Поговорка запретный плод сладок. Запретный плод - почему он всегда сладок

Главная / Бывшие
Запретный плод сладок (дорог) — ценится только то, что достается с трудом, с преодолением сопротивления, припятствий и в материальной жизни, и в духовной, и в отношениях между людьми. Появлением фразеологизм обязан восходящей к шумерскому эпосу библейской легенде о жизни в раю первых людей; искушение .

Происхождение выражения «запретный плод сладок»

Согласно Книги Бытия Бог расположил рай, или иначе, сад Эдем на востоке: «Из Эдема выходила река для орошения сада; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Пишон (Фисон): она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон (Геон): она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель (Тигр): она протекает пред Ассириею. Четвёртая река Прат (Евфрат)» (Быт.2:10-14). В саду он поселил первых людей Адама и Еву. Бог разрешил им пользоваться всеми плодами растущих в саду деревьев, кроме плодов дерева жизни и дерева познания добра и зла. Видимо этот запрет и распылил воображение Евы, и заставил её задаться «вечным» столь разлагающим общество и вместе с тем двигающим его вперед вопросом «Почему». А тут ещё змей-искуситель, живущий в том же саду рядом с людьми, нашептал Еве мысль что, мол, если она отведает плода с дерева познания, ничего ей за то не будет, но мудростью она достанет бога. Ева послушалась змея, да ещё уговорила последовать её примеру Адама. Бог страшно разгневался. Змея он приговорил вечно ползать по земле и быть всеми презираемым, Еву — в муках рожать детей и жить в подчинении мужчине, Адама — бесконечно работать в поте лица в заботе о хлебе насущном. После чего изгнал грешников из рая.

Философ и богослов Моше бен Маймон (Рамбам) провозгласил легенду о поведении первых людей в Раю уроком того, что
- неповиновение Творцу, оборачивается против человека
- грех не может быть «мелким»
- человеку дана свобода выбора

Аналоги поговорки «запретный плод сладок»

  • Воды краденые сладки и утаенный хлеб приятен
  • Приедчив некраденый кусок
  • На запретный товар весь базар (кидается)

Синонимы словосочетания «запретный плод»

  • Искушение
  • Испытание
  • Соблазн
  • Прельщение
  • Вожделение

Применение выражения «запретный плод сладок» в литературе

- «Ах, Марго, — смеялся я, — тебя все- таки больше волнует не суть, а тайное соучастие!.. Запретный плод слаще… висеть на волоске — одно удовольствие, если знать, что он не оборвется» (Б. Окуджава «Путешествие дилетантов»)
- «Разрешение — к добру, запрет — к гибели. Какой плод сладок-то? В том и штука, что запретный, это тебе не «Краткий курс», это — Библия» (Ю. Семенов «Тайны Кутузовского проспекта»)
- «Чем яростнее фра Филиппо нападал на Катулла, тем сильнее разжигал аппетиты публики. Запретный плод, как известно слаще разрешённого, и Катулл превратился в последний писк моды в Венеции» (М. Ловрик «Венецианский бархат»)
- «О люди! все похожи вы На прародительницу Еву: Что вам дано, то не влечет; Вас непременно змий зовет К себе, таинственному древу; Запретный плод вам подавай, А без него вам рай не рай»
(А. Пушкин «Евгений Онегин»)

Людям хорошо известно, что запретный плод слаще, но вот почему мало кто задумывается. Поэтому мы решили детально разобраться в этом вопросе.

История вопроса. Библейский миф

Всем верующим или интересующимся религией людям известно, что жили, не тужили праотец и праматерь человеческого рода в раю, но потом неожиданно. Подговорила Ева Адама и откусили они от древа познания добра и зла, хотя им Отец Небесный еще раньше сказал: «Ешьте со всех деревьев, кроме древа познания». Но и тогда и сейчас запретный плод слаще разрешенных, и не выдержали люди.

Кроме Бога, был и дьявол

Правда, было там еще одно действующее лицо, без которого в повествовании не обойтись, а именно дьявол в образе змея. Он-то и нашептал Еве о вкусности запретного плода, а женщина в свою очередь рассказала об этом Адаму. Сначала наша праматерь попробовала, а потом и праотец. Вот такая грустная история.

В любом случае с тех, пор и говорится, что запретный плод сладок. Значение фразеологизма нетрудно разгадать: когда что-то запрещается, то именно это и хочется вкусить больше всего. Психологический механизм будет рассмотрен позднее. Есть более интересный вопрос, зачем Господь поместил в раю то дерево, чьи плоды могут положить конец беспроблемному существованию человека. Есть одна еретическая версия, что Бог и дьявол в этой истории действовали заодно, Бог хотел отдать человеку его свободу. Он не хотел быть владыкой, он хотел свободного выбора человека в пользу веры.

На самом деле об эту историю, хоть она и кажется простой, уже столько копий сломано и букв исписано, что ни в сказке сказать ни пером начертать. Этот миф жутко парадоксальный и глубокий. Слово «жуткий» здесь употребляется в своем прямом значении. Однако, мы заговорились. Переходим к повседневным примерам, почему и когда запретный плод сладок. Значение будет ясно из контекста.

Алкоголь, наркотики и случайные связи

Может показаться, что статья приобретает остросоциальный характер. На самом деле все эти явления связаны неразрывно с рассматриваемым уже почти народным афоризмом.

Все родители, как огня, бояться того, что их ребенок (все равно сын или дочь) попробует запрещенные вещества. Правда, здесь надо оговориться, что алкоголь не является противозаконным, а иногда жаль, учитывая то, сколько страна Россия потребляет в год спирта. Мы впереди планеты всей. Сомнительное, надо сказать, главенство.

Тем не менее, родители опасаются, что их чадо попадает в лапы зеленого змия, а может быть и того хуже - предпочтет шаманские пляски с наркотическими веществами. В довершение, как вишенка на торте, венчает все это страх случайных сексуальных связей.

А знаете, что происходит с подростом, когда теряет бдительность? Конечно, он ввергается в пучину сомнительного наркотического наслаждения. Кстати, сказать, секс - тоже своего рода наркотик, но менее вредный, чем алкоголь и незаконные препараты. Первый вопрос возникает, почему? Ответ потому что запретный плод слаще.

Психологический механизм

Это интересно и имеет прямое отношение к сущности вопроса. Обычно в лексиконе родителей при воспитании доминирует слово «Нельзя». Нельзя то, нельзя это и прочее. Всем это хорошо известно. На такое положение вещей еще накладывается и то, что в данный момент в России терпит кризис институт отцовства. Проще говоря, детей воспитывают только женщины, а это не очень хорошо, ибо основным агентом норм и правил общества выступает в семье отец. Но у России сейчас с этим напряженка, потому что отцы либо работают с утра до ночи - обеспечивают семью и их не бывает дома, либо они просто исчезают после появления ребенка на свет. Ни то, ни то благотворно не сказывается на развитии человека.

А большинство матерей (да и что там греха таить отцов тоже) предпочитают не объяснять свои решения и спускать их сверху, директивно - без комментариев. В итоге у человека формируется стойкое ощущение, что, как ни крути, а запретный плод слаще. И совершенно неважно, какие у всего этого будут последствия. Человеку прежде всего хочется заявить о своих правах и сказать: «Я есть!» Его можно понять.

Противоядие против «плохого» поведения подростка

Как подобной манифестации избежать? Очень просто. Показать подростку горькие плоды того, почему алкоголь, героин и случайные половые связи - это плохо. Поверьте, визуальный ряд действует сильнее слов. Кроме того, материал, который можно при желании отыскать, это не родительские измышления, а реальные сломанные судьбы. И человек будет понимать: да, запретный плод всегда сладок (значение тут однозначно), но внутри нектара есть и горечь, а именно последствия, ответственность за свои поступки. Однако не будет о грустном.

Автор афоризма Овидий и его продолжатель Оскар Уайльд

Чуть раньше мы сказали, что эта мудрость народная, и это почти правда. В том смысле, что некоторое литературное произведение настолько шикарно, что оно уходит в народ почти полностью, и о происхождении тех или иных цитат знают только специалисты. Так и в нашем случае, но пора отрыть карты. Фразеологизм «запретный плод сладок» впервые встречается, согласно словарю, в творчестве Овидия.

Есть и интересная интерпретация сладкого плода. Она встречается в известнейшем произведении Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Там один очень циничный персонаж так и сыпет афоризмами. Речь, разумеется, о лорде Генри. Среди прочего он говорит: «Единственный способ справиться с искушением, уступить ему». Несмотря на парадоксальность такой мысли, она имеет некоторые плюсы.

Например, человек в раннем возрасте случайно или намеренно попробовал алкоголь, и у него осталось стойкое отвращение к нему. С наркотиками та же история. Но тут, безусловно, можно пробовать только легкие, с тяжелых трудно отказаться даже после первое раза.

Кто-то скажет, что это опасная система воспитания. Конечно, опасная. Но все время запрещать ничуть не менее опасно. Вообще, безопасна только смерть. Вот там, за порогом, уже точно ничего не случается.

Так или иначе, но мы выяснили много интересных и познавательных вещей. Теперь читатель без труда ответит на вопрос, «запретный плод сладок», кто сказал? Помимо прочего, стало ясно, что «жизнь сложная штука» и неизвестно как нам отзовется наше слово или действия. Такие дела, как говорил

Ни для кого не секрет, что запрещенное и недоступное всегда привлекает, манит, кажется самым лучшим.

«Запретный плод сладок», - принято говорить в таких случаях. Это распространенное выражение известно любому школьнику, а о том, что его история уходит корнями к праотцу и праматери рода людского, догадается любой, кто хотя бы поверхностно знаком с Библией.

Древняя легенда

О том, что запретный плод слаще любого из разрешенных, смекнули еще первые люди. Несмотря на строгий запрет небесного Отца и даже невзирая на грозящие кары, они не смогли удержаться от соблазна. Разумеется, древняя легенда глубже и сложнее, чем может показаться. В ней и противостояние искушению, и свобода выбора, и осознание ответственности за совершенное, и непреодолимое стремление к познанию. Эта история учит пониманию того, что грех не может быть большим или маленьким - любое нарушение заповеди Бога влечет тяжкие последствия. И каким бы ни был выбор человека, отвечать придется ему самому, свалить вину на искусителя не удастся.

Запретный плод в литературе

Образ особенного яблока нередко фигурирует в произведениях писателей и поэтов. Детская сказка о Белоснежке напоминает: прекрасный плод может таить яд. Вот так и в жизни: поддаваясь соблазну, нужно помнить об опасностях.

В произведении «Портрет Дориана Грея» Лорд Генри уверяет, что единственный способ справиться с любым искушением - это уступить, поддаться ему, вкусить запретный плод.

В поэме «Евгений Онегин» Пушкин вкладывает в уста своего героя слова о том, что женщине и рай не рай без искусителя и запретного плода.

Булат Окуджава в произведении «Путешествие дилетантов» тоже касается этой темы. По словам одного из героев, висение на волоске и хождение по краю некоторым приносят неописуемое удовольствие. Его герой так и говорит: «Запретный плод всегда сладок!».

Подобных примеров множество. Ведь человеческой природе на самом деле свойственно мечтать о запретном.

Примеры из жизни

А как обстоят дела с реальной жизнью? Наверняка каждый знает несколько историй, когда нестерпимо хотелось того, чего нельзя. Чем строже запрет, тем запретный плод слаще. Спросите любого аллергика, чего ему хочется больше всего, и наверняка он первую очередь упомянет о противопоказанных продуктах.

А те, кто застал времена железного занавеса, конечно, помнят о манящих заграничных товарах. Были ли они лучше отечественных? Об этом вряд ли знало так уж много людей, ведь возможность сравнить была лишь у избранных. Но даже конфетка с иностранными буквами на обертке казалась настоящим чудом. А тому счастливчику, которому довелось попробовать заморское лакомство, оно наверняка казалось слаще.

Стоит упомянуть и близкие по значению поговорки, ведь не так уж одинока в своем роде фраза «запретный плод сладок». Значение этого выражения помогут понять его родственные слова :

  • соблазн;
  • искушение;
  • прельщение.

А эти выражения употребляются не так уж часто, но в них вложен тот же смысл:

  • Некраденый кусок приедчив.
  • Воды краденые сладки, утаенный хлеб приятен.
  • На запретный товар (бросается) весь базар.

Подводя итог, стоит отметить следующее. Нельзя забывать, что запретный плод слаще, но при этом необходимо осознавать всю ответственность за сделанный выбор. Жажда приключений и познания нового может привести не только к научным открытиям, самосовершенствованию, преодолению преград и установлению новых рекордов. Есть у стремления к запретному и обратная сторона (к примеру, эксперименты с алкоголем, наркотиками, опасными развлечениями). И только от самого человека зависит, какой путь он предпочтет и каким будет его личный запретный плод.

Запретный плод сладок (дорог) - означает, что только то, что достаётся человеку с большим трудом представляет для него особенную ценность. Это может происходить, как преодоление препятствий в отношении между людьми, в духовной и материальной жизни. Историки утверждают, что эта поговорка своими корнями уходит глубоко в прошлое и впервые упоминается в Библии. В этой легенде рассказывается о жизни первых людей в райских кущах, об искушении дьяволом.

Происхождение пословицы "запретный плод сладок"

В священной для всех христиан Книге Бытия господь разместил Эдемский сад, или как его ещё называют Рай на востоке.
"Из сада Эдемского вытекала бурный поток для питания сада, а потом он разделялся на четыре небольших реки. Одну из них называют Фисон (Пишон). Она течёт по всей области Хавила, то где добывают золото, и земля там плодородна; там камень оникс и бдолах. Вторая река носит название Геон (Гихон): она снабжает водой древнюю землю Куш. Третью же реку назвали Тигр (Хиддекель), она течёт рядом с Ассирией. Имя четвёртой реки Ефрат (Прат) " (Книга Бытия 2:10-14)

Господь создал прекрасное место для жизни людей и отправил туда первых поселенцев. Он выработал для них особые правила. Можно было использовать любое растение или плод по своему усмотрению, но запрещалось срывать фрукты с древа познания. Женщина по имени Ева была очень любопытной, впрочем, как и все дамы. Ей не давала покоя идея, сорвать и попробовать плод с древа добра и зла. Она бы наверное так и не решилась отведать столь дивный плод, когда на свою беду встретила змея-искусителя, который стал нашёптывать ей мысль, что неплохо бы попробовать наконец это чудо. Он уверял её, что Бог ничего не заметит, а если и заметит, то ничего плохого ей не сделает. Зато в итоге она станет очень мудрой. В итоге она уговорила своего друга Адама и они вместе сорвали фрукты с этого таинственного дерева. Однако им это не сошло с рук, Господь оказался на редкость злопамятным парнем. Змея была приговорена вечно ползать по земле, Еве - рожать детей в сильных муках, а её любимый Адам приговаривался к вечной работе в поте лица своего, чтобы не умереть с голоду. После оглашения приговора грешники были изгнаны из Эдемского сада.

Рамбам (Моше бен Маймон) стал трактовать сказку о плохом поведении самых первых людей в Эдемском саду уроком того, что:

  • людям даётся свобода выбора;
  • грех не может быть "маленьким";
  • неповиновение Богу, может обернуться большими неприятностями для человека.

"Запретный плод" синонимы выражения

Прельщение;

Испытание;

Вожделение;

Соблазн;

Искушение.

Использование фразеологизма "запретный плод сладок" в литературе

"О женщины! - все вы напоминаете свою прародительницу Еву. Что у вас есть, вам не интересно, вас постоянно зовёт к себе змей искуситель, подавай вам Запретный плод, А без него вам и рай не рай" ("Евгений Онегин" А. Пушкин)

"Чем отчаянней фра Филиппо наседал на Катулла, тем больше хотелось почтенной публике. Как известно запретный плод гораздо вкуснее разрешённого, и Катулл стал последним писком венецианской моды" ("Венецианский бархат" М. Ловрик)

"Запрет к гибели, а разрешение к добру. Какой плод тебе сладок? Скорее всего запретный, ведь это не "Краткий курс"? это Библия" ("Тайны Кутузовского проспекта" Ю. Семенов)

"Ах, Марго - засмеялся я, - тебя похоже не волнует сама суть, а скорее тайное соучастие!... Висеть на одном волоске - одно удовольствие, если быть уверенным в том, что он никогда не порвётся...Запретный плод сладок" ("Путешествие дилетантов" Б. Окуджава)

, Берешит , Адам , Бенцион Зильбер

Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны

Уважаемый раввин!
Однажды мне довелось услышать, что описанную в третьей главе книги Бытия историю о древе познания следует понимать не строго буквально, а иносказательно. Говорилось, что в обиходе древних иудеев \"вкусить запретный плод\" означает сексуальную связь, а \"не знать добра и зла\" означает детский возраст, невиннность, когда человек ещё ничего не знает.
Вопрос мой таков: как понимать историю о древе познания и какой она содержит смысл?
Заранее благодарен.
Леонид Самсонов, Москва

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый Леонид!

Определённо это не так. «Вкусить запретный плод» надо понимать буквально – откусить от плода определённого дерева. Вопрос другой – в чём была сущность этого нарушения, что произошло, что изменилось? Маймонида спросили: «Как это, за нарушение получить большой подарок – повысить своё знание?».

Рав Хаим из Воложина в своей книге «Нефеш а-хаим» объясняет это так: конечно, у Адама был выбор. Ведь человек был создан, прежде всего, ради наделения его свободой выбора. Мы даже видим, что он не выдержал испытания и откусил от запретного плода, т.е. осуществил свой выбор. Но что был за выбор? Это был выбор самой возможности совершить что-то запретное. Он сам был в другой зоне – полностью чистой и благородной. Но у него была возможность войти в зону греха, как человек может протянуть свою руку в огонь. Адам думал: как я могу выполнить желание Б-га? Вот если я войду в область запретного и у меня будет более широкий выбор, тогда я смогу выполнить Его желание.

С другой стороны, запретное, недоступное – интересно, привлекательно, любопытно. Но Адам и не представлял себе, в какую темноту он введёт себя и весь мир. Зло вошло внутрь него самого, зло перемешалось с добром и в нём самом, и во всём мире, и очень трудно разобраться, где добро, а где зло. Уровень выбора стал совсем другим. Раньше зло шло извне – Змей пришёл к человеку и стал его уговаривать преступить запрет.

Сейчас зло находится внутри каждого из нас – йецер а-ра («дурное стремление»), и человек ощущает: «Мне хочется» и т.д. Страсти человека усилились, в том числе и половая, и поэтому стало нехорошо быть неодетым. До этого, когда всё было совершенно естественно, не было необходимости покрывать тело. Это очень кратко о том, что произошло с Адамом и со всем миром в результате того, что Адам вкусил от запрещённого плода Древа познания.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры