В чём разница между акустикой и классикой. В чем отличия классической и акустической гитары? Их плюсы и минусы

Главная / Бывшие

Ээээ, классика тоже является акустикой... Акустических гитар много видов, почитайте.

Различия:

Размер - те гитары, на которые хватит денег у большинства, это дредноты. Огромные такие бандуры со здоровенной декой. Ощутимо больше классики, за счет чего звучат гораздо более громко при должном звукоизвлечении.

Гриф - на дредноте он значительно уже, длиннее, на вестерне 1 в 1 как на классике. Учиться, как принято, лучше на классике. Лады уже, расстояние между струнами больше.

Анкер в грифе, то есть ту же высоту струн над грифом можно будет регулировать без особых извращений

Тип используемых струн и вариативность натяга - не верьте тем, что говорят, что железки тонкие и режут пальцы. Обладаю баритоновым дреднотом со струнами 17-64 в си стандарте, что-то как то не режет:D дреднот из-за анкера можно тянуть во все строи, какие в голову придут и не поведет гриф, а вот с классикой придется быть осторожнее.

Особенности звукоизвлечения. Чтобы раскачать резонаторную камеру дреднота - надо постараться, по крайней мере пальцами.

Устойчивость к разного рода ужасам мира сего. Как и любой акустический инструмент, гитара очень и очень капризна. Нейлон ползет, меняет срой и тд и тп при малейшей перемене температуры и влажности. Железо чуть более устойчиво. А правила хранения/транспортировки схожи. И, кстати, соблюдать их стоят, а то у меня лежит фендер с арк декой волнами. Потому что Женя - гений, Женя не убрал фендер от испарителя и батареи.

Звук - классические с нейлоном мягкие, а большего и сказать не могу, даже меняя позицию ближе к порожку получаешь более стеклянный звук, но все равно мягкий. Все, куда можно натянуть железо звучит ярко, громко, но при желании так же мягко, звук более открытый как по мне. Вот примеры и мягкого и не очень звучания, нейлон тоже прилагается.

Что является лучшим? Спорно. Смотря для чего. Если нужна гитара, чтобы орать песни под 3 аккорда - дреднот и только он. Громко, ярко, пальцы не тянуть далеко, с атакой все в порядке.
Если учиться, то здесь большой вопрос так же. Ноты искать и зажимать проще на классике, гриф здоровенный, что соответственно упрощает половину аппликатур. Первый месяц да, будет не так больно, как с железом, но через месяц пальцы и так станут деревянными, что с нейлоном, что с железом, поэтому данный параметр, как по мне, не сильно катит.
Сам начинал свой путь с классики (эх, тот самый хонер ц аш 06, первая перепиленная гитара, по сей день беру туда, где есть шанс того, что инструмент будет анигилирован посредством стены и пьяного угара), полет вроде нормальный был, но как только пересел на дредноты и подержал в руках вестерн - обратно не сильно хочется. Порой скучаешь по мягкому звуку, но это быстро проходит.

Когда со мной связываются потенциальные ученики, как правило, они рассказывают некую краткую предысторию о том, что именно их привело к преподавателю. Все эти истории достаточно разные, однако, за время своей профессиональной деятельности я стал замечать в них общие черты. В данной статье я бы хотел остановиться на одной из часто описываемых потенциальными учениками ситуаций: «Я очень хочу научиться играть на электрогитаре, но у меня есть проблема. Я никогда не играл на акустической (классической) гитаре, а многие говорят, да и я сам читал разные статьи о том, что прежде чем учиться играть на электрогитаре, надо освоить азы на акустике или классике. Но меня акустическая или классическая гитары вообще не привлекают, а вот электрогитара наоборот. Насколько критично отсутствие умения играть на акустической (классической) гитаре для того, чтобы начать обучение на электрогитаре?»

Дело в том, что классическая гитара, акустическая гитара и электрогитара — три абсолютно разных музыкальных инструмента, отличающихся не только по звуку, а еще и по своему функционалу. Следовательно, они различаются и по технике звукоизвлечения. Чтобы было понятнее, приведу в пример парочку аналогий. Если человек захотел научиться водить легковой автомобиль и с этой целью пришел в автошколу, вряд ли тамошние преподаватели будут ему предлагать пройти обучение езде на мотоцикле или на самосвале. Несмотря на то, что данные виды транспорта ездят по одним дорогам, они все-таки кардинально друг от друга отличаются. Точно так же люди, желающие заниматься боксом, скорее всего, не станут обращаться к тренеру по греко-римской борьбе, так как очевидно, что это два абсолютно разных вида единоборств. И если данные утверждения практически ни у кого сомнения не вызывают, то с гитарами, дело обстоит совершенно иначе.

К сожалению, достаточно большое количество людей действительно не понимают разницы между классической, акустической и электрогитарой. Конечно же, достаточно много людей отдают себе отчет в том, что вышеперечисленные инструменты мало чем пересекаются. Однако среди них есть убежденные в том, что нельзя приступать к обучению игре на электрогитаре, не научившись играть на акустике или классике. Со всей ответственностью смею заверить, что данные убеждения являются исключительно стереотипом и не представляют собой никакой информационной ценности. Следование этим необоснованным домыслам является грубой ошибкой, которая не приведет ни к чему, кроме как к потерянным впустую средствам и времени. Откуда берется данный стереотип, вопрос второй. Кто-то прочитал в интернете, кто-то догадался сам, кому-то это объяснял преподаватель, который либо некомпетентен и сам верит в эту чушь, либо просто мошенник, пытающийся продержать у себя ученика как можно дольше любой ценой.

На самом деле, ни малейшей связи между акустической, классической и электрогитарой нет, за исключением количества струн (и то не всегда). Как уже говорилось ранее, каждый из этих музыкальных инструментов имеет свои специфику и функционал, которые накладывают на него определенные особенности, выражающиеся в технике звукоизвлечения. То есть, если музыкант хорошо владеет, например, акустической гитарой, это отнюдь не означает, что он без подготовки сможет овладеть электрогитарой или классической гитарой.

Различия между гитарами по технике звукоизвлечения

Чем же электрогитара отличается от акустической и классической? Возьмем, к примеру, такой параметр как чистота звукоизвлечения. Электрогитара, в отличие от акустики или классики, по сути, представляет собой гиперчувствительный инструмент, так как в подавляющем большинстве случаев ее используют при игре на перегрузе. Она настолько чувствительна, что требует постоянного тотального контроля за глушением лишних струн. Ярковыраженная грязная игра на акустической или классической гитаре подразумевает прямую атаку лишних струн вместо/вместе с игровыми. С электрогитарой все гораздо сложнее. Даже если медиатор бьет по игровым струнам идеально точно, лишние струны в случае отсутствие глушения все равно будут резонировать, что мгновенно будет слышно из динамика комбика в виде кучи грязи и всевозможных призвуков. Именно поэтому одной из главных проблем, встречающихся на пути начинающих электрогитаристов является чистое звукоизвлечение. На акустической и классической гитарах возникновение таких ситуаций также возможно, однако оно не будет столь очевидным для людей с неразвитым слухом. Чтобы научиться слышать на акустике и классике резонирование соседних струн и наложение не созвучных (диссонирующих) нот, вызванное побочной вибрацией лишних струн, нужен определенный опыт игры на данных музыкальных инструментах, которого у новичков, конечно же, нет. Следовательно, руки при игре на разнотипных гитарах будут работать в совершенно ином режиме.

Очевидно, что рассчитывать на чистую игру на электрогитаре, обучаясь при этом только на классике или акустике, не стоит. Это абсолютно не означает, что электрогитара лучше акустической или классической — они просто разные. А вот какая из них лучше (вернее будет сказать, больше нравится), должен решать каждый сам за себя, опираясь при этом исключительно на вкусовые (музыкальные) предпочтения. По-другому ответить на столь субъективный вопрос невозможно.

Об универсальности преподавателей

Пример с чистым звукоизвлечением является лишь одним из множества параметров, так или иначе, по-своему трактующимся при игре на разнотипных гитарах. И каждый параметр вносит существенные коррективы в технику игры на данных инструментах. Значимость этих различий я лично прочувствовал на себе в 2003 году, когда, отучившись три года по специальности «классическая гитара» у одного из лучших преподавателей России Леонида Резника, я не смог совладать с электрогитарой, потратив уйму времени на тщетные попытки самостоятельного освоения этого музыкального инструмента. Впоследствии в период с 2004 по 2006 год мне удалось пройти полный курс обучения игре на электрогитаре у одного из лучших и самых востребованных преподавателей Москвы Юрия Сергеева.

В жизни я всегда стараюсь с осторожностью относиться к универсальным решениям. Какие бы ни были распрекрасные современные смартфоны, они никогда не будут записывать звук так, как это сделает отдельный хороший микрофон, никогда не сфотографируют так же качественно, как это сделает достойный зеркальный фотоаппарат, не зазвучат так, как это сделает адекватная акустическая система и т.д. Как бы ни цинично это прозвучало, на мой взгляд, со специалистами ситуация аналогичная. Чем универсальнее специалист, тем хуже он выполняет каждую из своих функций. Это относится и к музыкантам, и к преподавателям. Однако и в данном правиле могут быть исключения (и я знаком с людьми, продемонстрировавшими это на личном примере), но они возможны только при выполнении ряда определенных требований.

Конечно же, одним из необходимых требований является умение достойно играть на музыкальном инструменте. Но, как известно, хороший музыкант далеко не всегда является хорошим преподавателем. В моем понимании, компетентность преподавателя заключается, прежде всего, в наличии у него программы обучения игре именно на том музыкальном инструменте, уроки которого он предлагает. Напомню, что под программой обучения в моем понимании подразумевается целый комплекс учебно-методических элементов, выполнение которых направлено на достижение конкретных результатов в освоении определенного музыкального инструмента. Не трудно догадаться, что раз классическая, акустическая и электрогитара настолько сильно отличаются друг от друга, то и программы обучения игре на данных инструментах мало в чем будут совпадать.

Достаточно давно я принял решение связать свою профессиональную карьеру именно с электрогитарой. Несколько лет назад мне удалось составить и откатать свою программу обучения , которая является основой моей нынешней преподавательской деятельности. Разработка программы обучения в моем понимании представляет собой кропотливый труд, требующий определенного количества времени, преподавательского опыта, стабильного потока учеников, сбора статистических данных, систематического анализа полученных результатов, на основе которого программа будет модернизироваться и т.д. и т.п. По моему глубокому убеждению, чтобы преподавать на другом музыкальном инструменте, не превратившись при этом в очередного «универсального» в плохом смысле слова специалиста, необходимо будет пройти весь этот путь с самого начала.

Заключение

Не секрет, что труд разнорабочего оплачивается гораздо меньше, чем труд специалиста узкого профиля. Совпадение? Нет, скорей объективная закономерность. Обучать боксу должен боксер, ездить на легковом автомобиле — инструктор с правами категории «B»... Совершенно точно, музыка и уж тем более преподавательская деятельность исключением здесь не является. Поэтому если есть желание освоить акустическую гитару, настоятельно рекомендую обратиться к преподавателю по игре на акустической гитаре. Если есть желание познать классическую гитару, ищите преподавателя специализирующегося на классической гитаре. А если вы мечтаете научиться играть на электрогитаре, то я к вашим услугам!

Сравнение классической и акустической гитары.

В современном мире изготавливают большое количество струнных инструментов, и все они предназначены для разных целей, даже если с виду похожи друг на друга. Иногда отличий между двумя, внешне похожими инструментам, гораздо больше чем, к примеру, между лисицей и волком. Сегодня мы будем сравнивать два совершенно разных вида гитар. Итак, в чём же разница между акустической и классической гитарой? (На самом деле, и та и другая гитара являются акустическими по звуковым свойствам. Просто со временем за эстрадной гитарой закрепилось название “акустика”).

Внешний вид и строение

Иногда внешние сходства этих гитар заставляют новичков их путать, но первое впечатление обманчиво. Если осмотреть оба инструмента внимательно, можно найти следующие отличия:

1. У гитары вестерн (акустической) корпус немного больше и массивней, чем у классической (испанской).
2. Гриф классической гитары шире, для удобного передвижения пальцев левой руки. А у вестерн - уже, что способствует более лёгкой игре аккордами.
3. На «испанке» отсутствует пластмассовая накладка на корпусе (впрочем, акустика её тоже может не иметь, поэтому это не главное их внешнее отличие).
4. В грифе гитар классического типа нет металлического стержня (анкера), и это ещё одна из причин, по которой он гораздо шире и толще.
5. У акустики часто встречается вырез в корпусе, для удобной игры на последних ладах (высоких нотах).
6. Главное различие - материал, из которого изготовлены струны. На классических гитарах установлены нейлоновые струны, а на вестерн - металлические.

Способы извлечения звука. Звучание

«Испанка» предназначена для пальцевой игры, медиатор применяют крайне редко, так как мягкость нейлоновых струн не позволит сыграть, к примеру, переменным штрихом. В истории музыки встречаются гитаристы, использующие всё подряд, начиная от ногтей, заканчивая смычком, но всё это единичные случаи, на которые не стоит ровняться. Нейлоновые струны в сочетании с пальцевой игрой дают мягкий и приятный тембр.

Акустическая гитара, в плане методов извлечения звука, не ограничена. Играть на таком инструменте разрешено всем: пальцами, медиатором, фингерпиками, ногтями, монеткой, и всем, что удобно держать в руке. Металлические струны и объёмный корпус позволяют добыть яркий акустический звук.

Предназначение и применение

Акустики используют для игры разного жанра музыки, такой тип гитар популярен у рок-музыкантов, исполнителей шансона, блюза и других. Громкие металлические струны отлично подойдут для игры аккомпанемента аккордами, так и соло партий. Гитарист чаще всего предпочитает выступать стоя, поэтому под этот инструмент производят специальные ремни, которые поддерживают инструмент навесу.

Испанская гитара отлично подойдёт для исполнения классической музыки. Игре на таком инструменте обучают в высших музыкальных учреждениях и музыкальных школах. Применяется гитара в оркестрах и для эстрадного исполнения. В большинстве случаев игра на классической гитаре происходит в позе сидя. В этот момент гитарист держит инструмент на левом колене, а под этой ногой находится подставка для удобной посадки.

Техника

Для левой руки практически одинаковые техники исполнения, но у вестерн всё же больше применяемых приёмов. В случае правой руки всё гораздо иначе. Классические гитары чаще всего используют следующие техники: фламенко, пиццикато, барток, тамбор, кампанелла и другие. Все эти приёмы выполняются рукой (пальцами), без применений медиатора.

Акустика предпочитает: аккордовую технику, игру медиатором, пальцевую / фингерстайл, слэп, тэппинг, фортепианную технику, расгеадо и т. д.

Запись нот для гитары и табулатуры

Мои подписчики меня часто спрашивают подойдут ли мои табы и ноты песен для гитары на классику, если я исполняю их на акустической гитаре. В плане записи нот для гитары, обозначений, табов никакой разницы между акустической и классической гитарами нет. Всё так же. Отличия в первую очередь связаны со звуком. К примеру, в таких моих переложениях как Behind Blue Eyes или В последнюю осень и некоторых других, есть игра боем. Нейлоновые струны не предназначены для игры боем, соответственно звук будет менее ярким чем на металлических струнах.

Ещё один нюанс заключается в ширине грифа. На акустике гриф уже, и некоторые аккорды будет легче зажать чем на классической, т.к. струны расположены ближе друг ко другу. Но здесь есть и обратная сторона медали. На акустической гитаре из-за близости струн друг к другу, бывает такое, что пальцы заглушают звук соседней струны, задевая её. На классической гитаре этой проблемы нет. Вывод такой. Любые табы и ноты для гитары, которые есть на моём сайте, подойдут для любой гитары, кстати, даже для электро.

Давайте подытожим. Оба инструмента, представленных в сравнении, имеют свою историю возникновения, свои, особые методы исполнения, а также разницу в способе извлечения звука. Но в тоже время, эти две разновидности гитар имеют и много общего. И в некоторых случаях могут иметь взаимозаменяемость.
На этой вы сможете скачать как ноты песен для акустической гитары, так и классические переложения известных композиторов.

«Чем отличается классическая гитара от акустической гитары» - именно на этот вопрос часто хотят найти ответ пользователи Рунета. Если ввести это словосочетание в строку поиска, мы получим множество ссылок на сайты, где разъясняют разницу между этими гитарами. Так и на нашем сайте можно увидеть две категории - и .

Справедливо заметить, что классическая гитара является акустической. В свою очередь, гитара представляет собой самый распространенный инструмент в большой группе щипковых акустических инструментов. Следует отличать акустические гитары от электронных гитар по способу преобразования энергии струны в воспринимаемый человеческим ухом звук. Электрогитары оснащены адаптерами, которые преобразуют колебания струны в электрический сигнал, который преобразуется затем в звук. Акустические же гитары представляют конструкцию, которая позволяет преобразовать энергию колебания струны в звук, воспринимаемый ухом, способную усилить этот звук и донести в нужной форме до слушателя.

Совокупность деталей конструкции называют акустическим аппаратом. Акустический аппарат гитары включает в себя корпус с декой (мембраной), струнную одежду и устройство фиксации струн (гриф и механизм натяжения струн).

Группа акустических гитар очень большая. Можно различать гитары по голосу, по строю, по количеству струн. В зависимости от размеров и строя гитары можно разделить на примы , терциевые , квартовые , квинтовые . По количеству струн акустические гитары чаще всего встречаются 6-ти, 7-ми и 12-ти струнные. Акустическая бас гитара имеет обычно 4 струны. 4 струны имеет очень модная сейчас гавайская гитара - укулеле .

И все-таки, при всем разнообразии мы привыкли к устойчивым словосочетаниям «классическая гитара » и «акустическая гитара », под которыми подразумеваются гитары определенного назначения.

Так принято называть современную акустическую гитару, которую используют для исполнения классического репертуара в качестве сольного, ансамблевого либо аккомпанирующего инструмента. Мы не ошибемся, если назовем ее испанской гитарой или концертной гитарой . Современная классическая гитара родилась в Испании, изобретению современной конструкции гитары мы можем быть благодарны известному испанскому гитарному мастеру Антонио де Торресу . Торрес усовершенствовал конструкцию гитары до такой степени, что это позволило инструменту выйти на передовые роли сольного инструмента. Историческое значение слова концерт заключается в музыкальном произведении сложной формы, основанном на состязании солирующих инструментов и оркестра. Величайший испанский гитарист Андрес Сеговия привнес в мир гитары новые приемы звукоизвлечения и техники игры, кроме того расширил привычный репертуар гитары своими переложениями классических произведений. Сеговия добился мирового признания гитары в области академической музыки. Классическая гитара оснащена синтетическими струнами, щипки гитарист производит ногтями или подушечками пальцев. Металлические струны на классическую гитару устанавливать нельзя, ее конструкция не рассчитана на давление струн из металлических сплавов. Гитара имеет элегантный корпус, в форме восьмерки.

Или фолк гитара приспособлена для использования металлических струн. Она имеет более жесткую конструкцию способную выдержать напряжение стальных струн. Гриф гитары усилен металлическим анкером, а колковая механика оснащена валиками из твердого сплава. Разные по конфигурации и размеру корпуса гитары, такие как дредноут , гранд аудиториум , джамбо относят к акустическим гитарам. Дредноут и джамбо гитары родились в Северной Америке и очень популярны среди исполнителей кантри, поэтому часто их называют вестерн гитарами . Звук на такой гитаре извлекается медиатором или кончиками пальцев. Форма вестерн гитар может отличаться от классической, дредноут гитара имеет более прямоугольную форму, а нижняя часть корпуса гранд аудиториум или джамбо напоминает окружность.

Многие начинающие музыканты не могут определиться с тем инструментом, который подходит под их цели. Если записаться в музыкальную школу, то там нужно будет покупать домой для занятий классическую гитару. Или дома уже есть таковая. Но поиграв некоторое время, приходит понимание, что она не соответствует вашим планам. Или вы приходите в магазин и сталкиваетесь с разнообразием, но не знаете, чем отличаются гитары. Поэтому, прежде всего определитесь со стилями, которые вы больше всего хотите исполнять. И в любом случае – кто запрещает приобрести два инструмента (если есть средства) и наслаждаться игрой на том и на другом?

Чем отличается акустическая гитара от классической? Техническая сторона вопроса

1. Корпус

Корпусы большинства классик уступают в размерах. Особенно это заметно в сравнении с вестернами, у которых широкие и массивные корпусы. Однако, если взять «палмор» или «фолк», то они не только сравнятся по габаритам, но и даже проиграют некоторым classic. Если поставить две гитары «спинами» (то есть задники деками) друг к другу, то можно наглядно увидеть отличие в ширине их «туловищ».

2. Гриф

Также зависит от того, насколько точно вы хотите играть. Классика имеет чуть более широкий гриф. Дело в том, что в такого рода музыке важно, чтобы чётко прозвучала каждая нота. Поэтому для удобства попадания пальцами расстояние между струнами немного увеличено. При акустическом исполнении пара «недожатых» нот не ощущается так сильно. К тому же, юному ученику будет проще разучивать расположение нот и точно попадать по ним, когда есть «простор» для подушечки пальца. Правда, это больше подойдёт людям с широкими ладонями или длинными пальцами. Также расстояние между струнами на 3 ладу и на 15-ом будет пропорциональным (в отличии от акустики, где оно чуть сужается).

3. Струны

Отличие акустической гитары от классической ещё и в струнах. На первую практически всегда ставят металлические. Бывают случаи, когда человеку тяжело освоить довольно жёсткие и толстые струны, и для облегчения ставится нейлон. При этом звучание не будет таким богатым, так как они предназначены для других целей.

На классическую ставят исключительно нейлоновые. Есть случаи, когда на них устанавливали металл. Но делать это не рекомендуется. С большой вероятностью будет искажение деки, искривление грифа и так далее.

4. На акустике крепление грифа к корпусу на 14 ладу, на классике на 12 ладу

Гриф на классике крепится после 12 лада, на акустике после 14 лада. Разница в 2 единицы не так существенна, но при игре на высоких ладах вы сразу заметите, что рука будет упираться в корпус и дотянуться до струн будет сложнее, особенно до басовых. Проверить это легко, просто сыграйте гамму До-мажор или любую другую в районе 12 лада и вы сразу все поймете.


5. Разное крепление струн на бридже

Разная конструкция бриджей обуславливает различия при замене износившегося комплекта. У acoustic бридж чаще всего представляет из себя прочную пластину с отверстиями. В каждый из этих пазов опускается (внутрь корпуса) «хвостик» струны и закрепляется специальной втулкой с прорезью (бобышка, пин). В классике струна пропускается через отверстия снаружи и закрепляется посредством завязывания узелков. проходит примерно по одной и той же схеме. Провздеть в механизм и закручивать колок. Но на классике требуется удерживать край струны, чтобы узелок не развязался.


6. Наличие анкера и вклееный гриф

Отличия гитар заключаются также в отсутствии анкерного стержня у классики. Он устанавливается для защиты грифа от деформации (на акустике). Поэтому классический гриф шире и толще.

Гриф классической гитары вклеивается. У акустики – крепится к корпусу болтом.


7. Колковые механизмы

Также отличаются тем, что у эстрадных инструментов они металлические. Бывают открытые и закрытые виды. У классик преобладает открытый механизм. Это требует ухода от загрязнения и механического повреждения. Зато их можно регулярно смазывать, что обеспечивает долгую работу и «усидчивость» струны.


8. Система пружин в корпусе

В эстрадных инструментах используется система пружин, которая перекрывает направляющие и смыкает их в местах самой большой нагрузки. В классическом варианте чаще встречает веерная система пружин, которая распределяет нагрузку по всему корпусу. Во втором случае, на инструмент приходится нагрузка значительно меньше, соответственно нет необходимости усиливать каркас. В первом примере, пружины обеспечивают не только возможность установки металлических струн, но и надежную защиту от деформации. К тому же с такой технологией гитары дольше держать строй и дают на выходе качественный звук.

9. Метки ладов на грифе

Довольно часто на вестернах и джамбо присутствуют точки на 3, 5, 7 и т.д. ладах. Как на самой накладке, так и сбоку. Они необходимы как для ориентирования по нумерации самих ладов, так и для обозначения тоник и опорных ступеней гамм. На классике такие отметки стоят сбоку.


10. Количество струн

Classic – 6 струн. Эстрада – 6, 7, 12 и более редкие вариации.

11. Отсутствие выреза «катавея» для игры на высоких ладах

На многих вестернах(электроакустикических), джамбо и аудиториум присутствует катавэй – вырез примерно с 12-14 лада для удобства исполнения на верхних нотах. Обычно у учащихся музыкальных школ и консерваторий такие вырезы отсутствуют. Считается, что это влияет на характеристики звучания. Но мастера могут изготовить и катавей под классику.


12. Наличие стреплоков для крепления ремня

Отличия гитар заключаются и в наличии стреплоков. Дредноуты и их родственники широко используют при игре «на весу» и требуют крепления ремня. Фламенковые и испанские из-за специальной посадки не нуждаются в таком дополнении как .

Отличие акустической гитары от классической. Игра на инструментах

1. Способы игры

Разные виды гитар предполагают различную технику исполнения. Эстрадная манера предполагает игру с применением медиатора. Металлические струны при этом звучат громче и чётче. Кроме того, используются техники, которые очень неудобно играть пальцами (а вот медиатором самое то). Фингерстайл с перкуссионными постукиваниями по корпусу может нанести повреждение. Поэтому на втором традиционно играют пальцами (в частности ногтями правой руки). Разумеется, фламенко и цыганский репертуар широко используют приём вроде расгеадо и боя. Но они не являются приоритетными, и часто для этих целей используют специальные гитары с укреплённой декой.


2. Звучание и громкость

Классика отличается тёплым и мягким звучанием. Изначально она использовалась для исполнения в камерных залах. Поэтому особой громкостью не обладает. Дредноуты более звонкие и резкие, в их саунде присутствует «железо».

Пример звучания классики

Пример звучания акустики. Начало с 37 секунды

3. Отсутствие Гольпеадора

Гольпеадор – специальная пластина, которая накладывается на верхнюю деку (под розеткой) для защиты от механических повреждений. На акустике при игре медиатором часто случаются задевания деки. При экспрессивной игре боев можно поцарапать или даже пробить верхний слой. На classical гольпеадор не используется. Однако, его ставят на фламенковые инструменты или изготовляют мастера по желанию клиента.


4. Различия в посадке и специальных приспособлениях

В классике строго следят за посадкой и расположением гитары. Она должна лежать на левой ноге, гриф наклонён вверх примерно на 45 градусов. Также профессионалы используют подставку под ногу. Это обеспечивает надёжную опору. У эстрадников точных ограничений нет. Поэтому часто инструмент кладётся на правую ногу и не имеет особой опоры.

5. Игра медиатором

На классике медиатором не играют. Да и особого смысла нет – звуковые характеристики не позволяют звучать ей громче или звонче. Также плектор будет соскальзывать с нейлона.

6. Акустическая гитара лучше держит строй

Строение корпуса, акустическая система пружин, железные струны позволяют держать строй дольше.

7. Разная применимость в стилях игры

Чем отличается акустическая гитара от классической – помимо технических характеристик ещё и репертуаром.

Классика:

  • Классическая музыка разных эпох (барокко, классицизм, неоклассицизм);
  • Бразильская музыка (босса нова, самба);
  • Цыганская музыка (джипси-джаз, народное);
  • Романс;
  • Испанская (фламенко).

Акустическая:

  • Кантри;
  • Эстрада (поп, поп-рок);
  • Рок-н-ролл;
  • Блюз и блюграсс

Цена и выбор

Сказать определённо, чем отличаются гитары по цене нельзя. Существуют дорогие и дешёвые модели как у того, так и у другого типа. Однако качественный бюджетный инструмент для новичка лучше всё-таки искать среди акустических гитар.

Заключение

Отличия гитар не настолько существенны, чтобы строго рекомендовать какой-то один вариант. Тем более, что как классики, так и эстрадники регулярно заимствуют приёмы игры, а также пробуют разные инструменты. Но знать, чем отличаются гитары следует для того, чтобы определиться со своей целью, которую вы будете постигать со своей новой подругой.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры