Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста. Ориентировка во времени

Главная / Любовь

Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста

1.6 Особенности развития ощущений

Ощущение - Результат воздействия явлений объективного мира на органы чувств человека Словарь русского языка: В 4-х т. Под ред. А. П. Евгеньевой. - 3-е изд., М.: Русский язык т. 2.1987.С.736.

К началу дошкольного возраста внешние воспринимающие аппараты ребёнка уже вполне сформированы. Однако это не значит, что ощущения у детей-дошкольников не развиваются. Напротив, в дошкольном возрасте ощущения продолжают быстро совершенствоваться прежде всего за счёт развития и усложнения деятельности центральной части анализаторов.

Интенсивно развиваются у детей в возрасте 3--7 лет зрительные ощущения, ощущения слуховые, а также ощущения кожные и суставно-мышечные. Это развитие заключается, прежде всего в усовершенствовании анализаторно - синтетической деятельности коры больших полушарий, что приводит к повышению чувствительности, к различению свойств окружающих предметов и явлений. Возрастающее участие в процессах анализа второй сигнальной системы делает ощущения более точными, а вместе с тем придаёт им сознательный характер.

Так как ощущения служат единственным источником нашего знания, то воспитание детей в дошкольном возрасте обязательно включает в себя задачу сенсорного воспитания, т. е. задачу, состоящую в том, чтобы активно развивать у детей ощущения. Помимо специальных упражнений в различении цветов, звуков, запахов и т. д., важную роль в развитии ощущений играют занятия по родному языку, музыке, рисованию, лепке, конструированию и т. д.

Главнейшие изменения в зрительных ощущениях детей дошкольного возраста происходят в развитии остроты зрения (т. е. способности различать малые или удалённые объекты) и в развитии тонкости различения оттенков цвета.

Нередко думают, что чем меньше ребёнок, тем лучше, острее у него зрение. На самом деле это не вполне верно. Исследование остроты зрения у детей 4--7 лет показывает, что острота зрения у младших дошкольников ниже, чем у старших дошкольников. С другой стороны, по данным исследования, острота зрения у детей способна резко повышаться под влиянием правильной организации упражнений в различении удалённых объектов. Так, у младших дошкольников она быстро повышается, в среднем на 15 -- 20%, а в старшем дошкольном возрасте -- на 30%.

Что же является главным условием успешного воспитания остроты зрения? Условие это состоит в том, что ребёнку дают такую понятную и интересную для него задачу, которая требует отличить один от другого объекты, удалённые от него. Подобные задачи могут быть даны в форме игры, которая, например, требует от ребёнка показать, в какой из нескольких одинаковых коробочек, стоящих на полочке, спрятана картинка или игрушка (данная коробочка отмечается при этом значком-фигуркой, несколько отличной от тех, которые наклеены на другие коробочки, что заранее известно играющему). Сначала дети лишь смутно «угадывают» её среди других, а после нескольких повторений игры уже отчётливо, сознательно различают изображённый на ней значок.

Таким образом, активное развитие способности различения удалённых объектов должно происходить в процессе той или иной конкретной и содержательной для ребёнка деятельности, а отнюдь не путём формальной «тренировки». Формальная «тренировка» остроты зрения не только не даёт повышения её, но в некоторых случаях может принести даже прямой вред -- если при этом перенапрягать зрение ребёнка или давать ему рассматривать объект в условиях очень слабого, слишком сильного или неровного, мерцающего освещения. Особенно следует избегать давать детям рассматривать очень мелкие объекты, которые приходится держать близко к глазам.

У детей дошкольного возраста недостатки зрения иногда остаются незамеченными. Поэтому поведение ребёнка, которое объясняется тем, что он плохо видит, может истолковываться неправильно и подсказывать неправильные педагогические выводы. Например, вместо того чтобы посадить близорукого малыша поближе к рассматриваемой книжке с картинками, воспитатель, не зная о его близорукости, тщетно старается привлечь его внимание к деталям картинки, которые тот не видит. Вот почему воспитателю всегда полезно интересоваться медицинскими данными о состоянии зрения детей, а также самому проверять их остроту зрения.

В дошкольном возрасте значительно развивается у детей точность в различении оттенков цвета. Хотя к началу дошкольного возраста большинство детей безошибочно различают основные цвета спектра, различение сходных между собой оттенков у дошкольников является ещё недостаточно совершенным

Если ребёнок постоянно встречается в своей деятельности с цветными материалами и ему приходится точно различать оттенки, подбирать их, составлять цвета и т. п., то у него, как правило, цветовая различительная чувствительность достигает высокого развития. Важную роль в этом играет выполнение детьми таких работ, как выкладывание цветных узоров, аппликационные работы из естественных цветных материалов, рисование красками и т. п.

Следует иметь в виду, что в отдельных, правда, довольно, редких, случаях у детей встречаются нарушения цветного зрения. Ребёнок не видит оттенков красного или оттенков зелёного цвета и смешивает их между собой. В других, ещё более редких, случаях плохо различаются некоторые оттенки жёлтого и синего. Наконец, бывают также случаи полной «цветовой слепоты», когда ощущаются лишь различия по светлоте, а собственно цвета не ощущаются вовсе.

Слуховые ощущения, как и ощущения зрительные, имеют в психическом развитии ребёнка особенно большое значение. Слух имеет важное значение для развития речи. Если слуховая чувствительность нарушена или сильно снижена у ребёнка, то и речь не может развиваться нормально. Слуховая чувствительность, формируясь в раннем детстве, продолжает своё развитие и у детей дошкольного возраста.

Различение звуков речи совершенствуется в процессе речевого общения. Различение музыкальных звуков улучшается в процессе музыкальных занятий. Таким образом, развитие слуха в огромной степени зависит от воспитания.

Особенностью слуховой чувствительности у детей является то, что она характеризуется большими индивидуальными различиями. У некоторых дошкольников наблюдается очень высокая слуховая чувствительность, а у других, наоборот, слух является резко сниженным.

Наличие больших индивидуальных колебаний в чувствительности к различению частоты звуков приводит иногда к неправильному предположению, что слуховая чувствительность якобы зависит лишь от врождённых задатков и в ходе развития ребёнка существенно не меняется. В действительности, слух улучшается с возрастом. Слуховая чувствительность возрастает у детей в возрасте от 6 до 8 лет в среднем почти в два раза.

Ощущения, возникающие в результате действия мышечных раздражений на двигательный анализатор, не только играют решающую роль в выполнении движений, но и участвуют вместе с кожными ощущениями в многообразных процессах отражения внешнего мира, в формировании правильных представлений о его свойствах. Поэтому воспитание этих ощущений имеет также важное значение.

В эти же годы у детей происходит и большой качественный сдвиг в развитии суставно-мышечных ощущений. Так, если детям около 4 лет дать для сравнения две коробочки, равные по весу, но разные по величине, и спросить, какая из них тяжелее, то в большинстве случаев малыши оценивают их как одинаково тяжёлые. В возрасте же 5--6 лет оценка веса таких коробочек резко изменяется: теперь дети, как правило, уверенно показывают на коробочку меньшего размера как на более тяжёлую (хотя коробочки объективно равны по весу). Дети уже стали учитывать относительный вес предмета, как это обычно делают и взрослые.

В результате практических действий с различными предметами у ребёнка устанавливаются временные связи между зрительным и двигательным анализаторами, между зрительными раздражителями, сигнализирующими о размере предмета, и суставно-мышечными, сигнализирующими о его весе.

Дошкольные годы являются периодом, когда ощущения ребёнка продолжают быстро развиваться. Степень развития в этом возрасте тех или иных ощущений стоит в прямой зависимости от деятельности ребёнка, в процессе которой происходит их совершенствование, следовательно, определяется воспитанием.

Вместе с тем высокое развитие ощущений является необходимым условием для полноценного умственного развития. Поэтому правильно поставленное в дошкольном возрасте воспитание у детей ощущений (так называемое «сенсорное воспитание») имеет важнейшее значение, и на эту сторону воспитательной работы должно быть обращено надлежащее внимание.

Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении

Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка...

Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания с коммуникативными установками и субъективными ощущениями педагогов

3) Определить характер взаимосвязи эмоционального выгорания с коммуникативными установками и субъективными ощущениями у педагогов...

Особенности мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Одной из актуальных проблем, рассматриваемой в научной литературе при создании данной работы являлся вопрос о необходимости разработки и использования специализированных программ...

Проблемы возраста человека

На первой стадии психосоциального развития (рождение - 1 год) уже возможен первый важный психологический кризис, обусловленный недостаточным материнским уходом и отвержением ребенка...

Профилактика дислексии у первоклассников с задержкой психического развития

Речь детей с ЗПР качественно отличается от речи нормально развивающихся сверстников. Устная речь детей с ЗПР удовлетворяет потребности повседневного общения. В ней нет грубых нарушений произношения, лексики, грамматического строя. Но все...

Психология и педагогика

Кризис развития -- возрастно-нормативный перелом в развитии, связанный с «вырастанием» индивида из существующей формы со-бытийности с другими людьми и с освоением новых -- собственных способностей. Кризисы новорожденное (одного года)...

Психология ребенка первого года жизни

Рождение является для организма ребенка большим потрясением. От вегетативного...

К началу дошкольного возраста внешние воспринимающие аппараты ребёнка уже вполне сформированы. Однако это не значит, что ощущения у детей-дошкольников не развиваются. Напротив...

Развитие зрительных ощущений у детей дошкольного возраста

Зрительное ощущение - это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. Чем совершеннее зрительное ощущение, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит...

Развитие представлений об эмоциях у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством игровой терапии

поведение ощущение мышление воображение Ощущение - это психологический процесс отражения отдельных свойств и качеств объектов окружающего мира. Ощущения есть отражение конкретных, отдельных свойств, качеств...

Регуляционная функция познавательных процессов

Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди, и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления...

Социально-психологическая помощь детям с задержкой психического развития

Под термином “задержка психического развития” понимается отставание в психическом развитии, которое с одной стороны, требует специального коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой - дает (как правило...

Творческие способности детей с задержкой психического развития

Психолого-педагогические исследования выявили характерные для детей с ЗПР особенности высшей нервной деятельности, познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, специфики формирования саморегуляции, развития речи ...

Эмоциональная отзывчивость трехлетних детей

За два прошедших года малыш во многом преуспел, накопил силы для дальнейшего совершенствования и приобретения новых умений. Именно в это время ребенок продолжает довольно интенсивно развиваться физически...

Классификация ощущений.


В жизни мы постоянно замечаем изменение в освещенности, увеличении или уменьшение звука. Это и есть проявления порога различения или дифференциального порога. Дети похожи на родителей. Иногда мы не можем отличить голос сына от голоса отца, во всяком случае, в первые секунды телефонного разговора. Нам трудно настроить гитару: подстраивая одну струну к другой, мы не слышим разницы в звучании. Но наш товарищ с консерваторским образованием говорит, что нужно еще подтянуть на четверть тона. Следовательно, есть такая величина физического различия между стимулами, больше которой мы их различаем, а меньше которой - нет. Эта величина носит название дифференциального порога, или порога дифференциальной чув-
ствительности. Если попросить двух-трех человек разделить пополам линию длиной около метра, то увидим, что у каждого будет своя точка деления. Надо измерить результаты линейкой. Кто разделил точнее, у того и лучшая чувствительность различения. Отношение определенной группы ощущений к увеличению величины первоначального раздражителя является постоянной величиной. Это установил немецкий физиолог Э. Вебер (1795-1878). На основе учения Вебера, немецкий физик Г. Фехнер (1801 - 1887) экспериментально показал, что рост интенсивности ощущения не прямо пропорционален росту силы раздражителя, но медленнее. Если сила раздражителя возрастает в геометрической прогрессии, интенсивность ощущения увеличивается в арифметической прогрессии. Это положение формулируется еще и так: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя. Оно получило название закона Вебера-Фехнера.

6.Классические законы психофизики.

Закон Вебера один из законов классической психофизики , утверждающий постоянство относительного дифференциального порога (во всем сенсорном диапазоне варьируемого свойства стимула). Дифференциальный порог разновидность сенсорного порога, означает наименьшее различие между 2 раздражителями, выше которого испытуемый дает на них реакцию (обычно - в виде сообщения о появлении ощущения различия, отличия между ними) как на 2 различающихся раздражителя и ниже которого раздражители кажутся ему одинаковыми, неразличимыми. Т. о., Д. п. принято выражать в виде разницы между величинами переменного и постоянного (фонового, стандартного) раздражителей. Син. разностный порог, порог различения. Величина обратная Д. п. называется разностной чувствительностью.

Закон Стивенса вариант основного психофизического закона , предложенный амер. психологом Стэнли Стивенсом (1906-1973) и устанавливающий степенную, а не логарифмическую (см. Закон Фехнера ) зависимость между силой ощущения и интенсивностью раздражителей.

Закон Фехнера основной психофизический закон, утверждающий, что интенсивность ощущения прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. Сформулирован Г. Фехнером в его основополагающем труде «Элементы психофизики» (1860). Пороговая теория Фехнера составная часть психофизики , созданной Г . Фехнером . Весь процесс отражения Г. Фехнер делил на 4 этапа: раздражение (физический процесс), возбуждение (физиологический процесс), ощущение (психический процесс), суждение (логический процесс). Порог рассматривался как пункт перехода от 2-го к 3-му этапу - от возбуждения к ощущению. Однако, не имея возможности количественно определять процесс возбуждения, Фехнер, не отрицая существования и важности физиологического этапа, исключил его из рассмотрения и попытался установить прямую зависимость между раздражением и ощущением. Основной психофизический закон функциональная зависимость величины ощущения от величины раздражителя. Син. психофизический закон, психофизическая функция (не следует путать с психометрической кривой , или функцией). Нет единой формулы О. п. з., но есть его варианты: логарифмический (закон Фехнера ), степенной (закон Стивенса ), обобщенные (Бэрда, Забродина) и др. См. также Психофизика , Фехнер Г . Т . (И. Г. Скотникова.)

Монокулярное зрение (смотрение одним глазом) определяет правильную оценку расстояния в очень ограниченных пределах. При бинокулярном зрении изображение предмета падает на диспарантные, т.е. на не вполне соответствующие точки сетчатки правого и левого глаза. Эти точки располагаются на несколько неодинаковом расстоянии от центральных ямок сетчатки (в одном глазу – справа от центральной ямки, в другом – слева от нее). Когда изображение падает на идентичные, т.е. вполне совпадающие точки сетчатки, оно воспринимается как плоское. Если диспарантность изображения предмета слишком велика, то изображение начинает двоиться. Если же диспарантность не превышает определенной величины, возникает восприятие глубины.

Для восприятия глубины немалое значение имеют мускульно-двигательные ощущения, возникающие при сокращении и расслаблении глазных мышц. Медленное приближение пальца к носу вызывает заметные проприоцептивные ощущения как результат напряжения мышц глаза. Эти ощущения идут от мышц, сближающих и разводящих оси глаз, и от мышцы, изменяющей кривизну хрусталика.

При одновременном видении двумя глазами соответствующие возбуждения от правого и левого глаза интегрируются в мозговой части зрительного анализатора. Возникает впечатление объемности воспринимаемого предмета.

При удаленности предметов большое значение в восприятии пространства имеет взаиморасположение светотеней, которое зависит от расположения предметов. Человек подмечает эти особенности и научается, пользуясь светотенями, правильно определять положение предметов в пространстве.

Внимание как селекция.

Этот подход был сосредоточен на исследовании механизмов селекции (выбора одного объекта из нескольких). Примером селекции является ситуации «вечеринки с коктейлем», когда из множества одновременно звучащих голосов человек может произвольно выбирать голоса определенных людей, распознавать их речь, игнорируя голоса других людей.

Функции представлений

Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Большинство исследователей выделяет три основные функции: сигнальную, регулирующую и настроечную. Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением. Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Следующая функция представлений - настроечная. Она проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. Так, изучая физиологические механизмы произвольных движений, И. П. Павлов показал, что появившийся двигательный образ обеспечивает настройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений. Настроечная функция представлений обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности. Таким образом, представления играют весьма существенную роль в психической регуляции деятельности человека.

37. Понятие мышления. Подходы к исследованию мышления.

Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Характеристика мышления по Майерсу: 1.Мышление когнитивно. 2.Мышление направленный процесс. 3.Мышление процесс манипулирования информацией, результатом которого является формирование репрезентации.

Первая особенность мышления - его опосредованный характер.

Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном. Обобщения люди выражают посредством речи, языка.

38.Виды мышления; В психологии принято различать виды мышления по содержанию: Наглядно-действенное мышление заключается в том, что решение задач осуществляется путем реального преобразования ситуации и выполнения двигательного акта. Так, в раннем возрасте дети проявляют способность к анализу и синтезу, когда воспринимают предметы в определенный момент и имеют возможность оперировать ими.

Наглядно-образное мышление основывается на образах представлений, преобразовании ситуации в план образов. Свойственно поэтам, художникам, архитекторам, парфюмерам, модельерам.

Особенностью абстрактного (словесно-логического) мышления является то, что оно происходит с опорой на понятие, суждение, не используя эмпирических данных. Р. Декарт высказал такую мысль: "Я мыслю, значит, я существую". Этими словами ученый подчеркивает ведущую роль в психической деятельности мышления, и именно словесно-логического.

Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление рассматриваются как этапы развития мышления в филогенезе и онтогенезе.

По характеру задач: Теоретическое мышление состоит в познании законов, правил. Оно отражает существенное в явлениях, объектах, связях между ними на уровне закономерностей и тенденций. Продуктами теоретического мышления является, например, открытие Периодической системы Менделеева, математических (философских) законов. Теоретическое мышление иногда сравнивают с эмпирическим. Отличаются они по характеру обобщений. Так, в теоретическом мышлении имеет место обобщение абстрактных понятий, а в эмпирическом - чувственно данных признаков, выделенных путем сравнения.

Основная задача практического мышления является физическое преобразование действительности. Оно иногда может быть сложнее, чем теоретическое, ведь часто разворачивается при экстремальных обстоятельствах и при отсутствии условий для проверки гипотезы.

По степени осознавания: Аналитическое мышление(логическое) - это вид мышления, развернутого во времени, имеет четко выраженные этапы, в достаточной мере осознанные субъектом. Основано на понятиях и формах мышления.

Интуитивное мышление , наоборот, - свернуто во времени, в нем отсутствует разделение на этапы, оно было представлено в сознании. Процесс манипулирования образа с нечеткими характеристиками.

В психологии различают еще реалистичное мышление , направленное на внешний мир и регулируемое логическими законами, а также аутистическое мышление , связанное с реализацией собственных желаний, намерений. Детям дошкольного возраста свойственно эгоцентричное мышление , характерный его признак - неспособность поставить себя на позицию других.

И. Калмыкова выделяет продуктивное (творческое) и репродуктивное мышление по степени новизны продукта, который получает субъект познания. Исследовательница считает, что мышление как процесс обобщенного и опосредованного познания действительности всегда продуктивное, т.е. направлено на получение новых знаний. Однако в нем в диалектическом единстве переплетены продуктивные и репродуктивные компоненты.

Репродуктивное мышление - это вид мышления, которое обеспечивает решение задачи, опираясь на воспроизведение уже известных человеку способов. Новое задание соотносится с уже известной схемой решения. Несмотря на это репродуктивное мышление всегда требует выявления определенного уровня самостоятельности. В продуктивном мышлении полно проявляются интеллектуальные способности человека, его творческий потенциал. Творческие возможности получают выражение в быстром темпе усвоения знаний, в широте их переноса в новые условия, в самостоятельном оперировании ими.

По характеру воспринимания информации и типу репрезентации (Брунер): Из базовых: 1) предметное мышление или практический склад ума. 2) Образное мышление или художественный склад ума. 3) Знаковое или гуманитарный склад ума. 4) Символич. мышление или математический склад ума. Шесть комбинированных реализ. путем объединения. . По характеру познания: 1) Алгоритмическое(последов. действие). 2.Эвристическое(поисковая). По способу выдвижения и проверки гипотез (автор Гилфорд): 1. Конвергентное (один правильный ответ. 2. Дивергнентное (задачи которые требуют разных ответов и они все могут быть правильными). По степени развернутости: 1. Интуитивное. 2. Дискурсивное (развернутое).

39.Теории мышления Асоцианистская теория. Первые представления о универсальных закономерностях психической жизни связывались с образованием связей (ассоциаций. Развитие мышления воображается как процесс накопления ассоциаций. Мышление часто сопоставлялось с логикой, выделялось понятийно-теоретическое мышление, которое часто неправомерно называли логичным. К интеллектуальным способностей в то время относили "мировоззрение", логические рассуждения и рефлексию (самопознания). Пифагор - древнегреческий философ и математик, основатель мозговой теории мышления. В эпоху Средневековья изучение мышления носило исключительно эмпирический характер и чего-либо нового не дало . В начале XX века в центр своих интересов поставила мышление Вюрцбургская школа психологии (О. Кюльпе и др.), работы представителей которой были основаны на феноменологии Э. Гуссерля и отвержении ассоцианизма. В экспериментах данной школы мышление изучалось методами систематической интроспекции с целью разложения процесса на основные этапы. Гештальтпсихология в лице М. Вертгеймера и К.Дункера занималась исследованиями продуктивного мышления. Мышление в гештальтпсихологии понималось как переструктурирование проблемной ситуации с помощью инсайта. В рамках бихевиоризма мышление - процесс формирования связей между стимулами и реакциями. Его заслуга - рассмотрение практического мышления, а именно - умений и навыков при решении задач. Внёс вклад в изучение мышления и психоанализ , изучая бессознательные формы мышления, зависимость мышления от мотивов и потребностей. В советской психологии изучение мышления связано с психологической теорией деятельности . Её представители понимают мышление как прижизненную способность к решению задач и преображению действительности. По А. Н. Леонтьеву внутренняя (мышление) деятельность - не только производная от внешней (поведение), но и имеет то же строение. Во внутренней мыслительной деятельности можно выделить отдельные действия и операции. Внутренние и внешние элементы деятельности взаимозаменяемые. Можно сделать вывод: мышление сформировано в процессе деятельности. На основе теории деятельности были построены педагогические теории П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова. Одна из наиболее новых - информационно-кибернетическая теория мышления. Мышление человека моделируют с точки зрения кибернетики и искусственного интеллекта.

Виды воображения

По степени активности: пассивное, активное По степени волевых усилий – преднамеренное и непреднамеренное

Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

Активное преднамеренное воображение: 1.Воссоздающее воображение – когда человек воссоздает представления объекта, которое соответствовало бы описанию. 2.Творческое – при воссоздании добавляется собственное видение. 3.Мечта – самостоятельное создание новых образов. Отличие мечты: 1.В мечте создается образ желаемого. 2.Процесс, который не включается в творческую деятельность, так как не дает конечный результат. 3.Мечта направлена на будущее. Если человек постоянно мечтает, он находится в будущем. Не здесь и сейчас. 4.Мечты иногда реализуются.

Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное преднамеренное воображение или грезы: Грезы не связаны с волевыми усилиями. Они похожи на мечту. Если человек все время в грезах – он не живет настоящим. Грезы не реализуются. Возможны психические нарушения

Непреднамеренное пассивное: 1.Сон 2.Галлюцинации – когда воспринимается не существующие объекты, чаще при психических расстройствах.

Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

55.Функции и свойства воображения.

Представлять действительность в образах, и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.

произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации. Свойства: 1. Творчество – деятельность, результатом которой выступает создание новых материальных и духовных ценностей. 2. Мечта – эмоциональный и конкретный образ желаемого будущего, характеризующийся слабым знанием способов его достижения и страстным стремлением к претворению его в действительность. 3. Агглютинация – создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов. 4. Акцентирование – создание новых образов путем подчеркивания, выделения тех или иных черт. 5. Галлюцинация – нереальные, фантастические образы, возникающие у человека во время болезней, влияющих на состояние его психики.

Понятие ощущения. Этапы возникновения ощущений.

Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутреннее состояние организма при непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущение является самой первой связью человека с окружающей действительностью. Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые назы­ваются раздражителями, а сам процесс этого воздействия - раздражением. Ощущения возникают на основе раздражимости. Раздражимость общее свойство всех живых тел приходить в состояние деятельности под влиянием внешних воздействий (допсихический уровень), т.е. непосредственно влияющих на жизнь организма. На ранней стадии развития живого простейшим организмам (пример – инфузория-туфелька) нет необходимости различать конкретные предметы для своей жизнедеятельности – раздражимость является достаточной. На более сложной стадии, когда живому необходимо определять какие-либо предметы, нужные ему для жизнедеятельности, а, следовательно, и свойства этого предмета как нужные для жизнедеятельности, – на этом этапе происходит преобразование раздражимости в чувствительность. Чувствительность – способность реагировать на нейтральные, опосредованные воздействия, не влияющие на жизнь организма (пример с лягушкой, реагирующей на шорох). Совокупность чувств создает элементарные психические процессы, процессы психического отражения. Таким образом, ощущение является чувственным отображением объективной реальности. Каждый раздражитель имеет свои характеристики, в зависимости от которых он может восприниматься определенными органами чувств. Благодаря ощущениям человек отличает предметы и явления по цвету, запаху, вкусу, гладкости, температуре, величине, объему и другим признакам. Ощущения возникают при непосредственном контакте с предметом. Так, например, о вкусе яблока мы узнаем тогда, когда пробуем его. Или, например, мы можем слышать звук полета комара или ощутить его укус. В данном примере звук и укус являются раздражителями, воздействующими на органы чувств. При этом следует обратить внимание на то, что процесс ощущения отражает в сознании только звук или только укус, никак не связывая эти ощу­щения между собой, а, следовательно, с комаром. Это и является процессом отражения отдельных свойств предмета.

Тем не менее, ощущения – это главный источник поступления информации для человека. На основе этой информации строится вся психика человека – сознание, мышление, деятельность. На этом уровне происходит непосредственное взаимодействие субъекта с материальным миром. Т.е., ощущения лежат в основе всей познавательной деятельности человека. Ощущение - это простейший элемент человеческого сознания и познания, на котором построены очень сложные познавательные процессы: восприятие, представление, память, мышление, воображение. Ощущения, восприятия и представления есть как у человека, так и у животных. Ощущения человека отличаются от ощущений животных, они опосредованы его знаниями. Выражая то или иное свойство вещей и явлений, человек тем самым осуществляет элементарные обобщения этих свойств. Ощущения человека связаны с его знаниями и опытом. Особенностью ощущений является их сиюминутность и непосредственность. Ощущения возникают сразу при соприкосновении органов чувств с объектами материального мира. Ощущения существуют очень короткий промежуток времени, по истечении которого они преобразуются в восприятия.

Потребность иметь ощущения – основа умственного и эстетического развития личности. При их отсутствии, сенсорной депривации, наступает информационный голод. Что приводит к сонливости, потере интереса к работе, к людям, раздражительности, вспыльчивости, вялости, апатии, тоске, а в дальнейшем – расстройству сна и неврозу.

3. Свойства ощущений.

К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность и пространственную локализацию, абсолютный и относительный пороги ощущений. Качество – это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый. Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена. Длительность ощущения – это временная характеристика возникшего ощущения. У ощущений существует так называемый латентный(скрытый) период. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время.

Различают положительные и отрицательные последовательные образы. Положительный последовательный образ соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель. Отрицательный последовательный образ заключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству воздействовавшего раздражителя. Например, свет-темнота, тяжесть-легкость, тепло-холод и др. Для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т.е. мы может сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.

Однако не менее важное значение имеют количественные параметры основных характеристик ощущений, иначе говоря, степень чувствительности. Различают два вида чувствительности: абсолютную чувствительность и чувствительность к различию. Под абсолютной чувствительностью подразумевают способность ощущать слабые раздражители, а под чувствительностью к различию – способность ощущать слабые различия между раздражителями.

Классификация ощущений.

Ощущение является чувственным отображением объективной реальности. Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение соответствующих ощущений становится невозможным. Ощущения вовсе не являются пассивными процессами – они носят активный или рефлекторный характер.

Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений по основным модальностям является правильной, хотя и не исчерпывающей. Б.Г.Ананьев говорил об одиннадцати видах ощущений. А.Р.Лурия считает. Что классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принципам-систематическому и генетическому (иначе говоря, по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения – с другой. Систематическая классификация ощущений была предложена английским физиологом Ч.Шеррингтоном. Он разделил их на три основных типа: 1.Интероцептивные –объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма (органические ощущения; ощущения боли), 2. Проприоцептивные передают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений (ощущения равновесия; ощущения движения); 3. Экстероцептивные ощущения (дистантные-зрительные, слуховые; обонятельные; контактные-вкусовые, температурные, тактильные, осязательные) обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения. Обоняние, по мнению многих авторов, занимает промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями.

Предложенная английским неврологом Х.Хэдом – Генетическая классификация позволяет выделить два вида чувствительности: 1) протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную), к которой относятся органические чувства (голод, жажда и др.); 2) эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объективированную и рациональную), к которой относят основные виды ощущений человека. Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и он осуществляет контроль за протопатической чувствительностью.

5. Психофизика ощущений. Пороги ощущений.
Центральный вопрос психофизики – основные закономерности зависимости ощущений от внешних раздражителей. Ее основы заложили Э.Г. Вебер и Г. Фехнер.
Основной вопрос психофизики – вопрос о порогах. Существуют абсолютные и разностные пороги ощущения или пороги ощущения и пороги различения(дифференциальные). Раздражитель, действуя на анализатор, не всегда вызывает чувство. Прикосновения пушинки к телу нельзя почувствовать. Если действует очень сильный раздражитель, может наступить момент, когда ощущение перестают возникать. Звуков с частотой более 20 тысяч Герц мы не слышим. Слишком сильный раздражитель может вызвать боль. Следовательно, ощущения возникают при действии раздражителя определенной интенсивности.

Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущений и силой раздражителя выражает понятие порога чувствительности. Есть такие пороги чувствительности: нижний абсолютный, верхний абсолютный и порог чувствительности различения.

Та наименьшая сила раздражителя, которая, действуя на анализатор, вызывает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности . Нижний порог характеризует остроту чувствительности анализатора. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует наглядное отношение: чем ниже порог, тем выше чувствительность, и наоборот. Наши анализаторы являются очень чувствительными органами. Они возбуждаются очень малой силой энергии соответствующих им раздражителей. Это касается в первую очередь слуха, зрения и обоняния. Порог одной обонятельной клетки человека для соответствующих ароматных веществ не превышает 8 молекул. А для того чтобы вызвать вкусовые ощущения, необходимо по крайней мере в 25 000 раз больше молекул, чем для создания обонятельного ощущения. Та самая сила раздражителя, при которой еще существует ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом чувствительности . Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека. Эту психологическую закономерность должен предусмотреть учитель, особенно начальных классов. Некоторые дети имеют пониженную слуховую и зрительную чувствительность. Чтобы они хорошо видели и слышали, необходимо создавать условия для наилучшего отображения языка учителя и записей на доске. С помощью органов чувств мы можем не только констатировать наличие или отсутствие того или иного раздражителя, но и различать раздражители по их силе, интенсивности и качеству.

Минимально увеличить силу действующего раздражителя, который вызывает едва заметные различия между ощущениями, называется порогом чувствительности различения .

Через непродолжительное время после рождения ребенок начинает реагировать на раздражители всех видов. Однако существуют различия в степени зрелости отдельных чувств и в этапном их развития.

Сразу после рождения у ребенка более развитой оказывается кожная чувствительность. При появлении на свет ребенок дрожит из-за различия температуры тела матери и температуры воздуха. Реагирует новорожденный ребенок и на прикосновения, причем наиболее чувствительны у него губы и вся область рта. Вполне вероятно, что новорожденный может ощущать не только тепло и прикосновение, но и боль.

Уже к моменту рождения у ребенка достаточно высоко развита вкусовая чувствительность. Новорожденные дети по-разному реагируют на введение им в рот раствора хинина или сахара. Через несколько дней после рождения ребенок отличает молоко матери от подслащенной воды, а последнюю от простой воды.

С момента рождения у ребенка уже достаточно развита обонятельная чувствительность. Новорожденный ребенок по запаху материнского молока определяет, есть в комнате мать или нет. Если ребенок первую неделю питался материнским молоком, то он будет отворачиваться от коровьего, лишь почувствовав его запах. Однако обонятельные ощущения, не связанные с питанием, развиваются достаточно долго. Они мало развиты у большинства детей даже в четырех-пятилетнем возрасте.

Более сложный путь развития проходят зрение и слух, что объясняется сложностью строения и организации функционирования данных органов чувств и меньшей зрелостью их к моменту рождения. В первые дни после рождения ребенок не реагирует на звуки, даже очень громкие. Это объясняется тем, что слуховой проход новорожденного заполнен околоплодной жидкостью, которая рассасывается лишь через несколько дней. Обычно ребенок начинает реагировать на звуки в течение первой недели, иногда этот срок затягивается до двух-трех недель.

Первые реакции ребенка на звук имеют характер общего двигательного возбуждения: ребенок вскидывает ручки, шевелит ножками, издает громкий крик. Чувствительность к звуку первоначально низка, но возрастает в первые недели жизни. Через два-три месяца ребенок начинает воспринимать направление звука, поворачивает голову в сторону источника звука. На третьем-четвертом месяце некоторые дети начинают реагировать на пение и музыку.

Что касается развития речевого слуха, то ребенок прежде всего начинает реагировать на интонацию речи. Это наблюдается на втором месяце жизни, когда ласковый тон действует на ребенка успокаивающе. Затем ребенок начинает воспринимать ритмическую сторону речи и общий звуковой рисунок слов. Однако различение звуков речи наступает к концу первого года жизни. С этого момента и начинается развитие собственно речевого слуха. Сначала у ребенка возникает способность различать гласные, а на последующей стадии он начинает различать согласные.

Наиболее медленно у ребенка развивается зрение. Абсолютная чувствительность к свету у новорожденных низка, но заметно возрастает в первые дни жизни. С момента появления зрительных ощущений ребенок реагирует на свет различными двигательными реакциями. Различение цветов растет медленно. Установлено, что ребенок начинает различать цвет на пятом месяце, после чего он начинает проявлять интерес ко всякого рода ярким предметам.

Ребенок, начиная ощущать свет, в первое время не может «видеть» предметы. Это объясняется тем, что движения глаз ребенка не согласованы: один глаз может смотреть в одну сторону, другой в другую или вообще может быть закрытым. Ребенок начинает управлять движением глаз лишь к концу второго месяца жизни. Предметы и лица он начинает различать лишь на третьем месяце. С этого момента начинается длительное развитие восприятия пространства, формы предмета, его величины и удаления.

По отношению ко всем видам чувствительности следует заметить, что абсолютная чувствительность достигает высокого уровня развития уже в первый год жизни. Несколько медленнее развивается способность различать ощущения. У ребенка дошкольного возраста эта способность развита несравненно ниже, чем у взрослого человека. Бурное развитие этой способности отмечается в школьные годы.

Следует также отметить, что уровень развития ощущений у различных людей неодинаков. Это во многом объясняется генетическими особенностями человека. Тем не менее, ощущения в известных пределах можно развивать. Развитие ощущении осуществляется методом постоянных тренировок. Именно благодаря возможности развития ощущений происходит, например, обучение детей музыке или рисованию.

Основные понятия и ключевые слова: ощущение, чувственное отображение, отдельные свойства предмета, эмоциональный тон ощущения, специфическая энергия органов чувств, анализатор, солипсизм, интероцептивные ощущения, проприоцептивные ощущения, экстероцептивные ощущения, общие свойства ощущений, кожные ощущения, вкусовые и обонятельные ощущения, слуховые ощущения, зрительные ощущения, ощущение равновесия, осязание, кинестетические ощущения, органические ощущения, нижний абсолютный порог чувствительности, порог различения, адаптация, взаимодействия ощущений, сенсибилизация, синестезия..

Органы чувств детей к началу дошкольного возраста по своему строению и некоторым особенностям функционирования сходны с органами чувств взрослых людей. Вместе с тем именно в дошкольном возрасте происходит развитие ощущений и восприятий детей, формирование важнейших качеств их сенсорики. Развитие отдельных видов ощущений (в том числе и остроты зрения) определяется тем, что они включаются в решение все новых и новых задач, для которого требуется более тонкое различение отдельных признаков и свойств предметов. В связи с этим решающее значение для эффективности различных ощущений приобретают мотивы и условия осуществления разных видов деятельности.

Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Дошкольный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей. При этом он уясняет для себя создаваемую человеческой культурой двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого постоянства. В перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками ребенок постепенно обучается тонкой рефлексии на другого человека. В этот период через отношение со взрослым интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.п.

Одновременно ребенок открывает для себя позитивную и негативную силы обособления, которым ему предстоит овладеть в более позднем возрасте. Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и зависимость от нее, ребенок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми. Он продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения.

В дошкольном возрасте продолжается активное овладение собственным телом (координацией движений и действий, формированием образа тела и ценностного отношения к нему). В этот период ребенок начинает приобретать интерес к телесной конструкции человека, в том числе к половым различиям, что содействует развитию половой идентификации.

Телесная активность, координированность движений и действий помимо общей двигательной активности посвящается ребенком и освоению специфических движений и действий, связанных с половой принадлежностью. В этот период продолжают бурно развиваться речь, способность к замещению, к символическим действиям и использованию знаков, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение и память. Возникающее неудержимое, естественное для этого периода онтогенеза стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействия с другими людьми приносит ребенку чувство переполненности и радости жизни. В то же время ребенок испытывает потребность к удержанию освоенных действий через их неустанное воспроизведение. В эти периоды ребенок категорически отказывается присваивать новое (слушать новые сказки, овладевать новыми способами действий и др.), он с упоением воспроизводит известное. Весь период детства с трех до семи лет просматривается эта тенденция раннего онтогенеза человека: неудержимое, стремительное развитие психических свойств, прерывающееся выраженными остановками - периодами стереотипного воспроизведения достигнутого. В возрасте с трех до семи лет самосознание ребенка развивается настолько, что это дает основание говорить о детской личности. [ 5, с. 200].

Сенсорное воспитание опирается на знание общего хода развития ощущений в дошкольном возрасте и на знание тех условий, от которых это развитие зависит. Как же идёт развитие ощущений у детей дошкольного возраста?

Развитие зрительных ощущений. Главнейшие изменения в зрительных ощущениях детей дошкольного возраста происходят в развитии остроты зрения (т. е. способности различать малые или удалённые объекты) и в развитии топкости различения оттенков цвета.

Нередко думают, что чем меньше ребёнок, тем лучше, острее у него зрение. На самом деле это не вполне верно. Исследование остроты зрения у детей 4--7 лет показывает, что острота зрения у младших дошкольников ниже, чем у старших дошкольников. Так, при измерении наибольшего расстояния, с которого дети разного возраста способны различить показываемые им одинаковые по размеру фигурки, оказалось, что для детей 4--5 лет это расстояние равно (в средних цифрах) 2 м 10 см, для детей 5 -- 6 лет 2 м 70 см, а для детей 6 -- 7 лет 3 м.

С другой стороны, по данным исследования, острота зрения у детей способна резко повышаться под влиянием правильной организации упражнений в различении удалённых объектов. Так, у младших дошкольников она быстро повышается, в среднем на 15 -- 20%, а в старшем дошкольном возрасте -- на 30%.

Что же является главным условием успешного воспитания остроты зрения? Условие это состоит в том, что ребёнку дают такую понятную и интересную для него задачу, которая требует отличить один от другого объекты, удалённые от него.

Подобные задачи могут быть даны в форме игры, которая, например, требует от ребёнка показать, в какой из нескольких одинаковых коробочек, стоящих на полочке, спрятана картинка или игрушка (данная коробочка отмечается при этом значком-фигуркой, несколько отличной от тех, которые наклеены на другие коробочки, что заранее известно играющему). Сначала дети лишь смутно «угадывают» её среди других, а после нескольких повторений игры уже отчётливо, сознательно различают изображённый на ней значок.

Таким образом, активное развитие способности различения удалённых объектов должно происходить в процессе той или иной конкретной и содержательной для ребёнка деятельности, а отнюдь не путём формальной «тренировки». Формальная «тренировка» остроты зрения не только не даёт повышения её, но в некоторых случаях может принести даже прямой вред -- если при этом перенапрягать зрение ребёнка или давать ему рассматривать объект в условиях очень слабого, слишком сильного или неровного, мерцающего освещения. Особенно следует избегать давать детям рассматривать очень мелкие объекты, которые приходится держать близко к глазам.

У детей дошкольного возраста недостатки зрения иногда остаются незамеченными. Поэтому поведение ребёнка, которое объясняется тем, что он плохо видит, может истолковываться неправильно и подсказывать неправильные педагогические выводы. Например, вместо того чтобы посадить близорукого малыша поближе к рассматриваемой книжке с картинками, воспитатель, не зная о его близорукости, тщетно старается привлечь его внимание к деталям картинки, которые тот не видит. Вот почему воспитателю всегда полезно интересоваться медицинскими данными о состоянии зрения детей, а также самому проверять их остроту зрения.

В дошкольном возрасте значительно развивается у детей точность в различении оттенков цвета. Хотя к началу дошкольного возраста большинство детей безошибочно различают основные цвета спектра, различение сходных между собой оттенков у дошкольников является ещё недостаточно совершенным. Опыты, требующие от ребёнка подобрать к показываемому оттенку одинаковый с ним, показывают, что количество ошибок, которые делают при этом дети в возрасте 4--7 лет, быстро уменьшается: если у четырёхлетних число ошибок ещё очень велико и достигает 70%, то у детей 5--6 лет ошибок обычно уже не более 50%, а к 7 годам -- менее 10%.

Если ребёнок постоянно встречается в своей деятельности с цветными материалами и ему приходится точно различать оттенки, подбирать их, составлять цвета и т. п., то у него, как правило, цветовая различительная чувствительность достигает высокого развития. Важную роль в этом играет выполнение детьми таких работ, как выкладывание цветных узоров, аппликационные работы из естественных цветных материалов, рисование красками и т. п.

Следует иметь в виду, что в отдельных, правда, довольно, редких, случаях у детей встречаются нарушения цветного зрения. Ребёнок не видит оттенков красного или оттенков зелёного цвета и смешивает их между собой. В других, ещё более редких, случаях плохо различаются некоторые оттенки жёлтого и синего. Наконец, бывают также случаи полной «цветовой слепоты», когда ощущаются лишь различия по светлоте, а собственно цвета не ощущаются вовсе. Изучение цветного зрения требует применения особых таблиц и должно производиться специалистами.

Развитие слуховых ощущений. Слуховые ощущения, как и ощущения зрительные, имеют в психическом развитии ребёнка особенно большое значение. Слух имеет важное значение для развития речи. Если слуховая чувствительность нарушена или сильно снижена у ребёнка, то и речь не может развиваться нормально. Слуховая чувствительность, формируясь в раннем детстве, продолжает своё развитие и у детей дошкольного возраста.

Различение звуков речи совершенствуется в процессе речевого общения. Различение музыкальных звуков улучшается в процессе музыкальных занятий. Таким образом, развитие слуха в огромной степени зависит от воспитания.

Особенностью слуховой чувствительности у детей является то, что она характеризуется большими индивидуальными различиями. У некоторых дошкольников наблюдается очень высокая слуховая чувствительность, а у других, наоборот, слух является резко сниженным.

Наличие больших индивидуальных колебаний в чувствительности к различению частоты звуков приводит иногда к неправильному предположению, что слуховая чувствительность якобы зависит лишь от врождённых задатков и в ходе развития ребёнка существенно не меняется. В действительности, слух улучшается с возрастом. Слуховая чувствительность возрастает у детей в возрасте от 6 до 8 лет в среднем почти в два раза.

Установлено, что чувствительность к различению высоты звуков особенно быстро развивается при систематических занятиях музыкой.

Чувствительность к различению высоты звуков может быть резко повышена также и путём специальных упражнений. Как и для развития всех других ощущений, эти упражнения, однако, не должны состоять в простой «тренировке», а обязательно проводятся так, чтобы ребёнок активно решал задачу -- заметить различие в высоте сравниваемых звуков -- и чтобы он при этом всегда знал, правильный ли он дал ответ. Такого рода упражнения можно вести с детьми-дошкольниками в виде дидактической игры, организуемой по тину известных игр «с правильным угадыванием».

При педагогической работе с детьми дошкольного возраста следует особенное внимание обращать на то, хорошо ли слышит ребёнок. Это необходимо потому, что у детей понижение слуховой чувствительности не всегда замечается окружающими вследствие того, что ребёнок, плохо, не чётко и не полностью слышащий обращенную к нему речь, однако часто правильно догадывается о сказанном по выражению лица говорящего, по движению губ и, наконец, по сложившейся обстановке, в которой к нему обращаются. При подобном «полуслышании» умственное развитие ребёнка, особенно его речевое развитие, может задерживаться. Такие явления, как невнятность речи, кажущаяся рассеянность и непонятливость, нередко объясняются именно пониженным слухом ребёнка. За состоянием слуха детей следует особенно тщательно, следить, так как его недостатки наблюдаются чаще, чем недостатки других ощущений.

Зная, что слух у данного ребёнка является недостаточно развитым, воспитатель должен заботиться, во-первых, о том, чтобы обеспечить ему наиболее благоприятные условия для слухового восприятия, т. е. следить за тем, чтобы ребёнок сидел поближе к рассказывающему или читающему; говоря с ним, нужно более ясно произносить слова, а когда это нужно, спокойно повторить сказанное ещё раз. Во-вторых, следует воспитывать у него слух, заставлять упражняться в прислушивании. Для этого полезно вводить такие содержательные занятия и игры, которые требуют от ребёнка внимательно слушать негромкие звуки и которые не позволяют заменять слух зрением или догадкой.

Кроме музыкальных занятий и игр, о чём мы уже говорили, важную роль в культуре слуха играет организация правильного «слухового режима» в группе. Нужно, чтобы в группе занимающихся или играющих детей не было постоянного шума и крика, которые не только очень утомляют детей, но являются крайне неблагоприятными для воспитания у них слуха. В чрезмерно шумной группе ребёнок не прислушивается к окружающим, плохо слышит самого себя, привыкает отвечать только на очень громкие звуки, сам начинает разговаривать слишком громко. Иногда в этом повинен воспитатель, который усваивает манеру разговаривать с детьми повышенно громким голосом, а когда в группе становится слишком шумно, старается «перекричать» детей.

Конечно, нелепо требовать от дошкольников, чтобы они всегда вели себя тихо:-- ребёнку свойственны и бурные изъявления своего восторга, и шумные игры. Но детей можно приучить соблюдать тишину, говорить вполголоса, вслушиваться в окружающие их слабые звуки. Это важнейшее условие воспитания культуры слуха у детей.

Развитие двигательных (суставно-мышечных) и кожных ощущений. Как уже было сказано, ощущения, возникающие в результате действия мышечных раздражений на двигательный анализатор, не только играют решающую роль в выполнении движений, но и участвуют вместе с кожными ощущениями в многообразных процессах отражения внешнего мира, в формировании правильных представлений о его свойствах. Поэтому воспитание этих ощущений имеет также важное значение.

Наблюдения над оценками детей веса сравниваемых грузиков (какая коробочка тяжелее?), которые зависят от точности суставно-мышечных и отчасти кожных ощущений, показали, что в дошкольном возрасте (4--6 лет) они уменьшаются более чем в два раза (в среднем от 1/15 до 1/35 сравниваемого веса), т. е. что различительная чувствительность в этом возрасте резко возрастает.

В эти же годы у детей происходит и большой качественный сдвиг в развитии суставно-мышечных ощущений. Так, если детям около 4 лет дать для сравнения две коробочки, равные по весу, но разные по величине, и спросить, какая из них тяжелее, то в большинстве случаев малыши оценивают их как одинаково тяжёлые. В возрасте же 5-6 лет оценка веса таких коробочек резко изменяется: теперь дети, как правило, уверенно показывают на коробочку меньшего размера как на более тяжёлую (хотя коробочки объективно равны по весу). Дети уже стали учитывать относительный вес предмета, как это обычно делают и взрослые.

В результате практических действий с различными предметами у ребёнка устанавливаются временные связи между зрительным и двигательным анализаторами, между зрительными раздражителями, сигнализирующими о размере предмета, и суставно-мышечными, сигнализирующими о его весе.

Дошкольные годы являются периодом, когда ощущения ребёнка продолжают быстро развиваться. Степень развития в этом возрасте тех или иных ощущений стоит в прямой зависимости от деятельности ребёнка, в процессе которой происходит их совершенствование, следовательно, определяется воспитанием.

Вместе с тем высокое развитие ощущений является необходимым условием для полноценного умственного развития. Поэтому правильно поставленное в дошкольном возрасте воспитание у детей ощущений (так называемое «сенсорное воспитание») имеет важнейшее значение, и на эту сторону воспитательной работы должно быть обращено надлежащее внимание.

2. Особенности ощущения

Всякое наше ощущение имеет качество, силу и длительность.

Качество ощущения - внутренняя его сущность, то, чем одно ощущение отличается от другого. Например, качествами зрительных ощущений являются цвета - синий, красный, коричневый и пр., слуховых - звуки голоса человека, музыкальные тона, шум падающей воды и др.

Сила (интенсивность) ощущений определяется той или иной степенью выраженности данного качества. В туманное утро очертания леса, контуры зданий воспринимаются органом зрения лишь в общих чертах, неотчетливо. По мере исчезновения тумана становится возможным отличить хвойный лес от лиственного, трехэтажный дом от четырехэтажного. Сила зрительного раздражения, а следовательно, и ощущение в дальнейшем продолжают нарастать. Теперь видны отдельные деревья, их ветви, в окнах дома - оконные переплеты, цветы на подоконнике, занавески и т.п.

Длительность ощущения - это то время, в течение которого у человека сохраняется впечатление данного конкретного ощущения. Длительность ощущения принципиально отличается от длительности раздражения. Так, действие раздражителя уже может быть законченным, однако ощущение в течение некоторого времени продолжается. Например, ощущение боли после отрывистого удара, жжения - после одномоментного касания раскаленным предметом.

Ощущение имеет определенную пространственную локализацию.

Всякое ощущение всегда окрашено в определенный, чаще всего специфический тон, т.е. имеет соответствующую эмоциональную окраску. В зависимости от их качества, силы и длительности ощущения могут вызывать положительные или отрицательные эмоции. Легкий запах сирени способствует появлению приятного чувства, тот же запах, концентрированный и существую­щий длительно, может привести к появлению головокружения, тошноты, общего плохого самочувствия. Матовый свет электрической лампочки успокаивает, прерывистый свет раздражает (например, при езде на велосипеде рядом с неплотным забором, закрывающим ярко светящее солнце).

Возникновение соответствующих эмоций при определенных ощущениях - процесс индивидуальный. Один человек любит слушать громкую музыку, другой - нет, одному приятен запах бензина, другого он раздражает. Эмоциональная окраска ощущений также индивидуальна.

Кроме эмоциональной во время ощущения может возникать (правда, в очень редких случаях) и несколько иная окраска. Например, у знаменитых русских композиторов А.Н. Скрябина и Н.А. Римского-Корсакова природный слух сочетался с ощущением одновременной окраски воспринимаемых звуков в совершенно определенные цвета спектра. В частности, сложные аккорды (септаккорды) НА. Римский-Корсаков воспринимал так: до-ми, соль, си - окрашенными в синевато-золотистый цвет, ре-фа, ля-бемоль, си - в синевато-зеленовато-розовый с сероватым оттенком и т.д. Окраску для НА. Римского-Корсакова имели и некоторые трезвучия. При этом во всех трезвучиях ноты до-до «просветляли гармонию», си - «утемняла», а ля придавала аккорду «оттенок ясный, весенний, розовый».

Такое явление, называемое синестезией, описали французские авторы и назвали его «цветным слухом». Он может наблюдаться не только при восприятии музыкальных тонов, но и при слушании любых звуков, например в момент чтения стихов. Физиологической основой данного феномена является необычная иррадиация процесса возбуждения с большим или меньшим захватом центральной части другого анализатора. Это основано на природных качествах того или иного анализатора человека. В дальнейшем эти качества в результате постоянной тренировки развиваются и достигают иногда значительной степени выраженности.

В результате непосредственного или длительного действия раздражителя может повышаться или понижаться чувствительность анализатора, приводя к адаптации ощущений или обострению (сенсибилизации) их. Подпороговые раздражители не вызывают осознания ощущений.

По модальности (виду анализатора) различают несколько видов ощущений: зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные, обонятельные, проприоцептивные и органические (интероцептивные). К последним относятся ощущения, связанные с деятельностью внутренних органов, - ощущения голода, сытости, полового удовлетворения, жажды и пр. Органические чувства («темные чувства», как их называл И.М. Сеченов) всегда носят не местный, а генерализованный характер и переживаются человеком как определенные состояния организма вообще.

Взаимодействие ощущений может порождать так называемые интермодальные ощущения (теплый цвет, легкий звук, острая еда, колючий взгляд, тяжелый запах и т.д.).

В практической деятельности человек имеет дело преимущественно с предметами, отдельные стороны и качества которых выступают в виде различных свойств. Эти отдельные свойства и познаются нами в процессе ощущений. И подобно тому как недостаточно знания какого-либо одного симптома для постановки диагноза, невозможно было бы составить себе правильное представление о данном конкретном объекте, пользуясь при этом всего лишь одним его свойством.

Ощущение есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания. Например, перед человеком находится предмет. Первое ощущение - «прозрачность». На этом этапе взаимодействия человека с конкретным объектом пока еще ничего определенного сказать нельзя, ибо свойством прозрачности обладают и стекло, и вода, и лед, и некоторые пластические массы, и т.п. Новое ощущение - «объект твердый». Представление о воде исключается. Еще ощущение - «объект пустотелый, стенки его тонкие, обычной комнатной температуры». Следовательно, о льде речи быть не может. Далее оказывается, что вес предмета довольно значительный. Поэтому предположение о пластмассе должно быть подвергнуто сомнению. На помощь приходят еще два ощущения: «предмет при надавливании не де­формируется и издает при постукивании характерный звук». Напрашивается вывод: «Вероятно, стекло». Вслед за синтезом всех этих - в нашем примере последовательных, а в действительности почти одновременных - ощущений происходит сопоставление их со свойствами ранее воспринятого подобного же объекта (чувство жажды, тяжести в руке, ощущение влаги во рту, прохождение тяжести по пищеводу и т.п.). В результате этой почти одномоментной аналитико-синтетической деятельности, субстратом которой служит определенный комплекс ощущений, рождается новая психологическая категория – восприятие.

3. Расстройства ощущения

Расстройства ощущений бывают связаны с поражением периферических и центральных частей анализаторов, с нарушением проводящих путей ЦНС. Так, ощущение боли обычно указывает на раздражение болевых рецепторов болезненным процессом, а также может представлять собой поражение проводящих нервных стволов (фантомные боли). При психическом заболевании ощущения могут формироваться в мозге независимо от информации, поступающей от анализаторов. Такова природа психогенных истерических болей, в основе которых лежит механизм самовнушения. Весьма многообразны болевые ощущения при депрессивном синдроме (боли в сердце, в животе, головные и др.). Все эти расстройства бывают причиной длительных и безрезультатных обследований и лечения у терапевта или даже хирурга.

Особенности психического состояния во многом определяют порог чувствительности, примерами изменения которого при психических расстройствах являются симптомы общей гиперестезии, общей гипестезии и феномен истерической анестезии.

Гиперестезия - общее снижение порога чувствительности, воспринимающееся больным как эмоционально неприятное чувство с оттенком раздражения. Это приводит к резкому повышению восприимчивости даже чрезвычайно слабых или индифферентных раздражителей. Больные жалуются, что не могут заснуть, потому что "будильник тикает прямо в ухо", "накрахмаленная простыня гремит, как трамвай", "луна светит прямо в глаза". Недовольство вызывают явления, прежде просто не замечавшиеся больным (звук капающей из крана воды, стук собственного сердца). Гиперестезия - одно из наиболее характерных проявлений астенического синдрома, в составе которого она наблюдается при многих психических и соматических заболеваниях. Это нозологически неспецифичный симптом, указывающий на общее состояние истощения психической деятельности. В качестве основного расстройства гиперестезия выступает при наиболее мягких невротических заболеваниях (неврастении). Гипестезия - общее снижение чувствительности, проявляющееся неприятным чувством измененности, блеклости, серости окружающего мира. Больные отмечают, что перестают различать оттенки цвета, вкус пищи; звуки кажутся им приглушенными, неинтересными, доносящимися как будто издалека. Гипестезия характерна для состояния депрессии. При этом синдроме она отражает общий пессимистический фон настроения больных, подавление влечений и общее снижение интереса к жизни. Истерическая анестезия - функциональное расстройство, возникающее у личностей с демонстративными чертами характера непосредственно после действия психотравмы. При истерии возможна как утрата кожной (болевой, тактильной) чувствительности, так и потеря слуха или зрения. Поскольку такое состояние формируется по механизму самовнушения, конкретные проявления анестезии могут сильно отличаться от симптомов при органических неврологических поражениях и при болезнях органов чувств. Так, области кожной анестезии не всегда соответствуют типичным зонам иннервации. Вместо характерного для полинейропатии сглаженного перехода от здорового участка кожи к нечувствующему дистальному отделу конечности возможна резкая граница (по ампутационному типу). Важным признаком функционального истерического характера расстройств является наличие безусловных рефлексов, например рефлекса "слежения взора" (при сохранении зрения глаза фиксированы на объектах и не могут двигаться одновременно с поворотами головы). При истерической кожной анестезии возможно атипичное сохранение реакции на холодные предметы при отсутствии болевой чувствительности. При истерическом неврозе анестезия может наблюдаться относительно продолжительное время, однако чаще она возникает у демонстративной личности как преходящая реакция на конкретное психотравмирующее событие. Помимо общего снижения или повышения чувствительности, проявлением психического расстройства бывает возникновение атипичных или патологически извращенных ощущений. Парестезии - это частый неврологический симптом, наблюдаемый при поражении периферических нервных стволов (например, при алкогольной полинейропатии). Он выражается в знакомом многим чувстве онемения, покалывания, "ползания мурашек". Парестезии нередко связаны с преходящим нарушением кровоснабжения органа (например, во время сна в неудобной позе, при напряженной ходьбе у пациентов с болезнью Рейно), обычно проецируются на поверхность кожи и воспринимаются самими больными как психологически понятный феномен.

Сенестопатии - симптом психических расстройств, проявляющийся крайне разнообразными, всегда чрезвычайно субъективными, необычными ощущениями в теле, неопределенный, недифференцированный характер которых вызывает у больных серьезные затруднения при попытке точно описать испытываемое чувство. У каждого больного оно совершенно уникальное, не схожее с ощущениями других больных: одни сравнивают его с шевелением, трепетом, бурлением, вытягиванием, сжиманием; другие не находят в языке слов, адекватно отражающих их чувства, и выдумывают собственные определения ("хвыкает в селезенке", "шурундит в затылке", "свинтит под ребрами"). Иногда сенестопатии напоминают соматические жалобы, однако при уточнении больные нередко сами подчеркивают психологический, неорганический характер расстройств ("чувствую, что слипается анус", "кажется, что отрывается голова"). При сравнении с физическим чувством боли пациенты четко указывают на значительное отличие ("лучше, уж, чтоб просто болело, а то ведь прямо наизнанку выворачивает"). Нередко сенестопатии сопровождаются мыслями о наличии какой-либо соматической болезни. В этом случае состояние обозначается как сенестопатически-ипохондрический синдром. Сенестопатии не являются нозологически специфичным симптомом: они могут встретиться при мягких неврозоподобных формах шизофрении и различных органических поражениях головного мозга, сопровождающихся мягкой неврозоподобной симптоматикой. При шизофрении обращает на себя внимание диссоциация между мягким, казалось бы, несущественным характером симптома и выраженной дезадаптацией больных.


Заключение

Основой чувственного познания является получение объективной информации об окружающем мире и внутреннем состоянии организма человека посредством работы анализаторов - зрительного, слухового, вкусового, обонятельного, тактильного и проприоцептивного. Однако анализаторы позволяют получить доступные нам в ощущениях (тепла, холода, цвета, формы, размеров, качества поверхности, тяжести, вкуса и запаха) сведения лишь об отдельных качествах предмета. Окончательное заключение о сути воспринимаемых предметов и явлений - это не просто результат суммации ощущений, а сложный процесс анализа признаков, выделение основных (смыслообразующих) качеств и второстепенных (случайных) феноменов, сопоставление полученной информации с представлениями, отражающими в памяти наш прежний жизненный опыт. Мы, например, имеем представление о том, что такое "стул", "платье", "кошелек", и узнаем эти предметы независимо от их цвета, размеров, замысловатой формы.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры