Икк "мир" и "вятская азбука". Дымковская игрушка и вятская азбука Андрей драченков вятская азбука

Главная / Бывшие

". Мне кажется, нас не очень ждали, все были заняты работой. Не могу сказать, что общение сложилось...

Сам клуб занимается популяризацией истории края, проводит различные встречи, мероприятия, ежегодные краеведческие экспедиции.

Из поездок по заброшенным деревням привозится огромное количество экспонатов, буквально все стены завешены артефактами.

Мы далеко не все знали. Например, это к ткацкому станку детали.

В клубе много детей и молодежи, ребята ездят также в экспедиции, учатся ткать, мастерить, шить, знакомятся с историей, можно сказать, на "живых" примерах. Все-таки совершенно разное отношение к вещам, когда ты просто экскурсовода послушал, или когда сам нашел, починил, научился пользоваться...

Некая неловкость от встречи была компенсирована вторым залом, посвященным проекту "Вятская Азбука ". Вот тут я зависла надолго! Очень интересно!

"Вятская Азбука" - представляет собой буквы славянской азбуки размером 1,5 на 1,3 метра, выполненные в разных техниках. В каждой букве используются работы мастеров народных промыслов Вятки.
Буква "Г" - глаголица с изразцами и гербом Вятки.

Вот, например, из описания про букву "В" . "«В» - это Византия. Эта буквица встречается чаще всего в Евангелии. Взятая из Остромирова Евангелия, она являет лик Вятки и напоминает об отношении наших предков к живой силе буквы, особенно написанной. Первая буква указывает нам на истоки русской христианской культуры. Изображение солнца и луны говорят о Времени и Вечности. Символизм глаголицы лучше всего передает эти слова."

Про каждую букву есть описание, почему именно эти материалы использовались, с чем эта буква ассоциируется. К сожалению, мы были уже очень уставшие, я больше буквы снимала, а описание не сняла, но что-то понятно и так.






Все знают Дымковскую игрушку, у каждого в советском детстве были эти яркие свистки и дуделки. Но мало кому известно, что в начале прошлого века 400-летний вятский промысел был уничтожен. Традиция глиняной игрушки сохранилась лишь благодаря одному человеку и пережила ренессанс в СССР.

Зародилась игрушка вместе с праздником Свистунья, который проходил в слободе Дымково под Вяткой каждую весну. Женщины лепили глиняные свистульки в виде коней, баранов, уток и раскрашивали их для красоты. Вскоре игрушки стали делать не только по праздникам, образовался настоящий промысел. Но в конце 19 века глиняную игрушку стали теснить гипсовые статуэтки. Легким способом производства (а отсюда своим количеством и дешевизной), они составили серьезную конкуренцию лепной расписной Дымковской игрушке. Заполнив рынки, они почти ликвидировали народное ремесло. К 1917 году в Дымкове оставалась единственная мастерица, лепившая игрушку – Анна Афанасьевна Мезрина. В 1933 году, заинтересовав своих дочерей и соседок, Анна Афанасьевна создала артель и начала возрождать промысел. Спустя 80 лет на основе Дымковских мотивов, которые сохранила Мезрина, будут делать модную одежду.

Микрорайон Дымково в Кирове

Крупнейшая коллекция Дымковской игрушки представлена в экспозиции Кировского художественного музея им. Виктора и Аполлинария Васнецовых. Еще большой коллекцией обладает Кировский областной краеведческий музей


Старые игрушки прошлого века

Дымковские мастерицы

Впрочем, Киров славится не только Дымковской игрушкой. Еще один интересный промыслел – Вятская азбука. Идея принадлежит руководителю студии печатной и рукописной книги Андрею Драченкову. Ему удалось собрать вокруг себя мастеров и начать возрождение письменной культуры Вятки.

Для создания каждого элемента Вятской азбуки используются подлинные вещи – образцы русской народной культуры конца девятнадцатого – начала двадцатого века

В оформлении букв есть свой символизм и значение

Например, буква Ѫ (большой юс). С середины XII века большой юс исчез из русского письма, временно появился под влиянием болгарско-румынской книжности в XV веке, а в XVII веке исчез окончательно. Его выложили в виде каменного скелета.

А кроме этого, Андрей Драченков проводит занятия про каллиграфии и для новичков, и для тех, кто хотел бы узнать секреты традиционного русского письма более глубоко. Автор работает над рукописными книгами в известном издательстве "Буквица" и оформляет выставки.

Мы встретились с мастером в холле театра. А говорить начали о самом важном, по крайней мере, на мой взгляд, - о силе письменного слова и том, почему современные дети так его не любят. А еще о том, что сейчас практически нет мест, где бы все желающие могли узнавать о забытых уже почти традициях.

Андрей, Вы, Ваши студенты, коллеги, единомышленники уже давно мечтаете о Вятском музее азбуки. А в нем, по Вашей задумке, должен открыться Центр письменной культуры. Пожалуйста, расскажите, чем вы все-таки хотите заниматься в Центре и в музее?

Все наши работы немного старомодные... Если у нас возникнет центр, то я бы назвал его "Центр несовременного искусства", чтобы подчеркнуть, что к современному искусству мы отношения не имеем. Музей вятской культуры мы хотим создать для того, чтобы дети, школьники, ученики учились писать руками.

Сказано, что мы живем во время, возможно, последнего поколения, которое будет иметь почерк. Возможно, скоро уже не понадобится что-то писать от руки - есть компьютеры. Но как изюминка, как искусство для избранных, для тех, кто любит каллиграфию, любит писать, эта культура письма и должна сохраниться. Так сохранился театр, рукописная книга... Просто они уже перешли в область искусства. Вот и в нашем случае, кто знает, уже через несколько десятков лет человек, пишущий руками, да еще перышком, априори станет мастером.

Многие педагоги сейчас утверждают, что дети не любят да и не умеют писать от руки. Вы согласны?

Каллиграфия умерла, когда появилась шариковая ручка... Раньше, когда писали острым пёрышком, руку сначала фиксировали, "ставили". И получалось так, что если ты ручку неправильно держишь, у тебя выйдет коряво. А шариковую ручку как ты ни держи, все равно что-нибудь да напишешь. Так что у детей сначала появлялась правильная установка руки, и это уже сохранялось на всю жизнь.

Если мы посмотрим на почерки представителей старшего поколения, то у них почерк и красивый, и приятный.

Получается, занятия по каллиграфии нужны для того, чтобы "поставить руку"?

Безусловно, занятия по каллиграфии сегодня набирают популярность. В Санкт-Петербурге, например, даже зарегистрированы 6 тысяч человек, которые регулярно занимаются в центре каллиграфии. В нашем городе занятия тоже востребованы, но пока не так популярны.

Цель у мастер-классов, конечно, не только научить всех желающих красиво писать. На самом деле, каллиграфия не для всех. Она требует неспешности.

Петр Петрович Чобитько (это учредитель и художественный руководитель Школы каллиграфии России) говорит, что каллиграфия – это практически единственное занятие человека, которое до сих пор сохранило внутри себя ритуал. Оно требует какой-то внутренней темы для каждого - а что бы ты хотел написать вручную? Может, изложить на бумаге свои мысли? А может, написать от руки письмо для дорогого человека...

Каллиграфия - это повод для внутренней работы, и к этому готов не каждый. Понятно, что все мы очень часто поставлены в рамки ускоренного ритма жизни. Остановиться и замереть помогает письмо... Ты становишься ценителем культуры... Хотя вместе с этим, занятия по каллиграфии очень демократичны. Чтобы рисовать, нужны краски, много чего еще. А тут только пёрышко, желание и знание.

Сколько нужно заниматься, чтобы овладеть каллиграфией как искусством?

Мои занятия начинаются с мастер-классов. Приходят дети, целыми классами, я показываю движения, основы, а потом вижу, что кто-то хотел бы продолжить узнавать дальше, тренироваться. Каждую среду с такими ребятами мы занимаемся в клубе «Мир».

На самом деле, каллиграфия – это история. Если просто красиво написать, это не обязательно будет правда. Настоящая суть времени проецируется в наш век из каких-то источников, откуда-то из глубины. Я приведу пример. Когда я преподавал в художественном училище, на занятие пришла одна девушка. Она села и буквально на втором уроке стала писать полууставом. Меня поразило, что человек сразу ухватил динамику, характерную для этого вида письма. Для меня это показатель не того, что человек быстро понял, как надо, а того, что он вспомнил что-то, заложенное в нас! И это спроецировалось через поколения!

Может быть, какие-то предки этой девушки умели писать и любили это делать... А она просто "вспомнила"... Такие загадочные вещи часто происходят... Ведь у каждой буквы есть огромный потенциал! Взять, например, 17 век, когда люди писали вязью. Каждая буква была не похожа на предыдущую. В ряд стоящие буквы могли быть совершенно разными, каждое слово становилось для того, кто писал, открытием. Над словами думали... Мы это сейчас потеряли, и было бы неплохо это вспомнить.

О чем и для кого ваш проект "Вятская азбука"?

Весь 20 век мы упорно забывали нашу русскую азбуку. В 1918 году сразу выкинули из нее 4 буквы, названия букв - и вовсе забыли. Но у каждой из них - свое лицо и свой заложенный еще предками смысл... Например, буква "Покой". А что такое покой? Вот мы с детьми очень часто размышляем над названиями букв, и я понимаю, что можно целый год строить занятие только на рассуждениях над этими архетипами: "Аз", "Буки", "Веди", "Глаголь", "Добро", "Есть" ("Я азбуку знаю, а в ней сказано: добро есть...")

А еще с помощью букв можно рисовать, изображать, рассказывать. И это всегда использовалось нашими предками. И мы решили это использовать, точнее, с помощью этих возможностей рассказывать о буквах. Мне кажется, благодаря этим нашим композициям проще о них же рассказывать, потому что зрительный ряд всегда сильнее.

Расскажите о "Покое"...

Здесь можно все потрогать руками... Эта досочка – из палисандра. Очень красивое дерево на букву "П", а это - печатные пряники (была такая традиция в Вятке), сверху - символ "Пасхального пира". А это перламутр. Мы стараемся использовать материалы, связанные с буквой по звучанию и по смыслу.

Так получилось, что я был в одном святом месте и увидел, как двери храма украшены перламутром. Жемчуг – это символ неба, Царства Небесного. А чуть позже ко мне пришла одна знакомая и отдала фрагменты перламутра. Они, конечно же, попали на нашу букву. А сам орнамент по середине нашей буквы создан из дореволюционных латунных клише, из букв. Если их читать из центра, здесь написано: "Покой –буква славянской азбуки". И всё в композиции связано со словом "покой". Не в утилитарном понимании, когда мы лежим на диване, а в проекции жизни, смысла жизни.

Вы говорите, что буквы Вас сами находят... Как это происходит?

Латунные значки на "Покой" пришли неожиданно. На заводе "Лепсе" они когда-то использовались, но сейчас вышли из технологии, стали не нужны. А мы со студентами, школьниками с их помощью печатаем. И в этой букве они пригодились Мне кажется, это всегда так: когда человек чем-то увлекается, материал начинает на него разворачиваться, начинаешь встречать людей, которые могут что-то сделать. Над каждой буквой мы работаем коллективом, пусть даже из двух человек.

Сколько сейчас букв в коллекции? И сколько их было в славянской азбуке?

У нас сейчас сделано 27. Первой была "В" ("Веди"), а одну мы подарили библиотеке Герцена - "Глаголь". Каждая композиция несет в себе какой-то сгусток идей, размышлений о названии, иногда – какой-то биографии. Каждая буква когда-то появилась, когда-то возникла, вошла в алфавит. Нашла свое место.

Есть в коллекции буква "Юс большой". Она обозначала легкий гласный звук, которого уже 800 лет как не существует. Буква ушла вместе со звуком. В "Житии Кирилла и Мефодия" букв было 38. Да, они приходили и уходили – ни одна азбука мира не может похвастаться такой "текучестью кадров".

Над какими буквами вы сейчас работаете?

Мы сейчас занимаемся оформлением выставки художника Юрия Васнецова. Можно сказать, все наше поколение воспитано на его иллюстрациях к сказкам. Мы делаем букву, посвященную ему – букву "Ю". Делаем букву "В", но она у нас уже есть, поэтому мы подарим ее.

Андрей, какова Ваша мечта?

Создать на Вятке центр письменной культуры. Было бы здорово, если бы мы смогли проводить там занятия по каллиграфии. А наши экспонаты могли бы стать основой для музея. Мы могли бы рассказывать школьникам о буквах через буквы нашего проекта. Это некий метод, который хотелось бы не упустить. Будет жаль, если буквы просто останутся в подвале, когда с их помощью можно было бы работать с детьми, рассказывая о вятской культуре. Этим мы бы хотели заниматься в центре.

Где будет музей и Центр?

Мы начали проект "Вятская застава". Мы смастерили часовенку у стен Преображенского женского монастыря, там растут березы. Хотели бы открыть музей там. Но культура сейчас переживает нелегкие времена... тема наша немного забуксовала... Очень нужна поддержка. Мы очень надеемся, что если не в этом месте, так в другом открыть музей все-таки получится.

Андрей, вы состоите в Союзе каллиграфов России. Это еще одна сторона Вашей творческой жизни... Вы участвуете в выставках, могли бы оформлять и печатать книги в столице. Почему не остались там?

Я жил 8 лет в Москве и думал, что так там и останусь, буду книжки делать. Но сейчас, когда прошло время, я понимаю: как хорошо, что не остался! Москву люблю, но погостить.

А в Вятке можно творить, пешком везде ходить – в Герценку, от мастерской до дома, в театр. Вот эта прогулка по родным местам дорогого стоит!

Спасибо, Андрей, за душевный разговор!

В выставочном зале Государственной универсальной областной научной библиотеки им. А. И. Герцена проходят уникальные для нашего города экспозиции, посвященные книжной культуре.

19 октября, в День открытия Царскосельского лицея, гимназисты 4акласса (в рамках курса риторики и краеведения)посетили предметную выставку «Забытые буквы. Исчезнувшие храмы».


Культурно-образовательный проект «Забытые буквы. Исчезнувшие храмы» посвящен 400-летию выхода в свет первого славянского букваря. Традиционно идея экспозиции связана с понятием «Слово и образ». Эта тема раскрывается через представленные на выставке работы двух вятских художников, творчество которых направлено на развитие интереса к искусству книжной культуры. Это член Союза дизайнеров России Юрий Жданов и член Союза каллиграфов России Андрей Драченков.


О творчестве художников, представивших зрителямдва творческих проекта: «Православные храмы Вятки» (Ю. Жданов) и «Вятская азбука» (А. Драченков), рассказала искусствовед Любовь Борисовна Горюнова. В экспозиции представлены около 60 экспонатов: 22 графические работы, посвященные православным храмам Вятки, 14 объемных буквенных композиций, раскрывающих историю ушедших из русской азбуки букв.


Многие из этих работ показаны широкой публике впервые. Учащиеся познакомились на выставке с экспонатами, которые соответствовали задуманной концепции — забытые буквы славянской азбуки, исчезнувшие вятские храмы.


А затем Екатерина Николаевна Ворожцова — куратор выставки, провела мастер-класс по работе на ручном типографском станке. Каждый гимназист распечатал для себя образец букв, исчезнувших из славянского алфавита.

Караваева Е.А., педагог-библиотекарь

Все знают Дымковскую игрушку, у каждого в советском детстве были эти яркие свистки и дуделки. Но мало кому известно, что в начале прошлого века 400-летний вятский промысел был уничтожен. Традиция глиняной игрушки сохранилась лишь благодаря одному человеку и пережила ренессанс в СССР. Зародилась игрушка вместе с праздником Свистунья, который проходил в слободе Дымково под Вяткой каждую весну. Женщины лепили глиняные свистульки в виде коней, баранов, уток и раскрашивали их для красоты. Вскоре игрушки стали делать не только по праздникам, образовался настоящий промысел. Но в конце 19 века глиняную игрушку стали теснить гипсовые статуэтки. Легким способом производства (а отсюда своим количеством и дешевизной), они составили серьезную конкуренцию лепной расписной Дымковской игрушке. Заполнив рынки, они почти ликвидировали народное ремесло. К 1917 году в Дымкове оставалась единственная мастерица, лепившая игрушку - Анна Афанасьевна Мезрина. В 1933 году, заинтересовав своих дочерей и соседок, Анна Афанасьевна создала артель и начала возрождать промысел. Спустя 80 лет на основе Дымковских мотивов, которые сохранила Мезрина, будут делать модную одежду.
Микрорайон Дымково в Кирове:
Крупнейшая коллекция Дымковской игрушки представлена в экспозиции Кировского художественного музея им. Виктора и Аполлинария Васнецовых. Еще большой коллекцией обладает Кировский областной краеведческий музей:

Старые игрушки прошлого века:
Дымковские мастерицы:
Впрочем, Киров славится не только Дымковской игрушкой. Еще один интересный промыслел - Вятская азбука. Идея принадлежит руководителю студии печатной и рукописной книги Андрею Драченкову. Ему удалось собрать вокруг себя мастеров и начать возрождение письменной культуры Вятки:
Для создания каждого элемента Вятской азбуки используются подлинные вещи - образцы русской народной культуры конца девятнадцатого - начала двадцатого века
В оформлении букв есть свой символизм и значение:
Например, буква Ѫ (большой юс). С середины XII века большой юс исчез из русского письма, временно появился под влиянием болгарско-румынской книжности в XV веке, а в XVII веке исчез окончательно. Его выложили в виде каменного скелета:

Андрей утверждает, что отказал одному состоятельному арабскому богачу на выставке в Москве в продаже Вятской азбуки. Мол, хочет собрать и сохранить этот проект на родине. Это, безусловно, похвально и достойно уважения!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры