Н. г

Главная / Бывшие

Полетаев Николай Гурьевич

Полетаев Николай Гурьевич

(1872-1930), один из первых рабочих-социал-демократов. Член Коммунистической партии с 1904. С 1891 токарь на Путиловском заводе, член Бруснева группы, осенью 1892 арестован и выслан из Петербурга. С 1894 вновь на Путиловском заводе, совместно с В. А. Шелгуновым и Е. А. Климановым создал марксистский рабочий кружок, одновременно вошёл в Группу народовольцев. С 1895 член петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В ночь на 9 декабря 1895 арестован, до июня 1897 содержался в Доме предварительного заключения, затем сослан в административном порядке. С июля 1904 вновь в Петербурге, на Путиловском заводе вступил в организацию РСДРП, один из организаторов Путиловской стачки 1905, участник шествия рабочих к Зимнему дворцу 9 января 1905. В октябре 1905 депутат Петербургского совета рабочих депутатов от Путиловского завода, член Исполкома Совета. В декабре 1905 арестован вместе с другими депутатами в помещении Вольного экономического общества, в июне 1906 освобождён под залог (деньги внесли путиловцы). Работал на электромеханическом заводе Глебова за Московской заставой, где создал большевистские группы. В 1907-12 депутат 3 й Государственной думы от рабочей курии Санкт-Петербургской губернии, возглавлял большевистское крыло социал-демократической фракции. Неоднократно выступал на заводах и фабриках Петербурга с отчётами о работе социал-демократических фракций Думы. В 1910 участвовал в организации издания газеты «Звезда» (член редакции), в 1912 - газеты «Правда» (до декабря 1912 официальный издатель). С 1913 служил управляющим на Механическом заводе (до октября 1917), член ПК РСДРП. Через П. шла переписка петербургских большевиков с В. И. Лениным. После Февральской революции участвовал в восстановлении издания «Правды», был заведующим её типографией. В Июльские дни 1917 на квартире П. (Мытнинская улица, 33/19) с вечера 6(19) июля до утра 7(20) июля Ленин скрывался от ареста. В дни Октябрьского вооружённого восстания 1917 участвовал в национализации типографий, выделил лучшие для печатания газеты «Правда» и «Известия». В марте 1918 переехал в Москву.

Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. - М.: Большая Российская Энциклопедия . Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992 .


Смотреть что такое "Полетаев Николай Гурьевич" в других словарях:

    Деятель российского рабочего движения. Член Коммунистической партии с 1904. Родился в крестьянской семье. С 1891 токарь на Путиловском заводе в Петербурге; член кружков …

    Полетаев Николай Гурьевич - (1872—1930), один из первых рабочих—социал демократов. Член Коммунистической партии с 1904. С 1891 токарь на Путиловском заводе, член группы Бруснева, осенью 1892 арестован и выслан из Петербурга. С 1894 вновь на Путиловском заводе,… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    I Полетаев Николай Гурьевич , деятель российского рабочего движения. Член Коммунистической партии с 1904. Родился в крестьянской семье. С 1891 токарь на Путиловском … Большая советская энциклопедия

    1 . Николай Гурьевич (15.IV.1872 23.X.1930) деятель рус. революц. рабочего движения. Чл. Коммунистич. партии с 1904. Из крестьян Костромской губ. С 1891 токарь на Путиловском з де. Входил в группу Бруснева. В 1892 выслан на родину. Вернувшись в… …

    - … Википедия

    В примечаниях даны названия посёлков города, «изменён» приведены современные названия улиц и площадей. Улица Район Примечания 1 Мая просп. Орджоникидзевский 1 Мая ул. Жовтневый изменена на ул. Георгиевская 130 й Таганрогской Дивизии ул.… … Википедия

    Представители с. д. в законодат. учреждении России в 1906 17. Вследствие бойкота революц. партиями выборов в 1 ю Государственную думу (1906) рабочие депутаты прошли в нее непарт. путем. Вначале они входили в состав трудовой фракции, в мае 1906… … Советская историческая энциклопедия

    Приложение к статье Заслуженный механизатор сельского хозяйства Российской Федерации Содержание 1 Республик … Википедия

    Ниже приведён список депутатов избранных 12 декабря 1937 года (1143 депутата), а также доизбранных 24 марта 1940 года (55), 16 июня 1940 года (26), 12 января 1941 года (143) и в феврале 1941 года (28). # А Б В Г Д Е Ё Ж З И К … Википедия

    Приложение к статье Медаль «За спасение погибавших» Содержание 1 Республика Башкортостан … Википедия

Полетаев, Николай Гаврилович

Современный поэт. Род. в Одоеве Тульской губ. Окончил торговую школу. С 17 лет работал конторщиком на железной дороге. В 1918 поступил в литературную студию Московского Пролеткульта. Принадлежал к группе поэтов "Кузница". Печатался с 1918.

За исключением ряда стихов 1918-1919, характерных для поэзии "Кузницы" революционной тематикой и отвлеченной символикой образов, весь первый период творчества П. представляет собой скорбные лирические воспоминания поэта о своем прошлом, протекшем в гнилых подвалах городских домов. Эта лирика П. окрашена в тона пессимизма, выражает настроения тех слоев городской бедноты, которые оторваны от революционной борьбы рабочего класса. Лирический герой П. - подвальный одиночка, чувствующий себя одинаково чуждым и в "каменной морде" города и в деревне ("я посторонний в поле"). Мотивы социального одиночества и бессилия переплетаются у П. с болезненными мечтами о солнце, "о соловьях, которых не слыхал", с грезами о яркой, красивой жизни. Тусклому подвальному миру противопоставляется незыблемое и светлое - мир природы. Контрастное сопоставление этих двух миров, антитеза мечты и действительности определяют собой образный строй стихов П. ("Дождь золотой бьет в голубей, а мы в тоске, а мы в грязи", "крепкая потная, заутюженная жена" и "другая" - "будто пыль цветочная летом, будто на море ясный день"). Перелом в творчестве П. сказался в стихах 1923-1924. В пессимистическую лирику ворвались бодрые, здоровые ноты ("Март на Арбате"). Поэт осознал свою спаянность с пролетариатом, в это время он создал широко известное стихотворение о Ленине - "Портретов Ленина не видно".

Подобно большинству поэтов "Кузницы" П. испытал на себе сильное влияние символистов, сказавшееся на ритмическом и мелодическом строе его стихов. Для образной системы Полетаева характерно сочетание типичных для арсенала символистской поэтики образов ("неизъяснимые огни", "пустота и холод и безмерность", "серебряная дрожь", "пьяная мгла" и т. д.) с простыми, конкретными и реалистическими деталями, которыми особенно богаты стихи о подвальном мире. Отличительная особенность стихов П. - их большая лирическая напряженность и непосредственность. П. принадлежит также ряд рассказов из быта мелких железнодорожных служащих.

Библиография: I. Стихи, изд. Моск. Пролеткульт, М., 1919 (Биб-ка "Горна"); Песня о соловьях, изд. "Кузница", М., 1921; Сломанные заборы, изд. "Кузница", Москва, 1923; Железнодорожники, Рассказы, изд. "Недра", Москва, 1925; Резкий свет, Стихи, 1918-1925, Гиз, М. - Л., 1926; Стихи, кн. I, изд. "Федерация", М., 1930; О соловьях, которых не слыхал, Избр. стихотворения, изд. Моск. т-ва писателей, Москва, 1932; Избранные стихи, Гослитиздат, М., 1935; Статья: О предрассудках в поэзии, "Горн", 1919, кн. IV.

II. Автобиографии: при книжке "Резкий свет" и в ст. "Пролетарские писатели", состав. С. Родовым, под ред. П. Когана, Гиз, М., 1925. Статьи и рецензии: Старчаков А., журн. "На посту", 1923, № 2-3; Якубовский Г., Литературные портреты, Гиз, 1925 (или "Прожектор", 1925, № 15); Асеев Н., "Печать и революция", 1926, июнь; Xейфец M., Николай Полетаев, сб. "Современные писатели", II, под ред. А. Ефремина и И. Кубикова, Гиз, М. - Л., 1927; Михельсон В., "Художественная литература", 1933, № 2 (отзыв о сб. стихов "О соловьях..."); Реформатская Н., Лирическая автобиография, "Художественная литература", 1935, № 5 (Отзыв об "Избранных стихах", М., 1935).

Ш. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М. - Л., 1928.

Н. Реформатская.

{Лит. энц.}

Полета ев, Николай Гаврилович

Род. 1889, ум. 1935. Поэт. Участник литературной группы "Кузница" (1920). Произведения: "Стихи" (сборн. стихотв., 1919), "Песня о соловьях" (сборн. стихотв., 1921), "Сломанные заборы" (сборн. стихотв., 1923), "Резкий свет" (сборн. стихотв., 1926), "О соловьях, которых не слыхал" (сборн. стихотв., 1932) и др.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Полетаев, Николай Гаврилович" в других словарях:

    Николай Полетаев Дата рождения: 24 июля (5 августа) 1889(1889 08 05) Место рождения: Одоев Дата смерти: 16 марта 1935(1935 03 16) (45 лет) … Википедия

    - (1889 1935), русский поэт. Был членом литературной группы «Кузница» (см. КУЗНИЦА) (с 1920). В поэзии мотивы одиночества, воспоминания о городском детстве. Сборники: «Стихи» (1919), «Песня о соловьях» (1921), «Сломанные заборы» (1923), «Резкий… … Энциклопедический словарь

    - (1889 1935) русский поэт. Был членом литературной группы Кузница (с 1920). В поэзии мотивы одиночества, воспоминания о городском детстве. Сборники: Стихи (1919), Песня о соловьях (1921), Сломанные заборы (1923), Резкий свет (1926), О соловьях,… … Большой Энциклопедический словарь

    ПОЛЕТАЕВ Николай Гаврилович - (1889—1935), русский советский поэт. Сб. «Стихи» (1919), «Песня о соловьях» (1921), «Стихи о подвальной жизни» (1929), «Избр. стихи» (1935) и др. Рассказы (кн. «Железнодорожники», 1925).■ Стихотворения, М., 1957 … Литературный энциклопедический словарь

    Полетаев русская фамилия. Известные носители: Полетаев, Анатолий Иванович (род. 1936) баянист, дирижёр; Народный артист СССР. Полетаев, Андрей Владимирович (1952 2010) российский экономист и историк, специалист по социологии знания и… … Википедия

    Николай Гаврилович (1889 1935) современный поэт. Р. в Одоеве Тульской губ. Окончил торговую школу. С 17 лет работал конторщиком на железной дороге. В 1918 поступил в литературную студию Московского Пролеткульта. Принадлежал к группе поэтов… … Литературная энциклопедия

    Список русских советских поэтов включает авторов, писавших по русски на территории Советского Союза с 1920 х по 1980 е гг. главным образом, тех, у кого на этот период пришёлся период наиболее активного творчества (так, в список не включены… … Википедия

    Город (с 1896) в России, Краснодарский край, порт на Чёрном море. Железнодорожная станция. 65,8 тыс. жителей (1998). Машиностроительные, судоремонтные, судомеханические, нефтеперерабатывающие заводы; обувная фабрика; пищевкусовая промышленность.… … Энциклопедический словарь

    Кавалеры ордена Святого Георгия IV класса на букву «П» Список составлен по алфавиту персоналий. Приводятся фамилия, имя, отчество; звание на момент награждения; номер по списку Григоровича Степанова (в скобках номер по списку Судравского);… … Википедия

    - … Википедия

Я видел море, я измерил
Очами жадными его,
Я силы духа моего
Перед лицом его поверил.

А. Полежаев

Портрет Ленина во весь рост будет нарисован, когда нас уже не будет. На нас, современниках его, лежит великая ответственность точно, по возможности фотографически точно, закрепить всякую деталь жизни великого человека, написать все, что знаем, что слышали, что думаем о нем, чтобы дать материал будущим историкам, мыслителям и поэтам.

Поэтому я так рад возможности исполнить свой долг: рассказать, как я его видел, какие мысли, какие чувства возбуждал он во мне и окружающих.

Четыре раза видел я его, и все четыре раза изменялся, усложнялся, вырастал в моем сознании образ этого человека.

Седьмое ноября 1918 года. Красная площадь. Празднование первой годовщины Октября. Ясный осенний день. Косые, холодные лучи солнца как-то особенно резко, особенно отчетливо освещают еще непривычное зрелище: торжественное шествие победивших рабочих, их строгие, серые, сосредоточенные лица, их блистающие победой лохмотья, колыхающиеся над их головами красные знамен на, сверкающие золотыми и серебряными словами.

Я стою у самой трибуны. Сейчас на ней должен стоять и говорить необыкновенный человек, человек, который прогнал с этой площади прежних ее господ: жандармов,: попов, генералов, царей, все гнилое, старое, все, что еще так недавно, по какому-то недоразумению, распоряжалось, господствовало здесь.

Что это за человек? Я уже оставил процессию, я уже смотрю, как на некое зрелище, на пустую красную трибуну.

И все-таки я не заметил, как даже не появился, а каким-то образом очутился на трибуне Ленин.

Еще хлопали, еще кричали, а он уже стоял с открытым ртом, с поднятой правой рукой, он уже говорил. Таи вот - говорящим, жестикулирующим, двигающимся и остался он навсегда в моей памяти.

Наружность его была обыкновенна и скромна, но как-то блистательно обыкновенна и скромна, говорил он без всяких внешних признаков пафоса, просто, немного крикливо, звонко и отчетливо, как будто спешил, как будто волновался. Он не старался говорить красиво. Он говорил так, как течет река. Она ведь мало беспокоится о том, красив ли блеск ее волн на солнце, мелодичен ли ее шум. Ей нужно течь. Ему нужно говорить, говорить о самых, по его мнению, обыкновенных вещах: о европейской, о мировой революции. Только одно различие с рекой: река не спешит, в ее беге нет нетерпения, а он весь нетерпение, огонь, пожар. Ему как будто мало того, что он сделал, ему нужно сейчас же, непременно сейчас, перевернуть, перекувырнуть всю землю, чтобы разгорелась она огнем коммунизма, который сжигает его. Оттого он там и бегает по трибуне, оттого он так и машет и правой и левой рукой. И вот еще что поразило меня: он весь в движении, он весь нетерпение, и в то же время на этой красной пустой трибуне он выглядит каким-то памятником, монументом: как будто новый род искусства создал - двигающийся монумент.

Итак, еще раз: в его речи нет признаков пафоса, но этот пафос сжигает его, этот пафос насквозь прожигает окружающих, в его наружности нет ничего величавого, она очень скромна, даже сера, эта наружность, но эта серость блещет блеском прокаленной стали, эта скромность озарена огнем и кровью величайшей из революций. Когда он ушел с трибуны, я ничего не видел и ничего не хотел больше видеть.

Еще о наружности Ленина: я не знаю, имеет ли какое значение, что у него был огромный выпуклый лоб и большая лысина. Что он был плотный, сутуловатый, короткошеий, среднего роста, что лицо у него было сероватое, в широких и глубоких морщинах, что он очень часто и очень искренне усмехался, что он неправильно выговаривал букву Р, что поношенный костюм как бы прирос к нему, казался неотделимым.

Второй раз я видел Ленина в редкой и неожиданной для меня обстановке: на концерте, устроенном московским Пролеткультом; концерт был как концерт, и не только Ленина, даже меня не очень интересовал. Публика же была наша, пролеткультовская. Ленин пришел с женой и совершенно неожиданно для всех. Сели они, не помню в каком ряду, но где-то посредине зала и недалеко от меня. Если бы не знали, что это Ленин, никто бы не подумал, что тут сидят люди, дело которых перейдет в века. Всякий сказал бы, что это очень скромная, очень милая, пожилая чета: вероятно, он учитель, вероятно, оба идеалисты-народники этак семидесятых или восьмидесятых годов.

Пока Ленин сидел, я заметил, что он, как это ни странно, не привык, чтобы на него смотрели, не мог сидеть спокойно и в смущении как-то нетерпеливо двигался, насколько позволяли обстоятельства. Когда номер кончился, Ленин раньше всех, торопливо захлопал, приподняв руки выше, чем это нужно.

И опять я не заметил, как он очутился на трибуне...

Всякий бы другой на его месте... при такой обстановке, сказал бы несколько слов об искусстве, о его значении, или что-либо подходящее к моменту, чтобы потом перейти на главное. Ленин же сразу без всяких предисловий заговорил о том, что нужно ему, что поглощает его: о близости мировой революции, о Красной Армии, о том, что рабочая молодежь должна идти в командный состав, должна идти в деревню добывать хлеб для Красной Армии, о том, что мы победим, не можем не победить.

Небольшими, нервными короткими руками он словно уже держал эту мировую революцию, вертел ее в них, в ней не было уже никакого сомнения. И весь зал, все молодые возбужденные лица как-то побледнели, все съежились перед этой небольшой, скромной, немного мешковатой фигурой.

Третий раз. Железнодорожная конференция. Белые наступают, уже где-то близко. Настроение подавленное, усталое. Говорит Красин. Красивая, благородная фигура этого пожилого, серьезного человека благотворно и успокаивающе действует на аудиторию, но чего-то недостает, чего-то освежающего, близкого.

И опять волнуется, спешит, говорит Ленин. Совершенно не помню, о чем он говорил, но - словно окно открыли в душной комнате больного, словно сын у матери выздоровел, словно коммунизм уже наступил и разгорелся, разблистался в угрюмом каменном здании. Все чувствуют, что никогда, ни за что, ни под каким видом никакие Деникины, никакие Ллойд-Джорджи, ну никто никогда не свалит, не победит этого человека в коротком пиджаке.

Последний раз я видел Ленина у нас на Брянском вокзале. Это было в самое голодное время. Мы отправляли рабочих в южные губернии для того, чтобы они там в бывших помещичьих имениях заводили свои советские хозяйства. Был мягкий весенний вечер. Около сотни железнодорожников столпились у открытой воинской платформы и терпеливо, хлюпая в лужах худыми ботинками, ждали Ленина.

На платформе сидели на своих корзинах, сундучках, узлах отправляемые: их было вагона на четыре, на пять, с женами, с ребятами. Бледные, голодные, измученные, встревоженные внезапной переменой всех своих жизненных привычек, они тоже ждали Ленина. И он явился. Я никогда еще не видел его таким. На этот раз он был как-то тих, строг, сосредоточен и даже как будто спокоен. Он не подделывался к голодным людям, которым грозила неизвестность. Без всякой рисовки, без всякой напускной жалости, сурово и просто он говорил этим людям, что город голодает, что в городе делать нечего, о том, что деревня, Россия, нуждаются в работниках, нуждаются в культуре, что им предстоит там на новом месте трудная ответственная работа, и потом опять о ней, о единственной, о мировой революции, о том, что мы победим, что мы не можем не победить.

И в мягком ласкающем свете вечерней весенней зари я видел блистание слез на серых измученных лицах рабочих и понял, что эти люди пойдут всюду, куда их пошлет этот сутулый, невысокий, крепкий, как скала, человек в кепке, потому что посылает он их в неизвестность не для себя, а для светозарного коммунистического будущего, о котором человечество грезит целые века и к которому он приблизил его - как никто.

Больше я не видел Ленина, но и того, что я видел, хватит на всю мою жизнь.

«Рабочий журнал», № 1, ГИЗ, 1924, стр. 81-85.

Современный поэт. Род. в Одоеве Тульской губ. Окончил торговую школу. С 17 лет работал конторщиком на железной дороге.

В 1918 поступил в литературную студию Московского Пролеткульта.

Принадлежал к группе поэтов "Кузница". Печатался с 1918. За исключением ряда стихов 1918-1919, характерных для поэзии "Кузницы" революционной тематикой и отвлеченной символикой образов, весь первый период творчества П. представляет собой скорбные лирические воспоминания поэта о своем прошлом, протекшем в гнилых подвалах городских домов. Эта лирика П. окрашена в тона пессимизма, выражает настроения тех слоев городской бедноты, которые оторваны от революционной борьбы рабочего класса.

Лирический герой П. - подвальный одиночка, чувствующий себя одинаково чуждым и в "каменной морде" города и в деревне ("я посторонний в поле"). Мотивы социального одиночества и бессилия переплетаются у П. с болезненными мечтами о солнце, "о соловьях, которых не слыхал", с грезами о яркой, красивой жизни. Тусклому подвальному миру противопоставляется незыблемое и светлое - мир природы.

Контрастное сопоставление этих двух миров, антитеза мечты и действительности определяют собой образный строй стихов П. ("Дождь золотой бьет в голубей, а мы в тоске, а мы в грязи", "крепкая потная, заутюженная жена" и "другая" - "будто пыль цветочная летом, будто на море ясный день"). Перелом в творчестве П. сказался в стихах 1923-1924. В пессимистическую лирику ворвались бодрые, здоровые ноты ("Март на Арбате"). Поэт осознал свою спаянность с пролетариатом, в это время он создал широко известное стихотворение о Ленине - "Портретов Ленина не видно". Подобно большинству поэтов "Кузницы" П. испытал на себе сильное влияние символистов, сказавшееся на ритмическом и мелодическом строе его стихов.

Для образной системы Полетаева характерно сочетание типичных для арсенала символистской поэтики образов ("неизъяснимые огни", "пустота и холод и безмерность", "серебряная дрожь", "пьяная мгла" и т. д.) с простыми, конкретными и реалистическими деталями, которыми особенно богаты стихи о подвальном мире. Отличительная особенность стихов П. - их большая лирическая напряженность и непосредственность.

П. принадлежит также ряд рассказов из быта мелких железнодорожных служащих.

Библиография: I. Стихи, изд. Моск. Пролеткульт, М., 1919 (Биб-ка "Горна"); Песня о соловьях, изд. "Кузница", М., 1921; Сломанные заборы, изд. "Кузница", Москва, 1923; Железнодорожники, Рассказы, изд. "Недра", Москва, 1925; Резкий свет, Стихи, 1918-1925, Гиз, М. - Л., 1926; Стихи, кн. I, изд. "Федерация", М., 1930; О соловьях, которых не слыхал, Избр. стихотворения, изд. Моск. т-ва писателей, Москва, 1932; Избранные стихи, Гослитиздат, М., 1935; Статья: О предрассудках в поэзии, "Горн", 1919, кн. IV. II. Автобиографии: при книжке "Резкий свет" и в ст. "Пролетарские писатели", состав.

С. Родовым, под ред. П. Когана, Гиз, М., 1925. Статьи и рецензии: Старчаков А., журн. "На посту", 1923, № 2-3; Якубовский Г., Литературные портреты, Гиз, 1925 (или "Прожектор", 1925, № 15); Асеев Н., "Печать и революция", 1926, июнь; Xейфец M., Николай Полетаев, сб. "Современные писатели", II, под ред. А. Ефремина и И. Кубикова, Гиз, М. - Л., 1927; Михельсон В., "Художественная литература", 1933, № 2 (отзыв о сб. стихов "О соловьях..."); Реформатская Н., Лирическая автобиография, "Художественная литература", 1935, № 5 (Отзыв об "Избранных стихах", М., 1935). Ш. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М. - Л., 1928. Н. Реформатская. {Лит. энц.} Полетаев, Николай Гаврилович Род. 1889, ум. 1935. Поэт. Участник литературной группы "Кузница" (1920). Произведения: "Стихи" (сборн. стихотв., 1919), "Песня о соловьях" (сборн. стихотв., 1921), "Сломанные заборы" (сборн. стихотв., 1923), "Резкий свет" (сборн. стихотв., 1926), "О соловьях, которых не слыхал" (сборн. стихотв., 1932) и др.

Полетаев Николай Гаврилович - поэт.

Детские годы Полетаев прошли в стенах Старо-Екатерининской больницы в Москве, где мать работала сиделкой. Получив начальное образование, будущий поэт окончил торговую школу Алексеевых, а затем с 1905 работал на Брянской железной дороге на низких служебных должностях (конторщик, табельщик и т.п.). Опыт этих лет потом отразится в сборник рассказов Полетаева «Железнодорожники» (1925). Полетаев принял участие в забастовках 1906, и не случайно в 1917 его избирают членом комитета Брянского вокзала. После большевистского переворота Полетаев принимает активное участие в работе Пролеткульта, а затем «Кузницы» (с 1920).

«Зуд к писательству у меня всегда был,- сообщал он в автобиографии,- но я так уважал человеческое слово, что писать и печатать с 1907 по 1917 г. не мог. Я знал, что я буду не нужен: тогда читали Арцыбашева, Вербицкую и др.» (Пролетарские поэты первых лет советской эпохи. С.537). Первое стихотворение Полетаев опубликовал в газете «Известия» от 6 нояб. 1918. В дальнейшем печатался в журнале «Кузница», «Гудки», «Горн», «Творчество» и др. Будучи тесно связанным с пролеткультовцами, Полетаев резко выделялся из их среды. Характерно название третьего сборника его стихов - «Сломанные заборы» (1923) (до того вышли «Стихи», 1919; «Песня о соловьях», 1921). Своей будничностью оно контрастирует как с космическим размахом В.Кириллова (сборник «Зори грядущего»), так и с «индустриализмом» М.Герасимова (сборник «Железные цветы»). Его герой - не кирилловский Железный Мессия, гордо шествующий «в шуме проводов, в блеске машин, / В сиянии солнц электрических», не герасимовский «победитель», уже воздвигнувший «на каналах Марса / Дворец Свободы Мировой», а человек с искалеченной судьбой, выбирающийся из подвала на свежий воздух, к новой жизни. «Детство и юность в подвалах, в сырости и сирости, в пропаде, в недоедании, в соседстве с задворками и мусорными ямами, в плесени и пыли, без солнца и трав. О подвалах, о злой чахотке слагает свои песни Н.Полетаев. "А я хочу вам спеть о соловьях, которых не слыхал"»,- констатировал в свое время А. Воронский и добавлял, что «Песня о соловьях» «вполне пригодна для хрестоматий нового типа» (Воронский А. Искусство видеть мир. М., 1987. С.420). Сам же поэт определял свою творческую позицию так: «В глубоком омуте, на голубых полях, / Где муть яснится, шум утих, / На тихих, на безветренных полях / Родится, и цветет, и зреет стих. / Но чтоб его из глуби той достать, / Я долго жду, пока утихнет омут./ И опускаюсь я в немую гладь, / Куда лучу не проглядеть дневному» («Мой стих», 1922). В отличие от многих максималистов Пролеткульта уже в 1919 Полетаев понимал, что «шагом медленным и трудным / Нам предназначено пройти» («Морозом искристым овьюжен...»). На этом пути помогают и романтический идеал детства («Песня о соловьях», 1921; «Одоевские розы», 1923, и др.), и врожденное эстетическое чувство, дарующее способность находить прекрасное в безобразном («Как дорога мне, как цветиста плесень / На потолке и по углам дыры» - «Пусть дождь идет, пусть листья мокнут зябко...», 1922), и даже та особая чувствительность, которая свойственна болезненному человеку («Всю зиму мучил дым и страх / Гнилушкою светиться в морге, / И вдруг - обои все в цветах, / Лучи, как дома, по каморке» - «Выздоровление», 1921). Символом выздоровления стал у П. образ весны, лейтмотивом проходящий сквозь все его творчество («В мою угрюмую берлогу...», «Горят все в золоте ручьи...», «Эй, солнышко, здорово будь!..», «Всю ночь весенняя вода...», «Предвесеннее», «Веселый день! Горячий день!..», «Весенние лужи» и многие другие). Причем символика Полетаева лишена метафизической абстрактности, зато полна эмоциональных нюансов. Психологическая достоверность - вот что отличало лирику поэта. Не случайно среди творческих наставников Полетаева называли и Есенина, и Пастернака, и А.Белого.

Стихи Полетаева на собственно революционную тему лишены помпезности и выспренности. Символика красного цвета в революционной поэзии была широко распространена и, как правило, несла восторженное чувство. А в стихотворении Полетаева «Красная площадь» (7 нояб. 1918) этот цвет вписывается в богатую цветовую и звуковую гамму: здесь «знамен кровавых колыханье / На бледно-сизых небесах, / Их слов серебряных блистанье / В холодных и косых лучах». Восторженность уступает место суровой сосредоточенности, вбирающей в себя и «строгость бледно-серых лиц», и грозное гудение аэропланов. И в раскрытии образа Ленина Полетаев выделился именно сдержанностью поэтической манеры, начисто лишенной распространенной тогда аффектации («Портретов Ленина не видно...», 1923).

Во второй половине 1920-х Полетаев переключается на литературно-редакторскую работу. Он становится членом редколлегий ж. «Октябрь» (1927-28), «Рост» (1930). Выпускает новые книги стихов: «Резкий свет» (1926), «Стихи. Книга первая» (1930), «О соловьях, которых не слыхал» (1932), но они успеха не имеют.

В обстановке 1930-х болезнь Полетаева усиливается, что приводит его к кончине.

Г.В.Филиппов

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 88-89.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Избранные стихи. М., 1938;

Стихотворения. М., 1957;

Стихотворения // Пролетарские поэты первых лет советской эпохи. Л., 1969. (Б-ка поэта. Б. серия).

Литература:

Якубовский Г. Николай Полетаев // Литературные портреты: Писатели «Кузницы». М.; Л., 1926;

Зелинский К. О поэзии Николая Полетаева // Октябрь. 1947. №11;

Асеев Н. Николай Полетаев // Асеев Н. Зачем и кому нужна поэзия. М., 1961;

Сныткин М. Н.Г.Полетаев. М., 1962.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры