Диагностика внимания у дошкольников психолог. Особенности развития внимания детей дошкольного возраста
Внимание
Диагностика развития внимания у детей в возрасте от 6 до 10 лет
Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант).
Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.
Норма объема внимания для детей 6-7 лет - 400 знаков и выше, концентрации - 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет - 600 знаков и выше, концентрации - 5 ошибок и менее.
Время работы - 5 минут.
Инструкция: "На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые.
Работать надо быстро и точно. Время работы - 5 минут".
Пример:
https://pandia.ru/text/78/415/images/image002_63.gif" alt="развитие внимания у детей, диагностика" width="451 height=558" height="558">
Методика "Красно-черная таблица".
Методика предназначена для оценки переключения внимания. Обследуемые должны находить на предложенной им таблице красные и черные числа от 1 до 12 в случайной комбинации, исключающей логическое запоминание. Ребенку предлагают показать на таблице черные числа от 1 до 12 в возрастающем порядке (время выполнения Т(1) фиксируется). Затем нужно показать красные числа в убывающем порядке от 12 до 1 (время выполнения Т(2) фиксируется). Затем ученика просят показывать попеременно черные числа в возрастающем порядке, а красные числа - в убывающем (время выполнения Т(3) фиксируется). Показателем переключения внимания является разница между временем в третьем задании и суммой времени в первом и втором заданиях: ТТ(1)+Т(2)).
Стимульный материал
Таблицы Шульте.
Данная методика используется для исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.
Инструкция: "Покажите указкой и назовите все числа от 1 до 25. Как можно скорее, не ошибаясь".
Процедура проведения исследования: Предъявляется таблица, и по сигналу "начали" исследователь включает секундомер. Фиксируется время работы с каждой из таблиц. (Таблицы даны в уменьшенном виде.)
Модификация таблиц Шульте (буквенный вариант).
Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу".
Анализ результатов: Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.
Оценка: Высокий уровень устойчивости внимания - 100% за 1 мин 15 сек без ошибок.
Средний уровень устойчивости внимания - 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.
Низкий уровень устойчивости внимания - 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.
Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками (по).
Произвольность
«Графический диктант» - определить умения слушать и выполнить указания взрослого.
И: «я буду говорить тебе, как надо проводить линии, а ты рисуй то, что я диктую. Когда проведешь линию, остановись и жди, пока я не скажу, как проводить следующую линию. Когда я закончу говорить, сам рисуй дальше узор, который получается».
Тренировочный: Одна клетка вверх, одна направо, одна вниз. Одна направо, одна вверх, одна направо, одна вниз. А теперь сам дорисуй дальше узор, который получается.
Контрольный: 1узор. Две клетки вверх, одна направо, одна вверх, две направо, одна вниз, одна направо, две клетки вниз, две направо. Две вверх, одна направо, одна вверх, две направо, одна вниз, одна направо, две вниз, дальше рисуй узор сам.
2 узор. Две клетки вверх, две клетки направо, одна клетка вниз, одна клетка налево, одна клетка вниз, две направо. Две вверх, две направо, одна вниз, одна налево, одна вниз, две направо. Дальше рисуй сам.
3 узор. Две клетки вверх, одна налево, две вверх, одна направо, одна вниз, две направо, одна вниз, одна налево, две вниз. Одна направо, одна вверх, две направо, одна вверх, одна налево, две вверх, одна направо, одна вниз, две направо, одна вниз, одна налево, две вниз. Дальше рисуй сам.
Анализ результатов:
Безошибочное воспроизведение узора – 4 балла.
1 – 2 ошибки – 3 балла
2 и более ошибок – 2 балла
Если ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков – 1 балл.
Если правильно воспроизведенных участков нет – 0 баллов.
Итог: 12 – баллов – очень высокий уровень
10 – 11 баллов – высокий уровень
6 – 9 баллов – средний уровень
4 – 5 баллов – низкий уровень
0 – 3 балла – очень низкий уровень.
Память
Диагностика развития памяти.
Цель: нахождение количественного выражения уровня самооценки методом набора слов, соответствующих "идеалу" и "антиидеалу".
Инструкция: Перед вами - ряд положительных качеств и ряд отрицательных (по 10 качеств в каждом столбце). Перепишите их с доски и подчеркните те, которые у вас есть.
"Идеал" "Антиидеал"
Смелость Хвастовство
доброта грубость
любознательность лень
усидчивость лживость
честность жадность
правдивость драчливость
настойчивость жестокость
активность обидчивость
Лучше, если каждый ряд будет состоять из 10 слов, так как находить коэффициент самооценки проще. Если в графе "Идеал" подчеркнуто 8-9 качеств, то коэффициент равен 0,9 или 0,8. Это свидетельствует о завышенной самооценке. Если по "Антиидеалу" такая картина, то это говорит о заниженной самооценке.
2 класс . Эмоциональная память (20 слов – 10, 10 – т. е. половина приятных слов, половина – отрицательных, т. е. неприятных).
Шоколад, двойка, качели, мороженое, единица, холод, Вини-Пух, злость, улыбка, солнце, сердитый, драчун, добрый, сладкий, болезнь, шутка, печаль, удар, слезы, песенка.
3 класс . Эмоциональная память (30-слов – приятных, 10 – неприятных, 10 – эмоционально неокрашенных.
Жизнерадостный, стена, дружба, антенна, грязь, стекло, тупица, конфеты, любовь, растяпа, газета, Родина, полотно, подарок, неряха, потолок, глупец, предатель, коридор, весна, чемодан, праздник, тюрьма, шкаф, преступник, бутылка, музыка, цветы, трусость, клевета.
Подсчитывают отдельно количество эмоциональных слов и общее количество, в которое входят и нейтральные слова. Объем памяти выражается в процентах.
Абстрактно-логическая память.
1 класс . Предъявляется 10 слов (5 из них – абстрактные понятия).
Цветок, река, голубой, котенок, дорога, пушистый, лампочка, зеленый, бабочка, умный.
2 класс . Предъявляется 20 слов (10 из них – абстрактные понятия).
Клен, листья, лето, красивый, сила, крыша, сложение, кукла, трудный, карандаш, цвет, надувной, чудо, глупость, машина, скорость, яркий, обезьяна, запах, чашка.
3 класс . Предъявляется 30 слов (14 из них – абстрактные понятия).
Мебель, парта, стул, бодрый, смелый, магнитофон, рояль, мечта, мрачный, сигареты, ветка, приятель, время, лимон, часы, вилка, умный, скорость, виноград , камень, мелкий, способность, пространство, холодный, улица, плач, девушка, страх, черный, ребенок.
Слова зачитываются, и в течение двух минут воспроизводятся.
Программа – рисуночное письмо «Нарисуй и запомни».
Инструкция: «Я буду говорить слова, а вы к каждому из них быстро сделаете рисунок, который помог бы вам вспомнить слова».
1 класс . 10-12 слов:
Грузовик, умная кошка, солнце, интересная сказка, море, сильный ветер, хорошая игрушка, капризный ребенок.
2 класс . 18-20 слов:
Утка, большая кружка, воробей, почтальон, облако, собака, корабль, простыня, мышь, ягода, зонтик, мяч, велосипед , палка, насекомое, невеста, звезда, квадрат, шапка.
3 класс . 28-30 слов:
Сердитая учительница, дикарь, умный мужчина, красивые картинки, плакучая ива, дефицит, космос, зеленая трава, телефон, шашка, кислая капуста, желтый апельсин, знамя, солнечная поляна, красный квадрат, сорока-воровка, красная морковь.
Мышление
Диагностика мышления (6-7-летних детей) в 2 методиках.
Методика 1
Диагностика развития элементов логического и образного мышления, способности к анализу и синтезу, а также особенностей, внимания и восприятия цвета, формы и величины.
Ребенку дают лист с изображением шести пар варежек, разбросанных в случайном порядке, и предлагают подобрать пару к каждой в варежке. Количество сравниваемых признаков - 4 (цвет, расположение и размеры элементов узора, положение большого пальца).
Инструкция
"Посмотри, как ребята перепутали свои варежки. Помоги им разобраться и найти все пары варежек".
Оценка выполнения
♦ не может подобрать ни одной пары - 0 баллов;
♦ правильно подобрал одну пару - 1 балл;
♦ правильно подобрал две пары - 2 балла;
♦ правильно подобрал 3-6 пар - 3 балла.
Если ребенок не выполняет задание, можно предположить, что у него недостаточно развито либо логическое или образное мышление, либо произвольное внимание. В этом случае необходимо провести экспресс-диагностику, предложив ребенку простое задание на внимание (сравнение двух несложных картинок на поиск различий). Результаты этой пробы оцениваются качественно (баллы не подсчитываются) и имеют вспомогательное значение. Вне зависимости от результатов выполнения ребенком задания на внимание переходят к следующей методике, направленной на диагностику развития логического мышления.
Методика 2
Диагностика развития элементов логического мышления (методика "свободная классификация")
Ребенку предъявляют 16 карточек с изображением людей, вещей, животных и растений и просят его самостоятельно разложить их по группам. Основание для классификации не задается, ребенок должен выбрать его сам. При подборе экспериментального материала необходимо исходить из того, что предложенные ребенку карточки не должны иметь других оснований для классификации, кроме указанных выше.
Инструкция
"Попробуй разложить эти карточки по 4 группам (кучкам) так, чтобы каждую группу (кучку) можно было назвать одним словом".
Если ребенок испытывает затруднения или не справляется с заданием, ему оказывают помощь: не поясняя словами, раскладывают перед ним первые 4 карточки по одной из каждой группы и предлагают так же разложить все остальные. Если такая подсказка не навела ребенка на мысль о том, каким должно быть основание для классификации, необходимо назвать это основание и снова предложить ребенку разложить карточки по уже указанным группам.
Оценка выполнения
♦ невыполнение задания после всех видов помощи - 0 баллов;
♦ выполнение после словесного указания оснований для классификации - 1 балл;
♦ выполнение после показа первых 4 карточек без словесного пояснения - 2 балла;
♦ выполнение по основной инструкции - 3 балла.
♦ высокие результаты по обоим заданиям (в сумме составляют от 4 до 6 баллов) свидетельствуют о хорошем развитии логического и образного мышления, произвольного внимания и восприятия цвета, формы, величины. Суммарная оценка, равная 2 баллам, считается положительной, но скорее является показателем "зоны ближайшего развития" ребенка;
♦ если ребенок не справился с заданием № 1, но выполнил контрольное задание на внимание и задание № 2 (свободная классификация), можно предположить слабость образного мышления, что нередко является следствием неправильной подготовки к школе, форсированного, излишне раннего обучения чтению, письму, счету в ущерб специфическим дошкольным видам детской деятельности;
♦ если ребенок не справился с обоими заданиями, то можно предположить, что развитие его мышления не соответствует уровню, необходимому для успешного обучения в школе.
Воображение
Воображение – определить уровень репродуктивного воображения.
Дети слушают сказку, после прослушивания взрослый предлагает нарисовать эту сказку на листе бумаги.
Сказка о птицах.
Давным-давно, в стародавние времена в Вековечном лесу жили птицы. Было их видимо-невидимо. В каждом дупле, на каждой ветке сказочных деревьев и кустов они сидели и пели. Удивительные песни распевали лесные птицы. И казалось, что жить бы им и радоваться. Но не тут-то было… Грусть-печаль поселилась в этом лесу потому, что все птицы были черного-пречерного цвета. Захаживали в Вековой лес и дети по грибы да по ягоды, и странники проходили лесной дорогой. Слушали они разноголосый хор лесных птиц, но отличить их друг от друга не могли. Вот почему в Вековечном лесу поселилась грусть-печаль. Ведь здорово, когда кто-то на других не похож! Наскучило так жить птицам, и обратились однажды они к самому главному правителю на земле – мудрому Солнцу! «О, великое Солнце! Помоги нам! Сделай нашу жизнь радостной!» выслушало солнце птичьи просьбы и велело своей помощнице радостной Радуге спуститься в Вековечный лес, разобраться и навести там порядок, потому, что без Радости, – какая жизнь?!
Когда красавица Радуга появилась в лесу в своем семицветном плаще, птицы несказанно обрадовались и сразу все слетелись к волшебнице Радуге. Радуга сняла свой волшебный плащ, дотронулась до него волшебной палочкой и сказала: «Пусть эти солнечные краски, разукрасят ваши крылья в ваш любимый цвет!» И в тот же миг плащ рассыпался на тысячи крохотных разноцветных капель. И пролился дождь на собравшихся птиц.
Вот с тех пор и радуются птицы своему оперению, потому, что подарила Радуга кому красные, кому синие, кому оранжевые, зеленые, фиолетовые перышки. И стало в Вековечном лесу жить птицам еще лучше, потому что там поселилась Радость…
Оценка результатов:
10 баллов (очень высокий) – ребенок придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.
8 – 9 баллов (высокий) - ребенок нарисовал что-то достаточно оригинальное, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является достаточно новым. Детали проработаны не плохо.
5 – 7 баллов (средний) – ребенок нарисовал такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии, оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали средние.
3 – 4 балла (низкий) – ребенок нарисовал нечто простое, неоригинальное, слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.
0 – 2 балла (очень низкий) – ребенок нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
Самооценка
«Какой Я?» - определение самооценки дошкольника.
И: Экспериментатор спрашивает у ребенка, как он сам себя оценивает и
воспринимает по 10-ти различным положительным качествам личности. Оценки,
предлагаемые ребенком, проставляются в протоколе, а затем переводятся в баллы.
Оцениваемые качества | Оценки по вербальной шкале |
|||
Аккуратный Послушный Внимательный Умелый (способный) Трудолюбивый |
Анализ результатов:
«да» - 1 балл;
«нет» - 0 баллов;
«не знаю», «иногда» - 1,5 баллов.
Самооценка определяется по общей сумме.
10 баллов – очень высокая;
8 – 9 баллов – высокая;
4 – 7 баллов – средняя;
2 – 3 балла – низкая;
0 – 1 балл – очень низка
Людмила Юртаева
Развитие внимания у дошкольников посредством развивающих игр
Все мы хотим, чтобы дети наши были смышлёными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, сообразительными – короче говоря, умными. Дошкольное детство - особый период в развитии личности . В жизни человека дошкольное детство - небольшой отрезок. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Интеллектуальное развитие современных дошкольников идет более быстрыми темпами, чем развитие их сверстников 10-15 лет назад. Растет заинтересованность родителей в активном интеллектуальном развитии детей с самого раннего возраста, в подготовке их к школе.
Таким образом, раннее интеллектуальное развитие является требованием времени. Однако, надо понимать, что одностороннее взращивание интеллекта обедняет эмоциональную сферу ребенка, не дает ей полноценно развиваться . Это может создавать проблемы не только в сегодняшней жизни детей, но и с большей вероятностью в их взрослой завтрашней жизни.
Важнейшей особенностью дошкольного возраста является то, что здесь закладывается вся система психологических функций, в центре которой лежат познавательные процессы : восприятие, память, воображение, мышление и внимание . Благодаря познавательным психическим процессам ребенок получает знания об окружающем мире и о себе, усваивает новую информацию, запоминает, решает определенные задачи. Необходимым условием протекания психических процессов является внимание . Как правило, родители прекрасно понимают, что хорошее внимание является одним из важнейших условий успешного обучения. Развитие внимания дошкольника связано с тем , что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную) . Ребенок в дошкольном возрасте направляет свои действия под влиянием взрослого. Своевременное выявление уровня развития внимания , как одной из частей познавательной сферы детей, имеет практическую значимость. Задача педагога заключается в том, чтобы узнать зону ближайшего развития ребенка , понять, в каком направлении двигаться и,что надо сделать, для того чтобы наши воспитанники выросли умными, здоровыми, счастливыми. Научить их прислушиваться, присматриваться, стать более внимательными к миру ощущений , предметов, эмоций, знаний, которые их окружают.
Игра – это внутренняя потребность детей в активной деятельности, средство познания мира. Феномен игры заключается в том, что, являясь развлечением , отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. Говоря о развивающей игре , можно отметить то, что – это элемент новизны, именно она и привлекает ребёнка в первую очередь. Дать задачку для ума, длительную интеллектуальную нагрузку ребёнку готовая игрушка не в состоянии в том же объёме, что развивающие игры . Развивающие игры способствуют развитию памяти , внимания , наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, а также оказывают положительное влияние на процесс систематизации знаний дошкольников об окружающем . Эффективность использования развивающих игр : повышается активность детей, игра обеспечивает межличностное общение, в игре происходит развитие познавательных процессов. Для того, чтобы обосновать гипотезу, сначала необходимо выявить уровень развития внимания у детей , а именно его свойств (объем, устойчивость, переключаемость) . Существует множество методик для диагностики уровня свойств внимания дошкольников . И, прежде чем приступить к диагностике, необходимо подготовить все необходимое. Диагностический материал должен быть доступным и выполнение заданий по диагностике проводить с детьми дошкольного возраста в игровой форме не дольше, чем 15 минут в день. Одним из важных условий получения достоверных результатов является установление эмоционального контакта и взаимопонимания между исследователем и ребенком.
Приступать непосредственно к диагностике необходимо, только когда у ребенка есть интерес, иначе результат будет низкий. Во время выполнения ребенком того или иного задания, педагог должен быть терпеливым и доброжелательным. После того как ребенок завершит, обязательно похвалить его, даже если все получилось совсем не так, как вам хотелось бы. Согласитесь, плюсы можно отыскать в любом результате. Для выявления уровня внимания дошкольников предлагаем использовать три методики, которые представила Трясорукова Татьяна Петровна - специалист в области детской психологии, автор книг и статей, посвященных проблемам развития детей дошкольного возраста . Эти методики направлены на исследования свойств внимания . В каждой методике имеются критерии оценки, по которым можно определить уровень развития изучаемого свойства внимания .
Методика - игра №1 «Что увидел?»
Методика направлена на диагностику объема внимания . Разложить на столе семь предметов, знакомых ребенку (конфета, карандаш, куколка, машинка, мячик, ложка, кубик, прикройте их салфеткой. Обращаемся к ребенку по имени, а ты любишь играть в прятки? Ответ ребенка. А я тоже люблю играть в прятки. Саша я сегодня пришла в группу и увидела что-то необычное. Мне кажется, что у нас в группе кто–то спрятался в этой коробочке и хочет с нами поиграть в прятки. Ты хочешь узнать кто там спрятался? Ответ ребенка (Да) . Показать ребенку эти предметы в течение 3-5 секунд, затем закрыть их салфеткой («предметы опять спрятались» ) и попросить ребенка назвать их («ищем предметы» ). Оценка результата осуществляется по количеству правильно названных предметов. Уровни развития объема внимания
Низкий уровень : (2 балла) 1-2 предмета названы правильно, отвечает неуверенно.
Средний уровень : (3 балла) 3-5 предметов названы правильно, отвечает неуверенно.
Высокий уровень : (4 балла) 6-7 предметов названы без ошибок, отвечает быстро.
Методика - игра № 2 «Перепутанные линии»
Методика позволяет определить устойчивость внимания .
Ребенка нужно ввести в игровую ситуацию. Воспитатель предлагает исследуемому ребенку послушать очень интересную историю. Как-то раз решила бабушка испечь колобка. Тесто получилось очень мягкое и пышное. И поэтому, бабушка решила испечь не одного колобка. И вот испеклись у бабушки пять одинаковых колобков. Но единственное, что их отличало, это эмоция. Получились веселый, удивленный, грустный, злой и любопытный колобки. Ребенку предлагается помочь колобкам вернуться домой. Колобкам не просто вернуться, потому что они укатились по разным дорожкам. Для этого ребенку предлагается рисунок с перепутанными линиями. Попросите его проследить каждую линию от колобка до домика по очереди. Задача детей определить каким по счету колобок доберется до дома, определяя глазами путь каждого колобка.
Уровни развития устойчивости внимания
Низкий уровень : (2 балла) более 3 ошибок, работа выполняется с помощью пальчика.
Средний уровень : (3балла) 2 ошибки, работа выполняется медленно, неуверенно, появляются попытки проследить линию с помощью пальчика.
Высокий уровень : (4 балла) работа выполняется без ошибок, быстро и самостоятельно.
Методика - игра № 3 «Найди к домику ключ»
Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключаемости внимания ребенка . Дети получают лист, на котором нарисованы домики червячка это грибок, божьей коровки это цветок, гусеницы это листок. Задача детей – помочь червячку, божьей коровке и гусенице подобрать ключики к своим домикам, т. е. в каждом предмете (домике) расставить нужные знаки (ключи, которые представлены в образце. Задание надо выполнять как можно быстрее и поочередно просмотреть все семь строчек. Работа продолжается 3 минуты. Работать ребенок должен последовательно, просматривая каждый ключик.
Уровни развития переключения внимания
Низкий уровень : (2 балла) 5 и более ошибок, работа до конца не доводится (более 5 минут) .
Средний уровень : (3 балла) менее 4 ошибок, работа выполняется медленно (более 3минут, требуется помощь и напоминания задания, работа доводиться до конца.
Высокий уровень : (4 балла) 1-2 ошибки, работа выполняется в быстром темпе (2-3 минуты, уверенно и самостоятельно.
После проведения данной диагностики выявились дети с низким и средним уровнем развития объема , устойчивости и переключаемости внимания . Поэтому для коррекции развития внимания необходима коррекционно-развивающая работа с этими детьми.
Коррекционно-развивающая работа включает в себя :
Игры и игровые упражнения на развитие внимания :
«Что изменилось» , «Горячо-холодно» , «Съедобное-несъедобное» , «Угадай, из чего сделан предмет» , «Поем вместе» , «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет» , «Достань названный предмет» , «Найди различия» , «Найди одинаковые предметы» , «Какой игрушки не хватает» , «Будь внимателен » , «Внимание » , «Лови мяч» .
Сенсорное внимание : «Четвёртый лишний» , «Найди два одинаковых рисунка» , «Выкладывание узора из мозаики» , «Забавные фигурки из счетных палочек» , «Нанизывание бусинок» , «Лото» , «Опиши друга» , «Удочка» , «По новым местам!» , «Найди различия в картинках» .
Слуховое внимание : «Исправь ошибки» , «Что мы слышим» , «Разведчики » , «Угадай, где позвонили» , «Скажи о том, что ты слышишь» , «Тихо – громко» , , «У кого палочка» , «Определи по звуку, где игрушка» , «Жмурки с колокольчиком» ,«Это кто» , «Кто в гости к нам пришел» , «Птицы, внимание – ветер !» , «Внимание ! Погода меняется» .
Психогимнастика : «В магазине зеркал» , «Тень» , «Слушай и исполняй!» , «Передача движения по кругу» .
Физминутки и пальчиковая гимнастика.
После проведения коррекционно-развивающей работы была проведена повторная диагностика уровня развития свойств внимания у дошкольников , при использовании тех же методик, с изменением только изображения сюжета картинок. По полученным результатам можно отметить некоторое повышение показателей уровня развития внимания . Исходя из проведенной исследовательской работы подтвердилась выдвинутая гипотеза : развитие внимания у детей дошкольного возраста может быть реально и существенно повышено, если процесс обучения дошкольников будет целенаправленно и комплексно осуществляться в игровой деятельности при использовании развивающих средств . Развивающая игра оказывает влияние на умственное развитие дошкольников .
Важно знать и помнить, что игра – это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых – закрепить у ребенка уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности.
И очень хотелось бы, чтобы родители, воспитатели и педагоги прислушались к таким словам, как : «Не лишайте ребенка радости играть, помните, что вы сами были детьми» .
Литература :
1. Трясорукова Т. П. Тренинг по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста : диагностика, коррекция. - Ростов н/Д : Феникс, 2013.
2. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день : Развитие внимания и воображения дошкольников : Издательство Академия развития , Ярославль ООО Академия Холдинг. -2000.
Процесс овладения знаниями, умениями и навыками требует постоянного и эффективного самоконтроля учащихся , что возможно только при сформированности достаточно высокого уровня произвольного внимания.
У младшего школьника в первые годы обучения может преобладать непроизвольное внимание.
Увеличивается в этом возрасте объем внимания. Менее развиты в младшем школьном возрасте такие свойства внимания, как переключение и распределение. На протяжении школьного возраста они интенсивно развиваются. Ребенок младшего школьного возраста способен к концентрированному и устойчивому вниманию при определенных условиях организации учебной деятельности.
Исследования концентрации и устойчивости внимания
Испытуемому дают бланк, на котором изображены перепутанные линии (см. рис. 10) и предлагают проследить линию слева направо, чтобы определить, где она кончается. Начинать нужно с линии 1. Испытуемый должен записать тот номер, которым эта линия заканчивается. Выполняя задание, нужно прослеживать линию взглядом, не пользуясь пальцем или карандашом, экспериментатор следит за этим.
Обработка результатов
Экспериментатор замечает время, которое требуется испытуемому на прослеживание каждой.линии и на все задание в целом. Время выполнения всего задания не должно превышать пяти минут. Фиксируются все остановки в деятельности испытуемого и правильность выполнения задания.
Методика исследования объема внимания
Испытуемому на короткое время (1 с) предъявляются по одной каждая из восьми карточек с изображением от двух до девяти точек (см. рис. 11). Каждая карточка показывается два раза. После этого испытуемый отмечает на
аналогичном пустом бланке расположение точек. На воспроизведение карточки с 2-5 точками дается 10 с, 6~7 точками - 15 с, 8-9 точками - 20 с.
Обработка результатов .Экспериментатор подсчитывает количество правильно отмеченных точек на каждом бланке и делает вывод об объеме внимания испытуемого.
Существуют следующие нормативы:
I - 3 точки на двух карточках,
II - 4 точки на двух карточках,
III - 6 точек на двух карточках,
IV - 9 точек на двух карточках,
V - 10 точек на двух карточках,
VI - 11 точек на двух карточках,
VII - 13 точек на двух карточках,
VIII - 15 точек на двух карточках,
IX - 16 точек на двух карточках.
Ранговые места I и II свидетельствуют о малом объеме внимания, Ш-УП - о среднем, VIII и IX - о большом.
Оценка устойчивости внимания
Для проведения исследования потребуется стандартный бланк теста «Корректурная проба» (рис. 12) и секундомер. На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы «к» и «р»; всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке.
Проведение исследования. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у испытуемого не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе. Экспериментатор выдает ему бланк «корректурной пробы».
Инструкция. На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «к» и «р» и зачеркивайте их. Задание
АКСНБЕАНЕРКВСОАЕНВРАКОЕСАНРКВНЕОРАКСВОЕС ОВРКАНВСАЕРНВКСОАНЕОСВНЕРКОСЕРВКОАНКСА КАНЕОСВРЕНКСОЕНВРКСАРЕСВМЕСКАОЕНСВКРАЕО ВРЕСОАКВНЕСАКВРЕНСОАКВРЕНСОКВРАНЕОКРВНАС НСАКРВОСАРНЕАОСКВНАРЕНСОКВРЕАОКСНВРАКСОЕ РВОЕСНАРКВОКРАНВОЕСВНЕАРОКВНЕСАОКРЕСАВКН ЕНРАЕРСКВОКСЕРВОСАНОВРКАСОАРНЕОРЕСВОЕРВ ОСКВНЕРАОСЕНВСНРЛЕОКСАНРАЕСВРНВКСНАОЕРСН ВКАОВСНЕРКОВНЕАНЕСВНОКЛНРАЕОСБРВОАНСКОКР СЕНАОВКСЕАВНЕСКРАОВКСЕОКСВНРАКОКРЕСВКОЕНС КОСНАКВНАЕСЕРВНСКОАЕНСОВНРВКОСНЕАКОВНСАЕ ОВКРЕНРЕСНАКОКАЕРВСАРКВОСВНЕРАНСЕОВРАКВО АСВКРАСКОВРАКНСОКРЕНГРСЕАОКСАКРНРАКАЕРКС НОСКОЕОВСКОАЕОЕРКОСКВНАКВОВСОЕЛСНВСРНАК ВНЕОСЕАВКРНВСНВКАСВКАНАКРНЕОКОВСНВОВР СЕРВНРКСРВНЕАРАНЕРВОАЕСЕРАНЕРВОАРНВСАРВ ЕРНЕАЕОРНАСРВКОВРАЕОСЕОВНАЕНЕОВСКОВРНАКС ЕРВКОСКАОЕНРВОСКРЕНАЕОНАКВСЕОВКАРЕСНАОВКО АОВНРВНСРЕАОКРЕНСРЕАКВСЕОКРАНСКВАНЕОВНРС КАОРЕСВНАОЕСВОКРНКРКРАЕРКОАСАРВНАЕОСКРВК ОКРАНАОЕСКОЕРНВКАРСВНРВНСЕОКРАНЕСВНКРАНВ ЕРАКОКСОВРНАЕАСВКЛНОСЕНВРАКРЕОСОВРАОЕСЕА НЕСВКРЕАКСВНОЕНЕОСВНЕОРКАКСВНЕОКРОКАНЕОС РНЕСВНРКОВКОАРЕОВОКСНВКАЕРВОСНЕАКАСНВОЕН СВНЕОВКРАНРЕСКОАНВРКАНВСОЕРАНВОСАРКВНСОЕ ОКНЕКРВСЕНРКАЕСВОКАРЕОКВНАРЕСКВНЕОСАРНЛ КРНСАОЕРКОСНВКОЕРВОСКЛЕРНСОАНВРКВНЕНРАКС РНВКОСНЕАКВРСОАНСКВОАСНЕВОНСКВРНАОЕНСОА НСОАКВРНСАОЕРСКОЕНАРНВОСКАОКРНСЕОВСЕНВК ЕКРНСОАРВНЕСАРКВРНСЕНВРАКВСЕОКАЕРКОВНЕАС ОЕНРВКСЕРВНАОЕАСКРЕНВКСОАРЕОКСЕРНЕАРВСКВ НСОКРВНЕОСКВНРЕОКРАСВОЕРНРКВНРКАСОВНАОК РВАКРНЕСОКАРКВОАСРЕОКРАНВРЕСКНВКОЕСАНЕ ВРКОАСНАКОКВОСЕРКВНЕРАКСВНЕОКРЕАСОКРЕОВНС СЕОВНАРКОСВНЕРАНРОАСОКРЕАОСВРКАКРЕРКОЕСВН ОАЕРВКСОЕНРАКРНСЕАКОВОЕНСАНРВОСЕНВОКНВРА ЕСНАКВОЕРЕНСАКВОАЕРКСЕНРАКРВСАЕОВНЕСРКВО ОКРЕСОАНЕРВНЕСКАОРВРКОСАРКВСКАКРЕСВНАКРЕС СВКОАНРВСКОЕРНАКВСНЕРАЕОВРНАКВСНВОЕРАЕОК ВРАСНРКОЕАСОВРЕСКОАНЕСНВСКАЕОРНАКЕРНСОКВ
Рис. 12. Стимулъный материал к тесту «Корректурная проба»
нужно выполнять быстро и точно». Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Время работы - 10 мин.
Обработка и интерпретация результатов. При обработке результатов психолог сверяет результаты в корректурных бланках испытуемого с программой - ключом к тесту.
Из протокола (табл. 16) занятия в психологический паспорт школьника вносятся следующие данные: общее количество просмотренных букв за 10 мин, количество правильно вычеркнутых букв за время работы, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.
Таблица 16
Протокол исследования устойчивости внимания
Показатель |
Результат |
Количество просмотренных за 10 минут букв Количество правильно вычеркнутых букв Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть Точность выполнения задания, % Оценка точности, баллы Оценка продуктивности, балл. Оценка устойчивости внимания, баллы |
Выясняется продуктивность внимания, равная количеству просмотренных букв за 10 минут, и по формуле рассчитывается точность:
где т - количество правильно вычеркнутых за 10 мин букв, п - количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.
С целью получения интегрального показателя устойчивости внимания необходимо оценки точности и продуктивности перевести в соответствующие баллы с помощью специальной таблицы, полученной путем обычного шкалирования (табл. 2). Рассматривается интегральный показатель устойчивости внимания А по формуле:
А = В + С,
где Б и С - балльные оценки продуктивности и точности соответственно.
Для сопоставления данных по устойчивости внимания с другими свойствами аттенционной функции необходимо вновь осуществить перевод интегрального показателя устойчивости внимания в шкальные оценки по специальной таблице (табл. 1).
Таблица 1 Оценка устойчивости внимания в баллах
Продуктивность |
Точность |
||
знаки |
баллы |
баллы |
|
Менее 1010 |
Менее 70 |
||
1010-1175 |
70-72 |
||
1175-1340 |
72-73 |
||
1340-1505 |
73-74 |
||
1505-1670 |
74-76 |
||
1670-1835 |
76-77 |
||
1835-2000 |
77-79 |
||
2000-2165 |
79-80 |
||
2165-2330 |
80-81 |
||
2330-2495 |
81-83 |
||
2495-2660 |
83-84 |
||
2660-2825 |
84-85 |
||
2825-2990 |
85-87 |
||
2990-3155 |
87-88 |
||
3155-3320 |
88-90 |
||
3320-3485 |
90-91 |
||
3485-3650 |
91-92 |
||
3650-3815 |
92-94 |
||
3815-3980 |
94-95 |
||
3980-4145 |
95-96 |
||
4145-4310 |
96-98 |
||
Более 4310 |
Более 98 |
Таблица 2
Шкала для перевода показателей свойства внимания в сопоставимые шкальные оценки
Шкальные |
Устойчивость |
Переключение |
Объем |
оценки |
внимания |
внимания |
внимания |
Более 50 |
Более 217 |
Менее 115 |
|
48-49 |
214-217 |
115-125 |
|
46-47 |
211-214 |
125-135 |
|
44-45 |
208-211 |
135-145 |
|
39-43 |
205-208 |
145-155 |
|
36-38 |
201-205 |
155-165 |
|
34-35 |
195-201 |
165-175 |
|
31-33 |
189-195 |
175-195 |
|
28-30 |
182-189 |
195-215 |
|
25-27 |
172-182 |
215-235 |
|
23-24 |
158-172 |
235-265 |
|
20-22 |
149-158 |
265-295 |
|
16-19 |
142-149 |
295-335 |
|
14-15 |
132-142 |
335-375 |
|
12-13 |
122-132 |
375-405 |
|
09-11 |
114-122 |
405-455 |
|
110-114 |
|||
Менее 9 |
Менее 110 |
Более 455 |
Примечание. 1 балл не присваивается никогда.
Развиваем внимание
Основные свойства внимания - устойчивость, переключение и распределение.
■ Устойчивость внимания - это способность дли тельно сосредоточиваться на чем-нибудь. Будущие школьники могут заниматься одним и те же видом деятельности до 1-1,5 часа.
■ Переключение внимания - это способность переходить от одного вида деятельности к другой, от одного занятия к другому.
■ Распределение внимания - это способность действовать сразу с двумя или несколькими предметами. К началу учебного года дошкольники могут распределять внимание между 6-7 предметами.
В дошкольном возрасте происходит постепенны переход от непроизвольного внимания к произвольному.
■ Непроизвольное внимание характеризуется тем, что вызвано новыми, привлекательными и интересными в данный момент предметами.
■ Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиваться на задании, даже если оно неинтересно.
Умение сосредоточиваться достигается благодаря развитию внимания, которое подчиняется нашей силе воли, действует согласно нашему «произволу». От уровня произвольности внимания, его объема, концентрации зависит успешность обучения в школе.
Полезный совет
Выполните вместе ребенком упражнение на развитие концентрации внимания «Соответствие букв».
Сделайте два одинаковых набора карточек, на которых есть все буквы алфавита (можно использовать разрезную азбуку).
Напишите одну букву на одной стороне карточки, оставляя другую чистой.
Разложите карточки рядами «лицом вниз».
Засеките время.
Первый игрок выбирает любые две карточки и переворачивает их. Если они совпадают, например, на них буквы «А», то отложите их в сторону и присудите игроку одно очко.
Теперь второй игрок выбирает две карточки. Если совпадающей пары не получилось, положите карточки «лицом вниз» на те же самые места.
Цель упражнения (концентрация внимания): запомнить расположение карточек и выбрать совпадающую пару.
Тесты на выявление уровня развития
внимания у детей
Наиболее популярной методикой для исследования внимания является так называемая корректурная проба. Данный тест поможет выявить уровень развития внимания.
Тест 1. «Корректурная проба»
Ребенок получает бланк, на котором сплошными строками идут в случайном порядке буквы, и задание: вычеркнуть все буквы, с которой начинается строчка. Например, первая строка начинается с буквы В , значит, в этой строке вычеркиваем только эту букву. Вторая строка начинается с буквы З - вычеркиваем букву З .
■ общее время;
■ количество знаков, просмотренных за минуту;
■ ошибки.
На выполнение задания отводится пять минут.
ВАЫПРСИТАОВДФЬСЛАЛЕГТВОЫЛКРЫЛН ЗЕТНТОГЛШБДЖЮЫЗЩВРАЕУТЦЬЛБЪХЗЦ
КНУГЦЛЫОВРАПМРСЬУЛДФЙЗЦЩУЛКОЕР МИСТЧБЯЮЫЛВОАКРНЖФВЫЕМИОРЕНШГ
ГШОЛРОТАПЕНЬБЛДУЦМСАЧЖЩКЯПОМЬ НИТВАЩЗОЛАСОТМНШИТЗУЯОЮЬПВИЛФ
ШЩНГПРМИВАХЪШНБИСТЯМЧТФЕАПУКЭ ОЛПРСЕЧКЧГШСМДИБПЮАЖПЗТМЩЛХЖО АЕБГМБЫФХЙДМНСЛЙОХАЧЕЯРТЦБВДСП
ФЫЛОМИПРЬБЩЗАПНЕЮБКЫЯПРОАНДБТГ
ХЖТШИГВНСОИДЕЧЯКТГЬНТЕАСЬЛЮЗХФ
ЯЪЧХСЗМЩИШТГНЬЕБКЮУЭЦЖЙДЫЛВОА
РПНИНСГЧЛВБКЖФХАЧЛИЕЮХЫЙТБАДЮОШЯЧИТРОНГСМЖДЬБЖЭЗХАПОТНПЕРОН
ЭЖЩЗОРВАУЦНИГТШЫЦБЗЮВКЕАПИТРЬО
БЛВАРГШОЛЩДЗХЖАСПМРИОТЬЛДБЖЮЦЙФЭЫСМРОГШТЬСКМЕИРВМДЬЭЗОРДЛБЬЛОТПИНЩЖЮУСНИПДИГОДСЮЗЯЙЖЧГА
Результат
Если ребенок просматривает за пять минут 400 знаков и более - у него хорошее внимание.
Если допускает менее 5 ошибок, можно говорить о высокой степени концентрации.
Если ребенок допустил множество ошибок, то уровень сосредоточенности низкий. Следовательно, есть необходимость в выполнении упражнений на развитие внимания.
Тест 2. «Корректурная проба»
Ребенок получает бланк, на котором сплошными строками идут в случайном порядке буквы.
ЯЫЖЕСЕКЛАЬСУМСТКВЫПРНОГПИТРШОР ПАЕИТЛДЩЗХЖДЛОВКУЫМЙНРПАСЧЯФЦ ЙТЬЛШДНКМСЧКЙЦУКЕНГШЩЗХЪЭЖДЛО РПАВЫФЯЧСМИТЬБЮЛОРПНГШГНЕКВСМИ ТЬРПНГЛДЫФУАПРНИМАУВУЫЯЧВКЕАСМ ПНГРИТОШЩЛЬБДЗХЖЙЧЮДШГЛЮБОНЕР ЬТПКУАМСВЦФЯЫУКВЧСВЫЦЕПМНРИГРЬ ШОБЩЛЮБДШЬЛГТОНИРЕМПКСАУЧВЦЯЫ ЙВАПРНЕИТЬОРГНПАМЙСВАКЫСВКАЖРВ ЭХОГРПНЕАВМИПАСВЧЫЯФЙЫУВКПНОШД ЗЭЪРУПЛНИЕЛЗЫКУРМЧНКРОИМНКЙУЦИ
Задание ребенку:
- Приготовь синий и зеленый карандаши. Перед тобой лист, на котором подряд записаны буквы. По команде «Зеленый!» ты возьмешь зеленый карандаш и будешь первую букву зачеркивать, а вторую - подчеркивать до тех пор, пока не прозвучит команда «Синий». После этого ты положишь зеленый карандаш, возьмешь синий и им, наоборот, будешь первую букву подчеркивать, а вторую - зачеркивать. Когда прозвучит команда «Стоп!», положи карандаш и закончи выполнение задания.
Показать образцы выполнения работы.
Перед выполнением задания провести небольшую тренировку.
Затем проверяющий говорит: «Зеленый!» - и включает секундомер. По истечении одной минуты выключает его, говорит слово «синий» и вновь включает секундомер. Через минуту говорит «Стоп!» и выключает секундомер.
При выполнении этой работы фиксируются:
Общее время;
Количество знаков, просмотренных за минуту;
Ошибки.
результат
На основании полученных результатов по заданиям определяется:
■ количество зачеркнутых и подчеркнутых пар букв за 2 минуты - п оказатель концентрированности внимания, его устойчивости в монотонной работе.
■ количество правильных зачеркнутых и подчеркнутых пар букв в течение первой минуты - показатель умения распределять внимание сразу на два вида деятельности.
■ количество правильно подчеркнутых и зачеркнутых пар букв в течение второй минуты – показатель способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой.
Упражнения на развитие внимания
Упражнение на развитие устойчивости внимания
Устойчивость внимания (внимателен ребенок или нет, на сколько хватает его внимания) можно проверить по таблице Шульте. Это таблицы с арабскими цифрами от 1 до 25; цифры расположены в случайном порядке.
Они применяются и для развития у детей поля чтения, выполняются на время. Норматив 25 секунд. В дальнейшем он сокращается до 12 секунд.
Цифры пишутся на листах ватмана из школьной папки для черчения.
Образец:
Варианты таблиц:
Задание ребенку:
- Найди и покажи цифры в порядке возрастания (убывания).
Ребенок считает про себя, указывая ручкой на цифры.
Полезный совет
Повесьте такие таблицы на стене в комнате ребенка и позаботьтесь, чтобы он время от времени обращал на них внимание.
Если использовать это задание как групповую игру, то лучше постараться устранить элемент соревновательности среди участников. Чтобы не было ни выигравшего, ни проигравшего, можно показывать цифры по очереди: первый показывает цифру «1», второй - «2» и т. д., или один показывает цифры от 1 до 5, следующий - от 6 до 10 и т.д.
2. Упражнение на развитие переключения и распределения внимания
Упражнение 1.
Для исследования переключаемости внимания (может ли ваш малыш переходить от одного вида деятельности к другому, от одного занятия к другому) и распределения внимания (может ли он выполнять одновременно два задания или нет) используется следующая таблица:
9
20
15
5
24
13
14
17
22
2
6
11
8
7
23
19
16
3
1
21
10
18
4
12
Задание для ребенка:
-Сначала найди черные числа в порядке возрастания, затем красные (в данном случае - выделенные жирным шрифтом) числа в порядке убывания. Далее цифры следует отыскивать и называть попарно: первая - черная наименьшая, вторая - красная наибольшая, т. е. 1-22, 2-21, 3-20 и т. д.
Следует сказать, что будущему первокласснику выполнить это задание почти не по силам (данная способность еще не развилась в полной мере), а 10-летний ребенок выполнит его без особых усилий.
Упражнение 2.
Соединить последовательно точки и угадать, что получилось.
Полезный совет
Используйте для этого любые картинки: переведите рисунок картинки на чистый лист бумаги, указывая точками только контур. Пусть ребенок сам догадается, что вышло.
Одновременно вы повторите с ребенком счет в прямом и обратном порядке.
3. Упражнения на развитие произвольного внимания (наблюдательности)
Задания, которые приводятся ниже, тренируют различные виды произвольного внимания:
Содействуют тому, чтобы внимание было устойчивым и концентрированным, т.е. вырабатывают способность в течение продолжительного времени оставаться сосредоточенными на одном деле или предмете;
Увеличивают объем внимания, т.е. расширяют количество предметов, охватываемых вниманием одновременно;
Усиливают способность к распределению внимания, т.е. умению одновременно быть занятым разными видами деятельности;
Учат переключать внимание, т.е. развивают умение осмысленно перемещать его с одного объекта на другой.
Вместе с тем эти упражнения содействуют уточнению зрительных и слуховых восприятий, укрепляют память, развивают волю, способствуют воспитанию наблюдательности.
Некоторые из этих упражнений требуют быстрого восприятия и запоминания увиденного. Условия других, наоборот, предоставляют возможность для более длительного наблюдения и приучают к полному использованию отведенного для этого времени.
Упражнение 1. «Внимание!»
Подберите несколько схематичных рисунков (4-6 схем), на которых изображены фигуры, буквы, числа, предметы.
Задание ребенку:
- Постарайся запомнить как можно точнее картинки, которые сейчас тебе покажут.
Сначала в течение 3 секунд (на счет: раз, два, три – про себя) показываете первую фигуру. Ребенок «рисует» ее в воздухе, а затем - на бумаге. Аналогично проводится работа с другими фигурами.
Обязательно изобразить очертание фигуры рукой в воздухе и только потом перенести изображение на бумагу.
При проверке подчеркнуть то, как важно быть внимательным и запоминать все детали, особенно, если ребенок их не запомнил, «не обратил внимания».
Упражнение 2. «Заметь все!»
Положите в ряд 5 – 10 различных предметов и прикройте их газетой.
Вариант 1.
Приоткрыть их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку их перечислить.
Вариант 2.
Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8 – 10, спросить, в какой последовательности они лежат.
Вариант 3.
Переменив местами два каких-либо предмета, показать снова на 10 секунд. Предложить ребенку сказать, какие предметы лежат не на своем месте.
Вариант 4.
Предложить ребенку, не глядя больше на предметы, сказать, какого они цвета.
Упражнение 3.
Положите один на другой 8 различных предметов. Предложите ребенку внимательно их рассмотреть (20 секунд), а потом перечислить их подряд снизу вверх или сверху вниз.
Упражнение 4.
5-6 предметов разместить в разных положениях: перевернув, поставив на бок, прижав друг к другу, положив один на другой и т. п. Показав предметы в течение 20 секунд, предложить ребенку сказать, в каком положении находится каждый предмет.
4. Упражнения на сравнение предметов (картинок) и нахождение отличий (сходства)
Данное задание (упражнение) направлено на развитие умения проводить сравнения, фиксировать недостающие предметы и детали в рисунках. Такие картинки («Найди отличие», «Что изменилось» и т.д.) часто печатают детские журналы.
Методика его выполнения проста. Ребенок сравнивает между собой картинки, предметы (попарно), находит недостающие детали, предметы.
Приведем примеры таких упражнений.
Полезный совет
Понаблюдайте, как ваш ребенок работает:
■ быстро ли включается в работу;
■ часто ли отвлекается;
■ последовательно ли просматривает и сравнивает фрагменты картинок;
■ надолго ли он может сосредоточиться, чтобы найти все отличия.
Постарайтесь, чтобы ребенок обошелся без вашей помощи.
Упражнение 1.
Ребенку даются две похожие картинки.
Задание ребенку:
Внимательно посмотри на эти две картинки. Они очень похожи друг на друга, но имеют 5 (10) отличий. Постарайся найти эти отличия как можно быстрее. (см.илл. №9)
Упражнение 2.
Ребенку даются картинки с изображением нескольких предметов.
Задание ребенку:
Найди в ряду предметов одинаковых медвежат.
Упражнение 3.
Ребенку даются картинки с изображением нескольких предметов.
Задание ребенку:
- Найди в ряду предмет, который не похож на другие.
Упражнение 4.
Ребенку дается картинка (см. илл №№ 11, 12, 13).
Задание ребенку:
- Чего не хватает на картинке? Дорисуй!
- Как ты догадался, что надо дорисовать? (Сравнил пару, т. е. определил, чем они похожи и чем отличаются.)
Полезный совет
Важно помнить, что дети этого возраста не всегда могут достичь в рисунке полного совпадения с оригиналом из-за слабого развития мышц руки. Достаточно на этом этапе того, что они увидят, каких предметов или деталей нет, т. е. сделают правильный вывод из проведенного сравнения.
Упражнение 5.
Ребенку дается лист бумаги с заранее заготовленными узорами. Верхний узор - рисунок Мальвины, а нижний – Буратино.
Задание ребенку:
Мальвина хотела научить Буратино рисовать красивые узоры. Она нарисовала узор и сказала ему: «Нарисуй точно такой же». А Буратино все время отвлекался, и у него получалось то правильно, то неправильно. Найди, где у Буратино ошибки, и помоги ему их исправить.
5. «К орректурные пробы»
Для корректурных проб подойдет любой печатный текст (газеты, журналы), в котором ребенку нужно будет найти (отметить) определенные буквы или значки.
Существуют различные варианты данных упражнений.
Полезный совет
Для улучшения мозговой деятельности выполните вместе с ребенком упражнение «Шапка для размышлений». Упражнение улучшает внимание, ясность восприятия и речь.
■ Удобно сядьте, расслабьтесь.
■ «Наденьте шапку»: мягко заверните уши от верхней точки до мочки.
■ Повторите упражнение три раза.
Упражнение 1.
Ребенок получает бланк, на котором сплошными строками идут в случайном порядке цифры (буквы).
Задание ребенку:
Вариант 1.
- Зачеркни цифру 2 всегда, а цифру 3, - если только за ней идет цифра 8.
644738230592479219227694541062
257369148452389874125846381284
328439107535184620835496912735
589620571379801478523698245614
908273868219594261038756148626
846014825936715934876058412383
481526352496857243658148963256
428476590237124865387691035894
871829238785613785024178512645
253781685661071280923858123477
Вариант 2.
Зачеркни букву А и обведи кружком букву С.
ВАЫПРСИТАОВДФЬСЛАЛЕГТВОЫЛКРЫЛH
ЗЕT НТОГЛШБДЖЮЫЗЩВРАЕУТЦЬЛБЪХЗЦ
КНУГЦЛЫОВРАПM РСЬУЛДФЙЗЦЩУЛКОЕР
МИСТЧБЯЮЫЛВОАКРH ЖФВЫЕМИОРЕНШГ
ОРЛДГШЕКЦУЧТЬГНДЖХЗФЫЙЦСМКУЬТЖ
ПАКЕУЦЫВЧСВАПРЛОШГДЖБЮТАПМИУК
ГШОЛРОТАПЕНЬБЛДУЦМСАЧЖЩКЯПОМЬ
НИТВАЩЗОЛАСОТМНШИТЗУЯОЮЬПВИЛФ
ШЩH ГПРМИВАХЪШНБИСТЯМЧТФЕАПУКЭ
ОЛПРСЕЧКЧГШСМДИБПЮАЖПЗТМЩЛХЖО
Данное упражнение проверяет способность ребенка распределять свое внимание между несколькими заданиями.
Упражнение 2.
Ребенок получает бланк, на котором изображены фигуры 3-4 видов (треугольник, круг, прямоугольник, квадрат, ромб). Всего 5-10 рядов, по 10 фигур в каждом ряду. Фигуры расположены в ряду произвольно.
Образец:
Задание ребенку:
Вариант 1.
- Расставь значки, как показано в образце.
- Расставь значки только в квадратах и треугольниках.
- Поставь значки в ромбах и подчеркни все квадраты.
В тех случаях , когда вы видите, что ребенку трудно распределить внимание, начинайте с более простых заданий типа:поставь точку во всех треугольниках или поставь черточку в кругах и т. п.
Вариант 2.
Закрась квадраты красным цветом, а круги - зеленым. Можно придумать другие аналогичные задания.
Упражнение 3.
Ребенок получает бланк, на котором сплошными строками идут в случайном порядке буквы и цифры. Данное упражнение развивает способность ребенка распределять внимание.
Задание ребенку:
Цифры обвести в кружок, букву а - почеркнуть.
2 в а п р 5 ы в с м а 3 п р о л а 6 в а п е н г 5 ф р к
с и а 8 щ н р о ц 5 в м и а р 7 к е н р а 8 в у к ц ш а
1 ы ч с а м и а 4 к е н г 7 у ц й ф я 6 в ы у ц п е 6 5
в у к 4 и р н а в о г 9 п а ы у 1 а к е п м 4 с в а к у ы
я 3 с м п 2 у 5 с 4 ф ы в ч с 2 е о 7 в д а 5 ш ч е а 6 в
ж в а ы и л 8 н а а с у г 3 о э б в ф я 6 в ы у ц п е 6
Вариант 2.
Зачеркнуть все буквы в и цифры 5.
Упражнение 4.
Если малыш еще не знает букв и цифр, можно предложить такой бланк и задание:
- Вычеркни тех хрюш, у которых одно ухо и челка, а хрюш, которые улыбаются, обведи кружком.
Упражнение 5.
Ребенку дается лист бумаги с заранее заготовленным текстом.
Задание ребенку:
Буратино подчеркивал буквы как на образце: А и Б . Найди у него ошибки.
ШОЬЛА ПАБ ЮЛГЩГДЖБАНЦШЩЗХКЕНАО
ЫВА ДПА ВЫБИРВЛТЬА ВАБ ЮЛОБИТЬБА ЕН
БАЛКНАБ ЙЦУКАЕНГБНГШЩАЗХЪББЙЯЧС
АМИТБВАКЕЙРУКСАПРБ ОРПАЕВЫБСЧЯФВ
АБЛДЖЗБТИМА ПЕЬМБАБВКСМИПА ВЫЯСМ
ИТБОЛШГНЕКАБ ОЛРИПШЩАЗXЪББЙЯЧСО
Упражнение 6. Для читающих детей
Вариант 1.
1. Ребенок получает бланк с текстом.
Задание ребенку:
Прочитай. Раскрась все буквы Б зеленым карандашом, буквы Д – синим.
Вариант 2.
2. Ребенок получает бланк, на котором сплошными строками идут в случайном порядке буквы.
Задание ребенку:
- Внимательно посмотри на буквы, среди них спрятались слова. Найди их и подчеркни.
ВАЫПРСОК АОВДФЬСЛАЛЕТО ВОЫЛАК РЫЛ
ЗЕТНОТАГЛШАГЖЮЫЗЩВРАКУТЦЬЛБЪХЗ
КНУГЦЛЫОВРАПГУСЬУЛДФЙЗЦЩУЛКОЕР
МИСТЧБЯЮЛАВОАКРНЖФВЫЕМЯЧРЕНШГ
ОРЛУКШЕКЦУЧТЬГНДЖХЗМЕЯЦСМКУЬТЖ
ПАКЕУЦЫВЧСВАПАЛКАГДЖБЮТАПМИУК
ГШОЛРОТАПЕНЬБЛДУЦМСАЧЖЩКЯПОТЬ
НИТКАЩЗОЛАСОЛЬНШИТЗУЯОЮЬПВИЛФ
ШЩНГПРМИШАХЪШНБИСЫРОКФЕАПУКЭ
ОЛПРСЕЧКЧГШСАХАРЧАЙПЗТМЩЛХЖОА
Данное упражнение направлено на развитие концентрации внимания и его устойчивости.
Полезный совет
Для повышения устойчивости внимания выполните вместе с ребенком упражнение «Ленивые восьмерки».
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
Упражнение 7.
Ребенку предлагается рисунок. Он разбит на части.
Задание ребенку:
Разукрась те части картинки, которые отмечены точками (см. илл. №.№14, 15, 16).
6. Лабиринты
Вариант 1.
Разгадывание «обычных» лабиринтов - любимое занятие многих малышей. Задания такого рода интересны и не очень сложны. Степень трудности продвижения в них определяется длиной пути и количеством тупиков и выходов.
Задание ребенку:
Возьми простой карандаш, найди путь, а затем раскрась его каким-либо цветным карандашом (см. илл. №№17, 18).
Полезный совет
При проверке задания обратите внимание ребенка на то, чтобы во время поиска пути он останавливался на поворотах и мысленно искал свободный коридор.
При выполнении подобных заданий приучите ребенка сначала подчеркивать путь простым карандашом, который легко стирается, и только потом проводить его цветным. Это поможет вам воспитать у ребенка аккуратность.
Выполнение таких заданий способствует развитию умения целенаправленно сосредоточиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь. Работа с лабиринтами способствует совершенствованию качества произвольного внимания шестилеток: постепенно увеличивает его объем, улучшает его распределение, переключение, устойчивость.
Вариант 2.
Очень часто в сборниках встречаются упражнения такого вида:
■ Это эффективное упражнение на развитие концентрации внимания.
Пусть ребенок попробует, не водя рукой по линиям, а только следя глазами, определить, где кончается каждая линия. Потом можно проверить, правильно ребенок дал ответ или нет.
Выполнить задания такого же типа из приложения (см. илл. №№ 19, 20).
Игры на развитие внимания
Предлагаемые игры формируют у ребенка умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. Это особенно важно, т. к. без умения сосредоточиваться невозможно выполнить даже самую простую работу.
«Найди карточку»
Игра развивает точность восприятия и степень внимательности.
Правила игры.
Для игры понадобиться два набора карточек, на которых написаны слова: кот, ток, тот, дом, шар, дым. Один набор карточек раскладывается перед ребенком, второй у ведущего. Ведущий поочередно показывает ребенку одну из своих карточек и предлагает найти такую же среди его карточек.
«Слушай звуки»
Правила игры.
Игра проводится аналогично игре «Слушай хлопки».
В начале игры участники договариваются о том, что каждый звук обозначает определенную позу:
Если звук низкого тона, дети принимают позу «плакучей ивы»: ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу;
Если звук высокого тона, дети принимают позу «тополя»: пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук.
До начала игры запомнить каждую позу и прорепетировать несколько раз.
«Не пропусти растение»
Игра развивает способность к переключению внимания.
Правила игры.
Играющие садятся по кругу и слушают слова, которые произносит водящий. Например: пенал, дуб, рыба, телевизор, тюльпан...
Если встретится название растения, то дети должны встать и сесть. Кто допустил ошибку, выходит из игры. Выигрывает тот, кто окажется самым внимательным. Продолжительность игры 1-2 минуты (около 50 слов).
■ Провести аналогичные игры: «Не пропусти профессии», «Не пропусти птиц» и т. д.
■ Изменить движение: пусть дети подпрыгнут, хлопнут в ладоши, покачают головой и т. д.
«Будь внимателен!»
Игра развивает умение стимулировать внимание, быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.
Правила игры.
Играющие спокойно стоят. Ведущий подает команду, играющие показывают соответствующие движения. Например, ведущий говорит: «Лошадка», играющие показывают движение: ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом, и произносят «иго-го-го».
Варианты команд и движений:
«Коровка!»: ребенок встает на руки и ноги и произносит «му-у-у».
«Собачка!»: ребенок сгибает руки (имитирует команду собаке «Служить!») и лает.
«Цапля!»: ребенок стоит на одной ножке, поджав другую.
«Курочка!»: ребенок ходит по кругу, «ищет зерна» на полу и произносит «ко-ко-ко».
«Лягушка!»: ребенок приседает, пятки, вместе, носки врозь и колени в стороны, руки - между ногами на полу (или скачет в присядку) и произносит «ква-ква».
«Птицы!»: ребенок бегает и машет руками, как птицы.
«Раки!»: ребенок пятится спиной, как рак.
«Зайчик!»: ребенок сгибает руки и прыгает.
«Солдат!»: ребенок марширует.
До начала игр запомнить каждое движение и прорепетировать несколько раз.
Проводить игру желательно в большой комнате, на ковре илипаласе, чтобы ребенок двигался свободно.
«Курочка и цыплята»
Игра помогает закрепить умение ребенка считать до 10.
Правила игры.
Игроки выбирают «курочку», остальные - «цыплятки».
Ведущий читает стихи:
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки -
Желтые цыплятки.
Курочка:
Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко-ко,
Не ходите далеко.
(Т. Волгина)
Курочка клюет (стучит карандашом по столу), а детки должны откликнутся - пропищать столько же раз.
Провести постукивание карандашом (2-4 раза) с различными интервалами.
«Четыре стихии»
Игра на развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Правила игры.
Дети сидят на стульях по кругу. Ведущий подает команду, дети выполняют соответствующее движение.
Если игрок ошибается, то выходит из игры. Побеждает самый внимательный.
Команды:
«Земля!»: дети опускают руки вниз.
«Вода!»: дети вытягивают руки вперед.
«Воздух!»: дети поднимают руки вверх.
«Огонь!»: дети вращают руками в локтевых и лучезапястных суставах.
«Числа заблудились»
Правила игры.
Ведущий раскладывает на столе цифры, обозначающие числа от 0 до 9, в беспорядке и обращается к играющим:
Числа заблудились, помогите им занять свои места.
Провести «подвижный» вариант игры.
Ведущий раздает детям карточки с числами по количеству играющих. По сигналу «Числа, стройтесь по порядку!» играющие строятся по порядку, начиная с меньшего числа.
«Я знаю»
Игра тренирует концентрацию и переключение внимания.
Правила игры.
Водящий говорит, например:
Я знаю четыре времени года.
Один из игроков, на которого укажет водящий, должен сначала повторить сказанные им слова, а затем ритмичные хлопки в ладоши играющих сказать без запинок:
Лето, осень, зима, весна.
Игрок становится водящим и говорит, например:
Я знаю четыре геометрические фигуры.
Другой игрок должен быстро ответить:
- Я знаю четыре геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Если игрок не сможет выполнить задание, водящий, повторяя первые слова, выбирает другого игрока.
Постепенно усложнять за счет увеличения числа перечисляемых предметов.
«Знакомая буква»
Правила игры.
Ребенку присваивается определенная буква. Ведущий называет слово. Если в слове встречается эта буква, ребенок хлопает в ладоши.
«Буквы алфавита» .
Правила игры.
Вариант 1.
Каждому игроку выдается карточка с определенной буквой алфавита. Ведущий называет букву, ребенок, которому принадлежит эта буква, хлопает в ладоши.
Вариант 2.
Каждому игроку выдается карточка с определенной буквой алфавита. Ведущий называет слово. Дети, которым присвоены буквы из этого слова, по очереди, в той последовательности, в какой буквы стоят в слове, хлопают один раз в ладоши.
Использовать в игре несложные слова, например: кот, сок, мама, нога, рука, каша, кино и т. д.
Не следует присваивать буквы, редко встречающиеся в простых словах (такие как ъ, й).
Старайтесь подобрать слова так, чтобы каждый ребенок поучаствовал в игре.
«Стук-стук»
Правила игры.
Ведучий молча стучит кончиком карандаша, а играющие показывают соответствующее число на карточке.
Проведите «обратный» вариант игры: ведущий показывает карточку, играющие стучат карандашом по столу.
«Слушай хлопки»
Игра развивает активное внимание.
Правила игры.
Играющие двигаются свободно или ходят по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши определенное количество раз, дети принимают на 10-20 секунд определенную позу.
Ведущий хлопает 1 раз, дети должны принять позу «аиста»: стоять на одной ноге, поджав другую.
Ведущий хлопает 2 раза, дети должны принять позу «лягушки»: присесть, пятки вместе, носки врозь и колени в стороны, руки - между ногами на полу.
- Ведущий хлопает 3 раза - дети свободно двигаются.
■ До начала игры запомнить каждую позу и прорепетировать несколько раз.
■ Проводить игру желательно в большой комнате, на ковре или паласе, чтобы ребенок двигался свободно.
«Съедобное - несъедобное»
Самая характерная игра для развития произвольного внимания.
Правила игры.
Ведущий называет различные слова. Если предмет съедобный, ребенок хлопает в ладоши, если нет - молчит.
Провести различные варианты данной игры.
Варианты игры:
«Летает - не летает», «Живое - неживое», «Зима - лето», «Фрукты - овощи» и другие.
«Радуга»
Правила игры.
Для игры потребуются круги разного цвета (можно их вырезать из бумаги или картона). Ведущий называет цвет и показывает кружок. Если цвет кружочка совпадает с названием, ребенок - хлопает в ладоши, если нет - топает ногами.
«Зевака»
Правилаигры.
Ребенок произвольно двигается. Ведущий произносит команду «Налево!», малыш ее выполняет. Направление движения, будет меняться в зависимости от команды.
Провести групповой вариант данной игры «Зеваки».
Правила игры.
Дети идут друг за другом по кругу, держась за руки. Ведущий подает сигнал «Стоп!». Игроки останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в другую сторону. Если кто-то из играющих детей ошибается, то выходит из игры.
Выигрывают 2-3 человека, которые останутся в конце игры.
«Птицы»
Правила игры.
Играющие садятся в кружок, каждый называется какой-нибудь птицей. Водящий начинает игру со слов:
Села.
Другой спрашивает:
Где?
На веточке. Полетела.
Кто полетела?
Канарейка.
Куда полетела?
К жаворонку.
Играющий «жаворонок» начинает диалог сначала: «Села...», а «канарейка» спрашивает. Если игрок прослушает свое название, с него берут фант.
«Карусель»
Правила игры.
Играющие становятся в круг. На земле лежит веревка, образующая кольцо (концы веревки связаны). Дети поднимают ее с земли и, держась за нее правой (левой) рукой, ходят по кругу со словами:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом кругом-кругом
Все бегом-бегом-бегом.
Играющие двигаются сначала медленно, а после слов «бегом-бегом!» - бегут. По команде ведущего «Поворот!» они быстро берут веревку другой рукой и бегут в другую сторону.
Ведущий подает следующую команду:
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
Движение карусели постепенно замедляется, а затем, с последними словами, карусель останавливается. Играющие кладут веревку на землю и расходятся. По новому сигналу они снова спешат сесть на карусель, т. е. взяться рукой за веревку, и игра возобновляется. Занимать места на карусели можно только до третьего хлопка, в течение 3-5 секунд. Опоздавший на карусели не катается.
Провести эту игру на свежем воздухе с группой детей.
«Детки на ветке»
Правила игры.
Игроки делятся на две группы: одна - ветки дерева, другая - плоды (детки). Каждый играющий получает свое название.
Ведущий произносит сигнал:
Детки, детки, найдите свои ветки!
По данному сигналу игроки ищут свою пару. Если пара выполнила задание правильно, то она продолжает игру, если нет - выбывает.
При повторении игры каждый игрок получает другое название.
«Совушка»
Правила игры.
Ребята становятся в круг. Один из играющих выходит на середину круга, он будет изображать совушку, а все остальные - жучков, бабочек, птичек.
Ведущий дает команду:
День наступает - все оживает!
Все жучки, бабочки, птички начинают бегать по кругу, махая крылышками; совушка в это время спит, т.е. стоит в середине круга, закрыв глаза.
Ведущий дает команду:
- Ночь наступает - все замирает!
Птички, жучки, бабочки останавливаются и стоят неподвижно, притаившись; совушка в этот момент выбегает на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и уводит провинившихся к себе в гнездо - в середину круга.
Ведущий дает команду:
- День наступает - все оживает!
Совушка улетает к себе в гнездо, а дети опять начинают бегать. Дети, попавшие к совушке, пропускают одну очередь, а затем снова включаются в игру.
Новую совушку назначать не реже, чем после трех команд «Ночь...»
Между сигналами «День...» и «Ночь...» промежуток времени должен составлять 15-20 секунд.
Провести игру под музыку: когда музыка звучит громко, «наступает день», когда она затихает - «ночь».
«Перетягивание с веревкой»
Игра развивает умение стимулировать внимание, быстро и точно реагировать на команду.
Правила игры.
Веревку длиной 1,5-2 м связывают кольцом. Играющие становятся спиной друг к другу и берутся руками за веревочное кольцо. Перед ногами у каждого, на расстоянии 1 м, проведена черта. Каждый из играющих по команде ведущего или определенному сигналу старается перетянуть противника за свою черту. Выигрывает тот, у кого это получится.
«Лови мяч»
Правила игры.
Ведущий бросает мяч любому игроку и начинает хлопать в ладоши. Игрок, поймав мяч, должен слушать и считать вслух хлопки ведущего. Когда ведущий перестает хлопать, игрок возвращает мяч ведущему. В игру вступает следующий участник, который, получив мяч, продолжает счет. Игра длится до тех пор, пока дети не досчитают до 10 (20).
Аналогично провести игру на обратный счет.
«Воробей»
Правила игры.
Играющие называются кустарниками или деревьями, например, яблоня, дуб и т. д. Водящий начинает игру словами:
Чив, чив, сидел воробей на малине,
Слетел воробей на яблоню.
«Яблоня» подхватывает:
Чив, чив, сидел воробей на яблоне,
Слетел воробей на дуб и т. д.