нарекла Гарри Поттером: имя Гарри ей всегда нравилось, а фамилию «Поттер» носил друг детства. В тот же день Джо начала писать первые главы.

Не удивительно, что много захватывающих сюжетных поворотов и ярких диалогов разворачиваются у Роулинг в поезде.

Один Хогвартский экспресс чего стоит!

Писательница поделилась с Гарри днем своего рождения: «мальчик, который выжил» родился в тот же день, что и Джоан.

Неволшебные годы: 1990-1997

С момента возникновения образа Гарри Поттера до публикации первой книги проходит 7 лет. Это был сложный для писательницы период.

Смерть матери

В последний раз Джо виделась с матерью незадолго до Рождества. 30.12.1990 45-летняя Энн Роулинг скончалась от «рассеянного склероза». Трагическая утрата очень повлияла на Роулинг: в первой книге, описывая переживания Гарри, она изложила собственные ощущения потери родного человека. В 2006 репортерам The Telegraph автор призналась, что смерть, страх смерти – лейтмотив сюжета: положительный герой переживает смерть родителей, а главный злодей обладает навязчивой идеей победить смерть.

«Десять очков Гриффиндору!»

Почему одни книги становятся бестселлерами, а другие нет? Понять феномен Гарри Поттера пытаются сотни литературных критиков, блогеров да и простых читателей. Когда The New York Times поручил лауреатке Букеровской премии Антонии Байетт написать об успехе Поттера, та резюмировала: «Мир г-жи Роулинг – вторичный, собранный из интеллектуальной мозаики производных мотивов всех видов детской литературы. История написана для людей, чьи творческие жизни ограничиваются мультиками, мыльными операми и реалити-шоу».

Однако с ее мнением не согласны миллионы читателей. Детвора, да и взрослое поколение, узнает в Гарри и его друзьях самих себя. Несправедливость преподавателей, скучные и сложные предметы, любимчики учителей и изгои класса – с этими понятиями сталкиваются все школьники. Юные читатели растут вместе с героями, каждая следующая книга описывает новый учебный год в школе чародейства и волшебства.

Гарри лишен глобальных пороков и глобальных достоинств, в обычной жизни на него не обратишь внимания: плохо видящий, добрый и спокойный мальчик.

Наш мир переполнен образами ярких экстравертов (книги, мультики, кино, реклама), которые легко расталкивают конкурентов локтями («быстрее, выше, сильнее!»). Мягкость и неагрессивность Поттера, его толерантность к «чудакам» (Невилл, Луна), а временами и рефлексия (вспомним, его «подготовку» к турниру Трех Волшебников»), раскрываются – о чудо! – не как пороки, а как достоинства. Кстати, умение услышать чужую точку мнения, общаться с разными людьми, находить компромиссы сыграют ключевую роль в 21 веке – о чем свидетельствуют рейтинги востребованных в будущем навыков.

Маленьким читателям нравится верить, что они тоже могут стать победителями, оставаясь самими собой. На этом построена и привлекательность еще одного образа, созданного Роулинг – застенчивого Ньюта Саламандера (Скамандера).

Некоторые читатели не одобряют «одомашненного» Гарри Поттера, каким он показан в эпилоге 7 книги. Сама Роулинг заявляет, что настоящий герой для нее тот, кто может вернуться к мирной жизни и ценить ее нехитрые радости, позабыв про баррикады.

На 2018 Джоан Роулинг написала пять книг для взрослой аудитории:

1 роман «Случайная вакансия» (2012), по мотивам которого BBC выпустило одноименный телесериал (2015).

2 книги о частном детективе Корморане Страйке (их планируется больше 7 шт). Первые три романа возглавили рейтинги бестселлеров. BBC адаптировала книги в телесериале «Strike» (2017-2018):

  • Зов кукушки (2013)
  • Шелкопряд (2014)
  • На службе зла (2015)
  • Смертельная белизна (2018)

Романы в жанре crime fiction писательница публикует под мужским псевдонимом Роберт Гэлбрейт (Robert Galbraith), объясняя: «Я хотела дистанцироваться от «мамы Гарри Поттера» как можно дальше». Автор признается, что в детстве ей хотелось, чтобы ее звали «Элла Гэлбрейт». Роулинг и сама любит почитывать детективы авторства Агаты Кристи, Рут Ренделл, Марджери Аллингем.

Тщетно романистка хотела скрыться под новым именем, тщетно издатель сочинял Гэлбрейту биографию: «бывший следователь королевской военной полиции». Писатель и журналист India Knight, работавший в The Sunday Times, узнал, что у Роулинг и Гэлбрейта одни и те же редактор и лит.агент. Лингвистический анализ подтвердил сходство текстов Джоан и Роберта. После открытия авторства, спрос на книги возрос на 4000%. Писательница объявила, что роялти от массового роста продаж пожертвует в БФ.

На вопрос, как писательнице удается выдавать идеи в двух разных вымышленных мирах (Wizarding World Гарри Поттера и Cormoran Strike), Роулинг заверяет, что не имеет с этим проблем:

«Я представляю вымышленные миры как разные комнаты, к которым есть доступ. Эти миры занимают дискретные места в голове, как только я снова вхожу в один из них, персонажи так же полны реальности, как когда я их оставила».

Личная жизнь: счастлива с бородатым «Гарри Поттером»

Джоан Роулинг – мама троих детей, дочери от первого брака, и сына и дочки от второго. Писательница счастлива во втором замужестве.

Когда она начала встречаться с Нейлом Мюрреем (Neil Murray), шотландским анестезиологом, СМИ комментировали: «у Джо приятель, смахивающий на Гарри Поттера». Ее муж, если и напоминает мальчика-волшебника, то только очками. Сменив очки на солнцезащитные и отрастив бороду, Нейл вовсе перестает быть похожим на Поттера, и правильно делает, ведь Джоан не могла ответить иначе на его предложение, кроме как: «у тебя есть борода – я скажу тебе «да»!

Г-н Мюррей младше Джоан на 6 лет (родился 30 июня 1971), их бракосочетание состоялось 26 декабря 2001. На церемонии присутствовали только близкие, свадьбу сыграли в ее доме на берегу реки Тей, усадьбе XIX века Killiechassie House, Шотландия. Кроме этого особняка, Джоан владеет домом за 4,5 млн. £ в районе Кенсингтон на западе Лондона.

Писательница сменила девичью фамилию, и личные дела подписывает «Джоан Мюррей».

24.03.2003 у пары появляется сын Дэвид (David Gordon Rowling Murray). В первом интервью после рождения наследника, писательница призналась, что теперь, когда рядом любящий муж и любимые дети, по-настоящему счастлива.

23.01.2005 у супругов Мюррей рождается дочь Маккензи (Mackenzie Jean Rowling Murray).

Сейчас Нейл отказался от врачебной практики и помогает супруге в поездках и издательских делах.

Т ворческий процесс: чай+Чайковский

  • раньше любила писать в кафе, но теперь популярность не дает ей сочинять в точках общепита. Любимым местом для сочинительства называет небольшой домик в собственном саду
  • тексты пишет ручкой на бумаге, после чего перепечатывает и направляет рукопись издательству. Когда записать идею не на чем, годится любой мало-мальски подходящий предмет: салфетка или чек. К примеру, имена хогвартских факультетов, пришедших во время авиаперелета, писательница зафиксировала на бумажном пакете.

  • начала писать книги о Гарри Поттере, слушая лирические концерты П.И. Чайковского. Музыка композитора продолжает вдохновлять на сочинительство, равно как и классические произведения других авторов
  • «кто рано встает, тому Бог подает»: с 9 утра до 15-00 может проработать без большого перерыва. За это время поглощает 8-9 кружек чая и перекусывает попкорном. Называя себя «неуклюжей», Роулинг не держит под рукой еду, которая может испортить клавиатуру.

Портрет писательницы: «Филантроп, лейбористка, отшельница, наконец, просто красавица!»

Филантроп: да будет свет!

Роулинг неспроста исключили из списка миллиардеров: романистка щедро финансирует близкие ей направления, отдавая миллионы одиноким родителям, обездоленным детям и центрам по лечению рассеянного склероза.

В 2000 Роулинг создала БФ Volant Charitable Trust («Волант» – девичья фамилия матери), который занимается поддержкой женщин, детей и подростков, испытывающих социальные лишения.

В 2005 писательница основала БФ Lumos («Люмос» – заклинание из мира Гарри Поттера, создающее источник света), помогающий умственно отсталым детям в бедных европейских странах. В 2017 организация нашла любящие семьи для 599 детей.

В 2006 Роулинг дотировала Anne Rowling Regenerative Neurology Clinic, новую клинику регенеративной медицины в Эдинбургском университете, позже названную в честь ее матери.

В прошлом мать-одиночка, Джоан возглавляет БФ Gingerbread («Имбирный пряник»), помогающий одиноким родителям.

Фонду Comic Relief досталось 12 млн.£ – 80% прибыли от продаж «Фантастические твари и где они обитают» и «Квидичч: с древности до наших дней».

В 2009 аукционным лотом стал стул Джоан Роулинг, который она собственноручно разрисовала и подписала «я написала Гарри Поттера, сидя на этом стуле». Стул приобрели за 29 тыс.$, деньги также пошли на благотворительность.

Лейбористка

В 2008 она профинансировала 1млн.£ Лейбористской партии и открыто поддержала политику премьер-министра Гордона Брауна в отношении борьбы с детской бедностью.

В 2014, год проведения референдума о независимости Шотландии, Роулинг внесла 1млн.£ на кампанию Better Together, выступавшей против независимости. Некоторых шотландских националистов Роулинг сравнила с Пожирателями Смерти, темных волшебников из Гарри Поттера, презирающих «нечистокровных».

Отшельница

Называя себя «тонкокожей», Роулинг не часто дает интервью. На 2011 у Джо было порядка 50 исков против представителей прессы: таблоиды то публиковали без спроса ее фото с дочкой на пляже, то писали небылицы о личной жизни, то не правильно считали гонорары.

В «черном списке СМИ» на первом месте Daily Mail, которое взяло интервью у ее первого муженька. Непростые взаимоотношения с журналистами нашли воплощение в образе Риты Скитер, сотруднице желтой прессы, с которой читатель впервые знакомится на страницах «ГП и Кубок огня».

Популярность и внимание СМИ не позволяют теперь Роулинг наслаждаться простыми радостями жизни: посидеть в кафе, пройтись по магазинам. Даже свадьбу она устроила у себя дома, чтобы избежать назойливого внимания репортеров. Оберегать свое личное пространство – адекватная практика для писательницы, подвергающейся повышенному вниманию и постоянной критике. Имеются в виду не недовольные фанаты, нашедшие «неканон» в очередном спин-оффе. Творчество Роулинг не одобряет Церковь, в некоторых штатах Америки ее книги сжигались из-за «призывов к колдовству». «До сих пор ни один ребенок не говорил мне, что после прочтения «Гарри Поттера» решил посвятить себя оккультизму», – делится Роулинг.

Роулинг – христианка, в юном возрасте воспитывалась вАнгликанской церкви Church of England, а позже примкнула к Шотландской конгрегации Church of Scotland congregation.

Во всех ты, душенька, нарядах хороша»

Джоан словно сошла со страниц английских романов: на фото она элегантна, утонченна и сдержанна.

Писательница не боится выкладывать в сеть селфи и они вполне конкурентоспособны с ее профессиональными снимками.

Благодаря Твиттеру, можно увидеть и любимого песика писательницы по кличке Bronte.

Однако снимки в стиле «family look» писательница в Твиттер не постит и не выносит «сор из избы». Может, там и вправду все чисто?

Влияние на культуру

Влияние книг Джоан Роулинг сложно переоценить, существует даже специальный термин «поттеромания» – социальное явление, характеризующее увлеченных миром ГП людей.

На мальчика-мага есть отсылки в книгах и кино: вспомним ленту «Дьявол носит », где главная героиня сбивается с ног в поисках новой рукописи Роулинг.

Поклонники пишут по мотивам мира фанфики, дизайнеры оформляют интерьеры в стиле Гарри Поттера, креативщики выдумывают квесты, программисты разрабатывают компьютерные игры по мотивам мира, сочиняются мемы и демотиваторы. Фантазийный мир притягивает, будоражит, вызывает желание творить (и зарабатывать на нем) у тысяч людей.

Хогвартское сочетание цветов и атрибутика находят воплощение в дизайне интерьеров

Крупные организации также не избежали влияния поттер-мира: в офисе «Амазон» существует комната «Гарри Поттера», а в Google – зал для отдыха в этом стиле.

Зал отдыха в компании Google, выполненный в стиле “Мира Гарри Поттера”

В 2018 в терминалах аэропорта Сингапура установили стилизованные под мир Гарри Поттера рождественские декорации, которые обещают не убирать до февраля 2019.

А в октябре 2018 в Лондоне в рамках Инициативы городского искусства у собора Св. Павла открыта инсталляция: 9 волшебных палочек высотой 4,5 м. Арт-объект, созданный для привлечения внимания к БФ Роулинг «Люмос», будет действовать до 18 февраля.

Площадь у собора Св.Павла в Лондоне до февраля 2019 дополнительно освещается волшебными палочками

После релиза серии книг в Великобритании увеличилось число детей, желающих учиться в пансионах и школах-интернатах. Спрос на закрытые обучающие заведения, десятилетиями имевших недобор, назвали «эффектом Гарри Поттера».

На историях про юного мага со шрамом-молнией на лбу выросли поколения.

Роулинг смогла привлечь к книгам юных читателей, окруженных смартфонами, планшетами и компьютерами. Детвора зачитывается ее романами по ночам, а ведь книги даже без картинок!

Ее произведения изменили привычки чтения по всему миру. С ее помощью фраза «книга – лучший подарок» превратилась из ироничной в правдивую! Что может быть удивительнее и волшебнее?

Видео на десерт: 10 особняков, которые не хотят покупать даже за копейки

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры