Методики субъективного шкалирования состояния. Методы шкалирования

Главная / Бывшие

В зависимости от того, как конкретно осуществляются процедуры шкалирования, выделяют методы косвенного и прямого шкалирования.

Методология непрямого, косвенного шкалирования была разработана Г. Фехнером. В ее основе лежат методы определения порогов ощущений. Для того чтобы измерить какое-либо ощущение, необходимо выразить его в единицах порога. Определив величину стимула, ниже которого ощущение не возникает, мы определяем нулевую точку измерительной психофизической шкалы, обеспечивая таким образом возможность построения шкалы отношений.

Можно в качестве стартового пункта шкалы выбрать и другой стимул, лежащий выше величины порога, но в этом случае мы сможем получить лишь интервальную шкалу. Далее необходимо найти стимул, вызывающий ощущение едва заметного отличия от того нулевого ощущения, которое возникает при воздействии на орган чувств минимального стимула, задающего начало шкалы. Таким образом можно построить математическую функцию, описывающую зависимость ощущений от физических величин стимула. Задача оказывается проще, если принять во внимание закон Э. Вебера, показавшего, что приращение стимула AS, вызывающее ощущение едва заметного отличия, оказывается пропорционально величине самого стимула, т.е. AS = kS. Следует, однако, иметь в виду, что это соотношение справедливо не для всего континуума ощущений, а лишь для его средней части.

Основная проблема такой измерительной процедуры заключается, однако, в том, каким образом рассматривать соотношения между величинами едва заметных различий. Поскольку косвенная процедура шкалирования не предполагает каких-либо способов их сравнения, необходимо сделать произвольное допущение на этот счет. Так, Фехнер предположил, что эти величины не зависят от величины стимула. Это предположение получило название постулата о равенстве едва заметных различий. Введение этого постулата позволило установить характер психофизической зависимости с помощью логарифмической функции.

Другими примерами косвенного шкалирования являются уже упоминавшийся нами метод парных сравнений Тёрстоуна, основанный на сформулированном им законе сравнительных суждений, и аналогичный ему метод сравнительных категорий Торгерсона. Эти методы можно определить как психометрические, в отличие от психофизического метода Фехнера, так как они не требуют соотнесения ощущения с каким-либо физическим признаком шкалируемых объектов.

Наконец, отметим еще несколько методов непрямого шкалирования, получивших довольно широкое распространение в различных отраслях психологии. Это различные варианты метода балльных оценок, метод ранжирования и метод последовательных категорий. Эти методы можно также рассматривать и в качестве методов прямого шкалирования, если задача экспериментатора ограничена построением лишь слабой, порядковой шкалы. Построение интервальной шкалы на основе применения этих методов предполагает исследование частотного распределения оценок разных экспертов или множества повторных оценок одного и того же эксперта и дальнейший перевод полученных данных в значения вероятности. Затем производится трансформация вероятностей распределения в величины стандартного нормального распределения - 2-единицы. Подробнее эти методы будут рассмотрены нами в главе "Методы непрямого шкалирования".

Методами прямого шкалирования принято называть методы, которые в самой своей процедуре обеспечивают построение по меньшей мере интервальной шкалы. Это достигается за счет того, что количественные характеристики измеряемых качеств изначально заданы испытуемому, а сам испытуемый инструктируется так, чтобы провести именно количественное сопоставление объектов оценивания, а не качественное, как в методе балльных оценок, процедура которого весьма напоминает процедуру прямого оценивания.

Например, экспериментатор может попросить испытуемого оценить свои вкусовые ощущения следующим образом: хочу, чтобы вы сообщили мне, насколько сладким вам представляется этот образец, по сравнению со стандартом". Методы прямого шкалирования предполагают, что испытуемый действительно способен осуществить такую оценку. Поэтому никаких специальных процедур трансформации исходных данных, характерных для непрямых методов, данные методы не предполагают. Путь от сырых данных, предоставленных испытуемым, к самой шкале оказывается предельно простым и коротким.

Важным отличием методов прямого шкалирования от уже упомянутых методов балльных оценок, ранжирования, последовательных категорий или парных сравнений, также позволяющих построить интервальную шкалу, является тот факт, что равенство интервалов в случае использования процедур прямого шкалирования устанавливается непосредственно испытуемым в ходе оценивания заданных ему объектов, тогда как косвенные методы предполагают выделение эквивалентных интервалов только на основе анализа частотного распределения ответов испытуемых.

В зависимости от того, какую шкалу позволяют получить методы прямого шкалирования, они подразделяются на интервальные методы и методы величины.

Интервальные методы позволяют устанавливать равенство интервалов. Таким образом, с их помощью можно получить шкалу равных интервалов. Методы величины основаны на сравнении отношений и установлении их эквивалентности. Таким образом, они дают шкалу отношений.

В свою очередь, и те, и другие методы можно разделить на продуктивные и оценочные методы.

Продуктивные методы предполагают, что испытуемые совершают какие-то действия с оцениваемыми объектами. Например, экспериментатор может попросить испытуемого установить величину одного стимула так, чтобы она в два раза превышала величину другого стимула, используемого в качестве эталона. В случае оценочных методов все манипуляции со стимулами выполняет экспериментатор, а испытуемый лишь оценивает свои ощущения. Например, он может сообщить, что новый стимул в два раза больше (ярче, холоднее), чем эталонный, или в полтора раза бледнее, чем эталонный.

Итак, психологическое измерение предполагает выражение психологических особенностей в виде некоторой меры, которая представляет собой значение на шкале. В психологии имеется всего четыре вида шкал, отличающихся по количеству отношений, в которые могут вступать объекты, измеренные с помощью шкалы, и но количеству операций, которые можно производить с этими объектами. Процедуры построения шкал (процедуры шкалирования) предполагают определенный набор правил, в соответствии с которыми строится та или иная шкала. Знание особенностей шкал и правил их построения принципиапьно важно в психологическом исследовании, так как без этого невозможны ни оценка влияния психологических факторов, ни их изменение, ни соотношение друг с другом. Если же измерение проводится с нарушением этих правил, это приведет к искажениям в результатах исследования.

Методы шкалирования - количественное выражение признаков многомерных субъективных оценок в отношении объектов (физических, эстетических, социальных и др.).

Для измерения интенсивности ощущения классическая психофизика пользовалась законом Фсхнера, который выразил количественное отношение между физической и субъективной величинами. Согласно этому закону воспринимаемая интенсивность ощущения пропорциональна логарифму величины стимула. Однако основной психофизический закон формулирует некоторую зависимость между величинами ощущения и раздражителя только для случаев, когда изучаются параметры объекта, относящиеся к характеристике интенсивности (вес, яркость и т.д.). Чаще встречаются сложные объекты, которые имеют несколько признаков, напр. форму, качество и т.п. Такие признаки многомерных объектов, а также целый ряд объектов и явлений эстетического и социального характера, требующие оценки, оказываются вне сферы действия закона Фехнера, но могут быть количественно выражены с помощью методов современной психофизики (С. Стивене, Л. Терстон). Исследования многих авторов показали возможность новыми методами количественно характеризовать любые стимулы.

Всякое правило приписывания чисел определенным сторонам объектов, явлений или событий создает некоторую шкалу. Использование различных приемов в приписывании чисел некоторым свойствам воспринимаемых объектов ведет к получению различных шкал. Получаемые таким путем шкалы называются субъективными (или психологическими) в противоположность физическим шкалам для измерения определенных качеств объектов. Для субъективного шкалирования исследователями применялись как классические психофизические методы (метод средней ошибки, минимальных измерений, постоянных раздражителей), так и новые психологические методы, которые можно разделить на две группы. К первой группе относятся прямые методы : уравнивания интервалов, прямой числовой оценки, парного сравнения, ранжирования. Ко второй группе относятся непрямые методы : фехнеровский метод шкалирования, основанный на едва заметных различиях; шкалы, основанные на равной дисперсии и времени реакций.

Наиболее часто применяемые методы построения субъективных шкал:

  1. Метод прямой субъективной оценки величины стимула с использованием стандартного раздражителя и ряда переменных. Стандарт обозначается некоторым удобным числом (или 1, или 10, или 100). Задача испытуемого - обозначить числами переменные раздражители так, чтобы эти числа отражали величину отношений между стандартным и переменным.
  2. Метод отбора из ряда раздражителей субъективно-половинного или удвоенного раздражителя по сравнению с некоторым исходным стандартным раздражителем, затем половинный или удвоенный по сравнению с только что подобранным раздражителем и т.д.
  3. Метод равных интервалов . Этот метод применяется в том случае, когда к двум данным раздражителям требуется найти третий, который должен находиться посередине между данными раздражителями, т.е. должен столько же отличаться от первого, сколько и от третьего. Можно провести деление дальше: между одним из первоначально данных и найденным раздражителем найти промежуточный.

На основе этих методов разработаны субъективные шкалы для громкости, высоты, длительности звука, для силы болевого раздражения, для веса, яркости, запаха, вкуса, температуры и т.д.

МЕТОДЫ ШКАЛИРОВАНИЯ (англ. methods of scaling) - методы субъективной количественной оценки (измерения) свойств разнообразных объектов (физических, эстетических, социальных, психических и др.).
Для измерения интенсивности ощущения классическая психофизика пользовалась законом Фехнера, который впервые установил количественное отношение между физической и субъективной величинами (т. н. основной психофизический закон). Согласно этому закону, воспринимаемая интенсивность ощущения пропорциональна логарифму величины стимула. Однако основной психофизический закон формулирует некоторую зависимость между величинами ощущения и раздражителя только для случаев, когда изучаются параметры объекта, относящиеся к характеристике интенсивности (вес, яркость и т. д.). Чаще встречаются сложные, многомерные объекты, признаки которых не имеют физических мер. Такие признаки многомерных объектов, а также явлений эстетического и социального характера оказываются вне сферы действия закона Фехнера, но м. б. количественно выражены с помощью методов современной психофизики (С. Стивенс, Л. Терстоун). Исследования многих авторов показали возможность новыми методами количественно характеризовать любые воспринимаемые, представляемые или мыслимые стимулы. К этим методам (которые в отличие от «непрямых» методов классической психофизики называются «прямыми») относятся: уравнивание интервалов, прямая числовая оценка, парное сравнение, ранжирование (о последних 2 методах см. Измерения в психологии).
1. Метод прямой субъективной оценки величины стимула с использованием стандартного раздражителя и ряда переменных. Стандарт (модуль) обозначается некоторым удобным числом (1, 10 или 100). Задача испытуемого - обозначить числами переменные раздражители так, чтобы эти числа отражали величину отношений между стандартным и переменным.
2. Метод отбора из ряда раздражителей субъективно-половинного или удвоенного раздражителя по сравнению с некоторым исходным стандартным раздражителем, затем половинный или удвоенный по сравнению с только что подобранным раздражителем и т. д.
3. Метод равных интервалов. Этот метод применяется в том случае, когда к 2 данным раздражителям требуется найти 3-й, который должен находиться посередине между данными раздражителями, т. е. он субъективно должен настолько же отличаться от 1-го, насколько и от 2-го. Можно провести деление дальше: между одним из первоначально данных и найденным раздражителем найти промежуточный.
На основе этих методов разработаны субъективные шкалы для громкости, высоты, длительности звука, силы болевого раздражения, для веса, яркости, запаха, вкуса, температуры и т. д. Но эти же методы с некоторыми ухищрениями можно использовать для построения субъективных шкал, напр., для произведений живописи или литературы, сказочных персонажей, писателей, городов и т. п. См. также Кроссмодальное сравнение, Шкалирование многомерное, Шкалирование неметрическое.

Психометрические методики

В психологической практике диагностика функциональных состояний чаще всего

проводится на основании оценки успешности выполнения определенного вида

деятельности. При этом анализируются динамика показателей количества, качества и

скорости выполнения задачи, а также лежащие в ее основе изменения соответствующих

психологических функций. В качестве предмета анализа может выступать реальная

трудовая деятельность человека. Основными показателями изменения состояния в этом

случае служат сдвиги количественных и качественных характеристик эффективности

работы, главным образом по их внешним проявлениям. Однако внешние признаки

динамики эффективности труда зависят от множества разнообразных причин, не

имеющих прямого отношения к изменению функционального состояния. Кроме того, для

большого числа профессий эта величина вообще не поддается количественному учету,

хотя задача диагностики состояния остается актуальной. Поэтому основным

психологическим средством диагностики является использование коротких тестовых

испытаний, характеризующих эффективность различных психических процессов при

решении соответствующих поведенческих задач. В этом случае проблема оценки

функционального состояния выступает как типичная психометрическая задача – описать и

количественно оценить происшедшие под влиянием определенных причин (в данном

случае факторов, влияющих на состояние субъекта трудовой деятельности) сдвиги

исследуемых психологических процессов.

Для диагностики состояний может быть использована практически любая из

разработанных в экспериментальной психологии методик, оценивающая эффективность

процессов восприятия, внимания, памяти, мышления и др. К их числу относятся

корректурная проба Бурдона, таблицы Шульте, используемые для характеристики

внимания, комбинационный метод Эббингауза, метод парных ассоциаций, методики

непрерывного счета Крепелина и элементарной шифровки Пьерона – Рузера,

предназначенные для анализа интеллектуальных процессов. Перечисленные тесты в их

многочисленных модификациях широко используются и в современной диагностической

практике. Они считаются достаточно эффективными и составляют основной арсенал

используемых психологами средств.

К типичным психометрическим процедурам следует также отнести тесты

определения абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности в

различных модальностях, определение критической частоты слияния мельканий (КЧСМ),

анализ динамики последовательных образов. Однако наблюдаемым сдвигам этих

психологических показателей чаще всего дается физиологическая интерпретация, и они

ошибочно относятся к другой категории методов.

Так, физиологической нередко считается одна из самых распространенных методик

оценки утомления – КЧСМ.

Изменение функционального состояния сенсорных систем проявляется прежде

всего в изменениях чувствительности. Еще в ранних исследованиях утомления

отмечались факты снижения тактильной и слуховой чувствительности. Динамика порогов

чувствительности наблюдается под влиянием различных факторов. Существенное

воздействие на эти величины оказывают самые разнообразные физико-химические

факторы окружающей среды (от незначительной никотиновой интоксикации до

выраженных изменений содержания кислорода в воздухе и величины атмосферного

давления, продолжительность 0.92 0 Tвыполнения деятельности63

1)Прежде всего задачи, по выполнению которых судят о функциональном

состоянии, как правило, имеют мало общего с реально выполняемой человеком

деятельностью. Отсутствие соответствия между используемыми тестами и содержанием

трудовой деятельности во многих случаях приводит к неудачам при тестировании

функционального состояния. В качестве яркого примера такой неадекватности тестов

можно привести результаты одного исследования, в котором после непрерывной 56-

часовой работы на конвейере у испытуемых не было обнаружено снижения

эффективности выполнения теста. Как замечает К. Камерон, вряд ли этот результат может

быть объяснен мотивационными эффектами – в этом случае пришлось бы говорить о

героических усилиях испытуемых. Это свидетельствует скорее о несоответствии

выбранного приема задачам тестирования и нечувствительности анализируемых

показателей.

2)Другой принципиальный недостаток существующих психометрических методик

тестирования состоит в том, что с их помощью можно оценивать лишь внешнюю

результативность анализируемой функции и, как правило, ничего нельзя сказать о

причинах наблюдаемых изменений. На примере такой широко используемой группы

психометрических тестов, как оценка динамики показателей кратковременного

запоминания, легко продемонстрировать реальное значение этих трудностей.

В многочисленных исследованиях кратковременной памяти, проведенных с

помощью традиционных методик, содержатся данные об относительной устойчивости ее

характеристик при различных неблагоприятных условиях. Даже при экстремальных

нагрузках – резких перепадах температуры, гравитационных перегрузках,

гиподинамическом режиме и т.п.– снижение эффективности кратковременного

запоминания наступает только тогда, когда оно непосредственно не связано с характером

выполняемой деятельности. В то же время ряд авторов отмечают, что утомление и другие

неблагоприятные условия отчетливо сказываются на процессах перевода информации из

кратковременной u1087 памяти в долговременную и извлечении материала из последней. Эти

факты можно интерпретировать как проявления высокой степени автоматизации процесса

кратковременного хранения и сложности его операционной структуры, достаточно гибкой

для обеспечения эффективного запоминания при изменении условий деятельности.

Однако они не позволяют конкретизировать представление о причинах, лежащих в основе

достаточно пестрой картины сдвигов, получаемых с помощью традиционных методик.

Последовательная экспериментальная реализация представлений о

функциональном состоянии как системной реакции, обладающей широкими

адаптационными возможностями, предполагает обращение к анализу механизмов,

определяющих специфику ее проявлений. Соответственно, используемые методические

средства должны обеспечивать возможность получения подобной информации. Один из

наиболее перспективных путей создания адекватных психометрических методик связан с

использованием современных теоретических представлений о функциональной структуре

различных психических процессов.

При попытках описать конкретные механизмы изменения эффективности

исследуемых процессов принципиальную важность имеет знание о типе воздействия

нагрузки. В качестве основных можно выделить два альтернативных предположения.

Первое из них состоит в том, что в условиях воздействия неблагоприятных факторов

происходит общее снижение ресурсов индивида, что приводит к равномерному

ухудшению выполнения самых разнообразных задач. Второе основывается на мнении о

специфичности влияния нагрузки на работу отдельных структур.

О существовании специфичного или локализованного воздействия нагрузки

свидетельствуют результаты многих исследований. Одно из наиболее ярких доказательств

этого предположения получено при анализе работы левого и правого полушарий

головного мозга. Так, было установлено, что если в течение длительного времени

информация адресуется только одному полушарию, то утомление не сказывается на

выполнении задач, связанных с деятельностью другого. Кроме того, левое полушарие,

осуществляющее обработку вербальной информации, менее устойчиво к отрицательному

воздействию нагрузок, чем правое, обеспечивающее пространственно-предметное

описание ситуации.

Подобные данные можно объяснить с помощью трех различных гипотез:

а) под влиянием нагрузки происходят сдвиги во всех структурах, непосредственно

включенных в процесс решения стоящей перед субъектом задачи;

б) нагрузка вызывает генерализованное, но различающееся по степени ухудшение

деятельности самых разнообразных структур, в том числе и включенных в работу;

в) нагрузка вызывает избирательное, но не специфическое по отношению ко всем

особенностям решаемой задачи нарушение определенных структур.

Вероятно, в зависимости от уровня проведения анализа (отдельные нейроны,

физиологические системы, психические процессы) тип воздействия нагрузки может

оказаться различным. В исследованиях, посвященных изучению протекания когнитивных

процессов (селективного внимания, кратковременного запоминания, семантического

кодирования) в условиях воздействия шума, утомления, опасности и других

неблагоприятных факторов, получены данные, подтверждающие правомерность третьей

гипотезы. Отрицательное влияние нагрузок сказывается в нарушениях определенного

типа психологических операций – своеобразных “слабых мест” в обеспечивающей

решение задачи функциональной системе. В связи с этим представляется целесообразным

использование комплекса дифференцированных диагностических методик, позволяющих

получить одновременную оценку характеристик подверженных влиянию нагрузки

элементов системы и их взаимосвязей.

Одним из существенных условий успешности использования психометрических

методик является техническое обеспечение эксперимента. Возможности традиционных

бланковых методик, организованных по типу “карандаш – бумага”, явно недостаточны

для детального анализа структуры исследуемых психических процессов. Использование

аппаратурных методик в диагностических целях предъявляет определенные требования к

унификации технических средств с целью стандартизации условий тестирования. Одним

из наиболее мощных направлений технической рационализации диагностического

процесса является применение ЭВМ. С одной стороны, на базе управляющих ЭВМ

возможно моделирование различных ситуаций для анализа сложноорганизованных

психических процессов в реальном масштабе времени. Этому способствует использование

различного рода дисплеев, с помощью которых осуществляется предъявление качественно

разнообразного и практически не ограниченного по объему стимульного.материала в

широком диапазоне варьируемых временных условий. С другой стороны, при наличии

соответствующего программного обеспечения оказывается возможной полная

автоматизация диагностического эксперимента. Помимо предъявления необходимой

информации ЭВМ может осуществлять регистрацию ответов испытуемых и обработку

данных непосредственно в процессе тестирования. На основе этого может быть получена

экспресс-оценка функционального состояния человека. Формализация процедуры

тестирования дает возможность выбора оптимальных стратегий исследования на основе

адекватных приемов планирования эксперимента и разработки программ адаптивного

типа. В литературе имеются описания программного обеспечения автоматизированных

экспериментов для комплексных психометрических и психофизиологических

исследований.

Однако внедрение ЭВМ в область практических исследований не всегда

оказывается возможным. Тогда на помощь исследователю приходят средства “малой

автоматизации” – портативные установки, специализированные для проведения

тестирования в рамках ограниченного класса психометрических задач в заранее

фиксированной зоне экспериментальных условий, удобные в обращении и пригодные для

транспортировки. В настоящее время уже существуют подобного рода

экспериментальные стенды, предназначенные для реализации различных комплексов

психометрических методик, апробированные как в лабораторных, так и в

производственных условиях.

Методики субъективной оценки

Перспективность применения в диагностических целях субъективных методик

объясняется многообразием проявлений симптоматики различных состояний во

внутренней жизни индивида – от комплекса ощущений усталости до специфических

изменений самоафферентации, возникающих в необычных условиях деятельности.

Несмотря на широко распространенное мнение об информативности субъективных

данных, эта область исследований долгое время находилась вне научной разработки.

Более того, до сих пор, как и 50 лет назад, дискутируется вопрос о принципиальной

возможности привлечения данных самоотчетов для получения достоверной информации.

Действительно, на формирование комплекса субъективных переживаний прямое влияние

оказывают такие факторы, как установка субъекта и его навыки саморефлексии, степень

осознаваемости симптомов и время их проявления, выраженная зависимость от уровня

мотивации, значимость деятельности, личностные особенности человека. Однако, по

справедливому утверждению С. Г. Геллерштейна, субъективные проявления есть не что

иное, как отражение состояния объективных процессов в сознании или ощущениях самого

человека. Исследователь же должен найти адекватный способ анализа этой сферы

проявлений жизнедеятельности. Резюмировать содержание продолжающейся

десятилетиями дискуссии можно словами Б. Мускио, создателя первой субъективной

методики шкалирования утомления: “Имеются самые противоречивые мнения о

возможности использования ощущений усталости в качестве индикаторов утомления,.

однако они отражают скорее неудачные попытки современной психологии нежели

истинное положение дел”.

Параллельно с теоретическими спорами идет интенсивная разработка конкретных

методик субъективной оценки функциональных состояний. Чаще всего в качестве объекта

диагностики выступает утомление. Однако имеются субъективные методики для оценки

состояния монотонии, разных форм тревожности, переживаний стресса.

Разработка данной группы методик шла по пути тщательного изучения

симптоматики исследуемых состояний и выделения двух основных методических

направлений: метода опроса и метода шкалирования субъективных переживаний, которые

в определенном смысле можно рассматривать как последовательные этапы подготовки

диагностического теста.

Опросники

Эта группа методов направлена на выявление качественно разноообразных

переживаний состояния, которые с большей или меньшей легкостью могут быть осознаны

человеком. Выделенные симптомы входят в состав опросника в виде развернутых

словесных формулировок, имеющих вопросную или утвердительную формы.

Количественная оценка или определение степени выраженности каждого признака не

ставится главной целью подобных исследований. Характеристика состояния человека

строится на основе общего числа отмеченных симптомов II анализе их качественного

своеобразия. Отдельные опросники существенно различаются между собой объемом

включенных в иx состав признаков и способами их группировки. Объем опросника может

варьировать от нескольких признаков до нескольких десятков или даже сотен. Общей

тенденцией при разработке современных опросников является стрем.ление к ограничению

списка симптомов, что соответствует требованиям краткости тестового испытания и

простоты количественной обработки. В то же время это предполагает включение в состав

списка наиболее важных, “ключевых” признаков.

Выбор информативных симптомов и их группировка являются основными путями

создания более компактных и надежных опросников. При проведении такой работы

нередко применяются средства многофакторного статистического анализа. В работе С.

Кашиваги при конструировании опросника для оценки утомления использовался

многообразие проявлений утомления можно классифицировать следующим образом:

симптомы слабой активации, слабой мотивации и физической дезинтеграции.

Предполагалось, что две первые группы симптомов являются общими практически для

всех видов труда.

Исходным материалом для построения опросника послужили 48 утверждений,

описывающих различные проявления утомления. Было проведено исследование, в

котором 65 испытуемых с помощью семибалльной шкалы оценивали пригодность каждой

вербальной формулировки для тестирования утомления. На основании факторизации

полученных данных были выделены две группы наиболее информативных симптомов,

объединенных условными названиями “слабая активация” и “слабая мотивация”. В табл. 1

представлено содержание разработанного опросника.

Среди симптомов, включенных в состав опросника, встречаются такие,

присутствие которых трудно оценить самому испытуемому, особенно в условиях

производственного процесса (например, характер выражения глаз и лица). Естественно,

что это вызывает определенные трудности при использовании теста. С другой стороны,

наличие подобных внешне выраженных признаков весьма желательно, поскольку они

открывают возможность объективного контроля за ответами испытуемых.

Таблица 1 Опросник для диагностики утомления С. Кашиваги

“Слабая активация” “Слабая мотивация”

Не готов к работе

Впалые щеки

Избегание разговоров

Мрачное лицо

Безжизненные глаза

Раздражительность

Апатичное лицо

Ошибки в работе

Избегание взгляда

Затруднение в общении

Медлительность

Сонливость

Обеспокоенность другими делами

Бледное лицо

Одеревеневшее лицо

Дрожание пальцев

Неспособность сконцентрировать внимание и слушать

Разработка более совершенных опросников предполагает нахождение

компромиссного решения.

Одно из главных методических затруднений, возникающих при использовании

опросников в диагностических целях, – отсутствие адекватных приемов количественной

оценки получаемых результатов. Суммарная оценка общего числа отмеченных симптомов

– слишком грубый показатель, особенно если при этом не учитывается сравнительная

значимость присутствия того или иного признака. Кроме того, в опросниках обычно не

определяется степень выраженности каждого симптома. Эти недостатки частично

преодолеваются с помощью методик субъективного шкалирования состояния.

Методики субъективного шкалирования состояния . Эта группа методик

предназначена для более тонкой оценки состояния. Испытуемого просят соотнести свои

ощущения с рядом признаков, формулировка каждого из которых максимально сжата.

Они представлены, как правило, либо парой полярных признаков (“устал – не устал”,

“бодрый – вялый”), либо отдельным коротким утверждением (“устал”, “слабость”,

“отдохнувший”). Предполагается, что человек способен оценить степень выраженности

каждого симптома, соотнося интенсивность внутреннего переживания с заданной

оценочной шкалой. В зависимости от формы представления симптома выделяют

биполярные и моно- или униполярные шкалы. В большинстве случаев эти методики

являются модификациями широко используемого в психологии метода семантического

дифференциала Ч. Осгуда.

Серьезной проблемой является поиск оптимальных способов конструирования

самих оценочных шкал. При этом в первую очередь возникает вопрос о размерности

шкал, их форме и способах работы с ними. Обычно применяются шкалы, содержащие

пять, семь или девять градаций. Однако в некоторых случаях их число существенно

увеличивается: так, в одной из работ У. Лундберга и М. Франкенхойзер используется

100-балльная шкала. Достаточно широко распространены неградуированные шкалы – так

называемые “зрительные аналоги оценочных шкал” – и графические шкалы. В этом

случае испытуемым предлагаются отрезки прямых заданного размера, на которых они

отмечают расстояние, субъективно соответствующее интенсивности шкалируемого

переживания.

На фоне такого разнообразия весьма актуальны исследования, посвященные

выбору оптимального типа и размерности шкал. Существует оправданная тенденция к

избеганию избыточной дробности градуальных оценок. В исследовании Маккел-Bii

показано, что точность субъективного шкалирования не изменяется при увеличении числа

градаций на шкале выше пяти, так же как и при переходе к графическим шкалам Л.

Халлстен и Г. Борг отдают предпочтение семибалльным шкалам. Специально

рассматривается вопрос о сравнительной ценности использования биполярных и

монополярных шкал. При этом нередко высказывается мнение о преимуществе

последних.

Разработка субъективных методик выдвигает задачу подбора и унификации

значений слов и выражений, включаемых в состав списка симптомов. Для этого обычно

используется метод Л. Терстоуна. Его реализация предполагает наличие достаточно

обширной группы испытуемых – экспертов, работающих над созданием собственной

шкалы. Первый этап работы состоит в отборе ограниченного количества слов и

выражений, характеризующих критические степени анализируемого состояния, из

обширного списка существующих в каждом u1103 языке словесных формулировок. Затем по

ряду классификаций той же группы экспертов устанавливается порядок расположения

отобранных признаков внутри шкалы. С помощью этого метода разрабатывались и

простые одномерные шкалы оценки утомления (Дж. Макнелли, 1954), и современные

многофакторные методики.

История применения метода шкалирования в области диагностики утомления

началась с работ Б. Мускио и А. Поффенбергера. Последним была предложена

одномерная семибалльная шкала построенная на основании элементарного здравого

смысла. Ее можно встретить и во многих современных исследованиях. Однако чаще при

конструировании шкал исходят из представления о существовании комплекса

разнородных переживаний, соответствующих определенному состоянию. Предполагается,

что такой симптомокомплекс представлен четко различающимися группами признаков,

выраженность которых меняется в зависимости от степени развития состояния.

шкалирования физического утомления. С помощью кластерного анализа из первоначально

отобранного списка симптомов выделялись группы признаков, характеризующиеся

сходством структур корреляционных связей внутри каждой из них и полной

независимостью различных групп. Были выделены три группы признаков: “усталость”

(C1), “нежелание работать” (С2), “мотивация” (Сз). Ниже приведен список симптомов

утомления, включенных в окончательный вариант этого теста (табл. 2). На основании

сопоставления с данными других диагностических методик было показано, что в целом

предложенный тест пригоден для измерения физического утомления. Качественный

анализ состава групп показывает, что в первую из них входят симптомы “органических”

проявлений утомления. Эта группа признаков является самой многочисленнои и четче

всего выделяемой.

Таблица 2. Перечень признаков, включенных в состав теста “Опросник физической

активности”

Признак Гру

Признак Группа

1. Учащение дыхания

2. Боль в мышцах

3. Ощущение

усталости

4.Затруднение дыхания

5.Учащение

сердцебиения

6.Слабость в ногах

7.Истощение сил

8. Дрожь в ногах

9. Сухость во рту

4. 10. Одышка

11. Потливость

13. Желание изменить

характер

деятельности

14. Ощущение

дискомфорта

15. Ощущение свежести

16. Определенность в

действиях

17. Заинтересованность

18. Энергичность

Симптомы группы “нежелание работать” отражают переживания внутреннего

дискомфорта и комплекса негативных эмоций по отношению к выполняемой

деятельности. Хотя общий принцип объединения отобранных симптомов в одну группу

сформулировать довольно трудно, тем не менее статистические проявления их

взаимосвязи обладают высоким постоянством при повторных измерениях. Для группы

признаков “мотивация”, описывающей изменения уровня активации и направленности на

деятельность, характерна сравнительно низкая стабильность результатов. В принципе

диагностическая ценность этой группы симптомов не вызывает сомнений. Ее недостатки

являются скорее следствием не вполне удачного отбора исходного перечня

формулировок.

В рассмотренном исследовании конструирование многофакторной методики

оценки утомления проводилось на основе эмпирических данных: в ходе экспериментов

отбирались наиболее чувствительные признаки, а их классификация и формирование

основных групп осуществлялись с помощью сложных статистических процедур.

Существует и другой путь.

Тест дифференцированной самооценки утомления, предложенный В. А. Доскиным

и соавт., основывается на предварительном выделении основных компонентов

(сокращенно–САН). В оригинальном варианте теста каждая u1080 из них представлена десятью

полярными признаками, степень выраженности которых устанавливается по

семибалльной шкале. При этом подчеркивается, что диагностика состояния основывается

не только на абсолютных оценках каждой из категорий, которые снижаются при

утомлении, но и на показателях их соотношения. У отдохнувшего человека все три

растет их дивергенция за счет большего снижения показателей самочувствия и активности

по сравнению с субъективной оценкой настроения. Такая информация оказывается

полезной для более тонкой дифференциации состояний (рис.7).

Таким образом, основная линия развития методик субъективной оценки связана с

созданием сложных многофакторных тестов, основанных на использовании

современного математического аппарата и обращения к данным, накопленным в

традиционных областях использования шкалирования – субъективной психофизике и

психометрике. Однако методическое совершенствование процедур разработки

субъективных тестов не снимает принципиальной односторонности получаемой с их

помощью информации–оценки состояния с точки зрения самого субъекта. Ее

достоверность должна подкрепляться собираемыми параллельно объективными данными.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры