Илья Прусикин (Ильич) – биография, фото, песни, жена, дети, клипы, рост, вес. Олимпия ивлева

Главная / Бывшие

Спустя столетие от октябрьского переворота, в колыбели русской революции появляется новый Ильич. Прибывший из забайкальской глубинки доселе неизвестный в округе молодец Илюша решает покорить питерскую публику неординарным поведением и придумывает чисто славянскую забаву. Выложив на просторах интернета весёлую короткометражку с явным стёбом над отечественным менталитетом, он добивается первого бурного успеха.

Ролик выстреливает, как эпохальный холостой снаряд легендарного крейсера, ныне пребывающего на вечном приколе. Первоапрельский розыгрыш над пресыщенными подписчиками популярного видео балагана привлекает внимание местной тусовки. Бывшему бейсболисту и выпускнику института культуры предлагают в срочном порядке сколотить коллектив скоморохов.

Следуя давней традиции шумного фурора ярмарочных развлечений, предприимчивый блоггер и дипломированный затейник собирает команду единомышленников, готовых плясать на сцене под чужую дудочку, ведь собственных песенок у зародившейся компании не имеется. Успешно отработав на разогреве Die Antwoord, ребятки приобретают скандальную известность. Пара девчушек невысокого роста, выделяющихся на фоне свежеиспеченных звезд, способствует появлению названия для образованного ансамбля.

Волна популярности вызывает в среде новоявленных исполнителей сатирических куплетов неимоверный всплеск творческой активности. Они записывают десяток немудреных текстов под волнующую барабанную дробь с примесью народных мотивов. Российский потребитель сетевой развлекательной продукции моментально разделяется на два враждебных лагеря. Одни считают выскочек на эстраде глумящимися над святынями подонками, другие склоняются к мнению, что новички умышленно используют сатиру в мелодическом сопровождении в традиционном национальном орнаменте для форсированного сближения с массами.

Сами авторы оригинальных композиций во всеуслышание заявляют, что подобный подход к музыке является отражением современного общества. Они откровенно высмеивают сложившиеся поведенческие стереотипы и существование человека из России. Все треки сопровождаются красочным шоу с визуальным рядом и уморительным речитативом, приводящим в экстаз многочисленных поклонников. Поймав сокрушительный прибой хайпа, ребятки оглушительно стебаются над соотечественниками, преподнося в шутливой манере сложные процессы, происходящие в родном краю.

Состав Little Big

  • Основатель, вокал – Илья Прусикин, псевдоним – Ильич;
  • Вокалистка – Олимпия Ивлева;
  • Вокалист – Антон Лиссов, псевдоним – MrClown;
  • Вокалистка – Софья Таюрская;
  • Музыкальный продюсер, диджей – Сергей Макаров, псевдоним – Gokk;
  • Анна Каст – экс-участница из начального набора.

Участники группы из Санкт-Петербурга пропагандируют себя представителями арт-коллаборационизма. Залихватские песни мгновенно разлетаются на афористические мемы в сети. Играющая и поющая в стиле рейв молодежная банда причисляет себя к рок-направлению. Большинство критиков отмечает ее нарочитую самобытность, утверждающую свой взгляд на народность и культурную традиционность. Гротеск и едкие разоблачительные выпады превращают выступления в фольклорную картинку, способную поразить слушателя необычной подачей текстовки и превратить концерт в подлинное феерическое зрелище.


Дискография

Студийные альбомные выпуски:

  • «Funeral Rave»
  • «With Russia From Love»
  • «Anti positive»

Синглы:

  • «Dead Unicorn»
  • «Give Me Your Money»
  • «Rave On»
  • «Kind Inside Hard Outside»

Многолетний опыт ведения персонального блога и канала на Ютюбе, позволяетпроснувшемуся однажды знаменитым культработнику раскручивать отснятые ленты изарабатывать на просмотрах солидные капиталы и завоевывать очередную аудиториюпочитателей своего таланта. Проект существует и процветает благодаря команднымусилиям его компаньонов. Верная соратница по съёмочной кухне Алина занимаетсяпроизводством вирусных клипов,созданных гением постановки и режиссуры неутомимого лидера.


Символы отечества, неизменно присутствующие в практически каждом фрагментебезумных сюжетных линий короткометражных мюзиклов потрясают воображением ифантастическим чутьём на реакцию пользователей ведущего видео-хостинга. Миллионы фанатов бросаются просматриватьочередную новинку, выпущенную для обзора в сетевом пространстве.

  • «АК-47»;
  • «Faradenza»;
  • «Big Dick»;
  • «Life In Da Trash»;
  • «Every day I’m Drinking»;
  • «Dead Unicorn»;
  • «Hateful Love»;
  • «LollyBomb»;
  • «Полюшко Поле»;
  • «Public Enemy»;
  • «Punks Not Dead»;
  • «Русские хулиганы»;
  • «U Can Take»;
  • «Skibidi»;
  • «We Will Push A Button»;
  • «Из России с любовью».

«АК-47»

«Faradenza»

«Big Dick»

«Life In Da Trash»

«Dead Unicorn»

«Hateful Love»

«LollyBomb»

«POLYUSHKO POLYE»

«Public Enemy»

«Punks Not Dead»

«Russian Hooligans»

«U Can Take»

«Skibidi»

«We Will Push A Button»

«WITH RUSSIA FROM LOVE»

Эпатажные и экстравагантные рейв-исполнители известны не только на родине.Их гастроли в Нидерландах и Франции производят настоящий фурор. Русскоязычныемузыканты с водкой и балалайками пользуются невиданным спросом. В ноябре2107 года углавного героя прославленной рейв-команды появляется наследник. Будучи истиннымИльёй Муромцем всероссийского шоу-бизнеса, знаменитый на весь мир папашаназывает сынишку по древнейшему обычаю Добрыней, справедливо полагая, чтоповзрослевший отпрыск вольется со временем в ряды продолжателей былинной старинына сценических площадках.

  • 11. 07. 2016

Ее рост - 130 сантиметров. Но диагноз «ахондроплазия» стал для Анны Каст не приговором, а способом утвердить свою уникальность

«Ваш ребенок умер», – сказали маме Анны врачи. Девочка действительно родилась мертвой. Но через 12 минут задышала. И теперь, когда у нее спрашивают, как она добилась всего, девушка отвечает: «Я с рождения начала выживать».

Она сыграла в фильмах «Ментовские Войны», «Пером и Шпагой», «В твоих глазах», «Жил-был Лис», «Клад», стала королевой международной тату-конвенции; выступала в постановках театрально-эротического проекта Neverporn; открывала премьеру мультфильма «Гадкий Я» на фестивале «Кинотавр». Еще участвовала в показе мод Mercedes-Benz, основала популярную группу Little Big и недавно открыла собственный тату-салон KastHome. Всеми своими поступками она пытается доказать маленьким людям, что люди с ахондроплазией могут жить нормальной жизнью, а не прятаться по своим углам. Но ей приходится бороться не только с их предрассудками, но и с осуждением большей части общества, не привыкшего к другим, необычным, не таким, как все. Но Аня сильнее, потому что с детства мама объяснила ей, что она лучшая, и у нее все получится.

В советское время будущий папа Анны приехал в Ленинград с Кубы защищать диплом по химии. Мама тогда работала на секретном заводе «Большевик», который производил запчасти для танков. Когда все закрутилось, ее методично начали вызывать сотрудники КГБ, допрашивали и хотели уволить, потому что иметь связь с иностранцем партия запрещала. Но вступилось начальство завода. Вместе родители прожили, пока дочери не исполнился год. Потом папа уехал и не вернулся: может, испугался диагноза девочки или давления партии, а может, нашел другую любовь.

Анна не обижается: «Папе я благодарна за то, что дал мне жизнь. За свои волосы, кожу, иммунитет. Если бы не он, я бы не была такой красивой, такой индивидуальной и не улыбалась бы жизни. Он испанец, живет на Кубе. Они там голодают, но танцуют». Псевдоним Каст - это сокращение от испанской фамилии Кастельянос.


Анна Каст

Фото: Наталья Булкина для ТД

Девочка родилась маленькой, но до 15 лет сама этого не замечала. С самого начала мама убеждала дочь: «Ты самая лучшая, ты сможешь все». Уже в детском саду она начала получать первые награды на конкурсах. В детстве чувствовала себя обычным ребенком: играла с мальчишками в волейбол, бегала от собак, ела пышки с двоюродной сестрой в магазине на Староневском проспекте, которые приберегала для них бабушка-уборщица.

К счастью, Аниной маме хватило любви и мужества, чтобы не пытаться изменить природу. «Сейчас многие мамы таких детей, как я, обсуждают в Интернете гормоны роста, которые дают своим детям без назначения врача, не интересуясь последствиями, - с ужасом рассказывает Аня. - Так они пытаются исправить свое «горе», как они его называют, и думают, что дети сразу же станут нормальными. Бывает, гормоны дают странный эффект: растут руки или ноги, а остальное - нет. Аппарат Илизарова теперь детям ставят вообще в три года, хотя раньше по закону нужно было в двенадцать. Мы вчера катались на катере со знакомой, которой его ставили. Она сама не может зайти на корабль - ноги не сгибаются, сухожилия все перетянуты. Кости-то тянутся от аппарата, а сухожилия - нет. Как можно ломать здоровые кости? С аппаратом дети по пять лет проводят в больнице. А после этого о нормальном детстве: плавании, езде на велосипеде, речи не может быть.

Детям нужна поддержка с рождения, а не косметическое улучшение

Причем удлиняют ради разницы 10 сантиметров. Все это вместо того, чтобы внушить ребенку, что он лучший, что он все сможет. Детям нужна поддержка с рождения, а не косметическое улучшение».

А потом у Ани начался переходный возраст и первые разочарования. «В 2001 году, когда не было социальных сетей, модной фишкой был розыгрыш по телефону. Так я познакомилась с молодым человеком, его звали Ким. Мы общались неделю, и он назначил мне свидание. А я понимаю, что не могу пойти, потому что не объяснила, как я выгляжу. Просто сказала, что я маленького роста, а он ответил: «Пустяки, с тобой же так интересно!» Я поделилась с мамой, а она поддержала меня: отвела в магазин и купила мне ботинки на каблуке за 700 рублей. Я надела их под клетчатое синее платье в пол и пошла. Мы должны были встретиться в метро. Я ждала Кима на платформе 45 минут. Увидела его издалека, за столбом, узнала по описанию одежды. Когда пришла домой, он позвонил мне и сказал, что больше не сможет со мной видеться. А я плакала - перед мамой было стыдно, что она мне ботинки купила», - Анна рассказывает эту историю и снова плачет. Потому что мамы уже нет.

На работу по специальности, библиотекарем, ее не взяли. В районной читальне спросили: «А до полок как вы будете доставать?» Тогда мама сказала, что в элитную школу, где учатся дети актеров и политиков, требуется дежурный воспитатель.

«Я прихожу в школу и выстраиваю в коридоре всех детей, 300 человек, и говорю: “Здрасти. С сегодняшнего дня я с вами работаю. Меня зовут Аня”», - вспоминает девушка. Теперь выросшие ученики приглашают ее на свадьбы, приходят в салон делать татуировки или видятся с ней в клубах.

Днем она следила за детьми в школе, а ночью работала аниматором и снималась в кино. Спустя время администрация школы начала выживать Анну с работы: «Я очень много улыбалась. Я приходила в школу как на праздник, как на красную дорожку - им это не нравилось».


Анна Каст

Фото: Наталья Булкина для ТД


Анна Каст

Фото: Наталья Булкина для ТД

В 2009 году Анна со своим тогдашним молодым человеком Пашей сделала первую татуировку. Через несколько дней ей позвонили из салона и пригласили на съемки театрально-эротического проекта Neverporn по мотивам сказки Андерсена «Голый король»: «Сниматься для них мне было интересно - это искусство. С эротикой нужно быть аккуратной, особенно в нашем положении, нельзя переборщить. Должен быть талантливый фотограф, чтобы это не было грязно. Чтобы не было для троллей: «Наконец-то мы сняли карликов!”».

Еще через неделю ее выбрали королевой международного тату-фестиваля, хотя татуировок у нее практически не было. На нем она сделала вторую: изображение черно-белой кассеты с записями Тото Кутуньо, Майкла Джексона и Пола Маккартни, которую отец когда-то подарил маме. На третий день конкурса она выпустила со сцены поток огня изо рта - научилась этому за кулисами, за пять минут до выступления. Так и победила. Дальше все закрутилось очень быстро: гастроли с театральными постановками команды Neverporn в Германии, Голландии.

На восьмой год работы в школе знакомые предложили Анне поработать администратором в тату-салоне. «Благодаря им пропал мой страх уйти из школы. Хотя я там семь тысяч получала, бросить все равно было страшно». Девушка взяла отпуск и проработала месяц в студии. Разочаровалась и через три дня решила открыть свой салон татуировки KastHome. Еще неделя понадобилась на то, чтобы сделать ремонт и набрать клиентов.

В 2013 году Анна вместе с другой маленькой девушкой Олимпией создала рейв-группу Little Big. Они прославились провокационными и сатирическими клипами о жизни в России. Анна говорит, что придумала группу для того, чтобы обратить внимание общества на существование маленьких людей в России, а самих маленьких - вдохновить. «Я пользуюсь каждой возможностью интервью или выступления на ТВ, чтобы заявить, что мы есть, что мы не сказочная выдумка какая-то из леса. Little Big для меня - социальная активность, напоминание о себе». Группа собирала многотысячные стадионы в России и Европе: Франции, Венгрии, Испании, Швейцарии и Италии.

Анна часто сравнивает условия жизни маленьких людей в Европе и в России, выкладывает на своей странице примеры из жизни. Она хочет доказать обществу, что нет ничего страшного в том, чтобы быть необычным: «В России очень мало пар маленький с маленьким. Потому что им страшно привлекать внимание к своей необычности, хочется слиться в толпе с кем-то «нормальным»».

А за рубежом это нормально: пара - двое маленьких и ребенок. Там их будущее продумано. Социалка оплачивается вся, они живут как богатые. Почти не работают, только тусуются. А здесь такого нет. Ты рождаешься таким, получаешь пенсию восемь тысяч, и то, как утвердишь себя в обществе, зависит только от тебя».

За рубежом это нормально: двое маленьких и ребенок. Социалка оплачивается вся, они живут как богатые

Аня себя в обществе утвердила. Она ушла из группы, но популярность никуда не делась: «Сейчас я не езжу на метро, боюсь. Потому что со мной постоянно везде фоткаются и здороваются. Фанаты Little Big, полицейские - все. Недавно я ходила в храм. Через пару дней мне написал незнакомый мальчишка, что видел, как я исповедаюсь, да еще и плачу. Даже в храме нет покоя».

Конечно, в этом есть своего рода кокетство. Но Ане приходится сталкиваться и с враждебностью, причем со всех сторон: « Меня и мои страницы в социальных сетях много обсуждают маленькие люди. Они меня не понимают, считают, что я их позорю. Я проявляю себя в образах, а они считают, что я - шут. То, что я аниматор и зарабатываю этим деньги, а это в нашем положении сложно, их не интересует. А у них вообще нет ни одной фотографии на личных страницах, мне это непонятно. Когда против людей государство, общество, они объединяются в свои маленькие группки похожих друг на друга и говорят: “Да, мы несчастны. Ладно, будем жить как есть”.


Анна Каст

Фото: Наталья Булкина для ТД

Меня осуждают и обычные женщины: «Как так? Она же не такая, как все. Почему она такая откровенная? Почему мы так не можем? Это же ненормально». Мне пишут: “Как тебе не стыдно? Это позорище”. Они никогда не скажут, что это из-за того, что я маленькая. Почему они это другим не пишут? Я задеваю их тем, что я другая и я смелая. По нормативам я должна жить в четырех стенах, молчать и радоваться пенсии».

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов - и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей - это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь

Сегодня мы подробно поговорим о проекте Little Big. Состав группы будет приведен далее. Команда впервые дала о себе знать первого апреля 2013 года, выложив свое дебютное видео Everyday I"m Drinking на платформе YouTube. Спустя буквально несколько месяцев первый состав группы Little Big пригласили выступать на концерте у нашумевших после чего их сразу прозвали русским приветом.

Такая аналогия сыграла коллективу только на руку. Еще недавно никому не известная группа из Санкт-Петербурга в один момент стала популярной не только в родной России, но и далеко за ее пределами. Проект также поклонники окрестили funeral rave («похоронный рэйв») и «трэш-шапито», благодаря дикой, ни с чем не сравнимой энергетике как в клипах, так и на концертах.

Название Little Big обусловлено разницей в росте участников коллектива. Дело в том, что изначально в составе группы были две вокалистки ростом не выше 130 см. По сей день Олимпия Ивлева является действующей участницей, которая, несмотря на свой уникальный рост, обладает невероятной, мощной энергетикой.

Little Big: состав группы

  • Илья «Ильич» Прусикин (фронтмен группы, вокал).
  • Сергей «Gokk» Макаров (саунд-продюсер, диджей).
  • Олимпия Ивлева (вокал).
  • он же Mr Clown (вокал).
  • Софья Таюрская (вокал).
  • Анна Каст (бывшая участница, первый состав группы).

Рок и не только

Как утверждает вокалист группы Илья «Ильич» Прусикин, жанр рэйв, как и вся электронная музыка, сам по себе достаточно популярен в наше время, поэтому создатели группы не вкладывали в ее раскрутку ни копейки, но при этом стали известны во всей Европе. Он говорит, что участники коллектива позиционируют себя, в первую очередь, как рок-музыканты. Свой стиль исполнения считают новой формой этого направления. При этом пристрастие к электронной музыке помогло объединить два эти жанра в один органичный стиль.

За время своего существования группа выпустила два альбома: With Russia From Love (2014 год) и Funeral Race (2015). Диски оказались востребованы, благодаря чему основной состав группы исколесил с концертами почти всю Европу. Так начался творческий взлет проекта Little Big. Состав группы несколько изменился с момента ее основания. Так, к примеру, коллектив покинула вокалистка Анна Каст. Её место по сей день занимает Софья Таюрская.

Участники группы заявляют, что смысловая нагрузка текстов их песен, а также видеоклипы высмеивают национальные стереотипы о русских. К слову, все видео снимает Алина Пязок, которая является основателем группы. Так как Little Big имеют опыт создания роликов и являются обладателями собственной продакшн-компании, все клипы коллектив выпускает самостоятельно. Группу достаточно тяжело однозначно назвать музыкальной. Скорее это своеобразный арт-проект с достаточно разношерстным коллективом. Фронтмен уже заслужил популярность ранее, благодаря своему шоу на канале YouTube.

Схожесть

Участники группы признаются, что на них оказали влияние абсолютно разные музыканты, от знаменитых гигантов рок-сцены, таких как Cannibal Corpse, до великих классиков. Несмотря на схожесть стиля и манеры с мега-популярными южноафриканцами Die Antwoord и постоянное сравнение с ними, сами Little Big отличаются индивидуальностью.

Проблематика

Каждый новый трек, как и клип - это смесь своеобразного юмора, наполненного собственным взглядом на русскую культуру и народные песни, и жесткой социальной позиции. Музыканты неоднократно делали акцент на то, что их манера не связана с ненавистью к Родине, просто это такой своеобразный способ обратить внимание общества на его проблемы. Но несмотря на такую социальную позицию, коллектив остается ярким миксом несовместимых на первый взгляд стилей и невероятной, заразительной энергетики.

Теперь вы знаете, в чем особенности и неповторимость проекта под названием Little Big. Состав группы мы также описали выше, как и произошедшие в нем перемены.

- Почему у группы «Хлеб» билеты на концерт по 900 рублей, а у вас по 1800?

А я не знаю. Я не имею отношения к организации концерта.

С участниками «Хлеба» - ютьюберами, с успехом занявшимися музыкой, - вы вышли из одного медиа «Спасибо», Ева!».

В то время было всего две площадки - Caramba Media и «Спасибо», Ева!». Надо было к кому-то примыкать. В «Спасибо», Ева!» было больше творчества. Я хотел делать такого рода шоу, но не знал, что существует видеоблогинг. Видите, в чем сейчас главная проблема новых видеоблогеров, - они знают, что могут стать звездой и зарабатывать много денег. Это их цель. А в 2010-м невозможно было зарабатывать. Видеоблогинга не было, рынка не было. Был Мэддисон, но я и о нем не знал.

- Видеоблогеры действительно зарабатывают так много денег?

Много, очень много.

- Квартиру на них можно купить?

Кто-то может. И в открытую говорит, что много зарабатывает, - Саша Спилберг, например.

Первое видео группы Little Big «Everyday Iʼm Drinking» вышло в апреле 2013-го и оказалось таким популярным, что Илье Прусикину и его коллегам пришлось продолжать. Помимо музыки у Ильича много занятий - он актер, видеоблогер, режиссер, сценарист, криэйтор и просто популярный персонаж российской YouTube-сцены.

Есть две точки зрения. Первая, что русский YouTube - это как русский MTV конца 90-х, он делает музыкантов звездами, и именно тут люди, которые что-то говорят в камеру (тогда виджеи, сейчас видеоблогеры), становятся известны на всю страну. Вторая точка зрения - что русский YouTube превратился в говносборник. Вам какая ближе?

Ну все-таки сейчас все развивается, новые форматы появляются, да и продакшен в интернете становится лучше, чем на телевидении. Какой же это говносборник? Наоборот.

- Видеоблогинг позволяет перепрыгнуть в телевизор?

Конечно. Есть примеры - те же ребята из «Хлеба». Когда мы сделали сериал «Полицейские будни», нас всех позвали на ТНТ, и ребята остались там. Сейчас зовут всюду и очень активно. Но я не вижу смысла.

- Потому что ваш контент не для телевизора?

Всегда можно сделать и для телевизора. Но это требует много времени. Телепроект требует 2–3 месяца, в течение которых я больше ничем своим заниматься не смог бы. Но если бы предлагали очень большие деньги, об этом еще можно было бы подумать. А так… На телевидении самые простые шутки, не жесткие, вызывают реакцию «воу, воу, это нельзя». Из-за этого многие сериалы выглядят ни туда ни сюда. Можно было бы дожать, но не дожимают. Не из-за того, что там плохие люди работают, просто они в рамках. То же HBO выпускает самые крутые сериалы, потому что у них нет цензуры. Можно затрагивать любые темы. Cериал «На грани», где членов американского правительства показывают круглыми идиотами, у нас бы отвергли на этапе обсуждения идеи. Принесли бы синопсис, а нам бы сказали: «Ребята, вы дураки?»

- Как выглядит ваш рабочий график?

Он полностью забит. Сейчас мы в туре, . Возвращаешься - сразу какие-то съемки, монтаж, брифы новые. Свободного времени у нас нет вообще. Мы договорились, что на январь уезжаем отдыхать, а до этого только работаем.

До появления Little Big у Прусикина было еще по меньшей мере пять музыкальных проектов. Самый ранний из них - эмо-группа Tenkorr. Узнать Ильича в герое клипа «Верю» крайне сложно.

- Кто придумал снять клип «Everyday Iʼm Drinking», после которого вас узнали?

Его, как и все следующие клипы, снимали мы с Алиной Пязок. Работали вдвоем, но помогало очень много людей. В истории Little Big вообще много случайностей - просто снимали видос на 1 апреля. Получилось, что он выстрелил. И все стали говорить: «Может, вы группу сделаете?» Но группы все равно могло не быть, если бы нас не позвали на разогрев к Die Antwoord. Мы такие: «Воу-воу, у нас нет песен». «Но у вас есть месяц». И мы написали шесть песен, сняли клипы, они разошлись. Никто не думал, что мы будем на этих песнях зарабатывать. Так вышло.

- Вы прямо так и ставили себе задачу - снимать клюкву про Россию, которая хорошо зайдет на Западе?

Мы хотели сделать мировой вирус. Мы взяли все стереотипы о России - вы нас такими видите? Окей. Самое смешное, что люди в Европе понимают, что мы смеемся над ними. Но в России люди…

-…уверены, что вы порочите страну?

Да. … [ненормальные]! Или спрашивают: «Раз вы за Россию, то почему вы по-русски не поете?» Да потому, что мы на мир работаем. Зачем славить Россию в России? У меня есть сверхидея, я хочу, чтобы русская группа стала мировой. И я рад, что получается доказать людям, которые уверяют, что невозможно стать популярным там, потому что мы русские и никому не нужны. Русские ребята смотрят на это и понимают, что они не говно.

Вышедший в начале года «Big Dick» с его 20 миллионами просмотров - самый популярный клип Little Big. Редакцию «Афиши Daily» он тогда вдохновил на публикацию листинга самых отвратительных видео петербургского проекта.

- Дурацкий вопрос - как вы решаете, о чем будет следующая песня?

Само как-то. Например, нам говорят: «У всех есть песни, какие они крутые, почему у вас нет? Все же меряются письками». И мы не стали ходить вокруг да около, а написали песню «Big Dick». Это стеб над мировой поп-культурой.

- Что вы делали, чтобы получить концерты за границей?

К нам сами стали обращаться. Два года назад нас начали приглашать , Бельгию. Сначала у нас был букер из Франции, сейчас нами занимается немецкое агентство. С ним нас свел барабанщик Guano Apes, который очень любит Little Big. И сборы там в самом деле были выше, чем в России. Но за последний год ситуация выровнялась - в России тоже начались солд-ауты. Думаю, что это последние клипы «Big Dick» и «Hateful Love» так сработали.

У клипа «Hateful Love» очень глянцевая картинка, эмтивишная. Когда-то у таких клипов были непомерные бюджеты. Как сейчас?

Есть такой маленький секрет: главное не сколько ты потратишь денег, главное - идея. И умение ее реализовать. Умение - это самое дорогое. Мы просто научились делать все, вот эта большая команда - группа единомышленников, которые изначально просто хотели делать. А в результате объединились в большой профессиональный союз. Для других наша работа стоит дорого, для себя мы можем сделать почти бесплатно. «Big Dick» мы просто сняли дома за 3–4 дня. Мы купили фоны, и еще у нас был бюджет на камеры, свет и реквизит - не скажу, что это дорого было. Для «Hateful Love» мы сняли помещение, сами выставили циклораму, ну и все.

- Где вы учились этому?

Учился на ходу. Я по образованию вообще психолог. А вышло так, что я криэйтор, режиссер, а теперь еще и музыкант. Делать вирусы я тоже учился на практике - разбирался, что нужно делать, чтобы удивить, как искать пересечения между разными поколениями и социальными группами. Когда любишь свое занятие, учишься быстро. Наш продакшен за несколько лет стал на один уровень с телевизионным, а иногда даже выше. Считается, что там профессионалы, которые всю жизнь этому посвятили. Просто это не мы такие крутые, это они не очень мотивированные.

- Вам как музыкантам телевизор нужен?

Нет, телевизионные ротации давно ни на что не влияют. Остался только штучный продукт - вроде «Вечернего Урганта», в остальном же YouTube давно впереди.

- Вы готовы в таком случае, что цензура и прочее регулирование контента скоро придут к вам?

Было бы глупо этого не делать. Медиа всегда должны быть под контролем. Представляешь, у блогера миллион людей, которые следуют за ним?

- Почему сразу следуют? Просто смотрят.

У 14-летних лояльность почти стопроцентная. Что бы популярный блогер ни сказал, все принимают за чистую монету. И представь, что он начинает нацизм пропагандировать. Я считаю, что цензуры как таковой быть не должно, но контроль обязан быть.

- Какие книги или фильмы, с вашей точки зрения, точнее всего объясняют нашу страну?

Я не видел таких.

- Может быть, «Брат»?

Не думаю, что он отражает русских. Его главный герой - недалекий гопник. Да, есть такие, но есть и другие.

- Вы много обыгрывали стереотипы о России…

У нас всего несколько таких клипов.

- Нет, все-таки их было достаточно много, плюс шоу с Томми Кэшем про русских в Америке - вы на эту педаль . Нужно ли было для этого как-то специально изучать страну, ее людей?

В Европе мы встретили выходцев из России, они внуки русских эмигрантов, называют себя русскими. Я говорю: «Нет, ты не русский. Русский - это состояние души». Происхождение не так важно, у меня польско-еврейские корни. Нужно родиться здесь и прожить лет 20–30, чтобы понять весь этот … [бардак]. Когда ты в … [бардаке] живешь всю жизнь, но адаптируешься к нему - и в принципе тебя все устраивает. Вот это русский.

Группа «Little Big» – самое яркое и неординарное явление на современной российской музыкальной сцене. Мощная рейв-энергетика в творчестве Little Big подкрепляется тщательно продуманным имиджем участников, сатиричными текстами с «клюквой» (прим.редакции) и отсылками к массовой культуре, а каждый клип группы – шедевр, заслуживающий отдельного внимания. Хотя ей долго пришлось открещиваться от ярлыка «русских „Die Antwoord“», коллектив все же доказал свою самобытность.

Своим успехом коллектив во многом обязан фронтмену и идейному вдохновителю Илье Прусикину, более известному в интернет-пространстве как Ильич, который был признан самым влиятельным персонажем русского YouTube по итогам 2016 года. «Более отбитых, чем мы, не бывает», – так характеризует свое детище музыкант.

История создания группы

Основатель «Little Big» Илья Прусикин с раннего детства отличался незаурядными творческими способностями, окончил музыкальную школу по классу фортепьяно, а в подростковом возрасте увлекся роком. С шестнадцати лет он выступал в различных группах и перепробовал массу музыкальных стилей, в том числе был фронтменом эмо-группы Tenkorr. После школы Илья поступил учиться на психолога, что помогло ему освоить механизмы влияния медиа на массовое сознание и вникнуть во все тонкости рекламного бизнеса. Параллельно он снимал видеоклипы и сотрудничал с видеоблогерами, а вскоре и сам запустил несколько оригинальных и весьма успешных проектов в YouTube.


Идея создания группы «Little Big» родилась спонтанно, после неожиданного успеха клипа на песню «Everyday I"m Drinking», который Ильич снимал совместно с Алиной Пязок, его верным партнером по YouTube-проектам. Ролик был снят на высшем уровне и высмеивал стереотипы и России, но при этом показывал и жизнь в России без прикрас, с алкоголизмом, нищетой, гопниками и унылыми комнатами в коммуналках.

Little Big – Everyday I"m Drinking

На таком контрасте ролик получил вирусный эффект (за первый день его посмотрели более ста тысяч человек, что стало лучшим показателем за 2013 год), и хотя группы как таковой еще не было, Ильичу предложили выступить на разогреве у южноафриканской zef-группы «Die Antwoord» в петербургском клубе A2. Всего за месяц до концерта участники новоиспеченного коллектива написали шесть песен, которые с восторгом были встречены питерской публикой.


Словом, 1 апреля 2013 года (дата выхода клипа) стало официальным днем рождения нового музыкального коллектива. В его состав, помимо Ильича, вошли Сергей Макаров, он же бас-гитарист группы «Джейн Эйр» Gokk, фронтмен Jane Air Антон Лиссов (именно он носит маску Злого Клоуна) и две миниатюрные девушки Анна Каст и Олимпия Ивлева, которые своим ростом «спровоцировали» название коллектива. Вскоре из-за творческих разногласий коллектив покинула Анна, ее место заняла Софья Таюрская.


Основные этапы творчества

На все новые треки были сняты видеоклипы, которые не уступали по эпатажу и креативности «Everyday I"m Drinking». Сценарии роликов придумывал Ильич, а режиссером по-прежнему выступала Алина Пязок. Благодаря этому каждый новый клип коллектива становился эпатажным арт-объектом, вызывавшим широкий спектр эмоций у поклонников. Ради этого участники группы были готовы на любую выходку, как например, поедание опарышей в клипе на песню «Life in Da Trash», который стал одним из самых дорогих в русском сегменте YouTube.

Little Big – Life in da trash

Через год «Little Big» выпустили дебютный альбом «With Russia From Love», который вызвал бурную и весьма неоднозначную реакцию публики, впрочем, как и все остальное творчество коллектива.


Благодаря широкой популярности англоязычных клипов на YouTube группа стала желанным гостем за рубежом и вскоре отправилась в международный гастрольный тур. Их творчество особенно пришлось по душе жителям Франции и Голландии, где музыкантов неизменно ждал теплый прием. «Little Big» стали постоянными участниками престижных европейских музыкальных фестивалей, где выступали на одной сцене с такими мировыми знаменитостями, как Snoop Dogg и Skrillex .


В 2015 свет увидел второй альбом группы «Funeral Rave» (похоронный рэйв), который насторожил своим названием поклонников коллектива. Многие посчитали, что таким образом музыканты намекают на завершение творческой деятельности, однако Ильич быстро развеял эти предположения. Он сообщил, что так их музыкальный стиль окрестили в зарубежной прессе, а в ближайших планах группы «прокачать» весь мир и заставить говорить о себе во всех уголках планеты.


Два весьма экстравагантных клипа на песни из этого альбома были отмечены на Berlin Music Video Awards: иронизирующий над современной поп-культурой ролик на песню «Big Dick», отличающийся гипертрофированным сексуальным подтекстом, и «Give Me Your Money», который можно было охарактеризовать одной фразой – «сельское лакшери». Следом вышел яркий клип «Hateful love», в съемках которого приняла участие фотограф и модель

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры