Зал летописей. Что находится под Сфинксом

Главная / Бывшие
Таинственный город Богов в Египте... Жизнь или смерть...

На свете смерти нет.
Бессмертны все. Бессмертно всё. Не надо
Бояться смерти ни в семнадцать лет,
Ни в семьдесят. Есть только явь и свет,
Ни тьмы, ни смерти нет на этом свете.
(Арсений Тарковский)


Древний Египет - одна из древнейших цивилизаций, возникшая на северо-востоке африканского континента вдоль нижнего течения Нила.
Египет оставил долговечное наследие. Его искусство и архитектура широко копировались, а его древности вывозились во все уголки мира.


аселение Египта относится к палеолитическому времени. В 12-10 тысячелетиях до н. э. климат Египта был мягче нынешнего, осадков выпадало больше; значительная часть территории Египта была занята саваннами. В послеледниковый период климат Египта становился всё более сухим и жарким; саванны исчезали, превращаясь в пустыни. При этом долина Нила была в сущности гигантским оазисом.



Египетские пирамиды - величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из «семи чудес света» - пирамида Хеопса.
В Древнем Египте не существовало одной общей религии, а было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам.


В разные периоды наиболее почитаемыми были божества Ра и позднее отождествляемый с ним Амон, Осирис, Исида, Сет, Птах, Анубис...


Относительно датировок в египтологии существует множество независящих и относительно одинаково хорошо обоснованных теорий. За недостаточностью источниковой базы на сегодняшний день мы не можем быть на сто процентов уверенными в абсолютных датах того или иного события древнеегипетской истории. О большинстве фактов или дат можно говорить лишь относительно....

Таинственный город Богов в Египте

Многие исследователи считают, что под плато Гизы расположено что-то невероятное, а именно серия подземных туннелей и камер.


Начиная с 1978 года, исследователи начали наносить на карту очертания массивного подземного комплекса, который потенциально может оказаться огромным подземным городом.
Известный под названием "Город Богов", этот город до сих пор скрывает множество тайн. Так как он расположен непосредственно под одним из самых важных исторических памятников в мире, тревожить целостность которого никто не будет, вряд ли эти тайны смогут быть легко открыты в ближайшее время.
Оппоненты теории о Городе Богов убеждены, что никакого подземного города под пирамидами не существует, а историю о нем выдумали, чтобы привлечь больше туристов.






(из разных источников...)

В Египте в 1944 году Каирским государственным издательством был опубликован доклад «Раскопки в Гизе» в 10 томах, где было довольно подробно изложено то, что обнаружили египетские археологи на Плато Пирамид, и даже под ним. О том, что было обнаружено под Плато Гиза, было сказано не совсем всё. Многое от мирового сообщества было просто скрыто. Автором доклада был доктор Селим Хассан. То есть, в этом научном доклада содержится лишь незначительный фрагмент подлинных сведений о том, что же на самом деле скрыто песками в районе пирамид.



…В последний год работ по освобождению от песка копатели наткнулись на самое удивительное открытие, которое буквально ошеломило человечество и о котором раструбили на весь мир международные средства массовой информации.
Археологи, сделавшие это открытие, были сбиты с толку своей находкой и утверждали, что никогда не видели столь замечательно спланированного города: множество храмов, окрашенных в пастельные тона крестьянских хижин, ремесленных мастерских, конюшен и других построек, включая дворец. Наряду с другими современными удобствами в городе имеется совершенная дренажная система, включающая гидравлический подземный водопровод. В связи с этим открытием возникает интригующий вопрос: где этот город сегодня?


Тайна его местонахождения была недавно раскрыта группой избранных, получивших разрешение на изучение и киносъемку города. Он существует внутри огромной разветвленной системы естественных пещер под плато Гизы, которая расходится в восточном направлении под Каиром.


Его главный вход начинается внутри статуи Сфинкса вырубленными в камне ступенями, которые ведут в нижнюю пещеру под каменным ложем Нила.


Экспедиция, оснащенная генераторами и надувными плотами, спустилась и проплыла по подземной реке до озера шириной в километр. По берегам озера гнездились городские постройки, а постоянное освещение достигалось при использовании больших хрустальных шаров, закрепленных в стенах и потолках пещеры. Второй вход в город осуществлялся по обнаруженным ступеням, ведущим вверх под фундамент коптской церкви в старом Каире. Опираясь на рассказы людей, живших на Земле, приведенные в книгах Бытие и Еноха, весьма возможно, что город изначально назывался Гилгал.
Хроника экспедиции была отснята, был сделан документальный фильм под названием «Город в Бездне», впоследствии показанный узкой аудитории. Первоначально планировался выход хроники на большой экран, но по какой-то причине показ отменили.



Из подземного города был доставлен на поверхность многогранный сферический хрустальный объект размером с бейсбольный мяч.

Его сверхъестественные свойства демонстрировались на конференции в Австралии. Глубоко внутри монолитного объекта различные иероглифы медленно перелистываются наподобие книжных страниц, когда их об этом мысленно просит тот, кто держит объект в руках. Этот удивительный предмет, в котором используются неизвестные нам формы технологий, был отправлен для исследования в НАСА (США).

А в декабре 1995 года к Захи Хавассу – руководителю Египетского епартамента древности и археологии, обратились с просьбой о документальной съёмке для телевидения, которая была посвящена загадкам Сфинкса.

В Средние века Сфинкс был символом постижения истины. И лицо Сфинкса было совсем не страшным – это лицо женщины или юноши

Последние три тысячелетия Сфинкс чаще всего засыпан песком. Поэтому его туловище сохранилось лучше головы, изуродованной арабскими завоевателями




И Хавасс повел съёмочную группу в туннель, который располагался прямо под Сфинксом.
«Пожалуй, - сказал он, - даже Индиана Джонс не мечтал побывать здесь. Можете поверить, мы сейчас находимся внутри Сфинкса! Раньше этот туннель никто не открывал, и никто не знает, что же находится внутри него. Мы собираемся открыть его первыми».

Какие секреты хранят подземные комнаты, пока неизвестно – власти Египта запретили любые исследования




Можно предположить, что эта съёмочная группа была с кинокомпании «Парамаунт» (Paramount Studios), о чём упоминается в книге Друнвало Мельхиседека «Древняя тайна Цветка Жизни», 2 том 11 глава, которая вышла в свет в 2003 году. Вот это место в его книге:
«В ноябре 1996 года на контакт со мной вышел источник в Египте. Он сообщил: сейчас было открыто нечто, превосходящее все, когда-либо найденное в Египте. Из земли между лап Сфинкса на поверхность вышла каменная стела (плоская каменная плита с надписями). Надписи на ней говорили о Зале Свидетельств и комнате под Сфинксом.


Египетское правительство распорядилось немедленно убрать стелу, чтобы никто не прочитал выбитые на ней иероглифы. Потом стали копать землю между лап Сфинкса и открыли комнату, которую японцы обнаружили в 1989 году. В ней был глиняный кувшин и свернутая веревка. По словам моего источника, по тоннелю из этой комнаты представители властей спустились в круглую комнату, из которой выходило еще три тоннеля, ведущих к Великой Пирамиде. В одном из них было обнаружено два удивительных феномена.

Сначала чиновники увидели световое поле, пелену света, блокировавшую вход.


Когда попробовали пройти через это поле, то ничего не получилось. Даже пуля не могла его пробить.

Кроме того, если кто-либо пытался физически приблизиться к световому полю на расстояние примерно 9 м (30 футов), человеку становилось плохо, и его начинало рвать. Если он пытался с силой продвинуться вперед, то чувствовал, что умирает. Никто, насколько я знаю, не мог коснуться загадочного поля.

При обследовании приборами с поверхности Земли за световым полем было обнаружено нечто уж совсем немыслимое. Подземное двенадцатиэтажное здание - представляете, двенадцать этажей, уходящих вглубь земли!
Исследователи планировали войти, или, по крайней мере, попытаться войти в этот тоннель 23 января 1997 года Правительство запросило у кинокомпании несколько миллионов долларов, на что та согласилась. Однако за день до входа группы в тоннель египтяне решили, что хотят больше денег, и запросили полтора миллиона «из-под полы», что взбесило кинокомпанию. «Парамаунт» сказала «нет», и на том все закончилось. Примерно три месяца было тихо.
Потом опять была собрана экспедиция - кинокомпания, представители власти, учёные, жрецы...
Группа из трех человек вошла в тоннель.Им каким-то образов удалось отключить световое поле, может, с помощью звуков, голосов или имен Бога. Руководитель группы потом поехал в Австралию и показал фильм о проникновении в тоннель и здание в двенадцать этажей, причем последнее оказалось не просто зданием. Это строение простиралось под землей на многие мили и фактически являлось окраиной города.
В Египте в 1978 году был развернут радар SIRA, который обнаружил необычный подземный комплекс под египетскими пирамидами.
Подготовка, сделанная президентом Египта Садатом, вылилась в многолетние совершенно секретные земляные работы по проникновению в систему комплекса.
В Австралии, один из основных специалистов проекта Giza, доктор Джим Хортак (Dr. Jim Hurtak), в то же время показал видеосюжет об их работе, под названием "Камеры глубины" (CHAMBERS OF THE DEEP), из фильма, который должен был быть выпущен в конце 20-го столетия.
Фильм повествует о исследовании затерянного мегалитического метрополиса, построенного 15000 лет назад, который опускается на несколько этажей под плато Гиза.
Исследователи, рискуя своими жизнями, со светом и камерами, осторожно переправлялись на резиновых лодках через подземные реки и километровые озера, чтобы проникнуть в запечатанные помещения за ними.
Потом еще один человек, Ларри Хантер (Larry Hanter), более 20 лет своей жизни посвятивший археологии Египта, сообщил информацию, почти совпадающую с той, что стала известна ранее, за исключением того, что она была более подробной. Город занимает территорию площадью 10,4 на 13 км (6,5 на 8 миль) и уходит вглубь земли на двенадцать этажей, периметр города очерчен уникальными египетскими храмами.




Следующая информация перекликается с работой Грэма Хэнкока (Graham Hancock) и Роберта Боваля (Robert Bauval) «Послание Сфинкса» (Message of the Sphinx). Грэм и Роберт догадались, что три пирамиды в Гизе были размещены на Земле в точном соответствии с тремя звездами Пояса Ориона. По мнению исследователей, все основные звезды созвездия Ориона могут быть обнаружены в расположении храмов в Египте, но они так и не смогли убедительно доказать эту теорию.




Применив свои навыки навигации по звездам, приобретенные во время службы на флоте, г-н Хантер нашел храмы во всех до единой точках, соответствующих каждой крупной звезде созвездия Ориона. Он применил Глобальную Систему Навигации и определения положения (GPS - Global Positioning System) для поиска этих мест на Земле с точностью до 15 м (50 футов) и физически побывал в каждом месте, где храм должен был отмечать звезду. Вот так была проверена эта гипотеза. Удивительно другое: в каждом месте храм был, и каждый храм был сделан из уникального материала, не найденного больше ни в одном другом храме во всем Египте. Из того же материала сделаны блоки основания трех пирамид в Гизе, включая и Великую Пирамиду. Он называется монета в камне. Это известняк, который выглядит так, как будто в него примешаны монеты. Он уникален и найден только в храмах, расположенных на территории подземного города площадью шесть с половиной на восемь миль.
Вот какова вкратце гипотеза, правильность которой оспаривается официальными египетскими властями. Подземный город, о котором говорил Тот, действительно существует, и он может вместить 10 тысяч человек. Как считает г-н Хантер, границы города отмечены храмами из уникального материала, а местоположение самих храмов соответствуют расположению звезд в созвездии Ориона.
Информация из книги Мельхиседека «Древняя тайна Цветка Жизни» была известна всем, кто интересовался Египтом более углублённо, чем простое любопытство. Потому что некоторые печатные издания, в своё время, написали об этом статьи, но не более того.
Более 70 лет назад Эдгар Кейси предсказал, что однажды в Египте будет найдена комната, которая будет иметь название «Зал Свидетельств» (или «Зал Летописей»), и она будет тесно связана со Сфинксом…
… Кейси был уверен, что ключ к разгадке Атлантиды следует искать в египетских пирамидах. Согласно его теории копии документов Атлантиды, свидетельствующих о ее истории и цивилизации, были перенесены атлантами в “Зал Летописей”. Так называлась небольшая пирамида, расположенная между правой лапой Сфинкса и рекой Нил.
Эдгар Кейси считал, что в этой пирамиде находятся тела иммигрантов из Атлантиды. Он предсказывал и дату, когда будет обнаружен Зал летописей - примерно 2000 год. Там найдут различные украшения, таблицы, печати, инструменты и другие предметы древней бытности.
Дата построение пирамиды Хеопса, названная Кейси, колеблется где-то между 10490 и 10390 годами до нашей эры. Приблизительно в это же время был создан Сфинкс.
Причем Эдгар Кейси даже назвал точное место расположения некоторой информации, находящейся в Сфинксе. Эта информация должна была поведать человечеству о том периоде, когда в Египте произошел великий прогресс вследствие пришествия развитых атлантов. Согласно Кейси, информация должна находится в краеугольном камне основания лапы Сфинкса.
Информация, которую несла собой пирамида Хеопса, охватывает, пожалуй, всю историю человечества, вплоть до 1998 года нашего времени. Кейси утверждал, что в указанное время на земле появится Великий Мессия, пришедший, чтобы выполнить пророчества, хранящиеся в Зале летописи.
Пирамиду Хеопса Кейси называл "Пирамидой Понимания".
По его предположению, она была создана на основе вселенских законов. Пирамида создана для более высоких целей, чем просто захоронение, внутри ее находятся математические и астрономические доказательства того, что в 1998 году Земля претерпит ряд существенных изменений.
В этом же году возможна смена полюсов. Появления Мессии на Земле как раз и обуславливает возникновение изменений. В пирамиде есть и описания этих изменений, правда, все они зашифрованы.
Итак, Кейси давно предсказал, что человечеству предстоит открыть секретное египетское хранилище и доказать существование цивилизации, существовавшей тысячелетия тому назад.
И хотя точной даты этого, наверное, назвать никто не в силах, однако из предсказаний можно сделать некоторый вывод, а именно: современное человечество может принести такое же разрушение, как древние атланты.
Так и случилось. Уже в 1989 году с помощью специальной аппаратуры группа японских учёных из университета Васэда, которую возглавлял профессор Сакуджи Иошимура, обнаружила под левой лапой Сфинкса узкий тоннель, ведущий в сторону пирамиды Хефрена.
Он начинался на глубине двух метров и уходил наклонно вниз.
Кроме того, они нашли большую полость за северо-западной стеной Камеры Царицы, а также «туннель» снаружи и южнее пирамиды, уходящей под монумент.
Но прежде, чем они успели провести дальнейшие исследования, как вмешались египетские власти и… остановили проект.
Иошимуре и его экспедиции не удалось после этого вернуться к работам в Камере Царицы.
Так же, всё в том же 1989 году, сейсморазведку Сфинкса произвёл и американский геофизик Томас Добецки. И эта сейсморазведка тоже привела к обнаружению большой прямоугольной камеры под передними лапами Сфинкса.




Исследования Добецки были частью геологического обследования Сфинкса, которое проводил профессор Роберт Шох из Бостонского университета.
Но, его работа была внезапно остановлена (?) в 1993 году доктором Захи Хавассом из … Египетской Организации Древности.
И даже более того, египетское правительство больше не разрешило проводить вокруг Сфинкса новых геологических или сейсмических исследований.
И это всё при том, что исследования Шоха подошли близко к разгадке возраста Сфинкса, в чём ранее местные власти были крайне заинтересованы.
В том же 1993 году вышел фильм «Тайна Сфинкса», в котором упор делался на то, что Сфинкс и ряд других монументов в некрополе Гизы датируется как минимум XI тысячелетием до нашей эры.
Частичное финансирование фильма «Тайна Сфинкса» было сделано «Фондом Эдгара Кейси» и его филиалом «Ассоциация Исследований и Просвещения» - ECF/ARE и их сторонниками.
Именно этот документальный фильм первым сообщил о сейсмической разведке Томаса Добецки вокруг Сфинкса и об обнаружении им большой прямоугольной полости глубоко в скальной породе под его передними лапами.
Это и подтолкнуло ECF/ARE к тому, чтобы связать сей факт с Залом Летописей Кейси и его предсказанием.
В том же самом 1993 году, Захи Хавасс начинает раскопки недавно обнаруженного храмового комплекса времен Древнего Царства с подземными туннелями, которые находились с юго-восточной стороны Сфинкса, то есть правее Сфинкса!
Но, упор всё же был сделан не на “Зал Свидетельств” под Сфинксом, а на другое открытие, которое умышленно (как теперь кажется) отвлекло внимание общественности от “Зала Свидетельств”.
Этим не слишком крупным открытием стала информация о том, что в глубине Великой Пирамиды скрывается некая камера.
Немецкий инженер из Мюнхена Рудольф Гантенбринк обследовал узкие шахты с помощью миниатюрного робота с телекамерой и в самом конце южной шахты у стен Камеры Царицы обнаружил маленькую дверцу с медными ручками. С большими проблемами, но ему удалось снять открытие этой дверцы.
Этим занималась съёмочная бригада во главе с режиссером Йохеном Брейтенштейном и его помощника Дирка Бракебуша.
А проблемы у Гантенбринка возникли из-за того, что Германский Археологический Институт не получил вовремя необходимого разрешения на съемку момента открытия дверцы от Египетской Организации Древностей, которое всё же было устно дано Захи Хавассом (при поддержке Гантенбринка доктором Штадсльманом).
Но уже в 1995 году Египетская Организация Древностей предупредила немецкие власти, чтобы они … более не пытались продолжать изучение Великой Пирамиды.
Что же касается Сфинкса и Зала Свидетельств под ним, то там до сих пор работает местная археологическая группа вот уже много лет под руководством Захи Хавасса. Его группа работает скрытно, почти совсем не выходя без нужды на поверхность. А если и приходится кому-то выходить на поверхность, то делается это в ночное время, когда у Пирамид и рядом с Сфинксом уже нет туристов.
Но совсем недавно этой группой археологов, включая и их руководителя Захи Хавасса, было сделано Великое Открытие, которое Власти Египта решили скрыть от Человечества Земли.
Этим открытием стала потайная камера, где хранится единственный предмет, принадлежащий Тоту – его Жезл Энергии, который упоминается им самим в его Скрижалях: «Изумрудные Скрижали Тота Атланта» - «Изумрудная Скрижаль: История Тота Атланта»:
«Быстро неслись мы навстречу солнцу утра, пока не стала земля под нами, земля детей Кхем. Неистовствуя, встретили они нас дубинами и копьями, занесёнными в гневе, желая погубить и уничтожить всех до единого Сынов Атлантиды. Поднял тогда я свой жезл, и направил луч вибрации, поразив их так, что стали они неподвижны, как обломки камней горы. Тогда обратился я к ним словами спокойными и мирными, и поведал о мощи Атлантиды, говоря, что мы – дети Солнца и его посланники. Усмирил я их своей магической наукой, пока не пали они ниц у моих ног, и тогда освободил я их.»
Об этом же Жезле есть упоминание в книге Элизабет Хейч «Посвящение», глава 32. «Указания Птахотепа»:
«Жезл твоего отца, сделанный из разновидности меди, может передавать излучения любого плана. По воле человека они могут трансформироваться или усиливаться. Жезл может быть благословением или проклятием, это зависит от того, кто им пользуется. Посвященные, владеющие всеми силами - от высших божественных до низших ультраматериальных, - могут сознательно передавать их в жезл. Человеческие органы чувств способны воспринимать их, тогда они переживаются людьми как эмоциональные состояния. Так, высшие божественные частоты переживаются как всеобщая любовь, а самые низкие - ультравещественные - как ненависть. Посвященный всегда использует жезл так, чтобы создать что-то хорошее, а ультраматериальные вибрации служат ему только при необходимости в качестве невидимой, непроницаемой защитной стенки. С помощью этого жезла посвященный может управлять всеми силами природы, усиливая или нейтрализуя их.»




Сама Камера Хранения Жезла находится за Залом Свидетельств, как раз напротив того самого прохода и входа в сам Зал, Световой Барьер с которого был снят в 1997 году.
Дверь в Камеру была открыта с помощью нажатия на камень и его глубокого утопления внутрь стены. На этом камне был выбит Жезл Энергии Тота с лучами. На левом камне, от ключевого камня, была изображена богиня Маат. И на правом от него камне так же изображена Маат, но уже с Жезлом.
После активации ключевого камня, часть стены Зала Свидетельств ушла внутрь, и Дверь отъехала в сторону, оказавшись за стеной Зала Свидетельств. При этом обнажился большой дверной проём, который открыл доступ в Камеру Жезла.
Камера Жезла большая и имеет квадратную форму. По центру Камеры установлен постамент в виде пирамиды с семью высокими ступенями. На вершине пирамиды в её центре установлен сам Жезл Энергии Тота.
Жезл Жизни имеет вид высокого посоха. Высотой он примерно в 1,5 метра и см 3 в диаметре по центру. Жезл сужается к низу и расширяется к верху. Он весь усыпан драгоценными камнями, из которых выложены символы. Вершину Жезла венчает кристалл.
Именно Кристалл Энергии на вершине Жезла Жизни и испускает Сияние Жизни, освещая всё вокруг своим светом. И этот свет, как Свет Энергии распространяется в открытый дверной проём, освещая зону непосредственно перед Камерой в самом Зале Свидетельств.
Реакция у некоторых людей на эту энергию от Жезла Жизни такая же, какая была раньше на то Световое Силовое Поле, которым был заблокирован проход в Зал Свидетельств: Людям становилось плохо – их мутило, а если человек задерживался чуть дольше, то его тошнило.
Такая же реакция бывает на передозировку лекарствами, а в данном случае – на передозировку Души человека энергиями, идущими от Жезла Жизни. Поэтому, чем дальше от Камеры находится человек, тем ему лучше, а чем ближе он приближается к Камере Жезла, тем ему становится хуже. Такова реакция Души человека на энергии Жезла Жизни.
Но не у всех людей одинаковая реакция на энергии от Жезла Жизни. Были и такие люди, кто смог подойти к Камере Жезла и даже войти в неё не имея последствий для своего здоровья. Правда, смогли они пройти вперёд только до определённого рубежа, а дальше им становилось плохо, и они быстро уходили.
Можно предположить, что взять в руки Жезл Жизни сможет только Наследник Тота. Тот из людей Земли, на Душу которого была произведена кодировка Жезла по слиянию их Энергий, как их Жизненной Силы.
Соединение Жизненных Сил, как энергий Жезла Жизни и Наследника Тота произойдёт в момент их физического соприкосновения. И тогда мы сможем увидеть энергию Души того, кого Тот выбрал стать новым владельцем для своего Жезла Энергии, ибо Жезл всегда излучает ту энергию, которую человек провел в него. Эта сила имеет тот же вид вибрации, что и человеческая энергия, поэтому безопасна для человека, но в пределах разумного.
Но пока Камера Жезла и сам Зал Свидетельств будет закрыт для свободного доступа туда туристов, Второго Пришествия или Второго перерождения не случилось, как все ожидали - 21 декабря 2012 года, а, может и произошло... А может всё это чушь и галиматья, а доказать или опровергнуть - как?
Ведь власти Египта скрывают факты и находки...
А человечество, по-крайней мере, любопытная и любознательная его часть, ищет, исследует...
Исследует Жизнь и Смерть, Знание и Цену Знания...


Фото из открытых источников

В период очередной «Египетской революции» 2011 году, в международных СМИ начались появляться сообщения, что несколько групп мародеров разгромили Каирский музей, было уничтожено и вынесено большое количество экспонатов. Затем стали появляться опровержения, в стиле «восставший народ» выделил добровольную охрану и только благодаря этому ущерба бесценным реликвиям и артефактам не было нанесено. Но на самом деле все было не совсем так.

Сейчас везде пишут. Что были повреждены более 3000 экспонатов, и точного подсчета ущерба до сих пор не произведено. Но больше всего бросается в глаза, это уничтожение двух мумий, Казалось бы, причем здесь тела давно забытых людей и каким образом они могли помешать ныне живущим. Здесь уместно вспомнить, как было организовано и исполнено разграбление музеев Ирака во времена вторжения в эту страну войск коалиции во главе с США. Как только американцы взяли под свой контроль территорию, прилегающую к Национальному музею, как тут же появились многочисленные группы «стихийных мародеров», для которых многочисленные лабиринты и стальные двери хранилищ не стали большим препятствием. Выносилось все самое ценное, при этом похитители уничтожали, то что вынести не смогли (что это месть?)

Вот и в Египте, поведение «похитителей и мародеров» было довольно странным. У них по всей видимости было очень мало времени, и многочисленные порчи и уничтожение артефактов были проведены ради отвода подозрения от их основной цели. Вот только один факт, что было похищено: древко-рукоять от опахала, которое было выполнено из листового золота. Само изделие очень красивое и стоит немало денег на черном рынке, но «мародеры» его не взяли. А довольствовались лишь какой то, «деревяшкой». Вы можете себе представить нечто подобное в нормальной реальной ситуации? Я нет. МИСТИКА или нечто ДРУГОЕ?

С 1997 года египетские власти скрывают от всего мира величайшее открытие, которым они сейчас владеют единолично (возможно уже с кем-то и поделились). В чем его суть?

Что скрывает отдел древностей Египта?

Уже много времени унесла река времени, а именно более 70 лет Эдгард Кейси сделал свое знаменитое пророчество о тайной комнате, которая будет найдена под правой лапой Сфинкса, и имя ее Зал Свидетельств или Зал Летописей. Именно находки в этой комнате расскажут миру о существовании древних цивилизаций, которые существовали на земле десятки, сотни тысяч лет назад.

И вот в конце XX века события по предсказаниям Кейси начали стремительно развиваться, так в 1989 году группа японских археологов из университета Васэда, которую возглавлял профессор Сакуджи Иошимура, обнаружила там, где, и предсказывал «спящий пророк», под левой лапой Сфинкса узкий тоннель, тянущийся в сторону Великой Пирамиды. Его начало было на глубине двух метров и уходил наклонно вниз.

Помимо этого, тоннеля он обнаружили довольно много странностей внутри самой пирамиды, а именно, полость за стеной Камеры Царицы и туннель снаружи и южнее пирамиды, уходящей под монумент.

В своих исследованиях японцы применяли суперсовременную технику (для того времени), основанную на электромагнитных волнах.

Но прежде чем они успели завершить свои исследования в процесс работ вмешался Захи Хавасс, возглавляющий Высший Совет по древностям Египта, он добился того, что бы японцы приостановили свои исследования. В дальнейшем они так и не получили разрешения на исследования.

В этом же году, параллельно с японцами свои исследования Сфинкса проводили американцы, во главе с профессором Томасом Добецки. И их открытия дублировали японских археологов.

Работы Добецки были частью обширного геологического исследования Сфинкса, которое проводил Роберт Шох, профессор из Бостонского университета. Но и его исследования в 1993 году были внезапно прекращены Захи Хавассом. И американцам так же не удалось добиться их возобновления. Причем всеми исследованиями были крайне заинтересованы местные власти. Что произошло? Или какие таинственные силы вмешались в это дело.

Все так же в 1993 году, вышел большой фильм «Тайна Сфинкса», где подробно рассказывалось о проведенных исследованиях, и авторы делали упор на то, что возраст самой загадочной и таинственной статуи мира, датируется как минимум XI – м тысячелетием.

Следует особо отметить, что частичное финансирование этого фильма взял на себя «Фонд Эдгара Кейси». И они напрямую связали все сделанные открытия с пророчествами Кейси в отношении Зала Летописей.

Что весьма примечательно, отодвинув все иностранные исследовательские группы, египетские археологи во главе с Захи Хавассом начинают самостоятельные раскопки, при этом стараются что бы в прессу не просочилось ни единого сведения о сделанных открытиях. Параллельно, с целью создания завесы вокруг «Зала Знаний», в прессу просачивается информация о сделанном открытии некой комнаты

По горячим следам этой утечки, немецкий инженер из Мюнхена Рудольф Гантенбринк, производит обследование узкой шахты с помощью мини робота и в самом конце шахты обнаруживает маленькую дверцу с медными ручками. Немцу удалось заснять открытие этой дверцы.

Но уже в 1995 году египтяне запрещают немцам проводить всяческие исследования внутри Великой пирамиды.

А в самом конце того же 1995 года к Захи Хавассу обратились с просьбой о проведении документальных съемок, которые были полностью посвящены тайнам и загадкам Сфинкса. И он допустил съемочную группу в туннель, который располагался прямо под Сфинксом.

Вовремя, съемок он произнес сакраментальную фразу: «, Пожалуй, - даже Индиана Джонс не мечтал побывать здесь. Можете поверить, мы сейчас находимся внутри Сфинкса! Раньше этот туннель никто не открывал, и никто не знает, что же находится внутри него. Мы собираемся открыть его первыми»

Можно предположить, что этой съемочной группой были люди из кинокомпании «Парамаунт», об этом и сказал в своей книге «Древняя тайна Цветка Жизни» Друнвало Мельхисидек. Вот что он пишет по этому поводу:

«В ноябре 1996 года на контакт со мной вышел источник в Египте. Он сообщил: сейчас было открыто нечто, превосходящее все, когда-либо найденное в Египте. Из земли между лап Сфинкса на поверхность вышла каменная стела (плоская каменная плита с надписями). Надписи на ней говорили о Зале Свидетельств и комнате под Сфинксом.

Египетское правительство распорядилось немедленно убрать стелу, чтобы никто не прочитал выбитые на ней иероглифы. Потом стали копать землю между лап Сфинкса и открыли комнату, которую японцы обнаружили в 1989 году. В ней был глиняный кувшин и свернутая веревка. По словам моего источника, по тоннелю из этой комнаты представители властей спустились в круглую комнату, из которой выходило еще три тоннеля, ведущих к Великой Пирамиде. В одном из них было обнаружено два удивительных феномена.

Сначала чиновники увидели световое поле, пелену света, блокировавшую вход. Когда попробовали пройти через это поле, то ничего не получилось. Даже пуля не могла его пробить.

Кроме того, если кто-либо пытался физически приблизиться к световому полю на расстояние примерно 9 м (30 футов), человеку становилось плохо, и его начинало рвать. Если он пытался с силой продвинуться вперед, то чувствовал, что умирает. Никто, насколько я знаю, не мог коснуться загадочного поля.

При обследовании приборами с поверхности Земли за световым полем было обнаружено нечто уж совсем немыслимое.

Подземное двенадцатиэтажное здание ~ представляете, двенадцать этажей, уходящих вглубь земли!

Египтяне поняли, что самим им с этими проблемами не справиться. Правительство Египта попросило иностранного содействия. Было решено, что есть конкретный человек (я не назову его имени), который сможет выключить световое поле и войти в тоннель. У него будет двое помощников. Один из этих людей мой хороший знакомый, так что я внимательно следил за ходом событий, получая информацию из первых рук. Мой друг привез с собой представителей кинокомпании «Парамаунт» (Paramount Studios), которая должна была получить разрешение на съемку фильма об открытии этого уникального тоннеля. Кстати, именно «Парамаунт» сняла фильм об открытии гробницы Тутанхамона, следовательно, у нее имелись очень хорошие связи в Египте.

Исследователи планировали войти, или, по крайней мере, попытаться войти в этот тоннель 23 января 1997 года Правительство запросило у кинокомпании несколько миллионов долларов, на что та согласилась. Однако за день до входа группы в тоннель египтяне решили, что хотят больше денег, и запросили полтора миллиона «из-под полы», что взбесило кинокомпанию. «Парамаунт» сказала «нет», и на том все закончилось. Примерно три месяца было тихо.

Затем я случайно узнал, что другая группа из трех человек вошла в тоннель. Они отключили световое поле с помощью звуков своих голосов и святых имен Бога. Руководитель группы, который пользуется широкой известностью и не хочет, чтобы упоминалось его имя, поехал в Австралию и показал видео фильм о проникновении в тоннель и здание в двенадцать этажей, причем последнее оказалось не просто зданием. Это строение простиралось под землей на многие мили и фактически являлось окраиной города. У меня в Австралии есть три хороших друга, видевших этот фильм.

Потом появился еще один человек, Ларри Хантер (Larry Hanter), более 20 лет своей жизни посвятивший археологии Египта. Г-н Хантер связался со мной и сообщил мне информацию, почти совпадающую с той, что я получал от своих источников в Египте, за исключением того, что она была более подробной. Город занимает территорию площадью 10,4 на 13 км (6,5 на 8 миль) и уходит вглубь земли на двенадцать этажей, периметр города очерчен уникальными египетскими храмами.

Следующая информация перекликается с работой Грэма Хэнкока (Graham Hancock) и Роберта Боваля (Robert Bauval) «Послание Сфинкса» (Message of the Sphinx). Грэм и Роберт догадались, что три пирамиды в Гизе были размещены на Земле в точном соответствии с тремя звездами Пояса Ориона. По мнению исследователей, все основные звезды созвездия Ориона могут быть обнаружены в расположении храмов в Египте, но они так и не смогли убедительно доказать эту теорию. Г-н Хантер сделал это, и я сам убедился в том, что его доказательство верно. Применив свои навыки навигации по звездам, приобретенные во время службы на флоте, г-н Хантер нашел храмы во всех до единых точек, соответствующих каждой круп ной звезде созвездия Ориона. Он применил Глобальную Систему Навигации и определения положения (GPS - Global Positioning System) для поиска этих мест на Земле с точностью до 15 м (50 футов) и физически побывал в каждом месте, где храм должен был отмечать звезду. Вот так была проверена эта гипотеза.

Удивительно другое: в каждом месте храм был и каждый храм был сделан из уникального материала, не найденного больше ни в одном другом храме во всем Египте.

Из того же материала сделаны блоки основания трех пирамид в Гизе, включая и Великую Пирамиду. Он называется монета в камне. Это известняк, который выглядит так, как будто в него примешаны монеты.

Он уникален и найден только в храмах, расположенных на территории подземного города площадью шесть с половиной на восемь миль.

Вот какова вкратце гипотеза, правильность которой оспаривается официальными египетскими властями. Подземный город, о котором говорил Тот, действительно существует, и он может вместить 10 тысяч человек. Как считает г-н Хантер, границы города отмечены храмами из уникального материала, а местоположение самих храмов соответствуют расположению звезд в созвездии Ориона.

На основании того, что я видел, думаю, это правда, хотя египетские чиновники считают город фантазией. Я придерживаюсь объективной точки зрения. В конце концов, истина обязательно станет известна. Если это правда, то, когда подземный город будет раскрыт, данная археологическая находка приведет к росту человеческого сознания.»

К вышесказанному можно добавить, что информация, представленная в книге Мельхиседека, была известна всем, кто интересовался историей Египта более углубленно, чем на уровне средней школы. Об этом было написано множество статей, но все это подавалось на уровне обычной информации, и они тонули в информационной ленте уступая наиболее насущной информации.

Что же касается Сфинкса и Зала Летописей, то работы там по-прежнему продолжаются. Их проводят египетские археологи, как правило они стараются не привлекать к этому внимание общественности и прессы. Можно сказать, что все работы прикрыты прочной завесой тайны. И как далеко продвинулись египтяне в своих исследованиях достоверно никто не может сказать.

Но все же кое-что стало известно. Во время исследований было сделано величайшее открытие, которое власти Египта решили скрыть от человечества. Это находка потайной комнаты, в которой хранится единственный предмет, принадлежащий древнеегипетскому богу Тоту – Жезл Энергии, который им упоминается в скрижалях:

«Быстро неслись мы навстречу солнцу утра, пока не стала земля под нами, земля детей Кхем. Неистовствуя, встретили они нас дубинами и копьями, занесёнными в гневе, желая погубить и уничтожить всех до единого Сынов Атлантиды. Поднял тогда я свой жезл, и направил луч вибрации, поразив их так, что стали они неподвижны, как обломки камней горы. Тогда обратился я к ним словами спокойными и мирными, и поведал о мощи Атлантиды, говоря, что мы – дети Солнца и его посланники. Усмирил я их своей магической наукой, пока не пали они ниц у моих ног, и тогда освободил я их.»

Об этом же Жезле есть упоминание в книге Элизабет Хейч «Посвящение», глава 32. «Указания Птахотепа»:

«Жезл твоего отца, сделанный из разновидности меди, может передавать излучения любого плана. По воле человека они могут трансформироваться или усиливаться. Жезл может быть благословением или проклятием, это зависит от того, кто им пользуется. Посвященные, владеющие всеми силами - от высших божественных до низших ультраматериальных, - могут сознательно передавать их в жезл. Человеческие органы чувств способны воспринимать их, тогда они переживаются людьми как эмоциональные состояния. Так, высшие божественные частоты переживаются как всеобщая любовь, а самые низкие - ультравещественные - как ненависть. Посвященный всегда использует жезл так, чтобы создать что-то хорошее, а ультраматериальные вибрации служат ему только при необходимости в качестве невидимой, непроницаемой защитной стенки. С помощью этого жезла посвященный может управлять всеми силами природы, усиливая или нейтрализуя их.»

А что же представляет собой зал хранения Жезла, да и сам Жезл Тота?

Комната Хранения Жезла находится за залом Свидетельств, напротив того самого входа в Зал, с которого и был снят световой барьер в 1997 году.

Комната была открыта с помощью нажатия на камень, который ушел глубоко в стену. На самом этом камне и был выбит знак Жезла Энергии Тота. По боковым камням было нанесено изображение богини Маат.

Сама камера имеет большие размеры и по форме напоминает квадрат. В самом центре комнаты находится постамент в виде пирамиды с семью высокими ступенями. И на вершине самой пирамиды и установлен сам Жезл.

Жезл Тота выполнен в виде обычного посоха (древко опахала). Его высоты приблизительно 1,5 метра и около трех сантиметров в диаметре. Он сужается к низу. Усыпан драгоценными камнями в виде каких то, символов. А вершину венчает большой кристалл.

Именно в этом кристалле и заключена энергия жизни, которая освещает все вокруг.

У некоторых людей реакция на эту энергию такая же, как и на световое поле в зале Свидетельств. Но не у всех, некоторые все же смогли подойти поближе. Правда смогли пройти только до определенной черты, далее пройти невозможно, без ущерба здоровью.

Здесь, можно сделать предположение, что Жезлом может овладеть, только прямой наследник Тота. Тот из нас кто имеет на это прямое право. Только его энергия и энергия Жезла смогут слиться воедино. И вот тогда мы сможем наблюдать величайшее чудо, как древние энергии сливаются в единое целое.

Но пока все это невозможно, вся информация и действия вокруг Зала Летописей и Жезла Тота покрыта завесой тайны. И кто-то намного могущественный, чем Совет по Древностям Египта закрыл эту тему от человечества. Наверное, время раскрытия этой тайны еще не пришло. Слишком много неразберихи происходит с самой нашей цивилизацией. Идет мучительный поиск по какому пути пойдет дальнейшее наше развитие.

Кто эти могущественные силы? Возможно это Союз «Девяти неизвестных», которые охраняют нашу цивилизацию от нас самих, или это хранители древних знаний и цивилизаций.

Раздел 6.3. Зал Летописи Атлантиды.
Голос Вована: " ...Ну что, проснулся, отдохнул..., что там у нас дальше, какой следующий вопрос?".
Витёк: «… Да, отдохнул, продолжаем..., Вован, вот ты говоришь о скрытых знаниях, а где они скрыты, ведь где-то они находятся, ты нам как-то рассказывал про Кувшин Знаний, что они там находятся или ещё где-то…, расскажи про это…?».

Витёк: «… да, что-то припоминаю…, ты рассказывал, что он изучал какую-то энергию вместе с группой научных исследователей и, когда корабль исчез, а потом появился с погибшими моряками, то он испугался, что, если будет и дальше изучать и делать такие опыты, таким образом, то может случиться беда, и даже может наша Земля погибнуть, он ещё умер, где-то в Америке, в гостинице…»,

Голос Вована: «… да, про него…, смотри-ка, а ведь запомнил мой тот рассказ…, молодец…, ну ладно, слушай тогда дальше…»,
«… Вот этот самый Эдгар Кейси, предсказал о существовании Зала Летописи Атлантиды. Согласно его пророчеству, Зал Летописи Атлантиды обнаружат под правой лапой Сфинкса, и тогда человечество обретёт знания, оставленные Великой Цивилизацией Атлантов.

Витёк: «…а что находится в этом Зале Летописей…?».

Голос Вована: «… Согласно пророчеству Кейси, были несколько тайников, три тайника содержат следующие свидетельства прошлого: каменные скрижали, изделия из золота и льна, а также другие важнейшие рукотворные предметы, представляющие создавшую их культуру. Он также упоминает и о мумифицированных останках, погребённых здесь же….! В другом «чтении» он, фактически, сделал заявление, что в египетском Зале Летописей достоверно находится «тридцать две скрижали или [каменные] доски». Текст, записанный на них, будет нуждаться в расшифровке, которая, после обнаружения тайника, потребует некоторого времени…!».

Витёк: «… а на каком языке они были написаны…, можно ли их было прочитать…?».

Голос Вована: «… На вопрос о языке, на котором были написаны Летописи, Кейси не дал прямого ответа, лишь отметил, что это был период времени, когда весь мир говорил на одном языке, а Вавилонскую башню, легенда о которой известна из Библии, ещё не начинали строить. Следовательно, мы можем предположить, что Летописи, сохраняющиеся в трёх тайниках, написаны на том всемирном языке…!
Кейси утверждал, что Летописи поведают историю от начала начал, «когда Дух человека обрёл форму, то есть начались воплощения» в физических телах на доисторических континентах My и Атлантиды.
В Летописях содержатся и сведения о методике возведения Пирамид…, как известно, пирамиды были обнаружены в разных регионах Земли - от Китая до Америки…! Эдгар Кейси утверждал, что многие из тех, кто покинул гибнущую Атлантиду, поселились в Египте, другие - на Пиренеях, Европе, Африке и Америке. Спящий пророк говорил, что именно Атланты строили египетские Пирамиды и Пирамиды Майя. Поэтому в Египте, под Пирамидами, как он полагал, находится вся история Атлантиды.
… Но, скажу тебе интересную версию: «… сколь бы странным всё это ни казалось, но, согласно Кейси, Летописи также записаны в сознаниях людей, в коллективном разуме, и, следовательно, их можно открыть и изучать в любое время…! Внутри нас находятся Врата к Единству и Вечности. Летописи могут быть обретены благодаря путешествию в бездонных глубинах сознания, перемещению сквозь разные его планы, как это и делал Кейси. Он никогда не бывал в физическом теле ни в Египте, ни на острове Бимини, ни на Юкатане. Тем не менее, он настолько отрешался от своей земной, внешней личности, что был способен странствовать в разных планах сознания и достигать Акаши - Ментального Зала Летописей…!».

Витёк: «… вот, опять какое-то новое заумное слово Акаша…, это ещё что такое…?»

Голос Вована: «…Термин «Акаша» впервые появился в Ригведе - древнейшей, известной человечеству, книге религиозного содержания, появление которой датируется приблизительно 1300 г. до н.э. Эта книга представляет собой собрание более чем тысячи гимнов, написанных на архаичном санскрите - одном из древнейших языков Земли. Центральное место в Ригведе занимает тема первоначального Творения. Акаша имеет непосредственное отношение к самой сущности Жизни, а также и к Рекордам, или Летописям, её с Начала Начал. Согласно ведической философии, жизнь может быть двух видов: 1) жизнь, имеющая форму, или тело; 2) жизнь вне формы. Жизнь в форме и жизнь вне формы сопоставимы, соответственно, с материей и энергией, ибо вся жизнь есть не что иное, как материя и энергия, однако, материя оформлена, а энергия - бесформенна. Материя слагает плоть и кости нашего тела, энергия - наш разум и жизненную силу, то есть ту искру Божью, или дух, который во время физической смерти столь явно покидает материю, вызывая её распад. Разум и искра духа не оставляют своих следов в земных слоях. Мысли и действия производят отпечатки на волнах Эфира - в Акаше…! Для того, чтобы читать эти Летописи в Акаше, необходимо настроить свои вибрации подобно настраиванию радиоприёмника на волну определённой длины…!
… Была легенда, в которой описывался Хранитель по имени ТОТ и, вроде он, оставил после себя такие воззвания: «…Бессмертным был я сквозь все века, живя среди вас…, Знайте же, О люди, среди которых хожу я…, что я, Тот, обладаю всем знанием и всей мудростью, человеку известной с древних времён…, Хранителем был я секретов великой расы, обладателем ключа, ведущего в жизнь…!».
… Тот рассказывает людям своего времени о веках, когда они и их предки знали его, и одного этого было достаточно, чтобы они осознали его силу. Он напоминает им, что он был хранителем тайн прошлых веков, и вывел их из невежества к Свету. Он говорит им, что он собирается открыть определённые древние тайны, открытые ему и его предкам
Тот объясняет, как можно создать способ открыть вход в Залы Аменти. Проведя линию под геометрическим углом от Сфинкса, можно найти ключ для открытия тайной камеры под пирамидой:
«… В этом зале находится летопись ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ от сотворенного Богом первого человека до Атланта, сохраненные для людей этого века - для людей, которым предстоит стать Богами. Знай же, что в пирамиде, мною построенной, хранятся Ключи, что укажут тебе Путь в жизнь. Поистине, проведи линию от великого образа, что я построил, к вершине пирамиды, возведенной как врата. Проведи другую, противоположную ей линию, под таким же углом и направлением. Копай и найдешь ты то, что я спрятал. Найдешь ты там подземный вход к тайнам, сокрытым до того, как вы стали людьми.
Необходимо провести вектор от вершины пирамиды Хеопса к верхней точке Сфинкса и второй вектор от верхней точки Сфинкса под тем же углом к Пирамиде. Этот вектор своим нижним концом укажет место, где под слоем песка находится вход в Зал Летописей Атлантов…! … И там, глубоко под поверхностью Земли, в Залах Аменти, восседают Семеро, Владыки Циклов поистине, и с ними - Владыка снизу. Однако известно тебе, что в Бесконечности нет ни, того что вверху, ни того, что внизу. Но всегда есть и всегда будет Единство Всецелого, когда все совершенно. Часто бывал я в Залах Аменти. Часто стоял я перед Владыками Всецелого. Часто испивал я из источника мудрости их,наполняя и тело, и Душу их Светом…!».
Тоту сказано: «… что, хотя знает он многое, все же скрыты в каждом Космическом Сознании явления, которые он не познает в полной мере, пока всё не станет Единым…!
Совершенство должно быть целью, хотя мы и должны всегда осознавать, что совершенство всегда отдаляется прямо пропорционально нашему росту. То что сегодня кажется совершенством, завтра станет несовершенством, ибо мы знаем, что совершенство не достигнуто даже в Носителе Факела!».
… Летописи, хранящие информацию о событиях древнего мира, продолжают оставаться сокрытыми на Юкатане в одном из погребённых храмов Ильтара, а также в тайнике Атлана, ныне затопленного водами океана у острова Бимини и, наконец, в подземном хранилище возле Сфинкса на плато Гизе в Египте.
… Этот Зал Летописи Атлантов искали почти 100 лет…, но, возможно, кое-кто из людей, уже побывал в этом Зале…!
Витёк: «… и что, так никому и не удалось туда добраться…?».
Голос Вована: «… Был такой американский ученый Ларри Хантер, он ближе всех подобрался к нему и сделал предположение, что в Зале были архивы, и эти архивы были составлены жителями Атлантиды. Когда их мир должен был рухнуть, они захотели оставить потомкам максимальное количество информации и построили несколько библиотек, в которых оставили нам знания о мощности энергии, я думаю, в архивах содержится информация о предназначении Пирамид, об управлении Солнечной энергией и о мощных, нам неизвестных, источниках энергии. Всё это можно там найти. В архивах содержатся знания из прошлого, которое мы сможем использовать в будущем.
Ларри Хантер установил, что под Пирамидами есть целый город, учёному впервые удалось проникнуть туда ещё 30 лет назад, но власти Египта запретили дальнейшее исследование. Ларри предполагал, что под Каиром имеются катакомбы и тянутся они на много километров и уходят вглубь земли на 12 уровней. Границы подземного города очерчены древними Храмами как Сторожевыми башнями, а под правой лапой Сфинкса, как и предсказал Эдгар Кейси, действительно находится Главное Святилище.
В подтверждении этого, был ещё японский профессор Лиин Бура, так вот он, в 1889 году, с помощью георадаров сканировал Камеру Царицы в Пирамиде Хеопса и территорию возле Сфинкса и пришёл к выводу, что под землёй скрыто неизвестное археологам, помещение. Также, этот факт, подтвердил и американский археолог Томас Залеский.
Очень многие туристы говорят о странной энергии, которая чувствуется в этом месте.
В 1924-м году во время раскопок археолог Джон Киннаман якобы попал в неизвестный до этого тоннель, расположенный под пирамидой Хеопса. Ученый утверждал, что оказался в помещении, полностью переполненном многочисленными механизмами неизвестного назначения. Одному из них Киннаман дал название «антигравитационная машина».
Витёк: «… Но неужели древние египтяне владели антигравитационными знаниями и высокими технологиями, в том числе и в строительстве…?».
Голос Вована: «… Да, но, чтобы это всё увидеть и понять, надо было войти именно в тот Зал, а это не так просто было туда пройти и найти это помещение.
Древние Атланты установили Систему Защиты, и никто не может туда войти, так как это плотная завеса яркого света, энергетическое поле, пройти через которое невозможно. Тем не менее, Ларри Хантер и его коллеги сделали попытку отключить энергетический барьер. Для этого они решили использовать акустические технологии, т.е. вместо приборов использовали человеческий голос и эхо от него - просто пели древние мантры и молитвы и, спустя некоторое время, египтологи поняли, что подобрали ключ к вратам. Их взору предстало невероятное зрелище – световая завеса померкла, правда всего лишь на мгновение, но, тем не менее, ученые увидели тот самый Зал Летописи Атлантиды.
Ларри сказал: «… Мы увидели, что в той комнате, за дверью, стоит небольшой ящик со статуей Осириса, сделанный из базальта, в руке он держит Анк – Египетский Крест!».
Пройти сквозь световые врата, археологи просто не успели, световой барьер включился вновь.
Но это было 30 лет назад, а провидец Эдгар Кейси говорил, что это произойдёт на стыке тысячелетия. Сегодня у учёных самые передовые технологии, удастся ли на этот раз одолеть древнюю защиту и получить доступ к наследию Атлантиды, вопрос остаётся пока открытым…!».

Большой Сфинкс хранит в себе вход подземный портал

Этот редкий снимок сделан с воздушного шара в 19 веке, ещё до раскопок и реставрации огромного древнеегипетского изваяния. Обратите внимание на огромное отверстие, расположенное в голове Сфинкса.


Великий Сфинкс в Гизе - без сомнения, один из самых загадочных древних памятников на планете. Этот удивительный образец древней архитектуры остается одним из тех немногих артефактов, тайну которого учёные пытаются разгадать на протяжении многих лет. Статуя 73 метра длиной и 21 метр высотой является рекордсменом как самая большая монументальная скульптура планеты.

Считается, что Большой Сфинкс был обнаружен в 1817 году, тогда он был занесён песком по самые плечи. Вскоре под руководством археолога Джованни Батиста Кавилья были проведены раскопки, в результате которых удалось полностью освободить от песка грудь статуи. И только через много десятилетий, в 1925 году, во время археологической экспедиции Эмиля Бареза весь Сфинкс был полностью очищен от песчаных наносов.

Многие исследователи полагают, что Сфинкс является не полным памятником. После какого-то количества открытий учёные стали считать, что он первоначально был предназначен для чего-то большего, неизвестного нам сегодня.

Исследователей озадачили не только невероятные размеры и таинственная красота. Учёные не имеют ни малейшего представления о том, кто воздвиг этот величественный памятник. Этот факт - отсутствие каких-либо сведений - добавляет ещё больше загадочности величавому монументу, вокруг которого и так ведутся различные споры. Бесчисленные околонаучные спекуляции связывают его появление с исчезнувшими цивилизациями и инопланетными существами. Некоторые учёные, такие как Марк Ленер и Грэхем Хэнкок, указывают на связь Большого Сфинкса, пирамид плато Гиза и реки Нил с созвездиями Льва, Ориона и нашей галактикой Млечный Путь.

Но самая большая загадка таится не на поверхности, а под Сфинксом. Многие исследователи давно предположили существование подземных ходов и камер. Считается, что прямо под древним памятником расположено хранилище доисторических летописей - Зал Записей. Говорят, что в этом архиве хранится ключ к пониманию нашей цивилизации и реальной истории человечества. Из мифологии известно, что библиотека находится где-то в Египте, и многие сходятся в едином мнении - она под Сфинксом, который гордо возвышается над пирамидами.

Записанные в древних папирусных свитках, в Зале Записей хранятся знания древних египтян; в частности, рассказана история и даны точные географические координаты затерянного континента Атлантида. По значимости этот архив можно сравнить разве что с Великой Александрийской библиотекой и её древнегреческими рукописями. Одни полагают, что Зал Записей построили египтяне, другие считают его создателями гораздо более древнюю цивилизацию.

Любопытно, что существует несколько чрезвычайно редких старых фото, на которых изображены многочисленные входы в загадочный памятник. Считается, что они ведут в коридоры под Сфинксом, заканчивающиеся огромными камерами. Эти таинственные подземные библиотеки заполнены древними текстами, которые смогли бы собрать воедино пазл под названием «Неизвестная история человечества».

В книге «Загадка Сфинкса. Послание хранителей цивилизации» Грэм Хэнкок и Роберт Бьювел утверждают, что египетское правительство совместно с американскими археологами заблокировало исследования под Сфинксом с целью предотвратить любое подземное вмешательство и ограничить доступ к информации, которая там содержится.

Итак, под монументом с большой вероятностью существует система ходов, ведущих к неведомым подземным залам. В частности, Чарльз Томпсон, который исследовал Сфинкс в 1733 году, упоминает некие входы и «отверстие в верхней части спины» древнего памятника.

На редких снимках видно много странных деталей, которые были замаскированы во время более поздних реставрационных работ. На некоторых фото - огромная трещина над бёдрами, которая, как многие считают, ведёт к погребальной камере. Согласно secrethistoy.wikia.com , есть документальные свидетельства существования большого прямоугольного входа в верхней части задних лап. Этот вход размером примерно 120 на 60 сантиметров упоминается в отчётах многих путешественников, побывавших возле Сфинкса. Предполагают, что шахта ведёт к погребальной камере, и построена она была во времена фараонов. Даже тогда к ней могли иметь доступ лишь несколько человек.

Хорошо известен тот факт, что многие открытия, сделанные в Египте, не предавались огласке и были скрыты от общественности самым тщательным образом. Многие раскопки были приостановлены египетским правительством из соображений «национальной безопасности». Один из самых ярких примеров - подземный лабиринт, обнаруженный в 2008 году группой бельгийских и египетских исследователей.

Подземный храм состоит из более чем 3-х тысяч комнат, стены которых расписаны самыми невероятными иероглифами и картинами. Этот загадочный комплекс находится примерно в сотне километров от Каира, недалеко от пирамиды Аменемхета III.

Громкое открытие пытались тщательно скрыть. Результаты экспедиции были опубликованы в том же 2008 году в научном журнале NRIAG, а результаты самого исследования были представлены в публичной лекции в университете Гента, на которой присутствовали бельгийские СМИ. Вскоре после этого проект поспешно закрыли, потому что генеральный секретарь Высшего египетского совета по древностям запретил обмен информацией об этом открытии из соображений национальной безопасности.

Поэтому будет неудивительно, если вдруг окажется, что местные представители власти постарались ограничить общественный доступ ко всем секретным полостям, камерам и туннелям, обнаруженным под Сфинксом,

В Под Сфинксом расположен Зал Летописей?

Большой Сфинкс хранит в себе вход в подземный портал

Этот редкий снимок сделан с воздушного шара в 19 веке, ещё до раскопок и реставрации огромного древнеегипетского изваяния. Обратите внимание на огромное отверстие, расположенное в голове Сфинкса.
Великий Сфинкс в Гизе - без сомнения, один из самых загадочных древних памятников на планете. Этот удивительный образец древней архитектуры остается одним из тех немногих артефактов, тайну которого учёные пытаются разгадать на протяжении многих лет. Статуя 73 метра длиной и 21 метр высотой является рекордсменом как самая большая монументальная скульптура планеты.

Считается, что Большой Сфинкс был обнаружен в 1817 году, тогда он был занесён песком по самые плечи. Вскоре под руководством археолога Джованни Батиста Кавилья были проведены раскопки, в результате которых удалось полностью освободить от песка грудь статуи. И только через много десятилетий, в 1925 году, во время археологической экспедиции Эмиля Бареза весь Сфинкс был полностью очищен от песчаных наносов.

Многие исследователи полагают, что Сфинкс является не полным памятником. После какого-то количества открытий учёные стали считать, что он первоначально был предназначен для чего-то большего, неизвестного нам сегодня.

Исследователей озадачили не только невероятные размеры и таинственная красота. Учёные не имеют ни малейшего представления о том, кто воздвиг этот величественный памятник. Этот факт - отсутствие каких-либо сведений - добавляет ещё больше загадочности величавому монументу, вокруг которого и так ведутся различные споры. Бесчисленные околонаучные спекуляции связывают его появление с исчезнувшими цивилизациями и инопланетными существами. Некоторые учёные, такие как Марк Ленер и Грэхем Хэнкок, указывают на связь Большого Сфинкса, пирамид плато Гиза и реки Нил с созвездиями Льва, Ориона и нашей галактикой Млечный Путь.

Но самая большая загадка таится не на поверхности, а под Сфинксом. Многие исследователи давно предположили существование подземных ходов и камер. Считается, что прямо под древним памятником расположено хранилище доисторических летописей - Зал Записей. Говорят, что в этом архиве хранится ключ к пониманию нашей цивилизации и реальной истории человечества. Из мифологии известно, что библиотека находится где-то в Египте, и многие сходятся в едином мнении - она под Сфинксом, который гордо возвышается над пирамидами.

Записанные в древних папирусных свитках, в Зале Записей хранятся знания древних египтян; в частности, рассказана история и даны точные географические координаты затерянного континента Атлантида. По значимости этот архив можно сравнить разве что с Великой Александрийской библиотекой и её древнегреческими рукописями. Одни полагают, что Зал Записей построили египтяне, другие считают его создателями гораздо более древнюю цивилизацию.


Любопытно, что существует несколько чрезвычайно редких старых фото, на которых изображены многочисленные входы в загадочный памятник. Считается, что они ведут в коридоры под Сфинксом, заканчивающиеся огромными камерами. Эти таинственные подземные библиотеки заполнены древними текстами, которые смогли бы собрать воедино пазл под названием «Неизвестная история человечества».

В книге «Загадка Сфинкса. Послание хранителей цивилизации» Грэм Хэнкок и Роберт Бьювел утверждают, что египетское правительство совместно с американскими археологами заблокировало исследования под Сфинксом с целью предотвратить любое подземное вмешательство и ограничить доступ к информации, которая там содержится.

Итак, под монументом с большой вероятностью существует система ходов, ведущих к неведомым подземным залам. В частности, Чарльз Томпсон, который исследовал Сфинкс в 1733 году, упоминает некие входы и «отверстие в верхней части спины» древнего памятника.


На редких снимках видно много странных деталей, которые были замаскированы во время более поздних реставрационных работ. На некоторых фото - огромная трещина над бёдрами, которая, как многие считают, ведёт к погребальной камере. Согласно

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры