Традиции и современностьобычаи и традиции таджикистана. Таджикистан обычаи и традиции Какие традиции у таджиков

Главная / Бывшие

Комитет по делам религии совместно с Советом улемов и Центром исламоведения Таджикистана определил порядок проведения траурных церемоний и выражения соболезнований.

Иногда государство пытается ввести ограничения на традиции, которые складывались на территории нынешнего Таджикистана веками.

Комитет по делам религии разработал Положение, где подробно описано, как проводить похороны и как соблюдать траур. Брошюру отпечатали в типографии полумиллионным тиражом и на днях выставили на официальном сайте Комитета по делам религии.

Итак, что важно знать?

Похоронные и траурные обряды должны проходить согласно ханафитскому мазхабу, который в Таджикистане является официальным, традициям и обрядам всех местных народов и народностей Таджикистана, нормативно-правовым актам, в том числе действующему законодательству РТ.

Во втором разделе подробно описывается, что включает в себя понятие траурной церемонии. В нем даются инструкции, когда следует совершать погребальную молитву (джаноза) по усопшему, в зависимости от того, в какой отрезок дня скончался человек - до или после каждой из молитв - бомдод (утренний намаз), пешин (полуденный), аср (предвечерний), шом (вечерний) и хуфтан (ночной).

Оплата труда могильщиков производится родными покойного в присутствии уполномоченных лиц на местах.

В третьем разделе говорится о подготовке тела покойного к прощальному обряду (омовение, облачение в саван, выставление тела для прощания и т.п.).

Согласно Правилам, во время траура разрешается для утешения плакать, однако запрещаются громкие причитания, запрещено посыпать голову землей, рвать волосы, царапать лицо, а также заказывать специальную плакальщицу.

2. Брошюру отпечатали в типографии полумиллионным тиражом и на днях выставили на официальном сайте Комитета по делам религии.

Фото Asia-Plus

Оставаться в доме умершего человека на ночь, за исключением детей и близких родственников, нельзя.

Близкие родственники умершего могут держать траур в течение трех дней. Согласно традициям мужчине в трауре разрешается надевать джома (халат) синего цвета, на голову тюбетейку и подпоясываться кушаком. Также он может обходиться без надевания халата и носить пояс поверх рубашки.

Женщинам во время траура разрешается надевать большой синий марлевый платок на голову, широкие платье и штаны синего цвета и подпоясываться платком.

А вот носить во время траура одежду черного цвета запрещается.

В следующих разделах очень подробно излагаются правила омовения и облачения покойного в саван (кафан), подготовки табута (гроба), проведения похоронного обряда. Согласно правилам, джаноза (погребальная молитва) совершается официальными имам-хатибами. Использовать микрофоны во время похоронных обрядов не разрешается.

Жертвоприношение - атрибут поминок

Рассказать об истории поминальных обрядов мы попросили ученых-этнографов Академии наук Таджикистана. Они указывают, что не участвовали в разработке порядка проведения траурных церемоний и выражения соболезнований и их мнением никто не интересовался.

Значительная часть древних обрядов, в том числе и поминальных, связана с доисламскими культами, - говорит ведущий научный сотрудник отдела этнографии Института истории, археологии и этнографии имени Ахмада Дониша АН РТ

Зинатмо Юсуфбекова. - Погребально-поминальные обряды регионов Таджикистана тесно переплетаются с традиционными и исламскими ритуальными нормами.

По словам специалистов, поминальные обычаи каждого из регионов Таджикистана имеют свою специфику. Но всех объединяет культ предков, например жертвенный характер пищи.

С древнейших времен и до сегодняшних дней в регионах Таджикистана сохранился обычай жертвоприношения, приуроченного к определенным датам смерти человека, - говорит старший научный сотрудник Института истории АН, этнограф Мумина Шовалиева. - В одних регионах существует семидневный запрет на приготовление пищи в доме покойного, в других это всего три дня. У таджиков некоторых регионов считалось, что, если человек когда-нибудь зарезал барана с богоугодной целью, на том свете баран подойдет к мосту, ведущему в рай, и перевезет человека на себе.

Плакальщицы, похоронные танцы и еда

1. Миниатюра «Похороны Искандера. “Шахнаме” Фирдоуси» переписана в 1556 г. персидским художником Мухаммедом Мурадом Самарканди (работал в конце XVI – нач. XVII в.)

Этнографы указывают, что согласно погребально-поминальным обрядам практически во всех регионах Таджикистана умирающего никогда не оставляли дома одного. После его смерти выражали скорбь, но ислам запрещает внешние формы ее проявления.

У равнинных таджиков тело перед погребением обмывали профессиональные специалисты - мурдашуй, - говорит Шовалиева. - Но у горных таджиков нет таких специалистов.

Этнографы указывают, что раньше специальность «мурдашуй» передавалась по наследству. Они жили в отдельных махаллях, могли жениться только на своих «коллегах по цеху», им нельзя было смотреть в глаза - идя по улице, при встрече с кем-либо они обязательно прикрывали лицо.

Шовалиева указала, что покойника обмывают специальными тряпичными перчатками, а вот, например, в кишлаке Чоркух (Исфара) это делают с помощью веточек базилика.

После обмывания покойного заворачивали в саван, для мужчин это три полотна ткани, для женщин пять. В разных регионах похоронные носилки также имеют свои отличия, например на Памире в качестве носилок служит обычная деревянная лестница, сделанная из тополя, а в том же Чоркухе нет специальных носилок. Там заготавливают две палки по 2,4 м и двадцать палок длиной 1,1 м, их связывают шпагатом, чтобы получилась лестница. Палки должны быть обязательно из плодовых деревьев. В остальных регионах Таджикистана используют специальные носилки, которые хранятся на кладбище или в мечети. Сопровождать на кладбище умершего могут только мужчины.

По словам Юсуфбековой, во многих регионах Таджикистана сохранилась традиция бурного проявлении горя по умершему женщинами. В знак безграничного горя они расцарапывали себе лицо до крови, рвали на себе волосы, обрезали прядь волос или косу. Исследователи считают, что эта форма проявления горя является довольно древней, еще доисламской.

По словам собеседницы, во многих регионах Таджикистана, в том числе и на Памире, существует традиция приглашения специальных плакальщиц. Плакальщицы обладали хорошим голосом и знали много траурных песен.

Зачастую плакальщицы приходили сами, без приглашения, и вместе с родственниками оплакивали умершего, - говорит специалист Института истории АН Мубина Махмудова. - Например, плакальщицы изображены на находках древнего Пенджикента и средневековых миниатюрах Самарканда. Одна из таких миниатюр - «Похороны Искандера. “Шахнаме” Фирдоуси», которая переписана в 1556 г. персидским художником Мухаммедом Мурадом Самарканди (работал в конце XVI - нач. XVII в.). Эта работа хранится в Институте востоковедения в Ташкенте.

Юсуфбекова отметила, что в некоторых селениях Памира сохранился такой доисламский обряд, как похоронные танцы - поймол (движение ног). Эмоциональное проявление горя и оплакивание являются остатками древних доисламских верований, и мусульманское духовенство всегда высказывалось против этих традиций, призывало не противиться божьей воле. На Памире же до сих пор сохранилась традиция мадохони (траурные песнопения мужчин на третий день)

Практически во всех регионах поминки устраивались на третий, седьмой, сороковой день после похорон и в годовщину смерти, - говорит Шовалиева. - Поминальные мероприятия практически во всех религиях сопровождаются угощениями и приготовлением определенных видов еды. Сейчас в некоторых регионах поминки превратили в пышные трапезы, это даже стало объектом соперничества.

В дни поминок в горных регионах всегда готовят шурпу, отваривают мясо заколотого животного и подают гостям мясной бульон с луком и кусками мяса без овощей. В северных регионах готовят плов. Сладости на стол не ставились. Сейчас даже торты ставят. Обязательным атрибутом являлось приготовление чалпака (жаренные в масле лепешки) и халвои тар (поджаренная мука с добавлением воды и сахара). По обычаям считалось, что на поминках в воздухе обязательно должен витать запах пищи и дымка.

Черный цвет - под запрет?

Этнографы указывают, что в Таджикистане, как и во многих странах мира, каждый регион имеет свою одежду, отличающуюся по типу ткани, расцветке или сочетанию цветов, деталям и стилю пошива. Костюмы всегда отличались в зависимости от социального статуса, делясь на праздничные и повседневные, свадебные и траурные. По их словам, это связано с историческими традициями определенного региона, в том числе сложившимися в результате естественной ассимиляции населения того или иного региона.

В традиционном исламе нет ношения черного в траур, - говорит Махмудова. - Арабы носят исключительно белое.

По словам этнографа, на Памире в траур носят неяркую одежду, она может быть с узорами и цветами, но различных неярких оттенков. В Файзабаде носят белое. В Гарме также надевают белое или новую одежду; главное, чтобы одежда не была яркой. В районах Южного Таджикистана нет определенного типа траурной одежды. Люди носят обычную, повседневную одежду.

В Центральном Таджикистане в XIX - начале XX века молодые женщины носили траурную одежду из черного атласа с синими узорами, - говорит Махмудова. - Шаровары тоже темного цвета. Они заправлялись в ичиги, которые носились с калошами. Поверх надевался халат темной расцветки, на голову накидывался белый платок. Никаких украшений не было и нет, потому что надевать их при трауре не полагается. Кстати, ношение украшений при трауре не положено во всех регионах Таджикистана.

В Северном Таджикистане траурная одежда как мужчин, так и женщин - обязательно черного или темно-синего цвета. Женщины поверх платья темного цвета надевают халат, зачастую черного цвета, и обязательно опоясываются кушаком - фута. Фута - это четыре метра ткани белого цвета. Ранее фута носили мужчины, отправляясь в дальнюю дорогу. Фута использовалась в качестве покрывала в бане, а в случае смерти она могла быть использована в качестве савана. Сейчас фута является атрибутом траурного костюма у женщин Северного Таджикистана. Во время оплакивания усопшего женщины держатся рукой за свой пояс-фута. А близкие мужчины обязательно опираются на специально заготовленные палки с куском белой ткани, и сорок дней эти палки оставляются у ворот дома умершего.

Раньше мужчины в Северном Таджикистане на траурные мероприятия обязательно надевали халаты (банорас) именно синего цвета, но с конца 90-х годов их сменили черные бархатные халаты с ватной подкладкой, - говорит этнограф.

Вместо резюме

По словам этнографа Сафара Саидова, прежде чем разрабатывать какие-то правила, необходимо консультироваться со специалистами-этнографами, потому что отталкиваться нужно не только от религии, но и от многовековых традиций народа.

Но, к слову, о религии…

Проведение поминок в определенный срок во всех религиях всегда сопровождается трапезой. Люди собираются за столом или дастарханом и вспоминают умершего. Пусть это будет без излишеств, но как можно это запретить? Или то же ношение одежды определенного цвета, оплакивание умершего и эмоциональное выражение скорби?

Специалисты недоумевают. А мы посмотрим, как заработают новые нормы, будут ли они, как предполагалось, рекомендациями или все же будут насаждаться.

Официальный американский бюджет помощи Таджикистану – 41,9 млн. долларов США (USAID). Для сравнения Афганистан получает $5.7 млрд долларов США, соседний Кыргызстан – 61,7 млн. долларов США, Узбекистан – 20,6 млн. долларов США. Топ-10 стран, получающих наибольшую помощь от США: 1. Афганистан: $5.7 млрд 2. Ирак: $3.7 млрд 3. Израиль: $3.2 млрд 4. Иордания: $1.5 млрд […]

Глобальный индекс терроризма 2018 – Таджикистан на 74 месте Сайт Vision of Humanity (издание Института Экономики и Мира – Institute for Economics and Peace) опубликовал ежегодный рейтинг Глобальный Индекс Терроризма-2018. Согласно этому рейтингу Таджикистан занимает 74 место, между Финляндией и Казахстаном. Первые места в рейтинге Глобальный Индекс Терроризма-2018 занимают Ирак, Афганистан, Нигерия, Сирия, Пакистан. Из […]

Индекс процветания Института Legatum (The Legatum Prosperity Index) - комбинированный показатель британского аналитического центра The Legatum Institute, который измеряет достижения стран мира с точки зрения их процветания. https://www.prosperity.com/

Таджикистан – третий в мире по доле переводов трудовых мигрантов в ВВП. Соседний Кыргызстан – на первом месте. Между ними крохотное государство в Полинезии – королевство Тонга.

Душанбе. 29 сентября. ТаджикТА – 11 октября на заседании в Сочи главы государств Содружества Независимых Государств рассмотрят около 20-ти вопросов, сообщат информационно-аналитический департамент исполнительного комитета СНГ.
«На заседании совета глав государств СНГ (далее - СГГ) планируется рассмотреть около 20 вопросов, направленных на дальнейшее развитие сотрудничества в политической, экономической и культурно-гуманитарной областях и в других ключевых направлениях деятельности Содружества», – говорится в сообщении на сайте исполкома.
В частности, в узком формате планируется обменяться мнениями о взаимодействии в рамках Содружества, обсудить вопросы о председательстве в СНГ, дате и месте проведения очередного заседания СГГ СНГ.
На расширенном заседании предполагается рассмотреть важные вопросы, нацеленные на дальнейшее развитие сотрудничества в экономике, культурно-гуманитарных областях, в сферах оборонной политики, охраны внешних границ, противодействия терроризму, а также ряд проектов, направленных на адаптацию Содружества к новым реалиям.
Так, наиболее значимым является проект заявления глав государств-участников СНГ о поддержке института семьи и традиционных семейных ценностей.
Также будет рассмотрен проект конвенции о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, который определяет различные направления сотрудничества.
Наиболее значимыми гуманитарными проектами, включенными в повестку дня, являются решения: об объявлении в СНГ 2019 года Годом книги, 2020 года - Годом 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Проектом решения также предусматривается реализация межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества» в 2018 году в Армении, в 2019 году - в Беларуси, в 2020 году - в Казахстане. При этом в перечень культурных столиц Содружества в 2018 году планируется включить город Горис (Армения); в 2019 году - Брест (Беларусь); в 2020 году - Шымкент (Казахстан).
Также в повестку дня заседания СГГ включены вопросы, направленные на обеспечение безопасности и противодействие новым вызовам и угрозам, вопросы военно-технического сотрудничества и проведения совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки. Будет рассмотрена концепция сотрудничества в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Также будет рассмотрен проект соглашения о сотрудничестве государств-участников Содружества в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий, где значительно расширен перечень умышленных уголовно наказуемых деяний в данной сфере; обозначены правонарушения, связанные с детской порнографией, а также осуществлением террористической деятельности или оправданием терроризма.
Между тем проектом решения совета глав государств СНГ о разграничении полномочий между советом глав государств и советом глав правительств Содружества, о положении о совете министров иностранных дел Содружества Независимых Государств и о положении об экономическом совете СНГ предлагается к компетенции СГГ отнести вопросы определения стратегии и направлений дальнейшего развития Содружества, сотрудничества в сферах оборонной политики, охраны внешних границ, борьбы с преступностью, противодействия терроризму и иным вызовам. Вопросы, касающиеся реализации положений Договора о зоне свободной торговли, принятия совместных программ и планов в различных областях экономического, социального и культурно-гуманитарного сотрудничества, предлагается передать для рассмотрения совету глав правительств СНГ, а создания базовых организаций государств-участников СНГ - совету министров иностранных дел и экономическому совету СНГ в целях разгрузки повестки дня совета глав правительств СНГ.
В свою очередь к полномочиям совета министров иностранных дел и экономического совета СНГ предлагается отнести учреждение базовых организаций, а также принятие окончательных решений по ряду вопросов сотрудничества в различных сферах, в том числе и возможность подписания на заседаниях совета министров иностранных дел и экономического совета СНГ международных договоров.
Главы государств-участников СНГ также рассмотрят ряд других документов.

Душанбе. 29 сентября. ТаджикТА – В Таджикистане организатор теракта в Курган Тюбе (Хатлонская область) приговорен к пожизненному заключению, сообщает Таджикское телеграфное агентство (ТаджикТА) в пятницу.
«Главный фигурант уголовного дела о взрыве в городе Курган-Тюбе Шарифджони Зокир приговорен Верховным судом Таджикистана к пожизненному заключению», – сообщил источник в суде.
Он признан виновным в организации взрыва, прогремевшего 12 марта 2017 года у зданий военной прокуратуры и военного суд Хатлонского гарнизона в административном областном центре.
Накануне, по таджикскому телевидению был показан сюжет о судебном слушании по этому делу. В нем отмечалось, что взрыв был организован Ш. Зокиром и его братом-школьником Раджабджоном Зокиром. Кроме того, Ш. Зокир признан виновным в пропаганде идей запрещенной «Исламского государства» и убийстве гомосексуалиста и осужден на пожизненно.
Его братишка Раджабджон – ученик 9 класса Раджабджон – получил 5 лет тюрьмы, а подельники — Равшан Файзиев, Рустам Амирходжаев и Саъди Саидов — от 13 до 15 лет лишения свободы, сообщает государственное агентство «Ховар».
Напомним, в Курган-тюбе 12 марта текущего года поздно вечером в центре города прогремел взрыв. Случайной жертвой теракта стал 67-летний Хасанбой Рахмонов – житель Бохтарского района, работавший сторожем в Технологическом лицее.
Ранее, 30 января этого года, эта же группа в поселке Ломоносов близ Курган-тюбе организовала подрыв автомашины «Хундай», принадлежавшей сотруднику мобильной компании «Билайн», хозяин авто не пострадал.
В сюжете также сообщалось, что Зокир вместе с братом и несовершеннолетним двоюродным братом летом прошлого года повесили черный флаг ИГ на холме «Курган» в административном центре Хатлонской области, а видео отправили боевиками террористической группировки.
В сюжете также сообщалось, что 13 августа 2016 года Ш. Зокир совершил жестокое убийство гомосексуалиста - жителя села Элти Бохтарского района.

Душанбе. 29 сентября. ТаджикТА – Президент США Дональд Трамп назвал Афганистан “Уортонской школой бизнеса для террористов” во время выступления на частном благотворительном ужине, передает Афганское телеграфное агентство (АфТАГ).

Как сообщила в четверг газета Washington Post со ссылкой на свои источники, присутствовавшие на мероприятии, американский лидер привел в сравнение Уортонскую школу бизнеса Пенсильванского университета, которую окончил в 1968 году.

“Люди [захватившие самолеты и направившие их на башни] Всемирного торгового центра [в Нью-Йорке] проходили подготовку в Афганистане, – сказал Трамп во вторник. – Это похоже на Уортонскую школу бизнеса для террористов”.

Президент признался, что хотел прекратить тратить деньги на военные операции в республике. Однако его переубедили генералы, которые считают, что вывод войск из Афганистана – это не самый лучший вариант из-за большого количества террористических группировок, орудующих на территории страны.. отмечает ТАСС.

После получения от них секретной информации глава государства пришел к заключению, что у Соединенных Штатов нет иного выбора, кроме как “выбить их всех [террористов]” с территории Афганистана, иначе в США могло произойти еще одно нападение, аналогичное терактам 11 сентября 2001 года.

“Когда генералы показали мне такое, что вам никогда не позволят видеть, это настолько все омерзительно и ужасно, я сказал, что мы собираемся остаться [в Афганистане] и мы собираемся выбить их, у нас действительно нет выбора”, – сказал Трамп.

На прошлой неделе Соединенные Штаты приняли решение направить дополнительный воинский контингент численностью более 3 тыс. человек в Афганистан.

Теперь численность американского воинского контингента в Афганистане составит приблизительно 14 тыс. человек. США начали нынешнюю военную операцию в Афганистане осенью 2001 года. В 2011 году численность войск США в Афганистане составляла 101 тыс. человек.

Душанбе. 29 сентября. ТаджикТА – В Таджикистане отбирают лучшие промышленные компании, которые представят республику на выставке в Ташкенте, сообщает Таджикское телеграфное агентство (ТаджикТА) в пятницу.
«Таджикистан определяется с окончательным списком промышленных предприятий, которые будут представлять свою продукцию на выставке в Ташкенте. Демонстрация таджикской промышленной продукции в столице Узбекистана пройдет 11-14 октября текущего года», – сообщили в торгово-промышленной палате РТ.
В предварительный список вошло более 130 предприятий - потенциальных претендентов участников выставки со всех регионов республики. Однако после строгого отбора данный перечень может сократиться почти вдвое.
Как отмечал ранее министр промышленности и новых технологий Шавкат Бобозода, в столице соседней республики свою продукцию будут представлять более 64 таджикских предприятий.
Он отметил, что на первой выставке промтоваров Таджикистана в Ташкенте которая состоится 11-14 октября на территории выставочного центра «Узэкспоцентр», будет представлена продукция минлегпрома, машиностроительной, горнорудной, алюминиевой и других отраслей.
«У нас есть опыт проведения выставок. Думаю, что мероприятие пройдет на необходимом уровне», – заключил глава минпрома.
Договоренность о проведение промышленных выставок двух стран в Душанбе и Ташкенте была достигнута в начале этого года.
Отметим предстоящему мероприятию в Ташкенте предшествовало проведение 17-20 апреля т.г. выставки промышленных товаров Узбекистана в Душанбе. Тогда свою продукцию на ней представили более 160 узбекских производителей.

Комитет по делам религии совместно с Советом улемов и Центром исламоведения Таджикистана определил порядок проведения траурных церемоний и выражения соболезнований.

Иногда государство пытается ввести ограничения на традиции, которые складывались на территории нынешнего Таджикистана веками.

Комитет по делам религии разработал Положение, где подробно описано, как проводить похороны и как соблюдать траур. Брошюру отпечатали в типографии полумиллионным тиражом и на днях выставили на официальном сайте Комитета по делам религии.

Итак, что важно знать?

Похоронные и траурные обряды должны проходить согласно ханафитскому мазхабу, который в Таджикистане является официальным, традициям и обрядам всех местных народов и народностей Таджикистана, нормативно-правовым актам, в том числе действующему законодательству РТ.

Во втором разделе подробно описывается, что включает в себя понятие траурной церемонии. В нем даются инструкции, когда следует совершать погребальную молитву (джаноза) по усопшему, в зависимости от того, в какой отрезок дня скончался человек – до или после каждой из молитв – бомдод (утренний намаз), пешин (полуденный), аср (предвечерний), шом (вечерний) и хуфтан (ночной).

Оплата труда могильщиков производится родными покойного в присутствии уполномоченных лиц на местах.

В третьем разделе говорится о подготовке тела покойного к прощальному обряду (омовение, облачение в саван, выставление тела для прощания и т.п.).

Согласно Правилам, во время траура разрешается для утешения плакать, однако запрещаются громкие причитания, запрещено посыпать голову землей, рвать волосы, царапать лицо, а также заказывать специальную плакальщицу.

Женщинам во время траура разрешается надевать большой синий марлевый платок на голову, широкие платье и штаны синего цвета и подпоясываться платком.

А вот носить во время траура одежду черного цвета запрещается.

В следующих разделах очень подробно излагаются правила омовения и облачения покойного в саван (кафан), подготовки табута (гроба), проведения похоронного обряда. Согласно правилам, джаноза (погребальная молитва) совершается официальными имам-хатибами. Использовать микрофоны во время похоронных обрядов не разрешается.

Жертвоприношение - атрибут поминок

Рассказать об истории поминальных обрядов мы попросили ученых-этнографов Академии наук Таджикистана. Они указывают, что не участвовали в разработке порядка проведения траурных церемоний и выражения соболезнований и их мнением никто не интересовался.

Значительная часть древних обрядов, в том числе и поминальных, связана с доисламскими культами, - говорит ведущий научный сотрудник отдела этнографии Института истории, археологии и этнографии имени Ахмада Дониша АН РТ

Зинатмо Юсуфбекова. - Погребально-поминальные обряды регионов Таджикистана тесно переплетаются с традиционными и исламскими ритуальными нормами.

По словам специалистов, поминальные обычаи каждого из регионов Таджикистана имеют свою специфику. Но всех объединяет культ предков, например жертвенный характер пищи.

С древнейших времен и до сегодняшних дней в регионах Таджикистана сохранился обычай жертвоприношения, приуроченного к определенным датам смерти человека, - говорит старший научный сотрудник Института истории АН, этнограф Мумина Шовалиева. – В одних регионах существует семидневный запрет на приготовление пищи в доме покойного, в других это всего три дня. У таджиков некоторых регионов считалось, что, если человек когда-нибудь зарезал барана с богоугодной целью, на том свете баран подойдет к мосту, ведущему в рай, и перевезет человека на себе.

Плакальщицы, похоронные танцы и еда

Этнографы указывают, что раньше специальность «мурдашуй» передавалась по наследству. Они жили в отдельных махаллях, могли жениться только на своих «коллегах по цеху», им нельзя было смотреть в глаза - идя по улице, при встрече с кем-либо они обязательно прикрывали лицо.

Шовалиева указала, что покойника обмывают специальными тряпичными перчатками, а вот, например, в кишлаке Чоркух (Исфара) это делают с помощью веточек базилика.

После обмывания покойного заворачивали в саван, для мужчин это три полотна ткани, для женщин пять. В разных регионах похоронные носилки также имеют свои отличия, например на Памире в качестве носилок служит обычная деревянная лестница, сделанная из тополя, а в том же Чоркухе нет специальных носилок. Там заготавливают две палки по 2,4 м и двадцать палок длиной 1,1 м, их связывают шпагатом, чтобы получилась лестница. Палки должны быть обязательно из плодовых деревьев. В остальных регионах Таджикистана используют специальные носилки, которые хранятся на кладбище или в мечети. Сопровождать на кладбище умершего могут только мужчины.

По словам Юсуфбековой, во многих регионах Таджикистана сохранилась традиция бурного проявлении горя по умершему женщинами. В знак безграничного горя они расцарапывали себе лицо до крови, рвали на себе волосы, обрезали прядь волос или косу. Исследователи считают, что эта форма проявления горя является довольно древней, еще доисламской.

По словам собеседницы, во многих регионах Таджикистана, в том числе и на Памире, существует традиция приглашения специальных плакальщиц. Плакальщицы обладали хорошим голосом и знали много траурных песен.

Зачастую плакальщицы приходили сами, без приглашения, и вместе с родственниками оплакивали умершего, - говорит специалист Института истории АН Мубина Махмудова. - Например, плакальщицы изображены на находках древнего Пенджикента и средневековых миниатюрах Самарканда. Одна из таких миниатюр - «Похороны Искандера. “Шахнаме” Фирдоуси», которая переписана в 1556 г. персидским художником Мухаммедом Мурадом Самарканди (работал в конце XVI – нач. XVII в.). Эта работа хранится в Институте востоковедения в Ташкенте.

Юсуфбекова отметила, что в некоторых селениях Памира сохранился такой доисламский обряд, как похоронные танцы – поймол (движение ног). Эмоциональное проявление горя и оплакивание являются остатками древних доисламских верований, и мусульманское духовенство всегда высказывалось против этих традиций, призывало не противиться божьей воле. На Памире же до сих пор сохранилась традиция мадохони (траурные песнопения мужчин на третий день)

Практически во всех регионах поминки устраивались на третий, седьмой, сороковой день после похорон и в годовщину смерти, - говорит Шовалиева. - Поминальные мероприятия практически во всех религиях сопровождаются угощениями и приготовлением определенных видов еды. Сейчас в некоторых регионах поминки превратили в пышные трапезы, это даже стало объектом соперничества.

Этнографы указывают, что в Таджикистане, как и во многих странах мира, каждый регион имеет свою одежду, отличающуюся по типу ткани, расцветке или сочетанию цветов, деталям и стилю пошива. Костюмы всегда отличались в зависимости от социального статуса, делясь на праздничные и повседневные, свадебные и траурные. По их словам, это связано с историческими традициями определенного региона, в том числе сложившимися в результате естественной ассимиляции населения того или иного региона.

В традиционном исламе нет ношения черного в траур, - говорит Махмудова. - Арабы носят исключительно белое.

По словам этнографа, на Памире в траур носят неяркую одежду, она может быть с узорами и цветами, но различных неярких оттенков. В Файзабаде носят белое. В Гарме также надевают белое или новую одежду; главное, чтобы одежда не была яркой. В районах Южного Таджикистана нет определенного типа траурной одежды. Люди носят обычную, повседневную одежду.

В Центральном Таджикистане в XIX - начале XX века молодые женщины носили траурную одежду из черного атласа с синими узорами, - говорит Махмудова. - Шаровары тоже темного цвета. Они заправлялись в ичиги, которые носились с калошами. Поверх надевался халат темной расцветки, на голову накидывался белый платок. Никаких украшений не было и нет, потому что надевать их при трауре не полагается. Кстати, ношение украшений при трауре не положено во всех регионах Таджикистана.

В Северном Таджикистане траурная одежда как мужчин, так и женщин - обязательно черного или темно-синего цвета. Женщины поверх платья темного цвета надевают халат, зачастую черного цвета, и обязательно опоясываются кушаком – фута. Фута – это четыре метра ткани белого цвета. Ранее фута носили мужчины, отправляясь в дальнюю дорогу. Фута использовалась в качестве покрывала в бане, а в случае смерти она могла быть использована в качестве савана. Сейчас фута является атрибутом траурного костюма у женщин Северного Таджикистана. Во время оплакивания усопшего женщины держатся рукой за свой пояс-фута. А близкие мужчины обязательно опираются на специально заготовленные палки с куском белой ткани, и сорок дней эти палки оставляются у ворот дома умершего.

Раньше мужчины в Северном Таджикистане на траурные мероприятия обязательно надевали халаты (банорас) именно синего цвета, но с конца 90-х годов их сменили черные бархатные халаты с ватной подкладкой, - говорит этнограф.

Вместо резюме

По словам этнографа Сафара Саидова, прежде чем разрабатывать какие-то правила, необходимо консультироваться со специалистами-этнографами, потому что отталкиваться нужно не только от религии, но и от многовековых традиций народа.

Но, к слову, о религии…

Проведение поминок в определенный срок во всех религиях всегда сопровождается трапезой. Люди собираются за столом или дастарханом и вспоминают умершего. Пусть это будет без излишеств, но как можно это запретить? Или то же ношение одежды определенного цвета, оплакивание умершего и эмоциональное выражение скорби?

Специалисты недоумевают. А мы посмотрим, как заработают новые нормы, будут ли они, как предполагалось, рекомендациями или все же будут насаждаться.

Защита от злых духов
Навруз - мусульманский Новый год
Праздник подснежников
Сайри лола - праздник тюльпанов

Свадебные обычаи и традиции
Из свадеб, с которыми связан целый ряд обычаев и обрядов, особенно торжественно обставлялась женитьба сына или выход замуж дочери: хостгори (сватовство), фотиха (помолвка), парчабурон (кройка одежды для новобрачной), сартарошон" (стрижка жениха), руйбинон (смотрины новобрачной).

Свадебные традиции таджиков, живущих на равнинной местности отличаются от живущих в горах. Но, в целом, как и у других азиатских народов, всё начинаются с сватовства и обручения девушки и парня. В старые времена практиковались "обручение с колыбели", называлось это "говорабахш" и "сватовство малолетних", когда родители сами решали судьбу своих детей. В юношеском возрасте, так же родители могли для своей дочери или сына по своему усмотрению выбирать невесту или жениха, а так же пользовались услугами свахи (совчи). За месяц до свадьбы юноше говорили, кто за него просватан. Его мама, вместе с блюдом плова и свежеиспеченными лепешками направлялась в дом невесты. В ответ родители девушки накрывали стол и приглашали на трапезу родных и соседей, где и объявляли о помолвке. Официально помолвленными девушка и парень считались после того, как перед трапезой почтенный старец разламывал лепешку и молился за счастье жениха и невесты. Сговору предшествовали предварительные переговоры между родителями жениха и невесты, если всё устраивало обе стороны, то засылали сватов. Назначался специальный день для передачи калыма (выкупа за невесту) отцу невесты. Бракосочетание обычно назначали на осень, когда заканчивался сбор урожая.
Обязательным подарком к свадьбе считалось сюзане (свадебное покрывало), которое женщины-рукодельницы покрывали витиеватой вышивкой (специальными древнеми магическими узорами), которые в последствие будут охранять счастливую семейную жизнь от злых духов и сглаза. Во время приготовления приданного обязательно читали Коран. Шитье всегда начинала всеми уважаемая многодетная мать.
Современная таджикская свадьба длится целых семь дней. В первый день новобрачные объявляют о своём решении пожениться, после чего три дня занимают званные обеды с одной и другой стороны. На пятый день жених с свадебной процессией из друзей и родных отправляется в дом невесты, где молодожены приносят клятву перед имамом, обряд закрепляется трапезой жениха и невесты, состоящей из чашки воды, немного мяса и хлеба с солью. С этого момента молодожёны могут находится вместе. Начинается праздник, на котором гостей угощают, поют и танцуют. В полночь жених увозит невесту на своей лошади в родительский дом. Завершается свадебный обряд приёмом семьи невесты в доме семьёй жениха, где они проводят всю ночь. В течении медового месяца молодожёны живут вместе с родителями жениха, чтобы те могли помочь на первых порах молодой семье по всем возникающим проблемам.
В семейных обрядах таджиков сохранились региональные различия. Так, на пример, у таджиков северных районов, согласно древнему свадебному обряду, новобрачную перевозят в дом мужа после захода солнца, при свете факелов и трижды обводят вокруг костра, зажженного перед домом мужа. В Южном Таджикистане с давних пор этот переезд происходит только днем. Лишь вдову или разведенную перевозят ночью.

В советский период в жизнь народа Таджикистана вошли и утвердились такие праздники как Международный женский день (8 марта), День Победы (9 мая), праздник Нового года (31 декабря). В этот же период возникли такие обычай, как торжественное празднование гражданского акта бракосочетания, проводов в армию, серебряной и золотой свадьбы.
Эта же группа включает в себя международные праздники, такие, к примеру, как 1 июня Международный день защиты детей и др. 9 сентября 1991 году Таджикистан приобрел государственную независимость. Вместе с новой страной родились и новые праздники и новые обычаи.

Национальные обычаи и традиции таджиков . Таджикская свадьба, таджикские праздники, таджикские суеверия, обряды, и ритуалы, обрезания. Таджикский народ, как и другие народы мира, имеет многовековые национальные традиции и обычаи, которые создавались его предками и до наших дней сохранились в первозданном виде, из поколения в поколение.

Все таджикские традиции и обычаи , складывавшиеся в течение долгих лет, являются очень важной и тонкой частью бытия этнического народа – таджиков. Поэтому в практике еще с рождения в подсознание маленького ребенка устанавливаются старинные обычаи в качестве основной программой жизни.

Стародавние ритуалы, суеверия, обряды, традиции и обычаи – все вместе сформировали восточный менталитет, свойственный Среднеазиатскому народу. В Таджикистане живут народы около 20 наций – закоренелые узбеки, таджики, киргизы, ассетины, татары, русские (основном в городах страны), украинцы и другие представители разной национальности. Все эти народы считаются равноправными гражданами республики Таджикистан, поэтому каждый человек имеет право исповедовать те религию и традиции, которые достались им от своих предков.

Таджики – это потомки древнеиндийских и древнеперсидских племен и соответственно множества манеры и жизненный склад таджикского человека – таджика/таджички характерны к родному ему/ей восточноазиатскому менталитету.

Таджикская свадьба – национально-общественная традиция у таджиков.

Таджикская свадьба – это коллективная церемония, также под словом свадьба понимается 2 национальных мероприятий – брачная свадьба молодоженов и свадьба в честь обрезания мальчика мусульманина (хатна туй). В Таджикистане брачные свадьбы (туйи аруси-домод) проходят весьма необычным образом, здесь принято торжествовать свадьбу на общественном уровне. Гостеприимство – это одно из высших качеств таджикских людей, таджики – хлебосольный народ, как в радости, так и в беде всегда поддерживает друг друга.

Таджикские семьи любят делить свою радость со всеми – со знакомыми друзьями и даже с чужими людьми, это свидетельствует о том, что таджики еще – и добродушны. Особенно в аулах супружеские свадьбы бывают очень интересными и своеобразными. Если услышат, что намечается чья-то свадьба в соседней улице, то радуется вес кишлак, так как у таджиков, по обычаю за 1-2 дня до свадьбы приглашаются без исключения все родственники и односельчане жениха и невесты, главное не пропускать, а то вдруг обидеться, кто ни будь. Наверно поговорка «от 7 до 70 лет – все на свадьбе» пошла из этой земли. Ведь, действительно у таджиков принято присутствовать накануне свадьбы, в процессе приготовления к свадьбе соседей или далеких родственников, поддерживая и помогая хозяевам свадьбы.

Современная таджикская свадьба – это смесь древних и нынешних традиции. Современные свадебные церемонии в Таджикистане сыграются очень весело и шумно. В Таджикистане национальная свадебная церемония длиться целых 7 дней/этапов, так как она очень богата традиционным ритуалам, к которым очень верно соблюдают таджикские семьи. Любая таджикская брачная свадьба начинается с получения согласие родителей девушки.

Для мероприятия «сватанье», приходят в дом девушки 2-три женщины-свахи, близкие родственники парня и объясняют причину визита, а также ознакомят с общим положением семьи будущего жениха и просят руку девушки. В таджикских семьях вопросы, связанные с замужеством совершеннолетней девушки, обычно решаются главными членами семьи – дедушками или бабушками. Если сильно повезет свахам, то с первого же раза все решиться и обе стороны обговорят обо всем предстоящим мероприятия, касающиеся к подачкам. Последующие посещения родственников будущего жениха не обходятся без подарков и гостинцы. Таким образом, назначаться день бракосочетания – по мусульманский и дата свадебного вечера. А дальше самое интересное еще впереди!

Первый этап свадебной церемонии заключается в обнародование (сафеди додан, фотиха кардан) о женитьбе жениха и невесты. В честь женитьбы приглашаются в гости родные и соседи невесты и жениха и подаются им плов – таджикскую национальную еду.

Второй этап свадьбы (туккуз) каждая сторона обмениваются подарками, предназначенными молодоженам.

Третий этап свадьбы заключается в приношении калын-туй, со стороны жениха к дому невесты отправляется рогатое животное и другие необходимые продукты для празднования свадьбы у невесты (нахор оши).

Четвертый этап свадьбы совершается у невесты, жених в сопровождении своих друзей и родственников направляется в дом невесты. В этот же день невеста также приглашает своих подруг на праздничный стол (чойгаштак).

Пятый этап таджикской свадьбы является клятва молодожен перед имамом (никох), после которой они должны выпить чашку воды. Такой обряд означает о том, что теперь жених и невеста по исламскому шариату стали супругами и их брак закреплен святыми сурами, которыми дают им право быть вместе.

Шестой этап церемонии – это долгожданный свадебный вечер жениха и невесты (туи аруси-домод) в ресторане (дар тарабхона или туйхона). Это великое празднество, о котором мечтает каждая таджикская семья. В этот день гости и друзья жениха и невесты поздравляют молодоженов с их супружеской жизнью и желают свои пожелания. За накрытыми свадебными столами все дружно веселятся и аплодируют выступивших гостей свадьбы. Молодежь и остальные посетители таджикской свадьбы имеют возможность лично подойти к молодоженам и пожелать им счастье, а также люди поют танцуют до самой ночи. Затем молодожены покидают гостей и едут в дом жениха на машине.

Седьмой этап таджикской национальной брачной свадьбы – рубинон, мероприятие, организованное для соседей и близких жениха, на котором невеста будет демонстрировать свои наряды и откроет лицо. А гости торжества подносят невесте различные подарки, необходимые для молодой семейки. А также невесту поздравляет с подарками отец и мать жениха — свекор и свекровь новой невесты.

Следующим этапом является – чилла, по-современному – медовый месяц, который будет продолжаться 40 дней. Все это время молодые супруги должны проводить под одной крышей с родителями и родными мужа. Это обеспечит безопасность супругов от всяких недугов, а также оградить жениха и невесту от различного рода проблем в самом начале их молодой супружской жизни.

Таджикские праздники. Какими бывают национальные традиционные праздники в Таджикистане?

В Таджикистане широко празднуются религиозные праздники и национальные праздники, связанные с независимостью государства, в том числе и сезонные праздники.

Таджикский народ больше всего любит праздник мусульманин – Курбан-хайит, в котором люди становятся благодушными и добрыми. В этот день таджики традиционно свершают обряды жертвоприношения, мало имущественным семьям оказывают материальная помощь, детей-сирот одевают-обувают, посещают больных и так далее. В этот день в каждом доме стол стоит накрытым, чтобы достойно встречать гостей, хозяюшки готовят различные национальные выпечки и таджикские блюда. Молодые девушки ходят по домам новых невест, у которых недавно была свадьба. Невесты угашают своих гостей разнообразными сладостями и демонстрируют свои приданные.

Еще одним национальным таджикским праздником народа является Навруз – новый день – равноденствия. Это один из любимых весенних праздников девушек таджичек. В этом празднике девушки специально сшивают себе платья из национальных таджикских тканей, таких как атлас, адрас, парча и др. А также существует традиция «Праздник тюльпанов», который не менее любят таджикские красавицы.


Будем Вам признательны, если Вы поделитесь статьей в социальных сетях:
Пожалуйста, кликните на нижеследующие кнопки социальных сетей и добавьте статью в ваш профиль в социальных сетях. Спасибо.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры