Где родился михаил шуфутинский. Интернациональная семья михаила шуфутинского

Главная / Бывшие

Михаил Захарович Шуфутинский родился в Москве 13 апреля 1948 года. Окончил музыкальную школу по классу баяна и музыкальное училище по специальности дирижер - хоровик. Карьера общепризнанного короля «русского шансона» начиналась с джаза, Шуфутинский еще в студенческие годы стал завсегдатаем московской джазовой тусовки.

В 1971 году вместе с музыкантами Игорем Логачевым, барабанщиком Леонидом Лобковским, саксофонистом Валерием Кацнельсоном и певцом Николаем Касьяновым уехал в Магадан. Уехал не по этапу, как многие уезжали в то время, а исключительно по своей воле. Именно эта поездка стала основой для многочисленных легенд о тюремном прошлом Михаила Шуфутинского. В Магадане он работал в лучших ресторанах и именно там он начал не только играть, но и петь. Этот период жизни зародил в душе артиста любовь к той музыке, которая спустя много лет принесет ему славу и признание миллионов поклонников- к шансону.

В 1974 году Михаил Шуфутинский вернулся из Магадана в Москву и некоторое время работал пианистом и аранжировщиком в квартете «Аккорд», а затем стал руководителем ВИА «Лейся песня». Шуфутинский аккомпанировал, делал аранжировки, но сам не пел. В основном «Лейся песня» исполняла песни Вячеслава Добрынина, а одну из песен - «Белая черемуха закружится» вместе с ансамблем записала Анна Герман. Уже после Шуфутинского именно в этом знаменитом ансамбле начинали свою творческую деятельность Николай Расторгуев («Любэ») и Валерий Кипелов («Ария»). Из-за бороды и ярко выраженной внешности Шуфутинский был неугоден тогдашнему телевизионному руководству, поэтому гастроли «Песни» по стране в 1975-1980 г.г. были постоянными, а ТВ эфиров не было совсем. Но сбрить бороду ради славы на ТВ Михаил отказывался категорически. Кроме того, ВИА не выпускали ни на какие зарубежные гастроли, даже в Болгарию. В 1978 году группу попросту попытались снять с конкурсной программы популярного в те времена Всесоюзного конкурса исполнителей эстрадной песни в Сочи, а группа, несмотря на это, заняла там 1-е место.

После всех этих событий Шуфутинский решает эмигрировать и в 1981 году выезжает вместе с семьей сначала на землю обетованную в Израиль, а затем в Соединенные Штаты в Нью-Йорк. И здесь он решает продолжить опробованную в Магадане ресторанную практику и в составе различных ансамблей выступает в многочисленных ресторанах. Именно в это время Михаил Шуфутинский окончательно становится вокалистом, а не только музыкантом и аранжировщиком.

В 1982 году на студии « Prince Enterprises » был записан первый альбом Шуфутинского- «Побег», который стал настоящим бестселлером в эмигрантских кругах Америки. Появился этот первый альбом очень обыденно - друг Михаила - Александр Мейсман попросил его записать свои песни на кассету и сам же профинансировал запись. К середине 80-х Шуфутинский стал гражданином США, а его записи стали просачиваться в СССР, где произвели эффект разорвавшейся бомбы. Кассеты стали наводнять Союз, а артист стал суперзвездой «эмигрантской песни».

Впервые, после эмиграции, Михаил Шуфутинский приехал в Россию в 1990 году. Первые же гастроли собрали 75 стадионов и им было принято решение вернуться в Россию. Выпущенные по возвращении первые же песни становятся суперхитами и буквально за 2 года Шуфутинский достигает статуса самого продаваемого артиста девяностых. Все его пластинки расходятся гигантскими тиражами, буквально каждая его песня - «Две свечи» Добрынина, «Третье сентября», «Бархатный сезон», «Пальма де Майорка», «Отпусти» Игоря Крутого, «Путана» Газманова, «Гоп-стоп», «Крещатик» Розенбаума- становятся народными.

Несмотря на то, что он имеет непререкаемый авторитет и преданность многомиллионной аудитории, Шуфутинский не успокаивается - он экспериментирует («Черный пистолет», «Мачо Мэн», продюсирует дуэт «Вкус меда». С появлением в его жизни поэта Александра Полярника Шуфутинский возвращается к классическому шансону и его альбом 2002 года «Наколочка» и концертная программа «Пойду однажды по Руси» являются неоспоримым подтверждением того факта, что еще долго Михаил Шуфутинский будет на вершине эстрадного Олимпа.

Дискография Михаила Шуфутинского:

Побег - 1982 г.

Атаман - 1983 г.

Гулливер - 1984 г.

Амнистия - 1985 г.

Атаман-3 - 1986 г.

Белый аист - 1987 г.

Нет проблем -1988 г.

Ты у меня единственная - 1989 г.

Подмосковные вечера - 1990 г.

Тихий Дон - 1991 г.

Моя жизнь - 1991 г.

Киса-киса - 1993 г.

Гуляй душа - 1994 г.

О, женщины - 1995 г.

Добрый вечер, господа - 1996 г.

Однажды в Америке - 1997 г.

Ну и ради бога - 1999 г.

Я родился в Москве - 2001 г.

Наколочка - 2002 г.

Бум-бум - 2003 г.

Пополам (с Ириной Аллегровой) - 2004 г.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Шуфутинского Михаила Захаровича

Михаил Захарович Шуфутинский (р. 13.04.1948 г.) – эстрадный певец, композитор и поэт,

Детство и юность

Родился 13 апреля 1948 года в Москве. Отец – Захар Давидович, врач, участвовавший в Великой Отечественной войне, еврей по национальности. К огромному сожалению, мама Михаила погибла, когда мальчику было всего-навсего пять лет. Воспитанием Миши занялись его бабушка и дедушка – Берда Давидовна и Давид Яковлевич.

Образование

Окончил музыкальную школу по классу баяна и музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова по специальности дирижер-хоровик.

Карьера

Играл в составе различных ансамблей в ресторанах "Варшава", "Метрополь". Аккомпанировал вокально-комедийному дуэту Шурова и Рыкунина.

В начале 70-х годов вместе с музыкантами Игорем Логачевым, барабанщиком Леонидом Лобковским, саксофонистом Валерием Кацнельсоном и певцом Николаем Касьяновым переезжает в Магадан. Выступает в ресторане "Северный", исполняя песни из репертуара , там же делает свои первые магнитофонные записи.

Вернувшись из Магадана, непродолжительное время работал пианистом в ансамбле "Аккорд". Затем стал руководителем вокально-инструментального ансамбля "Лейся, песня", репертуар которого строился в основном на песнях . В 1978 году коллектив занял первое место на Всероссийском конкурсе исполнителей эстрадной песни в Сочи.

В феврале 1981 эмигрировал с семьей в Америку. В качестве аккомпаниатора выступал с певицей Н. Бродской. В составе различных ансамблей играл в ресторанах "Русская изба", "Жемчужина", Moscow Nights.

Спродюсировал два сольных альбома (экс-"Самоцветы"), альбомы М. Гулько "Синее небо России" и "Сожженные мосты". Собрал собственный оркестр "Атаман бэнд" и в 1984 на студии Prince Enterprises записал дебютный альбом "Побег".

Летом 1990 года начал гастролировать в России, выступая в сопровождении ансамбля "Экспресс". Записал на фирме "Мелодия" пластинку "М. Шуфутинский в Москве". C 1996 года начала продюсировать новую группу "Вкус меда".

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В 1997 году Михаил Захарович опубликовал книгу-автобиографию "И вот я стою у черты…".

В 2003 году Шуфутинский вернулся в Россию.

Личная жизнь

2 января 1971 года Михаил Шуфутинский женился на Маргарите Михайловне, своей первой и единственной возлюбленной. Маргарита подарила мужу двух замечательных сыновей – Дэвида (родился в 1972 году) и Антона (родился в 1974 году). Маргарита Михайловна ушла из жизни 5 июня 2015 года.

Пресса (интервью прошлых лет)

Михаил Шуфутинский: "Я женился в Магадане" .

Михаилу Шуфутинскому суждено быть между Америкой и Россией. В Штатах у него шикарный особняк в окрестностях Лос-Анджелеса, в Москве – не менее представительный, но номер в гостинице. В Америке – сын Антон, успевший обзавестись двумя очаровательными ребятишками, в России – старший сын Дэвид. В США – супруга Маргарита, с которой они прожили более 30 лет, а в России... работа. С работой, проще говоря, с музыкой у Шуфутинского роман длится на несколько лет больше, чем с законной супругой. Началось же все с музыкального училища, в котором Михаил Захарович учился, между прочим, с самой будущей Примадонной .

"Нас с частенько заворачивали при входе в училище – фэйс-контроль мы не проходили, понимаешь. Длинные волосы, суперкороткая мини-юбка – шибко прогрессивными были. Мы уже в то время собрали маленький оркестрик: фортепьяно, контрабас, ударные, саксофон. Пение тогда не особо культивировалось, все больше инструменталка. Но если требовалась солистка, звали с собой . Отыграть на танцах в МГУ и заработать по десятке для нас считалось за счастье. Так и подрабатывали" .

"После окончания муз-училища работа стала серьезнее?" .

"Работа вообще не бывает несерьезной. Я встал на график в Москонцерте. А там как? Существовало расписание: сегодня ты играешь на хлебозаводе, а завтра где-нибудь в стройуправлении. Везде требовались универсальные аккомпаниаторы: для гимнастического номера, певцу какому подыграть, сатирику. Поэтому нами пользовались буквально все: от до . Да и мало ли где тогда можно было подзаработать. На танцульках, в кафе модных: "Синяя птица", "Аэлита", "Молодежное". Ну а ресторан – это, конечно, самое лучшее, что можно было придумать. Там все-таки оркестр постоянный, деньги стабильные. И играть в ресторане было совсем не зазорно. Наоборот, многие завидовали – тогда ведь вся эстрада в ресторанах работала" .

"Если все так удачно складывалось, почему же в 23 года решили уехать в далекий Магадан?" .

"Все очень просто. Меня как-то вызвали в Управление внутренних дел. Там сидел человек в форме, который конкретно мне сказал: "Вы сейчас закончили музыкальное училище. Мы можем предложить Вам хорошую работу в Красноярском музыкальном театре помощником дирижера. Мы следим за Вами внимательно. Подумайте, стоит ли Вам оставаться в Москве". А Красноярск... Какой там мог быть оркестр? 12 человек, сидящих в оркестровой яме, дирижер, который сто лет назад должен был уйти на пенсию. Помощнику дирижера там делать просто нечего. А тогда время было аховое. Должен был приехать Никсон и всех трясли за милую душу. Пришлось серьезно задуматься. А как раз до этого я был с одной джазовой певицей на гастролях по Северу. Потом с музыкантами, и они предложили мне поработать в Магадане. И тут такая вот история. Понял, лучше уехать на какое-то время. Я даже комсомольцем не был, могли ведь и просто выслать..." .

"И Вас, изнеженного столичного жителя, не испугали условия Севера?" .

"Да не такие уж там жуткие холода. Конечно, зимой там покруче, чем в Москве, зато лето жаркое. Все вполне переносимо, живут же там как-то люди. И вообще, была романтика, в этом возрасте все до одного места. Помню, встретил меня человек, повез в город. Смотрю: пустыня и пустыня кругом. Дальше – больше. С жилищем там просто беда: не то, чтобы получить, снять квартиру было невозможно. Нас, пятерых музыкантов, поселили в одной комнатушке, вдвоем на одном диване спали" .

"Зато зарабатывали,наверное, прилично?" .

"Да, грех жаловаться – от тысячи до полутора в месяц. Работали каждый день, пели все подряд. Играли, как говорится, во всех тональностях, для всех национальностей: и "Ландыши", и "Мишка, Мишка", и "Караван" Эллингтона. К тому времени появились уже первые пластинки , и эти песни шли, конечно, на ура" .

"Что, такая богатая была клиентура в магаданских ресторанах?" .

"Откуда?! Тогда богатые не светились, как сегодня, по ресторанам в кольцах-бриллиантах. Это было невозможно. Ходили моряки, рыбаки, старатели между сезонами на приисках. Гуляли, конечно же, по-черному. Это же Магадан, Север, Колыма!" .

"Вы и женились, по-моему, в Магадане?" .

"Да. Со мной в ресторане "Варшава" играл один барабанщик Леня, и мы очень сдружились. Однажды он говорит: "Я встречаюсь в воскресенье с девчонкой одной, а у нее подруга. Пойдем вместе". В воскресенье встречаемся возле метро "Кузьминки". Подхожу: никого нет, стоит только какая-то девчушка одинокая. Ну я, такой наглый, подхожу, говорю: "Вы не меня ждете?". "Нет, – говорит, – не вас, точно". А тут как раз Леня с девушкой появились. "А, – говорят, – ты уже познакомился с Ритой?". Оказалось, та самая подружка. Мы пошли в кино, потом взяли винца. А Рита не пила, ей нужно было уже скоро идти на работу в вечернюю смену. Ну я, конечно, взял такси, проводил. Хотел было у подъезда поцеловать, но она увернулась. Попросил телефон – не дала, только мой взяла. "Может, – говорит, – позвоню как-нибудь". Ну, думаю, дело – труба. А через несколько дней Рита взяла да позвонила. Встречались около года с небольшими перерывами. Пару раз расставались. Я и в Магадан уезжал, когда мы поссорились. И вдруг она пришла в аэропорт меня провожать. Через несколько дней я ей позвонил уже оттуда" .

"Значит, все дело случая?.." .

"Да, все время были какие-то случайности, которые не позволяли нам расстаться. Да и не было особых оснований. Рита – очень покладистая девушка, это я был сорвиголова, вел себя не совсем правильно, нахально. Все-таки ресторанная работа, музыкант, всегда на людях, деньги, опять же, водились. Конечно, гулял с девчонками, ни в чем себя не ограничивал, ни к чему не привязывал: туда-сюда, такси-макси, культур-мультур. Когда тебе 20 – с одной знакомишься, с другой куда-нибудь поехал, дома не ночуешь. Как все" .

"И что, в один прекрасный момент такой гуляка решил остепениться?" .

"Ну, мы полюбили друг друга. На Севере многое переосмысливаешь, там совсем другая жизнь. Рита переехала ко мне. И, что интересно, тайком. Родителям соврала, что едет в Дагомыс, в дом отдыха. Я снял квартиру за 60 рублей в месяц, что считалось весьма приличными деньгами. Стали жить вместе. Она мне готовила, ухаживала, ждала с работы, стала женой. Официально мы поженились 1 января (по другим данным, 2 января – прим. ред.) 1972 года. Решили, что этот день – самый удачный для свадьбы. Новый год, думали, все свободны. И действительно, пришли 22 человека, отгуляли – будь здоров. А 29 августа у нас родился Дэвид" .

"Но спокойной семейной жизни все равно не получилось. Пришлось помотаться по городам и весям..." .

"Нас пригласили на Камчатку. Там климат теплее, японские, корейские суда – интересно. Камчатка тогда была закрытой приграничной зоной – нельзя просто так взять да приехать. Мне прислали чужой паспорт на имя некоего Семена Бельфора, саксофониста из Петропавловска. Если не считать бороды, которая в то время уже у меня была, мы с ним были как братья-близнецы. И я уехал, а Риту с сыном отправил в Москву. Так и жили: уезжали-приезжали. А потом все надоело и мы рванули с музыкантами в Сочи, которые во все времена были Меккой для всех, кто любит гулять, отдыхать. К тому же там платили куда больше чаевых, чем на Камчатке. Но через год я уже окончательно вернулся в Москву, где к тому времени у меня родился второй ребенок" .

"Тяжело входить дважды в одну реку? В смысле – возвращаться в Москву?" .

"Да ничего не стоило, столько знакомых кругом. Меня пригласили в Москонцерт: собирал оркестры, делал аранжировки. А потом устроил меня худруком в ансамбль "Лейся, песня", который пел его шлягеры: "Прощай", "Хочешь, я в глаза...", "Где же ты была?". И пошло-поехало. За несколько лет мы стали собирать стадионы, продавалось бешеное количество пластинок. Без преувеличения могу сказать, "Лейся, песня" по популярности не уступала нынешнему " ". Фанаты ломили страшно, прорывали любые милицейские заслоны. Жутко скандальная группа была – с худсоветами всегда проблемы существовали" .

"Не тогда ли у Вас появились первые мысли уехать из страны?" .

"Наверное... Все раздражало. За границу не выпускали, по телевизору не показывали. А почему, спрашивается, меня нельзя показывать по телевизору? Потому что у меня борода? А Карла Маркса можно, да?! В 78-м нас пригласили в Сочи на фестиваль эстрадной песни. А у нас состав: 2 трубы, тромбон, саксофон, гитарист классный, барабанщик – супергруппа. Мы играли все "Чикаго" наизусть. И вот конкурс. Играем первый тур, проходим во второй. А тут приходит "телега" из Минкульта с требованием снять нас с фестиваля, поскольку мы нарушили гастрольный план. Нас снимают. собирает все жюри под председательством и вдруг как бабахнет кулаком по столу: "Нет! Никто их не снимет – или я повернусь и уеду. Не буду сидеть в жюри". Только благодаря мы и остались. А потом заняли еще и первое место. А когда вернулись в Москву, нас за невыполнение приказа Минкульта сняли на полгода с гастрольного графика и лишили гастрольных удостоверений. Это стало последней каплей, я всерьез задумался, чтобы уехать отсюда" .

"Неужели настолько все осточертело?" .

"А что, я произвожу впечатление несерьезного человека? Я взрослый человек, у меня семья, два сына – почему я должен всю жизнь под кого-то подстраиваться? Но уехать в то время было невероятно сложно. Поэтому я заблаговременно уволился из коллектива. Но чтобы подать заявление, нужно было получить вызов от родственников из Израиля, которых у меня, конечно, не было. Знакомые присылали вызовы, но они до меня не доходили, оседали в КГБ. Но люди добрые меня научили. Я пришел на Главпочтамт, заказал телефонный разговор с другом в Израиле и открытым текстом заявил: "Ко мне не доходит вызов, сделай что-нибудь". На следующий день я получил сразу три вызова. Международные разговоры слушали же не только в КГБ... Я подал документы, но потом еще два года ждал разрешения. Пришлось тяжеловато: работать-то я не мог – уже под колпаком. Деньги стали кончаться, заложили и квартиру, и машину. А когда нервы уже были на пределе, мне позвонили из ОВИРа: "Думаем тут, отпускать Вас или нет". Все, я понял, что меня отпустили. 9-го февраля 1981 года мы уехали" .

"Не было опасений, что уезжаете в неизвестность?" .

"Я мечтал об Америке. Я точно знал, что могу здесь потерять, но не знал, что могу там получить. Уезжал-то не туда, а отсюда. Жена вот опасалась ехать в Нью-Йорк. Говорила: "Давай лучше где поспокойнее. В Австралию, например". Но я ничего не боялся. Хотя, когда приехал на Брайтон-Бич, немного удивился. Я-то думал, что это как минимум Калининский проспект. А увидел эти домики маленькие, гремящий круглые сутки "сабвэй" и тонны мусора по вечерам у магазинов. Но меня ничего не раздражало. Я приехал в страну, где мне впервые в жизни никто не указывал: что мне нужно говорить, как одеваться. Я поселился у знакомого и почти сразу получил работу. Предложили саккомпанировать певице Нине Бродской, проехаться по русско-еврейским центрам – 100 долларов за концерт. Конечно, я согласился. Мне предложили ра-бо-ту в А-ме-ри-ке! Через две недели мы выезжаем в Канаду. Без документов, без паспорта, без ничего. Едем в машине, выходят два пограничника: "Вы кто?", – спрашивают. Она: "Мы – русские, у нас свадьба в Торонто". Говорят: "Проезжайте". Это был такой шок для меня. Потом поехали обратно: Детройт, Кливленд, Чикаго, Филадельфия... Я заработал две тысячи долларов, накупил инструментов. Стал работать постоянно в ресторане, дети пошли в школу. Да я в полном порядке!" .

"Впервые стали петь тоже в Штатах?" .

"Да. Однажды певец, которому я аккомпанировал, вдруг заболел. А полный зал, аж все сорок человек сидят. И я начал петь, а что было делать? Спел все песни, которые знал: по Магадану, хулиганские, разные. Всем понравилось и мне тоже. Так нам платили по 40 долларов, а тут мне одному – 60. И я стал петь. Почему шансон? Эти песни я впитал с молоком матери. Когда мне было лет пять, я засыпал под пение моего папы, под "Таганку". Ну и, конечно, наших эмигрантов тянуло ко всему, что было здесь запрещено" .

"Михаил Захарович, Вы знали тогда, что Ваши песни стали популярны и по ту сторону океана?" .

"Нет, тогда еще здесь о них никто не знал. Это началось позже, когда я стал записывать кассеты. Занял 3,5 тысячи долларов, пошел в студию и записал первый альбом – "Побег". Через три месяца деньги вернул. Кассета, что называется, "пошла". А второй альбом "Атаман" с песнями там буквально всех разбомбил. У меня был оркестр, лучший в эмиграции, мы получали самые богатые работы, самые престижные вечера. Но много денег заработать не получалось. Тиражи кассет были очень маленькие. Первый тираж – тысяча экземпляров. Да и он продавался туго, почти полгода. Как только кто-то покупал кассету, он тут же переписывал ее всем своим друзьям, да еще и рассылал в другие города. Это работало только на популярность, обогатиться за счет продаж было невозможно. Я, конечно, зарабатывал, но не этим. До того, как приехать сюда, я получал где-то тысячу долларов за неделю. Но мой успех тогда намного превышал мои заработки" .

"В чем же причина того, что Вы сюда вернулись? Деньги?" .

"Почему деньги? Здесь меня слушает в сто раз больше людей, чем там. Значит, и востребован я в сто раз больше. Где человек должен жить? Где он востребован. Правда? В 90-м я еще не возвращался в Союз, я просто приехал на гастроли. Получилось так, что за три месяца мы дали 75 концертов на стадионах. Обвал совершенный был! Конечно, для этой страны я был героем и зарабатывал намного больше – совершенно другой уровень" .

"В то время у Вас были некоторые проблемы с

Михаил Захарович Шуфутинский - российский певец и композитор, он родился 13 апреля 1948 года в Москве. Имеет звание Заслуженного артиста РФ, в настоящее время является гражданином США. Исполнитель неоднократно говорил в интервью, что ему нравится жить как в Лос-Анджелесе, так и в Подмосковье. Его песни знают и любят во многих странах далеко за пределами России. Благодаря своему оригинальному тембру и манере исполнения Шуфутинский стал одним из самых известных представителей шансона на территории бывшего СССР.

Увлечение музыкой

Свою мать будущий музыкант почти не знал. Ему было всего пять лет, когда она погибла. Отец Миши был врачом. В юности он участвовал в Великой Отечественной войне. Захар Давидович проводил много времени на работе, поэтому воспитанием мальчика занимались бабушка с дедушкой. Берта Давидовна и Давид Яковлевич обучали внука игре на аккордеоне, прививали ему любовь к искусству. Именно бабушке Шуфутинский обязан своим тонким вкусом и чувствительностью.

Когда Михаилу исполнилось семь лет, он начал обучаться в музыкальной школе по классу баяна. Изначально бабушка с дедом намеревались отправить его на курс аккордеона, однако в советских школах не обучали игре на этом инструменте. Учиться школьнику нравилось, параллельно он регулярно выступал со школьным оркестром.

В 15 лет Шуфутинский всерьёз увлёкся джазом, тогда этот стиль только начинал развиваться на территории СССР. После окончания музыкальной школы юноша отправился поступать в училище имени Ипполитова-Иванова. Там он выбрал специальность «Дирижёр-хоровик». Примечательно, что одной из однокурсниц Миши была Алла Пугачёва.

Популярность среди слушателей

После училища Михаил регулярно выступал в барах и ресторанах в составе разных ансамблей. Чаще всего его можно было увидеть в качестве аккомпаниатора на сцене «Метрополя» и «Варшавы». В репертуаре группы были композиции Петра Лещенко, Александра Вертинского и других известных исполнителей. Спустя некоторое время Шуфутинский собрал оркестр и отправился в Магадан, чтобы играть в ресторане «Северный».

На новом месте музыкант впервые продемонстрировал свои вокальные способности. Это произошло случайно, ему пришлось заменить одного из солистов. Но публика оценила голос начинающего артиста. Именно тогда Миша начал петь «блатные» композиции. Впоследствии именно этот вид шансона он избрал для себя.

В 1974 году певец вернулся в Москву и снова начал выступать в качестве пианиста. Чаще всего он выступал в составе коллектива «Аккорд», а в 1976 г. стал руководителем ВИА «Лейся, песня». Этот ансамбль имел невероятный успех среди слушателей. Они записывали пластинки на студии «Мелодия», неоднократно ездили на гастроли в разные города. В сопровождении группы пели такие известные музыканты, как Иосиф Кобзон, Валентина Толкунова, Анна Герман и Яак Йоала. В 1978 г. «Лейся, песня» избрали победителями Всероссийского конкурса исполнителей советской песни в Сочи.

Эмиграция в Америку

У Шуфутинского были натянутые отношения с советской властью. Его творчество не всегда находило понимание у правительства, поэтому в 1981 г. вместе с семьёй певец переехал в США. Изначально новая жизнь складывалась не очень гладко. Михаилу предлагали продавать страховку, работать в супермаркете или собирать часы. Но его не устроила такая работа, поэтому музыкант снова начал выступать в ресторанах.

Через некоторое время композитор собрал оркестр «Атаман», в составе которого постоянно выступал в барах и ресторанах Нью-Йорка. Тогда его можно было послушать в «Жемчужине», «Парадайз» и «Национале». Постепенно музыка шансонье набирала популярность среди иммигрантов. Тогда его пригласили в Лос-Анджелес, там был большой спрос на подобное творчество.

В 1983 г. Михаил помогает Анатолию Могилевскому выпустить альбом «У нас в Одессе это не едят». Он выступил в качестве аранжировщика, клавишника и продюсера. Не забывал Шуфутинский и о собственных песнях. За восемь лет он выпустил 10 студийных альбомов, превратившись в самого высокооплачиваемого артиста среди эмигрантов. На его концертах всегда было огромное количество зрителей.

В 1990 г. музыкант приехал на гастроли в СССР, там ему также удалось собрать рекордное количество посетителей. Публика заполняла даже стадионы, все билеты продавались задолго до даты концерта. Несколько лет шансонье жил на две страны, но в 2003 г. решил окончательно вернуться в Россию.

В 1997 г. Шуфутинский стал обладателем премии «Серебряная калоша» за вклад в искусство. Год спустя он написал автобиографический роман «И вот стою я у черты…». В 2004 году вышла вторая часть книги под названием «Лучшие песни. Тексты и аккорды». Кроме того, Михаил озвучивал персонажа мультфильма «Храбрая сердцем» и даже сыграл эпизодическую роль в картине «Москва на Гудзоне».

Семья и личная жизнь

Исполнитель был женат только один раз. Второго января 1971 г. он взял в жёны Маргариту Михайловну, до свадьбы они были знакомы несколько лет. В 1972 г. появился на свет сын Дэвид, спустя два года родился Антон. Маргарита жила в США вместе с детьми. Шуфутинский очень любил свою супругу, говорил в интервью, что она понимает его лучше всех. В начале 2015 года женщина умерла, причины смерти неизвестны. После этого музыкант не женился. Он продолжает общаться со своими шестью внуками, сыновьями и их супругами.

За свою карьеру Михаил Захарович выпустил 28 альбомов и множество сборников. Он исполняет композиции Игоря Крутого, Вячеслава Добрынина и Олега Газманова. Шуфутинский пел дуэтом с российскими и украинскими знаменитостями, продюсировал записи своих коллег. Самыми популярными песнями в его репертуаре можно назвать «Третье сентября», «За милых дам», «Крещатик», «Заходите к нам на огонёк» и «Утиная охота». С 2013 года музыкант является Заслуженным артистом РФ.

В юности Михаил Шуфутинский любил джаз и даже предположить не мог, что однажды свяжет свою жизнь с шансоном. Но между прозябанием в глубокой провинции, куда его отправляли по распределению, и возможностью петь и зарабатывать на далеком Севере — не раздумывая выбрал второе.

Аккордеон против баяна


Магадан, район Северный, 1971 г. Любовь к музыке маленький Миша унаследовал от отца. Тот хоть и работал врачом, но умел играл на трубе и гитаре и прекрасно пел. Однажды Захар Шуфутинский принес пятилетнему сыну трофейный аккордеон, который мальчик полюбил всей душой — и за нарядный внешний вид, и за красивые звуки. Приглашенный учитель подтвердил, что у Миши Шуфутинского музыкальный слух, который нужно развивать.

Но учиться музыке, играя на аккордеоне, в СССР пятидесятых годов было невозможно: инструмент считался прозападным, буржуазным. В музыкальной школе Михаилу дали баян. Играть на нем он научился быстро, но полюбить так и не сумел — уж слишком громоздким казался отечественный «брат» аккордеона. А в 15 лет Шуфутинский открыл для себя джаз — и вопрос с выбором профессии решился сам собой. Увидев случайно объявление об экзаменах в музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова, Михаил отнес туда документы и вскоре уже был студентом. Теория с практикой далеко не расходились: после лекций квартет из контрабаса, барабанов, гитары и фортепиано, в составе которого был и Шуфутинский, разъезжал с концертами для ударников производства.

Работы было много, а денег мало — студентам платили по самой низкой ставке. А когда после окончания училища Шуфутинский узнал куда его распределяют, ясно понял, что на жизнь он этим не заработает. И развернул судьбу на 90 градусов.

Свадьба в Магадане

Магадан, свадьба, 1972 г. Михаила Шуфутинского — дипломированного дирижера, хормейстера и преподавателя музыки — отправляли в город Минусинск на должность помощника дирижера в местном музыкальном театре. По сути — хранить ноты и инструменты и получать за это копейки. От такого распределения Михаил отказался. К тому времени у него уже была любимая девушка, для которой он хотел совсем другой жизни. Когда знакомый саксофонист предложил поехать на Север — в Магадан, Находку, на Сахалин — Шуфутинский согласился. И в ресторанах можно играть хорошую музыку, рассудил он, особенно, если получать за нее приличные деньги.

Его Маргарита сначала осталась в Москве: ждать, пока он определится с планами на будущее и наладит быт. Но долго друг без друга они не выдержали. Девушка сказала родителям, что едет на отдых в Дагомыс, а сама рванула к любимому в Магадан. 2 января 1971 года они и поженились. Там же, в Магадане, родился и их первый сын Дэвид. «Семье с ребенком непросто было, продукты стоили дорого, а снять комнату — целое состояние. Мои большие северные заработки — скупая арестантская слеза по сравнению с тем, что имели другие. Не музыканты, конечно…», — вспоминал Шуфутинский. В конце концов он отправил жену с ребенком обратно в Москву, а сам продолжал зарабатывать. Именно в Магадане Шуфутинский понял, что может не только играть, но и петь. Однажды заменил приболевшего солиста и больше с микрофоном не расставался.

Между выступлениями мотался к семье в столицу — до тех пор, пока не узнал, что Маргарита снова беременна. Настала пора прощаться с Севером окончательно.

Москва и эмиграция

Лос-Анжелес, 1986 г. В Москве таких относительно легких денег, как на севере, не было. Шуфутинскому пришлось поработать сначала простым аккомпаниатором и аранжировщиком, прежде чем композитор Вячеслав Добрынин порекомендовал его на должность руководителя ансамбля «Лейся, песня».

Лучшего выбора нельзя было и представить. Песни, которые пел ансамбль в те годы, мгновенно становились хитами, они сотрудничали с самыми известными советскими композиторами — Тухмановым, Шаинским, Мартыновым, их осаждали толпы поклонниц. Не было только телевизионных эфиров: для советских экранов солисты ансамбля выглядели слишком неформатно, да и петь про «Ленина и комсомол» им не хотелось. Шуфутинский мог бы и дальше жить по накатанной, но в 32 года он решил снова кардинально поменять жизнь — и эмигрировал. Причина на этот раз была не столько практическая, сколько романтическая: ему хотелось своими глазами увидеть Нью-Йорк, услышать настоящий джаз!

Обстоятельства складывались удачно. Михаила Шуфутинского пригласили в тур по городам-центрам русской иммиграции. На заработанные деньги он купил сыновьям дубленки, а себе — электропианино, с которым снова отправился петь по ресторанам — на этот раз американским.

Возвращение

Михаил Шуфутинский с женой и сыном на Поклонной горе. За десять лет в Америке Михаил Шуфутинский создал собственный оркестр, открыл ресторан, пару раз влез в долги и вернул их, и, наконец, записал первый альбом — «Побег». А потом от российских артистов, приезжавших в США на гастроли, узнал, что невероятно популярен у себя на родине. Вскоре удалось договориться с Госконцертом об организации гастролей. Увидев переполненные залы и людей, поющих его песни наизусть, музыкант был поражен. «Когда я вернулся в Лос-Анджелес, мне там показалось тесновато. После стадионов петь в ресторане? И когда через короткое время предложили второй тур по России, я сразу поехал. И вскоре понял, что хочу жить там, где родился», — рассказывает Шуфутинский. Окончательно он перебрался в Россию в начале 2000-х. Маргарита осталась в Америке — когда-то в молодости они жили на два города, а теперь — на две страны. Разделились и дети: старший Дэвид тоже уехал в Москву, где успешно работает в кинопроизводстве. Младший Антон — гражданин США, преподает в университете.

В 2015 году в их семье случилось большое горе: 66-летняя Маргарита скоропостижно скончалась. Михаил в это время был на гастролях в Израиле, но немедленно отменил все концерты и помчался в Америку. Потерю он переживал очень тяжело: не стало женщины, которая всю свою жизнь была рядом, даже когда их разделяли тысячи километров. Поддержать музыканта в трудную минуту приехала одна из участниц его команды — Светлана Уразова. Постепенно дружеская поддержка переросла в нечто большее, и сейчас певец вновь не одинок. Свой 70-летний юбилей он по традиции отметит большим концертом, после которого его поздравят самые близкие — двое сыновей и семеро внуков.

Михаил Шуфутинский – это певец, чье имя уже давно успело стать легендой. Яркий репертуар, проникновенный голос и сдержанная манера исполнения – все эти качества сделали этого артиста одним из самых известных шансонье в истории современной России. Сегодня его имя хорошо известно по обе стороны Атлантического океана. Но что же позволило этому неординарному исполнителю достичь таких вершин? Как развивалась его эстрадная карьера, и какой была его жизнь до того, как он стал известным эстрадным исполнителем? Узнать все это вы сможете, прочитав нашу сегодняшнюю биографическую статью.

Ранние годы, детство и семья Михаила Шуфутинского

Будущий артист появился на свет в Москве в еврейской семье. Его отец - Захар Давидович – работал врачом. Своей же мамы он почти не знал – женщина умерла, когда мальчику было всего пять лет.

Михаил Шуфутинский - Живут же люди

Из-за сложного рабочего графика отца, все бремя воспитания будущего шансонье легло на плечи его бабушки и дедушки – Берты Давидовны и Давида Яковлевича. Именно они и стали его главными советчиками и друзьями в первые годы жизни. Видя в своем внуке тягу к искусству, дедушка с бабушкой посоветовали ему развивать свой талант и отправиться учиться в специализированную школу. Михаил так и поступил и уже очень скоро стал заниматься игрой на баяне в одной из музыкальных школ Москвы. Весьма примечательно, что в отличие от других учеников, которые занимались с ним вместе, Шуфутинский всегда очень любил занятия в «музыкалке». Учеба давалась ему легко, а на всех концертах и выступлениях он был едва ли не первой звездой.

Таким образом, после окончания общеобразовательной школы, молодой артист даже не задумывался о том, кем он хочет стать в будущем. Собрав все необходимые документы, Михаил отправился музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова и уже очень скоро был зачислен на дирижерский факультет. Весьма интересно, что в этот период в параллельной группе с Шуфутинским училась другая будущая знаменитость – Алла Пугачева .

Звездный путь в шансон Михаила Шуфутинского

После окончания училища Михаил Шуфутинский начал выступать в различных барах и ресторанах. В этот период его постоянным местом работы стали такие заведения как ресторан «Варшава» и «Метрополь». Здесь некоторое время артист выступал в качестве аккомпаниатора с различными музыкальными коллективами. Однако некоторое время спустя решил несколько поменять обстановку и вместе с другими друзьями-музыкантами переехал в Магадан. В этом месте он впервые начал не только играть на музыкальных инструментах, но и петь. Большую часть его репертуара в тот период составляли песни, написанные в жанре «блатного» шансона. Некоторое время спустя подобного рода песни составили практически весь его репертуар.

Вернувшись из Магадана в 1974-м году, Михаил Шуфутинский снова стал зарабатывать, выступая в ресторанах в качестве пианиста. В ближайшие несколько лет он часто появлялся на сцене вместе с группой «Аккорд», а также вокально-инструментальным ансамблем «Лейся песня». Весьма примечательно, что в составе последнего из названых коллективов наш сегодняшний герой даже стал лауреатом Всероссийского конкурса исполнителей эстрадных песен в Сочи.

Три года спустя после этого успеха Михаил Шуфутинский переехал в США, где начал также как и прежде работать в качестве «ресторанного» певца и музыканта. Однако, как это ни странно, именно в Соединенных штатах Америки, артист стал очень популярен. В период с 1982-го по 1990-й наш сегодняшний герой записал сразу десять студийных альбомов, которые выходили буквально один за другим. Выступая в ресторанах «Арбат», «Moscow Nights» и некоторых других Михаил Захарович нашел свою публику и очень скоро утвердился в качестве самого высокооплачиваемого певца среди российских эмигрантов.

В 1990-м году уже в качестве известного артиста Шуфутинский приехал с концертами в СССР. С тех пор шансонье регулярно появлялся с выступлениями в России и других уже бывших странах Советского союза. Некоторое время популярный музыкант жил фактически на два города, постоянно бывая в Москве и Лос-Анджелесе. Однако в 2003-м году Михаил Захарович решил окончательно оставить Соединенные штаты и переехать назад в Россию.

Всего за свою долгую певческую карьеру Шуфутинский выпустил около тридцати студийных альбомов, а также огромное количество различных сборников. В его репертуаре есть песни таких известных авторов-песенников как Игорь Крутой , Олег Митяев, Вячеслав Добрынин, Карен Кавалерян, Олег Газманов и многих-многих других. Утвердившись в качестве одного из самых известных шансонье на российской и американской эстраде, Михаил Захарович часто сотрудничал со многими известными исполнителями, вместе с которыми записывал песни дуэтом.

М. Шуфутинский - Пальма де Майорка

Записав огромное множество трогательных и задушевных песен, Шуфутинский стал настоящим «народным» певцов в России и Украине. За свой вклад в музыкальное искусство известный шансонье был награжден званием Заслуженного артиста России.

Завершая разговор о творчестве Михаила Захаровича, стоит отметить и тот факт, что в его послужном списке также значатся две автобиографии, написанные и изданные им в 1997-м и 2004-м годах.

Кроме того, в качестве интересного и неординарного момента в творчестве музыканта можно также выделить работу над озвучиванием одного из героев известного голливудского мультика «Храбрая сердцем» и съемки в фильме «Москва на Гудзоне», в котором он исполнил эпизодическую роль.


Личная жизнь Михаила Шуфутинского

В своей жизни один из самых известных шансонье был женат всего однажды. Второго января 1971-го года он сочетался браком со своей давней подругой Маргаритой. В рамках этого любовного союза на свет появились двое сыновей – Давид (Дэвид) 1972 г.р. и Антон (1976 г.р.). В настоящее время оба сына нашего сегодняшнего героя женаты и растят своих собственных детей. Так, в частности сегодня у Михаила Захаровича Шуфутинского сразу шестеро внуков, двое из которых непосредственно связаны с музыкой.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры