История жизни. Жорж Сименон: биография и творчестве писателя Сименон лучшие произведения

Главная / Бывшие

Годы жизни: с 13.02.1903 по 04.09.1989

Французский писатель бельгийского происхождения, один из самых известных представителей детективного жанра. Славу Сименону принесли произведения о полицейском комиссаре Мегрэ.

Родился в небогатой семье служащего страховой компании и продавщицы. После начальной школы родители устроили Сименона в Иезуитский колледж, однако закончить образование писателю не удалось. Шла Первая мировая война, материальное положение семьи стало катастрофическим и 15-ти летний Жорж покинул колледж не сдав выпускных экзаменов. Какое-то время Сименон работал продавцом в книжной лавке, а затем устроился в репортером в газету. Молодой человек показал себя с хорошей стороны очень быстро ему доверили вести собственный юмористический раздел, в котором он и печатает свой первый рассказ. В 1919-1920 годах Сименон написал и первую свою крупную работу 96-ти страничную повесть "На мосту Стрелков". В 1921 году умер отец писателя, а через год (после службы в армии) Сименон без гороша в кармане отправляется в Париж. Первое время в Париже писатель сильно нуждался, но постепенно положение наладилось - он нашел место переписчика, затем секретаря.

В 1923 году Сименон женился на своей давней знакомой - художнице Регине Раншон. Тогда же несколько его рассказов были напечатаны в парижских газетах и окрыленный успехом Сименон начинает работать с невероятной энергией. Писатель составил себе "график", исходя из своей потребности в деньгах, и неуклонно ему следовал, выпуская книгу за книгой под различными псевдонимами. За счет огромного количества публикаций Сименон стал довольно неплохо зарабатывать, и это позволило ему осуществить свою давнюю мечту - приобрести корабль. В 1929 году, пока его парусник ремонтировался в голландском порту Делфзейле, Жорж Сименон написал роман "Питер-Латыш", в котором впервые "появился на свет" комиссар Мегрэ. Успех этого и последующих романов серии (а они были написаны очень быстро) привел к тому, что Мегрэ сделался постоянным героем книг Сименона. 30-е годы, особенно вторая их половина, были для Сименона до предела насыщены творчеством. Он много пишет и публикует. Менее чем за десять лет Жорж Сименон опубликует (помимо указанного цикла "Мегрэ", а это 2-3 книги в год) более 30 социально-психологических (как он сам их называл "трудных") романов, которые он всегда считал основными в своём творчестве. Вторую мировую войну писатель провел во Франции, не прекращая работать. После войны Сименон начал много путешествовать. К тому времени он уже разошёлся с первой женой, а в США женился вторично, на 25-летней Дениз, канадке по национальности (Жоржу Сименону было тогда 42 года). В 1952 году Сименон становится членом Королевской академии Бельгии. В июле 1955 Жорж переезжает в Швейцарию, поселившись в Эшандане, неподалеку от Лозанны, где он и прожил до самой смерти. Период напряженной работы продолжается вплоть до 1972 года, когда писатель безо всяких видимых причин объявляет, что больше не будет писать романов. Однако Сименон не отказывается от писательства вообще - с 1972 по 1989 год выходят многочисленные книги его мемуаров: одна лишь серия "Я диктую" содержит 21 том! Писатель скончался в Лозанне 4 сентября 1989 г.

В своих мемуарах Сименон писал, что имел сексуальные контакты с десятью тысячами женщин (из которых 8 тысяч - проститутки). Исследователи жизни и творчества писателя подсчитали всех женщин, чья мимолетная или долгая связь с мастером детективного жанра была доказана. Получилось не 10 тысяч, но тоже немало - список включает около полутора тысяч имен.

Сименон писал свои книги с огромной скоростью, первый роман из «цикла Мегрэ» был создан всего за шесть дней. Биографы подсчитали, что в день писатель был способен "выдать" до 80 машинописных страниц. Однажды Сименон предложил написать роман за три дня на глазах публики, сидя в стеклянной клетке. По каким-то причинам перформанс не состоялся. Рассказывают такую историю, когда Сименону позвонил Альфред Хичкок, секретарь ответила, что писатель просит не отрывать его от работы. Тогда режиссер, зная, как быстро он работает, сказал: "Я не буду класть трубку и подожду, когда он поставит последнюю точку".

В 1966 в голландском городке Делфзейле, где в первом романе цикла "родился" комиссар Мегрэ, был поставлен памятник этому литературному герою, с официальным вручением Жоржу Сименону свидетельства о "рождении" прославленного Мегрэ, где значилось следующее: "Мегрэ Жюль, родился в Делфзейле 20 февраля 1929 года.... в возрасте 44-х лет... Отец - Жорж Сименон, мать неизвестна...".

Библиография

Составить полную библиографию Сименона - дело практически безнадежное. По различным источникам, только под своим именем он выпустил около 200 романов (из них около 80 посвящены комиссару Мегрэ) и примерно столько же под псевдонимами (которых у него было более 10-ти). Изданное несколько лет назад во Франции собрание сочинений Жоржа Сименона состоит из 72-х томов.

Петерс-латыш (1931)
(1931)
(1931)
Висельник из Сен-Фольена (1931)
(1931)
(1931)
Тайна перекрестка "Трех вдов" (1931)
Преступление в Голландии (1931)
Кабачок ньюфаундлендцев (1931)
Танцовщица "Веселой мельницы" (1931)
(1932)
Тень на шторе (1932)
(1932)
У фламандцев (1932)
(1932)
(1932)
Бар "Либерти" (1932)
Шлюз №1 (1933)
Мегре возвращается (1934)
Баржа с двумя повешеными (1936)
Драма на бульваре Бомарше (1936)
Открытое окно (1936)
Господин Понедельник (1936)
Жомон, остановка 51 минуту (1936)
Смертная казнь (1936)
Капли стеарина (1936)
Улица Пигаль (1936)
Ошибка Мегрэ (1937)
Приют утопленников (1938)
Стан - убийца (1938)
Северная звезда (1938)
Буря над Ла-Маншем (1938)
Госпожа Берта и ее любовник (1938)
Нотариус из Шатонефа (1938)
Небывалый господин Оуэн (1938)
Игроки из Гран-Кафе (1938)
Поклонник мадам Мегрэ (1939)
Дама из Байе (1939)
(1942)
(1942)
Сесиль умерла (1942)
Подпись "Пикпюс" (1944)
А Фелиси-то здесь! (1944)
(1944)
(1947)
(1947)
(1947)
(1947)
Показания мальчика из церковного хора (1947)
Самый упрямый клиент в мире (1947)
Мегрэ и инспектор недотепа (1947)
Отпуск Мегре (1948)
(1948)
(1949)
(1949)
(1949)
(1949)
(1950)
Семь крестиков в записной книжке инспектора Лекера (1950)
Человек на улице (1950)
Торги при свечах (1950)
Рождество Мегрэ (1951)
(1951)
(1951)
Мегрэ в меблированных комнатах (1951)
(1951)
(1952)
(1952)
(1953)
(1953)
(1953)
(1954)
(1954)
(1954)
Мегре ищет голову (1955)
Мегрэ расставляет ловушку (1955)

Жорж Сименон – признанный мастер детективного жанра в литературе. Создатель был невероятно плодотворен и издавал произведения под своим именем и под 16 псевдонимами. Его перу принадлежат более 400 книг, переведенных на языки мирового значения.

Детство и юность

Жорж Жозеф Кристиан Сименон родился 13 февраля 1903 года в маленьком бельгийском городке Льеж. Его отец работал специалистом страховой компании. В семье чтили религию, поэтому юный Жорж регулярно посещал церковные службы. С возрастом личные приоритеты стали преобладать: писатель относился к религии все более холодно. Но в далеком детстве мать лелеяла надежды, что сын посвятит жизнь служению Богу. Никто не мог предположить, с чем на самом деле будет связана биография Сименона.

Знакомство с классической литературой произошло благодаря квартирантам из России. Студенты снимали комнаты в пансионе, где жили Сименоны. Они и помогли юноше узнать глубину и богатство многих произведений. Поначалу Жорж не планировал заниматься литературой и уделял внимание журналистике.

Образование Сименон получил в Иезуитском колледже. Болезнь отца заставила будущего писателя покинуть стены учебного заведения и вернуться домой. Первая мировая война и семейные трудности создали материальные проблемы, поэтому Жорж брался за любую работу. В 15 лет он пробовал работать в кондитерской и книжной лавке, а в 1919 устроился в льежскую газету. Там он трудился репортером в отделе происшествий. Юноша также посещал кружок анархистов. Многие эпизоды из этого периода жизни нашли отражение в произведениях автора.


Сименон отслужил положенный срок в армии и переехал в Париж сразу после кончины отца. Большой город предлагал заманчивые перспективы. Но редакции столичных газет не распахнули двери перед провинциалом. Спустя год Сименону удалось заручиться доверием писательницы и литературного редактора издания «Матен» Габриэль Колет. Наставница дала Жоржу шанс, и он стал отправной точкой для 6-летнего сотрудничества с газетой.

В 1924 году писатель выпустил дебютное произведение «Роман машинистки», опубликованное под псевдонимом. Начало серьезной литературной деятельности Сименона положили путешествия. С 1928 по 1935 годы он посетил города Бельгии, Франции и Голландии, черпая вдохновение для произведений.

Литература

Известнейшим персонажем, созданным Жоржем Сименоном, стал комиссар Мегрэ. Публика познакомилась с ним благодаря роману «Питер Латыш», написанному в Делфзейле. Это произведение вместе с романами «Цена головы», «Господин Галле скончался» и «Коновод с баржи “Провидение”» Сименон передал издательству «Файар» для публикации под собственной фамилией.


Жорж Сименон разделял «настоящую литературу» и развлекательную. Сочинения легкого жанра он предпочитал издавать под псевдонимами, считая некоторые свои произведения второсортными, помогающими «набить руку».

Писатель имел желание жить полной жизнью. Путешествия в Африку, Восточную Европу, по Средиземноморским странам обогатили его опыт, а предпринятое в 1935 году кругосветное путешествие серьезно пополнило багаж знаний и запасы фантазии.


Во время поездки родились произведения: «Час негра», «Европа в 1933 году», «Дом на канале», «Банановый турист» и другие. К этому моменту писатель выпустил 18 книг о комиссаре Мегрэ и решил начать работу над произведениями, которые мог бы отнести к «настоящей литературе». Завершив сотрудничество с издательством «Файар», Сименон начал взаимодействие с «Галлимаром». Оно выпустило романы «Семья Питар», «Неизвестные в доме», «Вдова Кудерк».

Материал для книг Сименон черпал из внешней среды, подмечая детали происходящего вокруг него. В 1930-е годы писатель, уже снискав симпатии публики, участвовал в расследовании преступлений, сотрудничая с полицией. Цикл коротких рассказов под названием «Срочная полицейская помощь, или Новые парижские тайны» напечатала в 1937 году газета «Пари суар». В 1942-м к читателям вернулся комиссар Мегрэ.


Литературоведы выделяют в творчестве и библиографии Сименона два направления: книги о Мегрэ и романы, которые сам автор именовал «трудными». В 1950 году он написал «Записки Мегрэ», рассказав историю создания персонажа. В молодости писателю хотелось создать образ защитника, который готов прийти на помощь простым людям, знал о них все и готов был дать совет. Таким оказался Жюль Мегрэ.

Из-за обвинений в сотрудничестве с фашистами, выдвигаемых после Второй мировой войны, в 1945-м Сименон покинул Францию и перебрался в США. Впечатления от жизни в новой стране он осветил в романах «Трехкомнатная квартира с видом на Манхэттен», «Потерявшаяся кобыла», «Дно бутылки».


В 1955 году Сименон вернулся в родную Европу и обосновался в Швейцарии. Он продолжал творить, выпуская книги о комиссаре Мегрэ и романы вроде «Поезд» и «Маленький святой».

В 1973 году писатель оставил литературную деятельность в качестве романиста. Он обратился к написанию автобиографии. Этот жанр интересовал Сименона и раньше. Из-под его пера вышли произведения «Происхождение», «Письмо к моей матери», «Я диктую». После самоубийства дочери автор опубликовал «Воспоминания о сокровенном».

Личная жизнь

Жорж Сименон имел необычайный успех у женщин. Писатель трижды был женат, а череде любовниц позавидует не один ловелас. Сименон утверждал в последних мемуарах, что имел роман с огромным числом женщин.


Первой супругой писателя стала художница Регина Раншон, или Тижи, родившая ему сына Марка. Писатель изменял жене с воспитательницей собственного ребенка. Девушка была на 17 лет моложе Сименона. После развода с Тижи он женился на предмете своей страсти, гувернантке Дениз Уимс. Женщина родила дочь Мари-Жо и двух сыновей, Жана и Пьера.


Сименон был одержим изменами, а Уимс не могла простить этого. На фоне разрушения семьи женщина запила, и у нее диагностировали психическое расстройство. Супруг продолжал предаваться плотским утехам с горничной. Расставание было предрешено и в этот раз, но официальным разводом не завершилось. С третьей женой, Терезой, той самой горничной, Сименон жил в гражданском браке. Девушка была на 23 года моложе мужа.


В отместку за сломанную семейную жизнь Дениз Сименон в 1978 году издала книгу о буднях, прожитых с известным писателем. Откровения встретили с небывалым ажиотажем. Шумиха и недвусмысленные высказывания матери довели до самоубийства дочь Сименонов, беззаветно любившую отца. Мари-Жо застрелилась в своей квартире на Елисейских полях. Ей было 25 лет.

Смерть

Легенда детективного жанра Жорж Сименон скончался 4 сентября 1989 года в Лозанне. Причины смерти оказались естественны для его возраста: писателю шел 87 год. До последнего дня Сименон следил за происходящим в мире и давал интервью.


Наследникам писатель оставил огромное состояние, исчисляемое сотнями миллионов долларов. Вторая жена, Дениз, получила большую часть денег, а Терезе достался дом в Лозанне. Наследство поделили и среди сыновей Сименона: Марка, ставшего кинорежиссером, продюсера Жана и Пьера, который на тот момент был студентом.

  • С 19 до 28 лет Жорж Сименон написал 181 роман, 1075 рассказов для взрослой публики и 150 – для детей. С 1929 по 1933 годы выпущено 19 книг о Жюле Мегрэ.
  • Первый роман о Мегрэ Сименон написал за 6 дней, а последующие 5 всего за месяц. Всего существуют 80 произведений, в которых фигурирует этот персонаж. Комиссар Мегрэ имеет свидетельство о рождении, выданное бургомистром города Делфзейл. По нему мужчина родился в 1929 году, а его отцом является Жорж Сименон.
  • В 1952 году Сименона избрали членом Бельгийской академии наук.

  • У писателя было порядка 16 псевдонимов. Среди них: Гом Гют, Люк Дорсан, Кристиан Брюлль, Гастон Виали, Жан дю Перри, Жорж-Мартен Жорж и Жан Дорсаж.
  • За чрезвычайную литературную плодовитость братья по перу шутливо звали Сименона «Ситроен от литературы».
  • Экранизация романов о комиссаре Мегрэ пользуется популярностью среди любителей детективов. Фильмы «Свободное падение», «Незнакомец в доме», «Плюшевый мишка», «Бетти» также сняты по произведениям Сименона. Сегодня фото и цитаты писателя красуются во всех учебниках по литературе ХХ века.

Цитаты

«Человек читает, чтобы встретить себя в героях книги».
«Существует только одна мораль – та, с помощью которой сильные порабощают слабых».
«Каждый смертный считает себя исключительным и не желает равняться с обыкновенными смертными».
«Библия - жестокая книга. Может быть, самая жестокая, которая когда-либо была написана».

Библиография

  • 1931 - «Петерс-латыш»
  • 1931 - «Желтый пес»
  • 1932 - «Порт туманов»
  • 1936 - «Баржа с двумя повешенными»
  • 1936 - «Приют утопленников»
  • 1938 - «Буря над Ла-Маншем»
  • 1942 - «В подвалах отеля «Мажестик»
  • 1947 - «Трубка Мегрэ»
  • 1948 - «Грязь на снегу»
  • 1949 - «Четыре дня бедного человека»
  • 1950 - «Семь крестиков в записной книжке инспектора Лекера»
  • 1953 - «Мегрэ ошибается»
  • 1957 - «Сын»
  • 1972 - «Мегрэ и господин Шарль»
  • 1978 - «Воспоминания о сокровенном»
  • 1984 - «Я диктую»

Жорж Сименон - очень известный писатель, который прославился своими произведениями в жанре детектива. Писатель много творил под различными псевдонимами.

Биография писателя

Жорж Сименон родился 1903 года в бельгийском городе Льеже.

Отец писателя был простым служащим в страховой компании. Семья, в которой рос юный писатель, была очень религиозной, поэтому мальчик с раннего детства еженедельно посещал церковь. С годами Жорж Сименон утратил веру в Бога и перестал хоть в церковь вовсе. Мать надеялась, что юноша свяжет свою жизнь с церковной службой, однако судьба распорядилась совсем иначе.

В жизни писателя произошло очень много событий, которые предрешили его судьбу и навсегда вытолкнули его на литературное поприще.

Выбор жизненного пути

В том пансионе, где жила семья, многие комнаты сдавались студентам. Среди этих студентов было очень много русских. Именно русские студенты познакомили Жоржа Сименона с литературой, показав ему богатство русской классики. Представленные литературные шедевры очень заинтересовали мальчика. Именно это и определило судьбу писателя.

Шаг к развитию

Жорж Сименон никогда не думал о том, чтобы всерьез связать свою жизнь с литературной деятельностью. Будучи еще молодым парнем, Жорж выбрал для себя журналистику. При этом особого интереса к газетам и журналам Жорж Сименон не питал. Всю свою будущую карьеру журналиста Сименон представлял так, как это описывал Гастон Леру: знаменитый писатель в жанре детектива.

Внезапные обстоятельства

Когда Сименон был еще студентом, из дома пришло известие о серьезной болезни отца. Жоржу пришлось оставить образование. Он прошел обязательную службу в армии, после чего отправился в Париж. Отец писателя скончался, и юноша надеялся начать новую жизнь в большом городе.

Первые шаги в творчестве

Некоторое время, обустраиваясь в Париже, Сименон работал в различных газетных издательствах, где писал небольшие обзоры и статьи. В это время Жорж сильно увлекся литературой. Он много читал и развивался в культурной сфере.

Однажды Сименон пришел к мысли, что мог бы и сам написать роман, который не был бы хуже тех, что он читает. Именно это решение подтолкнуло Жоржа к написанию собственных романов, первым из которых стал «Роман машинистки». Это была первая книга Жоржа Сименона. После издания этого произведения писатель создал более трехсот романов.

Дальнейшее творчество

После того как книга возымела успех, писатель стал и дальше творить. Детективы Жоржа Сименона долгое время оставались в тени. Это было удивительно: уже многие годы писатель был женат на известной художнице, которая поднялась с самого низа карьерной лестницы. Когда у жены Сименона появились успехи в качестве художницы, он в шутку говорил, что вместе они будут знамениты на весь мир. Но время шло, а карьерного успеха добивалась только жена Жоржа.

На сегодняшний день насчитывает 425 романов, написанных рукой Жоржа Сименона. Самым известным романом писателя стал детектив «Комиссар Мегрэ». Читатели любят его и сегодня.

Комиссар Мегрэ

В 1929 году в свет вышел легендарный детективный роман Сименона «Петерс Латыш», который рассказывал о жизни полицейского Мегрэ. В центре сюжета два мальчика-близнеца. Один из мальчиков всегда и во всем превосходил другого. Несмотря на то что в детстве этот юноша был очень умным, а в школе отличался своей прекрасной успеваемостью, с годами он показал себя в качестве опытного и толкового мошенника. Год за годом он добивался новых высот, и однажды он достиг своего апогея - ему удалось сосредоточить в своих руках власть над всеми сильными бандитскими группировками.

Второй же брат в это время мечтал стать известным драматургом, и терпел постоянные унижения от своего близнеца, но однажды решился изменить судьбу, выдав себя за удачливого брата. Вероятно, афера выдалась бы успешной, если б не своевременное вмешательство комиссара Мегрэ.

(1903-02-13 ) […]

Жорж Жозеф Кристиан Сименон (фр. Georges Joseph Christian Simenon , 13 февраля 1903, Льеж , Бельгия - 4 сентября 1989, Лозанна , Швейцария) - бельгийский писатель , один из самых знаменитых в мире представителей детективного жанра в литературе. На его счету 425 книг, среди которых около 200 бульварных романов под 16 псевдонимами, 220 романов под настоящим именем и трёхтомная автобиография . Наиболее известен серией детективов о полицейском комиссаре Мегрэ .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Многие произведения из цикла романов о комиссаре Мегрэ были экранизированы. Один из самых знаменитых образов Мегрэ создан французским актёром Жаном Габеном (фр. Jean Gabin ). В российском кино Мегрэ в разные годы играли Борис Тенин , Владимир Самойлов и Армен Джигарханян .

    Сименон и Вторая мировая война

    Поведение писателя во время Второй мировой войны было неоднозначным, его даже причисляли к коллаборационистам (в частности, речь шла о немецких фильмах по книгам Сименона). На самом деле степень его вовлечения в политику была минимальной. Тем не менее в течение 5 лет после войны для него был наложен запрет на издательскую деятельность. По другим источникам, Сименон сразу после прихода Гитлера к власти сам наложил запрет на издание своих книг в нацистской Германии . В годы войны он помогал бельгийским беженцам, которым грозил угон в Германию. В его доме скрывались английские парашютисты. Сименон покидает Париж и переезжает в Северную Америку. Жил в Квебеке, Флориде, Аризоне. Страдания людей в годы войны и оккупации Сименон описал в своих романах «Клан остендцев» (1946), «Грязь на снегу» (1948) и «Поезд» (1951).

    В 1952 году Ж. Сименон становится членом Королевской академии Бельгии. В 1955-м возвращается во Францию (Канн) со второй женой Дениз Оме. Вскоре переезжает в Лозанну (Швейцария).

    Романы Сименона - это не только детективные повести о комиссаре Мегрэ. Главными своими произведениями он считал «психологические», или, как их называл Сименон, «трудные» романы, такие как «Поезд», «Грязь на снегу», «Поезд из Венеции», «Президент». В них с особой силой проявлялась сложность мира, человеческих взаимоотношений, психологизм жизни. В конце 1972 года Сименон принял решение не писать больше романов, оставив незаконченным очередной роман «Оскар». В последние годы жизни Сименон написал ряд автобиографических работ, таких как «Я диктую», «Письмо к моей матери», «Простые люди», «Ветер с севера, ветер с юга». В автобиографической книге «Интимные дневники» (фр. Mémoires intimes , 1981) Сименон рассказывает о семейной трагедии - самоубийстве своей дочери Мари-Жо в 1978 году, и о своей версии событий, приведших к её гибели.

    Личная жизнь

    Сименон был женат два раза. Первая жена писателя - художница Тижи - после шестнадцати лет семейной жизни родила ему сына Марка . Однако их совместная жизнь не сложилась. Второй женой писателя стала Дениз Ойме, у них родилось трое детей - два сына, Жан и Пьер, и дочь Мари-Жо, которая покончила с собой в возрасте 25 лет.

    С Дениз Сименон также расстался, однако она так и не дала ему развода. С Терезой Сберелен, которая сначала работала у него домработницей, он прожил до конца жизни в фактическом браке. По словам Сименона, именно она сыграла самую важную роль в его жизни - «позволила мне познать любовь и сделала меня счастливым ».

    Произведения Сименона переведены на все основные языки мира. Писатель скончался в Лозанне 4 сентября 1989 года .

    Псевдонимы Ж. Сименона

    В разные годы своей творческой деятельности Сименон писал под несколькими псевдонимами.

    Один из самых знаменитых в мире представителей детективного жанра в литературе. На его счету 425 книг, среди которых около 200 бульварных романов под 16 псевдонимами, 220 романов под настоящим именем и трехтомная автобиография . Наиболее известен серией детективов о полицейском комиссаре Мегрэ .

    Биография

    Многие произведения из цикла романов о комиссаре Мегрэ были экранизированы. Один из самых знаменитых образов Мегрэ создан французским актёром Жаном Габеном (фр. Jean Gabin ). В российском кино Мегрэ в разные годы играли Борис Тенин , Владимир Самойлов и Армен Джигарханян .

    Сименон и Вторая мировая война

    Поведение писателя во время Второй мировой войны было неоднозначным, его даже причисляли к коллаборационистам (в частности, речь шла о немецких фильмах по книгам Сименона). На самом деле степень его вовлечения в политику была минимальной. Тем не менее в течение 5 лет после войны для него был наложен запрет на издательскую деятельность. По другим источникам, Сименон сразу после прихода Гитлера к власти сам наложил запрет на издание своих книг в нацистской Германии . В годы войны он помогал бельгийским беженцам, которым грозил угон в Германию. В его доме скрывались английские парашютисты. Сименон покидает Париж и переезжает в Северную Америку. Жил в Квебеке, Флориде, Аризоне. Страдания людей в годы войны и оккупации Сименон описал в своих романах «Клан остендцев» (1946), «Грязь на снегу» (1948) и «Поезд» (1951).

    В 1952 году Ж. Сименон становится членом Королевской академии Бельгии. В 1955-м возвращается во Францию (Канн) со второй женой Дениз Оме. Вскоре переезжает в Лозанну (Швейцария).

    Романы Сименона - это не только детективные повести о комиссаре Мегрэ. Главными своими произведениями он считал «психологические», или, как их называл Сименон, «трудные» романы, такие как «Поезд», «Грязь на снегу», «Поезд из Венеции», «Президент». В них с особой силой проявлялась сложность мира, человеческих взаимоотношений, психологизм жизни. В конце 1972 года Сименон принял решение не писать больше романов, оставив незаконченным очередной роман «Оскар». В последние годы жизни Сименон написал ряд автобиографических работ, таких как «Я диктую», «Письмо к моей матери», «Простые люди», «Ветер с севера, ветер с юга». В автобиографической книге «Интимные дневники» (фр. Mémoires intimes , 1981) Сименон рассказывает о семейной трагедии - самоубийстве своей дочери Мари-Жо в 1978 году, и о своей версии событий, приведших к её гибели.

    Личная жизнь

    Сименон был женат два раза. Первая жена писателя - художница Тижи - после шестнадцати лет семейной жизни родила ему сына Марка . Однако их совместная жизнь не сложилась. Второй женой писателя стала Дениз Ойме, у них родилось трое детей - два сына, Жан и Пьер, и дочь Мари-Жо, которая покончила с собой в возрасте 25 лет.

    С Дениз Сименон также расстался, однако она так и не дала ему развода. С Терезой Сберелен, которая сначала работала у него домработницей, он прожил до конца жизни в фактическом браке. По словам Сименона, именно она сыграла самую важную роль в его жизни - «позволила мне познать любовь и сделала меня счастливым ».

    Произведения Сименона переведены на все основные языки мира. Писатель скончался в Лозанне 4 сентября 1989 года .

    Псевдонимы Ж. Сименона

    В разные годы своей творческой деятельности Сименон писал под несколькими псевдонимами:

    • Ж. Сим (фр. G. Sim )
    • Жорж Сим (фр. Georges Sim )
    • Жак Дерсон (фр. Jacques Dersonne )
    • Жан Дорсаж (фр. Jean Dorsage )
    • Жорж-Мартэн Жорж (фр. Georges-Martin Georges )
    • Жан дю Пэрри (фр. Jean du Perry )
    • Гастон Виали (фр. Gaston Vialis )
    • Кристиан Брюлль (фр. Christian Brulls )
    • Люк Дорсан (фр. Luc Dorsan )
    • Гом Гют (фр. Gom Gut )

    Признание

    В Льеже открыт дом-музей имени Сименона в доме, где он проживал до 19 лет. Изображен на бельгийской почтовой марке 1994 года.

    Издания

    • Œuvres completes. Romans et nouvelles, éd. par G. Sigaux, v. 1-40, ;
    • Œuvres completes, ;
    • Quand j"étais vieux, , P., : в рус. пер. -
    • Жёлтый пес…, [Романы], М., 1960, 1961;
    • Неизвестные в доме. Повести и рассказы, М., 1966;
    • Трубка Мегрэ. М., Правда, 1966
    • Первое дело Мегрэ…, М., 1968 (Библиотека приключений. т. 12).
    • Инспектор Кадавр. Л., 1974
    • И всё-таки орешник зеленеет. М., «Прогресс», 1975. - 640 с.
    • Мегрэ сердится. М., 1975, 1978
    • Романы. Л., 1978
    • И всё-таки орешник зеленеет. Кишинев, 1978
    • Трубка Мегрэ М., 1981.
    • Признания Мегрэ. М., Правда, 1982. - 576 с., 3 000 000 экз.
    • Мегрэ и бродяга. Алма-Ата, 1982
    • Свидетели. М., 1983
    • До самой сути. Л., 1983
    • Мегрэ и бродяга. Рига, 1983
    • Я диктую. М., 1984
    • До самой сути. Рига, 1985
    • Пассажир «Полярной линии». Л., 1985
    • Часовщик из Эвертона. Л., 1986
    • В схватке с судьбой. Л., 1988
    • Новые парижские тайны. М., 1988
    • Покойный мсье Галле. Рига, 1988
    • Тюрьма. Порт туманов. М., ДЭМ, 1988
    • Человек из Лондона. Хабаровск, 1988
    • До самой сути. Кишинев, 1988
    • Мой друг Мегрэ. Одесса, 1989
    • Неизвестные в доме. Кишинев, 1989
    • Неизвестные в доме. Минск, 1989
    • Серия «Неизвестный Сименон» (М., Текст , 2004-2007.):
      • Постоялец. 2004.
      • Голубая комната. 2004.
      • Похороны мсье Буве. 2007.
      • Косоглазая Мари. 2007.
      • Вдова Кудер. 2007.

    Напишите отзыв о статье "Сименон, Жорж"

    Литература

    • Модестова Н. А. Комиссар Мегрэ и его : Издательство КГУ , 1973. - 179 с.
      • 2-е изд., доп. - К .: Издательство КГУ , 1990. - 242 с.
    • Шрайбер Э. Л. Ж. Сименон и его «трудные» романы // Нева. - 1968. - № 10.
    • Шрайбер Э. Л. Жорж Сименон: Жизнь и творчество. - Л. : Издательство ЛГУ , 1977. - 328 с.
    • Lacassin F., Sigaux G., Simenon, P., 1973;
    • Menguv C., Ribliographie des éditions originales de Georges Simenon…, , 1967.

    Примечания

    Ссылки

    Отрывок, характеризующий Сименон, Жорж

    – Так, так, – проговорил Багратион, что то соображая, и мимо передков проехал к крайнему орудию.
    В то время как он подъезжал, из орудия этого, оглушая его и свиту, зазвенел выстрел, и в дыму, вдруг окружившем орудие, видны были артиллеристы, подхватившие пушку и, торопливо напрягаясь, накатывавшие ее на прежнее место. Широкоплечий, огромный солдат 1 й с банником, широко расставив ноги, отскочил к колесу. 2 й трясущейся рукой клал заряд в дуло. Небольшой сутуловатый человек, офицер Тушин, спотыкнувшись на хобот, выбежал вперед, не замечая генерала и выглядывая из под маленькой ручки.
    – Еще две линии прибавь, как раз так будет, – закричал он тоненьким голоском, которому он старался придать молодцоватость, не шедшую к его фигуре. – Второе! – пропищал он. – Круши, Медведев!
    Багратион окликнул офицера, и Тушин, робким и неловким движением, совсем не так, как салютуют военные, а так, как благословляют священники, приложив три пальца к козырьку, подошел к генералу. Хотя орудия Тушина были назначены для того, чтоб обстреливать лощину, он стрелял брандскугелями по видневшейся впереди деревне Шенграбен, перед которой выдвигались большие массы французов.
    Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять, и он, посоветовавшись с своим фельдфебелем Захарченком, к которому имел большое уважение, решил, что хорошо было бы зажечь деревню. «Хорошо!» сказал Багратион на доклад офицера и стал оглядывать всё открывавшееся перед ним поле сражения, как бы что то соображая. С правой стороны ближе всего подошли французы. Пониже высоты, на которой стоял Киевский полк, в лощине речки слышалась хватающая за душу перекатная трескотня ружей, и гораздо правее, за драгунами, свитский офицер указывал князю на обходившую наш фланг колонну французов. Налево горизонт ограничивался близким лесом. Князь Багратион приказал двум баталионам из центра итти на подкрепление направо. Свитский офицер осмелился заметить князю, что по уходе этих баталионов орудия останутся без прикрытия. Князь Багратион обернулся к свитскому офицеру и тусклыми глазами посмотрел на него молча. Князю Андрею казалось, что замечание свитского офицера было справедливо и что действительно сказать было нечего. Но в это время прискакал адъютант от полкового командира, бывшего в лощине, с известием, что огромные массы французов шли низом, что полк расстроен и отступает к киевским гренадерам. Князь Багратион наклонил голову в знак согласия и одобрения. Шагом поехал он направо и послал адъютанта к драгунам с приказанием атаковать французов. Но посланный туда адъютант приехал через полчаса с известием, что драгунский полковой командир уже отступил за овраг, ибо против него был направлен сильный огонь, и он понапрасну терял людей и потому спешил стрелков в лес.
    – Хорошо! – сказал Багратион.
    В то время как он отъезжал от батареи, налево тоже послышались выстрелы в лесу, и так как было слишком далеко до левого фланга, чтобы успеть самому приехать во время, князь Багратион послал туда Жеркова сказать старшему генералу, тому самому, который представлял полк Кутузову в Браунау, чтобы он отступил сколь можно поспешнее за овраг, потому что правый фланг, вероятно, не в силах будет долго удерживать неприятеля. Про Тушина же и баталион, прикрывавший его, было забыто. Князь Андрей тщательно прислушивался к разговорам князя Багратиона с начальниками и к отдаваемым им приказаниям и к удивлению замечал, что приказаний никаких отдаваемо не было, а что князь Багратион только старался делать вид, что всё, что делалось по необходимости, случайности и воле частных начальников, что всё это делалось хоть не по его приказанию, но согласно с его намерениями. Благодаря такту, который выказывал князь Багратион, князь Андрей замечал, что, несмотря на эту случайность событий и независимость их от воли начальника, присутствие его сделало чрезвычайно много. Начальники, с расстроенными лицами подъезжавшие к князю Багратиону, становились спокойны, солдаты и офицеры весело приветствовали его и становились оживленнее в его присутствии и, видимо, щеголяли перед ним своею храбростию.

    Князь Багратион, выехав на самый высокий пункт нашего правого фланга, стал спускаться книзу, где слышалась перекатная стрельба и ничего не видно было от порохового дыма. Чем ближе они спускались к лощине, тем менее им становилось видно, но тем чувствительнее становилась близость самого настоящего поля сражения. Им стали встречаться раненые. Одного с окровавленной головой, без шапки, тащили двое солдат под руки. Он хрипел и плевал. Пуля попала, видно, в рот или в горло. Другой, встретившийся им, бодро шел один, без ружья, громко охая и махая от свежей боли рукою, из которой кровь лилась, как из стклянки, на его шинель. Лицо его казалось больше испуганным, чем страдающим. Он минуту тому назад был ранен. Переехав дорогу, они стали круто спускаться и на спуске увидали несколько человек, которые лежали; им встретилась толпа солдат, в числе которых были и не раненые. Солдаты шли в гору, тяжело дыша, и, несмотря на вид генерала, громко разговаривали и махали руками. Впереди, в дыму, уже были видны ряды серых шинелей, и офицер, увидав Багратиона, с криком побежал за солдатами, шедшими толпой, требуя, чтоб они воротились. Багратион подъехал к рядам, по которым то там, то здесь быстро щелкали выстрелы, заглушая говор и командные крики. Весь воздух пропитан был пороховым дымом. Лица солдат все были закопчены порохом и оживлены. Иные забивали шомполами, другие посыпали на полки, доставали заряды из сумок, третьи стреляли. Но в кого они стреляли, этого не было видно от порохового дыма, не уносимого ветром. Довольно часто слышались приятные звуки жужжанья и свистения. «Что это такое? – думал князь Андрей, подъезжая к этой толпе солдат. – Это не может быть атака, потому что они не двигаются; не может быть карре: они не так стоят».
    Худощавый, слабый на вид старичок, полковой командир, с приятною улыбкой, с веками, которые больше чем наполовину закрывали его старческие глаза, придавая ему кроткий вид, подъехал к князю Багратиону и принял его, как хозяин дорогого гостя. Он доложил князю Багратиону, что против его полка была конная атака французов, но что, хотя атака эта отбита, полк потерял больше половины людей. Полковой командир сказал, что атака была отбита, придумав это военное название тому, что происходило в его полку; но он действительно сам не знал, что происходило в эти полчаса во вверенных ему войсках, и не мог с достоверностью сказать, была ли отбита атака или полк его был разбит атакой. В начале действий он знал только то, что по всему его полку стали летать ядра и гранаты и бить людей, что потом кто то закричал: «конница», и наши стали стрелять. И стреляли до сих пор уже не в конницу, которая скрылась, а в пеших французов, которые показались в лощине и стреляли по нашим. Князь Багратион наклонил голову в знак того, что всё это было совершенно так, как он желал и предполагал. Обратившись к адъютанту, он приказал ему привести с горы два баталиона 6 го егерского, мимо которых они сейчас проехали. Князя Андрея поразила в эту минуту перемена, происшедшая в лице князя Багратиона. Лицо его выражало ту сосредоточенную и счастливую решимость, которая бывает у человека, готового в жаркий день броситься в воду и берущего последний разбег. Не было ни невыспавшихся тусклых глаз, ни притворно глубокомысленного вида: круглые, твердые, ястребиные глаза восторженно и несколько презрительно смотрели вперед, очевидно, ни на чем не останавливаясь, хотя в его движениях оставалась прежняя медленность и размеренность.
    Полковой командир обратился к князю Багратиону, упрашивая его отъехать назад, так как здесь было слишком опасно. «Помилуйте, ваше сиятельство, ради Бога!» говорил он, за подтверждением взглядывая на свитского офицера, который отвертывался от него. «Вот, изволите видеть!» Он давал заметить пули, которые беспрестанно визжали, пели и свистали около них. Он говорил таким тоном просьбы и упрека, с каким плотник говорит взявшемуся за топор барину: «наше дело привычное, а вы ручки намозолите». Он говорил так, как будто его самого не могли убить эти пули, и его полузакрытые глаза придавали его словам еще более убедительное выражение. Штаб офицер присоединился к увещаниям полкового командира; но князь Багратион не отвечал им и только приказал перестать стрелять и построиться так, чтобы дать место подходившим двум баталионам. В то время как он говорил, будто невидимою рукой потянулся справа налево, от поднявшегося ветра, полог дыма, скрывавший лощину, и противоположная гора с двигающимися по ней французами открылась перед ними. Все глаза были невольно устремлены на эту французскую колонну, подвигавшуюся к нам и извивавшуюся по уступам местности. Уже видны были мохнатые шапки солдат; уже можно было отличить офицеров от рядовых; видно было, как трепалось о древко их знамя.
    – Славно идут, – сказал кто то в свите Багратиона.
    Голова колонны спустилась уже в лощину. Столкновение должно было произойти на этой стороне спуска…
    Остатки нашего полка, бывшего в деле, поспешно строясь, отходили вправо; из за них, разгоняя отставших, подходили стройно два баталиона 6 го егерского. Они еще не поровнялись с Багратионом, а уже слышен был тяжелый, грузный шаг, отбиваемый в ногу всею массой людей. С левого фланга шел ближе всех к Багратиону ротный командир, круглолицый, статный мужчина с глупым, счастливым выражением лица, тот самый, который выбежал из балагана. Он, видимо, ни о чем не думал в эту минуту, кроме того, что он молодцом пройдет мимо начальства.
    С фрунтовым самодовольством он шел легко на мускулистых ногах, точно он плыл, без малейшего усилия вытягиваясь и отличаясь этою легкостью от тяжелого шага солдат, шедших по его шагу. Он нес у ноги вынутую тоненькую, узенькую шпагу (гнутую шпажку, не похожую на оружие) и, оглядываясь то на начальство, то назад, не теряя шагу, гибко поворачивался всем своим сильным станом. Казалось, все силы души его были направлены на то,чтобы наилучшим образом пройти мимо начальства, и, чувствуя, что он исполняет это дело хорошо, он был счастлив. «Левой… левой… левой…», казалось, внутренно приговаривал он через каждый шаг, и по этому такту с разно образно строгими лицами двигалась стена солдатских фигур, отягченных ранцами и ружьями, как будто каждый из этих сотен солдат мысленно через шаг приговаривал: «левой… левой… левой…». Толстый майор, пыхтя и разрознивая шаг, обходил куст по дороге; отставший солдат, запыхавшись, с испуганным лицом за свою неисправность, рысью догонял роту; ядро, нажимая воздух, пролетело над головой князя Багратиона и свиты и в такт: «левой – левой!» ударилось в колонну. «Сомкнись!» послышался щеголяющий голос ротного командира. Солдаты дугой обходили что то в том месте, куда упало ядро; старый кавалер, фланговый унтер офицер, отстав около убитых, догнал свой ряд, подпрыгнув, переменил ногу, попал в шаг и сердито оглянулся. «Левой… левой… левой…», казалось, слышалось из за угрожающего молчания и однообразного звука единовременно ударяющих о землю ног.
    – Молодцами, ребята! – сказал князь Багратион.
    «Ради… ого го го го го!…» раздалось по рядам. Угрюмый солдат, шедший слева, крича, оглянулся глазами на Багратиона с таким выражением, как будто говорил: «сами знаем»; другой, не оглядываясь и как будто боясь развлечься, разинув рот, кричал и проходил.
    Велено было остановиться и снять ранцы.
    Багратион объехал прошедшие мимо его ряды и слез с лошади. Он отдал казаку поводья, снял и отдал бурку, расправил ноги и поправил на голове картуз. Голова французской колонны, с офицерами впереди, показалась из под горы.
    «С Богом!» проговорил Багратион твердым, слышным голосом, на мгновение обернулся к фронту и, слегка размахивая руками, неловким шагом кавалериста, как бы трудясь, пошел вперед по неровному полю. Князь Андрей чувствовал, что какая то непреодолимая сила влечет его вперед, и испытывал большое счастие. [Тут произошла та атака, про которую Тьер говорит: «Les russes se conduisirent vaillamment, et chose rare a la guerre, on vit deux masses d"infanterie Mariecher resolument l"une contre l"autre sans qu"aucune des deux ceda avant d"etre abordee»; а Наполеон на острове Св. Елены сказал: «Quelques bataillons russes montrerent de l"intrepidite„. [Русские вели себя доблестно, и вещь – редкая на войне, две массы пехоты шли решительно одна против другой, и ни одна из двух не уступила до самого столкновения“. Слова Наполеона: [Несколько русских батальонов проявили бесстрашие.]

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры