Конспект нод по подготовке к обучению грамоте. Конспект нод по обучению грамоте в подготовительной группе

Главная / Бывшие

Конспект НОД в подготовительной группе по теме "Родной язык"

Описание материала: Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме "Буквы русского языка". Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы. Этот конспект познавательного характера, направленного на воспитание интереса к родному языку и развитию любознательности у детей подготовительной группы.

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему "Родной язык".

Интеграция образовательных областей "Познание", "Коммуникация", "Социализация".
Цель : Выявить уровень знаний детей.
Задачи:
Образовательные: Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа; упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением.
Развивающие: Развивать четкое произнесение звуков, мелкую моторику; развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.
Воспитательные: Воспитывать любовь к родному языку.
Демонстрационный материал:
"Дерево", на котором висят карточки с изображением букв А, Т, Л, О, И, П, Р, С; картинки для составления предложений; звуковые линеечки.
Раздаточный материал:
Материал для звукового анализа, фишки, пластилин, листы картона, дощечки для лепки.
Методические приемы: Игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций; продуктивная деятельность детей, физкультминутка, подведение итогов.

Ход НОД

Воспитатель. Дети, мы с вами в течение года трудились, учились правильно произносить звуки, красиво строить предложения, сочинять интересные рассказы.
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо.
Вспомним обязательно,
Все, что узнали на занятиях.
Сегодня мы будем работать и играть с этим необычным деревом.
Не листочки на нем
Не цветочки на нем. А что? (Буквы).
Многие из вас уже знакомы с буквами. Каждая буква на этом дереве предлагает нам задание.
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Начнем выполнять их задания.
Воспитатель снимает с дерева по одной букве, спрашивает детей, знакома ли она им, а затем предлагает выполнить задание.
Буква "А". Предлагается дидактическое упражнение "Скажи наоборот".
Я называю слово, а вы подбираете к нему слово с противоположным значением.
Большой (маленький), мягкий (твердый),жара (стужа), тяжелый (легкий), светлый (темный), ложиться (вставать), грязный (чистый), говорить (молчать), добро (зло).
Буква "Т". Предлагается дидактическая игра "Назови три слова".
Ребята, я называю обобщающее понятие, а вы подбираете к нему три подходящих слова.
Животные (собака, тигр, кошка).
Одежда (куртка, рубашка, платье).
Растения (дерево, цветок, куст).
Продукты питания (хлеб, печенье, сосиски).

Транспорт (грузовик, трактор, мотоцикл).
Буква "О". Предлагается дидактическая игра "Один - много".
Ребята, я называю слово, а вы ставите его во множественное число.
Муравей (муравьи), машина (машины), тюльпан (тюльпаны), стол (столы), сын (сыновья), кот (коты), дом (дома).
Буква "П". Предлагается дидактическое упражнение "Сколько слов".
- Ребята, вспомните, из чего состоят предложения? (из слов) Отложите столько фишек, сколько слов в предложении.
Наступила весна (2 фишки).
Саша рисует красную машину (4 фишки).
Посадил дед репку(3 фишки).
Буква "И". Предлагается игра "Исправь ошибку".
Ребята, я буду произносить предложения, а вы - находить ошибки.
Цветы стоят на вазе. (Цветы стоят в вазе).
Юркий воробей собирать крошки. (Юркий воробей собирает крошки).
В лесу растут сосна. (В лесу растет сосна).
На черной небе блестят звезды. (На черном небе блестят звезды).
Буква "С". Предлагается дидактическое упражнение "Сколько слогов".
Кукла (2 слога), мяч (1 слог), кубики (3 слога), машина (3 слога), юла (2 слога).
- Каким одним словом можно назвать все эти предметы? (Игрушки)
Ребята, побудем немного медвежатами в дремучем лесу. (Динамическая пауза с элементами гимнастики для глаз и звукоподражания "Медведь по лесу бродит")
Медведь по лесу бродит.
От дуба к дубу ходит. (Ходьба "вперевалочку", слегка согнувшись, "загребая чуть согнутыми руками").
Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет. (Изображать, как медведь достает и ест мед).
Облизывает лапу
Сластена косолапый. (Имитировать как медведь облизывает лапу, стараясь далеко высунуть язык и двигать им снизу вверх).
А пчелы налетают,
Жужжат, медведя прогоняют. (Звукоподражание: "Жжжж". Отвести руку вперед и поочередно касаться указательным пальцем носа, щек и т.п.).
А пчелы жалят мишку:
Не ешь наш мед, воришка! (Водить указательным пальцем перед лицом и прослеживать за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы).
Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу. (Ходьба "вперевалочку").
Ложиться, засыпает
И пчелок вспоминает. (Сесть на место, сложить руки под щеку).
(И. Лопухина)
Буква "Л". Предлагается дидактическое упражнение "Чистоговорка".
Ло-ло-ло - на улице тепло.
Ли-ли-ли - прилетели журавли.
Лу-лу-лу- стол стоит в углу.
Оль-оль-оль - мы купили соль.
Лю-лю-лю - маму милую люблю.
Буква "Р". Предлагается упражнение "Найди звук".
Я прочту скороговорку, в которой один звук будет звучать чаще других.
В шалаше шуршат мыши. (Звук ш)
Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться. (звук ж)
На горе Арарат растет красный виноград (звук р).
-Ребята, давайте разберемся, чем отличаются звуки от букв? (Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим).
- Вспомните, какие бывают звуки? (Гласные и согласные).
Гласные тянуться в песенке плавной,
Могут заплакать и закричать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные - согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не могут они петь.
Давайте разберемся со звуками, которые обозначены буквами с нашего дерева. (Предлагается дидактическое упражнение "Гласный или согласный"). Я называю звуки, а вы определяете гласные они или согласные.
А - гласный.
Т - согласный.
Л - согласный.
О - гласный.
И - гласный.
П - согласный.
Р - согласный.
С - согласный.
- Ребята, теперь попробуем из пластилина вылепить любую букву, используя приемы прямого раскатывания, сгибания, соединения, сглаживания и т.п. После окончания прижмите буквы к листочкам картона.
- Вы - молодцы! Вы справились со всеми заданиями и показали хорошие знания родного языка. А впереди еще много интересных занятий, которые помогут вам стать знатоками родного языка.

Конспект

НОД по подготовки к обучению грамоте

подготовительная группа

Учитель логопед: Шарифуллина Т.В.

МБДОУ д.сад №1 «Улыбка»

г. Осташков Тверской области

Тема: «АБВГДейка»

Цель: Закрепить знания по подготовке детей к обучению грамоте.

Коррекционно-образовательные задачи:

    Продолжать учить проводить звуковой анализ слова

    Закреплять умение определять наличие заданного звука в слове.

    Закреплять умения заканчивать, дополнять предложение по смыслу с помощью опорных картинок.

Коррекционно-развивающие задачи:

Коррекционно-воспитательные задачи:

    Воспитывать уважение, взаимопонимание друг к другу.

    Развивать умение использовать полученные знания в практической деятельности.

Оборудование: проектор, видео презентация (отрывок из телепередачи «АБВГДейка», слайды с картинками на выделение звука, картинки на определения количества слогов), магнитная доска, карточки со словами из пословицы, мяч.

Раздаточный материал: набор предметных картинок, карточки с изображением круга, фломастеры.

Дети заходят в группу, здороваются с гостями.

Учитель логопед : В круг скорее становитесь, крепче за руки беритесь.

Дети встают в круг.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

И играем и поем,

Дружно в группе мы живем. (установка на Н0Д)

Игра «Волшебные звуки»

Логопед: Ребята, а вы знаете, что пропевание некоторых звуков помогает улучшить здоровье? Если у вас начинается насморк, превратитесь в самолет – сделайте глубокий вдох, на выдохе долго и негромко произнесите звук [В]. Если у вас болит горло – превращаемся в комара и на выдохе произносим звук [З]. При кашле поможет превращение в жука с длительным произнесением звука [Ж].

Дети выполняют упражнения стоя, глаза должны быть закрыты, а тело расслаблено.

Логопед: Запомните эти упражнения и выполняйте, и волшебные звуки всегда придут к вам на помощь.

Ребята, кто помнит артикуляционную сказку «У бабушки с дедушкой»?

Артикуляционная гимнастика

Толстые внуки приехали в гости (дети надули щечки)

С ними худые – лишь кожа да гости (втянули щеки, не открывая рот)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (широкая улыбка)

Поцеловать они всех потянулись (имитация поцелуя)

Утром проснулись – в улыбочку губы (широкая улыбка)

Чистили мы свои верхние зубы (язычок двигается между

верхней губой и зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи (соответственные движения языка)

С нижними зубками тоже мы дружим (соответственные движения языка)

Логопед : Ребята, нам пришло ВИДЕО ПИСЬМО. Хотите посмотреть? Рассаживаетесь поудобнее.(Дети садятся полукругом напротив интерактивной доски) Внимание на экран. (Сюрпритзный момент)

Видео. На экране отрывок из телепередачи «АБВГДейка». Герои получили задание учительнице, составить пословицу о дружбе из слов. Они затрудняются. Просят помощи у ребят.

Учитель-логопед : Ребята, поможем клоунам?

Мы с вами знаем, что прямой путь к успеху – ваши чуткие ушки, внимательные глазки и конечно же правильные ответы. Итак, вы готовы справиться с заданиями?

Дети: Да, конечно.

Логопед : Посмотрите, на доске спрятаны слова, (на карточках нарисованы восклицательный знак на другой стороне слово) вам интересно узнать какая пословица прячется? Открыть мы их сможем, если выполним определенные задания. Согласны?

1 задание «Загадки»

Логопед: Для начала отгадаем загадки:

    Один мягкий и свистит
    Другой твёрдый и шипит
    Третий вовсе запоёт
    Хоть кто его произнесёт… (звук). (Какие звуки вы знаете?)

    Черные птички на белой страничке
    Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).

(А чем буква отличается от звука ?)

    Сначала я никак не мог
    Прочесть с двух букв
    Свой первый… (слог).

    Звук я к звуку подберу
    И его произнесу
    Если буквы в ряд сложу
    То его потом прочту…(слово).

5. Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я …(предложение).

Мы загадки отгадали, слово первое открываем.

2 задание « Найди звук »

На экране картинки: Робот, барабан, ракета, помидор

Логопед: Ребята, скажите, что изображено на экране (робот, барабан, ракета, помидор). Послушайте и назовите звук, который я выделяю, когда произношу эти слова?

Ответы детей : Звук «Р»

Логопед: А теперь нам нужно определить его место в слове.

Ответы детей.

На экране картинки:

Лампа, слон, кресло, пенал Логопед: Посмотрите, и скажите, что изображено на экране (лампа,слон, кресло, пенал). Послушайте и назовите звук, который я выделяю, когда произношу эти слова?

Ответы детей: Звук «Л».

Логопед: А теперь нам нужно определить его место в слове.

Логопед: -Правильно! Теперь предлагаю выделить эти звуки в других словах, если слышим звук «Л» - хлопаем, если звук «Р» - топаем.

Рама,лама,роза,лоза,вал,вар,торт,порт,болото,работа,укроп,клоп,лампа,рампа,стол,пол,карта,парта,лом,рой. (дети выполняют задание)

Умницы, и это задание мы выполнили, правильно выделили звуки «Л» и «Р» .

3 задание «Раздели слово на слога»

Логопед: Посмотрите, ребята, какие интересные картинки!

Назовите, что изображено на экране.

Дети называют (кукла, машина, мяч, пирамида)

Логопед: - Ребята, из чего состоят слова?

Ответы детей.

Как узнать, сколько слогов слове?

Ответы детей: (при помощи хлопков, сколько в слове гласных, столько и слогов).

Правильно, с помощью хлопков определите сколько слогов в слове «Кукла»

    Сколько в слове «мяч» слогов (1), сколько гласных звуков? (тоже 1)

    Сколько в слове «машина» слогов(3), сколько гласных звуков? (тоже 3)

    Сколько в слове «пирамида» слогов 4), сколько гласных звуков (тоже 4)

    Скажите ребята, а как назвать эти предметы одним словом? (игрушки)

Логопед: -Молодцы! Сейчас всех в круг я приглашаю вмести с вами поиграю.

Физкультминутка

Мы на плечи руки ставим,

Начинаем их вращать.

Так осанку мы исправим.

Раз, два, три, четыре, пять! (руки к плечам, вращение плечами вперед и назад).

Руки ставим перед грудью,

В стороны разводим.

Мы разминку делать будем

При любой погоде. (руки перед грудью, рывки руками в стороны).

Руку правую поднимем,

А другую вниз опустим.

Мы меняем их местами,

Плавно двигаем руками. (одна прямая рука, другая вниз, плавными движениями одна рука опускается, а другая одновременно- поднимается).

А теперь давайте вместе

Пошагаем все на месте. (ходьба на месте).

Для выполнения следующего предлагает детям сесть за столы.

4 задание «Закончи предложение»

Логопед: ребята скажите, а что такое предложение?

Ответы детей: Это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой.

Логопед: Посмотрите у вас на столе разложены карточки с картинками (самолет, цветок, стол, воздушные шарики, рыба, носок). (работа с раздаточным материалом)

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Закончи предложение». Я начну предложение, а вы с помощью картинки, которая подходит по смыслу закончите его.

В небе летит…..

В парке растут…..

В комнате стоит…..

У Маши воздушный….

Рыбаки поймали ……

Бабушка связала….

Дети поднимают свои картинки и повторяют предложение целиком.

Логопед: Хорошо, и с этим заданием мы справились. Повторите, что такое предложение (Это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой). (индивидуальные ответы детей)

Замечательно, мы можем открыть четвертое слово.

5 задание «Преврати короткое слово в длинное»

Логопед: А для того, чтобы открыть следующее слово, я предлагаю встать в круг и поиграть. Я буду бросать каждому из вас мяч и говорить короткое слово, а вы превращать это короткое слово в длинное. Например: кот - котик, во втором слове звуков стало больше, поэтому оно стало длиннее.

Задание понятно? Игра начинается: мяч-мячик, стол-столик, машина-машинка, кукла-куколка и т.д.

Молодцы дети. Вы правильно придумали длинные слова.

Логопед: Вы ребята очень сообразительные. Вы правильно превратили короткие слова в длинные. Поэтому мы можем открыть еще одно слово.

Открывают и читают пятое слово.

6 задание «Нарисуй букву»

Логопед: Ребята, обратите внимание у вас на столе еще карточки. На них изображен круг. Какую букву он вам напоминает? (О) Как вы думаете, в какие буквы можно превратить круг? Правильно, если мы пофантазируем дорисуем элементы, тогда получится другая буква. Сейчас я превращаю вас с волшебных художников! И вытогдаточно сможете обычный круг превратить в яркие, веселые, озорные букв. Раз, два, три, четыре пять начинаем рисовать….. (дети дорисовывают элементы, что бы получилась буква). (звучит музыка, дети рисуют) Ребята, покажите, что у вас получилось. (дети показывают и называют получившиеся буквы)

Логопед: Прекрасно. У нас получились такие разные, яркие буквы. Мы можем открыть последнее слово, прочитать всю пословицу.

Предлагает открыть последнее шестое слово, прочитать пословицу.

« Дерево держится корнями, а человек друзьями.»

На экране видео: клоуны благодарят детей, говорят, что они настоящие друзья. Прощаются.

Логопед : посмотрите, клоуны очень рады и благодарны, что вы им помогли. А вам самим понравилось помогать клоунам? Какое задание было самым интересным? Сложным? Что нового вы узнали? Какое у вас настроение?

И мне понравилось с вами играть и задания выполнять. Вы у меня умнички!

Ребята,я для вас приготовила сюрприз (открывает красивую шкатулку) посмотрите - смайлики, они разные радостные, задумчивое, грустные. Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.

А для гостей другая шкатулка в ней тоже смайлики, если вам было интересно-радостные смайлики, если скучно не интересно - грустный.

Теперь приглашаю всех в круг

Собрались все вмести в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Обучение грамоте с использованием элементов развивающей методики В. В. Воскобовича.

Цель: развивать познавательный интерес, желание и потребность узнавать новое через использование развивающих игр Воскобовича.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить знания по изученным буквам;
  • познакомиться с новым звуком и буквой;
  • формировать умение запоминать начертание буквы с помощью развивающих игр Воскобовича: знаковый конструктор «Шнур-малыш», «Конструктор букв», «Игровизор» с приложением «Лабиринт согласных букв»; «Набор букв» (приложение к коврографу «Ларчик»).
  • использовать в образовательном процессе сказочных героев «Малыш Гео», «Ворон Метр»; развивающую среду «Фиолетовый лес» для создания игровой ситуации, способствующей запоминанию обучающего материала.

Развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать речь детей;
  • развивать мелкую моторику и психические процессы (память, мышление, воображение, внимание).

Воспитательные:

— воспитывать чувство взаимовыручки.

Предварительная работа: оформление развивающей среды «Фиолетовый лес».

Оборудование: знаковый конструктор «Шнур-малыш», «Конструктор букв», «Игровизор» с приложением «Лабиринт согласных букв»; «Набор букв» (приложение к коврографу «Ларчик»). Сказочные герои «Малыш Гео», «Ворон Метр»; развивающая среда «Фиолетовый лес», полоски на липучках.

Конспект НОД «В гости к буквам»
(подготовительная группа)

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сейчас занятие по обучению грамоте. Познакомимся с новым звуком и буквой. В гости пришел Малыш Гео.

Вводная часть

Малыш Гео очень хочет в школу. Мама ему сказала, что для этого нужно знать буквы. А мудрый Ворон Метр посоветовал Малышу отправиться в сказочную страну букв. Там все дети и звери знакомятся с буквами: запоминают их название, написание и учатся читать. Малыш Гео был смелым, отважным и очень любознательным и поэтому решил отправиться в сказочную страну. А находится она в Фиолетовом лесу. Мы вместе с Малышом отправляемся знакомиться с буквами и узнавать много интересного. Нам необходимо сделать гимнастику.

Четко звук произносить.
Громко, внятно говорить.
Нам поможет, наверняка,
Гимнастика для язычка.

(Артикуляционная гимнастика на выбор воспитателя).

Основная часть

Воспитатель: Вот мы и оказались в сказочной стране букв. Посмотрите, на пути встретились два домика. В них живут буквы. Ворон Метр приготовил для вас загадки про буквы. Слушайте внимательно.

— Эта буква колесо

И похожа на … (О).

— Всем известна эта буква,

Буква славная,

В алфавите главная. (А)

— Ты иголочку возьми,

И дорожки проложи:

Слева – раз, справа – два,

Наискосок будет –три.

Что за буква? Посмотри. (И)

— У этой буквы есть нога,

И очень острые рога. (У)

— Был он круглый колобок,

Но прогрызла мышка бок,

Оставила дорожку,

И совсем немножко. (Э)

— У этой буквы есть нога,

И всего одна клюка. (Ы)

— Эту букву в спортзале,

Перекладиной назвали. (П)

— Наша Настя – неваляшка,

Накланяется вперед,

И никак не упадет.

Влево, вправо и назад,

Так ребята говорят.

И известно всем:

Любит Настя букву… (Н)

— Медвежонок мед нашел,

Радостно домой пошел.

«Вот медок я быстро съем,

«И запомню букву»…(М)

(Один домик сделан с помощью красной ленты на липучках (для гласных букв), другой с помощью зеленой и синей (для согласных букв)). Дети отгадывают загадки про буквы, и объясняют, в какой домик их поселят.)

Физкультминутка

В гости к буквам мы пришли,

(Ходьба по кругу)

Сказочные домики нашли,

(Останавливаются, поднимают руки вверх,

Изображая крышу дома)

Поселились буквы в них,

(Присели)

Вот окошечко для «О»,

(Изображают пальцами букву о)

Очень круглое оно.

В гости к ней издалека,

Прилетела буква А.

(Встают, машут руками)

Буквы весело живут:

Пляшут, хлопают, поют.

(Прыгают, хлопают в ладоши)

Воспитатель: Молодцы, ребята, загадки про буквы вы отгадали. Ворон Метр доволен, что вы узнали буквы. Малыш Гео был внимательным и быстро запомнил эти буквы. Буквы никогда не ссорятся. Посмотрите, как они умеют дружить.

(Воспитатель составляет слоги, дети читают. )

Воспитатель: Ребята, научите Малыша Гео читать слоги.

(Дети по очереди выходят и составляют слоги. Далее дополняют слоги до целого слова.)

Воспитатель: Ребята, Малышу очень понравилось составлять слоги и читать их. Он говорит вам «спасибо» за интересное упражнение-чтение. Воспитатель: Тук- тук-тук топор стучит.

В домике поселилась еще одна буква.

Воспитатель: Какой звук вы слышите чаще всего? (Звук [т]).

Какой это звук? (согласный, твердый, глухой).

Придумаем слова, начинающиеся на этот звук.

(Дети придумывают слова и с помощью воспитателя определяют звук т твердый или мягкий. )

Воспитатель: Звук т бывает твердым и мягким и обозначается буквой «Т». (Показывает букву Т).

В какой домик эта буква поселится, и почему? (Ответы детей).

Воспитатель: На что похожа буква Т? (Ответы детей).

(Воспитатель заранее готовит картинки, на что похожа буква «Т»).

Упражнения на запоминание образа буквы «Т»

  1. Дети пишут печатную букву в тетради «Лабиринт согласных букв»
  2. Изображают букву на игровом пособии «Шнур-малыш».



Воспитатель: Малыш Гео слушал все внимательно и запомнил букву т. Но вдруг подул сильный ветер, и буквы рассыпались. Ребята, вам нужно составить слоги с буквой «Т». (Дети составляют слоги с буквой «Т». Дополняют их до целого слова.)

Заключительная часть

Воспитатель: Малыш в стране букв узнал много интересного. Научился составлять слоги и слова. А вы? (Ответы детей).

До свидания, сказочная страна букв!

Чтобы грамотными быть,
Буквы надо изучить.

Программное содержание.

  1. Совершенствовать умение составлять и анализировать предложения.
  2. Совершенствовать умения делить слова на слоги, ставить ударение.
  3. Совершенствовать умение определять местоположения звука в слове (начало, середина, конец).
  4. Закреплять умение придумывать слова на заданный звук, слог.
  5. Закреплять умения выделять звуки из слова, то есть определять наличие звука в слове (есть такой звук в слове или нет).
  6. Закреплять знания о различии гласных и согласных звуков.
  7. Закреплять умение давать основные характеристики звуков (гласный звук, обозначаем красным цветом, согласный звук твердый, обозначаем синим цветом, согласный звук мягкий, обозначаем зеленым звуком).
  8. Упражнять в звуковом анализе слов.
  9. Закреплять умение владеть понятиями "звук", "слог", "слово", "предложение".
  10. Закреплять умения отгадывать ребусы.
  11. Развивать фонематический слух и внимание, мышление, память.
  12. Развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом.
  13. Воспитывать умение слушать воспитателя и товарищей, желание работать в коллективе.
  14. Поощрять активность и самостоятельность.

Материалы к занятию:

Демонстрационный:

  1. «Волшебный мешочек» с предметами.
  2. Плакат с изображением страны Сказок.
  3. Предметы: гриб, магнит, карандаш, ложка.
  4. Картина для составления рассказа.

5. Карточки с изображением героев сказок: Незнайка, Иванушка, Элли, Дюймовочка, Красная Шапочка, Белоснежка.

  1. Фишки для обозначения звуков на доске (красные, зеленые, синие).
  2. Картинка с изображением лисы.

Раздаточный материал:

  1. Счетные палочки.
  2. Карточки-схемы (деление слов на слоги).
  3. Карточки со словами для ребусов.
  4. Фишки для обозначения звуков.
  5. Карточки с буквами.
  6. Простые карандаши.

Методические приёмы:

  1. Словесный (вопросы, объяснение) .
  2. Наглядный (картинки, показ артикуляции) .
  3. Игровой (Д/и "Угадай где спрятался звук?", "Чудесный мешочек", "Услышь звук") .
  4. Практический (упражнения) .
  5. Наблюдение за работой детей, советы.

I. Организационный момент.

Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с ними. (Дети здороваются.) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (Улыбаются гостям.)

Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.

Сядьте поудобнее и послушайте внимательно, что приключилось в одной сказочной стране.

Злая волшебница Бастинда наколдовала чудовищный ураган. Ветер страшной силы обрушился на Страну Сказок, подхватил сказочных героев и перепутал их местами. Для того, чтобы герои вернулись в свои сказки, вам надо выполнить задания.

Поможем сказочным героям?

Тогда улыбнулись и в путь.

II. Основная часть.

Первая сказка.

Чучело заботливо расправило кафтан, стряхнуло с себя соломинки и, шаркнув ножкой по земле, представилось девочке:

Страшила!

Что ты говоришь! – не поняла Красная шапочка.

Я говорю: Страшила. Это так меня назвали: ведь я должен пугать ворон. А тебя как зовут?

- Красная Шапочка .

Красивое имя! – сказал Страшила.

Красная Шапочка смотрела на него с удивлением. Она не могла понять, как, чучело, набитое соломой и с нарисованным лицом, ходит и говорит.

Но тут возмутился Тотошка и с негодованием воскликнул:

А почему ты со мной не здороваешься?

Ах, виноват, виноват! – извинился Страшила и крепко пожал пёсику лапу. – Честь имею представиться, Страшила!

Очень приятно! А я Тото! Но близким друзьям позволительно звать меня Тотошкой!

Как называется сказка? (Волшебник Изумрудного города. Александр Волков).

Как звали девочку из этой сказки? (Элли.)

- Для того чтобы Элли попала в свою сказку нам надо выполнить задание.

Составить предложения по картине.

https://www.babyblog.ru/community/post/parentalschool/1882981

(Выкладывают составленные предложения при помощи счетных палочек.)

Наступила весна.

Ярко светит солнышко.

Снег начал таять.

Витя и Петя пускают кораблики по ручейку.

Сколько предложений?

Какое первое предложение, второе....

Какое предложение самое длинное? (Последнее.)

Давайте посчитаем сколько в нем слов? (Выкладывают слова при помощи счетных палочек.)

С заданием мы справились, Элли может отправляться в свою сказку.

(Прикрепить карточку с изображением Элли на плакат.)

2. Вторая сказка.

Куда ты идешь, Элли, - спрашивает Волк.

Я иду проведать бабушку и несу ей пирожки и горшочек масла.

А далеко ли живет твоя бабушка? - спросил Волк.

За лесом, в домике возле мельницы.

Волк был очень голоден. Он решил съесть бабушку, а потом дождаться Элли в бабушкином доме и съесть ее тоже.

Как звали девочку из этой сказки? (Красная Шапочка. Шарль Пьерро.)

Теперь слушайте задание:

- Нам надо показать, как мы умеем делить слова на слоги.

Игра «Чудесный мешочек».

Дети выходят к доске, вынимают из мешочка предмет и называют его. Слово повторяется по слогам и определяется их количество. Находят схему этого слова, ставят ударение. (Гриб, магнит, карандаш, ложка.)

Остальные проверяют и выкладывают схему этого слова на столе.

Молодцы, с заданием справились. Красная Шапочка может отправляться в свою сказку. (Прикрепить карточку с Красной Шапочкой к плакату.)

3. Третья сказка.

На следующую ночь Белоснежка опять потихоньку пробралась к ласточке. Птичка совсем уже ожила, только была ещё очень слаба и еле-еле открыла глаза, чтобы посмотреть на девочку, которая стояла перед нею с кусочком гнилушки в руках, - другого фонаря у неё не было.

Благодарю тебя, милая крошка! - сказала больная ласточка. - Я так славно согрелась. Скоро я совсем поправлюсь и опять вылечу на солнышко.

Ах, - сказала девочка, - теперь так холодно, идёт снег! Останься лучше в своей тёплой постельке, я буду ухаживать за тобой.

И Белоснежка принесла птичке воды в цветочном лепестке. Ласточка попила и рассказала девочке, как поранила себе крыло о терновый куст и поэтому не смогла улететь вместе с другими ласточками в тёплые края. Как упала на землю и… да больше она уж ничего не помнила и как попала сюда - не знала.

Всю зиму прожила тут ласточка, и Белоснежка ухаживала за ней. Ни крот, ни полевая мышь ничего не знали об этом - они ведь совсем не любили птичек.

Как называется сказка? ("Дюймовочка", Ганс Христиан Андерсен.)

Как звали девочку из этой сказки? (Дюймовочка.)

Для того, чтобы Дюймовочка могла попасть в свою сказку, нам надо выполнить несколько заданий.

1) "Угадай где спрятался звук?" [С]

Сок, сук, сушка, сахар, маска, каска, коса, роса, рисунок, колос, голос, пылесос, соска.

2. "Услышь звук" [У]

Кукушка, петух, паук, сом, улитка, жук, суп, синица.

3. А теперь еще игра "Мяч скорее мне сюда!"

Подарю вам звуки я,

Вы вернете мне слова.

Ты подумай, милый друг,

Чтобы был вначале звук.

(Игра с мячом - мяч возвращается воспитателю со словом, начинающимся на заданный звук; А - автобус, У - улитка и т.д.)

С заданиями справились, Дюймовочка может отправляться в свою сказку. (Прикрепить картинку с изображением Дюймовочки на плакат.)

4. Сказка четвертая.

Стоял там накрытый белой скатертью столик, а на нем семь маленьких тарелочек, у каждой тарелочки по ложечке, а еще семь маленьких ножей и вилочек и семь маленьких кубков. Стояли у стены семь маленьких кроваток, одна возле другой, и покрыты они были белоснежными покрывалами. Захотелось Дюймовочке поесть и попить, и взяла она из каждой тарелочки понемногу овощей да хлеба, и выпила из каждого кубочка по капельке вина, - ей не хотелось выпить все из одного. А так как она очень устала, то попробовала лечь в постельку, но ни одна из них для нее не подходила: одна была слишком длинной, другая слишком короткой, но седьмая оказалась ей впору, легла она в нее и, отдавшись на милость Господню, уснула.

Когда уже совсем стемнело, пришли хозяева избушки, а были то семеро гномов, которые в горах добывали руду. Они зажгли семь своих лампочек, и когда в избушке стало светло, они заметили, что у них кто-то был, потому что не все оказалось в том порядке, в каком было раньше.

Как называется сказка? ("Белоснежка и семь гномов" - Братья Гримм.)

Кто главный герой этой сказки? (Белоснежка.)

Для того, чтобы нам отправить Белоснежку в свою сказку, надо сделать зарядку.

Зарядка семи гномов

Первый гном присел и встал, (приседания)

А второй вдруг побежал, (бег на месте)

Третий плавно покружился, (кружатся направо)

А четвёртый наклонился. (наклоны)

Пятый вправо повернулся, (поворот направо)

А шестой назад прогнулся, (наклон назад)

Гном седьмой без остановки прыгал высоко и долго, (прыжки)

Белоснежка же сказала: «Повторяем всё сначала!».

Зарядку сделали хорошо, теперь можем поместить Белоснежку в ее сказку и отправляться дальше. (Карточку с изображением Белоснежки прикрепить на плакат.)

5. Сказка пятая.

Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы.

Незнайка говорит:

Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца!

Не пей, братец, козленочком станешь!

Не послушался Незнайка и напился из козьего копытца.

Напился и стал козленочком...

Как называется сказка? ("Сестрица Аленушка и братец Иванушка" Русская народная сказка.)

Как звали главного героя сказки? (Иванушка.)

Для того, чтобы Иванушка попал в свою сказку, мы должны сделать анализ слова.

(Дети выкладывают фишки, обозначающие звуки на столе.)

Какие звуки мы называем гласными? (Мы их можем петь, воздух не встречает преграды при произнесении.)

А какие звуки мы называем согласными? (При произнесении которых воздух встречает преграду.)

Отгадайте загадку. (Картинка лисы.)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса

Кто это? ... (Лиса.)

[л"] - согласный, мягкий.

[и] – гласный.

[с] - согласный, твердый.

[а] - гласный, ударный.

Сколько гласных звуков в слове? (2.)

Сколько слогов? (2.)

Поставим ударение. (Ударение падает на второй слог на гласный [а])

Сколько всего звуков? (4.) Сколько букв? (4.)

Молодцы, с заданием справились. Иванушка может отправляться в свою сказку . (Прикрепить карточку с изображением Иванушки на плакат.)

6. Сказка шестая.

Послушай, Гунька, какую мы штуку придумали! - сказал Иванушка . - Ты, брат, лопнешь от зависти, когда узнаешь.

А вот и не лопну, - ответил Гунька. - Очень мне нужно лопаться!

Лопнешь, лопнешь! - уверял его Иванушка . - Такая, брат, штука! Ты и во сне не видел.

Что же это за штука? - заинтересовался Гунька.

Скоро мы сделаем воздушный пузырь и полетим путешествовать.

Как называется сказка? ("Приключения Незнайки и его друзей", Николай Носов.)

Как зовут главного героя? (Незнайка.)

- Для того, чтобы Незнайка попал в свою сказку мы должны решить ребусы:

Преобразуйте слова в указанном порядке.

Замените первый звук в слове на звук [р]

КОЗЫ МУКА

Ребусы решили, Незнайка отправляться в свою сказку (Прикрепить карточку с

изображением Незнайки на плакат.)

III. Заключение.

Вот мы и помогли нашим героям вернуться в свои сказки. Для этого там пришлось выполнить несколько заданий.

Давайте вспомним, что мы делали?

За вашу помощь добрая волшебница Стелла поблагодарила вас и прислала подарки. (Вручить призы.)

Список литературы:

1. Гербова В.В., "Развитие речи в детском саду: Подготовка к школе, группа. - М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2016 г.

2. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. "Развитие речи 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения. , - М.: Вентана - Граф, 2009

3. Н.В. Елкина, Т.И.Тарабарина, "1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов". - Ярославль: "Академия развития", "Академия К0 ", 1988 г.

4. Новотворцева Н.В. "Развитие речи детей 2. Популярное пособие для родителй и педагогов", - Ярославль: Академия развития, 1997.

5. В.В. Волина. "Занимательное азбуководение: Книга для учителя", - М.: Просвещение. 1991 г.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры