Вишневый сад. Премьера! Вишневый сад спектакль кто играет

Главная / Бывшие

Добрый день всем любителям театра

Мой очередной театральный отзыв посвящен спектаклю, с которым я знакома давно и видела с разными составами, в записи, с использованием средств связи и непосредственно в театре.

"Вишневый сад" по пьесе А.П. Чехова в театре Ленком

Постановка Марка Захарова, режиссер Игорь Фокин. Спектакль идет с 2009 года. Он существует и в записи, поэтому доступен для просмотра не только жителям и гостям столицы.

Сначала смотрела в записи, потом летом 2015 года в театре, а сейчас, в ноябре 2017 года с помощью проекта [ссылка] (и сайта media-port,tv) и кино-театральную версию спектакля, которая представляет собой прямую трансляцию "живого" спектакля из театра, только в отличие от иных трансляций этого сервиса, подобная трансляция ведется с нескольких видеокамер и имеются крупные планы, а значит, всё и всех зритель может прекрасно рассмотреть и качество значительно повышается по сравнению с обычной версией.

Актеры и роли

Александра Захарова в роли Любови Андреевны Раневской вполне убедительна, трогательна и по-женски слаба.

В ней есть и отчаяние, и не угасшие женские желания, ей хочется любить и быть любимой.


Александра Захарова - Раневская "Вишневый сад" Ленком



Александра Захарова Антон Шагин "Вишневый сад" Ленком


Александр Збруев - Леонид Андреевич Гаев , брат Раневской.


У Александра Викторовича тоже определенные театральные штампы имеются, но он весьма харизматичен и некоторые спектакли (например, "Женитьбу") почти на себе тянет. И в "Вишневом саде" Збруев хорошо играет человека, не к месту говорящего и живущего прошлым ("я человек 80-х годов"). Однако он всё же пытается спасти дом и сад, хотя предлагаемые им способы еще больше сигнализируют об отрыве его от реальности. Его все любят, как говорит племянница, но в то же время даже молодое поколение семьи не принимает всерьез.


Александр Збруев - Гаев "Вишневый сад" Ленком



Антон Шагин - Ермолай Лопахин


Мне очень понравился этот молодой актер, хорошо играет, очень эмоционально.

Владимир Юматов - Фирс

Два с половиной года назад в театре я видела в этой роли еще Леонида Броневого. Но было заметно, как он слаб и играть ему тяжело.
Сейчас эту роль исполняет знакомый многим по сериалам артист Владимир Юматов. Были у меня некоторые сомнения в самом начале спектакля, т.к. Фирсу по роли 87 лет, а Юматову всего 66, сможет ли он показать всю хрупкость и трогательность этого персонажа, который несет многие традиционные и семейные ценности. Но, к счастью, и это было мое артистическое открытие в этом спектакле, Юматов прекрасно справился. Даже в паре со Збруевым (который на 13 лет его старше) не смотрится молодым и я ему верила. Хотя как-то специально его, вроде бы, и не старили. Даже слёзы накатывать стали на финале "уехали, забыли".


МИНУСЫ
Тяжело и ни к месту смотрится "кукольность" гувернантки-иностранки, в первых сценах она очень странно одета и какая-то фальшивая. Непонятно, для чего она такая в практически классической по костюмам и антуражу постановке.
И какие-то пошлые жесты присутствуют, которыми Ленком грешит, а спектакль не украшается.

Стоимость билетов

Амфитеатр 1500-2500р

Бельэтаж 1500-2500р

Партер 1-12 ряд 4500-3500руб

Партер 13-18 ряд 3500-3300руб

Стоимость одного билета, включает услуги по резервированию и доставке. Точную стоимость и наличие билетов уточняйте по телефонам с сайта. Билеты есть в наличии.

«Вишневый сад» - последняя и, пожалуй, самая пронзительная пьеса Антона Чехова. Написанный всего за год до смерти великого драматурга «Вишневый сад» сумел вобрать в себя все основные мотивы чеховских произведений. Задуманная как комедия, пьеса стала своего рода пророчеством для судьбы Российской империи. «Вишневый сад» - итоговое произведение как для Чехова, так и для всей великой русской литературы XIX века. С момента своего создания «Вишневый сад» экранизировался бесчисленное количество раз и на самых разных театральных подмостках. Билеты , проданные на все постановки спектакля, невозможно сосчитать.

Искушенной публике известно, что любая постановка - это всегда событие для театральной жизни столицы. И не секрет, что на любую чеховскую пьесу билеты расходятся особенно быстро. А уж если Чехова поставили в «Ленкоме» - это уже событие общероссийского масштаба.

На сей раз «Ленком» предлагает увидеть новую трактовку классики. С легкой руки Марка Захарова знаменитая пьеса меняет облик. В спектакле использован не полный текст, поэтомуон стал более динамичным - с антрактом действие происходит всего за час пятьдесят пять минут.

Театр «Ленком» - это не только оригинальные трактовки и интригующие визуальные средства, но и блестящий актерский состав. Великолепный , исполняющий трогательную роль Фирса, и на сей раз поднимает планку актерского мастерства на небывалую высоту. Народная артистка России Александра Захарова подарит зрителю новое воплощение томной Раневской, а сыграет ее брата - Гаева. Спектакль изобилует необычным находками: вечный студент Трофимов изображен как душевнобольной, а декорации на сцене подвижны и постоянно меняются.

«Ленком» следует своей давней традиции - представлять классику только на современном, порой даже эпатирующем, языке. Возможно, именно поэтому билеты на спектакли этого театра расходятся так быстро.

Актеры, учавствующие в спектакле:

Любовь Андреевна Раневская, помещица: ;

Фирс, лакей 87 лет: Леонид БРОНЕВОЙ;

Варя, приемная дочь Раневской: , ;

Леонид Андреевич Гаев, брат Раневской: Александр ЗБРУЕВ;

Петр Сергеевич Трофимов, студент: ;

Ермолаев Алексей Лопахин, купец: ;

Семен Пантелеевич Епиходов, конторщик: , ;

Шарлотта Ивановна, гувернантка: , ;

Эпизодные роли - актеры театра ЛЕНКОМ.

С пектакль «Вишневый сад» Игоря Ильинского стал первой постановкой в истории Малого театра по одноименной пьесе Антона Чехова. Прежде произведения великого драматурга не пользовались интересом у этого театра. Игорь Ильинский постарался максимально приблизиться к авторскому прочтению пьесы как комедии (комедии жизни), где за нелепыми и, на первый взгляд, ничего не значащими разговорами решалась человеческая судьба. Герои веселились, делая вид, что не замечают, как рушатся их жизни, стирается в прах их прошлое. На первый план в спектакле выходил образ вишневого сада как символа мечты и грезы, чего-то недостижимо прекрасного, без чего невозможна и бессмысленна человеческая жизнь. Сад в буквальном смысле заполнял сценическое пространство, его белоснежные ветви виднелись сквозь раскрытые настежь окна.

Помещица Любовь Андреевна Раневская (Татьяна Еремеева) возвращается из Парижа в свое родовое имение, оказавшееся на грани разорения. Главная ценность этого имения - роскошный вишневый сад как память о семье, детстве и доме. Раневская не была на родине более пяти лет, пытаясь изжить тоску о рано погибшем сыне, утонувшем в пруду неподалеку от усадьбы. И потому для нее приезд домой одновременно и радостен, и тревожен. Все напоминает о трагическом событии и предвещает нерадостный конец. Но Раневская именно здесь ощущает тепло и уют, радость от встречи с близкими и родным садом. «Я люблю Родину, люблю нежно», - говорит она. Но имение вместе с садом уходит с молотка состоятельному купцу Лопахину (Виктор Коршунов), втайне влюбленному в Раневскую, которая когда-то спасла его, еще мальчика, от отцовских побоев.

Сад продан Лопахину, человеку передовых взглядов, дельцу и хозяину нового времени. Он собирается вырубить вишневый сад и на его месте построить дачи. А это значит, что Раневская, ее брат Гаев (Николай Анненков), две дочери - Аня (Елена Цыплакова) и Варя (Людмила Пирогова) - прощаются с прошлым навсегда. Что ждет их в будущем, неизвестно. Гости под музыку веселятся в имении, поздравляют нового хозяина, а прежние хозяева замерли в напряженном ожидании. В таком же тревожном напряжении ждут Раневскую Лопахин, постоянный гость Епиходов (Владимир Дубровский) и горничная Дуняша (Ольга Титаева) в начале первого действия.

В спектакле Малого театра центральной фигурой становился эпизодический герой - старый и дряхлый слуга Фирс, которого сыграл сам Игорь Ильинский. Он - как главный хранитель домашнего очага - по-хозяйски заботился об имении. В нем нет раболепия или подобострастия, он полон чувства собственного достоинства, спокойствия и уверенности. И он единственный, как капитан тонущего корабля, не покидает родной дом, когда заколачивают окна и вешают на дверь замок. Один из критиков назвал Фирса в исполнении Ильинского «королем Лиром русской усадьбы». Вместе с ним уходит эпоха.

В спектакле Ильинского конфликт не сводился к столкновению людей старого и нового поколения, а заключался в наличии или отсутствии стремления к чему-то более высокому, нежели обыденная реальность. Ведь и мысли Раневской-Еремеевой были все это время далеки от забот об усадьбе. Она думает о любовнике, оставленном ею в Париже. Эта унизительная и горькая любовь мучит ее, но у нее нет сил справиться с нею. В споре с Петей Трофимовым, женихом Ани, она защищает свои права любящей и страдающей женщины. Но продажа имения освобождает Раневскую от забот, какими бы возвышенными ни были воспоминания. Так же и Гаев-Анненков, лентяй и краснобай, оторванный от действительности, внутренне ощущает облегчение от продажи имения, которое было для него слишком большой обузой. Он защищает имение от Лопахина, прежде всего руководствуясь эстетическими соображениями: вишневый сад привлекательнее дач. Однако он с легкостью примиряется со своей судьбой. В отличие от Раневской и Гаева, Лопахин - человек дела. Но и он тянется к красоте, к прекрасному, воплощением которых для него стала Раневская. По-разному на продажу имения смотрят и сестры: Варя пугается надвигающейся неустроенности, Аня полна надежд, веры в новую жизнь.

Svetlana Fishman отзывы: 112 оценок: 121 рейтинг: 335

Разочарование.
Перед началом спектакля выступила Максакова, сказала, что этот спектакль отобран и идет в рамках..., свет потух, все затаили дыхание...Иииии!
С криками, воплями, визгами, "галопом по европам" поскакало, понеслось странноватое куцеватое действо по мотивам. Не знаю, куда все торопились, но все вместе с антрактом и поклонами прогнали за 2 часа (!?).
Практически весь спектакль тянет Захарова, но и ей не дают много времени, она еле-еле успевает вкратце рассказать о своих кавалерах Лопахину (чем оправдан выбор Антона Шагина на эту роль - мы так и не поняли).
К сожалению, играл состав, в котором мы не увидели Машкову и Степанченко, хотя его роль скукожилась до столь мизерных размеров, что по большому счету потеряла смысл.
Пожилая дама, сидевшая на ряд позади, вздыхала - бедный Чехов...
Не хочется верить, но похоже, что судьба вишневого сада - это сам Ленком, потерявший почти всех своих лучших, еще помнящий, но уже проживший свои славные дни, когда всего было в избытке - идей, находок, восторженных зрителей, вишни.

Влад Васюхин отзывы: 99 оценок: 150 рейтинг: 157

Почему же свежий "Вишневый сад" в постановке знаменитого режиссера меня возмутил?
Причина проста: текст! Текст, который произносят звезды Ленкома, это не Чехов. Это Чехов в бездарном переводе (пересказе, изложении троечника). Это Чехов, обильно разбавленный Марком Захаровым. И добрый зритель, жаждущий посмотреть на живого Броневого (Збруева, "стилягу" Шагина, Олесю Железняк), зритель, нечитавший первоисточник или со школы плохо помнящий пьесу, может подумать, что Антон Павлович - автор дурных диалогов и невнятных сюжетных линий.
Мало того, что пьеса сильно сокращена, в конце концов, от бутылки вина можно оставить бокал, но это будет полноценный бокал вина - со всеми нюансами, нотками и ароматом. А можно разбавить вино - водой ли, спиртом, ослиной мочой, это дело вкуса. И от вина не останется ничего, кроме этикетки. Примерно это и произошло в Ленкоме с "Вишневым садом".
Пьеса, "лучше которой нет на свете", пьеса-поэма, где важна каждая реплика, каждое слово, безнадежно испорчена вставными захаризмами.
Хорошо, хочется вам, г-н режиссер, высказаться по какому-то актуальному поводу и подать обществу сигнал, ну так и сочиняйте оригинальный собственный текст. Или закажите Дмитрию Быкову. Но зачем так нагло рвать чужую художественную ткань? От беспомощности? От безнаказанности? От больного большого ума? От цинизма?
Если Чехов давно мертв и не может настучать по голове, как это сделал бы в подобном случае Эдвард Радзинский, это еще не повод нарушать его авторские права. Нельзя писать на афише этого безобразия: Чехов. Пишите: Марк Захаров по мотивам пьесы Чехова. Как хорошо Брехту (последний пример - с постановкой "Трехгрошовой оперы" Кириллом Семеновичем Серебренниковым), что за неприкосновенностью его текстов следят наследники! Ни слова, ни ноты!.. Не трожь!..
Жаль актеров. Они несут какую-то пургу, околесицу и ахинею вместо чеховской музыки, непонятно зачем повторяют одни и те же реплики. Ощущение, что все актеры после встречи Нового года, с большого бодуна, не выучили или забыли текст и говорят "своими словами", упуская целые фрагменты.
Нельзя стихотворение пересказывать своими словами! Нельзя!
После этой премьеры я впервые пожалел, что больше нет у нас во власти Екатерины Алексеевны Фурцевой.
И еще одно нехитрое соображение: вот помрет Марк Захаров, все мы смертны, и кто-нибудь умный, которого назначат на его место, захочет вдруг восстановить старые захаровские спектакли, скажем, "Трех девушек в голубом" или "Поминальную молитву", и внесет туда много-много режиссерской отсебятины. Решит, что так будет актуальнее, острее. И скажет, что этот суррогат и есть настоящий Захаров. Интересно, Марк Захарович не будет в таком случае вертеться в гробу?

Alla отзывы: 185 оценок: 185 рейтинг: 393

Антон Шагин - украшение постановки. Любовь купца Лопахина Ермолая Алексеевича к Главной Героине Раневской Любови Андреевне в исполнении Антона Шагина - новые краски в постановке. Не видела "Вишней сад" с этой стороны. Леонид Броневой в роли Фирса говорит о незащищенной старости и легкомыслии окружающих по отношению к пожилым людям, что особенно актуально в наше время.

Антон Ширпал отзывы: 7 оценок: 7 рейтинг: 9

Какие-то двойственные впечатления у меня остались после знакомства с «Ленкомом», ибо спектакль мне скорее не понравился, чем наоборот.
Мне всегда казалось, что в театре такого уровня должны быть и соответствующего уровня постановки. А получилось так, что предвкушения какого-то морального удовольствия от увиденного (ибо это «Ленком»!!) так и остались только предвкушениями. Откровенно говоря, даже не хотелось после окончания спектакля аплодировать стоя, но, будучи на стороне зала, пересилил себя.
Нет, нельзя ни в коем случае сказать, что всё настолько плохо, просто, мне кажется, многое в нём (спектакле) лишнее и Марк Анатольевич немного перемудрил 
Вроде бы, и текст чеховский, и практически всё по сюжету, но вот объясните мне пожалуйста, почему половина действующих лиц ведет себя не совсем адекватно:
1. лакей Яша (Анатолий Попов) целует чуть ли не половину молоденьких героинь…такой ли, знаете, бабник… а одна из них засовывает руки ему в штаны и у него экстаз! Опошлять-то зачем?
2. Гувернантка Шарлотта Ивановна (Анна Якунина) вообще будто бы только что с психбольницы – бегает по сцене, стреляет из пистолета, а говорит с французским акцентом так, что слушать тяжело. Вообще, мне кажется, много ее в спектакле.
3. Между Раневской (Александра Захарова) и Лопахиным (Антон Шагин) как будто любовь! Простите, но во-первых, визуально между ними разница в возрасте лет 20, а во-вторых, Чехов скорее всего перевернулся бы от такого поворота.
4. Временами на сцене начинается богадельня: шум, гам, выстрелы Шарлотты Ивановны, её же танцы на столе…короче говоря, что попало.
5. студент Петя Трофимов (Дмитрий Гизбрехт) тоже персонаж не особо здоровый попался, ибо режиссер наградил его проблемами с дикцией.
А вот что мне действительно понравилось – это декорации! Переезжающая стена, которая делит сцену на две части – любо глянуть. Таким образом, действие спектакля иногда происходит в двух комнатах одновременно. А каков финал! Под звуки топора (идет вырубка вишнёвого сада) двери комнат рассыпаются по обе стороны от центра сцены. Действительно, достаточно интересная задумка.
Так же выделил бы игру Антона Шагина и Леонида Сергеевича Броневого. Первого, думаю, ждёт большое будущее на актерском поприще (по крайней мере, его Лопахин самый яркий персонаж в спектакле), а Фирс в исполнении второго просто завораживает своим голосом и спокойствием.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры